На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 сентября 1 9 5 5 г., № 231 (5 3 0 3 ). На торпедном к Побей в современном бою немыслима без твердых знаний каждым членом эки­ пажа своего корабля, оружия, техники. Поэтому с первого дня пребывания матро­ са на торпедном катере мы ставим перед ним задачу — настойчиво изучать вве­ ренную ему технику. По плану боевой подготовки у нас ре­ гулярно проводятся с личным составом за­ нятия по специальности. Помимо этой учебы, систематически организуются тех­ нические собеседования по отдельным воп­ росам устройства корабля л оружия. Если у молодых матросов возникают какие-либо трудности, к ним на помощь охотно при­ ходят старослужащие, более опытные и внаюшие воины. II все же, несмотря на наличие всех этих форм повышения воин­ ского мастерства, очень многое зависит от самого матроса, от его старательности, прилежания, настойчивости в учебе. На нашем катере служит радиометрист старший маттюс Сурин. Помню, на пер­ вых же занятиях по устройству корабля я обратил внимание на исключительную любознательность молодого моряка. Он интересовался даже- вопросами, которые не имели непосредственного отношения к его спепиальности. — Ты же радиометрист, какое тебе дело до других механизмов? — спрашивали в перерыве Сурпна товарищи. Моряк на это резонно отвечал: — Как же можно служить на катере и ве знать принципа работы его техниче­ ских срезстш. не уметь пользоваться его оружием? Ведь устав обязывает нас от­ лично изучить свой корабль. А насчет того, что радиометристу, помимо его заве­ дывания. ничего знать не надо, тоже не­ верно. Разве во время войны мало было примеров, когда штурманскому электрику приходилось заменять радиста, боцману — комендора, а комендору становиться к торпедному аппарату. И Сурин продолжал упорно учиться. Одним из первых он сдал зачет по ус-трой­ ству катера. С большим упорством ста­ рательный моряк изучил свое сложим? за­ веш в а иие. Мне не раз приходилось наб­ людать. как в свободное от учебы время он сидел над схемами и инструкциями. А сколько хлопот Сурин доставлял более опытным радиометристам! Он обращался к ним с различными вопросами по устрой­ ству и эксплуатации вверенной техники, просил об'яснить схемы, спрашивал, как устранять те или иные неисправности, ко­ торые могут произойти в походе. Теперь старший матрос Сурин один из лучших радиометристов подразделения. Недавно в ‘морс произошел такой слу­ чай. Экипаж катера отрабатывал сложную ж ответственную задачу. «Противник» на­ ходился где-то в этом районе. От радиомэт- риста требовалась повышенная бдитель­ ность. чтобы обнаружить цель на самой предельной дистанции. Но тут произотпло непредвиденное событие. По вине одного из специалистов вышел из строя меха­ низм. В цепи, подающей ток к заведыва- нию старшего матроса Сурина, исчезла электроэнергия. Как быть? Своевременное решение задачи Mj? r.io сорваться. Тогда к командиру обратился старший матрос Су­ рин: — Разрешите мне ликвидировать не­ исправность. — Сможете? — переспросил офицер. — Приходилось такую работу выпол­ нять на тренировках в базе. — ответил радиометрист. — Сколько вам понадобится времени? Сурин назвал срок, который был зна­ чительно меньше нормативного. Командир понял: если старший м атрог уложится б это время, тогда катер успеет выполнить задание. — ЛаваГгге, действуйте! — одобрил офицер. Классный специалист Сурин сдержал свое слово. Вскоре механизмы снова рабо­ тали безотказно. Катер успешно решил поставленную задачу. Этот пример убедительно показывает, как необходимо каждому члену экипажа в совершенстве владеть своим оружием, отлично знать устройство и технические средства родного корабля. Много полезных знаний приобретают моряки во вг**мя у ч е ­ н и й по борьбе за живучесть, когда > ма­ тросов есть возможность на деле показать твердые знания .корабля, его техники и оружия. Об одном та>ком занятии расскажу под­ робно. ... На катере об'явлена боевая тревога. Начинаются тренировки по борьбе за жи­ вучесть. — «Пробоина» в кубрике личного состава, вода быстро затопляет отсек! — докладывает старший матрог Кузнецов, в чьем заведывании находится ато поме­ щение. Старшему матросу опмакоеу, штурманскому электрику, дается команда заделать пробоину, откачать воду. В отсе­ ке темно, все задраено. Нужно знать, где. лежит аварийный материал, где вклю­ чается свет, где находится специальный фонарь, где установлен клапан осушения. Туго пришлось бы Зимакову, еслп бы он заранее не изучил все это. Водь теперь ему в условиях, более сложных, чем бы­ вает на занятиях по специальности, при­ дется продемонстрировать на практике свои знания. Старший мятрос Зимаков действует быстро и безошибочно. Аварийный материал под руками штур­ манского электрика. Фонарь на месте. Вот уже открыт клапан осушения. П р о х о ­ д и т немного времени, и старший матрос Зимаков докладывает: — Пробоина заделана. Вода из кубри­ ка откачивается ручной помпой. Командир прикалывает торпедисту стар­ шему матросу Еремину запустить вспомо­ гательный двигатель, откачивать «яоду. Хотя Еремин по специальности не мото­ рист. но он уверенно, со знанием дела за­ пускает двигатель. Вода из кубрика те­ перь откачивается значительно быстрей. Старший матрос Еремин внимательно на- Водитель иколай Паюсов олюда^т за температурой двигателя, за оборотами, точно соблюдая трэбовання ин­ струкции. Наконец, вода из кубрика от­ качана. Поступает новая вводная: — Ранен комендор носового орудия. Заменить ого приказано мотористу ма­ тросу А. Смирнову. В моторном отсек* его обязанности одн<временно со своими выполняет один моряк. Только отлично: знание техники помогает ему успешно об­ служивать сразу два лаведыванпя. А ма­ т р о с Смирнов в это время занял место ко­ мендора на турели. — Вышел из строя ап«егат запирания ствола. — дает вводную офицер. Смирнов выполняет ее верно, но слиш­ ком медленно. Чувствуется, что он давно уже не получал такой вводной. К о ч я н ш р заставляет его повюрять свои действия до тех п о р . пока матрону Смирнову не удается уложиться в нормативное время. Старшие матросы Еремин, Зимаков. Су­ рин всегда добросовестно, с полной отта- чей спл относятся .к таким учениям и тре­ нировкам. Хотя Ф о р м а л ь н о они не имеют отношения к машинной группе, «воины с интерком слушают об'яснения стар­ шины команды мотористов старшины 2 статьи Корнеева о том. как правильно обслуживать двигатели во время работы. Моряки тщательно изучают инструкции и в случае необходимости смогут с, успехом заменить мотористов. Одновременно Зима­ ков. Еремин и Сурин продолжают нас­ тойчиво изучать и вверенное им з а в е . т ы - гаание и охотно перелают накопленный ; опыт молодым товарищам. Недавно на катер прибыл молодой ма­ трос Тарарыков. Пока его назначили дуб­ лером штурманского электрика. Старший матрос Зимаков заботливо обучает ног.ич- ка. показывает необходимые приемы, по­ рой затрачивая на это тремя отдыха. оп'- ясняет принцип работы механизмов. Не. отказывают в тюмопш молодому матросу и другие воины. Старшина 2 статьи Кориф­ ея помогает ему лучше изучить устройство катера, старший матрос Ерсмин знакомит воина с папедываниеч торпедиста, старший матрос Сурин рассказывает о принципах ртог»ты механизмов, которые обслуживает радиометр ист. Можно не сомневаться, что ос.ти матрос Тарарыков будет и впре.ть с таким же старанием изучать корабль, его оружие и техппку, он через некоторое время станет <в ряды передовых специа.ти- стов экипажа. Конечно, лучите всего поспать вег тон­ кости воинского мастерства можно в мог*\ •в походах. Именно в плавании, решая практические задачи в обстановке, макси­ мально приближенной к боевой, п р и в е ­ ли настоящие, глубокие знания и Зима- кев. п Корнеев, и Сурин, и Еремин и мно­ гие другие передовые наши воины. Вот с кого следует брать пример молодым матро­ сам. чья почетная служба на северных морских рубежах любимой Ротины только начинается. Старший,-лейтенант В. ОСАДЧИИ. Б д и т е л ь н о с т ь в о и н а Ряхееей Боробкин. проходя берегом за­ лива, увидел на воде странный плаваю­ щий предмет. «Что бы это могло быть?» — подумал солдат. В это время волна обнажила длинный Kopnvc торпеды. Еще несколько минут, и волча может повре­ дить ее о прибрежные камни. О замеченном он доложил командиру и попросил у него разрешения спустить на воду шлюпку. ПолучнБ добро, рядовой Коробкин вскоре подошел к плаваюшей учебной торпеде и отбуксировал ее к бе­ регу. С помощью подоспевших товарищей вытащил ее из воды. Спустя некоторое время из базы при­ шел торпедный катер и взял торпеду. Командир катера поблагодарил солдата за бдительность и находчивость. Рядовой Р. ГОСТЕВ. Старший матрос Паюсов проявляет большой интерес к техническим зна­ ниям. Он читает специальную литера­ туру. делает записи в тетради. Теоре­ тическую учебу тов. Паюсов тесно увя­ зывает с, практикой. Это позволяет ему <в полной черт использовать замеча­ тельные качества автомашины. Часто можно 'видеть, как водитель Паюсов раз’ясняет кому-либо из подчиненных устройство автомобиля, делится с со­ служивцами СВОИМ ОПЫТОМ вождения машины. У шофера Ре.иникова гсес шло хорошо, пока он .водил автомобиль знакомой ому марки, а когда ему вручили новую ма­ шину. возникли трудности. Видя это. Паюсов поинтересовался, в чем причи­ на. Оказалось, что Рейников не мог п р и выхо,v из строя наладить одну из час­ тей. Но совету тов. Паюсова Репник-ов внес некоторые изменения в систему пи­ тания мотора. Это помогло Репникову избавиться от простив. Вшгмательно следит за работой своих подчиненных Паюсов. Однажды, прове­ ряя машину шофера матроса Шкребе.ц, он обнаружил, что провод от аккумуля­ тора без изоляции. Паюсов строго пре­ дупредил подчиненного: — Разве можно так относиться к тех­ нике! — сказал он. — Это к хорошему не приведет. — Недосмотрел я. — тгрттзнллся ма- ттюс. — В другой раз не допущу та­ кой оИЛОТП НОСТИ ... Передовой ШО<1юр Не ТОЛЬКО искусно ВОД1ГГ машину, но и СТРЕМИТСЯ, чтобы она не делала простоев, о <вссх задерж- ках докладывает своему командиру. Дис­ циплинированный сам. оп укрепляет ус­ тавной порядок в своем отклоняй . Его подчиненные — передовые нюфе.ры . Старший матрос Паюсов по-хозяйски бережет свою машину, грамотно эксплу­ атирует и оболтает от нрожтевречон- ного износа ее механизмы. Действует он при ЭТОМ В строгом оютветствип с наставлениями и инструкциями. Осо­ бенно п р и д и р ч и в о Плюсов проверяет свою машину перед выходом на линию. Недавно Николай Паюсов вместе со свопми подчиненными Н1кпесец и Рез­ никовым в течение нескольких с у т о к выполняли ответственное задание и справились с ним успешно. Текст В. ЛЕОНОВА. Фото И, ТИМЧЕНКО. -О' Связь работает бесперебойно О СТАРАТЕЛЬНО строительстве об'рхта трудятся на младший сгр- Стремясь достойно встретить приближающийся XX с ’езд КПСС, матросы и сержанты нашего подразделения с еше большей энергией взялись за боевую учебу. Недавно предстояли сложные учения. Связисты тщатель­ но готовились к ним. Много пришлось потрудиться отлич­ никам боевой и политической подготовки сержанту Кускову и старшему матросу Радюк. Воины понимали, какая ответ­ ственность возложена на них. и поэтому старательно подго­ товили материальную часть. Возросшее мастерство на учениях показал личный со­ став передвижных оадиосррдств. Обслуживающие станцию комсомольцы радиомеханики Кучумов. Седуро. Минчук и электромеханики Драньков и Бульонное з короткий срок овладели сложной техникой и содержат ее в постоянной боевой готовности. Это позволило обеспечить часть надежной радиосвязью в период учении. Матрос Е. МОИСЕЕВ. ж а к т Масличенко. старший матрос £ Петриченко и матрос Домлшевский. |] i| Они с каждым днем наращивают тем- , пы п труде. С. Королев. О ВСЕГДА в чистите и порядке содержатся лыпедываиия старших ма­ тросов Петрусас. Маклака и других. Готовясь к зиме, они утеплили а гре ­ гатные. Этим воины улучшили усло­ вия для работы. Старший матрос Б. Гензсдь. К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Не упускать основного в подготовке к обмену комсомольских документов По решению III Пленума ЦК ВЛКСМ с I января 1956 года ио 1 января 1У57 года будет проведен обмен комсомольских билетов и учетных карточек. Основное, внимание в подготовке к этой важной .кампании должно быть обращено на орга­ низационно-политическое укрепление ком­ сомольских организаций, устранение недо­ статков и запущенности в учете членов ‘ЗЛНСМ, на приобщение всех членов ВЛКСМ к активной работе в комсомоле. Многие руководители комсомольских ор­ ганизации наших подразделений успешно выполняют указания Пленума. Так, н:ш- ример. бюро, членом которого является тов. Ржепишевский. в этот период стало активнее мобилизовать комсомольцев па борьбу за личную примерность в учебе и службе, деятельнее помогать .командиру -в решении задач, поставленных пегим лич­ ным составом. На общих собраниях и заседаниях бюро здесь обсуждаются насущные вопросы. Но ним принимаются решения, направленные на быстрое и высококачественное выпол­ нение производственного плана, на повы­ шение культуры в эксплуатации техники, на укрепление воинской и трудовой дис­ циплины. Выполняя волю членов сво'й организации, активисты иропагандир} ют воинские уставы. Присягу и передовой опыт. На собрании с повесткой дня: Выть отличником боевой и политической ПОДГОТОВКИ — долг каждого Комсомольца* справедливая критика раздавалась в адрес Иоташкипа и Салтыкова, срывавших план, нарушавших воинскую дисциплину. Коллектив потребовал от них исправить­ ся и порекомендовал брать пример с тт. Нестерова, выполнившего полугодовое за­ дание на 151 процент. Колесникова, уже реализовавшего годовую норму выработ­ ки. равняться в труде на членов комсо­ мольской организации подразделения, по­ лучившего переходящий при- за отлич­ ные производственные показатели и при­ мерную воинскую дисциплину. Об опыте, этих передовиков было под­ робно рассказано молодежи. В настоящее время члены бюро Федор- цов и Шерстюкпв готовят тсмати’геский гечер «Военная присяга — клятва совет­ ского воина на верность Родине ». Наряду с вощюсами производственного характера и состояния дисциплины бюро включает .в повестку дня собраний задачи по изучению и пропаганде важнейших 1 >е- шений партии и правительства, улучше­ нию виутрикомсомпльской работы. Все это поднимает престиж комсомольской орга­ низации в глазах личного состава. Не случайно в от адрес начали поступать «гг молодежи заявления с просьбой принять г. ряды ВЛКСМ. Уже удовлетворена просьба нес коль к-пх товарищей, я матросы Ельцин и 1Иглов гпт<вятся к вступлению в ком­ сомол. Члены бюро помогают этим воинам. Тов. Косогор, панример. для всей молоде­ жи сделал доклад «Боевой путь комсомо­ ла ». В результате -работы командира, полит­ работников. партийной и комсомольской организаций, в итого усилий велго лично­ го состава за первое полугодие часть пе­ ревыполнила производственный план. На заседании бюро и на общем собрании членов ВЛК<’М также обсуждался вопрос о порядке обмена комсомольских докумен­ тов и задачах по проведению этой работы. Выполняя принятые здесь решения, чле­ ны оюро хорошо подготовили ряд меро­ приятий. В их числе тематический вечер «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет! . Члены ВЛКСМ Филиппов. Домнин. Гладышев и другие в своих выступлениях рассказали о важнейших этапах истории комсомола. Тов. Иазенко художествен­ на оформил к вечеру стенд -“Боевой путь комсомола». Вечер надолго заяюмнился воинам. Но иодраз.делениям была проработана с комсомольцами инструкция ПК ВЛКСМ «О продолении обмена комсомольских до­ кументов-. Выполняя поручения бюро, ак­ тивисты провели беседы о значении пред­ стоящего обмена документов. Проводя индивидуальные беседы, членя бюро выявили ряд неточностей в комсо­ мольских билетах и в учетных карточ­ ках. Так, у тов. Степан гока в обоих доку­ ментах была „ ошибка в фамилии, у тов. Демидовича в комсомольском би­ лете были подтирки и подправки, у т«в. Епифанова р. комсомольском билете и учетной карточке персиутапо отчество. Вгоро рассмотрело персональные дела всех комсомольцев, в документах которых вслкм-ились дефекты, и приняло соответ­ ствующие решения. Члены бюро оказали помощь командиру в проведении ряда культурно-массовых и спортивных мероприятий: культпоходов в театр, в музей Северного Флота: спортсме­ ны части выступали в ответственных со­ ревнованиях и заняли второе место. Видя активную и слаженную работу членов бюро, комсомольцы стали чаще ж лучше выступать с <*'ссдами перед мо­ лодежью. больше рассказывать ей о слав­ ном пути ВЛКСМ, о наградах, которых он удостоен. В'-е это дает право сделать вывод, что организания к обмену комсо­ мольских документов подойдет с. новыми успехами, еще более сплоченной и дея­ тельной. В подготовке и проведении обмана ком­ сомольских документов должен быть обе-« спечен максимум осторожности и товат>и- преского внимания к каждому члену ВЛКСМ. Это требование Центрального Ко­ митета в ряде организации не выполняет­ ся. И постановке членов ВЛКСМ на пос­ тоянный учет иногда допускается бюро­ кратизм. Так. например, из-за бездеятель­ ности и беспечности бывшего секретаря комсомольской организации ю з . Качалпна на протяжении восьми месяцев ше-мъ чле­ нов ВЛКСМ не были поставлены на учет. Инструкция <-0 проведении обмена ком­ сомольских документов с членами ВЛКСМ здесь не изучена. В другой комсомольской организации член ВЛКСМ Нарняйнен с 1952 года не состоял на учете. Здесь же имеются учет­ ные. карточки на выбывших комсомольцев. Удивительно, что члены бюро пе знают и не стараются узнать, ги да выбыли эти товарищи. Многие комсомольцы Флота У в о л ь н я ю т ­ ся в запас. На их место приходит моло­ дежь. В этот период на членоз бюро воз­ лагается ответственная задача — всех вы­ бывающих снять <• учета, а всех прибы­ вших товарищей своевременно поста­ вить на постоянный учет. Необходимо т а к ж е , не. .-ер~«:я времени, по-настоящему взяться за у' • ! • [ ! , недостатков в уче­ те всех членов ВЛКСМ. Старший лейтенант И. РОМАНЕНКО. Ь.-ГЛ-НГ- Ш'*—-т-т—г г г - - - ■!' - • ■ fjr*'''' Ч,':? НАШИ СВЕРХСРОЧНИКИ С Т А Р Ш И Н А РОТЫ Заполярная ночь. Тихо. Внезапно без­ молвие нарушили две короткие автомат­ ные очереди, и далеко ва холмами их пов­ торило отзывчивое эхо. Они. будто услов­ ный сигнал, возвестили о начале учебных стрельб роты*. На огневой рубеж один за другим выхо­ дят бойцы. Каждому из них предстоит выполнить одно из сложных упражнений — поразить из автомата д в и ж у щ у ю с я ми­ шень двумя-тремя очередями, всего не­ сколькими патронами. Это — довольно сложные стрельбы. Звучат команды, затем очереди... Неко- теярые пз воинов, несмотря на напомина­ ния командиров о необходимости быть хладнокровными в минуты прицеливания, волнуются. Это в какой-то степени влияет на результат стрельбы... Подчиненные следили за каждым дви­ жением старшины р о т ы Меркушева. когда он вышел на огневой рубеж. Знак «От­ личный стрелок» и значок стрелка-раз­ рядника на груди старшего сержанта крас­ норечиво говорили о его стрелковом ма­ стерстве. Когда команда была подана, старшина быстро прицелился, взяв необходимое уп­ реждение. и. затаив дыхание, плавно на­ жал на спусковой крючок... Через не­ сколько минут был известен результат: пули легли в цель. Бойпы были рады и тому, что в роте есть еше одно «отлично», и тому что у них воспитатель — мастер огня. Даже рядовой Поповкпн. к которому Мер- кущев. как ему казалось, неоднократно «придирался» за грязное оружие, смотрел на старшину роты с уважением... * * -ее Лицо Меркушева было сосредоточенным. То оно светлело — старшин сержант улы­ бался про себя, то брови хмурились и ли­ цо становилось строгим. Глаза быстро бе­ гали по строкам. Видно было что книга, которую он читал, очень его заинтересо­ вала. Любит Мерку гаев читать. Особен») ув­ лекают его произведения литературы на военную тему — о Великой Отечествен­ ной войне, об учетных буднях f o h h « r в мирные дни. За последнее время, напри­ мер, старший сержант прочитал книги «Радуга» и «Люди с чистой совестью». Меркушев был подростком, когда шли грозные сражения на полях Великой Оте­ чественной войны. О боях он представляет ио рассказам тех, кто с оружием в руках за­ щищал Отечество, но в основном из книг. А знать о минувшей (войне необходимо. Сама жизнь подсказывает зто. В службе не все идет гладко. То кто-нибудь из бой­ цов нарушит устав, то, узнав немногое, возомнит себя всезнающим. Побеседовать с такими по душам, убедить их в непра­ воте, предостеречь от дальнейших ошибок — долг командира. Старшине роты неод­ нократно приходилось беседовать с. так называемыми «провинившимися*'. О не­ дисциплинированности или ошибках от­ дельных воинов Меркушев говорит прямо и откровенно и в подтверждение приведет поучительный пример, о котором он чи­ тал или слышал, раз'яснит, к чему при­ водили подобные нарушения дисциплины или оплошности бойца в боевой обстанов­ ке. Рядовой Ноповкин имел ряд замечаний по слуясбе. Старший сержант часто за­ думывался над тем, как помочь воину, вспоминал, как поступали в таких случа­ ях опытные командиры. Меркушев не только раз’яснял Поповкииу. что ю т сто­ ит на неправильном пути, но среди его товарищей высказал мысль, чтобы воз­ действовать на него коллективно. Это по­ могло. За последнее время командиры ни­ чего плохого за бойцом не замечают. Не что иное, как чте и»е литературы, позволило члену ВЛКСМ Меркушеву ин­ тересно построить беседу «Советский во­ ин, свято выполняй Присягу», с которой он выступил перед личным составом. Го­ воря о моральном облике советских бой­ цов. он подробно .рассказывал о Юрия Смирнове, АлексаЛрс Матросове, о героях- краснодонпах, которые не пожалели сво­ их жизней m борьбе с врагом. Меркушев привел нетапнме примеры добросовестно­ го служения Родине передовыми вои- 1нами роты. А их начало... Рядовой Брезин стоял на посту. Пн внимательно следил за охраняемым объ­ ектом. Вдруг он заметил, что череа забор на территорию об’екта пытается пере­ лезть человек. Часовой остановил неиз­ вестного. а затем выстрелом вверх сооб­ щил о случившемся. Пробирающийся к обекту был задержан... Изо дня в день повышают боевое мастерство рядовые Халецкий, Лнутцик, Щербак, младший сержант Лобанов и .тру­ т е . На последних стрельбах пули, выпущенные ими из ручных пулеметов, поразили цель. Это — примеры для подражания. Их и использует комсомолец в своих бееетах с подчиненными. 4 -А * Рота стройной КОЛОННОЙ шла К военно­ му городку. — Газ, два, три! — порой коман­ довал старший сержант, присматриваясь к движениям бойцов. Пнн шагали молодцева­ то. no-уставному. Как не похож был зтот слитный строй на ю т . который составля­ ли яти же бойцы в недавнем прошлом! Тогда они чувствовали себя ?. строю как- то связанно, необычно, да и к военной Форме пе успели привыкнуть. Ряювые Гузенков и Мартыщенков ча-1 сто путали ногу и .чтим мешали другим, J с опозданием становились в строй. А зю говорило о том. что требуется большой труд но привитию бойцам стр<н>вой в ы у ч - ! , кн. 1 Наряд} со строевыми занятиями, кото -! рые проводили командиры отделений и взводов, старшпна роты в вечернее время или до занятий организовывал разучива­ ние строевых песен. Это не только бод­ рило дух бойцов, но и заставляло каждо­ го лучше чувствовать ритм строевого шага. Под руководством старшины были разу­ чены такие донестиые песни, как «Песня о Красной Армии ч. музыка А. Александро­ ва. «Гвардейская походная . музыка В. Сдловьева-Се.дого и другие. Что же из­ менилось с той поры? Все. И ст]м>евзк выправка каждого, и .внешний вид. Поя­ вились у бойцов бодрость, особая слажен­ ность, можно сказать, красота в движе­ ниях. И Меркушев. шагая рядом с ротой, был неизмеримо счастлив. ■* * * Впервые мы познакомились с Меркупте- вым в кубрике... Так еод он какой, стар­ шина роты, о котором до встречи мы слы­ шали столько хорошего от командиров и бойцов! Перед нами стоял выше ср<чиего роста воин, с открытым лицом и прони­ цательными глАзями. Одет ОН в чистое, выглаженное обмундирование, хорошо идущее, к его стройной фигуре. СЛОВНО сшитое но заказу. Разговорились. О себе он рассказывал неохотно и заявил, что его служба такая же. как и у многих других... Молодой боец Меркушев показал себя в пергвые же дни службы исполнительным. Он быстро запоминал то. чему обучали его командиры, ловко действовал на заня ­ тиях. Примерного солдата назначили командиром отделен ия... Срок службы кончался. — Демобилизуюсь, помогу землякам в труде. — рассуждал он. Но мысль о том. что в таком случае на­ до расстаться г боевыми командирами, товарищами по службе, с которыми у не­ го было псе общее, заставляла его заду­ маться. \ туг еще заместитель командира по политчасти высказался за то, чюбы он. имеющий опыт, помог обучить воен­ ному делу НОВИЧКОВ, К о т о р ы е НрИДУТ ИЗ с м е т увольняемым и запас. '*4 ■f m m . 1 * HA CHI1MKE:# старший сержант Меркушев проверяет опу.клс- подчиненных. Фото И. Тимченко. П Меркушев решил оетатьгя на сверх­ срочную. Сначала было очень трудно справляться с обязанностями старшины Р-И-КТ. Молодых бойцов НУЖНО было учить всему: и быстро заправлять обмуплироьа- ние и постель, и содержать свои личные вещи, и выполнять распорядок дня. и многое другое. Приходилось быть в рас- положеиии {юты с утра до ночи... Наш 'разговор с Меркутевым прерыва­ ют подчиненные, докладывающие о (вы­ полнении его приказаний, а затем стар­ шину роты вызвал к себе командир... Видя, как чисто в жилом помещении, как заботливо размещены и заправлены койки, как. хороша в нем наглядная аги­ тация. нам невольно вспомнился рассказ командира: — Старшина стремится быть во всем первым. Ваять, к примеру, жилое помеще­ ние. В прошлом году оно на смотре было признано лучшим. Ныне кубрик, пожалуй, еще краше. Летом старшина получил не­ обходимые для ремонта материалы. Иод его руководством воины покрасили пане­ ли. пол и колонны, побелили стены и по­ толок. обновили наглядную агитацию... — Или inот другое. Старшина как-то увидел в соседнем подразделении макет охраняемых об’екю в для инструктажа ка­ раульных. «Мы сделаем у себя лучший». — сказал он. И вскоре вес любовались хорошим макетом. — Выло и такое. Захожу в каптерку. Вижу: щтизошли изменения. Личные ве­ ши бойцов в особом порядке. Каптенар­ мус мне об’яснает: < Вчера старшина с рядовым Кутузовым построили перего­ родки для в?шей каждого отделения. Те­ перь хорошо, б ^ пти быстро можно отыс­ кать...». Любит Меркушев поря ток во всем, он требователен. Внутренняя служба с готе налажена хорощо. Не случайно, когда надо было решить, в чьем подразделении провеггп учебно- методические занятия с офтще-рекдгм и старшинским составом по организа­ ции внутренней службы и потшка. командир и его заместитель назвали роту, где служит старший сержант Меркушев. Это налагало большую ответственность на командиров и бойцов. Ведь офицеры и старшины должны увидеть пример того, как надо выПолпять распорядок дня. Старшина волновался. По опасения был;: напрасны. 5*че^но-методические запятил лрпш.ти успешно. Командиры п старшины заявили, что онп здесь почерпнули для се­ бя начало полезпого. Об этих занятиях хорошо отозвался и старший начальник. •ь * * После службы <г Вооруженных Силах ГСП* в»*ю жизнь человек помнит о коман- дирах-воспитателях. По чаще на память приходят те, кто пыл ближе. ря- д<»м. кто делил и радость и трудности ‘во­ енной службы. Комап тиром, о котором бывшие военнослужащие будут чаще вспоминать, и является стпрпптна роты I Меркушев. 1 В. КУКОВАЛЬСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz