На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 января 1955 г.. № 16 (5168). ЦелЬ поймана ! . . Зенитчики неустанно повышают свое боевое мастерство Короток полярный • день. Бледноголу­ бой рассвет едва коснулся хмурых, за­ снеженных сопок, и вот уже вновь над их вершинами засверкали бесчисленные рос­ сыпи звезд. комавдНЬм пункте горит электриче­ ский свет. Командир батареи, склонив­ шись над планшетом, внимательно изу­ чает обстановку. Тревожно загудел телефон. Дежурный телефонист раскрыл было вахтенный Ж 1 рнал, но затем быстро отодвинул его в сторону и, слегка волнуясь, доложил: — Квадрат,., самолет «противника». Тревога! Обгоняя друг друга. из казармы стре­ мительно выбегали артиллеристы и на­ правлялись на огневую позицию. Видно, как при свете аккумуляторных лампочек проверяют свои завгдывания на.водчикн, заряжающие и другие номера расчетов. И вот уже один за другим следуют доклады о готовности к бою. Грозно взметнудось в небо и замерли стальные тела орудий... Раньше всех свои рабочие места зан я ­ ли операторы. Командир отделения Гилб- равтас, награжденный знаком отличного специалиста, уверен в подчиненных. Он хорошо знает достоинства и недостатки каждого из них. Было время, когда, на­ пример, матрос Дерябин с трудом ловил цель, а, поймав, не мог сопровождать ее. Это происходило потому, что, не имея до­ статочного опыта и натренированности, оператор с опозданием производил неко- торые движения. Гилбрантас видел, что воин не осознал еще глубоко значения четкого выполнения своих обязанностей на боевом посту. Он репгил раз’яснить подчиненному важность стоящих перед ним задач. — В нашем деле каждая секунда доро­ га, — говорил он, — чуть замешкался— и упустил цель. А в современных услови­ ях , когда скорость самолета достигает скорости звука, особенно необходимы бы­ строта и точность в работе операторов. Помните — малейшая ваша ошибка мо­ жет отрицательно оказаться н а боевых действиях артиллеристов батареи. Хотите, дополнительно займемся отработкой прие­ мов. Дерябин охотно согласился. — Я я оам хотел попросить вас об этом. — обрадованно сказал он. Получив разрешение у командира, зе­ нитчики приступили к занятиям. Дело пошло лучше. Вскоре матрос Дерябин от­ работал свои движения до автоматизма. Теперь он— ’передовой воин. Но достигну­ тое — не предел. Дерябин решил еще бо­ лее основательно изучить электротехнику, что весьма необходимо для того, чтобы стать мастером своего дела. Бок о бок с ним учится н работает на боевом посту отличник боевой и полити­ ческой подготовки комсомолец Матиешус. Его заведование всегда в отличном со­ стоянии. „ , А вот «новички» матросы Петривокий и Юкляевский. В отделении они совсем недавно. Им было очень трудно овладеть сложной боевой техникой. Комсомолец Микельсонс старательно передавал матро­ сам знания и опыт, прививал им любовь к технике. рассказывал, кая он добился звания классного специалиста. Петрив- скии и Юкляевский освоили сложные ме­ ханизмы. научились быстро устранять неисправности, четко и уверенно выпол­ нять установленные нормативы. — ...Включить станцию! — приказал командир. Дизелист старший матрос Артемов за ­ вел двигатель. Дерябин поставил тумблер в положение «включено». — Станция включена! — Произвести поиск в квадрате!.. Оператор быстро подготовил основные установки и, получив данные, доложил: — Есть цель! — Сопровождать цель! — последовала команда. Оператор внимательно следит за экра­ ном. Видно, как «цель» стремительно приближается к зоне огня. Еще несколько мгновений, и загремят залпы орудий... Большую работу по воспитанию и обу­ чению подчиненных проводит коммунист офицер Ершов. Для этого он использует учебное время, часы политико-массовой «работы. Всякий раз по окончании зан я ­ тий и тренировок Ершов разбирает ошиб­ ки, допущенные воинами, показывает, как исправить их, отмечает достигнутые ус­ пехи. Это, несомненно, дает большую пользу / Вот. например, как было подготовлено и проведено собеседование на тему: «При­ емное устройство станции». Активисты Дерябин, Гилбрантас и другие воины ста­ л а готовиться к выступлениям. Одновре­ менно Микельсонс провел беседы с матро­ сами. Были подобраны соответствующие схемы и плакаты . В указанное время вои­ ны собрались в назначенном месте. Всту­ пительное слово сделал Ершов. Он рас­ сказал о необходимости настойчиво и зу ­ чать боевую технику, беречь ее, быть в постоянной боевой готовности. Затем матросы Гилбрантас и Дерябин обстоятельно рассказали о назначении приемного устройства и его работе. Ма­ трос Матиешус дополнил выступления то­ варищей. Выступавшим были заданы во­ просы. В частности, многих интересовало, как работает приемное устройство во вре­ мя применения противником активных и пассивных помех. Заключение сделал офицер. Он подвел итоги, указал на некоторые ошибки, до­ пущенные выступавшими, ответил на во­ просы. Такие мероприятия здесь нередки. Они во многом способствуют изучению сложной боевой техники, воспитывают iy воинов любовь к ней. практические н а­ выки в работе. С этой же целью офицер Ершов умело использует политические з а ­ нятия. Так, например, провоая рассказ по теме: «Постоянно совершенствовать свои военные и политические знания, отлично владеть оружием и боевой техникой». Ершов показал, какую огромную роль иг­ рают умение и знания в достижении победы над врагом. Повседневной и кропотливой работой по обучению и воспитанию подчиненных Ершов сумел сплотить' личный состав " в дружный Соевой коллектив, способный успешно решать стоящие перед ним зада­ чи. ...В комнате политпросветработы. где по вечерам всегда оживленно и весело, н а самом видном месте помещен на древ­ ко алый треугольник, обрамленный золо­ той тесьмой. Этот почетный в ы м п р л не­ давно вручен подразделению. X. АНИСИМОВ. О методической подготовке старшин П и с ь м о в р е д а к ц и ю П е р в ы е у с п е х и С первых дней службы молодой матрос Казаков с большим старанием взялся за изучение своего заведываиия. Он внима­ тельно наблюдал за работой старших това­ рищей, перенимал их опыт в обслужива­ н и я техники, изучал чертежи, описания, читал техническую литературу. Встречались и трудности. Так. напри­ мер, молодому матросу нелегко давалось изучение электрооборудования. На по­ мощь ему пришел отличник боевой и политической подготовки матрос Цовайша. Опытный воин помог разобраться матро­ су в теоретических вопросах, прививал ему практические навыки. В настоящее время комсомолец Казаков обслуживает заведывание самостоятельно. Вперенный ему агрегат находится в чи ­ стоте и постоянной готовности к дейст­ вию. Матрос Ю. АНДРУКАЙТИС. Всегда в отличном состоянии содержит ваведывание старший матрос Владимир Трусов. З а усердие в службе и грамотную эксплуатацию боевой техники ему об'яв- лен ряд благодарностей. Н А СНИМ К Е : специалист второго клас­ са старший матрос Трусов готовит заве- дыванпе к действию. Фото И . Ннкишова. С помощью командира Раздалась команда — начать тре­ нировки. Матросы и старшины разбе­ гаются по боевым постам, готовят ма­ териальную часть к действию. Одними из первых заняли места у механизмов комендоэы. Началось занятие. Старшина 2 ста­ тьи Пвлев обратил внимание на дейст­ вия матроса Дьякова. Комендор суетил­ ся, старался быстрее дослать патоэн. но в норматив не укладывался. Пвлев достал секундомер. Дьяков рывком взял один патрон, положил его на ли ­ нию досылки, затем в т о р о й , третий. — Смотрите, как надо действовать, — сказал старшина. Заняв место заряжающего, Пв, 1 ев сначала медленно, но затем в более бы­ стром темпе показал матросу, к а к пра­ вильно брать патрон, как стоять, что­ бы не делать лишних движений, из-за которых Дьяков терял драгоценное время. У д^ на этом занятии, выпол­ няя указания старшины , матрос стал действовать быстрее Каждую тренировку в море матрос Дьяков использовал для дальнейшего совершенствования своего мастерства, приобретения навыков обслуживания механизмов в походе. Постепенно под руководством стар­ шины он научился быстро заряжать оружие гари качк е и на различных уг­ лах возвышения. Знания, накопленные во время уче­ бы, вскоре пригодились. Как-то ко­ рабль выполнял очередную стрельбу. Матрос Дьяков, заняв по сигналу свое место, еще ©аз осмотрел, согласно ин­ струкции, материальную часть, прове­ рил работу механизма досылки. Все было в порядке. Прозвучала команда, и сразу последовало несколько мгно­ венных движений комендоров. Ревун, и воздух п о т р я с первый залп. Матрос Дьяков работал отлично. После стрель­ бы, которая была проведена успешно, товарищи поздравили Дьякова, а коман­ дир подразделения об’явил ему благо­ дарность. Эго был успех матроса и старшины, которые сумели совместными усилиями добиться высоких результатов. За без­ упречную службу Дьякову присвоено очередное воинское званпе «старший матрос». Предстоящие в ь ю о р ы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы пе­ редовой артиллерист стремится отме­ тить новыми успехами в учебе и службе. Старшина 1 статьи С. ВИЛИНСКИЙ. Дорогая редакция! В газете «На страже Заполярья» 3 де­ кабря 1954 года была опубликована статья капитан-лейтенанта Казакова «Долг офице­ ра —■прививать старшинам прочные мето­ дические навыки». Эта статья была прочи­ тана у нас и рекомендована молодым офи­ церам в качестве материала для организа­ ции методической подготовки старшин, так необходимой в данное время. Однако ее пришлось кое в чем дополнить и исправить, таи как у молодых офицеров возник ряд вопросов о формах методической подготовки, о работе по повышению авторитета стар­ шин. Эти «опросы в статье наложены, на моя взгляд, ие совеем удачно. Так как я не имею возможности выска­ зать эти замечания автору личво, поста­ раюсь наложить их в атом письме. Н есколько замечаний по статье Г. К а зак о в а Несомненно, статья Г. Казакова подни­ мает актуальные вопросы методической подготовки старшин флота, является цен­ ной и полезной для практической дея­ тельности офицеров, особенно недавно окончивших учебные заведения, не имею­ щих достаточного служебного опыта и опыта подготовки старшинского состава. Она, хотя и кратко, все же освещает ос­ новные положения методической подготов­ ки старшин. Хотелось бы отметить и не­ которые ошибки и неточности этой статьи, которые наталкивают порой моло­ дого офицера на неправильный вывод. Так, например, автор пишет: «Основны­ ми формами методической подготовки старшин являются занятия по изучению руководящих документов, устройства и правил эксплуатации материальной части. Кроме того, проводятся зачетные занятия. Их цель — проверить, как комащиры отделений усвоили изученную тему». На наш взгляд, здесь тов. Казаков вы ­ даст содержание специальной подготовки старшинского состава за «формы» методи­ ческой подготовки. Автору, повидимому, известно, что под­ готовка старшин складывается из специ­ альной подготовки и командирской учебы, в которую, как бы отдельным разделом, входит методическая подготовка. Целью специальной подготовки стар­ шин является обучение их специальным вопросам, в зависимости от вооружения корабля и военной специальности стаишин. Командирская «учеба преследует пель — п р и в и т ь старшинам командные навы­ ки. выработать у них командный язык, развить их организаторские способности и умение управлять подчиненными. Методическая подготовка старшинского состава преследует цель изучить пути и приемы полноценного, качественного и в короткий срок достижимого обучения под­ чиненных мастерскому владению оружием и приемами его использования в любых условиях боя. Поэтому формы методической подготов­ ки должны быть направлены к тому, что­ бы ' научить старшину: правильно подго­ товить, организовать и провести заня­ тие: построить занятие так. чтобы оно было интересным, вызывало полное на­ пряжение умственных и Физических сил подчиненных: добиться лучшего усвоения преподаваемого матросам материала: ка­ чественно и в полном об’еме отработать поставленную перед кораблем пли отделе­ нием задачу. Такими формами методической подго­ товки являются занятия по основам во­ инского воспитания и обучения подчи­ ненных. занятия по изучению методики проведения трешгровок, одиночных и частных учений: показательные занятия, тренировки, учения: инструкторско-мето­ дические сборы старшин: совещания стар ­ шин по обмену опытом работы с подчи­ ненными в передовых отделениях: шгет- руктажи по отдельным важным темам специальной подготовки моряков. К сожалению, некоторые офицеры недо­ статочно уделяют внимания этому важней­ шему виду подготовки старшин и ограни­ чиваются лишь эпизодическим напомина­ нием или чтением- руководящих докумен­ тов. Например, однажды на одном из кораб­ лей офицер-артиллерист собрал командтров подразделений и старшин групп комендо­ ров с целыо научить их, как надо отра­ батывать поставленную перед моряками задачу. Он ограничился напоминанием от­ дельных положений методики подготовки шневых расчетов и добросовестным их изложением и но показал практически, к а к надо организовать и провести трени­ ровки. Офицер отпустил подчиненных, считая, что он подготовил старшин для проведения учебы с матросами. В ре­ зультате такого «методического занятия» при проведении тренировок я учений не- Кчтторые старшины групп, особенно моло­ дые командиры, допустили нарушения методических приемов обучения. Каждому офицеру, занимающемуся ме­ тод inecKou подготовкой старшин, надо твердо запомнить, что старшинам нужен в первую очередь практический показ, как надо организовать и провести спе­ циальную подготовку подчиненных. Вторым, не менее важным вопросом, поставленным на рассмотрение в статье тов. Казакова, является вопрос об авто­ ритете старшины. Автор пишет: «...необходимо повседнев­ но повышать авторитет старшин. Там. гдэ они самостоятельно выполняют свои обязанности и никто не подменяет их. там , как правило, — крепкая дисциплина и организованность, командир отделения проявляет разумную инициативу и на­ ходчивость в работе». П дальше автор приводит пример, на наш взгляд, не сов­ сем удачный, о том, как офицер Яровой, отменив распоряжение одного из своих подчиненных, удовлетворил требования боцмана оставить матроса Вербыча на ко­ рабле. Конечно, основное положение о необхо­ димости повышения авторитета старши­ ны Г. Казаковым высказано правильно. Но беда в том. что. сетуя за предоставле­ ние самостоятельности в работе старши­ ны, он ограничивается этим. Создается ложное впечатление, что предоставлением самостоятельности исчерпывается работа офицера в вопросе повышения авторите­ та старшины. Каждый опытный офицер знает, что это не так. Авторитет начальника или командира нельзя насадить в порядке приказа, толь­ ко путем предоставления самостоятельно­ сти в выполнении ими своих обязанно­ стей. М. П. Калинин говорил, что авторитет командира среди личного состава не на­ саждается. а завоевывается. Нам кажет­ ся. что офицер способствует повышению авторитета старшины не тем, что отме­ няет одни распоряжения и удовлетворяет другие, а тем, что он создает условия и заботится о воспитании у старшин т а ­ ких качеств, которые помогают ему быст­ ро и прочно завоевать авторитет среди подчиненных. Это— личная примерность в выполнении воинского долга, отличная выучка, глубокие и твердые знания спе­ циальности и ннгрокин общий кругозор в вопросах общественной, технической и научной жизни, трудолюбие, умение ру­ ководить подчиненными и организовать их» принципиальность, инициатива и наход­ чивость в решении всех вопросов. Подчиненные уважают старшину не только к а к старшину, но и «как знатока своего дела, как разумного человека...». «Иначе говоря, он должен завоевать себе авторитет и завоевать его. прежде всего, знаниями, опытом». Так М. И. Калинин говорил об офицерах. Но это в полной ме­ ре относится и к старшинам. Добиться этого — первостепенная задача офицера. Необходима кропотливая, упорная и на­ сте йчнвая работа по воспитанию и обу­ чению старшин. В этом состоит реаль­ ность борьбы за авторитет старшпн я сержантов. Правильно отмечает автор в начале статьи, что в связи с уходом в запас опытных, высококвалифицированных старшин командование отделениями по­ ручено передовым морякам, которые еще по приобрели достаточных практических навыков в обучении личного состава, не сумели завоевать должного авторитета. Поэтому офицеры должны контролировать действия таких воинов. Конечно, нельзя все сводить к подмене старшин или дохо­ дить до назойливых нравоучении. Контроль в первую очередь осущест­ вляется путем вдумчивого изучения ха­ рактеров старшин, их индивидуальных особенностей. наклонностей, запросов. Этот важнейший метод позволяет своевре­ менно, порой даже незаметно, направлять работу старшин, не ущемляя их самосто­ ятельности. На наш взгляд, офицер обязан так по­ ставить свою работу со старшинами, что­ бы всегда знать их настроения, промахи и не допускать малейшего снижения ра-. Сотоеп особности. Это возможно, если офи­ цер постоянно «поддерживает контакт» е подчиненными. Частые беседы со старшинами, знание их быта. нужд. запросов, глубокий инте­ рес к жизни подчиненных и разумная принципиальность в решении всех вопро­ сов, иноща товарищеская помощь, совет и участие позволяют осуществлять конт­ роль. При этом старшинам предоставляет­ с я большая возможность для проявления инициативы, находчивости, творчества и самостоятельности. Вместе с тем. обеспе­ чивается постоянное управление офицера деятельностью старшины в рамках его воинских обязанностей. Только непрерывный контроль и такие мероприятия, как регулярные и методи­ чески грамотные занятия, хорошо органи­ зованная методическая и специальная под­ готовка. постоянные информации о дости­ жениях в области техники, в научной, общественной и политической жизни, по­ стоянный интерес к учебе, жизни, быту старшин, помогут офицеру выработать у старшин те качества, которые позволят ему завоевать авторитет iy подчиненных, помогут приобрести богатый опыт обуче­ ния и воспитания личного состава. Офицер А. КАРУННЫЙ. Д е й с т в о в а л и у м е л о По сигналу воины разбежались по бое­ вым постам. Первым прибыл старший ма­ трос Синк. Он тщательно и быстро произ­ вел внешний осмотр материальной части и включил приборы. Убедившись в их исправности, воин доложил командиру о готовности заведываиия к работе. Начались тренировки. Одна за другой поступают вводные. Старший матрос Синк выполняет нх четко, сноровисто. Он действует. ка.к в бою. Не только се­ годня, а всегда Синк каждую тренировку максимально использует для повышения боевого мастерства. Хорошо на осевом посту действовали матросы Воронков и Круминьш. Они^точ- но соблюдали требования инструкций и обеспечивали четкую работу материальной части. Успехи воинов не являются случайны ­ ми. Это есть результат кропотливой рабо­ ты по изучению вверенного им оружия. Немалая роль принадлежит опытному спе­ циалисту младшему сержанту Майорову, который свой опыт, знания умело переда­ ет подчиненным, учит их тому, что необ­ ходимо в современном бою. Матрос В. ГСНЫШЕВ. Великая сила социалистинеской демократии Трудящиеся всего мира называют нашу Родину — Союз Советских Социалисти­ ческих Республик — великим светочем социализма и демократии. Эти слова от­ ражают реальную действительность н а­ шей жизни. Возникший в пламени Вели­ кой Октябрьской революции, советский строй впервые в истории человечества обеспечил активное участие трудящихся масс в управлении государством. Он по­ родил новую демократию — советскую социалистическую демократию. В Совет­ ской стране вся власть принадлежит тру­ дящимся. У нас не на словах, а на деле осуществляется подлинное народовластие. Советскому народу принадлежат вое несметные богатства нашей Родины, Мо­ гучая. непрерывно растущая индустрия, транспорт, земля, лесные угодия. иско­ паемые недр — все это является общена­ родным достоянием. В вашей стране уни­ чтожены эксплуататорские классы , на­ всегда покончено с эксплуатацией челове­ ка человеком. Развитие экономики у нас направлено к тому, чтобы полнее и луч ­ ше удовлетворять непрерывно растущие духовные и материальные запросы обще­ ства. Забота о благе народа — самая важная задача Советского государства и Коммунистической партии. Советская демократия развивалась на основе роста и укрепления общественной социалистической собственности. В этом ее , коренное отличие от б(уржуазной демократии, которая основывается на ч а с т н о й собственности, на эксплуатации, нл социальном и национальном угнете­ нии. Взять, например, такую страну современного капитализма, как США. Здесь пышными заявлениями о «свободе» и «равенстве» прикрываются всевластие капиталистических монополий, нищета и бесправие трудящихся масс. В буржуаз­ ных странах демократия всегда остается лишь демократией для богатых, для экс­ плуататоров, ибо не может быть действи­ тельного равенства между хозяином и ра­ бочим. если у первого имеется богатство и политический вес в обществе, а вто­ рой лишен и того и другого. Великие победы социализма в нашей стране привели к утверждению социали­ стической собственности во всех отраслях народного хозяйства. Они нашли свое за ­ конодательное закрепление в Конститу­ ции СССР — конституции победившего социализма. Социалистическая демократия — демо­ кратия высшего типа, демократия для всего народа. Она последовательно и н аи ­ более полно выражает кровные интересы трудящихся масс, чаяния и волю народа. В советском обществе нет враждебных ДРУГ другу классов. Рабочие, крестьяне, интеллигенция нашей страны единой семьей дружно трудятся на благо своей Отчизны, В несокрушимом морально-поли­ тическом единстве нашего народа прояв­ ляются величие и неодолимая сила совет­ ской социалистической демократии. Социализм вернул к жизни многие народы, обреченные в прошлом царизмом н а вымирание. Социалистическая демо­ кратия, проникнутая ленинско-сталинской идеологией дружбы народов, обеспечила равноправие больших и малых наций во всех областях ' хозяйственной, государст­ венной. культурной и общественно-поли­ тической жизни страны. В этом ее вели­ чайшее превосходство над демократией буржуазной. Пока крепка и нерушима дружба советских народов, нашей стране не страшны никакие враги. Преимущество советской демократии перед буржуазной состоит в том, что она не только формально провозглашает, но и реально гарантирует такие великие права наших граждан, как право н а труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, право на образование, свободу слова, печати, собраний и митинтов. уличных шествий и демонстраций. Советская демократия развивает поли­ тическую активность трудящихся. Она обеспечивает гражданам свободу о б в и н е ­ ния в общественные организации: про­ фессиональные союзы, кооперативные об’едпнения. организации молодежи, спор­ тивные л оборонные организации, куль­ турные. технические и научные общест­ ва. Наиболее активные и сознательные граждане нашего общества об’единяются в Коммунистическую партию. Выражая волю всего народа. Конститу­ ция СССР закрепила ведущую роль в на­ шей стране Коммунистической партии, являющейся передовым отрядом трудя­ щихся в их борьбе за построение комму­ нистического общества. На собственном опыте наш народ убедился, что Коммуни­ стическая партия умеет настойчиво и бесстрашно бороться за интересы трудя­ щихся. за дело коммунизма. Партия — вдохновитель и организатор всех наших побед. Под руководством Коммунистической партии советский народ добился больших успехов в выполнении пятого пятилетне­ го плана. Уже за четыре года (1 9 5 1— 1954 гг.) промышленная продукция, по предварительным данным, увеличилась по сравнению с 1950 годом на 63 процен­ та, в то время как за всю пятилетку было предусмотрено увеличение промыш­ ленной продукции, примерно, на 70 про­ центов. Это означает, что пятилетний план по промышленности будет выполнен досрочно. Особенно бурно развивается тяж елая индустрия, являющаяся основой основ социалистической э к о н о м и к и , укре­ пления обороноспособности страны и ро­ ста благосостояния народа. Если вся про­ мышленная продукция нашей страны в 1954 году, по предварительным данным, увеличилась по сравнению с 1940 годом в 2 .8 раза, то продукция тяжелой про­ мышленности за это же время возросла в 3 ,4 раза. Успешное развитие тяжелой промышленности обеспечивает неуклон­ ный под’ем социалистического сельского хозяйства. В 1954 году, несмотря на не­ благоприятные условия погоды в ряде южных районов, в целом по стране соб­ рано хлеба больше, чем в 1953 году. Благодаря заботе партии и правительства у нас все более пасшнряется производство товаров народного потребления. * * * Глубокий демократизм пашей жизни во всей полноте проявляется в советской избирательной системе. Наш Избиратель­ ный закон, опирающийся на незыблемые принципы Конституции СССР, является самым демократическим в мире. Выборы вэ все Советы депутатов трудящихся про­ изводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Советская избирательная система обеспечивает ничем не ограни­ ченное. свободное волеиз’явление народа. Наши выборы являются подлинно все­ общими. потому что в них участвуют вое граждане, достигшие восемнадцати лет, пеэависнмо от их национальности, пола, образования, социального происхождения н прошлой деятельности. Все граждане участвуют в выборах на равных основа­ ниях, каждый избиратель имеет один го­ лос. Наши выборы прямые: это значит, что избиратели сами непосредственно избирают депутатов в различные органы государственной власти. Выборы осуще­ ствляются путем тайного голосования. Это позволяет каждому избирателю сво­ бодно выразить свою волю. Советский избирательный закон не зна­ ет никаких ограничений, в то время как избирательные системы буржуазных го­ сударств полны различных оговорок, ко­ торые устраняют трудящихся от участия в выборах. •Наш народ осуществляет свое руковод­ ство государством через Советы депута­ тов трудящихся. Советы, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, в результате завоевания диктатуры пролетариата, со­ ставляют политическую основу нашего государства. Советская власть создала новый государственный аппарат, который состоит из представителей народа и верой и правдой служит народу. Советская форма государственного управления неиз­ меримо демократичнее ^любой буржуазно- демократической республики. «Советы рабочих, солдатских, кресть­ янских депутатов. — указывал В. И. Ленин, — тем и ценны особенно, что они представляют из себя новый, неизмеримо более высокий, несравненно более демо­ кратический тип государственного аппа­ рата». Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно совершенствуют государственный аппарат. Они добивают­ ся, чтобы наш управленческий аппарат был гибок, мобилен, экономичен, тесно связан с народом. Последние мероприятия партии и правительства направлены к то­ му. чтобы сократить не в меру разбух­ шие штаты министерств и ведомств, уп­ разднить лишние звенья в 'управлении, сократить отчетность, канцелярскую пе­ реписку. Эти мероприятия помогут еще болео поднять организующую роль нашего государственного аппарата. 27 февраля и 6 марта 1955 года в на­ шей стране будут происходить выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в краевые, областные, окруж­ ные. городские, районные, сельские и поселковые Советы депутатов трудящих­ ся. Верховные Советы союзных и автоном­ ных республик являются высшими орга­ нами государственной власти на террито­ рии своих республик. Они осуществляют законодательство, утверждают народнохо­ зяйственные планы и бюджет республик, пользуются правом амнистии и помилова- ния граждан, осужденных судом данной республики, и выполняют другие очень важные государственные обязанности. Местные Советы депутатов трудящих ся. являясь органами государственной власти в краях, областях, автономных об­ ластях, округах, районах, городах, селах, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, обеспечивают охрану государственного порядка, соблю­ дение законов и охрану прав граждан. Огромную работу ведут местные Советы по удовлетворению культурных и быто­ вых запросов и нужд населения. Они на­ правляют развитие местной промышлен­ ности. городского транспорта, торговли, руководят коммунальным и жилищным хозяйством. Местным Советам принадлежит важная роль в выполнении намеченной партией я правительством программы крутого пол’ема сельского хозяйства, резкого уве­ личения производства товаров народно­ го потребления. Они прпзвапы умело использовать все резервы и ресурсы мест­ ной промышленности, колхозов, совхозов. МТС. мобилизовать трудящихся на борь­ бу за успешное решение поставленных задач. Местные Советы — подлинно народные органы власти. Вся их многогранная дея­ тельность проходит при активном участии широких масс, под их контролем. Вели­ кий Ленин подчеркивал, что Советы — .-♦то «власть, открытая для всех, делаю­ щая все на виду у массы, доступная массе, исходящая непосредственно от мас­ сы, прямой и непосредственный орган народной массы и ее воли». Местные Советы широко привлекают трудящихся к работе постоянных комис­ сий. к различным проверкам, обществен­ ным смотрам н другим мероприятиям, позволяющим осуществлять контроль на­ рода за работой советского аппарата. Свыше пяти тысяч активистов об’едине- ны. например, вокруг Иркутского город­ ского Совета депутатов трудящихся. Бо­ лее 3 .700 депутатов и активистов рабо­ тают в постоянных комиссиях, образо­ ванных местными Советами Западно-Ка­ захстанской области Казахской ССР. Де­ сятки тысяч трудящихся участвуют в работе Советов Москвы и Ленинграда. Только в постоянных комиссиях Моссове­ та активно работают 1 .200 депутатов и 3 .000 общественников. В числе депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик, мест­ ных Советов — много военнослужащих, которых народ облек своим высоким до­ верием. Они активно участвуют в работе Советов, борются за выполнение наказов избирателей, поддерживают постоянную связь со своими избирателями. * * * Советская демократия — великое за­ воевание нашего народа. Она пронизывает духом борьбы и творчества все стороны советской жизни. Социалистическая демо­ кратия открывает необооримый простор для творческой самодеятельности масс, будит их инициативу, вовлекает их в повседневное управление государством. В условиях советской демократии особенно ярко проявляется решающая роль народа ка.к творца истории, создателя и строи­ теля нового мира. Избирательная кампания, которая сей­ час все шире и шире развертывается в нашей стране, еще больше укрепит связь Советов и их органов с трудящимися массами, с новой силой продемонстрирует величие советской демократа п. В. ГОЛЬЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz