На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
7 стр. ★настршЗаполярья 19 апреля 2019 года Старт похода. В полевом лагере похода. Соревнования по стрельбе. Участвуют все желающие. походах проверяли себя мор ские пехотинцы, воины ПВО и по граничники, а провожать участ ников в Титовку приезжали вете раны войны, командиры частей и работники военкоматов. 30 марта 2019 года. Общее построение. Прогрели двигате ли снегоходов сопровождения Цветы к памятнику защитникам Заполярья. К 75-лети разгрома немецко- истских войск Заполярье 2 8 -3 1 марта состоялся 40-й традиционный поход ветеранов и молодёжи к месту подвига от ряда капитана Юневича и 6-й погранзаставы 100-го погранич ного отряда. 28 марта. Полдень. Митинг у памятника защитникам Титов- ского рубежа обороны. В спе циальной чаше горит зажжён ный Евгением Алистратовым вечный огонь. С напутственным словом перед участниками по хода выступили известный поис ковик Константин Доброволь ский и энтузиаст патриотическо го воспитания молодёжи Таня Вялая. Звучат удары в колокол памяти - и в путь. 16 километров до базового лагеря прошли на одном дыхании. Мы помнили, что в 1943 году в этот день отряд Юневича пре одолел примерно такой же путь к катерам в Пумманках. Базовый лагерь в верховьях ручья Пьяный напоминал око павшийся в снегу гарнизон. Ста раниями Игоря Ульнырова и Ми хаила Кливанского (группа под готовки) прорыты траншеи, ве дущие к костровищам и к местам для палаток. Всюду порядок, не забалуешь. В ночь с 29 на 30 марта 1943 года разведчики-североморцы высадились на вражеский берег. Дабы не терять историческую нить, через 76 лет участники 40-го похода совершили увлека тельный переход к Мотовскому заливу. Полюбовались далёким полуостровом Рыбачий, ещё раз да. Пройдёт год-два, и умножим ся. Не зря в стране всё больше и больше говорят о подготовке мо лодёжи к защите Отечества. 30 марта 1943 года в 14.55 от ряд Юневича отправил радио грамму: "Бейте по нам!", и бата рея Фёдора Поночевного испол нила их просьбу. От разрывов тя жёлых снарядов содрогались сопки, от потери крови становил ся бурым снег, а радиограммы всё разрезали и разрезали эфир: 16.14:" Спасибо за огонь"; 16.22: "Юрка ранен, я разбил руку, вою ем попеременно"; 17.55: "Про тивник силою до роты...". Именно в это время участники похода были на высоте, где всё это происходило. На политую кровью скалу легли живые цветы. Никто не забыт, и ничто не забыто. Поход был организован и про ведён полностью на общест- в боевых действиях в Афганиста не Александр Ешану провёл со ревнования по стрельбе из пнев матического оружия. Как гово рится в таких случаях, победила дружба, но больше всех очков на брал другой участник локальных войн Борис Лыков. Опыт на лыж не не потеряешь. 30 марта 1943 года - пик под вига разведчиков. Непрерывные бои, потери, вызов огня артил лерии на себя. За 40 лет мы ни разу не нарушили традицию - в этот день быть на месте подвига. " Б Е Й Т Е П О НАМ ! " Александр Ешану, Александр Кремнев, Сергей Ковалёв, Артём Иванов. Участники похода с флагами, венками и цветами по строились на лыжне. Нас трид цать восемь. Ровно на десять человек меньше, чем совершив ших подвиг разведчиков. Не бе- венных началах Мурманским областным советом ветеранов войны и Оленегорским добро вольческом обьединением "В одном строю с Победой". Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед. проверили снаряжение, а потом все собрались на импровизиро ванном стрельбище, где кавалер нескольких орденов за участие Только так можно понять и по чувствовать суть происшедшего, вжиться в дух того времени, проверить себя на прочность. С 1980 года мы ходим этим маршрутом славы. В первом по ходе нас было только 7 человек. Потом, в доброе советское вре мя, когда патриотическое воспи тание молодёжи было на высо те, наша команда увеличивалась до 80-100 человек. Становились на лыжи секретари райкомов пар тии и председатели райисполко мов. Были годы, когда в таких V I ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО” ПОСЕТИЛИ ЕВРОПУ Точка Не так давно завершилось широко разрекламированное западными СМИ развёртывание на английской авиабазе Ферфорд шести амери канских бомбардировщиков Б-52 "Стратофортресс". По утверждению телеканала CNN, это был "сигнал России", отмечаю щей пять лет содня воссоединения с Крымом. По заявлению официаль ного представителя ВВС США, "полёты стратегических бомбардиров щиков продемонстрировали приверженность США союзникам и парт нёрам через готовность использовать вооружённые силы". Так что же на самом деле показали американцы? Какую реальную угрозу для нашей страны идля Европы представляют подобные аван тюры Пентагона? На эти вопросы нашей редакции ответил ветеран авиа ции Северного флота лётчик-снайпер полковник запаса Сергей Ивано вич МИРОНЕНКО. Чтобы лучше понимать, что же на са мом деле означал прилёт американ ских стратегических бомбардировщиков, необходимо прежде всего вспомнить историю создания и боевого примене ния "стратосферных кре постей", как называют Б-52 сами американцы. Этот самолёт создавал ся сразу после Второй ми ровой войны как орудие первого ядер ного удара и предназначался для до ставки атомных бомб к целям в глубине Советского Союза, при этом систему ПВО страны предполагалось преодолеть за счёт подъёма на фантастическую для того времени высоту в 11000 метров и ухода от истребителей на огромной ско рости в 750 км/ч. В 50-х годах прошлого века в успеш ности высотной схемы применения са молёта Б-52, несущего ядерное оружие, руководство США убеждали достаточно смелые полёты высотных американских разведчиков. Эйфория закончилась 1 мая 1960 го да, когда над Свердловском был сбит U-2, пилотируемый Френсисом Пауэр сом. Ещё один U-2 был сбит 27 октября 1962 года над Кубой во время Кариб ского кризиса. В обоих случаях приме нялся зенитный ракетный комплекс С-75. Характеристики ЗРК С-75, принятого на вооружение в ноябре 1957 года, по зволяли ему бороться со всеми имев шимися в то время в мире аэродинами ческими целями: дальность поражения целей составляла 34 км в варианте "Десна" и была доведена до 43 км в варианте "Волхов", диапазон высот поражения целей был равен 3...22 км в исходном варианте "Двина", а затем расширен до 0,5...30км ("Десна") или 0,4...30 км ("Волхов"). Так что к 60-м годам прошлого столе тия высота полёта уже не могла спасти американские "бомбовозы" от ударов возмездия. Особенно хорошо прочувствовали "янки" это во Вьетнаме. Советская во енная энциклопедия 1978 года издания рассказывает о 23 американских стра тегических бомбардировщиках Б-52, сбитых над Ханоем и Хайфоном раке тами комплекса ПВО С-75. Уже в наше время директор НПО "Алмаз" рассказал о 43 уничтоженных "крепостях". Но не только ракетчики защищали небо Вьетнама. В ночном бою под Ханоем многоцелевой истребитель МиГ-21Ф-13 сбил бомбардировщик Б-52 "Стратофортресс". 27 декабря 1972 года вьетнамский лётчик Фам Туан успешно атаковал превосходящего по силе про тивника - три стратегических бомбар дировщика под прикрытием истреби- Вьетнамский лётчик Фам Туан, сбивший американский самолёт Б-52 над Ханоем. Декабрь 1972 г. этот тихоходный "летающий сарай" отрывается от высотного истребителя Миг-31 БМ Северного флота, имеющего крейсерскую скорость 2500 км/ч и дина мический потолок в 30000 метров, или совершает противоракетный манёвр, уклоняясь от удара комплекса С-400, дислоцированного в Калининградской области. Так почему же эти "ветераны "холод ной войны" до сих пор в строю? Всё прос то. Долгая служба Б-52 объясняется не его выдающимися лётно-техническими характеристиками, а банальной неспо собностью американской промышлен ности создать ему замену. ся в качестве шутки: старичок В-52 переживёт и В-2А, и В-1В (которые спи шут не позже 2032 и 2036 годов со ответственно) и прослужит минимум до 2050 года. Если учесть, что сейчас в строю оста лись одни ровесники - бомбардиров щики последней модификации (В-52Н), выпущенной в 1960-1962 годах, то до столетия первого полёта "стратосфер ной крепости" останется пара лет, а до физического столетия в небе - где-то десяток. Именно ярко выраженным техноло гическим превосходством российских ВКС объясняется крайне сдержанная телей - на высоте около десяти тысяч метров. Американский "стратег" получил две ракеты "воздух - воздух" с дистанции 2000 метров, загорелся и упал. Старший лейтенант Фам Туан благополучно вер нулся на аэродром и позд нее стал первым вьетнам- Щ ) ским космонавтом. Заметим, что за прошед шие полвека реактивные истребители, управляемые ракеты и зенитные ракетные системы стали значительно совершеннее. Чего не скажешь о "стратосферной крепости" ВВС США. Несмотря на многочислен ные и дорогостоящие модернизации, последняя из которых проведена 30 лет назад, это устаревшая морально и физи чески машина позавчерашнего дня. Для российских ВКС не представляет никакой сложности уничтожить Б-52 задолго до выхода "крепости" на цель. В самом деле, трудно представить, как Самолёт Б-52. ных. Местные же "помощники" лишь выполняют вспомогательные функции. Это относится и к авиабазе Фэрфорд. После посадки первых Б-52 британские военные и полиция утратили право конт ролировать действия американцев, в том числе, что и как они подвешивают к своим "крепостям". Поэтому можно лишь предположить, что ежедневно проносили над Европой "дедушки американской авиации" из возможных 22 тонн боевой нагрузки. Ракеты с термоядерными боеголовка ми или бомбы В61 не исключаются. Лю бой специалист скажет, что, несмотря на модернизацию и техническое обслу живание, усталость металла никто не отменял, вероятность отказов техники в полёте ежегодно растёт. Пока европейская пресса, особенно государств так называемых молодых членов НАТО, радостно обсуждала, как "американские стратегические бомбар дировщики, носители демократии" об летали границы Китая и России, а также пересекали чуть ли не всю Европу, воен ные из Пентагона предпочли умолчать тот факт, что 20 марта один из этих ре ликтов "холодной войны" из-за техниче ских проблем был вынужден вернуться на аэродром вылета, до этого целых полтора часа кружа над головами ниче го не подозревавших жителей графства Глостершир. А экипаж в это время мо лился, надеясь успеть выжечь топливо и совершить посадку раньше, чем бор товые системы окончательно откажут. врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к за паду от деревни, вторая - рядом с до мом одного из местных жителей на вос точной окраине Паломареса. Если бы от удара пришёл в действие электриче ский запал боеголовки, обеспечиваю щий одновременный подрыв окружаю щих её тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы пример но 1250 Хиросим. В 1968 году американские военные лётчики потеряли Б-52 с четырьмя тер моядерными бомбами в Гренландии, и только чудо спасло Канаду от радио активного цунами из моря Баффина. Практика полётов Б-52 с ядерными бомбами на борту (а учитывая всё то, что творит администрация Трампа, мож но не сомневаться, что так оно и было) делает их в мирное время источником повышенной опасности для европей ских государств. Логичен вопрос: куда в следующий раз - пусть по недоразумению и не прицельно - упадут ядерные бомбы США? Полагаю, страны Балтии вольно или невольно уже крутят "американ скую рулетку". Так, 25 марта бомбарди ровщик Б-52 был замечен непосред ственно над Ригой. Нам остаётся только надеяться, что здравый смысл восторжествует и по добные полёты над густонаселённой Европой прекратятся. Если нет - наши ВКС всегда на страже российского неба. Американцы так долго убеждали весь мир в том, что им принадлежит ведущая роль в науке и технологиях, что уже сами в это поверили. Однако факты говорят о другом. Достаточно вспомнить, что астронавты НАСА летают на МКС на российских кораблях, а не наоборот. Первоначально предполагалось, что "стратосферные крепости" прослужат до 70-х годов XX века, а затем их сменят новые перспективные самолёты, спо собные летать со скоростями в не сколько махов, маловысотные и неза метные для РЛС систем ПВО. Но все многочисленные и дорого стоящие проекты замены Б-52 на более современный самолёт (В-58 "Хастлер", В-70 "Валькирия", В-1 В, В-2А "Спирит" и другие) по тем или иным причинам провалились. До недавнего времени планирова лось, что Б-52 уйдут к 2040 году, однако в начале 2018 года Пентагон обнаро довал план, ранее воспринимавший- реакция России на "карнавал" амери канских Б-52 вблизи наших границ. Конечно, полёты проходили под пол ным контролем наших систем ПВО, но после того, как наши истребители встре тили американцев над акваториями Балтийского и Баренцева морей, про вели визуальный и инструментальный контроль, убедившись, что на борту нет источников нейтрино, мы позволили ВВС США продолжать своё "шоу" для союзников, наблюдая за ним со сто роны. Настоящую опасность Б-52 пред ставляют, как ни странно, не для России, с этим вопросом мы уже разобрались, а для своих союзников в Европе. Нужно отметить, что американцы не очень-то считаются с мнением своих "младших партнёров". Интересный факт. После посадки американских само лётов-носителей ядерного оружия на передовой аэродром вся власть на нём переходит в руки американских воен- Задумайтесь, технические неполадки со старой махиной, на борту которой могут находиться ядерные бомбы! Да произойди что-то более серьёзное - Ев ропы бы просто не стало! Невозможно? Как сказать. В 1961 году Б-52 с двумя водородны ми бомбами на борту упал вблизи го родка Голдсборо на востоке США. Одна из бомб опустилась на парашюте и ос талась практически неповреждённой, а вторая разрушилась при падении в болото, при этом обломки ушли в грунт на значительную глубину. В результате поисков часть деталей, в том числе ура новый сердечник и вторая (термоядер ная) ступень так и не были найдены. В январе 1966 года над испанским городком Паломарес во время дозап равки в воздухе столкнулись Б-52 с че тырьмя водородными бомбами на бор ту и самолёт-заправщик КС-135. Две бомбы опустились на парашютах, а вот две на скорости более 186 миль/час
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz