На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.
4 стр. -А-вастгтшигиi 19 апреля 2019 года 4 15 апреля - День специалиста по радиоэлектронной борьбе ПОРАЗИТЬ БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА Подразделения РЭБ СФ совершенствуют свою выучку в ходе интенсивных тактике-специальных занятий Чтобы побеждать, не обязательно иметь дорогостоящие ударные средства поражения, достаточно мощного ра диоэлектронного излучения, считают эксперты. Подраз делениям радиоэлектронной борьбы Северного флота для победы не нужны боеприпасы. Они способны обнаружить и обезвредить любую цель - от системы ПВО до спутника - с помощью новейшей техники. Сегодня служба радиоэлект ронной борьбы штаба Север ного флота является органом военного управления и имеет в непосредственном подчинении отдельный центр РЭБ, который считается одной из лучших бере говых частей Северного флота. В повседневной боевой учёбе специалисты службы и подраз делений РЭБ Северного флота совершенствуют свои навыки, учатся качественно эксплуатиро вать и применять стоящую на вооружении современную тех нику. Основные их усилия на правлены на отработку меро- Северного флота. Технические возможности для этого есть, - поясняет офицер службы РЭБ СФ капитан 3 ранга Егор Тата- ринов. - Программа перевоору жения, реализуемая Минобо роны России, в полной мере кос нулась подразделений РЭБ Се верного флота, и в данный мо мент специалисты радиоэлект ронной борьбы выполняют за дачи с помощью современных средств, которые в разы пре восходят своих предшественни ков по дальности, мощности, ко личеству диапазонов. Перевооружение береговых На вооружении подразделений РЭБ стоят современные средства, разы превосходящие своих предшественников. приятий боевой подготовки. - Затруднить и при необходи мости парализовать управление силами противника путём дис танционного воздействия на электронику и в то же время за щитить свои радиоэлектронные средства от внешних вмеша тельств - всё это в полной мере способны сделать подразделе ния радиоэлектронной борьбы частей РЭБ и освоение новой техники личным составом нача лось в 90-е годы прошлого сто летия. Тогда на Северном флоте был сформирован первый в ВМФ отдельный батальон радио электронной борьбы, на воору жении которого находилось со временное оборудование для подавления космических систем управления силами противника. Активно шло освоение новинок радиоэлектронной борьбы, уста новленных на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Адми рал Флота Советского Союза Кузнецов", атомных ракетных крейсеров, подводных лодок. В начале нового тысячелетия после продолжительного зати шья, связанного с политической и экономической ситуацией в стране, на Северном флоте во зобновились специальные уче ния по радиоэлектронной борь бе, полевые выходы специа листов. Не осталась в стороне и авиация. В военно-воздушных силах Северного флота снова стали проводиться учебные по лёты с комплексным примене нием авиационных средств РЭБ, в ходе которых уточнялись их бо евые возможности, совершенст вовались приёмы и способы бо евого применения. Началась ин тенсивная работа по осна щению кораблей и частей ВМФ новыми образцами средств радиоэлектронной борьбы. Офицерам службы и подразделений РЭБ Север ного флота в 2006 году было доверено принять участие в мероприятиях по вводу в строй перспективного про граммно-технического комп лекса управления силами и средствами РЭБ. Среди новинок, поступив ших на вооружение в под разделения РЭБ в послед ние годы, - комплексы радио электронной борьбы, соз данные на новой элемент ной основе. Североморцы их успешно освоили. При ре шении поставленных задач применяется и мобильный комплекс, способный рабо тать не только по кораблям вероятного противника, но и по самолётам-разведчикам. Специалисты отмечают, что по целому ряду составляю щих, таких, как банк данных сигналов, частота работы, скорость сканирования и подав ления частот, российскому комп лексу нет аналогов в мире. Его регулярно используют в плано вых мероприятиях боевой под готовки флота, а уникальные так тико-технические характеристи ки были неоднократно подтверж дены в ходе учений. Во всех мероприятиях боевой подготовки, проводимых на фло те, задействованы специалисты РЭБ. К примеру, они принимали участие в межвидовом учении, проходившем в позапрошлом году под руководством командую щего Северным флотом адми рала Николая Евменова. Хоро ший опыт получен и в широ комасштабных манёврах "Вос ток- 2018". Тогда впервые была применена практика переброс ки сил и средств радиоэлект ронной борьбы на дальние рас стояния. Рэбовцы с поставлен ными задачами справились. Совершенствование выучки проходит в тесном взаимодейст вии между службами РЭБ ко раблей и береговых подразде лений, при этом осуществляются так называемые подыгрыши, создающие помехи. Отрабаты ваются задачи и с привлечением средств радиоэлектроники За падного и Центрального воен ных округов. Дальность действия техники позволяет это делать в полной мере. Каждый специалист радио электронной борьбы Северного флота в совершенстве знает своё заведование. При этом важно не только качество, но и скорость. От обнаружения цели до уста новки помех нельзя терять дра гоценное время. Быстродейст вие - один из главных показате лей профессионализма, поэто- периоде обучения подразделе ниям радиоэлектронной борьбы береговых частей предстоит сда- та. Экипаж мобильного комп лекса под командованием на чальника станции лейтенанта Планомерная учёба - залог успеха при выполнении задач. ча курсовых задач на полигоне с развёртыванием техники. У моря ков своя специфика, но они тоже выполняют комплекс упражне ний по радиоэлектронной борьбе. Как отмечает капитан 3 ранга Егор Татаринов, подготовка ко рабельных специалистов РЭБ находится на высоком уровне, что подтверждает их участие в конкурсе профессионального мастерства "Кубок моря", где По целому ряду составляющих, таких, как банк данных сигналов, частота работы, скорость сканирования и подавления частот, российскому комплексу нет аналогов в мире му практические нормативы рэ бовцы отрабатывают постоянно. Для воинских коллективов РЭБ характерны такие понятия, как товарищество и наставни чество. Здесь каждый готов под ставить плечо своему сослужив цу, опытные специалисты всегда делятся накопленными знания ми с новичками. - Специалисты РЭБ постоян но совершенствуют навыки. В конце каждого периода обуче ния они участвуют как в односто ронних, так и в двухсторонних тактико-специальных занятиях, во время которых сдают зачёты, отрабатывают нормативы, - про должил Татаринов. - В зимнем североморцы не единожды ста новились победителями. В про шлом году, когда в очередной раз моряки-североморцы подтверди ли звание лучших, команду Се верного флота возглавлял коман дир дивизиона разведки и ра диоэлектронной борьбы ТАРКР "Пётр Великий" капитан-лейте нант Станислав Ерёмичев. Если вспомнить прошлогод нее состязание флотского этапа среди береговых подразделе ний РЭБ, то в них отличились во еннослужащие отдела комплек сного технического контроля, на тот момент входившего в состав отдельного центра радиоэлект ронной борьбы Северного фло- Святослава Павлова показал хороший результат. На всеар мейском конкурсе флотские специалисты вошли в четвёрку лучших и сейчас прилагают все усилия, чтобы улучшить свои прежние показатели. В продолжение рассказа об успехах есть повод назвать имя старшего матроса Замира Рад- жабова, проходящего службу в отдельном центре РЭБ. Во флот ском конкурсе среди водителей, в ходе которого необходимо было продемонстрировать уме ния и знания по обслуживанию мобильного комплекса, он стал лучшим. И как награда - грамота министра обороны РФ. Есть у военнослужащего и заслуги в спорте. Он представляет свою часть и Северный флот на сорев нованиях по рукопашному бою. Кстати, у специалистов РЭБ СФ довольно-таки насыщенная спортивная жизнь. Турниры по мини-футболу на кубок началь ника службы давно стали доброй традицией, и очередное такое состязание состоится в ближай шие выходные в спортивном комплексе "Старт" в Северомор ске. Кроме этого, военнослу жащие подразделений РЭБ СФ уделяют большое внимание соревнованиям по лыжным гонкам, баскетболу и другим видам спорта. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото из архива службы РЭБ Северного флота. Стою на лётном поле и наблюдаю, как шнекоротор ный снегоочисти тель ДЭ-226, нахо дящийся в заве довании у аэродромно-эксплуатационной роты авиационно-технической базы армии ВВС и ПВО СФ, убирает снег. Машина медленно движется вдоль заснеженной взлётно-посадочной полосы, из-под шнекоротора летит белая крупа. В солнеч ный денёк зрелище эффектное. Спрашиваю у командира роты капитана Евгения Якименко, можно ли мне прокатиться на снегоочистительной технике. Он даёт "добро", и уже через пару минут я оказываюсь внутри. ИДИ БОЕВАЯ УЧЁБА РОТА ТЁПЛЫХ СЕРДЕЦ поддерживает аэродром в постоянной боевой готовности В постоянной готовности За рулём шнекоротор ного снегоочистителя ко мандир отделения радиа ционной, химической и био логической разведки аэро дромно-технического взво да сержант Фанис Валиев. В кабине шумно из-за гула работающих механизмов. Ка жется, что из-за снега, летя щего прямо на лобовое стек ло, ничего не разглядеть, но водитель уверенно управ ляет техникой. В подразде лении сержант Валиев слу жит уже больше десяти лет. Нареканий от начальства не имеет, имеет по ощрения от коман дира базы полков ника Сергея Саб- лина и командова ния объединения ВВС и ПВО. - Наша рота вы полняет задачи по техническому обслу живанию аэродро ма и его поддержа нию в боевой готов ности, - рассказы вает командир аэ- родромно-эксплуа- тационной роты (АЭР) авиационно технической базы (АТБ) армии ВВС и ПВО СФ капитан Ев гений Якименко. - Служба очень ди намичная, практи чески постоянно на ходимся на свежем воздухе, по кабинетам сидеть не когда. Я комендант аэро дрома, слежу за его экс плуатацией, ремонтом, про пускным режимом и мно гим другим. Объект должен быть бо- еготов в любое время года и суток. Работы по очистке от снега могут продолжать ся и ночью, если превыше на допустимая норма осад ков. Чтобы стихия не застиг ла врасплох, прогноз пого ды уточняется несколько раз в день у метеослужбы авиационных полков, рас положенных поблизости. В случае нештатных си туаций аэродром исполь зуется в качестве запасно го. Поэтому АЭР базы под держивает взлётную полосу в постоянной боевой готов ности. В прошлом году в но вогодние праздники вынуж денно приземлился меди цинский борт с архипелага Новая Земля с военнослу жащим, находящимся в кри тическом состоянии. Благо даря совместным оператив ным действиям всех служб самолёт успешно призем лился, и больной своевре менно был доставлен в во енный госпиталь. Есть обязательное тре бование: зимой толщина снега на взлётно-посадоч ной полосе не должна пре вышать 20 сантиметров, поэтому её тщательно очи щают от снега и льда при по мощи шнекороторных сне гоочистителей и тепловых машин гололёдных ТМГ-ЗА. Последние идут в ход во время перепадов темпера тур, когда полоса покры вается наледью, из-за чего самолёты не могут ни взле теть, ни сесть. Зимой при меняется реагент, который способствует таянию снега. Летом взлётно-посадоч ную полосу очищают от му сора, пыли и камней. Малей ший предмет, попавший в двигатель, может привести к поломке техники. В это время года у военнослужа щих АЭР работы даже боль ше, чем зимой. - Производится "ямочный" ремонт специальными ма териалами, - рассказывает командир аэродромно-тех нического взвода лейтенант Сергей Обидин. - В заведо вании моего подразделе ния есть каток и компрес сор для выдувания швов. Выступы, сколы срезаются вручную, со стороны может показаться, что это просто, а на самом деле - тонкая, почти ювелирная работа. Тут в ход идут шванарезчики и отбойные молотки. В парке роты есть свой каток, бульдозер и экскава тор. Если, к примеру, инже нерный батальон, который выполняет ремонт аэро дрома, по каким-то причи нам не справится, специа листы роты смогут осущест вить его сами. В состав аэродромно технического взвода входит служба РХБЗ, в её заведо вании находятся спецавто- мобили, которые применя ются для дегазации мест ности, химической и биоло гической разведки. Они оснащены специальными приборами для опреде ления уровня заражённости местности. Несколько раз в месяц в подразделении про ходят учения по РХБЗ. - Все машины, находя щиеся в заведовании роты, относительно новые, им не больше трёх лет, - ре зюмирует капитан Ев гений Якименко. - По ка они находятся на гарантии, в случае по ломки их чинят пред ставители завода-из- готовителя. Осталь ную технику ремонти рует эксплуатацион но-техническая часть АТБ. Есть у нас и "ста рички" вроде АКМП. За ними тщательно ухаживают, благодаря чему эта техника про служит ещё долгие годы. В обязанности аэ- родромно-эксплуата- ционной роты авиа ционно-технической базы входит обеспече ние безопасности по лётов, во время кото рых выставляется спе циальное оцепление, что бы на аэродроме не оказа лось посторонних. Среди незваных гостей бывают не только люди, но и живот ные, могут забежать зайцы, лисы и даже куропатки. Сплочённость - залог успеха Командир АЭР АТБ ар мии ВВС и ПВО СФ капитан Евгений Якименко служит в Вооружённых силах около 20 лет. Родился он в семье военнослужащих. Мальчик решил пойти по стопам ро дителей. Окончил военный учебно-научный центр ВВС “Военно-воздушная акаде мия имени Н. Е. Жуковского Ю. А. Гагарина” в Воронеже. Когда учёба осталась по зади, вчерашнего выпускни ка распределили в Волго градскую область, где с 2005 до 2009 года он служил ко мандиром аэродромно-экс плуатационной роты. Потом был курсовым офицером в военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил. В 2012 году попал под сокращение и перевёлся в авиационно-техническую базу армии ВВС и ПВО Се верного флота. Разговор вновь заходит о личном составе роты. Евге ний Александрович отмечает, что у него служат достойные и грамотные специалисты. - Бывает, что и ночами приходится работать, из-за погодных условий, напри мер. Никто никогда не жа луется, ведь мы все делаем одно общее дело, - расска зывает Евгений Александ рович. Аэродромно-эксплуата ционным взводом команду ет лейтенант Александр Га- нус. Он служит в авиацион но-технической базе три го да. По словам командира роты, офицер быстро адап тировался к службе, нау чился управлять личным составом. Лейтенант Ганус пришёл на службу с большим жиз ненным багажом. В своё время ходил матросом на гражданском судне "Капи тан Данилкин", успел послу жить на минно-торпедной базе, на подводной лодке в Видяево. - Я шёл к своей цели - стать офицером, - вспомина ет Александр Андреевич. - Когда служил на подводной лодке, параллельно обучал ся в Мурманском государст венном техническом универ ситете по специальности "ав томобили и автомобильное хозяйство". Но высшее об разование, которое я полу чил, не подходило для даль нейшего продвижения по службе. Поэтому искал, где можно продолжить службу, и в итоге оказался в АТБ. Здесь моя мечта сбылась, я стал офицером, изучил все нюансы аэродромно технического обеспечения, втянулся в службу. Самый молодой специа лист в роте аэродромно-техни ческого обеспечения - коман дир аэродромно-техническо го взвода лейтенант Сергей Обидин. Этим летом он при был в подразделение после окончания ВУНЦ ВВС "Во енно-воздушная академия". - Сергей Валерьевич при шёл к нам с прекрасным багажом теоретических зна ний, отлично сдал все зачё ты и окунулся в службу, - ха рактеризует подчинённого Евгений Александрович. - Замечаний к нему нет, он быстро обучается всем осо бенностям службы. В роте немало бывалых военнослужащих, которые передают свой опыт моло дым специалистам. Боль ше десяти лет служит в АТБ начальник расчёта автома тизированной тормозной установки сержант Ильнур Туйгунов. Заместитель командира аэродромно-технического взвода сержант Альфрид Ярлыкапов по праву счита ется ветераном аэродромно эксплуатационной роты - он верен ей уже 15 лет. Сер жанта Ярлыкапова уважа ют и начальники, и подчи нённые. В своё время гу бернатор Мурманской об ласти наградил его почёт ным знаком "За доблестную службу в Заполярье". Такую же награду получил и ко мандир отделения аэрод ромно-эксплуатационного взвода сержант Сергей Внуковский. Яна РАХИМОВА. Фото автора. •---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 готовит аэродром к полётам. Командир аэродромно-эксплуатационного взво да лейтенант Александр Ганус всегда мечтал стать офицером. В случае нештатных ситуаций аэродром используется в качестве запасного. Поэтому АЭР базы поддерживает взлётную полосу в по стоянной боевой готовности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz