На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я января 1955 г., № 5 (5157), О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ранним утром 21 июля 1954 года отряд, кораблей Военно-Морских Сил нашей Ро­ дины в составе крейсера «Адмирал Уша­ ков» и четырех эскадренных миноносцев покидал столицу Швеции, направляясь к родным берегам. Всего пять дней сойот­ ские боевые корабли находились в бухте Сальтмен на Стокгольмском «рейде, но за это время наши матросы, старшины и офицеры продемонстрировали высокую вы ­ учку . организованность, дисциплину и морскую к у л ь т у р у . Всего около восьми с половиной минут занял сложный маневр постановки крейсера на яко ря и бочкч без помощи буксиров и девятнадцать м инут , вместо тридцати пяти, потребовалось для постановки всего отряда советских кораб­ лей в сложнейших условиях узкой бухты Сальтмен при наличии течения, ветра п оживленного движения различных судэз.^ Визит дружбы наших боевых кораблей еще раз показал всему м и р у , что боевая выучка и морская культура наших моря ­ ков стоит на несравненно более высоком уровне, нежели во флотах капиталистиче­ ских государств. Выполнение любого маневра корабля невозможно б е з высокой культуры , кото­ рая помогает каждому матросу, старшине и офицеру развивать в себе качества, необходимые советскому моряку, — сме­ лость, волю к победе, находчивость, глазо­ мер, ориентировку при быстро меняющей­ ся обстановке в море. Личный состав на­ шего корабля никогда об этом не забывает. Участник Великой Отечественной войны, обладающий большим опытом и высокой морской культурой, командир корабля мно­ го внимания уделяет боевой выучке и мор­ ской культуре воинов. Он добивается того, чтобы все моряки у м е л и дей­ ствовать в любой обстановке. Большое внимание уделяется физическому воспи­ танию воинов, особенно привитию им мо­ реходных качеств. Много тренировалась шлюпочная коман­ да, руководимая опктным офицером Доап- _ киным. Спуск и под’ем шлюпки исполь­ зовался для отработки организации. С т ро ­ го по графику тренировались авральные гребцы. Офицер Лукьянов вместе с мичма­ ном Макейкиным систематически, согласно плану обучали матросов и старшин гребле и управлению шлюпкой. Главный боцман корабля мичман Макей- кин — участник Великой Отечественной войны — использует каждую возможность для воспитания и обучения личного соста­ ва морскому делу. Свое обширное заведы- вание мичман всегда содержит в отличном СОСТОЯНИИ. Вспоминается один эпизод. Корабль еоз - вр а т ал с я в базу. Внезапно было получепо приказание взять н а' буксир большой предмет п отбуксировать его в базу. Четко и слаженно работал весь эки­ паж корабля. Командир, уверенный в дей­ ствиях личного состава, мастерски выпол­ нил сложный маневр. П ри сильном ветое и волно корабль подошел к предмету на расстояние, необходимое для подачи бук­ сирного конца. Всего несколько минут потребовалось на выполнение этого слож­ ного маневра. Предмет своевременно был взят на буксир и доставлен в базу. Следует отметить возросшую в ы у ч к у и мастерство маневповщиков старших ма­ тросов Попова и Павловского, которые от­ лично выполняли все команды об измене­ нии хода корабля. Каждому моряку известно, что от бы­ строты и четкости выполнения маневра «человек за бортом» зависит жизнь че­ ловека. по той или иной причине оказав­ шегося за бортом. Не случайно поэтому командир корабля использовал каждый выход, наряду с отработкой боевых задач, п для отработки маневра «человек за бор­ том». Серьезное внимание уделяется на корабле также отработке передвижения личного состава по верхней палубе в све­ жую и штормовую погоду. Однажды во время очередного выхода корабля в море командно бросил спаса­ тельный круг с левого борта, дав вводную вахтенному офицеру Алексееву «человек за бортом». Надолго останется в памяти Алексеева этот маневр. Нечеткое и непоследователь­ ное отдание команд привело к нечеткому их исполнению. Ставший матрос Прокоп­ чу к «забыл» бросить спасательный круг. ' При спуске шлюпки было много лишнего шума и суеты . Спгнальшпки матросы Че- ремушкин и Перескоков долгое время не : могли найти «человека», а найдя его. неправильно показывали флажками нап- равление движения спасательной шлюпке. После решения задачи командир кораб- j ля произвел тщательный разбор действии всего личного состава с полным анализом i всех ошибок. Выяснилось, что очень мно­ го времени затрачивается на спуск шлюп­ ки. Главный боцман корабля мичман Ма- кейкин, основываясь на богатом опыте, предложил иную, более совершенную ор­ ганизацию спуска спасательной шлюпки, и после практической проверки эта органи­ зация была утверждена командиром ко­ рабля. На очередном выход© в море командир повторил вводную «человек за бортом». Теперь он был доволен действиями вах­ тенного офицера Алексеева, работой сиг­ нальщиков старших матросов Поокопчука <п Комова, делами всей команды спасатель­ ной шлюпки. Через короткое время спаса­ тельная шлюпка была спущена на воду, а спустя четыре минуты пятнадцать секунд «человек» был спасен. Глаз командира заметил недостатки, ко­ торые могут п ри свежей погоде и волне повлечь за собой повреждения шлюпки.— отсутствовали мягкие кранцы для придер­ живания ее от ударов о ко рпус корабля. Замечания командира были немедленно уч ­ тены. Образцовое содержание корабля — я р ­ к и й показатель морской к у л ь т у ры лично­ го состава. Много сделано матросами, старшинами и офицерами для того, чтобы привести корабль в образцовое состояние, но этого еще недостаточно. В душевых после мытья личного состава можно найти обрывки газет, кусочки мыла и даже окурки. Такие матросы, как Черемушкнн п Дорошенко, нарушающие корабельные правила, видимо, еще не понимают, ка­ кую беду они могут принести кораблю, куря в неположенном месте. Корабль обладает мощными противопо­ жарными средствами, но только во-время замеченный пожар можно легко ликвидиро­ вать. Однажды дневальный по кубрику матрос Абрамов почувствовал запах гари, идущий с левого борта. Моряк быстро об­ следовал весь кубрик с левого борта и установил, что гарь идет из вещевой кла­ довой. Он немедленно доложил обо всем дежурному по кораблю. Принятыми мера­ ми очаг пожара был немедленно ликвиди­ рован. В результате выяснилось, что ба­ талер матрос Калашников грубо нарушил корабельные правила — курил в вещевой баталерке. Только благодаря бдительности дневального по кубрику очаг пожара был во-время ликвидирован. Есть еще у нас на кораблях такие ма­ тросы, которые за любой промах поднима­ ют насмех молодого моряка, называя егэ «салагой». Этих матросов можно легко уз­ нать по развязному разговору, по непомер­ но широким брюкам и обязательно лихому чубу из-под сдвинутой на затылок шапки или бескозырки. Пх единицы, но они еще есть. Эти воины, видимо, забывают о с а ­ мом главном — о культуре советского мо­ ряка. Каждый офицер и старшина должен по­ стоянно учить матросов совершенствовать свои знания, еще выше поднять морскую культуру, дисциплину, организованность, повседневно заботиться о поддержании ко­ рабля в боевой готовности. Этого требуют интересы защиты нашей социалистиче­ ской Родины. Офицер К. МЬРОЗОВ. На п о л и т и ч е с к и х з а н я т и я х Теснее связь с жизнью Старшина 2 статьи Геннадии Саыич — один из передовых командиров отделения корабля. Он с большой любовью и старанием передает свои знания подчиненным, требует от них точного выполнения воинских уставов. Н А СНИМ К Е : специалист второго класса старшина 2 статьи Г. Савич об’ясняет молодому матросу Борису Гаврилову правила замера сопротивления обмоток тран­ сформатора. Фото И . Никишова. Точно по курсу Задача выполнена успешно Поступила команда. Тщательно и быст­ ро матросы проверили положение ручек, переключателей. Станцпя включена. Вни­ мательно следит за действующей аппара­ турой матрос Потолуй. Четко работают приборы. Но вот послышался треск. Рез­ ко падает напряжение. Потолуй моменталь­ но выключает ток и открывает дверцу щкафа Пробпт предохранитель. Матрос быстро устраняет дефект. Это не отрази­ лось на действиях воинов. Задача была вы­ полнена успешно. Матрос П отолуй прибыл в подразделение несколько месяцев назад. Теоретически он оыл хорошо подготовлен, а достаточны! практических навыков не имел. Поэтому он внимательно присматривался к дейст­ виям старших товарищей, прислушивался к их советам, как лучше выполнить ту и л и иную задачу, перенимал у них опыт в эксплуатации современной радиолока­ ционной техники. Матрос Потолуй ныне хороший специ­ алист. Он продолжает настойчиво изучать военное дело, отрабатывать практические навыки. Матрос А. МАНГУШЕВ. ВАРТОВЫ отданы. Ко­ рабль вышел в море на выполнение учебного за­ дания. Поход требовал от моряков высокой бое­ вой выучки и натрени­ рованности в обслуживании механизмов. Прозвучал сигнал — начать трениров­ ки. Опромные волны затрудняли выполне­ ние задания, мешали движению корабля. Классный специалист старший матрос Жовнер умело перекладывает руль, и ко­ рабль идет точно по заданному курсу. — Право руля! — поступает с мости­ ка команда. — Руль право... — докладывает Жов- нер. — Так держать! — приказал командир. Вахта подходит к концу. Сдав свои обя­ занности, согласно инструкции, сослужив­ цу, старший матрос Жовнер пошел отды­ хать. Но в этот момент по кораблю раз­ несся сигнал: — Учебно-боевая тревога! Старший матрос Жовнер снова на бое­ вом посту. Поступают вводные одна за другой. — Вышел из строя репитер гирокомпа­ са. Моряк в то жо мгновение переходит на управление кораблем по магнитному ком­ пасу. Ветер усилился. Корабль все чаще за­ рывается носом в морскую пучину, брыз­ ги ледяной воды скатываются по стеклу, мешая наблюдать за обстановкой. С мо­ стика последовала новая вводная: — Вышло из строя электрическое уп ­ равление рулем. Старший матрос Жовнер бежит по верх­ ней палубе, крепко держась за штормовые леера. Вот п боевой пост. Воин сделал переключение на механическое управле­ ние рулем и доложил командиру о готов­ ности боевого поста к действию. — Курс... — поступило приказание. Моряк вращает штурвал и приводит ко­ рабль на заданный курс. Потребовалось ликвидировать «пожар» в румпельном от­ делении. Умелое использование огнетуши­ телей и других средств помогло быстро ликвидировать очаг огня. А корабль то поднимается на высокий гребень волны, то проваливается в обра­ зовавшиеся ямы... В длительных, морских походах иногда старшему матросу Жовнеру приходилось стоять на вахте длительнее время. Порой было трудно, но моряк всегда старается образцово нести ходовую вахту. Рулевое устройство не знает отказов в работе. Не сразу старший матрос Жовнер стал хорошим специалистом, научился стойко переносить трудности походно-боевой жиз­ ни. Этому предшествовала кропотливая работа по овладению боевой техникой., твердыми практическими навыками. Командир отделения помогал ему сло­ вом и делом. В учебе Жовнер проявляет усидчивость и настойчивость, стремится в совершенство овладеть специальностью. В первую же самостоятельную вахту Жовнеру пришлось определять силу и на­ правленно ветра, температуру и влаж ­ ность воздуха. Это оказалось делом дале­ ко не легким. Воин не укладывался в нор­ матив. Трудно было в штормовую погоду удержать корабль на заданном курсе. От воина требовались четкие и уверенные действия. Командир отделения указал Жовнеру на ряд недостатков в несении вахты . Жовнер поспешно стал пс-правлять свои ошибки. Старшине стало ясно, что Жовнер еще не выработал в себе тех ка­ честв, которые необходимы рулевому, в по­ ходе. Командир отделения с еще большей на­ стойчивостью стал тренировать подчинен­ ного на боевом посту. Чтобы матрос мог быстро и хорошо освоить управление ру­ лем, старшина проводил тренировки по разделам. Сначала он научил матроса ве­ сти одновременное наблюдение за положе­ нием рулевого указателя и показаниями репитера гирокомпаса. И только после этого начал отработку последующих дей­ ствий. . После похода командир отделения ска­ зал Жовнеру: — Чтобы достигнуть боевого мастерст­ ва, для этого нужно по нескольку раз выполнять одни и те же приемы. Только в упорном труде приобретаются навыки умелого обслуживания техники, выковы­ вается мастерство, умение преодолеть трудности. — Помните слова Героя Советского Со­ юза А. Маресьева. Он говорил о себе, что я не жалел сил, .чтобы в совершенстве изучить свою специальность, чтобы стать умелым, дисциплинированным воином. Да­ же в короткие передышки перед боями продолжал учиться. Качества, которые приобрел я в боях и походе, пригодились мне во время моих восемнадцатидневных испытаний по лесам в тылу врага. Они помогли мне. летчику, потерявшему обе ноги, добиться возвращения в строй, поз­ волили вместе с товарищами по оружию снова участвовать в разгцюмо врага. Эти слова горячо запали в душу моря­ ка. Старший матрос Жовнер стремится по­ дражать героям Великой Отечественной войны, вырабатывает в себе качества победителя, учится тому, что необходимо в современном морском бою. Офицер П. ПАНКОВ. Одним из важнейших требований, пред’- являемых к политическим занятиям, я в ­ ляется то, чтобы они проводились в тес­ ной связи с жизнью и боевой учебой вои­ нов. Об этом всегда должен помнить каж ­ дый пропагандист. Е сли политзанятие проходит на высо­ ком идейном уровне, тесно связано с кон­ кретными задачами подразделения, то оно помогает воинам глубже уяснить содер­ жание изучаемой темы, лучше выполнять свой служебный долг. Вот как прошло одно из политических занятий по теме: «Вооруженные Силы Союза ССР», которое проводил офицер тов. Жабокритский. Рассказ в основном был изложен правильно. Но он во многом бы выиграл, если бы пропагандист сумел в своем выступлении привести конкрет­ ные примеры о боевой учебе и службе воинов, рассказал о передовиках подразде­ ления. Говоря о составе Вооруженных Сил Союза ССР, пропагандист давал краткие характеристики родам войск, рассказывал о их назначении, задачах п боевой дея­ тельности. Но, к сожалению, в рядо мест руководитель ограничивался лишь по­ верхностным изложением отдельных во­ просов этого раздела. Так, тов. Жабокритский рассказывал об инженерных войсках наших Вооружен­ ных Сил. Воинам хотелось бы услышать интересные примеры из Великой Отечест­ венной войны, из повседневной жизни воинов части. Правда, руководитель упо­ минал о героизме саперов, минеров и дру­ гих воипов инженерных войск в дни вой-i кы , но говорил об этом бегло, не заострял внимания слушателей на том, как их старшие товарищи в суровые годы вой­ ны выполняли свой долг перед Родиной. Пропагандист назвал фамилию Калини­ на, который образцово выполняет свой воинский долг, но только этим и ограни­ чился. А ведь можно было привести поучительные примеры из его службы, подробнее рассказать о тех задачах, кото­ рые стоят сейчас перед воинами. В рассказе был упущен вопрос о вой­ сках противовоздушной обороны, об уч­ реждениях и органах ты ла Армии и Фло­ та, от которых в значительной степени зависит боеспособность Вооруженных Сил и особенно в современном бою. II о них 1 руководителю, следовало бы сказать. Слабая связь изучаемой темы на по­ литзанятиях с задачами воинов прояви­ лась и в том месте рассказа, гдо тов. Жа­ бокритский говорил о Знамени части. Ру­ ководитель правильно поступил, когда зачитал выдержки из устава о том, что Знамя части — символ воинской славы, чести, мужества и отваги. Но примеры о верности воинскому Знамени в рассказе почти отсутствовали. А ведь можно было привести пример о старшем сержанте Ел- гине, который, получив приказание командира сохранить Знамя части, погиб с ним на груди. Впоследствии его товари­ щи донесли Знамя до Берлина. В рассказе можно было исиользошть и другие яр- кие примеры, которые послужили бы хо­ рошим материалом для воспитания моло­ дых солдат в духе верности Знамени ча­ сти. Следовало также подчеркнуть, что вер­ ность воинскому Знамени состоит сейчас в отличной учебе, строгом выполнении требований Военной присяги и уставов. Изложение темы во многом было бы пол­ нее, если бы пропагандист рассказал молодым воинам, как они будут при­ нимать Военную присягу, в какой обста­ новке проходят .эти торжественные и незабываемые для каждого воина минуты, когда перед развернутым Знаменем моло­ дой боец клянется па верность любимой Родине. На наш взгляд, качестзо занятия по­ страдало и потому, что руководитель не следил за свсей речыо. В рассказе его часто проскальзывали такие слова, как «понимаете», «вот» и другие. Офицер Жабокритский — молодой ру­ ководитель группы . Он еще не имеет до­ статочной теоретической подготовки, не хватает порой ему и методических навы­ ков в проведении занятий. Помочь моло­ дому пропагандисту устранить эти недо­ статки обязаны заместитель командира по политической части, партийная организа­ ция. Все это позволит молодому пропаган­ дисту проводить занятия н*а более высоком идейном уровне, добиваться того, что слу­ шатели будут глубоко изучать поставлен­ ные вопросы, умело претворять получен­ ные знания в конкретные дела по овла­ дению боевым мастерством. Офицер А. ГЕРАСИМОВ. Содержательное занятие Да корабле закончился осмотр и прово­ рачивание механизмов. Моряки собирают­ ся в кубрики на политические занятия. В группе, где помощником руководителя старший матрос Королев, все готово к рассказу по теме: приготовлены нагляд­ ные пособия, карта. Сегодня здесь рассказ но теме «Высокая воинская дисциплина-— основа укрепления боеспособности Совет­ ских Вооруженных Сил». Офицер Васильев подробно говорит мо­ рякам о том, какую большую роль играет железная воинская дисциплина в жизни воинов Вооруженных Сил. Он подчерки­ вает огромное значение воинской дисци­ плины в боевой обстановке и в мирное время. Руководитель г ру п п ы п риводи т много интересных примеров из воины. когда высокая дисциплинированность и сознательность помогали воинам побеж­ дать превосходящие силы врага. В дни мирной учебы все матросы и старшины должны показывать образед добросовестного выполнения воинского долга. Руководитель группы призывает слушателей быть образцом дисциплиниро­ ванности и помогать в этом товарищам. Офицер приводит в качестве примера об­ разцовую службу матроса Козина, кото­ рый точно соблюдает воинскую дисци­ плину и безупречно выполняет свои слу­ жебные обязанности. Рассказ руководителя группы полити­ ческих занятий тов. Васильева был ин­ тересным и содержательным. Матрос П. СВЕТЛИЧНЫЙ. Высокий интерес к знаниям Матросы и старшины нашего корабля постоянно заботятся о повышении своих политических знаний. Они серьезно и тщательно готовятся к каждому полити­ ческому занятию , активно участвуют при обсуждении изучаемых тем, регулярно читают рекомендованную литературу. На самостоятельном чтении и часто в часы личного отдыха много читают, чтобы луч­ ше запомнить и понять содержание и зу ­ чаемой темы. Руководитель группы , партийная и комсомольская организации многое делают для того, чтобы привить морякам вкус и любовь к политической учебе. К услу­ гам слушателей в нашей группе есть необходимые учебная литература, нагляд­ ные пособия, географические карты. Рост политической сознательности вои­ нов благотворно сказывается на их боевой учебе. Большинство слушателей нашей группы образцово выполняет своп обязан­ ности по службе, является примером в дисциплине. А фотографии матросов Шев­ ченко, Маслова и других помещены на Лоску о т л и ч н и к о в боевой и политической подготовки. В. ВАСИЛЬЕВ. За четкую работу автомобилистов в зимних условиях Перекрыл нормативы Шла сдача экзаменов на классность. У стола приемной комиссии — матрос Со­ лонец. Он выслушивает сигналы, которые нужно набрать и разобрать. Принимаю­ щий нажимает головку секундоме*ра. Про­ ходят напряженные секунды. Принимающие довольны— матрос Соло­ нец перекрыл нормативы первого класса Старший матрос С. БРАТАНОВ. Боевая техника—в надёжных руках Н а боевой пост поступило приказание: приготовить ги­ рокомпас к действию. Стар­ шина 2 статьи Зорин осмо­ трел предохранительное уст­ ройство мотора, помпы ох­ лаждения, положение жид­ кости в резервуаре и т. д. Проделав все, что преду­ сматривает инструкция, он запустил гирокомпас и за­ писал в журнал пусковой ре­ жим. Приборы работали хо­ рошо. Через некоторое вре­ мя гирокомпас пришел в меридиан. Быстро согласо­ вав приборы, старшина до­ ложил командиру о готовно­ сти боевого поста. — Некоторые матросы, — говорит старшина, — не прядают должного значения осмотрам и проворачиваниям механизмов. Они забывают, что благодаря этому можно содержать технику в посто­ янной готовности, продлить срок ее службы. Зорин всегда с чувством ответственности относится к осмотру н проворачиванию механизмов. Он настойчиво изучает устройство приборов н механизмов, сложное штурманское хозяйство. В совершенстве знать каждый механизм стало пра­ вилом моряка. Н о знать технику это еще не все, нужно умело эксплуатиро­ вать ее, бдительно нести службу. Когда старшина за­ ступает на вахту, он тща­ тельно проверяет работу ма­ териальной части. Однажды по приказанию командира Зорин запустил гирокомпас. Через некоторое время стар­ шина по звуку определял ненормальность в работе мотора. Поднявшись в агре­ гатную, моряк увидел, что мотор искрит. Пришлось быстро сделать переключе­ ние. Свой опыт и знания стар­ шина 2 статьи Зорин пере­ дает подчиненным, заботли­ во обучает их. Однажды во время тренировки он дал матросу • Кндееву вводную: — Взять отсчет лага. Действия подчиненного J были неуверенны, чувство­ валось, что матрос слабо знает работу механизма. Старшина об’яснил Кидееву его ошибку. В конце концов, он добился того, что воин научился действовать у при­ бора четко и быстро. Н а занятиях по специаль­ ности Зорин широко ис­ пользует наглядные пособия, в частности схемы. Это да­ ет возможность морякам лучше изучить боевую тех­ нику. Являясь помощником руководителя группы поли­ тических занятий, Зорин по­ могает слушателям глубоко усваивать темы, проводит дополнительные занятия с теми, кто по уважительным причинам отсутствовал на занятиях. Подчиненные любят и уважают своего командира отделения, во всем берут пример с него. Недавно З о ­ рину присвоено очередное воинское звание. Старшина 1 статьи С. ЕГОРОВ. Первоклассны отечественные автомоби­ ли. При умелой эксплуатации их техни­ ческое состояние и оборудование исключа­ ют возможность аварий и катастроф как при работе на л и н и и , так и п ри обслужи­ вании в парке. Подавляющее большинство шоферов нашего флота честно и добросовестно от­ носится к своему делу, совершенствует методы вождения транспорта, увеличивает межремонтные пробеги, любовно ухажи­ вает за техникой и не имеет аварий и поломок. Машины таких водителей всегда готовы к рейсу. 'На дорогах нашего гарнизона можно часто видеть грузовой автомобиль с пе­ реходящим флажком «Лучший водитель». За рулем его сидит отличник боевой и политической подготовки рядовой Бонда- рюк. Его машина всегда в чистоте и по­ рядке. Когда бы ни последовала команда -выехать на линию, он одним из первых отправляется в рейс. Передовой воин си­ стематически перевыполняет месячные задания, сам производит планово-преду­ предительные ремонты. Ревностно выполняют свои обязанно­ сти такж е рядовые Швец, Подусов, еф­ рейторы Ефремов, Андреев и многие дру­ гие шоферы. Их автомобили, пройдя установленное число километров, и ныне вполне пригодны к эксплуатации без ре­ монта. Эти воины всегда безопасно водят машины в туман и пургу, в дождь и го­ лоледицу, строго соблюдая правила дви­ жения. Но есть п такие водители, которые халатно относятся к выполнению своего воинского долга, допускают случаи недис­ циплинированности. Только нердливостью можно об’яснить проступок шифера ояно­ вого Зайцева. Он угнал автомобиль не по назначенному маршруту, неумело пользо­ вался светом и тормозами, что привело к нежелательным последствиям. За свой проступок Зайцев наказан. Подобные ошибки допустили также ря­ довые Чесноков и Мельников. По их вине была допущена неисправность техники. Эти воины, видимо, забыли, что автомо­ биль является народным достоянием, сде­ лан руками наших отцов, сестер и брать­ ев, что технику надо беречь и любить. Чаще всего аварии я катастрофы могут происходить вследствие того, что отдель­ ные водители грубо н-арушают требования уставов, халатно относятся к содержанию автомобиля, не соблюдают правил улич­ ного движения. Нельзя, например, обгонять машины на крутых спусках, на поворотах, во время гололедицы, пурги и тумана. Может слу­ читься так , что недисциплинированный водитель превышает скорость при знаке ограничения, а шофер обгоняемого тран ­ спорта не дает ему обгон. Каждому по­ нятно, к чему это ведет. Пора покончить с невнимательностью и лихачеством н а неохраняемых желез­ нодорожных переездах. Некоторые води­ тели стремятся «с хода» преодолевать пе­ реезды и этим идут на преступления, ставят под опасность автомобиль, себя и пассажиров. А ведь в правилах ясно ска­ зано. чго, приблизившись к неохраняемо­ му железнодорожному переезду, необходимо остановить автомобиль, выйти из кабины, убедиться, не идет ли поезд, и только после этого продолжать движение. Перед выездом в рейс следует тщатель­ но проверить состояние машины. Дело в том, что при большом люфте рулевого управления, неисправных или неотрегу­ лированных тормозах автомобиль может перевернуться. То же произойдет при рез­ ком торможении и крутом повороте на скользкой и обледенелой дороге. Пногда водители в кабине курят, разго­ варивают с пассажирами, держат руль одной рукой, рассматривают посторонние предметы, передают управление автомо­ билем другому лицу, не имеющему на то никакого права. Все эти нарушения неиз­ бежно приводят к неприятностям. Каждый водитель обязан уметь поль­ зоваться светом. Иначе, он будет ослеп­ лять встречных водителей. На Севере сейчас зима, полярная ночь. Условия езды на автомобилях значитель­ но усложнились. Сейчас, как никогда, не­ обходимо соблюдать правила езды, техни­ ку безопасности. Каждому водителю нуж ­ но изучить и строго выполнять порядок вождения транспорта зимой в гористых условиях с извилистыми н крутыми до­ рогами. Чтобы обеспечить безаварийную рабо­ ту автотранспорта, шоферы должны за­ помнить и строго соблюдать ряд требова­ ний. В частности, нельзя принимать от механика технически неисправный авто­ мобиль. Перед выездом надо обязательно убедиться в полной исправности тормо­ зов, ходовой части, рулевого управления и приборов освещения, а при движении зорко следить за дорожно-сигнальными знаками, предупреждающими опасные ме­ ста, об’езды и прочее. Есть водители, которые н а большой скорости намертво затормаживают авто­ мобиль точно в намеченном пункте, счи­ тая это верхом водительского мастерства. Это глубокое заблуждение. Так может по­ ступить только неграмотный в своем де­ ле и бесшабашный человек. Надо обратить особое внимание на не­ допустимость резкого торможения колес­ ными и центральными тормозами. В прак­ тике известны случаи поломки кордан- ных валов и скручивания полуосей. Тор­ мозить двигателем с выключенным зажи ­ ганием такж е нельзя. В гололедицу следует снижать скорость до 15— 20 километров в час, обеспечи­ вающую безопасность движения, выдер­ живать расстояние от впереди идущего транспорта в 25 метров, а крутыо спуски и повороты проходить со скоростью пять километров в час. Торможение и разгон производятся плавно, без рывков. Тормо­ зить двигателем, но выключая сцепления, разрешается только на прямых участках дороги, если дорожное полотно одинаково для правых и левых колес. Начинать движение водитель обязан плавно, на низшей передаче, на малых оборотах двигателя, не допуская при этом пробуксовки колес, а начинать под’ем на заранее включенной передаче. Расстояние между автомобилями при в'езде на воз­ вышенности должно быть 75 метров, при спуске 50 метров, а на крутых спусках и поворотах до 100 метров. Ни в коем случае нельзя останавливаться на под’е- ме. Большое значение пмеет и то. чтобы водитель по сигналу идущего сзади тран­ спорта уступал-ему дорогу, а , под’езжая к вершине горы или месту позорота, сам подавал звуковые, а ночью световые, сиг­ налы. Как же поступать в случае «.наоса» автомобиля? Рекомендуется «сбросить газ», немедленно прекратить торможение, выправить автомобиль, повернуть руль в сторону «заноса» и только после этого продолжать тормозить плавно и в не­ сколько приемов комбинированным спосо­ бом — двигателем и тормозами. Боковые заносы автомобиля получают­ ся от неодинакового давления в шинах, от неровностей дороги, крутых поворо­ тов, резкого начала движения. В сильный мороз, при отсутствии стеклоочистителя, водитель должен проте­ реть солью, спиртом пли глицерином ло­ бовое и боковые стекла, а чтобы они не запотевали, п р и о т к ры т ь их или по­ луопустить. В большой туман и пургу необходимо включать освещение (задний и габарит­ ные огни, а также ближний свет), остав­ ляя его и на стоянке. При движении по­ дается звуковой сигнал, и дается ответ на сигналы других водителей. Долг командиров, механиков и началь­ ников гаражей — организованно и качест­ венно проводить техническую учебу с во­ дителями. распространять опыт передови­ ков, прививать воинам, любовь к технике, бережное отношение к ней, воспитывать их дисциплинированными, стойкими, вы­ соко боеспособными. Труд водителя важен и почетен. Он направлен на укрепление боевой готовно­ сти родного флота. Офицер Н. НАТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz