На страже Заполярья. 2019 год. Август.

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ Экипажуспешно решил задачи кругосветного плавания 3 стр. i f ИЗСТРЭЖЕ ЗЭДШЯРЬЯ 16 августа 2019 года Безусловно, в + эти две недели под- I' i готовки к плаванию основная нагрузка лежала на специа­ листах электромеханической службы судна, во главе которой стоял старший механик танкера Виктор Верозуб. Его коллеги вто­ рой механик Владимир Трифо­ нов, третий механик Дмитрий Ва­ силенко, электромеханики Ген­ надий Лобусев и Александр «лач­ ков что называется, дневали и ночевали на корабле. Каждый из них делал всё необходимое для - Отношение к нам в Китае было исключительно доброже­ лательным, - вспоминает капи­ тан судна Михаил Суханов. - Впе­ чатлений от этого визита оста­ лось много. Когда готовились к заходу, в основном делали упор на изучение навигационных осо­ бенностей порта - вход в него, условия плавания, а сам город Циндао оставался вне зоны вни­ мания. Оказалось, что мы по­ пали в настоящий мегаполис с десятимиллионным населени­ ем. Кстати, представители пор­ товых властей очень удивлялись, Старший механик танкера Виктор Верозуб. подготовки к выходу в море в на­ значенный срок. Важно было обеспечить бес­ перебойную работу главных дви­ гателей и вспомогательных ди­ зель-генераторов, силовой уста­ новки. С этой задачей экипаж танкера справился на совесть. Что и говорить, кругосветное плавание - достаточно ответст­ венная задача, и следует преду­ смотреть каждую мелочь, чтобы посреди океана не случилось серьёзной поломки. В ТОЧНО назначенное время средний морской танкер "Кама" снялся со швартовых и от­ правился в дальний поход, пер­ вый этап которого проходил в сложной гидрометеообстановке. Уже в Норвежском море судно попало в сильный шторм, кото­ рый сопровождал североморцев вплоть до Бискайского залива. Там погода немного наладилась, да и Средиземное море тоже было относительно спокойным. Заправив топливом большой противолодочный корабль "Се­ вероморск", отправились даль­ ше, к Суэцкому каналу. После его форсирования отряд боевых ко­ раблей и судов обеспечения в составе фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", мно­ гофункционального судна мате­ риально-технического обеспече­ ния "Эльбрус", спасательного бук­ сира "Николай Чикер" и среднего морского танкера "Кама" взял курс в Индийский океан. Заправив топливом фрегат, двинулись дальше, к берегам Китая. Североморцы в главной военно-морской базе Циндао должны были участвовать в тор­ жествах, посвящённых 70-летию военно-морских сил Поднебес­ ной. Правда, экипаж танкера "Ка­ ма" в праздничных мероприя­ тиях и морском параде остался не задействованным, зато его моряки пребывали там в ка­ честве гостей. узнав, откуда мы прибыли. У ме­ ня в каюте стоит глобус, на нём я показывал им наш путь. Для их понимания это было неожидан­ но и вызывало неподдельное удивление и восхищение. Далее танкер проследовал во Повар Надежда Ращинская готова пот­ чевать экипаж вкусным обедом. Владивосток, где принял на борт необходимые для дальнейшего плавания запасы топлива, после чего направился в сторону Па­ намского канала. Пройдя "8-е чу­ до света", соединяющее два океана, зашёл на Тринидад, где в порту Пуэнт-а-Пьер снова по­ полнил цистерны горюче-сма­ зочными материалами. У бере­ гов Португалии "Кама", замкнув круг своего плавания, направи­ лась на Север, в порт приписки. Вот вкратце маршрут даль­ него кругосвет- Г ного похода, ко- ' торый совершил экипаж судна. Но это внешняя его сторона. Оборотная же - ежедневный труд, выполнение различных заданий командова­ ния. Достаточно сказать, что за время плавания команда тан­ кера "Кама" провела 28 заправок топливом кораблей и судов, его лаг отсчитал более 31 тысячи пройденных миль, что почти в полтора раза больше длины эк­ ватора. Также стоит отметить, что поч­ ти всё время средний морской танкер пребывал на ходу. Воз­ можности постоять где-то на яко­ ре или полежать в дрейфе у его экипажа не было ни разу. Един­ ственная отдушина - стоянки в портах. Но они тоже случались не часто и не такими продолжи­ тельными, как того хотелось бы. З АДАЧУ обеспечения задан­ ного хода решали специа­ листы электромеханической службы. И здесь нужно отдать должное стараниям и профес­ сионализму старших моторис­ тов Александра Хританькова, Сергея Фризоренко, Петра Чуп­ руна, мотористов 1-го класса Пав­ ла Степашёва, Алексея Брусни- цина. Именно они несли все хо­ довые вахты, обеспечивали на­ дёжную работу главных и вспо­ могательных двигателей. Благо­ даря их ответственному отноше­ нию к своему делу техника функ­ ционировала бесперебойно. Не­ значительные неполадки судо­ вые спецы устраняли незаме­ длительно. Особенно много за время плавания пришлось поме- Ч Г нять форсунок. Как только обнаружи­ вали, что какая-то из них начинала да­ вать сбой, её тут же снимали, отправ­ ляли в корабель­ ную мастерскую, а взамен ставили годную. Случалось это не потому, что детали оказались некачественными или неграмотно экс­ плуатировались, всё гораздо проще - ин­ тенсивность рабо­ ты энергетической установки была та­ кова, что они прос­ то не выдерживали заданного режима. Впрочем, возни­ кало немало ситуа­ ций, когда экипажу приходилось при­ ложить немало мас­ терства, смекалки и выдержки. - Когда вошли в Жёлтое море, ока­ залось, что оно поч­ ти полностью в ры- _________ боловных сетях, - вспоминает капи­ тан судна Михаил Суханов. - Куда ни глянешь, везде они стоят. Та­ кого их обилия видеть ещё не приходилось. Куда идти, как ма­ неврировать, казалось, одному Богу известно. Благо, снасти обозначены буями, оснащен­ ными автоматической иденти­ фикационной системой, рабо­ тающей в УКВ-диапазоне. От С походов и учений посылаемых ими сигналов весь экран навигационных приборов в засветках. Ночью немного про­ ще - они ещё и светятся. Скла­ дывалось впе­ чатление, что море полнос­ тью заставлено сетями. Здесь не получалось, однажды проложив курс, двигаться в нужном направ­ лении. Надо было внимательно наблюдать, правильно оцени­ вать обстановку, аккуратно ма­ неврировать. Сравнивали кар­ тинку на экране с тем, что видели в реальности, и проходили меж­ ду препятствиями. Преодолели этот участок без замечаний. Позже, уже во Владивостоке, провели водолазный осмотр винто-рулевой группы, оказа­ лось, что всё нормально, ничего не зацепили. Так что опыт пла­ вания в такой нестандартной си­ туации тоже получили. Безусловно, немалого про­ фессионализма потребовал от моряков танкера проход кана­ лов - как Суэцкого, так и Панам­ ского. При их форсировании на борт поднимаются лоцманы, ко­ торые дают необходимые реко- одна искра может привести к печальным последствиям. Проходу Панамским каналом предшествовала некоторая бю- вили все необходимые бумаги, в том числе и те, что свидетельст­ вуют о праве прохода Суэцким и Панамским каналами, подтвер- Третий помощник капитана Иван Семёнов уточняет курс судна. рократическая процедура. Так, фрегат "Адмирал Флота Совет­ ского Союза Горшков” своей оче­ реди войти в канал ждал около суток. Для следовавшего вместе Хозяин верхней палубы боцман Анатолий Лось. мендации по плаванию в узкос­ ти. Тем не менее основная ответ­ ственность всё же лежит на эки­ паже. Да и предварительную прокладку курса (несмотря на наличие рекомендованного) на корабле тоже делают. На тан­ кере "Кама" за это отвечает тре­ тий помощник капитана Иван Семёнов. Он, по большому счёту, является на судне главным штур­ маном. Именно по проложен­ ным им курсам и совершало суд­ но свой кругосветный поход. С ЛУЧАЛИСЬ за время пла­ вания и некоторые, можно сказать, курьёзные и забавные ситуации. Например, при прохо­ де Суэцкого канала на танкер вместе с лоцманами прибыла и команда электриков. Их задача - установить специальный фонарь, который ночью хорошо освещает берега и вместе с тем не слепит идущие навстречу корабли. - Хорошо, что наше плавание по каналу проходило днём и фо­ нарь нам не понадобился, - вво­ дит в курс дела Михаил Влади­ мирович. - Но и ночью я его не разрешил бы подключать. На­ столько грустное зрелище пред­ ставляло собой это устройство. Им опасно пользоваться, тем более на танкере, где всего лишь с ним среднего морского танке­ ра "Кама" это ожидание растя­ нулось на трое. Дело в том,что для военных кораблей сущест­ вует свой регламент прохода. По словам его капитана Ми­ хаила Суханова, инспектор, ко­ торый прибыл на борт "Камы”, ждают тактико-технические дан­ ные судна, инспектор сам рулет­ кой всё перемерял, дабы убе­ диться, что всё точно соответ­ ствует заявленным параметрам. - Ничего сложного в форсиро­ вании Панамского канала не бы­ ло, -делится впечатлениями Ми­ хаил Владимирович. - Перед на­ чалом шлюзования на борт вмес­ те с лоцманом поднялась швар­ товая команда. Её специалисты сами выполняли все необходи­ мые действия, от нас требова­ лось лишь обеспечить работу шпилевых устройств. С этой зада­ чей успешно справился боцман Анатолий Лось вместе с палуб­ ной командой. Всё время, что судно было в море, вахту на ходовом мостике поочерёдно несли капитан танке­ ра, старший помощник капитана Дмитрий Левин и второй помощ­ ник капитана Михаил Хилько. Ко­ нечно, в проливных зонах, в слож­ ных в навигационном отношении районах бразды управления ко­ раблём брал на себя капитан. Нельзя не вспомнить важную и ответственную работу в даль­ нем походе тружеников "горяче­ го цеха", как их называют на суд­ не. Речь идёт о тех, кто, оста­ ваясь на заднем плане, делают большое дело, - сытно и вкусно кормят экипаж. Да и в южных широтах температура на камбузе ничуть не ниже, чем в машинном отделении. Речь идёт о поварах Надежде Ращинской, Нине По- стыко, камбузнике Таисии Куз- За время плавания команда танкера "Кама" провела 28 заправок топливом кораблей и судов, его лаг отсчитал более 31 тысячи пройденных миль, что почти в полтора раза больше длины экватора начал требовать предъявления множества документов. Ему пы­ тались объяснить, что танкер то­ же принадлежит к военному ве­ домству и идёт под Военно-мор­ ским флагом. Он только отрица­ тельно крутил головой и твердил: "Военный корабль - тот, что с пушками". Когда ему предоста- нецовой, буфетчицах Елене Се- день, Лидии Чепуренко. Впрочем, как заметил капитан танкера, каждый член экипажа достоин похвалы. Команда судна честно и достойно выполнила поставленную перед ней задачу. Александр БОНДАРЬ. Фото автора. После возращения домой моряки танкера и дальше без вся­ кого перерыва продолжили выполнять задания командования по прямому предназначению. Так, буквально через неделю после возвращения экипаж уже был занят приёмом льяльных вод от тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Совет­ ского Союза Кузнецов", чтобы транспортировать их на стан­ цию переработки. "Я ИДУ ПО СЛАВНОМУ ПУТИ" Лейтенант с Юга мечтает о Севере с детских лет На службе Отечеству Бытует мнение, что мир принадлежит мечтателям. На пер­ вый взгляд, это будто говорится о творческих лю­ дях - поэтах, художниках, артистах. Но мечтатели встречаются и среди представителей самых слож­ ных и ответственных профессий. Такие, к приме­ ру, как командир зенитно-артиллерийской батареи артиллерийской и минно-торпедной боевой части БДК"Иван Грен" лейтенант Дмитрий Сысоев. Лейтенант Дмитрий Сысоев проверяет техническую готовность артилле­ рийского комплекса. ___________________________________________________________ На службе он - серьёз­ ный, строгий начальник. В душе - настоящий романтик, стремящийся к воплоще­ нию детской мечты. Зарождение любви к Северному флоту Связать свою судьбу с военной службой на Север­ ном флоте Дмитрий мечтал ещё в детстве. Влияние на выбор мальчика оказал его дед - полковник в отставке Юрий Коваленко. В своё вре­ мя - начальник тыла соеди­ нения атомных подводных лодок, служил в Видяево, Заозёрске, Островном. Во многом благодаря Юрию Ивановичу Дима с малых лет избрал свой жизненный путь. Мальчик с упоением слушал рассказы дедушки о службе на Северном фло­ те. Его воспоминания вызы­ вали восторг и изумление. Они трогали душу, зароди­ ли любовь к Северному флоту и стремление по­ пасть на Север, прочувство­ вать всё описанное на себе. - Мой дедушка расска­ зывал мне, как здесь силь­ ный ветер сбивал с ног со­ бак, про суровую зиму, по­ лярную ночь. Как летом в четыре часа утра люди иг­ рают в футбол, потому что круглосуточно ярко светит солнце. Эта романтика За­ полярного края меня за­ хватывала и манила на Се­ вер, - вспоминает Дмитрий. Дмитрий интересовался историей Военно-морского флота, штудировал лите­ ратуру. И в какой-то момент твёрдо решил стать моря­ ком. После школы он посту­ пил в Черноморское выс­ шее военно-морское орде­ на Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова. Обуче­ ние на факультете ракет­ ного вооружения надвод­ ных кораблей не всегда да­ валось легко. Некоторые предметы были довольно сложными, но трудолюбие, прилежание и упорство по­ могали курсанту справлять­ ся со всеми трудностями. Все пять лет учёбы Дмит­ рий являлся старшиной класса. В курсантские годы было немало выходов в море. Самый дальний штурман­ ский поход за период обу­ чения состоялся на втором курсе, когда ребята ушли от родных берегов на два с по­ ловиной месяца. Тогда кур­ санты и узнали, как это, по- настоящему быть моряком. - На учебном корабле "Смольный" мы пересекли экватор, были на Канарских островах, в Анголе, - делит­ ся моряк. Хорошая подготовка - во благо Сразу же после оконча­ ния военно-морского учи­ лища Сысоева на несколь­ ко месяцев отправили на переобучение в Военно­ морской институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская акаде ­ мия”. Пришлось снова на­ бираться знаний, ведь слу­ жить предстояло на новей­ шем современном корабле СФ - БДК "Пётр Моргунов". Но любознательный парень только обрадовался перс­ пективе углубиться в про­ фессию, изучить новый про­ ект корабля. По окончании учебного заведения из-за затянув­ шегося строительства БДК "Пётр Моргунов" лейтенанта перевели на корабль иден­ тичного проекта - БДК "Иван Грен", который в то время только перешёл на Север­ ный флот. Дмитрия назна­ чили на должность коман­ дира зенитно-артиллерий­ ской батареи. - Дед и отец мне ещё в детстве дали мудрый совет: как себя изначально поста­ вишь, так к тебе и будут от­ носиться в дальнейшем. У меня была задача пока­ зать себя строгим, требова­ тельным, справедливым. И я с ней справился, - заклю­ чил офицер. Он довольно быстро сдал зачёты и получил допуск к несению дежурно-вахтен­ ной службы. Буквально за неделю привык к кораблю. Освоиться новичку на но­ вом месте помогал коман­ дир артиллерийской и мин­ но-торпедной боевой части капитан-лейтенант Вадим Сивуха. Приступив к своим обязанностям, лейтенант на практике закрепил зна­ ния, полученные во время переобучения. Трудностей в работе не возникало - по­ могла хорошая подготовка. - Мы продолжаем осваи­ вать новые образцы воору­ жения, обучаем личный состав, передаём навыки, знания в боевом примене­ нии артиллерийских комп­ лексов, в проведении их технического обслуживания и ремонта. Они просты в уп­ равлении, быстро приво­ дятся в боевую готовность. Управлять ими проще, чем на кораблях других проек­ тов, - рассказывает военно­ служащий. Исполнительность и ста­ рание не прошли мимо внимания командования, Дмитрий стал исполнять обязанности командира артиллерийской и минно­ торпедной боевой части (БЧ-2,3). Круг его обязан­ ностей расширился. Сейчас подчинённый коллектив отрабатывает задачи бое­ вой подготовки, проводит при необходимости работы на материальной части. - Я счастлив, что служу на Северном флоте. Он счита­ ется самым мощным в Рос­ сии. Здесь самые большие корабли. Североморцы ре­ шают невероятно сложные боевые задачи. Я считаю, у меня получится здесь про­ явить себя в полной мере. В будущем планирую пойти по командирской линии. Как говорил Павел Степа­ нович Нахимов: "У моряка нет трудного и лёгкого пути, есть только один путь - слав­ ный". Я иду по славному пути, - улыбается офицер. Галина БОРОДУЛИНА. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz