На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

н с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 января 1955 г.. № 23 (51751 .ш /п д о а / - о В с ш н с и п р и с я г ХРАБРОСТЬ—ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО СОВЕТСКОГО ВОИНА С огромной радостью советские юноши | отвагу военных моряков, которые золоты- по призыву любимой Родины идут слу- м 'л буквами вписали много новых страниц жить под боевые знамена Советских Во- в книгу русской морской славы. Большое оружейных Сил. овеянные славой побед, число кораблей, частей, соединений Воен- Молодые патриоты законно гордятся тем, но-Морского Флота, тысячи моряков не­ что героический советский народ вручил граждены орденами и медалями. 513 из ич первоклассное оружие и доверил охра- них присвоено звание Героя Советского нить мирный созидательный труд, госу- Союза. дарственные интересы и священные ру- Беспримерную храбрость проявили мо- бсжн нашей великой Ролины. I ряки-черночорцы. отстаивая горол оус- Еаждый советский гражданин, вступая С5^й морской славы Севастополь. В в ряды Вооруженных Сил Союза ССР, I У п о р н ы х оборонительных боях защитники принимает Военную поисяпу, дает торже­ ственную клятву на верность своей соци­ алистической Родине, своему народу. Военная присяга обязывает советского воина быть честным, храбрым, диспипли- Севастополя на 8 месяцев задержали вра­ га у стен морской крепости. Враг потерял под Севастополем убитыми и ранеными свыше 300 тысяч солдат и офицеров. Совместно с частями Советской Армии нированным. бдительным воином, строго *?&бро сражались с врагом военные моря- хранить военную и государственную тай - Балтийского и Северного флотов. Ду­ ну. беспрекословно выполнять все воин- наиской и Амурской флотилий. Тихо- ские уставы и приказы командиров и на- океанского флота. чальников. Советский воин клянется за- В боях с японскими империалистами в щищать свою Родину мужественно, умело, августе года коммунист старшина с достоинством и честью, не щадя своей 1 статьи ^ Николай Вилков повторил крови и самой жизни для достижения пол- бессмертный подвиг Александра Матросо- ной победы над врагами. Николаю Александровичу Вилкову Таким образом в Военной присяге в чи- посмертно присвоено звание Героя Совет- сле первых указывается храбрость, как | ск<)го Союза. Его имя навечно занесено в списки корабля. Коммунист Николай Фильченков и его боевые друзья — матросы Юрий Паршин, Даниил Одинцов. Василий Цибулько и Иван Красносельский бросились со связ­ ка- одно из необходимых и важнейших честв советского воина. Что же такое храбрость, в чем она про­ является я какое имеет значение для со­ ветского воина? Храбрыми называют воинов, которые, не ками пранат под фашистские танки , что- зная страха в борьбе с врагами нашей не пропустить врага. Герои пали Родины, смело идут навстречу опасности смертью храбрых, но враг не прошел и добиваются победы. Быть храбрым — ^ беззаветным мужеством, беспример- это значит бесстрашно вступать в бой, храбростью. высокой боевой актив- беспощадно громить врага: это значит ре- иостыо и стойкостью действовали в боях шительно и смело идти навстречу любым воины Северного флота. Ярким образцом препятствиям и трудностям походно-бое- бесстрашия и героизма в бою является, вой обстановки, настойчиво преодолевать например, подвиг старшины 2 статьи Ли- их и добиваться безупречного выполнения стпва. В ожесточенном бою коммунист Ли- поставленной задачи. стов оказался один против двух десятков Великий Ленин, создавший наше госу- Фашистских солдат. Гитлеровцы намереэа- дарство. говорил» что основным качест- лпсь взять его в плен. Листов спокойно и вом советских людей должны быть хваб- хладнокровно расстреливал наседавших н а рость. отвала, незнание страха в борьбе, него врагов, а когда вышли патроны, стал готовность биться против врагов нашей действовать гранатами. Кончились грана- Родины. Коммунистическая партия и Со- ты — раненый моряк, схватив винтовку ветское правительство всемерно развивают за ствол, продолжал уничтожать гитле- ьо всем нашем народе это драгоценное ка- ров пев прикладом, чество. Боевой опыт наших Вооруженных Сил Еще на заре зарождения наших Воору- наглядно подтвердил огромное значение женных Сил Коммунистическая партия храбрости для достижения победы и дока- указывала, ч^м надо внушить каждому зал, что советский воин является само- воину, что от храбрости, решительности и отверженным, беззаветно храбрым в бою, преданности зависит победоносное оконча- стойким в походе и смелым в борьбе кие войны. В ответ на призыв Коммуни- врагами. Храбрость помогает с честью вы- стической партии рабочие и крестьяне в ходить из самых трудных положений как борьйе с иностранной военной интерввн- в р ^ в ой обстановке, так и в мирных ус- пиеи и внутренней контрреволюцией, от- ЛОвиях. Недаром еще великий русский стаивая свою родную Советскую власть, полководец А. В. Суворов говорил: «Смерть проявляли чудеса мужества и героизма. бежит от ш тыка и сабли храброго». «Кто Эти драгоценные качества советских _ w ЖПВ, Кто C3tu — w r цел!». воинов — воинов победителей еше я>че Н4Ш m p 0 I уважает „ п<>читает храбрых в м и проявлены в готы Великой О течен - ^ м отмечает их боевые за- венной войны. слуги Летопись Великой Отечественной войны т, наглядно свидетельствует о том. что Со- « и * ,-,,!? г ветская А р м и я и Военно-Морской Флот ™ связаны с т т е р е о ам и народа, прославились массовым героизмом. Свыше Источниками морально-боевых качеств co­ l l тысяч советских воинов удостоены детских людей является животворным со- гвания Героя Советского Союза. Более ста 5етскпй патриотизм, морально-политиче- воинов стали дважды и т р и ж д ы Героями ское единство оощества. дружба народов. Советского Союза. мудрое руководство Коммунистической пар- Героические защитники Москвы и Ле- Т1ГИ- Благородное чувство пламенной люб- нннграта. Сталинграда. Одессы и Севасто- ви R Родине и жгучей ненависти к ее поля. Северного Кавказа и Советского За- врагам, беззаветная верность воинскому полярья показали образцы беззаветной лолгу зовут советского воина к подвигу храбрости, железной стойкости и мужест-1 порождают храбрость и мужество. ва. Бесстрашными, отважными показали себя советские воины и в наступатель- р ы х боях. Наш народ по достоинству от­ метил мужество и стойкость, героизм и Совсем иное приходится наблюдать в армиях капиталистических стран. Империалисты стремятся разжечь у солдат низменные чувства, прививают им зверские навыки, выращивая убийц, борьбе с безоружным населением «храо- рость» американских вояк не знает гра­ ниц. Однако в боевой обстановке, как наглядно показала война в Корее, амери­ канскими вояками часто овладевает страх и трусость. Так. «храбрый» в расправах с мирным населением, американский сер­ жант Мильтон в одном из боев в Корее при приближении Народной армии cftpo- сил форменную куртку и надел корейскую широкополую шляпу. В нижней рубахе и в корейской шляпе он был захвачен плен. Перетрусивший вояка бросился на колени перед корейскими вон ними и со слезами стал умолять сохранить ему жизнь. Подобного рода «храбрецов» метко ха­ рактеризует народная поговорка: «Моло­ дец против овеп. а против молодца сам овца». Ни в одной капиталистической стране нет таких благоприятных условий для проявления храбрости, как у нас. Совет­ ский общественный и государственный строй, весь «уклад нашей жизни способ­ ствуют выработке у советского человека качеств, делающих его смелым, не боя­ щимся трудностей. Советский народ пол руководством родной Коммунистической партии построил социалистическое обще­ ство и успешно строит коммунизм. Все это рождает у наших людей уверенность в своих силах, решительность и настой­ чивость в достижении цели. Храбрость без воинской дисциплины — безрассудная храбрость, она может оказаться бесцель­ ной. Смелость и отвага это только одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тог­ да когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями. Следовательно, чтобы храбро сражаться, надо добросовестно изучать военное дело, отлично знать свою военную специаль­ ность. в совершенстве владеть боевой тех­ никой. «Хочешь быть мужественным, храбрым воином, — говорит Герой Совет­ ского Союза Алексей Маресьев,— настой­ чиво. с любовью изучай военное дело, по­ вышай свои политические знания. Хорошо подготовленный воин сражается уверенно и смело. Преодоление трудностей в повсе­ дневной жизни — вот истинная школа воспитания воли, мужества, храбрости». Образцовая дисциплинированность вои­ на. точное и беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников — основа храбрости и отваги, верный путь к героизму. Храбрость нужна#каждому советскому воину, она потребна всюду и при всех случаях армейской жизни. Храбрость, му­ жество и другие высокие морал ьно- бое­ вые качества не являются прирожденны­ ми. Они вырабатываются в борьбе с трудностями. Пдти смело навстречу всем препятствиям и трудностям и настойчи­ во их преодолевать — таков путь истин­ но храброго воина. Быть храбрым — патриотический долг каждого советского бойца. Молодые воины с первых дней службы должны всемерно развивать в себе высокие .морально-бое­ вые качества, необходимые в борьбе с сильным, коварным, технически оснащен­ ным противником: повседневно бороться зч повышение боеспособности и боевой го­ товности частей и кораблей. Офицер А. КАРЕЛИН. Шире использовать книжные пособия для самостоятельной учебыофицеров Подавляющее большинство офицеров в этом году изучает марксистско-ленинскую теорию самостоятельно. В связи с этим возросла и р о л ь справочно-библиопрафи- ческой работы читальных залов. Учиты­ вая это, в Доме офицеров оборудованы комнаты самостоятельной работы, которые открыты ежедневно. По понедельникам» средам и четвергам в них пооволятся^ кон­ сультации по вопросам и с т о р и и КПСС, философии, политэкономии, по междуяа-' родному положению и по вопросам науч­ но-атеистической пропаганды. Здесь оборудованы книжные выставки в помощь изучающим историю КПСС, по­ литэкономию. философию, имеются при­ мерные планы изучения тем, рекоменда­ тельные списки основной и дополнитель­ ной литературы. В Доме офицеров организован цикл лекций в помощь самостоятельной учебе офицеров. Лекции читаются по политэко­ номии — по вторникам второй недели каждого месяца, по диалектическому и историческому материализму — по пят­ ницам второй недели каждого месяца, по истории КПСС — по пятницам пергой недели каждого месяца. По пятницам третьей недели каждого месяца читается цикл лекций «У политической карты ми­ ра». В читальном зале укомплектована необходимая литература по вопросам ис­ тории КПСС, философии, политэкономии, военному и военно-морскому делу и по другим вопросам. Весь справочно-б пбли ограф ическ ии ап ­ парат: картотека журнально-газетных ста­ тей, тематические картотеки, рекоменда­ тельные списки литературы , тематические папки газетных вырезок, книжные вы ­ ставки и т. д. — направлен на то. что­ бы оказать максимальную помощь офице­ рам, самостоятельно изучающим маркси­ стско-ленинскую теорию. слушателям вечернего университета марксизма- ленинизма. руководителям групп полит­ занятий . лекторскому составу и т. д. За последнее время значительно уве­ личилось число офицеров, посещающих читальный зал. Многие самостоятельно изучающие марксистско-ленинскую науку обращаются в читальный зал за ли­ тературой по интересующим пх темам. Так, например, мы помогли тов. Фомиче­ ву, изучающему политическую эко­ номию. подобрать литературу по теме: «Хозяйственный расчет и рентабельность социалистических предприятий и стро­ ек», тов. СипаПлову — материал по произведениям И. В. Сталина «Об осно­ вах ленинизма» и «К вопросам лениниз­ ма.». Имеющиеся в читальном зале комп­ лекты газет и журналов оказывают по­ мощь лекторам, пропагандистам, офпце- рам-заочникам и другим в подборе нужно­ го им материала. Серьезная помощь оказана тов. Климо­ ву в подборе материала к теме: «Мораль­ ный облик советского офицера», а тов Медникову— в подготовке инструктивного доклада: «Значение высоких морально­ боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной войне». Активными посетителями читального зала являются офицеры тт. Гаврюшин, Зевип, Лучкин. которым оказывается своевременная помощь в подборе литера­ туры по интересующим пх темам. Офи­ цер-заочник А г р о н о в в своей курсовой ра­ боте широко использовал имеющуюся в чи­ тальном зале тематическую папку газет­ ных вырезок «Классные специалисты и отличники учебы». Большую помошь читальный зал оказы­ вает руководителям политзанятий. Свое­ временный подбор литературы к темам политических занятий , методические раз­ работки с указанием примерного плана рассказа, перечня в о п ро с о в д л я беседы и списков рекомендательной литературы и наглядных пособий, тематическая кар­ тотека по вопросам воинского воспитания и книжные выставки литературы по те ­ кущим темам политзанятий являются большим подспорьем для поопаганлистов в их работе по политическому воспита­ нию воинов. В читальный зал нередко обращаются и слушатели университета марксизма- ленинизма. где они находят нужную им литературу, получают спрапочио-бнб.тпо- графическую помошь. К «каждой теме се­ минарских занятии здесь оборулуготся книжные выставки с планом семинара и рекомендательным списком основной и до- полннтел ьной л птевату р ы . Вместе с тем надо отметить, что еще многие офицеры, самостоятельно изучаю­ щие марксисте ко-лонинск уго теорию, не используют по-настоящему книжпые Фон­ ды читального зала и с п р а в о ч н о -б и * )Л П о - графпческий аппарат в своей работе по п о в ы ш е н и ю теоретического уровня. Это результат как нашей все еще слабой свя­ зи с кораблями и частями, т а к и недо­ статочной активной работы партийных и политических руководителей на местах. Укрепление связи с офицерами, изучающи­ ми самостоятельно марксистско-ленин­ скую теорию, постоянное общение с ни­ ми поможет нам оказывать им более дей­ ственную помощь в учебе. А. ПЛЕХАНОВА. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА ЖЕ В БИБЛИОТЕКЕ БУДЕТ ПОРЯДОК? Однажды в библиотеку зашел младший сержант Дочев. — Выдайте мне. пожалуйста, книгу «Салават Юлаев». — обратился он к би­ блиотекарю тов. Куклерюсу. — Эта книга на руках. — безразлич­ но ответил тот. — Неправда, я ее на полке вижу. Только после такого разговора тов. До­ чев получил желаемое произведение. Этот случаи — не исключение. Не проявляет чуткости к людям би­ блиотекарь Куклерюс. Как-то рядовому Юдину необходимо было получить книги для библиотеки-передвижки. Когда Юдин пришел в библиотеку, Куклерюс заявил ему, что выдать их не может, а сам в рабочее время пошел в клуб смотреть фильм. Неоднократно повторялись и такие случаи, когда библиотекарь оставлял на сгоом рабочем месте почтальона. В это время читатели не могли обменить книги. Иной раз в библиотеке нельзя почитать свежих газет и журналов. Па столах их почему-то порою не видно, а самые ин­ тересные журналы вообще не подшивают­ ся. Хочется знать, когда тов. Куклерюс будет добросовестно выполнять свои обя­ занности? Младший сержант В. ХОДЫРЕВ. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА СОСТОЯНИЕ КАТКА? Здесь своеобразный каток: он оборудо­ ван на озере, расположенном на окраине города. Казалось бы. одна забота должна была быть у ответственных за его состоя­ ние — поддерживать лед и своевременно очищать каток от снега. Однако ни то. ни другое не делается. Лед имеет трещины , очищается от снега во время катания, что небезопасно. Кроме того, каток открывается, как правило, на полчаса позже. Ботинки к конькам выдаются сырыми, часто без шнурков. Такое положение впредь нетерпимо. Матрос Б. СОКОЛОВ. Специалисту второго класса старшему матросу Валентину Пехтереву не раз при­ ходилось изготовлять сложные детали, которые были необходимы при эксплу­ атации боевой техники. Он изготовлял их с отличным качеством и в назначенный срок. З а безупречную работу и службу воину об’явлено более десяти благодарностей. Н А СН ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос В. Пехтерев за ра­ ботой у токарного станка. Фото И. Никишова. По следам неопубликованных писем Редакция получила письмо, в котором сообщалось, что в подразделении, где слу­ ж и т рядовой Ахтулов. долгое время от­ сутствуют музыкальные инструменты, настольные игры. Копня письма была н а­ правлена для принятия мер. Как сообщили редакции, факты, ука­ занные в письме, имели место. Еще в 953 году было выявлено много музы­ кальных инструментов и настольных игр, пришедших в негодность, но они не были своевременно заменены. Сейчас эти недо­ статки устраняются, в подразделении имеются шахматы, гитары, балалайки. Тосле проведения переучета, неисправное культпросветимущество будет заменено. Военкор В. Конев в своем письме в редакцию указал, что в подразделении, где он служит, некоторые воины нового пополнения имеют слабую общеобразова­ тельную подготовиу. но занятия с ними проводятся плохо. Как сообщили в редакцию, указанные факты подтвердились. Сейчас с этими воинами занятия проводятся регулярно. Улучшилась и культурно-просветительная работа с молодыми воинами. Для них про­ водятся беседы, доклады, лекции. Н а с т о яща я шк о л а ( З а м е т к и о з и м н е м п о х о д е ) 4 . Т о р п е д ы в ц е л ь Успешная торпедная атак а — резуль­ т а т коллективных усилий всего экипажа. В ней участвуют сигнальщики, зорко наблюдающие за целью, и котельные машинисты, дающие заданный ход, руле­ вые, удерживающие корабль на указан­ ном курсе, и электрики, питающие то­ ком механизмы, строевые, входящие в группу записи, в ра 1 йометристы, следя­ щие за тем. чтобы е момент атаки на ко­ рабль неожиданно не обрушились само­ леты «противника». Но естественно, что главными 1 ействуюшими лицами в этом слаженном боевом ансамбле являются командир и торпедисты. Точные приборы золжны помочь коман­ диру правильно рассчитать залповый пе­ ленг и боевой к у р с . П о в и н у я с ь власт­ ной команде офипера, крутолобые тоопе- ды плюхнутся из аппаратов за борт и. стремительно набирая скорость, понесут­ ся к цели. Решение торпедного треуголь­ ника будет п р о и с х о д и т ь на перепахан­ ной к р у т ы м и валами водной поверхности. И пусть сегодня правильность всех оас- четов не подтвердит я р о с т н ы й в з р ы в , как это бывает во время настоящего сраже­ ния, пусть учебные торпеды сегодня фак­ тически не метнутся из выкрашенных шаровой краской аппаратов, но в дейст­ виях личного состава нет и намека на упрощенчество. Все делается, как п р и боевой стрельбе. Проводить торпешую атаку в таких сложпых условиях морякам ПРИХОДИТСЯ впервые. Непроглядная тьма обступила со всех стопов корабль. Только позади, как привязанное к корме белое полотни­ ще. глянцевито поблескивает размолотая м о г у ч и м и винтами пена. В небольшом торпедном посту не видно вспененного моря, почти не слышно грохочущих ударов волн. Большие элек­ трические лампы заливают помещение ос­ лепительно ярким светом. На круглых табуретах с вертящимися сидениями раз­ местился немногочисленный расчет, об­ служивающий приборы стрельбы во главе со старшиной 2 статьи Николаем Лосе­ вым. Моряки сосредоточенно молчаливы. Сегодняшняя стрельба для них не только серьезный экзамен, но и большая практп ческая школа. Старшина 2 статьи Лосев внимательно следит за показаниями приборов. В его заведывании сложная и разумная тех­ ника. Но моряку п р и я т н о сознавать, что от его умелых рук и прочных знаний бу­ дет главным образом зависеть успех вы­ полнения задачи. Где-то там наверху све­ та бушующих волн идет корабль «про­ тивника». Он стремится уйти от удара. П о э том у необходимо в самый короткий срок точно рассчитать все элементы тор­ педной стрельбы. Старшему матросу Николаю Перемышленникову без труда удается держать красную весьма ч № ствительную стрелку под неподвижным индексом. На небольшом экране появля­ ются все новые и новые данные. «Штормовой поход воспитывает у Пере- мышленникова большое у п о р с т в о и пунк­ туальность», — удовлетворенно отме­ чает Лосев, время от времени поглядывая на своего подчиненного. Да. бывшему зо­ отехнику. Николаю Перемышленникову. привыкшему к степным простопам, нелег­ ко было поначалу в душной тесноте помещения торпедного поста. Не хва­ тало терпения подолгу неподвижно проси­ живать на одном месте, всматриваясь в яркокрасную стрелку прибора, удержи­ вать ее в неподвижном положении. В душе Николай вавЬдовал матросам из расчетов торпедных аппаратов. т?м. кто непосредственно п р о и з в о д и т залп. Ему ка­ залось. что 1 ело. которым занимается он. совсем незначительное. Но потом Перемыш- ленников убедился, что ошибается, недо­ оценивая значения своего поста. Для победы в бою н а корабле важны точные и быстрые действия каждого члена эки­ пажа. — Произвести залп без участия рас­ чета. конечно. можно. — произнес одпажды Лосев, словно угадав сомнения своего подчиненного — Но это будет стрельба впустую. Точность попа лани я в конечном счете зависит от нашей рабо­ ты. Обязанности номера расчета торпедных приборов стрельбы Лосеву пришлись по душе. За несколько месяцев до призыва на военную службу он окончил Физпко- математический Факультет педагогиче­ ского института. Любовь к точным наукам помогла ему сравнительно легко овладеть сложной корабельной специальностью. Ло­ сев с радостью чувствовал свою власть над доверенной ему сложной техникой. Вот сейчас, вращая рукоятки, он почти эщущал. как его цепкие, упрямые руки неотвратимо направляют торпеды в ко­ рабль «противника»... Сигналы извещают личный состав, что торпедная атак а завершена. Команди­ ру передают данные, которые дают воз­ можность определить точность работы рас­ чета. Вскоре старшина' 2 статьи Ло­ сев узнает, что он и его подчиненные действовали безупречно. При фактической стрельба торпеды поразили бы цель на­ верняка. без промаха. 5 . П о з а д а н н о м у к у р с у Неразлучными называют на корабле р у ­ левых. Командир части отметил их отде­ ление как передовое, лучшее, фотографии рулевых — на доске передовых людей корабля. В центре старшина 2 статьи Мо­ розов — командир отделения. Разгляды­ вая его изображение на карточке, мы представляли себе лихого моряка, ве­ сельчака, любящего пои случае покрасо­ ваться своими невероятными морскими по­ хождениями. Но позже, познакомившись с Николаем Морозовым лично, убедились, что наше представление о нем было ошибочным. Среднего роста, плечистый, он сидел на краю мягкого диванчика в штурманской рубке и рассказывал: — Не первый год плаваю. Поначалу, признаться, было трудно. Качнет, так тя­ нет на койку. Даже просил командира спи­ сать меня на берег. Но командир не согла­ сился. ска.тал: «Привыкнете, ведь у вас врожденный талант рулевого». Насчет т а ­ ланта, я понимал, это он. чтоб меня под­ бодрить. а вот о привычке к морю — верно, многие привыкают. — Вас что при сильной качке подме­ няют? Вопрос ему должно быть показался странным. — Как это подменяют? А кто же вах­ ту за меня будет стоять? Свою работу на чужие плечи не перекладываю. Так у нас не делают. Разговор этот мы вспомнили, когда ко­ рабль вышел в самую крутоверть штор­ мового моря. Нелегко стоять вахту в т а ­ ких условиях. Но моряк не поддается качке — он знает, что эту слабость можно преодолеть. Сознание ответствен­ ности. чувство долга — вот что придает ему силы, помогает выстоять, перебороть силы стихии. В шинели, туго затянутой ремнем, стар ­ шина 2 статьи Морозов стоит у своего заделывания в ходовой рубке. Руки его сжимают штурвальное колесо, глаза, вос­ паленные от сильного ветра и бессонни­ цы, сосредоточенно следят за тем, как хо­ дит картушка на репитере гирокомпаса, наблюдают за указателем положения пера РУЛЯ. По тому, как уверенно, точно заданным курсом идет корабль, не рыская и ни еди­ ным неверным движением не нарушая походный порядок, трудно догадаться, что у штурвала стоит человек, который ука­ чивается. Высокое чувство долга, боевое мастерство — вот верные и надежные помощники коммуниста Морозова в самых сложных условиях плавания. Каким-то шестым чувством, которое п р и х о д и т вме­ сте с настоящей зрелостью, Николай, как свое собственное тело, ощущаег корабль, словно он сросся с ним в единое целое. Это замечательное качество еще острей и тоньше оттачивал в нем тяжелый штор­ мовой поход. Как когда-то в школе, ре­ шив, наконец, сложную задачу, Морозов вдруг неожиданно для себя замечал, что поднялся еще на оЛну ступеньку в приоб­ ретении новых знаний, так и теперь, от­ стояв без единого замечания трудную вахту, почувствовал, что его, казалось бы, изученная до топкостей специальность рулевого открыла перед ним неведомые ранее тайники, зоступные человеку на­ стойчивому и любящему свсе дело. «Пожалуй, не будь этого похода, мпе бы не понять, как произвести тот слож­ ный маневр, не рыская. — рассуждал Морозов, располагаясь на отдых. — II вроде качка иол конец на меня оказывала меньше влияния. Да. море, оно суровый и незаменимый учитель для моряка...». Вахту Морозов сдал матросу Гуманю- ку, рулевому, ппиоывшему на кораоль перед походом вместо Евстахия Жов- иера. убывшего в краткосрочный по­ ощрительный отпуск. Старшин матрос Жовнер уроженец Западной Украи­ ны , из деревушки Симоново, что око­ ло города Ровно. В книге Героя Советского Союза Д. Медведева «Это было под Ров­ но» рассказывается о патриотических делах односельчан Евстахия. Эту книгу Жовнер несколько раз перечитал от кор­ ки до корки. Кому не приятно, если о твоей деревне, о хорошо знакомых тебе людях написало в книге?! Да и сам Ев- стахий Жовнер был не последним чело­ веком в своей округе. Комсомолец, он припнмал активное участие в обществен­ ной жизни, работал секретарем сельского Совета. Быть впереди, добиваться, чтобы по тебе равнялись другие, брали с тебя при­ мер — девиз каждого комсомольца, где бы он ни служил и чтобы ему ни пору­ чалось делать. Вот почему и на корабле Жовнер является передовиком. За успехи в боевой и политической учебе имеет несколько поощрений. А на каком ко­ рабле найдешь такой струнный оркестр, как здесь! И руководит им старший ма­ трос Жовнер. «Этот матрос Гуманюк тоже дело свое знает неплохо, только до Евстахия ему еще далеко, — размышляет Морозов. — Как у него там вахта идет? Не случи­ лось бы чего. Сильно все-таки штормит». П как бы в знак подтверждения его опасений, прибежал посыльный со сроч­ ным приказанием: старшине 2 статьи Морозову заступить на вахту. Оказывается матрос Гуманюк допустил на вахте неточность. Для удержания ко­ рабля на курсе нужно было отвернуть вправо, а он, видно, по пеопытности, сде­ лал иначе, и корабль неожиданно стал заваливаться влево. Происходило это во время плавания в узкости и могло доро­ го обойтись кораблю. На помощь Гуманю- ку во-время пришел командир отделения рулевых. 6 . О ш и б к а р а д и о м е т р и с т а Д м и т р и э Е а Переваливая через круты е бугры волн, корабль продолжал плавание. Много раз колокола громкого боя возвещали учеб- пые боевые тревоги. Потерян счет оди­ ночных и частных учений на боевых по­ стах . А поход еще не окончен. Время уп ­ лотнено до предела. Одна вводная сле­ дует за другой. На мостике бдительно несут вахту си­ гнальщики старшины 2 статьи Терехова. Внимательно наблюдают за морем стар­ ший матрос Евгений Пискунов и молодой матрос Анатолий Копылов. Корабль по­ переменно кренится с борта на борт. Ко­ пылов вахту несет отлично, почти не уступая ни в чем старослужащим. А вах­ та не из легких. Моряки, стоят на сквоз­ ном ветру, промокшие. * Матросу Петру Маневскому приказано передать семафор. Он торопится и в спешке путает знаки. Вахтенный офицер делает ему замечание. «После вахты нужно будет с ним пого­ ворить по душам», — принимает реше­ ние командир отделения Терехов. От т а ­ ких бесед «по душам» провинившихся матросов прошибает потом. — Внимательно следить за воздухом. Возможно появление самолетов, — напом­ нил командир корабля. Радиометрист матрос Дмитриев настроил аппаратуру. Он рассеянно следил за пере­ ливистой светлой полоской на экране. В зоне его наблюдения — чисто. Но нельзя успокаиваться ни н а минуту. Бдитель­ ность нужна исключительно высокая и непрерывная, неусыпная, ибо скорости самолетов невероятно возросли. Аппара­ тура на мгновение фиксирует появление какого-то движущегося предмета и снова на экране все попрежнему. «Наверное, мпе показалось, — решил матрос. — А, -может быть, доложить. Нет, это, наверпое. не самолет. Появится еще раз, доложу». Но доложить ему так и не пришлось. Через несколько минут самолет «против­ ника» появился над кораблем... Случай этот произошел в мирное вре­ мя, на занятиях . А будь он в боевой об­ становке, ошибка матроса Дмитриева могла сорвать выполнение задания, а мо­ ж ет быть и привести к гибели корабля. Видимо, требование быть в постоянной боевой готовности еще не стало для ра­ диометриста непреложным законом. Ви­ димо, матрос Дмитриев забыл м у д р у ю по­ говорку: в мирное время, к а к и на воине, бдительность нужна вдвойне. Е. ДНЕПРОВ. С. ХАЧАТУРЯН. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz