На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
6 стр. на с о т е запоши 5 апреля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 8 апреля День сотрудников военных комиссариатов. В 1918 году Декретом Совета Народных Комиссаров учрежде ны волостные, уездные, губернские и окружные комис сариаты по военным делам. В 1944 году началась Крымская стратегическая наступательная операция советских войск. В 1948 году на базе Ленинградского военно-морского подготовительного училища образовано 1-е Балтийское ВВМУ ВМС с 4-годичным сроком обучения. В 1954 году училище переименовано в ВВМУ подводного плавания. В 40-ю годовщину ВЛКСМ училищу присвоено имя Ленинского комсомола. В 1970 году в Северо-Восточной Атлантике случился пожар на атомной подводной лодке Северного флота "К-8", приведший к гибели 52 моряков. - ■ -.ас, чж - 9 апреля В 1906 году в Либаве образовано первое соединение подводных сил Российского флота - учебный отряд подводного плавания в составе учебного судна "Хаба ровск" и подводных лодок "Пескарь", "Стерлядь", "Ло сось", "Сиг” , "Макрель", "Окунь", "Почтовый". В 1944 году группа торпедных катеров Северного флота атаковала фашистский конвой у острова Стуршер. 10 апреля В 1716 году утверждён первый воинский устав - военно-правовой документ, закрепивший создание в России регулярной армии и определивший все стороны её жизни и деятельности. В 1879 году родился исследователь Арктики, инже нер-гидрограф и геодезист, заслуженный деятель науки и техники РСФСР инженер-вице-адмирал Николай Николаевич Матусевич. В 1911-1931 годы руководил гидрографическими работами на Севере, производил опись берегов Белого моря. В 1942 году в подмосковном городе Коломна создано КБ гладкоствольной артиллерии (ныне КБ машиностро ения) для разработки миномётного вооружения. С 1956 года КБ специализируется на создании управляемого ракетного оружия. Здесь разработаны ПТУР "Шмель", "Малютка", "Штурм", "Атака", "Хризантема", ЗРК "Игла", "Стрела", ОТРК "Точка”, "Ока", "Искандер". В 1944 году началась третья операция РВ-3 сил СФ по нарушению коммуникаций противника. В 1944 году на Северном флоте состоялось первое награждение орденом Ушакова II степени. Награду получили капитан 1 ранга И.А. Колышкин, капитан 2 ран га В.Ф. Котов, капитан В.В. Пирогов. В 1972 году в Москве, Лондоне и Вашингтоне подписаны конвенции о запрещении бактериологичес кого оружия. 11 апреля День памяти узников концлагерей. День специалиста РХБЗ ВМФ. В 1724 году издан первый отечественный морской справочник "Разговор у адмирала с капитаном о команде, или Полное учение, как управлять кораблями во всякие разные случаи". В 1878 году подписан императорский указ об учреждении "Комитета по устройству добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием". В короткие сроки собрано около 4 млн рублей. 50 частных банков открыли комитету беспро центные кредиты по 400 тыс. рублей каждый. Куплены 3 парохода - Тольдация", "Гаммония" и "Тюрингия", переименованные в "Россию", "Москву", "Петербург". В 1936 году издан приказ наркома обороны СССР о формировании в Москве Академии Генерального штаба. Создана Военная академия Генерального штаба ВС РФ. В 1941 году образован вспомогательный флот Северного флота. 12 апреля Памятная дата России - День космонавтики. В 1613 году крестьянин села Деревеньки Костром ского уезда Иван Осипович Сусанин совершил подвиг - завёл отряд польских интервентов в дебри Исуновского болота. В 1839 году родился почётный член Петербургской академии наук, русский географ, исследователь Центральной Азии генерал-майор Николай Михайлович Пржевальский. В 1941 году родился главный режиссёр Драматичес кого театра Северного флота Юзеф Васильевич Фекета. В 1981 году ТАРКР "Киров” Северного флота (с 1992 года - "Адмирал Ушаков") удостоен ордена Красного Знамени. На корабле поднят Краснознамённый Военно-морской флаг. Годовой праздник спасательного буксирного судна "Николай Чикер" (1989 год). 13 апреля В 1696 году в Воронеже спущена на воду первая русская галера "Принципиум". В 1871 году заложен круглый броненосец береговой обороны "Новгород". В 1904 году в ходе Русско-японской войны в районе Порт-Артура подорвался на мине и затонул броненосец "Петропавловск". На нём погибли 650 человек, в том числе командующий флотом вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин. В 1940 году Комитет обороны при СНК СССР принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40. В 1945 году войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов при участии Краснознамённой Дунайской военной флотилии освобождён город Вена. 14 апреля День Войск противовоздушной обороны страны. В 1849 году родился конструктор-оружейник генерал- майор Сергей Иванович Мосин. В 1890 году создал 7,62-мм магазинную пятизарядную "трёхлинейную" винтовку, которая впоследствии широко применялась в русской и советской армиях. В 1916 году на Балтике вступила в строй подводная лодка "Волк". В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР из состава НКВД выделен НКГБ. В 1953 году лётчик-испытатель Дмитрий Константи нович Ефремов впервые поднял в воздух корабельный вертолёт Ка-15. Первые серийные машины изготовлены в 1956 году на заводе в Улан-Удэ и со следующего года стали поступать в ВМФ. В 1970 году начались крупнейшие общефлотские манёвры советского ВМФ "Океан” . АТАКУЮТ ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА 100 лет назад, 7 ап реля 1919 года, в го роде Ельце в семье рабочего-железно- дорожника родился Георгий Курбатов. Его имя стало легендарным на Северном флоте. Торпедный катер TK-13, на котором он командовал отделением мотористов, не раз сопровождал транспортные суда. Старшина 2 статьи Георгий Курбатов участвовал в потоплении 8 вражеских кораблей, 20 высадках разведывательно-дивер сионных групп на вражеское побережье, а также более чем в 20 активных минных постановках. Первый орден Когда Георгию было семь лет, не стало его отца. Ма тери было очень трудно од ной содержать троих детей. Поэтомустаршего сына Геор гия в 1932 году она отпра вила в Москву к дяде, но по пал он не к родственникам, а в Хрусловский детский дом, что в Тульской области. Уже в 1936 году паренёк окончил фабрично-завод ское училище при Новомос ковском химическом ком бинате. Через два года по комсомольской путёвке Георгий Курбатов был нап равлен на Военно-морской флот. Получив первона чальную военную подготов ку в Кронштадтской военно морской школе, он прибыл служить в бригаду торпед ных катеров Северного флота старшиной группы мотористов. Вместе со своими бое выми товарищами на тор педных катерах Георгий Курбатов не раз ходил на задания. Каждый такой вы ход в море мог быть послед ним для маленького судна и для его экипажа. Георгий участвовал в потоплении семи вражеских кораблей. К осени 1944 года на груди старшины 2 статьи уже сия ли награды - ордена Крас ного Знамени, Отечествен ной войны I степени, Крас ной Звезды и медаль "За отвагу". Свой первый орден Геор гий получил в апреле 1944 года. С июня по август 1943 года он участвовал в спасе нии советских лётчиков в опасных районах в дневное время, под прицелами вра жеской авиации. При бом бёжке вёл себя хладно кровно и смело. Участвовал в высадке разведгрупп в тыл противника, в потопле нии транспортов врага. За участие во всех боевых опе рациях своих катеров и проявленные при этом му жество и храбрость был наг раждён орденом Красной Звезды. Вторую награду - орден Отечественной войны I сте пени старшина 2 статьи Кур батов получил в том же ап реле. Выходя из очередной успешной атаки на врага, катер получил поврежде ние. Осколком снаряда пе ребило маслопровод двига теля. Начали падать обо роты, снизилась скорость катера. Георгий смог зак рыть пробоину, несмотря на то, что горячее масло брызгало на лицо и тело моряка. Катер и его коман да были спасены. ся пополам и начал тонуть. Вражеские корабли охране ния открыли огонь по кате ру. Один из снарядов угодил в машинное отделение, в помещение хлынула ледяная вода. Гибель катера казалась неиз бежной, но оглушённый взрывом Курбатов всё же сумел заделать про боину. Катер вышел из зоны обстрела и благо получно вернулся в ба зу. Мужественный мо ряк-моторист за свой подвиг был награждён орденом Красного Зна мени и краткосрочным отпуском в родной Елец. Манёвр удался Осенью 1944 года войска Карельского фронта в ходе Петсамо- Киркенесской опера ции перешли в наступ ление. Для её успеха необходимо было лю бой ценой взять сильно ук реплённый порт Лиинаха- мари. Он находился в узкой гавани, прикрытой с обеих сторон скалистыми мы сами. В тех самых гранитных скалах по настоящее время сохранились доты и бун керы, из которых фашисты отлично просматривали и простреливали вход в бухту. В ночь с 12 на 13 октября наружили десантников. При самом входе в бухту суда попали в луч немецкого прожектора. Яростно уда- Вместе со своими боевыми товарищами на торпедных катерах Георгий Курбатов не раз ходил на задания. Каждый такой выход в море мог быть последним для маленького судна и для его экипажа Похожая ситуация случи лась и позднее во время так называемой свободной охоты катера. Катерники засекли не мецкий караван. Прозвучал сигнал боевой тревоги, тор педный катер стремитель но пошёл на сближение с кораблём противника. Кур батов, находясь в машин ном отделении, обеспечи вал заданный ход. Коман дир с короткой дистанции выпустил по врагу две тор педы. Транспорт развалил- 1944 года советские ка терники получили задание высадить в этой бухте де сант. Прижимаясь к берегу, на малой скорости катера шли в заданный район. Группу вёл Герой Советско го Союза капитан-лейте нант Александр Шабалин. За ним шёл катер лей тенанта Успенского, на ко тором старшиной группы мотористов был Курбатов. На расстоянии двадцати тридцати кабельтовых от входа в залив фашисты об рили береговые батареи. Снаряды стали ложиться недалеко от катеров. По приказу Шабалина оба катера на максималь ной скорости устремились к правому берегу бухты, вы зывая огонь на себя и от влекая внимание фашистов от основной части отряда. Манёвр удался. Все огне вые средства ударили по смельчакам. Катер Успенского подо шёл к причалу. Но пирс оказался разрушенным. К тому же по нему вели огонь вражеские автоматчики. Среди десантников произо шла минутная заминка. Старшина 2 статьи Кур батов первым прыгнул на обледеневший пирс. Не найдя, каким образом ук репить швартовый конец, он обвязал его вокруг ноги, уперся плечом в носовую часть катера и, напрягая силы, удерживал судно до тех пор, пока десантники не высадились. Курбатову по дали автомат и сумку со снаряжёнными магазина ми. Теперь он должен был охранять катер от возмож ного нападения с суши. И действительно, вскоре показалась большая группа немецких солдат. Курбатов подпустил их поближе и открыл огонь. Фашисты за легли и начали обстрел. Старшина 2 статьи Курбатов бил короткими прицель ными очередями. Кон чались патроны, когда с катера пришла под мога. Вместе с това рищами Курбатов отог нал немцев от катера, не давая им возмож ности вести огонь по судну. Поступила команда на отход катеров. На ко рабль обрушился шквал огня. Снаряды и пули кромсали деревянную обшивку. Успенский ре шил маневрировать. Катер медленно разво рачивался носом к вы ходу из бухты. Один из снарядов пробил па лубу, выведя из строя рулевое управление. Катер закрутился на месте. И опять в крити ческую минуту не расте рялся Георгий Курба тов. Он стал управлять с по мощью двигателей, умело маневрируя ими. Метр за метром, рыская носом из стороны в сторону, катер уходил в сторону открытого моря. В этот критический момент ещё один снаряд угодил в катер. Осколками раздробило пальцы левой руки Курбатова. Превозмо гая боль, отважный моряк продолжал нести вахту. Вскоре к месту сбора подошли и другие суда, осу ществлявшие высадку де санта на левом берегу за лива. Все катера вернулись в свою базу. ТК-13 Успен ского получил более 200 пробоин и чудом оставался на плаву. В госпитале Георгий Дмитриевич узнал радост ную новость - Печенга и порт Лиинахамари осво бождены. Указом Прези диума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с не мецко-фашистскими захват чиками, старшина 2 статьи Георгий Курбатов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Подготовила Владлена КЛЮШИНА i I К 75 - летию присвоения звания "гвардейский" 1-му Краснознамённому дивизиону сторожевых катеров ДЕРЖАЛИ СХОДНИ НА ПЛЕЧАХ в ледяной воде моряки-катерники для ускорения высадки десанта Дивизион "малых охотников" был сформирован в 1939 году в соединении охраны водного района главной базы Северного флота Полярное. В январе 1942 года его переименовали в ди визион истребителей подводных лодок. В состав дивизиона для боевой устойчивости включили отряд торпедных катеров. Входившие в дивизион корабли проекта МО-4, а также торпед ные катера (ТКА) с первых дней Великой Отечественной войны показали себя универсальными боевыми единицами, способ ными выполнять разнообразные задачи. Они осуществляли противолодочную оборону главной базы, эскортировали под водные лодки и надводные корабли, несли дозорную службу, производили минные постановки, высаживали десанты, дивер сионные и разведывательные группы. 29 июня 1941 года МО-121 и МО-123 охраняли эскадренные миноносцы "Куйбышев” и "Уриц кий”, которые вели огонь по скопле нию войск противника, наступав ших на перешейке полуостро ва Средний. Группа наших ко раблей была атакована 16 пи кирующими бомбардировщи ками, сбросившими на них около 80 бомб. Корабли от крыли зенитный огонь. Одна из фашистских машин была сбита комендорами катера МО-123 (командир - старший лейтенант Василий Лозовский). По окончании обстрела про тивника эсминцами катер МО-121 снял с берега коррек тировочную группу и направил ся в базу. На переходе катер атаковали 18 бомбардиров щиков. В течение получаса они сбросили на маленький ко рабль десятки бомб. Искусно маневрируя, катер уклонился от всех атак. Комендоры и пулемёт чики бесстрашно отражали налёт врага и сбили две машины. Повреж дённый МО-121 благополучно вер нулся в базу. 11 сентября 1941 года, с полу чением сообщения о выходе вра жеского конвоя из Киркенеса, в море были направлены ТКА-11 (ко мандир - капитан-лейтенант Геор гий Светлов) и ТКА-12 (командир - лейтенант Александр Шабалин). Обнаружив конвой, катера легли на боевой курс и атаковали его. В результате были потоплены тран спорт и сторожевой корабль. 28 апреля 1942 года "малые охотники" совместно с другими ко раблями высадили в тыл против ника в районе губа Западная Лица - губа Титовка подразделения 12-й бригады морской пехоты. Переход прикрывали торпедные катера. Благодаря хорошей организации и героическим действиям личного состава высадка прошла успешно. Чтобы ускорить её, моряки прыгали Вооружение катера проекта МО-4. в ледяную воду и держали сходни на своих плечах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года дивизион истребителей под водных лодок был награждён ор деном Красного Знамени. Для использования "морских охотников" на минных постановках несколько из них были обору дованы специальными кормовыми скатами, позволявшими брать на борт по две большие корабельные мины. 4 ноября 1942 года катера МО-111, МО-112, МО-113, МО-123, МО-126 и МО-133 в охранении ТКА-11 и ТКА-12 выходили на минные постановки к порту Петсамо. В течение ноября ими было выстав лено 11 минных банок (64 мины). В кампанию 1943 года минные постановки с "малых охотников" на подходах к портам противника и в местах вероятного прохода вражес ких транспортов продолжались. В 1943 году дивизион продолжал выполнять задания по конвоиро ванию транспортов и судов. 12 июня при сопровождении двух ботов с ценным грузом для фронта МО-131 и МО-136 подверглись бомбардировке и пулемётному об стрелу со стороны десяти вражес ких истребителей Ме-109. Один из них был сбит катером МО-136. Через два часа наш конвой ата ковали несколькими группами ещё 25 Ме-109. Катера сбили два из них. МО-132 в марте 1943 года выса дил разведывательную группу 63-й бригады морской пехоты в заливе Маттивуоно. В дальнейшем катер в сложной метеообста новке четыре раза вы ходил для снятия груп пы. В последний раз моряки ожидали раз ведчиков 14 часов, стремясь во что бы то ни стало выполнить боевой приказ. Группа, вырвавшаяся из вра жеского окружения, была снята и доставле на в базу. Успешно действова ли и входившие в сос тав дивизиона торпед ные катера. В 1943 го ду они потопили 8 тран- ________ спортов общим водо измещением 22 тыся чи тонн. В конце года отряд торпед ных катеров вошёл в состав вновь сформированного 1-го отдельного дивизиона торпедных катеров. 1 апреля 1944 года 1-й Красно знамённый дивизион истребите- кома ВМФ СССР был преобразо ван во 2-й гвардейский Краснозна мённый дивизион сторожевых ка теров. В мае 1944 года переиме нован во 2-й гвардейский Красно знамённый дивизион "малых охот ников" за подводными лодками. В октябре 1944 года дивизион принимал активное участие в Пет- само-Киркенесской операции. Во семь катеров под командованием гвардии капитана 3 ранга Сергея Зюзина составили 1-й десантный отряд. В ночь на 10 октября этот отряд с личным составом 63-й бригады морской пехоты совершил стремительный бросок к южному берегу залива Маттивуоно и без потерь высадил десант. Группа катеров под командованием гвар дии старшего лейтенанта Бориса Ляха высадила разведывательный отряд. В ночь на 13 октября 6 кате ров десантировали отряд морской пехоты. Несмотря на ожесточён ный огонь врага, морские пехотинцы сразу же овладели пунктом высад ки и пошли в наступление. К исходу суток порт Лиинахамари был осво бождён от фашистских захватчиков. 15 октября войска 14-й армии и части Северного флота овладели городом Петсамо. В приказе от 15 октября 1944 года за отличные бо евые действия при освобождении Петсамо (Печенга) Верховный глав нокомандующий объявил благодар ность личному составу дивизиона гвардии капитана 3 ранга Сергея Зюзина. Приказом от 31 октября дивизиону присвоено почётное наименование "Печенгский". За умелое командование кате рами, проявленные в многочислен ных боях с врагом стойкость, отвагу и мужество звания Героя Совет ского Союза удостоились командир дивизиона гвардии капитан 3 ран- Успешно действовали и входившие в состав дивизиона торпедные катера. В 1943 году они потопили 8 тран спортов общим водоизмещением 22 тысячи тонн лей подводных лодок переимено ван в 1-й Краснознамённый диви зион сторожевых катеров и вклю чён в состав бригады сторожевых кораблей охраны водного района главной базы флота. В тот же день 1-й Краснознамённый дивизион сторожевых катеров приказом нар- га Сергей Зюзин, а также команди ры катеров гвардии старший лей тенант Борис Лях, гвардии старший лейтенант Леонид Новоспасский и гвардии старший лейтенант Нико лай Танский. Подготовил АлександрПАНЮШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz