На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 сентября 1 9 5 5 г., № 231 (5 3 0 3 ). На торпедном к Побей в современном бою немыслима без твердых знаний каждым членом эки пажа своего корабля, оружия, техники. Поэтому с первого дня пребывания матро са на торпедном катере мы ставим перед ним задачу — настойчиво изучать вве ренную ему технику. По плану боевой подготовки у нас ре гулярно проводятся с личным составом за нятия по специальности. Помимо этой учебы, систематически организуются тех нические собеседования по отдельным воп росам устройства корабля л оружия. Если у молодых матросов возникают какие-либо трудности, к ним на помощь охотно при ходят старослужащие, более опытные и внаюшие воины. II все же, несмотря на наличие всех этих форм повышения воин ского мастерства, очень многое зависит от самого матроса, от его старательности, прилежания, настойчивости в учебе. На нашем катере служит радиометрист старший маттюс Сурин. Помню, на пер вых же занятиях по устройству корабля я обратил внимание на исключительную любознательность молодого моряка. Он интересовался даже- вопросами, которые не имели непосредственного отношения к его спепиальности. — Ты же радиометрист, какое тебе дело до других механизмов? — спрашивали в перерыве Сурпна товарищи. Моряк на это резонно отвечал: — Как же можно служить на катере и ве знать принципа работы его техниче ских срезстш. не уметь пользоваться его оружием? Ведь устав обязывает нас от лично изучить свой корабль. А насчет того, что радиометристу, помимо его заве дывания. ничего знать не надо, тоже не верно. Разве во время войны мало было примеров, когда штурманскому электрику приходилось заменять радиста, боцману — комендора, а комендору становиться к торпедному аппарату. И Сурин продолжал упорно учиться. Одним из первых он сдал зачет по ус-трой ству катера. С большим упорством ста рательный моряк изучил свое сложим? за веш в а иие. Мне не раз приходилось наб людать. как в свободное от учебы время он сидел над схемами и инструкциями. А сколько хлопот Сурин доставлял более опытным радиометристам! Он обращался к ним с различными вопросами по устрой ству и эксплуатации вверенной техники, просил об'яснить схемы, спрашивал, как устранять те или иные неисправности, ко торые могут произойти в походе. Теперь старший матрос Сурин один из лучших радиометристов подразделения. Недавно в ‘морс произошел такой слу чай. Экипаж катера отрабатывал сложную ж ответственную задачу. «Противник» на ходился где-то в этом районе. От радиомэт- риста требовалась повышенная бдитель ность. чтобы обнаружить цель на самой предельной дистанции. Но тут произотпло непредвиденное событие. По вине одного из специалистов вышел из строя меха низм. В цепи, подающей ток к заведыва- нию старшего матроса Сурина, исчезла электроэнергия. Как быть? Своевременное решение задачи Mj? r.io сорваться. Тогда к командиру обратился старший матрос Су рин: — Разрешите мне ликвидировать не исправность. — Сможете? — переспросил офицер. — Приходилось такую работу выпол нять на тренировках в базе. — ответил радиометрист. — Сколько вам понадобится времени? Сурин назвал срок, который был зна чительно меньше нормативного. Командир понял: если старший м атрог уложится б это время, тогда катер успеет выполнить задание. — ЛаваГгге, действуйте! — одобрил офицер. Классный специалист Сурин сдержал свое слово. Вскоре механизмы снова рабо тали безотказно. Катер успешно решил поставленную задачу. Этот пример убедительно показывает, как необходимо каждому члену экипажа в совершенстве владеть своим оружием, отлично знать устройство и технические средства родного корабля. Много полезных знаний приобретают моряки во вг**мя у ч е н и й по борьбе за живучесть, когда > ма тросов есть возможность на деле показать твердые знания .корабля, его техники и оружия. Об одном та>ком занятии расскажу под робно. ... На катере об'явлена боевая тревога. Начинаются тренировки по борьбе за жи вучесть. — «Пробоина» в кубрике личного состава, вода быстро затопляет отсек! — докладывает старший матрог Кузнецов, в чьем заведывании находится ато поме щение. Старшему матросу опмакоеу, штурманскому электрику, дается команда заделать пробоину, откачать воду. В отсе ке темно, все задраено. Нужно знать, где. лежит аварийный материал, где вклю чается свет, где находится специальный фонарь, где установлен клапан осушения. Туго пришлось бы Зимакову, еслп бы он заранее не изучил все это. Водь теперь ему в условиях, более сложных, чем бы вает на занятиях по специальности, при дется продемонстрировать на практике свои знания. Старший мятрос Зимаков действует быстро и безошибочно. Аварийный материал под руками штур манского электрика. Фонарь на месте. Вот уже открыт клапан осушения. П р о х о д и т немного времени, и старший матрос Зимаков докладывает: — Пробоина заделана. Вода из кубри ка откачивается ручной помпой. Командир прикалывает торпедисту стар шему матросу Еремину запустить вспомо гательный двигатель, откачивать «яоду. Хотя Еремин по специальности не мото рист. но он уверенно, со знанием дела за пускает двигатель. Вода из кубрика те перь откачивается значительно быстрей. Старший матрос Еремин внимательно на- Водитель иколай Паюсов олюда^т за температурой двигателя, за оборотами, точно соблюдая трэбовання ин струкции. Наконец, вода из кубрика от качана. Поступает новая вводная: — Ранен комендор носового орудия. Заменить ого приказано мотористу ма тросу А. Смирнову. В моторном отсек* его обязанности одн<временно со своими выполняет один моряк. Только отлично: знание техники помогает ему успешно об служивать сразу два лаведыванпя. А ма т р о с Смирнов в это время занял место ко мендора на турели. — Вышел из строя ап«егат запирания ствола. — дает вводную офицер. Смирнов выполняет ее верно, но слиш ком медленно. Чувствуется, что он давно уже не получал такой вводной. К о ч я н ш р заставляет его повюрять свои действия до тех п о р . пока матрону Смирнову не удается уложиться в нормативное время. Старшие матросы Еремин, Зимаков. Су рин всегда добросовестно, с полной отта- чей спл относятся .к таким учениям и тре нировкам. Хотя Ф о р м а л ь н о они не имеют отношения к машинной группе, «воины с интерком слушают об'яснения стар шины команды мотористов старшины 2 статьи Корнеева о том. как правильно обслуживать двигатели во время работы. Моряки тщательно изучают инструкции и в случае необходимости смогут с, успехом заменить мотористов. Одновременно Зима ков. Еремин и Сурин продолжают нас тойчиво изучать и вверенное им з а в е . т ы - гаание и охотно перелают накопленный ; опыт молодым товарищам. Недавно на катер прибыл молодой ма трос Тарарыков. Пока его назначили дуб лером штурманского электрика. Старший матрос Зимаков заботливо обучает ног.ич- ка. показывает необходимые приемы, по рой затрачивая на это тремя отдыха. оп'- ясняет принцип работы механизмов. Не. отказывают в тюмопш молодому матросу и другие воины. Старшина 2 статьи Кориф ея помогает ему лучше изучить устройство катера, старший матрос Ерсмин знакомит воина с папедываниеч торпедиста, старший матрос Сурин рассказывает о принципах ртог»ты механизмов, которые обслуживает радиометр ист. Можно не сомневаться, что ос.ти матрос Тарарыков будет и впре.ть с таким же старанием изучать корабль, его оружие и техппку, он через некоторое время станет <в ряды передовых специа.ти- стов экипажа. Конечно, лучите всего поспать вег тон кости воинского мастерства можно в мог*\ •в походах. Именно в плавании, решая практические задачи в обстановке, макси мально приближенной к боевой, п р и в е ли настоящие, глубокие знания и Зима- кев. п Корнеев, и Сурин, и Еремин и мно гие другие передовые наши воины. Вот с кого следует брать пример молодым матро сам. чья почетная служба на северных морских рубежах любимой Ротины только начинается. Старший,-лейтенант В. ОСАДЧИИ. Б д и т е л ь н о с т ь в о и н а Ряхееей Боробкин. проходя берегом за лива, увидел на воде странный плаваю щий предмет. «Что бы это могло быть?» — подумал солдат. В это время волна обнажила длинный Kopnvc торпеды. Еще несколько минут, и волча может повре дить ее о прибрежные камни. О замеченном он доложил командиру и попросил у него разрешения спустить на воду шлюпку. ПолучнБ добро, рядовой Коробкин вскоре подошел к плаваюшей учебной торпеде и отбуксировал ее к бе регу. С помощью подоспевших товарищей вытащил ее из воды. Спустя некоторое время из базы при шел торпедный катер и взял торпеду. Командир катера поблагодарил солдата за бдительность и находчивость. Рядовой Р. ГОСТЕВ. Старший матрос Паюсов проявляет большой интерес к техническим зна ниям. Он читает специальную литера туру. делает записи в тетради. Теоре тическую учебу тов. Паюсов тесно увя зывает с, практикой. Это позволяет ему <в полной черт использовать замеча тельные качества автомашины. Часто можно 'видеть, как водитель Паюсов раз’ясняет кому-либо из подчиненных устройство автомобиля, делится с со служивцами СВОИМ ОПЫТОМ вождения машины. У шофера Ре.иникова гсес шло хорошо, пока он .водил автомобиль знакомой ому марки, а когда ему вручили новую ма шину. возникли трудности. Видя это. Паюсов поинтересовался, в чем причи на. Оказалось, что Рейников не мог п р и выхо,v из строя наладить одну из час тей. Но совету тов. Паюсова Репник-ов внес некоторые изменения в систему пи тания мотора. Это помогло Репникову избавиться от простив. Вшгмательно следит за работой своих подчиненных Паюсов. Однажды, прове ряя машину шофера матроса Шкребе.ц, он обнаружил, что провод от аккумуля тора без изоляции. Паюсов строго пре дупредил подчиненного: — Разве можно так относиться к тех нике! — сказал он. — Это к хорошему не приведет. — Недосмотрел я. — тгрттзнллся ма- ттюс. — В другой раз не допущу та кой оИЛОТП НОСТИ ... Передовой ШО<1юр Не ТОЛЬКО искусно ВОД1ГГ машину, но и СТРЕМИТСЯ, чтобы она не делала простоев, о <вссх задерж- ках докладывает своему командиру. Дис циплинированный сам. оп укрепляет ус тавной порядок в своем отклоняй . Его подчиненные — передовые нюфе.ры . Старший матрос Паюсов по-хозяйски бережет свою машину, грамотно эксплу атирует и оболтает от нрожтевречон- ного износа ее механизмы. Действует он при ЭТОМ В строгом оютветствип с наставлениями и инструкциями. Осо бенно п р и д и р ч и в о Плюсов проверяет свою машину перед выходом на линию. Недавно Николай Паюсов вместе со свопми подчиненными Н1кпесец и Рез никовым в течение нескольких с у т о к выполняли ответственное задание и справились с ним успешно. Текст В. ЛЕОНОВА. Фото И, ТИМЧЕНКО. -О' Связь работает бесперебойно О СТАРАТЕЛЬНО строительстве об'рхта трудятся на младший сгр- Стремясь достойно встретить приближающийся XX с ’езд КПСС, матросы и сержанты нашего подразделения с еше большей энергией взялись за боевую учебу. Недавно предстояли сложные учения. Связисты тщатель но готовились к ним. Много пришлось потрудиться отлич никам боевой и политической подготовки сержанту Кускову и старшему матросу Радюк. Воины понимали, какая ответ ственность возложена на них. и поэтому старательно подго товили материальную часть. Возросшее мастерство на учениях показал личный со став передвижных оадиосррдств. Обслуживающие станцию комсомольцы радиомеханики Кучумов. Седуро. Минчук и электромеханики Драньков и Бульонное з короткий срок овладели сложной техникой и содержат ее в постоянной боевой готовности. Это позволило обеспечить часть надежной радиосвязью в период учении. Матрос Е. МОИСЕЕВ. ж а к т Масличенко. старший матрос £ Петриченко и матрос Домлшевский. |] i| Они с каждым днем наращивают тем- , пы п труде. С. Королев. О ВСЕГДА в чистите и порядке содержатся лыпедываиия старших ма тросов Петрусас. Маклака и других. Готовясь к зиме, они утеплили а гре гатные. Этим воины улучшили усло вия для работы. Старший матрос Б. Гензсдь. К о м с о м о л ь с к а я ж и з н ь Не упускать основного в подготовке к обмену комсомольских документов По решению III Пленума ЦК ВЛКСМ с I января 1956 года ио 1 января 1У57 года будет проведен обмен комсомольских билетов и учетных карточек. Основное, внимание в подготовке к этой важной .кампании должно быть обращено на орга низационно-политическое укрепление ком сомольских организаций, устранение недо статков и запущенности в учете членов ‘ЗЛНСМ, на приобщение всех членов ВЛКСМ к активной работе в комсомоле. Многие руководители комсомольских ор ганизации наших подразделений успешно выполняют указания Пленума. Так, н:ш- ример. бюро, членом которого является тов. Ржепишевский. в этот период стало активнее мобилизовать комсомольцев па борьбу за личную примерность в учебе и службе, деятельнее помогать .командиру -в решении задач, поставленных пегим лич ным составом. На общих собраниях и заседаниях бюро здесь обсуждаются насущные вопросы. Но ним принимаются решения, направленные на быстрое и высококачественное выпол нение производственного плана, на повы шение культуры в эксплуатации техники, на укрепление воинской и трудовой дис циплины. Выполняя волю членов сво'й организации, активисты иропагандир} ют воинские уставы. Присягу и передовой опыт. На собрании с повесткой дня: Выть отличником боевой и политической ПОДГОТОВКИ — долг каждого Комсомольца* справедливая критика раздавалась в адрес Иоташкипа и Салтыкова, срывавших план, нарушавших воинскую дисциплину. Коллектив потребовал от них исправить ся и порекомендовал брать пример с тт. Нестерова, выполнившего полугодовое за дание на 151 процент. Колесникова, уже реализовавшего годовую норму выработ ки. равняться в труде на членов комсо мольской организации подразделения, по лучившего переходящий при- за отлич ные производственные показатели и при мерную воинскую дисциплину. Об опыте, этих передовиков было под робно рассказано молодежи. В настоящее время члены бюро Федор- цов и Шерстюкпв готовят тсмати’геский гечер «Военная присяга — клятва совет ского воина на верность Родине ». Наряду с вощюсами производственного характера и состояния дисциплины бюро включает .в повестку дня собраний задачи по изучению и пропаганде важнейших 1 >е- шений партии и правительства, улучше нию виутрикомсомпльской работы. Все это поднимает престиж комсомольской орга низации в глазах личного состава. Не случайно в от адрес начали поступать «гг молодежи заявления с просьбой принять г. ряды ВЛКСМ. Уже удовлетворена просьба нес коль к-пх товарищей, я матросы Ельцин и 1Иглов гпт<вятся к вступлению в ком сомол. Члены бюро помогают этим воинам. Тов. Косогор, панример. для всей молоде жи сделал доклад «Боевой путь комсомо ла ». В результате -работы командира, полит работников. партийной и комсомольской организаций, в итого усилий велго лично го состава за первое полугодие часть пе ревыполнила производственный план. На заседании бюро и на общем собрании членов ВЛК<’М также обсуждался вопрос о порядке обмена комсомольских докумен тов и задачах по проведению этой работы. Выполняя принятые здесь решения, чле ны оюро хорошо подготовили ряд меро приятий. В их числе тематический вечер «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет! . Члены ВЛКСМ Филиппов. Домнин. Гладышев и другие в своих выступлениях рассказали о важнейших этапах истории комсомола. Тов. Иазенко художествен на оформил к вечеру стенд -“Боевой путь комсомола». Вечер надолго заяюмнился воинам. Но иодраз.делениям была проработана с комсомольцами инструкция ПК ВЛКСМ «О продолении обмена комсомольских до кументов-. Выполняя поручения бюро, ак тивисты провели беседы о значении пред стоящего обмена документов. Проводя индивидуальные беседы, членя бюро выявили ряд неточностей в комсо мольских билетах и в учетных карточ ках. Так, у тов. Степан гока в обоих доку ментах была „ ошибка в фамилии, у тов. Демидовича в комсомольском би лете были подтирки и подправки, у т«в. Епифанова р. комсомольском билете и учетной карточке персиутапо отчество. Вгоро рассмотрело персональные дела всех комсомольцев, в документах которых вслкм-ились дефекты, и приняло соответ ствующие решения. Члены бюро оказали помощь командиру в проведении ряда культурно-массовых и спортивных мероприятий: культпоходов в театр, в музей Северного Флота: спортсме ны части выступали в ответственных со ревнованиях и заняли второе место. Видя активную и слаженную работу членов бюро, комсомольцы стали чаще ж лучше выступать с <*'ссдами перед мо лодежью. больше рассказывать ей о слав ном пути ВЛКСМ, о наградах, которых он удостоен. В'-е это дает право сделать вывод, что организания к обмену комсо мольских документов подойдет с. новыми успехами, еще более сплоченной и дея тельной. В подготовке и проведении обмана ком сомольских документов должен быть обе-« спечен максимум осторожности и товат>и- преского внимания к каждому члену ВЛКСМ. Это требование Центрального Ко митета в ряде организации не выполняет ся. И постановке членов ВЛКСМ на пос тоянный учет иногда допускается бюро кратизм. Так. например, из-за бездеятель ности и беспечности бывшего секретаря комсомольской организации ю з . Качалпна на протяжении восьми месяцев ше-мъ чле нов ВЛКСМ не были поставлены на учет. Инструкция <-0 проведении обмена ком сомольских документов с членами ВЛКСМ здесь не изучена. В другой комсомольской организации член ВЛКСМ Нарняйнен с 1952 года не состоял на учете. Здесь же имеются учет ные. карточки на выбывших комсомольцев. Удивительно, что члены бюро пе знают и не стараются узнать, ги да выбыли эти товарищи. Многие комсомольцы Флота У в о л ь н я ю т ся в запас. На их место приходит моло дежь. В этот период на членоз бюро воз лагается ответственная задача — всех вы бывающих снять <• учета, а всех прибы вших товарищей своевременно поста вить на постоянный учет. Необходимо т а к ж е , не. .-ер~«:я времени, по-настоящему взяться за у' • ! • [ ! , недостатков в уче те всех членов ВЛКСМ. Старший лейтенант И. РОМАНЕНКО. Ь.-ГЛ-НГ- Ш'*—-т-т—г г г - - - ■!' - • ■ fjr*'''' Ч,':? НАШИ СВЕРХСРОЧНИКИ С Т А Р Ш И Н А РОТЫ Заполярная ночь. Тихо. Внезапно без молвие нарушили две короткие автомат ные очереди, и далеко ва холмами их пов торило отзывчивое эхо. Они. будто услов ный сигнал, возвестили о начале учебных стрельб роты*. На огневой рубеж один за другим выхо дят бойцы. Каждому из них предстоит выполнить одно из сложных упражнений — поразить из автомата д в и ж у щ у ю с я ми шень двумя-тремя очередями, всего не сколькими патронами. Это — довольно сложные стрельбы. Звучат команды, затем очереди... Неко- теярые пз воинов, несмотря на напомина ния командиров о необходимости быть хладнокровными в минуты прицеливания, волнуются. Это в какой-то степени влияет на результат стрельбы... Подчиненные следили за каждым дви жением старшины р о т ы Меркушева. когда он вышел на огневой рубеж. Знак «От личный стрелок» и значок стрелка-раз рядника на груди старшего сержанта крас норечиво говорили о его стрелковом ма стерстве. Когда команда была подана, старшина быстро прицелился, взяв необходимое уп реждение. и. затаив дыхание, плавно на жал на спусковой крючок... Через не сколько минут был известен результат: пули легли в цель. Бойпы были рады и тому, что в роте есть еше одно «отлично», и тому что у них воспитатель — мастер огня. Даже рядовой Поповкпн. к которому Мер- кущев. как ему казалось, неоднократно «придирался» за грязное оружие, смотрел на старшину роты с уважением... * * -ее Лицо Меркушева было сосредоточенным. То оно светлело — старшин сержант улы бался про себя, то брови хмурились и ли цо становилось строгим. Глаза быстро бе гали по строкам. Видно было что книга, которую он читал, очень его заинтересо вала. Любит Мерку гаев читать. Особен») ув лекают его произведения литературы на военную тему — о Великой Отечествен ной войне, об учетных буднях f o h h « r в мирные дни. За последнее время, напри мер, старший сержант прочитал книги «Радуга» и «Люди с чистой совестью». Меркушев был подростком, когда шли грозные сражения на полях Великой Оте чественной войны. О боях он представляет ио рассказам тех, кто с оружием в руках за щищал Отечество, но в основном из книг. А знать о минувшей (войне необходимо. Сама жизнь подсказывает зто. В службе не все идет гладко. То кто-нибудь из бой цов нарушит устав, то, узнав немногое, возомнит себя всезнающим. Побеседовать с такими по душам, убедить их в непра воте, предостеречь от дальнейших ошибок — долг командира. Старшине роты неод нократно приходилось беседовать с. так называемыми «провинившимися*'. О не дисциплинированности или ошибках от дельных воинов Меркушев говорит прямо и откровенно и в подтверждение приведет поучительный пример, о котором он чи тал или слышал, раз'яснит, к чему при водили подобные нарушения дисциплины или оплошности бойца в боевой обстанов ке. Рядовой Ноповкин имел ряд замечаний по слуясбе. Старший сержант часто за думывался над тем, как помочь воину, вспоминал, как поступали в таких случа ях опытные командиры. Меркушев не только раз’яснял Поповкииу. что ю т сто ит на неправильном пути, но среди его товарищей высказал мысль, чтобы воз действовать на него коллективно. Это по могло. За последнее время командиры ни чего плохого за бойцом не замечают. Не что иное, как чте и»е литературы, позволило члену ВЛКСМ Меркушеву ин тересно построить беседу «Советский во ин, свято выполняй Присягу», с которой он выступил перед личным составом. Го воря о моральном облике советских бой цов. он подробно .рассказывал о Юрия Смирнове, АлексаЛрс Матросове, о героях- краснодонпах, которые не пожалели сво их жизней m борьбе с врагом. Меркушев привел нетапнме примеры добросовестно го служения Родине передовыми вои- 1нами роты. А их начало... Рядовой Брезин стоял на посту. Пн внимательно следил за охраняемым объ ектом. Вдруг он заметил, что череа забор на территорию об’екта пытается пере лезть человек. Часовой остановил неиз вестного. а затем выстрелом вверх сооб щил о случившемся. Пробирающийся к обекту был задержан... Изо дня в день повышают боевое мастерство рядовые Халецкий, Лнутцик, Щербак, младший сержант Лобанов и .тру т е . На последних стрельбах пули, выпущенные ими из ручных пулеметов, поразили цель. Это — примеры для подражания. Их и использует комсомолец в своих бееетах с подчиненными. 4 -А * Рота стройной КОЛОННОЙ шла К военно му городку. — Газ, два, три! — порой коман довал старший сержант, присматриваясь к движениям бойцов. Пнн шагали молодцева то. no-уставному. Как не похож был зтот слитный строй на ю т . который составля ли яти же бойцы в недавнем прошлом! Тогда они чувствовали себя ?. строю как- то связанно, необычно, да и к военной Форме пе успели привыкнуть. Ряювые Гузенков и Мартыщенков ча-1 сто путали ногу и .чтим мешали другим, J с опозданием становились в строй. А зю говорило о том. что требуется большой труд но привитию бойцам стр<н>вой в ы у ч - ! , кн. 1 Наряд} со строевыми занятиями, кото -! рые проводили командиры отделений и взводов, старшпна роты в вечернее время или до занятий организовывал разучива ние строевых песен. Это не только бод рило дух бойцов, но и заставляло каждо го лучше чувствовать ритм строевого шага. Под руководством старшины были разу чены такие донестиые песни, как «Песня о Красной Армии ч. музыка А. Александро ва. «Гвардейская походная . музыка В. Сдловьева-Се.дого и другие. Что же из менилось с той поры? Все. И ст]м>евзк выправка каждого, и .внешний вид. Поя вились у бойцов бодрость, особая слажен ность, можно сказать, красота в движе ниях. И Меркушев. шагая рядом с ротой, был неизмеримо счастлив. ■* * * Впервые мы познакомились с Меркупте- вым в кубрике... Так еод он какой, стар шина роты, о котором до встречи мы слы шали столько хорошего от командиров и бойцов! Перед нами стоял выше ср<чиего роста воин, с открытым лицом и прони цательными глАзями. Одет ОН в чистое, выглаженное обмундирование, хорошо идущее, к его стройной фигуре. СЛОВНО сшитое но заказу. Разговорились. О себе он рассказывал неохотно и заявил, что его служба такая же. как и у многих других... Молодой боец Меркушев показал себя в пергвые же дни службы исполнительным. Он быстро запоминал то. чему обучали его командиры, ловко действовал на заня тиях. Примерного солдата назначили командиром отделен ия... Срок службы кончался. — Демобилизуюсь, помогу землякам в труде. — рассуждал он. Но мысль о том. что в таком случае на до расстаться г боевыми командирами, товарищами по службе, с которыми у не го было псе общее, заставляла его заду маться. \ туг еще заместитель командира по политчасти высказался за то, чюбы он. имеющий опыт, помог обучить воен ному делу НОВИЧКОВ, К о т о р ы е НрИДУТ ИЗ с м е т увольняемым и запас. '*4 ■f m m . 1 * HA CHI1MKE:# старший сержант Меркушев проверяет опу.клс- подчиненных. Фото И. Тимченко. П Меркушев решил оетатьгя на сверх срочную. Сначала было очень трудно справляться с обязанностями старшины Р-И-КТ. Молодых бойцов НУЖНО было учить всему: и быстро заправлять обмуплироьа- ние и постель, и содержать свои личные вещи, и выполнять распорядок дня. и многое другое. Приходилось быть в рас- положеиии {юты с утра до ночи... Наш 'разговор с Меркутевым прерыва ют подчиненные, докладывающие о (вы полнении его приказаний, а затем стар шину роты вызвал к себе командир... Видя, как чисто в жилом помещении, как заботливо размещены и заправлены койки, как. хороша в нем наглядная аги тация. нам невольно вспомнился рассказ командира: — Старшина стремится быть во всем первым. Ваять, к примеру, жилое помеще ние. В прошлом году оно на смотре было признано лучшим. Ныне кубрик, пожалуй, еще краше. Летом старшина получил не обходимые для ремонта материалы. Иод его руководством воины покрасили пане ли. пол и колонны, побелили стены и по толок. обновили наглядную агитацию... — Или inот другое. Старшина как-то увидел в соседнем подразделении макет охраняемых об’екю в для инструктажа ка раульных. «Мы сделаем у себя лучший». — сказал он. И вскоре вес любовались хорошим макетом. — Выло и такое. Захожу в каптерку. Вижу: щтизошли изменения. Личные ве ши бойцов в особом порядке. Каптенар мус мне об’яснает: < Вчера старшина с рядовым Кутузовым построили перего родки для в?шей каждого отделения. Те перь хорошо, б ^ пти быстро можно отыс кать...». Любит Меркушев поря ток во всем, он требователен. Внутренняя служба с готе налажена хорощо. Не случайно, когда надо было решить, в чьем подразделении провеггп учебно- методические занятия с офтще-рекдгм и старшинским составом по организа ции внутренней службы и потшка. командир и его заместитель назвали роту, где служит старший сержант Меркушев. Это налагало большую ответственность на командиров и бойцов. Ведь офицеры и старшины должны увидеть пример того, как надо выПолпять распорядок дня. Старшина волновался. По опасения был;: напрасны. 5*че^но-методические запятил лрпш.ти успешно. Командиры п старшины заявили, что онп здесь почерпнули для се бя начало полезпого. Об этих занятиях хорошо отозвался и старший начальник. •ь * * После службы <г Вооруженных Силах ГСП* в»*ю жизнь человек помнит о коман- дирах-воспитателях. По чаще на память приходят те, кто пыл ближе. ря- д<»м. кто делил и радость и трудности ‘во енной службы. Комап тиром, о котором бывшие военнослужащие будут чаще вспоминать, и является стпрпптна роты I Меркушев. 1 В. КУКОВАЛЬСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz