На страже Заполярья. 2019 год. Август.

5 стр. 'й'настгажЕЗаполярья 16 августа 2019 года ГИДРОГРАФ ИДЁТ ПЕРВЫМ Этому негласномудевизу следуютспециалистыгидрографической службы Северного флота Наша Арктика "Полевой" сезон, когда возможно выполнение океанографических исследований на Севере, фор­ мально ограничен временными рамками с 1 июня по 1 ок­ тября. Конечно, погодно-природные факторы могут не­ сколько смещать период в ту или другую сторону, но не значительно, в любом случае в этот временной отрезок флотским гидрографам необходимо успеть выполнить как можно больше практических работ. С ПЕЦИАЛИСТЫ гидрографи­ ческой службы (ГС) СФ вре­ мени зря не теряют, тем более в этом году, учитывая, что 15 фев­ раля 2020 года они будут от­ мечать 100-летие со дня её об­ разования. Именно в этот день в 1920 году было создано Управ­ ление по обеспечению безопас­ ности кораблевождения на Бе­ лом и Баренцевом морях. - Нам бы хотелось подойти к такому серьёзному рубежу с со­ ответствующими достижениями, которые дополнительно подчерк­ нут и без того существенную роль гидрографической службы в дея­ тельности Северного флота, - прокомментировал начальник ГС СФ капитан 1 ранга Алек­ сандр Лозюк. - В исследовании Арктики нам равных нет, мы всег­ да на первых ролях, ходим там, где ещё никто никогда не был. Надо отметить, Александр Александрович знает, о чём го­ ворит, - руководитель он хоть и молодой, но опытный. Началь­ ником гидрографической служ­ бы Северного флота стал в кон­ це мая текущего года, до этого был его заместителем. А вообще холодные северные моря для офицера родные. Александр Лозюк - коренной североморец, в 2000 году окончил гидрогра­ фический факультет Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, шесть лет прослу­ жил в топографическом отряде Северной гидрографической экспедиции. После окончания академии его последовательно назначали на должности замес­ тителя начальника района гид­ рографической службы Бело­ морской военно-морской базы, начальника района ГС Новорос­ сийской ВМБ, начальника райо­ на БелВМБ, затем он снова вер­ нулся в Заполярье. С начала "полевого" сезона текущего года гидрографы Север­ ного флота уже провели ряд комплексных океанографиче­ ских исследований по побере­ жью Кольского и Мотовского за­ ливов. В Баренцевом море дваж­ ды отработал экипаж судна "Ви­ зир", личный состав малого гид­ рографического судна ГС-526 выполнил работы по описанию Мурманского побережья для кор­ ректуры лоции, а большого гид­ рографического катера "Нико­ лай Тимошенко" - провёл съёмку рельефа дна на различных участ­ ках Баренцева моря, получив уникальные и даже едва ли не сенсационные результаты. Про­ изведена геодезическая привяз­ ка вновь построенных средств навигационного оборудования в Баренцевом и Белом морях. К топогеодезическим иссле­ дованиям и гидрографическим работам, связанным с изучени­ ем морского дна, в условиях даль­ него арктического похода подго­ товлены гидрографическое суд­ но "Горизонт" и специалисты экс­ педиционной группы, их выход состоится буквально на днях. Будем ждать новых открытий? - Важные результаты есть и сейчас, надеемся, к концу осени их станет ещё больше, но объяв­ лять о них широкой публике пока рано, - заявил начальник отдела ГС СФ капитан 1 ранга Алексей Корнис. Г 'РУППЕ гидрографов пред­ стоит стать и непосредствен­ ными участниками комплексной экспедиции на Землю Франца- Иосифа. Их основная задача в этом масштабном мероприятии - изучение ранее необследован­ ных участков побережья и аква­ торий. - Удел гидрографа - идти там, где не был никто. Это и есть наша основная работа, наша обязан­ ность: получить и донести инфор­ мацию до идущих за нами, - ещё до выхода в море поделился планами капитан 1 ранга Алек­ сей Корнис. - Если будет благо­ приятная ледовая обстановка, мы постараемся охватить как можно больше "белых пятен". В частности, планируем пройти проливом, который отделяет ост­ ров Галля от недавно образовав­ шегося острова Литрова. Флотские гидрографы плани­ руют определить координаты и самой северной точки Россий­ ской Федерации, что находится чуть западнее мыса Флигели. Од­ нако существуют определённые опасности. Оценить их возмож­ ное влияние на успех предстоя­ щего проекта можно будет толь­ ко на месте. - Гидрографы Северного фло­ та высаживались на мысе Фли­ гели уже дважды, но до этой точ­ ки не доходили. В 2015 году мы рядом обнаружили берлогу бе­ лого медведя. Ушли оттуда сей­ час хозяева Арктики или нет, не­ известно, - продолжил Алексей Викторович. - Конечно, хотелось бы сделать многое. Найти арте­ факты, принадлежащие прош­ лым экспедициям. Шансы, ко­ нечно, не велики, но опыт пока­ зывает, что даже в местах, где ты прошёл 3-4 раза, на пятый всё равно можно что-нибудь найти. Алексей Викторович просветил: в английском флоте долго существовало такое понятие, как "везучий" и "невезучий" офицер. Эта характеризующая категория заносилась в личное дело. Предполагалось, что даже если офицер блестяще об­ разован и подготовлен в своей профессии, его усилия всё равно могут оказаться напрасными и безрезультативными, если какие-либо, чаще всего природные, обстоятельства сложатся против и негативно повлияют на успех. Хочется пожелать всем офицерам Северного флота, а также гражданским спе­ циалистам, вовлечённым в комплексную экспедицию на ЗФИ, чуть-чуть везения и возвращения из арктических вод с выдаю­ щимися результатами. ^ королькоВА Фото из архива ГС СФ. Флотские гидрографы планируют определить коор­ динаты и самой северной точки Российской Феде­ рации, что находится чуть западнее мыса Флигели История освоения ЗФИ В 1894 году анг­ личане органи­ зовали экспеди­ цию с целью всестороннего исследования Земли Франца-Иосифа. В частности, их интересовало, как далеко на север простирается архипелаг, яв­ ляется ли он наиболее близкой к Северному по­ люсу сушей и, соответственно, целесообразным отправным пунктом для его достижения. План был рассчитан на несколько лет, причём судно должно было доставить участников экспе­ диции на ЗФИ и вернуться обратно, а в дальней­ шем лишь проводить ежегодное доснабжение. ТЫСЯЧА ДНЕЙ В АРКТИКЕ t i t * . f* V I у u m s Фредерик Джексон Прекрасное начало В состав экспедиции во­ шли 10 человек, возглавил её английский полярный исследователь и географ член-корреспондент гео­ графических обществ США и Италии Фредерик Джек­ сон. Судно "Windward" поки­ нуло Англию 12 июля 1894 года и направилось в Югор­ ский Шар - пролив между берегами острова Вайгач и Югорского полуострова. Там на борт был взят запас угля и 30 остяцких собак. Любо­ пытно, что в качестве глав­ ного средства передвиже­ ния исследователи везли с собой на ЗФИ троих север­ ных пони. Экспедиция Джек­ сона впервые применила этих животных для изучения арктических земель, и опыт оказался успешным. 25 августа морякам уда­ лось увидеть архипелаг, од­ нако вследствие тяжёлой ледовой обстановки подой­ ти к нему они смогли лишь 8 сентября. Местом зимов­ ки исследователи выбрали мыс Флора, там построили бревенчатую избу и несколь­ ко сараев. Первая зимовка, равно как и две последую­ щие, прошли благополучно. Весной 1895 года учёные приступили к исследованию Земли Франца-Иосифа. В марте совершили две не­ большие экскурсии на ост­ рова Гукера и Белл. А в ап­ реле Джексон с двумя дру­ гими участниками экспеди­ ции и тремя пони на санях отправились на север. Пу­ тешествие этой партии по­ казало, что, вопреки карте первооткрывателя ЗФИ Юлиуса Пайера, архипелаг состоит из отдельных боль­ ших островов. В этот поход впервые был пройден весь Британ­ ский канал, южный вход в который был открыт Ли Сми­ том в 1880 году. Лежащее к северу от канала водное пространство - часть Ледо­ витого моря - Джексон наз­ вал морем королевы Вик­ тории. По восточную сторо­ ну от него были открыты острова Скот-Кельти, Кэтлит- ца, Нансена, Луиджи, Са- лисбюри, Елизаветы, Джек­ сона, Харли и Оммани. В июле Фредерик Джек­ сон с пятью коллегами об­ следовал южные берега ар­ хипелага. Благодаря этому плаванию стало понятно, что шлюпочные путешест­ вия на юге ЗФИ весьма опас­ ны - берега там ограничены отвесными стенами ледни­ ков, и возможные места вы­ садки расположены слиш­ ком далеко друг от друга. Во время этой экспеди­ ции исследователям уда­ лось пройти на запад до мыса Лофлей, откуда Джек­ сон усмотрел юго-западную оконечность Земли Фран­ ца-Иосифа и назвал её мы­ сом Мэри Гармсуорт. По пу­ ти полярники высаживались на остовах Белл, мысах Сти­ венс, Гранта, Кроутера и Ниль, где выполняли бота­ нические и геологические сборы. Историческая встреча После зимовки весной 1896 года экспедиционная партия снова ушла на север, чтобы точнее наложить на карту открытые в прошлом году острова. Следуя вдоль восточных берегов Британ­ ского канала, 26 марта Джексон добрался до мыса Луиджи, но продвинуться дальше на север помешала открытая вода. На обрат­ ном пути учёные прошли через пролив Гамильтона и открыли группу высоких ост­ ровов. Далее снова вышли в Британский канал, наме­ реваясь обследовать его западные берега. Однако тяжёлая ледовая обстанов­ ка и неблагоприятные по­ годные условия вынудили исследователей вернуться к месту зимовки. В июне 1896 года на мы­ се Флора произошла исто­ рическая встреча Джексо­ на с участниками норвеж­ ской полярной экспедиции, стартовавшей в 1893 году. В 1895 году, покинув в арк­ тических водах дрейфую­ щий около двух лет корабль "Фрам", руководитель экс­ педиции Фритьоф Нансен и опытнейший лыжник и каюр команды Ялмар Йохансен предприняли попытку дос­ тичь Северного полюса на собачьих упряжках. Поход оказался чрезвычайно тяжё­ лым. Постоянно дули встреч­ ные ветры, норвежские эн­ тузиасты проваливались сквозь молодой лёд, собаки также мёрзли и слабели. В итоге было принято реше­ ние отказаться от борьбы за полюс, и учёные повер­ нули назад к мысу Флигели острова Рудольфа. На тот период они достигли абсо­ лютного рекорда, добрав­ шись до 86°13/36" с.ш. До Северного полюса остава­ лось около 400 км. Возвра­ щаясь, они сбились с пути из-за остановившегося хро­ нометра и находились в пол­ ной изоляции больше года. Они рассчитывали добрать­ ся до Шпицбергена, но на зимовке оказались на од­ ном из островов архипела­ га Земля Франца-Иосифа (как выяснилось позже, это был остров Джексона). Вес­ ной полярники выдвину­ лись в путь на юг. 17 июня 1896 года Нан­ сен во время приготовле­ ния пищи услышал собачий лай. Не поверив своим ушам, решил сходить на разведку и случайно наткнулся на Фредерика Джексона. Фритьоф Нансен опи­ сывал это так: "С одной стороны сто­ ял европеец в клетча­ том английском костю­ ме и высоких сапогах, ци­ вилизованный человек, гладко выбритый и под­ стриженный, благоухаю­ щий душистым мьтом...; с другой - одетый в гряз­ ные лохмотья, перема­ занный сажей и ворванью дикарь, с длинными вскло­ коченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почер­ невшим, что естествен­ ный светлый цвет его нигде не проступал...". Норвежцы боль­ ше месяца прове­ ли на мысе Флора, привыкая к цивили­ зованной жизни и занимаясь геологи­ ческими исследо­ ваниями. Сопостав­ ление карт Нансена и Джексона позво­ лило уточнить раз­ меры архипелага. Кроме того, оказа­ лось, что в марте Джексон не дошёл до зимовья Нан­ сена и Йохансена всего 35 миль, так как у него не было средств для преодо­ ления разводьев. 26 июля 1896 года на мыс Фло­ ра прибыла яхта "Windward", на кото­ рой Нансен и Йо­ хансен вернулись в Норвегию, ступив на землю Вардё 13 августа. Джексон же продолжил свои иссле­ дования. Новые открытия Весной 1897 года работа продолжалась. На этот раз целью санной экспедиции стала разведка западной части ЗФИ. Обогнув мыс Флора, исследователи че­ рез пролив Миэрса вышли в Британский канал, где взяли курс на мыс Муррей на острове Земля принца Георга. К северу от него бы­ ло открыто несколько но­ вых остовов - Армитэджа, Артура, Альреда Гармсуор- та и Альберта Эдуарда. Пройдя через пролив Ли Смита, Фредерик Джексон к 5 апреля достиг крайней северо-восточной оконеч­ ности острова Земля Алек­ сандры. Далее путь учёных пролегал по северной ок­ раине Земли Александры, которая представляла со­ бой низменную землю, сов­ сем непохожую на осталь­ ные острова архипелага. Английский географ в своих дневниках писал, что она напоминает ему тундры се­ веро-восточной России. У мыса Нимрод к острову вплотную подходила вода, это заставило путешествен­ ников подняться на ледник, а оттуда спуститься на мор­ ской лёд залива Кембридж. Пройдя по нему к Земле Георга и через остров, пар­ тия снова оказалась на мы­ се Флора. Во время этой санной экспедиции была обследована ранее совер­ шенно неизвестная часть Земли Франца-Иосифа. Про­ изведённые там работы но­ сили исключительно реког­ носцировочный характер. 20 мая Фредерик Джек­ сон на собаках вышел к мы­ су Сесиль Гармсуорта на острове Гукера с целью съёмки островов, лежащих на востоке. Путь проходил через пролив Де Брюйне, который был ещё покрыт толстым льдом, в море же была чистая вода. У южных берегов острова лёд ока­ зался ненадёжным, и в од­ ном месте сани провали­ лись, утонула вся провизия. Учёному не оставалось ни­ чего другого, как возврати­ ться на мыс Флора. 22 июня пришло судно "W indward". К большому своему огорчению Джексон узнал о том, что ему велели возвратиться домой, хотя он планировал продолжить свои исследования следую­ щей весной. Карты Джексона значи­ тельно уточнили представ­ ления об облике полярного архипелага. На мысе Флора были найдены окамене ­ лости Юрского периода, свидетельствовавшие, что некогда в Арктике был суб­ тропический климат. Всего в исследовательских похо­ дах полярник прошёл 1140 миль по Земле Франца-Ио­ сифа, из которых около 500 миль было надёжно кар­ тографировано. Свои от­ крытия он описал в 1899 году в книге "A Thousand Days in the Arctic" ("Тысяча дней в Арктике"). Именем Джексона назван остров, на котором зимовали Нан­ сен и Йохансен. Подготовила Алиса ЛИСИЦЫНА. (Продолжение цикла материалов об изучении са­ мого северного из арктических архипелагов читай­ те в одном из следующих номеров нашей газеты.) Историческая встреча Джексона и Нансена. В апреле Джексон с двумя другими участниками экспедиции и тремя пони на санях отправились на север. Путешествие этой партии показало, что, вопреки карте первооткрывателя ЗФИ Юлиуса Пайера, архипелаг состоит из отдельных больших островов Зимовочный посёлок на мысе Флора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz