На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

2 ^ттт яа Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 12 янвапя 1955 г., № 9 (5 1 6 1 ). Трибуна классного специалиста Тщательно готовить штурманские приборы к походу В службе штурманских электриков на­ шего корабля был памятный случай. По­ сле сравнительно продолжительной стоян­ ки корабль готовился к выходу в море. Мы знали, что поддерживающую жид­ кость в гирокомпасе нужно заменять. Од­ нако матрос, который должен был сде­ лать это, халатно отнесся к своим обязан­ ностям. «Плавали раньше благополучно, сходим и сейчас успешно», — решил он. Беда в том. что я не проверил дей­ ствия подчиненного. И это упущение да­ ло о себе знать. В походе гирокомпас вышел из меридиана. Его показания бы­ ли неверными. Правда, заметили это сра­ зу и приняли соответствующие меры. Но все-таки ошибка могла привести к пла­ чевным результатам, если бы Корабль на­ ходился не в открытом море, а вблизи берепа или в узкости. Этот промах в работе послужил суро­ вым уроком для всех воинов нашего от- делевгия. Мы поняли, что, к а к бы ей бы­ ли совершенны штурманские приборы, перед каждым выходом в море их надо обязательно проверять и готовить к дей­ ствию. От этого зависит работа штурма­ на по определению места корабля, расче­ ты командира, имеющие очень большое значение для полного и правильного ис­ пользования боевого оружия. Всякому яс­ но* как важно в современном бою обес­ печить быстрый маневр. У нас, в Заполярье, плавание нередко проходит в штормовых условиях при пло­ хой видимости. Пасмурной ночью и ту ­ манным днем не видно солнца и звезд, бсро.годух огней и маяков, приметных то­ чек. Тогда штурман вынужден вести ко­ рабль по счислению, ориентироваться только по показаниям электронавигацпон- ных приборов. Несомненно, здесь многое зависит от исправной и точной работы техники. В нее нужно верить, ее надо уметь полностью использовать. Специальность штурманского электри­ ка интересна и увлекательна и, вместе с тем. трудна. Разнообразие электронавига- ционных приборов, их сложность обязы ­ вают моряков повседневно и настойчиво овладевать практическими навыками об­ служивания техники. Необходимо твердо знать достоинства и недостатки каждого устройства, уметь предупреждать, обна­ руживать и быстро устранять неисправ­ ности. И если моряк трудолюбив л ис­ полнителен. до конца доводит начатое де­ ло. материальная часть его заведыванпя будет всегда в боевой готовности. Подготовку штурманских приборов к походу нельзя рассматривать только как непосредственную работу перед выходом в море. Это — повседневный кропотливый труд специалистов по изучению матери­ альной части, уходу за ней. Вот почему очень важно полноценно использовать время, отведенное распорядком дня на •смотр и проворачивание механизмов. ЭТОТ недопустимы формализм и ха­ латность. Опыт показал, что недостаточно внеш­ не осмотреть приборы и электрические цепи. Надо внимательно прЬверить их работт. Особое внимание мы уделяем за­ меру изоляции. Штуоманские электрики прозванивают цепь через определенный промежуток времени и таким образом про­ веряют ее. Это обязательно делается и перед походом. Нам известен случай, когда моряки пренебрегли этим правилом. П после включения лага оказалось, что в элек­ трической цепи центрального прибора полный корпус. Воинам пришлось при­ нимать срочные меры, чтобы ввести ма­ териальную часть в действие. Этот пример еще раз подтверждает, что замер необходимо производить забла­ говременно, осмотр и проверку делать ае поверхностно, а тщательно. Штурман­ ский электрик должен твердо знать и очень внимательно проверять все «боль­ ные места» техники. А, как известно, они имеются у каждого прибора. Это т а ­ кие мелкие детали, к а к контакты , щет­ ки. реле, которые без постоянного над­ зора за ними не только искажают выра­ батываемые прибором данные, но и могут совсем вывести его из строя. В период подготовки к походу серьез­ ное внимание следует уделять согласовав репитеров гирокомпаса. Нельзя успокаи­ ваться, что перед включением на всех приборах установлены одинаковые пока­ зания. Надо потом работающие •репитеры еще сверить с гирокомпасом, стараться сделать это в тот момент, когда курс ко­ рабля хотя бы н а несколько градусов из­ менился. Расхождений не должно быть даже в пределах десятых долей градуса. Некоторые репитеры расположены на верхних постах. В походе в них' может попасть забортная вода, снег и т. д. От этого детали прибора ржавеют, внутри них вероятны замыкания. П. если репитер не остановится совсем, он будет давать неправильные показания. Чтобы не допу­ стить подобных явлений, штурманский электрик обязан перед походом внима­ тельно осмотреть плотность всех соедине­ ний и прокладок, в частности, между азимутальным кругом и стеклом. Все не­ достатки следует сразу же устранить. Иногда матросы считают, что необяза­ тельно снимать чехлы с тех приборов, которые расположены на запасных по­ стах или не должны использоваться. А это необходимо делать. В плавании, а тем более в боевой обстановке может понадобиться каждый механизм и устрой­ ство. Надо, чтобы все средства находи­ лись в постоянной боевой готовности. Нельзя забывать и о таких деталях, к а к проверка освещения репитеров. Это особенно важно сейчас, в период полярной ночи. Вместе с тем. опыт показывает, что необходимо всегда иметь под руками за­ пасные части и инструмент. Может пе­ регореть электрическая лампочка или предохранитель. В таком случае каждая секунда дорога. Малейшая задержка мо­ жет отразиться на боевой готовности ко­ рабля. Но наши штурманские электрики образцово выполняют свои обязанности. Как-то корабль проводил постановку мин. Мы прошли но счислению несколь­ ко десятков миль и в назначенное время точно вышли к месту выполнения задачи. В' этом заслуга и штурманских электри­ ков. Успеха не могло быть. ес.ти бы электронавигаппонные приборы работали ненормально, ибо штурман полностью ориентируется только по ним. Матрос Са- пегпн и другие моряки умело и внима­ тельно готовили свои заведывания к по­ ходу. и в плавании материальная часть работала образцово. Это еще раз показывает, какое боль­ шое значение имеет подготовка штурман­ ских приборов к походу. Воины должны глубоко осознать, какие ответственные обязанности возложены на них. и на­ стойчиво совершенствовать практические навыки обслуживания сложной техники. Это необходимо для повышения боевой го­ товности корабля. Старшина 2 статьи Н. ПОНУТНЕВ. Патриотическое стремление моряков Моряки нашего корабля тщательно го­ товились к сдаче экзаменов на клас­ сность. Это дало положительные резуль­ таты . Многие матросы и старшины ус­ пешно выдержали экзамены. Очи показа­ ли глубокие теоретические знания и твепдые практические навыки. В числе сдавших зачеты — старшина 2 статьи Мирончик и его подчиненный матрос Лоскутов. Им присвоено звание классных специалистов. Ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов тру ­ дящихся придти с новыми успехами в учебе и службе — таково патриотиче­ ское стремление моряков корабля. Старший матрос Н. КЛЮЕВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Помощникам руководителей груп постоянное внимание Старшина 1 статьи Исянгулов — один из передовых моряков корабля. Он умело обучает своих подчиненных, требует бережного отношения к боевой технике. НА СН ИМ К Е : специалист второго класса старшина 1 статьи Ш . Исянгулов проверяет работу боевого поста. Ф ото И* Никишова. Прочные знания и высокое мастерство В кубрике собрались во­ ины подразделения и жда­ ли той минуты, когда нач­ нутся соревнования на луч ­ шее время по разборке и сборке авиационной п у ш ­ к и . Записав желающих при­ нять участие в этом меро­ приятии, гвардии стар­ ший техник-лейтенант Ни­ колай Кожухов детально об’яснпл условия соревно­ ваний. — Разобрать и собрать пушку как можно быстрее — это еще не победа,— го­ ворит офицер. — Надо так ее юазобрать и собрать, что­ бы не осталось «лишних» деталей. Первым к разборке и сборке авиационной п у ш ­ к и п р и с т у п и л гвардии ма­ трос Сергей Вппопанлв. Се­ кундомер отсчитывает каждую секунду. Но ком­ сомолец Сергей Воропанов не торопится. Он хорошо запомнил советы товари­ щей, что если будешь то­ ропиться. то допустишь ошибки. Деталь за деталью ложатся на стол. — П р о ш у записать вре­ мя, — говорит гвардии ма­ трос Сергеи Воропанов и, не теряя ни одной секун­ ды, сразу же приступает к сборке. Здесь дело медленнее идет, т ак как десятки де­ талей лежат в ряд одна возле д р у г о й и за несколь­ ко м и н у т н у ж н о пх поста­ вить на свое место, чтобы пушка после сборки была боеспособной. Но времени много не пришлось затра­ тить. При разборке каждая деталь была положена на овсе место. Все это облег­ чало сборку пушки. Стоявшие рядом гвар­ дии ставший сержант Ми­ хаил Ермоленко, гвардии серяинт Василий Кульков и гвардии матрос Алексей Ларионов внимательно наб­ людали за четкими и уве­ ренными действиями сос­ луживца. Лучшее время в соревно­ вании показал гвардии .ма­ трос Сергей Воропанов. Он занял первое место. На соревнованиях войны продемонстрировали не только быстроту в действи­ ях, но и глубокое знанпе боевого авиационного oiw- жия. Командир перед строем личного состава об’лзил благодарность гвардии ма­ тросу Сергею Воропанэчу. Это седьмое поощрение мо­ лодому матросу. Поощрены также гвар­ дии ставший сержант Ми­ хаил Ермоленко и гвардии сержант Василий Кульков, занявшие второе и третье места. Гвардии старший сержант В. ЦУРКАН. Заботливо учит молодых воинов Заслуженным уважением в подразделе­ нии пользуется младший сержант Баби­ чев. Он — отличник боевой и политиче­ ской подготовки. Грудь воина украшает почетный знак «Отличный артиллерист». Как передовому командиру отделения, ему поручено обучать молодых матросов. Бабичев умело проводит каждое заня­ тие. старательно пефедавая подчиненным богатый опыт, помогая каждому матросу стать мастером артиллерийского огня. В отделении есть немало примерных воинов. К их числу можно отнести матро­ сов Кувшинова и Малафеева. Они доби­ лись неплохих результатов в изучении материальной части. Много внимания командир отделения уделяет бережному уходу за техникой. Механизмы, обслуживаемые молодыми матросами, работают безотказно. Расчет готов в любое вре^я суток открыть мет­ кий огонь. Младший сержант А. ШАРБАНАС. -О- К О Р О Т К О о Н Е Д А В Н О в нашем подразделе­ нии офицер Сукочев провел беседу на тему: «Крепкая воинская дисципли­ на — основа успехов в учебе и служ­ бе» Офицер привел ряд поучительных примеров. В заключение воины про­ смотрели кинофильм «Чапаев». Матрос А . Киселев, о в О Т Д Е Л Е Н И И старшины 2 статьи Махина многие воины твердо знают свое дело. Хороших результатов добились матросы Чайковский и По- литинский. Матрос Н . Лебедев. О с БО Л ЬШ ИМ интересом прослу­ шали воины-гвардейцы рассказ ветера­ на Великой Отечественной воины гвардии старшины сверхсрочной служ­ бы Боричева. Бывалый воин рассказал о боевом пути части, призвал авиато­ ров еще выше крепить боевую готов­ ность. Гвардии младший сержант Н . Реутов. О В П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Е прибы­ ли молодые воины. Отличники боевой и политической подготовки младший сержант Алейников, матросы Смирнов, Пруцкус и другие много помогли им в учебе. Сейчас молодые артиллеристы неплохо овладели боевой техникой. Лучших результатов добились матросы Березкин, Кулясов. Чернов и Ступин. Младший сержант И . Войтенко. За качество и шейное содержание по­ литических занятий , как известно, пол­ ностью отвечают руководители групп. В то же время серьезные обязанности воз­ лагаются и на их помощников. Успешно выполнять эти обязанности могут только i передовые воины, отличники боевой и по­ литической подготовки, пользующиеся авторитетам среди личного состава подраз­ деления. Они должны показывать пример настойчивого овладения политическими знаниями, повышения воинского мастер­ ства, поддержания крепкой воинской дис­ циплины. Поучителен в этом отношении опыт р а ­ боты помощника руководителя группы ком­ сомольца сержшгта Жирохова. Это передо­ вой, диещт.тинированный воин, отличник боевой и политической подготовки. Он активно влияет на учебу и поведение воинов, пользуется у них заслуженным авторитетом. Воины видят в нем внима­ тельного и чуткого товарища и часто об­ ращаются к нему за совзтом, помощью. Этого воин добился в результате упорной, систематической работы над повышением своих военных и политических знаний. Тов. Жщюхов глубоко изучает програм­ мный материал, много читает политиче­ ской и художественной литературы , сле­ дит за газетами и журналами. За не­ сколько дней до изучения очередной темы политзанятий он, по указанию руководи­ теля, знакомится с материалом, готовит наглядные пособия, выявляет наличие учебной литературы , заботится о своевре­ менном обеспечении ею всех слушателей. Хорошо зная индивидуальные качества слушателей группы, сержант Жирохов своевременно помогает им правильно уяс­ нить отдельные материалы темы, подска­ зывает, что и где прочитать по тому или иному вопросу, как построить свое вы­ ступление во время беседы. Помощник руководителя группы постоянно интере­ суется, как слушатели понимают изучае­ мый материал, а не ждет, когда воины обратятся к нему с вопросами. В группе ни один воин, пропустивший занятия или встретивший затруднение в ходе изучения материала, не остается без внимания. При этом основным методом работы со слушателями является индиви­ дуальный подход. При изучении одного вопроса слушатели группы Иванцов и Абдрахманов встретили затруднения. По указанию руководителя группы тов. Жи­ рохов побеседовал с ними и подробно ра­ зобрал материал. Слушатели пруппы Мо­ розов. Уразбаев и другие однажды про­ пустили занятия. Сержант Жирохов вече­ ром того же дня провел с ними дополни­ тельное занятие. Вместе с руководителем группы сержант Жирохов постоянно заботится о действен­ ности политических занятий , о том, что­ бы все слушатели были примерными вои­ нами, образцово выполняли свои служеб­ ные обязанности. Повседневно находясь среди воинов, помощник руководителя в товарищеских беседах раз’ясняет им во­ просы текущей политики, решения пар­ тии и правительства, важнейшие вопросы международной жизни. Работа помощника руководителя во многом способствовала тому, что группа добилась отличных ре­ зультатов в учебе. Большинство слуша­ телей группы является отличниками боевой и политической подготовки. Для успешного выполнения своих обя­ занностей молодым пропагандистам необ­ ходима конкретная, повседневная помощь со стороны руководителей групп, а таклэе командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций. Особенно важно, чтобы руководители групп по­ стоянно направляли работу своих помощ­ ников, заботились об их идейном росте, о повышении их методического мастерства. Представляет интерес работа руководите­ ля группы техник-лейтенанта Шингаева. Перед изучением темы он беседует со своим помощником сержантом Ковале­ вым, раз’ясняет ему наиболее сложные вопросы, дает указания о подборе лите­ ратуры и подготовке наглядных пособий. В ходе изучения темы руководитель группы указывает, по каким вопросам и с кем провести дополнительные занятия, кому из слушателей и в чем надо по­ мочь и т. д. Руководствуясь указаниями пропаган­ диста, сержант Ковалев успешно выпол­ няет свои обязанности, ведет, кропотли­ вую индивидуальную работ}' со слушате­ лями группы . В истекшем учебном году он провел более пятидесяти дополнитель­ ных занятий, которыми были охвачены все отстающие и пропустившие занятия. В конце учебного года он умело организо­ вал в группе повторение пройденного ма­ те риала. Серьезное внимание работе помощников руководителей политзанятий уделяет командир подразделения. На совещаниях и индивидуальных беседах он знакомит их с задачами личного состава, дает ме­ тодические указания, советует, как луч­ ше увязать изучаемый материал с жизнью подразделения, с событиями внутренней и международной жизни. К сожалению, встречаются еще отдель­ ные руководители групп, которые мало занимаются со своими помощниками, не интересуются их идейным ростом. Это отрицательно сказывается на качестве политических занятий, на росте знаний слушателей. У нас в одной из групп про­ должительное время помощником руково­ дителя был рядовой Тулинов. Когда-то он считался передовым воином. Но потом, пользуясь бесконтрольностью, Тулинов недостаточно стал работать над повыше­ нием своего идейно-теоретического уров­ ня. Это неизбежно сказалось на выполне­ нии им своих обязанностей. Он уже не мог вести плодотворную индивидуальную работу с отстающими и пропустившими занятия и помогать слушателям в изуче­ нии материала, принимать активное уча­ стие в беседах, п р о в о д и м ы х в группе. На занятиях он обычно отмалчивался. Даже на осенних проверочных занятиях Тули- нов ни разу не выступил. U когда прове­ ряющий задал ему несколько вопросов, ни на один из них он не мог дать обстоятель­ ного ответа. Таягое положение стало воз­ можным лишь потому, что руководитель группы не направлял деятельность своего помощника, не интересовался его ростом. Постоянное внимание молодым пропа­ гандистам обязаны уделять партийные и комсомольские организации. Повседневно интересуясь работой мододых пропаган­ дистов. они должны оказывать им прак­ тическую помощь, распространять пере­ довой опыт. Вопросы работы коммунистов и комсомольцев, назначенных помощника­ ми руководителей групп, должны ставить­ ся на заседаниях партийных и комсо­ мольских бюро, а также на партийных п комсомольских собраниях. Все это будет активизировать деятельность молодых пропагандистов, мобилизовывать их на успешное выполнение своих обязанностей. Всесторонняя забота об идейно-теорети­ ческом росте помощников руководителей групп политзанятий и привитии им мето­ дических навыков — залог успехов^ в их работе, в дальнейшем повышении боевой и политической подготовки воинов. н. ДЯТЛОВ. ------------о ------------ По следам неопубликованных писем Редакция получила письмо, в котором сообщалось о недоброкачественном приго­ товлении пищи в столовой, в к о т о р о й ра­ ботает тов. Замкпн. Копию письма оедак- цпя направила для п р и н я т и я мер. Как сообщили редакции. Факты, отме­ ченные в письме, подтвердились. Приняты меры к их устранению. Работники ин­ тендантской службы усилили контроль за работой столовой. Количество рабочих по уборке столовой увеличено. С поварами на­ лажены занятия по кулинарному делу. Заведующим столовой назначен более опытный хозяйственник. Подводная лодка в зимнем походе 2. К а к в б о ю Занятия продолжаются. Опытный мо­ р я к старшина 1 статьи Рустам Хай- булин четко выполняет свои обязан­ ности. Его смуглое, с тонкими чертами лицо, сосредоточено. На мгновенье забы­ ваешь, что события происходят в учеб­ ном походе. Кажется, что это настоящий боевой выход. Вот так . наверное, по:ле удачной атаки уходили от вражеского преследования наши герои-подводники в годы Великой Отечественной войны. За­ таив дыхание, следили моряки за каж ­ дым звуком по ту сторону прочного кор­ пуса . корабля. Подобное чувство, видимо, возникло от того, что обстановка на заня­ тиях была максимально приближена к боевой. Комсомолец Рустам Хайбулин. в про­ шлом студент Московского машинострои­ тельного техникума, ныне — один из лучших электриков подводной лодки. Специалист первого класса, он до тонко­ стей изучип свое дело. Старшина по соб­ ственному опыту знает, как много зна­ чит. особенно для молодых матросов, уче­ ба непосредственно в море. Даже самые напряженные занятия в базе не дадут моряку того, что он может приобрести в походе, во время практических действий непосредственно у работающих механиз­ мов. преоюлевая огромные трудности по­ ходной жизни. Старшина 1 статьи Хайбулин точно в указанное время вскрывает «секретку», врученную ему заранее. В ней вводная, вгего несколько фраз. Хайбулин сразу же оттягивает в сторону резиновый мат на пглубе. Поднимает крышку, под которой оказывается деревянная решетка. Стар­ шина опускается в аккумуляторную яму. Лежа на тележке, которая легко передви­ гается по специальным рельсам, он .о т ­ ключает 3 4 -й элемент. В отсеке гаснет свет. Для полной имитации пожара Хай­ булин оставляет дым-пакет в аккумуля­ торной яме, выбирается оттуда и закры ­ вает крышку. Дым медленно начинает за ­ полнять помещение. — Взрыв по правому борту, — докла­ дывает старшина 1 статьи Хайбулин в центральный пост. — Идет дым из акку­ муляторной ямы. Горит 34-й элемент. И тотчас по кораблю разносятся сигна­ лы аварийной тревоги. Личный состав отсека ищет место пожара. В кро­ мешной тьме это сделать нелегко. Едкий дым ест глаза. Наконец, удается вскрыть аккумуляторную яму. Нужно действовать с предельной осторожностью. Неловким движением можно обжечься кислотой. Не­ смотря на все трудности, электрики пере­ ключают переменнив. как положено, на вторую аккумуляторную яму и продолжа­ ют борьбу с пожаром. С неменьшим напряжением продолжа­ ются занятия и на других боевых постах. Дается вводная личному составу отсека: «Трещина на напорном трубопроводе гид­ равлики в районе... шпангоута». И как следствие этого в соседнем отсеве «вы ­ било предохранители на насосах...». Стар­ шина 1 статьи коммунист Виктор Корот­ ков выворачивает предохранители. Выход из строя этих устройств для под­ водной лодки почти равносилен тому же, чтч> для живого организма потеря крови. Если поврежденные трубопроводы в самое кратчайшее время не восстановить, ко­ рабль окажется в критическом положении. Во всех отсеках попас свет. В темноте еще острей чувствуется пронизывающий до костей холод. От прикосновения к ме­ таллу коченеют руки. Молодым матросам Ивану Степанову и Леониду Пинчуку в такой обстановке немного не по себе. — Лучше пусть уж будет качка, — мелькает в сознании невольная мысль. — Там хоть знаешь, что корабль, как бы его ни бросало, находится на поверхности мо­ ря. А здесь над головой слой воды в не­ сколько десятков метров... Словно угадав тревожные мысли ^ но^ вичков, из темноты доносится спокойный голос старшины 1 статьи Григория Семе- нюты: — Ну, чего приуныли, орлы. Давай-ка живей пошевеливайтесь. Не забывайте, мь*. должны как можно быстрее исправить трубопровод... Пусть это самые обычные слова, но сейчас от них стало легче на душе моло­ дых матросов. Ведь рядом старший, ви­ давший виды товарищ. С ним не пропа­ дешь. Теперь главное — точно выполнять все, что он прикажет. П проворней дви­ жутся руки воинов. — В бою, рассказывают бывалые лю­ ди, случается и более сложная обстанов­ ка. — говорит Семенюта. — Пока у нас учеба, не тратьте зря время. Здесь труд­ но, а в бою будет еще трудней. Так что привыкайте, не бойтесь попотеть на за­ нятиях. «В этой холодине попотеешь», — ус­ мехаются про себя матросы, но возразить старшине не смеют. Да и что возражать. Семенюта совершенно прав. В современ­ ных условиях, когда не исключена воз­ можность применения новейших средств ведения войны, к воинам пред’являются повышенные требования. Т у т нужно быть не только отличным специалистом, но и выносливым человеком, способным пере­ нести наибольшую фшическую нагрузку. Поступает новая вводная: — Заклинило носовые горизонтальные рули. V — Удерживать подводную лодку на за ­ данной глубине. — приказывает коман­ дир. Старшина 2 статьи Дмитрий Шапошни­ ков зокладывает о своих действиях. — Перекладываю кормовый горизон­ тальные рули на всплытие. — В это же время командир электро­ механического подразделения подает команду передуть балласт из носовой диф- Ферентнои систерны в кормовую. Выпол­ няя приказание офицера, старший матрос Петр Биньковский производит соответст­ вующее переключение клапанов. А вводные все усложняются. «Взрыв по правому борту. Пробоина в отсеке». Демь­ ян Кулик вспоминает указание офицера, данное перед началом занятий: — Никаких условностей. Делайте все, как в бою. Из отсека докладывают в центральный пост: — Л ичный состав герметизирует поме­ щение, дает противодавление. Пробоина заделывается. Все события, о которых шла речь вы­ ше. проходили за короткий отрезок вре­ мени, в стремительном темпе. Командир подводной лодки оценивает обстановку, прикидывает, как бы поступил на его ме­ сте один из героев-подводников. чьи портреты вывешены в большом зале офи­ церской кают-компании части. Он вспомнил Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. тот хорошо извест­ ный эпизод, когда подводная лодка ар­ тиллерийским оружием потопила тран ­ спорт противника вблизи вражеских бе­ регов. Положение, в которое попал совет­ ский корабль, тогда было не из легких. «Но все же наша лодка сейчас, пусть не фактически, но поставлена в более сложные условия. Да иначе и не может быть. Ведь и новая война, если ее навя­ жут нам империалисты, будет происхо­ дить в условиях, куда более сложных, чем минувшая. Поэтому от нас справед­ ливо требуют изучать опыт Великой Оте­ чественной войны творчески, учитывая современные средствз ведения боевых действий». — размышляет командир. Снова, тщательно оценив обстановку, в которой находилась подводная лозка, оф!гцер принимает решение: впетп борьбу за живучесть корабля в надводном поло­ жении. Конечно, лодке не избежать ар­ тиллерийского боя. Но из двух зол при­ ходится выбирать наименьшее. — Всплывать! — следует короткая команда. Трюмные продувают среднюю группу систерн. Подводная лодка всплывает г креном на правый борт. Командир первым открыл люк. — Артрасчет — наверх! Секунды решали успех дела. Все. кому полагалось по артиллерий­ ской тревоге, выскочили наверх. Расчет старшины 1 статьи Зиновия Луговвина быстро изготовил орудие к стрельбе. При этом воины действовали значительно бы­ стрее нормативных сроков. А море попрежнему бурлит. Такая не­ погода зимой часто бывает в Заполярье. Тонкая серебристая пленка льда покры­ вает надстройки. Даже кажется, что ме­ таллические жгуты антенн сделаны из хромоникелевой стали. Пока идет «артил­ лерийский бой», в отсеках тоже не сидят слоям руки. Личный состав продолжает действовать. В помещениях попрежнему темно. Трюмные старшина 2 статьи Хитренко и молодые матросы Плиско. Згурский. Кулешов устраняют «повреждение» в си­ стеме гидравлики. Старшина группы вни­ мательно следит, чтобы занятия не пре­ вращались в простую формальность или, как он выражается, в «игру в бирюль­ ки». Он требует, чтобы подчиненные по­ ступали так. как если бы система гид­ равлики была действительно повреждена. Молодые матросы укачиваются, но стара­ ются держаться. Медленно накаляются вольфрамовые нити электрических лампочек. Свет по­ степенно становится ярче. Старшина группы , наблюдая за быст­ рыми. уверенными движениями старшины 2 статьи Хитренко. невольно вспомнил недавний случай , когда он проявил под­ линную самоотверженность. Трое суток комсомолец старшина 2 статьи Хитренко почти неотлучно находился у своей уста­ новки. Даже спал урывками. Боясь, что усталость все же возьмет свое, и он п р о ­ с п и т дольше, чем надо. Хитренко ложил под го л о в у лампу-переноску. На так-ш «подушке» особенно не разоспишься. За добросовестное отношение к своему долгу старшину 2 статьи Хитренко сфото­ графировали при развернутом Военно-мор­ ском флаге. Такой высокой чести старши­ на был удостоен за безупречную слугкбу любимой Родине. Карточку ему вручил в торжественной обстановке сам командир. На груди воспитанника комсомола Генри­ ха Хитренко знак «Отличный подводник». П в этом походе старшина 2 статьи Хитренко показывает образец безукориз­ ненного служения любимой Родине. А между тем, корабль раскачивается все размашистей и круче. Могучим уда­ ром волны неожиданно сорвало аварий­ ный буй, размотало двести с лишним мет­ ров прочного кабеля. — Разрешите обрубить кабель! — об­ ратился к командиру рулевой-сигналь­ щик ставший матрос Виктор Драгунов. Офицер понимал, какая опасность в токую непогоду грозит моряку. Но ведь корабль для того и выходит в море, что­ бы воины в борьбе с настоящими труд­ ностями закаляли свою волю, оттачива­ ли мастерство. Командир внимательно по­ смотрел на старшего матроса. Всем своим видом Виктор Драгунов выражал твердую решимость во что бы то ни стало испол­ нить свой долг. — Действуйте! — тоном приказа про­ изнес командир. В. ФИЛИППОВ. Е. ДНЕПРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz