На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я января 1955 г., № 5 (5157), О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ранним утром 21 июля 1954 года отряд, кораблей Военно-Морских Сил нашей Ро дины в составе крейсера «Адмирал Уша ков» и четырех эскадренных миноносцев покидал столицу Швеции, направляясь к родным берегам. Всего пять дней сойот ские боевые корабли находились в бухте Сальтмен на Стокгольмском «рейде, но за это время наши матросы, старшины и офицеры продемонстрировали высокую вы учку . организованность, дисциплину и морскую к у л ь т у р у . Всего около восьми с половиной минут занял сложный маневр постановки крейсера на яко ря и бочкч без помощи буксиров и девятнадцать м инут , вместо тридцати пяти, потребовалось для постановки всего отряда советских кораб лей в сложнейших условиях узкой бухты Сальтмен при наличии течения, ветра п оживленного движения различных судэз.^ Визит дружбы наших боевых кораблей еще раз показал всему м и р у , что боевая выучка и морская культура наших моря ков стоит на несравненно более высоком уровне, нежели во флотах капиталистиче ских государств. Выполнение любого маневра корабля невозможно б е з высокой культуры , кото рая помогает каждому матросу, старшине и офицеру развивать в себе качества, необходимые советскому моряку, — сме лость, волю к победе, находчивость, глазо мер, ориентировку при быстро меняющей ся обстановке в море. Личный состав на шего корабля никогда об этом не забывает. Участник Великой Отечественной войны, обладающий большим опытом и высокой морской культурой, командир корабля мно го внимания уделяет боевой выучке и мор ской культуре воинов. Он добивается того, чтобы все моряки у м е л и дей ствовать в любой обстановке. Большое внимание уделяется физическому воспи танию воинов, особенно привитию им мо реходных качеств. Много тренировалась шлюпочная коман да, руководимая опктным офицером Доап- _ киным. Спуск и под’ем шлюпки исполь зовался для отработки организации. С т ро го по графику тренировались авральные гребцы. Офицер Лукьянов вместе с мичма ном Макейкиным систематически, согласно плану обучали матросов и старшин гребле и управлению шлюпкой. Главный боцман корабля мичман Макей- кин — участник Великой Отечественной войны — использует каждую возможность для воспитания и обучения личного соста ва морскому делу. Свое обширное заведы- вание мичман всегда содержит в отличном СОСТОЯНИИ. Вспоминается один эпизод. Корабль еоз - вр а т ал с я в базу. Внезапно было получепо приказание взять н а' буксир большой предмет п отбуксировать его в базу. Четко и слаженно работал весь эки паж корабля. Командир, уверенный в дей ствиях личного состава, мастерски выпол нил сложный маневр. П ри сильном ветое и волно корабль подошел к предмету на расстояние, необходимое для подачи бук сирного конца. Всего несколько минут потребовалось на выполнение этого слож ного маневра. Предмет своевременно был взят на буксир и доставлен в базу. Следует отметить возросшую в ы у ч к у и мастерство маневповщиков старших ма тросов Попова и Павловского, которые от лично выполняли все команды об измене нии хода корабля. Каждому моряку известно, что от бы строты и четкости выполнения маневра «человек за бортом» зависит жизнь че ловека. по той или иной причине оказав шегося за бортом. Не случайно поэтому командир корабля использовал каждый выход, наряду с отработкой боевых задач, п для отработки маневра «человек за бор том». Серьезное внимание уделяется на корабле также отработке передвижения личного состава по верхней палубе в све жую и штормовую погоду. Однажды во время очередного выхода корабля в море командно бросил спаса тельный круг с левого борта, дав вводную вахтенному офицеру Алексееву «человек за бортом». Надолго останется в памяти Алексеева этот маневр. Нечеткое и непоследователь ное отдание команд привело к нечеткому их исполнению. Ставший матрос Прокоп чу к «забыл» бросить спасательный круг. ' При спуске шлюпки было много лишнего шума и суеты . Спгнальшпки матросы Че- ремушкин и Перескоков долгое время не : могли найти «человека», а найдя его. неправильно показывали флажками нап- равление движения спасательной шлюпке. После решения задачи командир кораб- j ля произвел тщательный разбор действии всего личного состава с полным анализом i всех ошибок. Выяснилось, что очень мно го времени затрачивается на спуск шлюп ки. Главный боцман корабля мичман Ма- кейкин, основываясь на богатом опыте, предложил иную, более совершенную ор ганизацию спуска спасательной шлюпки, и после практической проверки эта органи зация была утверждена командиром ко рабля. На очередном выход© в море командир повторил вводную «человек за бортом». Теперь он был доволен действиями вах тенного офицера Алексеева, работой сиг нальщиков старших матросов Поокопчука <п Комова, делами всей команды спасатель ной шлюпки. Через короткое время спаса тельная шлюпка была спущена на воду, а спустя четыре минуты пятнадцать секунд «человек» был спасен. Глаз командира заметил недостатки, ко торые могут п ри свежей погоде и волне повлечь за собой повреждения шлюпки.— отсутствовали мягкие кранцы для придер живания ее от ударов о ко рпус корабля. Замечания командира были немедленно уч тены. Образцовое содержание корабля — я р к и й показатель морской к у л ь т у ры лично го состава. Много сделано матросами, старшинами и офицерами для того, чтобы привести корабль в образцовое состояние, но этого еще недостаточно. В душевых после мытья личного состава можно найти обрывки газет, кусочки мыла и даже окурки. Такие матросы, как Черемушкнн п Дорошенко, нарушающие корабельные правила, видимо, еще не понимают, ка кую беду они могут принести кораблю, куря в неположенном месте. Корабль обладает мощными противопо жарными средствами, но только во-время замеченный пожар можно легко ликвидиро вать. Однажды дневальный по кубрику матрос Абрамов почувствовал запах гари, идущий с левого борта. Моряк быстро об следовал весь кубрик с левого борта и установил, что гарь идет из вещевой кла довой. Он немедленно доложил обо всем дежурному по кораблю. Принятыми мера ми очаг пожара был немедленно ликвиди рован. В результате выяснилось, что ба талер матрос Калашников грубо нарушил корабельные правила — курил в вещевой баталерке. Только благодаря бдительности дневального по кубрику очаг пожара был во-время ликвидирован. Есть еще у нас на кораблях такие ма тросы, которые за любой промах поднима ют насмех молодого моряка, называя егэ «салагой». Этих матросов можно легко уз нать по развязному разговору, по непомер но широким брюкам и обязательно лихому чубу из-под сдвинутой на затылок шапки или бескозырки. Пх единицы, но они еще есть. Эти воины, видимо, забывают о с а мом главном — о культуре советского мо ряка. Каждый офицер и старшина должен по стоянно учить матросов совершенствовать свои знания, еще выше поднять морскую культуру, дисциплину, организованность, повседневно заботиться о поддержании ко рабля в боевой готовности. Этого требуют интересы защиты нашей социалистиче ской Родины. Офицер К. МЬРОЗОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Теснее связь с жизнью Старшина 2 статьи Геннадии Саыич — один из передовых командиров отделения корабля. Он с большой любовью и старанием передает свои знания подчиненным, требует от них точного выполнения воинских уставов. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Г. Савич об’ясняет молодому матросу Борису Гаврилову правила замера сопротивления обмоток тран сформатора. Фото И . Никишова. Точно по курсу Задача выполнена успешно Поступила команда. Тщательно и быст ро матросы проверили положение ручек, переключателей. Станцпя включена. Вни мательно следит за действующей аппара турой матрос Потолуй. Четко работают приборы. Но вот послышался треск. Рез ко падает напряжение. Потолуй моменталь но выключает ток и открывает дверцу щкафа Пробпт предохранитель. Матрос быстро устраняет дефект. Это не отрази лось на действиях воинов. Задача была вы полнена успешно. Матрос П отолуй прибыл в подразделение несколько месяцев назад. Теоретически он оыл хорошо подготовлен, а достаточны! практических навыков не имел. Поэтому он внимательно присматривался к дейст виям старших товарищей, прислушивался к их советам, как лучше выполнить ту и л и иную задачу, перенимал у них опыт в эксплуатации современной радиолока ционной техники. Матрос Потолуй ныне хороший специ алист. Он продолжает настойчиво изучать военное дело, отрабатывать практические навыки. Матрос А. МАНГУШЕВ. ВАРТОВЫ отданы. Ко рабль вышел в море на выполнение учебного за дания. Поход требовал от моряков высокой бое вой выучки и натрени рованности в обслуживании механизмов. Прозвучал сигнал — начать трениров ки. Опромные волны затрудняли выполне ние задания, мешали движению корабля. Классный специалист старший матрос Жовнер умело перекладывает руль, и ко рабль идет точно по заданному курсу. — Право руля! — поступает с мости ка команда. — Руль право... — докладывает Жов- нер. — Так держать! — приказал командир. Вахта подходит к концу. Сдав свои обя занности, согласно инструкции, сослужив цу, старший матрос Жовнер пошел отды хать. Но в этот момент по кораблю раз несся сигнал: — Учебно-боевая тревога! Старший матрос Жовнер снова на бое вом посту. Поступают вводные одна за другой. — Вышел из строя репитер гирокомпа са. Моряк в то жо мгновение переходит на управление кораблем по магнитному ком пасу. Ветер усилился. Корабль все чаще за рывается носом в морскую пучину, брыз ги ледяной воды скатываются по стеклу, мешая наблюдать за обстановкой. С мо стика последовала новая вводная: — Вышло из строя электрическое уп равление рулем. Старший матрос Жовнер бежит по верх ней палубе, крепко держась за штормовые леера. Вот п боевой пост. Воин сделал переключение на механическое управле ние рулем и доложил командиру о готов ности боевого поста к действию. — Курс... — поступило приказание. Моряк вращает штурвал и приводит ко рабль на заданный курс. Потребовалось ликвидировать «пожар» в румпельном от делении. Умелое использование огнетуши телей и других средств помогло быстро ликвидировать очаг огня. А корабль то поднимается на высокий гребень волны, то проваливается в обра зовавшиеся ямы... В длительных, морских походах иногда старшему матросу Жовнеру приходилось стоять на вахте длительнее время. Порой было трудно, но моряк всегда старается образцово нести ходовую вахту. Рулевое устройство не знает отказов в работе. Не сразу старший матрос Жовнер стал хорошим специалистом, научился стойко переносить трудности походно-боевой жиз ни. Этому предшествовала кропотливая работа по овладению боевой техникой., твердыми практическими навыками. Командир отделения помогал ему сло вом и делом. В учебе Жовнер проявляет усидчивость и настойчивость, стремится в совершенство овладеть специальностью. В первую же самостоятельную вахту Жовнеру пришлось определять силу и на правленно ветра, температуру и влаж ность воздуха. Это оказалось делом дале ко не легким. Воин не укладывался в нор матив. Трудно было в штормовую погоду удержать корабль на заданном курсе. От воина требовались четкие и уверенные действия. Командир отделения указал Жовнеру на ряд недостатков в несении вахты . Жовнер поспешно стал пс-правлять свои ошибки. Старшине стало ясно, что Жовнер еще не выработал в себе тех ка честв, которые необходимы рулевому, в по ходе. Командир отделения с еще большей на стойчивостью стал тренировать подчинен ного на боевом посту. Чтобы матрос мог быстро и хорошо освоить управление ру лем, старшина проводил тренировки по разделам. Сначала он научил матроса ве сти одновременное наблюдение за положе нием рулевого указателя и показаниями репитера гирокомпаса. И только после этого начал отработку последующих дей ствий. . После похода командир отделения ска зал Жовнеру: — Чтобы достигнуть боевого мастерст ва, для этого нужно по нескольку раз выполнять одни и те же приемы. Только в упорном труде приобретаются навыки умелого обслуживания техники, выковы вается мастерство, умение преодолеть трудности. — Помните слова Героя Советского Со юза А. Маресьева. Он говорил о себе, что я не жалел сил, .чтобы в совершенстве изучить свою специальность, чтобы стать умелым, дисциплинированным воином. Да же в короткие передышки перед боями продолжал учиться. Качества, которые приобрел я в боях и походе, пригодились мне во время моих восемнадцатидневных испытаний по лесам в тылу врага. Они помогли мне. летчику, потерявшему обе ноги, добиться возвращения в строй, поз волили вместе с товарищами по оружию снова участвовать в разгцюмо врага. Эти слова горячо запали в душу моря ка. Старший матрос Жовнер стремится по дражать героям Великой Отечественной войны, вырабатывает в себе качества победителя, учится тому, что необходимо в современном морском бою. Офицер П. ПАНКОВ. Одним из важнейших требований, пред’- являемых к политическим занятиям, я в ляется то, чтобы они проводились в тес ной связи с жизнью и боевой учебой вои нов. Об этом всегда должен помнить каж дый пропагандист. Е сли политзанятие проходит на высо ком идейном уровне, тесно связано с кон кретными задачами подразделения, то оно помогает воинам глубже уяснить содер жание изучаемой темы, лучше выполнять свой служебный долг. Вот как прошло одно из политических занятий по теме: «Вооруженные Силы Союза ССР», которое проводил офицер тов. Жабокритский. Рассказ в основном был изложен правильно. Но он во многом бы выиграл, если бы пропагандист сумел в своем выступлении привести конкрет ные примеры о боевой учебе и службе воинов, рассказал о передовиках подразде ления. Говоря о составе Вооруженных Сил Союза ССР, пропагандист давал краткие характеристики родам войск, рассказывал о их назначении, задачах п боевой дея тельности. Но, к сожалению, в рядо мест руководитель ограничивался лишь по верхностным изложением отдельных во просов этого раздела. Так, тов. Жабокритский рассказывал об инженерных войсках наших Вооружен ных Сил. Воинам хотелось бы услышать интересные примеры из Великой Отечест венной войны, из повседневной жизни воинов части. Правда, руководитель упо минал о героизме саперов, минеров и дру гих воипов инженерных войск в дни вой-i кы , но говорил об этом бегло, не заострял внимания слушателей на том, как их старшие товарищи в суровые годы вой ны выполняли свой долг перед Родиной. Пропагандист назвал фамилию Калини на, который образцово выполняет свой воинский долг, но только этим и ограни чился. А ведь можно было привести поучительные примеры из его службы, подробнее рассказать о тех задачах, кото рые стоят сейчас перед воинами. В рассказе был упущен вопрос о вой сках противовоздушной обороны, об уч реждениях и органах ты ла Армии и Фло та, от которых в значительной степени зависит боеспособность Вооруженных Сил и особенно в современном бою. II о них 1 руководителю, следовало бы сказать. Слабая связь изучаемой темы на по литзанятиях с задачами воинов прояви лась и в том месте рассказа, гдо тов. Жа бокритский говорил о Знамени части. Ру ководитель правильно поступил, когда зачитал выдержки из устава о том, что Знамя части — символ воинской славы, чести, мужества и отваги. Но примеры о верности воинскому Знамени в рассказе почти отсутствовали. А ведь можно было привести пример о старшем сержанте Ел- гине, который, получив приказание командира сохранить Знамя части, погиб с ним на груди. Впоследствии его товари щи донесли Знамя до Берлина. В рассказе можно было исиользошть и другие яр- кие примеры, которые послужили бы хо рошим материалом для воспитания моло дых солдат в духе верности Знамени ча сти. Следовало также подчеркнуть, что вер ность воинскому Знамени состоит сейчас в отличной учебе, строгом выполнении требований Военной присяги и уставов. Изложение темы во многом было бы пол нее, если бы пропагандист рассказал молодым воинам, как они будут при нимать Военную присягу, в какой обста новке проходят .эти торжественные и незабываемые для каждого воина минуты, когда перед развернутым Знаменем моло дой боец клянется па верность любимой Родине. На наш взгляд, качестзо занятия по страдало и потому, что руководитель не следил за свсей речыо. В рассказе его часто проскальзывали такие слова, как «понимаете», «вот» и другие. Офицер Жабокритский — молодой ру ководитель группы . Он еще не имеет до статочной теоретической подготовки, не хватает порой ему и методических навы ков в проведении занятий. Помочь моло дому пропагандисту устранить эти недо статки обязаны заместитель командира по политической части, партийная организа ция. Все это позволит молодому пропаган дисту проводить занятия н*а более высоком идейном уровне, добиваться того, что слу шатели будут глубоко изучать поставлен ные вопросы, умело претворять получен ные знания в конкретные дела по овла дению боевым мастерством. Офицер А. ГЕРАСИМОВ. Содержательное занятие Да корабле закончился осмотр и прово рачивание механизмов. Моряки собирают ся в кубрики на политические занятия. В группе, где помощником руководителя старший матрос Королев, все готово к рассказу по теме: приготовлены нагляд ные пособия, карта. Сегодня здесь рассказ но теме «Высокая воинская дисциплина-— основа укрепления боеспособности Совет ских Вооруженных Сил». Офицер Васильев подробно говорит мо рякам о том, какую большую роль играет железная воинская дисциплина в жизни воинов Вооруженных Сил. Он подчерки вает огромное значение воинской дисци плины в боевой обстановке и в мирное время. Руководитель г ру п п ы п риводи т много интересных примеров из воины. когда высокая дисциплинированность и сознательность помогали воинам побеж дать превосходящие силы врага. В дни мирной учебы все матросы и старшины должны показывать образед добросовестного выполнения воинского долга. Руководитель группы призывает слушателей быть образцом дисциплиниро ванности и помогать в этом товарищам. Офицер приводит в качестве примера об разцовую службу матроса Козина, кото рый точно соблюдает воинскую дисци плину и безупречно выполняет свои слу жебные обязанности. Рассказ руководителя группы полити ческих занятий тов. Васильева был ин тересным и содержательным. Матрос П. СВЕТЛИЧНЫЙ. Высокий интерес к знаниям Матросы и старшины нашего корабля постоянно заботятся о повышении своих политических знаний. Они серьезно и тщательно готовятся к каждому полити ческому занятию , активно участвуют при обсуждении изучаемых тем, регулярно читают рекомендованную литературу. На самостоятельном чтении и часто в часы личного отдыха много читают, чтобы луч ше запомнить и понять содержание и зу чаемой темы. Руководитель группы , партийная и комсомольская организации многое делают для того, чтобы привить морякам вкус и любовь к политической учебе. К услу гам слушателей в нашей группе есть необходимые учебная литература, нагляд ные пособия, географические карты. Рост политической сознательности вои нов благотворно сказывается на их боевой учебе. Большинство слушателей нашей группы образцово выполняет своп обязан ности по службе, является примером в дисциплине. А фотографии матросов Шев ченко, Маслова и других помещены на Лоску о т л и ч н и к о в боевой и политической подготовки. В. ВАСИЛЬЕВ. За четкую работу автомобилистов в зимних условиях Перекрыл нормативы Шла сдача экзаменов на классность. У стола приемной комиссии — матрос Со лонец. Он выслушивает сигналы, которые нужно набрать и разобрать. Принимаю щий нажимает головку секундоме*ра. Про ходят напряженные секунды. Принимающие довольны— матрос Соло нец перекрыл нормативы первого класса Старший матрос С. БРАТАНОВ. Боевая техника—в надёжных руках Н а боевой пост поступило приказание: приготовить ги рокомпас к действию. Стар шина 2 статьи Зорин осмо трел предохранительное уст ройство мотора, помпы ох лаждения, положение жид кости в резервуаре и т. д. Проделав все, что преду сматривает инструкция, он запустил гирокомпас и за писал в журнал пусковой ре жим. Приборы работали хо рошо. Через некоторое вре мя гирокомпас пришел в меридиан. Быстро согласо вав приборы, старшина до ложил командиру о готовно сти боевого поста. — Некоторые матросы, — говорит старшина, — не прядают должного значения осмотрам и проворачиваниям механизмов. Они забывают, что благодаря этому можно содержать технику в посто янной готовности, продлить срок ее службы. Зорин всегда с чувством ответственности относится к осмотру н проворачиванию механизмов. Он настойчиво изучает устройство приборов н механизмов, сложное штурманское хозяйство. В совершенстве знать каждый механизм стало пра вилом моряка. Н о знать технику это еще не все, нужно умело эксплуатиро вать ее, бдительно нести службу. Когда старшина за ступает на вахту, он тща тельно проверяет работу ма териальной части. Однажды по приказанию командира Зорин запустил гирокомпас. Через некоторое время стар шина по звуку определял ненормальность в работе мотора. Поднявшись в агре гатную, моряк увидел, что мотор искрит. Пришлось быстро сделать переключе ние. Свой опыт и знания стар шина 2 статьи Зорин пере дает подчиненным, заботли во обучает их. Однажды во время тренировки он дал матросу • Кндееву вводную: — Взять отсчет лага. Действия подчиненного J были неуверенны, чувство валось, что матрос слабо знает работу механизма. Старшина об’яснил Кидееву его ошибку. В конце концов, он добился того, что воин научился действовать у при бора четко и быстро. Н а занятиях по специаль ности Зорин широко ис пользует наглядные пособия, в частности схемы. Это да ет возможность морякам лучше изучить боевую тех нику. Являясь помощником руководителя группы поли тических занятий, Зорин по могает слушателям глубоко усваивать темы, проводит дополнительные занятия с теми, кто по уважительным причинам отсутствовал на занятиях. Подчиненные любят и уважают своего командира отделения, во всем берут пример с него. Недавно З о рину присвоено очередное воинское звание. Старшина 1 статьи С. ЕГОРОВ. Первоклассны отечественные автомоби ли. При умелой эксплуатации их техни ческое состояние и оборудование исключа ют возможность аварий и катастроф как при работе на л и н и и , так и п ри обслужи вании в парке. Подавляющее большинство шоферов нашего флота честно и добросовестно от носится к своему делу, совершенствует методы вождения транспорта, увеличивает межремонтные пробеги, любовно ухажи вает за техникой и не имеет аварий и поломок. Машины таких водителей всегда готовы к рейсу. 'На дорогах нашего гарнизона можно часто видеть грузовой автомобиль с пе реходящим флажком «Лучший водитель». За рулем его сидит отличник боевой и политической подготовки рядовой Бонда- рюк. Его машина всегда в чистоте и по рядке. Когда бы ни последовала команда -выехать на линию, он одним из первых отправляется в рейс. Передовой воин си стематически перевыполняет месячные задания, сам производит планово-преду предительные ремонты. Ревностно выполняют свои обязанно сти такж е рядовые Швец, Подусов, еф рейторы Ефремов, Андреев и многие дру гие шоферы. Их автомобили, пройдя установленное число километров, и ныне вполне пригодны к эксплуатации без ре монта. Эти воины всегда безопасно водят машины в туман и пургу, в дождь и го лоледицу, строго соблюдая правила дви жения. Но есть п такие водители, которые халатно относятся к выполнению своего воинского долга, допускают случаи недис циплинированности. Только нердливостью можно об’яснить проступок шифера ояно вого Зайцева. Он угнал автомобиль не по назначенному маршруту, неумело пользо вался светом и тормозами, что привело к нежелательным последствиям. За свой проступок Зайцев наказан. Подобные ошибки допустили также ря довые Чесноков и Мельников. По их вине была допущена неисправность техники. Эти воины, видимо, забыли, что автомо биль является народным достоянием, сде лан руками наших отцов, сестер и брать ев, что технику надо беречь и любить. Чаще всего аварии я катастрофы могут происходить вследствие того, что отдель ные водители грубо н-арушают требования уставов, халатно относятся к содержанию автомобиля, не соблюдают правил улич ного движения. Нельзя, например, обгонять машины на крутых спусках, на поворотах, во время гололедицы, пурги и тумана. Может слу читься так , что недисциплинированный водитель превышает скорость при знаке ограничения, а шофер обгоняемого тран спорта не дает ему обгон. Каждому по нятно, к чему это ведет. Пора покончить с невнимательностью и лихачеством н а неохраняемых желез нодорожных переездах. Некоторые води тели стремятся «с хода» преодолевать пе реезды и этим идут на преступления, ставят под опасность автомобиль, себя и пассажиров. А ведь в правилах ясно ска зано. чго, приблизившись к неохраняемо му железнодорожному переезду, необходимо остановить автомобиль, выйти из кабины, убедиться, не идет ли поезд, и только после этого продолжать движение. Перед выездом в рейс следует тщатель но проверить состояние машины. Дело в том, что при большом люфте рулевого управления, неисправных или неотрегу лированных тормозах автомобиль может перевернуться. То же произойдет при рез ком торможении и крутом повороте на скользкой и обледенелой дороге. Пногда водители в кабине курят, разго варивают с пассажирами, держат руль одной рукой, рассматривают посторонние предметы, передают управление автомо билем другому лицу, не имеющему на то никакого права. Все эти нарушения неиз бежно приводят к неприятностям. Каждый водитель обязан уметь поль зоваться светом. Иначе, он будет ослеп лять встречных водителей. На Севере сейчас зима, полярная ночь. Условия езды на автомобилях значитель но усложнились. Сейчас, как никогда, не обходимо соблюдать правила езды, техни ку безопасности. Каждому водителю нуж но изучить и строго выполнять порядок вождения транспорта зимой в гористых условиях с извилистыми н крутыми до рогами. Чтобы обеспечить безаварийную рабо ту автотранспорта, шоферы должны за помнить и строго соблюдать ряд требова ний. В частности, нельзя принимать от механика технически неисправный авто мобиль. Перед выездом надо обязательно убедиться в полной исправности тормо зов, ходовой части, рулевого управления и приборов освещения, а при движении зорко следить за дорожно-сигнальными знаками, предупреждающими опасные ме ста, об’езды и прочее. Есть водители, которые н а большой скорости намертво затормаживают авто мобиль точно в намеченном пункте, счи тая это верхом водительского мастерства. Это глубокое заблуждение. Так может по ступить только неграмотный в своем де ле и бесшабашный человек. Надо обратить особое внимание на не допустимость резкого торможения колес ными и центральными тормозами. В прак тике известны случаи поломки кордан- ных валов и скручивания полуосей. Тор мозить двигателем с выключенным зажи ганием такж е нельзя. В гололедицу следует снижать скорость до 15— 20 километров в час, обеспечи вающую безопасность движения, выдер живать расстояние от впереди идущего транспорта в 25 метров, а крутыо спуски и повороты проходить со скоростью пять километров в час. Торможение и разгон производятся плавно, без рывков. Тормо зить двигателем, но выключая сцепления, разрешается только на прямых участках дороги, если дорожное полотно одинаково для правых и левых колес. Начинать движение водитель обязан плавно, на низшей передаче, на малых оборотах двигателя, не допуская при этом пробуксовки колес, а начинать под’ем на заранее включенной передаче. Расстояние между автомобилями при в'езде на воз вышенности должно быть 75 метров, при спуске 50 метров, а на крутых спусках и поворотах до 100 метров. Ни в коем случае нельзя останавливаться на под’е- ме. Большое значение пмеет и то. чтобы водитель по сигналу идущего сзади тран спорта уступал-ему дорогу, а , под’езжая к вершине горы или месту позорота, сам подавал звуковые, а ночью световые, сиг налы. Как же поступать в случае «.наоса» автомобиля? Рекомендуется «сбросить газ», немедленно прекратить торможение, выправить автомобиль, повернуть руль в сторону «заноса» и только после этого продолжать тормозить плавно и в не сколько приемов комбинированным спосо бом — двигателем и тормозами. Боковые заносы автомобиля получают ся от неодинакового давления в шинах, от неровностей дороги, крутых поворо тов, резкого начала движения. В сильный мороз, при отсутствии стеклоочистителя, водитель должен проте реть солью, спиртом пли глицерином ло бовое и боковые стекла, а чтобы они не запотевали, п р и о т к ры т ь их или по луопустить. В большой туман и пургу необходимо включать освещение (задний и габарит ные огни, а также ближний свет), остав ляя его и на стоянке. При движении по дается звуковой сигнал, и дается ответ на сигналы других водителей. Долг командиров, механиков и началь ников гаражей — организованно и качест венно проводить техническую учебу с во дителями. распространять опыт передови ков, прививать воинам, любовь к технике, бережное отношение к ней, воспитывать их дисциплинированными, стойкими, вы соко боеспособными. Труд водителя важен и почетен. Он направлен на укрепление боевой готовно сти родного флота. Офицер Н. НАТИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz