На страже Заполярья. 2019 год. Август.

7 стр. ★наn rm шитья 23 августа 2019 года К 75-лети разгрома немецко- войск Заполярье Так когда-то назвал свои воспоминания защитник полуостро­ ва Рыбачий, инже­ нер-фортификатор капитан-лейтенант Лев Борисович Берн­ штейн. В публика­ ции ветеран делил­ ся мыслями об укреплениях советских и немецких войск на хребте Муста-Тунтури в первой и второй линиях обо­ роны. С долей скептицизма с фронтовиком можно со­ гласиться - это действительно были две противоборст­ вующие крепости. Наша - чуть победнее, у горных егерей с такими наворотами, что порой диву даёшься, как они это смогли сделать и как наши смогли всё это победить. Эта тема нет-нет, да и возни- Это была не слепая атака, а кала в среде ветеранов в 70-80-е хорошо продуманная операция, КРЕПОСТЬ У МОРЯ нег. В задачу служивых входило разбросать эти купюры перед наступающими морпехами. Ну и третья линия, назовем её "не­ проходимая’ - это были склады в районе озера Суормус-ярви. Как же развивалось наступ­ ление с учётом этих реалий? Ни­ кто ведь не знал о кознях друг друга. К примеру, фашисты были ошеломлены ураганным огнём, который открыла по их обороне наша артиллерия. В одночасье на головы обороняющихся при­ летело 47 тысяч снарядов и мин Морская пехота штурмует сопку на хребте Муста-Тунтури. годы прошлого века. Одни, и их было большинство, приписыва­ ли успехи наших наступающих войск героизму и мужеству совет­ ских солдат, другие, а таких были единицы, несмело намекали на то, что можно было бы и не штур­ мовать отвесные скалы, обильно поливая их кровью, а подождать день-два и егеря сами бы ушли. Как ни странно, правы были и те и другие. Действительно, толь­ ко советский солдат, а точнее морской пехотинец, способен был штурмовать Муста-Тунтури. Идти, ползти прямо на пулемё­ ты. Конечно, можно было бы это­ го не делать, и австрийцы дейст­ вительно бы ушли, так как войска Карельского фронта уже проби­ вались от высот Кариквайвишь к Печенге и могли закрыть путь к отступлению, но тогда это была бы уже не война и, конечно же, это было бы не в традициях рус­ ской армии. Итак, в ночь с 9 на 10 октября 1944 года морская пехота Север­ ного флота пошла в наступление на укрепления, которые созда­ вались и совершенствовались немецкими инженерами 1200 дней и ночей. основанная на данных разведки, показаниях пленных и резуль­ татах авиасъёмок. В архиве со­ хранились детальные схемы всех немецких опорных пунктов с опи­ санием огневых точек и минных полей, ходов сообщений и линий связи, расположения миномёт­ ных и артиллерийских батарей. Знали почти всё, но противник тоже был не лыком шит. Их разведка также знала, кто и как будет наступать, сколько бойцов, кто командиры. Исходя из этих данных, немецкие офи­ церы с присущей им щепетиль­ ностью подготовили план плано­ мерного отступления. По сигналу "Ч* были выведены из строя дальнобойные орудия, утопле­ ны в озёрах ненужные докумен­ ты и лишние боеприпасы, зами­ нированы дороги и стратегиче­ ские объекты. В опорных пунктах оставалось оптимальное коли­ чество личного состава, только те, кто вёл огонь на поражение. Это первая линии обороны. Вторая - "идеологическая". В районе озера Тие-ярви, сразу за Муста-Тунтури, егеря оставили отделение солдат с двумя меш­ ками фальшивых советских де- разных калибров. Почти по 8 сна­ рядов на один метр фронта! Все мы знаем науку великого Суворова о взятии крепостей. Она была применена и в этом случае. Под грохот канонады в тыл горным егерям была высажена 63-я бри­ гада морской пехоты. Фашисты пытались было этому воспрепят­ ствовать, открыли артогонь, даже повредили торпедный катер но­ мер 202. Бригада понесла поте­ ри в виде одного погибшего и пя­ ти раненых моряков. Десантники быстро сгруппиро­ вались и вдоль системы озёр, се­ годня известных нам как "Швей­ цария", устремилась к Пароваар- ской дороге. Положение гарнизона кре­ пости на Муста-Тунтури стало со­ всем плачевным. Но обречён­ ные егеря не сдавались. По разработанному в штабе Северного оборонительного района плану наступления танки "Матильда" английского произ­ водства должны были скрытно подойти к сопке Большая Муста- Тунтури и решительно устремить­ ся в атаку по колонному пути, проложенному сапёрами. Наша разведка наивно предполагала, что правее сопки существует по­ строенная ещё финнами дорога от казармы Ивари до Пароваары. Танки пришли, а дороги-то нет. Как результат, вместо танкового прикрытия наступающая в том месте 12-я бригада морской пе­ хоты прокладывала себе путь грудью бойцов. Понятно, что на самом слож­ ном участке атаковали штрафни­ ки 614-й отдельной штрафной роты. А кто ещё мог наступать на двухсотпятидесятиметровые не­ приступные, да ещё и стреляю­ щие скалы? Только штрафники. Они погибали только головой впе­ рёд. Ползли и погибали, ползли и погибали. В 1987 году поисковый отряд Саши Анучина их так и поднимал: все останки были черепами к вершине, вперёд. А на той самой вершине было всего лишь 12 еге­ рей, но у них было много пат­ ронов, хорошие доты и велико­ лепный сектор обстрела. И косили эти двенадцать без­ условно отважных австрийцев ряды атакующих,не выбирая це­ ли. Косили до тех пор, пока два морпеха Алексей Клепач и Алек­ сандр Данильченко не закрыли своими телами амбразуры из­ вергающих смерть дотов. Кстати, они были штрафниками. Покорив Большую Муста-Тун­ тури, морские пехотинцы вышли на прифронтовую не­ мецкую дорогу и уст­ ремились вперёд. Вот тут и должна была сра­ ботать вторая, "идео­ логическая" линия обо­ роны фашистов. Ис­ полнители сделали всё как надо: прямо на дороге рассыпали не­ сколько тысяч совет­ ских рубпей. Наивные, они думали, что рус­ ские тут же кинутся их собирать, делить, драться. Да ничего по­ добного: прошагали сапоги по купюрам, только шелест стоял. Знай наших! Между тем наступ­ ление продолжалось. Отдельные группы еге­ рей вступали в бой. Крепкая перестрелка завязалась на развил­ ке Муста-Тунтури - Титовка - Па- роваара. С трудом был взят и этот рубеж. Но вот следующий, "непрохо­ димый", оказался крепким ореш­ ком - это были склады. Большие склады. Такие большие, что шнап­ са хватило на то, чтобы вывести их строя две бригады морской пехоты. Через сутки всё испра­ вилось. Командиры навели по­ рядок, люди вновь пошли в нас­ тупление, но те сутки помогли выжить многим горным егерям. По-другому развивалась ата­ ка на левом фланге, со стороны губы Кутовая. По плану наступ­ ления, по дороге через перевал должны были продвигаться на­ ша артиллерия, обозы снабже­ ния. Горные егеря это прекрасно понимали и на хорошо укреплён­ ной высоте Скалистая оставили усиленный опорный пункт. Уси­ ленный до такой степени, что на­ ступающий там 348-й отдельный батальон морской пехоты це­ лые сутки не мог найти к нему под­ ходы. Ценой своей жизни спас ситуацию житель города Монче­ горска Леонид Мустейкис. Подоб­ равшись к немецкому доту, он за­ крыл его амбразуру своим телом. Обозы двинулись вперёд, но очень и очень медленно. Иду­ щие в авангарде сапёры то и дело останавливали движение и извлекали из дорожного полот­ на или с обочин заложенные противником фугасы. Участвую­ щий в том наступлении минёр Суринович вспоминал: - Дорога напоминала колбасу, обильно начинённую взрыво­ опасными предметами. снаряды. Мимо них прогрохотали тракторы с орудиями 104-го арт­ полка, прошла пехота. За ней ко­ выляла упряжка уставших ло­ шадей. На телеге старшина стрел­ ковой роты со своим хозяйством. Неизвестно, на что уж там насту­ пила бедная лошадь, но взрыв был такой силы, что сопки за­ плясали. Когда дым и гарь рас­ сеялись, на дороге уже никого не было, как не было и её самой. Это была последняя потеря, по­ несённая нашими войсками при штурме Крепости у моря. Закончилась война. Линия фронта на Муста-Тунтури как бы законсервировалась в своём первозданном виде. Из-за боль­ шого количества сохранившихся взрывоопасных предметов её редко кто посещал. Помню, ког­ да в 1977 году мы с доброволь­ цами строили обелиск на месте подвига отряда капитана Юне- вича, то сапёры специально для нас проделали проходы в двух минных полях. Идёшь по тропе с мешком цемента на плечах, а справа и слева от тебя торчат усики немецких прыгающих мин. Угроза подрыва существова­ ла, но поисковики во главе со Львом Васильевичем Журиным год за годом поднимали останки погибших на скалах морских пе­ хотинцев. С годами дошли руки энтузиастов и до заброшенных воинских захоронений. Сегодня Крепость у моря - туристический шя » . ж ' . Минута молчания у памятника героям полуостровов Рыбачий и Средний. Как ни старались сапёры, все- таки недоглядели - рвануло... Случилось это уже после того, как колонна втянулась на рокад­ ную дорогу, ведущую в сторону Пароваары. На обочине под ска­ лой лежали сложенные в несколь­ ко рядов 210-миллиметровые обьект Кольского полуострова, своеобразный памятник героиз­ му и мужеству защитников полу­ островов Средний и Рыбачий. Слава Богу! Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед. ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА В о ж д ь народов - на борту "Декабриста " 20 июля 1933 года корабли ЭОН-1, миновав пос­ ледний, девятнадцатый шлюз, вошли в Сороку (ныне Беломорск). Здесь подводникам предстояло установить на штатные места артиллерийские и зенитные орудия, снятые ещё в Кронштадте, за­ грузить аккумуляторные батареи, торпеды, при­ нять топливо, масло и различное корабельное имущество, произвести покраску и только потом продолжить путь. мостике - Сталин, Вороши­ лов, Киров. Ситальщик с "Анохина" замахал флажками, вызы- В день прихода в Сороку вая "Урицкого". Матросская Иван Колышкин заступил наука крепко отложилась в дежурным по кораблю, и вот что он написал в - своих воспоминаниях: / "Утро 21 июля под­ кралось незаметно - Начало в номере за 9 августа Герои советского подплава летом в этих широтах было куда светлее, чем во время белых ночей в Ленинграде. После чая я поднялся на мостик. Наш командир - Бо­ рис Александрович Секунов - был уже там. Направив бинокль на шлюз № 19, он что-то внимательно рас­ сматривал. Потом перешёл к стереотрубе. Я тоже стал присматриваться в том на­ правлении, но ничего при­ мечательного, кроме какого- то речного парохода, не об­ наружил. - Взгляните-ка, - произ­ нёс, обращаясь ко мне Се­ кунов, - по-моему, на мос­ тике парохода стоит това- моей памяти, и я без труда прочёл адресованный флаг­ ману семафор: "Личному со­ ставу кораблей прибыть на шлюз". Через несколько ми­ нут наш сигнальщик прини­ мал уже с "Урицкого" сема­ фор такого же содержания. Команда была быстро построена на верхней палу­ бе, и все, кроме дежурных и вахтенных,направились к шлюзу. Туда же двигались и команды остальных кораб­ лей экспедиции. Не расста­ ваясь с биноклем, я наблю­ дал за тем, что происходи­ ло на шлюзе. А там, на бе­ регу, около стоявшего в шлю­ зе "Анохина" начался ми- дружно зааплодировали. Сталин поднялся на возвы­ шение. Он сказал об эконо­ мическом значении Севера в жизни нашей Родины, о его природных богатствах и об открытом незамерзаю­ щем море, о том, что всё это надо оберегать от любых неожиданностей. - Судьба Севера в ваших руках, - закончил он своё выступление. Возвратившиеся на лод­ ку моряки возбуждённо де­ лились впечатлениями о митинге. А тем вре- — ч менем руководители партии и правитель- s ' ства начали осмат­ ривать корабли. До­ шла очередь и до "Д-1". Первым на борт ступил нар­ ком Ворошилов, за ним - Сталин, потом Киров и все остальные. Сначала Воро­ шилову отрапортовал ко­ мандир, после него - я, де­ журный по кораблю. Гости обменялись с нами рукопо­ жатиями. Прозвучала ко­ манда, и подводники, пост­ роившиеся на палубе по большому сбору, разбежа­ лись по боевым постам. Гос­ ти спустились в лодку. Обо­ шли весь корабль - от пер­ вого до седьмого отсека. Они интересовались наз­ начением отдельных ме­ ханизмов и вооружения, Если на Балтике в надводном положении в летний период бы­ ло просто, то здесь в пургу, в туман, в осенний и зимний периоды штурманам приходилось сложнее. Нужно было не только ориен­ тироваться вслепую, но и учитывать смену приливных и отливных течений рищ Сталин, рядом с ним Ворошилов и кто-то ещё. Предположение коман­ дира показалось мне мало­ вероятным: с какой стати появятся здесь Сталин и члены правительства вот так неожиданно, безо вся­ кого предупреждения? Я подошёл к стереотрубе и приник к окулярам. Вот лин­ зы отчетливо выхватили на­ звание парохода - "Анохин". Вот в них вписался мостик. Ошибки быть не может: на тинг. У меня даже шевель­ нулось острое чувство за­ висти: товарищи так близко видят членов правитель­ ства, слышат их, а ты сиди тут на лодке... Моряки потом рассказы­ вали, что первым с речью выступил Ворошилов. Он го­ ворил о необходимости на­ дёжной обороны северных рубежей страны, о задачах военных моряков. Когда он закончил, кто-то попросил выступить Сталина. Все говорили о трудностях служ­ бы, ожидающих нас на Се­ вере. Сталин спросил, сколько лодок входит в состав диви­ зиона. Ему ответили, что три. - А у вас только две, где же третья? Очевидно, этот разговор и предопределил срочное формирование ЭОН-2, в которую входил и "Красно­ гвардеец" - подводная лод­ ка "Д-3". Пожелав нам успехов в боевой подготовке и в даль­ нейшем плавании к новому месту службы, гости возвра­ тились на пароход. "Ано­ хин", выйдя из шлюза, про­ следовал мимо наших ко­ раблей к пристани". Служба "Декабриста" на Севере Первые походы "Декаб­ риста" навсегда вошли в историю освоения Север­ ного морского театра и были весьма поучительны­ ми. Опыт накапливался по­ степенно, раз за разом. А началось всё с того, что при первом пробном погруже­ нии здесь, на Севере, под­ водная лодка не смогла уйти под воду, хотя плот­ ность её и была известна, но к ней надо было при­ способиться, не набрать лишнего балласта, чтобы подводный корабль не про­ валился на опасные глу­ бины. Штурманы знали о полярных морях по лоции, но в жизни оказалось слож­ нее, чем описано в книгах. Если на Балтике в над­ водном положении в летний период было просто, то здесь в пургу, в туман, в осен­ ний и зимний периоды штур­ манам приходилось слож­ нее. Нужно было не только ориентироваться вслепую, но и учитывать смену при­ ливных и отливных течений. Этого они не встречали ни на Балтике, ни на Чёрном море. Если внезапно наплывал туман, то следовало немед­ ленно менять курс лодки и отходить, так как течение за эти часы могло изменить направление, и подводную лодку прижало бы к берегам или же выбросило на скалы. Хороших подробных ат­ ласов течений у Мурманско­ го побережья в те годы не существовало. Горло Белого моря было изучено лучше, да и атлас этого района был хорошим, но и тут неопыт­ ный штурман мог погубить корабль, потому что в мо­ мент перемены направ­ ления ветров он подводил. Обледенение для лю ­ бого корабля является по­ мехой. А вот для подводной лодки - это один из самых грозных врагов. Клапаны вентиляции закупорива ­ лись льдом. Антенна по­ крывалась наледью, что лишало лодку связи. Ска­ лывать лёд в шторм не­ возможно, ибо волны смо­ ют подводников с палубы. Если погружаться для того, чтобы лёд оттаял в воде, в тупами дно могло принести много неприятностей. По­ рой подводные скалы об­ разовывали свод, напоми­ нающий звериную нору. Вой­ дя в неё, подводная лодка могла оказаться в камен­ ных тисках. Поэтому совер­ шать первые походы на Се­ вере было трудно даже в мирные будни. Первые выходы подвод­ ных лодок "Декабрист", "На- Иосиф Сталин и нарком Климент Ворошилов под­ нимаются на борт подводной лодки “Декабрист”. штормовую погоду тоже рис­ кованно. Волна может пе­ ревернуть подводную лод­ ку в тот момент, когда она достигнет нулевой плаву­ чести. Лёд и даёт лодке по­ ложительную плавучесть, а при оттаивании под водой возвращает ей настоящий вес. Тогда подводный ко­ рабль неожиданно может стремительно падать в глу­ бины... В тридцатые годы про­ шлого века подводные те­ чения и грунты в полярных морях были изучены слабо. Даже на проверенных, ка­ залось бы, небольших глу­ бинах "Декабристу" ложить­ ся на грунт было опасно. Скалистое, изломанное ус- родоволец" и "Красногвар­ деец" в море были непро­ должительными. Сопро­ вождаемые манёвренной базой "Умба", они сначала ходили в Кольском заливе, затем побывали в губах Ара и Ура. Глубокой осенью 1933 года дивизион в тяжё­ лых штормовых условиях совершил поход к Тери- берке - Иоканьге. Это были своего рода штурманские походы, в которых коман­ диры лодок, штурманы и вахтенные командиры изу­ чали театр, зарисовывали и запоминали характерные ориентиры береговой черты. К октябрю 1933 года в со­ ставе Северной военной флотилии был создан от­ дельный дивизион подвод­ ных лодок. Его плавбазой был по-прежнему неболь­ шой транспорт "Умба". Ко­ мандиром дивизиона был назначен Максим Скрига- нов. Подводными лодками командовали: "Д-1" - Борис Секунов, "Д-2" - Лев Рейс- нер и "Д-3" - Константин Грибоедов. К маю 1934 года ремонт кораблей закончился, и завершилась базовая под­ готовка экипажей отдель­ ного дивизиона подводных лодок. Командиры РККФ первого сектора штаба фло­ тилии под руководством Ва­ силия Андреева спланиро­ вали первый дальний по­ ход. Перед подводниками были поставлены конкрет­ ные учебно-боевые задачи, которые им предстояло от­ работать в полигонах Бе­ лого моря. Константин Грибоедов, уже ставший командиром дивизиона, вывел из Коль­ ского залива весь дивизион. "Декабрист", "Народоволец" и "Красногвардеец" дошли сначала до мыса Нордкап, а затем уже легли на курс в горло Белого моря. "Декабрист" - первый лучший корабль СВФ Осенью 1934 года под­ водным лодкам типа "Де­ кабрист" были присвоены литеры: Д-1 - "Декабрист", Д-2 - "Народоволец" и Д-3 - "Краснофлотец". К концу 1934 года коман­ дование Северной военной флотилии отметило значи­ тельные успехи в боевой и политической подготовке эки­ пажа "Д-1" под командова­ нием Бориса Секунова. Ог­ раждение рубки подводной лодки с обеих сторон укра­ сили призовые звёзды - зна­ ки высокого боевого мастер­ ства экипажа. "Д-1" была пер­ вым лучшим кораблём Се­ верной военной флотилии. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz