На страже Заполярья. 1955 год. Январь.
т*еИИ* h :У За нашу Советскую Родину! НЯ СТРАЖЕ З а п о л я р ь я JV; 4 (5156). Четверг, 6 я н в а р я 1955 года. Год издания 19-й. Твёрдое соблюдение всех требований воинских уставов , вЫсокая организованность всей учёбЬд и слуЖбЫ, неуклонное выполнение планов боевой и политической подготовки — важнейший залог дальнейшего укрепления могущества наших ВооруЖённЬих Сил. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а За планомерность и непрерывность в боевой подготовке У североморцев — горячая пора боевой учебы. В зимини период моряки надвод ных и подводных кораблей, авиаторы, ар тиллеристы. морские пехотинцы — воины всех родов оружия решают важные и от ветственные задачи, от которых во мно- гом зависит дальнейшее повышение бое готовности флота. Боевая учеба зимой, в условиях поляр ной ночи, естественно, сопряжена с допол нительными трудностями и требует от все го личного состава большей напряженно сти. Но именно это обстоятельство создает необходимые предпосылки для воспитания у воинов высоких морально-боевых к а честв, стойкости и выносливости, крепкой физической закалки, что. как известно, на ряду с отличным знанием о руж и я и техни ки , имеет решающее значение для победы в современном бою. Вот почему первооче редная задача всех офицеров, старшин и сержантов состоит в том, чтобы макси мально использовать зимний период боевой учебы для успешного выполнения тех больших и ответственных задач, которые стоят перед флотом в наступившем 1955 году. Эффективность и плодотворность обуче ния личного состава в решающей степени определяются высокой дисциплиной и ор ганизованностью, умелым и четким плани рованием боевой подготовки, постоянным контролем за выполнением планов. Этому важнейшему делу должно уделяться самое серьезное внимание на каждом корабле, в каждом подразделении. Корабельный устав Военно-Морских Сил Союза ССР указывает, что план боевой подготовки должен быть прогрессивным, т . е. составленным на основе достижений предыдущего этапа обучения воинов и н а правленным т непрерывное совершенство вание знаний я практических навыков личного состава. В боевой учебе должен соблюдаться принцип — от простого пе реходить к более сложному, причем, са мое главное в этом — прочное закрепле ние уже приобретенных знаний. Это важ нейшее требование должно всегда учиты ваться при составлении планов боевой подготовки. Планирование боевой учебы — дело от ветственное, требующее большой тщатель ности и вдумчивости. Надо помнить, что план должен мобилизовать внимание всех воинов на решение поставленных перед ними задач, сосредоточить их усилия и энергию на достижение новых знаний по специальности. Таким план будет лишь тогда, когда он учитывает уровень боевой подготовки, достигнутый за прошедший период, и намечает дальнейшее совершен ствование воинского мастерства личного состава, на основе современных требова ний. i Истекший 1954 год многие корабли и части флота завершили серьезными дости жениями в боекэй и политической подго товке. успешно решив стоявшие перед ни ми задачи. 9tomv во многом способствова ли четкое и продуманное планирование учебы, строго** соблюдение требований Ко рабельного у с т а м . Я рким примером можзт служить корабль, где служит старшина 2 статьи Демин. Здесь значительно вырос ли ряды классных специалистов и отлич ников боевой и политической подготовки, хорошо поставлено обучение молодых ма тросов. Экипаж выполнил с высокой оцен кой учебно-боевые задачи, причем мно гие из них решались в сложных ус ловиях. На корабле образцово содержится боевая техника, которая всегда готова к немедленному действию. Успехи, достигнутые этим кораблем, явились результатом того, что командир и под его руководством все офицеры серьез но, со всей ответственностью занимаются планированием боевой подготовки, уделяя этому важному делу постоячное внимание. То же самое нато сказать и о многих дру гих кораблях, частях и подразделениях В нынешнем году требования к личному составу значительно повысились. М оряки будут решать еще более сложные задачи, а это в свою очередь поднимает р о л ь значение планирования боевой подготов ки. Нельзя не видеть того, что в этом де ле еще допускается немало недостатков. Прежде всего надо решительно бороться с формализмом в планировании боевой подготовки. Недопустимо, что кое-где при составлении планов по-настоящему не учитываются требования современного боя, реальные возможности выполнения намечаемых мероприятий, достигнутый личным составом уровень знаний и прак тических навыков. В боевой подготовке большое значение имеет хорошо налаженная организация занятий и тренировок. Необходимо ра ционально использовать отведенное для этого время, добиваясь, чтобы каж дое* занятие по специальности, каждая тренировка на боевом посту приносили максимум пользы, давали матросам новые знания и практические навыки. Это за висит в первую очередь от подготовки к занятиям их руководителей. Почему, например, в отделении, кото рым командует старшина 2 статьи Смир нов, все матросы успешно овладевают специальностью и с каждым днем повы шают свое мастерство? Потому, что стар шина хорошо готовится к занятиям, со ставляет продуманный план-конспект, четко разрабатывает вопросы, которые он намерен изучить с подчиненными. Здесь ни одна минута учебного времени зря не пропадает, занятия проходят про дуктивно, с пользой для каждого воина. Надо сказать, что и другие командиры от делений корабля, где служит старшина 2 статьи Смирнов, умеют ценить и на ционально использовать учебное время. Этому их постоянно обучают офицеры ко рабля, которые глубоко вникают в дея тельность старшин. К сожалению, встречаются еще и такие Факты, когда к занятиям и тренировкам должным образом не готовятся, в резуль тате чего они проводятся формально и не приносят желаемых результатов. С по добными явлениями мириться нельзя. Нельзя также допускать срывов заня тии , отклонений от плана в методике их проведения. Реальность любого плана, в том числе и плана боевой подготовки, — это живые люди, их стремление успешно выполнить стоящие перед кораблем задачи. Отсюда обязанность политработников, партийных и комсомольских организаций: неустанно р а з’яснять воинам значение боевой учебы для успешного (решения задач, стоящих перед флотом, повышать у них чувство личной ответственности за боеготовность каждого подразделения. Надо раз’яснять сои нам, что план боевой подготовки я в ляется незыблемым законом. Борьба за безусловное выполнение и точное осуществление плана — патрио тический долг каждого советского вои на. Коммунисты и комсомольцы обя заны показывать высокий образец до бросовестного отношения к учебе по спе циальности и всемерно помогать коман диру в выполнении плана боевой подго товки. Подготовка к выборам в Верховный Со вет РСФСР и местные Советы вызвала у воинов-североморцев новый под’ем поли тической и трудовой активности. Долг командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций направить эту активность па успешное решение за дач, которые поставили перед нашим фло том партия и правительство. Планомерность п непрерывность боевой учебы — важнейшее условие дальнейшего повышения боеготовности флота. В н ы нешних условиях, когда империалисты США п их сообщники усиливают подго- Н а н а ш е м : ф л о т е БОЕВАЯ УЧЁБА КОМЕНДОРОВ К походу подчиненные стар шины 2 статьи Мншанова го товились особенно старательно. Бее знали, что предстоящий выход в море потребует от эки пажа выносливости и закалки, высокого воинского мастерства. Старшина 2 статьи Мншанов об'ясннл каждому подчиненно му задачу, поставленную перед отделением, призвал их четко и быстро работать на боевом по сту, умело преодолевать труд ности. Рано утром корабль снялся с бочки. Рассекая упругие волны, покачиваясь с борта на борт, он выходит в открытое море. Ветер становится резче, поры вистее, качка усиливается. Но моряков не страшит морская стихия, они закалились в похо дах, привыкли к штормам и сейчас уверенно выполняют своп обязанности. Сигнал возвестил начало практических тренировок. Вои ны расчета старшины 2 статьи Мншанова заняли свои места по боевому расписанию. Нача лись тренировки. Щелкает за мок, у которого быстро дейст вуют заряжающий матрос К а питонов и замочный старший матрос Трофименко, ловко ра- П о д ч и н е н н ы е с т а р ш и н ы 2 с т а т ь и М н ш а н о в а д е й с т в о в а л и в п о х о д е ч е т к о и с л а ж е н н о ботает наводчик старший ма трос Калиненко. Старшина 2 статьи Миша- нов дает несколько вводных, которые усложняют учебу вои нов, приближают ее к боевым условиям. Вот после очередной вводной моряки переходят на заряжание орудия вручную. Сноровисты и быстры их дви жения. Тренировки продолжа ются. Следует одна вводная за другой. Слаженности и организован ности в работе моряки доби лись ценой большого труда. Им пришлось настойчиво изу чать сложную боевую технику, совершенствовать свое мастер ство. Много занимался Мншанов с матросом Капитоновым, кото рый недостаточно четко дейст вовал на тренировках. Старши на об’яспил Капитонову, как лучше выполнять свои обязан ности. После нескольких трени ровок матрос стал быстрее ра ботать на боевом посту. Но Мншанова это не удовлетвори ло. Оп хотел, чтобы заряжаю щий действовал еще лучше. В индивидуальных беседах коман дир рассказывал подчиненному о боевых подвигах комендоров в годы Великой Отечественной войны, посоветовал ему внима тельнее присматриваться к дей ствиям отличного заряжающего из другого расчета. Матрос Ка питонов так и поступил. Он перенял у товарища опыт в ра боте на боевом посту. Сейчас Капитонов один из лучших за ряжающих на корабле. ...Поход продолжается. Про ведено уже несколько трениро вок, которые явились заверша ющей подготовкой к выполне нию задачи. Сегодня комендо ры должны произвести практи ческие артиллерийские стрель бы. Успех стрельбы будет за висеть от того, как сумеют ис пользовать боевую технику ар тиллеристы. Опа должпа пока зать степень подготовленности моряков. Корабль лег на боевой курс. К этому времени качка значи тельно усилилась. Действовать У орудия стало еще труднее. Звучи т знакомый всем моря кам сигнал. Снова заняли свои места подчиненные старшины 2 статьи Мншанова. Они четко доложили командиру о готов ности. Через несколько ми нут Мншанов заметил, что матрос Капитонов, обычно жизнерадостный, вдруг ка:<-то сразу изменился. Старшина по нял, что матроса начинает ука чивать. Одна за другой начали по ступать команды, а затем за гремели первые залпы. Матрос Капитонов сначала работал медленно, с трудом пересили вал качку, но потом, увлекшись работой, преодолел трудности походной обстановки. Заботясь о боевой выучке моряков, старшина Мншанов учит их морской практике, борьбе за живучесть боевого поста, добивается, чтобы под чиненные хорошо знали мате риальную часть, умели мастер ски ее использовать. Подводя итоги плавания, командир отметил слаженпые действия подчиненных Миша- нова. Особенно отличились старшие матросы Калиненко и Т рофимеико. Старшина 2 статьи А . САПОЖНИКОВ . Отличный боевой пост Старший матрос Прохоров полюбил спе циальность радиста. Он старательно и усердно^ повышает свои знания, бережно, ио-хозяйски ухаживает за аппаратурой заведывания. Добившись звания отличника боевой и политической подготовки, воин продолжа ет настойчиво совершенствовать свою спе циальность. Когда ему доверили более от ветственный боевой пост, он пришел и прежде всего проверил содержание техни ки. Матрос Иван Иереверзев, расписан ный на этом боевом посту, видя, как тщательно рассматривает Прохоров тем ные пятна на палубе, спросил: — Думаете грязь? * — А что же? — Просто краска плохая. Думаю пере красить, да вот все то некогда, то кра ски нет... Прохоров осмотрел аппаратуру. Замеча нии он сделать не мог, технику здесь любили. II все-таки вопну-комсомольцу хотелось добиться еще лучшего порядка. На следующий день, делая мокрую при борку, Прохоров увидел, как смывается с палубы краска, как проступают похожие на грязь пятна, и не выдержал: — Знаете, Переверзев, дальше откла дывать но будем. Давайте красить. В то время в подразделении шла борьба за лучший боевой пост. Прохоров и Пере верзев начали наводить в своем заведы- вании образцовый порядок. Несколько дней моряки проверяли аппаратуру, мы ли, чистили, красили помещение. Ничего не забыли. Всего коснулись заботливые руки комсомольцев. Любо сейчас посмо треть на это заведыванпе. Недавно за безупречное содержание техники, за безотказную ее работу во время походов боевому посту, которым за ведует старший матрос Сергей П рохоров , присвоено звание отличного. Матрос В. ВАСИЛЬЕВ. Вручение нагрудных знаков Недавно в нашем подразделении в тор- лсественнои обстановке состоялось вруче ние нагрудных знаков «Отличный стре лок» и «Отличный пулеметчик». Этой почетной награды удостоены пе редовые воины, которые неустанно овла девают огневым мастерством, воспитыва ют в себе высокие морально-боевые каче ства. Среди награжденных знаком «От личный стрелок» — рядовые Лашенцев, I Турков, Быков и другие. Они успешно выполняли стрелковые упражнения, по казали возросшую огневую выучку. В своем выступлении командир под разделения призвал воинов не останавли ваться на достигнутом, настойчиво по вышать бдительность п боевую готов ность. Рядовой В. ПЛЕТЕНЁВ. Стрельбы нрошлп успешно Недавно в нашем подразделении прохо дили стрельбы из личного оружия. Моло дые матросы продемонстрировали высо кое боевсе мастерство. Стрельбам предшествовала тщательная подготовка. На занятиях по стрелковому делу, а также в свободное время в клас сах и кубриках при помощи специальных станков по наводке командиры отделений учили молодых матросов приемам стрель бы. Особенно много внимания ухелялп этому важному делу командиры отделений Клементьев, Лптвинчук и Гаевский. Наступил день стрельб. Матросы тщ а тельно осмотрели оружие. Придя на поли гон, офицер проинструктировал их, еще напомнил, как нужно вести огонь, чтобы ни одна пуля не прошла мимо це ли. И вот одно из отделений находится на огневом рубеже. Подается команда. Ма тросы целятся не спеша, плавно нажи мают на спусковые крючки. Один за дру гим следуют выстрелы. Наплучшие результаты стрельб в этот раз показали матросы Хакпмулин, Щело ков, Соколов, Кандыбин, Алпмкин п дру гие. Сослуживцы горячо поздравили пх и пожелали дальнейших успехов в боевой и политической подготовке. Старшина 2 статьи А. СТАРОСТИН. М е т а л л о л о м — м а р т е н а м Обсудив обращение ЦК ВЛКСМ о сборе черного металлического лома, комсомоль цы нашего подразделения взяли н а себя конкретные обязательства и призвали всех воинов принять участие в этом патриотическом движении. В один из выходных дней в подразделении был об’явлен комсомольский воскрес ник. Все воины отправились на бывшие строительные участки и принялись за р а боту. Честно и добросовестно трудились комсомольцы Янович, Солозей, Шаройкин. Не отставали от них и воины, не состоящие в рядах ВЛКСМ, — Ткач, Хомпч, Галуц и другие. Воины собрали большое количество черного металлолома. Мартены страны по лучат новые тонны сырья. Сержант А. КОЗЛОВ. Первая вахта Не так давно в наше подразделение пришли молодые воины. Среди них был и матрос Валентин Попов. Он с первых же дней энергично взялся за овладение спе циальностью. Часто его можно видеть на боевом посту с чертежами, схемами, опи саниями, где моряк кропотливо изучает материальную часть. Немало ему помога ют осваивать технику и отрабатывать практические навыки опытные специали сты. Благодаря настойчивой учебе матрос Попов быстро овладел своей специально стью. Недавно он допущен к самостоя тельному несению вахты. ...Корабль вышел в море. Походную вахту у турбомасляных насосов несет ма трос Попов. Он бдительно смотрит за по казаниями приборов, внимательно при слушивается к работе действующих ме ханизмов. Чем дальше корабль уходил в море, тем труднее было нести вахту. У Попова болела голова. Но он старался не обра щать внимания на качку, хотя это стои ло большого напряжения сил. Попов с честью выдержал испытания походно- боевой жизни и обслуживал механизмы без заметаний. Но это только первые шаги молодого матроса. Попов знает, чтобы стать таким же умелым специалистом, как старшие товарищи, для этого требуется много сил, труда. II он попрежнему старательно изучает технику, отрабатывает практиче ские навыки, развивает в себе высокие морально-боевыо качества. Матрос В. ЛУКАНИН. Лекции и беседы для моряков С большим интересом личный состав нашей части прослушал лекцию тов. Ку ликова на тему «Атомный взрыв». Уяс нению темы во многом способствовали наглядные пособия, которые тов. Куликов использовал во время лекции. Заключая лекцпю, тов. Куликов призвал личный состав еще нзгкЙНпвее овладе вать оружием и боевой техникой, держать пх в постоянной готовности, неустанно повышать свою революционную бдитель ность, крепить дисциплину. Старший сержант И. КРАСНОВ. ☆ «Возрождение германского милитариз ма — угроза миру и безопасности наро дов» — такой теме была посвящена лек ция для личного состава нашего подраз деления. Лекция была пвослупжиа с инте- 1 ресом. Воины задали лектору ряд вопро сов. После лекции состоялась демонстрация кинокартины. Рядовой А. БЕМВИЧУС. й * * На беседу агитатора — коммуниста Илюхина «Будь честным и правдивым» собрались многие воины. Агитатор рас сказал о требованиях Присяги и уставов — быть честным и правдивым, привел в пример старших матросов Быкова и Гур- кина, которые являются передовыми вои нами подразделения. Старший матрос С. ЗАЙЦЕВ. На к о р а б л е Н. в э т и дни флота, успешно выполнивших задачи по I товку к новой войне, эта задача приобре- боевой и политической подготовке. I тает исключительно -важное зпачение. Свердловская область. Следуя патриотическому примеру москвичей, рабочие заво да «Уралэлёктроаппарат», включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятой пятилетки, обязались увеличить в 1955 году выпуск продукции против уровня 1950 года в 2,4 раза, значительно увеличить выпуск товаров народного потребления, повысить производительность труда на 55 процентов. Сейчас в цехах завода идет сворка оборудования для строящихся гидроэлектро станций. Н А СНИМ К Е : мастер участка сборки С П. Кичигин (слева) и такелажник А . С . Кебенков осматривают готовую деталь генератора для Дубоссарекой ГЭС. Ф ото А. Грахова. (Фотохроника ТАСС ). - Матросы, старшины и офицеры нашего корабля горят единым стремлением — оз наменовать день выборов в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депута тов трудящихся новыми достижениями в учебе и службе. Об этом хорошо рассказывает выпу щенный недавно очередной номер кора бельной радиогазеты. Выступая перед ми крофонЬм, коммунист Потемкин сказал: — Коммунистическая партия и Совет ское правительство неустанно проявляют заботу об укреплении обороноспособности нашей Родины от апрессивных действий ее врагов. В современной международной обстановке, когда империалисты США и Англии лихорадочно готовят новую войну против СССР и стран народной демокра тии, мы, военные моряки, должны быть готовы в любую минуту дать сокруши тельный отпор врагу. В предвыборные дни каждый моряк нашего корабля стремится своими прак тическими делами внести вклад в де ло укрепления боевого могущества Вооруженных Сил. Значительных успехов в овладении воинского мастерства доби лись машинпсты-турбииисты , сигнальщи ки, рулевые. Среди них специалисты вы сокого класса матрос Заленский и другие. В заключение офицер прпзвал моряков ! настойчиво тренировать себя в любых условиях, плодотворно использовать каж дый выход в море для отработки четких действий личного состава па боевых по стах в условиях, максимально прибли женных к боевым. 0 личной примерности старшего матро са Кудряшова при выполнении им слу жебного долга говорил старшина 2 статьи Внлигурский. — Замечательных успехов в учебе и службе, — сказал Вилигурский, — до бился зенитный комендор старший матрос Кудряшов. При проверке командиром зна ний своей специальности он показал вы- Деятельная подготовка к предстоящим выборам сокую боевую выучку, умелую и четкую работу на боевэм посту. Редколлегия радиогазеты в своих пере дачах широко использует письма воинов, ушедших в запас. На этот раз вни мательно слушали моряки корабля письмо нашего сослуживца старшины 1 статьи запаса Замахаева. Обращаясь к матросам и старшинам корабля, старшина запаса пишет: — Дорогие друзья! Наш спаянный ко рабельный коллектив дал мне богатый жизненный опыт, глубокие политические знания. Благодаря полученной на флоте закалке, я с первых дней активно вклю чился н трудовую жизнь и общественную работу. Сейчас работаю слесарем на эк скаваторах. Мепя избрали членом комсо мольского бюро. Мне хочется обратиться к молодым матросам, заменившим нас на боевых постах, чтобы они использовали каждую минуту для приобретения воен ных и политических знаний. Это нм при годится и в гражданских условиях. Сей час, когда наш народ готовится достойно встретить день выборов, ваша задача еще бдительнее стоять на страже мирного труда советских людей. Редколлегия корабельной радиогазеты в избирательной кампании имеет специаль ный план. В ближайшее время заплани ровано выступление лучших воинов ко рабля по обмену опытом. Заметно активизировалась на корабле работа агитаторов. Среди них передовые люди части — офицеры, старшины и ма тросы. В помощь агитаторам на корабле были проведены инструктивный доклад и совещания офицеров и старшин. С докла дами выступили командир корабля и по литработник. Они рассказали о задачах пропагандистов и агитаторов в избира тельной кампании. Тепло отзываются моряки корабля об агитаторе старшине 2 статьи Момот. Он часто беседует с матросами на боевых постах, подробно раз’ясняет им отдельные статьи Иололсения о выборах. Так, агита тор провел беседу на боевом посту об из бирательных округах и избирательных комиссиях. Агитатор Момот свои беседы тесно увязывает с задачами, стоящими перед радиометристами корабля. Особое внима ние он обращает на то, чтобы каждый матрос точно по инструкции выполнял свои обязанности, действовал во всем строго но уставам. Работа агитатора пло дотворно сказывается на боевой учебе и службе моряков. Например, матрос Коро лев, ранее имеющий замечания по служ бе, сейчас стал исправляться и добросо вестно выполняет свой служебный долг. Заслуживает также внимания работа агитатора коммуниста Фоничкина. В уче бе и службе он показывает личный при мер. В свободное от занятий и работ вре мя тов. Фоничкин проводит громкие чит ки газетных материалов, отвечает на раз личные вопросы. Много внимания аги та тор уделяет индивидуальной работо с людьми. К примеру, коммунист рассказал матросу Баксан об избирательной системе в СССР. Важное место в агитационно-массовой работе н а корабле в предвыборные дни отводится и наглядной агитации. В агит пункте на видном месте красочно оформ лен календарь, который сообщает морякам о дне выборов. Библиотекарь старшина 2 статьи Прудников подобрал необходи мую литературу. Здесь имеются: сборник материалов «Что дала Советская власть молодежи?», брошюры: В. Карпинского «Как управляется наша страна», А. Ле- пешкина — «Основные нрава и обязанно сти граждан СССР», И. Амелина — «Ве ликий русский народ» и другая необходи мая литература хтя избиоателей-моряков. В агитпункте помещены стенды, рас сказывающие о трудовых достижениях со ветского народа, о героической работе со ветских полярников на дрейфующей льди не, о требованиях уставов, об успехах Ки тайской Народной Республики. Вся работа с воинами-избирателя ми в эти дни направлена на мобилизацию пх для дальнейшего повышения боеготовно сти родного корабля, бдительности и вы сокой организованности. Недавно на корабле прошли собрания. Коммунисты и комсомольцы выдвинули в избирательную комиссию передовых лю дей части — коммуниста мичмана Анд- руцкого и комсомольца старшину 2 статьи Саломатина. Сверхсрочник Андруцкий за годы своей многолетней службы на кораб ле воспитал много опытных специалистов, отличников боевой и политической подго товки. Старшина 2 статьи Саломатин яв ляется примером для других воинов ко рабля. В предвыборные дни заметно оживил работу коллектив матросской художест венной самодеятельности, которым р у к о водит коммунист Быков. Коллектив худо жественной самодеятельности уже зал два концерта для воинов-пзбпвателей. Говоря о разносторонней работе, прово димой коммунистами и комсомольцами на шего корабля, следует отметить как не достаток то, что еще не во всех кубриках имеется необходимая наглядная агитация, которая бы отражала достижения ма тросов и старшин в предвыборные дни. В отдельпых подразделениях еще пе все агитаторы активно включились в агита ционно-массовую работу. Долг партийной и комсомольской орга низаций корабля — всемерно поддержи вать и развивать развернувшуюся работу среди моряков-избирателей, конкретно увязывать ее с задачами, стоящими норед кораблем. Старший лейтенант П. БОГДАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz