На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.

6 стр. ★васшЕШ/игм 19 апреля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 22 апреля 1870 год - день рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова), организатора КПСС и основателя Совет­ ского государства. В 1918 году ВЦИК принял декрет об обязательном обучении всех трудящихся военному делу и утвердил "формулу торжественного обещания" воинов Красной армии, которое должен был давать каждый вступающий в РККА, - первый единый текст советской военной присяги. В 1928 году родился советский военачальник, пос­ ледний Главнокомандующий ВМФ СССР - заместитель министра обороны СССР Герой Советского Союза ад­ мирал флота Владимир Ни­ колаевич Чернавин. В Во­ енно-морском флоте с 1947 года, с 1977 по 1981 год - ко­ мандующий Северным фло­ том, затем начальник Глав­ ного штаба ВМФ и Главно­ командующий ВМФ - замес­ титель министра обороны СССР. 1945 год - переход конвоя "PQ-9". Потопление эсмин­ цем "Карл Либкнехт" вра­ жеской подводной лодки "и-гвб". В 1971 году большой про­ тиволодочный корабль "Ад­ мирал Исаков" прибыл с Балтийского флота в Североморск и вошёл в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. В 2006 году в клубе Главного штаба Военно-морского флота состоялось учредительное собрание "Клуба адмиралов". На учредительное собрание были пригла­ шены 150 адмиралов Военно-морского флота. Пред­ седателем "Клуба адмиралов" избран адмирал флота Владимир Иванович Куроедов. 23 апреля В 1944 году авиация Северного флота нанесла мощный удар по конвою противника в Варангер-фьорде. В этом бою совершил героический подвиг, направив под­ битый Ил-2 на вражеский транспорт, заместитель ко­ мандира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Се­ верного флота капитан Илья Борисович Катунин. В 1952 году на должность командующего Северным флотом назначен вице-адмирал Андрей Трофимович Чабаненко. В 1971 году образован военно-морской госпиталь в базе подводных сил Северного флота Гаджиево. 24 апреля Международный день солидарности молодёжи. В 1720 году издан первый Морской устав России, создававшийся под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов, - "Книга устав морской о всём, что касается к доброму управле­ нию флотом на море". В 1907 году родился Герой Советского Союза пол­ ковник Афанасий Иванович Фокин. С октября 1944 года командовал 9-м гвардейским минно-торпедным авиа­ ционным полком 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота. В составе полка воевал в Заполярье, участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В 1918 году образована Высшая военная инспекция РККА (с 1946 года - Главная военная инспекция). В 1920 году на базе Северо-Двинской речной и Беломорской флотилий, сил береговой обороны Белого моря и Северного Ледовитого океана созданы Морские силы Северного моря с главной базой в Архангельске. 25 апреля В 1883 году родился герой Гражданской войны, триж­ ды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый. В 1936 году родился советский подводник, командир ракетного подводного крейсера стратегического назна­ чения "К-171" Герой Советского Союза капитан 1 ранга Эдуард Дмитриевич Ломов. 1943 год - авиация Северного флота в районе Конгс- фьорда потопила 3 вражеских судна, героический подвиг совершил экипаж капитана Василия Николаевича Ки­ селёва. В 1986 году в ночь на 26 апреля на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС в результате проведения экспери­ мента произошёл тепловой взрыв с выбросом огромного количества радиоактивных веществ. 26 апреля Памятная дата России - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. В 1962 году произведён успешный запуск на орбиту первого советского разведывательного спутника "Зенит-2" ("Космос-4") конструкции Сергея Павловича Королёва. 29 апреля спутник вернулся с орбиты с отснятыми фотоматериалами. 27 апреля Памятная дата России - День российского парламен­ таризма. В 1836 году кондукторам корпуса флотских штурманов и флотских инженеров разрешено носить усы. В 1941 году базовый отряд высокоширотной экспе­ диции, возглавляемый Я.Я. Геккелем, обнаружил рез­ кое поднятие дна в Арктическом бассейне - "нащупан" хребет, которому позже было присвоено имя М.В. Ло­ моносова. В 1945 году Каспийская военная флотилия награж­ дена орденом Красного Знамени. 28 апреля Всемирный день породнённых городов. Всемирный день охраны труда. В 1732 году издан подписанный императрицей Анной Иоанновной указ об организации Второй Камчатской экспедиции под начальством капитан-коммандора Витуса Беринга. 28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" советский экипаж в составе командира экипажа лётчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки и штурмана Михаила Харитоновича Гор- диенко совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку по маршруту: Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - остров Мискоу протя­ жённостью почти 8000 километров (6516 километров по прямой). В обеспечении этого перелёта принимали участие подводные лодки "Щ-402", "Щ-403", "Щ-404" и "Д-2" Северного флота. В 1961 году лётчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна Ге­ рой Советского Союза полковник Георгий Константино­ вич Мосолов на самолёте МиГ-21 Ф с дополнительными жидкостными ракетными двигателями установил абсо­ лютный мировой рекорд высоты полёта (34714 метров). В 1963 году премьер-министр Революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро Рус посетил корабли Северного флота. \ ________________________ __________________________ / 4 К 75-летию подвига Героя Советского Союза капитана Ильи Катунина ► ОГНЕННЫЙ ТАРАН Советские воины не жалели жизни для победы Великая Отечественная война хранит много тайн. В их числе и точное количество совершённых та­ ранов, как классических воздушных, так и морс­ ких, танковых. Мы не будем приводить цифры - в различных источниках они заметно разнятся, лишь отметим, что счёт идёт на сотни. Таранные удары являлись неотъемлемой частью общей борьбы советских людей против немецко-фашист­ ских захватчиков. Огненный таран не был преду­ смотрен воинским уставом. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по при­ казу. На таран шли только в чрезвычайных ситуа­ циях и решались на такой подвиг лишь те, кто обла­ дал достаточным мастерством пилотирования, же­ лезными нервами и готовностью к самопожертво­ ванию. Театр военных действий 1944 год. Северный флот успешно защищал внутрен­ ние морские сообщения между портами Белого и Баренцева морей, систе­ матически нарушал имев­ шие для Германии важное стратегическое значение морские перевозки вдоль северного побережья Нор­ вегии. Этим путём гитлеров­ цы вывозили никель из Пет­ само, снабжали 20-ю гор­ ную армию. С увеличением сил Се­ верного флота проис­ ходили изменения в способах его дейст­ вий. Если в предыду­ щие годы на вражес­ ких коммуникациях действовали преиму­ щественно подвод­ ные лодки, то теперь наряду с ними удар­ ной силой стала и авиация. Район её действий расширился к западу от мыса Норд­ кап вплоть до Тромсё, мощь ударов значи­ тельно возросла. Основным способом борь­ бы авиации с вражеским судоходством в 1944 году являлись последователь­ ные удары с воздуха по кон­ воям и отдельным кораб­ лям и судам противника. Обычно первые удары на­ носили истребители-бом­ бардировщики и штурмо­ вики. В их задачу входило ослабление противовоздуш­ ной обороны конвоя, по­ давление зенитной артил­ лерии и нарушение поход­ ного ордера. Тем самым создавались благоприят­ ные условия для действий торпедоносцев и бомбар­ дировщиков. Иногда по кон­ воям, следовавшим с запа­ да, первыми наносили уда­ ры бомбардировщики и торпедоносцы, а по мере приближения их к Варан- гер-фьорду вступали в дей­ ствие штурмовики и истре­ бители. Значительных боевых ре­ зультатов достиг 46-й штур­ мовой авиаполк. За год его боевой счёт составил 23 ко­ рабля и транспорта против­ ника. Есть немало характер­ ных примеров самоотвер­ женных действий лётчиков этого полка. Один из них - подвиг капитана Ильи Кату­ нина. Лётчик-штурмовик О капитане Катунине из­ вестно, что родился он в бедной семье в городе Го- авиашколе первоначаль­ ного обучения. Катунин рвался в бой. Не убедили его до­ воды начальства о том, что его делом является подготовка лётчиков. Не единожды он подавал рапорты с просьбой об отправке на фронт. В начале 1943 года после переподготовки в запасном авиаполку Катунин был направлен в Заполярье, в 46-й штурмовой авиаполк Северного флота. Любой бой в небе су­ рового Заполярья, над холодными водами Северного Ледовитого океана - тяжёлое испы­ тание моральных и бое­ вых качеств лётчика. Эки­ паж Катунина с честью и достоинством выдер­ живал сложнейшие бое­ вые экзамены. Особенно сдружился лётчик со стрел- ком-радистом Андреем Маркиным, с которым пос­ тоянно летал на боевые за­ дания. В одном из боевых вы­ летов Ил-2 Катунина атако­ вал "мессершмитт". Однако меле. Когда мальчику было семь лет, вернулся с фронта его отец, но, израненный, вскоре умер. Трое сыновей и дочь остались на попе­ чении матери, работавшей уборщицей в типографии. После революции Илью взяли в детский дом. Здесь он пошёл в школу, овладел слесарным ремеслом и в 1924 году вступил в ком­ сомол. Отсюда его прово­ дили на завод "Пролета­ рий", ныне Гомельский станкостроительный завод имени С.М. Кирова. В 1931 году заводская парторганизация приняла Илью Катунина в члены партии, а через год послала его в Ейскую школу морских лётчиков. После её окон­ чания он готовил лётные кадры в Бежицком и Брян­ ском аэроклубах, а с июля 1941 года - в 8-й военной Подвиг 23 апреля 1944 года для уничтожения вражеского конвоя в Варангер-фьорде (район Северной Норвегии) вылетела восьмёрка Ил-2 под прикрытием 14 истре- Kanumau Илья Катунин. Андрей успел опередить врага и меткой очередью поджечь его. Фашистский истребитель рухнул в море. 5 сентября 1943 года четвёрка штурмовиков Ил-2 46-го штурмового авиаполка под командованием стар­ шего лейтенанта Катунина атаковала в районе мыса Скальный транспорт, шед­ ший в сопровождении ми­ ноносца. Катунину удалось потопить транспорт водоиз­ мещением 5 тысяч тонн, а его ведомые повредили бо­ евой корабль противника. Через несколько дней Ка­ тунин, возглавляя четвёрку штурмовиков, одержал ещё одну победу - лично потопил вражеское судно. Морской лётчик-торпе­ доносец в апреле 1944 го­ да имел на своём боевом счету 7 потопленных вра­ жеских кораблей. бителей. Группу вёл капитан Катунин. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из 8 транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было 6 миноносцев. Вра­ жеские корабли шли, при­ жимаясь к скалистым бере­ гам, в прифронтовую базу. Над конвоем бар­ ражировали фашист­ ские истребители. Лётчики прикрытия связали боем гитлеров­ ские самолёты, а штур­ мовики Катунина через плотный зенитный огонь устремились к конвою. Ведущий пошёл в атаку на головной тран­ спорт. Внезапно его машину резко бросило в сторону. Из мотора густо повалил дым, а затем выр­ валось пламя. В эфире раздались тре­ вожные голоса: - Горит ведущий! Капитан Катунин спокой­ но напомнил: бы, а вслед за ними тяжё­ лый штурмовик, направляе­ мый твёрдой рукой ком­ муниста Ильи Борисовича Катунина, врезался в тран­ спорт водоизмещением 3000 тонн. Столбы дыма и огня взметнулись над протараненным и тут же затонувшим судном про­ тивника. Память Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года заместитель ко­ мандира эскадрильи 46-го штурмового авиа­ ционного полка ВВС Северного флота капи­ тан Илья Катунин и стрелок-радист этого полка сержант Андрей Маркин были удостоены звания Героя Совет­ ского Союза посмертно. Оба зачислены навечно в списки воинской части. В огромной коллек­ ции отечественного _ книжного знака есть графические миниатю­ ры, посвящённые памяти лётчиков, выполнивших в годы Великой Отечествен­ ной войны огненный таран. Экслибрисы выполнил туль­ ский художник Владимир Чекарьков в 2015 году к 70- летию Победы. Это един­ ственные графические ми­ ниатюры, на которых мож­ но увидеть портреты прос­ лавленных лётчиков, со­ вершивших огненный та­ ран. Одна из них посвяще­ на советскому лётчику Ге­ рою Советского Союза ка­ питану Илье Катунину. На территории музея авиации Северного флота в посёлке Сафоново Мур­ манской области сооружён памятник - высокая че­ тырёхгранная стела, у под­ ножия которой установ­ лены бюсты Ильи Катунина и Андрея Маркина. Именем лётчика названы посёлок Приморского района Ар­ хангельской области и од­ на из его улиц, а также улица в Гомеле, большой рыболовный траулер. Имя Любой бой в небе сурового Заполярья, над холодными водами Северного Ледовитого океана - тяжёлое испытание моральных и боевых качеств лётчика - Бомбы бросать с пи­ кирования. Боевой порядок выдерживать! Первой вошла в пике командирская машина на высоте 1300 метров. От горящего самолёта чёр­ ными точками отделились сброшенные на цель бом- Маркина присвоено улице и средней школе в посёлке Катунино, судну Министер­ ства рыбного хозяйства. На улице Катунина в Гомеле установлена мемориаль­ ная доска. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. РЕКОРД ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ 55 лет назад, 21 апреля 1964 года, начался поход атомной подводной лодки Северного флота "К-27" проекта 645 под командованием капитана 1 ранга Ивана Гуляева в эквато­ риальные районыАтлантики. Он стал первым в отечественной истории длительным непрерывным плаванием в подводном положении. За 51 сутки было пройдено 12425 миль. На тот момент это был абсолют­ ный рекорд подводного плавания. Удивителен не только сам поход, но и корабль, его совершивший. На "К-27" был установлен не знающий аналогов реактор с жидкометал­ лическим теплоносителем (ЖМТ). Идея такого плавания вынаши­ валась с момента подписания акта о приёме лодки в состав ВМФ Советского Союза. Её поддержал, а потом всячески отстаивал вице­ адмирал Георгий Холостяков, прос­ лавленный флотоводец времён Великой Отечественной войны. Он был председателем государст­ венной комиссии по приёмке "К-27", он же стал и руководителем исторического плавания. Изначально поход подводного корабля был рассчитан на 40 суток. Но затем уже после выхода из базы по настоянию вице-адмирала Хо- лостякова, которого поддержал экипаж, плавание было продлено до 50. Цель выхода в море - ис­ пытание лодки на предельных режимах для выявления её воз­ можностей и проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того, было необходимо выяснить опти­ мальные режимы работы энерге­ тической установки. Все понимали, что от успешного выполнения зада­ ния зависела не только судьба нового ядерного реактора, но и всего проекта. 17 мая "К-27" достигла эква­ ториальных вод. Здесь начались двухнедельные испытания новой техники в необычно тёплых для наших кораблей водах, экипаж тестировал ядерные реакторы. Температура в отсеках поднима­ лась до 60-70 градусов, влажность- до 100 процентов. Только погружа­ ясь на глубины, близкие к пре­ дельным, удавалось немного "осту­ дить" корабль. "Экзамен" прошёл успешно. Но пересечь экватор командиру не разрешили. Судя по воспо­ минаниям участников похода, за­ вистников и недоброжелателей у "К-27" было достаточно, как и про­ тивников проекта 645 и реактора на ЖМТ в целом. Несмотря на это, в плавании бы­ ло установлено мно­ го рекордов совет­ ского, да и мирово­ го подводного фло­ та. Вот только некото­ рые из них: впервые было пройдено без остановки 1000 миль под водой, затем - 5000 и 10000 миль, впервые для дви­ жения корабля ис­ пользовались уни­ кальные ядерные реакторы, а также лёгкий корпус и бал­ ластные цистерны, выполненные из ма­ ломагнитной стали. Но далеко не все дни, проведён­ ные в море, были спокойными. За несколько дней до возвращения корабля в родную базу произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там, образуя "пробки". Решили разрезать газовую систе­ му в местах их образования и на­ чать шомполить. Выполнить эту сложную задачу было поручено ко­ мандиру дивизиона БЧ-5 капитану 3 ранга Александру Шпакову. Офицер свою работу выполнил. После этого специалисты-свар­ щики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Ко­ мандование, учёные, которые на­ ходились на корабле, смогли облег­ чённо вздохнуть... Ведь в памяти была ещё свежа трагедия, слу­ чившаяся на "К-19", которую среди подводников мрачно называли "Хиросима". Вот только мужество Александра Шпакова государство так и не оце­ нило. Его обошли наградой, хотя, конечно, рисковал жизнью и здо­ ровьем Александр Васильевич не для ордена или медали. Он просто выполнял свою работу, как и все остальные моряки в том походе. Исправил несправедливость ко­ мандир корабля. На встрече, посвя­ щённой 30-летию спуска "К-27" на воду, в присутствии собравшихся бывших членов экипажа Иван Гу­ ляев снял со свой груди орден Крас­ ной Звезды и вручил его Алек­ сандру Шпакову. И хотя юридичес­ кой силы эта награда не имеет, она дороже многих орденов. 11 июня 1964 года командир "К-27" получил радиограмму от Глав­ нокомандующего ВМФ Советского Союза: "Холостякову, Гуляеву. Поз­ дравляю вас, личный состав ПЛ и всех участников похода с успешным окончанием плавания в эквато­ риальную часть Атлантики. Ваша ра­ бота, результаты плавания являют­ ся важной вехой для дальнейшего совершенствования подводного атомного судостроения. Горшков". До прибытия в базу "К-27" про­ вела торпедные стрельбы с оцен­ кой "отлично" и только после этого, уже 12 июня 1964 года, всплыла в родных водах. Рекорд подводного плавания был установлен! Конечно, он давно побит. Но первая под­ водная лодка, совершившая подоб­ ный поход, - "К-27", единственный корабль проекта 645. ПодготовилаАнна КОРОЛЬКОВА. Впервые было пройдено без остановки 1000 миль под водой, затем - 5000 и 10000 миль, впервые для движения корабля использовались уникальные ядерные реакторы, а также лёгкий корпус и балластные цистерны, выпол­ ненные из маломагнитной стали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz