На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

2, На с т р а ж е З а п о л я р ь я 19 января 1955 г., № 15 (5167). Перед ночными полётами Задолго до начала полетов на самолет, который обслуживает старшина Папшев, прибыл механик Левченков. Он впервые видит настоящий боевой реактивный истребитель.. Левченков был доволен и рад своему назначению, гордился, что ему доверили великое и почетное дело— ободуживать новейшую авиационную тех­ нику. И это чувство рождало гордость за спою Советскую Родину, которая дала в руки воинам такое мощное оружие, все­ ляло в него бодрость, надежду и твердую веру в то. что он. Левченков. член Ленин­ ского комсомола, с честью оправдает до­ верие народа, преодолеет любые трудности и в совершенстве овлааеет правилами эксплуатации материальной части. Рассказывая новичку все по порядку, техник Папшев снял заглушку всасываю­ щего оопла. быстрым взглядом окинул состояние обшивки, заклепок и показал во внутрь. — Вот видишь там, — обратился он в новичку, — заборный патрубочек. Он служит для вентиляции кабины. Но иног­ да на него но обращают внимания, счи­ тая малозначащей деталью. — А теперь давай опустимся на коле­ ни. стоя всего не увидим, и осмотрим переднюю стойку, колесо, амортизатор, проверим, как работает сложный меха­ низм, нет ли течи под колесами.^ Сейчас мы станем на колени перед своей маши­ ной, а после полетав она нам «покло­ нится» за уход и внимание... — Не скажу, что всем «кланяется».— продолжал Папшев, — а мне— так всегда. Вот обрати внимание, когда будем на по­ летах. Как только летчик заруливает и чуть нажмет на тормоза, она так и при­ седает передо мной: «кланяется»... Левченков заинтересовался еще боль­ ше. — Однажды самолет не «поклонил­ ся» одному из техников, — рассказывал Папшев. — Правда, тогда была другая причина. Он плохо осмотрел состояние щитков передней стойки. Работали ору­ жейники и после себя щитки не постави­ ли н а замки, а техник перед полетом их не проверил. В «результате щитки были поломаны при развороте и вылет самоле­ та задержался. За работой, за оживленным разгово­ ром техник и механик не заметили, как подул сильный порывистый ветер, поплы­ ли низкие облака, началась поземка. Вои­ ны настойчиво и внимательно продолжа­ ли осмотр материальной части и оборудо­ вания строго по установленному маршру­ ту . Вот они пришли на правую пло­ скость самолета, сияли чехол со специ­ альной трубки. — Входное отверстие трубки. — по­ казывая механику, говорит Папшев, — должно быть всегда чистым и не забитым снегом, в противном случае откажет при­ бор скорости и другие приборы будут лишены питания. Летчик не сможет ма­ неврировать в воздухе, произвести по­ садку. Кроме того, трубку перед полетом нужно проверять на обогрев обязательно, я - н е забыть после проверки выключить. Осмотрев консоль, специалисты залез­ ли в юупол шасси. Техник Папшев под­ робно рассказал механику о расположе1 нии агрегатов, механизмов, трубопрово­ дов. шлангов, обратив гари этом внимание на чистоту замков подвески шасси и их •работу. — Итак, какие же требования пред’- являются к 8&мкам подвески шасси? — обратился в новичку Папшев. — Они должны быть всегда чистыми от снега и грязи, слегка смазанными... И. немного подумав, Левченков добавил:— Псгред полетами оставаться открытыми, иначе шасси не уберутся и летчик, не выполнив задания, вернется после взлета. — Правильно. Такой случай в нашем подразделении был. Летчик полетел на задание и т у т же вернулся. Оказывается, не убралась правая «нога». Когда стали проверять, оказалось все нормально, шас­ си убирается и выпускается отлично. Где же гаричина? А причина в том. что перед полетом проверяли работу замков и один из них оставили закрытым. Так по частям, агрегат за агрега­ том осматривали машину авиаторы , на которых лежала вся ответственность за подготовку самолета к полетам. Пыт­ ливым взглядом они прощупали хвостовое оперение, фюзеляж, элероны. Вскрыли лючки и проверили заправку самолета го­ рюче-смазочными материалами, специаль­ ными смесями, воздухом. Опробовали ра­ боту тормозной спирали, проверили, нет ли снега в тормозных барабанах колес. Осматривая кабину летчика, они про­ верили исправность управления самолетом и двигателем, убедились еще раз. что в кабине, под сидением летчика нет посто­ ронних предметов — льда и снега. По­ знакомив механика с правилами предо­ сторожности при работе в кабине, техник Папшев не упустил момента показать ему. как следует проверять работу ан- тиобледеяительной системы. К тому времени радисты, оружейники уже осмотрели и подготовили каждый свое завеаывание и доложили технику о выполнении работ. Проворив чистоту дренажных трубо­ проводов. старшина Папшев отдал прика­ зание механику снять топливный фильтр низкого давления: — Проверьте, нет ли на нем кристал­ лов льда и снега. А сам он слил отстой топлива и про­ верил его качество. Механик быстро спра­ вился с порученным ему делом. Но про­ веряя выполнение работы, хозяин само­ лета обнаружил, что механик после по­ становки фильтра забыл поставить кран подачи топлива в положение «открыто». — Вот это уже никуда не годится, — поучал Папшев. — То, что вы быстро сняли и поставили фильтр, — это по­ хвально. Но нужно каждое начатое дело доводить до конца. Закрыли кран, так нужно же не забывать его ставить п слова контрить в открытом положении! На первый раз я вас предупреждаю, а впредь подобных случаев не допускайте. Бели чего-нибудь не знаете, спросите, как это делается. — Есть! — твердо ответил механик и ту т же исправил свою ошибку. «Видать, знающий у меня хозяин са­ молета, требовательный, недаром его фо­ тография висит на Доске отличников. — подумал Левченков. — У него есть чему поучиться». Старшина Папшев безукоризненно, как и подобает советскому воину, исполняет свой служебный долг, не имеет ни одного нарушения воинской дисциплины, хотя уже служит несколько лет. Обслуживае­ мая им материальная часть никогда не имела отказов. За отличную работу в ис­ текшем 1954 году командование награ­ дило его денежной премией. Время предполетной подготовки подхо­ дило к концу. Дежурный по стоянке по­ дал команду: «Выходи строиться!». Тех­ ник самолета Папшев со своим напарни­ ком быстро прикрыли фонарь кабины чехлом. Затем они доложили командиру о полной готовности к полетам и заняли «Еое место в строю. Быстро темнело. Ве­ тер не унимался, облака все ниже тесни­ лись к сопкам, чувствовалось приближе­ ние снегопада. — Неужели в такую погоду будут по­ леты? — не выдержав напористого мо­ розного ветра, спросил кто-то у инженера. — Обязательно будут! Наши летчики летают не только днем, но и ночыо. в любых условиях. Тут инженер подвел итоги предвари­ тельной подготовки, напомнил еще рал, что должен делать при обслуживании по­ летов каждый авиационный специалист. Михаил Левченков горел желанием бы­ стрее отбуксировать свой самолет на старт. Ему не терпелось опробовать двига­ тель и в сиянии разноцветных огней ноч­ ного старта обслуживать полеты. Техник-лейтенант С. ПУДАКОВ. Специалист первого класса главный старшина Козлов — один из передовых старшин корабля. Его подчиненные добились высоких показателей в боевой и по­ литической учебе. З а умелое воспитание воинов он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист». Н А СНИМ К Е : главный старшина Козлов проводит занятие по специально­ сти. Фото И . Никишова. Сила к о л л е кти в а ГАРШИНА 1 статьи Лауб- ман сидел за столом н вни­ мательно изучал докумен­ ты матроса Илюшина. Он просмотрел анкетные дан­ ные, характеристику с прежнего места службы и, наконец, кар ­ точку взысканий и поощрений подчинен­ ного. Неважно начал службу матрос Илю­ шин. У моряка были нарушения воинской дисциплины, не проявлял он должного усердия и в учебе. Затем старнпгна Лаубман обратился к Илюшину: — У вас в прошлом были взыскания. Советую не повторять старых ошибок. Служите так, как требуют уставы и При­ сяга. Матрос остался доволен этими словами п воспринял их, к а к строгий наказ. Он ту т же хотел пообещать старшине, что впредь будет служить х о р о ш о , но вспом­ нив, что прежде но раз давал такое слово, промолчал. Однако Илюшин твердо решил на новом месте служить ио-нному. Закончив беседу с матросом, старшина провел его в кубрик, показал койку, пред­ ставил радистам. — Где служили? Какой класс радиста имеете? Как поведение? — посыпались Илюшину вопросы. Матрос охотно отвечал на эти в о п р о с ы , но когда речь зашла о дисциплине, за­ мялся. «Что сказать своим новым това­ рищам? — подумал он. — Пеправду — все равно узнают, и тогда потеряешь до­ верие». — Наверное, плоховато,— заметив сму­ щение новичка, сказал матрос Демин. — Мало ли что было, — сказал кто-то. — Важно теперь не допускать наруше­ нии и ошибок. Эти слова ободрили Илюшина. Он чест­ но (ра-ссказал. что с дпсипплиной у него не все в порядке. С м и н у т у длилось молчание. Илюшину стало не по себе. Первым начал прерванный разговор матрос Горшков: — Плохо, что с дисциплиной у товари­ ща Илюшина дело обстоит неважно, но мы поможем ему стать настоящим воином. Я думаю, что с нашей помощью дело v него пойдет п о - д р у г о м у . — Даю слово, что буду веста себя, к а к полагается, — ответил матрос. — Вот это хорошо. — ободрили его ра­ дисты. Товарищескую помощь Илюшин почувст­ вовал с первых дней прерывания на ко­ рабле. Воины указывали ему н а допущен­ ные ошибки, требовали не п о в т о р я т ь их впредь. Под влиянием крепкого д р у ж н о г о кол­ лектива матрос постепенно изживал своп недостатки. Он стал аккуратен в быту, прилежен на занятиях. Замечаний Илюшин получал все меньше и меньше, вскоре их не стало совсем. Это вселило в матроса уве­ ренность, что он может быть примерным воином. Через некоторое время Илюшин достиг некоторых успехов в учеюе. Он уже неплохо знал материальную часть, пока­ зывал хорошее время в приеме и передаче радиограмм. Как-то командир поручил Илюшину выполнить ответственную работу. За дело матрос принялся горячо, ибо хо­ рошо понимал, что ввод аппаратуры в строй является для него серьезным эк за­ меном. и он его выдержал. С этого дня ав­ торитет Илюшина среди товарищей под­ нялся. Моряк занял достойное место среди сослуживцев^ Его, усердие в службе не осталось незамеченным. Все чаше и чаше в карточку взысканий и поощрений матроса Илюшина записывались благодарности. И вот наступил для матроса счастливый день. Перед строем личного состава был зачитан приказ о присвоении Илюшину воинского звания «старший матрос». Старший матрос Б. ПЧЕЛИНОВ. БдигпелЬносгпЬ ча сов о го Перед заступлением матроса Кудрина на пост пурга достигла особенной сплы. Ветер трепал полы меховлй одежды, колючий снег бил в лицо. Видимость была очень плохой. По часовой но ослаблял бдительности. Вдруг он уловил запах гарп. Часовой тотчас же дал сигнал полипной тревоги в караульное помещение, а сам стал тупгить очаг огня. Для этого он вырубил ток и , сняв с пожарной доски топо­ рик, стал отрубать г о р я ш у ю изоляцию п провода. К моменту плибытпя помоши находчивый воин ликвидировал очаг пожара. Старший матоос П. БУИН. Воину о противоатомной защите ЗАШИТА ОТ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ При атомном взрыве вследствие деле­ ния ядер урана или плутония образуют­ ся осколки, представляющие собой радио­ активные атомы более легких, чем уран или плутоний, химических элементов — теллура, циркония, криптона, бария и других. Кроме того, часть атомного заря­ да не успевает вступить в цепную ядер- нуго реакцию и испаряется. Продукты де­ ления и испарившаяся часть атомного за­ ряда после атомного взрыва первоначаль­ но скапливаются в грибовидном облаке, а затем оседают, заражая воздух, местность, находящиеся на ней предметы, неукры- тую боевую технику, инженерные соору­ жения и незащищенных людей. Радиоактивное заражение может быть осуществлено также с помощью специ­ ально приготовленных для этой цели бое­ вых радиоактивных веществ, которыми могут снаряжаться обычные авиацион­ ные бомбы, ракеты, артиллерийские сна­ ряды и мины. Боевые радиоактивные ве­ щества могут применяться в виде порош­ ков. жидкостей или дымов. Под действием нейтронов, испускаемых из зоны атомного взрыва, многие химиче­ ские элементы (кремний, -калий, натрий и другие), входящие в состав почвы, во­ ды, продуктов питания, становятся ра­ диоактивными. Радиоактивные вещества претерпевают самопроизвольный распад, который сопро­ вождается испусканием в окружающую среду невидимых частиц (альфа- и бета- частиц) и электромагнитного излучения высокой частоты (гамма-лучи). Под воз­ действием вредных излучений в организ­ ме происходят сложные изменения. Излу­ чения могут вызвать лучевую болезнь. Попавшие на кожу и слизистые оболочки глаз, носа и рта и своевременно не уда­ ленные с них радиоактивные вещества могут вызвать такж е язвы и воспаления. Попадая внутрь организма при вдыхании зараженного воздуха или при употребле­ нии зараженных продуктов и воды, ра­ диоактивные вещества наносят человеку наиболее серьезное поражение. Чтобы избежать поражения радиоактив­ ными веществами, необходимо предотвра­ тить их попадание внутрь организма, на обмундирование, снаряжение и оружие, a i робки, лицевой части (5 ) с соедннитель- также на поверхность кожи и на слизи- ной трубкой (7 ). Противогазовая коробка стые оболочки глаз, носа и рта. Для это- содержит активированный уголь (1 ), хи- го с успехом используются коллективные I мический поглотитель (2 ) и противо- и индивидуальные сред­ ства противохимической защиты. К коллективным аредствам относятся пе­ рекрытые траншеи, око­ пы . блиндажи, щели» специальные уоежища, различные подземные выработки и тоннели. Указанные сооружения н е всегда будут гермети­ чески закрытыми. В них легко могут прони­ кать радиоактивные ве­ щества и попадать &а- тем в н у т р ь организма. Поэтому, находясь в этих укрытиях, необхо­ димо одевать противо­ газ. Индивидуальные сред- 0 9 ства противохимической • защиты подразделяются * • н а табельные и поотуч- о ° о ные. Противогаз, за- # • о шитный костюм» защит- • ный комбинезон, за- • щитная накидка, защит- о ° ные чулки и перчатки • о составляют табельные ш индивидуальные средст­ ва шюти вохимической ж а защиты . Противогазы подраз- • деляются н а изолирую­ щие и фильтрующие. В изолирующих противога­ зах кислород находятся р и с 1 в специальном баллоне и по мере надобности подается непосред­ ственно в дыхательные органы. Фильт­ рующий . противогаз (вис. 1) очи­ щает зараженный воздух и полностью предохраняет от попадания отравляющих и радиоактивных веществ внутрь орга­ низма и на кожные покровы лица и го­ ловы. Он состоит из противогазовой ко- • - м о л е~ #ш 5 / J d - р аж ен н о го G qj - fjca . ь-люлехулЫ чис­ того воздуха дымный фильтр (4 ). Активированный уголь и химический поглотитель состав­ ляют шихту противогаза. Шихта отде­ ляется от проти воды много фильтра штам­ пованной сеткой (3 ). Рассмотрим процесс очистки отравлен­ ного воздуха в противогазовой коробке. Представим себе, что в воздухе находятся ядовитые дымы, туманы и пары отрав­ ляющих и радиоактивных веществ. Попадая в противогазовую коробку, от­ равленный воздух поступает вначале в нротиводымный фильтр, который состоит из пластинок, имеющих большое количе­ ство тонких извилистых ходов (каналов). Ядовитые дымы и туманы , а также ра­ диоактивные вещества, находящиеся в от­ равленном воздухе в виде мельчайших твердых частиц, движутся по каналам и оседают на поверхности волокон фильтра. Очищенный таким образом от ядовитых дымов и туманов воздух проходит далее через химический поглотитель. Здесь пары отравляющих веществ и находящихся в смеси с отравляющими веществами радио­ активные вещества в парообразном со ­ с т о я н и и вступают в химическое взаимо­ действие с вещоствами, входящими в со­ став химического поглотителя, образуя безвредные и нелетучие продукты. Хими­ ческий поглотитель служит для поглоще­ ния паров только тех отравляющих и ра­ диоактивных веществ, которые слабо за ­ держиваются активированным углем. За­ тем воздух попадает в последний слой противогазовой коробки. Активированный уголь поглощает пары большинства отрав­ ляющих н радиоактивных веществ. После этого очищенный воздух поступает по сое­ динительной трубке в лицевую часть противогаза. Лицевая часть служит для подведения очищенного в противогазовой коробке воз­ духа к органам дыхания и для защиты слизистых оболочек рта, глаз п носа, а также кожных покровов лица и половы от попадания на них отравляющих и р а ­ диоактивных веществ. Лицевая часть со­ стоит из шлема (маски), очков, клапан­ ной коробки и соединительной трубки. Для правильного подбора шлема (маски) делают два измерения половы, как ука за­ но на рисунке 2. Оба результата затем складывают и подбирают нужный размер, руководствуясь приведенной ниже табли­ цей. Сумма измерений Требуемый размер шлема (маски) до 93 сантиметров нулевой от 93 до 95 сантиметров первый от 95 до 99 сантиметров второй от 99 до 103 сантиметров третий более 103 сантиметров четвертый Размер шлема (маски) обозначается цифрой на подбородочной части. Подобрав нужный размер шлема (маски), следует проверить исправность противога­ ПОМОЩНИКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛИТЗАНЯТИЙ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Командир, партийная организация и политработник Н-ского подразделения по­ стоянно заботятся о том. чтобы помощники руководителей политзанятий настойчиво учились, расшитяли свой к р у г о з о р , обогащались опытом пропагандистской работы. G этой целью недавно здесь состоялось совещание помощников руководителей политза­ нятий, на котором они поделились своим опытом. Ниже приводится краткое изложение их выступлений на этом совещании. ☆ ☆ Нужен индивидуальный подход к каждому слушателю (И з выступления тов. Г А Ф А Р О В А ) Свою задачу я вижу в том, чтобы каж ­ додневно воспитывать матросов в духе беззаветной любви и преданности своей великой социалистической Родине, Ком­ мунистической партии. Советскому ^пра­ вительству. Главное в джпитательпой ра­ боте — соблюдать дифференцированный подход к каждому матросу, ибо это яв ­ ляется одним из важных, выработанных нашей партией, принципов колгмуттс-пло­ ско го вое пи та пия людей. Меня, например, всегда интересует, как ведет себя слушатель не только на полит­ занятиях, но и на службе, в быту, при увольнении, как он обращается с ору­ жием и техникой, как участвует в обще­ ственной работе. Я всегда добиваюсь, чтобы матросы глубоко уяснили и усвоили содержание изучаемого материала. После рассказа пропагандиста, как правило, в тот же .тень, в свободное время, собираю слуша­ телей и организую читку рекомендован­ ной литературы . Это повышает интерес воинов к изучаемым темам. Было бы неправильно ограничиваться только читкой того пли иного материала. Собрав матросов, я раз’ясняю им отдель­ ные вопросы, затронутые в рассказе ру­ ководителя группы или возникшие у слушателей в ходе читки рекомендован­ ной литературы . Но самое главное в дея­ тельности помощника руководителя по­ литзанятий — работа с теми, кому труд­ но даются политические знания. Было время, когда слушатель нашей группы Золотников отставал в учебе. Но заданию руководителя я с ним отдельно занимал­ ся, помогал ему глубже разобраться в вопросах, советовал почитать газетные статьи и другие материалы, которые по­ могли бы слушателю хорошо уяснить т е ­ му. Сейчас Золотников стал лучше гото­ виться к занятиям, активное участвовать в беседах. По, как показывает опыт, индивиду­ альную работу следует проводить не только с тоги , кому трудно дается ус­ воение учебного материала. Нельзя забы­ вать и более подготовленных слушате­ лей. Например, тт . Ростовцев и Галкин учатся неплохо, но, тем не менее, у этих слушателей часто возникают неясные им вопросы, раз'яснить которые можно лишь путем индивидуальной беседы. Мой совет каждому помощнику руково­ дителя — больше, серьезнее, вдумчивее работать с каждым слушателем. Индиви­ дуальный подход к слушателю, постоян­ ная забота о его идейном росте дадут воз­ можность добиться новых успехов в бое­ вой и политической учебе. Шире использовать наглядные пособия (И з выступления тов. К А З Н О В А ) Наглядные пособия — замечательное подспорье при проведении политических занятий . Они как бы дополняют слово пропагандиста, облегчают матросам усво­ ение материала. К каждому политическому занятию мы заблаговременно готовим географические карты , схемы, чертежи, репродукции с художественных картин и другие нагляд­ ные пособия. Папример, при' проведении рассказа но теме «Советские Вооруженные Силы в период иностранной военной интервен­ ции и гражданской войны» руководитель группы часто пользовался наглядными пособиями. Это значительно оживило бе­ седу, заинтересовало слушателей. После занятия я организовал со слуша­ телями изучение карты фронтов граждан­ ской войны. Кроме того, подробно ознако­ мил их с содержанием альбома наглядных пособии. Затем воины сами показали на географической карте исторические места, где Советская Армия громила войска ино­ странных интервентов и белогвардейцев. Для того, чтобы собрать и подготовить наглядные пособия но этой теме, мне пришлось обратиться в библиотеку, в клуб. Часть наглядных пособий подгото­ вил руководитель группы. Как правило, наглядные пособия готов­ лю всегда заранее. До начала занятий вывешиваю их в помещении, чтобы не отрывать у слушателей учебного време­ ни. Наглядные пособия мы используем не только в часы плановых занятий, преду­ смотренных расписанием, но и в часы дополнительной учебы и в свободное вре­ мя. Широкое использование наглядных по­ собий, их заблаговременная подготовка помогают воинам глубоко усвоить мате­ риалы учебного плана. Внимание воинам, слабо знающим русский язык (И з выступления тов. А Н А Н Ь И Н А ) Bice слушатели нашей группы прояв­ ляют большой интерес к повышению сво­ их политических знаний. Но в нашей группе, как и во многих других, есть воины, имеющие недостаточную общеобра­ зовательную Подготовку или слабо вла­ деющие русским языком. Трудно было вначале учиться матросам Хасьянову и Куцому из-за слабого знания русского язы ка. Многие вопросы для них были непонятны . С этими слушателями пришлось особенно много поработать. Мы помогли им изучить русский язык, ре­ комендовали больше читать произведений художественной литературы , смелее всту­ пать в беседы с товарищами. В результате оказанной нм помощи воины с каждым днем в^е лучше и лучше начинают разбираться в политической литературе, свободнее излагать свои мыс­ ли. Действенный контроль за учебой вои­ нов, индивидуальная работа с отстающи­ ми дали возможность привить им вкус к самостоятельной работе над книгой. Мы добиваемся такого положения, что­ бы слушатель не просто механически за­ поминал отдельные положения и форму­ лировки, а глубоко усваивал содержание каждого вопроса, мог свободно разбирать­ ся в прочитанном, делать правильные выводы из прочитанного для своей прак­ тической деятельности. Я никогда не жду, пока ко мне ма­ тросы сами обратятся за помощью, а всегда внимательно слежу за ходом каж ­ дого занятия, за успеваемостью каждого слушателя. Одних я спрошу, как они ус­ воили содержание темы, другим отвечу на возникшие у них вопросы. за. Для этого одевается шлем (маска) и закрывается резиновой пробкой или ла­ донью отверстие в дне коробки. Если в таком положении вдохнуть воздух невоз­ можно — значит противогаз пригоден для пользования им в боевых условиях. В противном случае проверяется каждая часть противогаза. Проверку исправности . противогаза можно производить и другими способами. Для проверки исправности шлема (мас­ ки ) следует правой рукой крепко зажать соединительную трубку у клапанной ко­ робки, а большим пальцем левой руки заж ать отверстие под вдыхательным кла­ паном и сделать глубокий вдох. Если воздух не будет поступать в дыхательные пути, то это означает, что шлем (маска) пе имеет п з’япов. Чаще всего дефекты бывают в выды­ хательном клапане. Для его проверки не­ обходимо заж ать рукой соединительную трубку у клапанпой коробки и сделать глубокий вдох. Если воздух не проходит, то выдыхательный клапан исправен. В дальнейшем производится осмотр противогазовой коробки. В тех случаях, когда оказалась проколотой или порван­ ной соединительная трубка, ее необходи­ мо отвинтить, а противогазовую коробку нривинтить непосредственно -к клапанной коробке. Если в бою будут повреждены шлем (маска) или соединительная трубка, надо отвинтить их и пользоваться только про- тшюгазовой коробкой. В этом случае гор­ ловину коробки берут в рот. При этом вдох производится через рот, а выдох — через нос. Каждый воин обязан предохранять про­ тивогаз от ударов, механических повреж­ дений, держать его в сухом месте, не до­ пускать проникновения в коробку воды. Попадая внутрь противогазовой -коробки, влага впитывается в шихту, пробирается к стенкам коробки и вызывает ее ржавле­ ние. Пельзя также сушить или хранить противогаз у натопленной печки. Эти пра­ вила необходимо соблюдать потому, что некоторые отравляющие вещества плохо поглощаются влажной и л и очень сухой шихтой. Чтобы избежать запотевания стекол во время пользования противогазом, следует в обоймы очков вставить незапотевающие пленки или смазать стекла специальным карандашом. Защитная накидка (или плащ -палатка), накидка-подстил, защитные чулки и пер- Рис. 2. чатки, защитные комбинезоны, защитный костюм и защитный фартук предохраняют от попадания радиоактивных веществ на обмундирование, обувь, снаряжение, а также на открытые части тела. При отсутствии табельных средств следует применять подручные. Носовой платок, полотенце, вата или марля, слег­ ка смоченные водой из фляги или неза­ ряженного водоема, могут быть использо­ ваны для предохранения органов дыхания от попадания радиоактивных веществ внутрь организма. Защитные чулки мож­ но заменить мешковиной, рогожей, ве­ тошью. При залегании на местности мож­ но подстилать маты, сделанные из неза- раженных радиоактивными веществами веток, соломы, камыша. После преодоления зараженного участ­ ка противогаз и плащ -палатка снимаются только по приказанию командира. Снимать их нужно в строго определенном порядке. Встав лицом против ветра и держась за внутреннюю сторону накидки, необходимо сбросить ее с себя. После этого нужно освободиться от чулок, а затем, находясь в противогазе, тщательно отряхнуть на­ кидку, чулки я обмундирование. В послед­ нюю очередь снимаются противогаз п перчатки. Использованные подручные средства направляются на дез активацион­ ный пункт или, если они больше не нуж­ ны, закапываются в землю. Табельные средства противохимической защиты после их применения должны подвергаться дозиметрическому контролю п дезактивации. Особое внимание необхо­ димо уделять дезактивации и дозиметри­ ческому контролю противогаза, т а к к'ак со временем в его фильтрующем слое может скопиться болыуое количество радиоак­ тивных элементов, являющихся источни­ ком вредных излучений. Инженер-подполковник И. НАУМЕНКО, кандидат технических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz