На страже Заполярья. 1955 год. Январь.

6 января 1955 г., Ws 4 (5156). На с т р а ж е З а п о л я р ь я 3 Б е с е д ы о б У с т а в е К П С С Настойчиво овладевать политическими знаниями Ч л е н п а р т и и о б я з а н ... р а б о т а т ь н а д п о в ы ш е н и е м с в о е й с о з н а т е л ь ­ н о с ти , н а д у с в о е н и е м о с н о в м а р к с и з м а - л е н и н и з м а . (Устав Коммунистической партии Советского Союза). ☆ ☆ XIX с ’езд Коммунистической партии Со­ ветского Союза исключительно большое внимание уделил идеологической работе, вопросы которой стояли п стоят в цент­ ре внимания КПСС н а всех этапах борьбы за свободу и счастье народа, победу ком­ мунизма. Да иначе и быть не может. Ком­ мунистическая партия Советского Союза— великая преобразующая сила общества— свою роль вождя, руководителя н воспи­ тателя советского народа успешно выпол­ няет прежде всего благодаря тому, что она вооружена самой передовой теорией со­ временности — теорией марксизма-лени­ низма. Эта теория является научным выражением коренных интересов рабочего класса и всех трудящихся, могучим ору­ жием в борьбе за революционное преобра­ зование общества, за торжество коммуниз­ ма. Партия обязывает каждого коммуниста активно участвовать в политической жиз­ ни , бороться за претворение партийных решений в жизнь. Чтобы успешно выпол­ нить эту задачу, быть передовым, актив ­ ным строителем коммунистического обще­ ства. член КПСС должен ясно сознавать, какие цели ставит перед собой партия п к а к она юстигает их. Вот почему Устав КПСС обязывает коммунистов работать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марксизма-ленинизма. Коммунист может и д т и впереди беспар­ тийных только в том случае, если он все время пополняет и обогащает свои зна­ ния, постоянно изучает революционную теорию. Тот, кто беззаботно относится к политической учебе, непзбежно отстает, теряет способность правильно газбираться во внутренней и междунароиюй обстанов­ ке нашей страны . Рано или поздно жпзнь сбросит такого работника to счетов. Пре­ небрежительное отношение к марксистско- ленинской теории неизбежно приводит к узкому делячеству, к потеое перспективы в работе. Так получилось, нацример, с коммуни­ стом Антоновым. Он слабо работал над повышением своих знаний, мало чи­ тал политической и художесгзспн >й лите­ ратуры, редко посещал лекции и доклады. Когда он выступил перед личнмм составом с лекцией, то читал ее по небрежно н а­ писанному конспекту, ко то ры й плохо знал. В результате на заданные вэивогы Антонов давал путаные ответы и даже допустил серьезную ошибку. Слуша­ тели вынуждены были поправить лектора. Безусловно, так ая лекция не принесла должной пользы. Организуя пропагандистскую работу, учебу коммунистов, партия исходит из того, что без знания теории марксизма- ленинизма, без овладения ею наши кадры будут хромать на обе ноги, ибо задача правильного руководства порученными участками работы требует со стороны практиков овладения основами марксист­ ско-ленинской теорией, умением руковод­ ствоваться теорией при разрешении вопро­ сов практической деятельности. Идеи марксизма-ленинизма являются источником силы и лшзненностп полити­ ки партии, источником неиссякаемой HpaiBCTBeHiHofi, морально-политической си­ лы наших кадров. Марксизм-ленинизм у к а ­ зывает путь к построению коммунизма, вселяет уверенность в победу. Вот почему нужно не жалеть труда и времени для повышения своих политических знаний, творчески изучать марксистско-ленинскую теорию. Творческое изучение предполагает не механическое зазубривание отдельных Фор­ мул и цитат, а глубокое понимание сущ ­ ности марксизма-ленинизма, умение ру­ ководствоваться его положею 1 ями в прак­ тической деятельности, правильно оцени­ вать происходящие события. В настоящее вре.\?я, когда основная мас­ са коммунистов самостоятельно изучает марксистско-ленинскую теорию, приобре­ тение прочных и глубоких знаний зависит во многом от серьезного изучения произ­ ведений классиков марксизма-ленинизма, решений с’ездов, конференций, Пленумов ЦК КПСС и других партийных документов. Это предполагает вдумчивый разбор всех проблем, изложенных в произведении. Вот, например, как изучает «Манифест Коммунистической партии» коммунист Андреев. Прежде всего он внимательно прочитал все произведение, записал ос­ новные вопросы, изложенные в нем. При повторном чтении и составлении конспек­ т а Андреев встретился с неясным ему вопросом о том, как нужно понимать по­ ложение Маркса об отношении пролетариа­ та к отечеству. Когда оказалось, что са ­ мому в этом вопросе разобраться т ру д н о , Андреев обратился к консультанту, кото­ рый, дав подробный ответ, одновременно порекомендовал коммунисту прочитать ппсьмо В. И. Ленина Инессе Армапд, где р а згон я е тся , как нужно понимать поло­ жение «Коммунистического манифеста», что рабочие не имеют отечества. Тов. Андреев выполнил совет консуль­ тан та, хорошо разобрался в вопросе, кото­ рый прежде был для него не ясен. Это помогло коммунисту провести порученную ему< секретарем партийной организации беседу на тему: «Защита социалистиче­ ского Отечества — священный долг со­ ветских людей». Беседа получилась ин­ тересной и содержательной. Тов. Андреев убедительно отвечал на вопросы , возник­ шие у слушателей. Этот' пример покапывает, что творческое изучение марксистско-ленинской теорпп помогает нашим кадрам успешно вести воспитательную работу с воинами, умело мобилизовать их н а выполнение задач по повышению боевой готовности и бди­ тельности. Большая роль в организации самостоя­ тельной учебы коммунистов принадлежит секретарям партийных организаций. В партийной организации, где членом бю­ ро тов. Трафанчук, большинство ком­ мунистов и з’явило желание изучать поли­ тическую экономию. Секретарь учел это и помог ряду коммунистов приобрести учебник «Политическая экономия», а ког­ да узнал, что в Доме офицеров начинает­ ся цикл лекций по этому предмету, по­ заботился, чтобы в день, когда читалась лекция, всем желающим была предоставле­ на возможность прослушать ее. В этой партийной организации многие коммунисты приступили к изучению на­ меченных тем, в помощь членам КПСС го­ товятся консультации. Метод самостоятельной работы позволя­ ет глубоко и творчески изучить маркси­ стско-ленинскую теорию. Но это, конечно, не исключает необходимости оказывать коммунистам помощь в учебе. Н ужно ор­ ганизовывать циклы лекций, групповые и индивидуальные консультации и т. д. На­ до довести до сознания коммунистов сове­ ты В. И. Ленина изучающим марксист­ скую литературу: отметить себе непонят­ ные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй, третий и четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, до­ полнить и выяснить дальше, впоследст­ вии, как из чтения, т а к и из отдельных лекций и бесед... непонятное на первый раз при чтении будет понятно при пов­ торном чтении, пли, когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны. Есть потребность также в чтении лек­ ций и проведении консультаций по мето­ дике работы над книгой, планированию и организации индивидуальной работы, практике составления ко ротких записей прочитанного. Все это будет помогать ком­ мунистам повышать политические зна­ ния, добиваться новых успехов в выпол­ нении своего долга перед Родиной. Знание марксистско-ленинской теории помогает воинам-коммунистам воспитывать солдат, матросов, сержантов, старшин и офицеров мужественными, умелыми за ­ щитниками нашей любимой сопналиспгче- ской Родины, развивать у них высокие моцпльно-боевые качества, стремление по­ вседневно бороться за повышение боевой готовности кораблей и частей, против уп ­ рощенчества и послаблений в боевой под­ готовке. Идеологическая и организацион­ ная работа помогает обеспечивать неук­ лонное проведение в жпзнь решений Пар­ тии и Правительства, приказов и распо­ ряжений командиров, повышать качество обучения и воспитания военнослужащих. Сейчас имеются все необходимые усло­ вия для глубокого творческого изучения марксистско-ленинской теории, в том чис­ ле и на нашем Флоте. У нас созданы пар­ тийные школы, вечерние университеты марксизма-ленинизма, читаются различ­ ные лекцип, имеется необходимая литера­ тура и т.' д. В основу учебы положен принцип добровольности. Используя эти возможности, многие коммунисты нашего флота настойчиво и успешно работают над повышением своего идейного уровня. Следует, например, отметить таких това­ рищей, как коммунисты Нссвпт, Рубах, Васильев, Цветков. Они постоянно читают политическую и художественную литера­ туру, посещают л&кцпи, сами выступают с беседами. Можно привести и другие многочисленные примеры, которые пока­ зывают, что интерес коммунистов к по­ литическим знаниям возрос. Однако успокаиваться на достигнутом нельзя. Выполняя требования Устава КПСС, коммунисты доля;ны неустанно з а ­ ботиться о повышении своих политиче­ ских знаний. Действенную помощь в этом им призваны оказывать командиры, политорганы, партийные организации. Все это будет способствовать улучшению воспитания и обучения воинов, достиже­ нию новых успехов в повьппопии боего­ товности кораблей и частей. Офицер М. БУРЦЕВ. М олоды е с о л д а ты О н и не б ы в а л и в п о х о д а х , В н о в и н к у им в о и н с к и й т р у д . О н и л и ш ь п о п е р в о м у г о д у С о л д а т с к у ю с л у ж б у н е су т . Н а з о р ь к е им с л у х ещ е р еж е т Ч е к а н н о е с л о в о « П о д 'е м ! » , Н о ш а г и х с т а н о в и т с я т в е р ж е , М у ж а ю т он и с к а ж д ы м д н е м . Н а с л е д н и к и с л а в н ы х т р а д и ц и й С т а р а т е л ь н о с л у ж б у н е с у т . И в и д н о п о р а д о с т н ы м л и ц а м — П о н р а в у им в о и н с к и й т р у д . И п у с т ь им ещ е н е в р у ч а л а О т ч и з н а п о ч е т н ы х н а г р а д — В е д ь э т о л и ш ь т о л ь к о н а ч а л о Г е р о й с к о й д о р о г и с о л д а т ! Нин. ФИЛИППОВ. ------- О ------- Громкие читки художественных произведений Воины нашего подразделения знают младшего сержанта Иванова как инициа­ тивного и отзывчивого товарища. Он уме­ ло помогает командованию воспитывать личный состав, организовывать его куль­ турный досуг. Младший сержант часто проводит с во­ инами беседы, устраивает коллективные читки книг, журналов и газет. В частно­ сти, он провел громкую читку отрывков in романа В. Пикуль «Океанский пат­ руль». Младший сержант М. ОРЕШКО. Любят книги, бережно относятся к ним Подавляющее большинство моряков на­ шего керабля многие часы свободного вре­ мени посвящает чтению художественной литературы . Большой интерес у них вы­ зывают произведения М. Горького, А. Тол­ стого, И. Эренбурга и многих других со­ ветских писателей. Особенно активными читателями заре­ комендовали себя старшно матросы Бан­ ников, Козлов, Гаврилов и другие. В^е эти товарищи очень бережно относятся к кни­ гам, обертывают их газетами, стараются пользоваться ими так , чтобы не оставить на них никаких помарок. Старший матрос А. БОРИСОВ. ---------О--------- Привет боевым друзьям Стенгазета выходит регулярно Хорошо работает радколлегия стенной газеты нашего подразделения. В этом большая заслуга матроса Бирюкова и старшего матроса Параничева. Они забо­ тятся, чтобы газета выходила во-время и красиво оформленной. В газете, как правило, публикуются заметки отличников боевой и полипгче- ской подготовки. Они делятся своим опы­ том с молодыми матросами, рассказывают о правилах эксплуатации боевой техники и оружия. Стенная газета сообщает не только о достигнутых воинами успехах, но и вскры­ вает недостатки. Так, например, в одном из номеров указывалось на недостатки матроса Артемьева. Критика помогла. Сей­ час тов. Артемьев в корне изменил свое отношение к службе. Ему недавно при­ своено воинское звание «старший ма­ трос». Газета помогает воинам в повседневной жнзнн и учебе, призывает их бдительно охранять мирный созидательный труд со­ ветского народа, изо дня в день повы­ шать боевую готовность родного ф.и>га. Матрос А. ЧЕРКАСОВ. Письмо бывшего сгверсмсрца Рядовой Ефим С -MirpHOB служил в од­ ном из подразделений нашего флота. Сейчас он уволился в запас. Недавно бывший волн прислал иисьмо в редак­ цию с просьбой напечатать его в газе­ те. Вот что он пишет: «Дорогой товарищ командир! Примите мой привет и наилучшие пожелания в вашей повседневной жиз­ ни. Крепко жму руки солдатам — своим бывшим сослуживцам и желаю им хороших успехов в боевой и поли­ тической подготовке. Уволившись в долгосрочный отпуск, я поступил на работу в Мурманский траловый флот. II здесь я часто вспо­ минаю вас, товарищ командир. Вы во многом определили мою будущую жизнь, закалили меня политически, мо­ рально, физически, научили быть стой­ ким, ВЫНОСЛИВЫМ. Сейчас я работаю мотористом. Свой производственный план выполняю на 140 — 150 процентов. Обещаю вам, что и впредь буду трудиться так же усердно. На этом свое небольшое письмо за­ канчиваю. В случае, если враги по­ смеют нарушить нашу мирную жизнь, священные границы нашей Родины, я всегда готов снова встать в ряды со* ветских воинов. Ефим СМИРНОВ». На Сталинградгидрострое БИБЛИОГРАФИЯ Люди советского неба В течение ряда лет Николай Чуковский разрабатывает благодатную тему Отечест­ венной войны. И вполне закономерно, что новый его роман посвящен летчикам н а­ шей морской авиации, вписавшим немало страниц в книгу советской воинской сла­ вы . Ответственная задача стояла перед Н. Чуковским.. Отрадно, что автор умело справился с ней. Произведение «Балтий­ ское небо»* — безусловная удача писа­ теля. i Мы встречаемся с героями романа в тяжелое для страны время, когда фаши­ стские войска дошли до стен Ленинграда — колыбели Октябрьской революции. В этих первых, оборонительных боях выя­ вилось моральное превосходство советских людей, которое помогло им одерживать блестящие победы, повволило разгромить врага у Сталинграда, Орла, Ленинпрада и в других местах и добить фашистского зверя в его логове — Берлине. В центре повествования будни эскад­ рильи Рассохина, которые нельзя не назвать героическими. Летчикп-рассохпн- цы г р о м я т опытных фашистских асов» ежедневно совершают по нескольку выле­ тов. не дают немцам прицельно бомбить корабли. Душой и командиром эскадрильи является капитан Рассохин. Он непрекло­ нен и требователен, строго взыскивает с тех , кто провинился. Однако авиатор поль­ зуется авторитетом и любовью подчинен­ ных. В эту дружную спаянную семью, имею­ щую своп славные традиции, приходит старый пилот гражданской авиации Лу­ нин. Он заслуженный летчик, но не имеет боевого опыта, и ему нужно еще многому научиться у своих хотя и молодых това- •) «Знамя» б , 7 , 8, и 9 за 1954 г. рищей, но успевших приобрести навыки, необходимые в воздушном сражении. В тяжелых боях погибают летчики Бай- сеитов. Кабанков, Чепелкин, но смерть ге­ роев не означает, что эскадрилья переста­ ла существовать. Живы ее традиции, ее слава, живы в памяти товарищей ее бое­ вые дела, ибо, как хорошо говорит в ро­ мане комиссар Уваров, «мертвые продол­ жают жить в своих частях, продолжают учить и вести живых». В неравном бою, сбив 2 самолета вра­ га, погибает Рассохин, а затем был тяжело ранен Серов. Наступает время, когда в эскадрилье остается одпн Лунин — но­ вый командир ее, наследник и продолжа­ тель ее славы, v — Это человек может умереть, а не эскадрилья, — говорит командир полка. — Не так ая эскадрилья! Рассохин убпт, но рассохпнская эскадрилья будет жить... В полк приходят новые люди, о кото­ рых комиссар Ермаков отзывается весьма нелестно: «Детский сад»! Но эти юные, еще неопевившпеся старшины в ко роткий с р о к становятся мастерами своего дела, такими же первоклассными летчиками, как их старшие товарищи. Лунин по 10— 2 0 раз заставлял их проделывать одно и то же упражнение, «гонял» до седьмого пота, п эта настойчивая боевая учеба при­ несла своп плоды, позволила побеждать врага малой кровыо. Духовный рост авиаторов, совершенст­ вование их воинского искусства — в цен­ тре внимания автора. Мы видим, как от боя к бою летчики становятся более уме­ лыми. опытными, зрелыми. Лунин, напри­ мер, в начале романа только постигал азы боевого мастерства, а в конце книги — это ветеран, много переживший, много узнавший, многое передумавший, многому научившийся. Такой же большой и тер­ нистый путь прошел Татаренко, пред­ ставитель второго поколения рассохинцев. В первом бою, встретившись с четырьмя истребителями противника, Татавенко ув­ лекается п р е с л е д о в а т ь одного враже­ ского самолета и отрывается от своего ведущего — Лунина. II хоть молодой лет­ чик сбивает врага, майор резко и спра­ ведливо отчитывает его: — Вы вели себя позорно... Вы сегодня бросили меня в бою, — говорит Лунин. Это был для Татаренко суровый, но по­ лезный урок. Он понял, что высшая доб­ лесть и героизм заключаются в умении повиноваться, в постоянной готовности поддержать товарища в бою. спасти его, в стремлении подчшшть свои по ры вы об­ щему делу. II вскоре Татаренко совершает такой подвиг. В одном бою были подожже­ ны самолеты Лунина и Татаренко. Лунин падает в болотистой местности, почти в расположении врага. II хоть Татаоенко мог покинуть самолет позже, над нашими частями, он принимает решение не остав­ лять командира в беде. Изо дня в день растет боевой счет, от­ тачивается мастерство Татаренко. обладав­ шего счастливым даром летчика, умением слиться с машиной, подчинить ее своей всепобеждающей воле... В романе много волнующих, запоминаю­ щихся глав. Великолепно написаны гвар­ дейская клятва летчиков, прием в пар­ тию Кузнецова. поиски Серова п много других эпизодов. Просто и вместе с тем ярко изображены воздушные бои. и, хотя их много в книге, но ни один из них, как это бывает нередко, не похож на д ру ­ гой . Умело показан рост боевого искусст­ ва наших летчиков, превосходство совет­ ской военной техники над фашистской. Вторая тема книги — блокированный Ленинград — написана несколько слабее первой, но и здесь автору удалось дать ряд запоминающихся образов. Удачей П. Чуковского необходимо признать об­ раз Сони, ювушкн. почти ребенка, с на­ стоящей комсомольской душой Голодная, слабенькая Соня дежурит во время нале­ тов вражеской авиации на город , помога­ ет восстанавливать баню, спасает детей, родители которых умерли в блокаду, ре­ монтирует водопровод, становится свар­ щицей. Герои романа — настоящие советские люди, они отдают все свои силы, всю творческую энергию благородному делу победы над врагом. Автор показывает, что это люди огромной воли, высоких идеалов и больших дел. Вместе с тем, это — жи ­ вые люди, которым не чужды такие чув­ ства, как любовь, сострадание, трогатель­ ная забота о детях. мечты о будущем. Первой встретившейся ему в голодном, осажденном Ленинграде незнакомой жен­ щине Лунин отдает продукты, не требуя в ответ даже благодарности. Он делает все зависящее от него, чтобы вывезти жен­ щину и двух детей из города. В этих по­ ступках — все большое сердце советского летчика. Особняком стоит в романе глава, пос­ вященная героической обороне оствпьа Су­ хо. Малочисленный гарнизон этого о с т о ­ ва ведет героическую борьбу с превосхо­ дящими силами противника. Советские мо­ ряки смело вступают в схватку с ввагамп. — Когда придет наш черед, мы должны 5ыть, как железо, — говорил комендант острова старший лейтенант Гусев. И, действительно, когда пришел их черед, они оказались таковыми. Много ча­ сов длился неравный бой. Защитники Су­ хо, получившие поддержку от кораблей, выстояли и победили, не отдали врагу острова — ключа от ледовой дороги , «артерии», питающей Ленинград. Под­ виг матросов описан автором красочно, ин­ тересно. но он мало добавляет существен­ ного к образам летчиков — основных ге­ роев романа. Несмотря на некоторые недостатки, вои­ ны с интересом п р о ч т у т роман Чуковского. У героев романа они будут у ч и т ь с я побеж­ дать врагов, смело преодолевать тру дн о ­ с т и , любить свое оружие. как люби.ти самолеты рассохппцы. Продолжая славные традиции героев Великой Отечественной воины, солдаты и матросы будут служить Родине так . да® служили ей люди балтийского неба. Жи­ вые образы старших братьев, их великий ратный подвиг вдохновляют молодую сме­ ну на новые героические дела. Офицво М. КОРСУНСКИЙ. . | . g # Нд строительстве подьеснон канатной дороги через Волгу закончен монтаж ниж­ него пантового перехода. НА СНИМ К Е : натяжка электрической лебедкой сетевых канатов на якорь. На переднем плане — монтажник-верхолаз В. И . Кардзюк (слева) и бригадир монтажни­ ков Н . П. Клинов. Бригада выполняет месячную норму до 180 процентов. Фото А . Маклемова. (Фотохроника Т А С С ). С Ч А С T Ь Е ОДНОМ из стихотворении народного ашуга Дагестана Сулеймана Стальского го­ ворится, что подобно тому, как деревья тянутся к солнцу, а реки стремятся к морю, люди стремятся к счастью. В чем же оно, счастье? Попробуем на этот вопрос ответить не­ большим рассказом о двух молодых ин ­ женерах Сталинградгндростроя — Миха­ иле Маргусе и Юрии Григоряне. Первый — коммунист, второй — комсомолец. Маргус и Григорян — родом пз Баку. Там проживают их семьи, там получили они высшее образованно. Два с половиной года назад, покинув столицу нефтяников страны , они стали рабошть на Сталнн- градгидрострое — вдали от семей и дру­ зей. Думают ли они о возвращении? Нет. Они твердо решили остаться здесь до кон­ ца, пока заж гутся огни гидроэлектростан­ ции. Маргус н Григорян приехали в 1952 году на левый берег Волги не для легкой жизни. На первых порах они не имели даже постоянного пристанища, вынужде­ ны были ночевать то в раскачиваемых ветром палатках, то в деревянных буд­ ках. Они, как и ты сячи других патрио­ тов, были счастливы! Счаст.тпвы потому, что здесь, на левом берегу, нашли то, к чему стремились, — жизнь, полную борь­ б ы и творческого дерзания, широчайший размах строительства, в результате кото­ рого самая большая река в Европе начнет отдавать миллионы киловатт своей энер­ гии народу, строящему коммунизм. Участник Великой Отечественной вой­ ны, офицер, получивший два ранения и две контузии, <* честыо прошедший в ря­ дах Советских Вооруженных Сил славный путь побед, Михаил Маргус но стра­ шился невзгод. Небольшого роста, крепко сбитый, волевой и решительный, он вли­ ял на своего скромного, тихого и застен­ чивого друга с черными мечтательными глазами и обаятельной улыбкой и зажи­ вал желанием неуклонно идти вперед. За годы на стройке они оба возмужа­ ли, и сейчас уже трудно установить, кто из них, выражаясь языком летчиков, является ведущим, а кто — ведомым. Все ценные изобретагсльские предложения они вынашивали вместе и разрабатывали вме­ сте, делясь творческими замыслами по- братски. Вспоминается суровая зима 1952 года, когда на Песчаном острове развернулась напряженная борьба за создание полуто- ракиломегровой шпунтовой перемычки, которая бастионом должна была встать к весне на пути льдов и стремительных вод волжского паводка. Моторы вибраторов в то дни часто сго­ рали, и над стройкой нависла серьезная угроза — опоздать и оставить котлован безоружным перед лицом бушующей сти­ хии. В те дни вопрос о моторах вибраторов был самым острым, самым жгучим. От долговечности их в работе зависел успех шнунтовиков. В эти дни молодые инжене­ ры внесли свой первый приметный вклад в общее дело. При их участии были пай- дегы причины частых выходов пз строя вибраторов п найдены способы борьбы с ними, возросли темпы забивки. После этого молодые рационализаторы порадовали шпунтовиков еще несколькими усовершенствованиями. Строительство шпунтовой перемычки было практической школой для M ipryca и Григоряна. Почти безотлучно находясь на Песчаном острове п проживая вместе со шпунтовиками в юртах, они учились смело вторгаться в производственную жизнь, искать п находить решения, улуч- чающпе и облегчающие работу, ускоряю­ щие победу над стихией. Зимой 1953 го­ да руководством стройки была поставле­ на задача: перебазировать экскаваторы «Уралец» с канала Волга — Урал на Песчаный остров для выемки грунта из котлована под здание ГЭС. Беспокойный, жадный до работы брига­ дир «Уральца» Хг G14 Иван Елисеев, узнав об этом, пригорюнился. Машину предстояло передвинуть своим ходом на десять километров, пользуясь переносны­ ми кабелями. Эго значило, что придти на место она смогла бы не раньше, чем че­ рез две недели. Но Маргус и Григорян подсказали более выгодное решение. По их предложению в экскаватору была присоединена передвиж­ ная электростанция, п экскаватор бук­ вально за полдия пришел к месту назна­ чения. В мае 1953 года по решению руковод­ ства стройки центральная научно-иссле­ довательская лаборатория, в составе ко­ торой находились и Маргус с Григоряном, была ликвидирована. По совету замести­ теля главного инженера стройки тов. Ар- теменко они выбрали новый участок ра­ боты — глубинный водоотлив котлована. На этом участке уже были установлены десятки насосов глубинных скважин, и каждый из них обслуживался мотори­ стом. Обслуживание насосов обходилось очень дорого. Ночами инженеры с т е л и над чертежа­ ми, примеривали, прикидывали и. нако­ нец, нашли решение — создали автомат п датчик собственной конструкции, кото­ рый смело можно было пустить в дело. О ею высоких качествах можно судить по тему, что приехавшие пз Москвы инже­ неры-специалисты Гидропроекта, ознако­ мившись с изобретением Mapryca и Гри­ горяна, но решились предложить прпве- зенную другую конструкцию датчика, —• то г датчик был громоздкий, имел плати­ новые контакты, резиповую гофрирован­ ную трубку н стоил 180 рублей, тогда как датчик бакинцев обошелся около руб­ ля. Больше года работают на котловане дат­ чики Маргуса и Григоряна. Пз 150 насо­ сов водоотлива, установленных на пере­ мычку котлована, 10G на сегодня уже ав­ томатизированы. Устанавливая автоматы, они, вместе е тем, непрерывно продолжали их совершен­ ствовать и удешевлять. По грубым подсчетам, от внедрения ав­ томатики на глубинном водоотливе Ста.тин- градгидросироя государство будет ежегод­ но получать до G миллионов рублей эко­ номии. Они продолжают уверенно идти впе­ ред, неугомонные инженеры-изобретатели, преодолевая все и всякие препятствия и трудности. По их предложению на сква­ жине М 157 уже установлен пульт од­ новременного управления 50-ю автомати­ чески действующими насосными установ­ ками. II это лишь начало. Их цель — пе­ ревести все автоматы на управление с пульта. Они еще и еще совершенствуют автоматы и одновременно занимаются электроосуосом бетона, вопросами забивки шпунта и другими работами. А в свободные часы инженеры при­ лежно сидят за чертежами и учебниками, ютовя диссертации на сопсканпе ученой степени кандидата технических наук. Ми­ хаил Маргус готовит дпегертацию по те­ ме «Автоматика глубипиого водоотлива», Юрин Григорян — по теме «Впбропопру- женне». Да, они счастливы! Счастливы потому, что живут кипучей творческой жизнью, которой обязаны нашей великой Родине, мудрой Коммунистической партии: счаст­ ливы потому, что своим вдохновенным трудом помогают победе нашего общего реликого дела. Н. ТРУБАЧЕВ. Сталннградгидрострон. Встреча североморцев с представителями экипажа ледокола ,,Ермак“ Недавно личпый состав нашего корабля встретился с представителями экипажа прославленного ледокола «Ермак». Первым взял слово по­ мощник капитана ледокола тов. Смирнов. — Дорогие товарищи, — сказал он, — разрешите мне от имени экипажа ордена Ленина ледокола «Ермак» передать вам горячий при­ вет. Помощник капитана под­ черкнул, что ледокол стро­ ился по идее и заданию вы­ дающегося флотоводца ад­ мирала Макарова, рассказал о героических делах экипа­ ж а в годы иностранной воен­ ной интервенции я граждан­ ской войны и в борьбе с белофиннами. — Во время Великой Оте­ чественной войны, — сказал Смирнов, — ледокол «Ер­ мак» возглавил группу ледо­ колов для обеспечения нужд флота. Н а нем была уста­ новлена артиллерия, и своим огнем он наносил удары по противнику. Затем докладчик остано­ вился на жизни н деятель­ ности экипажа ледокола в послевоенный период. — В 1949 году в связи с 50-летием вступлспня в строй ледокол был награж­ ден орденом Ленина, — ска­ зал Смирнов. Потом выступил замести­ тель капитана ледокола по политчасти. Он призвал вои­ нов зорко стоять на страже морских рубежей Отчизны и охранять мирный труд со­ ветских граждан. Бурпымн аплодисментами отзетилн моряки на эти слова, выра­ жая единодушное стремле­ ние отдать все силы даль­ нейшему укреплепию оборо­ носпособности Советской Ро­ дины от агрессивных дей­ ствий ее врагоз. Встреча ссЕсяроморнев с п р ед став и тел ям и экипажа ле­ до к о л а «Ермак» прошла в д р уж н о й н сердечной об­ становке. Старший матрос С . Б РА ТА Н О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz