На страже Заполярья. 2019 год. Август.
Вечная память не вернувшимся с войны. Участники 44-го похода "Фронтовыми дорогами Рыбачьего". 7 стр. f t на с т о е Заполярья 9 августа 2019 года ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ РЫБАЧЬЕГО Александра Бакина, пере плыли губу Малая Волоко вая. Остуженный морем ве тер вперемешку с мелким дождём проникал под одеж ду, то и дело по распадкам стелился плотный туман, палатки норовили сорвать ся с места и улететь в соп ки, пламя костра прижима лось к земле, но никто не дрогнул. Мы были едины и, уверен, достойны памяти наших отцов и дедов, 75 лет назад штурмом взявших немецкую линию обороны на хребте Муста-Тунтури. Поход завершился, на чалась подготовка к следу ющему - сорок пятому. Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед Сорок четыре года - поч ти полвека! А начиналось всё в далеком 1975 году с похода фронтовиков, кото рым активно помогали вои ны бригады ПВО и погра ничники. С тех пор к местам боевой славы прикоснулись более шести тысяч человек. Мы помогли 211 семьям найти и посетить могилы родных и близких, погибших в боях за легендарные по луострова Средний и Ры бачий, увековечили имена нескольких тысяч забытых воинов. В этот раз мы помогли жительнице Кандалакши Анне Тропиной побывать на могиле прадедушки, стар шего сержанта 254-й брига ды морской пехоты Семё нова Павла Ивановича. В походе, который про ходил с 26 по 28 июля, приняли участие около 80 человек - жители Мурман- Благодаря поддержке командования отдельной Печенгской ордена Ку тузова II степени мотострелковой бригады, пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, стараниями энтузиастов состоялся 44-й традиционный поход ветеранов и молодёжи "Фронтовыми дорогами Рыбачьего". ской области, городов Челя бинск, Липецк, Саратов, Пу- дож. Мы посетили несколь ко воинских захоронений, памятников и обелисков. Переживали за группу "моржей", которые, повто ряя подвиг легендарного разведчика-североморца 19 июля 2018 года в 10 часов морское многофункци ональное судно тылового обеспечения "Эльбрус" под флагом командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова медленно отошло от североморского причала и взяло курс к морской братской могиле членов экипажа подводной лодки "Декабрист", которая погибла вМотовском заливе 13 ноября 1940 года во время учения. 55 погибших подводников почти 78 лет ждали этого момента. Место нахождения "Д-1" было обнаружено! Об этом походе, чтобы почтить память дорогого ему человека, многие годы мечтал генерал-майор в отставке Юрий Петрович Прохоренко, сын погибшего на "Декаб ристе" военного комиссара Петра Михайловича Про хоренко. Всем присутствующим на борту было понятно его состояние. Он наконец-то "встретился" со своим отцом и его товарищами в заливе, откуда они не вернулись к родным и близким в 1940 году. Накануне водолазы управления поисковых и аварийно спасательных работ Северного флота установили на корпусе "Д-1" мемориальную доску с названием подводного корабля и списком его личного состава. Кроме этого, на дне Баренцева моря установлен право славный крест, был проведён ритуал отдания воинских почестей, опущен на воду венок в память об экипаже первой советской подводной лодки "Декабрист". 55 подводников ждали и звали многие годы... ПОЗЫВНЫЕ ИЗ МОТОВСКОГО ЗАЛИВА В последние годы об истории подводной лодки "Декаб рист", первенца советского подводного кораблестроения, написано немало. А в семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века, когда я начала сбор материалов, об этом корабле Северного флота упоминалось очень скупо. В ос новном, всё сводилось в одно предложение: "Погибла в 1940 году во время учений". За прошедшие годы удалось собрать объёмный архивный материал, пополнить фо тографический фонд Военно-морского музея Северного флота, и я решила рассказать о подводной лодке "Декаб рист" подробно, используя документы из фондов музея и центральных архивов. Первенцем был "Декабрист" После установления совет ской власти в России стали по степенно развиваться промыш ленность и сельское хозяйство. Молодой республике Советов приходилось очень трудно од новременно восстанавливать и создавать заводы, фабрики и защищать свои границы. К тому же от царского военного флота почти ничего не осталось - всего- то несколько подводных лодок и надводных кораблей. Боль шинство из них достаточно уста ревшие, так как строились до Первой мировой войны на оте чественных заводах по типам "Касатки", "Миноги" и "Барса". После окончания Гражданской войны из девяти подводных ло док типа "Барс" была создана бригада на Балтике. Летом 1925 года Балтийский флот посетил народный комис сар по военным и морским де лам Михаил Фрунзе. Он сообщил, что ЦК ВКП (б) и советское головной подводной лодки, ко торое возглавил инженер Борис Малинин (в 1930-е годы обвинён "во вражеской деятельности" и репрессирован). В его состав были включены два инженера - Эдуард Клюгер и Александр Щеглов. За неделю до закладки закладки присутствовали на чальник Военно-морских сил Ро муальд Муклевич, начальник Морских сил Балтийского моря Михаил Викторов, член Револю ционного военного совета БФ Григорий Киреев. Нарком обо роны СССР Климент Ворошилов собственноручно прикрепил к крышке цистерны быстрого по гружения серебряную пластину - так называемую закладную дос ку со следующим текстом: ”5 марта 1927 года на Балтий ском судостроительном и меха ническом заводе государствен ного треста ВСНХ СССР начата постройкой подводная лодка "Декабрист" в бытность: Пред седателем РВС СССР и Нарком- военмором К.Е. Ворошиловым, руками, из отечественных мате риалов. На стапелях у Невы рождался советский подводный флот. Он воплощал в себе труд множества людей на предприятиях чёрной и цветной металлургии, машино строения, электрической про мышленности, на заводах, произ водящих вооружение, боепри пасы, приборы управления - напряжённый и любовный труд всего советского народа. Новые корабли ещё не были готовы, но краснофлотцев, обу чавшихся тогда в школе подпла ва, задолго предупредили: "Вы будете плавать на "Декабристах". Подробностей краснофлотцы не знали. Но было известно, что новые подводные лодки будут двухкорпусные, с отсеками, зна чительно крупнее знакомых уже "Барсов". Некоторым морякам посчастливилось увидеть свой корабль на стапелях". В числе тех счастливцев был краснофлотец Александр Смер- тин, служивший потом старшиной На стапелях у Невы рождался советский подводный флот. Он воплощал в себе труд множества людей на предприятиях чёрной и цветной металлургии, машиностроения, электрической промышленности, на заводах, производящих вооружение, боеприпасы, приборы управления - напряжённый и любовный труд всего советского народа первых советских подводных лодок в коллектив был принят ещё один инженер Сергей Бази левский. Консультировали кон структоров академик Алексей Крылов и известные учёные-ко раблестроители Юлиан Шиман- ский и Пётр Папкович. Управление Военно-морских сил создало специальную ко миссию для наблюдения за разработкой проектно-техничес- правительство приняли реше ние о развитии Военно-морского флота и строительстве новых отечественных подводных ло док. Наиболее важным дости жением в тот период явилось появление первой советской подводной лодки, получившей название "Декабрист". 1 ноября 1926 года на Балтий ском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе бы ло создано специальное техни ческое бюро № 4 (Техбюро) для подготовки рабочих чертежей ких документаций и постройкой подводных лодок. Её предсе дателем стал видный специа лист в вопросах военного кораб лестроения Александр Шершов. Подводная лодка "Декабрист" и ещё две этого проекта "На родоволец" и "Красногвардеец" были заложены 5 марта 1927 го да на Балтийском заводе в Ле нинграде. Первую заклёпку на ней забил видный партийный деятель первый секретарь Ле нинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров. На церемонии заместителем Председателя РВС и заместителем Наркомвоенмо- ра И.С. Уншлехтом, начальником ВМС РККА РА. Муклевичем, на чальником Технического управ ления ВМС РККА Н.И. Влась евым, предкомнаба Балтийского моря А.П. Шершовым, Предсе дателем ВСНХ В.В. Куйбыше- вым, председателем правления Ленсудотреста Г.А. Абрамовым, членом правления по техничес кой части Судотреста В.П. Ко стенко, директором Балтийского завода К.Н. Коршуновым, по мощником директора Балтий ского завода по технической час ти В.П. Скорчелетти, заведующим постройкой подводных лодок на Балтийском заводе Б.М. Малини ным". Как создавалась "Д-1" О том, как создавались пер вые "Декабристы", рассказано в документе, хранящемся в фон дах Военно-морского музея Се верного флота, в "Истории Крас нознамённой гвардейской под водной лодки "Д-3”: "Шли месяцы. На стапелях завода уже были видны очер тания корпусов будущих под водных лодок типа "Декабрист". Краны подносили к шпангоутам стальные листы для обшивки. День и ночь грохотали пнев матические молотки клепаль щиков. Следом за клепальщи ками шли чеканщики - металл заклёпок плотно сжимался над отверстиями, создавая водоне проницаемость. Подлодкам предстояло опускаться на боль шие глубины. Нужно было торопиться. За воды страны спешно готовили в это время оснащение для пер венцев советского подводного флота. Всё делалось своими группы трюмных на "Д-3" (в годы Великой Отечественной войны - начальник кабинета живучести бригады подводных лодок Се верного флота в Полярном). В своих воспоминаниях он так на писал о строительстве подвод ных лодок и самом Балтийском заводе: "Завод показался нам таким огромным и удивительным, что мы сразу даже не заметили нашей лодки, пока командир не указал на неё. Да её и нелегко было разглядеть за перепле тениями строительных лесов. Она была так высоко припод нята над землей, что трудно бы ло представить, как же она теперь попадёт на воду? Своими очертаниями лодка напоминала какое-то диковинное морское животное, пожалуй, больше всего - кита. Подводная часть её была окрашена в чёрный цвет, верх покрыт суриком. На верхней палубе рабочие заканчивали последние при готовления. Внизу далёкие фи гуры суетившихся людей каза лись маленькими. Никаких над строек на палубе ещё не было. Да и внутри корпус ещё был пустым. Оборудование лодки должно было начаться на плаву. Пока она представляла остро конечный стальной снаряд. В этом снаряде нам предстояло провести годы жизни, плавать в штормы, опускаться в морские глубины , незаметно подкра дываться к врагу и наносить ему смертельные удары". Подготовила Алевтина КРИВЕНКО. Продолжение в следующем номере. История освоения Арктики ПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ Продолжая цикл материалов о знаковых полярных экспе дициях, из результатов которых сложилась история иссле дования Земли Франца-Иосифа, сегодня мы расскажем о морских приключениях в северных водах экспедиции шот ландца Бенджамина Ли Смита. Походы Ли Смита 1880-1882 го дов на паровой яхте "Эйра" стали первыми настоящими иссле дованиями на Земле Франца-Ио сифа (ЗФИ) после открытия ар хипелага в 1873 году. 14 августа 1880 года деревянное судно, специально приспособленное для плавания во льдах, подошло к небольшому базальтовому ос тровку к югу от острова Гукера. На Земле Франца-Иосифа моря ки и учёные пробыли всего около двух недель. Однако за это корот кое время был обследован со вершенно неизвестный тогда южный берег архипелага. экспедиции - 25 человек - спасся на четырёх шлюпках вместе с ос новным запасом продовольст вия. Полярники перетащили на берег то, что удалось спасти, но погибли почти все научные ре зультаты, все поднятые с мор ского дна пробы. Из подобранных досок разби той шхуны, камней, торфа и мха англичане построили хижину, в которой провели долгую поляр ную ночь, зимой вели наблюде ния и собирали ценные для нау ки материалы. С мая начали усиленно гото виться к походу на лодках к Но- "Домик Эйры". В том походе были открыты острова Брейди, Итон, Ньютона, Мей, Этеридж, Нортбрук, Брюса, Мэбель, Белль, Земля принца Георга и Земля Александры, а также проливы Абердар, де Брюйне, Британский канал, Ми- эрса, Бэйтса и Найтингель. Ко манда полярных исследовате лей провела метеорологичес кие и биологические наблюде ния, собрала зоологические, гео логические и гидробиологичес кие коллекции. В 1881 году Смит предпринял новое путешествие к Земле Франца-Иосифа. Целью похода стало подтверждение и расши рение географических открытий, совершённых в прошлый раз. Всё та же яхта "Эйра" вышла из порта 14 июня и чуть больше, чем через месяц достигла само го северного архипелага. 24 ию ля мореплаватели посетили бух ту Грэя, берега которой были осмотрены подробнее. Далее учёные направились к острову Белль, где построили дом для зимовки будущих возможных ис следователей Арктики, который назвали "Домик Эйры". В нём были оставлены большие запа сы продовольствия. Этот домик, к слову, сохранился до сих пор. вой Земле. Надо было изгото вить паруса, починить одежду, наварить и законсервировать мясо. В распоряжении экспеди ции было четыре шлюпки. В каж дой лодке находилось по хроно метру, компасу, секстанту и карте, оружие и патроны. Исследовате ли покинули мыс Флора 21 июня 1882 года. Спустя 42 дня у про лива Маточкин Шар архипела га Новая Земля они встрети ли три корабля старого друга Ли Смита - Аллена Юнга, которые бы ли посланы Королевским геогра фическим обществом Велико британии на поиски экспеди ции. И только в 2017 году россий ские полярники нашли шху-ну "Эйра” , затонувшую у Земли Франца-Иосифа. Сведения о том, где погибло судно, были записаны в дневни ке Бенджамина Ли Смита, но до этого никто не находил точное место её крушения. При помощи многолучевого эхолота участники экспедиции "Открытый океан: архипелаги Арктики - 2017. По следам двух капитанов" обнару жили затонувшую шхуну на мелко водье - на глубине около 20 м. Глубины в этом районе не по зволили работать большому ис следовательскому кораблю, по- Англичане построили хижину, в которой провели долгую полярную ночь, зимой вели наблюдения и собирали ценные для науки материалы Внутри него - множество автог рафов разных полярных иссле дователей, включая Бенджами на Ли Смита. К сожалению, экспедиция ед ва не закончилась страшной тра гедией. 15 августа Ли Смит отпра вился на остров Нортбрук. Яхта встала на якорь недалеко от мыса Флора. Лёд, окружавший "Эйру", неожиданно пришёл в движение и нанёс судну повреж дения, из-за которых оно зато нуло. Однако весь личный состав этому водолазы смогли подоити к месту крушения лишь через год на небольшой яхте. Летом 2018 го да в рамках проекта ассоциации "Морское наследие: исследуем и сохраним" они провели дораз- ведку найденного судна. Эти ис следования стали первыми под водными археологическими ра ботами на месте кораблекруше ния в высокоширотной Россий ской Арктике. Подготовила Анна КОРОЛЬКОВА. разгрома немецко- фашистских войск Заполярье
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz