На страже Заполярья. 2019 год. Апрель.

4 стр. -А-вастгтшигиi 19 апреля 2019 года 4 15 апреля - День специалиста по радиоэлектронной борьбе ПОРАЗИТЬ БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА Подразделения РЭБ СФ совершенствуют свою выучку в ходе интенсивных тактике-специальных занятий Чтобы побеждать, не обязательно иметь дорогостоящие ударные средства поражения, достаточно мощного ра­ диоэлектронного излучения, считают эксперты. Подраз­ делениям радиоэлектронной борьбы Северного флота для победы не нужны боеприпасы. Они способны обнаружить и обезвредить любую цель - от системы ПВО до спутника - с помощью новейшей техники. Сегодня служба радиоэлект­ ронной борьбы штаба Север­ ного флота является органом военного управления и имеет в непосредственном подчинении отдельный центр РЭБ, который считается одной из лучших бере­ говых частей Северного флота. В повседневной боевой учёбе специалисты службы и подраз­ делений РЭБ Северного флота совершенствуют свои навыки, учатся качественно эксплуатиро­ вать и применять стоящую на вооружении современную тех­ нику. Основные их усилия на­ правлены на отработку меро- Северного флота. Технические возможности для этого есть, - поясняет офицер службы РЭБ СФ капитан 3 ранга Егор Тата- ринов. - Программа перевоору­ жения, реализуемая Минобо­ роны России, в полной мере кос­ нулась подразделений РЭБ Се­ верного флота, и в данный мо­ мент специалисты радиоэлект­ ронной борьбы выполняют за­ дачи с помощью современных средств, которые в разы пре­ восходят своих предшественни­ ков по дальности, мощности, ко­ личеству диапазонов. Перевооружение береговых На вооружении подразделений РЭБ стоят современные средства, разы превосходящие своих предшественников. приятий боевой подготовки. - Затруднить и при необходи­ мости парализовать управление силами противника путём дис­ танционного воздействия на электронику и в то же время за­ щитить свои радиоэлектронные средства от внешних вмеша­ тельств - всё это в полной мере способны сделать подразделе­ ния радиоэлектронной борьбы частей РЭБ и освоение новой техники личным составом нача­ лось в 90-е годы прошлого сто­ летия. Тогда на Северном флоте был сформирован первый в ВМФ отдельный батальон радио­ электронной борьбы, на воору­ жении которого находилось со­ временное оборудование для подавления космических систем управления силами противника. Активно шло освоение новинок радиоэлектронной борьбы, уста­ новленных на борту тяжёлого авианесущего крейсера "Адми­ рал Флота Советского Союза Кузнецов", атомных ракетных крейсеров, подводных лодок. В начале нового тысячелетия после продолжительного зати­ шья, связанного с политической и экономической ситуацией в стране, на Северном флоте во­ зобновились специальные уче­ ния по радиоэлектронной борь­ бе, полевые выходы специа­ листов. Не осталась в стороне и авиация. В военно-воздушных силах Северного флота снова стали проводиться учебные по­ лёты с комплексным примене­ нием авиационных средств РЭБ, в ходе которых уточнялись их бо­ евые возможности, совершенст­ вовались приёмы и способы бо­ евого применения. Началась ин­ тенсивная работа по осна­ щению кораблей и частей ВМФ новыми образцами средств радиоэлектронной борьбы. Офицерам службы и подразделений РЭБ Север­ ного флота в 2006 году было доверено принять участие в мероприятиях по вводу в строй перспективного про­ граммно-технического комп­ лекса управления силами и средствами РЭБ. Среди новинок, поступив­ ших на вооружение в под­ разделения РЭБ в послед­ ние годы, - комплексы радио­ электронной борьбы, соз­ данные на новой элемент­ ной основе. Североморцы их успешно освоили. При ре­ шении поставленных задач применяется и мобильный комплекс, способный рабо­ тать не только по кораблям вероятного противника, но и по самолётам-разведчикам. Специалисты отмечают, что по целому ряду составляю­ щих, таких, как банк данных сигналов, частота работы, скорость сканирования и подав­ ления частот, российскому комп­ лексу нет аналогов в мире. Его регулярно используют в плано­ вых мероприятиях боевой под­ готовки флота, а уникальные так­ тико-технические характеристи­ ки были неоднократно подтверж­ дены в ходе учений. Во всех мероприятиях боевой подготовки, проводимых на фло­ те, задействованы специалисты РЭБ. К примеру, они принимали участие в межвидовом учении, проходившем в позапрошлом году под руководством командую­ щего Северным флотом адми­ рала Николая Евменова. Хоро­ ший опыт получен и в широ­ комасштабных манёврах "Вос­ ток- 2018". Тогда впервые была применена практика переброс­ ки сил и средств радиоэлект­ ронной борьбы на дальние рас­ стояния. Рэбовцы с поставлен­ ными задачами справились. Совершенствование выучки проходит в тесном взаимодейст­ вии между службами РЭБ ко­ раблей и береговых подразде­ лений, при этом осуществляются так называемые подыгрыши, создающие помехи. Отрабаты­ ваются задачи и с привлечением средств радиоэлектроники За­ падного и Центрального воен­ ных округов. Дальность действия техники позволяет это делать в полной мере. Каждый специалист радио­ электронной борьбы Северного флота в совершенстве знает своё заведование. При этом важно не только качество, но и скорость. От обнаружения цели до уста­ новки помех нельзя терять дра­ гоценное время. Быстродейст­ вие - один из главных показате­ лей профессионализма, поэто- периоде обучения подразделе­ ниям радиоэлектронной борьбы береговых частей предстоит сда- та. Экипаж мобильного комп­ лекса под командованием на­ чальника станции лейтенанта Планомерная учёба - залог успеха при выполнении задач. ча курсовых задач на полигоне с развёртыванием техники. У моря­ ков своя специфика, но они тоже выполняют комплекс упражне­ ний по радиоэлектронной борьбе. Как отмечает капитан 3 ранга Егор Татаринов, подготовка ко­ рабельных специалистов РЭБ находится на высоком уровне, что подтверждает их участие в конкурсе профессионального мастерства "Кубок моря", где По целому ряду составляющих, таких, как банк данных сигналов, частота работы, скорость сканирования и подавления частот, российскому комплексу нет аналогов в мире му практические нормативы рэ­ бовцы отрабатывают постоянно. Для воинских коллективов РЭБ характерны такие понятия, как товарищество и наставни­ чество. Здесь каждый готов под­ ставить плечо своему сослужив­ цу, опытные специалисты всегда делятся накопленными знания­ ми с новичками. - Специалисты РЭБ постоян­ но совершенствуют навыки. В конце каждого периода обуче­ ния они участвуют как в односто­ ронних, так и в двухсторонних тактико-специальных занятиях, во время которых сдают зачёты, отрабатывают нормативы, - про­ должил Татаринов. - В зимнем североморцы не единожды ста­ новились победителями. В про­ шлом году, когда в очередной раз моряки-североморцы подтверди­ ли звание лучших, команду Се­ верного флота возглавлял коман­ дир дивизиона разведки и ра­ диоэлектронной борьбы ТАРКР "Пётр Великий" капитан-лейте­ нант Станислав Ерёмичев. Если вспомнить прошлогод­ нее состязание флотского этапа среди береговых подразделе­ ний РЭБ, то в них отличились во­ еннослужащие отдела комплек­ сного технического контроля, на тот момент входившего в состав отдельного центра радиоэлект­ ронной борьбы Северного фло- Святослава Павлова показал хороший результат. На всеар­ мейском конкурсе флотские специалисты вошли в четвёрку лучших и сейчас прилагают все усилия, чтобы улучшить свои прежние показатели. В продолжение рассказа об успехах есть повод назвать имя старшего матроса Замира Рад- жабова, проходящего службу в отдельном центре РЭБ. Во флот­ ском конкурсе среди водителей, в ходе которого необходимо было продемонстрировать уме­ ния и знания по обслуживанию мобильного комплекса, он стал лучшим. И как награда - грамота министра обороны РФ. Есть у военнослужащего и заслуги в спорте. Он представляет свою часть и Северный флот на сорев­ нованиях по рукопашному бою. Кстати, у специалистов РЭБ СФ довольно-таки насыщенная спортивная жизнь. Турниры по мини-футболу на кубок началь­ ника службы давно стали доброй традицией, и очередное такое состязание состоится в ближай­ шие выходные в спортивном комплексе "Старт" в Северомор­ ске. Кроме этого, военнослу­ жащие подразделений РЭБ СФ уделяют большое внимание соревнованиям по лыжным гонкам, баскетболу и другим видам спорта. Олеся ФРАНЦИСКЕВИЧ. Фото из архива службы РЭБ Северного флота. Стою на лётном поле и наблюдаю, как шнекоротор­ ный снегоочисти­ тель ДЭ-226, нахо­ дящийся в заве­ довании у аэродромно-эксплуатационной роты авиационно-технической базы армии ВВС и ПВО СФ, убирает снег. Машина медленно движется вдоль заснеженной взлётно-посадочной полосы, из-под шнекоротора летит белая крупа. В солнеч­ ный денёк зрелище эффектное. Спрашиваю у командира роты капитана Евгения Якименко, можно ли мне прокатиться на снегоочистительной технике. Он даёт "добро", и уже через пару минут я оказываюсь внутри. ИДИ БОЕВАЯ УЧЁБА РОТА ТЁПЛЫХ СЕРДЕЦ поддерживает аэродром в постоянной боевой готовности В постоянной готовности За рулём шнекоротор­ ного снегоочистителя ко­ мандир отделения радиа­ ционной, химической и био­ логической разведки аэро­ дромно-технического взво­ да сержант Фанис Валиев. В кабине шумно из-за гула работающих механизмов. Ка­ жется, что из-за снега, летя­ щего прямо на лобовое стек­ ло, ничего не разглядеть, но водитель уверенно управ­ ляет техникой. В подразде­ лении сержант Валиев слу­ жит уже больше десяти лет. Нареканий от начальства не имеет, имеет по­ ощрения от коман­ дира базы полков­ ника Сергея Саб- лина и командова­ ния объединения ВВС и ПВО. - Наша рота вы­ полняет задачи по техническому обслу­ живанию аэродро­ ма и его поддержа­ нию в боевой готов­ ности, - рассказы­ вает командир аэ- родромно-эксплуа- тационной роты (АЭР) авиационно­ технической базы (АТБ) армии ВВС и ПВО СФ капитан Ев­ гений Якименко. - Служба очень ди­ намичная, практи­ чески постоянно на­ ходимся на свежем воздухе, по кабинетам сидеть не­ когда. Я комендант аэро­ дрома, слежу за его экс­ плуатацией, ремонтом, про­ пускным режимом и мно­ гим другим. Объект должен быть бо- еготов в любое время года и суток. Работы по очистке от снега могут продолжать­ ся и ночью, если превыше­ на допустимая норма осад­ ков. Чтобы стихия не застиг­ ла врасплох, прогноз пого­ ды уточняется несколько раз в день у метеослужбы авиационных полков, рас­ положенных поблизости. В случае нештатных си­ туаций аэродром исполь­ зуется в качестве запасно­ го. Поэтому АЭР базы под­ держивает взлётную полосу в постоянной боевой готов­ ности. В прошлом году в но­ вогодние праздники вынуж­ денно приземлился меди­ цинский борт с архипелага Новая Земля с военнослу­ жащим, находящимся в кри­ тическом состоянии. Благо­ даря совместным оператив­ ным действиям всех служб самолёт успешно призем­ лился, и больной своевре­ менно был доставлен в во­ енный госпиталь. Есть обязательное тре­ бование: зимой толщина снега на взлётно-посадоч­ ной полосе не должна пре­ вышать 20 сантиметров, поэтому её тщательно очи­ щают от снега и льда при по­ мощи шнекороторных сне­ гоочистителей и тепловых машин гололёдных ТМГ-ЗА. Последние идут в ход во время перепадов темпера­ тур, когда полоса покры­ вается наледью, из-за чего самолёты не могут ни взле­ теть, ни сесть. Зимой при­ меняется реагент, который способствует таянию снега. Летом взлётно-посадоч­ ную полосу очищают от му­ сора, пыли и камней. Малей­ ший предмет, попавший в двигатель, может привести к поломке техники. В это время года у военнослужа­ щих АЭР работы даже боль­ ше, чем зимой. - Производится "ямочный" ремонт специальными ма­ териалами, - рассказывает командир аэродромно-тех­ нического взвода лейтенант Сергей Обидин. - В заведо­ вании моего подразделе­ ния есть каток и компрес­ сор для выдувания швов. Выступы, сколы срезаются вручную, со стороны может показаться, что это просто, а на самом деле - тонкая, почти ювелирная работа. Тут в ход идут шванарезчики и отбойные молотки. В парке роты есть свой каток, бульдозер и экскава­ тор. Если, к примеру, инже­ нерный батальон, который выполняет ремонт аэро­ дрома, по каким-то причи­ нам не справится, специа­ листы роты смогут осущест­ вить его сами. В состав аэродромно­ технического взвода входит служба РХБЗ, в её заведо­ вании находятся спецавто- мобили, которые применя­ ются для дегазации мест­ ности, химической и биоло­ гической разведки. Они оснащены специальными приборами для опреде­ ления уровня заражённости местности. Несколько раз в месяц в подразделении про­ ходят учения по РХБЗ. - Все машины, находя­ щиеся в заведовании роты, относительно новые, им не больше трёх лет, - ре­ зюмирует капитан Ев­ гений Якименко. - По­ ка они находятся на гарантии, в случае по­ ломки их чинят пред­ ставители завода-из- готовителя. Осталь­ ную технику ремонти­ рует эксплуатацион­ но-техническая часть АТБ. Есть у нас и "ста­ рички" вроде АКМП. За ними тщательно ухаживают, благодаря чему эта техника про­ служит ещё долгие годы. В обязанности аэ- родромно-эксплуата- ционной роты авиа­ ционно-технической базы входит обеспече­ ние безопасности по­ лётов, во время кото­ рых выставляется спе­ циальное оцепление, что­ бы на аэродроме не оказа­ лось посторонних. Среди незваных гостей бывают не только люди, но и живот­ ные, могут забежать зайцы, лисы и даже куропатки. Сплочённость - залог успеха Командир АЭР АТБ ар­ мии ВВС и ПВО СФ капитан Евгений Якименко служит в Вооружённых силах около 20 лет. Родился он в семье военнослужащих. Мальчик решил пойти по стопам ро­ дителей. Окончил военный учебно-научный центр ВВС “Военно-воздушная акаде­ мия имени Н. Е. Жуковского Ю. А. Гагарина” в Воронеже. Когда учёба осталась по­ зади, вчерашнего выпускни­ ка распределили в Волго­ градскую область, где с 2005 до 2009 года он служил ко­ мандиром аэродромно-экс­ плуатационной роты. Потом был курсовым офицером в военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил. В 2012 году попал под сокращение и перевёлся в авиационно-техническую базу армии ВВС и ПВО Се­ верного флота. Разговор вновь заходит о личном составе роты. Евге­ ний Александрович отмечает, что у него служат достойные и грамотные специалисты. - Бывает, что и ночами приходится работать, из-за погодных условий, напри­ мер. Никто никогда не жа­ луется, ведь мы все делаем одно общее дело, - расска­ зывает Евгений Александ­ рович. Аэродромно-эксплуата­ ционным взводом команду­ ет лейтенант Александр Га- нус. Он служит в авиацион­ но-технической базе три го­ да. По словам командира роты, офицер быстро адап­ тировался к службе, нау­ чился управлять личным составом. Лейтенант Ганус пришёл на службу с большим жиз­ ненным багажом. В своё время ходил матросом на гражданском судне "Капи­ тан Данилкин", успел послу­ жить на минно-торпедной базе, на подводной лодке в Видяево. - Я шёл к своей цели - стать офицером, - вспомина­ ет Александр Андреевич. - Когда служил на подводной лодке, параллельно обучал­ ся в Мурманском государст­ венном техническом универ­ ситете по специальности "ав­ томобили и автомобильное хозяйство". Но высшее об­ разование, которое я полу­ чил, не подходило для даль­ нейшего продвижения по службе. Поэтому искал, где можно продолжить службу, и в итоге оказался в АТБ. Здесь моя мечта сбылась, я стал офицером, изучил все нюансы аэродромно­ технического обеспечения, втянулся в службу. Самый молодой специа­ лист в роте аэродромно-техни­ ческого обеспечения - коман­ дир аэродромно-техническо­ го взвода лейтенант Сергей Обидин. Этим летом он при­ был в подразделение после окончания ВУНЦ ВВС "Во­ енно-воздушная академия". - Сергей Валерьевич при­ шёл к нам с прекрасным багажом теоретических зна­ ний, отлично сдал все зачё­ ты и окунулся в службу, - ха­ рактеризует подчинённого Евгений Александрович. - Замечаний к нему нет, он быстро обучается всем осо­ бенностям службы. В роте немало бывалых военнослужащих, которые передают свой опыт моло­ дым специалистам. Боль­ ше десяти лет служит в АТБ начальник расчёта автома­ тизированной тормозной установки сержант Ильнур Туйгунов. Заместитель командира аэродромно-технического взвода сержант Альфрид Ярлыкапов по праву счита­ ется ветераном аэродромно­ эксплуатационной роты - он верен ей уже 15 лет. Сер­ жанта Ярлыкапова уважа­ ют и начальники, и подчи­ нённые. В своё время гу­ бернатор Мурманской об­ ласти наградил его почёт­ ным знаком "За доблестную службу в Заполярье". Такую же награду получил и ко­ мандир отделения аэрод­ ромно-эксплуатационного взвода сержант Сергей Внуковский. Яна РАХИМОВА. Фото автора. •---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 готовит аэродром к полётам. Командир аэродромно-эксплуатационного взво­ да лейтенант Александр Ганус всегда мечтал стать офицером. В случае нештатных ситуаций аэродром используется в качестве запасного. Поэтому АЭР базы поддерживает взлётную полосу в по­ стоянной боевой готовности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz