На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

8 января 1955 г., N; б (5158). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь За высокое качество партийных собраний Для успешного выполнения приказов Министра Обороны СССР необходимо даль­ нейшее совершенствование форм и методов всей партийно-полптичеокой (Работы. В Уставе КПСС, принятом на XIX с ’езде пар­ тии, четко определены пути активизации партийной жизни. Решения с'езда, Устав КПСС, постановление июльского Пленума ЦК КПСС требуют строго соблюдать вы ­ работанные В. П. Лениным принципы партийного руководства и нормы партий­ ной жизни, развивать к р и т и к у и самокри­ ти ку , добиваться, чтобы каждый комму­ нист был активным бойцом за проведение в жизнь решений Коммунистической пар- тин и Советского правительства. Важное место в жизни партийны* ор­ ганизаций занимают собрания коммуни­ стов. На них члены и кандидаты КПСС учатся принципиальности в работе, прохо­ д ят школу коммунистического воспитания. В результате делового обмена мнениями, смелой критики недостатков на партийных собраниях вырабатывается конкретное на­ правление деятельности бгооо и всех «ком­ мунистов. Выполняя решения XIX с’езда, большин­ ство партийных организаций повысило роль собраний, которые стали проводиться регулярно — один, з иногда и два раза в месяц. На них внимание коммунистов со­ средоточивается на главных вопросах жиз­ ни личного состава — повышение боего­ товности подразделений, идейного уровня политических занятий , воспитание v вои­ нов любви к о руж ию , боевой технике, уси­ ление научно-атеистической пропаганды, пропаганда здорового быта и т. I . Злобо- днрвность и актуальность вопросов , ста­ вящихся- на обсуждение собрании, способ­ ствует развитию политической активно­ сти коммунистов, усилению их помощи офипепам в обучении и воспитании подчи­ ненных, повышению ответственности за состояние боевой подготовки. Конечно, чтобы сделать партийное соб­ рание подлинной школой коммунистиче­ ского воспитания, еше недостаточно пра­ вильно подобрать повестку дня. Не менее важным является и своевременное опове­ щение коммунистов , и подготовка докла­ да, и выработка ппоекта решения, и дру­ гие мероприятия. Если коммунисты зара­ нее узнают о повестке дня, они не спеша, обстоятельно продумают поставленные на обсуждение вопросы и на собрании по-де­ ловому обсудят свои задачи, вскроют недо­ статки и внесут конкретные предложе­ ния. Очень важным моментом в подготов­ ке собрания является привлечение ак ти ­ ва и других коммунистов к подбору мате­ риала для доклада и проекта решения. Это способствует тому, что докладчик глубоко и наиболее полно отразит жизнь и состояние всех дел в части. А от качест­ в а доклада, как известно, зависят харак­ тер и деловитость выступлений коммуни­ стов. Заслуживает, например, внимания опыт работы одной из партийных организа­ ций. Запланировав собрание с воп­ росом о задачах коммунистов в выращива­ нии классных специалистов и отличников боевой и политической подготовки, сек­ ретарь заранее оповестил оо этом всех чле­ нов и «кандидатов в члены КПСС, поручил тт. Трофимову, Лоскутннкову и Снмтонову и з у ч и т ь работу активистов по воспитанию мастеров своего дела. дисциплинирован­ ных, исполнительных воинов. Коммунисты добросовестно выполнили эти задачи, результате доклад был насыщен я рк им и и поучительными фактами и сравнениями, показывающими как положительный опыт, т ак и недостатки. Вслед за выступлением докладчика на­ чалось живое обсуждение вопроса. Комму­ нисты говорили о необходимости широкой пропаганды передового опыта отлични­ ков, проведения технических конферен­ ций. консультаций, бесед о значении от­ личного владения техникой в современном бою и т . д. На собрании было принято обстоятель­ ное, конкретное решение, направленное на оказание помощи командиру в вы гл ........ нии классных специалистов. В ьенкмпш указаны не только мероприятия, но и сро ­ ки их исполнения и ответственные за них лица. Кале известно, самое хорошее решение может оказаться пустой бумажкой, если не будет организовано его выполнение. Вот почему сразу же после собрания сек­ ретарь парторганизации обязан осущест­ влять проверку исполнения принятого ре­ шения, контролировать, как коммунисты справляются с заданиями, как к ним от­ носятся. Только п ри этом условии каж ­ дое постановление будет проведено в жизнь, «каждое собпаннр оставит замет­ ный след в жизни партийной организации, в сознании коммупистов . Руководители парторганизации, о кото­ рой говорится выше, со всей ответствен­ ностью заботились о выполнении решения. Секретарь постоянно контролировал рабо­ ту коммунистов, получнзшнх поручение, помогал им в подготовке и проведении ме­ роприятии. II это принесло большую поль­ зу. Так, тт. Трофимов, Мартсмьянов и Морковников хорошо помогли командиру в подготовке и проведении технических конференций по радио- и телеграфной ап­ паратуре. Другие активисты провели бесе­ ды о приоритете нашей Родины в разви­ тии радиодела, о преимуществах отечест­ венной техники перед техникой буржуаз­ ных государств и другие. Были выпущены специальные боевые листки с обобщением опыта передовиков, таких, как матрос Со­ коликов, старший матрос Наугольных, сержант Гусаков. Классный специалист сержант Козяков провел с сослуживцами беседы на темы: «Где дисциплина— там успех», «Мой опыт овладения специаль­ ностью», «Кап: правильно работать на ключе». Также проведены два вечера по об­ мену опытом учебы . классных специали­ стов и отличников. В комнате политико- просветительной работы был оформлен красочный плакат «Лучшее отделение ра­ диотелеграфистов». Здесь помещены фото­ графии классных специалистов. Рядом с этим плакатом — призыв к личному со­ ставу — равняться на передовое отделе­ ние. Проведены и другие мероприятия. Ус-* пешное выполнение решения партийного собрания положительно сказалось на вы ­ ращивании новых рядов классных спе­ циалистов. Приведенный пример наглядно показы­ вает, что там, где настойчиво претворяют­ ся в жизнь ленинские нормы партийно! жизни и п р и н ц и п ы коллективного руко ^ водства, партсобрания являются настояше! школой воспитания КОММУНИСТОВ, МОГУ чим средством мобилизации их сил на ока­ зание помощи командиру в обучении и воспитании личного состава. К сожалению, так обстоит дело не вез­ де. Партийная организация, где ак ти ви ­ стом тов. Шейн, на одном из своих собра­ ний обсуждала важный вопрос «О задачах коммунистов в выполнении производствен­ ного плана». Собрание готовилось плохо, докладчик не поставил конкретных задач перед организацией, не указал, что она должна сделать, чтобы помочь командова­ нию в выполнении плана, улучшении к а ­ чества работ. Все это предопределило даль­ нейший ход собрания. Его решение своди­ лось к следующему: «Коммунистам-руково- дителям р а з’яснить личному составу под­ разделения поставленные задачи и моби­ лизовать воинов на выполнение этих за ­ дач». Может ли такое решение служить руководящим документом в работе партор­ ганизации? Нет, конечно. Его тру дно пот - кропить организаторской работой, пбо оно даже не содержит «конкретных мероприя­ тий. В другой парторганизации хотя и было принято деловое решение, но оно осталось на бумаге. Коммунист Кравченко не помог командованию в подготовке и проведении технической конференции, коммунист Ков­ риков не провел беседу и не оформил наг­ лядную агитацию. Не выполнил конкрет­ ных пунктов решения и ряд других то­ варищей. Так случилось потому, что сек-# ретарь парторганизации даже пе поинтере­ совался ходом реализации принятого реше­ ния. На флоте проходят отчетно-выборные партийные собрания. Оли отличаются от обычных собраний тем, что на них анали­ зируется состояние dccx участков жизни и деятельности парторганизации, причем за более длительный период. Решения прини­ маются здесь также на более продолжи­ тельное время. П о этом у их н у ж н о го т о в и т ь с особой тщательностью, помимо д р у г и х мероприятий следует провести с «коммуни­ стами беседы об Уставе КПСС , о правах и обязанностях членов и кандидатов пар­ тии, о критике и самокритике и внутри­ партийной демократии. На отчетно-выборных собраниях нужно тщательно проанализировать, как соблюда­ лись уставные с ро к и проведения собраний, какие вопросы обсуждались на них, как парторганизации боролись за претворение в жизнь ленинских п рин цип о в партийного руководства и норм партийной жизни, как коммунисты помогали командованию в мо­ билизации воинов на выполнение прика­ зов Министра Обороны Союза ССР. Офицео А. ЧАПАЕВ. На семинарском занятии в вечерней партийной шкоде Окончен день напряженного труда. Ве­ чер. Многие воины пришли в свой матросский клуб, чтобы культурно прове­ сти досуг. А несколько человек, с книга­ ми и тетрадями, поднимаются на второй этаж . Это слушатели партийной школы собираются на очередное занятие. Сегодня семинар по теме: «Образование Российской социал-демократической рабо­ чей партии. Появление внутри партии Фракций большевиков и меньшевиков (1 9 0 1 — 1904 годы)». На видном месте вывешены необходимые наглядные посо­ бия. На столах у слушателей — у кого конспекты, у кого — : коротенькие пла­ ны. а у некоторых н^т ничего. Одлако по этим признакам трудно судить об уровне подготовки слушателей к семинару. Все дело в том, кто как работал над литера­ турой, как осмысливал прочитанное, как он сможет передать изученное своими словами. Были ведь в прошлом такие слу­ чаи, когда на семинарах выступающие добросовестно прочитывали написанное, а в голове у них ничего не оставалось. Хорошие знания достигаются в резуль­ тате большого труда. Член КПСС Мои­ сеев. готовясь к занятию, внимательно изучал вторую главу Краткого курса истории партии, прочитал материалы о ленинском плане построения марксист­ ской партии, о борьбе ленинцев за про­ грамму марксистской партии и другие материалы. Прочитанное он законспекти­ ровал. Выступление мичмана Моисеева на семинаре было отмечено как одно из лучших. Содержательно выступили на семинаре мичман Колесов, младший сержант Пугин, старшина 2 статьи Хаустов и другие. Это — передовые воины, активные участни­ ки общественной работы. К недостаткам занятия можно отнести то, что некоторые товарищи не всегда последовательно излагают материал, а тов. Сорокин допустил отдельные неточ­ ности. В целом семинар показал огромную т я ­ гу слушателей к политическим знаниям, их умение работать самостоятельно. Мичман В. КУДЯВНИН. Устранить недостатки з агитационно-массовой работе На кораблях и в частях флота заметно оживилась агитационно-массовая работа л связи^с предстоящими выборами в Верхов­ ный Совет РСФСР и в местные Советы де­ путатов трудящихся. Важность этой большой работы требует от политработников, партийных и комсо­ мольских организаций широкого разверты­ вания агитационно-массовой работы. Они обязаны повседневно раз’яснять избирате­ лям величие нашего советского общест­ венного строя, мудрую политику Коммуни­ стической партии и Советского правитель­ ства, права и обязанности граждан СССР, достижения советского народа в коммуни­ стическом строительство. Там. где по-серьезному отнеслись к этой важной политической кампании, сразу же после опубликования Указа о предстоящих выборах хорошо оборудовали агитпункты , подобрали литературу для избирателей, создали агитколлективы , которые развер­ нули широкую юаз’яспительную работу среди личного состава. Так, на корабле, где служит коммунист тов. Герасименко, воинам приятно после напряженного дня боевой учебы зайти в уютный, хорошо оформленный наглядной агитацией избирательный участок. Здесь в агитпункте можно найти свежие газеты и журналы , Положение о выборах, бро­ шюры, рассказывающие о превосходстве нашей советской, подлинно народной де- мократии над буржуазной лжедемокпатией и т. д. Если у избирателя возникает к а ­ кой-либо вопрос, он сразу же получит на него ответ у дежурного члена агитколлек­ тива. На корабле широко используются местные радиопередачи для раз'ясненпя Положения о выборах, для выступления пропагандистов и агитаторов. Хорошо, по-настоящему включились в предвыборную кампанию партийная и «ком­ сомольская организации корабля, где слу­ жит активист Линде. Здесь состоялось партийное собрание, обсудившее задачи коммунистов в предвыборной кампании, проведены нолитичеокие информации, ин­ структивное совещание агитаторов. Агита­ торы и пропагандисты часто выступают пе­ ред личным составом, ведут индивидуаль­ ную работу с воннамн-избирателями. Но, к сожалению, не на всех кораблях поняли необходимость развертывания ши­ рокой р а з’яснительной работы с первых дней подготовки к выборам. Отдельные по­ литработники, партийные организации все ешо раскачиваются, проявляют недопусти­ мую медлительность в этом важном деле. Об этом, в частности, говорят Факты, имеющие меето на кораблях, гдо активи­ стами тт. Зайцев и Клопов. Здесь, даже спустя почти иолмесяца после опубликова­ ния Указа, пе оформлены по-настоящему агитпункты и не подобрана литература для избирателей, но ведется сколько-ни­ будь серьезной агитационно-пропагандист­ ской работы среди личного состава. На ко­ рабле, где тов. Клопов, вообще к ра­ боте но подготовке к выборам не присту­ пали. До сих пор здесь не проведены поли­ тические информации, агитаторы не irpo- I инструктированы и конкретные задания по 1проведению ргГясннтельшш работы нм не даны. А на корабле, где тов. Зайцев, в агитпункте нет даже плаката о дне пред­ стоящих выборов. На этих кораблях созданы агитколлекти­ вы и намечена тематика лекций, докладов и бесед, но кто, когда и на какую тему должен подготовить и провести беседу, лекцию, доклад, стало известно только сейчас. Ясно, что при таком положении подобные мероприятия будут готовиться в спешном порядке, что не может не ск а­ заться на их идейном содержании. Все вти факты вызывают серьезную тревогу и требуют решительного устране­ ния недостатков в агитационно-пропаган­ дистской работе, коренного улучшения массово-политической агитации среди из­ бирателей. Необходимо решительно улучшить р у ­ к о в о д с т в о агитационно-массовой работой, помня, что от этого в большой степени зависит успешное проведение избиратель­ ной кампании. Офицер Н. ПОКРОВСКИЙ. В музее Северного флота хранится много исторических реликвий, связанных с созданием нашего флота и участием его в Великой Отечественной войне Советского Союза против фашистской Германии. Среди экспонатов в музее имеется ряд моделей кораблей и катеров, которые участвовали в боях за Родину. Многие модели изготовил бывший североморец, в настоящее время работник музея Северного флота, член КПСС Петр Георгиевич Изотов. Он искусный мастер, любит свою специальность, неутомимо трудится над созданием новых моделей. В настоящее время художник-мо­ делист П. Г. Изотов приступил к изготовлению модели парохода «Павлин Виногра­ дов», участвовавшего в обороне Архангельска от англо-американских интервентов в 1918— 19 годах. Н А СН ИМ К Е : художник-моделист Петр Георгиевич Изотов заканчивает изго­ товление модели миноносца «Урицкий», принимавшего участие в Великой Отечествен­ ной войне. Фото И. Ннкишова. Разумно планировать показ кинофильмов Кино в нашей стране является важным средством коммунистического воспитания трудящихся. Передовые, прогрессивные идеи, вопло­ щенные в лучших произведениях совет­ ского киноискусства, становятся достоя­ нием миллионов людей. Вот почему кино является одним из самых популярных, любимых и массовых видов искусства. В послевоенное время в кино было соз­ вано много замечательных образов совет­ ских людей: коммунист Проценко. комсо­ молец Олег Кошевой (кинокартина «Моло­ дая гвардия»), летчик Алексей Мересьев и комиссар Воробьев («Повесть о настоя­ щем человеке»). Герой Советского Сою.-» рядовой Александр Матросов («Александр Матросов») и много других. Героические дела и поступки патриотов нашгй люби­ мой Родины учат советских воинов му­ жеству, отваге и упорству в достижении поставленной цели, они призывают бой­ цов и командиров к новым успехам в боевой и политической подготовке. Поэтому, наряду с другими формами и методами воспитательной работы с вои­ нами, серьезное внимание должно быть уделено планированию и показу кинокар­ тин личному составу. При составлении планов партиино-по- литической работы с личным составом влжно учитывать показ воинам кино­ фильмов, сочетать его с тематикой лек­ ций, докладов, политзанятий, с важней­ шими датами и событиями нашей пре­ красной советской действительности. Это правильно понимают в подразделении, где киномехаником является старший матрос Кудинов, и поэтому умело используют ки ­ нокартины для воспитания воинов. По­ литработник при составлении месячных планов партийно-политической .работы не упускает такое важное средство воспита­ ния матросов, каким является кино. Как-то недавно, запланировав для воинов pffi лекций и докладов по вопросам бдительности, об успехах со­ циалистической промышленности, офицер включил в план и просмотр кинофильмов: «Об этом забьгм ть нельзя», «Большая семья» и другпе. Своевременно отправив заявку на кинобазу на требуемые в под­ разделение кинофильмы, политработник обеспечил показ их личному составу тогда, когда на данные темы матросам читались лекции. Это помогло воинам глубже и прочите усвоить их содержание. В подразделении по инициативе полит­ работника и комсомольцев поело просмот­ ра кинокартин часто организуется обсуж­ дение их, что также помогает воинам лучшо понять содержание кинофильмов. Здесь политработником нередко планиру­ ются и культпоходы личного состава в матросский клуб на п ро с м о т р н о вы х ки ­ нофильмов. Однако не везде еще уделяется должное вниманио вопросу планирования и показа воинам кинокартин. В некоторых подраз­ делениях это ответственное и важное де­ ло политработники гозредоверяют другим лицам. В И-ском подразделении планиро­ вание и получение кинокартин с базы поручили механику Мухину. Но т ак как тов. Мухин плохо знает, какие фильмы следовало бы показать личному составу, чтобы они помогали воинам лучше ус­ воить темы политзанятий, способствовали бы мобили.тщии воинов на выполнение задач боевой и политической подготовки, то он берет лишь то кинокартины, кото­ рые нравятся ему. Поэтому но случайно воины этого подразделения редко видят новые кинокартины, а также научно- популярные и докумептальпо-хроникаль- ные фильмы. В этом же подразделении не проводят­ ся и обсуждения просмотренных воинами кинофильмов, пожелания и запросы лич­ ного состава но учитываются. Только халатным отношением неко­ торых политработников к планирова­ нию показа кинокартин можно об’яснпть то, что в отдельных подразделениях ки­ нофильмы не используются в полной, ме­ ре для политического, воинского и куль­ турного воспитания личного состава. С этим мириться нельзя. Надо добиться, чтобы кинокартины заняли в повседнев­ ной жпзни моряков то место, которое от­ ведено им по праву. Офицер С. ТИШИН. Лекция о международном положении Воины нашего подразделения с боль­ шим интересом прослушали лекцию тов. Харитонова «О международном положе­ нии». Лектор подробно рассказал о миро- люб]гвой внешней политике Коммунисти­ ческой партии и Советского правительст­ ва, о борьбе демократического лагеря эа мир и безопасность народов, о * задачах воинов подразделения. В. ГОРОБОВСКИЙ. Беседы на научно-популярные темы На у к а и р е л и г и я В результате победы социализма и лик­ видации эксплуататорских классов в на­ шей :гран е подорваны социальные корни религии. За г о ш Советской власти боль­ шинство населения СССР освободилось от религиозных взглядов, неизмеримо вырос­ ли сознательность и творческая актив ­ ность трудящихся. Однако не все еще граждане, деятельно участвующие в жизни страны и честно выполняющие перед Родиной свой граж­ данский долг, освободились от разного рода религиозных верований. Коммунистическая партия требовала и требует внимательного отношзния к этим людям, терпеливого и настойчивого вос­ питания их в духе научного, материали­ стического мировоззрения. Религиозные взгляды и верования не исчезают сами собой. Они преодолеваются посредством культурно-воспитательной работу, путем проведения глубокой систематической ва- учно-атеистической пропаганды. Религия в нашей стране является част­ ным делом по отношению к государству, поэтому церковь у нас отделена от госу­ дарства. Однако Коммунистическая партия не может безучастно, равнодушно отно­ ситься к религии, как к идеологии, на­ правленной против науки. Всей своей деятельностью Коммунисти­ ческая партия, опирающаяся на единст­ венно верное научное мировоззрение — марксизм-ленинизм и его теоретическую основу — диалектический материализм, помогает трудящимся освободиться от ре­ лигиозных верований и овладеть научны­ ми. материалистическими знаниями. Наука и религия — две противополож­ ные и несовместимые формы обществен­ ного сознания. Религия — фантастиче­ ское, искаженное отображение действи­ тельности в сознании людей. Основное в любой религии — это вера в существо­ вание сверх'естественных, нереальных существ (богов, ангелов, чертей), будто бы управляющих миром, и поклонение им. Любая религия относится к лагерю идеализма. У религии и философского идеализма общие черты: отрыв понятий от действительности, олицетворение одухотворение сил природы. Наука представляет собой систему зна­ ний об окружающем нас мире, природе и обществе, о законах их развития. Подлин­ ная наука, в основе которой лежит ма­ териалистическое понимание мира, не признает сверх’естественных сил. Цель науки, ее назначение — дать верную картину мира. Эту задачу и решает на­ ука на всех ступенях своего развития. Возникая на основе производственно­ практической деятельности людей, опира­ ясь на их жизненный опыт и строго про­ веренные практикой выводы, наука все глубже и полнее познает об’ективные за­ коны развития природы, общества и мыш­ ления. Она дает людям возможность пред­ видеть будущее, является могучим ору­ дием познания и преобразования мира, подчинения сил природы и использования их в интересах общества. Наука и производство материальных благ находятся в постоянном и плодотвор­ ном взаимодействии. Всеми завоеваниями материальной и духовной культуры мы обязаны творческому содружеству науки и производства. Благодаря этому содруже­ ству человечество имеет железные дороги и авиацию, пароходы и автомобили, теле­ граф и телефон, тракторы и комбайны, шагающий экскаватор и электронный ми­ кроскоп, кинематографию и телевидение, а в последнее время — атомную энергию и многое, многое другое. Чеаовек, воору­ женный научными знаниями, становится подлинным властелином природы. Жизнь показывает, что любое религи­ озное утверждение противоречит основ­ ным положениям современной науки. Наука говорит о познаваемости окружаю­ щего нас мира, о полной способности че­ ловека изменить этот мир. подчинить се- 4)6 стихийные силы природы. А религия проповедует непознаваемость мира, невоз­ можность покорить силы природы. Если религия говорит о постоянном вмешатель­ стве в жизнь человека сверх’естествен- ных сил, то наука отрицает существова­ ние таких сил. Религия основывается на слепой вере, наука — на знании и опы­ те, на признании об'ективной реально­ сти материального мира. Религия призывает человека не и зу ­ чать и не исследовать, а слепо верить ее догмам. Высшим идеалом верующего ре­ лигия об’являет незнание: «Блаженны нищие духом» ибо они царство небесное унаследуют». Религия провозглашает воз­ можность чудес, то есть нарушений за ­ конов природы и общественной жизни, и внушает верующим, что чудо можно вы­ звать молитвами. Паука в корне опровергает религиоз­ ные вымыслы, что, помимо материального мира — природы, якобы созданной по велению бога из ничего, существует мир духовный, сверх’естественный, которып- де невидим и непознаваем. Наука и весь жизненный опыт человечества свидетель­ ствуют о том, что природа и общество существуют и развиваются по своим соб­ ственным законам, что никакого бога- творца нет и не может быть. Марксистский философский материа­ лизм не оставил камня па камне от леген­ ды о божественном происхождении мира. Материю никто, нигде и никогда не соз­ давал и создать не мог, матория несотво- рима и неуннчтожима. Великому русскому ученому М. В. Ломоносову принадлежит первенство в открытии всеобщего закона сохранения вещества и движения. Согласно этому за­ кону, энергия п масса при всех своих из­ менениях ud исчезают, не создаются вновь, а лишь изменяют' свои вид, перехо­ дят из одной формы в другую. Никакое явление, никакой предмет не могут быть созданы из ничего, и в то же время ни­ что существующее нельзя уничтожить бесследно, а можно только изменить. Диалектический материализм учит, что, вопреки утверждениям религии, никакого сиерх’естественного мшра нет. Мир суще­ ствует как единый процесс развития ма­ терин, движущейся во времени и прост­ ранстве. Двилсенне материи совершается при бесконечном разнообразии форм, взаи­ мосвязанных и взаимодействующих меж­ ду собой, переходящих в процессе движе­ ния одна в другую. Материальный мир, природа — ■ это многообразие предметов, тел, явлений и процессов; это — неорганическая приро­ да, органический мир, общество — во всем их разнообразии. Единую основу и источник многообразия мира составляет материя. Положение марксистского фило­ софского материализма о единстве мира, заключающемся в его материальности, ре­ шительно отвергает всякие вымыслы о «боге», о «творящем духе» и т. п. Материальный мир бесконечен в про­ странстве и времени, но он в то же время является совокупностью развивающихся конечных вещей, явлений и процессов. Отдельные миры Вселенной: туманности, звезды, планеты и другие космические и некосмические тела — конечны. Все они имели начало и будут иметь конец как дачная форма существования материи. Вселенная безгранично разнообразна по тем формам, которые она принимает в процессе развития: одни миры разруша­ ются, другие возникают, и так вечно и безостановочно. Вселенная всегда сущест­ вовала и всегда будет существовать. Она развивается по законам движения мате­ рии и не нуждается ни в каком «мировом духе», «боге». Религия утверждает, что будто бы бог вылепил первого человека, Адама, из глины и вдунул в него «душу», оживил его. Когда Адам уснул, бог из его ребра сотворил Еву, жену Адама. От этих двух людей, созданных богом, и пошел якобы человеческий род. Первым, кто нанес удар по религии и идеализму в вопросе о происхождении человека, был великий английский уч.е- ный Чарлз Дарвин. Он доказал, что че­ ловек появился на Земле не чудесным пу­ тем, не по божьей воле, а естественным путем из животного мира, что человек — чъггнца природы, продукт биологической эволюции. Учение Дарвина, положившее конец религиозной легенде о божественном про­ исхождении человека, вызвало яростные нападки церковников и буржуазных лже­ ученых. Учение Чарлза Дарвина развил Фрид­ рих Энгельс, который установил, что в происхождении и развитии человека ре­ шающую роль сыграл труд. В своей заме­ чательной работе «Роль труда в процессе превращения- обезьяны в человека» Эн­ гельс доказал, что человек выделился из мира животных и утвердил свое господ­ ство над природой благодаря труду. Труд создал человека, его сознание и членораз­ дельную речь — язы к . Оказывая в труде активнее воздействие на природу, человек изменял и свою природу, совершенствовал свою психику, свое сознание. Материалистическое решение проблемы происхождения человека ликвидирует ка- киз бы то ни было лазейки для идеализ­ ма и религии. Современная наука убедительно показа­ ла такжо и процесс зарождения п разви­ тия жпзни на Земле, как результат дейст- 1 Еия об’ективных законов природы, а но вымышленных сварх’естественных сил. Разработанная академиком А. II. Опари­ ным биохимическая теория происхожде­ ния жизни на Земле неопровержимо пока­ зывает, что жизнь на земной поверхности возникла естественным путем, без помо­ щи «божественных», сверх'естественных сил. Марксистский философский материа­ лизм разоблачил и другую религиозную легенду — о душе, о «бессмертии души». Как известно, всякая религия утверждает, что «душа бессмертна», что тело — только «вместилище души», ее «времен­ н ая, земная, смертная оболочка». В противовес этим религиозным вы ­ мыслам наука доказала, что никакой ду­ ши, вселяющейся в тело и отделяющейся от него, нет. Великий русский физиолог И. II. Павлов в своих трудах убедительно показал, что душевная, психическая дея­ тельность человека, его мышление яв­ ляются результатом физиологической дея­ тельности головного мозга. И. П. Павлов материалистически об'ясннл такие явле­ ния, как сон, сновидения, обморок, гип­ ноз, перед которыми веками становились втупик ученые и которым религия дава­ ла «божественное об’яснение». Идеалистпческо-религиозные взгляды, отрицающие, например, возможность це­ ленаправленного преобразования живой природы, изменения форм гметоний и животных, служат оковами для разви­ тия естественных наук, препятствием для цивильного обобщения наблюдаемых яв­ лений, опытных данных. С прогрессом науки идеализм и рели­ гия зо всех областях знания вытесняются материализмом. Марксизм-ленинизм навсегда изгнал ре­ лигию из области истории. Религия всег­ да внушала людям, что «вое в „мире за­ висит от воли божьей», что существую­ щий в классовом обществе порядок, при котором одни владеют всем, а другие ни­ чем, бу 7 то бы разумно и целесообразно сотворен богом и останется' неизменным «во веки веков». С точки зрения релп- (Окончание см. на 4-й сто.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz