На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
6 стр. * на стражЕ зашш 26 апреля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 29 апреля 155 лет назад приказом по военному ведомству № 120 объявлено об отмене в армии телесных нака заний, а солдаты, приговорённые к одиночному заклю чению на срок от 1 до 6 месяцев, должны были отбывать это наказание в особых военных тюрьмах. В 1897 году родился конструктор стрелкового оружия Герой Социалистического Труда Георгий Семёнович Шпагин. В 1923 году основан Центральный спортивный клуб армии. В 1939 году ЦК ВКП(б) принял решение о создании "Военно-исторического журнала". В 1958 году сформировано 12-е Главное управление МО СССР. 30 апреля День работника пожарной охраны. В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы: "Наказ о градском благочинии", установивший строгий порядок при тушении пожаров в Москве. В 1912 году родился штурман звена 24-го минно-тор педного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза старший лейтенант Михаил Фёдорович Покало. В 1915 году состоялась первая групповая атака русской морской авиации германских кораблей, про рвавшихся в Рижский залив. 1945 год - над Рейхстагом в Берлине водружёно Знамя Победы. 1 мая Праздник весны и труда. В 1918 году в Москве на Ходынском поле состоялся общий военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником - первый в истории Советской России всенародный смотр новой армии. В 1919 году начала выходить газета Уральского во енного округа "На красный Урал" (впоследствии "Крас ный боец"), ныне "Уральские военные вести". В 1921 году открылась первая почтово-пассажир ская авиалиния Москва - Орёл - Харьков на самолётах "Илья Муромец". 90 лет назад в ходе двухчасового боя красноармей ский отряд под командованием Ивана Ефимовича Петрова разгромил в Туркмении трёхтысячный конный отряд басмачей Ибрагим-бека и полуторатысячный отряд Сеид-Хуссейна. 75 лет назад учреждены медали "За оборону Москвы" и "За оборону Кавказа". В 1945 году впервые в приказе Верховного главно командующего Ленинград, Севастополь, Одесса и Сталинград были названы городами-героями. В 1947 году в воздушном параде над Красной площадью пролетели 100 первых советских реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15. В 1960 году на высоте 21 км при скорости 750 км/ч сбит вылетевший из Пешавара американский самолёт- разведчик U-2, пилотируемый старшим лейтенантом Ф.-Г. Пауэрсом. 25 лет назад поднят Военно-морской флаг на морском тральщике "Владимир Гуманенко" Северного флота. 2 мая В 1945 году советские войска при участии моряков Днепровской военной флотилии штурмом овладели Берлином. 3 мая Всемирный день свободы печати. В 1696 году Пётр I объявил о введении морским служителям норм продуктового пайка. Царь впервые ввёл во флотскую лексику понятие "морская провизия". 1901 год - комиссия представила главному инспектору кораблестроения разработанный проект первой оте чественной боеспособной подводной лодки - "мино носца № 113", таково было первое название подводной лодки "Дельфин". В 1927 году родился советский военачальник Герой Советского Союза адмирал Юрий Александрович Сысоев. Звание Герой Советского Союза офицеру при своено за проявленные мужество и героизм в период командования атомной подводной лодкой "К-181" Северного флота. В 1943 году Государственный Комитет Обороны принял решение о переводе на Север шести подводных лодок с Каспийского моря. В 1972 году командующим Северным флотом назна чен адмирал Георгий Михайлович Егоров. В 1978 году за мужество и мастерство, проявленные при выполне нии заданий командования, Г. М. Егорову было присвое но звание Герой Советского Союза. 4 мая В 1945 году авиация Краснознамённого Балтийско го флота потопила два вражеских миноносца Т-155 и Т-36, вспомогательный крейсер "Орион", транспорт "Оснабрюк". В 1976 году вышло Постановление Совета министров СССР о развитии работ по созданию подводного оружия. 5 мая День водолаза. Первая в мире водолазная школа была образована в Кронштадте указом императора Александра III 5 мая 1882 года. День шифровальщика. Криптографическая служба России создана Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 5 мая 1921 года. Международный день борьбы за права инвалидов. В 1706 году Пётр I подписал указ о создании гос питаля в Лефортово за Яузой (ныне Главный военный клинический госпиталь им.Н.Н. Бурденко). 210 лет назад англичане разорили базу Беломор ской компании в Екатерининской гавани. В 1920 году родился стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Северного флота Герой Советского Союза гвардии старший сержант Георгий Сафронович Асеев. В 1943 году сформирована отдельная Киркенесская Краснознамённая бригада морской пехоты - одно из самых боеспособных соединений Северного флота. В 1943 году на базе 67-й отдельной морской стрелковой бригады сформирован 61-й стрелковый полк, реор ганизованный в 1966 году в полк морской пехоты СФ. В 1945 году войска 2-го Белорусского фронта овладели Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце) - крупным портом и военно-морской базой Германии на Балтий ском море. 80 лет беспосадочному перелёту из Москвы в Северную Америку РЕКОРД ЗА СУТКИ 29 апреля 1939 года самолёт ЦКБ-30 ".Москва "совершил трансатлантический беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Восточное побережье Северной Америки 1930-е годы были временем испытания новых моделей самолё тов, позволявших совершатьдлительные перелёты содного кон тинента на другой. Воздушный путь из СССР в США, открытый летом 1937 года через Арктику, Северный полюс, не мог исполь зоваться постоянно из-за неблагоприятных погодных условий. Требовал освоения новый - через Северную Атлантику. корд дальности полёта. В его обес печении принимали участие под водные лодки Северного флота "Щ-402", "Щ-403", "Щ-404" и "Д-2". Эксперимент освещался в сред ствах массовой информации, за труднейшие задачи мировой авиа ции. Обнимаем вас, желаем здо ровья и крепко жмём ваши руки. По поручению правительства СССР В. Молотов, И. Сталин. За этот перелёт лётчикам было присвоено звание Герой Совет ского Союза. Учитывая заслуги Владимира Коккинаки как первооткрывателя этой трассы, Международный коми тет авиации и космонавтики в 1965 году наградил его орденом "Роза ветров" с бриллиантом. Лётчик впи сал своё имя в историю мировой 28 апреля 1939 года экипаж в составе лётчика-испытателя Вла димира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко на самолёте ЦКБ-30 "Москва" рано утром вы летел с аэродрома в городе Щёл ково и взял курс на северо-запад. ЦКБ-30 явпялся дальним бомбар дировщиком , разработанным в конструкторском бюро под руко водством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Ильюши на. Время начала испытаний было выбрано с тем расчётом, чтобы самолёт шёл вслед за солнцем. Это должно было обеспечить лётчи кам более комфортные условия перелёта. Расстояние от Москвы до Се верной Америки - 7 000 километ ров. ЦКБ-30 мог взять на борт запас бензина на путь в 8 000 километров. Чтобы предельно разгрузить ма шину, приходилось экономить на всём. Кислород использовался не газообразный, а жидкий, требую щий меньшего количества сталь ных баллонов. Аварийный паёк сократили до предела, даже сапоги для членов экипажа сшили из специального лёгкого сорта кожи. Самолёт был выкрашен в ярко красный цвет, а на его плоскостях было выведено "МОСКВА". Кто-то из инженеров хотел сделать надпись синки - Тронхейм - Исландия - юг Грен ландии - Нью-Йорк. Над Северной Ев ропой самолёт на ходился на высоте 5500 метров, но на пути к Гренландии из-за циклона лёт чики набрали высо ту 7000 метров. На последнем этапе пу ти высота составля ла уже 9000 метров, и пилотам пришлось надеть кислород ные маски. Запасы кислорода заканчи вались, и экипажу пришлось перейти на "полуголодный рацион". К Америке ма шина пробиралась "вслепую " сквозь сплошные облака. Из-за погодных ус ловий маршрут из менили, так как все Восточное побере жье США было за крыто для посадки самолётов. Эки паж приземлился на следующий день после вылета на канадском острове Мискоу в заливе Святого Члены экипажа самолёта ЦКБ-30 "Москва" с группой поддержки. Остров Мискоу, Канада, 29 апреля 1939 год. Экипаж приземлился на следующий день после вылета на канадском острове Мискоу в заливе Святого Лав рентия, пролетев 8000 километров за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 километров в час на английском языке, но Коккинаки не позволил, сказав: "Пускай аме риканцы учатся по-русски читать!". Маршрут был выбран такой: Мос ковская область - Новгород - Хель- Лаврентия, пролетев 8000 километ ров за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 километров в час. Менее чем за сутки советские лётчики установили мировой ре- ним следили в СССР и за рубежом. 1 мая Коккинаки и Гордиенко при ехали в Нью-Йорк, где открылась Всемирная выставка 1939 года. Там же лётчики получили поздравитель ную телеграмму от руководителей Советского государства, которая была опубликована в газете "Пра вда" 1 мая 1939 года, и её пере печатали все ведущие газеты мира: "Товарищи В. Коккинаки, М. Гор диенко. Горячо поздравляем вас с благополучным завершением вы дающегося перелёта Москва - Се верная Америка. Ваш перелёт, покрывший 8000 километров за 22 часа 56 минут, показал, что му жественные, отважные советские лётчики могут успешно решать авиации, ему принадлежат 22 ми ровых рекорда. В годы Великой Отечественной войны он тестиро вал новые типы самолётов. В 1957 году был удостоен звания Героя Советского Союза во второй раз. В конце 60-х годов прошлого века за нимал пост президента Междуна родной авиационной федерации. Михаил Гордиенко стал, как и Коккинаки, генерал-майором авиа ции, в годы войны был главным штурманом 2-й воздушной армии. Через два десятилетия после ле гендарного перелёта по маршруту, проложенному советскими лёт чиками, стали летать пассажир ские самолёты Подготовила Яна РАХИМОВА 4 К 75-летиюучреждения медалей "За оборону Москвы" и "За оборону Кавказа" 1 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены новые государст венные награды - медали "За оборону Москвы" и "За оборону Кавказа". Автором эскизов медалей стал художник Николай Москалёв. Всего в СССР было учреждено 8 наград, которые были посвяще ны обороне важных городов и областей страны. НАГРАДЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ Стратегически важные объекты оказались неприступными Позади Москва Чем обусловлен тот факт, что медаль "За оборону Москвы" появилась только в 1944 году, остаётся только догадываться. При этом именно битва под Москвой стала прологом будущей победы в войне. Немцы, намереваясь за хватить город, сосредоточи ли на Московском направле нии огромные силы - 74 ди визии, среди них -14 танко вых и 8 моторизованных. Героизм, который прояви ли советские солдаты при обороне столицы, поддер живался крепким тылом и самоотверженной работой многих тысяч граждан Моск вы, которые трудились на её предприятиях. Только в воз ведении под городом обо ронительных укреплений при няли участие около 450 ты сяч человек. Ценой огром ных усилий фашисты были остановлены в непосредст венной близости от города, а затем в результате контр наступления Красной ар мии отброшены от Москвы на расстояние от 100 до 250 километров. За мужество и доблесть, проявленные в боях с гитлеровскими вой сками у стен столи цы, более трёх с по ловиной миллионов воинов были награж дены различными орденами и меда лями. Битва под Моск вой имела выдаю щееся значение, так как стала первым крупным сражением Вто рой мировой войны, в ко тором немецкая армия была остановлена и обращена в бегство. Битва продлилась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. За этот период немцы поте ряли более 500 тысяч сол дат и офицеров, около 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч автомобилей и множество другой техники. 29 июня 1943 года на чальник Главного управ ления тыла РККА генерал армии Андрей Хрулёв дал распоряжение начальнику Главного интендантского управления генерал-пол ковнику Павлу Драчёву при ступить к созданию новой медали - "За оборону Моск вы". К работе над эскизом будущей медали было при влечено сразу несколько человек. Среди них был и художник Центрального до ма Красной армии Николай Иванович Москалёв. В пред военные годы он уже прив лекался к разработке зна ков отличия РККА. К 12 июля художниками был представлен ряд эски зов, а 15 июля 1943 года ге нерал армии Андрей Хру лёв передал их на рассмот рение Сталину. Однако в связи с появлением более важных на тот момент воп росов утверждение решили отложить. В конце января 1944 года после рассмотре ния представленных работ по одному из набросков Москалёва был выполнен пробный образец награды в металле. Данный рисунок Главного управления текс тильно-галантерейной про мышленности. Расцветка ленты награды - чередующие ся между собой полосы олив кового и красного цветов. Первое вручение меда ли "За оборону Москвы" про изошло 20 июля 1944 года. Медаль с удостоверением за №1 получил Иосиф Ста лин. К 1962 году её вручили около 500 тысячам человек, среди которых было 20 ты сяч подростков - участников обороны столицы. По со стоянию на сегодняшний день медалью награждены более 1 миллиона человек. В случае смерти награж дённого медаль вместе с удостоверением вручалась семье погибшего. Для многих людей, пере живших эту битву, данная награда, изготовленная из латуни, стала самой до рогой в их жизни. Сброшены с Эльбруса В предвоенный период нефтяные месторождения Баку и Северного Кавказа являлись одними из крупнейших в мире источниками сырья для получения топли ва, там добывалось около 90 % всех неф тепродуктов СССР. Потеря этого источ- войны немецкое коман дование выбрало данное направление в качестве од ного из основных. В целях захвата Кавказа и Закав казья был разработан от дельный стратегический план,получивший название "Эдельвейс". Для выпол нения поставленных задач предназначалась группа армий "А". В её составе на считывалось более 160 ты- характер. И только в янва ре 1943 года советские войска, развивая успех по беды под Сталинградом, перешли в контрнаступле ние, тем самым начав пол ное изгнание гитлеровцев с Кавказа. В феврале 1943 года группа советских альпини стов из состава 46-й армии сбросила с вершин дву главого Эльбруса немец- Героизм, который проявили советские сол даты при обороне столицы, поддерживался крепким тылом и самоотверженной работой многих тысяч граждан Москвы, которые трудились на её предприятиях сяч человек, около 1100 танков, 4500 миномётов и орудийных расчётов, 1000 самолётов. Советские войска на Кав казском направлении суще ственно уступали по числен ности фашистским захват чикам. В обороне принима ли участие всего 110 тысяч человек, 2100 орудий, ми номётов и других видов во енной техники. Такое соотношение сил ставило советские войска в безвыходное положение. Главным стало остановить противника любой ценой, измотать его и лишить ини- был взят за основу, но в него всё же внесли небольшие изменения. Вместо фигур защитников Кремля на ме дали появилось изображение танка с группой солдат на нём. После этого эскиз был одобрен окончательно. Одновременно велись работы по созданию ленты будущей награды. Это за дание было поручено цент ральной научно-исследо вательской лаборатории ника оставляла Советский Союз практически без го рюче-смазочных материа лов. Поэтому с началом Великой Отечественной циативы. По этим причинам весь период с июля по ко нец 1942 года действия Красной армии носили в основном оборонительный кие флаги, установленные там альпийскими стрел ками из горной дивизии, восстановив над главной вершиной Кавказа Красное знамя. Подвиг советских войск был отмечен учреждением новой награды - медали "За оборону Кавказа". Её эскиз также был разработан ху дожником Николаем Ива новичем Москалёвым. Это единственная награда вре мён Великой Отечествен ной войны, где использова ны национальные мотивы. В центре лицевой сто роны медали изображён символ Кавказа - гора Эль брус, под которой располо жены советские танки и за щищаемые ими нефтяные вышки. В верхней части - летящее звено из трёх са молётов. Вдоль всей окруж ности медали расположен венок из цветов и гроздьев винограда. К награждению медалью "За оборону Кавказа" были представлены военнослу жащие и гражданские лица, принимавшие участие в обо роне Кавказа в течение бо лее трёх месяцев. Количе ство награждённых состави ло более 870 тысяч человек. Подготовил АлександрПАНЮШКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz