На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
8 января 1955 г., N; б (5158). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь За высокое качество партийных собраний Для успешного выполнения приказов Министра Обороны СССР необходимо даль нейшее совершенствование форм и методов всей партийно-полптичеокой (Работы. В Уставе КПСС, принятом на XIX с ’езде пар тии, четко определены пути активизации партийной жизни. Решения с'езда, Устав КПСС, постановление июльского Пленума ЦК КПСС требуют строго соблюдать вы работанные В. П. Лениным принципы партийного руководства и нормы партий ной жизни, развивать к р и т и к у и самокри ти ку , добиваться, чтобы каждый комму нист был активным бойцом за проведение в жизнь решений Коммунистической пар- тин и Советского правительства. Важное место в жизни партийны* ор ганизаций занимают собрания коммуни стов. На них члены и кандидаты КПСС учатся принципиальности в работе, прохо д ят школу коммунистического воспитания. В результате делового обмена мнениями, смелой критики недостатков на партийных собраниях вырабатывается конкретное на правление деятельности бгооо и всех «ком мунистов. Выполняя решения XIX с’езда, большин ство партийных организаций повысило роль собраний, которые стали проводиться регулярно — один, з иногда и два раза в месяц. На них внимание коммунистов со средоточивается на главных вопросах жиз ни личного состава — повышение боего товности подразделений, идейного уровня политических занятий , воспитание v вои нов любви к о руж ию , боевой технике, уси ление научно-атеистической пропаганды, пропаганда здорового быта и т. I . Злобо- днрвность и актуальность вопросов , ста вящихся- на обсуждение собрании, способ ствует развитию политической активно сти коммунистов, усилению их помощи офипепам в обучении и воспитании подчи ненных, повышению ответственности за состояние боевой подготовки. Конечно, чтобы сделать партийное соб рание подлинной школой коммунистиче ского воспитания, еше недостаточно пра вильно подобрать повестку дня. Не менее важным является и своевременное опове щение коммунистов , и подготовка докла да, и выработка ппоекта решения, и дру гие мероприятия. Если коммунисты зара нее узнают о повестке дня, они не спеша, обстоятельно продумают поставленные на обсуждение вопросы и на собрании по-де ловому обсудят свои задачи, вскроют недо статки и внесут конкретные предложе ния. Очень важным моментом в подготов ке собрания является привлечение ак ти ва и других коммунистов к подбору мате риала для доклада и проекта решения. Это способствует тому, что докладчик глубоко и наиболее полно отразит жизнь и состояние всех дел в части. А от качест в а доклада, как известно, зависят харак тер и деловитость выступлений коммуни стов. Заслуживает, например, внимания опыт работы одной из партийных организа ций. Запланировав собрание с воп росом о задачах коммунистов в выращива нии классных специалистов и отличников боевой и политической подготовки, сек ретарь заранее оповестил оо этом всех чле нов и «кандидатов в члены КПСС, поручил тт. Трофимову, Лоскутннкову и Снмтонову и з у ч и т ь работу активистов по воспитанию мастеров своего дела. дисциплинирован ных, исполнительных воинов. Коммунисты добросовестно выполнили эти задачи, результате доклад был насыщен я рк им и и поучительными фактами и сравнениями, показывающими как положительный опыт, т ак и недостатки. Вслед за выступлением докладчика на чалось живое обсуждение вопроса. Комму нисты говорили о необходимости широкой пропаганды передового опыта отлични ков, проведения технических конферен ций. консультаций, бесед о значении от личного владения техникой в современном бою и т . д. На собрании было принято обстоятель ное, конкретное решение, направленное на оказание помощи командиру в вы гл ........ нии классных специалистов. В ьенкмпш указаны не только мероприятия, но и сро ки их исполнения и ответственные за них лица. Кале известно, самое хорошее решение может оказаться пустой бумажкой, если не будет организовано его выполнение. Вот почему сразу же после собрания сек ретарь парторганизации обязан осущест влять проверку исполнения принятого ре шения, контролировать, как коммунисты справляются с заданиями, как к ним от носятся. Только п ри этом условии каж дое постановление будет проведено в жизнь, «каждое собпаннр оставит замет ный след в жизни партийной организации, в сознании коммупистов . Руководители парторганизации, о кото рой говорится выше, со всей ответствен ностью заботились о выполнении решения. Секретарь постоянно контролировал рабо ту коммунистов, получнзшнх поручение, помогал им в подготовке и проведении ме роприятии. II это принесло большую поль зу. Так, тт. Трофимов, Мартсмьянов и Морковников хорошо помогли командиру в подготовке и проведении технических конференций по радио- и телеграфной ап паратуре. Другие активисты провели бесе ды о приоритете нашей Родины в разви тии радиодела, о преимуществах отечест венной техники перед техникой буржуаз ных государств и другие. Были выпущены специальные боевые листки с обобщением опыта передовиков, таких, как матрос Со коликов, старший матрос Наугольных, сержант Гусаков. Классный специалист сержант Козяков провел с сослуживцами беседы на темы: «Где дисциплина— там успех», «Мой опыт овладения специаль ностью», «Кап: правильно работать на ключе». Также проведены два вечера по об мену опытом учебы . классных специали стов и отличников. В комнате политико- просветительной работы был оформлен красочный плакат «Лучшее отделение ра диотелеграфистов». Здесь помещены фото графии классных специалистов. Рядом с этим плакатом — призыв к личному со ставу — равняться на передовое отделе ние. Проведены и другие мероприятия. Ус-* пешное выполнение решения партийного собрания положительно сказалось на вы ращивании новых рядов классных спе циалистов. Приведенный пример наглядно показы вает, что там, где настойчиво претворяют ся в жизнь ленинские нормы партийно! жизни и п р и н ц и п ы коллективного руко ^ водства, партсобрания являются настояше! школой воспитания КОММУНИСТОВ, МОГУ чим средством мобилизации их сил на ока зание помощи командиру в обучении и воспитании личного состава. К сожалению, так обстоит дело не вез де. Партийная организация, где ак ти ви стом тов. Шейн, на одном из своих собра ний обсуждала важный вопрос «О задачах коммунистов в выполнении производствен ного плана». Собрание готовилось плохо, докладчик не поставил конкретных задач перед организацией, не указал, что она должна сделать, чтобы помочь командова нию в выполнении плана, улучшении к а чества работ. Все это предопределило даль нейший ход собрания. Его решение своди лось к следующему: «Коммунистам-руково- дителям р а з’яснить личному составу под разделения поставленные задачи и моби лизовать воинов на выполнение этих за дач». Может ли такое решение служить руководящим документом в работе партор ганизации? Нет, конечно. Его тру дно пот - кропить организаторской работой, пбо оно даже не содержит «конкретных мероприя тий. В другой парторганизации хотя и было принято деловое решение, но оно осталось на бумаге. Коммунист Кравченко не помог командованию в подготовке и проведении технической конференции, коммунист Ков риков не провел беседу и не оформил наг лядную агитацию. Не выполнил конкрет ных пунктов решения и ряд других то варищей. Так случилось потому, что сек-# ретарь парторганизации даже пе поинтере совался ходом реализации принятого реше ния. На флоте проходят отчетно-выборные партийные собрания. Оли отличаются от обычных собраний тем, что на них анали зируется состояние dccx участков жизни и деятельности парторганизации, причем за более длительный период. Решения прини маются здесь также на более продолжи тельное время. П о этом у их н у ж н о го т о в и т ь с особой тщательностью, помимо д р у г и х мероприятий следует провести с «коммуни стами беседы об Уставе КПСС , о правах и обязанностях членов и кандидатов пар тии, о критике и самокритике и внутри партийной демократии. На отчетно-выборных собраниях нужно тщательно проанализировать, как соблюда лись уставные с ро к и проведения собраний, какие вопросы обсуждались на них, как парторганизации боролись за претворение в жизнь ленинских п рин цип о в партийного руководства и норм партийной жизни, как коммунисты помогали командованию в мо билизации воинов на выполнение прика зов Министра Обороны Союза ССР. Офицео А. ЧАПАЕВ. На семинарском занятии в вечерней партийной шкоде Окончен день напряженного труда. Ве чер. Многие воины пришли в свой матросский клуб, чтобы культурно прове сти досуг. А несколько человек, с книга ми и тетрадями, поднимаются на второй этаж . Это слушатели партийной школы собираются на очередное занятие. Сегодня семинар по теме: «Образование Российской социал-демократической рабо чей партии. Появление внутри партии Фракций большевиков и меньшевиков (1 9 0 1 — 1904 годы)». На видном месте вывешены необходимые наглядные посо бия. На столах у слушателей — у кого конспекты, у кого — : коротенькие пла ны. а у некоторых н^т ничего. Одлако по этим признакам трудно судить об уровне подготовки слушателей к семинару. Все дело в том, кто как работал над литера турой, как осмысливал прочитанное, как он сможет передать изученное своими словами. Были ведь в прошлом такие слу чаи, когда на семинарах выступающие добросовестно прочитывали написанное, а в голове у них ничего не оставалось. Хорошие знания достигаются в резуль тате большого труда. Член КПСС Мои сеев. готовясь к занятию, внимательно изучал вторую главу Краткого курса истории партии, прочитал материалы о ленинском плане построения марксист ской партии, о борьбе ленинцев за про грамму марксистской партии и другие материалы. Прочитанное он законспекти ровал. Выступление мичмана Моисеева на семинаре было отмечено как одно из лучших. Содержательно выступили на семинаре мичман Колесов, младший сержант Пугин, старшина 2 статьи Хаустов и другие. Это — передовые воины, активные участни ки общественной работы. К недостаткам занятия можно отнести то, что некоторые товарищи не всегда последовательно излагают материал, а тов. Сорокин допустил отдельные неточ ности. В целом семинар показал огромную т я гу слушателей к политическим знаниям, их умение работать самостоятельно. Мичман В. КУДЯВНИН. Устранить недостатки з агитационно-массовой работе На кораблях и в частях флота заметно оживилась агитационно-массовая работа л связи^с предстоящими выборами в Верхов ный Совет РСФСР и в местные Советы де путатов трудящихся. Важность этой большой работы требует от политработников, партийных и комсо мольских организаций широкого разверты вания агитационно-массовой работы. Они обязаны повседневно раз’яснять избирате лям величие нашего советского общест венного строя, мудрую политику Коммуни стической партии и Советского правитель ства, права и обязанности граждан СССР, достижения советского народа в коммуни стическом строительство. Там. где по-серьезному отнеслись к этой важной политической кампании, сразу же после опубликования Указа о предстоящих выборах хорошо оборудовали агитпункты , подобрали литературу для избирателей, создали агитколлективы , которые развер нули широкую юаз’яспительную работу среди личного состава. Так, на корабле, где служит коммунист тов. Герасименко, воинам приятно после напряженного дня боевой учебы зайти в уютный, хорошо оформленный наглядной агитацией избирательный участок. Здесь в агитпункте можно найти свежие газеты и журналы , Положение о выборах, бро шюры, рассказывающие о превосходстве нашей советской, подлинно народной де- мократии над буржуазной лжедемокпатией и т. д. Если у избирателя возникает к а кой-либо вопрос, он сразу же получит на него ответ у дежурного члена агитколлек тива. На корабле широко используются местные радиопередачи для раз'ясненпя Положения о выборах, для выступления пропагандистов и агитаторов. Хорошо, по-настоящему включились в предвыборную кампанию партийная и «ком сомольская организации корабля, где слу жит активист Линде. Здесь состоялось партийное собрание, обсудившее задачи коммунистов в предвыборной кампании, проведены нолитичеокие информации, ин структивное совещание агитаторов. Агита торы и пропагандисты часто выступают пе ред личным составом, ведут индивидуаль ную работу с воннамн-избирателями. Но, к сожалению, не на всех кораблях поняли необходимость развертывания ши рокой р а з’яснительной работы с первых дней подготовки к выборам. Отдельные по литработники, партийные организации все ешо раскачиваются, проявляют недопусти мую медлительность в этом важном деле. Об этом, в частности, говорят Факты, имеющие меето на кораблях, гдо активи стами тт. Зайцев и Клопов. Здесь, даже спустя почти иолмесяца после опубликова ния Указа, пе оформлены по-настоящему агитпункты и не подобрана литература для избирателей, но ведется сколько-ни будь серьезной агитационно-пропагандист ской работы среди личного состава. На ко рабле, где тов. Клопов, вообще к ра боте но подготовке к выборам не присту пали. До сих пор здесь не проведены поли тические информации, агитаторы не irpo- I инструктированы и конкретные задания по 1проведению ргГясннтельшш работы нм не даны. А на корабле, где тов. Зайцев, в агитпункте нет даже плаката о дне пред стоящих выборов. На этих кораблях созданы агитколлекти вы и намечена тематика лекций, докладов и бесед, но кто, когда и на какую тему должен подготовить и провести беседу, лекцию, доклад, стало известно только сейчас. Ясно, что при таком положении подобные мероприятия будут готовиться в спешном порядке, что не может не ск а заться на их идейном содержании. Все вти факты вызывают серьезную тревогу и требуют решительного устране ния недостатков в агитационно-пропаган дистской работе, коренного улучшения массово-политической агитации среди из бирателей. Необходимо решительно улучшить р у к о в о д с т в о агитационно-массовой работой, помня, что от этого в большой степени зависит успешное проведение избиратель ной кампании. Офицер Н. ПОКРОВСКИЙ. В музее Северного флота хранится много исторических реликвий, связанных с созданием нашего флота и участием его в Великой Отечественной войне Советского Союза против фашистской Германии. Среди экспонатов в музее имеется ряд моделей кораблей и катеров, которые участвовали в боях за Родину. Многие модели изготовил бывший североморец, в настоящее время работник музея Северного флота, член КПСС Петр Георгиевич Изотов. Он искусный мастер, любит свою специальность, неутомимо трудится над созданием новых моделей. В настоящее время художник-мо делист П. Г. Изотов приступил к изготовлению модели парохода «Павлин Виногра дов», участвовавшего в обороне Архангельска от англо-американских интервентов в 1918— 19 годах. Н А СН ИМ К Е : художник-моделист Петр Георгиевич Изотов заканчивает изго товление модели миноносца «Урицкий», принимавшего участие в Великой Отечествен ной войне. Фото И. Ннкишова. Разумно планировать показ кинофильмов Кино в нашей стране является важным средством коммунистического воспитания трудящихся. Передовые, прогрессивные идеи, вопло щенные в лучших произведениях совет ского киноискусства, становятся достоя нием миллионов людей. Вот почему кино является одним из самых популярных, любимых и массовых видов искусства. В послевоенное время в кино было соз вано много замечательных образов совет ских людей: коммунист Проценко. комсо молец Олег Кошевой (кинокартина «Моло дая гвардия»), летчик Алексей Мересьев и комиссар Воробьев («Повесть о настоя щем человеке»). Герой Советского Сою.-» рядовой Александр Матросов («Александр Матросов») и много других. Героические дела и поступки патриотов нашгй люби мой Родины учат советских воинов му жеству, отваге и упорству в достижении поставленной цели, они призывают бой цов и командиров к новым успехам в боевой и политической подготовке. Поэтому, наряду с другими формами и методами воспитательной работы с вои нами, серьезное внимание должно быть уделено планированию и показу кинокар тин личному составу. При составлении планов партиино-по- литической работы с личным составом влжно учитывать показ воинам кино фильмов, сочетать его с тематикой лек ций, докладов, политзанятий, с важней шими датами и событиями нашей пре красной советской действительности. Это правильно понимают в подразделении, где киномехаником является старший матрос Кудинов, и поэтому умело используют ки нокартины для воспитания воинов. По литработник при составлении месячных планов партийно-политической .работы не упускает такое важное средство воспита ния матросов, каким является кино. Как-то недавно, запланировав для воинов pffi лекций и докладов по вопросам бдительности, об успехах со циалистической промышленности, офицер включил в план и просмотр кинофильмов: «Об этом забьгм ть нельзя», «Большая семья» и другпе. Своевременно отправив заявку на кинобазу на требуемые в под разделение кинофильмы, политработник обеспечил показ их личному составу тогда, когда на данные темы матросам читались лекции. Это помогло воинам глубже и прочите усвоить их содержание. В подразделении по инициативе полит работника и комсомольцев поело просмот ра кинокартин часто организуется обсуж дение их, что также помогает воинам лучшо понять содержание кинофильмов. Здесь политработником нередко планиру ются и культпоходы личного состава в матросский клуб на п ро с м о т р н о вы х ки нофильмов. Однако не везде еще уделяется должное вниманио вопросу планирования и показа воинам кинокартин. В некоторых подраз делениях это ответственное и важное де ло политработники гозредоверяют другим лицам. В И-ском подразделении планиро вание и получение кинокартин с базы поручили механику Мухину. Но т ак как тов. Мухин плохо знает, какие фильмы следовало бы показать личному составу, чтобы они помогали воинам лучше ус воить темы политзанятий, способствовали бы мобили.тщии воинов на выполнение задач боевой и политической подготовки, то он берет лишь то кинокартины, кото рые нравятся ему. Поэтому но случайно воины этого подразделения редко видят новые кинокартины, а также научно- популярные и докумептальпо-хроникаль- ные фильмы. В этом же подразделении не проводят ся и обсуждения просмотренных воинами кинофильмов, пожелания и запросы лич ного состава но учитываются. Только халатным отношением неко торых политработников к планирова нию показа кинокартин можно об’яснпть то, что в отдельных подразделениях ки нофильмы не используются в полной, ме ре для политического, воинского и куль турного воспитания личного состава. С этим мириться нельзя. Надо добиться, чтобы кинокартины заняли в повседнев ной жпзни моряков то место, которое от ведено им по праву. Офицер С. ТИШИН. Лекция о международном положении Воины нашего подразделения с боль шим интересом прослушали лекцию тов. Харитонова «О международном положе нии». Лектор подробно рассказал о миро- люб]гвой внешней политике Коммунисти ческой партии и Советского правительст ва, о борьбе демократического лагеря эа мир и безопасность народов, о * задачах воинов подразделения. В. ГОРОБОВСКИЙ. Беседы на научно-популярные темы На у к а и р е л и г и я В результате победы социализма и лик видации эксплуататорских классов в на шей :гран е подорваны социальные корни религии. За г о ш Советской власти боль шинство населения СССР освободилось от религиозных взглядов, неизмеримо вырос ли сознательность и творческая актив ность трудящихся. Однако не все еще граждане, деятельно участвующие в жизни страны и честно выполняющие перед Родиной свой граж данский долг, освободились от разного рода религиозных верований. Коммунистическая партия требовала и требует внимательного отношзния к этим людям, терпеливого и настойчивого вос питания их в духе научного, материали стического мировоззрения. Религиозные взгляды и верования не исчезают сами собой. Они преодолеваются посредством культурно-воспитательной работу, путем проведения глубокой систематической ва- учно-атеистической пропаганды. Религия в нашей стране является част ным делом по отношению к государству, поэтому церковь у нас отделена от госу дарства. Однако Коммунистическая партия не может безучастно, равнодушно отно ситься к религии, как к идеологии, на правленной против науки. Всей своей деятельностью Коммунисти ческая партия, опирающаяся на единст венно верное научное мировоззрение — марксизм-ленинизм и его теоретическую основу — диалектический материализм, помогает трудящимся освободиться от ре лигиозных верований и овладеть научны ми. материалистическими знаниями. Наука и религия — две противополож ные и несовместимые формы обществен ного сознания. Религия — фантастиче ское, искаженное отображение действи тельности в сознании людей. Основное в любой религии — это вера в существо вание сверх'естественных, нереальных существ (богов, ангелов, чертей), будто бы управляющих миром, и поклонение им. Любая религия относится к лагерю идеализма. У религии и философского идеализма общие черты: отрыв понятий от действительности, олицетворение одухотворение сил природы. Наука представляет собой систему зна ний об окружающем нас мире, природе и обществе, о законах их развития. Подлин ная наука, в основе которой лежит ма териалистическое понимание мира, не признает сверх’естественных сил. Цель науки, ее назначение — дать верную картину мира. Эту задачу и решает на ука на всех ступенях своего развития. Возникая на основе производственно практической деятельности людей, опира ясь на их жизненный опыт и строго про веренные практикой выводы, наука все глубже и полнее познает об’ективные за коны развития природы, общества и мыш ления. Она дает людям возможность пред видеть будущее, является могучим ору дием познания и преобразования мира, подчинения сил природы и использования их в интересах общества. Наука и производство материальных благ находятся в постоянном и плодотвор ном взаимодействии. Всеми завоеваниями материальной и духовной культуры мы обязаны творческому содружеству науки и производства. Благодаря этому содруже ству человечество имеет железные дороги и авиацию, пароходы и автомобили, теле граф и телефон, тракторы и комбайны, шагающий экскаватор и электронный ми кроскоп, кинематографию и телевидение, а в последнее время — атомную энергию и многое, многое другое. Чеаовек, воору женный научными знаниями, становится подлинным властелином природы. Жизнь показывает, что любое религи озное утверждение противоречит основ ным положениям современной науки. Наука говорит о познаваемости окружаю щего нас мира, о полной способности че ловека изменить этот мир. подчинить се- 4)6 стихийные силы природы. А религия проповедует непознаваемость мира, невоз можность покорить силы природы. Если религия говорит о постоянном вмешатель стве в жизнь человека сверх’естествен- ных сил, то наука отрицает существова ние таких сил. Религия основывается на слепой вере, наука — на знании и опы те, на признании об'ективной реально сти материального мира. Религия призывает человека не и зу чать и не исследовать, а слепо верить ее догмам. Высшим идеалом верующего ре лигия об’являет незнание: «Блаженны нищие духом» ибо они царство небесное унаследуют». Религия провозглашает воз можность чудес, то есть нарушений за конов природы и общественной жизни, и внушает верующим, что чудо можно вы звать молитвами. Паука в корне опровергает религиоз ные вымыслы, что, помимо материального мира — природы, якобы созданной по велению бога из ничего, существует мир духовный, сверх’естественный, которып- де невидим и непознаваем. Наука и весь жизненный опыт человечества свидетель ствуют о том, что природа и общество существуют и развиваются по своим соб ственным законам, что никакого бога- творца нет и не может быть. Марксистский философский материа лизм не оставил камня па камне от леген ды о божественном происхождении мира. Материю никто, нигде и никогда не соз давал и создать не мог, матория несотво- рима и неуннчтожима. Великому русскому ученому М. В. Ломоносову принадлежит первенство в открытии всеобщего закона сохранения вещества и движения. Согласно этому за кону, энергия п масса при всех своих из менениях ud исчезают, не создаются вновь, а лишь изменяют' свои вид, перехо дят из одной формы в другую. Никакое явление, никакой предмет не могут быть созданы из ничего, и в то же время ни что существующее нельзя уничтожить бесследно, а можно только изменить. Диалектический материализм учит, что, вопреки утверждениям религии, никакого сиерх’естественного мшра нет. Мир суще ствует как единый процесс развития ма терин, движущейся во времени и прост ранстве. Двилсенне материи совершается при бесконечном разнообразии форм, взаи мосвязанных и взаимодействующих меж ду собой, переходящих в процессе движе ния одна в другую. Материальный мир, природа — ■ это многообразие предметов, тел, явлений и процессов; это — неорганическая приро да, органический мир, общество — во всем их разнообразии. Единую основу и источник многообразия мира составляет материя. Положение марксистского фило софского материализма о единстве мира, заключающемся в его материальности, ре шительно отвергает всякие вымыслы о «боге», о «творящем духе» и т. п. Материальный мир бесконечен в про странстве и времени, но он в то же время является совокупностью развивающихся конечных вещей, явлений и процессов. Отдельные миры Вселенной: туманности, звезды, планеты и другие космические и некосмические тела — конечны. Все они имели начало и будут иметь конец как дачная форма существования материи. Вселенная безгранично разнообразна по тем формам, которые она принимает в процессе развития: одни миры разруша ются, другие возникают, и так вечно и безостановочно. Вселенная всегда сущест вовала и всегда будет существовать. Она развивается по законам движения мате рии и не нуждается ни в каком «мировом духе», «боге». Религия утверждает, что будто бы бог вылепил первого человека, Адама, из глины и вдунул в него «душу», оживил его. Когда Адам уснул, бог из его ребра сотворил Еву, жену Адама. От этих двух людей, созданных богом, и пошел якобы человеческий род. Первым, кто нанес удар по религии и идеализму в вопросе о происхождении человека, был великий английский уч.е- ный Чарлз Дарвин. Он доказал, что че ловек появился на Земле не чудесным пу тем, не по божьей воле, а естественным путем из животного мира, что человек — чъггнца природы, продукт биологической эволюции. Учение Дарвина, положившее конец религиозной легенде о божественном про исхождении человека, вызвало яростные нападки церковников и буржуазных лже ученых. Учение Чарлза Дарвина развил Фрид рих Энгельс, который установил, что в происхождении и развитии человека ре шающую роль сыграл труд. В своей заме чательной работе «Роль труда в процессе превращения- обезьяны в человека» Эн гельс доказал, что человек выделился из мира животных и утвердил свое господ ство над природой благодаря труду. Труд создал человека, его сознание и членораз дельную речь — язы к . Оказывая в труде активнее воздействие на природу, человек изменял и свою природу, совершенствовал свою психику, свое сознание. Материалистическое решение проблемы происхождения человека ликвидирует ка- киз бы то ни было лазейки для идеализ ма и религии. Современная наука убедительно показа ла такжо и процесс зарождения п разви тия жпзни на Земле, как результат дейст- 1 Еия об’ективных законов природы, а но вымышленных сварх’естественных сил. Разработанная академиком А. II. Опари ным биохимическая теория происхожде ния жизни на Земле неопровержимо пока зывает, что жизнь на земной поверхности возникла естественным путем, без помо щи «божественных», сверх'естественных сил. Марксистский философский материа лизм разоблачил и другую религиозную легенду — о душе, о «бессмертии души». Как известно, всякая религия утверждает, что «душа бессмертна», что тело — только «вместилище души», ее «времен н ая, земная, смертная оболочка». В противовес этим религиозным вы мыслам наука доказала, что никакой ду ши, вселяющейся в тело и отделяющейся от него, нет. Великий русский физиолог И. II. Павлов в своих трудах убедительно показал, что душевная, психическая дея тельность человека, его мышление яв ляются результатом физиологической дея тельности головного мозга. И. П. Павлов материалистически об'ясннл такие явле ния, как сон, сновидения, обморок, гип ноз, перед которыми веками становились втупик ученые и которым религия дава ла «божественное об’яснение». Идеалистпческо-религиозные взгляды, отрицающие, например, возможность це ленаправленного преобразования живой природы, изменения форм гметоний и животных, служат оковами для разви тия естественных наук, препятствием для цивильного обобщения наблюдаемых яв лений, опытных данных. С прогрессом науки идеализм и рели гия зо всех областях знания вытесняются материализмом. Марксизм-ленинизм навсегда изгнал ре лигию из области истории. Религия всег да внушала людям, что «вое в „мире за висит от воли божьей», что существую щий в классовом обществе порядок, при котором одни владеют всем, а другие ни чем, бу 7 то бы разумно и целесообразно сотворен богом и останется' неизменным «во веки веков». С точки зрения релп- (Окончание см. на 4-й сто.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz