На страже Заполярья. 2019 год. Август.
7 стр. ъ настгшзаполтя 16 августа 2019 года Когда-то в этом уютном уголке по л у о с т ро в а Средний жили саамы, потом к ним присоедини лись поморы, по том, с середины XIX века, финны и норвежцы. Так рождалось одно из самых крупных поселений того периода на Кольском полуострове - Пумманки. К 75-летию разгрома немецко- фашистских войск в Заполярье СВАДЕБНЫЙ ПОДАРОК Потом вспыхнула советско- финская война и смела всё под чистую. За ней началась Великая Отечественная, и вновь Пумман ки многолюдны, но теперь не разными народностями, а пред ставителями родов войск. Там базировались морские пехотин цы и подводники, катерники и артиллеристы, лётчики и развед чики, девушки из прачечного подразделения под совсем не романтическим названием "Мыльный пузырь" и немного словные пограничники. Понятно, что между ними складывались какие-то отноше ния, существовало флотское вза имодействие, уставное, а порой и не... Это было как бы не на слуху. В среде воевавших на Ры бачьем и Среднем фронтовиков Пумманки больше котировались, как место, где одновременно находится самое большое ко личество женщин. Само собой разумеется, что каждый интен дант или боевой офицер, по слу чаю вызванный или по делам по падающий на полуостров Рыба чий, на обратном пути, порой де лая неимоверный крюк, старал ся заехать в уютное местечко. В этом плане зенитчикам ба тареи, которая прикрывала мест ный полевой аэродром, можно сказать, повезло. Вот оно, всё ря дом. Беда только, мешали час тые налёты вражеской авиации. Но погода к людям бывает бла госклонна, периодически посы лает нелётные дни. В один из них командир артил лерийского расчёта Борис Возный отпросился к авиаторам на танцы. Тряхнул свой походный вещмешок, почистил выпавшую оттуда бес козырку, навёл стрелочки на шта нах - и в путь, через сопки. Как ока залось, навстречу своей судьбе. В это время медсестра Анна плакала в своей зем лянке. Всего лишь не сколько часов назад на временный аэродром приземлился истреби тель. Странно призем лился, как-то боком, едва не перевернулся. Долго катился по взлёт ной полосе, остано вился на самой её кромке. Когда подбе жали к машине, уви дели, что пилот мёртв. Его вытащили, поло жили на траву, Аня пы талась что-то сделать, но всё было бесполез но. Страшные раны ис кромсали тело моло дого парня. Самолёт он спас, себя - не смог. Подруги всё же уго ворили Анну пойти на танцы. В большой зем лянке 63-й бригады морской пехоты играл патефон, было немного офицеров, всего лишь четыре девушки, и никто не танцевал. Просто играла му зыка, хорошая фронтовая му зыка. Так и стояли, прижавшись к стенкам, сложенным из кам ней. В какой-то момент к Анне подошёл единственный "танцор" в военно-морской форме и не ожиданно предложил: - Можно, я вас провожу до зем лянки? Странно, как он угадал, что в тот момент именно этого она хотела больше всего. Проводил и, как потом оказа лось, стал её провожатым на всю жизнь. Фронтовую свадьбу сы грали там же - на военно-поле вом аэродроме Пумманки. С того дня Борис защищал не просто аэродром, он прикрывал своими зенитками и свою люби мую женщину. Жили порознь, встречались редко, но любовь от этого сла бее не становилась. Они про несли её через все фронтовые и житейские невзгоды. Мы позна комились в 1977 году на полу острове Рыбачий. Какая яркая была пара! Как они заботились друг о друге, как были красивы! В последующие годы Анна Ивановна и Борис Николаевич стали принимать участие в наших традиционных экспеди циях "Фронтовыми дорогами Ры бачьего". Каждая поездка откры вала что-то новое, ранее неиз вестное. Мы узнали, как расчёт Возного сбил фашистский са молёт, как спасала раненых лёт чиков Анна Ивановна. Узнали о цене медалей, которыми они были награждены. Да и под ружились, собственно говоря, именно поэтому с особой тща тельностью готовились к очеред ной экспедиции в 2003 году, в юбилей их фронтовой свадьбы. Фронтовикам был приготовлен сюрприз. Колонна автомашин медлен но втягивается на бывший при фронтовой аэродром Пумманки. Бывшая взлётная полоса - сплошное поле цветов. Тёплый ветер едва колышет их, и такое ощущение, что пред нами мор ские волны, сошедшие на берег. По центру этой красоты на цве тастых скатертях накрыт стол на 150 "персон". Работники Мур манской городской скорой помо щи вручают "молодожёнам" бу кеты цветов. Сплочённый строй участников похода дружно скан дирует: "Горько! Горько! Горько!". И они целуются, как тогда, в далёком фронтовом 1943-м. А вот о том, что будет дальше, никто не знал. Дело в том, что за год до описываемых событий в районе Пумманок случилась трагедия: браконьеры убили мать-лосиху. Беспомощной си ротой остался маленький лосё нок. Предприниматель Сергей Баданов забрал несмышлёныша на базу, расположенную у хребта Муста-Тунтури. Год ребята за ним ухаживали, кормили, как могли, а когда лосёнок стал лосем, вер нули его в привычную среду оби тания, в Пумманки. От былой жизни у зверя осталась кличка "Гоша" и колокольчик на шее. Когда стихло "Горько!" и на ступила тишина, я громко позвал: "Гоша, Гоша, Гоша!”. И вдруг, на удивление всем, да и мне тоже, от дальнего конца бывшего аэ родрома к нам побежал лось. Позвякивал колокольчик, разле талась в разные стороны сор ванная копытами трава. Он бе жал, грациозно неся над головой полузрелые рога. У импровизи рованного стола царь северных лесов и тундры остановился и протянул свою морду к Возным. Оторопевшие от неожиданности именинники отдали "гостю" свой свадебный пирог. Потом участники похода всё допытывались: ну понятно, клич ка, рефлекс и прочее, но почему он подбежал именно к юбиля рам? Что я мог сказать в ответ? Лишь одно: красота и фронтовой дух, дух настоящего, искреннего, проверенного непростыми об стоятельствами взаимоотноше ния между людьми он ведь не исчез, не испарился, он до сих пор обитает в Пумманках. Природа это чувствует. Побывайте там. Поставьте на бывшем аэродроме палатку и вы всё поймёте. Давно нет с нами ветеранов- североморцев Анны Иванов ны и Бориса Николаевича Воз- ных, но каждый раз, проезжая мимо фронтового аэродрома Пумманки, мы вспоминаем эту удивительную фронтовую семью. Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед. Забытые страницы истории ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА целью использования его как временной базы бое вых кораблей. В результате был сделал вывод о том, что в его акватории может базироваться не более де вяти кораблей,а именно:3 эсминца, 3 сторожевых ко рабля, 3 подводные лодки. Заключение легло в основу при определении первона чального состава будущей военной флотилии. В начале мая 1933 года в Мурманск прибыла новая комиссия под руководством заместителя начальника Морских сил РККА Петра Куркова, который 5 мая до ложил начальнику Морских сил РККА Владимиру Ор лову: "Согласно Вашему приказанию для выбора временного базирования, назначенного в 1933 году, мною в г. Мурманске было осмотрено: торговый порт и база Совтралтрест". В этой же докладной Пётр Курков предлагал провести ряд конкретных мероприятий по обеспечению базирова ния кораблей Северной во енной флотилии в Мурман ском порту: передать баки Союзнефтеторга, подвести к причалам электроэнер гию, пресную воду, передать два буксира, перевести с Балтики плавбазу "Смоль ный", плавмастерскую "Крас ный горн" и другие вспомо гательные суда. 8 мая были осмотрены места для по стройки операционной ба зы морских сил Севера. 2 июля 1933 года группа командиров управления ВМС РККА во главе с на чальником ВМС РККА Вла димиром Орловым на гид рографическом судне "Мо роз" произвела осмотр бухт и губ в Кольском заливе. 13 апреля 1933 года пра вительство СССР приня ло решение о подготовке и отправке по внутренним вод ным системам из Ленингра да в Заполярье Экспеди ции особого назначения (ЭОН-1). В неё вошли два эскадренных миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки: "Де кабрист" под командовани ем Бориса Секунова и "На родоволец" Льва Рейснера. В период подготовки ко раблей к переходу снятое оборудование было пере гружено на шесть речных барж. Одновременно на всём протяжении пути ЭОН проводились работы по промеру глубин, навигаци онному обеспечению и ог раждению фарватеров. Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере. Меня всегда интересовал вопрос: как же спускали на воду первые подводные лодки? И наконец удалось найти несколько строчек об этом волную щем моменте. Нача.ю в номере за 9 августа Как спускали "Декабрист" 3 ноября 1928 года почти час подводники дожида лись спуска на воду "Де кабриста", смотрели, как наливали растопленное сало на полозья и на фун дамент. Им объяснили, что фун дамент уже был покрыт ной постройки. Здесь была применена двухкорпусная конструкция с цилиндри ческим прочным корпусом, разделённым сферически ми водонепроницаемыми переборками на семь отсе ков: концевые - торпедные, второй и четвёртый - акку муляторные ямы, третий - центральный пост, пятый - дизельный, шестой - элект ромоторный. Главный водяной бал ласт при погружении при нимался в межбортные, Схема общего расположения подводной лодки типа “Д ”. Переводу кораблей на Север предшествовала большая и кропотливая работа нескольких комиссий по обследованию побережья Мурманского порта зи с подводными лодками и надводными кораблями (дальность действий 5-6 миль) и шумопеленгатор, имевший 16 приёмников, расположенных в подвод ной части корпуса. Шумопе ленгатор позволял обнару живать подводные лодки и надводные корабли в ус ловиях ограниченной види мости и при нахождении под водой на расстоянии до 3-6 миль. Кроме того, можно было пеленговать движущиеся торпеды с точ ностью до 1-2 градусов. Лодка могла пройти, не всплывая, 150 миль, что по тому времени считалось очень хорошим показате лем. Она "работала" на глу бине 75 метров, но могла погрузиться до 90 метров. Уже в 1931 году подводные лодки типа "Декабрист" об ладали такой же огневой силой, что и лодки более поздних проектов, участво вавших в Великой Отечест венной войне. Экипаж со стоял из 50-55 человек. Ко рабль мог находиться в по ходе от 28 до 40 суток - тоже редкостное по тем време нам качество. Вот таким уникальным подводным ко раблём был "Декабрист"! Флаг и гюйс поднять! Личный состав "Декаб риста" занимался изучени ем устройства подводной лодки довольно продолжи тельное время. Начавшие ся приёмосдаточные испы тания головной лодки за кончились лишь 12 ноября 1930 года. В приветствен ном письме, направлен ном морякам-балтийцам 18 ноября, начальник Во енно-морских сил РККА Ро муальд Муклевич писал: "Поздравляю Морские силы Балтийского моря со вступ лением в строй подводной лодки "Декабрист" - пер венца нового судостроения и техники". 7 декабря того же года начальник ВМС РККА ут вердил предварительный произнесено много горячих и искренних пожеланий. Инженеры-судостроители, командиры и гости желали подводникам научиться от лично владеть своим ору жием и беречь его для боя, быть всегда впереди в бо евой и политической подго товке, успехов и побед над врагами нашей Родины. Когда митинг окончился, заводские флаги соскольз нули вниз, раздалась ко нто на борту наших кораб лей будет воспитано нема ло замечательных подвод ников, достойных самой вы сокой награды Родины. Же лаю вам всяческих успехов! Гости, тесня друг друга, ус тремились к трапу. Их при гласили осмотреть совре менные подводные лодки. Подводники с гордостью по казывали новые корабли. С весны 1932 года у эки пажа начались обычные будни. Осенью лодку под вергли специальным науч но-исследовательским ис пытаниям для точного вы явления всех её тактико технических элементов. За ними следила комиссия под председательством Якова Зубарева. "Декаб рист" выдержал строгий эк замен в полном объёме, а его результаты показали, что советский подводный корабль превосходит одно типные английские и аме риканские лодки того же периода постройки по всем параметрам. Путь - на Север В начале тридцатых го дов прошлого века между народная обстановка резко обострилась. В Германии к власти пришёл Адольф Гит лер. Правительство Совет ского Союза продолжало укреплять обороноспособ ность страны. На Дальнем Востоке формируется Тихо океанский флот, а в Запо лярье - Северная военная флотилия. ...Переводу кораблей на Север предшествовала большая и кропотливая ра бота нескольких комиссий по обследованию побере жья Мурманского порта. В 1931 году приказом на чальника Морских сил РККА была назначена комиссия для производства исследо вания работ по судоре монту непосредственно на месте в целях более пол ного изучения этого дела. Весной 1932 года в Мур манске работала комиссия под руководством Анастаса Микояна и секретаря Ле нинградского обкома пар тии Петра Иркписа. Через год эксперты снова обсле довали Мурманский порт с слоем смеси говяжьего са ла и зелёного мыла. Теперь эту массу поверх заливали жидким салом и коноп ляным маслом,чтобы лод ке легче было соскользнуть на воду. Когда инженер крикнул: "Выбивать подставы!", ко мандир отдал команду: "Смирно!". Моряки вытя нулись, сжав винтовки. А когда выбили последний задержник, подводная лод ка двинулась и пошла, сна чала потихоньку, а потом всё быстрее и быстрее. И сало, шипя, задымилось под ней, а в воздухе сильно запахло гарью. Плеща и пенясь, приняла Нева пер вый советский подводный корабль в свои воды. Чтобы не разбить лодку о противоположный берег, с неё тотчас сбросили якорь. Рабочие выбрали трос, подтянули лодку к верфи. Мигом подошли два буксира, взяли концы с кор мы и носа "Д-1", подвели её к стенке и пришвартовали. У этой стенки на плаву и достраивалась подлодка. В торжественной цере монии спуска "Декабриста" с заводских стапелей участ вовал парадный взвод учеб ного отряда подводного пла вания. Чем отличался "Декабрист” от прежних лодок? Подводных лодок серии типа "Декабрист" было по строено шесть единиц. Они конструктивно отличались от кораблей дореволюцион приёмный акт (окончатель но подводная лодка "Де кабрист" после устранения дефектов принята флотом 12 ноября 1931 года), а 26 декабря приказом РВС СССР № 088 включена в со- манда: "На флаг и гюйс - смирно!", "Флаг и гюйс под нять!". Над подводными лодками взлетели военно морские стяги. Порыв осен него балтийского ветра раз вернул их, и они затрепета- став ВМС РККА с зачисле нием в бригаду подводных лодок Морских сил Балтий ского моря. ...Это происходило 14 но ября 1931 года в Кронш тадте у Петровской приста ни. На праздник съехались тогда родители многих крас нофлотцев, жёны команди ров, шефы. У пирса стояли лодки-близнецы - флаг на них поднимали в один день. Гости собрались на тор жественный митинг. Экипа жи выстроились на палубах своих кораблей. На том митинге было ли над кораблями, вошед шими в строй Военно-мор ского флота. Люди стояли безмолвно. Оркестр на пирсе грянул "Интернационал". Велича вые и победные звуки гим на взмыли над пристанью, а когда к подводникам обра тился командующий Балт- флотом флагман 2 ранга Лев Галлер, смолкли. - Поздравляю вас, товари щи! - сердечно сказал он. - Народ доверил вам плоды своего большого труда. Я на деюсь, что вы с честью оп равдаете доверие народа, концевые и палубные цис терны. Гребные электро двигатели, оборудование и приборы освещения полу чали питание от аккумуля торных батарей. Жилые по мещения команды были расположены во втором и четвёртом отсеках над ак кумуляторными ямами. Ко мандный пункт и пункт уп равления размещались в центральном посту и были связаны переговорными трубами и телефоном со всеми отсеками. Подводная лодка имела на вооружении восемь тор педных аппаратов, четыр надцать торпед диаметром 533 миллиметра, 100-мм орудие и 45-мм зенитный полуавтомат. Мощность 2200/1050 лошадиных сил обеспечивали скорость 15,3/8,7 узлов. Водоизме щение: надводное - 933 тонны, подводное - 1354 тонны, длина 76 метров, ширина 6,4 метра, осадка 3,8 метра. На "Декабристе" были установлены гидроакусти ческая аппаратура для свя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz