На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
3 стр. 5 апреля 2019 года йдётeqibmучёба | СЛАЖЕННОСТЬ И ВЗАИМОДЕИСТВИЕ экипажа корабля и десанта очень важны не только в боевой обстановке, но и в ходе плановых занятий является учебным местом для вучесть, куда входят борьба с во- спасательного имущества по занятий экипажей техники мор- дой и пожаром и тренировки борьбе с водой, ской пехоты. Механики-водители действий моряков при обнару- В рамках тренировки по РХБЗ на боевом корабле могут в пол ной мере отработать порядок действий при погрузке техники для выполнения поставленных боевых задач. Интересно, что они осуществляют заезд в тан ковый трюм задним ходом. Это требует большого мастерства, которое нарабатывается боль шим количеством тренировок в том числе в рамках подобных учений, условия которых макси мально приближены к боевым. При выходе к точке погрузки технике десанта приходится ма неврировать по необорудован ному побережью. Как пояснил Евгений Викто- * ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Пока тренировалисьморские пехотинцы, экипажБДК “Александр Отраковский” готовился к отработкеучений по БЗЖ. пежей по-походному. В ходе пе реброски техники морем это не обходимо для их надёжной фик сации. Завершив этот элемент, морские десантники расшвар- товывали технику и тренирова лись в высадке на необорудован ное побережье, предоставляя место для занятия очередной группе механиков-водителей. С главного командного пункта корабля за ходом тренировки наблюдал начальник штаба бри гады десантных кораблей Се верного флота капитан 1 ранга Юрий Давитян, который контро лировал ход учения. Здесь же находились командир корабля капитан 2 ранга Евгений Алек сеев и его старший помощник капитан 3 ранга Алексей Янов. - Нашей главной задачей бы ло безопасно и максимально быстро подойти к берегу, открыть ворота и опустить аппарель, - поясняет ход тренировки капи тан 2 ранга Евгений Алексеев. - В этом учении наш корабль Экипаж большого десантного корабля "Александр Отра- ковский" совместно с личным составом отдельной Кир- кенесской Краснознамённой бригады морской пехоты Се верного флота отработал задачи морской десантной под готовки. В рамках выполнения второй курсовой задачи БДК "Александр Отраковский" после маневриро вания при подходе к необорудо ванному побережью губы Печен- га встал к берегу способом "на упор". Открыл ворота, опустил аппарель - корабль к приёму де санта готов. В этой части учения - погрузке и выгрузке техники - принимали участие механики-водители бри гады морской пехоты Северного флота. Тренировка длилась око ло суток. Навыки заезда в тан ковый трюм корабля и выезда из него закрепили более восьми десяти морских пехотинцев. Перед началом занятия "чёр ные береты" получили инструк таж по требованиям безопас ности. Опыт погрузки на БДК по лучили водители и механики разных типов колёсной и гу сеничной военной техники , среди которой автомобили КамАЗ, "Урал ", реактивные системы БМ-21 "Град",плаваю щие транспортёры, вездеходы "Витязь". В составе группы в твиндек заходили по пять еди ниц техники. Механики-водители освоили порядок крепления боевых ма шин при помощи цепных кре- Заезд и выезд на необорудованное побережье - сложный элемент, требующий от механиков-водителей ловкости и мастерства. осуществлялся запуск системы универсальной водяной защиты и был создан подпор воздуха во внутренних помещениях корабля при условной химической атаке. В губе Грязная БДК снова по дошёл к берегу вплотную, открыл ворота и опустил аппарель. Тех ника выехала из твиндека ко рабля на сушу. Здесь экипажам бронетранспортёров предстояли тренировки по вождению боевых машин на плаву в рамках подго товки к конкурсу профессиональ ного мастерства "Морской де сант" Армейских международ ных игр-2019. А БДК "Александр Отраковский" прибыл в пункт постоянного базирования Севе роморск и продолжил выполне ние учебно-боевых задач. Яна РАХИМОВА. Фото из архива БДК " Александр Отраковский". Механики-водители на боевом корабле могут в полной мере отработать порядок действий при погрузке техники для выполнения поставленных боевых задач После чего БДК "Александр От раковский" перебросил в губу Грязная Кольского залива одно из подразделений морской пехоты и группу техники, в которую вошли бронетранспортёр БТР- 82АМ, ПТС "Витязь", БМ-21 "Град", авто цистерна КамАЗ. - Пока десант отрабатывал по грузку техники на борт корабля, его экипаж готовился к проведе нию учений по борьбе за жи- жения,- продолжает рассказ капи тан 2 ранга Евгений Алексеев. - Они проходили под руководст вом заместителя командира бригады по электромеханичес кой части капитана 3 ранга Ан тона Шульги. Личный состав со вершенствовал действия по учеб ной аварийной тревоге. Моряки боролись с условным пожаром и поступлением воды в котель ное отделение. Заделывали "про боину" при помощи аварийно- рович, такие учения проводятся постоянно, и действия всех участ ников доведены практически до автоматизма. По окончании тренировки ру ководитель учения со стороны десанта доложил командиру корабля о количестве личного состава и техники десанта, при нимавших участие в занятии. жении радиационного, хими ческого и биологического зара- Й 85 лет создания службы наблюдения и связи Северного флота В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН Для полевой выучки военных связистов нетничего лучше комплексной тренировки Командир отделения телемеханики и автоматики электромеханической боевой части (БЧ-5) стар шина 1 статьи Юрий Рожков был одним из первых в списке лучших моряков, о которых командова ние большого десантного корабля "Иван Грен" ре комендовало написать в газете Северного фло та, - исполнительный, трудолюбивый, ответствен ный, к решениюлюбой проблемы подходит со зна нием дела. САВТОМАТИКОИ НА ТЫ Детство и юность Юрия прошли в городе Марксе Саратовской области. Полу чив аттестат о среднем об разовании, пар нишка продол жил учёбу в клас сах и мастер ских професси онального лицея, осваивая специальность автомеха ника. Учился прилежно,в дипломе - только хорошие отметки. Юрию с детских лет отец прививал любовь к труду, а тот с удовольствием помо гал папе "ковыряться" в их автомобиле, поэтому и спе циальность выбрал без раздумий. После окончания лицея Юрий был призван в ряды Вооружённых сил. Службу проходил в городе Зареч- Североморцы I) В срок были сданы необхо димые зачёты. Три года службы в Кали нинграде пролетели неза метно, и в 2018 году БДК "Иван Грен" совершил межфлотский переход с Бал тики на Север. Сейчас корабль в боевом составе флота, и молодой человек нисколько не сожа леет о сделанном выборе. Более того, он доволен та ким поворотом своей судь бы. На корабле Юрий про шёл путь от моториста до командира отделения те лемеханики и автоматики. За год пребывания в дол жности старшина 1 статьи Юрий Рожков заметно прод винулся вперёд в практи ческом освоении специ- ный Пензенской области. альности. Ни для кого не По прибы- ^ тии в заданный район связис ты выполнили нормативы по инженерному оборудова нию позиций и их маски ровке. Около 30 единиц техники, включающих в се бя средства радиорелей ной, спутниковой, радио- и космической связи, были задействованы в учении. - Самое сложное - сам процесс развёртывания. В некоторых случаях требует ся большая физическая си ла и выносливость. Есть и некоторые нюансы в раз- без знаний точных наук на ней работать будет сложно. - Станция используется как ретранслятор. Нам пе редаётся информация со стационарного узла связи, мы сигнал усиливаем и ведём передачу на конеч ную аппаратуру, - говорит капитан 2 ранга Кузенков. На одной из позиций был развёрнут пункт доку ментального обмена. - Здесь оформляют, запи сывают телеграммы и через телеграфный канал доводят их адресату, - рассказывает начальник пункта связи лей тенант Алексей Кобзарь. В войсках для установ ления защищённой теле фонной связи и проведения видеоконференций исполь зуется мобильный комп лекс. В его состав входит станция спутниковой связи, которая обеспечивает мак симальную скорость пере дачи данных. Развернуть его двум опытным связис там за 15 минут не соста вило труда. - Работать станция спо собна в широком диапа зоне температур и при вет ре до 25 м/с, - подчёркивает Александр Кузенков. - Ос новное достоинство спутни- Наша С подвижным узлом связи неразрывно связано зарождение, становление и развитие всей системы связи Северного флота. В августе 1933 года с приходом на Кольское побережье первого отряда кораблей началось строительство флота. Менее чем через год, 6 апреля 1934 года, был сформирован Кольский район служ бы наблюдения и связи (СНиС), который и дал жизнь стационарной системе связи, мобильному резерву её сил и средств, подразделениям связи разведки, радио технической службе и службе радио электронной борьбы флота. Тогда, в далёком 1934 году, в состав Кольского района СНиС по штату вошли радиоцентр, две телефонные и две теле графные станции и семь сигнально-на блюдательных постов. справка: 3 сентября 1941 года из подразделе ний СНиС формируется узел связи с под чинением начальнику отдела связи и наблюдения флота. С первых месяцев Великой Отечественной войны вновь созданное подразделение обеспечивает штаб флота радио- и телеграфной связью, а Кольский район связи в основном ориентируется на обеспечение системы наблюдения, телефонной связи, об служивание сети проводной связи СФ. В послевоенный период менялись задачи Кольского района СНиС, его структура и подчинённость. Свой 50-летний юбилей тогда уже отдельный полк связи встретил в новом военном городке на улице Восточной. В настоящее время объединённый под вижный узел связи входит в центр связи Северного флота. мещении машин, ведь ан тенны достигают высоты бо лее 20 метров, аппаратура должна находиться на опре делённом расстоянии друг от друга, - поясняет капитан 2 ранга Александр Кузенков. Все современные циф ровые средства и комплек сы связи, развёрнутые в по ле, обеспечивают защищён ную видео-конференц-связь, автоматическую засекре ченную телефонную связь, передачу больших объёмов информации в реальном времени. Радиорелейные стан ции, предназначенные для организации самостоятель ных линий связи, а также для ответвления каналов от многоканальных радио релейных и проводных ли ний, должны быть выне сены на определённое рас стояние от пункта управ ления. Сама станция - тех ника нового поколения с широкими возможностями, она хоть и начинена слож нейшей аппаратурой, но довольно проста в эксплуа тации. Конечно, человеку Радиосредства новей шего поколения обеспечи вают надёжную помехоза щищённую и скрытую радио связь, что создаёт основу ковой связи - возможность работы в любой точке мира. Связь дуплексная, то есть работает одновре менно на приём и переда- ник, мы его улавливаем ан тенной или кабелем с по мощью релейной станции, - продолжает начальник объ единённого подвиж ного узла связи ка питан 2 ранга Кузен ков. - На другом кон це такой же комп лект, оснащённый видеокамерами и телеэкранами. Опыт - дело наживное Каждый день спе циалистов центра связи СФ наполнен множеством задач. Основные из них - это повседневное вы полнение заданий ко мандования по пря мому предназначе нию, постоянная бое вая учёба,освоение новой техники. Как подчеркнул капитан 2 ранга Александр Кузенков, связисты всегда должны быть на полшага впереди пред ставителей других войск. Последние несколько лет в часть поступает современ ная цифровая техника, от вечающая всем требовани ям нынешнего дня. Напол нение новым оборудовани ем уже приблизилось к 70%. - С поступлением новых машин значительно расши рились возможности свя зистов, но и забот естест венно прибавилось. В пер вую очередь нужно до тон костей изучить аппаратуру, имеющую принципиальное отличие от прежней, научить- ла связи капитан 2 ранга Александр Кузенков. - С каждым годом требования к качеству связи повышают- Начальник объединённого под вижного узла связи капитан 2 ранга Александр Кузенковруко водит действиями подчинённых. Самое сложное - сам процессразвёртывания. Идёт маскировка техники связи. для достижения успеха. Теперь она более защище на, и её трудно подавить. чу, в цифровом и аналоговом режимах. - Канал идёт через спут- ся работать на ней, - под чёркивает начальник объ единённого подвижного уз- ся, поэтому основной упор делается на цифровые ка налы и большие пропуск ные способности. Конечно, сама по себе техника - просто "железо". Лишь в умелых руках - это оружие, потому что без сво евременной и чёткой пе редачи приказа, важной те леграммы, целеуказания любые образцы вооруже ния малоэффективны. Капитан-лейтенант Анд рей Пожидаев, старшие мичманы Андрей Кушна рёв и Андрей Храмцов, мич ман Андрей Совгуть не толь ко сами досконально ос воили новую аппаратуру, но и обучают работе на ней других специалистов части. В обязанности началь ника станции космической связи капитан-лейтенанта Андрея Пожидаева входит организация управления по спутниковым каналам свя зи с использованием новых образцов техники, позво ляющих обеспечивать ре жимную связь, в нужные сроки с определенной дос товерностью передавать информацию в войска. - На цифровой аппара туре работать одно удо вольствие, - поясняет он. - Сейчас в центр приходят молодые специалисты. Мно гие из них уже знакомы с компьютерными техноло гиями, и за счёт этого им легко познавать "цифру". Владлена КЛЮШИНА. Фото автора. - Вернувшись домой, я устроился работать води телем и в принципе полу чал неплохие деньги, но меня неудержимо влекло назад в армию, но не на "берег", хотелось на ко рабль. Старший брат Алек сей уже с 2005 года служил на тяжёлом авианесущем крейсере "Адмирал Флота Советского Союза Кузне цов", он и предложил мне просить военкомат напра вить туда же, - вспоминает старшина 1 статьи Рожков. Но судьба распоряди лась иным образом. По решению командования Юрий отправился в Кали нинград, где новенький БДК "Иван Грен" проходил ходо вые испытания. Проблем со становлени ем в должности, адаптаци ей к флотскому порядку у дисциплинированного мат роса Рожкова не возникало. секрет,что с ним часто сове туются, если вдруг требуется квалифицированное мне ние или консультация из области телемеханики и автоматики. В сравнении с БДК пре дыдущих проектов, "Иван Грен" отличает хорошая уп равляемость, комфортная обитаемость, совершенные радиоэлектронные систе мы. На корабле внедрены современные разработки отечественного военно промышленного комплек са. Новенький десантник имеет максимальную сте пень автоматизации, руч ное управление сведено до минимума. - Поэтому нам не нужно крутить гайки, тут главное - понять схему, как всё рабо тает, - подчёркивает стар шина 1 статьи Рожков. Алина КОРОЛЁВА Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz