На страже Заполярья. 2019 год. Август.
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ Экипажуспешно решил задачи кругосветного плавания 3 стр. i f ИЗСТРЭЖЕ ЗЭДШЯРЬЯ 16 августа 2019 года Безусловно, в + эти две недели под- I' i готовки к плаванию основная нагрузка лежала на специа листах электромеханической службы судна, во главе которой стоял старший механик танкера Виктор Верозуб. Его коллеги вто рой механик Владимир Трифо нов, третий механик Дмитрий Ва силенко, электромеханики Ген надий Лобусев и Александр «лач ков что называется, дневали и ночевали на корабле. Каждый из них делал всё необходимое для - Отношение к нам в Китае было исключительно доброже лательным, - вспоминает капи тан судна Михаил Суханов. - Впе чатлений от этого визита оста лось много. Когда готовились к заходу, в основном делали упор на изучение навигационных осо бенностей порта - вход в него, условия плавания, а сам город Циндао оставался вне зоны вни мания. Оказалось, что мы по пали в настоящий мегаполис с десятимиллионным населени ем. Кстати, представители пор товых властей очень удивлялись, Старший механик танкера Виктор Верозуб. подготовки к выходу в море в на значенный срок. Важно было обеспечить бес перебойную работу главных дви гателей и вспомогательных ди зель-генераторов, силовой уста новки. С этой задачей экипаж танкера справился на совесть. Что и говорить, кругосветное плавание - достаточно ответст венная задача, и следует преду смотреть каждую мелочь, чтобы посреди океана не случилось серьёзной поломки. В ТОЧНО назначенное время средний морской танкер "Кама" снялся со швартовых и от правился в дальний поход, пер вый этап которого проходил в сложной гидрометеообстановке. Уже в Норвежском море судно попало в сильный шторм, кото рый сопровождал североморцев вплоть до Бискайского залива. Там погода немного наладилась, да и Средиземное море тоже было относительно спокойным. Заправив топливом большой противолодочный корабль "Се вероморск", отправились даль ше, к Суэцкому каналу. После его форсирования отряд боевых ко раблей и судов обеспечения в составе фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", мно гофункционального судна мате риально-технического обеспече ния "Эльбрус", спасательного бук сира "Николай Чикер" и среднего морского танкера "Кама" взял курс в Индийский океан. Заправив топливом фрегат, двинулись дальше, к берегам Китая. Североморцы в главной военно-морской базе Циндао должны были участвовать в тор жествах, посвящённых 70-летию военно-морских сил Поднебес ной. Правда, экипаж танкера "Ка ма" в праздничных мероприя тиях и морском параде остался не задействованным, зато его моряки пребывали там в ка честве гостей. узнав, откуда мы прибыли. У ме ня в каюте стоит глобус, на нём я показывал им наш путь. Для их понимания это было неожидан но и вызывало неподдельное удивление и восхищение. Далее танкер проследовал во Повар Надежда Ращинская готова пот чевать экипаж вкусным обедом. Владивосток, где принял на борт необходимые для дальнейшего плавания запасы топлива, после чего направился в сторону Па намского канала. Пройдя "8-е чу до света", соединяющее два океана, зашёл на Тринидад, где в порту Пуэнт-а-Пьер снова по полнил цистерны горюче-сма зочными материалами. У бере гов Португалии "Кама", замкнув круг своего плавания, направи лась на Север, в порт приписки. Вот вкратце маршрут даль него кругосвет- Г ного похода, ко- ' торый совершил экипаж судна. Но это внешняя его сторона. Оборотная же - ежедневный труд, выполнение различных заданий командова ния. Достаточно сказать, что за время плавания команда тан кера "Кама" провела 28 заправок топливом кораблей и судов, его лаг отсчитал более 31 тысячи пройденных миль, что почти в полтора раза больше длины эк ватора. Также стоит отметить, что поч ти всё время средний морской танкер пребывал на ходу. Воз можности постоять где-то на яко ре или полежать в дрейфе у его экипажа не было ни разу. Един ственная отдушина - стоянки в портах. Но они тоже случались не часто и не такими продолжи тельными, как того хотелось бы. З АДАЧУ обеспечения задан ного хода решали специа листы электромеханической службы. И здесь нужно отдать должное стараниям и профес сионализму старших моторис тов Александра Хританькова, Сергея Фризоренко, Петра Чуп руна, мотористов 1-го класса Пав ла Степашёва, Алексея Брусни- цина. Именно они несли все хо довые вахты, обеспечивали на дёжную работу главных и вспо могательных двигателей. Благо даря их ответственному отноше нию к своему делу техника функ ционировала бесперебойно. Не значительные неполадки судо вые спецы устраняли незаме длительно. Особенно много за время плавания пришлось поме- Ч Г нять форсунок. Как только обнаружи вали, что какая-то из них начинала да вать сбой, её тут же снимали, отправ ляли в корабель ную мастерскую, а взамен ставили годную. Случалось это не потому, что детали оказались некачественными или неграмотно экс плуатировались, всё гораздо проще - ин тенсивность рабо ты энергетической установки была та кова, что они прос то не выдерживали заданного режима. Впрочем, возни кало немало ситуа ций, когда экипажу приходилось при ложить немало мас терства, смекалки и выдержки. - Когда вошли в Жёлтое море, ока залось, что оно поч ти полностью в ры- _________ боловных сетях, - вспоминает капи тан судна Михаил Суханов. - Куда ни глянешь, везде они стоят. Та кого их обилия видеть ещё не приходилось. Куда идти, как ма неврировать, казалось, одному Богу известно. Благо, снасти обозначены буями, оснащен ными автоматической иденти фикационной системой, рабо тающей в УКВ-диапазоне. От С походов и учений посылаемых ими сигналов весь экран навигационных приборов в засветках. Ночью немного про ще - они ещё и светятся. Скла дывалось впе чатление, что море полнос тью заставлено сетями. Здесь не получалось, однажды проложив курс, двигаться в нужном направ лении. Надо было внимательно наблюдать, правильно оцени вать обстановку, аккуратно ма неврировать. Сравнивали кар тинку на экране с тем, что видели в реальности, и проходили меж ду препятствиями. Преодолели этот участок без замечаний. Позже, уже во Владивостоке, провели водолазный осмотр винто-рулевой группы, оказа лось, что всё нормально, ничего не зацепили. Так что опыт пла вания в такой нестандартной си туации тоже получили. Безусловно, немалого про фессионализма потребовал от моряков танкера проход кана лов - как Суэцкого, так и Панам ского. При их форсировании на борт поднимаются лоцманы, ко торые дают необходимые реко- одна искра может привести к печальным последствиям. Проходу Панамским каналом предшествовала некоторая бю- вили все необходимые бумаги, в том числе и те, что свидетельст вуют о праве прохода Суэцким и Панамским каналами, подтвер- Третий помощник капитана Иван Семёнов уточняет курс судна. рократическая процедура. Так, фрегат "Адмирал Флота Совет ского Союза Горшков” своей оче реди войти в канал ждал около суток. Для следовавшего вместе Хозяин верхней палубы боцман Анатолий Лось. мендации по плаванию в узкос ти. Тем не менее основная ответ ственность всё же лежит на эки паже. Да и предварительную прокладку курса (несмотря на наличие рекомендованного) на корабле тоже делают. На тан кере "Кама" за это отвечает тре тий помощник капитана Иван Семёнов. Он, по большому счёту, является на судне главным штур маном. Именно по проложен ным им курсам и совершало суд но свой кругосветный поход. С ЛУЧАЛИСЬ за время пла вания и некоторые, можно сказать, курьёзные и забавные ситуации. Например, при прохо де Суэцкого канала на танкер вместе с лоцманами прибыла и команда электриков. Их задача - установить специальный фонарь, который ночью хорошо освещает берега и вместе с тем не слепит идущие навстречу корабли. - Хорошо, что наше плавание по каналу проходило днём и фо нарь нам не понадобился, - вво дит в курс дела Михаил Влади мирович. - Но и ночью я его не разрешил бы подключать. На столько грустное зрелище пред ставляло собой это устройство. Им опасно пользоваться, тем более на танкере, где всего лишь с ним среднего морского танке ра "Кама" это ожидание растя нулось на трое. Дело в том,что для военных кораблей сущест вует свой регламент прохода. По словам его капитана Ми хаила Суханова, инспектор, ко торый прибыл на борт "Камы”, ждают тактико-технические дан ные судна, инспектор сам рулет кой всё перемерял, дабы убе диться, что всё точно соответ ствует заявленным параметрам. - Ничего сложного в форсиро вании Панамского канала не бы ло, -делится впечатлениями Ми хаил Владимирович. - Перед на чалом шлюзования на борт вмес те с лоцманом поднялась швар товая команда. Её специалисты сами выполняли все необходи мые действия, от нас требова лось лишь обеспечить работу шпилевых устройств. С этой зада чей успешно справился боцман Анатолий Лось вместе с палуб ной командой. Всё время, что судно было в море, вахту на ходовом мостике поочерёдно несли капитан танке ра, старший помощник капитана Дмитрий Левин и второй помощ ник капитана Михаил Хилько. Ко нечно, в проливных зонах, в слож ных в навигационном отношении районах бразды управления ко раблём брал на себя капитан. Нельзя не вспомнить важную и ответственную работу в даль нем походе тружеников "горяче го цеха", как их называют на суд не. Речь идёт о тех, кто, оста ваясь на заднем плане, делают большое дело, - сытно и вкусно кормят экипаж. Да и в южных широтах температура на камбузе ничуть не ниже, чем в машинном отделении. Речь идёт о поварах Надежде Ращинской, Нине По- стыко, камбузнике Таисии Куз- За время плавания команда танкера "Кама" провела 28 заправок топливом кораблей и судов, его лаг отсчитал более 31 тысячи пройденных миль, что почти в полтора раза больше длины экватора начал требовать предъявления множества документов. Ему пы тались объяснить, что танкер то же принадлежит к военному ве домству и идёт под Военно-мор ским флагом. Он только отрица тельно крутил головой и твердил: "Военный корабль - тот, что с пушками". Когда ему предоста- нецовой, буфетчицах Елене Се- день, Лидии Чепуренко. Впрочем, как заметил капитан танкера, каждый член экипажа достоин похвалы. Команда судна честно и достойно выполнила поставленную перед ней задачу. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. После возращения домой моряки танкера и дальше без вся кого перерыва продолжили выполнять задания командования по прямому предназначению. Так, буквально через неделю после возвращения экипаж уже был занят приёмом льяльных вод от тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Совет ского Союза Кузнецов", чтобы транспортировать их на стан цию переработки. "Я ИДУ ПО СЛАВНОМУ ПУТИ" Лейтенант с Юга мечтает о Севере с детских лет На службе Отечеству Бытует мнение, что мир принадлежит мечтателям. На пер вый взгляд, это будто говорится о творческих лю дях - поэтах, художниках, артистах. Но мечтатели встречаются и среди представителей самых слож ных и ответственных профессий. Такие, к приме ру, как командир зенитно-артиллерийской батареи артиллерийской и минно-торпедной боевой части БДК"Иван Грен" лейтенант Дмитрий Сысоев. Лейтенант Дмитрий Сысоев проверяет техническую готовность артилле рийского комплекса. ___________________________________________________________ На службе он - серьёз ный, строгий начальник. В душе - настоящий романтик, стремящийся к воплоще нию детской мечты. Зарождение любви к Северному флоту Связать свою судьбу с военной службой на Север ном флоте Дмитрий мечтал ещё в детстве. Влияние на выбор мальчика оказал его дед - полковник в отставке Юрий Коваленко. В своё вре мя - начальник тыла соеди нения атомных подводных лодок, служил в Видяево, Заозёрске, Островном. Во многом благодаря Юрию Ивановичу Дима с малых лет избрал свой жизненный путь. Мальчик с упоением слушал рассказы дедушки о службе на Северном фло те. Его воспоминания вызы вали восторг и изумление. Они трогали душу, зароди ли любовь к Северному флоту и стремление по пасть на Север, прочувство вать всё описанное на себе. - Мой дедушка расска зывал мне, как здесь силь ный ветер сбивал с ног со бак, про суровую зиму, по лярную ночь. Как летом в четыре часа утра люди иг рают в футбол, потому что круглосуточно ярко светит солнце. Эта романтика За полярного края меня за хватывала и манила на Се вер, - вспоминает Дмитрий. Дмитрий интересовался историей Военно-морского флота, штудировал лите ратуру. И в какой-то момент твёрдо решил стать моря ком. После школы он посту пил в Черноморское выс шее военно-морское орде на Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова. Обуче ние на факультете ракет ного вооружения надвод ных кораблей не всегда да валось легко. Некоторые предметы были довольно сложными, но трудолюбие, прилежание и упорство по могали курсанту справлять ся со всеми трудностями. Все пять лет учёбы Дмит рий являлся старшиной класса. В курсантские годы было немало выходов в море. Самый дальний штурман ский поход за период обу чения состоялся на втором курсе, когда ребята ушли от родных берегов на два с по ловиной месяца. Тогда кур санты и узнали, как это, по- настоящему быть моряком. - На учебном корабле "Смольный" мы пересекли экватор, были на Канарских островах, в Анголе, - делит ся моряк. Хорошая подготовка - во благо Сразу же после оконча ния военно-морского учи лища Сысоева на несколь ко месяцев отправили на переобучение в Военно морской институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская акаде мия”. Пришлось снова на бираться знаний, ведь слу жить предстояло на новей шем современном корабле СФ - БДК "Пётр Моргунов". Но любознательный парень только обрадовался перс пективе углубиться в про фессию, изучить новый про ект корабля. По окончании учебного заведения из-за затянув шегося строительства БДК "Пётр Моргунов" лейтенанта перевели на корабль иден тичного проекта - БДК "Иван Грен", который в то время только перешёл на Север ный флот. Дмитрия назна чили на должность коман дира зенитно-артиллерий ской батареи. - Дед и отец мне ещё в детстве дали мудрый совет: как себя изначально поста вишь, так к тебе и будут от носиться в дальнейшем. У меня была задача пока зать себя строгим, требова тельным, справедливым. И я с ней справился, - заклю чил офицер. Он довольно быстро сдал зачёты и получил допуск к несению дежурно-вахтен ной службы. Буквально за неделю привык к кораблю. Освоиться новичку на но вом месте помогал коман дир артиллерийской и мин но-торпедной боевой части капитан-лейтенант Вадим Сивуха. Приступив к своим обязанностям, лейтенант на практике закрепил зна ния, полученные во время переобучения. Трудностей в работе не возникало - по могла хорошая подготовка. - Мы продолжаем осваи вать новые образцы воору жения, обучаем личный состав, передаём навыки, знания в боевом примене нии артиллерийских комп лексов, в проведении их технического обслуживания и ремонта. Они просты в уп равлении, быстро приво дятся в боевую готовность. Управлять ими проще, чем на кораблях других проек тов, - рассказывает военно служащий. Исполнительность и ста рание не прошли мимо внимания командования, Дмитрий стал исполнять обязанности командира артиллерийской и минно торпедной боевой части (БЧ-2,3). Круг его обязан ностей расширился. Сейчас подчинённый коллектив отрабатывает задачи бое вой подготовки, проводит при необходимости работы на материальной части. - Я счастлив, что служу на Северном флоте. Он счита ется самым мощным в Рос сии. Здесь самые большие корабли. Североморцы ре шают невероятно сложные боевые задачи. Я считаю, у меня получится здесь про явить себя в полной мере. В будущем планирую пойти по командирской линии. Как говорил Павел Степа нович Нахимов: "У моряка нет трудного и лёгкого пути, есть только один путь - слав ный". Я иду по славному пути, - улыбается офицер. Галина БОРОДУЛИНА. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz