На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 30 января 1955 г., N° 25 (5177). О п ы т п е р е д о в и к о в — в с е м в о и н а м фл о т а Победа в в о з д у х е к у ётс я на з емле Бомбы — в цель! Н А СНИМ К Е : командир передовой аииаэскадрильи гвардии майор Смородин (слева) проводит тренировку спонх под­ чиненных на тренажере в учебном классе. ф о то R Никишова> Так требует современный бой Перед нашей эскадрильей стояли очень серьезные за ­ дачи. Экипажи настойчиво овладевали трудным и с к у с ­ с т в о м полетов н а реактивных самолетах в сложных метеоро­ логических условиях т е м и ночью. Это диктовалось требова­ ниями современного боя. С чувством высокой ответственности взялись летчики, штурманы, стрелки-радисты и технический состав за выпол­ нение задач. Каждый авиатор понимал, что чем лучше будут освоены полеты на боевое применение, тем выше стапет боего­ товность эскадрильи. Следовательно, необходимо было отрабо­ тать твердые навыки пилотирования самолетов по приборам, умение выдержать заданный маршрут и , своевременно выйдя на цель, нанести по ней бомбовый или торпедный удары. Не все летчики сразу освоили полеты в облаках и за об­ лаками днем и ночью. А они требовали от каждого экипажа вы ­ соких волевых качеств — смелости и стойкости, выносливо­ сти и решительности, находчивости и способности действовать быстро и точно. Для преодоления трудностей в боевой подготовке н воспитания у авиаторов необходимых навыков мы руковод­ ствовались испытанным на практике методом. В обучении воз­ душных бойцов соблюдалась строгая последовательность, пере­ ход от п ро с то го к сложпому, от известного к неизвестному. Большое внимание в ходе боевой учебы мы обратили на подготовку летчиков-инстоукторов — высококвалифи­ цированных специалистов. Они составили я д р о мастеров пи­ лотирования, помогали командованию в обучении малоопыт­ ных летчиков. Много ценного из своей богатой летнэй практики передали сослуживцам капитаны Самарин, Малы­ шев, штурман 10. Иванов и другие. Настойчиво овладевали они сложными видами полетов. На основе разработанных инди­ видуально для каждого летчика программ обучали их мастер­ ству вождения реактивных самолетов по приборам. Умение летать по приборам означает способность летчика пилотировать машину в сложных метеорологических условиях и ночью. Опыт Великой Отечественной войны и послевоенной учебы показывает, что действия авиации в темноте и в п л о х у ю п о го д у в современной обстановке приобретают иное зна­ чение, чем прежде. Р ан ьте действия морской авиации ночью по кораблям противника в с и л у некоторой ограниченной воз­ можности их ведения относились к действиям в особых у с л о ­ в и я х . Теперь же, в связи с изменением характера вооруженной борьбы, с помощью радиолокации и д р у г о й техники обнаруже­ ния ч разведки они становятся обычным явлением. Боевые действия морской авиации ночью и в плохую погоду выгодны по р я д у п р и ч и н . Темнота облегчает достиже­ ние внезапности удаоа. Ночью легче у к р ы т ь с я от наземного, воздушного и копабелг,ного наблюдения противника, слабее эффективность впажеского огня. Наконец, мы должны учиты ­ вать и то обстоятельство, что Заполярье характерно большим количеством темного времени в году. Вот почему на полеты в сложных метеорологических у с ­ л о в и я х днем и ночью мы обращали особенное внимание. С целью лучшего их освоения были проведены занятия лет­ ного состава На занятиях авиаторы изучали теоретические основы отмеченного вида полетов с использованием радиотех­ нических средств. Сложным полетам предшествовала тщательная предвари­ тельная подготовка. В нее включалось всесторонне продуман­ ное составление плановой таблицы с обязательным учетом уровня индивидуалы»и подготовки летчиков, штурманов и стрел ков-радистов. Каждый член экипажа глубоко изучал по- летпое задание. Ежедневно после уяснения задания авиаторы под руковод­ ством опытных летчиков-ипструкторов Самарина, Типикина и других проводили тренаж на действующей аппаратуре. Это поз­ воляло контролировать действия летчика, его умение, папример, настраивать радиокомпас, пилотировать самолет по приборам, осуществлять по их показаниям насчет и заход на посадку и т. п. Тажпм образом создавались условия, соответствующие предстоящему полету. Штурманы тщательно прокладывали маршруты, продумы­ вали порядок пспользовапия самллетных и наземпых радио­ средств по этапам полета. Каждый in пих составлял штурман­ ский плап полета. На специальных тренажерах они у ч и л и с ь эффективно использовать радиолокационный прибор для бомбо­ метания из-за облаков. Стрелки-радисты при помощи учебного оборудования приобретали навыки по обеспечению экипажа надежной свя­ зью. Обычно после всесторонней подготовки v нас п р о в о д и т с я р о з ы г р ы ш полета. Он является завершающим этапом всей наземной учебы авиаторов и п р о в о д и т с я с учетом непред­ виденных обстоятельств, которые могут встретиться экипа­ жу в воздухе. В заключение проводится тренаж экипажа непосредственно на самолете. В результате настойчивости и строгой последовательности боевой подготовки экипажи самолетов успешно овладевали слож­ ными видами полетов. Они научились метко поражать воздуш­ ные и наземные цели. Среди них особенно выделяются летчи­ ки Самарин, Типикин, штурманы Иванов, Бовт и другие. При решении учебно-боевых задач мы постоянно осущест­ вляли к о н т р о л ь за действиями летчиков, штурманов и ствел- ков-радистов. а также подробно анализировали выполнение элементов полета. Это позволяло своевременно вскрывать недо­ статки в практике отдельных летчиков, обеспечивало возмож­ ность впоследствии предупреждать их. Анализируя успехи передовиков и недостатки других лет­ чиков. п р и х о д и м к такому в ы в о д у : там, где строго соблюда­ лись требования воинских уставов, и н с т р у к ц и й и наставле­ ний, — все полетные задания успешно выполнялись, а эки­ пажи, в к о т о р ы х наблюдались случаи нарушений дисциплины и порядка, терпели неудачи. Выполнение сложных видов полетов и успешно? примене­ ние оружия было бы немыслимо без высококачественной к своевременной подготовки материальной части и специального оборудования самолетов. Зимой и летом, весной и осенью, днем и ночью — технический состав самоотверженно т р у д и л с я у боевых машин. II к чести авиаторов Аносова, Конина. Кропо- чева и их подчиненных следует сказать, что они обеспечили в ы с о к у ю боевую готовность реактивной техники. В наступившем году перед эскадрильей поставлены более сложные задачи. Их решение потребует новых усилий от всех авиаторов. Накопленный опыт полетов в сложных у с л о в и я х поможет нам успешно решить новые ответственные задачи, еще выше подняться в летном мастерстве. Гвардии майор П. СМОРОДИН, командир авиазскадрильи. ...Предстояли полеты в сложных мете­ орологических условиях. С моря на аэ­ родром плыли тяжелые облака, ухудшая и без того малую видимость. В штурманской кабине одной из машин хлопочет старший лейтенант Бовт. Он тщательно проверяет навигационные при­ боры, бомбардировочный прицел. Затем устанавливает необходимые данные. Ни одна мелочь не должна быть упущена, ибо она может (впоследствии сказаться на результатах бомбометания. | Вдруг офицер нахмурился. Он обнару- j ;::ил небольшое отклонение в показаниях ; радиолокационного прибора от существую- I ших допусков. — Устранить неисправность немедлен- 1H,)f — приказал штурман технику. Вскоре раздается команда: — По самолетам! I Члены экипажа, вылетающего по пла­ новой таблице первым, занимают места в кабинах самолета. Взлет, и самолет отрывается от земли. Вскоре он лег н а заданный маршрут. Совершенное навигационно-пилотажное оборудование, радиотехническое и радио­ локационное оборудование позволяют лет­ чику безупречно выдерживать заданный режим полета, а штурману — произво­ дить различные вычисления с большей точностью. За время своей летной прак­ тики офицер Бовт научился уверенно об­ ращаться с аппаратурой, правильно учи­ тывать поправки. Вот почему, когда по­ требовалось. он быстро с помощью радио­ технических средств определил место га- молета. Последовала незначительная по­ правка, и машина взяла точно заданный курс. Выполн 1 гв над последним поворотным пунктом координированный тпз&орот, экипаж берет курс на полигон. Штурман Бовт еще раз проверяет установки на прицеле. Все в порядке! Офицер бросает мгновенный взгляд на высотомер и ука­ затель скорости. Стрелка говорила о том, что самолет идет не на заданной высоте. По команде штурмана летчик сразу же Ьерет отданный режим. Машина вы рав ­ нивается и следует в требуемом направле­ нии. Внизу плотные облака. В них нет обычных «окон». Однако это не смущает морских летчиков. Пользуясь навигацион- но-пилотажными приборами, они опреде­ лили начало боевого пути. Теперь -все свое внимание, используя радиолокационные средства. штурман Бовт сосредоточил н* ориентирах. А вот и цель! Офицер обнаружил ее довольно быстро. В этом ему помогла тщательная и регулярная тренировка на земле. По указанию штурмана последовал последний довсрот машины. Штурман не спешит. Как никогда, его движения четки, уверенны. Цель — точно в перекрестии нитей прицела. Наконец, наступил заключительный этап полета. Бомба пошла вниз. Штурман Бовт уверен в отличном попадании ее в цель. Вскоре это подтвердил руководитель полетов на полигоне. В«-леа за первой штурман Бовт поразил цель и остальными бомбами. Задание выполнено с высокой оценкой. Успех молодого штурмана не случаен. Ему предшествовал упорный труд на земле. Офицер большое внимание уделяет личной подготовке. Он совершенствуется э теории бомбометания, осваивает опыт лучших экипажей, тщательно анализи­ рует ошибки, допускаемые в полете, вни­ мательно изучает специальную литерату­ ру. Особенное внимание Бовт уделяет ра- 1боте на тренажерах, контролю подготовки штурманской техники. Его характерной чертой является постоянное стремление всемерно укреплять слаженность экипа­ жа т» па Гвардии капитан Г. СИ30НЕНК0. На стоянке самолётов Советская авиация оснащена первоклас­ сной боевой техникой и вооружением. Добросовестно обслуживая самолеты, тех ­ ники и младшие специалисты обеспечива­ ют их безаварийную эксплуатацию. Бла­ годаря этому, летчики, штурманы и стрел­ ки-радисты успешно выполняют задания в воздухе. В снежную пургу и жгучий мороз, в осенние дожди и летом, днем и ночью тру­ дятся авиаторы на стоянке самолетов. Они не жалеют сил и времени для поддержа­ ния реактивных бомбардировщиков в по­ стоянной боевой готовности. Многое в этом отношении делают ком­ мунисты и комсомольцы. В своей практической работе они строго г у - ководствуются требованиями уставов, на­ ставлений и и н с т р у к ц и й по обслужива­ нию и эксплуатации сложной материаль­ ной части. Как-то комсомолец Гузнов обнаружил неправильные показания измерительных приборов топливной системы самолета. Учитывая, что подобное может быть и на других машинах, офицер Обухов собрал всех специалистов по электрооборудова­ нию. Он раз’яонил им причины происшед­ шего дефекта, посоветовал на всех бомбар­ дировщиках тщательно проверить эти при­ боры. Принятые меры не были лишними. На одном из самолетов также были обна­ ружены и устранены недостатки. Особое внимание у пас уделяется под­ готовке боевой техники к ночным поле­ там. Для успеха дела каждый специалист обеспечен карманным фонарем. Кроме то­ го, на стоянках самолетов и предвари­ тельном старте имеются переносные элек­ трические лампы. Они питаются от бор­ товой сети или от стартовых тележек. Опыт ночных полетов научил нас с особым пристрастием следить за теми ча­ стями машин, которые требуют особенно бдительного наблюдения. К числу таких частей относятся, например, покрышки колес. Приходится внимательно опреде­ лять степень налрева колес после посадки самолета. И если колесо стало горячим пли на покрышке образовались так назы ­ ваемые «лысины», мы немедленно при­ нимаем соответствующие меры. В деятельности технического состава много значит тщательный контроль за работой материальной части. У нас всег­ да накануне летного дня до всех авиаци­ онных специалистов доводится задание па полет. В соответствии с этим проходят подготовка, а также проверка агрегатов в действии. Если, скажем, машине предсто­ ит подниматься на большую высоту, на­ до особенно проследить за работой высот­ ной аппаратуры и оборудования. В дни паркового осмотра материальной части внимание специалистов обращалось на те агрегаты , узлы и системы, которые раньше имели недостатки в своей работе. Это не «перестраховка», а, наоборот, уве­ ренное обеспечение безаварийности поле­ тов в любых условиях. Поступая таким образом, авиаторы Куликов, Камышников, Конин и другие поддерживают вверенную им боевую технику в постоянной готовно­ сти к полетам. Советские летчики настойчиво овладе­ вают первоклассной отечественной техни­ кой, летают в простых и сложных мете­ орологических условиях днем и ночью, от­ тачивают свое боевое мастерство. Авиа­ ционные специалисты видят свой долг в том, чтобы образцово готовить к полетам эту технику, любовно и со знанием дела ухаживать за ней. ибо успех, победа в возд|ухе куются на земле. М. ВЕДУТА. Активные помощники командира Это было накануне ночных полетов. Командир эскадрильи гвардии манор Смо­ родин собрал коммунистов. — Товарищи, — сказал он. — Прошу поставленную перед подразделением зада­ чу довести до всего личного состава. Мо­ билизуйте офицеров, сержантов и матро­ сов на образцовое выполнение своих слу­ жебных обязанностей. Сами во всем по­ казывайте добрый пример... Выполняя указания командира, партий­ ная организация наметила ряд конкрет­ ных мероприятий. Их осуществление спо­ собствовало успешному проведению слож­ ных ночных полетов. Т ак, например, коммунисту Иванову бы­ ло поручено провести групповую беседу с летчиками об особенностях ведения ориен­ тировки во время полета в ночных усло­ виях. Член КПСС Иванов — штурман высокого класса. В числе первых комму­ нист освоил полеты па реактивном само­ лете в сложных метеорологических усло­ виях, днем и ночью. Вот почему он уме­ ло передает сослуживцам свой богатый практический опыт. Другой летчик-коммунист рассказал то­ варищам об особенностях техники пило­ тирования ночью, привел несколько по­ учительных примеров из своей практики, покритиковал некоторых товарищей за не­ достатки. Он отметил необходимость стро­ жайшей дисциплины полета, точного соб­ людения требований уставов, инструкций и наставлений. В этих непринужденных беседах летчи­ ки выяснили некоторые детали предстоя­ щего полета, советовались, как поступать при изменении обстановки. Одного из авиаторов интересовали методы пробива­ ния многослойной облачности, другого — действия при полете группой. Когда закончилась беседа, внимание лет­ чиков привлек очередной номер стенной газеты. В нем отмечались передозики бое­ вой и политической подготовки старший матрос Соловьев, младший сержант Дрей- ман н другие, а также освещалось содер­ жание предстоящей задачи. И вот настала ночь полетов. В домике, где расположились летчики, было тепло и уютно. Появились боевые листки, призы­ вающие авиаторов провести полеты так, как того требует современный бой. Агита­ торы, выделенные в каждом экипаже, бе­ седовали с отдельными воинами. Авиато­ ры обсуждали переданные по радио по­ следние известия, читали газеты и журна­ лы. Рядом, за стенкой, расположился бу­ фет. В нем свежие фрукты, ппрожное, пе­ ченье, конфеты и фруктовые напитки, па­ пиросы, шоколад, какао. В процессе полетов коммунисты и ком­ сомольцы показывали образцы работы. Они же оперативно выпускали «листовки молнии», в которых освещали ход боевой подготовки. Т ак у нас работают коммунисты во вре­ мя полетов. Но этим не ограничивается 'j деятельность партийной организации, ко- |[ торая помогает командиру воспитывать смелых и мужественных летчиков высоко­ го класса, подлинных мастеров летного дела, надежных защитников соци али ст- j ческой Родины. Партийная организация перед решением ;; личным составом наиболее сложных задач (| обсуждает их на собраниях. Коммунисты находят наиболее действенные методы и формы помощи командиру в мобилизации воинов на достижение успехов. Этому делу подчинены пропаганда боевого опыта и традиций части, встречи с участниками Великой Отечественной войны, беседы опытных летчиков, критика недостатков в службе отдельных товарищей на партий­ ных собраниях, в стенной газете, в бесе­ дах агитаторов. Одновременно подсказы­ вались пути устранения этих недостат­ ков, их предупреждения. Все это принесло благотворные резуль­ таты. В том, что эскадрилья добилась значительных успехов, есть немалая до­ л я заслуги и партийной организации — активного помощника командира в обуче­ нии и воспитании летчиков, готовых в любую минуту ринуться на врага и нане­ сти ему сокрушительный удар, если он посмеет нарушить границы нашей люби­ мой Отчизны. Гвардии капитан А . САМ А РИН , секретарь парторганизации эскадрильи. В Торпедоносец, над морем ТШ'ЫЕ сутки на море бу­ шевал шторм. Белоснеж­ ные ялы ки волн я ро с т н о вгрызались в гранитный берег, слившийся с редею­ щей тьмой. Под ее п о к р о ­ вом коиаили «противника» шли к одной из наших баз. Об этом стало известно на Н-ском аэрод­ роме. Группе морских летчиков, в числе к о т о р ы х находился и гвардии капитан Алексей Михайлович Самарин, было при­ казано сорвать операцию «противника». Внешне летчик вел себя спокойно, хотя перед каждым полетом его охватывает чувство особого волнения. У авиаторов это волнение называется ч у в с т в о м ответ­ ственности — ведь самое неприятное для них вернуться, не выполнив пол°тного .га­ дания. Штурман старший лейтенант Евгений Шепров придирчиво проверял подвеску боевого оружия. Хлопотал v приборов и стрелок-рад ист младший сержант Анато­ лий Погорелец. Только убедившись. что все в порядке, офицер и сержант пооче­ редно доложили об этом капитану Самари­ ну. Он посмотрел на низко плывшие об­ лака. затем на планшет-карту и сказал: — Обратно -Торпеду не привезем! И это не было бахвальством. Это была уверенность в себе, в свой слаженный экипаж. Командир, штурман и стрелок- радист понимают друг друга с полуслова. Их действия всегда согласованы. Они до­ стигнуты постоянством е работе экипажа, совместными полетами на протяжении длительного времени. Вот и сейчас, поднимаясь в воздух, ка­ питан Самарин уверен, что каждый из его подчиненных четко выполняет свои обязанности. Командир экипажа вы б р ал 1 далекий ориентир, отпустил тормоза. Короткое движение рукой, и гул двигате­ лей усилился. Торпедоносец устремился вперед по бетонированной полосе. Машина оторвалась от земли тяжело, но в высоту пошла нормально. Летчик посмотрел на ориентир, затем — на приборы. Легкое движение штурвалом и ногой, и самолет с небольшим креном начал разворачиваться влево. Выбор дальнего ориентира не случаен. Из практики авиаторов капитан »;яает, что из-за неправильного распределения внимания на взлете некоторые из них не выдерживают направление, расчет произ­ водят неточно. И все это получается пото­ му. что п р и взлете, например, малоопыт­ ные летчики выбирают ориентир в непос­ редственной близости от старта. Естест­ венно, что п р и разбеге самолета этот ори­ ентир быстро исчезает из поля зрения и п и л о т у приходится выбивать д р у г о й . Это перенесение взгляда. во время взлета от­ рицательно сказывалось на точности вы­ держивания заданного направления. Что­ бы подобного не случалось, офицер Сама­ рин с помощью миниатюр-старта приучал подчиненных правильно избирать ориен­ тиры в разных направлениях. Вот почему теперь он был уверен, что летчики его звена безупречно произведут взлет. Так оно и ПРОИЗОШЛО. Взлетели. Небо затянуло облаками. Ви­ димость плохая. Раскинувшаяся р н и з у по­ да казалась черной. II только белоснеж­ ные гребешки волн полосовали мопе. по­ являясь и исчезая. Вскоре торпедоносец попал в м о л о ч н ую м г л у . С к в о зь перрднее смотровое стекло капитан видел только к р о м к и всасывающих сопел. Штчпман с помощью радиолокационного и д р у г и х приборов тщательно вел ориентировку, по­ глядывая на иокрившиися экран, н а пест­ рые шкалы с дрожавшими, как живые, светящимися стрелками, на их деления. Изредка штурман подсказывал летчику, какие изменения необходимо внести в пурс. Командир звена решил пробить об­ лачность. Послушная машина, опустив нос, пошла вниз. И вдруг в наушниках летчик услышал спокойный голос штурма­ на: — Плоскости покрываются инеем. Мы в зоне обледенения. Капитан Самарин быстро повернул го­ лову направо. На его глазах широкая плоскость торпедоносца стала покрывать­ ся тонкой пленкой льда. Летчик хотел по­ смотреть влево, но уже было поздно — п е к л о кабины заволокло белой непрони­ цаемой пеленой. Ничего, кроме доски при­ боров и арматуры, ему не было видно. Но реактивный горпедоносеп настолько совершенная машина, что бояться в прошлом страшной для авиаторов опасно­ сти — обледенения теперь не приходи­ лось. Летчик включил в действие анти- обледенительную систему, увеличил у го л планирования и продолжал проживать об­ лачность. Все это производилось решитель­ но и смело. Машина стремительно распа­ рывала воздух и вскоре вышла лз облаков. Полет к цели продолжался вне видимо­ сти земных ориентиров. Это потребовало большого напряжения, предельной гочн»- сти в работе летчика, штурмана, воздуш­ ного стрелка-радиста. С помошыо точных приборов Шепров определяет расчетное место самолета. За несколько м и н у т — по расчетному времени — до поворота на новый к у р с он проверяет точность тпед- вычислонного пеленга, настраивается на заданную радиостанцию, затем устанавли­ вает необходимые данные на радионави­ гационной аппаратуре. По его команде летчик разворачивает самолет. Мимо про скочил затерявшийся в море островок окруженный белой каймой прибоя. Щеп ров внес коррективы в свои расчеты. Полет над морем продолжается в строго заданном направлении. Прошло уже нема ло времени. Летчику хочется расправить плечи. Но отвлекаться от приборов нельзя. «Появиться над целью надо внезапно и атаковать ее предельно точно», — думает он. Эти же мысли занимают штурмана. — Уж не зайти ли со стороны берега — вернее будет, — решает капитан Сама­ рин. — Ведь были же такие случаи в годы Великой Отечественной войны... Выполнять задачи творчески, находить новые тактические приемы использования своего грозного оружия — вот характер­ ная черта -капитана Самарина. Себя он. как коммунист, считает за все в ответе. На одном из недавних партийных собра­ ний Алексей Михайлович призывал това­ рищей с высокой оценкой выполнить в воздухе предстоящее сложное задание. За высокое летное мастерство и образ­ цовое поведение коммуниста Самарина много раз поощряли. Только именных ча­ сов у него четверо. Летчик высоко пе­ нит это доверие и ныне стремится с че­ стью выполнить задачу. В заданный район пришли в самую по­ ру. Вдоль берега шли корабли «про­ тивника». Их было много. «Летчик высоко летает, и врагов он не считает», — вспомнил m i u e e n Самарин авиацион­ ную пословицу. Высота у^него была сей­ час. наоборот, небольшой, но зато без счета можно было выбрать наиболее п о дх о ­ д я щ у ю цель для нанесения удара. Летчик начинает маневрировать в то время, как штурман «колдует» v своих приборов, а стрелок-радист замер у пуле­ метов. Если бы это происходило в годы Великой Отечественной войны, то обста­ новка сложилась, примерно, так , как об этом ветераны рассказывали Алексею Са­ марину. ...Однажды экипаж советского торпедо­ носца, возглавляемый младшим лейтенан­ том Петром Гнетовым, далеко у враже­ ского берега обнаружил большой караван фашистских судов. Три грузных транс­ порта и один танкер шли в двойном коль­ це кораблей охранения. Силы оказались слишком неравны. Но это был враг, и он должен быть уничтожен! Североморские летчики пошли на про­ рыв первого кольца охранения. Фашисты выпустили белые ракеты. А потом со всех кораблей по нашему самолету удари­ ли пулеметные очереди и пушечные зал­ пы. Гитлеровцы били по самой воде. Они рассчитывали, что вызванные взрывами снарядов всплески, перемешанные с ог­ нем и осколками, создадут для советских торпедоносцев непреодолимую завесу. Но наши летчики смело и стремительно проскочили не только сквозь первое, но и через второе кольцо охранения. Правда, один фашистский снаряд уго­ дил прямо в Фюзеляж. Машину сильно тряхнуло. Но командир экипажа Петр Гнетов но гвардейской традиции с боевого курса не свернул. Когда самолет сбли­ зился на короткую дистанцию с самым крупным транспортом, штурман младший лейтенант Аркадий Грачев сбросил тор­ педу. На развороте очередь гитлеровского пулемета ударила по мотору и бензино­ вым бакам, другой очередью повредило хвост машины. Однако мощные моторы гу­ дели попрежнему. не сбавляя оборотов. Торпедоносец взял курс в открытое море. Стрелок-радист Бобряв тоже не сидел без дела. Он выпустил длинную очередь по палубе вражеского сторожевика, который особенно яростно пытался сбить наш са­ молет с курса. Фашистские пули отбили руль глуби­ ны. Это усложняло управление торпедо­ носцем. Из пробитого бензобака вытекало горючее, оно заливало гондолу, угрожая пожаром от горячих выхлопных газов. — Горит! — крикнул Бобров. Командир и штурман тревожно гля­ нули на правую гондолу. Но огня там не было. — Транспорт горит! — уточнил Боб­ ров. Советские летчики увидели черную шапку дыма и оранжевое пламя над торпе­ дированным судном. Вскоре над поверхно­ стью моря торчал только крест мачты — признак кончины фашистского пирата... «Трудно было тогда. — мгновенно подумал теперь капитан Самарин. — Но в современном бою будет гораздо труд­ нее. Радиолокация до минимума сводит Фактор внезапности. Возросшая ско­ рострельность и дальнобойность ар­ тиллерийских орудий может поме­ шать сбрасыванию торпеды с пре­ дельно малой дистанции...». Послы­ шался голос штурмана. Он просил произ­ вести доворот на несколько градусов впра­ во. Сейчас разум, воля, мышцы работа­ ли на одно — атаковать цель только наверняка! Элемент внезапности почти выигран: торпедоносец лег на боезой курс, когда корабли «противника» откры­ ли огонь. Цель атакована. Освободившийся от груза самолет легко пошел на в ы с о т у . Капитан Самарин во-время «прижал» его, развернул на новый курс. И сразу пропало волнение. Всем членам экипажа стало необычайно радостно, когда радио донесло до них благодарность старшего офицера учения за мастерски совершен­ ную атаку. На аэродроме капитан Самарпн доло­ жил командиру об успешном выполнении задания. И командир, оглядев своих пи­ томцев потеплевшими глазами, с нескры­ ваемой гордостью произнес: — Так и быть должно!.. Напитан-лейтенант П. ПЕТРУХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz