На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 января 1955 г., N° 25 (5177). О п ы т п е р е д о в и к о в — в с е м в о и н а м фл о т а Победа в в о з д у х е к у ётс я на з емле Бомбы — в цель! Н А СНИМ К Е : командир передовой аииаэскадрильи гвардии майор Смородин (слева) проводит тренировку спонх под чиненных на тренажере в учебном классе. ф о то R Никишова> Так требует современный бой Перед нашей эскадрильей стояли очень серьезные за дачи. Экипажи настойчиво овладевали трудным и с к у с с т в о м полетов н а реактивных самолетах в сложных метеоро логических условиях т е м и ночью. Это диктовалось требова ниями современного боя. С чувством высокой ответственности взялись летчики, штурманы, стрелки-радисты и технический состав за выпол нение задач. Каждый авиатор понимал, что чем лучше будут освоены полеты на боевое применение, тем выше стапет боего товность эскадрильи. Следовательно, необходимо было отрабо тать твердые навыки пилотирования самолетов по приборам, умение выдержать заданный маршрут и , своевременно выйдя на цель, нанести по ней бомбовый или торпедный удары. Не все летчики сразу освоили полеты в облаках и за об лаками днем и ночью. А они требовали от каждого экипажа вы соких волевых качеств — смелости и стойкости, выносливо сти и решительности, находчивости и способности действовать быстро и точно. Для преодоления трудностей в боевой подготовке н воспитания у авиаторов необходимых навыков мы руковод ствовались испытанным на практике методом. В обучении воз душных бойцов соблюдалась строгая последовательность, пере ход от п ро с то го к сложпому, от известного к неизвестному. Большое внимание в ходе боевой учебы мы обратили на подготовку летчиков-инстоукторов — высококвалифи цированных специалистов. Они составили я д р о мастеров пи лотирования, помогали командованию в обучении малоопыт ных летчиков. Много ценного из своей богатой летнэй практики передали сослуживцам капитаны Самарин, Малы шев, штурман 10. Иванов и другие. Настойчиво овладевали они сложными видами полетов. На основе разработанных инди видуально для каждого летчика программ обучали их мастер ству вождения реактивных самолетов по приборам. Умение летать по приборам означает способность летчика пилотировать машину в сложных метеорологических условиях и ночью. Опыт Великой Отечественной войны и послевоенной учебы показывает, что действия авиации в темноте и в п л о х у ю п о го д у в современной обстановке приобретают иное зна чение, чем прежде. Р ан ьте действия морской авиации ночью по кораблям противника в с и л у некоторой ограниченной воз можности их ведения относились к действиям в особых у с л о в и я х . Теперь же, в связи с изменением характера вооруженной борьбы, с помощью радиолокации и д р у г о й техники обнаруже ния ч разведки они становятся обычным явлением. Боевые действия морской авиации ночью и в плохую погоду выгодны по р я д у п р и ч и н . Темнота облегчает достиже ние внезапности удаоа. Ночью легче у к р ы т ь с я от наземного, воздушного и копабелг,ного наблюдения противника, слабее эффективность впажеского огня. Наконец, мы должны учиты вать и то обстоятельство, что Заполярье характерно большим количеством темного времени в году. Вот почему на полеты в сложных метеорологических у с л о в и я х днем и ночью мы обращали особенное внимание. С целью лучшего их освоения были проведены занятия лет ного состава На занятиях авиаторы изучали теоретические основы отмеченного вида полетов с использованием радиотех нических средств. Сложным полетам предшествовала тщательная предвари тельная подготовка. В нее включалось всесторонне продуман ное составление плановой таблицы с обязательным учетом уровня индивидуалы»и подготовки летчиков, штурманов и стрел ков-радистов. Каждый член экипажа глубоко изучал по- летпое задание. Ежедневно после уяснения задания авиаторы под руковод ством опытных летчиков-ипструкторов Самарина, Типикина и других проводили тренаж на действующей аппаратуре. Это поз воляло контролировать действия летчика, его умение, папример, настраивать радиокомпас, пилотировать самолет по приборам, осуществлять по их показаниям насчет и заход на посадку и т. п. Тажпм образом создавались условия, соответствующие предстоящему полету. Штурманы тщательно прокладывали маршруты, продумы вали порядок пспользовапия самллетных и наземпых радио средств по этапам полета. Каждый in пих составлял штурман ский плап полета. На специальных тренажерах они у ч и л и с ь эффективно использовать радиолокационный прибор для бомбо метания из-за облаков. Стрелки-радисты при помощи учебного оборудования приобретали навыки по обеспечению экипажа надежной свя зью. Обычно после всесторонней подготовки v нас п р о в о д и т с я р о з ы г р ы ш полета. Он является завершающим этапом всей наземной учебы авиаторов и п р о в о д и т с я с учетом непред виденных обстоятельств, которые могут встретиться экипа жу в воздухе. В заключение проводится тренаж экипажа непосредственно на самолете. В результате настойчивости и строгой последовательности боевой подготовки экипажи самолетов успешно овладевали слож ными видами полетов. Они научились метко поражать воздуш ные и наземные цели. Среди них особенно выделяются летчи ки Самарин, Типикин, штурманы Иванов, Бовт и другие. При решении учебно-боевых задач мы постоянно осущест вляли к о н т р о л ь за действиями летчиков, штурманов и ствел- ков-радистов. а также подробно анализировали выполнение элементов полета. Это позволяло своевременно вскрывать недо статки в практике отдельных летчиков, обеспечивало возмож ность впоследствии предупреждать их. Анализируя успехи передовиков и недостатки других лет чиков. п р и х о д и м к такому в ы в о д у : там, где строго соблюда лись требования воинских уставов, и н с т р у к ц и й и наставле ний, — все полетные задания успешно выполнялись, а эки пажи, в к о т о р ы х наблюдались случаи нарушений дисциплины и порядка, терпели неудачи. Выполнение сложных видов полетов и успешно? примене ние оружия было бы немыслимо без высококачественной к своевременной подготовки материальной части и специального оборудования самолетов. Зимой и летом, весной и осенью, днем и ночью — технический состав самоотверженно т р у д и л с я у боевых машин. II к чести авиаторов Аносова, Конина. Кропо- чева и их подчиненных следует сказать, что они обеспечили в ы с о к у ю боевую готовность реактивной техники. В наступившем году перед эскадрильей поставлены более сложные задачи. Их решение потребует новых усилий от всех авиаторов. Накопленный опыт полетов в сложных у с л о в и я х поможет нам успешно решить новые ответственные задачи, еще выше подняться в летном мастерстве. Гвардии майор П. СМОРОДИН, командир авиазскадрильи. ...Предстояли полеты в сложных мете орологических условиях. С моря на аэ родром плыли тяжелые облака, ухудшая и без того малую видимость. В штурманской кабине одной из машин хлопочет старший лейтенант Бовт. Он тщательно проверяет навигационные при боры, бомбардировочный прицел. Затем устанавливает необходимые данные. Ни одна мелочь не должна быть упущена, ибо она может (впоследствии сказаться на результатах бомбометания. | Вдруг офицер нахмурился. Он обнару- j ;::ил небольшое отклонение в показаниях ; радиолокационного прибора от существую- I ших допусков. — Устранить неисправность немедлен- 1H,)f — приказал штурман технику. Вскоре раздается команда: — По самолетам! I Члены экипажа, вылетающего по пла новой таблице первым, занимают места в кабинах самолета. Взлет, и самолет отрывается от земли. Вскоре он лег н а заданный маршрут. Совершенное навигационно-пилотажное оборудование, радиотехническое и радио локационное оборудование позволяют лет чику безупречно выдерживать заданный режим полета, а штурману — произво дить различные вычисления с большей точностью. За время своей летной прак тики офицер Бовт научился уверенно об ращаться с аппаратурой, правильно учи тывать поправки. Вот почему, когда по требовалось. он быстро с помощью радио технических средств определил место га- молета. Последовала незначительная по правка, и машина взяла точно заданный курс. Выполн 1 гв над последним поворотным пунктом координированный тпз&орот, экипаж берет курс на полигон. Штурман Бовт еще раз проверяет установки на прицеле. Все в порядке! Офицер бросает мгновенный взгляд на высотомер и ука затель скорости. Стрелка говорила о том, что самолет идет не на заданной высоте. По команде штурмана летчик сразу же Ьерет отданный режим. Машина вы рав нивается и следует в требуемом направле нии. Внизу плотные облака. В них нет обычных «окон». Однако это не смущает морских летчиков. Пользуясь навигацион- но-пилотажными приборами, они опреде лили начало боевого пути. Теперь -все свое внимание, используя радиолокационные средства. штурман Бовт сосредоточил н* ориентирах. А вот и цель! Офицер обнаружил ее довольно быстро. В этом ему помогла тщательная и регулярная тренировка на земле. По указанию штурмана последовал последний довсрот машины. Штурман не спешит. Как никогда, его движения четки, уверенны. Цель — точно в перекрестии нитей прицела. Наконец, наступил заключительный этап полета. Бомба пошла вниз. Штурман Бовт уверен в отличном попадании ее в цель. Вскоре это подтвердил руководитель полетов на полигоне. В«-леа за первой штурман Бовт поразил цель и остальными бомбами. Задание выполнено с высокой оценкой. Успех молодого штурмана не случаен. Ему предшествовал упорный труд на земле. Офицер большое внимание уделяет личной подготовке. Он совершенствуется э теории бомбометания, осваивает опыт лучших экипажей, тщательно анализи рует ошибки, допускаемые в полете, вни мательно изучает специальную литерату ру. Особенное внимание Бовт уделяет ра- 1боте на тренажерах, контролю подготовки штурманской техники. Его характерной чертой является постоянное стремление всемерно укреплять слаженность экипа жа т» па Гвардии капитан Г. СИ30НЕНК0. На стоянке самолётов Советская авиация оснащена первоклас сной боевой техникой и вооружением. Добросовестно обслуживая самолеты, тех ники и младшие специалисты обеспечива ют их безаварийную эксплуатацию. Бла годаря этому, летчики, штурманы и стрел ки-радисты успешно выполняют задания в воздухе. В снежную пургу и жгучий мороз, в осенние дожди и летом, днем и ночью тру дятся авиаторы на стоянке самолетов. Они не жалеют сил и времени для поддержа ния реактивных бомбардировщиков в по стоянной боевой готовности. Многое в этом отношении делают ком мунисты и комсомольцы. В своей практической работе они строго г у - ководствуются требованиями уставов, на ставлений и и н с т р у к ц и й по обслужива нию и эксплуатации сложной материаль ной части. Как-то комсомолец Гузнов обнаружил неправильные показания измерительных приборов топливной системы самолета. Учитывая, что подобное может быть и на других машинах, офицер Обухов собрал всех специалистов по электрооборудова нию. Он раз’яонил им причины происшед шего дефекта, посоветовал на всех бомбар дировщиках тщательно проверить эти при боры. Принятые меры не были лишними. На одном из самолетов также были обна ружены и устранены недостатки. Особое внимание у пас уделяется под готовке боевой техники к ночным поле там. Для успеха дела каждый специалист обеспечен карманным фонарем. Кроме то го, на стоянках самолетов и предвари тельном старте имеются переносные элек трические лампы. Они питаются от бор товой сети или от стартовых тележек. Опыт ночных полетов научил нас с особым пристрастием следить за теми ча стями машин, которые требуют особенно бдительного наблюдения. К числу таких частей относятся, например, покрышки колес. Приходится внимательно опреде лять степень налрева колес после посадки самолета. И если колесо стало горячим пли на покрышке образовались так назы ваемые «лысины», мы немедленно при нимаем соответствующие меры. В деятельности технического состава много значит тщательный контроль за работой материальной части. У нас всег да накануне летного дня до всех авиаци онных специалистов доводится задание па полет. В соответствии с этим проходят подготовка, а также проверка агрегатов в действии. Если, скажем, машине предсто ит подниматься на большую высоту, на до особенно проследить за работой высот ной аппаратуры и оборудования. В дни паркового осмотра материальной части внимание специалистов обращалось на те агрегаты , узлы и системы, которые раньше имели недостатки в своей работе. Это не «перестраховка», а, наоборот, уве ренное обеспечение безаварийности поле тов в любых условиях. Поступая таким образом, авиаторы Куликов, Камышников, Конин и другие поддерживают вверенную им боевую технику в постоянной готовно сти к полетам. Советские летчики настойчиво овладе вают первоклассной отечественной техни кой, летают в простых и сложных мете орологических условиях днем и ночью, от тачивают свое боевое мастерство. Авиа ционные специалисты видят свой долг в том, чтобы образцово готовить к полетам эту технику, любовно и со знанием дела ухаживать за ней. ибо успех, победа в возд|ухе куются на земле. М. ВЕДУТА. Активные помощники командира Это было накануне ночных полетов. Командир эскадрильи гвардии манор Смо родин собрал коммунистов. — Товарищи, — сказал он. — Прошу поставленную перед подразделением зада чу довести до всего личного состава. Мо билизуйте офицеров, сержантов и матро сов на образцовое выполнение своих слу жебных обязанностей. Сами во всем по казывайте добрый пример... Выполняя указания командира, партий ная организация наметила ряд конкрет ных мероприятий. Их осуществление спо собствовало успешному проведению слож ных ночных полетов. Т ак, например, коммунисту Иванову бы ло поручено провести групповую беседу с летчиками об особенностях ведения ориен тировки во время полета в ночных усло виях. Член КПСС Иванов — штурман высокого класса. В числе первых комму нист освоил полеты па реактивном само лете в сложных метеорологических усло виях, днем и ночью. Вот почему он уме ло передает сослуживцам свой богатый практический опыт. Другой летчик-коммунист рассказал то варищам об особенностях техники пило тирования ночью, привел несколько по учительных примеров из своей практики, покритиковал некоторых товарищей за не достатки. Он отметил необходимость стро жайшей дисциплины полета, точного соб людения требований уставов, инструкций и наставлений. В этих непринужденных беседах летчи ки выяснили некоторые детали предстоя щего полета, советовались, как поступать при изменении обстановки. Одного из авиаторов интересовали методы пробива ния многослойной облачности, другого — действия при полете группой. Когда закончилась беседа, внимание лет чиков привлек очередной номер стенной газеты. В нем отмечались передозики бое вой и политической подготовки старший матрос Соловьев, младший сержант Дрей- ман н другие, а также освещалось содер жание предстоящей задачи. И вот настала ночь полетов. В домике, где расположились летчики, было тепло и уютно. Появились боевые листки, призы вающие авиаторов провести полеты так, как того требует современный бой. Агита торы, выделенные в каждом экипаже, бе седовали с отдельными воинами. Авиато ры обсуждали переданные по радио по следние известия, читали газеты и журна лы. Рядом, за стенкой, расположился бу фет. В нем свежие фрукты, ппрожное, пе ченье, конфеты и фруктовые напитки, па пиросы, шоколад, какао. В процессе полетов коммунисты и ком сомольцы показывали образцы работы. Они же оперативно выпускали «листовки молнии», в которых освещали ход боевой подготовки. Т ак у нас работают коммунисты во вре мя полетов. Но этим не ограничивается 'j деятельность партийной организации, ко- |[ торая помогает командиру воспитывать смелых и мужественных летчиков высоко го класса, подлинных мастеров летного дела, надежных защитников соци али ст- j ческой Родины. Партийная организация перед решением ;; личным составом наиболее сложных задач (| обсуждает их на собраниях. Коммунисты находят наиболее действенные методы и формы помощи командиру в мобилизации воинов на достижение успехов. Этому делу подчинены пропаганда боевого опыта и традиций части, встречи с участниками Великой Отечественной войны, беседы опытных летчиков, критика недостатков в службе отдельных товарищей на партий ных собраниях, в стенной газете, в бесе дах агитаторов. Одновременно подсказы вались пути устранения этих недостат ков, их предупреждения. Все это принесло благотворные резуль таты. В том, что эскадрилья добилась значительных успехов, есть немалая до л я заслуги и партийной организации — активного помощника командира в обуче нии и воспитании летчиков, готовых в любую минуту ринуться на врага и нане сти ему сокрушительный удар, если он посмеет нарушить границы нашей люби мой Отчизны. Гвардии капитан А . САМ А РИН , секретарь парторганизации эскадрильи. В Торпедоносец, над морем ТШ'ЫЕ сутки на море бу шевал шторм. Белоснеж ные ялы ки волн я ро с т н о вгрызались в гранитный берег, слившийся с редею щей тьмой. Под ее п о к р о вом коиаили «противника» шли к одной из наших баз. Об этом стало известно на Н-ском аэрод роме. Группе морских летчиков, в числе к о т о р ы х находился и гвардии капитан Алексей Михайлович Самарин, было при казано сорвать операцию «противника». Внешне летчик вел себя спокойно, хотя перед каждым полетом его охватывает чувство особого волнения. У авиаторов это волнение называется ч у в с т в о м ответ ственности — ведь самое неприятное для них вернуться, не выполнив пол°тного .га дания. Штурман старший лейтенант Евгений Шепров придирчиво проверял подвеску боевого оружия. Хлопотал v приборов и стрелок-рад ист младший сержант Анато лий Погорелец. Только убедившись. что все в порядке, офицер и сержант пооче редно доложили об этом капитану Самари ну. Он посмотрел на низко плывшие об лака. затем на планшет-карту и сказал: — Обратно -Торпеду не привезем! И это не было бахвальством. Это была уверенность в себе, в свой слаженный экипаж. Командир, штурман и стрелок- радист понимают друг друга с полуслова. Их действия всегда согласованы. Они до стигнуты постоянством е работе экипажа, совместными полетами на протяжении длительного времени. Вот и сейчас, поднимаясь в воздух, ка питан Самарин уверен, что каждый из его подчиненных четко выполняет свои обязанности. Командир экипажа вы б р ал 1 далекий ориентир, отпустил тормоза. Короткое движение рукой, и гул двигате лей усилился. Торпедоносец устремился вперед по бетонированной полосе. Машина оторвалась от земли тяжело, но в высоту пошла нормально. Летчик посмотрел на ориентир, затем — на приборы. Легкое движение штурвалом и ногой, и самолет с небольшим креном начал разворачиваться влево. Выбор дальнего ориентира не случаен. Из практики авиаторов капитан »;яает, что из-за неправильного распределения внимания на взлете некоторые из них не выдерживают направление, расчет произ водят неточно. И все это получается пото му. что п р и взлете, например, малоопыт ные летчики выбирают ориентир в непос редственной близости от старта. Естест венно, что п р и разбеге самолета этот ори ентир быстро исчезает из поля зрения и п и л о т у приходится выбивать д р у г о й . Это перенесение взгляда. во время взлета от рицательно сказывалось на точности вы держивания заданного направления. Что бы подобного не случалось, офицер Сама рин с помощью миниатюр-старта приучал подчиненных правильно избирать ориен тиры в разных направлениях. Вот почему теперь он был уверен, что летчики его звена безупречно произведут взлет. Так оно и ПРОИЗОШЛО. Взлетели. Небо затянуло облаками. Ви димость плохая. Раскинувшаяся р н и з у по да казалась черной. II только белоснеж ные гребешки волн полосовали мопе. по являясь и исчезая. Вскоре торпедоносец попал в м о л о ч н ую м г л у . С к в о зь перрднее смотровое стекло капитан видел только к р о м к и всасывающих сопел. Штчпман с помощью радиолокационного и д р у г и х приборов тщательно вел ориентировку, по глядывая на иокрившиися экран, н а пест рые шкалы с дрожавшими, как живые, светящимися стрелками, на их деления. Изредка штурман подсказывал летчику, какие изменения необходимо внести в пурс. Командир звена решил пробить об лачность. Послушная машина, опустив нос, пошла вниз. И вдруг в наушниках летчик услышал спокойный голос штурма на: — Плоскости покрываются инеем. Мы в зоне обледенения. Капитан Самарин быстро повернул го лову направо. На его глазах широкая плоскость торпедоносца стала покрывать ся тонкой пленкой льда. Летчик хотел по смотреть влево, но уже было поздно — п е к л о кабины заволокло белой непрони цаемой пеленой. Ничего, кроме доски при боров и арматуры, ему не было видно. Но реактивный горпедоносеп настолько совершенная машина, что бояться в прошлом страшной для авиаторов опасно сти — обледенения теперь не приходи лось. Летчик включил в действие анти- обледенительную систему, увеличил у го л планирования и продолжал проживать об лачность. Все это производилось решитель но и смело. Машина стремительно распа рывала воздух и вскоре вышла лз облаков. Полет к цели продолжался вне видимо сти земных ориентиров. Это потребовало большого напряжения, предельной гочн»- сти в работе летчика, штурмана, воздуш ного стрелка-радиста. С помошыо точных приборов Шепров определяет расчетное место самолета. За несколько м и н у т — по расчетному времени — до поворота на новый к у р с он проверяет точность тпед- вычислонного пеленга, настраивается на заданную радиостанцию, затем устанавли вает необходимые данные на радионави гационной аппаратуре. По его команде летчик разворачивает самолет. Мимо про скочил затерявшийся в море островок окруженный белой каймой прибоя. Щеп ров внес коррективы в свои расчеты. Полет над морем продолжается в строго заданном направлении. Прошло уже нема ло времени. Летчику хочется расправить плечи. Но отвлекаться от приборов нельзя. «Появиться над целью надо внезапно и атаковать ее предельно точно», — думает он. Эти же мысли занимают штурмана. — Уж не зайти ли со стороны берега — вернее будет, — решает капитан Сама рин. — Ведь были же такие случаи в годы Великой Отечественной войны... Выполнять задачи творчески, находить новые тактические приемы использования своего грозного оружия — вот характер ная черта -капитана Самарина. Себя он. как коммунист, считает за все в ответе. На одном из недавних партийных собра ний Алексей Михайлович призывал това рищей с высокой оценкой выполнить в воздухе предстоящее сложное задание. За высокое летное мастерство и образ цовое поведение коммуниста Самарина много раз поощряли. Только именных ча сов у него четверо. Летчик высоко пе нит это доверие и ныне стремится с че стью выполнить задачу. В заданный район пришли в самую по ру. Вдоль берега шли корабли «про тивника». Их было много. «Летчик высоко летает, и врагов он не считает», — вспомнил m i u e e n Самарин авиацион ную пословицу. Высота у^него была сей час. наоборот, небольшой, но зато без счета можно было выбрать наиболее п о дх о д я щ у ю цель для нанесения удара. Летчик начинает маневрировать в то время, как штурман «колдует» v своих приборов, а стрелок-радист замер у пуле метов. Если бы это происходило в годы Великой Отечественной войны, то обста новка сложилась, примерно, так , как об этом ветераны рассказывали Алексею Са марину. ...Однажды экипаж советского торпедо носца, возглавляемый младшим лейтенан том Петром Гнетовым, далеко у враже ского берега обнаружил большой караван фашистских судов. Три грузных транс порта и один танкер шли в двойном коль це кораблей охранения. Силы оказались слишком неравны. Но это был враг, и он должен быть уничтожен! Североморские летчики пошли на про рыв первого кольца охранения. Фашисты выпустили белые ракеты. А потом со всех кораблей по нашему самолету удари ли пулеметные очереди и пушечные зал пы. Гитлеровцы били по самой воде. Они рассчитывали, что вызванные взрывами снарядов всплески, перемешанные с ог нем и осколками, создадут для советских торпедоносцев непреодолимую завесу. Но наши летчики смело и стремительно проскочили не только сквозь первое, но и через второе кольцо охранения. Правда, один фашистский снаряд уго дил прямо в Фюзеляж. Машину сильно тряхнуло. Но командир экипажа Петр Гнетов но гвардейской традиции с боевого курса не свернул. Когда самолет сбли зился на короткую дистанцию с самым крупным транспортом, штурман младший лейтенант Аркадий Грачев сбросил тор педу. На развороте очередь гитлеровского пулемета ударила по мотору и бензино вым бакам, другой очередью повредило хвост машины. Однако мощные моторы гу дели попрежнему. не сбавляя оборотов. Торпедоносец взял курс в открытое море. Стрелок-радист Бобряв тоже не сидел без дела. Он выпустил длинную очередь по палубе вражеского сторожевика, который особенно яростно пытался сбить наш са молет с курса. Фашистские пули отбили руль глуби ны. Это усложняло управление торпедо носцем. Из пробитого бензобака вытекало горючее, оно заливало гондолу, угрожая пожаром от горячих выхлопных газов. — Горит! — крикнул Бобров. Командир и штурман тревожно гля нули на правую гондолу. Но огня там не было. — Транспорт горит! — уточнил Боб ров. Советские летчики увидели черную шапку дыма и оранжевое пламя над торпе дированным судном. Вскоре над поверхно стью моря торчал только крест мачты — признак кончины фашистского пирата... «Трудно было тогда. — мгновенно подумал теперь капитан Самарин. — Но в современном бою будет гораздо труд нее. Радиолокация до минимума сводит Фактор внезапности. Возросшая ско рострельность и дальнобойность ар тиллерийских орудий может поме шать сбрасыванию торпеды с пре дельно малой дистанции...». Послы шался голос штурмана. Он просил произ вести доворот на несколько градусов впра во. Сейчас разум, воля, мышцы работа ли на одно — атаковать цель только наверняка! Элемент внезапности почти выигран: торпедоносец лег на боезой курс, когда корабли «противника» откры ли огонь. Цель атакована. Освободившийся от груза самолет легко пошел на в ы с о т у . Капитан Самарин во-время «прижал» его, развернул на новый курс. И сразу пропало волнение. Всем членам экипажа стало необычайно радостно, когда радио донесло до них благодарность старшего офицера учения за мастерски совершен ную атаку. На аэродроме капитан Самарпн доло жил командиру об успешном выполнении задания. И командир, оглядев своих пи томцев потеплевшими глазами, с нескры ваемой гордостью произнес: — Так и быть должно!.. Напитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz