На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я Напрасно потраченное время Когда артиллеристы корабля готовились [ бывают случаи, что он останавливается, к выполнению огневой задачи, офицер И еслп бы руководитель всесторонне под- Сухоручкин приказал старшине 2 статьи готовился к занятию, он бы рассказал, Мавко провести с подчиненными очеред- что это может произойти только по виие ное занятие по специальности на тему: личного состава. Тем более, что ему был «Возможные неисправности материальной известен следующий случай, происшедший части при стрельбе». на соседнем корабле. 0 нем как-то рас- — Не забудьте, — сказал офицер | сказывал и командир боевой части, старшине, — .разобрать с матросами те 2 7 сентября 1 9 5 5 г., № 2 2 9 (5 3 8 1 ). поучительные случаи, которые имели ме сто у нас раньше. Старшина 2 статьи Мавко добросовест но переписал из наставления в свою те традь все, что касалось указанной темы. Во (время подготовки к практическом стрельбе там плохо приготовили боепри пасы. Снаряды от смазки очистили^ кое- как, а из зарядных пеналов не убрали лишнюю бумагу. Во время действий на боевом посту, когда на счету была каж- Но подкрепить это собственными приме- дая секунда, получив плохо обработанный |рами он забыл. Не учел старшина и наи более важных вопросов, которые нужда- УМЕНИЕ И СМЕЛОСТЬ—ЗАЛОГ ПОБЕДЫ Агитаторы воспитывают у воинов высокие морально-боевые качества I Знать илюбить свое оружие лпсь в дополнительном раз'яскении. Ка залось бы, что лейтенант Сухоручкин укажет на упущения старшины, поможет ему поставить на обсуждение группы комендоров различные случаи из пх пов седневной практики, посоветует, как пра вильно распределить время. Это вызыва лось еще и тем, что старшина 2 статьи Мавко не имеет еще достаточных методи ческих навыков. Однако ничего этого не произошло. Лей тенант Сухоручкин формально отнесся к проверке конспекта и знаний старшины. Разве пе об этом говорит тот факт, что он только и спросил: — Ну как, готовы к занятию? Получив утвердительный ответ, Сухо- ручкпн полистал составленный старшиной конспект и вернул его со словамп: — Проводить занятия по специально сти 1 разрешаю... Заведомо неподготовленное занятие по специальности началось с опозданием на пять минут. Старшина 2 статьи Мавко осмотрел собравшихся в кубрике комен доров, не заметив, однако, что некоторые из них одеты не по установленной фор ме. Он увидел, что из тех, кто должен участвовать в предстоящей стрельбе, на занятиях нет почти половины. Не смути ло его и то, что состав слушателей по срокам службы, по подготовке и выполне нию обязанностей на боевом посту был неоднороден. Наряду с классными специа листами старшими матросами Королевым и Беловым здесь присутствовали и моло дые воины. Но командир этого не учел, хотя опыт учит, что в таких случаях на до проводить занятия раздельно. Наконец, старшина раскрыл свой кон спект. Назвав тему, он ни словом не об- снаряд, матрос едва не выронил его из рук. Худшее постигло заряд. Не убранная своевременно картонная прокладка попа ла между вращающейся частью и корпу сом турникета и заклинила его. Подача боеприпасов прекратилась. Пришлось ар тиллеристам перейти на другой ее вид. Но ни о чем этом руководитель не рас сказал комендорам. Зато то и дело разда вались его слова «знаете» и «'представь те»... Но артиллеристам, особенно моло дым, очень трудно было «представлять» по той простой причине, что они слабо еще знают устройство материальной ча сти и взаимодействие ее деталей. Более того, не каждый из них еще твердо ус- вот те боевые приемы, которые от н п х , ф я п я ухоит отслужившие'уста- требуются во время стрельбы. Следовал | Н0ЩЛ0ННЫ1", законом срок службы. В своем З а безупречную службу, образцовое содерж ание боевой техники молодой м а трос Анатолий Архипов удостоился не скольких поощрений от командования. НА СНИМКЕ : матрос А. Архипов на боевом посту. Фото И . Никишова. Подготовить достойную смену Каждый год из рядов Военно-Морского оы растолковать и показать, какие могут быть неисправности и задержки в работе доверенного ему механизма. Но руководи тель говорил для всех сразу. Кончился первый час занятий. Каза лось бы, что старшина 2 статьи Мавко вторую половину учебы перенесет на “боевой пост. Там наглядно и предметно он мог бы показать подчиненным непо средственно на материальной части работу тех или иных механизмов. Но он и этого не сделал. П снова комендорам пришлось «представлять» себе, что и к чему отно сится. Попрежнему забыли принести в помещение, где проходили занятия, схе мы и чертежи отдельных узлов, альбом или просто мелкие детали, о которых шла речь. Руководитель продолжал читать свои конспект, не отрываясь от него. Матро сам было многое непонятно. Кое-кто из них стал дремать, другие занялись посто ронними! делами: перелистывали книги, разговаривали между собой. II только. оольшинстве это — опытные старшины, классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки, имеющие богатый практический опыт эксплуата ции оружия и технических средств, большой запас практических знаний и навыков. Уход в запас умелых старшин не дол жен никоим образом сказаться на уров не боевой подготовки кораблей. Необхо димо заранее продумать и наметить кан дидатуры на замещение должностей стар шин команд и командиров отделений и, используя практический опыт последних, начать организованную, целеустремлен ную подготовку достойной смены уходя щим в запас старшинам. На корабле, где служит главный стар шина Бондаренко, командир орудия стар шина 2 статьи Талюпа готовит на свое место старшего матроса Павловского. Старшина 2 статьи Талюпа — командир отделения, опытный специалист, обладаю щий хорошими командными и методиче скими навыками. Перед уходом в долго- . когда совсем стало шумно, Мавко обратил. ............................ .... ....... ............................... ....... молвился о цели занятия. В помещении на эт0 вНИМание. Но тишина продолжалась срочный отпуск комсомолец Талюпа стре- не было никаких наглядных пособии. | Н13д9ЛГ0. Наконец, чтение конспекта оыло за кончено. Не распределив времени зара нее, он сам того не заметил, что на раз’яснение вопросов, заданных подчинен ие случайно руководитель начал свой рас сказ так: — Представьте себе, что произошел прорыв газов через замок... Знаете, почему это происходит?.. мнтея передать свои оогатын практиче ский опыт обслуживания и боевого использования материальной части ору дия отстающим товарищам. Он решил подготовить вместо себя достойную смену. ными, и на опрос их по изученной теме у Старшина учит Павловского проводить за- И он начал вяло читать то, что матро- него осталось... сорок минут. При настоя- сам давно известно по существующим до кументам. Онп ожидали, что старшина расскажет им, как предупреждать подоб ные неполадки практически. Но этого не произошло. Старшина Мавко в том же духе вычитал из конспекта сведения о других возможных неисправностях в рабо те материальной части. П только, когда матросы сами стали обсуждать, отчего они происходят, руководитель отложил свои записи в сторону. — Почему не открывается замок? — не то спросил, не то сказал старшина. — Если это произойдет, надо обратить вни мание на инерционный предохранитель, утопить его рукой и открыть замок. Та кой случай у нас был, но мы успешно выполнили стрельбу... щей подготовке к занятию ничего подоо- ного не могло произойти. Это было яв ным нарушением методики, но старшина не придал этому никакого значения, так как с подобными фактами здесь давно примирились. У комендоров, естественно, появилось много вопросов. Руководитель отвечал на нятпя по специальности, тренировки на боевом посту. Одновременно Павловский приобретает практические навыки в руко водстве подчиненными, отрабатывает командный язык — качества, необходи мые командиру отделения. Старшина 2 статьи Талюпа учит молодого команди ра методически грамотно составлять пла ны занятий, одиночных учений, готовить ©водные задачи, планировать и вести учет них односложно, не раскрывая существа дела. Например, один из матросов спро-1 боевой подготовки, сил, почему на определенном угле возвы- Подобных примеров много. Главный пгения орудия на установленном приборе старшина Абакумов, например, готовит не загорается лампочка. Старшина ничего вместо себя главного старшину Бледникова не мог на э т о о тЕ е тп ть , так как о таком — специалиста первого класса, диецп- случае ничего не сказано в наставлении. | плинированного, пользующегося автори- А практический опыт подчиненных при подготовке к занятию по специально сти он не учитывал. Правда, впослед- Тут бы и учесть руководителю занятия ствпи руководитель пытался исправить своп упущения в изложении . материала. Но он попрежнему скороговоркой начал рассказывать о необходимости тщательной проверки трубок и стреляющих приспо соблений. Ни одного примера не привел старшина в подтверждение своих слов. Может быть, ему нечего было сказать пли незачем останавливаться на этом подроб но? Нет, практика показывает, что за бывать о таких деталях нельзя ни в коем случае. Почему, например, старшина не рассказал об известном ему поучи- неблагоприятное впечатление, вызванное его недомолвками. Но это ему так и не удалось: слишком его пояснения бы ли общи, неконкретны, без ссылки на при меры из жизни корабельных артиллери стов. тетом у командования и у товарищей. Старшина 2 статьи Мельниченко готовит на свое место командира отделения стар шину 2 статьи Хамзина. Нет сомнения, что Бледников, Хамзин, Павловский и другие будут достойной сменой морякам, уходящим в долгосроч ный отпуск. Действенными формами подготовки старшин и матросов на замещение долж- Вопросы быстро иссякли. До окончания ностей командира отделения пли старшины занятия оставалось двадцать минут, и матросы занялись своими делами. Все с нетерпением ждали перерыва. Наконец, Бойко не выдержал и позвонил в рубку дежурного офицера, спрашивая, скоро ли команды специалистов являются: инст руктивно-методические занятия, которые должны проводиться опытными офицерами по темам организации и методики прове дения занятий, тренировки и учения. Хо- пающие в наряд, покинули занятие и уш- | тельные занятия и тренировки, проводи ли на инструктаж. МЫ€ подготовленными старшинами. Для Так неорганизованно п р о ш л о занятие Iбудущих командиров необходимо про- тельном опыте, накопленном на другом буД€т сигнал. В это время моряки, засту- рошие результаты дают также показа- корабле? Там стреляющие приспособления ' ' * ’ ' ‘ ~ проверяют прострелом трубок даже тогда, когда зазоры и выходы бойков, а также изоляция установлены в пределах нормы. Мог старшина Мавко рассказать и о том, как следует калибровать трубки, что де лать с темп из них, которые по той или иной причине оказались неподходящими. Также мимоходом руководитель занятия перечислил и другие возможные неисправ ности в работе материальной части. Его упущения попытался восполнить специа лист второго класса старшина 2 статьи Бойко. Он. не спрашивая на то разреше ния. начал пояснять, почему происходят те или иные неполадки. Но о том, как их избежать в процессе стрельбы, не ска зал ничего. А рассказать было о чем. Однажды при выполнении учебной за дачи с первого взгляда показалось, что подача боеприпасов самопроизвольно вы ключалась. Но когда стали разбираться, почему это произошло, то установили, что экстрактпрованная трубка попала в ро лики подачи. В результате произошел пе-1 и предметность рекос и боеприпасы перестали поступать по назначению. Почему трубка попала куда не следует, как избежать подобного в будущем? — на все эти вопросы молодые артиллеристы не получили ответа. Пли взять турникет. Это очень тонкий, но надежный механизм. Но, тем не менее, про ло комендоров по специальности на одном из кораблей. И в этом в первую очередь повинен руководитель занятия старшина 2 статьи Мавко. Он пренебрег методическими ука заниями, которые требуют всегда четко определять цель занятия, а время рас пределять с наибольшей пользой для по вышения знаний матросов. Не в первый раз проводя занятия с подчиненными, старшина все это. конечно, знал, однако пренебрег этим требованием. Все эти недостатки, разумеется, видел лейтенант Сухоручкин. Но ему в то время было некогда, и он от них просто отмах нулся. А ведь учить старшин правильной методике обучения и воспитания своих подчиненных — его прямая обязанность. Методически правильное проведение за нятий по специальности, их наглядность повышают знания моря ков, обеспечивают им условия правильной эксплуатации оружия и технических средств. Всемерно добиваться этого дол жен каждый старшина и офицер. Все это будет способствовать дальнейшему повы шению боеНой готовности кораблей. П. АФАНАСЬЕВ. честь цикл лекции и оесед по вопросам воинского воспитания. Надо помочь им в самостоятельном изучении основных руко водящих документов по боевой подготовке. Старшины, готовящие себе замену, должны основной упор брать на передачу практических знаний но эксплуатации и использованию в современном бою ору жия и технических средств, обратить внимание на вопросы возможных неис правностей и задержек во время эксплуа тации техники и оружия, научить, как нужно практически выполнять все поло женные действия по устранению неис правностей. Старшины и матросы, готовящиеся стать командирами отделений и старши нами команд, должны проявлять максимум активности, любознательности и труда в освоении всего того ценного, что смогут дать опытные старшины, уходящие в дол госрочный отпуск. Капитан-лейтенант Ю. СЕЛИВЕРСТОВ. РЕМОНТНИКИ ЗА РАБОТОЙ В механической мастерской кипит ра бота. Над одним из станков, одетый в ра бочую форму, склонился матрос Кипа- ренко. Разлетаются бронзовые стружки. Матрос вытачивает новый клапан для пи тательного насоса. Проходит немного вре мени. и деталь готова. Проверенный в ра боте, клапан не отказал. Мастерство пришло к Кипаренко не сразу. Было время, когда он «запаривал» детали. На помощь ему пришли старшие товарищи, в частности, мичман Тесленко. Сейчас токарь Кипаренко работает бы стро и без брака. На боевом посту он также действует хорошо. В группе много моряков — отличников боевой и политической подготовки. Возь мем, » примеру, матроса Первунинского. На первый взгляд, он ничем не отличает ся от других. А посмотреть на него за ра ботой! Он сразу меняется, куда девается его медлительность, появляется сосредото ченность. Вот он склонился над пожарной магистралью. Глаза его защищают очки, в руках горелка. Он сваривает образовав шуюся щель. Не считаясь с временем, днем и ночью, он всегда готов выполнить любую работу. Вызвали его как-то ночью в машинное отделение. Необходимо было отремонтировать магистраль в трудно доступном месте. Несмотря на неудобства, передовой воин Первунинский сделал все необходимое. Старший матвос В. ХАРЕЧКИН. О 26 ПООЩ РЕНИЙ за безупреч ную службу об’явлено отличнику уче бы старшему матросу Лукьянову. Он сфотографирован при развернутом Знамени части, является специалистом второго класса. Старшина 2 статьи А. Венгер. О ДОБРОСОВЕСТНО выполняет свои обязанности шофер рядовой Сто- ноженко. Р або тая на перевозке строи тельных материалов, он ежедневно выполняет задания на 130 и более процентов. Рядовой А. Музыкант. О ХОРОШО потрудился на пере возке дров водитель рядовой Лесник. В одни из дней он сделал восемь рей сов. Вверенная ему машина всегда находится в исправности. Рядовой П. Васильев. Отличное знание боевой техники и ору жия является важнейшем обязанностью всех советских воинов. Для того, чтобы умело использовать вверенное воинам ору жие и технику, нужно любить их, уха живать за ними с усердием, с душой. Это хорошо понимают члены агиткол лектива на корабле Н. Здесь систематичес ки проводятся инструктажи корабельных агитаторов, на которых даются указания, как лучше строить работу с личным сос тавом. Вся деятельность агитаторов про- водится в соответствии с задачами боевой подготовки и поэтому носит целеустрем ленный, злободневный характер. Один из семинаров был специально пос вящен воспитанию у личного состава любви к оружию и боевой технике. Про водил его заместитель командира корабля по йотити чес кой части, участник Великой Отечественной войны. Он напомнил, что для советского воина отличное знание бое вой техники, умелое 'использование и тща тельное сбережение ее — священный долг и дело чести, что оружие и механизмы соз даются кропотливым трудом всего совет ского народа и являются социалистической собственностью, которую нужно беречь, как зеницу ока. Затем были даны конкретные указания и советы но методике агитационной рабо ты. рекомендованы ее формы. Правильное руководство и постоянная помощь со стороны заместителя команди ра корабля по политической части, а так же партийной и комсомольской организа ций позволили агитаторам достичь значи тельных успехов в проведении бесед. Возь мем. к примеру, одного из лучших кора бельных агитаторов — старшину 2 ста тьи Довженко. Он систематически раз’яс- няет сослуживцам, что Присяга, уставы и наставления обязывают каждого военно служащего с любовью относиться к сохра нению боевой техники. Выполняя это требование, наши воины укрепляют бое способность корабля, подразделения. Дов- генко постоянно на-поминает сослужив цам. что в изготовлении оружия и осевой техники вложен большой самоотвержен ный труд советских людей. В создании боевого оружия принимают участие уче ные, инженеры, конструкторы, рабочие. — Насколько кропотливый и сложный труд затрачивается на изготовление ору жия и техники. — говорил в одной из бесед агитатор. — видно из такого приме ра: для выпуска одного обыкновенного зенитного пулемета необходимо произве сти более тысячи различных операций. Довгенко, как и другие агитаторы, осо бое внимание в свопх беседах уделяет опыту Великой Отечественной войны. Он рассказывает. кяк советские вонны самоотверженно, нередко с риском для жизни, ухаживали за своим оружием, боевой техникой, как они ее сберегали, благодаря чему успешно громили врага в боях. Агитатор Довгенко не ограничивается только беседами. Недавно он принял уча стие в подготовке технической конфе ренции радиометристов. Она принесла большую пользу морякам. Старшина 2 ста тьи Дерюшев. старшие матросы Лукашик и Первухин сделали интересные доклады, которые показали, насколько серьезно эти воины относятся к изучению своего заведывання. Ценность конференции со стояла также и в том. что она способст вовала расширению общего теоретическо го кругозора ее участников. Довгенко принимает активное участие в выпуске стенной газеты, а также ратио- газеты. используя их в своей агитацион ной работе. Все это положительно сказы вается на деле. Техника, которую обслу живают радиометристы, работает безот казно. а если и случаются изредка тех нические неисправности, то они быстро устраняются олаголаря твердому знанию личным составом своих заведрлванин. Однажды во время шторма была пов реждена антенна. Ремонт ее требовал по мощи береговых мастерских, а, следова тельно. большой затраты времена и с|)сдств. Старшина 2 статьи Дерюшев и матрос Денисов решили сами исправить антенну и с успехом сделали это. Во всем этом им помогла знание техники, любовь к ней. Командир корабля поощрил умелых и хорошо знающих свое дело моряков. ИРОЯВ 1 ГВШИХ разумную инициативу и на ходчивость. Являясь агитатором, старшина 2 ста тьи Дерюшев пользуется заслуженным уважением среди моряков. Раз’ясняя ре шения июльского Пленума ЦК КПСС, он напоминает матросам, какие ответствен ные и серьезные задачи стоят перед ни ми и что надо иоикретно каждому де лать, чтобы успешно их решить. Агита тор в своих беседах всегда подчеркивает мысль о необходимости отлично изучать боевую технику, содержать ее в полной исправности и немедленной боевой готов ности. постоянно воспитывать в себе высокие морально-боевые качества, необ ходимые советскому воину. Активно и целеустремленно работают агитаторы специалист первого класса старшина 1 статьи Григорьев и специа лист второго класса старший матрос Данынин. Заведывание у подчиненных ему матросов находится всегда в безуп речном состоянии. Агитаторы Григорьев и Данынин прививают воинам-любовь к технике и оружию не только словом, но и личным примером. Агитатор старший матрос Данынин недавно выступил в клубе перед большой группой моряков и рассказал, каким пу тем он добился успехов в учебе и службе, как стал отличником боевой и политической подготовки и как теперь помогает сослуживцам. Даньшин привел много интерес иых и поучительных, за поминающихся примеров. Недавно за от личные действия ио обслуживанию бое вых механизмов н а походе Даньпшну бы ла об’явлена благодарность. В практической работе агитаторов ши роко используется опыт Великой Отечест венной воины. Нередко перед моряками корабля выступают ветераны. За послед нее время несколько раз. например, вы ступал мичман Макейкин — участник многих боевых операций в годы Великой Отечественной войны. С большим вниманием была прослушана моряками нашего корабля беседа коммуни ста Бусько. Раз’пс.няя вопрос о значении тяжелой промышленности в народном хо зяйстве нашей страны, коммунист призвал матросов тщательно изучать технику и любовно за ней ухаживать, привел при меры о том. какую огромную пользу при носит техника, когда она находится в умелых руках. Надо отметить, что в агитационной ра боте у нас 1 гмеются и недостатки. Неко торые товарищи подчас живую, полезную работу подменяют простой читкой газет, брошюр. Мало популяризируется опыт лучших агитаторов. Для этой цели не всегда используются стенная и радиогазе та. собрания. Справедливости ради надо сказать, что у нас был один семинар, на котором старшина 2 статьи Довгенко де лился опытом своей работы. Это меро приятие принесло известную пользу. В деятельности агитаторов почувствовалось оживление. Но в дальнейшем ничего по добного не проводилось. А жаль. Партий ная организация дотжна помочь органи зовать обмен опытом работы агитаторов. А опыт у нас есть поучительный и ин тересный. Старший матрос К. ГЛИЩИНСКИЙ. Старший матрос Л. БАЛАГУЛА. i На опыте минувшей войны Деятельными и активными помощ ника ми командиров и политраПотников в вос питании у наших воинов любви к ору жию и боевой технике являются агитато ры. Они повседневно общаются с матро сами. влияют на них личным примером и доходчивым товарищеским словом. По этому jb нашем подразделении командир, партийная и комсомольская организации нацеливают внимание агитаторов на раз'- яснение воинам их обязанностей по овла дению оружием, по сбережению его, на популяризацию опыта отличников учебы. Заслуженным уважением среди воннтв пользуется агитатор сержант Таран. Сам он награжден нагрудным знаком «Отлич ный артиллерист». Воин хорошо знает и по-настоящему любит свое оружие, всег да содержит его в образцовом состоянии. Поэтому и слово такого агитатора всегда авторитетно для матросов. Только за пос леднее время Таран провел несколько бе сед. В одной из бесед агитатор привел много интересных и поучительных примеров любовного отношения воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота к ору жию и боевой технике. Агитатор призвал своих сослуживцев и в мирные дни учебы настойчиво изучать, заботливо сберегать технику и оружие так, как это делают матросы Кулясов, Зайцев и другие. Они проявляют большее усердие в освоении военного дела. Эти воины стали отличниками боевой и по литической подготовки. Апгтатор Таран постоянно помогает ма тросам о часы самостоятельной подготов ки лучше освоить свою специальность. Конечно, не все матросы с одинаковым успехом овладевают озоим оружием, не все сразу проникаются сознанием необходи мости любовно изучать и беречь его. В этом очень важном и ответственном деле на помощь воинам приходят агитаторы. Например, некоторое время матрос Ващен ко отставал в изучении техники, нередко допускал ошибки в обращении с ней. На помощь воину пришел агитатор Резунов. В часы самостоятельной подготовки и в свободное время агитатор терпеливо раз’- яснял матросу требования Присяги и уставов, обязывающие добросовестно изу чать военное дело, беречь технику и ору жие, держать их всегда готовыми к немед ленному действию. На многочисленных ярких и убедительных примерах доказы вал товарищу, что матрос, отлично вла деющий техникой и обладающий высоки ми морально-боевыми качествами, непобе дим в бою. Резунов в беседах умело ис пользовал опыт отличников. Сам он — также один из передовых воинов, и к не му прислушиваются сослуживцы. Рассказывая об успехах передовых ма тросов, агитатор старался вызвать у Ва щенко стремление подражать им, доби ваться таких же высоких показателей в учебе, службе и дисциплине. Следуя при меру агитатора, на Ващенко стали больше обращать внимания и другие пе редовые сослуживцы, стараясь всеми си лами помочь матросу в овладении техни кой. Большое содействие в этом оказал ему, например, отличник боевой и поли тической подготовки Ртищев. Труды агитатора не пропали даром. Матрос Ващенко хорошо усвоил свои обя занности. полюбил технику и оружие, стал значительно лучше нести службу. Пзучая решения июльского Пленума ЦК КПСС, матрос Ващенко, как и все дру гие воины нашего подразделения, проник ся чувстзом еще большей ответственности за порученное дело, за защиту государ ственных интересов своей социалистиче ской Отчизны. Офицер А. ИСУПОВ. Когда взвод шёл в атаку... Э то случилось ранней весной. На одном пз занятий (взвод шел в атаку. Вдруг путь преградила река. Лед на ней был хрупким. Что же делать? Медлить нельзя ни минуты, ни секунды. Ведь в бою каж дая секунда дорога. Это понимали все. Матрос Мирзоян первым бросился вперед. Лед под ним проломился. Но это не оста новило смелого воина. Он решительно и смело пошел вперед. Примеру Мирзояна последовали его то варищи. Взвод быстро переправился на противоположный берег и атаковал не ус певшего закрепиться «противника». За дача была успешно выполнена. Несколькими днями позже, беседуя с матросом Кафаровым, агитатор Решетив- ский вспомнил об этом случае. Н вспомнил не случайно. Наблюдая за действиями ма троса на занятиях, он заметил, что тот иногда проявляет нерешительность, и вот теперь, разговаривая с ним по душам, агитатор рассказал о том. какие высокие морально-боевые качества нужны воину в современном бою. Агитатор подчеркнул, что их нужно вырабатывать теперь, в мирное время. — Не надо забывать, товарищ Кафа- ров. — говорил Решетпвскнй, — что. как ни тяжело на учении, в бою будет гораз до тяж елей / Рассказывая о мужественном поступке Мирзояна, он раз'яснил Кафарову. как много работал матрос над собой, чтобы выработать в себе все необходимые боевые качества для преодоления любых трудно стей и препятствий на пути к достижс- нию цели. Агитатор подчеркнул мысль о том, что на занятиях матрос действовал всегда без упрощенчества и послаблений. Только поэтому он не побоялся смело броситься в холодную воду. Агитатор не ограничился только од ной беседой. Решив помочь Кафарову стать смелым, закаленным вопном. он не жалел для этого ни времени, ни тру да. На всех занятиях старался держать ся как можно ближе к Кафарову. увле кал его личным примером. Все это дало свои положительные плоды. Воин начал действовать гораздо решительнее, сме лее, старался проявлять инициативу. Много полезного приносили Кафарову и индивидуальные беседы, которые Ре- шетивскнн проводил с ним по вечерам. Агитатор с увлечением рассказывал матросу о героях-фронтовиках. приводил яркие и убедительные примеры мужества, высокого наступательного порыва совет ских воинов. При этом он никогда не забывал отмечать и лучших матросов своего подразделения, которые проявляют на занятиях смелость, умение и сметку, упорство и настойчивость. Часто расска зывал он Кафарову о матросе Лапшине, приводил примеры его мужества, сноров ки. выносливости. — II я так могу! — не раз говорил Кафаров. когда речь заходила о смелых, мужественных действиях матросов на за нятиях. И Кафаров действительно доби вался того, чтобы выработать в себе спо собность преодолевать любые трудности. Постоянно тренируясь, работая с полным напряжением сил. матрос со временем приобрел все необходимые для воина ка чества. Сейчас он передовой матрос. Командир уверен, что любое задание он выполнит с честью. И в этом немалая за слуга агитатора Решетивского. Показательна работа агитатора с матро сом Мумучадзе. Узнав от командира о том, что Мумучадзе не совсем понимает зна чение инженерного оборудования местно сти. он побеседовал с воином, раз’яснил ему важность и необходимость этого дела. — Зачем копать зря? Смелым быть хо чу. Трус пусть копает, — ответил матрос на замечание Решетивского. — Смелым быть, конечно, необходи мо. но без умения нет и смелости. — ска зал агитатор. — А тот, кто окапываться. не научился, не сможет действовать в бою. На следующем занятии Решетпвскпй, по совету командира, показал Мумучадзе, как надо совершать перебежки. Прошло время. Мумучадзе стал неузна ваем. Недавно за отличное действие на •занятиях он заслужил благодарность от командира. Много пришлось поработать Решетпв- скому с матросами Нулатовым. Сороки ным, Думаевым. Сапроновым и другими. Не ограничиваясь индивидуальной рабо той с ними, агитатор часто выступал с беседами о мужестве, решительности, сме лости. Готовил он пх тщательно, внима тельно подбирая интересные и запомина ющиеся примеры. Только за последнее время Решетивский провел беседы: «Вы рабатывать в себе высокие морально-бое вые качества», «Быть смелым и реши тельным», «Учиться побеждать сильного, технически оснащенного противника» и другие. Все эти беседы воины слушали с большим интересом. И это, конечно, не случайно. Решетивский не только сло вом, но и делом и личным примером, идя впереди, увлекает свопх сослуживцев на безупречную службу. Сам отличник бое вой и политической подготовки, клас сный специалист, он все делает, чтобы помочь командиру воспитывать умелых, дисциплинированных, мужественных вои нов, в совершенстве владеющих своим оружием. Недавно Решетивский выступил на ве чере отличников боевой и политической подготовки. Он рассказал об опыте своей учебы и службы, о том, как матросы на шего подразделения, глубоко изучая ис торическис решения июльского Пленума ЦК КИС€. с каждым днем добиваются но вых более высоких результатов в боевой и политической подготовке, воспитывая в себе высокие моралг^-б^евы^ качества. Матоос С. ШЕВЧУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz