На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 января 1955 г.. № 16 (5168). ЦелЬ поймана ! . . Зенитчики неустанно повышают свое боевое мастерство Короток полярный • день. Бледноголу бой рассвет едва коснулся хмурых, за снеженных сопок, и вот уже вновь над их вершинами засверкали бесчисленные рос сыпи звезд. комавдНЬм пункте горит электриче ский свет. Командир батареи, склонив шись над планшетом, внимательно изу чает обстановку. Тревожно загудел телефон. Дежурный телефонист раскрыл было вахтенный Ж 1 рнал, но затем быстро отодвинул его в сторону и, слегка волнуясь, доложил: — Квадрат,., самолет «противника». Тревога! Обгоняя друг друга. из казармы стре мительно выбегали артиллеристы и на правлялись на огневую позицию. Видно, как при свете аккумуляторных лампочек проверяют свои завгдывания на.водчикн, заряжающие и другие номера расчетов. И вот уже один за другим следуют доклады о готовности к бою. Грозно взметнудось в небо и замерли стальные тела орудий... Раньше всех свои рабочие места зан я ли операторы. Командир отделения Гилб- равтас, награжденный знаком отличного специалиста, уверен в подчиненных. Он хорошо знает достоинства и недостатки каждого из них. Было время, когда, на пример, матрос Дерябин с трудом ловил цель, а, поймав, не мог сопровождать ее. Это происходило потому, что, не имея до статочного опыта и натренированности, оператор с опозданием производил неко- торые движения. Гилбрантас видел, что воин не осознал еще глубоко значения четкого выполнения своих обязанностей на боевом посту. Он репгил раз’яснить подчиненному важность стоящих перед ним задач. — В нашем деле каждая секунда доро га, — говорил он, — чуть замешкался— и упустил цель. А в современных услови ях , когда скорость самолета достигает скорости звука, особенно необходимы бы строта и точность в работе операторов. Помните — малейшая ваша ошибка мо жет отрицательно оказаться н а боевых действиях артиллеристов батареи. Хотите, дополнительно займемся отработкой прие мов. Дерябин охотно согласился. — Я я оам хотел попросить вас об этом. — обрадованно сказал он. Получив разрешение у командира, зе нитчики приступили к занятиям. Дело пошло лучше. Вскоре матрос Дерябин от работал свои движения до автоматизма. Теперь он— ’передовой воин. Но достигну тое — не предел. Дерябин решил еще бо лее основательно изучить электротехнику, что весьма необходимо для того, чтобы стать мастером своего дела. Бок о бок с ним учится н работает на боевом посту отличник боевой и полити ческой подготовки комсомолец Матиешус. Его заведование всегда в отличном со стоянии. „ , А вот «новички» матросы Петривокий и Юкляевский. В отделении они совсем недавно. Им было очень трудно овладеть сложной боевой техникой. Комсомолец Микельсонс старательно передавал матро сам знания и опыт, прививал им любовь к технике. рассказывал, кая он добился звания классного специалиста. Петрив- скии и Юкляевский освоили сложные ме ханизмы. научились быстро устранять неисправности, четко и уверенно выпол нять установленные нормативы. — ...Включить станцию! — приказал командир. Дизелист старший матрос Артемов за вел двигатель. Дерябин поставил тумблер в положение «включено». — Станция включена! — Произвести поиск в квадрате!.. Оператор быстро подготовил основные установки и, получив данные, доложил: — Есть цель! — Сопровождать цель! — последовала команда. Оператор внимательно следит за экра ном. Видно, как «цель» стремительно приближается к зоне огня. Еще несколько мгновений, и загремят залпы орудий... Большую работу по воспитанию и обу чению подчиненных проводит коммунист офицер Ершов. Для этого он использует учебное время, часы политико-массовой «работы. Всякий раз по окончании зан я тий и тренировок Ершов разбирает ошиб ки, допущенные воинами, показывает, как исправить их, отмечает достигнутые ус пехи. Это, несомненно, дает большую пользу / Вот. например, как было подготовлено и проведено собеседование на тему: «При емное устройство станции». Активисты Дерябин, Гилбрантас и другие воины ста л а готовиться к выступлениям. Одновре менно Микельсонс провел беседы с матро сами. Были подобраны соответствующие схемы и плакаты . В указанное время вои ны собрались в назначенном месте. Всту пительное слово сделал Ершов. Он рас сказал о необходимости настойчиво и зу чать боевую технику, беречь ее, быть в постоянной боевой готовности. Затем матросы Гилбрантас и Дерябин обстоятельно рассказали о назначении приемного устройства и его работе. Ма трос Матиешус дополнил выступления то варищей. Выступавшим были заданы во просы. В частности, многих интересовало, как работает приемное устройство во вре мя применения противником активных и пассивных помех. Заключение сделал офицер. Он подвел итоги, указал на некоторые ошибки, до пущенные выступавшими, ответил на во просы. Такие мероприятия здесь нередки. Они во многом способствуют изучению сложной боевой техники, воспитывают iy воинов любовь к ней. практические н а выки в работе. С этой же целью офицер Ершов умело использует политические з а нятия. Так, например, провоая рассказ по теме: «Постоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой». Ершов показал, какую огромную роль иг рают умение и знания в достижении победы над врагом. Повседневной и кропотливой работой по обучению и воспитанию подчиненных Ершов сумел сплотить' личный состав " в дружный Соевой коллектив, способный успешно решать стоящие перед ним зада чи. ...В комнате политпросветработы. где по вечерам всегда оживленно и весело, н а самом видном месте помещен на древ ко алый треугольник, обрамленный золо той тесьмой. Этот почетный в ы м п р л не давно вручен подразделению. X. АНИСИМОВ. О методической подготовке старшин П и с ь м о в р е д а к ц и ю П е р в ы е у с п е х и С первых дней службы молодой матрос Казаков с большим старанием взялся за изучение своего заведываиия. Он внима тельно наблюдал за работой старших това рищей, перенимал их опыт в обслужива н и я техники, изучал чертежи, описания, читал техническую литературу. Встречались и трудности. Так. напри мер, молодому матросу нелегко давалось изучение электрооборудования. На по мощь ему пришел отличник боевой и политической подготовки матрос Цовайша. Опытный воин помог разобраться матро су в теоретических вопросах, прививал ему практические навыки. В настоящее время комсомолец Казаков обслуживает заведывание самостоятельно. Вперенный ему агрегат находится в чи стоте и постоянной готовности к дейст вию. Матрос Ю. АНДРУКАЙТИС. Всегда в отличном состоянии содержит ваведывание старший матрос Владимир Трусов. З а усердие в службе и грамотную эксплуатацию боевой техники ему об'яв- лен ряд благодарностей. Н А СНИМ К Е : специалист второго клас са старший матрос Трусов готовит заве- дыванпе к действию. Фото И . Ннкишова. С помощью командира Раздалась команда — начать тре нировки. Матросы и старшины разбе гаются по боевым постам, готовят ма териальную часть к действию. Одними из первых заняли места у механизмов комендоэы. Началось занятие. Старшина 2 ста тьи Пвлев обратил внимание на дейст вия матроса Дьякова. Комендор суетил ся, старался быстрее дослать патоэн. но в норматив не укладывался. Пвлев достал секундомер. Дьяков рывком взял один патрон, положил его на ли нию досылки, затем в т о р о й , третий. — Смотрите, как надо действовать, — сказал старшина. Заняв место заряжающего, Пв, 1 ев сначала медленно, но затем в более бы стром темпе показал матросу, к а к пра вильно брать патрон, как стоять, что бы не делать лишних движений, из-за которых Дьяков терял драгоценное время. У д^ на этом занятии, выпол няя указания старшины , матрос стал действовать быстрее Каждую тренировку в море матрос Дьяков использовал для дальнейшего совершенствования своего мастерства, приобретения навыков обслуживания механизмов в походе. Постепенно под руководством стар шины он научился быстро заряжать оружие гари качк е и на различных уг лах возвышения. Знания, накопленные во время уче бы, вскоре пригодились. Как-то ко рабль выполнял очередную стрельбу. Матрос Дьяков, заняв по сигналу свое место, еще ©аз осмотрел, согласно ин струкции, материальную часть, прове рил работу механизма досылки. Все было в порядке. Прозвучала команда, и сразу последовало несколько мгно венных движений комендоров. Ревун, и воздух п о т р я с первый залп. Матрос Дьяков работал отлично. После стрель бы, которая была проведена успешно, товарищи поздравили Дьякова, а коман дир подразделения об’явил ему благо дарность. Эго был успех матроса и старшины, которые сумели совместными усилиями добиться высоких результатов. За без упречную службу Дьякову присвоено очередное воинское званпе «старший матрос». Предстоящие в ь ю о р ы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы пе редовой артиллерист стремится отме тить новыми успехами в учебе и службе. Старшина 1 статьи С. ВИЛИНСКИЙ. Дорогая редакция! В газете «На страже Заполярья» 3 де кабря 1954 года была опубликована статья капитан-лейтенанта Казакова «Долг офице ра —■прививать старшинам прочные мето дические навыки». Эта статья была прочи тана у нас и рекомендована молодым офи церам в качестве материала для организа ции методической подготовки старшин, так необходимой в данное время. Однако ее пришлось кое в чем дополнить и исправить, таи как у молодых офицеров возник ряд вопросов о формах методической подготовки, о работе по повышению авторитета стар шин. Эти «опросы в статье наложены, на моя взгляд, ие совеем удачно. Так как я не имею возможности выска зать эти замечания автору личво, поста раюсь наложить их в атом письме. Н есколько замечаний по статье Г. К а зак о в а Несомненно, статья Г. Казакова подни мает актуальные вопросы методической подготовки старшин флота, является цен ной и полезной для практической дея тельности офицеров, особенно недавно окончивших учебные заведения, не имею щих достаточного служебного опыта и опыта подготовки старшинского состава. Она, хотя и кратко, все же освещает ос новные положения методической подготов ки старшин. Хотелось бы отметить и не которые ошибки и неточности этой статьи, которые наталкивают порой моло дого офицера на неправильный вывод. Так, например, автор пишет: «Основны ми формами методической подготовки старшин являются занятия по изучению руководящих документов, устройства и правил эксплуатации материальной части. Кроме того, проводятся зачетные занятия. Их цель — проверить, как комащиры отделений усвоили изученную тему». На наш взгляд, здесь тов. Казаков вы даст содержание специальной подготовки старшинского состава за «формы» методи ческой подготовки. Автору, повидимому, известно, что под готовка старшин складывается из специ альной подготовки и командирской учебы, в которую, как бы отдельным разделом, входит методическая подготовка. Целью специальной подготовки стар шин является обучение их специальным вопросам, в зависимости от вооружения корабля и военной специальности стаишин. Командирская «учеба преследует пель — п р и в и т ь старшинам командные навы ки. выработать у них командный язык, развить их организаторские способности и умение управлять подчиненными. Методическая подготовка старшинского состава преследует цель изучить пути и приемы полноценного, качественного и в короткий срок достижимого обучения под чиненных мастерскому владению оружием и приемами его использования в любых условиях боя. Поэтому формы методической подготов ки должны быть направлены к тому, что бы ' научить старшину: правильно подго товить, организовать и провести заня тие: построить занятие так. чтобы оно было интересным, вызывало полное на пряжение умственных и Физических сил подчиненных: добиться лучшего усвоения преподаваемого матросам материала: ка чественно и в полном об’еме отработать поставленную перед кораблем пли отделе нием задачу. Такими формами методической подго товки являются занятия по основам во инского воспитания и обучения подчи ненных. занятия по изучению методики проведения трешгровок, одиночных и частных учений: показательные занятия, тренировки, учения: инструкторско-мето дические сборы старшин: совещания стар шин по обмену опытом работы с подчи ненными в передовых отделениях: шгет- руктажи по отдельным важным темам специальной подготовки моряков. К сожалению, некоторые офицеры недо статочно уделяют внимания этому важней шему виду подготовки старшин и ограни чиваются лишь эпизодическим напомина нием или чтением- руководящих докумен тов. Например, однажды на одном из кораб лей офицер-артиллерист собрал командтров подразделений и старшин групп комендо ров с целыо научить их, как надо отра батывать поставленную перед моряками задачу. Он ограничился напоминанием от дельных положений методики подготовки шневых расчетов и добросовестным их изложением и но показал практически, к а к надо организовать и провести трени ровки. Офицер отпустил подчиненных, считая, что он подготовил старшин для проведения учебы с матросами. В ре зультате такого «методического занятия» при проведении тренировок я учений не- Кчтторые старшины групп, особенно моло дые командиры, допустили нарушения методических приемов обучения. Каждому офицеру, занимающемуся ме тод inecKou подготовкой старшин, надо твердо запомнить, что старшинам нужен в первую очередь практический показ, как надо организовать и провести спе циальную подготовку подчиненных. Вторым, не менее важным вопросом, поставленным на рассмотрение в статье тов. Казакова, является вопрос об авто ритете старшины. Автор пишет: «...необходимо повседнев но повышать авторитет старшин. Там. гдэ они самостоятельно выполняют свои обязанности и никто не подменяет их. там , как правило, — крепкая дисциплина и организованность, командир отделения проявляет разумную инициативу и на ходчивость в работе». П дальше автор приводит пример, на наш взгляд, не сов сем удачный, о том, как офицер Яровой, отменив распоряжение одного из своих подчиненных, удовлетворил требования боцмана оставить матроса Вербыча на ко рабле. Конечно, основное положение о необхо димости повышения авторитета старши ны Г. Казаковым высказано правильно. Но беда в том. что. сетуя за предоставле ние самостоятельности в работе старши ны, он ограничивается этим. Создается ложное впечатление, что предоставлением самостоятельности исчерпывается работа офицера в вопросе повышения авторите та старшины. Каждый опытный офицер знает, что это не так. Авторитет начальника или командира нельзя насадить в порядке приказа, толь ко путем предоставления самостоятельно сти в выполнении ими своих обязанно стей. М. П. Калинин говорил, что авторитет командира среди личного состава не на саждается. а завоевывается. Нам кажет ся. что офицер способствует повышению авторитета старшины не тем, что отме няет одни распоряжения и удовлетворяет другие, а тем, что он создает условия и заботится о воспитании у старшин т а ких качеств, которые помогают ему быст ро и прочно завоевать авторитет среди подчиненных. Это— личная примерность в выполнении воинского долга, отличная выучка, глубокие и твердые знания спе циальности и ннгрокин общий кругозор в вопросах общественной, технической и научной жизни, трудолюбие, умение ру ководить подчиненными и организовать их» принципиальность, инициатива и наход чивость в решении всех вопросов. Подчиненные уважают старшину не только к а к старшину, но и «как знатока своего дела, как разумного человека...». «Иначе говоря, он должен завоевать себе авторитет и завоевать его. прежде всего, знаниями, опытом». Так М. И. Калинин говорил об офицерах. Но это в полной ме ре относится и к старшинам. Добиться этого — первостепенная задача офицера. Необходима кропотливая, упорная и на сте йчнвая работа по воспитанию и обу чению старшин. В этом состоит реаль ность борьбы за авторитет старшпн я сержантов. Правильно отмечает автор в начале статьи, что в связи с уходом в запас опытных, высококвалифицированных старшин командование отделениями по ручено передовым морякам, которые еще по приобрели достаточных практических навыков в обучении личного состава, не сумели завоевать должного авторитета. Поэтому офицеры должны контролировать действия таких воинов. Конечно, нельзя все сводить к подмене старшин или дохо дить до назойливых нравоучении. Контроль в первую очередь осущест вляется путем вдумчивого изучения ха рактеров старшин, их индивидуальных особенностей. наклонностей, запросов. Этот важнейший метод позволяет своевре менно, порой даже незаметно, направлять работу старшин, не ущемляя их самосто ятельности. На наш взгляд, офицер обязан так по ставить свою работу со старшинами, что бы всегда знать их настроения, промахи и не допускать малейшего снижения ра-. Сотоеп особности. Это возможно, если офи цер постоянно «поддерживает контакт» е подчиненными. Частые беседы со старшинами, знание их быта. нужд. запросов, глубокий инте рес к жизни подчиненных и разумная принципиальность в решении всех вопро сов, иноща товарищеская помощь, совет и участие позволяют осуществлять конт роль. При этом старшинам предоставляет с я большая возможность для проявления инициативы, находчивости, творчества и самостоятельности. Вместе с тем. обеспе чивается постоянное управление офицера деятельностью старшины в рамках его воинских обязанностей. Только непрерывный контроль и такие мероприятия, как регулярные и методи чески грамотные занятия, хорошо органи зованная методическая и специальная под готовка. постоянные информации о дости жениях в области техники, в научной, общественной и политической жизни, по стоянный интерес к учебе, жизни, быту старшин, помогут офицеру выработать у старшин те качества, которые позволят ему завоевать авторитет iy подчиненных, помогут приобрести богатый опыт обуче ния и воспитания личного состава. Офицер А. КАРУННЫЙ. Д е й с т в о в а л и у м е л о По сигналу воины разбежались по бое вым постам. Первым прибыл старший ма трос Синк. Он тщательно и быстро произ вел внешний осмотр материальной части и включил приборы. Убедившись в их исправности, воин доложил командиру о готовности заведываиия к работе. Начались тренировки. Одна за другой поступают вводные. Старший матрос Синк выполняет нх четко, сноровисто. Он действует. ка.к в бою. Не только се годня, а всегда Синк каждую тренировку максимально использует для повышения боевого мастерства. Хорошо на осевом посту действовали матросы Воронков и Круминьш. Они^точ- но соблюдали требования инструкций и обеспечивали четкую работу материальной части. Успехи воинов не являются случайны ми. Это есть результат кропотливой рабо ты по изучению вверенного им оружия. Немалая роль принадлежит опытному спе циалисту младшему сержанту Майорову, который свой опыт, знания умело переда ет подчиненным, учит их тому, что необ ходимо в современном бою. Матрос В. ГСНЫШЕВ. Великая сила социалистинеской демократии Трудящиеся всего мира называют нашу Родину — Союз Советских Социалисти ческих Республик — великим светочем социализма и демократии. Эти слова от ражают реальную действительность н а шей жизни. Возникший в пламени Вели кой Октябрьской революции, советский строй впервые в истории человечества обеспечил активное участие трудящихся масс в управлении государством. Он по родил новую демократию — советскую социалистическую демократию. В Совет ской стране вся власть принадлежит тру дящимся. У нас не на словах, а на деле осуществляется подлинное народовластие. Советскому народу принадлежат вое несметные богатства нашей Родины, Мо гучая. непрерывно растущая индустрия, транспорт, земля, лесные угодия. иско паемые недр — все это является общена родным достоянием. В вашей стране уни чтожены эксплуататорские классы , на всегда покончено с эксплуатацией челове ка человеком. Развитие экономики у нас направлено к тому, чтобы полнее и луч ше удовлетворять непрерывно растущие духовные и материальные запросы обще ства. Забота о благе народа — самая важная задача Советского государства и Коммунистической партии. Советская демократия развивалась на основе роста и укрепления общественной социалистической собственности. В этом ее , коренное отличие от б(уржуазной демократии, которая основывается на ч а с т н о й собственности, на эксплуатации, нл социальном и национальном угнете нии. Взять, например, такую страну современного капитализма, как США. Здесь пышными заявлениями о «свободе» и «равенстве» прикрываются всевластие капиталистических монополий, нищета и бесправие трудящихся масс. В буржуаз ных странах демократия всегда остается лишь демократией для богатых, для экс плуататоров, ибо не может быть действи тельного равенства между хозяином и ра бочим. если у первого имеется богатство и политический вес в обществе, а вто рой лишен и того и другого. Великие победы социализма в нашей стране привели к утверждению социали стической собственности во всех отраслях народного хозяйства. Они нашли свое за конодательное закрепление в Конститу ции СССР — конституции победившего социализма. Социалистическая демократия — демо кратия высшего типа, демократия для всего народа. Она последовательно и н аи более полно выражает кровные интересы трудящихся масс, чаяния и волю народа. В советском обществе нет враждебных ДРУГ другу классов. Рабочие, крестьяне, интеллигенция нашей страны единой семьей дружно трудятся на благо своей Отчизны, В несокрушимом морально-поли тическом единстве нашего народа прояв ляются величие и неодолимая сила совет ской социалистической демократии. Социализм вернул к жизни многие народы, обреченные в прошлом царизмом н а вымирание. Социалистическая демо кратия, проникнутая ленинско-сталинской идеологией дружбы народов, обеспечила равноправие больших и малых наций во всех областях ' хозяйственной, государст венной. культурной и общественно-поли тической жизни страны. В этом ее вели чайшее превосходство над демократией буржуазной. Пока крепка и нерушима дружба советских народов, нашей стране не страшны никакие враги. Преимущество советской демократии перед буржуазной состоит в том, что она не только формально провозглашает, но и реально гарантирует такие великие права наших граждан, как право н а труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, право на образование, свободу слова, печати, собраний и митинтов. уличных шествий и демонстраций. Советская демократия развивает поли тическую активность трудящихся. Она обеспечивает гражданам свободу о б в и н е ния в общественные организации: про фессиональные союзы, кооперативные об’едпнения. организации молодежи, спор тивные л оборонные организации, куль турные. технические и научные общест ва. Наиболее активные и сознательные граждане нашего общества об’единяются в Коммунистическую партию. Выражая волю всего народа. Конститу ция СССР закрепила ведущую роль в на шей стране Коммунистической партии, являющейся передовым отрядом трудя щихся в их борьбе за построение комму нистического общества. На собственном опыте наш народ убедился, что Коммуни стическая партия умеет настойчиво и бесстрашно бороться за интересы трудя щихся. за дело коммунизма. Партия — вдохновитель и организатор всех наших побед. Под руководством Коммунистической партии советский народ добился больших успехов в выполнении пятого пятилетне го плана. Уже за четыре года (1 9 5 1— 1954 гг.) промышленная продукция, по предварительным данным, увеличилась по сравнению с 1950 годом на 63 процен та, в то время как за всю пятилетку было предусмотрено увеличение промыш ленной продукции, примерно, на 70 про центов. Это означает, что пятилетний план по промышленности будет выполнен досрочно. Особенно бурно развивается тяж елая индустрия, являющаяся основой основ социалистической э к о н о м и к и , укре пления обороноспособности страны и ро ста благосостояния народа. Если вся про мышленная продукция нашей страны в 1954 году, по предварительным данным, увеличилась по сравнению с 1940 годом в 2 .8 раза, то продукция тяжелой про мышленности за это же время возросла в 3 ,4 раза. Успешное развитие тяжелой промышленности обеспечивает неуклон ный под’ем социалистического сельского хозяйства. В 1954 году, несмотря на не благоприятные условия погоды в ряде южных районов, в целом по стране соб рано хлеба больше, чем в 1953 году. Благодаря заботе партии и правительства у нас все более пасшнряется производство товаров народного потребления. * * * Глубокий демократизм пашей жизни во всей полноте проявляется в советской избирательной системе. Наш Избиратель ный закон, опирающийся на незыблемые принципы Конституции СССР, является самым демократическим в мире. Выборы вэ все Советы депутатов трудящихся про изводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Советская избирательная система обеспечивает ничем не ограни ченное. свободное волеиз’явление народа. Наши выборы являются подлинно все общими. потому что в них участвуют вое граждане, достигшие восемнадцати лет, пеэависнмо от их национальности, пола, образования, социального происхождения н прошлой деятельности. Все граждане участвуют в выборах на равных основа ниях, каждый избиратель имеет один го лос. Наши выборы прямые: это значит, что избиратели сами непосредственно избирают депутатов в различные органы государственной власти. Выборы осуще ствляются путем тайного голосования. Это позволяет каждому избирателю сво бодно выразить свою волю. Советский избирательный закон не зна ет никаких ограничений, в то время как избирательные системы буржуазных го сударств полны различных оговорок, ко торые устраняют трудящихся от участия в выборах. •Наш народ осуществляет свое руковод ство государством через Советы депута тов трудящихся. Советы, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, в результате завоевания диктатуры пролетариата, со ставляют политическую основу нашего государства. Советская власть создала новый государственный аппарат, который состоит из представителей народа и верой и правдой служит народу. Советская форма государственного управления неиз меримо демократичнее ^любой буржуазно- демократической республики. «Советы рабочих, солдатских, кресть янских депутатов. — указывал В. И. Ленин, — тем и ценны особенно, что они представляют из себя новый, неизмеримо более высокий, несравненно более демо кратический тип государственного аппа рата». Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно совершенствуют государственный аппарат. Они добивают ся, чтобы наш управленческий аппарат был гибок, мобилен, экономичен, тесно связан с народом. Последние мероприятия партии и правительства направлены к то му. чтобы сократить не в меру разбух шие штаты министерств и ведомств, уп разднить лишние звенья в 'управлении, сократить отчетность, канцелярскую пе реписку. Эти мероприятия помогут еще болео поднять организующую роль нашего государственного аппарата. 27 февраля и 6 марта 1955 года в на шей стране будут происходить выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в краевые, областные, окруж ные. городские, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящих ся. Верховные Советы союзных и автоном ных республик являются высшими орга нами государственной власти на террито рии своих республик. Они осуществляют законодательство, утверждают народнохо зяйственные планы и бюджет республик, пользуются правом амнистии и помилова- ния граждан, осужденных судом данной республики, и выполняют другие очень важные государственные обязанности. Местные Советы депутатов трудящих ся. являясь органами государственной власти в краях, областях, автономных об ластях, округах, районах, городах, селах, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, обеспечивают охрану государственного порядка, соблю дение законов и охрану прав граждан. Огромную работу ведут местные Советы по удовлетворению культурных и быто вых запросов и нужд населения. Они на правляют развитие местной промышлен ности. городского транспорта, торговли, руководят коммунальным и жилищным хозяйством. Местным Советам принадлежит важная роль в выполнении намеченной партией я правительством программы крутого пол’ема сельского хозяйства, резкого уве личения производства товаров народно го потребления. Они прпзвапы умело использовать все резервы и ресурсы мест ной промышленности, колхозов, совхозов. МТС. мобилизовать трудящихся на борь бу за успешное решение поставленных задач. Местные Советы — подлинно народные органы власти. Вся их многогранная дея тельность проходит при активном участии широких масс, под их контролем. Вели кий Ленин подчеркивал, что Советы — .-♦то «власть, открытая для всех, делаю щая все на виду у массы, доступная массе, исходящая непосредственно от мас сы, прямой и непосредственный орган народной массы и ее воли». Местные Советы широко привлекают трудящихся к работе постоянных комис сий. к различным проверкам, обществен ным смотрам н другим мероприятиям, позволяющим осуществлять контроль на рода за работой советского аппарата. Свыше пяти тысяч активистов об’едине- ны. например, вокруг Иркутского город ского Совета депутатов трудящихся. Бо лее 3 .700 депутатов и активистов рабо тают в постоянных комиссиях, образо ванных местными Советами Западно-Ка захстанской области Казахской ССР. Де сятки тысяч трудящихся участвуют в работе Советов Москвы и Ленинграда. Только в постоянных комиссиях Моссове та активно работают 1 .200 депутатов и 3 .000 общественников. В числе депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик, мест ных Советов — много военнослужащих, которых народ облек своим высоким до верием. Они активно участвуют в работе Советов, борются за выполнение наказов избирателей, поддерживают постоянную связь со своими избирателями. * * * Советская демократия — великое за воевание нашего народа. Она пронизывает духом борьбы и творчества все стороны советской жизни. Социалистическая демо кратия открывает необооримый простор для творческой самодеятельности масс, будит их инициативу, вовлекает их в повседневное управление государством. В условиях советской демократии особенно ярко проявляется решающая роль народа ка.к творца истории, создателя и строи теля нового мира. Избирательная кампания, которая сей час все шире и шире развертывается в нашей стране, еще больше укрепит связь Советов и их органов с трудящимися массами, с новой силой продемонстрирует величие советской демократа п. В. ГОЛЬЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz