На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
3 стр. * настгажЕЗаполярья 26 апреля 2019 года 25 лет эскадренному миноносцу "Адмирал Ушаков" С ИМЕНЕМ СВЯТОГО НА БОРТУ Ю билей корабля - праздник как для экипажа, так и для всего флотского соединения ВТОРОЙ ДОМ Радиометрист радиотехнической команды БЧ-4-7 техниче ского экипажа бригады десантных кораблей матрос Ленар Гарифуллин служит на Северном флоте уже семь лет. Сама постанов л я в ' __ у ка помех даже у бы- Щ М валых моряков вы зывает восторг и восхищение, не говоря уже о гражданских людях. Надводный корабль окутывает своеобраз ное облако фейерверка. Но на самом деле это и есть "ложные цели", кото рые выпускает комп лекс для защиты от сов ременного оружия про тивника. С новым именем на борту эсминец по-преж нему постоянный участ ник учений Северного флота, проводимых в акватории Баренцева моря. На его счету ещё два похода в северо-восточ ную Атлантику в 2004 и 2005 годах. В числе задач, ре шаемых экипажем ко рабля, значится под держание оперативно го режима в ближней морской зоне, несение боевых дежурств. В ходе отработки боевых уп ражнений в море укрепляется слаженность действий боевых расчётов ракетно-артиллерий ской, минно-торпедной и радио технической боевых частей ко рабля. За годы службы корабля сотни военных моряков прошли на нём школу мужества и закалки, став настоящими профессионалами своего дела. На учениях личный состав эс минца всякий раз показывает умелые и грамотные действия. Например, командир артилле рийской батареи лейтенант Алек сандр Плющаков, командир ра кетной батареи старший лейте нант Дмитрий Щербаков в числе тех, кто недавно получил высокую оценку командования. В рядах лучших также командир дивизи она разведки и РЭБ капитан 3 ран га Андрей Горягин, комендоры пусковых установок старшина 1 статьи Апим Сендажи, старший матрос Игорь Рунов и другие. Утром 17 апреля на эсминце состоялся митинг, посвящённый 25-летию корабля. Экипаж по строился на юте, после чего был торжественно поднят Военно морской флаг, корабль украсили флаги расцвечивания. Перед моряками и гостями эсминца выступили первый ко мандир корабля капитан 1 ранга запаса Павел Козлов, директор 35-го судоремонтного завода капитан 1 ранга запаса Сергей Вераксо, командир тяжёлого авианесущего крейсера "Адми рал Флота Советского Союза Кузнецов" капитан 2 ранга Яро слав Адамов, один из членов первого экипажа старший мич ман запаса Владимир Хрущёв, старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Максим Емельяненко. Они поздравили "ушаковцев" и высказали тёплые напутственные слова. Заместитель командира ко рабля по военно-политической работе капитан-лейтенант Сергей Петрук зачитал поздравительную телеграмму от командира соеди нения ракетных кораблей контр адмирала Феликса Менькова, находящегося на учениях в море. В телеграмме было сказано: "Командование и личный со став соединения ракетных кораб лей Северного флота горячо и сер дечно поздравляют экипаж и ве теранов эскадренного миноносца "Адмирал Ушаков" с праздником - 25-й годовщиной подъёма Воен но-морского флага на корабле. ...В этот торжественный день искренне желаем вам, дорогие боевые друзья, крепкого флот ского здоровья, мужества и стой кости при выполнении поставлен ных перед вами задач, новых свер шений на благо родного Отечест ва. Счастья вам и вашим семьям". В честь праздника приказом командира корабля капитана 2 ранга Сергея Русакова были поощрены капитаны 3 ранга Константин Смирнов, Андрей Сла вин, Евгений Игнатенко, Юрий Макаров, капитан-лейтенанты Сергей Петрук, Дмитрий Колес ников, Павел Югов, старшие мичманы Юрий Фурзиков, Алек сандр Турилин и многие другие. В настоящее время эсминец "Адмирал Ушаков" восстанавли вает свою техническую готов ность, после чего продолжит боевую учёбу в морских поли гонах Северного флота. A^teKcaudpЯКОВЛЕВ. Фото автора и из архива экипажа. Перед моряками выступает первый командир корабля капитан 1 ран га запаса Павел Козлов. За годы службы корабля сотни военных моряков прошли на нём школу мужества и закалки, став настоящими профессионалами своего дела В детстве и юности Ленар ус пел "попутешествовать". Родил ся в Хабаровске, но так как отец мальчика был военным лётчиком, семья несколько раз меняла мес то жительства. Сначала Гари фуллины переехали в Крым, а затем пере- х ----------- брались в Татарстан. ( Молодой человек > _______ хотел пойти по сто пам отца и даже предпринял по пытку поступить в военный вуз, но стать курсантом не получи лось. Поэтому он получил выс шее образование в Казанском государственном техническом университете по специальности Североморцы телекоммуникации и отрасле вой менеджмент. Свой путь моряка Ленар Га рифуллин начал артиллерий ским радиометристом в радио технической боевой части на гвардейском малом противоло дочном корабле (МПК) "Юнга". - Помню, когда подошёл срок стать в ряды защитников Ро дины, в военкомате мне сказали: "Пойдёшь служить в Мурманскую область", - вспоминает Ленар Замилович. - Лето 2011 года встретил уже на Севере. Непри вычен был полярный день, по началу, чтобы заснуть, приходи лось занавешивать иллюмина тор в кубрике. Потом привык. В обязанности мат- ■v роса входило обслу- I] живание системы на ведения артиллерий ского комплекса. Ког да год службы по призыву ос тался позади, молодой человек понял, что ему понравилась военная профессия, и он принял решение подписать контракт. Ещё два года прослужил на МПК. Корабль в силу своей спе цифики выполняет боевые задачи только в ближней морской зоне, а моряку очень хотелось посмот реть мир. Матросу Ленару Гарифуллину посчастливи лось перевестись на боль шой десантный корабль "Кондопога", где четыре го да он прослужил в должнос ти радиометриста артил лерийского БЧ-4-7. Здесь наконец-то осуществилась его мечта о дальних морских походах. БДК "Кондопога" в составе отряда боевых ко раблей прошёл весь Север ный морской путь и даже обогнул мыс Дежнёва по луострова Камчатский. Как признаётся матрос Гарифуллин, он впервые в жизни видел столь ко льда вокруг, ещё моряка по разило обилие китов в Чукот ском море. С января 2019 года Гарифул лин служит в техническом эки паже бригады десантных кораб лей радиометристом БЧ-4-7. Сам Ленар Замилович считает со единение своим вторым домом. Яна РАХИМОВА. Фото автора. Богатырская сила Василия Туренкова оказалась весь ма кстати при спасении терпящего бедствиерыбака. Электромеханическая часть буксира под строгим контролем старшего механика Александра Дедуш- кевича. Вкусная и здоровая пища, приготовленная Светла ной Калининой, - залог успеха и хорошей работоспо собности экипажа. ком. После окончания фа культета морского судовож дения Мурманского море ходного рыбопромышлен ного колледжа им. И.И. Ме- сяцева шестнадцать лет ра ботал на морском судне "Секстан", на котором про шёл должности от третьего до старшего помощника, после чего вернулся на рей довый буксир РБ-108 уже старпомом, а осенью прош лого года возглавил экипаж. Без малого 10 лет трудит ся на буксире старший ме ханик Александр Дедушке- вич, в прошлом моряк-под водник. Его зона ответст венности - электромехани ческая часть, которая бла годаря профессионализму специалистов находится в исправном состоянии и по зволяет буксиру быть всег да, как говорят военные, на товсь. Ответственно, грамотно и с разумной инициативой подходят к выполнению своих должностных обязан ностей сменные механики Юрий Осипенков и Алек сандр Недзленко, электро механик Игорь Ибатулин, электрик первого класса Василий Туренков, старший моторист Евгений Хмелюк, мотористы первого класса Степан Викарчук, Алек сандр Просянюк и многие другие. Товарищество, взаимо выручка, дружба для кол лектива рейдового буксира не пустые слова, а спло чённость и слаженность - характерная черта всего экипажа. Все задачи вы полнимы - уверены специа листы РБ-108 во главе с ка питаном и с таким наст роем каждый раз заступают на очередное дежурство. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото автора. чувствуется забота каждого специалиста не только о своём заведовании, но и о корабле в целом. Капитан Вячеслав Зай цев - человек строгий, но справедливый. "Наверное, в прошлом военный", - по думала в первые минуты общения, обращая внима ние на его серьёзность, по следовательность и тре бовательность. Но в своих предположениях ошиблась. Погон Вячеслав Анатоль евич не носил, а всю созна тельную жизнь посвятил вспомогательному флоту. Выпускник 42-й мореход ной школы, подготовившей немало профессиональных кадров, получил распреде ление на Северный флот. Волею судеб первым мес том его работы стал имен но РБ-108, где трудился мо тористом, третьим механи- а это, ни много ни мало, бо лее 55 тысяч морских миль. Рейдовый буксир участ ник многих мероприятий повседневной деятельнос ти и боевой подготовки над водных и подводных сил Се верного флота. Судно участ вует в постановке на осушку списанных кораблей и су дов, обеспечивает вход и в док судоремонтного за вода атомного подводного крейсера "Курск". У экипажа рейдового буксира богатая коллекция поощрений, в числе кото рых грамоты командиров Видяевского и Йоканьгско- го районов базирования, соединений подводных ло док, береговой базы. выход из базы кораблей и подводных лодок, несёт дежурство по штормовым готовностям. В прошлом РБ-108 был участником буксировки тяжёлых атом- РБ-108 спешит на помощь В адрес гражданской команды прозвучало не мало слов благодарности и Маленькие, —f но уютные каю ты. Коридоры не такие длин ные, как на боевых кораб лях, а вот трапы очень даже схожи. Ещё обратила вни мание, что здесь нет спе цифического корабельного запаха - видимо, это харак терная черта судов обеспе чения. А ещё здесь вкусно пахло едой - время моего визита совпало с обедом, и капитан, прежде чем рас сказывать о ратном труде своего коллектива, любез но предложил отведать ко рабельные разносолы. Это было весьма кстати, ина че как можно убедиться в профессионализме повара Светланы Калининой, от которой в немалой степени зависит работоспособность мужского коллектива, ведь вкусная и здоровая пища - залог успеха и хорошего настроения. Буксир-трудяга РБ-108 прибыл на Се верный флот из Югосла вии. На стапелях судовер фи им. Тито в Белграде про вёл всего семь месяцев - с 4 июня 1990 года, когда был заложен, по 8 января 1991-го - день спуска на во ду. Потом переход в Мур манск, где на основании ди рективы Главного штаба ВМФ буксир был включён в состав эскадры подводных лодок Северного флота. По своим техническим характеристикам буксир не может выходить далеко в море. Он предназначен для выполнения буксировочных и кантовочных операций в За годы своей службы РБ-108 преодолел расстояние протяжён ностью в два с половиной экватора, а это, ни много ни мало, более 55 тысяч морских миль ТРУДЯГА И ЕГО КОМАНДА Б ез малого три десятилетия рейдовый буксир Р Б -108 верно служит Северному флоту заливах, на рейдах и в при брежных районах. Тем не менее за годы своей служ бы РБ -108 преодолел рас стояние протяжённостью в два с половиной экватора, ных ракетных крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Ад мирал Ушаков" в Северо двинск, экспедиции особого назначения по подъёму и буксировке с места гибели от людей, жизнь которых подвергалась опасности. Совпадение это или прови дение судьбы, но именно РБ-108 часто оказывается там, где ждут помощи. Один из таких случаев произошёл в ноябре 2017 года. Тогда капитаном суд на был Николай Чесноков, проработавший в этой долж ности более тринадцати лет. В районе мыса Бакла ний на выходе из Кольского залива из-за потери управ ления сел на мель мало мерный рыболовный трау лер MPTK М-0440. Рыбаки подали сигнал бедствия. Информация о навигационном происшест вии была передана Мур манским спасательным ко ординационным центром в региональный центр уп равления Северного флота около 21 часа. По приказа нию командующего Север ным флотом была немед ленно организована поис ково-спасательная опера ция, дежурные силы флота приведены в повышенную готовность. Ближайшим судном, спо собным быстро подойти к потерпевшему бедствие траулеру и безопасно ма неврировать у скального берега, оказался РБ-108. Экипаж рейдового буксира успешно справился с пос тавленной задачей и менее чем через два часа принял на борт 9 гражданских мо ряков, которых доставили в город Полярный. Никто из рыбаков не пострадал, а старший матрос РБ-108 Виктор Михеев за прояв ленные активные действия в спасательной операции был награждён медалью "За трудовую доблесть". В очередной раз свою самоотверженность коман да буксира проявила в кон це этой зимы накануне Дня защитника Отечества. 22 февраля в 7 утра ка питан РБ-108 Вячеслав Зайцев получил приказ на экстренное приготовление буксира к выходу в море для оказания помощи ма ломерному судну, терпя щему бедствие в Мотов ском заливе. Спустя 45 ми нут РБ-108 снялся со швар товых и направился в за данный район. Зимний залив штормило. Колебание моря оценива лось в три балла, видимость составляла 7 миль. В этих сложных гидрометеороло гических условиях где-то по среди залива на заглохшей моторной лодке несколько часов дрейфовал рыбак- любитель со своим псом Ри чем. О случившемся с ним происшествии он сообщил оператору МЧС. Лодку сно сило ветром и течением в открытое море. Рейдовый буксир доволь но быстро прибыл в район, где предположительно дол жен был находиться терпя щий бедствие объект. Одна ко ориентиры, которые ры бак дал оператору МЧС, за ставили капитана Вячесла ва Зайцева усомниться, что они идут верным курсом. Он предположил, что речь идёт о мысе Сеть-Наволок, а потому запросил разре шение на расширение рай она поиска, на что получил положительный ответ. Ми новав Мотовский залив, суд но вышло в Баренцево море. На буксире периодиче ски звучал сигнал тифона в надежде на то, что человек в лодке его услышит. Это впоследствии принесло ре зультат. Обнаружить лодку при трёхбалльном волнении моря практически невоз можно. Усиленно несли ви зуальное наблюдение за поверхностью воды элект рик Василий Туренков и электромеханик Игорь Иба тулин, который и заметил объект на расстоянии в не сколько километров, после чего с него в буквальном смысле не спускали глаз. Когда в очередной раз ры бак выходил на сеанс свя зи, оператор МЧС по прось бе капитана соединил его напрямую с бортом рейдо вого буксира. Вплотную приблизиться к маломерному судну ме шали волны. Но всё-таки это удалось сделать. В ре зультате слаженных дейст вий экипажа на борт букси ра сначала был поднят пёс, а потом и его хозяин, лодку взяли на буксирный трос. Как рассказывают оче видцы событий, у рыбака был сильный стресс, ото шёл от которого он не сразу, а вот реакция животного была мгновенной. Рич, ока завшись на борту, радостно подбегал к каждому, вилял хвостом и обнюхивал, слов но выражал благодарность членам экипажа, с честью выполнившим свой граж данский долг. Команда Рейдовому буксиру РБ-108 в этом году исполнилось 28 лет, но ни внешний облик, ни внутренняя обстановка ничем не напоминают о возрасте, да и в "машине", как здесь называют машин ное отделение, тоже ни на мёка на скорое 30-летие -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz