На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.

3 стр. * настгажЕЗаполярья 26 апреля 2019 года 25 лет эскадренному миноносцу "Адмирал Ушаков" С ИМЕНЕМ СВЯТОГО НА БОРТУ Ю билей корабля - праздник как для экипажа, так и для всего флотского соединения ВТОРОЙ ДОМ Радиометрист радиотехнической команды БЧ-4-7 техниче­ ского экипажа бригады десантных кораблей матрос Ленар Гарифуллин служит на Северном флоте уже семь лет. Сама постанов­ л я в ' __ у ка помех даже у бы- Щ М валых моряков вы­ зывает восторг и восхищение, не говоря уже о гражданских людях. Надводный корабль окутывает своеобраз­ ное облако фейерверка. Но на самом деле это и есть "ложные цели", кото­ рые выпускает комп­ лекс для защиты от сов­ ременного оружия про­ тивника. С новым именем на борту эсминец по-преж­ нему постоянный участ­ ник учений Северного флота, проводимых в акватории Баренцева моря. На его счету ещё два похода в северо-восточ­ ную Атлантику в 2004 и 2005 годах. В числе задач, ре­ шаемых экипажем ко­ рабля, значится под­ держание оперативно­ го режима в ближней морской зоне, несение боевых дежурств. В ходе отработки боевых уп­ ражнений в море укрепляется слаженность действий боевых расчётов ракетно-артиллерий­ ской, минно-торпедной и радио­ технической боевых частей ко­ рабля. За годы службы корабля сотни военных моряков прошли на нём школу мужества и закалки, став настоящими профессионалами своего дела. На учениях личный состав эс­ минца всякий раз показывает умелые и грамотные действия. Например, командир артилле­ рийской батареи лейтенант Алек­ сандр Плющаков, командир ра­ кетной батареи старший лейте­ нант Дмитрий Щербаков в числе тех, кто недавно получил высокую оценку командования. В рядах лучших также командир дивизи­ она разведки и РЭБ капитан 3 ран­ га Андрей Горягин, комендоры пусковых установок старшина 1 статьи Апим Сендажи, старший матрос Игорь Рунов и другие. Утром 17 апреля на эсминце состоялся митинг, посвящённый 25-летию корабля. Экипаж по­ строился на юте, после чего был торжественно поднят Военно­ морской флаг, корабль украсили флаги расцвечивания. Перед моряками и гостями эсминца выступили первый ко­ мандир корабля капитан 1 ранга запаса Павел Козлов, директор 35-го судоремонтного завода капитан 1 ранга запаса Сергей Вераксо, командир тяжёлого авианесущего крейсера "Адми­ рал Флота Советского Союза Кузнецов" капитан 2 ранга Яро­ слав Адамов, один из членов первого экипажа старший мич­ ман запаса Владимир Хрущёв, старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Максим Емельяненко. Они поздравили "ушаковцев" и высказали тёплые напутственные слова. Заместитель командира ко­ рабля по военно-политической работе капитан-лейтенант Сергей Петрук зачитал поздравительную телеграмму от командира соеди­ нения ракетных кораблей контр­ адмирала Феликса Менькова, находящегося на учениях в море. В телеграмме было сказано: "Командование и личный со­ став соединения ракетных кораб­ лей Северного флота горячо и сер­ дечно поздравляют экипаж и ве­ теранов эскадренного миноносца "Адмирал Ушаков" с праздником - 25-й годовщиной подъёма Воен­ но-морского флага на корабле. ...В этот торжественный день искренне желаем вам, дорогие боевые друзья, крепкого флот­ ского здоровья, мужества и стой­ кости при выполнении поставлен­ ных перед вами задач, новых свер­ шений на благо родного Отечест­ ва. Счастья вам и вашим семьям". В честь праздника приказом командира корабля капитана 2 ранга Сергея Русакова были поощрены капитаны 3 ранга Константин Смирнов, Андрей Сла­ вин, Евгений Игнатенко, Юрий Макаров, капитан-лейтенанты Сергей Петрук, Дмитрий Колес­ ников, Павел Югов, старшие мичманы Юрий Фурзиков, Алек­ сандр Турилин и многие другие. В настоящее время эсминец "Адмирал Ушаков" восстанавли­ вает свою техническую готов­ ность, после чего продолжит боевую учёбу в морских поли­ гонах Северного флота. A^teKcaudpЯКОВЛЕВ. Фото автора и из архива экипажа. Перед моряками выступает первый командир корабля капитан 1 ран­ га запаса Павел Козлов. За годы службы корабля сотни военных моряков прошли на нём школу мужества и закалки, став настоящими профессионалами своего дела В детстве и юности Ленар ус­ пел "попутешествовать". Родил­ ся в Хабаровске, но так как отец мальчика был военным лётчиком, семья несколько раз меняла мес­ то жительства. Сначала Гари­ фуллины переехали в Крым, а затем пере- х ----------- брались в Татарстан. ( Молодой человек > _______ хотел пойти по сто­ пам отца и даже предпринял по­ пытку поступить в военный вуз, но стать курсантом не получи­ лось. Поэтому он получил выс­ шее образование в Казанском государственном техническом университете по специальности Североморцы телекоммуникации и отрасле­ вой менеджмент. Свой путь моряка Ленар Га­ рифуллин начал артиллерий­ ским радиометристом в радио­ технической боевой части на гвардейском малом противоло­ дочном корабле (МПК) "Юнга". - Помню, когда подошёл срок стать в ряды защитников Ро­ дины, в военкомате мне сказали: "Пойдёшь служить в Мурманскую область", - вспоминает Ленар Замилович. - Лето 2011 года встретил уже на Севере. Непри­ вычен был полярный день, по­ началу, чтобы заснуть, приходи­ лось занавешивать иллюмина­ тор в кубрике. Потом привык. В обязанности мат- ■v роса входило обслу- I] живание системы на­ ведения артиллерий­ ского комплекса. Ког­ да год службы по призыву ос­ тался позади, молодой человек понял, что ему понравилась военная профессия, и он принял решение подписать контракт. Ещё два года прослужил на МПК. Корабль в силу своей спе­ цифики выполняет боевые задачи только в ближней морской зоне, а моряку очень хотелось посмот­ реть мир. Матросу Ленару Гарифуллину посчастливи­ лось перевестись на боль­ шой десантный корабль "Кондопога", где четыре го­ да он прослужил в должнос­ ти радиометриста артил­ лерийского БЧ-4-7. Здесь наконец-то осуществилась его мечта о дальних морских походах. БДК "Кондопога" в составе отряда боевых ко­ раблей прошёл весь Север­ ный морской путь и даже обогнул мыс Дежнёва по­ луострова Камчатский. Как признаётся матрос Гарифуллин, он впервые в жизни видел столь­ ко льда вокруг, ещё моряка по­ разило обилие китов в Чукот­ ском море. С января 2019 года Гарифул­ лин служит в техническом эки­ паже бригады десантных кораб­ лей радиометристом БЧ-4-7. Сам Ленар Замилович считает со­ единение своим вторым домом. Яна РАХИМОВА. Фото автора. Богатырская сила Василия Туренкова оказалась весь­ ма кстати при спасении терпящего бедствиерыбака. Электромеханическая часть буксира под строгим контролем старшего механика Александра Дедуш- кевича. Вкусная и здоровая пища, приготовленная Светла­ ной Калининой, - залог успеха и хорошей работоспо­ собности экипажа. ком. После окончания фа­ культета морского судовож­ дения Мурманского море­ ходного рыбопромышлен­ ного колледжа им. И.И. Ме- сяцева шестнадцать лет ра­ ботал на морском судне "Секстан", на котором про­ шёл должности от третьего до старшего помощника, после чего вернулся на рей­ довый буксир РБ-108 уже старпомом, а осенью прош­ лого года возглавил экипаж. Без малого 10 лет трудит­ ся на буксире старший ме­ ханик Александр Дедушке- вич, в прошлом моряк-под­ водник. Его зона ответст­ венности - электромехани­ ческая часть, которая бла­ годаря профессионализму специалистов находится в исправном состоянии и по­ зволяет буксиру быть всег­ да, как говорят военные, на товсь. Ответственно, грамотно и с разумной инициативой подходят к выполнению своих должностных обязан­ ностей сменные механики Юрий Осипенков и Алек­ сандр Недзленко, электро­ механик Игорь Ибатулин, электрик первого класса Василий Туренков, старший моторист Евгений Хмелюк, мотористы первого класса Степан Викарчук, Алек­ сандр Просянюк и многие другие. Товарищество, взаимо­ выручка, дружба для кол­ лектива рейдового буксира не пустые слова, а спло­ чённость и слаженность - характерная черта всего экипажа. Все задачи вы­ полнимы - уверены специа­ листы РБ-108 во главе с ка­ питаном и с таким наст­ роем каждый раз заступают на очередное дежурство. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора. чувствуется забота каждого специалиста не только о своём заведовании, но и о корабле в целом. Капитан Вячеслав Зай­ цев - человек строгий, но справедливый. "Наверное, в прошлом военный", - по­ думала в первые минуты общения, обращая внима­ ние на его серьёзность, по­ следовательность и тре­ бовательность. Но в своих предположениях ошиблась. Погон Вячеслав Анатоль­ евич не носил, а всю созна­ тельную жизнь посвятил вспомогательному флоту. Выпускник 42-й мореход­ ной школы, подготовившей немало профессиональных кадров, получил распреде­ ление на Северный флот. Волею судеб первым мес­ том его работы стал имен­ но РБ-108, где трудился мо­ тористом, третьим механи- а это, ни много ни мало, бо­ лее 55 тысяч морских миль. Рейдовый буксир участ­ ник многих мероприятий повседневной деятельнос­ ти и боевой подготовки над­ водных и подводных сил Се­ верного флота. Судно участ­ вует в постановке на осушку списанных кораблей и су­ дов, обеспечивает вход и в док судоремонтного за­ вода атомного подводного крейсера "Курск". У экипажа рейдового буксира богатая коллекция поощрений, в числе кото­ рых грамоты командиров Видяевского и Йоканьгско- го районов базирования, соединений подводных ло­ док, береговой базы. выход из базы кораблей и подводных лодок, несёт дежурство по штормовым готовностям. В прошлом РБ-108 был участником буксировки тяжёлых атом- РБ-108 спешит на помощь В адрес гражданской команды прозвучало не­ мало слов благодарности и Маленькие, —f но уютные каю­ ты. Коридоры не такие длин­ ные, как на боевых кораб­ лях, а вот трапы очень даже схожи. Ещё обратила вни­ мание, что здесь нет спе­ цифического корабельного запаха - видимо, это харак­ терная черта судов обеспе­ чения. А ещё здесь вкусно пахло едой - время моего визита совпало с обедом, и капитан, прежде чем рас­ сказывать о ратном труде своего коллектива, любез­ но предложил отведать ко­ рабельные разносолы. Это было весьма кстати, ина­ че как можно убедиться в профессионализме повара Светланы Калининой, от которой в немалой степени зависит работоспособность мужского коллектива, ведь вкусная и здоровая пища - залог успеха и хорошего настроения. Буксир-трудяга РБ-108 прибыл на Се­ верный флот из Югосла­ вии. На стапелях судовер­ фи им. Тито в Белграде про­ вёл всего семь месяцев - с 4 июня 1990 года, когда был заложен, по 8 января 1991-го - день спуска на во­ ду. Потом переход в Мур­ манск, где на основании ди­ рективы Главного штаба ВМФ буксир был включён в состав эскадры подводных лодок Северного флота. По своим техническим характеристикам буксир не может выходить далеко в море. Он предназначен для выполнения буксировочных и кантовочных операций в За годы своей службы РБ-108 преодолел расстояние протяжён­ ностью в два с половиной экватора, а это, ни много ни мало, более 55 тысяч морских миль ТРУДЯГА И ЕГО КОМАНДА Б ез малого три десятилетия рейдовый буксир Р Б -108 верно служит Северному флоту заливах, на рейдах и в при­ брежных районах. Тем не менее за годы своей служ­ бы РБ -108 преодолел рас­ стояние протяжённостью в два с половиной экватора, ных ракетных крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Ад­ мирал Ушаков" в Северо­ двинск, экспедиции особого назначения по подъёму и буксировке с места гибели от людей, жизнь которых подвергалась опасности. Совпадение это или прови­ дение судьбы, но именно РБ-108 часто оказывается там, где ждут помощи. Один из таких случаев произошёл в ноябре 2017 года. Тогда капитаном суд­ на был Николай Чесноков, проработавший в этой долж­ ности более тринадцати лет. В районе мыса Бакла­ ний на выходе из Кольского залива из-за потери управ­ ления сел на мель мало­ мерный рыболовный трау­ лер MPTK М-0440. Рыбаки подали сигнал бедствия. Информация о навигационном происшест­ вии была передана Мур­ манским спасательным ко­ ординационным центром в региональный центр уп­ равления Северного флота около 21 часа. По приказа­ нию командующего Север­ ным флотом была немед­ ленно организована поис­ ково-спасательная опера­ ция, дежурные силы флота приведены в повышенную готовность. Ближайшим судном, спо­ собным быстро подойти к потерпевшему бедствие траулеру и безопасно ма­ неврировать у скального берега, оказался РБ-108. Экипаж рейдового буксира успешно справился с пос­ тавленной задачей и менее чем через два часа принял на борт 9 гражданских мо­ ряков, которых доставили в город Полярный. Никто из рыбаков не пострадал, а старший матрос РБ-108 Виктор Михеев за прояв­ ленные активные действия в спасательной операции был награждён медалью "За трудовую доблесть". В очередной раз свою самоотверженность коман­ да буксира проявила в кон­ це этой зимы накануне Дня защитника Отечества. 22 февраля в 7 утра ка­ питан РБ-108 Вячеслав Зайцев получил приказ на экстренное приготовление буксира к выходу в море для оказания помощи ма­ ломерному судну, терпя­ щему бедствие в Мотов­ ском заливе. Спустя 45 ми­ нут РБ-108 снялся со швар­ товых и направился в за­ данный район. Зимний залив штормило. Колебание моря оценива­ лось в три балла, видимость составляла 7 миль. В этих сложных гидрометеороло­ гических условиях где-то по­ среди залива на заглохшей моторной лодке несколько часов дрейфовал рыбак- любитель со своим псом Ри­ чем. О случившемся с ним происшествии он сообщил оператору МЧС. Лодку сно­ сило ветром и течением в открытое море. Рейдовый буксир доволь­ но быстро прибыл в район, где предположительно дол­ жен был находиться терпя­ щий бедствие объект. Одна­ ко ориентиры, которые ры­ бак дал оператору МЧС, за­ ставили капитана Вячесла­ ва Зайцева усомниться, что они идут верным курсом. Он предположил, что речь идёт о мысе Сеть-Наволок, а потому запросил разре­ шение на расширение рай­ она поиска, на что получил положительный ответ. Ми­ новав Мотовский залив, суд­ но вышло в Баренцево море. На буксире периодиче­ ски звучал сигнал тифона в надежде на то, что человек в лодке его услышит. Это впоследствии принесло ре­ зультат. Обнаружить лодку при трёхбалльном волнении моря практически невоз­ можно. Усиленно несли ви­ зуальное наблюдение за поверхностью воды элект­ рик Василий Туренков и электромеханик Игорь Иба­ тулин, который и заметил объект на расстоянии в не­ сколько километров, после чего с него в буквальном смысле не спускали глаз. Когда в очередной раз ры­ бак выходил на сеанс свя­ зи, оператор МЧС по прось­ бе капитана соединил его напрямую с бортом рейдо­ вого буксира. Вплотную приблизиться к маломерному судну ме­ шали волны. Но всё-таки это удалось сделать. В ре­ зультате слаженных дейст­ вий экипажа на борт букси­ ра сначала был поднят пёс, а потом и его хозяин, лодку взяли на буксирный трос. Как рассказывают оче­ видцы событий, у рыбака был сильный стресс, ото­ шёл от которого он не сразу, а вот реакция животного была мгновенной. Рич, ока­ завшись на борту, радостно подбегал к каждому, вилял хвостом и обнюхивал, слов­ но выражал благодарность членам экипажа, с честью выполнившим свой граж­ данский долг. Команда Рейдовому буксиру РБ-108 в этом году исполнилось 28 лет, но ни внешний облик, ни внутренняя обстановка ничем не напоминают о возрасте, да и в "машине", как здесь называют машин­ ное отделение, тоже ни на­ мёка на скорое 30-летие -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz