На страже Заполярья. 2019 год. Август.
7 стр. ★наn rm шитья 23 августа 2019 года К 75-лети разгрома немецко- войск Заполярье Так когда-то назвал свои воспоминания защитник полуостро ва Рыбачий, инже нер-фортификатор капитан-лейтенант Лев Борисович Берн штейн. В публика ции ветеран делил ся мыслями об укреплениях советских и немецких войск на хребте Муста-Тунтури в первой и второй линиях обо роны. С долей скептицизма с фронтовиком можно со гласиться - это действительно были две противоборст вующие крепости. Наша - чуть победнее, у горных егерей с такими наворотами, что порой диву даёшься, как они это смогли сделать и как наши смогли всё это победить. Эта тема нет-нет, да и возни- Это была не слепая атака, а кала в среде ветеранов в 70-80-е хорошо продуманная операция, КРЕПОСТЬ У МОРЯ нег. В задачу служивых входило разбросать эти купюры перед наступающими морпехами. Ну и третья линия, назовем её "не проходимая’ - это были склады в районе озера Суормус-ярви. Как же развивалось наступ ление с учётом этих реалий? Ни кто ведь не знал о кознях друг друга. К примеру, фашисты были ошеломлены ураганным огнём, который открыла по их обороне наша артиллерия. В одночасье на головы обороняющихся при летело 47 тысяч снарядов и мин Морская пехота штурмует сопку на хребте Муста-Тунтури. годы прошлого века. Одни, и их было большинство, приписыва ли успехи наших наступающих войск героизму и мужеству совет ских солдат, другие, а таких были единицы, несмело намекали на то, что можно было бы и не штур мовать отвесные скалы, обильно поливая их кровью, а подождать день-два и егеря сами бы ушли. Как ни странно, правы были и те и другие. Действительно, толь ко советский солдат, а точнее морской пехотинец, способен был штурмовать Муста-Тунтури. Идти, ползти прямо на пулемё ты. Конечно, можно было бы это го не делать, и австрийцы дейст вительно бы ушли, так как войска Карельского фронта уже проби вались от высот Кариквайвишь к Печенге и могли закрыть путь к отступлению, но тогда это была бы уже не война и, конечно же, это было бы не в традициях рус ской армии. Итак, в ночь с 9 на 10 октября 1944 года морская пехота Север ного флота пошла в наступление на укрепления, которые созда вались и совершенствовались немецкими инженерами 1200 дней и ночей. основанная на данных разведки, показаниях пленных и резуль татах авиасъёмок. В архиве со хранились детальные схемы всех немецких опорных пунктов с опи санием огневых точек и минных полей, ходов сообщений и линий связи, расположения миномёт ных и артиллерийских батарей. Знали почти всё, но противник тоже был не лыком шит. Их разведка также знала, кто и как будет наступать, сколько бойцов, кто командиры. Исходя из этих данных, немецкие офи церы с присущей им щепетиль ностью подготовили план плано мерного отступления. По сигналу "Ч* были выведены из строя дальнобойные орудия, утопле ны в озёрах ненужные докумен ты и лишние боеприпасы, зами нированы дороги и стратегиче ские объекты. В опорных пунктах оставалось оптимальное коли чество личного состава, только те, кто вёл огонь на поражение. Это первая линии обороны. Вторая - "идеологическая". В районе озера Тие-ярви, сразу за Муста-Тунтури, егеря оставили отделение солдат с двумя меш ками фальшивых советских де- разных калибров. Почти по 8 сна рядов на один метр фронта! Все мы знаем науку великого Суворова о взятии крепостей. Она была применена и в этом случае. Под грохот канонады в тыл горным егерям была высажена 63-я бри гада морской пехоты. Фашисты пытались было этому воспрепят ствовать, открыли артогонь, даже повредили торпедный катер но мер 202. Бригада понесла поте ри в виде одного погибшего и пя ти раненых моряков. Десантники быстро сгруппиро вались и вдоль системы озёр, се годня известных нам как "Швей цария", устремилась к Пароваар- ской дороге. Положение гарнизона кре пости на Муста-Тунтури стало со всем плачевным. Но обречён ные егеря не сдавались. По разработанному в штабе Северного оборонительного района плану наступления танки "Матильда" английского произ водства должны были скрытно подойти к сопке Большая Муста- Тунтури и решительно устремить ся в атаку по колонному пути, проложенному сапёрами. Наша разведка наивно предполагала, что правее сопки существует по строенная ещё финнами дорога от казармы Ивари до Пароваары. Танки пришли, а дороги-то нет. Как результат, вместо танкового прикрытия наступающая в том месте 12-я бригада морской пе хоты прокладывала себе путь грудью бойцов. Понятно, что на самом слож ном участке атаковали штрафни ки 614-й отдельной штрафной роты. А кто ещё мог наступать на двухсотпятидесятиметровые не приступные, да ещё и стреляю щие скалы? Только штрафники. Они погибали только головой впе рёд. Ползли и погибали, ползли и погибали. В 1987 году поисковый отряд Саши Анучина их так и поднимал: все останки были черепами к вершине, вперёд. А на той самой вершине было всего лишь 12 еге рей, но у них было много пат ронов, хорошие доты и велико лепный сектор обстрела. И косили эти двенадцать без условно отважных австрийцев ряды атакующих,не выбирая це ли. Косили до тех пор, пока два морпеха Алексей Клепач и Алек сандр Данильченко не закрыли своими телами амбразуры из вергающих смерть дотов. Кстати, они были штрафниками. Покорив Большую Муста-Тун тури, морские пехотинцы вышли на прифронтовую не мецкую дорогу и уст ремились вперёд. Вот тут и должна была сра ботать вторая, "идео логическая" линия обо роны фашистов. Ис полнители сделали всё как надо: прямо на дороге рассыпали не сколько тысяч совет ских рубпей. Наивные, они думали, что рус ские тут же кинутся их собирать, делить, драться. Да ничего по добного: прошагали сапоги по купюрам, только шелест стоял. Знай наших! Между тем наступ ление продолжалось. Отдельные группы еге рей вступали в бой. Крепкая перестрелка завязалась на развил ке Муста-Тунтури - Титовка - Па- роваара. С трудом был взят и этот рубеж. Но вот следующий, "непрохо димый", оказался крепким ореш ком - это были склады. Большие склады. Такие большие, что шнап са хватило на то, чтобы вывести их строя две бригады морской пехоты. Через сутки всё испра вилось. Командиры навели по рядок, люди вновь пошли в нас тупление, но те сутки помогли выжить многим горным егерям. По-другому развивалась ата ка на левом фланге, со стороны губы Кутовая. По плану наступ ления, по дороге через перевал должны были продвигаться на ша артиллерия, обозы снабже ния. Горные егеря это прекрасно понимали и на хорошо укреплён ной высоте Скалистая оставили усиленный опорный пункт. Уси ленный до такой степени, что на ступающий там 348-й отдельный батальон морской пехоты це лые сутки не мог найти к нему под ходы. Ценой своей жизни спас ситуацию житель города Монче горска Леонид Мустейкис. Подоб равшись к немецкому доту, он за крыл его амбразуру своим телом. Обозы двинулись вперёд, но очень и очень медленно. Иду щие в авангарде сапёры то и дело останавливали движение и извлекали из дорожного полот на или с обочин заложенные противником фугасы. Участвую щий в том наступлении минёр Суринович вспоминал: - Дорога напоминала колбасу, обильно начинённую взрыво опасными предметами. снаряды. Мимо них прогрохотали тракторы с орудиями 104-го арт полка, прошла пехота. За ней ко выляла упряжка уставших ло шадей. На телеге старшина стрел ковой роты со своим хозяйством. Неизвестно, на что уж там насту пила бедная лошадь, но взрыв был такой силы, что сопки за плясали. Когда дым и гарь рас сеялись, на дороге уже никого не было, как не было и её самой. Это была последняя потеря, по несённая нашими войсками при штурме Крепости у моря. Закончилась война. Линия фронта на Муста-Тунтури как бы законсервировалась в своём первозданном виде. Из-за боль шого количества сохранившихся взрывоопасных предметов её редко кто посещал. Помню, ког да в 1977 году мы с доброволь цами строили обелиск на месте подвига отряда капитана Юне- вича, то сапёры специально для нас проделали проходы в двух минных полях. Идёшь по тропе с мешком цемента на плечах, а справа и слева от тебя торчат усики немецких прыгающих мин. Угроза подрыва существова ла, но поисковики во главе со Львом Васильевичем Журиным год за годом поднимали останки погибших на скалах морских пе хотинцев. С годами дошли руки энтузиастов и до заброшенных воинских захоронений. Сегодня Крепость у моря - туристический шя » . ж ' . Минута молчания у памятника героям полуостровов Рыбачий и Средний. Как ни старались сапёры, все- таки недоглядели - рвануло... Случилось это уже после того, как колонна втянулась на рокад ную дорогу, ведущую в сторону Пароваары. На обочине под ска лой лежали сложенные в несколь ко рядов 210-миллиметровые обьект Кольского полуострова, своеобразный памятник героиз му и мужеству защитников полу островов Средний и Рыбачий. Слава Богу! Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед. ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА В о ж д ь народов - на борту "Декабриста " 20 июля 1933 года корабли ЭОН-1, миновав пос ледний, девятнадцатый шлюз, вошли в Сороку (ныне Беломорск). Здесь подводникам предстояло установить на штатные места артиллерийские и зенитные орудия, снятые ещё в Кронштадте, за грузить аккумуляторные батареи, торпеды, при нять топливо, масло и различное корабельное имущество, произвести покраску и только потом продолжить путь. мостике - Сталин, Вороши лов, Киров. Ситальщик с "Анохина" замахал флажками, вызы- В день прихода в Сороку вая "Урицкого". Матросская Иван Колышкин заступил наука крепко отложилась в дежурным по кораблю, и вот что он написал в - своих воспоминаниях: / "Утро 21 июля под кралось незаметно - Начало в номере за 9 августа Герои советского подплава летом в этих широтах было куда светлее, чем во время белых ночей в Ленинграде. После чая я поднялся на мостик. Наш командир - Бо рис Александрович Секунов - был уже там. Направив бинокль на шлюз № 19, он что-то внимательно рас сматривал. Потом перешёл к стереотрубе. Я тоже стал присматриваться в том на правлении, но ничего при мечательного, кроме какого- то речного парохода, не об наружил. - Взгляните-ка, - произ нёс, обращаясь ко мне Се кунов, - по-моему, на мос тике парохода стоит това- моей памяти, и я без труда прочёл адресованный флаг ману семафор: "Личному со ставу кораблей прибыть на шлюз". Через несколько ми нут наш сигнальщик прини мал уже с "Урицкого" сема фор такого же содержания. Команда была быстро построена на верхней палу бе, и все, кроме дежурных и вахтенных,направились к шлюзу. Туда же двигались и команды остальных кораб лей экспедиции. Не расста ваясь с биноклем, я наблю дал за тем, что происходи ло на шлюзе. А там, на бе регу, около стоявшего в шлю зе "Анохина" начался ми- дружно зааплодировали. Сталин поднялся на возвы шение. Он сказал об эконо мическом значении Севера в жизни нашей Родины, о его природных богатствах и об открытом незамерзаю щем море, о том, что всё это надо оберегать от любых неожиданностей. - Судьба Севера в ваших руках, - закончил он своё выступление. Возвратившиеся на лод ку моряки возбуждённо де лились впечатлениями о митинге. А тем вре- — ч менем руководители партии и правитель- s ' ства начали осмат ривать корабли. До шла очередь и до "Д-1". Первым на борт ступил нар ком Ворошилов, за ним - Сталин, потом Киров и все остальные. Сначала Воро шилову отрапортовал ко мандир, после него - я, де журный по кораблю. Гости обменялись с нами рукопо жатиями. Прозвучала ко манда, и подводники, пост роившиеся на палубе по большому сбору, разбежа лись по боевым постам. Гос ти спустились в лодку. Обо шли весь корабль - от пер вого до седьмого отсека. Они интересовались наз начением отдельных ме ханизмов и вооружения, Если на Балтике в надводном положении в летний период бы ло просто, то здесь в пургу, в туман, в осенний и зимний периоды штурманам приходилось сложнее. Нужно было не только ориен тироваться вслепую, но и учитывать смену приливных и отливных течений рищ Сталин, рядом с ним Ворошилов и кто-то ещё. Предположение коман дира показалось мне мало вероятным: с какой стати появятся здесь Сталин и члены правительства вот так неожиданно, безо вся кого предупреждения? Я подошёл к стереотрубе и приник к окулярам. Вот лин зы отчетливо выхватили на звание парохода - "Анохин". Вот в них вписался мостик. Ошибки быть не может: на тинг. У меня даже шевель нулось острое чувство за висти: товарищи так близко видят членов правитель ства, слышат их, а ты сиди тут на лодке... Моряки потом рассказы вали, что первым с речью выступил Ворошилов. Он го ворил о необходимости на дёжной обороны северных рубежей страны, о задачах военных моряков. Когда он закончил, кто-то попросил выступить Сталина. Все говорили о трудностях служ бы, ожидающих нас на Се вере. Сталин спросил, сколько лодок входит в состав диви зиона. Ему ответили, что три. - А у вас только две, где же третья? Очевидно, этот разговор и предопределил срочное формирование ЭОН-2, в которую входил и "Красно гвардеец" - подводная лод ка "Д-3". Пожелав нам успехов в боевой подготовке и в даль нейшем плавании к новому месту службы, гости возвра тились на пароход. "Ано хин", выйдя из шлюза, про следовал мимо наших ко раблей к пристани". Служба "Декабриста" на Севере Первые походы "Декаб риста" навсегда вошли в историю освоения Север ного морского театра и были весьма поучительны ми. Опыт накапливался по степенно, раз за разом. А началось всё с того, что при первом пробном погруже нии здесь, на Севере, под водная лодка не смогла уйти под воду, хотя плот ность её и была известна, но к ней надо было при способиться, не набрать лишнего балласта, чтобы подводный корабль не про валился на опасные глу бины. Штурманы знали о полярных морях по лоции, но в жизни оказалось слож нее, чем описано в книгах. Если на Балтике в над водном положении в летний период было просто, то здесь в пургу, в туман, в осен ний и зимний периоды штур манам приходилось слож нее. Нужно было не только ориентироваться вслепую, но и учитывать смену при ливных и отливных течений. Этого они не встречали ни на Балтике, ни на Чёрном море. Если внезапно наплывал туман, то следовало немед ленно менять курс лодки и отходить, так как течение за эти часы могло изменить направление, и подводную лодку прижало бы к берегам или же выбросило на скалы. Хороших подробных ат ласов течений у Мурманско го побережья в те годы не существовало. Горло Белого моря было изучено лучше, да и атлас этого района был хорошим, но и тут неопыт ный штурман мог погубить корабль, потому что в мо мент перемены направ ления ветров он подводил. Обледенение для лю бого корабля является по мехой. А вот для подводной лодки - это один из самых грозных врагов. Клапаны вентиляции закупорива лись льдом. Антенна по крывалась наледью, что лишало лодку связи. Ска лывать лёд в шторм не возможно, ибо волны смо ют подводников с палубы. Если погружаться для того, чтобы лёд оттаял в воде, в тупами дно могло принести много неприятностей. По рой подводные скалы об разовывали свод, напоми нающий звериную нору. Вой дя в неё, подводная лодка могла оказаться в камен ных тисках. Поэтому совер шать первые походы на Се вере было трудно даже в мирные будни. Первые выходы подвод ных лодок "Декабрист", "На- Иосиф Сталин и нарком Климент Ворошилов под нимаются на борт подводной лодки “Декабрист”. штормовую погоду тоже рис кованно. Волна может пе ревернуть подводную лод ку в тот момент, когда она достигнет нулевой плаву чести. Лёд и даёт лодке по ложительную плавучесть, а при оттаивании под водой возвращает ей настоящий вес. Тогда подводный ко рабль неожиданно может стремительно падать в глу бины... В тридцатые годы про шлого века подводные те чения и грунты в полярных морях были изучены слабо. Даже на проверенных, ка залось бы, небольших глу бинах "Декабристу" ложить ся на грунт было опасно. Скалистое, изломанное ус- родоволец" и "Красногвар деец" в море были непро должительными. Сопро вождаемые манёвренной базой "Умба", они сначала ходили в Кольском заливе, затем побывали в губах Ара и Ура. Глубокой осенью 1933 года дивизион в тяжё лых штормовых условиях совершил поход к Тери- берке - Иоканьге. Это были своего рода штурманские походы, в которых коман диры лодок, штурманы и вахтенные командиры изу чали театр, зарисовывали и запоминали характерные ориентиры береговой черты. К октябрю 1933 года в со ставе Северной военной флотилии был создан от дельный дивизион подвод ных лодок. Его плавбазой был по-прежнему неболь шой транспорт "Умба". Ко мандиром дивизиона был назначен Максим Скрига- нов. Подводными лодками командовали: "Д-1" - Борис Секунов, "Д-2" - Лев Рейс- нер и "Д-3" - Константин Грибоедов. К маю 1934 года ремонт кораблей закончился, и завершилась базовая под готовка экипажей отдель ного дивизиона подводных лодок. Командиры РККФ первого сектора штаба фло тилии под руководством Ва силия Андреева спланиро вали первый дальний по ход. Перед подводниками были поставлены конкрет ные учебно-боевые задачи, которые им предстояло от работать в полигонах Бе лого моря. Константин Грибоедов, уже ставший командиром дивизиона, вывел из Коль ского залива весь дивизион. "Декабрист", "Народоволец" и "Красногвардеец" дошли сначала до мыса Нордкап, а затем уже легли на курс в горло Белого моря. "Декабрист" - первый лучший корабль СВФ Осенью 1934 года под водным лодкам типа "Де кабрист" были присвоены литеры: Д-1 - "Декабрист", Д-2 - "Народоволец" и Д-3 - "Краснофлотец". К концу 1934 года коман дование Северной военной флотилии отметило значи тельные успехи в боевой и политической подготовке эки пажа "Д-1" под командова нием Бориса Секунова. Ог раждение рубки подводной лодки с обеих сторон укра сили призовые звёзды - зна ки высокого боевого мастер ства экипажа. "Д-1" была пер вым лучшим кораблём Се верной военной флотилии. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz