На страже Заполярья. 2019 год. Август.

3 стр. ъ настш ш и п я 30 августа 2019 года А 2 сентября-Деньроссийской гвардии МАМА ВСЕГДА ПРАВА Детская мечта гвардейского офицера становится явью У каждого свой путь к офицерскому званию. Кто- то после школы поступает в высшее учебное за­ ведение Министерства обороны и через пять лет выпускается оттуда с погонами лейтенанта на плечах, получая соответствующий диплом. Кому- то, прежде чем дослужится до заветных звёздо­ чек, приходится пройти длинный и сложный путь. Это в полной мере относится к помощнику коман­ дира малого ракетного корабля "Айсберг" гвардии старшему лейтенанту Алексею Коновалову. С КАЗАТЬ, что ещё с малых лет Алексей знал, что станет моряком, было бы большим преу­ величением. Но что-то неу­ ловимое влекло его к лю­ дям в морской форме, и он всегда ими восторгался. Особенно своим дедушкой, который в своё время был военным моряком. Неиз­ гладимое впечатление ос­ тавила его парадная фор­ ма морского офицера и кортик. - В детстве гулял с ро­ дителями по родному Вол­ гограду и при виде моряков всегда спрашивал маму: "А я, когда выросту, стану капи­ таном?”, - делится воспоми­ наниями гвардии старший лейтенант Алексей Коно­ валов. - И в ответ всегда слышал: "Конечно, сынок, обязательно станешь". Может, эти мамины слова "обязательно станешь", ставшие будто пророчест­ вом, настолько глубоко за­ пали в детскую душу, что за­ тем превратились в своего рода жизненный ориентир. И он постоянно вёл его к мечте. Ни маленький Алё­ ша, ни уже взрослый Алек­ сей ни разу не потерял его из виду. Наверное, нельзя утвер­ ждать, что Лёша начал за­ ниматься в Клубе юных моряков Волгограда осоз­ нанно, сделав первый шаг к мечте. Как и всех мальчи­ шек, его манила морская романтика, хотелось новых впечатлений. Но в то же время это можно назвать судьбой. Она всегда вела парнишку в нужном направ­ лении. В Клубе юных моряков было интересно. Занятия там приносили много поз­ навательного. Летом совер­ шали шлюпочные походы от Волгограда вниз по Волге до Ахтубинска и обратно. А чего стоило плавание на учебном судне клуба, пере­ оборудованном из базо­ вого тральщика и носившем название родного города- героя. Это был предел меч­ таний любого мальчишки- побывать на борту такого корабля, а тем более прой­ ти на нём до Каспийского моря, почувствовать себя если и не настоящим мо­ ряком, то хотя бы немного причастным к этому мор­ скому братству. П ОСЛЕ школы Алексей поступил в Волгоград­ ское речное училище, и это уже можно назвать первым осознанным шагом к осу­ ществлению мечты стать моряком. Кроме того, во время учёбы он посещал курсы в ДОСААФ, на ко­ торые был зачислен по направлению военкомата. Конечно, юный моряк мог и отказаться от этой учёбы, ведь уже получал профиль­ ное образование и соответ­ ствующуюфлотскую профес­ сию в речном училище. Но юноша рассудил иначе. - В ДОСААФ я тоже при­ обретал ещё одну кора­ бельную специальность - дизелист-компрессорщик, Гвардейский малый ракетный корабль ".Айсберг". вдобавок к этому ещё и легководолаз, - говорит гвар­ дии старший лейтенант Алексей Коновалов.- Это повышало мои шансы по­ пасть на службу в Военно­ морской флот. По окончании речного училища ему была присво­ ена квалификация штур­ ман - помощник механика. Сразу же после получения диплома он отправился в военкомат для прохожде­ ния призывной комиссии. Во время собеседования у него поинтересовались, где бы хотел служить. Не за­ думываясь ответил - в Ана­ пе морским погранични­ ком, чем вызвал удивление у членов комиссии и лёгкий смех. Лишь военком от­ нёсся к этому серьёзно: - Раз ты такой тепло­ любивый, можем отправить служить на Каспийскую флотилию. Но в результате Алексей попал в Заполярье. В воен­ комате его всё-таки убеди­ ли, что сможет страну пос­ мотреть, узнать, что такое могучий Северный флот. - Когда в мае уезжал из Волгограда, было уже око­ ло 30 градусов тепла! Здесь же - пасмурно и всего лишь + 6. Хорошо, что куртку и свитер взял с собой. Служить гвардии матро­ су Коновалову выпало в гвардейском соединении охраны водного района на малом противолодочном корабле "Снежно- горск". Учитывая профессиональную подготовку, которую прошёл в ДОСААФ, его определили в электромеханичес­ кую боевую часть. Не последнюю роль сы­ грала и запись в ди­ пломе - помощник механика, и потому Алексея поставили не к дизелям, а наз­ начили телемехани- ком -автоматиком . После года пребы­ вания в экипаже МПК заключил конт­ ракт и продолжил службу в прежней должности. А ещё через год стал ко­ мандиром отделе­ ния электриков. Со временем гвар­ дейца заинтересо­ вала специальность Командир отделения электриков МПК "Снежногорск" гвардии старшина 2 ста­ тьи и помощник командира МРК "Айсберг" гвардии старший лейтенант Алексей Ко­ новалов. чать второй контракт, Алек­ сей попросился на долж­ ность старшего гидроакус­ тика, чтобы быть в центре событий. В МОРЕ он не раз дока­ зывал свою професси­ ональную состоятельность, умело справлялся с постав­ ленными задачами. Его знания, практические на­ выки и стали определяю­ щим фактором при назна­ чении старшиной команды гидроакустиков. Не будет преувеличением сказать, что в успехе корабельной ность инжене- ра-радиотехни- ка. Через шесть лет учёбы,с по­ лучением дип­ лома о высшем образовании, на его погонах появились мичманские звёздочки. Но в этом звании он пробыл всего лишь год. Командование соединения отметило старание в служ­ бе, хорошие практические навыки и богатый опыт гвар­ дии мичмана Коновалова и предложило ему офицер- Алексей Коновалов встретил в новой должности - помощ­ ника командира малого ра­ кетного корабля "Айсберг". За небольшой период вре­ мени офицер уже успел поу­ частвовать на МРК в вы­ полнении нескольких меро­ приятий боевой подготовки. Нужно заметить, что по­ мощник командира малого ракетного корабля в море на ходу выполняет ещё и обязанности вахтенного офицера. К ним Алексею не привыкать, штурманскими навыками он обладает в полном объёме. Да и рань­ ше был вахтенным офи­ цером боевого информаци­ онного поста, получил дол­ жную подготовку. Кстати, при объявлении учебных тревог гвардии старший лейтенант Коновалов засту­ пает вахтенным офицером в составе первой боевой смены. А она состоит из наиболее подготовленных и опытных специалистов. Должность помощника командира МРК - очеред­ ная ступенька, которая вплотную приближает офи­ цера к командирскому мос­ тику. Права была мама - у Алексея есть все шансы стать капитаном, то есть ко­ мандиром боевого корабля. Александр БОНДАРЬ. Фото из архива гвардии старшего лейтенанта Алексея КОНОВАЛОВА. Должность помощника командира МРК - очередная ступенька, которая вплотную приближает офицера к командирскому мостику противолодочной группы,в которую входил и МПК "Снежногорск", завоёвывав­ шей в то время призы Глав­ кома ВМФ по противоло­ дочной подготовке, была и доля заслуги гвардии глав­ ного корабельного стар­ шины Алексея Коновалова. Конечно, он понимал, чтобы достичь серьёзных высот в службе, нужно в первую очередь получить скую должность - инженера БЧ-4,7 малого ракетного ко­ рабля "Рассвет" с последу­ ющим присвоением оче­ редного воинского звания лейтенант. Три года Алексей успешно справлялся с эти­ ми обязанностями. Организаторские спо­ собности, служебное рве­ ние были оценены по досто­ инству. И Новый 2019 год гвардии старший лейтенант гидроакустика. Ведь на противолодочном корабле именно ему принадлежит основная роль в поиске под­ водной лодки противника. И когда пришла пора заклю- хорошее образование. Од­ ного речного училища явно мало, поэтому Алексей и поступил в Мурманский тех­ нический университет, где заочно освоил специаль- в процессе эксплуатации пре­ дыдущих кораблей. Субмарина третьего поколе­ ния воплотила в себе множество новых технологических решений. На борту - ракетное и минно-тор­ педное оружие, у неё высокая скрытность, что позволяет ре- Наша справка Гвардейская подводная лодка "Гепард", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок, заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе "Севмаш " в Северодвинске. Имя "Гепард" атомоходу было присвоено 22 февраля 1993 года, с ним он был включён в списки кораблей ВМФ. В 1997 году подводная лодка унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки "К-22" проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. В январе 2002 года вошла в состав 24-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. Одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс" (шифр "Щука-Б") вступила в состав ВМФ России 4 декабря 2001 года. В марте 2014 года корабельный боевой расчёт крейсерской атомной подводной лодки "Гепард" награждён переходящим кубком командующего Северным флотом по итогам конкурса профессионального мастерства. Т эпард" способен выполнять множество разнообразных за­ дач, поэтому относится к классу многоцелевых подводныхлодок и предназначен для борьбы как с подводными, так и с надвод­ ными кораблями противника. имеет конструктивные особен- шать широкий спектр задач. Сей- ности, в ней учтены все недос- час этой "кошке" 18 лет, и она татки, которые были выявлены всегда готова к "прыжку". Как пояснил офи- +■ цер, многоцелевая АПЛ "Гепард" - по­ следняя лодка се­ рии и лучшая в проекте. Она несколько отличается от ос­ тальных. Здесь немного иное техническое оснащение, она Командир радиотехнической боевой части гвардии капитан 3 ранга Юрий Гаврилов проводит занятие по специальности с техником гидроакустической группы гвардии старшим мичманом Андреем Воронцовым. Дежурный электрик гвардии старший матрос Александр Мандрыгин обеспечивает жизнедеятельность подводного "охотника "с помощью общекорабельной системы "Молибден ". "ГЕПАРД" ВСЕГДА ГОТОВ К "ПРЫЖКУ" Эта гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка - самая ходовая в "звериной" дивизии - Потому и интенсивность боевой подготовки высокая, с моря в море, времени отмечать День российской гвардии нет, - отшучивается командир экипа­ жа АПЛ. - Конечно, личный сос­ тав будет построен, услышит поздравления, получит заслу­ женные поощрения. На вопрос о лучших подраз­ делениях корабля командир экипажа ответил, что выбирать сложно, каждое выполняет оп­ ределённые задачи, и сравни­ вать боевые части между собой он не может, так как у них разное предназначение. - Если учитывать критерии дисциплины, да, возможно вы­ явить, кто лучше, кто хуже. Но я делать этого не хочу, - добавил гвардии капитан 1 ранга. - Грубых дисциплинарных проступков в этом году не было. У нас такая атмосфера в коллективе, что все вместе и каждый в отдельности стараются претендовать на зва­ ние "лучший". Как же командир этого до­ бился? - Всё просто, ещё адмирал Макаров установил, что обучать нужно только личным приме­ ром, по принципу "делай как я". Самому нужно быть честным, по­ рядочным, хорошим человеком, грамотным специалистом , и тогда все будут стараться со­ ответствовать командиру, - по­ Многоцелевая АПЛ "Гепард" - последняя лодка серии и лучшая в проекте. Она несколько отличается от остальных. Здесь немного иное техническое оснащение, она имеет конструктивные особенности, в ней учтены все недостатки, которые были выявлены в процессе эксплуатации предыдущих кораблей выход из сложившихся обстоя­ тельств, как поступление в во­ енное училище и дальнейшая служба в Вооружённых силах России, оказался оптимальным, - вспоминает Дмитрий Маслов. - Я поступил в Высшее военно-мор­ ское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова на факультет радиотехнического вооружения подводных лодок. Совершенно атомных подводных ракетонос­ цев. Но молодой человек не растерялся и почти сразу обра­ тился к командиру соединения с просьбой о переводе. Так и сказал: "Хочу служить на ваших новых кораблях". И уже в августе был назначен на должность инженера гидроакустической группы в экипаж многоцелевой АПЛ "Волк". окончил, старшим помощником стал. Командиром экипажа "Гепар­ да" Дмитрий Маслов был назна­ чен в 2014 году и вот уже пять лет возглавляет отлично под­ готовленный гвардейский кол­ лектив. Анна КОРОЛЬКОВА Фото автора и Владлены КАЮШИНОЙ. ничего не знал ни о службе на подводных лодках, ни о них самих. Так что учёба лёгкой не была. Когда попал в училище, конечно, сама система меня не­ сколько шокировала. Во время прохождения "курса молодого бойца" я даже подумал, что не туда попал. Но потом постепенно привык, втянулся. Самое слож­ ное - первый курс, переломный и в моральном смысле. Да и со школьной программы сразу пе­ репрыгивать на высшую матема­ тику мне было тоже непросто. Но, несмотря на это, училище Дмитрий Маслов окончил бле­ стяще и даже был третий в рей­ тинге. - И было 3 места в Ново­ российскую базу. Первые двое рванули туда. А мой товарищ был четвёртым, я знал - он тоже очень хочет туда. Ну я вышел и сказал ему: "Я на Север запи­ сался", - делится нынешний ко­ мандир. На самом деле, выбор пал на Северный флот не только из благородных мотивов помощи другу. На 4-м курсе Дмитрий Маслов проходил стажировку именно в "звериной" дивизии. - В то время "Гепарда" ещё не было, а там стояла новейшая лодка "Вепрь”. Красивая, ещё не­ тронутая морем, - с ностальгией в голосе произносит офицер. - Как же не хотеть служить на таких кораблях? Правда, распределили лей­ тенанта в соседнюю дивизию - Там хороший коллектив был, меня сразу приняли, поддер­ жали. Интенсивность плавания была очень высока. Лодки все новые, в год мы по 100 суток в морях проводили. Вот так сразу в оборот попадаешь, и через полтора-два года из тебя полу­ чается хороший, опытный офи­ цер. Через три года я уже получил назначение на должность ко­ мандира боевой части, - говорит офицер морской гвардии. Вспоминая годы службы, Дмит­ рий Николаевич говорит, что жизнь неслась бешеным тем­ пом: сходил на боевую службу командиром боевой части, потом помощником командира - триж­ ды в разных экипажах, академию делился секретом Дмитрий Ни­ колаевич. На кого равняются Сам Дмитрий Маслов стал опытным и грамотным специа­ листом благодаря своему упор­ ству, труду, ответственному и пре­ данному отношению к службе. Подводников, да и вообще моряков в роду командира под­ водного корабля не было. Вырос Дмитрий Маслов в Таллине, ма­ ма - повар, папа - экскаваторщик. - Школу я окончил в 1993 году, в то время отношение к русским в Эстонии стало не очень дру­ жественным, да и семья моя была небогатой. Поэтому такой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz