На страже Заполярья. 2019 год. Август.
3 стр. ъ настш ш и п я 30 августа 2019 года А 2 сентября-Деньроссийской гвардии МАМА ВСЕГДА ПРАВА Детская мечта гвардейского офицера становится явью У каждого свой путь к офицерскому званию. Кто- то после школы поступает в высшее учебное за ведение Министерства обороны и через пять лет выпускается оттуда с погонами лейтенанта на плечах, получая соответствующий диплом. Кому- то, прежде чем дослужится до заветных звёздо чек, приходится пройти длинный и сложный путь. Это в полной мере относится к помощнику коман дира малого ракетного корабля "Айсберг" гвардии старшему лейтенанту Алексею Коновалову. С КАЗАТЬ, что ещё с малых лет Алексей знал, что станет моряком, было бы большим преу величением. Но что-то неу ловимое влекло его к лю дям в морской форме, и он всегда ими восторгался. Особенно своим дедушкой, который в своё время был военным моряком. Неиз гладимое впечатление ос тавила его парадная фор ма морского офицера и кортик. - В детстве гулял с ро дителями по родному Вол гограду и при виде моряков всегда спрашивал маму: "А я, когда выросту, стану капи таном?”, - делится воспоми наниями гвардии старший лейтенант Алексей Коно валов. - И в ответ всегда слышал: "Конечно, сынок, обязательно станешь". Может, эти мамины слова "обязательно станешь", ставшие будто пророчест вом, настолько глубоко за пали в детскую душу, что за тем превратились в своего рода жизненный ориентир. И он постоянно вёл его к мечте. Ни маленький Алё ша, ни уже взрослый Алек сей ни разу не потерял его из виду. Наверное, нельзя утвер ждать, что Лёша начал за ниматься в Клубе юных моряков Волгограда осоз нанно, сделав первый шаг к мечте. Как и всех мальчи шек, его манила морская романтика, хотелось новых впечатлений. Но в то же время это можно назвать судьбой. Она всегда вела парнишку в нужном направ лении. В Клубе юных моряков было интересно. Занятия там приносили много поз навательного. Летом совер шали шлюпочные походы от Волгограда вниз по Волге до Ахтубинска и обратно. А чего стоило плавание на учебном судне клуба, пере оборудованном из базо вого тральщика и носившем название родного города- героя. Это был предел меч таний любого мальчишки- побывать на борту такого корабля, а тем более прой ти на нём до Каспийского моря, почувствовать себя если и не настоящим мо ряком, то хотя бы немного причастным к этому мор скому братству. П ОСЛЕ школы Алексей поступил в Волгоград ское речное училище, и это уже можно назвать первым осознанным шагом к осу ществлению мечты стать моряком. Кроме того, во время учёбы он посещал курсы в ДОСААФ, на ко торые был зачислен по направлению военкомата. Конечно, юный моряк мог и отказаться от этой учёбы, ведь уже получал профиль ное образование и соответ ствующуюфлотскую профес сию в речном училище. Но юноша рассудил иначе. - В ДОСААФ я тоже при обретал ещё одну кора бельную специальность - дизелист-компрессорщик, Гвардейский малый ракетный корабль ".Айсберг". вдобавок к этому ещё и легководолаз, - говорит гвар дии старший лейтенант Алексей Коновалов.- Это повышало мои шансы по пасть на службу в Военно морской флот. По окончании речного училища ему была присво ена квалификация штур ман - помощник механика. Сразу же после получения диплома он отправился в военкомат для прохожде ния призывной комиссии. Во время собеседования у него поинтересовались, где бы хотел служить. Не за думываясь ответил - в Ана пе морским погранични ком, чем вызвал удивление у членов комиссии и лёгкий смех. Лишь военком от нёсся к этому серьёзно: - Раз ты такой тепло любивый, можем отправить служить на Каспийскую флотилию. Но в результате Алексей попал в Заполярье. В воен комате его всё-таки убеди ли, что сможет страну пос мотреть, узнать, что такое могучий Северный флот. - Когда в мае уезжал из Волгограда, было уже око ло 30 градусов тепла! Здесь же - пасмурно и всего лишь + 6. Хорошо, что куртку и свитер взял с собой. Служить гвардии матро су Коновалову выпало в гвардейском соединении охраны водного района на малом противолодочном корабле "Снежно- горск". Учитывая профессиональную подготовку, которую прошёл в ДОСААФ, его определили в электромеханичес кую боевую часть. Не последнюю роль сы грала и запись в ди пломе - помощник механика, и потому Алексея поставили не к дизелям, а наз начили телемехани- ком -автоматиком . После года пребы вания в экипаже МПК заключил конт ракт и продолжил службу в прежней должности. А ещё через год стал ко мандиром отделе ния электриков. Со временем гвар дейца заинтересо вала специальность Командир отделения электриков МПК "Снежногорск" гвардии старшина 2 ста тьи и помощник командира МРК "Айсберг" гвардии старший лейтенант Алексей Ко новалов. чать второй контракт, Алек сей попросился на долж ность старшего гидроакус тика, чтобы быть в центре событий. В МОРЕ он не раз дока зывал свою професси ональную состоятельность, умело справлялся с постав ленными задачами. Его знания, практические на выки и стали определяю щим фактором при назна чении старшиной команды гидроакустиков. Не будет преувеличением сказать, что в успехе корабельной ность инжене- ра-радиотехни- ка. Через шесть лет учёбы,с по лучением дип лома о высшем образовании, на его погонах появились мичманские звёздочки. Но в этом звании он пробыл всего лишь год. Командование соединения отметило старание в служ бе, хорошие практические навыки и богатый опыт гвар дии мичмана Коновалова и предложило ему офицер- Алексей Коновалов встретил в новой должности - помощ ника командира малого ра кетного корабля "Айсберг". За небольшой период вре мени офицер уже успел поу частвовать на МРК в вы полнении нескольких меро приятий боевой подготовки. Нужно заметить, что по мощник командира малого ракетного корабля в море на ходу выполняет ещё и обязанности вахтенного офицера. К ним Алексею не привыкать, штурманскими навыками он обладает в полном объёме. Да и рань ше был вахтенным офи цером боевого информаци онного поста, получил дол жную подготовку. Кстати, при объявлении учебных тревог гвардии старший лейтенант Коновалов засту пает вахтенным офицером в составе первой боевой смены. А она состоит из наиболее подготовленных и опытных специалистов. Должность помощника командира МРК - очеред ная ступенька, которая вплотную приближает офи цера к командирскому мос тику. Права была мама - у Алексея есть все шансы стать капитаном, то есть ко мандиром боевого корабля. Александр БОНДАРЬ. Фото из архива гвардии старшего лейтенанта Алексея КОНОВАЛОВА. Должность помощника командира МРК - очередная ступенька, которая вплотную приближает офицера к командирскому мостику противолодочной группы,в которую входил и МПК "Снежногорск", завоёвывав шей в то время призы Глав кома ВМФ по противоло дочной подготовке, была и доля заслуги гвардии глав ного корабельного стар шины Алексея Коновалова. Конечно, он понимал, чтобы достичь серьёзных высот в службе, нужно в первую очередь получить скую должность - инженера БЧ-4,7 малого ракетного ко рабля "Рассвет" с последу ющим присвоением оче редного воинского звания лейтенант. Три года Алексей успешно справлялся с эти ми обязанностями. Организаторские спо собности, служебное рве ние были оценены по досто инству. И Новый 2019 год гвардии старший лейтенант гидроакустика. Ведь на противолодочном корабле именно ему принадлежит основная роль в поиске под водной лодки противника. И когда пришла пора заклю- хорошее образование. Од ного речного училища явно мало, поэтому Алексей и поступил в Мурманский тех нический университет, где заочно освоил специаль- в процессе эксплуатации пре дыдущих кораблей. Субмарина третьего поколе ния воплотила в себе множество новых технологических решений. На борту - ракетное и минно-тор педное оружие, у неё высокая скрытность, что позволяет ре- Наша справка Гвардейская подводная лодка "Гепард", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок, заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе "Севмаш " в Северодвинске. Имя "Гепард" атомоходу было присвоено 22 февраля 1993 года, с ним он был включён в списки кораблей ВМФ. В 1997 году подводная лодка унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки "К-22" проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. В январе 2002 года вошла в состав 24-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. Одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс" (шифр "Щука-Б") вступила в состав ВМФ России 4 декабря 2001 года. В марте 2014 года корабельный боевой расчёт крейсерской атомной подводной лодки "Гепард" награждён переходящим кубком командующего Северным флотом по итогам конкурса профессионального мастерства. Т эпард" способен выполнять множество разнообразных за дач, поэтому относится к классу многоцелевых подводныхлодок и предназначен для борьбы как с подводными, так и с надвод ными кораблями противника. имеет конструктивные особен- шать широкий спектр задач. Сей- ности, в ней учтены все недос- час этой "кошке" 18 лет, и она татки, которые были выявлены всегда готова к "прыжку". Как пояснил офи- +■ цер, многоцелевая АПЛ "Гепард" - по следняя лодка се рии и лучшая в проекте. Она несколько отличается от ос тальных. Здесь немного иное техническое оснащение, она Командир радиотехнической боевой части гвардии капитан 3 ранга Юрий Гаврилов проводит занятие по специальности с техником гидроакустической группы гвардии старшим мичманом Андреем Воронцовым. Дежурный электрик гвардии старший матрос Александр Мандрыгин обеспечивает жизнедеятельность подводного "охотника "с помощью общекорабельной системы "Молибден ". "ГЕПАРД" ВСЕГДА ГОТОВ К "ПРЫЖКУ" Эта гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка - самая ходовая в "звериной" дивизии - Потому и интенсивность боевой подготовки высокая, с моря в море, времени отмечать День российской гвардии нет, - отшучивается командир экипа жа АПЛ. - Конечно, личный сос тав будет построен, услышит поздравления, получит заслу женные поощрения. На вопрос о лучших подраз делениях корабля командир экипажа ответил, что выбирать сложно, каждое выполняет оп ределённые задачи, и сравни вать боевые части между собой он не может, так как у них разное предназначение. - Если учитывать критерии дисциплины, да, возможно вы явить, кто лучше, кто хуже. Но я делать этого не хочу, - добавил гвардии капитан 1 ранга. - Грубых дисциплинарных проступков в этом году не было. У нас такая атмосфера в коллективе, что все вместе и каждый в отдельности стараются претендовать на зва ние "лучший". Как же командир этого до бился? - Всё просто, ещё адмирал Макаров установил, что обучать нужно только личным приме ром, по принципу "делай как я". Самому нужно быть честным, по рядочным, хорошим человеком, грамотным специалистом , и тогда все будут стараться со ответствовать командиру, - по Многоцелевая АПЛ "Гепард" - последняя лодка серии и лучшая в проекте. Она несколько отличается от остальных. Здесь немного иное техническое оснащение, она имеет конструктивные особенности, в ней учтены все недостатки, которые были выявлены в процессе эксплуатации предыдущих кораблей выход из сложившихся обстоя тельств, как поступление в во енное училище и дальнейшая служба в Вооружённых силах России, оказался оптимальным, - вспоминает Дмитрий Маслов. - Я поступил в Высшее военно-мор ское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова на факультет радиотехнического вооружения подводных лодок. Совершенно атомных подводных ракетонос цев. Но молодой человек не растерялся и почти сразу обра тился к командиру соединения с просьбой о переводе. Так и сказал: "Хочу служить на ваших новых кораблях". И уже в августе был назначен на должность инженера гидроакустической группы в экипаж многоцелевой АПЛ "Волк". окончил, старшим помощником стал. Командиром экипажа "Гепар да" Дмитрий Маслов был назна чен в 2014 году и вот уже пять лет возглавляет отлично под готовленный гвардейский кол лектив. Анна КОРОЛЬКОВА Фото автора и Владлены КАЮШИНОЙ. ничего не знал ни о службе на подводных лодках, ни о них самих. Так что учёба лёгкой не была. Когда попал в училище, конечно, сама система меня не сколько шокировала. Во время прохождения "курса молодого бойца" я даже подумал, что не туда попал. Но потом постепенно привык, втянулся. Самое слож ное - первый курс, переломный и в моральном смысле. Да и со школьной программы сразу пе репрыгивать на высшую матема тику мне было тоже непросто. Но, несмотря на это, училище Дмитрий Маслов окончил бле стяще и даже был третий в рей тинге. - И было 3 места в Ново российскую базу. Первые двое рванули туда. А мой товарищ был четвёртым, я знал - он тоже очень хочет туда. Ну я вышел и сказал ему: "Я на Север запи сался", - делится нынешний ко мандир. На самом деле, выбор пал на Северный флот не только из благородных мотивов помощи другу. На 4-м курсе Дмитрий Маслов проходил стажировку именно в "звериной" дивизии. - В то время "Гепарда" ещё не было, а там стояла новейшая лодка "Вепрь”. Красивая, ещё не тронутая морем, - с ностальгией в голосе произносит офицер. - Как же не хотеть служить на таких кораблях? Правда, распределили лей тенанта в соседнюю дивизию - Там хороший коллектив был, меня сразу приняли, поддер жали. Интенсивность плавания была очень высока. Лодки все новые, в год мы по 100 суток в морях проводили. Вот так сразу в оборот попадаешь, и через полтора-два года из тебя полу чается хороший, опытный офи цер. Через три года я уже получил назначение на должность ко мандира боевой части, - говорит офицер морской гвардии. Вспоминая годы службы, Дмит рий Николаевич говорит, что жизнь неслась бешеным тем пом: сходил на боевую службу командиром боевой части, потом помощником командира - триж ды в разных экипажах, академию делился секретом Дмитрий Ни колаевич. На кого равняются Сам Дмитрий Маслов стал опытным и грамотным специа листом благодаря своему упор ству, труду, ответственному и пре данному отношению к службе. Подводников, да и вообще моряков в роду командира под водного корабля не было. Вырос Дмитрий Маслов в Таллине, ма ма - повар, папа - экскаваторщик. - Школу я окончил в 1993 году, в то время отношение к русским в Эстонии стало не очень дру жественным, да и семья моя была небогатой. Поэтому такой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz