На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.

7 стр. ★настршЗаполярья 19 апреля 2019 года Старт похода. В полевом лагере похода. Соревнования по стрельбе. Участвуют все желающие. походах проверяли себя мор­ ские пехотинцы, воины ПВО и по­ граничники, а провожать участ­ ников в Титовку приезжали вете­ раны войны, командиры частей и работники военкоматов. 30 марта 2019 года. Общее построение. Прогрели двигате­ ли снегоходов сопровождения Цветы к памятнику защитникам Заполярья. К 75-лети разгрома немецко- истских войск Заполярье 2 8 -3 1 марта состоялся 40-й традиционный поход ветеранов и молодёжи к месту подвига от­ ряда капитана Юневича и 6-й погранзаставы 100-го погранич­ ного отряда. 28 марта. Полдень. Митинг у памятника защитникам Титов- ского рубежа обороны. В спе­ циальной чаше горит зажжён­ ный Евгением Алистратовым вечный огонь. С напутственным словом перед участниками по­ хода выступили известный поис­ ковик Константин Доброволь­ ский и энтузиаст патриотическо­ го воспитания молодёжи Таня Вялая. Звучат удары в колокол памяти - и в путь. 16 километров до базового лагеря прошли на одном дыхании. Мы помнили, что в 1943 году в этот день отряд Юневича пре­ одолел примерно такой же путь к катерам в Пумманках. Базовый лагерь в верховьях ручья Пьяный напоминал око­ павшийся в снегу гарнизон. Ста­ раниями Игоря Ульнырова и Ми­ хаила Кливанского (группа под­ готовки) прорыты траншеи, ве­ дущие к костровищам и к местам для палаток. Всюду порядок, не забалуешь. В ночь с 29 на 30 марта 1943 года разведчики-североморцы высадились на вражеский берег. Дабы не терять историческую нить, через 76 лет участники 40-го похода совершили увлека­ тельный переход к Мотовскому заливу. Полюбовались далёким полуостровом Рыбачий, ещё раз да. Пройдёт год-два, и умножим­ ся. Не зря в стране всё больше и больше говорят о подготовке мо­ лодёжи к защите Отечества. 30 марта 1943 года в 14.55 от­ ряд Юневича отправил радио­ грамму: "Бейте по нам!", и бата­ рея Фёдора Поночевного испол­ нила их просьбу. От разрывов тя­ жёлых снарядов содрогались сопки, от потери крови становил­ ся бурым снег, а радиограммы всё разрезали и разрезали эфир: 16.14:" Спасибо за огонь"; 16.22: "Юрка ранен, я разбил руку, вою­ ем попеременно"; 17.55: "Про­ тивник силою до роты...". Именно в это время участники похода были на высоте, где всё это происходило. На политую кровью скалу легли живые цветы. Никто не забыт, и ничто не забыто. Поход был организован и про­ ведён полностью на общест- в боевых действиях в Афганиста­ не Александр Ешану провёл со­ ревнования по стрельбе из пнев­ матического оружия. Как гово­ рится в таких случаях, победила дружба, но больше всех очков на­ брал другой участник локальных войн Борис Лыков. Опыт на лыж­ не не потеряешь. 30 марта 1943 года - пик под­ вига разведчиков. Непрерывные бои, потери, вызов огня артил­ лерии на себя. За 40 лет мы ни разу не нарушили традицию - в этот день быть на месте подвига. " Б Е Й Т Е П О НАМ ! " Александр Ешану, Александр Кремнев, Сергей Ковалёв, Артём Иванов. Участники похода с флагами, венками и цветами по­ строились на лыжне. Нас трид­ цать восемь. Ровно на десять человек меньше, чем совершив­ ших подвиг разведчиков. Не бе- венных началах Мурманским областным советом ветеранов войны и Оленегорским добро­ вольческом обьединением "В одном строю с Победой". Михаил ОРЕШЕТА, член Союза писателей России, краевед. проверили снаряжение, а потом все собрались на импровизиро­ ванном стрельбище, где кавалер нескольких орденов за участие Только так можно понять и по­ чувствовать суть происшедшего, вжиться в дух того времени, проверить себя на прочность. С 1980 года мы ходим этим маршрутом славы. В первом по­ ходе нас было только 7 человек. Потом, в доброе советское вре­ мя, когда патриотическое воспи­ тание молодёжи было на высо­ те, наша команда увеличивалась до 80-100 человек. Становились на лыжи секретари райкомов пар­ тии и председатели райисполко­ мов. Были годы, когда в таких V I ПРИЗРАКИ ПРОШЛОГО” ПОСЕТИЛИ ЕВРОПУ Точка Не так давно завершилось широко разрекламированное западными СМИ развёртывание на английской авиабазе Ферфорд шести амери­ канских бомбардировщиков Б-52 "Стратофортресс". По утверждению телеканала CNN, это был "сигнал России", отмечаю­ щей пять лет содня воссоединения с Крымом. По заявлению официаль­ ного представителя ВВС США, "полёты стратегических бомбардиров­ щиков продемонстрировали приверженность США союзникам и парт­ нёрам через готовность использовать вооружённые силы". Так что же на самом деле показали американцы? Какую реальную угрозу для нашей страны идля Европы представляют подобные аван­ тюры Пентагона? На эти вопросы нашей редакции ответил ветеран авиа­ ции Северного флота лётчик-снайпер полковник запаса Сергей Ивано­ вич МИРОНЕНКО. Чтобы лучше понимать, что же на са­ мом деле означал прилёт американ­ ских стратегических бомбардировщиков, необходимо прежде всего вспомнить историю создания и боевого примене­ ния "стратосферных кре­ постей", как называют Б-52 сами американцы. Этот самолёт создавал­ ся сразу после Второй ми­ ровой войны как орудие первого ядер­ ного удара и предназначался для до­ ставки атомных бомб к целям в глубине Советского Союза, при этом систему ПВО страны предполагалось преодолеть за счёт подъёма на фантастическую для того времени высоту в 11000 метров и ухода от истребителей на огромной ско­ рости в 750 км/ч. В 50-х годах прошлого века в успеш­ ности высотной схемы применения са­ молёта Б-52, несущего ядерное оружие, руководство США убеждали достаточно смелые полёты высотных американских разведчиков. Эйфория закончилась 1 мая 1960 го­ да, когда над Свердловском был сбит U-2, пилотируемый Френсисом Пауэр­ сом. Ещё один U-2 был сбит 27 октября 1962 года над Кубой во время Кариб­ ского кризиса. В обоих случаях приме­ нялся зенитный ракетный комплекс С-75. Характеристики ЗРК С-75, принятого на вооружение в ноябре 1957 года, по­ зволяли ему бороться со всеми имев­ шимися в то время в мире аэродинами­ ческими целями: дальность поражения целей составляла 34 км в варианте "Десна" и была доведена до 43 км в варианте "Волхов", диапазон высот поражения целей был равен 3...22 км в исходном варианте "Двина", а затем расширен до 0,5...30км ("Десна") или 0,4...30 км ("Волхов"). Так что к 60-м годам прошлого столе­ тия высота полёта уже не могла спасти американские "бомбовозы" от ударов возмездия. Особенно хорошо прочувствовали "янки" это во Вьетнаме. Советская во­ енная энциклопедия 1978 года издания рассказывает о 23 американских стра­ тегических бомбардировщиках Б-52, сбитых над Ханоем и Хайфоном раке­ тами комплекса ПВО С-75. Уже в наше время директор НПО "Алмаз" рассказал о 43 уничтоженных "крепостях". Но не только ракетчики защищали небо Вьетнама. В ночном бою под Ханоем многоцелевой истребитель МиГ-21Ф-13 сбил бомбардировщик Б-52 "Стратофортресс". 27 декабря 1972 года вьетнамский лётчик Фам Туан успешно атаковал превосходящего по силе про­ тивника - три стратегических бомбар­ дировщика под прикрытием истреби- Вьетнамский лётчик Фам Туан, сбивший американский самолёт Б-52 над Ханоем. Декабрь 1972 г. этот тихоходный "летающий сарай" отрывается от высотного истребителя Миг-31 БМ Северного флота, имеющего крейсерскую скорость 2500 км/ч и дина­ мический потолок в 30000 метров, или совершает противоракетный манёвр, уклоняясь от удара комплекса С-400, дислоцированного в Калининградской области. Так почему же эти "ветераны "холод­ ной войны" до сих пор в строю? Всё прос­ то. Долгая служба Б-52 объясняется не его выдающимися лётно-техническими характеристиками, а банальной неспо­ собностью американской промышлен­ ности создать ему замену. ся в качестве шутки: старичок В-52 переживёт и В-2А, и В-1В (которые спи­ шут не позже 2032 и 2036 годов со­ ответственно) и прослужит минимум до 2050 года. Если учесть, что сейчас в строю оста­ лись одни ровесники - бомбардиров­ щики последней модификации (В-52Н), выпущенной в 1960-1962 годах, то до столетия первого полёта "стратосфер­ ной крепости" останется пара лет, а до физического столетия в небе - где-то десяток. Именно ярко выраженным техноло­ гическим превосходством российских ВКС объясняется крайне сдержанная телей - на высоте около десяти тысяч метров. Американский "стратег" получил две ракеты "воздух - воздух" с дистанции 2000 метров, загорелся и упал. Старший лейтенант Фам Туан благополучно вер­ нулся на аэродром и позд­ нее стал первым вьетнам- Щ ) ским космонавтом. Заметим, что за прошед­ шие полвека реактивные истребители, управляемые ракеты и зенитные ракетные системы стали значительно совершеннее. Чего не скажешь о "стратосферной крепости" ВВС США. Несмотря на многочислен­ ные и дорогостоящие модернизации, последняя из которых проведена 30 лет назад, это устаревшая морально и физи­ чески машина позавчерашнего дня. Для российских ВКС не представляет никакой сложности уничтожить Б-52 задолго до выхода "крепости" на цель. В самом деле, трудно представить, как Самолёт Б-52. ных. Местные же "помощники" лишь выполняют вспомогательные функции. Это относится и к авиабазе Фэрфорд. После посадки первых Б-52 британские военные и полиция утратили право конт­ ролировать действия американцев, в том числе, что и как они подвешивают к своим "крепостям". Поэтому можно лишь предположить, что ежедневно проносили над Европой "дедушки американской авиации" из возможных 22 тонн боевой нагрузки. Ракеты с термоядерными боеголовка­ ми или бомбы В61 не исключаются. Лю­ бой специалист скажет, что, несмотря на модернизацию и техническое обслу­ живание, усталость металла никто не отменял, вероятность отказов техники в полёте ежегодно растёт. Пока европейская пресса, особенно государств так называемых молодых членов НАТО, радостно обсуждала, как "американские стратегические бомбар­ дировщики, носители демократии" об­ летали границы Китая и России, а также пересекали чуть ли не всю Европу, воен­ ные из Пентагона предпочли умолчать тот факт, что 20 марта один из этих ре­ ликтов "холодной войны" из-за техниче­ ских проблем был вынужден вернуться на аэродром вылета, до этого целых полтора часа кружа над головами ниче­ го не подозревавших жителей графства Глостершир. А экипаж в это время мо­ лился, надеясь успеть выжечь топливо и совершить посадку раньше, чем бор­ товые системы окончательно откажут. врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к за­ паду от деревни, вторая - рядом с до­ мом одного из местных жителей на вос­ точной окраине Паломареса. Если бы от удара пришёл в действие электриче­ ский запал боеголовки, обеспечиваю­ щий одновременный подрыв окружаю­ щих её тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы пример­ но 1250 Хиросим. В 1968 году американские военные лётчики потеряли Б-52 с четырьмя тер­ моядерными бомбами в Гренландии, и только чудо спасло Канаду от радио­ активного цунами из моря Баффина. Практика полётов Б-52 с ядерными бомбами на борту (а учитывая всё то, что творит администрация Трампа, мож­ но не сомневаться, что так оно и было) делает их в мирное время источником повышенной опасности для европей­ ских государств. Логичен вопрос: куда в следующий раз - пусть по недоразумению и не прицельно - упадут ядерные бомбы США? Полагаю, страны Балтии вольно или невольно уже крутят "американ­ скую рулетку". Так, 25 марта бомбарди­ ровщик Б-52 был замечен непосред­ ственно над Ригой. Нам остаётся только надеяться, что здравый смысл восторжествует и по­ добные полёты над густонаселённой Европой прекратятся. Если нет - наши ВКС всегда на страже российского неба. Американцы так долго убеждали весь мир в том, что им принадлежит ведущая роль в науке и технологиях, что уже сами в это поверили. Однако факты говорят о другом. Достаточно вспомнить, что астронавты НАСА летают на МКС на российских кораблях, а не наоборот. Первоначально предполагалось, что "стратосферные крепости" прослужат до 70-х годов XX века, а затем их сменят новые перспективные самолёты, спо­ собные летать со скоростями в не­ сколько махов, маловысотные и неза­ метные для РЛС систем ПВО. Но все многочисленные и дорого­ стоящие проекты замены Б-52 на более современный самолёт (В-58 "Хастлер", В-70 "Валькирия", В-1 В, В-2А "Спирит" и другие) по тем или иным причинам провалились. До недавнего времени планирова­ лось, что Б-52 уйдут к 2040 году, однако в начале 2018 года Пентагон обнаро­ довал план, ранее воспринимавший- реакция России на "карнавал" амери­ канских Б-52 вблизи наших границ. Конечно, полёты проходили под пол­ ным контролем наших систем ПВО, но после того, как наши истребители встре­ тили американцев над акваториями Балтийского и Баренцева морей, про­ вели визуальный и инструментальный контроль, убедившись, что на борту нет источников нейтрино, мы позволили ВВС США продолжать своё "шоу" для союзников, наблюдая за ним со сто­ роны. Настоящую опасность Б-52 пред­ ставляют, как ни странно, не для России, с этим вопросом мы уже разобрались, а для своих союзников в Европе. Нужно отметить, что американцы не очень-то считаются с мнением своих "младших партнёров". Интересный факт. После посадки американских само­ лётов-носителей ядерного оружия на передовой аэродром вся власть на нём переходит в руки американских воен- Задумайтесь, технические неполадки со старой махиной, на борту которой могут находиться ядерные бомбы! Да произойди что-то более серьёзное - Ев­ ропы бы просто не стало! Невозможно? Как сказать. В 1961 году Б-52 с двумя водородны­ ми бомбами на борту упал вблизи го­ родка Голдсборо на востоке США. Одна из бомб опустилась на парашюте и ос­ талась практически неповреждённой, а вторая разрушилась при падении в болото, при этом обломки ушли в грунт на значительную глубину. В результате поисков часть деталей, в том числе ура­ новый сердечник и вторая (термоядер­ ная) ступень так и не были найдены. В январе 1966 года над испанским городком Паломарес во время дозап­ равки в воздухе столкнулись Б-52 с че­ тырьмя водородными бомбами на бор­ ту и самолёт-заправщик КС-135. Две бомбы опустились на парашютах, а вот две на скорости более 186 миль/час

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz