На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
6 стр. ★васшЕШ/игм 19 апреля 2019 года КАЛЕНДАРЬ НАШЕЙ ПАМЯТИ 22 апреля 1870 год - день рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова), организатора КПСС и основателя Совет ского государства. В 1918 году ВЦИК принял декрет об обязательном обучении всех трудящихся военному делу и утвердил "формулу торжественного обещания" воинов Красной армии, которое должен был давать каждый вступающий в РККА, - первый единый текст советской военной присяги. В 1928 году родился советский военачальник, пос ледний Главнокомандующий ВМФ СССР - заместитель министра обороны СССР Герой Советского Союза ад мирал флота Владимир Ни колаевич Чернавин. В Во енно-морском флоте с 1947 года, с 1977 по 1981 год - ко мандующий Северным фло том, затем начальник Глав ного штаба ВМФ и Главно командующий ВМФ - замес титель министра обороны СССР. 1945 год - переход конвоя "PQ-9". Потопление эсмин цем "Карл Либкнехт" вра жеской подводной лодки "и-гвб". В 1971 году большой про тиволодочный корабль "Ад мирал Исаков" прибыл с Балтийского флота в Североморск и вошёл в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. В 2006 году в клубе Главного штаба Военно-морского флота состоялось учредительное собрание "Клуба адмиралов". На учредительное собрание были пригла шены 150 адмиралов Военно-морского флота. Пред седателем "Клуба адмиралов" избран адмирал флота Владимир Иванович Куроедов. 23 апреля В 1944 году авиация Северного флота нанесла мощный удар по конвою противника в Варангер-фьорде. В этом бою совершил героический подвиг, направив под битый Ил-2 на вражеский транспорт, заместитель ко мандира эскадрильи 46-го штурмового авиаполка Се верного флота капитан Илья Борисович Катунин. В 1952 году на должность командующего Северным флотом назначен вице-адмирал Андрей Трофимович Чабаненко. В 1971 году образован военно-морской госпиталь в базе подводных сил Северного флота Гаджиево. 24 апреля Международный день солидарности молодёжи. В 1720 году издан первый Морской устав России, создававшийся под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов, - "Книга устав морской о всём, что касается к доброму управле нию флотом на море". В 1907 году родился Герой Советского Союза пол ковник Афанасий Иванович Фокин. С октября 1944 года командовал 9-м гвардейским минно-торпедным авиа ционным полком 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота. В составе полка воевал в Заполярье, участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В 1918 году образована Высшая военная инспекция РККА (с 1946 года - Главная военная инспекция). В 1920 году на базе Северо-Двинской речной и Беломорской флотилий, сил береговой обороны Белого моря и Северного Ледовитого океана созданы Морские силы Северного моря с главной базой в Архангельске. 25 апреля В 1883 году родился герой Гражданской войны, триж ды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый. В 1936 году родился советский подводник, командир ракетного подводного крейсера стратегического назна чения "К-171" Герой Советского Союза капитан 1 ранга Эдуард Дмитриевич Ломов. 1943 год - авиация Северного флота в районе Конгс- фьорда потопила 3 вражеских судна, героический подвиг совершил экипаж капитана Василия Николаевича Ки селёва. В 1986 году в ночь на 26 апреля на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС в результате проведения экспери мента произошёл тепловой взрыв с выбросом огромного количества радиоактивных веществ. 26 апреля Памятная дата России - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. В 1962 году произведён успешный запуск на орбиту первого советского разведывательного спутника "Зенит-2" ("Космос-4") конструкции Сергея Павловича Королёва. 29 апреля спутник вернулся с орбиты с отснятыми фотоматериалами. 27 апреля Памятная дата России - День российского парламен таризма. В 1836 году кондукторам корпуса флотских штурманов и флотских инженеров разрешено носить усы. В 1941 году базовый отряд высокоширотной экспе диции, возглавляемый Я.Я. Геккелем, обнаружил рез кое поднятие дна в Арктическом бассейне - "нащупан" хребет, которому позже было присвоено имя М.В. Ло моносова. В 1945 году Каспийская военная флотилия награж дена орденом Красного Знамени. 28 апреля Всемирный день породнённых городов. Всемирный день охраны труда. В 1732 году издан подписанный императрицей Анной Иоанновной указ об организации Второй Камчатской экспедиции под начальством капитан-коммандора Витуса Беринга. 28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" советский экипаж в составе командира экипажа лётчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки и штурмана Михаила Харитоновича Гор- диенко совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку по маршруту: Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - остров Мискоу протя жённостью почти 8000 километров (6516 километров по прямой). В обеспечении этого перелёта принимали участие подводные лодки "Щ-402", "Щ-403", "Щ-404" и "Д-2" Северного флота. В 1961 году лётчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна Ге рой Советского Союза полковник Георгий Константино вич Мосолов на самолёте МиГ-21 Ф с дополнительными жидкостными ракетными двигателями установил абсо лютный мировой рекорд высоты полёта (34714 метров). В 1963 году премьер-министр Революционного правительства Республики Куба Фидель Кастро Рус посетил корабли Северного флота. \ ________________________ __________________________ / 4 К 75-летию подвига Героя Советского Союза капитана Ильи Катунина ► ОГНЕННЫЙ ТАРАН Советские воины не жалели жизни для победы Великая Отечественная война хранит много тайн. В их числе и точное количество совершённых та ранов, как классических воздушных, так и морс ких, танковых. Мы не будем приводить цифры - в различных источниках они заметно разнятся, лишь отметим, что счёт идёт на сотни. Таранные удары являлись неотъемлемой частью общей борьбы советских людей против немецко-фашист ских захватчиков. Огненный таран не был преду смотрен воинским уставом. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по при казу. На таран шли только в чрезвычайных ситуа циях и решались на такой подвиг лишь те, кто обла дал достаточным мастерством пилотирования, же лезными нервами и готовностью к самопожертво ванию. Театр военных действий 1944 год. Северный флот успешно защищал внутрен ние морские сообщения между портами Белого и Баренцева морей, систе матически нарушал имев шие для Германии важное стратегическое значение морские перевозки вдоль северного побережья Нор вегии. Этим путём гитлеров цы вывозили никель из Пет само, снабжали 20-ю гор ную армию. С увеличением сил Се верного флота проис ходили изменения в способах его дейст вий. Если в предыду щие годы на вражес ких коммуникациях действовали преиму щественно подвод ные лодки, то теперь наряду с ними удар ной силой стала и авиация. Район её действий расширился к западу от мыса Норд кап вплоть до Тромсё, мощь ударов значи тельно возросла. Основным способом борь бы авиации с вражеским судоходством в 1944 году являлись последователь ные удары с воздуха по кон воям и отдельным кораб лям и судам противника. Обычно первые удары на носили истребители-бом бардировщики и штурмо вики. В их задачу входило ослабление противовоздуш ной обороны конвоя, по давление зенитной артил лерии и нарушение поход ного ордера. Тем самым создавались благоприят ные условия для действий торпедоносцев и бомбар дировщиков. Иногда по кон воям, следовавшим с запа да, первыми наносили уда ры бомбардировщики и торпедоносцы, а по мере приближения их к Варан- гер-фьорду вступали в дей ствие штурмовики и истре бители. Значительных боевых ре зультатов достиг 46-й штур мовой авиаполк. За год его боевой счёт составил 23 ко рабля и транспорта против ника. Есть немало характер ных примеров самоотвер женных действий лётчиков этого полка. Один из них - подвиг капитана Ильи Кату нина. Лётчик-штурмовик О капитане Катунине из вестно, что родился он в бедной семье в городе Го- авиашколе первоначаль ного обучения. Катунин рвался в бой. Не убедили его до воды начальства о том, что его делом является подготовка лётчиков. Не единожды он подавал рапорты с просьбой об отправке на фронт. В начале 1943 года после переподготовки в запасном авиаполку Катунин был направлен в Заполярье, в 46-й штурмовой авиаполк Северного флота. Любой бой в небе су рового Заполярья, над холодными водами Северного Ледовитого океана - тяжёлое испы тание моральных и бое вых качеств лётчика. Эки паж Катунина с честью и достоинством выдер живал сложнейшие бое вые экзамены. Особенно сдружился лётчик со стрел- ком-радистом Андреем Маркиным, с которым пос тоянно летал на боевые за дания. В одном из боевых вы летов Ил-2 Катунина атако вал "мессершмитт". Однако меле. Когда мальчику было семь лет, вернулся с фронта его отец, но, израненный, вскоре умер. Трое сыновей и дочь остались на попе чении матери, работавшей уборщицей в типографии. После революции Илью взяли в детский дом. Здесь он пошёл в школу, овладел слесарным ремеслом и в 1924 году вступил в ком сомол. Отсюда его прово дили на завод "Пролета рий", ныне Гомельский станкостроительный завод имени С.М. Кирова. В 1931 году заводская парторганизация приняла Илью Катунина в члены партии, а через год послала его в Ейскую школу морских лётчиков. После её окон чания он готовил лётные кадры в Бежицком и Брян ском аэроклубах, а с июля 1941 года - в 8-й военной Подвиг 23 апреля 1944 года для уничтожения вражеского конвоя в Варангер-фьорде (район Северной Норвегии) вылетела восьмёрка Ил-2 под прикрытием 14 истре- Kanumau Илья Катунин. Андрей успел опередить врага и меткой очередью поджечь его. Фашистский истребитель рухнул в море. 5 сентября 1943 года четвёрка штурмовиков Ил-2 46-го штурмового авиаполка под командованием стар шего лейтенанта Катунина атаковала в районе мыса Скальный транспорт, шед ший в сопровождении ми ноносца. Катунину удалось потопить транспорт водоиз мещением 5 тысяч тонн, а его ведомые повредили бо евой корабль противника. Через несколько дней Ка тунин, возглавляя четвёрку штурмовиков, одержал ещё одну победу - лично потопил вражеское судно. Морской лётчик-торпе доносец в апреле 1944 го да имел на своём боевом счету 7 потопленных вра жеских кораблей. бителей. Группу вёл капитан Катунин. В районе Вардё его штурмовики точно вышли на караван, состоявший из 8 транспортов и 20 кораблей охранения, в числе которых было 6 миноносцев. Вра жеские корабли шли, при жимаясь к скалистым бере гам, в прифронтовую базу. Над конвоем бар ражировали фашист ские истребители. Лётчики прикрытия связали боем гитлеров ские самолёты, а штур мовики Катунина через плотный зенитный огонь устремились к конвою. Ведущий пошёл в атаку на головной тран спорт. Внезапно его машину резко бросило в сторону. Из мотора густо повалил дым, а затем выр валось пламя. В эфире раздались тре вожные голоса: - Горит ведущий! Капитан Катунин спокой но напомнил: бы, а вслед за ними тяжё лый штурмовик, направляе мый твёрдой рукой ком муниста Ильи Борисовича Катунина, врезался в тран спорт водоизмещением 3000 тонн. Столбы дыма и огня взметнулись над протараненным и тут же затонувшим судном про тивника. Память Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года заместитель ко мандира эскадрильи 46-го штурмового авиа ционного полка ВВС Северного флота капи тан Илья Катунин и стрелок-радист этого полка сержант Андрей Маркин были удостоены звания Героя Совет ского Союза посмертно. Оба зачислены навечно в списки воинской части. В огромной коллек ции отечественного _ книжного знака есть графические миниатю ры, посвящённые памяти лётчиков, выполнивших в годы Великой Отечествен ной войны огненный таран. Экслибрисы выполнил туль ский художник Владимир Чекарьков в 2015 году к 70- летию Победы. Это един ственные графические ми ниатюры, на которых мож но увидеть портреты прос лавленных лётчиков, со вершивших огненный та ран. Одна из них посвяще на советскому лётчику Ге рою Советского Союза ка питану Илье Катунину. На территории музея авиации Северного флота в посёлке Сафоново Мур манской области сооружён памятник - высокая че тырёхгранная стела, у под ножия которой установ лены бюсты Ильи Катунина и Андрея Маркина. Именем лётчика названы посёлок Приморского района Ар хангельской области и од на из его улиц, а также улица в Гомеле, большой рыболовный траулер. Имя Любой бой в небе сурового Заполярья, над холодными водами Северного Ледовитого океана - тяжёлое испытание моральных и боевых качеств лётчика - Бомбы бросать с пи кирования. Боевой порядок выдерживать! Первой вошла в пике командирская машина на высоте 1300 метров. От горящего самолёта чёр ными точками отделились сброшенные на цель бом- Маркина присвоено улице и средней школе в посёлке Катунино, судну Министер ства рыбного хозяйства. На улице Катунина в Гомеле установлена мемориаль ная доска. Подготовила Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. РЕКОРД ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ 55 лет назад, 21 апреля 1964 года, начался поход атомной подводной лодки Северного флота "К-27" проекта 645 под командованием капитана 1 ранга Ивана Гуляева в эквато риальные районыАтлантики. Он стал первым в отечественной истории длительным непрерывным плаванием в подводном положении. За 51 сутки было пройдено 12425 миль. На тот момент это был абсолют ный рекорд подводного плавания. Удивителен не только сам поход, но и корабль, его совершивший. На "К-27" был установлен не знающий аналогов реактор с жидкометал лическим теплоносителем (ЖМТ). Идея такого плавания вынаши валась с момента подписания акта о приёме лодки в состав ВМФ Советского Союза. Её поддержал, а потом всячески отстаивал вице адмирал Георгий Холостяков, прос лавленный флотоводец времён Великой Отечественной войны. Он был председателем государст венной комиссии по приёмке "К-27", он же стал и руководителем исторического плавания. Изначально поход подводного корабля был рассчитан на 40 суток. Но затем уже после выхода из базы по настоянию вице-адмирала Хо- лостякова, которого поддержал экипаж, плавание было продлено до 50. Цель выхода в море - ис пытание лодки на предельных режимах для выявления её воз можностей и проверка систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того, было необходимо выяснить опти мальные режимы работы энерге тической установки. Все понимали, что от успешного выполнения зада ния зависела не только судьба нового ядерного реактора, но и всего проекта. 17 мая "К-27" достигла эква ториальных вод. Здесь начались двухнедельные испытания новой техники в необычно тёплых для наших кораблей водах, экипаж тестировал ядерные реакторы. Температура в отсеках поднима лась до 60-70 градусов, влажность- до 100 процентов. Только погружа ясь на глубины, близкие к пре дельным, удавалось немного "осту дить" корабль. "Экзамен" прошёл успешно. Но пересечь экватор командиру не разрешили. Судя по воспо минаниям участников похода, за вистников и недоброжелателей у "К-27" было достаточно, как и про тивников проекта 645 и реактора на ЖМТ в целом. Несмотря на это, в плавании бы ло установлено мно го рекордов совет ского, да и мирово го подводного фло та. Вот только некото рые из них: впервые было пройдено без остановки 1000 миль под водой, затем - 5000 и 10000 миль, впервые для дви жения корабля ис пользовались уни кальные ядерные реакторы, а также лёгкий корпус и бал ластные цистерны, выполненные из ма ломагнитной стали. Но далеко не все дни, проведён ные в море, были спокойными. За несколько дней до возвращения корабля в родную базу произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там, образуя "пробки". Решили разрезать газовую систе му в местах их образования и на чать шомполить. Выполнить эту сложную задачу было поручено ко мандиру дивизиона БЧ-5 капитану 3 ранга Александру Шпакову. Офицер свою работу выполнил. После этого специалисты-свар щики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Ко мандование, учёные, которые на ходились на корабле, смогли облег чённо вздохнуть... Ведь в памяти была ещё свежа трагедия, слу чившаяся на "К-19", которую среди подводников мрачно называли "Хиросима". Вот только мужество Александра Шпакова государство так и не оце нило. Его обошли наградой, хотя, конечно, рисковал жизнью и здо ровьем Александр Васильевич не для ордена или медали. Он просто выполнял свою работу, как и все остальные моряки в том походе. Исправил несправедливость ко мандир корабля. На встрече, посвя щённой 30-летию спуска "К-27" на воду, в присутствии собравшихся бывших членов экипажа Иван Гу ляев снял со свой груди орден Крас ной Звезды и вручил его Алек сандру Шпакову. И хотя юридичес кой силы эта награда не имеет, она дороже многих орденов. 11 июня 1964 года командир "К-27" получил радиограмму от Глав нокомандующего ВМФ Советского Союза: "Холостякову, Гуляеву. Поз дравляю вас, личный состав ПЛ и всех участников похода с успешным окончанием плавания в эквато риальную часть Атлантики. Ваша ра бота, результаты плавания являют ся важной вехой для дальнейшего совершенствования подводного атомного судостроения. Горшков". До прибытия в базу "К-27" про вела торпедные стрельбы с оцен кой "отлично" и только после этого, уже 12 июня 1964 года, всплыла в родных водах. Рекорд подводного плавания был установлен! Конечно, он давно побит. Но первая под водная лодка, совершившая подоб ный поход, - "К-27", единственный корабль проекта 645. ПодготовилаАнна КОРОЛЬКОВА. Впервые было пройдено без остановки 1000 миль под водой, затем - 5000 и 10000 миль, впервые для движения корабля использовались уникальные ядерные реакторы, а также лёгкий корпус и балластные цистерны, выпол ненные из маломагнитной стали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz