На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
н с т р а ж е З а п о л я р ь я 28 января 1955 г.. № 23 (51751 .ш /п д о а / - о В с ш н с и п р и с я г ХРАБРОСТЬ—ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО СОВЕТСКОГО ВОИНА С огромной радостью советские юноши | отвагу военных моряков, которые золоты- по призыву любимой Родины идут слу- м 'л буквами вписали много новых страниц жить под боевые знамена Советских Во- в книгу русской морской славы. Большое оружейных Сил. овеянные славой побед, число кораблей, частей, соединений Воен- Молодые патриоты законно гордятся тем, но-Морского Флота, тысячи моряков не что героический советский народ вручил граждены орденами и медалями. 513 из ич первоклассное оружие и доверил охра- них присвоено звание Героя Советского нить мирный созидательный труд, госу- Союза. дарственные интересы и священные ру- Беспримерную храбрость проявили мо- бсжн нашей великой Ролины. I ряки-черночорцы. отстаивая горол оус- Еаждый советский гражданин, вступая С5^й морской славы Севастополь. В в ряды Вооруженных Сил Союза ССР, I У п о р н ы х оборонительных боях защитники принимает Военную поисяпу, дает торже ственную клятву на верность своей соци алистической Родине, своему народу. Военная присяга обязывает советского воина быть честным, храбрым, диспипли- Севастополя на 8 месяцев задержали вра га у стен морской крепости. Враг потерял под Севастополем убитыми и ранеными свыше 300 тысяч солдат и офицеров. Совместно с частями Советской Армии нированным. бдительным воином, строго *?&бро сражались с врагом военные моря- хранить военную и государственную тай - Балтийского и Северного флотов. Ду ну. беспрекословно выполнять все воин- наиской и Амурской флотилий. Тихо- ские уставы и приказы командиров и на- океанского флота. чальников. Советский воин клянется за- В боях с японскими империалистами в щищать свою Родину мужественно, умело, августе года коммунист старшина с достоинством и честью, не щадя своей 1 статьи ^ Николай Вилков повторил крови и самой жизни для достижения пол- бессмертный подвиг Александра Матросо- ной победы над врагами. Николаю Александровичу Вилкову Таким образом в Военной присяге в чи- посмертно присвоено звание Героя Совет- сле первых указывается храбрость, как | ск<)го Союза. Его имя навечно занесено в списки корабля. Коммунист Николай Фильченков и его боевые друзья — матросы Юрий Паршин, Даниил Одинцов. Василий Цибулько и Иван Красносельский бросились со связ ка- одно из необходимых и важнейших честв советского воина. Что же такое храбрость, в чем она про является я какое имеет значение для со ветского воина? Храбрыми называют воинов, которые, не ками пранат под фашистские танки , что- зная страха в борьбе с врагами нашей не пропустить врага. Герои пали Родины, смело идут навстречу опасности смертью храбрых, но враг не прошел и добиваются победы. Быть храбрым — ^ беззаветным мужеством, беспример- это значит бесстрашно вступать в бой, храбростью. высокой боевой актив- беспощадно громить врага: это значит ре- иостыо и стойкостью действовали в боях шительно и смело идти навстречу любым воины Северного флота. Ярким образцом препятствиям и трудностям походно-бое- бесстрашия и героизма в бою является, вой обстановки, настойчиво преодолевать например, подвиг старшины 2 статьи Ли- их и добиваться безупречного выполнения стпва. В ожесточенном бою коммунист Ли- поставленной задачи. стов оказался один против двух десятков Великий Ленин, создавший наше госу- Фашистских солдат. Гитлеровцы намереэа- дарство. говорил» что основным качест- лпсь взять его в плен. Листов спокойно и вом советских людей должны быть хваб- хладнокровно расстреливал наседавших н а рость. отвала, незнание страха в борьбе, него врагов, а когда вышли патроны, стал готовность биться против врагов нашей действовать гранатами. Кончились грана- Родины. Коммунистическая партия и Со- ты — раненый моряк, схватив винтовку ветское правительство всемерно развивают за ствол, продолжал уничтожать гитле- ьо всем нашем народе это драгоценное ка- ров пев прикладом, чество. Боевой опыт наших Вооруженных Сил Еще на заре зарождения наших Воору- наглядно подтвердил огромное значение женных Сил Коммунистическая партия храбрости для достижения победы и дока- указывала, ч^м надо внушить каждому зал, что советский воин является само- воину, что от храбрости, решительности и отверженным, беззаветно храбрым в бою, преданности зависит победоносное оконча- стойким в походе и смелым в борьбе кие войны. В ответ на призыв Коммуни- врагами. Храбрость помогает с честью вы- стической партии рабочие и крестьяне в ходить из самых трудных положений как борьйе с иностранной военной интерввн- в р ^ в ой обстановке, так и в мирных ус- пиеи и внутренней контрреволюцией, от- ЛОвиях. Недаром еще великий русский стаивая свою родную Советскую власть, полководец А. В. Суворов говорил: «Смерть проявляли чудеса мужества и героизма. бежит от ш тыка и сабли храброго». «Кто Эти драгоценные качества советских _ w ЖПВ, Кто C3tu — w r цел!». воинов — воинов победителей еше я>че Н4Ш m p 0 I уважает „ п<>читает храбрых в м и проявлены в готы Великой О течен - ^ м отмечает их боевые за- венной войны. слуги Летопись Великой Отечественной войны т, наглядно свидетельствует о том. что Со- « и * ,-,,!? г ветская А р м и я и Военно-Морской Флот ™ связаны с т т е р е о ам и народа, прославились массовым героизмом. Свыше Источниками морально-боевых качеств co l l тысяч советских воинов удостоены детских людей является животворным со- гвания Героя Советского Союза. Более ста 5етскпй патриотизм, морально-политиче- воинов стали дважды и т р и ж д ы Героями ское единство оощества. дружба народов. Советского Союза. мудрое руководство Коммунистической пар- Героические защитники Москвы и Ле- Т1ГИ- Благородное чувство пламенной люб- нннграта. Сталинграда. Одессы и Севасто- ви R Родине и жгучей ненависти к ее поля. Северного Кавказа и Советского За- врагам, беззаветная верность воинскому полярья показали образцы беззаветной лолгу зовут советского воина к подвигу храбрости, железной стойкости и мужест-1 порождают храбрость и мужество. ва. Бесстрашными, отважными показали себя советские воины и в наступатель- р ы х боях. Наш народ по достоинству от метил мужество и стойкость, героизм и Совсем иное приходится наблюдать в армиях капиталистических стран. Империалисты стремятся разжечь у солдат низменные чувства, прививают им зверские навыки, выращивая убийц, борьбе с безоружным населением «храо- рость» американских вояк не знает гра ниц. Однако в боевой обстановке, как наглядно показала война в Корее, амери канскими вояками часто овладевает страх и трусость. Так. «храбрый» в расправах с мирным населением, американский сер жант Мильтон в одном из боев в Корее при приближении Народной армии cftpo- сил форменную куртку и надел корейскую широкополую шляпу. В нижней рубахе и в корейской шляпе он был захвачен плен. Перетрусивший вояка бросился на колени перед корейскими вон ними и со слезами стал умолять сохранить ему жизнь. Подобного рода «храбрецов» метко ха рактеризует народная поговорка: «Моло дец против овеп. а против молодца сам овца». Ни в одной капиталистической стране нет таких благоприятных условий для проявления храбрости, как у нас. Совет ский общественный и государственный строй, весь «уклад нашей жизни способ ствуют выработке у советского человека качеств, делающих его смелым, не боя щимся трудностей. Советский народ пол руководством родной Коммунистической партии построил социалистическое обще ство и успешно строит коммунизм. Все это рождает у наших людей уверенность в своих силах, решительность и настой чивость в достижении цели. Храбрость без воинской дисциплины — безрассудная храбрость, она может оказаться бесцель ной. Смелость и отвага это только одна сторона героизма. Другая сторона — не менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тог да когда смелость, отвага, готовность к риску сочетаются с отличными знаниями. Следовательно, чтобы храбро сражаться, надо добросовестно изучать военное дело, отлично знать свою военную специаль ность. в совершенстве владеть боевой тех никой. «Хочешь быть мужественным, храбрым воином, — говорит Герой Совет ского Союза Алексей Маресьев,— настой чиво. с любовью изучай военное дело, по вышай свои политические знания. Хорошо подготовленный воин сражается уверенно и смело. Преодоление трудностей в повсе дневной жизни — вот истинная школа воспитания воли, мужества, храбрости». Образцовая дисциплинированность вои на. точное и беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников — основа храбрости и отваги, верный путь к героизму. Храбрость нужна#каждому советскому воину, она потребна всюду и при всех случаях армейской жизни. Храбрость, му жество и другие высокие морал ьно- бое вые качества не являются прирожденны ми. Они вырабатываются в борьбе с трудностями. Пдти смело навстречу всем препятствиям и трудностям и настойчи во их преодолевать — таков путь истин но храброго воина. Быть храбрым — патриотический долг каждого советского бойца. Молодые воины с первых дней службы должны всемерно развивать в себе высокие .морально-бое вые качества, необходимые в борьбе с сильным, коварным, технически оснащен ным противником: повседневно бороться зч повышение боеспособности и боевой го товности частей и кораблей. Офицер А. КАРЕЛИН. Шире использовать книжные пособия для самостоятельной учебыофицеров Подавляющее большинство офицеров в этом году изучает марксистско-ленинскую теорию самостоятельно. В связи с этим возросла и р о л ь справочно-библиопрафи- ческой работы читальных залов. Учиты вая это, в Доме офицеров оборудованы комнаты самостоятельной работы, которые открыты ежедневно. По понедельникам» средам и четвергам в них пооволятся^ кон сультации по вопросам и с т о р и и КПСС, философии, политэкономии, по междуяа-' родному положению и по вопросам науч но-атеистической пропаганды. Здесь оборудованы книжные выставки в помощь изучающим историю КПСС, по литэкономию. философию, имеются при мерные планы изучения тем, рекоменда тельные списки основной и дополнитель ной литературы. В Доме офицеров организован цикл лекций в помощь самостоятельной учебе офицеров. Лекции читаются по политэко номии — по вторникам второй недели каждого месяца, по диалектическому и историческому материализму — по пят ницам второй недели каждого месяца, по истории КПСС — по пятницам пергой недели каждого месяца. По пятницам третьей недели каждого месяца читается цикл лекций «У политической карты ми ра». В читальном зале укомплектована необходимая литература по вопросам ис тории КПСС, философии, политэкономии, военному и военно-морскому делу и по другим вопросам. Весь справочно-б пбли ограф ическ ии ап парат: картотека журнально-газетных ста тей, тематические картотеки, рекоменда тельные списки литературы , тематические папки газетных вырезок, книжные вы ставки и т. д. — направлен на то. что бы оказать максимальную помощь офице рам, самостоятельно изучающим маркси стско-ленинскую теорию. слушателям вечернего университета марксизма- ленинизма. руководителям групп полит занятий . лекторскому составу и т. д. За последнее время значительно уве личилось число офицеров, посещающих читальный зал. Многие самостоятельно изучающие марксистско-ленинскую науку обращаются в читальный зал за ли тературой по интересующим пх темам. Так, например, мы помогли тов. Фомиче ву, изучающему политическую эко номию. подобрать литературу по теме: «Хозяйственный расчет и рентабельность социалистических предприятий и стро ек», тов. СипаПлову — материал по произведениям И. В. Сталина «Об осно вах ленинизма» и «К вопросам лениниз ма.». Имеющиеся в читальном зале комп лекты газет и журналов оказывают по мощь лекторам, пропагандистам, офпце- рам-заочникам и другим в подборе нужно го им материала. Серьезная помощь оказана тов. Климо ву в подборе материала к теме: «Мораль ный облик советского офицера», а тов Медникову— в подготовке инструктивного доклада: «Значение высоких морально боевых качеств личного состава Армии и Флота в современной войне». Активными посетителями читального зала являются офицеры тт. Гаврюшин, Зевип, Лучкин. которым оказывается своевременная помощь в подборе литера туры по интересующим пх темам. Офи цер-заочник А г р о н о в в своей курсовой ра боте широко использовал имеющуюся в чи тальном зале тематическую папку газет ных вырезок «Классные специалисты и отличники учебы». Большую помошь читальный зал оказы вает руководителям политзанятий. Свое временный подбор литературы к темам политических занятий , методические раз работки с указанием примерного плана рассказа, перечня в о п ро с о в д л я беседы и списков рекомендательной литературы и наглядных пособий, тематическая кар тотека по вопросам воинского воспитания и книжные выставки литературы по те кущим темам политзанятий являются большим подспорьем для поопаганлистов в их работе по политическому воспита нию воинов. В читальный зал нередко обращаются и слушатели университета марксизма- ленинизма. где они находят нужную им литературу, получают спрапочио-бнб.тпо- графическую помошь. К «каждой теме се минарских занятии здесь оборулуготся книжные выставки с планом семинара и рекомендательным списком основной и до- полннтел ьной л птевату р ы . Вместе с тем надо отметить, что еще многие офицеры, самостоятельно изучаю щие марксисте ко-лонинск уго теорию, не используют по-настоящему книжпые Фон ды читального зала и с п р а в о ч н о -б и * )Л П о - графпческий аппарат в своей работе по п о в ы ш е н и ю теоретического уровня. Это результат как нашей все еще слабой свя зи с кораблями и частями, т а к и недо статочной активной работы партийных и политических руководителей на местах. Укрепление связи с офицерами, изучающи ми самостоятельно марксистско-ленин скую теорию, постоянное общение с ни ми поможет нам оказывать им более дей ственную помощь в учебе. А. ПЛЕХАНОВА. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ КОГДА ЖЕ В БИБЛИОТЕКЕ БУДЕТ ПОРЯДОК? Однажды в библиотеку зашел младший сержант Дочев. — Выдайте мне. пожалуйста, книгу «Салават Юлаев». — обратился он к би блиотекарю тов. Куклерюсу. — Эта книга на руках. — безразлич но ответил тот. — Неправда, я ее на полке вижу. Только после такого разговора тов. До чев получил желаемое произведение. Этот случаи — не исключение. Не проявляет чуткости к людям би блиотекарь Куклерюс. Как-то рядовому Юдину необходимо было получить книги для библиотеки-передвижки. Когда Юдин пришел в библиотеку, Куклерюс заявил ему, что выдать их не может, а сам в рабочее время пошел в клуб смотреть фильм. Неоднократно повторялись и такие случаи, когда библиотекарь оставлял на сгоом рабочем месте почтальона. В это время читатели не могли обменить книги. Иной раз в библиотеке нельзя почитать свежих газет и журналов. Па столах их почему-то порою не видно, а самые ин тересные журналы вообще не подшивают ся. Хочется знать, когда тов. Куклерюс будет добросовестно выполнять свои обя занности? Младший сержант В. ХОДЫРЕВ. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА СОСТОЯНИЕ КАТКА? Здесь своеобразный каток: он оборудо ван на озере, расположенном на окраине города. Казалось бы. одна забота должна была быть у ответственных за его состоя ние — поддерживать лед и своевременно очищать каток от снега. Однако ни то. ни другое не делается. Лед имеет трещины , очищается от снега во время катания, что небезопасно. Кроме того, каток открывается, как правило, на полчаса позже. Ботинки к конькам выдаются сырыми, часто без шнурков. Такое положение впредь нетерпимо. Матрос Б. СОКОЛОВ. Специалисту второго класса старшему матросу Валентину Пехтереву не раз при ходилось изготовлять сложные детали, которые были необходимы при эксплу атации боевой техники. Он изготовлял их с отличным качеством и в назначенный срок. З а безупречную работу и службу воину об’явлено более десяти благодарностей. Н А СН ИМ К Е : специалист второго класса старший матрос В. Пехтерев за ра ботой у токарного станка. Фото И. Никишова. По следам неопубликованных писем Редакция получила письмо, в котором сообщалось, что в подразделении, где слу ж и т рядовой Ахтулов. долгое время от сутствуют музыкальные инструменты, настольные игры. Копня письма была н а правлена для принятия мер. Как сообщили редакции, факты, ука занные в письме, имели место. Еще в 953 году было выявлено много музы кальных инструментов и настольных игр, пришедших в негодность, но они не были своевременно заменены. Сейчас эти недо статки устраняются, в подразделении имеются шахматы, гитары, балалайки. Тосле проведения переучета, неисправное культпросветимущество будет заменено. Военкор В. Конев в своем письме в редакцию указал, что в подразделении, где он служит, некоторые воины нового пополнения имеют слабую общеобразова тельную подготовиу. но занятия с ними проводятся плохо. Как сообщили в редакцию, указанные факты подтвердились. Сейчас с этими воинами занятия проводятся регулярно. Улучшилась и культурно-просветительная работа с молодыми воинами. Для них про водятся беседы, доклады, лекции. Н а с т о яща я шк о л а ( З а м е т к и о з и м н е м п о х о д е ) 4 . Т о р п е д ы в ц е л ь Успешная торпедная атак а — резуль т а т коллективных усилий всего экипажа. В ней участвуют сигнальщики, зорко наблюдающие за целью, и котельные машинисты, дающие заданный ход, руле вые, удерживающие корабль на указан ном курсе, и электрики, питающие то ком механизмы, строевые, входящие в группу записи, в ра 1 йометристы, следя щие за тем. чтобы е момент атаки на ко рабль неожиданно не обрушились само леты «противника». Но естественно, что главными 1 ействуюшими лицами в этом слаженном боевом ансамбле являются командир и торпедисты. Точные приборы золжны помочь коман диру правильно рассчитать залповый пе ленг и боевой к у р с . П о в и н у я с ь власт ной команде офипера, крутолобые тоопе- ды плюхнутся из аппаратов за борт и. стремительно набирая скорость, понесут ся к цели. Решение торпедного треуголь ника будет п р о и с х о д и т ь на перепахан ной к р у т ы м и валами водной поверхности. И пусть сегодня правильность всех оас- четов не подтвердит я р о с т н ы й в з р ы в , как это бывает во время настоящего сраже ния, пусть учебные торпеды сегодня фак тически не метнутся из выкрашенных шаровой краской аппаратов, но в дейст виях личного состава нет и намека на упрощенчество. Все делается, как п р и боевой стрельбе. Проводить торпешую атаку в таких сложпых условиях морякам ПРИХОДИТСЯ впервые. Непроглядная тьма обступила со всех стопов корабль. Только позади, как привязанное к корме белое полотни ще. глянцевито поблескивает размолотая м о г у ч и м и винтами пена. В небольшом торпедном посту не видно вспененного моря, почти не слышно грохочущих ударов волн. Большие элек трические лампы заливают помещение ос лепительно ярким светом. На круглых табуретах с вертящимися сидениями раз местился немногочисленный расчет, об служивающий приборы стрельбы во главе со старшиной 2 статьи Николаем Лосе вым. Моряки сосредоточенно молчаливы. Сегодняшняя стрельба для них не только серьезный экзамен, но и большая практп ческая школа. Старшина 2 статьи Лосев внимательно следит за показаниями приборов. В его заведывании сложная и разумная тех ника. Но моряку п р и я т н о сознавать, что от его умелых рук и прочных знаний бу дет главным образом зависеть успех вы полнения задачи. Где-то там наверху све та бушующих волн идет корабль «про тивника». Он стремится уйти от удара. П о э том у необходимо в самый короткий срок точно рассчитать все элементы тор педной стрельбы. Старшему матросу Николаю Перемышленникову без труда удается держать красную весьма ч № ствительную стрелку под неподвижным индексом. На небольшом экране появля ются все новые и новые данные. «Штормовой поход воспитывает у Пере- мышленникова большое у п о р с т в о и пунк туальность», — удовлетворенно отме чает Лосев, время от времени поглядывая на своего подчиненного. Да. бывшему зо отехнику. Николаю Перемышленникову. привыкшему к степным простопам, нелег ко было поначалу в душной тесноте помещения торпедного поста. Не хва тало терпения подолгу неподвижно проси живать на одном месте, всматриваясь в яркокрасную стрелку прибора, удержи вать ее в неподвижном положении. В душе Николай вавЬдовал матросам из расчетов торпедных аппаратов. т?м. кто непосредственно п р о и з в о д и т залп. Ему ка залось. что 1 ело. которым занимается он. совсем незначительное. Но потом Перемыш- ленников убедился, что ошибается, недо оценивая значения своего поста. Для победы в бою н а корабле важны точные и быстрые действия каждого члена эки пажа. — Произвести залп без участия рас чета. конечно. можно. — произнес одпажды Лосев, словно угадав сомнения своего подчиненного — Но это будет стрельба впустую. Точность попа лани я в конечном счете зависит от нашей рабо ты. Обязанности номера расчета торпедных приборов стрельбы Лосеву пришлись по душе. За несколько месяцев до призыва на военную службу он окончил Физпко- математический Факультет педагогиче ского института. Любовь к точным наукам помогла ему сравнительно легко овладеть сложной корабельной специальностью. Ло сев с радостью чувствовал свою власть над доверенной ему сложной техникой. Вот сейчас, вращая рукоятки, он почти эщущал. как его цепкие, упрямые руки неотвратимо направляют торпеды в ко рабль «противника»... Сигналы извещают личный состав, что торпедная атак а завершена. Команди ру передают данные, которые дают воз можность определить точность работы рас чета. Вскоре старшина' 2 статьи Ло сев узнает, что он и его подчиненные действовали безупречно. При фактической стрельба торпеды поразили бы цель на верняка. без промаха. 5 . П о з а д а н н о м у к у р с у Неразлучными называют на корабле р у левых. Командир части отметил их отде ление как передовое, лучшее, фотографии рулевых — на доске передовых людей корабля. В центре старшина 2 статьи Мо розов — командир отделения. Разгляды вая его изображение на карточке, мы представляли себе лихого моряка, ве сельчака, любящего пои случае покрасо ваться своими невероятными морскими по хождениями. Но позже, познакомившись с Николаем Морозовым лично, убедились, что наше представление о нем было ошибочным. Среднего роста, плечистый, он сидел на краю мягкого диванчика в штурманской рубке и рассказывал: — Не первый год плаваю. Поначалу, признаться, было трудно. Качнет, так тя нет на койку. Даже просил командира спи сать меня на берег. Но командир не согла сился. ска.тал: «Привыкнете, ведь у вас врожденный талант рулевого». Насчет т а ланта, я понимал, это он. чтоб меня под бодрить. а вот о привычке к морю — верно, многие привыкают. — Вас что при сильной качке подме няют? Вопрос ему должно быть показался странным. — Как это подменяют? А кто же вах ту за меня будет стоять? Свою работу на чужие плечи не перекладываю. Так у нас не делают. Разговор этот мы вспомнили, когда ко рабль вышел в самую крутоверть штор мового моря. Нелегко стоять вахту в т а ких условиях. Но моряк не поддается качке — он знает, что эту слабость можно преодолеть. Сознание ответствен ности. чувство долга — вот что придает ему силы, помогает выстоять, перебороть силы стихии. В шинели, туго затянутой ремнем, стар шина 2 статьи Морозов стоит у своего заделывания в ходовой рубке. Руки его сжимают штурвальное колесо, глаза, вос паленные от сильного ветра и бессонни цы, сосредоточенно следят за тем, как хо дит картушка на репитере гирокомпаса, наблюдают за указателем положения пера РУЛЯ. По тому, как уверенно, точно заданным курсом идет корабль, не рыская и ни еди ным неверным движением не нарушая походный порядок, трудно догадаться, что у штурвала стоит человек, который ука чивается. Высокое чувство долга, боевое мастерство — вот верные и надежные помощники коммуниста Морозова в самых сложных условиях плавания. Каким-то шестым чувством, которое п р и х о д и т вме сте с настоящей зрелостью, Николай, как свое собственное тело, ощущаег корабль, словно он сросся с ним в единое целое. Это замечательное качество еще острей и тоньше оттачивал в нем тяжелый штор мовой поход. Как когда-то в школе, ре шив, наконец, сложную задачу, Морозов вдруг неожиданно для себя замечал, что поднялся еще на оЛну ступеньку в приоб ретении новых знаний, так и теперь, от стояв без единого замечания трудную вахту, почувствовал, что его, казалось бы, изученная до топкостей специальность рулевого открыла перед ним неведомые ранее тайники, зоступные человеку на стойчивому и любящему свсе дело. «Пожалуй, не будь этого похода, мпе бы не понять, как произвести тот слож ный маневр, не рыская. — рассуждал Морозов, располагаясь на отдых. — II вроде качка иол конец на меня оказывала меньше влияния. Да. море, оно суровый и незаменимый учитель для моряка...». Вахту Морозов сдал матросу Гуманю- ку, рулевому, ппиоывшему на кораоль перед походом вместо Евстахия Жов- иера. убывшего в краткосрочный по ощрительный отпуск. Старшин матрос Жовнер уроженец Западной Украи ны , из деревушки Симоново, что око ло города Ровно. В книге Героя Советского Союза Д. Медведева «Это было под Ров но» рассказывается о патриотических делах односельчан Евстахия. Эту книгу Жовнер несколько раз перечитал от кор ки до корки. Кому не приятно, если о твоей деревне, о хорошо знакомых тебе людях написало в книге?! Да и сам Ев- стахий Жовнер был не последним чело веком в своей округе. Комсомолец, он припнмал активное участие в обществен ной жизни, работал секретарем сельского Совета. Быть впереди, добиваться, чтобы по тебе равнялись другие, брали с тебя при мер — девиз каждого комсомольца, где бы он ни служил и чтобы ему ни пору чалось делать. Вот почему и на корабле Жовнер является передовиком. За успехи в боевой и политической учебе имеет несколько поощрений. А на каком ко рабле найдешь такой струнный оркестр, как здесь! И руководит им старший ма трос Жовнер. «Этот матрос Гуманюк тоже дело свое знает неплохо, только до Евстахия ему еще далеко, — размышляет Морозов. — Как у него там вахта идет? Не случи лось бы чего. Сильно все-таки штормит». П как бы в знак подтверждения его опасений, прибежал посыльный со сроч ным приказанием: старшине 2 статьи Морозову заступить на вахту. Оказывается матрос Гуманюк допустил на вахте неточность. Для удержания ко рабля на курсе нужно было отвернуть вправо, а он, видно, по пеопытности, сде лал иначе, и корабль неожиданно стал заваливаться влево. Происходило это во время плавания в узкости и могло доро го обойтись кораблю. На помощь Гуманю- ку во-время пришел командир отделения рулевых. 6 . О ш и б к а р а д и о м е т р и с т а Д м и т р и э Е а Переваливая через круты е бугры волн, корабль продолжал плавание. Много раз колокола громкого боя возвещали учеб- пые боевые тревоги. Потерян счет оди ночных и частных учений на боевых по стах . А поход еще не окончен. Время уп лотнено до предела. Одна вводная сле дует за другой. На мостике бдительно несут вахту си гнальщики старшины 2 статьи Терехова. Внимательно наблюдают за морем стар ший матрос Евгений Пискунов и молодой матрос Анатолий Копылов. Корабль по переменно кренится с борта на борт. Ко пылов вахту несет отлично, почти не уступая ни в чем старослужащим. А вах та не из легких. Моряки, стоят на сквоз ном ветру, промокшие. * Матросу Петру Маневскому приказано передать семафор. Он торопится и в спешке путает знаки. Вахтенный офицер делает ему замечание. «После вахты нужно будет с ним пого ворить по душам», — принимает реше ние командир отделения Терехов. От т а ких бесед «по душам» провинившихся матросов прошибает потом. — Внимательно следить за воздухом. Возможно появление самолетов, — напом нил командир корабля. Радиометрист матрос Дмитриев настроил аппаратуру. Он рассеянно следил за пере ливистой светлой полоской на экране. В зоне его наблюдения — чисто. Но нельзя успокаиваться ни н а минуту. Бдитель ность нужна исключительно высокая и непрерывная, неусыпная, ибо скорости самолетов невероятно возросли. Аппара тура на мгновение фиксирует появление какого-то движущегося предмета и снова на экране все попрежнему. «Наверное, мпе показалось, — решил матрос. — А, -может быть, доложить. Нет, это, наверпое. не самолет. Появится еще раз, доложу». Но доложить ему так и не пришлось. Через несколько минут самолет «против ника» появился над кораблем... Случай этот произошел в мирное вре мя, на занятиях . А будь он в боевой об становке, ошибка матроса Дмитриева могла сорвать выполнение задания, а мо ж ет быть и привести к гибели корабля. Видимо, требование быть в постоянной боевой готовности еще не стало для ра диометриста непреложным законом. Ви димо, матрос Дмитриев забыл м у д р у ю по говорку: в мирное время, к а к и на воине, бдительность нужна вдвойне. Е. ДНЕПРОВ. С. ХАЧАТУРЯН. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz