На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я Ц е н а с е к у н д bi мя. А ведь артиллерийский бой не допу скает ни малейших промедлений. Ско- вюсть современного реактивного самолета— до трехсот метров в секунду. Опоздай зе нитчик, и враг, не встреченный огнзм, сбросит на корабль свой смертоносный груз. После неудачи тренировки участились. Воины добивались все лучших результа тов. Очередные стрельбы прошли уже ус пешно. Но все это были только средние показа- Секунда! Когда мы произносим это сло во. в воображении представляется какое- то мгновение. Ну что, кажется, можно сде лать за секунду! Ведь это очень маленький промежуток времени. Думая так , многие люди часто бесцельно тратят драгоценные мгновения А ведь в боевой обстановке и секунда бывает дорога. В бою побеждает тот, кто откроет огонь первым, раньше противни к а хотя бы на долго секунды. Чтобы до биться этого превосходства» чтобы сокра тить подготовку н а первый выстрел, нуж-1 те ли стрельб, проводимых в обычных ус- но много тренироваться. ' ловиях. А современный бой с воздушным Над этим задумывался старший лейте- противником требует наивысшей скоро- нант Скворцов. «Время можно сократить, стрельности орудия в любой обстановке. — думал он. — Небрежно расходуемые Скворцов стал усложнять тренировки, секунды можно найти. Но что делать, ес- В бою всякое может случиться, может ли в подоазделении большая часть апт- выйти из строя и электроосвещение. II электриков — молодые воины? Работают офицер отдал приказание во время тре- они старательно. Однако не сразу дается нировок выключать свет. сложная артиллерийская наука. Матросы Как и ожидал он. результаты сначала Кунтюков и Савосин не укладываются в были очень низки. Но упорство и стрем- нормативное время...». ленпе совершенствовать навыки взяли Очевидно, не до конца еще мы про- свое. Показатели улучшались. А когда они думали тренировки, решил офицер, сравнялись с теми, которых добивались не все еше методы использовали. Рядом с артэлектрики в обычных условиях, Сквор- Кунтгоковым и Савосиным несут службу цов ввел новое усложнение: теперь уже артэлектрики Лабинский и Скипин. Они тренировались при выключенном свете и в перекрывают нормативы. Вот кто может более сложных условиях. Это было гораз- помочь Кунтюкову и Савосину! в до труднее. Темно. Видна только осве- Офицер спускается в артиллерийский щенная шкала прибора. Отведешь от нее пост. Воины тренируются у приборов. н а мгновение взгляд — и драгоценное — Как дела, моряки? — спрашивает время потеряно. А в наглухо задраенном Скворцов и умолкает. Дела, это видно посту тихо, только монотонно жужжат сраву, идут неважно. Кунтюков и Савосин моторы. Равномерная качка, жара и непод- торопятся, а. допустив ошибку, нервни- вижное сидение у приборов вызывает дпе- чают, резко поворачивают ручки приборов, моту. Но матросы не поддаются ей. Взоры Это приводит к новым ошибкам. воинов устремлены на приборы. Ведь там, — Не чувствуют они механизм, не ели- наверху, комендоры, застыв у орудии, лись еще с ним в одно целое, — сокру- данные, чтобы открыть меткий огонь шенно говорит офицеру старшина 2 статьи по « п р о т и в н и к у » . Лабинский. Длительная тренировка окончена. Ма- — А вы поставьте их за спиной, пусть тросы стирают выступивший на лицах присмотрятся внимательнее» к а к вы дей- пот. Вид у них усталый, но счастливый: ствуете. нормативы перекрыты. Так и сделали. Кунтюков и Савосин. Офицер весело улыбается, прищуривая наблюдая за работой товарищей, мно- черные глаза. гое поняли, многому научились. Но — Молодцы, моряки, — он и ту т до успехов было еще далеко. Теперь мо- вставляет свое любимое слово. — Вы лодых матросов стали учить иначе: их са- сэкономили четыре секунды. А это зна- жали за прибор» а опытные артэлектрики, чит, что корабль наш намного раньше стоя сзади, подмечали все промахи и не- нормативного времени открыл огонь. Но в достатки, указывали, как их надо устра- бою надо будет работать еще четче, сла вить. женнее. Тренировки проводились систематнче- Если одна часть артиллеристов несет ски. В свободное время воины занимались службу внизу, то другие находятся в вы- с учебными приборами. Дело пошло н а соко поднятой над палубой башне. Здесь лад. тоже идут напряженные тренировки. И все же, спустя два месяца, на подго- Офицер Скворцов немало внимания уделял товительной стрельбе открытие огня было и этому боевому посту7. Чтобы приучить задержано по вине Кунтюкова и Савосина. матросов умело действовать в любой об- Первый из них забыл своевременно вклю- становке, офицер решил выключить при- чить мотор , второй — затянул время. боры. Вначале воины терялись, определя- Эте произошло потому, что молодые ар- ли данные неточно.. Тогда на вертящийся тиллеристы, впервые участвуя в выполяе- колпак башни краской нанесли градусы нии практической задачи, растерялись. соответственно положения пушек. Это по- Огаршнй лейтенант Скворцов собрал могло. Наводчики старшие матросы Мака- старшин, разобрал с ними стрельбу, а ров и Лисичкин вскоре научились искать потом спустился к артэлектрикам. Взяв по грубым данным даже реактивные са- пиркуль, линейку и графическую бумагу, молеты, обладающие большой скоростью, он подробно указал каждому воину н а Во много раз легче стало работать с при- ошибки. борами. В результате моряки* сократили — Смотрите, — говорил офицер Кунтю- подготовку огня еще на две-три секунды, кову. — На этом отрезке времени вы г а - | Но ведь быстрота открытия огня зави сит не только от артэлектриков, а и от всех комендоров. Всюду можно сократить время, затрачиваемое на ту или иную операцию. Надо только внимательнее по- Уважением и авторите том среди моряков под водной лодки пользуется командир отделени; трюмных машинистов спе циалист первого класса старшина 2 статьи Г. Хи- тренко. Он много рабо тает над обучением и воспитанием своих под чиненных, требует от них бережного отношения I- боевой технике и неукос нительного выполнения инструкций и наставле ний по эксплуатации ме ханизмов. В дни избира тельной кампании моряки искать эти маленькие секунды, подумать, каким методом добиться экономии време ни. Эго слово «как» долго не давало покоя старшему лейтенанту Скворцову. Ему ка залось. что если лучше организовать тре нировки заряжающих, то скорострельность намного повысится. «Много есть еще у нас недоработок, недочетов. На тех же тренировках, напри мер,— думал Скворцов,— заряжающий кла дет снаряд на лоток, потом убирает его, потом все сначала. II так однообразно до конца тренировки. Матросу это надоеда-I II отделенИЯ добиваются ет, у него не создается представления о успехов 8 74 н »• » н « | | I |СЛ\ /КОС, настоящей ооевон стрельое. Полное пред- н д СНИМ К Е : коман- ставление о оое создается у комендора | дир отделения трюмных только во время практических стрельб. Но || машинистов специалист ОНИ проводятся не каждый день, а ведь М первого класса старшига нужно, чтобы моряки всегда чувствовали П 2 статьи Г. Хитренкэ ссбя, как В боевой обстановке...». . (справа) проводит заня- 06 этом же много думал и старшина ба- I тие по спсииальности с тареи мичман Друцкий — опытный ко- jjjjjj1АКул^ШОвЫм матроссм мендор, бывалый моряк. За пятнадцать 11| ф ото и Никишова. лет службы мичман обстоятельно изучил все артиллерийские специальности. Теперь он подолгу просиживал над схе мами и чертежами. А спустя немного вре мени была проведена необычная, по срав нению с предыдущими, тренировка. К ка зенней части орудия прицепили деревян ный лоток, придуманный Друцкнм. Весь тренировочный боезапас был собран в один погреб. Как в бою, наводили башню, отдавались те же команды, что и при фактической стрельбе. Тренировалась команда всей башенной установки. Работали сначала в малом темпе. По степенно его увеличивали. Скворцов и НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Старшина 1 статьи Зве рев пришел на боевой пост. Здесь — образцовая чисто та и порядок. До начала занятий остается пятнад цать минут. Старшина раз весил схемы, еще раз ос мотрел заведывание. Занятиям по специально- Друцкий наблюдали за действиями ком ен - 1 сти В иктор Зверев придает доров. большое значение. Каждая новая тренировка позволяла во- | Конспект У старшины ботали хорошо. А вот здесь забыли вклю чить мотор и упустили драгоценные секун ды. Уже определив данные, вы задержа лись с докладом. На это тоже ушло вве- инам экономить полсекунды. Так все их действия были отработаны до полного ав томатизма. Даже взыскательный глаз опытного артиллериста не мог заметить ни единой ошибки или неточности. «Тут «придраться» не к чему. — по думал Друцкий. — Шутка ли! Темп ра боты заряжающих превышает скорострель ность орудия!». П вот настал день стрельб. Холодное мере плескалось за бортом корабля. Точ но определяют данные артэлектрики. Ре вун! Выстрелы раздаются в тишине запо лярного сумрачного дня. Стрельба прове дена успешно. А спустя немного времени морякам стало известно, что их кораблю за отличное проведение стрельб присуж ден приз Командующего Северным Флотом. ... Молодой офицер спустился в артил лерийский пост. Матросы, увидев началь ника, встали по стойке «смирно». — Как дела, моряки?! — весело спра шивает офицер. Матросы улыбаются. Теперь им есть чем гордиться. — Все в порядке, товарищ старший лейтенант. — отвечает за всех старшина 2 статьи Лабинский. — дела отличные... — Правильно, дела неплохие. Только на этом- не останавливаться, — говорит Скворцов. — нужно еше усиленнее бо роться за секунды. Ведь каждая сэконом ленная секунда — это вклад в повыше ние осевой готовности всего корабля, фло та. Как в народе говорят: «Мал золотник, да дорог». Лейтенант И. НОРОВОВ. составлен аккуратно. В плане четко сФормулирова ны тема и пель. занятия. Время строго распределено. Прозвучал знакомый сигнал. Дневальные громко отрепетовали: «Команде на занятия» . На боевой пост быстро прибегают подчи ненные статннпны 1 ста тьи Зверева. — Прежде чем начать новую тему, — говорит старшина, — коротко пов торим пройденный матери ал. Он задает несколько вопросов. Моряки отвечают уверенно. Значит цель пре дыдущего занятия достиг нута. Теперь можно при ступить к следующей теме. — На сегодняшнем за н ятии ,-— оп’являет Зве р е в , — м ы р а з о е р е м у с т р о й с т в о э х о л о т а . Матросы внимательно слушают опытного специа листа, отличника боевой и политической подготовки. Старшина подробно об’яс- няет морякам у с т р о й с т в о показателя глубины, авто матического центробежного регулятора и других при боров. — Теперь подойдите по ближе.— подзывает он подчиненных. — Разберем взаимодействие частей ме ханизма. IVnnofiTe прибор, — приказывает Зверев од ному из матросов. Особое внимание стар шина обращает на работу автоматического центро бежного регулят!»ра. — Если прибор плохо отрегулирован, эхолот бу дет давать неправильный отсчет глубины. А от точ ности показания глубины зависит безопасность пла вания кооабля. Вот год на зад, например, сел на мель один i r H o c r p a i n n . n l корабль. Произошло это потому, что штурманские специалисты корабля плохо знали при- иоры, за работу которых они несли ответственность. Приборы давали искажен ные показания. Затем старшина об’яс- нил морякам, какие могут случиться неполадки в эхолоте. Занятие подходит к кон цу. Зверев оставил зоемя для повторения пройденно го материала. Матросу Матвееву было неясно, как п р о и с х о д и т автоматическое смещение на управляющей сетке. Старшина ет-о раз расска зал м о р я к у обо всем, а за тем заставил его иозто- рить. Так обучает старшина 1 статьи Зверев своих подчиненных. С уважением и похвалой отзывается о нем командир. Виктор Зве рев и его подчиненные честно служ ат Родине. Они любят свою специально:ть, гордятся ею, у п о р н о рабо тают над совершенствова нием своего воинского ма стерства. Старшина 1 статьи С. ЕГОРОВ. 11 января 1955 г.. № 8 (5160). ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ В М Е С Т О Д Е Л А О Д Н И Р А З Г О В О Р Ы Воины нашего подразделения очень ин тересуются, как развертывались и про ходили боевые действия в Заполярье во время Великой Отечественной войны. Они хотят знать о подвигах героев-северомор- цев Ивана Сивко, Виктора Леонова, Алек сандра Шабалина и многих других. Но предложению комсомольцев бюро наметило встречу с одним из участников Великой Отечественной войны, но дальше этого дело не пошло. Бюро также плани рует беседы о героических традициях на шего флота, но, к а к правило, они не про водятся. На многих собраниях комсомольцы кри тиковали членов бюро за эти упущения, но положение остается прежним. А пора прислушаться к запросам молодежи. Матрос Н. МОРОЗОВ. •• Старательность в учеое МАСТЕРСТВО МИНЕРОВ Вдали за кормой исчезли очертания берегов. Корабль шел точно заданным курсом. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Баринов стоял на юте. Волнуясь, он то и дело спра шивал v боцмана: «Что вы скажете о погоде?». Ответ бывалого моряка явно не удовлетворил старшину. Боцман, покачав го ловой, сказал: «Хорошей погоды ожидать нельзя». Уже через час северо-западный ветер гнал белые барашки по гребням свинцовых волн. С мостика поступила команда: «Подготовиться к выполне нию учебной задачи». Старшина Баринов прошел на боевой пост. Подчиненные старший матрос Артюхов, матрос Попов и другие стояли у механизмов, готовые к действию. Командир отделения дал вводную. Минеры ту т же приступили к делу. Быстро и уверенно моряки действовали на своих боевых постах. Через несколько часов корабль возвратился в базу. В тот же день был зачитан приказ командира, в к о то ро м за отличное выполнение задачи старшине 2 статьи Баринову и его подчи ненным была об’явлена благодарность. Отделение Баринова— передовое на корабле. Здесь все — комсомольцы. Они настойчиво совершенствуют боевое мастер ство, изо дня в день добиваются все новых и новых успехов в боевой подготовке. За отличные показатели в учебе и службе командир отделения старшина 2 статьи Баринов награжден зн а ком «Отличный минер», а все его подчиненные об’явлены от личниками боевой и политической подготовки. Главный старшина Д. КРОТОВ. Матроса Пелымского на корабле знают, как трудолюбивого и дисциплинированно го моряка. Он старательно учится тому, что требуется в современном бою. Мото рист Пелымский поставил перед собой задачу — изучить несколько марок ди зелей п прочитал много технической ли тературы . А когда на корабле дизеля под верглись разборке и ремонту, Пелымский принял участие в этой работе и прочно закрепил свои знания. Проявляя любознательность, Пелым ский часто обращается за советом и помощью к классным специалистам. Так. когда он не мог разобраться в рас пределении дизельного топлива по систе мам топливным сепаратором и ручным пасосом, то обратился к классному спе циалисту матросу Васильеву. Опытный моряк подробно ознакомил молодого ма троса с устройством топливной системы. Овладев специальностью, матрос IIе- лымский уверенно обслуживает матери альную часть и содержит ее в образцо вом состоянии. Трудолюбивый моряк ин тересуется и другими специальностями на корабле. Во время одного из учений старшина дал ему вводную: «Машинист трюмный вышел из строя, а в отсек по ступает вода. Действуйте...». Пелымский немедленно приступил к откачке воды. Правда, в этот раз действия его были непоследовательными, особенно при от кры тии клапанов на системах. Зато после учения Иельгмский, иод руководством командира боевого поста, подробно разо брал и изучил расположение и правила эксплуатации всех систем на корабле. Сейчас он умело и грамотно может про изводить откачку воды из трюмов ава рийными и осушительными средствами, подать воду в любой участок корабля пли прекратить ее поступление в случае пов реждения водяных систем, находящихся в обслуживании трюмных машинистов. Матрос Пелымский в трудных походах бдительно несет вахту, стойко преодоле вает трудности зимних штормовых усло вий плавания. Матрос В. ННЫШ. К О Г Д А Ж Е У Н А С Б У Д Е Т Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я С А М О Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь ? В нашем подразделении неоднократно пытались создать коллектив художест венной самодеятельности. По этому во просу много говорили, выносили решения на комсомольг.кпх собраниях, но дальше этого дело не двигалось. Обычно това рищ, назначенный ответственным за ор ганизацию самодеятельности, не получал необходимой практической помощи и опускал руки. Последний раз создать самодеятельный коллектив поручили комсомольцу тов. Лит- вннчук. Решил помочь ему и офицер Яко венко. Вскоре, наконец, собрали всех во инов, желающих участвовать в самодея тельности. Перед ними поставили задачи, их распределили в хоровую, танцевальную и драматическую группы . Все надеялись, что теперь самодеятельность будет рабо тать . Однако воины скоро убедились, что ошиблись в своих надеждах. Офицер Яковенко через некоторое время уехал в отпуск, а тов. Литвинчук забыл о пору ченном ему ответственном деле, и в ре зультате самодеятельный, коллектив без действует. Матрос А. ОЛЕЙНИЧЕННО. По следам неопубликованных писем В письме, полученном редакцией, го ворилось, что в подразделении, где слу жит матрос Мерзляков, недостаточно уде ляется внимания культурному досугу личного состава. Копия письма была направлена для принятия мер. Как сообщил начальник политотдела, факты, указанные в пись ме, имели место. Сейчас в подразделении оборудовано радио, упорядочена работа библиотеки, которая пополнилась новой художественной литературой. ☆ ☆ -Й- 0 невшгманип к культурно-бытовому обслуживанию воинов подразделения пи сал в редакцию матрос Авдеев. Как сообщили в редакцию, письмо об суждалось на совещании работников по литотдела. Факты, отмеченные военкором, соответствуют действительности. Приня ты меры для устранения недостатков. Для улучшения демонстрации кино фильмов в подразделение направлен ква лифицированный киномеханик. Выделен библиотекарь, определено время работы библиотеки. За последнее время для лич ного состава прочитан р я д лекций и до кладов. Подводная лодка в зимнем походе 1. Корабль выходит в море Капризным было начало зимы • в Заполярье. Штормы сменялись почти полным штилем. Снежные, метели совсем неожиданно переходили в осенние надоед ливые дожди. Крепкие с вечера морозы в утру резко ослабевали. Это непостоянство погоды особенно сильно ощущалось в тесных отсеках под водной лодки. Свирепые волны обрушнва лись на корабль. Но как бы ни бушевал шторм, моряк должен исполнять свои обязанности с предельной четкостью Каждый матрос, старшина, офицер ощу щал на себе пристальный, горкий взгляд командира корабля. Пусть тот находился н а мостике, в центральном посту или своей миниатюрной каюте, но он безоши бочно определял, как действуют его под чиненные во всех отсеках лодки. В этом и с к у с с т в о командира подводного корабля. На любом военном корабле: н а надвод ном или подводном всегда остро ощущает ся та особенная роль, которая среди всего экипажа принадлежит командиру. Однажды между матросами произошел, примерно, такой разговор. — Командир, он за все в ответе. Вот, скажем, гы на вахте что-либо проморгал. Конечно, тебе ответственности не мино вать. А с него за твой промах спрос будет многокпат больше. — Перед старшим начальством? — Не только. Это само собой. Но по мимо начальников ему придется отвечать пеоед ^воей совестью, перед своим наро дом. Ведь он самим государством командо вать нами поставлен. Единоначальник! За боевую я политическую подготовку своих подчиненных на него ответственность Отечеством. Партией возложена. —- Об этом и в уставе черным по бело му записано. — Приказал командир — значит Ро зина приказала. Он от ее имени команду ет. Без командира нельзя воевать, а тем более нельзя победить. Он — душа боя. I — Неспроста у советских воинов за кон — в минуту смертельной опасности заслонять грудью командира. Действительно, любовь н уважение к командиру — замечательная традиция Вооруженных Сил страны Советов. Коман дира называют дорогим для каждого чело века именем — отец. Отец-командир! Гла ва сплоченной боевой семьи! Он болеет душой за промахи своих сыновей, радует ся их успехам. Он по-отцовски заботлив и по-отцовски бывает с ними крут. Ведь ему их в бой вести. П он готовит своих питомцев к этому с у ро в о м у испытанию. На мостике стоит плотный коренастый человек. Его ноги широко расставлены. Корабль переваливается с борта на борт, раскачиваясь почти равномерно, как ма ятник. Командир замечает, как бледнеет лицо сигнальщика, молодого матроса Виктора Трубникова. Тот ловит на себе пристальный взгляд офицера и через си лу заставляет себя крепиться: мол, пол ный порядок, товарищ командир. Но не смотря на все свои усилия, моряк не мо жет перебороть подступающую тошноту. — Травит, а вахту несет исправно. — удовлетворенно отмечает командир. — Из него со временем хороший моряк полу чится. Главное не давать слабины. Высокие холодные волны шумно ударя ются в борта. Гроздья ледяных брызг гу стым душем обливают людей, стоящих на мостике... Еще до выхода корабля в море коман дир продумал план занятий на весь по ход. Он изложил с в о и соображения стар шему помощнику и заместителю по поли тической части. — На нашем корабле есть немало мо лодых матросов, — произнес заместитель но политчасти, выслушав командира. — они впервые будут участвовать в зимнем походе. Мне думается, что следует учесть это обстоятельство. — Вот-вот, об этом я хотел вам тоже напомнить. Новичкам нужно помогать, но ни в коем случае не опекать их. Они должны стремиться сами преодолевать все трудности походной жизни. Никаких по слаблений молодым матросам. Учить требовать! Командир приказал старшему помощни ку разработать детальный план учебы в море. — Помните, никаких условностей, — строго сказал он. — Каждая вводная дол жна проводиться в обстановке, макси мально приближенной к боевой. Займи тесь планом сегодня же. Времени у вас не т ак много. Отпустив старшего помощника и заме стителя по политической части, командир достал свою рабочую тетрадь. Здесь были короткие пометки, характеризующие мор ские качества, знания специальности, индивидуальные наклонности многих под чиненных. Большинство этих записей до статочно твердо хранится в памяти офи цера. В обычные дни он . почти не за глядывает в тетрадь. Но перед ответст венными походами командир любит поли стать исписанные убористым почерком страницы. Он как бы вновь и вновь при сматривается к каждому члену своего экипажа, тщательно взвешивая, чего тот уже достиг н а пути совершенствования воинского мастерства, над чем ему еще следует серьезно поработать в походе, к а кое задание по плечу тому или иному моряку. Например, за своего штурмана коман дир спокоен. Всего два года назад тот окончил училище, но благодаря упорному труду сумел заслужить репутацию от личного специалиста. А помимо всего, командир особенно высоко ценит морские качества штурмана. «В любую погоду не укачается!» — так ая запись сделана в командирской тетради против фамилии молодого офицера. «А вот у командира торпедного подраз деления пока успехи не столь блестящи, — размышляет про себя командир лодки. — До сих пор не сдал зачетов на само стоятельное управление подразделением. Что ж, это и моя вина. Командир корабля за всех подчиненных в ответе. Кому мно го дано, с того и спрос больше». Долго не гас свет в каюте командира подводной лодки... Ранним утром, когда город, раскинув-, шийся на склонах гранитных сопок, толь ко-только просыпался, подводная лодка, медленно развернувшись, покинула род ную бухту. На низком мостике, как всег да, стоял командир. За его широкими плечами в темноте виднелись строения города, а впереди ревело и пенилось от крытое море. — Оба дизеля полный ход! — голос командира звучит спокойно и властно. Старший матрос Виктор Драгунов машин ным телеграфом передает эту команду в глубь лодки, туда, где застыли у cB o irx механизмов мотористы. О том, что корабль вышел из бухты, в отсеках узнают по усиливающейся кач ке. Уже трудно передвигаться в полный рост. Лодку качнуло вправо, и выступаю щие внутри корпуса острые ребра шпан гоутов медленно плывут кверху. В под водной лодке горячий пар не заполняет специальные отопительные магистрали, как это делается на надводных кораблях. Поэтому в большинство отсеков холодно. Даже если с разрешения командира включаются электрические грелки, тем пература бывает немногим выше нуля. Подводники почти на протяжении всего похода не снимают стеганых ватников. Ну, а каково командиру, стоящему па сквозном ледяном ветру, на своем тесном мостике. Через определенные промежутки времени сменяют друг друга рулевые- сигналыцики. Лишь командир попрежнему стоит на мостике п пристально следит за показаниями приборов, выслушивает док лады подчиненных, отдает короткие, чет ки* приказания. Скупое тепло зажатой в кулаке папиросы согревает пальцы. Еще но наступил зыбкий полярный рассвет. Большая волна сильно кренила лодку. Вдруг где-то во мраке возник уз кий луч фонаря. Сигнальщик доложил командиру: — Корабль, слева, 30! — Не мы одни, — думает офицер, - и этот ранний час несем почетную вахту на морских рубежах своей Родины. Командир смотрит на часы: — Пора. — Срочноо погружение! — неожидан пая команда с мостика не застала подвод ников врасплох. С ловкостью, которую трудно было предположить в его плот ной фигуре, спустился в рубку по тра пу командир. Над головой глухо ударила герметически закрываемая крышка ру бочного люка. Лодка уходит на глубину. На вахту } горизонтальных рулей заступил старшина 2 статьи Дмитрий Шапошников. Это мо гучего сло;кения моряк, до службы рабо тавший молотобойцем. Его рост достигает почти двух метров. В лодке, где каждый сантиметр площади на учете. Шапошни кову приходится глядеть в оба. чтобы не ушибиться во время передвижения. Старшина 2 статьи Шапошников от личный специалист. Командир твердо убежден, что для того, чтобы хорошо не сти вахту на горизонтальных рулях, нужно иметь талант. — Приборы приборами, а рулевой дол жен чувствовать лодку, — сказал од нажды в разговоре с офицерами коман дир. II этим чувством обладает старшина 2 статьи Шапошников. Он правильно удерживает дифферент и заданную глуби ну. Конечно, ему еще далеко до совер шенства. Но для этого и проводятся вы ходы в море, чтобы учиться, повышать своп знания, отрабатывать практические навыки. На глубино но ощущается качка. Но управлять кораблем под водой значитель но сложней. Командир контролирует про кладку, которую ведет штурман, внима тельно следит за работой акустика и ру левого на горизонтальных рулях. Ведь за дача состоит не только в том, чтобы пе редвигаться под водой, главное, вывести лодку в назначенное место, обнаружить и атаковать «противника». Лодка подвсплыла под перископ. Толь ко один командир, припав к окуляру, может следить за поверхностью моря, ейчас он уточнит место, изучит обста новку, примет решение. Подводная лодка вышла точно в указанное место. Короткая, как выстрел, команда, я весь экипаж застывает на своих боевых по стах. — Приготовить носовые торпедные ап параты к выстрелу7! На лодке нет второстепенных специа листов, но в этот момент.каждый думает 0 торпедистах. В первом отсеке старшина 1 статьи Григорий Семенюта вниматель но осмотрел аппараты . Взгляд его серьгх глаз останавливается на приборе угловой установки. Здесь полный порядок. Затем он проверяет, в каком положении хво стовой и курковой зацепы , открывает передние крышки торпедных аппаратов и докладывает о готовности. А в это время командир производит маневрирование для выхода в атаку. — Аппараты — товсь! — следует но вая команда. Семенюта открывает расходные клапа ны специальных механизмов, вынимает чеки боевых рукояток. — Носовые аппараты — товсь! — до кладывает старшина 1 статьи. Командир весь поглощен расчетами: ему в самый короткий срок надо опреде лить дпетанцию, курс, ркорость цели. Здесь самая незначительная ошибка оз начает промах. Старшина 1 статьи Григорий Семенюта берет на себя хромированную боевую ру коятку. Корабль вздрагивает от резких толч ков. Трудно удержать лодку на глубине при торпедном затпе. Ее может выбросить на поверхность. В боевой об становке это грозит гибелью всему эки пажу. Поэтому сейчас нужно учиться действовать т ак , как этого требует совре менный бой. Молодец боцман! Он сумел удержать подводную лодку. По приказанию командира корабль по гружается на большую глубину. Следует новая вводная: — Немедленно уходить от преследова ния катеров противолодочной обороны, которые пытаются «уничтожить» подвод ную лодку глубинными бомбами. В. ФИЛИППОВ. Е. ДНЕПРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz