На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
I й На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 января 1055 г., 13 (5155). Уставы —закон нашей Жизни СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ФОРМУ ОДЕЖДЫ М а т р о с о б я з а н : « н о с и т ь б е р е ж н о о д е ж д у и о б у в ь , с в о е в р е м е н н о и а к к у р а т н о и х ч и н и т ь , е ж е д н е в н о ч и с т и т ь и х р а н и т ь , г д е у к а з а н о » . (Корабельный устав Военно-Морских Сил Союза С С Р ). ☆ Советский воин — это представитель армии нового типа, армии освобождения трудящихся, защиты их свободы и неза висимости. Поэтому каждый военнослужа щий должен помнить, что форма, которую он носит, обязывает его безупречно вы полнять возложенные на него обязанно сти. Выдающийся советский полководец М. В. Фрунзе говорил, что «и враги и друзья должны почувствовать при взгля де на нашего красноармейца и команди ра, что тут имеется сколоченная, органи зованная, спаянная сила, которая каж дым своим поступком, каждым словом и шагом говорит о наличии твердой револю ционной воли и глубокой внутренней за калки». Строгое соблюдение формы одежды — одно из проявлений дисциплинированно сти матроса, его отношения к службе, к военному мундщлу. Бравый, молодцеватый вид. аккуратность и подтянутость — неот'емлемые качества советского военно го моряка. Исполнительный матрос всегда имеет строевую выправку, строго соблю дает форму одежды, бережно относится к своему обмундированию, аккуратно носит его. Таким и анают н а корабле радиста ма троса Петрова. Он ревностно выполняет свои обязанности, отличник боевой и по литической подготовки. Моряк строго со блюдает требования Корабельного устава. Командир отделения ставит матроса Пет рова в пример всем подчиненным. Привычка в дисциплине является основой высоких показателей воина в боевой уче бе. Он один из лучших радистов подраз деления. безупречно несет ответственные вахты в походе. Петров успешно сдал эк замены на специалиста второго класса. Подавляющее большинство моряков до рожит своей матросской формой, с досто инством я честью носит ее. Но. к сожалению, встречаются отдель ные воины, которые плохо сберегают свое обмундирование, нарушают форму одеж ды . К таким следует отнести матроса За харчука. Его нередко можно видеть в грязной шинели, с нечищенными пугови цами. А недавно воин получил от коман дира строгое зам ечаете за то. что ходил на верхней палубе корабля в незастегну- той шинели, без ремня. Можно ли после этого говорить о его подтянутости и а к куратности? Конечно нет. Между тем. Захарчук комсомолец. Это обязывает его быть примером для всех матросов в соблю дении требований воинских уставов. Случается, что отдельные матросы сре зают околыши бескозырок, превращая их во что-то похожее н а «блин», укорачива ют бушлаты, вставляют клинья в брюки. Они ошибаются, думая, что форма от это го становится лучше. На самом деле, эти воины искажают красивую и очень удоб ную форму советских военных моряков, порочат ее. В довершение ко всему они ☆ наносят ущерб государству, ибо портят обмундирование, которое с любовью шьют для своих защитников советские люди. Тому, кто встретит матроса Безрукова в увольнении на берегу или в матросском клубе, бросается в глаза его подтянутость и опрятность. Фланелевая рубаха и брю ки хорошо выглажены, бляха и пуговицы надраены до блеска, сверкают начищен ные ботинки. Синий воротничок с тремя белыми полосками красиво облегает шею. В треугольный вырез фланелевой рубахи видна чистая тельняшка. — Аккуратный моряк. — подумаете вы. любуясь внешним видом матроса. Но если на другой день вам придется встретить Безрукова на корабле, в нем с трудом можно узнать вчерашнего знакомо го. На нем засаленное рабочее платье, т а кой же воротничок, грязные ботинки, шнурки которых завязаны кое-как. Весь внешний вид говорит о неряшливости ма троса. В чем дело? Почему так получается, что на берегу, в увольнении, у матроса один вид, а на корабле другой. На это сам Безруков отвечает, пример но. так: — Видите ли, на берегу — это одно дело. В клубе бываешь, на танцах, с де вушками встречаешься. Ну и. соответст венно, вид должен быть образцовый... А то неудобно. А на корабле — все свои... Правильно отозвался о таком отноше нии к форме один пз сослуживцев Безру кова: — Не любит он матросскую Ф о р м у , не дорожит ею. Это серьезный упрек матросу. Ему нужно исправить свою ошибку и всегда — на корабле или в увольнении — быть опрятно и чисто одетым. Форма одежды, которую с такой гор достью носят советские матросы, напоми нает им о славных боевых традициях^ на шего флота, о долге перед Родиной. Каж дый из нас должен быть достойным пре емником боевой и революционной славы многих поколений русских моряков. Матросская форма является внешним выражением высоких морально-боевых ка честв моряка, его воинского достопнстт и доблести. 0 честп своего .воинского зва ния должен заботиться каждый матрос и старшина. В годы Великой Отечественной войны ленинградская работнттна Марфа Дементье ва писала, что, когда она видит проходя щего по улице моряка, подтянутого, оп рятного, у которого ласково развеваются по ветру матросские ленты, ей хочется по клониться ему по русскому обычаю — низко, в пояс. Он — наш защитник! Велика честь носить морскую фо»му. Но она ко многому обязывает. Быть всег да и везде достойным ее — долг каждого советского воина. Офицер Ш. БИНЕЕВ. Высокая выучка молодых радистов Классного специалиста старшину 1 с т а тьи Зима, как умелого воспитателя ма тросов. недавно назначили командиром от деления. С жаром взялся передовой воин за порученное ему дело.' Отрабатывая однажды очередную прак тическую задачу, В. Зима сказал подчи ненным: — Если каждый из вас будет ежед невно улучшать нормативные показатели на какую-то долю секунды, то в бли жайшее время мы перевыполним норма тивы . На тренировке он четко давал ввод ные и внимательно следил за действиями подчиненных. Зоркий глаз старшины под мечал недостатки и оплошности подчи ненных. — Вы. товарищ Качалин, стали вы полнять нормативы и успокоились на этом. А ведь возможности улучшить ре зультат у вас есть. ...Сыграна учебная тревога. Моряки заняли свои места. Старшина одну за дру гой дает вводные. Слегка волнуясь, ма тросы четко обслуяагвают сложную аппа ратуру. Каждый пз них старается не до пустить задержки. Отделение показало высокую выучку. Старшина радуется: его усилия не пропали даром. — Молодцы, не подвели, — гово рит командир подчиненным. — хорошо действовали, а т е п е р ь— снова за учебу, будем добиваться новых результатов. Старшина 1 статьи Зима настойчиво совершенствует боевое мастерство воинов отделения, заботливо у ч и т м о л о д ы х ради стов. Матрос М. СОЛОНЕЦ. Н а п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Помогая друг другу Дружба и товарищество, взаимная по мощь являются одной из славных боевых традиций советских воинов. Мы, молодые моряки, унаследовав ее, бережно храним и развиваем дальше. Помогая друг другу, мы добиваемся все новых и новых успе хов в боевой и политической подготовке. Приведу примеры. В одно время слуша тель Ткаченко не успевал на политзаня ти ях . Неблагополучно у него обстояло де ло и с учебой по специальности. Выясни лось. что он плохо готовился к занятиям — рекомендованной литературы не читал, часы самостоятельного чтения использо вал нерационально. Это, естественно, встревожило не толь ко руководителя, но и всю группу. Осо бенно много работал с Ткаченко старши на 2 статьи Гаренскпй. Они вместе гото вились к очередным политическим заня тиям. изучали рекомендованную к той или иной темо литературу. Старшина Гарен ский рассказывал товарищу, как надо ра ботать н*ад книгой, раз'яспял напболсе трудные вопросы. Все это дало положи тельные результаты . От занятия к заня тию росла активность Ткаченко в учебе. С помощью товарищей моряк преодолел свое отставание в политической y4efa и стал одним из передовых слушателей. То же самое можно сказать и о стар шем матросе Пропенко, который раньше не проявлял серьезного стремления к по вышению своих политических знаний. Это привело его к дисциплинарным про ступкам. Сейчас он избавился от своих ошибок. Крепкая флотская дружба и взаимопо мощь все глубже и прочней проникают в жизнь и деятельность моряков корабля, помогают им преодолевать встречающиеся на шути трудности. Старослужащие вои ны оказывают молодым товарищам все мерную помощь и поддержку. Например, матрос Ляпко однажды плохо разобрался в материале. Старшина 1 статьи Иванов, узнав об этом, раз'яснил моряку вопросы, в которых последний затруднялся. Серьезную помощь руководителям по литзанятий в работе со слушателями ока зывает комсомольская организация. Во просы о передовой роли членов ВЛКСМ обсуждаются на собраниях и заседаниях бюро. Комсомольцы-активисты всегда ин тересуется. как тот или иной слушатель •учится, кто и по какой причине отстает, и оказывают необходимую помощь нуж дающимся в ней. Поэтому не случайно, что все слушатели — члены ВЛКСМ — у иле имеют только отличные и хорошле опенки. Вместе с повышением политической подготовки моряков растут их специаль ные знания и боевая выучка, крепнут ДПС11ПП.71ГНЯ и организованность на ко- чя бле. Среди экипажа все больше и боль ше становится отличников и класс мых пенпа.тт’ тп.в. Старшина 1 статьи Н. ВОЛКОВ. Беседа по теме прошла активно Все готово к началу иолитичеешх за* Хмелев. Они такж е показали глубокие нятии: в помещении развешаны карты я наглядные пособия, текст Военной прися ги, н а столе лежат уставы Вооруженных Сил. Сегодня в группе — беседа по теме: «Военная присяга и уставы — неруши мый закон жизни воина». Матросы нашей группы не так давно приняли Военную присягу. Каждый хоро шо помнит те торжественные слова. ко торые он произносил перед лицом своих товарищей и командиров. Занятия начались организованно, точно в назначенное время. Рассказав о цели беседы, руководитель спросил: — Кто желает выступить по первому ©опросу «Требования Военной присяги»? Руки подняло большинство слушателей. Первым отвечает матрос Шинков. Молодой воин, он показал себя старательным в учебе и службе, примерным в поведении. Матрос хорошо рассказал о моральном об лике советского воина, о его готовности отдать все силы, а если понадобится и жизнь во имя свободы и независимости Родины, во имя торжества великого дела коммунизма. Щипков показал такж е прин ципиальное отличие нашей Присяги от присяги в армиях капиталистических стран. — Мы служим своелиу народу, клянем ся ему в своей верности, — сказал он. — Требования Присяги — эго требова ния народа, и поэтому мы призваны с а моотверженно выполнять священный во инский долг. Матрос Федотов дополнил выступление Щипкова. Он рассказал о требованиях Во енной присяги, о её значении в деле у к репления мопущества наших Вооружен ных Сил. Слушатель привел яркие при меры того, как советские воины выпол няли свою торжественную клятву в годы Великой Отечественной войны и как они соблюдают ее в послевоенное время. Затем высттуппли матросы Миронов и знания. При обсуждении второго вопроса «Ос новные требования воинских уставов» хо рошо отвечал матрос Булыгин. — В наших уставах сконцентрирован передовой опыт жизни и деятельности Во оруженных Сил, — сказал мапрос Булы гин. — Они учат нас храбрости, смело сти. высокому боевому мастерству. То.т воин, который живет и учится по уста вам. успешно воспитывает в себе необхо димые морально-боевые качества, хорошо справляется со своими обязанностями, старательно несет службу. Так именно и поступает матрос Булы гин. Он в своей службе строго руковод ствуется уставными требованиями. Это позволило ему стать отличником боевой и политической подготовки. Этого нельзя сказать о матросе Горби не. Рассказывая о требованиях Устава ка раульной и гарнизонной служб, он не от метил, что часовой должен строго соблю дать постовую инструкцию. И это не слу чайно, т а к к а к Горбин имел замечание за нарушение этого уставного требования. Беседа по изученной теме в нашей группе прошла активно и интересно. Она еще раз показала, что отличные знания имеют то матросы, которые тщательно го товятся к занятиям, изучают рекомендо ванную литературу, творчески работают над материалом, увязы вая его с жизнью я задачами подразделения. Большинство слушателей нашей груп пы старательно овладевает политически ми знаниями. А такие товарищи, как Упачев и Косоуров, тянут ее назад. На мой взгляд, комсомольской организации надо больше влиять на них, помочь им повысить чувство личной ответственности за выполнение воинского долга перед Ро диной. Млалший сеожант Н. ПАВЛОВ. Всегда впереди Важное условие успехов в учёбе Чем шире и глубже политические зн а ния воина, тем яснее он понимает свою личную ответственность за защиту Роди ны . тем успешнее овладевает специаль ностью, совершенствует боевую выучкту, выполняет требования уставов и Присяги. Все это убедительно подтверждает при мер со слушателем нашей г р у п п ы старшим матросом Хариновым. Раньше моряк не проявлял усердия в политической учебе, что отрицательно сказывалось на его бое вой подготовке и дисциплине. Руководи тель группы, его помощник старшина 2 статьи Сафронов и передовые воины не прошли мимо этого Факта, а раз’яснили старшему матросу Харинову его ошибку, помогли ему избавиться от недостатков и понять огромное значение политзанятий. Они оказывали воину всяческую поддерж ку. Харинов стал старательно учиться и вскоре же повысил свою успеваемость. От радных результатов добился он и в совер шенствовании своих знаний и практиче ских навыков по специальности. Сейчас моряк является одним из передовых слу шателей, успешно освоил технику, заве- дывание содержит в порядке и постоян ной боевой готовности. Благотворно влияют политзанятия на нашу учебу и службу. В этом я убедился на собственном опыте и на опыте своих сослуживцев старшины 2 статьи Яцыняк, матроса Воробьева и других моряков. Матрос Воробьев недавно приказом командира корабля об’явлен отличником учебы. Моряк настойчиво повышает свою политическую сознательность, отличается дисциплинированностью, старательно вы полняет свои обязанностп. Такие воины, как старшины 2 статьи Иванов. Яцыняк, матросы Воробьев и Пзубенко. своими отличными действиями в море, всей своей службой активно способ ствовали успешному выполнению копаблем учебно-боевых задач. Старший матрос Г. КЕРКО. ДруЖба помогает слуЖбе В каюту командира постучали. Вошли два матроса, четко доложили о том. что поплыли в подразделение тля дальнейшего прохождения службы. Командир внимательно оглядел воинов и остался доволен. У обоих был безукоризненный внешний вид. — Радисты? — Так точно, — в один голос ответили воины. — Мне о вас уже сообщили, — улыбаясь, сказал командир. — Знаю, что вы друзья и пожелали с л у ж и т ь вместе. Это хоро шо. Дружба в службе помогает. П о л у ч и в указания, матросы Сергей Петров и Иван Довгаль пошлп в кубрик. А через некоторое время они уже сидели в помещении, где шли занятия по приему и передаче на с л у х . Матросу Петрову командир отделения пппказал передавать, все остальные принимали. Застучал ключ. Карандаши радистов быстро скользили по бумаге. Когда Петров закончил передачу, командир предложил Довгалю прочесть принятый текст. Чем дальше читал Довгаль, тем больше его лицо покрывал румянен. Текст был п р и н я т неправильно. Командир отделения раз'яснил, что винозат в этом матрос Петров, допустивший п р и передаче много ошибок. Сказался тлительный перерыв в тренировках. ...Зайдя вечером в учебный класс, командир отделения уви дел. что матросы Петроз и Довгаль занимаются. Заметив командира, радисты встали. — Тренируемся, товарищ старшина. — сказал Петров. — Осуществляем двухстороннюю связь. — Ну и как. получается? — Вроде бы неплохо. — ответил Довгаль. — Это вы х о рош о придумали, — заметил командир отделе ния. — Такой способ тренировки — один пз л у ч ш и х . Давайте и я с вами поработаю. Шли дни и недели. Друзья-радисты были неутомимы в уче бе. Труд о к у п и л с я сторицей. Сейчас командир ставит их в при мер всему л и ч н о м у составу. Старший матрос А. СИДОРОВ. Хорошо справляется со своими обязан ностями гвардии старший сержант Абдра хманов. Он со всей серьезностью относит ся к подготовке радиооборудования к по летам. Вот Абдрахманов проверяет аппарату ру под нагрузкой, что является надежной гарантией се бесперебойной работы о воз духе. Гвардии старший сержант заметил, что отдаваемая мощность низкая. «В чем дело?» — подумал он, мыслен но представив себе схему, и тут же сом нения у него рассеялись. Он уверенпо по дошел к моторчику и стал регулировать напряжение. Через некоторое время стан ция стала вновь работать в нормальном режиме. Уверенность и четкость в обслужива нии материальной части пришли к воину не сразу. Очень много ему пришлось пора ботать, прежде чем стать отличником бое вой и политической подготовки. Его фо тография находится на фотостенде «Луч шие люди части». Добившись успехов в учебе н службе, гвардии старший сержант Абдрахманов продолжает настойчиво совершенствовать свои знания. В то же время он помогает сослуживцам изучать технику, отрабаты вать практические навыки. Например, на первых порах у гвардии матроса Черкасо ва были медленпые, нерешительные дей ствия в обслуживании техники. Опытный специалист помог ему. Теперь гвардии ма трос быстро и качественно готовит радио оборудование к полету. Активное участие Абдрахманов прини мает и в общественной жизни подразде ления. Он пользуется у сослуживцев большим уважением. Комсомольцы оказа ли воину большое доверие, избрав его вторично в состав бюро комсомольской организации. Гвардии матрос А . ДАВЫДОВ . Н А СНИМ К Е : гвардии старший сер жант Абдрахманов. ---- о---- Эксплуатация корабельных механизмов в з имнем п о х о д е 'Матросы, старшины и офицеры нашего флота уделяют большее внимание эксплу атации материальной части зимой. Несмотря на трудности службы в Запо лярье. личный состав умело и грамотно эксплуатирует технику и вооружение* обеспечивая выполнение стоящих перед ним задач. Не было ни одного случая срыва выхода кораблей в море из-за неис правности материальной части. Показате лем повышения культуры содержания механизмов является снижение числа раз личных неисправностей. Вот пример. Во время приготовления прочного корпуса подводной лодки к по гружению командир отсека заметил, что гриб шахты батарейной вентиляции по числу оборотов закры т не полностью. По гружение было приостановлено. После вскрытия шахты обнаружилось, что со сте нок трубопровода батарейной вентиляции отвалился кусок льда и упал на комингс шахты , что не позволяло закры ть гриб. Если бы командир отсека без всякого внимания закрывал шахту батарейной вентиляции, не следя за точностью ра боты механизмов, то лодка, погрузив шись, могла оказаться в тяжелом положе нии. Можно отметить много примеров, по казывающих улучшение эксплуатации и содержание материальной части. Но, к сожалению, до сих пор еще встречаются весьма неприятные случаи. Одни из них бывают по халатности воинов, другие — из-за неорганизованности, недисциплини рованности. Корабли флота плавают и отрабатыва ют задачи круглый год. Наш театр харак терен тем, что холода наступают очень ра но и длятся до конца мая. Вот почему во просам эксплуатации материальной части в зимних условиях придается весьма серьезное значение. Для эксплуатации материальной части в зимних условиях характерны различ ные дефекты в ее работе. Это п р о и с х о д и т вследствие замораживания блоков, механизмов и систем. Нет в технике т а кой жесткой герметичной конструкции, которую при замерзании вода не в со стоянии была бы разрушить. В подтверждение этого можно привести немало примеров. Естественно, что слу чаи размораживания механизмов чаще всего имели место на кораблях с дизель ными установками. Но бывали они и на кораблях с паросиловыми установками. Однажды при проведении учений на одном из кораблей с фактическим приготовлением материальной части к походу было обнаружено парение блока рулевой машины. Пар пробивался через трещины паровых пролетов, соединяющих дпференциальный золотник с золотнико выми цилиндрами. После вскрытия и осмотра было уста новлено, что в паровых пролетах блока имелась неисправность. Блок рулевой машины был на некото рое время выведен из строя вследствие н а рушения личным составом инструкции по зимнему обслуживанию материальной ча сти . После работы машина не осушалась, а продувание ц и л и н д р о в было закрыто. Если при низкой температуре после р а боты двигателей внутреннего сгорания не удалить воду и з варубашечного простран ства, то она обязательно замерзнет. Это может привести к разрушению блока дви гателя, поломке втулки или к р ы ш к и ц и л и н д р о в . Такие случаи возможны, если вахтенные, наблюдающие за состоянием и работой двигателя, будут невниматель ны. Подобных случаев разрушения меха- лодка на некоторое время могла выйти пз СТРОЯ. А вот еще один поучительный пример Подводная лодка готовилась к выходу в море. При проверке ее на герметичность было установлено, что в лодку поступает воздух через захлопку подачи его к дизе- го за ними ухода можно привести очень лям> Повторное открытие и закрытие много. Встречаются также факты, когда шахт не дало н1гкаких результатов. После матросы нарушают инструкции по эксплу атации механизмов в зимних условиях. Так, например, при стоянке корабля у причала трюмный машинист матрос Бон дарев по приказанию старшины начал производить расхаживания штокового привода клинкета затопления артилле рийского погреба. После того, как при вод был расхожей, матрос Бондарев закрыл клинкет и о т к р ы л кингстон. А затем ушел на обед. И только благодаря бди тельности дежурной службы затопление артиллерийского погреба было предотвра щено. После проверки оказалось, что клинкет затопления погреба не был закрыт пол ностью. так как в него попал мелко би тый лед. II через неплотно закрытый клинкет в помещение просачивалась вода. На одной пз подводных лодок произо шел такой случай . Корабль плавал при очень низкой температуре. В магистрали замещения образовался лед. Поэтому кла пан замещения после остановки двигате лей не был полностью закрыт. По возвращении в базу подводная лод ка была подключена к магистрали ото пления. Температура в отсеках, естест венно, поднялась. Магистрали замещения разогрелись, лед в них растаял, и в то пливные цистерны начало поступать за мещение. которое вытесняло топливо. Со гласно инструкции, клапаны вентиляции были открыты . Если бы вахтенный своевременно не обнаружил этого, то через клапана вентиляции соляр из цистерны попал бы в выгородки аккумуляторных ям, а из этих выгородок через перепуск ные кливкеты соляр мог проникнуть в ямы и затопить одну из групп аккумуля- низмов и систем вследствие неправильно- торных батарей. В таком случае подводная вскрытия шахты трубопровода обнаружи ли, что образовавшаяся па стенках трубо провода влага стекала п скапливалась углублении вокруг комингса захлопки. Но так как температура была очень низкая, то скопившийся конденсат замерз. Образо вавшийся лед закрыл комингс и не позво лял захлоике садиться на место. Если бы этот случай произошел в период военного времени, т . е. в боевой обстановке, то последствия были бы весьма и весьма тяжелыми. Эксплуатируя механизмы зимой, необ ходимо помнить и о требованиях нормаль ной эксплуатации механизмов. Это в рав ной степени относится как к кораблям с паросиловыми установками, т а к и с дизельными установками. На них система охлаждения в зимнее время требует иск лючительного внимания. Кроме экономичности, неправильный режим охлаждения приводит к тяжелым последствиям. В свое время, когда ма тросы осваивали двигатели одной мар ки, имели место задиры поршней из-за неправильного режима охлаждения дви гателей при их работе в зимнее время. Были случаи , когда в работе этих двига телей от ненормального температурного ре жима происходили неисправности и за держки. Некоторые товарищи утверждают, что это происходит по вине конструктив ных недостатков. А на самом деле в боль шинстве случаев вина в этом топо и л и иного матроса, не умеющего правильно >егулировать режим охлаждения двигате лей или нарушающего инструкцию. Поэтому каждый офицер, старшина, матрос, выполняя свои обязанности, ни на минуту не должен забывать о прави лах эксплуатации механизмов в зимних условиях, строго выполнять ИНСТРУКЦИИ и наставления. Там. где этих инструк ций нет, флагманские специалисты обя заны составить временные инструкции и выдать их для руководства па к-кг.блл. Никогда не следует оставлять воду в механизмах и трубопроводах после рабо ты . Их необходимо тщательно осушать и, где возможно, продуть воздухом. Надэ об ращать особое внимание на те узлы , где может задерживаться или скапливаться вода. Все клапаны вентиляции у нерабо тающих механизмов должны быть откры тыми. Необходимо тщательно оберегать пожарную магистраль от размораживания: опасные в смысле размораживания участ ки этой магистрали на кораблях следует изолировать. Надо тщательно следить за состоянием забортных отверстий, клпи кетов, захлопок шахт. При движении в районах, где имеется плавающий лед, необходимо регулярно проверять приемные кингстоны, периоди чески продувая их во избежание попада ния в них битого льда. При этом каждый командир должен бороться с обледенением корабля путем его окалывания, а на под водных лодках путем погружения на глу бину во избежание значительного ухуд шения устойчивости корабля. Зимой тре буется строго соблюдать режим охлаж дения установок, как положено по инст рукции, но допуская резкого перехода с одного режима на другой. Перед работой двигателей внутреннего сгорания обяза тельно следует заполнять зарубашечное пространство за 2— 3 часа до их пуска с тем, чтобы вода могла несколько на греться. Очень важно тщательно следить за работой измерительных приборов, осо бенно глубиномеров, манометров, и маги стралями, которые из-за своего малого диаметра очень быстро замерзают. При строгом, внимательном выполнении личным составом всех требований инст рукций и наставлений можно быть со вершенно уверенным в безаварийном пла вании при самой низкой температуре в условиях Заполярья. » Офицер А. ЯКУБЕНКО. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Повышать ответственность за качество строительства На флотских стройках иногда можно встретиться с фактами нерадивого отноше ния отдельных руководителей к поручен ному нм делу и, в частности, к расходова нию государственных средств. Во-первых, это проявляется ,в неудовлетворительной организации строительства, когда основное производство не увязывается с вспомога тельными, санитарно-техническими рабо тами и благоустройством; во-вторых, в том, что не уделяется достаточного вни мания качеству строительно-монтажных работ, допускается брак. На отдельных наших стройках велика текучесть технического персонала. За вре мя строительства на том и л и ином об'екте перебывают несколько прорабов, мастевов- дссятннков, не юворя уже о рядовых стро ителях. Отсюда — плохая организация и низкое качество строительных работ. Это можно наглядно видеть на строи тельстве бань в поселке И., Североморске и Полярном. Для строительства этих об’ек - тов принят типовой проект, по производи тельности и удобствам достаточный для удовлетворения нужд населения. Первая баня, построенная в поселке Н. долгое время не могла войти в стоой потому, что имелось значительное количе ство дефектов, которые не полностью уст ранены п по настоящее время. Строило эту баню несколько прорабов. Во время строительства бани в гор. Се вероморске также один за другим сменя лись руководители: Томплов. А р х и п о в , Степанов, Горовацкий и другие. В результате такой «организации» же лезобетонные перекрытия моечных поме щений текут из-за непрочной гидроизоля ции. Система горячего и холодного водо снабжения оборудована плохо В помеще ниях бани холодно п о т о м у , ч то низким было качество работ по у с т р о й с т в у тепло трассы и котельной. Все это вызвало неод нократные переделки, привело к лишним расходам государственных средств. Уже теперь баня требует капитального ремон та и переустройства. Как видим, ошибки, допущенные при строительстве бани в поселке Н., не бы ли учтены и вновь повторены во время строительства бани в Североморске. А сейчас с темп же дефектами строится ба ня в гор. Полярном. Попоежнему сменяют друг друга начальники участков, прорабы, мастера-десятники. Железобетонные пере крытия такж е тек у т из-за плохой гидро изоляции, канализация, санитарно-техни ческие и монтажные работы выполнены неудовлетворительно. Снова переделки, вновь государству нанесены убытки, а на меченный в 1954 году для эксплуатации об’ект и до сих п о р пе вошел в число дей ствующих. Строители должны исправить своп ошибки. Только высокая организация строительного производства, решительная борьба с текучестью технического персона ла, строгий к о н т р о л ь и своевременная кон структивная профилактика позволят до биться хорошего качества строительства п окончания его в установленные сроки. Инженер Н. АЛФЕРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz