На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я Ц е н а с е к у н д bi мя. А ведь артиллерийский бой не допу­ скает ни малейших промедлений. Ско- вюсть современного реактивного самолета— до трехсот метров в секунду. Опоздай зе­ нитчик, и враг, не встреченный огнзм, сбросит на корабль свой смертоносный груз. После неудачи тренировки участились. Воины добивались все лучших результа­ тов. Очередные стрельбы прошли уже ус­ пешно. Но все это были только средние показа- Секунда! Когда мы произносим это сло­ во. в воображении представляется какое- то мгновение. Ну что, кажется, можно сде­ лать за секунду! Ведь это очень маленький промежуток времени. Думая так , многие люди часто бесцельно тратят драгоценные мгновения А ведь в боевой обстановке и секунда бывает дорога. В бою побеждает тот, кто откроет огонь первым, раньше противни­ к а хотя бы на долго секунды. Чтобы до­ биться этого превосходства» чтобы сокра­ тить подготовку н а первый выстрел, нуж-1 те ли стрельб, проводимых в обычных ус- но много тренироваться. ' ловиях. А современный бой с воздушным Над этим задумывался старший лейте- противником требует наивысшей скоро- нант Скворцов. «Время можно сократить, стрельности орудия в любой обстановке. — думал он. — Небрежно расходуемые Скворцов стал усложнять тренировки, секунды можно найти. Но что делать, ес- В бою всякое может случиться, может ли в подоазделении большая часть апт- выйти из строя и электроосвещение. II электриков — молодые воины? Работают офицер отдал приказание во время тре- они старательно. Однако не сразу дается нировок выключать свет. сложная артиллерийская наука. Матросы Как и ожидал он. результаты сначала Кунтюков и Савосин не укладываются в были очень низки. Но упорство и стрем- нормативное время...». ленпе совершенствовать навыки взяли Очевидно, не до конца еще мы про- свое. Показатели улучшались. А когда они думали тренировки, решил офицер, сравнялись с теми, которых добивались не все еше методы использовали. Рядом с артэлектрики в обычных условиях, Сквор- Кунтгоковым и Савосиным несут службу цов ввел новое усложнение: теперь уже артэлектрики Лабинский и Скипин. Они тренировались при выключенном свете и в перекрывают нормативы. Вот кто может более сложных условиях. Это было гораз- помочь Кунтюкову и Савосину! в до труднее. Темно. Видна только осве- Офицер спускается в артиллерийский щенная шкала прибора. Отведешь от нее пост. Воины тренируются у приборов. н а мгновение взгляд — и драгоценное — Как дела, моряки? — спрашивает время потеряно. А в наглухо задраенном Скворцов и умолкает. Дела, это видно посту тихо, только монотонно жужжат сраву, идут неважно. Кунтюков и Савосин моторы. Равномерная качка, жара и непод- торопятся, а. допустив ошибку, нервни- вижное сидение у приборов вызывает дпе- чают, резко поворачивают ручки приборов, моту. Но матросы не поддаются ей. Взоры Это приводит к новым ошибкам. воинов устремлены на приборы. Ведь там, — Не чувствуют они механизм, не ели- наверху, комендоры, застыв у орудии, лись еще с ним в одно целое, — сокру- данные, чтобы открыть меткий огонь шенно говорит офицеру старшина 2 статьи по « п р о т и в н и к у » . Лабинский. Длительная тренировка окончена. Ма- — А вы поставьте их за спиной, пусть тросы стирают выступивший на лицах присмотрятся внимательнее» к а к вы дей- пот. Вид у них усталый, но счастливый: ствуете. нормативы перекрыты. Так и сделали. Кунтюков и Савосин. Офицер весело улыбается, прищуривая наблюдая за работой товарищей, мно- черные глаза. гое поняли, многому научились. Но — Молодцы, моряки, — он и ту т до успехов было еще далеко. Теперь мо- вставляет свое любимое слово. — Вы лодых матросов стали учить иначе: их са- сэкономили четыре секунды. А это зна- жали за прибор» а опытные артэлектрики, чит, что корабль наш намного раньше стоя сзади, подмечали все промахи и не- нормативного времени открыл огонь. Но в достатки, указывали, как их надо устра- бою надо будет работать еще четче, сла­ вить. женнее. Тренировки проводились систематнче- Если одна часть артиллеристов несет ски. В свободное время воины занимались службу внизу, то другие находятся в вы- с учебными приборами. Дело пошло н а соко поднятой над палубой башне. Здесь лад. тоже идут напряженные тренировки. И все же, спустя два месяца, на подго- Офицер Скворцов немало внимания уделял товительной стрельбе открытие огня было и этому боевому посту7. Чтобы приучить задержано по вине Кунтюкова и Савосина. матросов умело действовать в любой об- Первый из них забыл своевременно вклю- становке, офицер решил выключить при- чить мотор , второй — затянул время. боры. Вначале воины терялись, определя- Эте произошло потому, что молодые ар- ли данные неточно.. Тогда на вертящийся тиллеристы, впервые участвуя в выполяе- колпак башни краской нанесли градусы нии практической задачи, растерялись. соответственно положения пушек. Это по- Огаршнй лейтенант Скворцов собрал могло. Наводчики старшие матросы Мака- старшин, разобрал с ними стрельбу, а ров и Лисичкин вскоре научились искать потом спустился к артэлектрикам. Взяв по грубым данным даже реактивные са- пиркуль, линейку и графическую бумагу, молеты, обладающие большой скоростью, он подробно указал каждому воину н а Во много раз легче стало работать с при- ошибки. борами. В результате моряки* сократили — Смотрите, — говорил офицер Кунтю- подготовку огня еще на две-три секунды, кову. — На этом отрезке времени вы г а - | Но ведь быстрота открытия огня зави­ сит не только от артэлектриков, а и от всех комендоров. Всюду можно сократить время, затрачиваемое на ту или иную операцию. Надо только внимательнее по- Уважением и авторите­ том среди моряков под­ водной лодки пользуется командир отделени; трюмных машинистов спе­ циалист первого класса старшина 2 статьи Г. Хи- тренко. Он много рабо­ тает над обучением и воспитанием своих под­ чиненных, требует от них бережного отношения I- боевой технике и неукос­ нительного выполнения инструкций и наставле­ ний по эксплуатации ме­ ханизмов. В дни избира­ тельной кампании моряки искать эти маленькие секунды, подумать, каким методом добиться экономии време­ ни. Эго слово «как» долго не давало покоя старшему лейтенанту Скворцову. Ему ка­ залось. что если лучше организовать тре­ нировки заряжающих, то скорострельность намного повысится. «Много есть еще у нас недоработок, недочетов. На тех же тренировках, напри­ мер,— думал Скворцов,— заряжающий кла­ дет снаряд на лоток, потом убирает его, потом все сначала. II так однообразно до конца тренировки. Матросу это надоеда-I II отделенИЯ добиваются ет, у него не создается представления о успехов 8 74 н »• » н « | | I |СЛ\ /КОС, настоящей ооевон стрельое. Полное пред- н д СНИМ К Е : коман- ставление о оое создается у комендора | дир отделения трюмных только во время практических стрельб. Но || машинистов специалист ОНИ проводятся не каждый день, а ведь М первого класса старшига нужно, чтобы моряки всегда чувствовали П 2 статьи Г. Хитренкэ ссбя, как В боевой обстановке...». . (справа) проводит заня- 06 этом же много думал и старшина ба- I тие по спсииальности с тареи мичман Друцкий — опытный ко- jjjjjj1АКул^ШОвЫм матроссм мендор, бывалый моряк. За пятнадцать 11| ф ото и Никишова. лет службы мичман обстоятельно изучил все артиллерийские специальности. Теперь он подолгу просиживал над схе­ мами и чертежами. А спустя немного вре­ мени была проведена необычная, по срав­ нению с предыдущими, тренировка. К ка­ зенней части орудия прицепили деревян­ ный лоток, придуманный Друцкнм. Весь тренировочный боезапас был собран в один погреб. Как в бою, наводили башню, отдавались те же команды, что и при фактической стрельбе. Тренировалась команда всей башенной установки. Работали сначала в малом темпе. По­ степенно его увеличивали. Скворцов и НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Старшина 1 статьи Зве­ рев пришел на боевой пост. Здесь — образцовая чисто­ та и порядок. До начала занятий остается пятнад­ цать минут. Старшина раз­ весил схемы, еще раз ос­ мотрел заведывание. Занятиям по специально- Друцкий наблюдали за действиями ком ен - 1 сти В иктор Зверев придает доров. большое значение. Каждая новая тренировка позволяла во- | Конспект У старшины ботали хорошо. А вот здесь забыли вклю­ чить мотор и упустили драгоценные секун­ ды. Уже определив данные, вы задержа­ лись с докладом. На это тоже ушло вве- инам экономить полсекунды. Так все их действия были отработаны до полного ав ­ томатизма. Даже взыскательный глаз опытного артиллериста не мог заметить ни единой ошибки или неточности. «Тут «придраться» не к чему. — по­ думал Друцкий. — Шутка ли! Темп ра­ боты заряжающих превышает скорострель­ ность орудия!». П вот настал день стрельб. Холодное мере плескалось за бортом корабля. Точ­ но определяют данные артэлектрики. Ре­ вун! Выстрелы раздаются в тишине запо­ лярного сумрачного дня. Стрельба прове­ дена успешно. А спустя немного времени морякам стало известно, что их кораблю за отличное проведение стрельб присуж­ ден приз Командующего Северным Флотом. ... Молодой офицер спустился в артил­ лерийский пост. Матросы, увидев началь­ ника, встали по стойке «смирно». — Как дела, моряки?! — весело спра­ шивает офицер. Матросы улыбаются. Теперь им есть чем гордиться. — Все в порядке, товарищ старший лейтенант. — отвечает за всех старшина 2 статьи Лабинский. — дела отличные... — Правильно, дела неплохие. Только на этом- не останавливаться, — говорит Скворцов. — нужно еше усиленнее бо­ роться за секунды. Ведь каждая сэконом­ ленная секунда — это вклад в повыше­ ние осевой готовности всего корабля, фло­ та. Как в народе говорят: «Мал золотник, да дорог». Лейтенант И. НОРОВОВ. составлен аккуратно. В плане четко сФормулирова­ ны тема и пель. занятия. Время строго распределено. Прозвучал знакомый сигнал. Дневальные громко отрепетовали: «Команде на занятия» . На боевой пост быстро прибегают подчи­ ненные статннпны 1 ста­ тьи Зверева. — Прежде чем начать новую тему, — говорит старшина, — коротко пов­ торим пройденный матери­ ал. Он задает несколько вопросов. Моряки отвечают уверенно. Значит цель пре­ дыдущего занятия достиг­ нута. Теперь можно при ­ ступить к следующей теме. — На сегодняшнем за ­ н ятии ,-— оп’являет Зве­ р е в , — м ы р а з о е р е м у с т ­ р о й с т в о э х о л о т а . Матросы внимательно слушают опытного специа­ листа, отличника боевой и политической подготовки. Старшина подробно об’яс- няет морякам у с т р о й с т в о показателя глубины, авто­ матического центробежного регулятора и других при­ боров. — Теперь подойдите по­ ближе.— подзывает он подчиненных. — Разберем взаимодействие частей ме­ ханизма. IVnnofiTe прибор, — приказывает Зверев од­ ному из матросов. Особое внимание стар­ шина обращает на работу автоматического центро­ бежного регулят!»ра. — Если прибор плохо отрегулирован, эхолот бу­ дет давать неправильный отсчет глубины. А от точ­ ности показания глубины зависит безопасность пла­ вания кооабля. Вот год на­ зад, например, сел на мель один i r H o c r p a i n n . n l корабль. Произошло это потому, что штурманские специалисты корабля плохо знали при- иоры, за работу которых они несли ответственность. Приборы давали искажен­ ные показания. Затем старшина об’яс- нил морякам, какие могут случиться неполадки в эхолоте. Занятие подходит к кон­ цу. Зверев оставил зоемя для повторения пройденно­ го материала. Матросу Матвееву было неясно, как п р о и с х о д и т автоматическое смещение на управляющей сетке. Старшина ет-о раз расска­ зал м о р я к у обо всем, а за­ тем заставил его иозто- рить. Так обучает старшина 1 статьи Зверев своих подчиненных. С уважением и похвалой отзывается о нем командир. Виктор Зве­ рев и его подчиненные честно служ ат Родине. Они любят свою специально:ть, гордятся ею, у п о р н о рабо­ тают над совершенствова­ нием своего воинского ма­ стерства. Старшина 1 статьи С. ЕГОРОВ. 11 января 1955 г.. № 8 (5160). ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ В М Е С Т О Д Е Л А О Д Н И Р А З Г О В О Р Ы Воины нашего подразделения очень ин ­ тересуются, как развертывались и про­ ходили боевые действия в Заполярье во время Великой Отечественной войны. Они хотят знать о подвигах героев-северомор- цев Ивана Сивко, Виктора Леонова, Алек­ сандра Шабалина и многих других. Но предложению комсомольцев бюро наметило встречу с одним из участников Великой Отечественной войны, но дальше этого дело не пошло. Бюро также плани­ рует беседы о героических традициях на­ шего флота, но, к а к правило, они не про­ водятся. На многих собраниях комсомольцы кри­ тиковали членов бюро за эти упущения, но положение остается прежним. А пора прислушаться к запросам молодежи. Матрос Н. МОРОЗОВ. •• Старательность в учеое МАСТЕРСТВО МИНЕРОВ Вдали за кормой исчезли очертания берегов. Корабль шел точно заданным курсом. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Баринов стоял на юте. Волнуясь, он то и дело спра­ шивал v боцмана: «Что вы скажете о погоде?». Ответ бывалого моряка явно не удовлетворил старшину. Боцман, покачав го­ ловой, сказал: «Хорошей погоды ожидать нельзя». Уже через час северо-западный ветер гнал белые барашки по гребням свинцовых волн. С мостика поступила команда: «Подготовиться к выполне­ нию учебной задачи». Старшина Баринов прошел на боевой пост. Подчиненные старший матрос Артюхов, матрос Попов и другие стояли у механизмов, готовые к действию. Командир отделения дал вводную. Минеры ту т же приступили к делу. Быстро и уверенно моряки действовали на своих боевых постах. Через несколько часов корабль возвратился в базу. В тот же день был зачитан приказ командира, в к о то ро м за отличное выполнение задачи старшине 2 статьи Баринову и его подчи­ ненным была об’явлена благодарность. Отделение Баринова— передовое на корабле. Здесь все — комсомольцы. Они настойчиво совершенствуют боевое мастер­ ство, изо дня в день добиваются все новых и новых успехов в боевой подготовке. За отличные показатели в учебе и службе командир отделения старшина 2 статьи Баринов награжден зн а­ ком «Отличный минер», а все его подчиненные об’явлены от­ личниками боевой и политической подготовки. Главный старшина Д. КРОТОВ. Матроса Пелымского на корабле знают, как трудолюбивого и дисциплинированно­ го моряка. Он старательно учится тому, что требуется в современном бою. Мото­ рист Пелымский поставил перед собой задачу — изучить несколько марок ди­ зелей п прочитал много технической ли­ тературы . А когда на корабле дизеля под­ верглись разборке и ремонту, Пелымский принял участие в этой работе и прочно закрепил свои знания. Проявляя любознательность, Пелым­ ский часто обращается за советом и помощью к классным специалистам. Так. когда он не мог разобраться в рас­ пределении дизельного топлива по систе­ мам топливным сепаратором и ручным пасосом, то обратился к классному спе­ циалисту матросу Васильеву. Опытный моряк подробно ознакомил молодого ма­ троса с устройством топливной системы. Овладев специальностью, матрос IIе- лымский уверенно обслуживает матери­ альную часть и содержит ее в образцо­ вом состоянии. Трудолюбивый моряк ин­ тересуется и другими специальностями на корабле. Во время одного из учений старшина дал ему вводную: «Машинист трюмный вышел из строя, а в отсек по­ ступает вода. Действуйте...». Пелымский немедленно приступил к откачке воды. Правда, в этот раз действия его были непоследовательными, особенно при от­ кры тии клапанов на системах. Зато после учения Иельгмский, иод руководством командира боевого поста, подробно разо­ брал и изучил расположение и правила эксплуатации всех систем на корабле. Сейчас он умело и грамотно может про­ изводить откачку воды из трюмов ава­ рийными и осушительными средствами, подать воду в любой участок корабля пли прекратить ее поступление в случае пов­ реждения водяных систем, находящихся в обслуживании трюмных машинистов. Матрос Пелымский в трудных походах бдительно несет вахту, стойко преодоле­ вает трудности зимних штормовых усло­ вий плавания. Матрос В. ННЫШ. К О Г Д А Ж Е У Н А С Б У Д Е Т Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я С А М О Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь ? В нашем подразделении неоднократно пытались создать коллектив художест­ венной самодеятельности. По этому во­ просу много говорили, выносили решения на комсомольг.кпх собраниях, но дальше этого дело не двигалось. Обычно това­ рищ, назначенный ответственным за ор­ ганизацию самодеятельности, не получал необходимой практической помощи и опускал руки. Последний раз создать самодеятельный коллектив поручили комсомольцу тов. Лит- вннчук. Решил помочь ему и офицер Яко­ венко. Вскоре, наконец, собрали всех во­ инов, желающих участвовать в самодея­ тельности. Перед ними поставили задачи, их распределили в хоровую, танцевальную и драматическую группы . Все надеялись, что теперь самодеятельность будет рабо­ тать . Однако воины скоро убедились, что ошиблись в своих надеждах. Офицер Яковенко через некоторое время уехал в отпуск, а тов. Литвинчук забыл о пору­ ченном ему ответственном деле, и в ре­ зультате самодеятельный, коллектив без­ действует. Матрос А. ОЛЕЙНИЧЕННО. По следам неопубликованных писем В письме, полученном редакцией, го­ ворилось, что в подразделении, где слу­ жит матрос Мерзляков, недостаточно уде­ ляется внимания культурному досугу личного состава. Копия письма была направлена для принятия мер. Как сообщил начальник политотдела, факты, указанные в пись­ ме, имели место. Сейчас в подразделении оборудовано радио, упорядочена работа библиотеки, которая пополнилась новой художественной литературой. ☆ ☆ -Й- 0 невшгманип к культурно-бытовому обслуживанию воинов подразделения пи­ сал в редакцию матрос Авдеев. Как сообщили в редакцию, письмо об­ суждалось на совещании работников по­ литотдела. Факты, отмеченные военкором, соответствуют действительности. Приня­ ты меры для устранения недостатков. Для улучшения демонстрации кино­ фильмов в подразделение направлен ква­ лифицированный киномеханик. Выделен библиотекарь, определено время работы библиотеки. За последнее время для лич­ ного состава прочитан р я д лекций и до­ кладов. Подводная лодка в зимнем походе 1. Корабль выходит в море Капризным было начало зимы • в Заполярье. Штормы сменялись почти полным штилем. Снежные, метели совсем неожиданно переходили в осенние надоед ливые дожди. Крепкие с вечера морозы в утру резко ослабевали. Это непостоянство погоды особенно сильно ощущалось в тесных отсеках под водной лодки. Свирепые волны обрушнва лись на корабль. Но как бы ни бушевал шторм, моряк должен исполнять свои обязанности с предельной четкостью Каждый матрос, старшина, офицер ощу­ щал на себе пристальный, горкий взгляд командира корабля. Пусть тот находился н а мостике, в центральном посту или своей миниатюрной каюте, но он безоши­ бочно определял, как действуют его под­ чиненные во всех отсеках лодки. В этом и с к у с с т в о командира подводного корабля. На любом военном корабле: н а надвод­ ном или подводном всегда остро ощущает­ ся та особенная роль, которая среди всего экипажа принадлежит командиру. Однажды между матросами произошел, примерно, такой разговор. — Командир, он за все в ответе. Вот, скажем, гы на вахте что-либо проморгал. Конечно, тебе ответственности не мино­ вать. А с него за твой промах спрос будет многокпат больше. — Перед старшим начальством? — Не только. Это само собой. Но по­ мимо начальников ему придется отвечать пеоед ^воей совестью, перед своим наро­ дом. Ведь он самим государством командо­ вать нами поставлен. Единоначальник! За боевую я политическую подготовку своих подчиненных на него ответственность Отечеством. Партией возложена. —- Об этом и в уставе черным по бело­ му записано. — Приказал командир — значит Ро­ зина приказала. Он от ее имени команду­ ет. Без командира нельзя воевать, а тем более нельзя победить. Он — душа боя. I — Неспроста у советских воинов за­ кон — в минуту смертельной опасности заслонять грудью командира. Действительно, любовь н уважение к командиру — замечательная традиция Вооруженных Сил страны Советов. Коман­ дира называют дорогим для каждого чело­ века именем — отец. Отец-командир! Гла­ ва сплоченной боевой семьи! Он болеет душой за промахи своих сыновей, радует­ ся их успехам. Он по-отцовски заботлив и по-отцовски бывает с ними крут. Ведь ему их в бой вести. П он готовит своих питомцев к этому с у ро в о м у испытанию. На мостике стоит плотный коренастый человек. Его ноги широко расставлены. Корабль переваливается с борта на борт, раскачиваясь почти равномерно, как ма­ ятник. Командир замечает, как бледнеет лицо сигнальщика, молодого матроса Виктора Трубникова. Тот ловит на себе пристальный взгляд офицера и через си­ лу заставляет себя крепиться: мол, пол­ ный порядок, товарищ командир. Но не­ смотря на все свои усилия, моряк не мо­ жет перебороть подступающую тошноту. — Травит, а вахту несет исправно. — удовлетворенно отмечает командир. — Из него со временем хороший моряк полу­ чится. Главное не давать слабины. Высокие холодные волны шумно ударя­ ются в борта. Гроздья ледяных брызг гу­ стым душем обливают людей, стоящих на мостике... Еще до выхода корабля в море коман­ дир продумал план занятий на весь по­ ход. Он изложил с в о и соображения стар­ шему помощнику и заместителю по поли­ тической части. — На нашем корабле есть немало мо­ лодых матросов, — произнес заместитель но политчасти, выслушав командира. — они впервые будут участвовать в зимнем походе. Мне думается, что следует учесть это обстоятельство. — Вот-вот, об этом я хотел вам тоже напомнить. Новичкам нужно помогать, но ни в коем случае не опекать их. Они должны стремиться сами преодолевать все трудности походной жизни. Никаких по­ слаблений молодым матросам. Учить требовать! Командир приказал старшему помощни­ ку разработать детальный план учебы в море. — Помните, никаких условностей, — строго сказал он. — Каждая вводная дол­ жна проводиться в обстановке, макси­ мально приближенной к боевой. Займи­ тесь планом сегодня же. Времени у вас не т ак много. Отпустив старшего помощника и заме­ стителя по политической части, командир достал свою рабочую тетрадь. Здесь были короткие пометки, характеризующие мор­ ские качества, знания специальности, индивидуальные наклонности многих под­ чиненных. Большинство этих записей до­ статочно твердо хранится в памяти офи­ цера. В обычные дни он . почти не за­ глядывает в тетрадь. Но перед ответст­ венными походами командир любит поли­ стать исписанные убористым почерком страницы. Он как бы вновь и вновь при­ сматривается к каждому члену своего экипажа, тщательно взвешивая, чего тот уже достиг н а пути совершенствования воинского мастерства, над чем ему еще следует серьезно поработать в походе, к а ­ кое задание по плечу тому или иному моряку. Например, за своего штурмана коман­ дир спокоен. Всего два года назад тот окончил училище, но благодаря упорному труду сумел заслужить репутацию от­ личного специалиста. А помимо всего, командир особенно высоко ценит морские качества штурмана. «В любую погоду не укачается!» — так ая запись сделана в командирской тетради против фамилии молодого офицера. «А вот у командира торпедного подраз­ деления пока успехи не столь блестящи, — размышляет про себя командир лодки. — До сих пор не сдал зачетов на само­ стоятельное управление подразделением. Что ж, это и моя вина. Командир корабля за всех подчиненных в ответе. Кому мно­ го дано, с того и спрос больше». Долго не гас свет в каюте командира подводной лодки... Ранним утром, когда город, раскинув-, шийся на склонах гранитных сопок, толь­ ко-только просыпался, подводная лодка, медленно развернувшись, покинула род­ ную бухту. На низком мостике, как всег­ да, стоял командир. За его широкими плечами в темноте виднелись строения города, а впереди ревело и пенилось от­ крытое море. — Оба дизеля полный ход! — голос командира звучит спокойно и властно. Старший матрос Виктор Драгунов машин­ ным телеграфом передает эту команду в глубь лодки, туда, где застыли у cB o irx механизмов мотористы. О том, что корабль вышел из бухты, в отсеках узнают по усиливающейся кач ­ ке. Уже трудно передвигаться в полный рост. Лодку качнуло вправо, и выступаю­ щие внутри корпуса острые ребра шпан­ гоутов медленно плывут кверху. В под­ водной лодке горячий пар не заполняет специальные отопительные магистрали, как это делается на надводных кораблях. Поэтому в большинство отсеков холодно. Даже если с разрешения командира включаются электрические грелки, тем­ пература бывает немногим выше нуля. Подводники почти на протяжении всего похода не снимают стеганых ватников. Ну, а каково командиру, стоящему па сквозном ледяном ветру, на своем тесном мостике. Через определенные промежутки времени сменяют друг друга рулевые- сигналыцики. Лишь командир попрежнему стоит на мостике п пристально следит за показаниями приборов, выслушивает док­ лады подчиненных, отдает короткие, чет­ ки* приказания. Скупое тепло зажатой в кулаке папиросы согревает пальцы. Еще но наступил зыбкий полярный рассвет. Большая волна сильно кренила лодку. Вдруг где-то во мраке возник уз­ кий луч фонаря. Сигнальщик доложил командиру: — Корабль, слева, 30! — Не мы одни, — думает офицер, - и этот ранний час несем почетную вахту на морских рубежах своей Родины. Командир смотрит на часы: — Пора. — Срочноо погружение! — неожидан пая команда с мостика не застала подвод ников врасплох. С ловкостью, которую трудно было предположить в его плот­ ной фигуре, спустился в рубку по тра­ пу командир. Над головой глухо ударила герметически закрываемая крышка ру­ бочного люка. Лодка уходит на глубину. На вахту } горизонтальных рулей заступил старшина 2 статьи Дмитрий Шапошников. Это мо­ гучего сло;кения моряк, до службы рабо­ тавший молотобойцем. Его рост достигает почти двух метров. В лодке, где каждый сантиметр площади на учете. Шапошни­ кову приходится глядеть в оба. чтобы не ушибиться во время передвижения. Старшина 2 статьи Шапошников от­ личный специалист. Командир твердо убежден, что для того, чтобы хорошо не­ сти вахту на горизонтальных рулях, нужно иметь талант. — Приборы приборами, а рулевой дол­ жен чувствовать лодку, — сказал од­ нажды в разговоре с офицерами коман­ дир. II этим чувством обладает старшина 2 статьи Шапошников. Он правильно удерживает дифферент и заданную глуби­ ну. Конечно, ему еще далеко до совер­ шенства. Но для этого и проводятся вы­ ходы в море, чтобы учиться, повышать своп знания, отрабатывать практические навыки. На глубино но ощущается качка. Но управлять кораблем под водой значитель­ но сложней. Командир контролирует про­ кладку, которую ведет штурман, внима­ тельно следит за работой акустика и ру­ левого на горизонтальных рулях. Ведь за ­ дача состоит не только в том, чтобы пе­ редвигаться под водой, главное, вывести лодку в назначенное место, обнаружить и атаковать «противника». Лодка подвсплыла под перископ. Толь­ ко один командир, припав к окуляру, может следить за поверхностью моря, ейчас он уточнит место, изучит обста­ новку, примет решение. Подводная лодка вышла точно в указанное место. Короткая, как выстрел, команда, я весь экипаж застывает на своих боевых по­ стах. — Приготовить носовые торпедные ап­ параты к выстрелу7! На лодке нет второстепенных специа­ листов, но в этот момент.каждый думает 0 торпедистах. В первом отсеке старшина 1 статьи Григорий Семенюта вниматель­ но осмотрел аппараты . Взгляд его серьгх глаз останавливается на приборе угловой установки. Здесь полный порядок. Затем он проверяет, в каком положении хво­ стовой и курковой зацепы , открывает передние крышки торпедных аппаратов и докладывает о готовности. А в это время командир производит маневрирование для выхода в атаку. — Аппараты — товсь! — следует но­ вая команда. Семенюта открывает расходные клапа­ ны специальных механизмов, вынимает чеки боевых рукояток. — Носовые аппараты — товсь! — до­ кладывает старшина 1 статьи. Командир весь поглощен расчетами: ему в самый короткий срок надо опреде­ лить дпетанцию, курс, ркорость цели. Здесь самая незначительная ошибка оз­ начает промах. Старшина 1 статьи Григорий Семенюта берет на себя хромированную боевую ру­ коятку. Корабль вздрагивает от резких толч­ ков. Трудно удержать лодку на глубине при торпедном затпе. Ее может выбросить на поверхность. В боевой об­ становке это грозит гибелью всему эки­ пажу. Поэтому сейчас нужно учиться действовать т ак , как этого требует совре­ менный бой. Молодец боцман! Он сумел удержать подводную лодку. По приказанию командира корабль по­ гружается на большую глубину. Следует новая вводная: — Немедленно уходить от преследова­ ния катеров противолодочной обороны, которые пытаются «уничтожить» подвод­ ную лодку глубинными бомбами. В. ФИЛИППОВ. Е. ДНЕПРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz