На страже Заполярья. 2019 год. Август.
5 стр. &нап ш Заполярья 23 августа 2019 года РОЖДЁННЫЙ ЛЕТАТЬ Североморским вертолётчикам все задачи по плечу Заместитель командира вертолётной эскадрильи гвардей ской Киевской ордена Суворова II степени Краснознамён ной авиабазы Северного флота гвардии майор Владимир Малышко в должности меньше года. Грамотный, дисцип линированный офицер, настоящий профессионал своего дела, на которого всегда можно положиться, - так отзыва ется о нём вышестоящее командование. В ладимиру Александровичу, казалось, самой судьбой было предназначено стать воен ным вертолётчиком. Ему был всего месяц от роду, когда его отец, окончивший к тому време ни Ворошиловградское высшее военное авиа ционное училище штур манов, по распределе нию попал служить на Северный флот. Так мальчик оказался в гарнизоне авиаторов Сафоново-1. - В то время там ба зировались четыре ави ационных полка, - рас сказывает офицер. - Вот и получилось, что всё детство я провёл на аэродромах среди са молётов и вертолётов. Отец частенько сажал меня в кабину, знако мил с оборудованием,объяснял назначение различных прибо ров. Конечно, не в младенческом возрасте, но когда подрос, у меня появилась любовь к небу, мечта стать лётчиком. Тем более что прадед по материнской ли нии во время Великой Отечест венной войны воевал в истреби тельном полку легендарого Александра Покрышкина. В од ном из воздушных боёв он погиб. Кстати, его останки и самолёт нашли сравнительно недавно - около десяти лет назад. Мечта воплотилась в жизнь с поступлением в Сызранское высшее военное училище лёт чиков. Поступил легко, сдав все вступительные экзамены на "отлично". Правда, первоначаль но Владимир планировал стать истребителем. Но к тому време ни, а это был 1998 год, единст венное в России училище, гото вящее лётчиков-истребителей, закрылось. В те годы Вооружён ные силы РФ, чего греха таить, большей частью не жили, а вы живали. Стремительно прибли жался дефолт, и недофинанси рование сказалось в первую очередь именно на военном образовании. Курсантские годы гвардии майор Владимир Малышко вспо минает как один из самых лучших периодов в жизни: - Во-первых, нравился сам процесс учёбы. Конечно, воз никали некоторые трудности. Например, на втором курсе, когда начали вводить специаль ные предметы (аэродинамику и воздушную навигацию), иногда случались сбои в усвоении но вого материала, но потом всё "устаканилось". Грамотные пре подаватели всё объясняли до ходчиво и вразумительно, а если было нужно, занимались с кур сантами дополнительно. Да и самоподготовка никогда не была лишней. Много народу со мной на курсе тоже оказались из Мурманской области - из самой столицы Коль ского Заполярья, Апати тов, Африканды... Мы быстро сдружились, во всём друг другу помогали - и в учёбе, и в спорте (в училище было множест во спортивных секций, и немалую часть свобод ного времени мы прово дили там). Выросший в неболь шом посёлке, Владимир Малышко с удовольстви ем прогуливался по сравнительно большому городу, любуясь архитектурой, часто заходил в краеведческий музей. Б ольше всего курсанту запом нился день 24 июня 2001 го да: - Даже время помню - 13 ча сов 15 минут. Курсанты Малышко и Малявка (так вот удивительно сложилось) впервые вдвоём на вертолёте Ми-8 поднялись в небо без инструктора. Конечно, упражнения были самыми про стыми - взлёт, зависание в воз духе и посадка. Сначала я на командирском месте, потом он. "Отвисели" каждый по 5 минут. Но и этого хватило, для того чтобы внутри появилась какая- то особенная гордость - всё, я уже настоящий вертолётчик. И даже немного свысока стал поглядывать на тех, кто ещё не поднимался в воздух самосто ятельно. Пять курсантских лет про мелькнули, как один миг. И вот - снова Северный флот. Первая должность - правый лётчик - помощник командира на вер толёте Ми-8. - В принципе, нас и учили ле тать именно на Ми-8, - поясняет гвардии майор Малышко. - Лишь на последнем курсе мы освоили ещё и Ми-24. Поэтому всего че рез несколько месяцев службы меня направили в Торжок, где я довольно быстро переучился на вертолёт Ка-27. Очень хотелось базироваться на кораблях, ле тать над морем, выполнять про тиволодочные задачи. Только потом, когда меня назначили командиром экипажа на Ка-27, я понял, что на самом деле зна чит базироваться на корабле. Не было сложным работать на ТАВКР "Адмирал Флота Со ветского Союза Кузнецов", на котором я ходил в свой первый дальний поход в Средиземное море. С него влетаешь и на него садишься так, как будто под тобой аэродром. Там же взлёт ная палуба - как футбольное поле, не промахнуться. И совсем другое дело - вертолётная па луба на больших противолодоч ных кораблях размером 10 на 15 метров. Необходимо попасть точно в круг, чтобы техники наки нули на вертолёт цепи и он не соскользнул за борт. Первые посадки на БПК я производил с инструктором . Сначала - полное непонимание того, что с тобой и машиной про исходит. Инструктор кричит, ко рабль движется, его качает. А садиться всё равно нужно! И так - несколько раз, пока не привык нешь и не запомнишь алгоритм действий, не научишься действо вать осознанно. Осознанно - это когда уже без инструктора, когда понимаешь, что, в случае чего, тебе уже никто не поможет и не подскажет. Кроме тебя на борту ещё двое, их жизни в твоих ру ках... Страха не было, но было какое-то чувство, которое сло вами так просто не передашь. Сейчас, конечно, волнения поч ти нет, но осторожность соблю даешь всегда, - так рассказывает о лётной работе офицер. Основными задачами авиа базы в летнем периоде обучения были и остаются противолодоч ное и поисково-спасательное обеспечение сил и средств Се верного флота: - Например, в проходившем недавно учении "Океанский щит - 2019"принимали участие более 50 летательных аппаратов на шей базы, в том числе самолёты Ил-38, Ту-142 и вертолёты Ка-27. Все успешно выполнили постав ленные задачи. Благодаря мастерству техни ческого персонала техника ведёт себя вполне прилично. Конечно, периодически возникают непо ладки, но они оперативно устра няются. Что и говорить, машины уже далеко не новые, но заре комендовали себя очень надёж ными. Наши вертолёты участвовали и в главном военно-морском па раде, который состоялся в День Военно-морского флота Россий ской Федерации в Санкт-Петер бурге. Обеспечение выполнено на оценку "отлично". Александр ПАНЮШКИН. Фото из архива Владимира МАЛЫШКО. Вертолётная палуба на больших противолодочных кораблях размером 10 на 15 метров. Необходимо попасть точно в круг, чтобы техники накинули на вертолёт цепи и он не соскользнул за борт ВСЕОБЩИЕ, РАВНЫЕ, ПРЯМЫЕ Э то принципы, определяющие права российских граждан как участников выборов Под руководством заместителя командующего Северным флотом по военно-политической работе капитана 1 ранга Владислава Павлова прошло со вещание по вопросам организационно-техничес кого обеспечения подготовки и проведения в гар низонах флота 8 сентября единого дня голосова ния и участия военнослужащих в выборах губер натора Мурманской области и депутатов Советов нескольких муниципальных образований. РАТНАЯ СЛАВА ОТЕЧЕСТВА 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.) ПЕРЕЛОМ Им стала победа советских войск в Курской битве Великой Отечественной войны В совещании приняли участие заместитель пред седателя избирательной комиссии Мурманской об ласти Елизавета Евсюкова, председатель Северомор ской территориальной из бирательной комиссии Татьяна Ищенко, замести тели командующих объе динениями и командиров соединений, воинских час тей и кораблей по военно политической работе, руко водители рабочих групп по организации выборов в гар низонах и воинских частях. Вступительным словом совещание открыл замес титель командующего Се верным флотом по военно политической работе капи тан 1 ранга Владислав Пав лов. Он отметил, что ос новная задача органов во енного управления - обес печить участие военнослу жащих флота в голосова нии, реализацию их консти туционных прав - избирать и быть избранными. Выступившие на совеща нии Елизавета Евсюкова и Татьяна Ищенко подчеркну ли, что работа по взаимо действию с Северным фло том в данном направлении выстроена на деловой ос нове, все возникающие воп росы решаются быстро и легко. С организацией голо сования военнослужащих и членов их семей даже в самых отдалённых точках проблем не возникает. Ко мандование флота во всём идёт навстречу избиркому, выделяет технику, в том числе вертолёты, для реа лизации избирательных прав граждан в трудно доступных местах. Корабли и суда Северного флота, находящиеся в море, также обеспечены всем необ ходимым для проведения единого дня голосования. В списки избирателей включены и находящиеся на их борту военнослужа щие подразделений десан та, дислоцированных в Мур манской области. Согласо вана процедура проведе ния голосования на отда лённых постах. В воинских коллективах и в дальних гарнизонах среди воен нослужащих и гражданского персонала ведётся широ кая разъяснительная рабо та о порядке организации и проведения выборов. В свою очередь, секре тарь рабочей группы Север ного флота по организа ционно-техническому обес печению избирательного процесса Александр Коло тое проинформировал при сутствующих о ходе под готовки к предстоящим вы борам непосредственно на местах. По его словам, ны нешняя избирательная кампания для северомор цев особенная. Объясняет ся это тем, что впервые за многие годы экипажам 22 кораблей и судов Северно го флота предстоит голосо вать в море. Для обеспече ния избирательного про цесса командиры частей и подразделений, их замес тители по военно-полити ческой работе, руководи тели рабочих групп делают всё необходимое. Так, там созданы избирательные участки, посредством элек тронной связи флотские специалисты передают се вероморцам всю нужную для проведения выборов документацию, продуман вопрос оперативной пере дачи в избиркомы резуль татов голосования и под счёта голосов. Кроме того, приняты меры для про ведения досрочного голо сования на постах наблю дения и маяках в трудно доступных районах. Там находятся более 300 изби рателей. И будут приняты все меры , чтобы люди мог ли использовать своё пра во голоса. В завершение совеща ния заместитель коман дующего Северным фло том по военно-политичес кой работе капитан 1 ранга Владислав Павлов обратил внимание присутствующих на проведение необходи мой организационной и информационной работы, нацеленной на обеспече ние предстоящих выборов. В рабочем порядке был затронут вопрос оформле ния уголков избирателей, в которых должна находить ся только официальная информация. В то же время необходимо исключить лю бого рода агитацию в воин ских коллективах. В ходе совещания были даны ответы на вопросы организаторов избиратель ного процесса в гарнизонах и частях, а также выданы различные методические материалы. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. Сообщения —f о данной опе рации совет ские развед чики начали доставлять ещё в начале 1943-го, а 12 апреля 1943 года на стол советского лидера был по ложен документ, в котором содержалась полная ин формация об операции - сроки её проведения, так тика и стратегия герман ской армии. Трудно было предположить, что бы про изошло, если бы разведка не справилась со своей ра ботой. Вероятно, немцам всё же удалось бы прорвать нашу оборону, так как под готовка к операции "Цита дель" была более чем серь ёзной - к ней готовились не хуже, чем к операции "Бар баросса". Курская битва, продол жавшаяся с 5 июля по 23 ав густа, была жестокой и бес пощадной. Победа в ней досталась советским вой скам большой ценой. В сражении они потеряли 863303 человека, в том числе 254470 безвозврат но. Потери в технике сос тавили: 6064 танка и САУ, 5244 орудия и миномёта, 1626 боевых самолётов. Что касается потерь вермахта, то сведения о них отры вочны и неполны. В совет ских работах представля лись данные, согласно ко торым в ходе Курской битвы немецкие войска потеряли 500 тысяч человек, 1,5 ты сячи танков, 3 тысячи ору дий и миномётов. Отно сительно потерь в самолё тах имеются сведения, что только в период оборони тельного этапа Курской битвы немецкая сторона потеряла безвозвратно около 400 боевых машин, тогда как советская - около 1000. Однако в жестоких боях в воздухе погибли мно гие опытные немецкие асы, воевавшие уже не один год на Восточном фронте, сре ди них 9 кавалеров "Рыцар ского креста". Пожалуй, исход Курской битвы определило танко вое сражение под Прохо- ровкой, которое состоялось 12 июля. Бой начался рано утром. Боевые порядки сто рон довольно быстро сме шались, и уже через нес колько часов после начала сражения трудно было ра зобрать, где чьи танки. Пока основная часть тан ковых войск была связана боем, немцы решили за действовать танковую груп пу "Кемпф", которая насту пала на левый фланг совет ских войск. Чтобы отразить эту атаку, пришлось задей ствовать танковые резервы Красной армии. На южном направлении уже к 14.00 советские войска начали теснить немецкие танко вые части, у которых не бы ло свежих резервов. Ве чером прохоровское поле было далеко позади совет ских танковых частей. Сра жение было выиграно. 23 августа после упорных боёв советские войска пол ностью освободили Харь ков. Значительная часть вражеской группировки бы ла уничтожена. Остатки гитлеровских войск отступи ли. Взятием Харькова гран диозная битва на Курской дуге была завершена. Моск ва салютовала освободи телям Харькова 20 залпа ми из 224 орудий. Конечно же, за этой по бедой стояли мужество и героизм сотен тысяч совет ских солдат, не щадивших своих жизней. Так, например, сержант Манзус Ванахун в бою под Курском возле посёлка Сог ласный принял бой с пре восходящими силами врага. В результате боевых дейст вий выбрал наиболее вер ное решение, занял кру говую оборону и держался до тех пор, пока не прибыло подкрепление. За доблесть и высокие заслуги по ре зультатам этого боя ему было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно. Он погиб в этом бою. Командир артиллерий ской батареи старший лей тенант Алихан Гагкаев при нял бой с немецкими пре восходящими силами возле посёлка Быковка. После то го, как его орудийный рас чёт вывел из строя шесть танков "Тигр", а орудие бы ло разбито, Гагкаев не от ступил и не бросился спа саться. Он отважно вместе со своим расчётом пошёл на немцев в рукопашную. Погиб в этом бою вместе с расчётом. За беспример ное мужество и отвагу был награжден орденом Ле нина и представлен к зва нию Героя Советского Со юза. Командир танкового взво да лейтенант Иван Бутенко умело и самоотверженно отбивал атаки врага. В нап равлении села Смородина уничтожил три вражеских танка, два из которых - тараном. По итогам боёв лейтенанту Бутенко пос мертно присвоено звание Герой Советского Союза. Заместитель командира авиационной эскадрильи гвардии старший лейтенант Александр Горовец в воз душном бою под Курском не побоялся поднять свой са молёт в воздух и вступить в бой с намного превосходя щими по количеству силами противника. В этом бою он подбил девять самолётов врага. Александр Горовец стал первым и единствен ным лётчиком Советского Союза, который сбил такое количество воздушной тех ники немцев в течение од ного боя. Сам он погиб в этом сражении, за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза. Более 100000 советских воинов награждены боевы ми орденами и медалями, а более 180 - удостоены звания Героя Советского Союза за беспримерное мужество и отвагу в этом сражении. В честь героев Огненной дуги в местах самых ожесто чённых боёв открыты мемо риальные комплексы, уста новлены памятники. Ме мориал в честь героев Кур ской битвы был возведён недалеко от посёлка Яков лево на Белгородщине на высоте 254,5, где находятся массовые захоронения со ветских воинов, защищав ших её. Торжественное от крытие мемориала состоя лось 3 августа 1973 года. М узей-заповедник "Про хоровское поле” начал при нимать посетителей в 1995 году. Музей - диарама "Ог ненная дуга.Курское нап равление" в Белгороде от крылся в 1987 году. А к 40-й годовщине Курской битвы открыли историко-мемо- риальный музей "Команд ный пункт Воронежского фронта". Памятные места каж дый год посещают сотни ты сяч наших соотечественни ков, благодарных гостей из- за рубежа. Подготовил Павел АЛЕКСАНДРОВ. Впервые за многие годы экипажам 22 кораб лей и судов Северного флота предстоит голо совать в море После упорных боёв советские войска полностью освободили Харьков. Значи тельная часть вражеской группировки была уничтожена. Взятием Харькова грандиозная битва на Курской дуге была завершена
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz