На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

2 На с т р а н г е З а п о л я р ь я 28 сентября 1955 г., Ns 230 (5382). Комендоры главного калибра Та стрельба была важной вехой в бое­ вой подготовке артиллеристов батареи и поэтому со многими деталями запечатле­ лась в их памяти. Направляемые умелыми руками комен­ доров, снаряды и заряды конвейером шли из глубины погреба в стволы орудий, и залпы размеренно, раз за *разом сотрясали башню. В этот момент мысль каждого ма­ троса, старшины и офицера работала осо­ бенно отчетливо. Когда очередной заряд, поданный в камору старшим матросом Майстренко, не скользнул по стенкам ствола легко, как обычно, а, неверно по­ данный, затрепыхался в нем,* замочный Визгалин почувствовал, что заряд не до­ шел до места. Он резко остановил движе­ ние плеча, коротко и энергично подтолк­ нул заряд и тотчас запер замок. Звуки •ревуна переросли в гул выстрелов, и у воинов сразу отлегло от сердца.^ Орудия откатились, обдав моряков волной горяче­ го, пропитанного пороховой гарью воздуха. Казалось, сама установка издала могучий вздох облегчения. Умолкла канонада, и напряжение спало. Осталась удовлетворенность успешным выполнением задачи, своим трудом -и дей­ ствиями товарищей. Героем дня был стар­ шина 2 статьи Визгалин. Он спас поло­ жение. и в его адрес сыпались похвалы. Однако командир орудия не откликался на них. Молчал и главный старшина Ко- ванжи. Оба понимали, что ошибка Майст- ренко — не случайность. Открылась про­ реха в подготовке специалиста. Моряки мысленно искали, что же упущено в ходе учебы, что еще несовершенно в ее орга­ низации. Эти вопросы не давали старши­ нам покоя. Тренировался Майстренко нередко и прилежно... А главное, перед походом офицер рассказал, как на одном из кораб­ лей из-за ошибки заряжающего артилле­ ристы завалили стрельбу. Тогда матрос также не дослал до конца заряд и замоч­ ный «закусил» его затвором, помял. Хо­ рошо, что порох не воспламенился... Кажется, это должно было предупредить Майстренко от неверного шага, насторо­ жить его. И все-таки ошибка ф повтори­ лась... Почему? Ко времени возвращения в базу стар­ шина команды Кованжи уже смог об’яс- нить офицеру причину неудачной, как он оценивал, стрельбы. Оказывается, вес тре­ нировочного заряда не соответствовал ве­ су боевого заряда. Хотя матросы отшли­ фовали точность движений, при фактиче­ ском ведении огня им не всегда удава­ лось правильно рассчитать силы и быст­ роту выполнения приемов. — Надо эти величины привести к об­ щему знаменателю. — сделал вывод, глав­ ный старшина. — Верно, — живо отозвался командир подразделения, не замечая «образности» речи подчиненного. — Кстати, не изме­ нить ли нам -и форму деревянной болван­ ки? — спросил офицер и поднял на глав­ старшину глаза. От них разбежались лу­ чи морщинок и сделали взгляд глубоким и лукавым. — Что, если стесать середи­ ну, чтобы по краям были выступы? Так пожалуй, усложним заряжающим работу.. Чуть ошибся — зацепил буртиком. Сразу видно — неправильно бросил, промахнул­ ся. Так ведь?.. По указанию старшины команды матрос Васин несколько дней пилил и строгал Дерево, сшивал куски парусины. И вот двенадцать, так называемых уменьшен­ ных. зарядов стояли в стеллажах. Васин любовался ими, довольный, что выпол нил работу точно по эскизу. Но он еще не представлял, как много будут значить эти одетые в парусину деревянные штанги. А их использование на тренировках решило вопрос качественной подготовки целого звена корабельных артиллеристов-заряд ных и тем самым повысило уровень боевой выучки комендоров. Совсем небольшие изменения были вне сены в ход тренировок, а результаты ра зительны. На практических занятиях за- смена комендоров не должна повторять рядные очень быстро отшлифовали точ­ ность действий в любых условиях. Теперь ни один пз них не допускает ошибок в работе на боевом посту, впрочем, как и все комендоры главного калибра. Они не хвалятся достижениями. Но на вопрос, как -идет служба, матросы, стар­ шины и офицеры с достоинством отвеча­ ют: «Задачи сдаем неплохо, за год не имеем ни одного пропуска* Сказано скромно, а звучит гордо. Если артилле­ ристы стреляют без пропусков в течение длительного времени — значит у^ них поистине четкая система взаимодействия между снарядным, зарядным, замочным, наводчиком — всеми номерами расчета башни. Много забот и трудностей, творческих исканий испытал каждый член коллекти­ ва. Всякий раз после ремонта главный старшина Кованжи с горечью отмечал, что даже опытные наводчики на первой тре­ нировке в море работают как будто на- ощупь. Уверенности в их действиях не чувствовалось — сказывался перерыв в практической учебе. Как восполнить этот пробел, если стоянки корабля неизбежны? Беспокойный характер у коммуниста Кованжи. Он не находил себе места, пона не получил ответа на свой вопрос, и не раз спрашивал командира подразделения, нельзя ли искусственно создавать для на­ водчиков качку. Выяснилось — можно, и без особых мудрствований. На очередной тренировке моряки убедились, как просто выглядело дело. Башню перевели на само­ управление, и электрик матрос Стригунен- &о беспорядочным вращением маховика наклонял ее в разные стороны. Успевай, навоачик, совмещай стрелки! Конечно, упрчжнения в этих условиях не заменяют работы при радиодальномер- ных учениях. Однако таким образом можно поддерживать ранее приобретенные навыки, обучать молодых матросов: Если хочешь, в любом деле добьешь­ ся успеха. Только будь пытливым, ини­ циативным, тажим, как Кованжи и многл другие моряки. Кажется способны ли на­ водчики выполнять наводку более точно, чем при отличной стрельбе. Главный старшина репгил, что это­ го нужно добиться. Перед трени­ ровкой он стал искусственно умень­ шать величину допустимых откло­ нений стрелки от индекса и тем самым поставил подчиненных перед необходи­ мостью повысить точность наводки. Пе справился комендор со свеей задачей — выстрела не будет. Жесткое условие! Соб­ людая его, наводчики невольно усили­ вают внимание и напрягают каждый мус­ кул. Здесь вырабатывается быстрота ре­ агирования на все изменения, расчетли­ вость. Эти качества и проявились при вы ­ полнении сложных задач у наводчиков Мо­ розова, Бапгилова и Бугреева. Старшего матроса Морозова сослуживцы видели на днях на сцене матросского клу­ ба. Взволнованный и радостный, он при­ нял из рук адмирала грамоту за успешное проведение стрельб. В груди моряка ярче вспыхнул огонь любви к своему благород­ ному делу, огонь молодости — неутоми­ мой, инициативной, любознательной. Сейчас воин трудится усердней, чем прежде, но уже на посту старшины. Ме­ сто Морозова занял молодой матрос Куд­ рявцев, и командир передает ему знания прилежно, как будто перекладывает пз души в душу. Пусть новичок станет до­ стойным звания наводчика башни главно­ го (калибра, почувствует себя настоящим бойцом, хозяином техники. — Чтобы не ошибаться, надо зрение и руки согласовать с прибором. — не сов­ сем четко высказывает Морозов Кудряв­ цеву то, что он испытал всем своим су­ ществом — власть над техникой. Подчиненный внимает каждому слову старших. Он уже понял — они рассказы­ вают то. что составляет их многолетний опыт. Вот уходящий в запас старшина 2 статьи Валюшко. Он учился на ошиб­ ках, борясь с ними шел к цели. Новая былых промахов. Необходимо поддерживать осевую готовность артиллеристов на прежнем уровне и повышать ее. П не случайно главный старшина Кованжи предложил старшине Валюшко поведать молодым воинам о «случае с пробкой». Суть дела в том, что при подготовке орудия к действию заведующий не открыл пробку на тормозе отката. Это действие не было записано в инструкции (нельзя же в инструкции предусмотреть все дета­ ли). Старшина знал, как поступил под­ чиненный, но ие смог поправить его. И другие комендоры не предполагали, что при стрельбе получится неисправность, ибо раньше технику готовили так же. Но при выполнении этой задачи комендоры дали много залпов. Когда же осталось сделать два выстрела, орудие перестало от­ катываться. Так урок мастерства стоил морякам двух пропускав. Тогда на подведении ито­ гов артиллеристы изучили причины неу­ дачной стрельбы. А сейчас об этом вспом­ нили вновь. П не напрасно. Разобрать ошибку — значит пройти очередную сту­ пень к вершине боевой выучки. Поэтому пригодится молодым воинам и сообщение о последних наблюдениях Кованжи. Он заметил, что после каждой стрельбы гайка, крепящая цепь стрельбы к стреля­ ющему приспособлению, ослабевает. Когда- нибудь клевант может соскочить. Пусть все специалисты имеют это в виду и, под­ готавливая материальную часть к дейст­ вию, будут более внимательны. Настойчивость Кованжи и Валюшко од­ нажды очень выручила их. Перед походом старшины полностью проверили цепь стрельбы. Она была в порядке, изоляция нормальная. Однако Валюшко предложил прострелять приспособление гальваниче­ скими трубками, хотя это раньше не дела­ лось. Попробовали — стреляющее не сработало. Оказалось, что в зазор кон­ тактной иглы попал кусочек эбонита. Цепь была прервана. Неисправность лег­ ко устранили, и стрельба прошла хорошо. Собственно, когда каждый моряк убежден, что он не может не выполнить своих обязанностей, долг честного совет­ ского человека, в успехе сомневаться нельзя. На днях на корабле выпустили радиогазету: «Отлично провести артилле­ рийскую стрельбу». Офицер в своей за­ метке отметил особую роль горизонталь­ ного навпдчпка на циркуляции п призвал матроса Ларченко работать расторопно. — Неужели вы сомневаетесь во мне? — обиженно спросил потом матрос команди­ ра. В море Ларченко справился со езоей задачей. Разумеется, неплохо, что ему на­ помнили об ответственности в решающий момент, но показательно — матрос не до­ пускает мысли о том, будто трудности, сложность обстановки могут помешать ему справиться с делом. Одновременно отдельные моменты по­ следней стрельбы огорчают. Заряжая ору­ дие, когда оно имело большой угол возвы­ шения. матрос Веденеев уронил снаряд. То же самое случилось с опытным комен­ дором старшим матросом Глушецким. Правда, пропусков не было, но ясно, что моряки давно не тренировались в подаче снарядов при большом угле возвышения. Казалось, после похода пробел будет не­ медленно восполнен. Однако с Веденеевым и Глушецким не проведено ни одной тре­ нировки. Хуже того, на этот раз не было даже разбора стрельбы. — Незачем. В ближайшее время мы не будем стрелять, — заявляет командир ба­ тареи. А как же боевая готовность корабля? Артиллерия главного калибра — его главная сила, и о.*» этом забывать нельзя. Выполнение учебных задач— не самоцель, а мера повышения могущества флота. По­ этому и нельзя упиваться успехами. Надо повседневно заботиться о совершенство­ вании боевого мастерства комендоров. Старший лейтенант Г. АНАНЬИН. К предстоящему обмену визитами советских и британских военных кораблей Р а с ч ё т с т р е л я л о т л и ч н о Корабль вышел в море для выполнения очередных стрельб... Вдали белеет щит. С главного командного пункта подаются данные. — Товсь... Залп... — командует стар­ шина 2 статьи Никишин. Комендоры действовали быстро, сла- женно и задачу выполнили с отличил! оценкой. Старший начальник, наблюдавший за стрельбой, об’явил благодарность личному составу расчета. Особенно отличились за ­ ряжающий старший матрос Козлов, навод­ чики старшие матросы Зверев и Яроше- вич. 3. ДОРОФЕЕВ. С любовью относится к сбережению боевой техники старший матрос Александр Дорманков. Его заведывание всегда в о т ­ личном состоянии и постоянной готов­ ности. НА СНИМКЕ : старший матрос А. Д ор ­ манков за установкой точности наводки артиллерийской системы. Фото И. Ннкишова. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Чтомешает повышению производительности труда на предприятии В настоящее время большее внимание уделяется крупнопанельному строительст­ ву. В связи с этим повысился спрос на железобетонные изделия и конструкции. Я работаю на заноде, который выпус­ кает железобетонные изделия. Коллектив у нас дружный, со своими задачами справ­ ляемся неплохо. Рабочие с воодушевле­ нием восприняли решения июльского Пле­ нума ЦК КПСС, взяли на себя повышен­ ные обязательства и сейчас стремятся встретить XX с'езд партии новыми тру­ довыми достижениями. Однако было бы неправильно закры­ вать глава на недостатки, которые у нас есть и пагубно отражаются па всем про­ цессе работы. Одним из этих недостатков являются простои механизмов из-за пере­ боя в снабжении строительными материа­ лами: цементом, щебенкой и др., а также по причине выхода механизмов из строя. В простоях механизмов есть, конечно, ви­ на и обслуживающего персонала. Они подолгу не проверяются, не смазывают:я, а все это ведет, в конце концов, к тому что механизмы отказывают в работе и затем приходится тратигь много энергии, чтобы получить какую-либо деталь для замены. Как правило, запасными частями наш завод снабжается плохо. Особенно не урегулирован вопрос со снабжением кабе­ лями для вибраторов. Нсгедко электри­ кам приходится изолировать провода тряпками, что строго запрещается инст­ рукцией. Несколько раз просили главного механика Рыжанова обратить внимание на это, но он обычно винит электриков, а мер никаких не принимает. На большинстве предприятии флота уже завершается подготовка к зиме: утепляют­ ся помещения, убираются из-под открыто­ го неба машины и стройматериалы. А у нас об этом и не думают. Паровое отопле­ ние в цехах неисправно, и с наступлением холодов это пагубно отразится на выпол­ нении плана. Хотелось бы затронуть и такой набо­ левший вопрос. Виб|юстолы в цехах рабо­ тают не на полную мощность, потому что не хватает вибраторив. Но своим тех­ ническим данным вибраторы расчитаны на одиночную работу, но очень часто бы­ вает. что они выходят из строя. Из-за этого останавливается весь механизм. А ведь если подумать, то можно устранить этот недостаток. Следует оборудовать виб­ рацию столов одним более мощным мото­ ром по принципу работы вибромельницы. Тогда и простоев не будет и улучшится качество изделий. Во время Женевского совещания Глав 1равительств четырех держав в июле это­ го года между Председателем Совета Ми­ нистров СССР Н. А. Булганиным и Премь­ ер-Министром Великобритании Антони Иденом состоялся неофициальный обмен мнениями относительно организации вза­ имных в и з и т о в кораблей военно-морских флотов СССР и Великобритании. В результате состоявшихся недавно пе­ реговоров между представителями совет­ ского военно-морского командования н британского Адмиралтейства была достиг­ нута договоренность об одновременном об­ мене визитами групп военных кораблей в текущем году. Было условлено, что отряд советских военных кораблей в составе крейсеров <■Александр Суворов» и «Свердлов», четы­ рех эскадренных миноносцев «Совершен­ ный», «Смотрящий», «Сметливый» и «Способный» под флагом Командующего Балтийским флотом адмирала Головко А. Г. посетит главную военно-морскую ба­ зу А нглии Портсмут с 12 по 17 октября. В это же время отряд английских воен­ ных кораблей под флагом Командующего флотом метрополии адмирала Майкла Ден­ ни в составе авианосца «Триумф», мин­ ного заградителя «Аполлоу» п эскадрен­ ных миноносцев «Декой», «Диана», «Чифтеин» и «Шеврон» посетит Ленин­ град. Организовано начать учебный год в сети партийного просвещения ☆ ☆ К занятиям готовы Электрик И. СУВОРОВ. Обеспечивать скрытность плавания подводной лодки /Одним из основных факторов, сопутст­ вующих успешному решению подводной лодкой любой задачи, является ее способ­ ность плавать продолжительное время и, находясь в заданном районе, ничем не вы­ давать своего присутствия. Скрытность плавания в боевых условиях приобретает особое значение. Во время Великой Отечественной войны подводники Северного флота незаметно проникали во вражеские фиорды и базы, топили там транспорты и боевые корабли противника, ставили мины, высаживали на побережье наших доблестных развед­ чиков. Одна лодка в течение более десяти суток находилась во вражеском фиорде. За это время она выходила два раза в мо­ ре.. успешно выполнила поставленную пе­ ред ней задачу и не была обнаружена противником. Однако стоит вспомнить и случаи, ког­ да из-за плохого наблюдения за обстанов­ кой. особенно^ за воздухом, нри нахожде­ нии подводной лодки в подводном пололее- нии бывали неприятности. Полярным летом подводная лодка воз­ вращалась из боевого похода с победой. Она шла в подводном положении. Наблю­ датели на очень близком расстоянии об- паружплп самолет противника. Лодка срочно погрузилась, но фашистский лет­ чик все же успел сбросить бомбы. Только его неточные действия спасли корабль ог повреждений. Между тем. каждому подвод­ нику ясно, что лодка была обнаружена в результате плохо организованного наблю- мния. Следовательно, говоря о скрытности плавания подводной лодки, нужно всепа помнить о наблюдении. Правильно орга­ низованное наблюдение всегда обеспечи­ вает скрытность. Возросшие требования современной вой­ ны. быстрое развитие боевой техники обя­ зывают подводников в напряясенной боевой учебе повседневно отрабатывать все меро­ приятия, обеспечивающие скрытное плава­ ние. Необходимо сейчас воспитывать у всего личного состава пр!гвычки и навы­ ки, которые нужны для победы в бою. Обеспечение скрытности плавания скла­ дывается из подготовки воинов к походу и действий в море. Прежде всего, целесо­ образно важность этого вопроса раз’яснить всем морякам. Для этого можно рекомен­ довать организовывать специальные заня­ тия. на которых следует постоянно на­ поминать подчиненным, что должен де­ лать каждый член экипажа повседневно в течение всей службы, чтобы быть готовым к скрытному плаванию. Перед каждым выходом в море целесо­ образно практиковать следующие меро­ приятия: проверить, чтобы в надстройке не было посторонних предметов (куска ве­ тоши, шлангов и т.д.), закрепить все лючки на палубе, подкладывая под края их резину, закрепить швартовные концы на вьюшках, опустить и закрепить шварто­ вые утки, проверить крепление аварий­ ных буев. Если на корабль принимали масло или топливо, надо тщательно про­ мыть надстройку водой; проверить гер­ метичность топливных систерн. В лодке необходимо закрепить столы, продукты, ящики с запасными частями и ключами, чтобы они не перемещались по настилу при кренах и диферентах. Все это обеспе­ чит акустикам хорошее наблюдение в под­ водном плавании. Кроме того, рулевые дол­ жны тщательно подготовить бинокли, а штурманский электрик — перископы (протереть, осушить и т. п.). Акустикам и радиометристам следует проверить исправ­ ность своих станций. Были случаи, когда из-за халатности отдельных старшин и матросов эти обя­ зательные мероприятия проводились не­ удовлетворительно. Тогда при длительном нахождении лодки в море, особенно в све­ жую потоду, разматывались с вьюшек швартовные концы, открывались лючкн и дверки, которые мешали акустикам вес­ ти наблюдение. Правильно выполняет свои обязанности боцман старшина 1 статьи Чурилов. А нз лодке, где боцманом главный старшина Чернуха, однажды перед выходом на вы­ полнение ответственной задачи не были закреплены по-штормовому продукты. Это, конечно, отразилось на боеготовности корабля. Скрытность плавания не является само­ целью. Ясно, что лодка не выдаст себя, если она не ищет противника, а, обнару­ жив^ его. уходит подальше. Задача в том, чтооы успешно выполнить боевой приказ и не позволить врагу обнаружить себя, в крайнем случае, хотя бы до конца опера­ ции. Очень важно правильно наладить акус­ тическое наблюдение, ибо при выполнении любой боевой задачи (торпедная атака, поиск кораблей противника, разведка) подводная лодка всегда находится под во­ дой и вести наблюдение приходится акус­ тическими установками. Следовательно, подготовке .акустиков, ^ их непрерывной тренировке и учеос должен сыть подчи­ нен каждый выход лодки в море. У нас немало хороших специалистов, которые в совершенстве знают технику и умело используют се при решении задач боевой подготовки, своевременно обнару­ живают шумы винтов кораблей, правиль­ но классифицируют цели и, тем самым, обеспечивают успех атаки, других дейст­ вий лодки, скрытность. К таким относят­ ся старшины 1 статьи Чернов, Перетять- ко. Пузиков. Чтобы повысить организацию визуаль­ ного наблюдения, как в подводном поло­ жении, так и на перископной глубине, нужно обратить внимание на подготовку вахтенных офицеров, учить их пользо­ ваться перископом. На одном из сложных боевых учений из-за плохого наблюдения вахтенного офицера Иванова подводная лодка была обнаружена и сфотографирова­ на самолетом. На друтой лодке ошибка старшего лейтенанта Зайцева привела к тому, что лодку в позиционном положе­ нии заметили с надводного корабля. Там, где хорошо организовано визуаль­ ное наблюдение, всегда соблюдается скрытность. Так, на учении вахтенный офицер Грукало своевременно увидел ^ в перископ самолет, и лодка ушла на гдуби- ну. Кроме всего прочего, следует соблюдать еще одно правило — безошибочно рассчи­ тывать время и место, где можно выбра­ сывать с п о д в о д н о й лодки мусор и остат­ ки пищи. При этом нужно банки из-под пищи продырявливать, чтобы они тонули. Подводникам предстоит упорная^ учеба, длительные походы. В них необходимо повседневно отрабатывать скрытность пла­ вания. Это один из элементов, обеспечива­ ющих высокую боевую готовность совет­ ского подводного Флота. Офицса Н. ЯМЩИКОВ. В нашей партийной школе подготовка к новому учебному году завершена. Пз чи­ сла наиболее подготовленных и опытных пропагандистов подобраны преподаватели. Среди них — тт. Меркулов. Томаровский и другие, чьи лекции и доклады не од­ нажды с интересом слушал личный со­ став. Преподаватели п о д г о т о в и л и тексты сво­ их первых лекций, часть которых уже об­ суждена на методических совещаниях, прорецензирована. Теперь авторы лекций устраняют ©скрытые в них недостатки как по содержанию, так и по методике из­ ложения материала. Годовой план обсуждения лекций дове­ ден до всех пропагандистов школы. Работник политотдела провел беседу с преподавателями. Здесь вскрыты недо­ статки, имевшие место в прошлом году. Для их устранения намечены меры, т а ­ кие, как улучшение контроля за само­ стоятельной работой слушателей, увеличе­ ние числа консультаций и т. п. В про­ шлом году многие партийные организации плохо проверяли учебу своих ажтивпетов. Теперь намечено этот вопрос обсудить на собраниях коммунистов с целью ликвида­ ции допущенных недостатков. Закончен набор слушателей. .Руководя этим важным мероприятием, работники политотдела побывали в подразделениях, оказали конкретную помощь в отборе на учебу желающих. В выборе форм идейно- теоретической учебы активистам помогали командиры подразделений, их заместители по политической части, секретари пар­ тийных и комсомольских организа­ ций. В партшколу поступили лучшие вои­ ны. передовые производственники — партийный и комсомольский актив. Среди них кандидат в члены КПСС тов. Лапинь — передовой таксировщик, секретарь ком­ сомольской организации; член КПСС Бо­ рода — активист партийной организации. Приказ о составе слушателей, их рас­ пределении по группам, о времени и ме­ сте занятий будет зачитан на организа­ ционном собранпи. Закончен у нас также отбор слушате­ лей в вечерний университет марксизма- ленинизма. Техник-лейтенант Самочернов, начальник участка тов. Пванов и многие другие товарищи будут здесь повышать свои политические знания, чтобы еще лучше трудиться на флотских стройках, еще активнее. предметно Еестп вос­ питательную работу среди личного соста­ ва, рабочих и служащих. С каждым, кто подал заявление с просьбой о зачислении в университет, как и с другими активистами, проведены бесе­ ды о наиболее целесообразных для них формах учебы. Офицор Ф. КУДРЯВЦЕВ. Со знанием дела Готовясь к новому учебному году в се­ ти партийного просвещения, .работники политотдела тт. Руссев и Гуревич, руко­ водители партийных и комсомольских ор­ ганизаций делают все, чтобы своевремен­ но начать занятия, обеспечить высокое качество их. С этой целью здесь был про­ веден семинар секретарей партийных ор­ ганизаций. С докладом на нем выступил начальник политотдела. Он рассказал об особенностях нового учебного года, о воз- росших требованиях, пред'являемых как к слушателям партийных школ, так и к коммунистам, самостоятельно изучающим основы марксизма-ленинизма. — Коммунисты добровольно выбирают ту или иную форму учебы, — сказал начальник политотдела. — Но это не значит, что мы должны пустить все дело на самотек. Особенно недопустим самотек при комплектовании школ. Желающих учиться очень много, п наша задача — помочь воинам, подсказать, где и как им лучше заниматься повышением своего идейного уровня, отобрать в партийную школу наиболее достойных активистов. Большую работу по подготовке -к ново­ му учебному году в системе партийного ирг>свещения проделал политработник Руссев. Регулярно бывая в частях и подразделениях, он беседовал с ком­ мунистами и комсомольскими активи­ стами, интересовался, где они желают за­ ниматься. По его совету коммунисты Ко- ротяев. Русинов, члены комсомольского бюро Михайлов. Пристанское и многие другие зачислены слушателями партий­ ной школы. А вот членам ВЛКСМ Ковале­ ву и Попову тов. Руссев посоветовал дру­ гую форму учебы. П вот почему. Сержант Попов, например, только в этом году при­ нят в комсомол, не пмеет опыта самостоя­ тельной работы над книгой. Да и теорети­ ческие знания у него неглубоки. Поэтому.- Ионову будет очень трудно учиться в партийной школе. То же самое можно сказать и о старшем матросе Ковалеве. Сейчас в партийной школе полностью закончен отбор слушателей и преподава­ телей. Учитывая ошибки прошлого года, политотдел более вдумчиво и серьезно подошел к комплектованию школы про­ пагандистскими кадрами. Если раньше лекция по географии читали разные пре­ подаватели. что создавало известные трудности и снижало качество лекций, то в этом году весь курс гсографпи будет читать один опытный пропагандист. По другим предметам занятия будут вести также коммунисты, имеющие большой опыт партийной работы и хорошую теоре­ тическую п о д г о т о в к у . Сейчас пропаганди­ сты готовят первые лекции. Например, давно работает над материалом офицер Яхно, который прочитает вступительную лекцию по истории КПСС. Успешно решены здесь и другие орга­ низационные вопросы. В частности, от­ ремонтированы помещения для занятий, подобрана мебель, подготовлены нагляд­ ные пособия и т. д. Нет сомнения в том, что всесторонная подготовка к новому учебному году в партийной школе будет способствовать успешному проведению за ­ нятий. повышению качества лекцпй и семинаров. Статпий лейтенант А. НРЫСОВ. Сборы пропагандистов С 15 по 22 сентября в Доме офицеров гор. Североморска проходили сборы на­ чальников и преподавателей вечерних университетов марксизма-ленинизма и на­ чальников партийных ыко.т флота. Участ­ ники сборов прослушали лекции о ро.ти фактора внезапности в современной войне, о воспитании советских воинов в духе активных наступательных действий п непоколсопмости в выполнении священ­ ного долга перед Родиной, об экономиче­ ском развитии Китайской Народной Рес­ публики. хозяйственном развитии евро­ пейских стран народной демократии, ком­ мунистическом воспитании и боруое с пе­ режитками капитализма в сознании людей п многие др>тие. На семинарах пропаган­ дисты прослушали и обсудили следующие доклады: «Советская военная наука об основных факторах и условиях достижения победы в современной войне», «Решения июльского Пленума ЦК КПСС и их значе­ ние для дальнейшего укрепления военно­ экономической мощи СССР». Участники сборов также обменялись опытом работы. Пропагандист Руссев выступил с докла­ дом «Дружба народов СССР — один из могучих источников силы и крепости Со­ ветского социалистического государства», а пропагандист Позлевич — с докладом «Постоянное укрепление боеготовности — священная обязанность советских вои­ нов». В заключение работник Политического управления сделал доклад, в котором он подвел итоги работы флотской сети пар­ тийного проовещеппя за прошлый учеб­ ный год и поставил задачи на нынешний. Офицео С. СИЗОВ, ■о- На комсомольском со^рансш Комсомольцы подразделения обсудили на своем собрании вопрос: «Решения июльского Пленума ЦК КПСС и задачи членов ВЛКСМ в повышении боевой го­ товности подразделения». Выступавшие говорили о значении постановлении партии, рассказывали, как матросы и сержанты изучают эти исторические документы, с какими показателями в боевой и полити­ ческой подготовке идет лнчдиб состав^на-. встречу XX с ’езду КПСС . Заслуж ивает похвалы и подраж ания, говорили воины, безупречная служба матросов Петухова, Черных, Суворова и Кравченко. Они с т а ­ рательно изучают материальную часть, уставы и каж дую задачу выполняют с высокими показателями . Собрание прошло организованно. На нем принято к о н к р ^ н о е решение. J . Матрос П. БАБАПЦ£В*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz