На страже Заполярья. 2019 год. Декабрь.
3 стр. * на стгажЕЗаполярья 27 декабря 2019 года ВНОВЬ ЛУЧШИЕ Об этом с гордостью говорят о себе моряки большогопротиволодочногокорабля "Североморск' Сегодня лич- —► ный составболь шого противо лодочного ко рабля "Североморск" гото вится к сдаче первой курсо вой задачи. Озвучены пла ны и по ремонту корабля. Всё-таки он уже далеко не "юноша”, но, несмотря на поступление в состав Воен но-морского флота РФ но вейших фрегатов и кор ветов, эксплуатируется по максимуму, что, естествен но, приводит к неизбежной выработке моторесурса некоторых узлов, механиз мов и агрегатов. Последний раз техническая готовность БПК "Североморск" была проверена и восстановле на почти два года назад в судоремонтном заводе в Севастополе. - Служба - службой, но праздники тоже никто не отменял, - смеётся капитан 2 ранга Руслан Гусейнов. - На носу Новый год, поэтому готовимся основательно. На нашем БПК существует множество традиций. Например, когда корабль пересекает экватор, на бор ту обязательно появляется Нептун со своей свитой. На палубе сооружается подо бие бассейна, разделён ного лентой на две полови ны, символизирующие Се верное и Южное полушария Земли. Играется сигнал "Большой сбор” . Каждый моряк, предварительно хлеб нув забортной воды из спе циально приготовленной ём кости, должен его пере плыть. После чего Нептун ставит ему на спину печать и выдаёт разрешительную грамоту о том, что этот че ловек отныне имеет право плавать по всем морям и океанам планеты.И ничего страшного, если моряк ког да-то уже проходил подоб ную процедуру, имеет "удо стоверение" от владыки мо рей. Ради общего веселья никто не отказывается от купания. Но к Новому году - люби мому празднику - мы под ходим куда более творчески. В каждом кубрике, в каждой боевой части выпускают новогоднюю газету. Жанр выпуска заранее не ого варивается, ведь все пони мают, что оценивается юмор во всех его проявлениях. А уж в каком виде газету сде лали (допустим, у кого-то много рассказов и стихов, а у кого-то рисунков), в каком формате - совершенно не важно. На праздничном ужине компетентное жюри объяв ляет (с учётом, конечно, об щественного мнения) ред коллегию - победителя. Участникам создания луч шей стенгазеты вручаются пирог и памятные подарки. Кстати, сам ужин 31 де кабря достоин отдельного рассказа. Корабельные коки заранее стараются узнать вкусы практически каждого члена экипажа. Понятно, что отдельно ник то никому готовить не будет, но мнение большинства обязательно уважат. Стоит добавить, что в чести и блю да национальной кухни раз ных народностей Россий ской Федерации, ведь эки паж БПК "Североморск" - большая дружная много национальная семья. В общем, получается вкусно, сытно и весело. Весело потому, что в этот вечер проводится конкурс художественной самодея тельности, где можно услы шать и увидеть практически всё - зажигательные танцы, душевные песни и искро мётные шутки. Когда новогодняя ночь приходится на выход в мо ре, Дедушка Мороз и Сне гурочка обязательно об ходят всех моряков и вру чают им подарки, которые заранее передают через членов женсовета БПК "Се вероморск” их родные и близкие. Но не просто так вручают: сначала человек должен исполнить какой- либо номер. Иногда эти подарки "катаются" на ко рабле до момента вручения по несколько месяцев - смотря каким по длитель ности окажется поход. А по корабельной трансля ции звучат искренние поз дравления жён, матерей и детишек, с нетерпением ждущих возвращения мо ряков. - Правда, не всегда в море удаётся отметить Но вый год, - продолжает ка питан 2 ранга Руслан Гу сейнов. - Например, в даль нем походе, когда нахо дились в Средиземном море, просто не было такой возможности - люди обя заны были находиться на боевых постах, а свободные от дежурств и вахт моряки отдыхали. Этот Новый год экипаж большого противолодочно го корабля "Североморск" будет встречать в базе. На БПК нет военнослужащих по призыву, поэтому часть экипажа в праздник пойдёт на сход, к семьям. А жен- совет во главе со Светланой Шевелёвой уже готовит поз дравления всем, кто оста нется на борту, и утренник для детишек моряков. Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива БПК "С евероморск". Новый учебный год вступил в свои права. В частях и на кораблях Северного флота идёт интенсивная боевая учёба. Североморцы настойчиво совершенствуют выучку и профессионализм, качественно отрабатывают все учебно-боевые мероприятия в море и в поле. Боевая подготовка в зимнем периоде обучения строится на том фундаменте, который был заложен в предыдущие годы. Это прежде всего огромный опыт выполнения задач различной сложности, хорошее знание материальной части и прочные навыки эксплуатации оружия и тех ники. О том, как моряки-десантники завершили прошедший и начали новый учебный год, нашему кор респонденту Александру БОНДАРЮ рассказывает командир соединения десантных кораблей капитан 1 ранга Александр КЛЁСТОВ. - Александр Ви кторович , каким был минувший учебный год для вашего соединения, на ч т о был сделан основной упор в боевой подготовке? - Боевая подготовка каждый год имеет свои особенности. Например, в прош лом году экипажи десантных кораб лей приняли учас тие в состязаниях на приз Главнокомандующего ВМФ РФ между корабельными минно-заградительными груп пами. Выступать в данной номи нации пришлось впервые за всю историю соединения. Тем не менее приз достался нам. Скажу откровенно, участво вать в подобных состязаниях было непросто, но интересно. Прежде всего потому что для нас это новое дело. К тому же при отработке данной задачи оце нивалась правильность всех действий - они должны соответ ствовать определённому такти ческому фону, требованиям ру ководящих документов. Кроме того, необходимо было разра ботать и реализовать новый тактический приём. С этим штаб соединения и экипажи БДК, участвовавшие в минных поста новках, справились. Также в завершившемся учеб ном году моряки-десантники в составе отряда боевых кораблей совершили дальний поход в Арктику, в ходе которого продол жали совершенствовать такти ческие приёмы. Это касается в первую очередь всего, что свя зано с ведением морских десант ных действий на реке. Подобная операция - тоже определённое новшество. Высадка десанта на речное побережье ещё мало исследована. В современных ру ководствах всего две страницы. К примеру, опыт проведения десантных действий на необо рудованном морском побере жье на флоте богатейший. Здесь уже всё давным-давно отра ботано, отлажено. Даже самые, казалось бы, "дикие" места осо бых трудностей не вызывают. Совсем другое дело - десанти рование на ограниченных аква ториях, таких, как река. Здесь достаточно сложно развернуться в "боевой порядок", а нужно про извести высадку десанта в высо чайшем темпе, с учётом того, что у реки сильное течение. От командиров кораблей требуются точный расчёт, умение манев рировать, чувство корабля и экипажа. К слову, именно севе роморцы стояли у истоков этого дела. Сейчас дальше накап ливаем опыт в данном направ лении, чтобы затем его сделать общим достоянием. Наши интервью В минувшем учебном году мы продолжили осваивать Арктику, решали задачи по высадке мор ского десанта на архипелаге Земля Франца-Иосифа, впервые осуществили это на острове Большевик. География наших походов в этом ре гионе весьма об ширная. Моряки- у десантники побы вали на Новой Зем ле, острове Котельном архи пелага Новосибирские острова, на мысе Челюскин и в других точках высоких широт. В меро приятиях боевой подготовки бы ло задействовано 80 процентов кораблей соединения. Также в этой связи надо отдать должное и экипажам десантных катеров. В том, что мы номинировались на приз Главнокомандующего ВМФ по морской десантной под готовке, есть и их заслуга. - Походы кораблей вашего соединения в А р к т и к у уже обычное дело. Каким с та ло плавание, ко торое заверши лось осенью 2019 года? - В 2018 году мы за одну нави гацию прошли Северным мор ским путём в Тихий океан. То есть двигались с запада на восток. Через год поступили по-другому. Курс лежал с юга на север. В каждом походе в Арктику моря ки-десантники осваивали какой- то остров или архипелаг, чтобы быть уверенными, что в случае необходимости сможем выса дить там морской десант. Погода в арктическом ре гионе непостоянна. В завершив шемся осенью плавании при решении задач у Земли Франца- Иосифа сплочённость льда бы ла очень большая. В некоторых местах пришлось отказываться от высадки, так как отдельные губы и заливы были забиты льдом. Особенность высоких широт ещё и в том, что льдины порой находятся на уровне воды МОРЯК-ДЕСАНТНИК - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ Особенность духа экипажей служит залогом успеха и радиолокационными станция ми их не обнаружить. Поэтому выставляли вахту (вперёдсмот рящих) для ведения визуального наблюдения. - Какие ещё задачи решали моряки соединения в минув шем учебном году? - Мероприятий боевой под готовки было много. Выполняли большое количество заданий, начиная от подготовки и сдачи курсовых задач и заканчивая напряжённой работой в море. Одним из значимых событий было участие в двухстороннем тактическом учении Кольской флотилии разнородных сил. В нём были задействованы почти все корабли соединения, за ис ключением БДК "Иван Грен", который пока находится в опыт ной эксплуатации. Немало места в боевой учёбе занимали такти ко-строевые занятия с личным составом морского десанта. Ведь, прежде чем выйти в море на выполнение учебно-боевых задач, нужно хорошо подгото виться, провести соответствую- «■4 А i щие занятия с морскими пехо тинцами или мотострелками. У нас с этими соединениями нала жено тесное взаимодействие. - За с ч ё т чего у д а ё т с я поддерживать техническую г о т о в н о с т ь материальной части? - Не секрет, что корабли на шего соединения старше коман диров, которые руководят их экипажами. Но почему они ходят до сих пор? Данное обстоятель ство трудно объяснить. Навер ное, потому что командиры, старшие помощники, офицеры, мичманы, старшины и матросы болеют за корабли, на которых служат. В соединении существует неписаное правило - каждый своей работой должен положить пятачок в общую копилку успеха. Потому-то все стараются делать возможное и невозможное, что бы материальная часть была в рабочем состоянии. Единство помыслов и дел всего экипажа, его монолитность позволяют решать любые поставленные задачи. Ведь моряк-десантник - это не просто принадлежность к соединению, это образ жизни. Конечно, случаются иногда неисправности - техника есть техника. Моряки быстро устра няют возникающие по ломки, следят, чтобы всё было в строю. При этом действуют слажен но, помогают друг другу, невзирая на должности и звания. Если нужно, остаются на борту и тру дятся сверхурочно. Та кая сплочённость моря- ков-десантников и слу жит залогом того, что наши корабли ходят в море. Нельзя, конечно, сбра сывать со счетов и ка чественное проведение планово-предупреди тельных осмотров и ре монтов, своевременного и про фессионального обслуживания оборудования, механизмов и ап паратуры, грамотную их эксплуа тацию. Технической готовности постоянно уделяется большое внимание. Все прекрасно пони мают, что корабль для моряка и дом, и работа, и успех в жизни. В 2019 году экипаж большого десантного корабля "Кондопога" в очередной раз подтвердил звание ударного. Перед пред стоящим дальним походом его морякам вручили специальные знаки, свидетельствующие об их принадлежности к этой катего рии военнослужащих. В новом учебном году мы ставили перед собой цель - 50 процентов ко раблей соединения должны носить звание "Ударный". По правде говоря, обязательство не лёгкое, требования очень высо кие. Оценки боевой учёбы долж ны быть не удовлетворитель ными, а только хорошими и отличными. Членам экипажей нужно стать прекрасными спе циалистами, иметь классную квалификацию. - Технический прогресс про никает во все сферы жизни, появляются новые разработ ки. Как п р о х о д я т освоение поступающ ей те хни ки , мо дернизация кораблей? - Как я уже говорил, наши корабли далеко не новые. Это если смотреть снаружи. Но их В мероприятиях боевой подготовки было задей ствовано 80 процентов кораблей соединения. Также в этой связи надо отдать должное и экипажам десантных катеров начинка постоянно меняется. Поступают новые образцы мор ских средств навигации с элек тронными картами, появляются системы гирокурсоуказания, от личные от прежних магнитные компасы, приёмоиндикаторы космической системы ГЛОНАСС. Обновляются комплексы связи, которые работают на компь ютерной базе, радиотехничес горский горняк", чтобы помочь специалистам ремонтного пред приятия выполнить определён ные работы по восстановлению средств связи. А моряки коман ды мотористов БДК "Кондопога", готовя свой корабль к дальнему походу, сами, без привлечения промышленности, перебрали главный двигатель, чтобы быть уверенными в его надёжной работе. Дело это не очень прос тое, если учесть, что поршень вместе с шатуном имеют размер в рост человека. В ходе прошлогоднего двух стороннего тактического учения артиллеристы наших кораблей впервые за много лет стреляли кое вооружение. Мы уверенно входим в третье тысячелетие. Сейчас проводится средний ремонт на большом десантном корабле "Оленегорский горняк". Внутри его уже не узнать. Там заменены энергетические сис темы, кабель-трассы, силовые щиты. Теперь всё выглядит, как на современном ледоколе. Про должаются работы в жилых и служебных помещениях с учётом требований времени. - Согласно неписаному пра вилу вашего соединения каж дый должен внести свой вклад в общий успех. Ч т о вы мо же те в э то й связи сказать об уровне профессионализма ко рабельных специалистов, ко т о р ы е с л уж а т на БДК, де сантных катерах? - Каждый военнослужащий соединения достоин всяческой похвалы. У нас есть люди, кото рые стали, по сути, легендой среди моряков-десантников. Когда я пришёл сюда лейтенан том, они тут уже служили. Сейчас командую соединением, ношу погоны капитана 1 ранга, а они ещё продолжают служить. Их профессионализм на голову выше не только сослуживцев, но и представителей промышлен ности. Взять, к примеру, главного корабельного старшину Влади мира Токового. Он сейчас отко мандирован на БДК "Олене- по морской цели сразу на зачёт без всяких подготовительных учебно-боевых мероприятий. Результат - прямое попадание. Стоит сказать и о работе руле вых. Именно от этих специа листов требуется понимание командира корабля не только с полуслова, но и по интонации голоса. От рулевого зависит, насколько точно и правильно корабль подойдёт к берегу, ста нет на упор. Ошибок в этом быть не должно, возможности пов торить манёвр иногда просто не бывает. Виртуозом в данном деле по праву считается главный старшина Владимир Чернышев, который служит на БДК "Алек сандр Отраковский". И таких при меров можно привести много. На каждом корабле есть во еннослужащие, на которых всег да и во всём можно положиться, они настоящие профессионалы в своём деле. - Ч то вы ожидаете в 2020 учебном году? - Как всегда, он будет насыщен мероприятиями боевой подго товки. В самом его начале боль шой десантный корабль "Кон допога" отправился в дальний поход. Экипажу БДК предстоит переход через Атлантику, реше ние многих интересных задач, участие в учениях во взаимо действии с другими флотами Рос сии. Также состоится длительное плавание в Арктику, в ходе ко торого будем отрабатывать но вые элементы боевой учёбы. Ожидается прибытие в базу после завершения заводского ремонта большого десантного корабля "Оленегорский горняк". Его экипаж сразу же включится в отработку задач боевой под готовки. Планируется приход нового БДК "Пётр Моргунов". Про должим опытную эксплуатацию БДК "Иван Грен". Кроме того, надеемся приобрести навыки применения палубной авиации с борта наших кораблей. Моряки будут совершенствовать свою выучку в ходе теоретического и практического обучения, базо вой подготовки, тактико-строе вых занятий. - Спасибо за беседу. Всех благ и успехов в Новом году желают морякам Дед Мороз и Снегурочка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz