На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 января 1955 г., № 24 (5176), На с т о яща я шк о л а ( З а м е т к и о з и м н е м п о х о д е ) 7 , Новая слава У непосвященного человека представ­ ление о котельной связано с огнедыша­ щими топками, с изнывающими от не* стерпимого жара людьми, несущими здесь сзою грудную вахту. Но спустишься по отвесному трапу главной шахты в ко­ тельное отделение — и видишь совсем другую картину. Первое ощущение — это пронизывающий до костей холод. Мощные турбовэнтиляторы понят в по­ мещение потоки ледяного воздуха. Неу- мм чны й гул, создаваемый их работой, заглушает все другие звуки. Уже первые часы плавания убеаи.ти старшину 2 статьи Кочкина. что в т а ­ ких сложных условиях котельным маши­ нистам ю сих пор действовать не прихо­ дилось. Конечно, корабль и раньше вы ­ ходил в штормовую погоду, зимой. Но обычно это были походы не в таких трудных условиях, а сейчас... Старшина вспомнил длинную ломаную линию n p e iполагаемого курса перехода, прочерченную на ка 1 рте, которую ему до­ велось видеть на столе штурмана. Речь идет не только о том, чтобы отстоять по­ ходную вахту, как положено. В этом он не сомневался. Но для передового ко­ тельного отделения — этого мало. В сво­ ем плане-конспекте старшина 2 статьи Кочкин наметил целый ряд вводных, ко­ торые решил отработать с подчиненными во время плавания. Первыми стояли — тренировки по взаимозаменяемости. Подоб­ ны е тренировки уже проводились, но да­ леко не в таких сложных условиях. А вот, как пойдет дело сейчас? И не мно­ го ли риска производить перемещение специалистов в зимнем штормовом похо­ де. когда, может быть, некоторым матро­ сам обслуживание их собственного заве- дьгвания покажется трудным? Н о . ведь •разумный, необходимый риск непре­ менный спутник смелости и решительно­ сти. Проверить зрелость мастерства мож­ но лишь н а трудном деле. Если, напри­ мер. старший матрос Виктор Гусаров, стоящий н а горении, старший матрос (Никандр Верховцев, отвечающий за пита­ ние котла, и матрос Петр Волкодавов, наблюдающий за работой вспомогатель­ ных механизмов, смогут в этом тяжелом походе успешно заманить друг д м га. то можно будет не сомневаться в их высо­ ких знаниях, в том. что вопрос взаимо­ заменяемости решен неплохо. Нет, стар­ шина 2 статьи Леонид Кочкин не станет просить у командира группы разрешения перенести эти тренировки на другой, бо­ лее легкий поход. Однако сама жизнь неожиданно поста­ вила перед личным составом котельного отделения вводные, не предусмотренные ( никакими планами. А произошло вот что. Командир отделения, обходя заведыва- я и я своих подчиненных, коснулся рукой трубок манометров. Его поразило, что они такие холодные. Обычно трубки бывают чуть-чуть теплыми. «Неужели замерзают?» — мелькнула в голове старшины тревожная мысль. Он хорошо понимал, чем это грозило. Выход из сттроя манометров липгит возможности котельных машинистов контролировать режим работы котла. А что может про­ изойти дальше — ясно даже не специа­ листу. «Кал; же быть? — размышлял стар­ шина 2 статьи. — Медлить нельзя». П командир отделения распорядился утеп ­ лить трубки. Но чем? В ход пошли куски асбеста, брезент. Старший матрос Гусаров обворачивал ими трубки, предохраняя от леденящей стужи. Теперь за исправность манометров можно не волноваться. Случай этот научил котельных маши­ нистов: отныне нужно, выходя в дли­ тельный зимний поход, заранее заботить­ ся об утеплении трубок манометров. Плавание продолжалось. Волны все н а­ пористей бросались на корабль. Они пе­ рекатывались по верхней палубе от борта к б о т . По трансляции передали прика­ зание командира: — Личному составу по верхней палу­ бе не ходить! Отстояв четьгрехчасовую вахту. Кочкин и его подчиненные не имели возможности пробраться в кубрик. Моряки отдыхали ту т же, в котельной. Короткий отдых возвращал бодрость и силу. А потом снова на вахту. Откинув назад голову, старший матрос Верховцев следил за установленными на самом верху котла водомерными стекла­ ми. Вахта очень ответственная. С по­ мощью клапана ручного питания котла моряк добивался среднего уровня воды. Кочкин приказывает Гусарову и Вер­ ховцеву поменяться местами. Первый за­ ступает на вахту на питании котла, вто­ рой — на горении. Вначале Верховцев немного волнуется, потом берет себя в ру­ ки. Приборы показывают, что давление пара начиняет падать. Верховцев тянет т себя ручку регистра. В тог же момент Кочкин поворачивает клапан свежего па­ ра на турбовентилятор. Стрелка на мано­ метре ползет вверх и застывает на крас­ ной черте: пар на марке. Потом по команде меняются местами Гусаров и Волкодавов. Наблюдая за дей­ ствиями своих подчиненных, командир от­ деления остается доволен: *у какого заве- дывания поста их бы ни поставил стар ­ шина. каждый выполняет обязанности то­ варища почти с таким же мастерством, как свои собственные. — Это и есть взаимозаменяемость, — удовлетворенно отмечает старшина. Котельная расположена в самых недрах корабля, ниже ватерлинии. Здесь качка ощущается меньше, чем на других постах. Но сегодня и в этом помещении шторм о себе напоминает. Пайолы порой стреми­ тельно уходят из-под ног, и нужно про­ явить немало ловкости, чтобы не упасть. Котельные машинисты — народ бывалый. Их отличным морским качествам могут позавидовать многие. В отделении ни один матрос в любую погоду не укачивается. Еще до выхода из базы Кочкин си сво­ ими подчиненными после своеобразного технического собеседования, по совету командира подразделения, решили испы­ тать один метод, который, по их мнению, поможет сэкономить топливо. И вот сей­ час, с разрешения офицера они его при менят. Пар в ттурбовентиляторы обычно пода­ ют сразу несколькими соплами. Котельные машинисты решили попробовать оставить включенными только два сопла. Прошло несколько часов, и воины убедились, что их расчеты оправдываются. Несмотря на качку , н а маневрирование ходами, они на всем протяжении похода неизменно под­ держивали пар н а марке. А позже, когда возвратились в базу, проверка показала, что так ая регулировка подачи пара на вспомогательные механизмы намного эко­ номит топливо. Во внеочередном номере корабельной р а ­ диогазеты, выпущенном на походе, сооб­ щалось о самоотверженных действиях старшины 2 статьи Кочкина и его подчи­ ненных. Это была новая слава передового котельного отделения, приобретенная в трудном зимнем походе. 8 . Л ю д и с к р о м н ы х п р о ф е с с и й Качка качкой, а пищу подавай во-вре­ мя. У настоящего моряка, чем сильней шторм, тем аппетит лучше. Ведь и рабо­ тать приходится больше, чем в обычной спокойной обстановке. Обо всем этом хо­ рошо известно дежурному коку Баирахма- ну Галиуллину. Но одно дело знать, a другое приноровиться приготовить вкус­ ное, сытное блюдо, когда корабль, как ма­ ятник. резко раскачивается из стороны в сторону и противни вот-вот свалятся с плиты н а палубу. — Что приуныл, Борис? — спрашива­ ет кока один из матросов — рабочих по камбузу (татарское имя Галиуллина для удобства произношения по созвучию това­ рищи называют на русский лад). — От плиты ни на шаг нельзя отойти. Вот так стою и держу противни, а мне надо за супом присматривать, готовить картофельное пюре. — Тяжело, ничего не скажешь. — со­ чувственно соглашается матрос. Но кто- то не удерживается от добродушной «под­ начки». — Ты обратись за советом к боцман­ ской команде. — А это еще зачем? — Они тебя научат, как крепить про­ тивни по-штормовому. В темных глазах Галиуллиаа вспыхи­ вает улыбка. — 'Ничего, как-нибудь без боцманов справимся. Действительно, приходится удивляться его ловкости. С непостижимой быстротой он носится от плиты к а котлам. Гладкие кафельные квздратики. которыми выло­ жена в камбузе палуба, заблаговременно носыпаяы солью, чтобы не скользили но­ ги. И в положенное время личный состав получает обед. Он, как всегда, вкусный, сытный. Особенно хороши котлеты. Даже тех, кто в штормовую погоду не осо­ бенно тянется к бачку, разгорается аппе­ тит. Никто не удивляется, что такой обед изготовлен в качку, точно т а к же. как ни кого не вызывают удивления хорошие действия сигнальщиков или торпедистов. Так служба велит! Пусть у Галиуллина скромная профессия кока, а у Терехова звучная морская специальность — си­ гнальщика. У каждого свой очень важ­ ный и ответственный пост, и каждый обязан исполнять свой долг, к а к повеле­ вает Присяга. Старший матрос Иван Большаков — горнист. Его сигналы от побудки до отбоя, в строго определенные уставами и распо­ рядком дня часы и минуты, разносятся по кораблю. По тревоге, которую Большаков сам просигналил, он бегом направляется на свой боевой пост — на мостик и с на­ ушниками обеспечивает связь с артилле­ рийским подразделением. В этом походе горнисту Большакову, но распоряжению старшего помощника ко­ мандира. пришлось принять н а себя обя­ занности вестового офицерской кают-ком­ пании. II он выполнял их. как всякое порученное ему дело, старательно, с ду­ шой. Иного мнения, видимо, придерживается старший матрос Карпенко. Он почтальон и киномеханик. В этом отношении к не­ му претензий нет. Карпенко аккуратно доставляет н а корабль почту, обеспечива­ ет просмотр личным составом фильмов. Но вот корабль вышел в море. Теперь старший матрос Карпенко чувствует себя пассажиром. Из кубрика он перекочевдл в каюту библиотеки и прочно обосновал­ ся в ней на все время плавания. Морские качества сами собой не прихо­ дят. И воспитывать их в себе обязан пре жде всего сам воин. Многое зависит от силы воли человека, от глубины сознания ответственности за возложенные на него обязанности. Однако вестовой старший матрос Шишков, как только свежеет по­ года, теряет работоспособность. 'Никто на корабле представить себе не может, чтобы рулевой Морозов, который переносит качку так же. как Шишков, в положенною время не заступил на вахту. Чувство долга для коммуниста Морозова превыше всего. А вот тот факт, что Шиш­ ков по причине морской болезни остается и зо время тревоги н а койке почему-то считается в порядке вещей. 9 . В о з в р а щ е н и е О том, что корабль лег на обратный курс, моряки узнали из выступлений по местной трансляции члена комсомольского бюро старшего лейтенанта Петра Панко­ ва. Он успел побывать на многих боевых постах, коротко, насколько позволяла об­ становка. поговорить с людьми, ознако­ миться с тем. как несут вахту моряки на наиболее ответственных участках. Теперь активист, стоя перед микрофоном, расска­ зывал о тех. кто отличился в походе, р . кого следует брать пример всем воинам. Поход завершался. Но заданный коман­ диром в самом начале плашния темп не ослабевал. Напротив, на боевых постах еще энергичней налегли на тренировки, дорабатывали последние, еще невыполнен­ ные пункты планов учебы в море. Особенно напряженные минуты пере­ живали артиллеристы. Им предстояла трудная стрельба. Правда, на этот раз темень ночи не прорежут вспышки ору­ дий. Как и у торпедистов, главная т я ­ жесть ляжет на плечи расчета* централь­ ного автомата стрельбы. Для них. неза­ висимо от того, пошлет ли корабль по невидимой цели снаряды или только про­ жекторы укажут направление предпола- таемого огня, действия остаются такими же. как при Фактической стрельбе. По выработанным ими данным безошибочно определят точность попадания, как если бы комендоры вели Фактически огонь по цели. А море между тем попрежнему бурлило и клокотало. Казалось, у берега качка должна уменьшиться, но этого не случи­ лось. Наоборот, волны стали еще круче. Белопенные гривы н а их вершинах ветер безжалостно рвал в клочья. Но корабль упрямо продолжал двигаться намеченным курсом. Штурман доложил командиру, что ко­ рабль вышел в точку стрельбы. И снова, в какой уже раз. сигнал учебной боевой тревоги властно призвал моряков к своим постам. Через несколько минут огненные мечи прожекторных лучей рассекли тем­ ноту в направлении цели. Теперь прямой курс в базу. И в те минуты, когда сигнальщики увидели проблески маяка у входа в залив, на корабль поступила радиограмма коман­ дира части. Он поздравил личный состав с успешным выполнением всех стоящих перед кораблем задач, несмотря на тяж е­ лую обстановку, в какой проходило пла­ вание. Заместитель командира по полит­ части зачитал текст телеграммы по тран­ сляции. И высокая опенка их работы старшим началнником радостью напол­ нила сердца моряков. Значит они непло­ хо потрудились. Правда, не обошлось без отдельных недостатков и промахов. Но в целом личный состав корабля показал отличную боевую выучку, готовность в любую минуту навести смертоносный удар по врагам своей социалистической Роди- пы. Экипаж готов к новым трудным похо­ дам. Е. ДНЕПРОВ. С. ХАЧАТУРЯН. Политическому самообразованию офицеров— постоянное внимание Старшина группы мотористов Иван Ка- рыхалин умело воспитывает своих подчи­ ненных, бережно относится к боевой тех­ нике и точно выполняет инструкции по эксплуатации механизмов. Добросовестная служба старшины 1 ста­ тьи Карыхалина отмечена двумя внео­ чередными краткосрочными отпусками и рядом благодарностей. Н А СНИМ К Е : старшина 1 статьи Иван Карыхалин на вахте. Фото И. Никишова. СВЯ ЗЬ ВОССТАНОВЛЕНА Сухо скриннула деревянная дверь. Зашуршали от ветра бумаги на столе. Раскрасневшийся от мороза старший матрос Пумпутис доложил о своем при­ бытии. Командир внимательно посмотрел на него и сказал: — Связь с городом прервана. На ли­ нии произошел обрыв. Нужно немедлен­ но отыскать место повреждения и ис­ править линию. Поручаю вам это дело. Вместе с вами пойдет матрос Паулис. Задание ясно? — Так точно. — ответил старшин матрос. — Разрешите идти выполнять? Получив разрешение. Пумпутис вы ­ шел от командира. Захватив с собой все необходимые инструменты, телефон­ ный аппарат, воины на лыжах отпра­ вились в путь. Дул сильный ветер. Густой снег ле­ пил глаза. Темнота быстро сгущалась. Глубокий снег затруднял движение. Вот уже прейдено около трех кило­ метров. но обрыв еще не обнаружен. Идти <• каждой минутой становится трудней. Внезапно старший матрос останавли­ вается: — Обрыв. Вот он. На снегу, рядом с проводами темне­ ют камни. Нужно, торопиться. Воины вытас­ кивают инструмент и живо прини­ маются за дело. Скоро ггровода были скреплены. Теперь их нужно подвесить за изоляторы на телефонном сго.тбе. Ма­ трос Паулис обвязывается широким ремнем и с помощью «когтей» быстро взбирается на самый верх столба. Ру­ ки нащупывают провода. В рукавицах неудобно. Тогда матрос сбрасывает их, несмотря на то. что мороз обжи­ гает пальцы. На какой-то миг из окоченевших рук выпадают кусачки, но Пумпутис подает их ему. и Паулис сно­ ва берется за дело. Он спустился вниз только тогда, когда убедился, что про­ вода хорошо и прочно подвешены. За образцовое выполнение задания командир об’явил старшему матросу Пумпутису и матросу Паулису благо­ дарность. Сержант П. НОСТЮЧЕНКО. П Е Р Е Д О В О Й В О Д И Т Е Л Ь Хороших показателей в сбережении ч эксплуатации техники добился старший матрос Макаров, водитель а в ­ томобиля «ЗИС-150». Его машина прошла без среднего ремонта и без единой аварии свыше 20 тысяч километров. В чем причины его успехов? Комсомолец Макаров горячо полюбил профессию военного автомобилиста, гордится его и неустанно овладевает ма­ стерством своего зела. Бес­ перебойной работы машины он достиг благодаря пра­ вильному у х о д у за автомоби­ лем и технически грамотной его эксплуатации. Ежедневно, прежде чем выходить в рейс, старший матрос Макаров тщательно осматривает автомобиль, обра­ щая внимание н а ч и с т о т у ку­ зова. крыльев и подножек, следит, нет ли царапин и вмятин. Проверяет исправ­ ность ходовой части, наличие необходимого в п у т и води­ тельского и шанцевого ин­ струмента. Макаров не забы­ вает проверить Уровень масла в поддоне картера и воды в радиаторе, удостовериться, нет ли течи из радиатора, доста­ точное ли натяжение ремня вентилятора. Он следит за чистотой воды и масла пои заправке. Все замеченные недостат­ ки воин т у т же устраняет. Не было ни одного случая, чтобы машина выходила из парка с какой-либо неисправ­ ностью. П о э том у и в п у т и не бывает неполадок или вы­ нужденных остановок. Зна­ ние сделанного дрла позволяет Макарову быстро и правиль­ но п р о в о д и т ь техническое об­ служивание автомобиля и содержать его в постоянной исправности. Заботливый уход за маши­ ной в парке — это еше не все. Бережное отношение к машине особенно необходимо в пути. Старший матрос Ма­ каров никогда не допускает, чтобы машина сделала рывок с места, т ак как это ведет к преждевременному и зн о с у ме­ ханизмов силовой передачи. В пути он внимательно н а­ блюдает за состоянием и про­ филем д о р о г и , умело исполь­ зу ет инерцию движения, вни­ мательно следит за показате­ лями к о н т р о л ь н ы х приборов, ч у т к о прислушивается к ра­ боте двигателя. Возвратившись из рейса, старший матрос Макаров не покинет машины до тех п о р , пока снова не приведет ее в п о л н у ю готовность. Воин-комсомолец система­ тически вырабатывает в се­ бе такие необходимые каче­ ства военного водителя, как самообладание. сноровка. глазомер, выносливость и бы­ строта в действиях, умение ориентироваться на местности и самостоятельно принимать правильное решение. Это дает возможность ему в любых условиях выполнять задания командиров точно и в с р о к . Хорошо подготовленный и дисциплинированный воин охотно передает свои зна­ ния товарищам. Большую по­ мощь он оказал матросу Куст, который во внеслужеб­ ное время и з у ч и л машину и сдал зачеты н а шофера треть­ его класса. За х о р о ш у ю работу и вы­ сокие показатели в боевой и политической подготовке стар ­ ший матрос Макаров неодно­ кратно получал благодарности, был поощрен внеочередным краткосрочным о т п у с к о м . Он удостоен нагрудного знака «Отличный шофер». Старший лейтенант С. ХАММАДЕЕВ. Старательно учит попчивёньи Хорошо проводит занятия по специаль­ ности старшина 2 статьи Коваль. Перед началом учебы он всегда проверяет на­ личие наглядных пособий, схем, чертежей, макетов. Идет занятие. Отвечает матрос Кузин. Он подробно рассказывает о своих дейст­ виях на боевом посту. Неплохие знания показал и матрос Скворцов. Старшина был доволен ответами подчиненных. Окончив опрос, старшина убедился, что изученную тему матросы усвоили хорш о . Можно приступать к изложению нового материала. Так на каждом занятии умело и стара­ тельно учит своих подчиненных комсомо­ лец к л а ^ ны й специалист Коваль. Старший матрос В. ВАСИЛЬЕВ. 1 £ о 7 Э Ъ 7 п Л Ь о УПО РНО трудится на боевом посту матрос Стреблянов. Во многом ему помогли товарищи и особенно старший матрос Морозов. Сейчас Стреблянов имеет ряд поощрений за отличную службу. Старший матрос А . Сидоров. О О Т Л И Ч Н О действуют у боевых механизмов артиллеристы расчета младшего сержанта Лейниекса. Недав­ но командир подразделения вручил им переходящий вымпел с надписью «Пе­ редовому орудийному расчету». Матрос М. Утрунс. о УМ ЕЛО несут службу прожекто­ ристы расчета младшего сержанта Ко- жухаря. Они выполняют учебно-бое­ вые задачи только с отличной оцен­ кой. Недавно командир части поощ­ рил нескольких матросов прожектор­ ного расчета краткосрочными отпу­ сками. », Матрос Г. Буркеев. о Д О Б РА Я СЛАВА идет на ко­ рабле о старшине 2 статьи Савнч. Он воспитал немало умелых моряков. Так, недавно его подчиненный молодой ма­ трос Мишкин отлично нес первую са­ мостоятельную вахту. Матрос В. Коннов. Идейно-теоретическое воспитание офи­ церов является одним из важных участ­ ков идеологической работы. От маркси­ стско-ленинской подготовки офицерских кадров, от их политической закалки в значительной мере зависит решение задач боевого обучения и политического воспи­ тания личного состава, дальнейшего по­ вышения боеготовности частей и кораб­ лей. Вот почему командир, его замести­ тель по политической части и партийная организация корабля прилагают все уси­ лия к тому, чтобы добиться дальнейшего иод’ема идейного и организационного уровня политической учебы офицеров. В начале текущего учебного года на иашем корабле были проведены индиви­ дуальные беседы с офицерами об их р а ­ боте над изучением революционной теории. Выясняя желания и стремления каждого из них неустанно совершенствовать свои знания, бюро широко раз’ясняло исклю­ чительную важность и необходимость глу­ бокого изучения революционной теории, значение самостоятельного метода учебы. Индивидуальные беседы помогли офи­ церам правильно выбрать ту или иную форму учебы. При этом главное внимание мы обратили на оказание действенной и конкретной помощи офицерам в их с а ­ мостоятельной учебе. Вскрывая и критикуя недостатки в идейно-теоретической учебе, мы в то же Б р е м я старались как можно шире рас­ пространить опыт самостоятельной учебы коммунистов г г . Ярового, Аристова, Фи­ лина и других. Офицер Аристов много и упорно рабо­ тает над повышением своих политических знаний. В самостоятельной учебе он ши­ роко использует помимо Краткого курса истории партии такие пособия, как сбор­ ни к «КПСС в резолюциях и решениях с'ездов. конференций и пленумов ЦК», произведения классиков марксизма-лени­ низма. Сейчас он самостоятельно изучает политическую экономию. П ри чтении учебника у коммуниста возникло много вопросов. Мы посоветовали тов. Аристову еще раз прочитать ряд произведений классиков марксизма-ленинизма, а также послушать некоторый лекции. Была ока- 31на офицеру и практическая помощь, внимательно прочитав рекомендованные тр о тв ед ен ия и сделав необходимые запи­ си. он пришел к политработа 1 гку. поде­ лился с ним своим мнением о прочитан­ ном. выяснил ряд вопросов. Особое внимание мы уделяем учебе мо­ лодых офицеров. Много раз нам приходи­ лось беседовать с тов. Филиным; Имея высшее образование. он придержи­ вался неправильного и ошибочного взгля­ да, считая, что дальнейшая учеба ему не нужна. И только после того, как на одном из партийных собраний выяснилось, что тов. Филип плохо разбирается в теорети­ ческих вопросах, он взялся за изучение истории партии. В начале он не смог организовать свою самостоятельную рабо­ ту . по мы помогли ему преодолеть эти недостатки. Изучая историю КПСС, ком­ мунист постоянно использует сборник <-КПС€ в резолюциях и решениях с’ездов, конференций и пленумов ЦК». При изу­ чении материалов. относящихся к VIII с'сзду партии, он обстоятельно познако­ мился с рядом ленинских работ. О заметном идейно-теоретическом росте молодого коммуниста говорят его содер­ жательные выступления перед личным составом, улучшение его служебной дея­ тельности. С интересом моряки недавно прослушали беседу тов. Филина на тему: «Марксизм-ленинизм о религии». Сейчас он готовится к доклалу по теме: «Усло­ вия постепенного перехода от социализма к коммунизму». Можно привести еще несколько приме­ ров, говорящих о том, что повседневная индивидуальная работа с офицерами, свое­ временное оказание им помощи в само­ стоятельной учебе дает свои положитель­ ные результаты. Помимо индивидуальных бесед по с у ­ ществу изучаемых материалов, мы про­ водим большую работу по организации лекционной пропаганды в помощь изучаю­ щим марксистско-ленинскую теорию. Проводятся теоретические собеседования, которые способствуют развитию творче­ ской инициативы коммунистов в изуче­ нии сложных теоретических вопросов, глубокому усвоению их. Оживленно и содержательно прошли v нас собеседования на темы: «Роль КПСС в построении коммунистического обще­ ства» . «Права и обязанности члена КПСС» и на другие темы. В целях оказания помоши изучающим марксизм-ленинизм по инициативе пар­ тийного бюро было проведено нисколько бесед о методике работы над книгой, ор­ ганизованы консультации. Члены пар­ тийного бюро провели собеседования и консультации по вопросам исторического и диалектического материализма. Опыт показывает, что наряду с инди­ видуальными консультациями иногда очень полезно проводить к групповые. Потребность в этом появляется обычно тогда, когда у нескольких офицеров воз­ никают одни и те же вопросы по марк­ систско-ленинской теории. Но групповые консультации надо тщательно готовить. У нас. например, это делается так. Вна­ чале мы обобщаем и анализируем вопро­ сы , заданные в индивидуальных беседах, а потом уже назначаем время и место проведения консультаций, па которые приглашаются все желающие офицеры. Мы практикуем и такую форму, как дача офицерам отдельных поручений по подготовке и проведению докладов. Что­ бы подготовить интересный и содержа­ тельный доклад, офицер, к а к правило, и с­ пользует обширный материал. А это также способствует углублению и расши­ рению знаний, прививает вкус к пропа­ гандистской работе. Например, тов. Болдырев при подготовке к докладу «Великие права и почетные обязанности граждан Сшл, с которым он выступил перед избирателями, исполь­ зовал различные материалы из учебника по истории партии, из брошюр, журналов и газет. Доклады сделали и многие дру­ гие офицеры-коммунисты и беспартий­ ные. Их выступления не только оказыва­ ют воспитательное влияние на матро­ сов и старшин, но и помогают им самим расти политически, обогащать свои тео­ ретические знания. Все наши офицеры выписывают и ре­ гулярно читают газеты и журналы. Это дает возможность им быть в курсе теку ­ щих политических событий, хорошо знать, какие задачи сейчас решает наша Ком­ мунистическая партия и наш великий со­ ветский народ, внимательно следить за международной обстановкой. Мы не толь­ ко интересуемся, к а к читают те или иные товарищи периодические издания, но и рекомендуем им для чтения отдельные статьи из газет и журналов по наиболее важным и актуальным вопросам. Марксистско-ленинская подготовка офи­ церов является предметом постоянной за­ боты не только командира и его заме­ стителя по политической части, ко и всей партийной организации корабля. Вопросы идейно-теоретической учебы наших кад­ ров в истекшем учебном году несколько раз обсуждались па партийном бюро и партийных собраниях. И это помогло зна­ чительно улучшить дело партийного про­ свещения, устрапить ряд недостатков в этом важном деле. На собраниях резкой и справедливой критике были подвергнуты некоторые коммунисты. Серьезные претензии были пред”явлены к коммунистам Богданову и другим за их халатное отношение к уче­ бе. В результате своевременной и зд о р о в о й критики и правильного реагирования на нее тов. Богданов, с помощью партийного бюро, устраняет недостатки, серьезнее и внимательнее стал работать над повыше­ нием своего идейного уровня. Те офицеры, которые не формально, а вдумчиво, по существу изучают марк­ систско-ленинскую теорию, изо дня в день повышают своп политические зна­ ния. имеют неплохие успехи в служеб­ ной деятельности. Например. офицер Яровой успешно сдал зачеты на самостоя­ тельное несение ходовой^ вахты. Ощути­ мых результатов в боевой подготовке до­ бились и многие другие офиперы. пока­ зывающие высокие политические знания. Надо сказать, что в организации са ­ мостоятельной учебы офицеров v нас есть еще и существенные недостатки. До сих п о р не все офицеры по-серьезному взялись за изучение теории марксизма- ленинизма. Мы не всегда оперативно и настойчиво помогаем офицерам в учебе. Интересуясь учебой каждого офицера, мы должны оказывать им еще более дей­ ственную и конкретную помощь в само­ стоятельной работе над овладением рево­ люционной теорией. Капитан-лейтенант С. ВАРГИН, член партбюро корабля. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ БУДЕТ ЛИ НАЛАЖЕНО ОТОПЛЕНИЕ ДОМА Как только наступает зима, жители до­ ма 35 по Северной улице гор. Севе­ роморске начинают испытывать неудобст­ ва. Несмотря на то. что дом оборудован центральным отоплением, за которое ре­ гулярно каждый месяц представляется счет на оплату, температура в комнатах не поднимается выше 10— 12 градусов. Нельзя сказать, что работники жилищно- коммунального хозяйства не реагируют на жалобы жителей дома. После каждого заявления приходит слесарь, осмотрит трубы, посочувствует и на этом все кон­ чается. Это повторяется в течение не­ скольких лет. Такоз положение с отоплением не толь­ ко в нашем доме. Значит причину надо искать в другом месте. А вот это го-то, видимо, не хотят сделать работники жи­ лищно-коммунального хозяйства. Они. на­ пример. никак не мопут установить, по­ чему центральная котельная в верхней части города не создает полного проектно­ го давления на теплотрассе, а поэтому и вода, поступающая в отопительную сеть домов, застаивается и остывает. В резуль­ тате получается, что верх батареи бывает чуть теплый, а низ совершенно холодный. Да и разводка отопления по квартирам сделана из труб заниженного диаметра. Магистраль отопления, идущая по этой улице, при сдаче в эксплуатацию не бы ­ ла отрегулирована. Принимался отстраи­ ваемый дом, вместе с ним линия тепло­ трассы и разводка по квартирам. А вот нормально ли обогревается дом. это ни строителей, ни принимающего об’ект не интересовало. А жители по сей день тер­ пят неудобства. И. ХРИСАНФОВ. По следам неопубликованных писем В редакцию поступило письмо, в ко­ тором говорилось о недостаточном внима­ нии к художественной самодеятельности. Как сообщили редакции, за последнее время работа художественной самодея­ тельности значительно улучшилась. В подразделении имеются драматический кружок, руководимый офицером Бесе­ диным. струнный оркестр под руковод­ ством офицера Яковлева, танцевальный, херовой, акробатический кружки. Заня­ тия проводятся регулярно. Самодеятель­ ный коллектив правел несколько высту­ плений перед личным составом. Сейчас участники самодеятельности готовят но- в у » программу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz