На страже Заполярья. 2019 год. Август.
3 стр. ^ настгажсЗаполярья 9 августа 2019 года Боевая подготовка: освоение новой техники ОПТИМИЗАЦИЯ ЗА СЧЕТ АВТОМАТИЗАЦИИ На БДК "Иван Грен " продолжается опытная эксплуатация Недавно исполнился год, как большой десантный корабль "Иван Грен" был принят в состав Военно-морского флота России. Год со дня поднятия Военно-морского флага. Что же происходило с кораблём и его экипажем в этот период? В октябре 2018 года корабль перешёл с Балтики на Север и вошёл в состав Красно знамённого Северного флота. С прибытием в пункт базирования началась опытная эксплуатация БДК в условиях Заполярья. Опытная эксплуатация - осо бый период в жизни корабля, в ходе которого экипаж самостоя тельно осваивает материаль ную часть. Цель этого процесса - организовать и провести ис пытания, которые до этого не могли быть осуществлены по объективным причинам. В дан ном случае речь идёт о проверке работы систем и механизмов густ запланировано окончание опытной эксплуатации носового и кормового высадочных уст ройств, проверка их в работе. Перед личным составом стоит задача проведения испытаний по приёму техники десанта с необорудованного побережья на северном морском театре. Изучать и осваивать есть что. БДК просто напичкан совре менным вооружением и воен ной техникой, датчиками, элект роникой. - У корабля большой потен циал. Просто он головной, и, как бывает в этих случаях, мы обо что-то "спотыкаемся". Распо- Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Николаев уверен, что у БДК “Иван Грен”большой потенциал. новейшего БДК в условиях Се вера. - Смысл состоит в том, чтобы накопить опыт работы на этих системах. Выявить недостатки, выработать предложения ко раблестроителям для разработ ки оптимальных путей их устра нения, внесения изменений, недопущения повторных ошибок в последующих кораблях про екта, - объясняет командир ложение некоторых систем инте ресное, сложно понять, почему конструкторы приняли такие решения, но с материальной частью проблем нет, личный состав с интересом осваивает новый корабль, - делится глав ный механик. - Оптимизация за счёт автоматизации. Например, машинные отделения - и носо вое, и кормовое - у нас не обслу живаемые. Вахты не предусмот- Автоматика автоматикой, но моряки должны знать и уметь выполнять всё в ручном режиме. А это от дельный пласт работы в процессе опытной экс плуатации электромеханической боевой части корабля капитан 3 ранга Анатолий Николаев, - и адап тировать корабль к арктическим условиям, естественно. Понимая это, экипаж "Ивана Грена" с особым рвением от носится к изучению материаль ной части. В настоящее время, по словам капитана 3 ранга Николаева, корабль находится на завершающей стадии под готовки к выходу в море для выполнения программы госу дарственных испытаний. На ав рены, только осмотр раз в 2 часа в ходе обхода. А все параметры - давление масляной, топливной, охлаждающей систем, темпера тура в каждом цилиндре дви гателей выводятся на пульт уп равления в пост энергоживучести (ПЭЖ). Вот там и несут вахту моряки. Управление в автома тическом режиме - мы задаём параметры хода, и система их поддерживает. Предусмотрено и ручное управление. Второй пульт на посту - электроэнергетическая система - четыре дизель-генера - На самом деле, мно- > гое. Необходимо вручную точно навести ПЗРК на цель, дождаться устойчи вого сигнала и убедиться, что ракета захватила её. Да и сам пуск - дело не простое - нельзя отводить отпускную трубу от направления цели до момента, пока не сработает стартовый двигатель ракеты, - объясняет Вадим. - Необучен ный человек не справится: прицелишь ся плохо, произойдёт срыв сопровож дения, и ракета уйдёт, к примеру, на об лако. - А сколько времени потребуется на перезарядку для второго выстрела? - Всё индивидуально. Если стрелок- зенитчик хорошо подготовлен, натрени рован, отлично отработал нормативы и устойчив к внешним раздражителям, то меньше 30 секунд, - говорит, исходя из опыта, офицер. П ОКА образовалось "окно", свои умения обращаться с вверенным вооружением продемонстрировал один из военнослужащих бригады морской пехоты стрелок-зенитчик зенитного ракетного дивизиона младший сержант Рабадан Багамаев под руководством заместителя командира взвода стар шины Александра Алексеева, который фиксировал время и правильность вы полнения нормативов. К слову, именно Александр занимался специальной подготовкой участников сбора. - Что сейчас делает стрелок-зенит чик? - спрашиваю у стоящего рядом капитана Вадима Батейко. - Выполняет норматив по переводу комплекса из готовности № 3 в готов ность № 1. Вот он достаёт пусковую ра кету из укупорки. А теперь навешивает запасной наземный источник питания, - объясняет Вадим. "ИГЛА” ЗАХВАТЫВАЕТ ЦЕЛЬ Стрелки-зенитчики флота боекомплектиспользовали по назначению. Все мишени поражены Рабадан тут же произвёл замену на земного источника питания, ловко спра вился и с пристёгиванием пускового ме ханизма. Все нормативы он выполнил чётко на высшую оценку. В практике этот навык востребован, если по какой-то причине основной источник питания, присоединённый к отпускной трубе, не сработал, либо стрелок-зенитчик про пустил цель. - Какой норматив, на ваш взгляд, са мый сложный? - обратилась я к Рабадану. - Даже не знаю, - задумался младший сержант. - Мне все они просто даются, мы же каждый день совершенствуем навыки. - Уже скоро стрельбы начнутся. Как настрой? - спрашиваю зенитчика. - Переживаю немного. За 4 года служ бы у меня было 9 пусков, два из них не оправдали моих ожиданий, - признаётся военнослужащий. - Наверное, первые? - Нет, свой первый пуск я прекрасно помню. Волновался, вдруг не смогу, но поразил цель на отлично, - улыбается мой собеседник. - Мы много тренируемся. Уверенность растёт, становишься более собранным. Увидел цель - поразил. Правда, в этот день 10-й пуск Бага- маеву возможности произвести не пре доставили - поставили страхующим, мол, и так много стрельб выполнил. Ему поручили инструктировать зенитчиков других соединений, помогать им с пусковой установкой и снаряжением - надеть самому очки, когда в руках ПЗРК, довольно неудобно. За ходом выпол нения упражнения наблюдал руково дитель стрельбы на учебной точке ка питан Вадим Батейко. миномётный взвод обозначил цель. Мина, повиснув в воздухе, будет сверкать около 30 секунд. За это время её надо успеть поразить. И вот стрелок-зенит чик захватил её. - "Цель наблюдать!", - даёт указание руководитель стрельб. По команде ру ководителя происходит пуск. Раздаёт- Ha горизонте вспыхивает огонёк - миномётный взвод обозначил цель. Мина, повиснув в воздухе, будет сверкать около 30 секунд. За это время её надо успеть поразить. И вот стрелок-зенитчик обнаружил мишень и захватил её Н А ОГНЕВОЙ рубеж вышел первый стрелок-зенитчик. Пару минут по требовалось ему, чтобы подготовиться и занять позицию. - "Вышка”! Я - "Барс". К боевой работе готов, - передаёт на огневую позицию офицер. На горизонте вспыхивает огонёк - ся громкии свист, и ракета взмывает ввысь... Тишина. Все затаив дыхание следят за её полётом... Попал! - Цель поражена. Расход - одна ра кета, - докладывает капитан Вадим Ба тейко. Счастливый стрелок, выдохнув, возвращается в строй. На позицию ша гает следующий... В тот раз расход составил 11 ракет. Самым красивым получился 8-й пуск. Стрелок попал точно в цель, вызвав ап лодисменты боевых товарищей. - Все 11 пусков были успешными, про шли через мишени. Сбор стрелков-зе- нитчиков ПЗРК удался. Военнослужащие закрепили свои знания и показали, что отлично подготовлены, - дал свою оцен ку начальник службы корабельной ПВО управления ПВО и авиации СФ капитан 1 ранга Игорь Рябко и добавил: - Исто рия ПЗРК началась с середины 1960-х годов. С каждой новой модификацией комплексов показатели поражения цели повышались. К примеру, первые комп лексы попадали с вероятностью до 30 процентов, а сейчас ПЗРК может похвас таться точностью до 95 процентов. Для объектовой обороны, где нет ни войс ковых ПВО, ни ПВО страны, ПЗРК - это единственный шанс защитить базы флота от низколетящих воздушных целей. Галина БОРОДУЛИНА. Фото автора. Изучать новейший корабль - дело увлекательное. (На фото машинист трюмной команды старший мат рос Кирилл Бутюков). тора. Запуск их также может осуществляться с пульта. И трюмная система корабля вся на автома тике, основные клапаны управляются с пульта. Чтобы осушить какую-то цистерну или перека чать воду, нужно лишь нажать несколько кно пок - "приготовить", вы брать насос и место, ку да переместить, всё в автоматическом режиме. Вентиляционная систе ма и пожарные магист рали работают аналогич ным образом. Что касается взры- во- и пожаробезопас ности БДК, то и тут без новшеств не обошлось. Везде установлены две ри с автоматическими доводчиками и магни тами. Всё рассчитано так, что если срабатывает пожар ная сигнализация, то магниты те ряют питание и огнеупорные две ри закрываются под своей тяжес тью, обеспечивая локализацию возгорания. При этом они не бло кируются, открыть дверь можно вручную, хотя для этого придёт ся приложить усилия. - В случае реальной опаснос ти аварийная партия сможет добраться до очага возгорания и обеспечить его ликвидацию. Если произойдёт сбой автома тической системы, вахтенный де журный после осмотра всё пе резапустит и включит магниты, - поясняет командир БЧ-5 капитан 3 ранга Анатолий Николаев. Запуск пожарного насоса и системы объёмного химического тушения (ОХТ), станции пеноту- шения - всё можно запустить с одной кнопки. - И водоотливную систему то же, - добавляет Анатолий Ва лерьевич. - В автоматическим режиме предусмотрено осуше ние помещений путём откачки воды за борт. У командира БЧ-5 в каюте установлена специальная автоматическая система контро ля ПЭЖ. Там отображаются аб солютно все параметры систем и механизмов корабля, поэтому офицер может контролировать обстановку, как говорится, "не выходя из дома”. Пост вахтенного инженера- механика и командира боевой части также снабжён специаль ной программной системой, ко торая и контролирует, и управ ляет. Благодаря ей и тренировки по борьбе за живучесть про водить стало гораздо легче. - В моём распоряжении нахо дится специальный планшет, на экране которого можно увидеть весь корабль в разрезе. Я вы бираю помещение, задаю ре жим, к примеру, "поступление воды" или "пожар", и компьютер выдаёт рекомендации: где необ ходимо создать рубежи обо роны, какие предложения опе ративно докладывать коман диру, куда прибыть личному составу, что проверить, и так далее, - делится секретами обу чения офицер. - Вроде всё очень просто и ясно. Нажимаешь одну кнопку - корабль переходит в автома тический режим. Конечно, есть и резервное ручное управление. На некоторых системах предус мотрено даже двух- и трёхкрат ное замещение, - продолжает капитан 3 ранга. Автоматика автоматикой, но моряки должны знать и уметь вы полнять всё в ручном режиме. А это отдельный пласт работы в процессе опытной эксплуатации. На БДК приходят новые люди, учатся, сдают зачёты, ос ваивают материальную часть - всё это неотъемлемая часть процесса становления единого экипажа и ввода в строй ко рабля, у которого впереди годы славной службы в строю Во енно-морского флота России. проблемами командир БЧ-5. - Да, есть инструкции по эксплуа тации, да, мы самостоятельно пытаемся всё "прощупать", но на таком современном корабле и личный состав должен быть с хорошим образованием и спе циальной подготовкой. Плохо то, что от того экипажа, который в заводе работал непосредствен но с промышленностью при по стройке, принимал корабль, практически никого не осталось. Я сам пришёл на "Иван Грен" чуть больше полугода назад. Се годня в боевой части лишь шес теро из моряков первого состава экипажа. Один из них - машинист трюм ной команды БЧ-5 старший мат рос Кирилл Бутюков. Молодой человек попал на новенький ко рабль-десантник, когда был при зван на военную службу. Из Ар хангельска прибыл в Калинин град в 2017 году, как раз на БДК начались государственные ис пытания. Позже подписал пер вый контракт, а совсем недавно и второй - уже на 5 лет. - Меня очень заинтересовала служба на таком современном корабле, сам он заинтересовал. Проект новый, очень удобный, но требует изучения и постоян ного внимания. Тут нельзя пол ностью полагаться на датчики, механическую часть также нужно знать. Я с самого начала всем интересовался серьёзно, ста рался вникать глубоко, задавал вопросы представителям про мышленности, понимал, что эти знания пригодятся в дальней шем, - вспоминает старший мат рос. - Очень хочется поскорее на нём выйти в море. Но пока мы только готовимся. Анна КОРОЛЬКОВА. Фото автора и из архива БДК. Так и происходит освоение, что-то не сработает, военнослу жащие выясняют - почему. Им необходимо понимать, как и что запускается, знать основные ошибки, которые может выдать автоматизированная система. И изучить всё это надо, пока ко рабль стоит в базе. В море всё должно работать без сбоев, как часы. - На корабле много автома тики, и нам не хватает специаль ного учебного центра, - делится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz