На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

* На с т р а ж е З а п о л я р ь я 18 января 1955 г., ffc 14 (5166). О п ы т п е р е д о в и к о в — в с е м в о и н а м ф л о т а В морских походах рождается боевое мастерство О д е л а х и людях о д но г о э с к а д р е н н о г о ми н о н о с ц а За чёткую организацию боевой учёбы Когда в прошлом ------- рое создается в бою. году корабль вступил БЕСЕДА С КОМАНДИРОМ КОРАБЛЯ Чтобы наглядно по- в новую кампанию. ____ казать воинам, что перед экипажем ста­ яли сложные и ответственные задачи. Требовалось в самые короткие орокн до­ биться дальнейшего повышения боевой выучки моряков. Б этому обязывали нас интересы защиты Советской Родины. Чтобы достигнуть цели, пришлось прежде всего тщательно пересмотреть методику подготовки личного состава при стоянке корабля, принять меры к повы­ шению ее -качества. В организацию уче­ бы были внесены существенные измене­ ния. Вместе с тем. следовало определить главное звено в своей работе. Тактическое применение огневых средств, успешное использование оружия главным образом зависят от мастерства моряков, обслу­ живающих посты управления артилле­ рийским и торпедным огнем, команд заря­ жания и запальных команд. 'Им и было уделено основное внимание. Раньше тренировки расчетов нередко проводились в отрыве от общекорабель­ ных задач. Успех был немыслим без по­ следовательности и целеустремленности в обучении воинов мастерству. Поэтому офицерам было указано, чтобы они на Тйнове перспективных и недельных пла­ нов составили перечень тем для практи­ ческих занятий и одиночных учений. Это способствовало тому, что моряки луч ­ ше понимали конечную цель своего тру ­ да, видели, для чего необходимо совершен­ ствовать те или иные приемы и дейст­ вия. Нельзя недооценивать значение тре­ нировок на станке заряжания. Они прово­ дились и проводятся на корабле. Вме­ сте с тем, при работе личного состава здесь неизбежны многие условности. В частности, делом занято небольшое число людей. Большой точности движений здесь от артиллеристов не требовалось. Командир корабля, посоветовавшись с офицерами артиллерийской боевой части, приказал чаще проводить практические занятия у орудий. Был заведен татой по­ рядок. По сигналу личный состав готовил технику к боевому использованию, затем отрабатывались практические приемы. На посту, где матросы и старшины должны выполнять свои обязанности в бою, надо рассчитывать каждое движение. Действия людей здесь стесняют бапгня, приборы, механизмы. Поворот корпуса каждого мо­ ряке и даже каждый шаг нельзя было де­ лать необдуманно, не в такт другим. Несомненно, в таких условиях матросы и старшины более успешно учились тому, что необходимо для выполнения боевых упражнений. Но главный смысл тренировок непо­ средственно у материальной части состоял в том. что включалась в действие вся артиллерийская схема. Работали моря­ ки постов управления артиллерийским огнем, наводчики, подносчики и погреб­ ные. проверялась система подачи боеза­ паса. Совершенствовалось взаимодействие личного состава всех боевых постов. Од­ ним словом, выполнялись все те дейст­ вия. которые необходимы для стрельбы. Частые и продолжительные трениров­ ки требуют большого внимания к сбере­ жению материальной части. За техникой нужен постоянный присмотр и тщатель­ ный уход. Офицеры раз’яснили это лич­ ному составу, усилили контроль, и нуж­ но отметить, что корабельные приборы и механизмы в течение года ни разу не отказывали в работе. Существует неправильное мнение, буд­ то тренировки постов управления огнем можно организовать только в походе при наличии пели. На нашем корабле уче­ ния систематически проводились и при стоянке в базе. Для этого один из постов работал «за противника», который ма­ неврировал. изменял скорость и т . д. Данпые для ведения огня вырабатыва­ лись т ак же, как и в плавании. Как ни странно, но один из офицеров заявил однажды. что следует ли давать матросам большую нагрузку. Это, будто бы: утомляет воинов, в они. якобы, уже подготовлены к выполнению задач. Ясно, что такое высказывание глубоко ошибочно и могло явиться лишь резуль­ татом самоуспокоенности. Командир и по­ литработники постоянно раз’ясняли мо­ рякам. что они сумеют побеждать вра­ га только в том случае, если будут повседневно совершенствовать свое ма­ стерство. привыкнут выдерживать такое Физическое и моральное напряжение, кото- им нужно непре­ рывно и много работать над собой, коман­ дир совместно со специалистами разра­ ботал сложное учение. На него был приг­ лашен флагманский артиллерист. Прове­ денное занятие с личным составом вы я ­ вило недостатки. Все поняли — недоделки нужно решительно устранять. Тогда же возникла мысль составить т а к называемые учетные карточки на все номера расчетов. В эти карточки после каждого практического занятия за­ носились нормативные показатели каж ­ дого воина. Нововведение сыграло боль­ шую роль. Офицеры и старшины стали строже контролировать подчиненных, глубже анализировать их действия. Сра­ зу обнаружились слабые места. Стало вид­ но, на копо и на что обратить особое внимание. Если, например, заряжающий Ливицкий мог дать нормальный темп ра­ боты, то матрос Астахов действовал в два раза медленней. Конечно, в обучении каждого из моряков требовался индиви­ дуальный подход. Предоставилась возмож­ ность лучше планировать боевую учебу личного состава. В этом большую пользу принесло то, что в тренировках участво­ вали группы записи. Пх значение недо­ оценивают иногда, а зря. Повышение качества учений в море достигалось путем насыщения их вводны­ ми. Здесь важно было добиться гибкости планирования. ‘Нельзя было терять попу­ сту и время перехода от базы до района учений. П поскольку у офицеров^ и стар­ шин находились заранее разработанные планы тренигровок, нетрудно было пере­ строиться на ходу и заниматься подгото­ вительными учениями. Имели место отдельные неудачи. Моло­ дые матросы вначале при фактическом использовании оружия терялись. Это по­ рождало ошибки — малоопытный матрос вместо одной трубки ставил другую или досылал ее не до конца и т . д. В резуль­ тате были пропуски в стрельбе. На практических стрельбах воины по­ степенно освоились с обстановкой, возму­ жали, закалились. Этому способствовала напряженная боевая учеба в плаваниях. Так первая зачетная стрельба прошла без замечаний. Для достижения успехов немало порабо­ тали партийная и комсомольца я органи­ зации. Перед каждым выходом в море коммунисты и комсомольские активисты через радиогазету, стенную печать и в беседах рассказывали воинам о постав­ ленных задачах и мобилизовывали моря­ ков на образцовое выполнение своих обя­ занностей. Члены КПСС и ВЛКСМ подава­ ли пример стойкости, усердия и мастер­ ства. В зависимости от характера плавания проводились совещания офицеров и от­ дельно старшин различных специально­ стей. Цель совещаний в том. чтобы каж ­ дый моряк понял, что он должен делать, что от него требуется. А когда корабль возвращался в базу, личный состав при­ сутствовал на разборе учений. В подготовке запальных команд ценно то, что, когда не было возможности трени­ роваться на корабле у боевых механизмов, воины занимались в минном классе. Не­ которые это недооценивают, других пу­ гают хлопоты, связанные с переходом на берег. Командир минно-торпедного подраз­ деления капитан-лейтенант Давндов- ский проявил настойчивость. Его подчи­ ненные отрабатывали практические прие­ мы непрерывно и достигли высокого ма­ стерства. Многие из них — классные специалисты. Они в сложных условиях безупречно провели минную постановку. Моряки завоевали приз Командующего Се­ верным флотом. На корабле проведена немалая работа пэ обучению всех моряков воинскому мастерству, по укреплению дисциплины и уставного порядка. У нас выросли т а ­ кие специалисты своего дела, как стар­ ший лейтенант Яруков, главный старшина Турусин, старшины 1 статьи Калинин и Барсуков, старшина 2 статьи Склизков и другие. Они умело обучают и воспитывают матросов. Высокая организация учебы обеспечивает экипажу успешное выполне- ние задач. Офицеры и ста/ршины полны решимости и впредь совершенствовать , методику подготовки моряков и тем са­ мым повышать боевую готовность родного корабля. Хроника корабельной жизни — = За гое число отличников боевой и политической повготовки на кооаблв удвои­ лось. Почти в вва раза больше стало классных специалистов. Среви них значи­ тельную часть составляют специалисты первого клаеса. • • • Зенитчики мичмана Курочка стрельбы выполняют только е высокой оцен­ кой. • • • Матросы отввлоиия старшины 1 статьи Авврьянова любовно ухаживают за техникой. В течение ro ia у них не было ни овного елучая выхова т опия а т ­ риальной части. • • • Ни одного дисциплинарного взыскания не имели в течение гова матросы от­ деления старшины 1 статьи Моловова. Они всегва отличаются исполнительностью и ооганизованноетью. * • • За образцовую службу матрос Турбанов за послевние несколько месяцев по­ ощрен семь оа*. • • • За нелромлжитеяыюе орвмя рявы комсомольцев корабля увеличились на 10 процентов. • • • С кажвым вном растут культурные запросы м о р я к о в экипажа. Книжный Фонд корабельной библиотеки пополнился новой литературой. Книг стало больше на 20 процентов. Самыми активными читателями библиотеки являются специалисты первого класса Турусин. Красношеков и многие другие воины. Говорят специалисты своего дела Быть всегда начеку Снежная пелена окутала все во­ круг. Сигнальщики напряженно всматриваются во мглу. Старшин матрос Комаров докладывает: — Торпедный катер, справа.., дистанция!... И корабль и катер почти од­ новременно меняют курс. Опас­ ность миновала. Комаров хорошо освоил методы наблюдения. Он никогда долго не всматривается в одну точку, а постепенно просматривает весь сектор наблюдения. Как извест- j но, различные предметы можно отличить потому, что они темнее или светлее других, и натрени­ рованный моряк сразу замечает их. А затем, конечно, надо рас­ познать, что находится перед то ­ бою. . Старший матрос старается как можно реже пользоваться опти­ ческими приборами. Глаза при­ выкают к ним. и моряку кажет­ ся. что он плохо видит. Да и в самом деле, от частого примене­ ния. например, бинокля зрение притупляется. Матрос Осипов ириметил. что ночью отдельные вспышки по­ лярного сияния бывают сильны­ ми и сравнительно неплохо осве­ щают море. В такие моменты он оглядывает весь сектор и. если в нем что-нибудь есть, обя­ зательно обнаружит. Когда в лун­ ную ночь на воде отражается юрожка. на ней тоже все выде­ ляется четко. П это использует воин, не забывая, конечно, сле­ дить и за темной частью гори­ зонта. В штормовую погоду, когда все море было покрыто пенными ба­ рашками, Осипов на большом расстоянии обнаружил перископ подводной лодки. Некоторые ск а ­ зали бы. чт» это невозможно. Неправда. Если королю изучить х-арактер волн, направление их движения и цвет в данный мо­ мент, заметишь отличны Гг от всех бурун и разрезающую его черную полосу. Мы делаем все. чтобы этими приемами овладели все сигналь­ щики. Наблюдатели корабля в темноте безошибочно опреаеляют тип судов по расположению ог­ ней. Это хорошо. Но на огни не следует особенно надеяться. На­ до помнить, что противник мо­ жет потушить часть огней или даже все. Он будет пытаться ос­ таться незамеченным. Не стоит, пожалуй, и по скорости движе­ ния буруна за кормой безапелля­ ционно заявлять, что это такой- то корабль или такой-то. Ведь всякий корабль может изменять ход, хотя зде»*ь есть и свои зако­ номерности. В обычных условиях суда выдерживают экономиче­ ский ход. Необходимо знать его. Одним словом, не надо быть самоуверенным. Нельзя приту­ плять бдительность ни на мину­ ту. Долг сигнальщиков — всегда находиться в боевой готовности. Старшина 1 статьи И. МАЗАЛОЗ, награжденный знаком «Отлич­ ный связист». Н А СНИМ К Е : п е р е д о в ы е моряки корабля Н . L-л е и а н а п р а в о : к а п и т а а - л е й т е н а н т 1V1. Д а - видовский, специалисты первого класса старшина 1 статьи А . Калинин, старшина 2 статьи А . Склизков, специалисты второго класса матросы Н . Исаев, В. Турбанов и старшин матрос & Д розд. Фото И. Никишова. Без упрощений и скидок Пдет тренировка. Даю ввод­ ную. Старший матрос Астахов за ­ ряжает орудие. При этом он де­ лает несколько торопливых дви­ жений руками и ногами. Ника­ кой продуманности и системы нет. Но в чем именно заклю-г чаются ошибки воина, как н а­ учить его выполнять приемы пра­ вильно? — Нужно делать вот так , — говорю я ему и показываю. К орудию вновь становится Астахов. Вижу, воин берет сна­ ряд з а головку и прежде, чем до­ слать его. перехватывает руку . Очень неудобно и неэкономно. Подсказываю ему, что снаряд нужно положить на кисть руки. На первый взгляд это неудобно. А приникнешь — очень хорошо. Затем слежу, как воин дви­ гается. Четыре быстрых мелких шажка. А в сторону не отходит. Раньше Астахов не тренировался на орудии. Об’ясняю, чтобы при­ близиться к орудию, надо сде­ лать два шага и третьим отстра­ ниться от линии отката. Со временем, конечно, моряк освоил практику заряжания, стал выносливым. Сейчас он — умелый снарядный, на учениях и тренировках во взаимодействии с другими воинами показывает высокий темп. Но я не смог бы обучить Астахова мастерству, ес­ ли бы не умел практически по­ казать, как выполнять тот пли другой прием. Метол показа, по-моему. — основной. II еше хочется сделать один вывод. Чаще нужно тренировать­ ся в башне, на ору лги , чтобы избежать всевозможных упроще­ ний. А когда занятие проходит у станка заряжания, следует до­ биваться. чтобы матросы придер­ живались тех правил, которые они должны соблюдать на боевом посту п р и стрельбе. От команд заряжания зависит первый залп, темп ведения ог­ ня. В бою на них ложится боль­ шая физическая нагрузка. Поэто­ му подготовке этих моряков надо уделять как можно больше вни­ мания. Постоянно и настойчиво нужно совершенствовать боевое мастер­ ство. закалять волю, готовить себя к трудным и тяжелым ис­ пытаниям. Старшина 2 статьи А. СКЛИЗКОВ, специалист первого класса. Забота о сохранении техники Втиснувшись в тесный кол­ лектор вспомогательного котла, матрос Бессараба снимал про­ ржавевшую трубу. Вместо нее нужно было ставить новую. Как и за всеми механизмами, воин следил за этой магистралью, об­ тирал ее. чистил. II тем не ме- нео она ржавела изнутри. По­ этому маленькие отверстия были раз’едены так , что в них свобод­ но п р о х о д и л палец. — Все дело в том, что во вспомогательном котле вода го­ рячая, а в питательной трубе хо­ лодная. — докладывал Бессара­ ба старшине. — От разницы температур она постоянно отпо­ тевает и ржавеет. Старшина задумался, а йотом сказал: — А может нам сделать водо- подогреватель? Ведь это не та .5 сложно. Офицер одобрил намерение мо­ ряков. На том и порешили — по­ ставить водоподогреватель. Моря­ ки свернули лист железа в тру­ бу, Бессараба сварил его. Внутрь цилиндра вставили зме­ евик, снаружи обшили пзолпрую- ющим материалом. Осталось все это смонтировать. Раньше труба крепилась к Фланцу патрубка, который вворачивался в коллек­ тор. Резьба ржавела, п п р и необ­ ходимости отнять магистраль бы­ ло певозмолшо. Теперь ее поста­ вили на четыре шпильки и при­ хватили болтами. Если потре- оуется снять, матросы сделают это быстро. — Молодцы, хорошо заботи­ тесь о сохранении техники. — похвалил подчиненных командир подразделения. Воины заслужили эту похвалу. Они стремятся, чтобы материаль­ н ая часть всегда находилась в боевой готовности, улучшают и упрощают методы ее обслужива­ ния. Так. машинисты замечали, что притирка предохранитель­ ных клапанов временами нару­ шается. Тарелка клапана тверже, чем седло, в которое она вхошт. На последнем образуется буртик, а лучше, чтобы его не было. Один из матросов предложил вме­ сто тарелки поставить толстую чугунную плиту. Необходимо ра­ зобраться, насколько полезно это предложению. Так моряки нашего подразде­ ления борются за сохранение боевой техники, за ее высокую и постоянную боевую готовность. Старшина 1 статьи А. КАЛИНИН, специалист первого класса. Ценная инициатива торпедистов На банке перед торпедой стоят двое моряков. Третий работает с другой стороны. Это — старши­ на 2 статьи Нарфинович, стар­ ший матрос Олейник и матрос Киричук. Иод торпедой на столе аккуратно разложен инструмент. Время от времени воины протя­ гивают руку н. почти не глядя, берут нужный им ключ. Ни од­ ного лишнего движения. Дело спорится. Иначе обстояло все, пока тор­ педисты не догадались и з г о т о в и т ь для себя специальный стол с за­ гнутыми вверх краями. Раньше 11 ринадлежности прих одилось раскладывать на палубе. Они мешали свободно передвигаться, за них даже мог кто-нибудь за­ цепиться. Один пз номеров рас­ чета должен был только тем к заниматься, что подавать ин­ струмент. Драгоценные минуты тратились впустую. Моряки закончили подготовку торпеды к стрельбе, убрали ин­ струмент, срубили ножки склад­ ного стола и положили его ^ o i аппарат. Там он никому не ле­ т а е т . Для того, чтобы снарядить торпеду, мы вытаскиваем ее на тележку. Так она в :я на виду, и готовить ее к стрельбе удобней. Некоторые не делают этого пото­ му, что боятся — не так поло­ жат потом торпеду в аппарате. Нерешительность вызвана, види­ мо, нетвердым знанием матери­ альной части. Отсюда масса хло­ пот. Воины несколько раз вытя­ гивают торпеду из аппарата и за­ таскивают ее обратно. Сколько лишнего труда! Все толпятся то у головной части торпеды, то у кормовой, мешают один д р у г о м у . А когда начинают продувать, за ­ ливают водой аппарат. При на­ шем способе все делается быст­ рей и надежней. Организацию труда и порядок на рабочем месте мы всегда ста­ раемся совершенствовать. Глав­ ное для воинов нашей специаль­ ности —г своевременно и качест­ венно подготовить торпеды к дей­ ствию. Стрельба потеряет свой смысл, если оружие во-время пе сработает. Несколько иначе, чем у дру­ гих, у нас производится и под’ем торпед пз воды. Как известно, одеть бугель — довольно слож­ ная операция. Мы его заранее растягиваем и закрепляем в т а ­ ком виде штертом. Когда бугель окажется в средней частя торпе­ ды, воин, находящийся на шлюп­ ке. раздергивает петлю — бугель затягивается. Тотчас включается лебедка, и торпеда, покачиваясь, поднимается над водой. Самое трудное сделано. Однажды мы поднимали торпе­ ду в штормовую погоду. Она то выскакивала из воды и возвыша­ лась над бортом, то вновь тону­ ла. Не повредить шлюпку и не помять торпеду можно было толь­ ко в том случае, если моряки бы­ стро положат ее в горизонтальное положение и выхватят из воды. Это удалось нам. Торпеда на борту. Разоружаем ее. При этом замеряем, сколько осталось воды, керосина, масла. Нормы расхода их на определен­ ное расстояние известны. Выяв­ ляются все недостатки, допущен­ ные при подготовке. Анализируем свои действия, и становится ясно, как поступать в том или ином случае в следующий раз. Торпедисты д о с т и г л и значи­ тельных успехов в совершенство­ вании боевого мастерства. Секрет в том, что они инициативно вы ­ полняют свои почетные и ответ­ ственные обязанности. Но наши воины не довольствуются до­ стигнутыми успехами, а продол­ жают настойчиво учиться, по­ вышать свое боевое мастерство и закалку. Главный старшина Н. ТУРУСИН. специалист первого класса. МИНЫ СТАВИТЬ! В наступающих сумерках на палубе казалось особенно тесно. На приемку мин были вызваны воины различных специ­ альностей. Предстояло выполнить обще­ корабельную задачу, которая требовала больших физических усилий и была по плечу только большому и дружному кол­ лективу моряков. Капитан-лейтенант Давидовский отдал несколько коротких приказаний. Ни одно­ го лишнего движения, звука. Это еще раз подчеркивает, что каждый матрос и стар ­ шина твердо знает свое место и дело. Командир минно-торпедного подразделе­ ния на тренировках научил их умело взаимодействовать. Через несколько минут около торпедно­ го аппарата вырастает пирамида ящиков с цепными креплениями. Их еще нужно разнести по обоим бортам от среза полу­ бака до кормы. Как только старший ма­ трос Олейник и матрос Киричук с това­ рищами пристроиили первую мину и старшина 2 статьи Зубань включил ле­ бедку, матрос Гребень обратился к стар­ шине 2 статьи Лобанову. — Разрешите ящики транспортировать на минах? — Добро, — ответил Лобанов. Старший матрос Новиков и матрос Гре­ бень легко вскидывают ящики на мины. Два других моряка подталкивают мины сзади, и они, грохоча и поскрипывая ко­ лесами, катятся по дородскам. Командир корабля видит с мостика, как из черных движущихся точек возникает длинная цепь. Темп работы удовлетворяет его. Мо­ ряки выдержат любую нагрузку. В этом не приходится сомневаться. Гребень, и Новиков — спортсмены-разрядники. Один занимается классической борьбой, другой — ходит на шлюпке. Да и остальные мо­ ряки — сильные, закаленные... Поднята на палубу последняя мина. Офицер Давидовский смотрит на часы. Приемка закончена, она выполнена быст­ ро. Но это еще только начало. Необходимо л о р е приложить много труда, чтобы надежно закрепить мины и подготовить их к по­ становке. А над морем темнея ночь, и северный ветер безжалостно бросает в лицо колкие снежинки. Старшина 2 статьи Лобанов низко на­ клонился к палубе, нащупывает пробки и окоченевшими руками вворачивает вместо них винты , удерживающие цепные от­ тяж ки . Рядом работают Новиков, Гребень, Киричук... Время от времени кто-нибудь из них разогнет спину, поднимет ладони к губам, обогреет и вновь за дело. Командир подразделения проверяет проч­ ность креплений. Как и подчиненные, он уже несколько часов не покидаот верх­ нюю палубу. Корабль огибает вдающийся в море заснеженный мыс. Волны закатываются на палубу. Вода плеще 1 « я мелиу минами н надстройками, не успевая стекать. Да­ видовский сначала беспокоился, смогут ли матросы и старшины в темноте правиль­ но установить глубину. Посмотрел на Ло­ банова, потом на Новикова, и волнение пропало. Они аккуратно перебирали при­ липающие к рукам витки штерта. По чи­ слу шлагов можно точно рассчитать глу­ бину. Офицер велел всем пользоваться этим методом. А у командира корабля в это время была еще одна забота — к назначенному сроку привести корабль в заданную точ­ ку. Пеоколько часов шли переменными курсами и ходами. Командир то и дело сам склонялся над картой, проверял штурмана, следил, чтобы точно выдержи­ вались скорость и направление движения. На рассвгге моряки пыли на месте. — Мины ставить! — поступило при­ казание с мостика. Тяжелые мины через равные проме­ жутки времени стали срываться с пока­ того среза кормы, а плюхнувшись и немного покачавшись на поверхности, то­ нули. Вскоре Давидовский доложил на командный пункт: — Окончил постановку мпн! И ЗДЕСЬ КУЕТСЯ ПОБЕДА В котельном отделении вахту несут подчиненные специалиста первого класса Барсукова. В учебном плавании они не видят, что происходит наверху. Только залпы орудий подскажут им, что навер­ ху «сражение». В котельном отделешш тоже куется победа. Машинисты обеспе­ чивают ход, дают кораблю возможность маневрировать и эффективно использовать мощь своего оружия. Вахтенному по горению старшему ма- трооу Чоба ясно, как правильно создать пламя. По цвету и форме факела он знает, следует ли увеличить иодачу воздуха в тонку или уменьшить поступление топ­ лива. Факел стал меньше. Сейчас его закроет темная расплывчатая тень. Появился пер­ вый признак дымности. Чоба бросил бы­ стрый взгляд в сторону вахтенного у вспомогательных механизмов. Тот не ус­ мотрел. Температура топлива несколько ниже положенной. Оно начало приобре­ тать вязкость и поэтому распыляется хуже. Барсуков приказывает матросу Шлярсу исправить положение, что он и делает. Черный дым над трубой пе появ­ ляется. Увеличен ход. Надо включить еще одну Форсунку. Для многих вахтенных у горе­ ния это самый неприятный момент. Суть и том. что сделать так , чтобы горение бы­ ло правильным с самого начала, особенно сложно. Невольно появляется шапка ды­ ма. Чоба, в результате тщательных наблюдений, вывел, что но следует включать форсунку с подачи топлива. У него выработался свой порядок. Мо­ ряк открыл малый регистр, включил а затем передернул ручкн наружного регистра. Так всегда наверня­ ка избежишь неприятностей. Только дей­ ствовать необходимо очень быстро, чтобы п^ дать трубкам охладиться. Одна из форсунок после долгой работы загрязнилась. Чоба прекращает подачу топлива и открывает клапан, через кото­ рый в форсунку вместо мазута поступает пар. Загрязнившиеся отверстия вмиг очи­ щаются. А совсем недавно в подобных случаях матросы вынуждены были вы­ нимать форсунку, зажимать ее в башмак н потом продувать паром. На это уходило немало усилий и времени. — А нельзя ли подавать пар в фор­ сунку тогда, когда она находится на ме­ сте? — рассуждали Барсуков и Чоба. И решили — можно. Вдоль переднего фрон­ та котла проходит общая паровая маги­ страль. От нее. с разрешения офицера, подвели трубки к каждой форсунке, по­ ставили клапаны . Получился большой вы­ игрыш во времени и гарантия бездымного горения. Долгое время старшего матроса Шумова беспокоило то. что турбовентилятор часто парил. Причина заключалась в том. что вода по валу попадала в масляную ван­ ну, размывал» кольца механизма. Их то и дело прихониось менять. Шумов, как го­ ворят. ломал голову, как быть. Оказы­ ваете^. все зависело от отсоса пара от с лоти икав. Трубка была круто изопнутл, и я ней создавмгд застой конденсата. Мо­ ряк доложил об этой старшине. Постави­ ли новую магистраль, которая наклонно к палубе отходила от самого турбовенти­ лятора. Теперь качество мосла не сни­ жается, кольца мехавгизма стали значи­ тельно долговечней. В походе механизм работает хорошо. В другом котельном отделении бдитель­ но несет вахту член бюро кооггомольлкон организации Скрябин. Он — классный специалист. Недавно командир послал ро­ дителям воина благодарственное письмо. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz