На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я Напрасно потраченное время Когда артиллеристы корабля готовились [ бывают случаи, что он останавливается, к выполнению огневой задачи, офицер И еслп бы руководитель всесторонне под- Сухоручкин приказал старшине 2 статьи готовился к занятию, он бы рассказал, Мавко провести с подчиненными очеред- что это может произойти только по виие ное занятие по специальности на тему: личного состава. Тем более, что ему был «Возможные неисправности материальной известен следующий случай, происшедший части при стрельбе». на соседнем корабле. 0 нем как-то рас- — Не забудьте, — сказал офицер | сказывал и командир боевой части, старшине, — .разобрать с матросами те 2 7 сентября 1 9 5 5 г., № 2 2 9 (5 3 8 1 ). поучительные случаи, которые имели ме­ сто у нас раньше. Старшина 2 статьи Мавко добросовест­ но переписал из наставления в свою те­ традь все, что касалось указанной темы. Во (время подготовки к практическом стрельбе там плохо приготовили боепри­ пасы. Снаряды от смазки очистили^ кое- как, а из зарядных пеналов не убрали лишнюю бумагу. Во время действий на боевом посту, когда на счету была каж- Но подкрепить это собственными приме- дая секунда, получив плохо обработанный |рами он забыл. Не учел старшина и наи­ более важных вопросов, которые нужда- УМЕНИЕ И СМЕЛОСТЬ—ЗАЛОГ ПОБЕДЫ Агитаторы воспитывают у воинов высокие морально-боевые качества I Знать илюбить свое оружие лпсь в дополнительном раз'яскении. Ка­ залось бы, что лейтенант Сухоручкин укажет на упущения старшины, поможет ему поставить на обсуждение группы комендоров различные случаи из пх пов­ седневной практики, посоветует, как пра­ вильно распределить время. Это вызыва­ лось еще и тем, что старшина 2 статьи Мавко не имеет еще достаточных методи­ ческих навыков. Однако ничего этого не произошло. Лей­ тенант Сухоручкин формально отнесся к проверке конспекта и знаний старшины. Разве пе об этом говорит тот факт, что он только и спросил: — Ну как, готовы к занятию? Получив утвердительный ответ, Сухо- ручкпн полистал составленный старшиной конспект и вернул его со словамп: — Проводить занятия по специально­ сти 1 разрешаю... Заведомо неподготовленное занятие по специальности началось с опозданием на пять минут. Старшина 2 статьи Мавко осмотрел собравшихся в кубрике комен­ доров, не заметив, однако, что некоторые из них одеты не по установленной фор­ ме. Он увидел, что из тех, кто должен участвовать в предстоящей стрельбе, на занятиях нет почти половины. Не смути­ ло его и то, что состав слушателей по срокам службы, по подготовке и выполне­ нию обязанностей на боевом посту был неоднороден. Наряду с классными специа­ листами старшими матросами Королевым и Беловым здесь присутствовали и моло­ дые воины. Но командир этого не учел, хотя опыт учит, что в таких случаях на­ до проводить занятия раздельно. Наконец, старшина раскрыл свой кон­ спект. Назвав тему, он ни словом не об- снаряд, матрос едва не выронил его из рук. Худшее постигло заряд. Не убранная своевременно картонная прокладка попа­ ла между вращающейся частью и корпу­ сом турникета и заклинила его. Подача боеприпасов прекратилась. Пришлось ар­ тиллеристам перейти на другой ее вид. Но ни о чем этом руководитель не рас­ сказал комендорам. Зато то и дело разда­ вались его слова «знаете» и «'представь­ те»... Но артиллеристам, особенно моло­ дым, очень трудно было «представлять» по той простой причине, что они слабо еще знают устройство материальной ча­ сти и взаимодействие ее деталей. Более того, не каждый из них еще твердо ус- вот те боевые приемы, которые от н п х , ф я п я ухоит отслужившие'уста- требуются во время стрельбы. Следовал | Н0ЩЛ0ННЫ1", законом срок службы. В своем З а безупречную службу, образцовое содерж ание боевой техники молодой м а ­ трос Анатолий Архипов удостоился не­ скольких поощрений от командования. НА СНИМКЕ : матрос А. Архипов на боевом посту. Фото И . Никишова. Подготовить достойную смену Каждый год из рядов Военно-Морского оы растолковать и показать, какие могут быть неисправности и задержки в работе доверенного ему механизма. Но руководи­ тель говорил для всех сразу. Кончился первый час занятий. Каза­ лось бы, что старшина 2 статьи Мавко вторую половину учебы перенесет на “боевой пост. Там наглядно и предметно он мог бы показать подчиненным непо­ средственно на материальной части работу тех или иных механизмов. Но он и этого не сделал. П снова комендорам пришлось «представлять» себе, что и к чему отно­ сится. Попрежнему забыли принести в помещение, где проходили занятия, схе­ мы и чертежи отдельных узлов, альбом или просто мелкие детали, о которых шла речь. Руководитель продолжал читать свои конспект, не отрываясь от него. Матро­ сам было многое непонятно. Кое-кто из них стал дремать, другие занялись посто­ ронними! делами: перелистывали книги, разговаривали между собой. II только. оольшинстве это — опытные старшины, классные специалисты, отличники боевой и политической подготовки, имеющие богатый практический опыт эксплуата­ ции оружия и технических средств, большой запас практических знаний и навыков. Уход в запас умелых старшин не дол­ жен никоим образом сказаться на уров­ не боевой подготовки кораблей. Необхо­ димо заранее продумать и наметить кан­ дидатуры на замещение должностей стар­ шин команд и командиров отделений и, используя практический опыт последних, начать организованную, целеустремлен­ ную подготовку достойной смены уходя­ щим в запас старшинам. На корабле, где служит главный стар­ шина Бондаренко, командир орудия стар­ шина 2 статьи Талюпа готовит на свое место старшего матроса Павловского. Старшина 2 статьи Талюпа — командир отделения, опытный специалист, обладаю­ щий хорошими командными и методиче­ скими навыками. Перед уходом в долго- . когда совсем стало шумно, Мавко обратил. ............................ .... ....... ............................... ....... молвился о цели занятия. В помещении на эт0 вНИМание. Но тишина продолжалась срочный отпуск комсомолец Талюпа стре- не было никаких наглядных пособии. | Н13д9ЛГ0. Наконец, чтение конспекта оыло за­ кончено. Не распределив времени зара­ нее, он сам того не заметил, что на раз’яснение вопросов, заданных подчинен­ ие случайно руководитель начал свой рас­ сказ так: — Представьте себе, что произошел прорыв газов через замок... Знаете, почему это происходит?.. мнтея передать свои оогатын практиче­ ский опыт обслуживания и боевого использования материальной части ору­ дия отстающим товарищам. Он решил подготовить вместо себя достойную смену. ными, и на опрос их по изученной теме у Старшина учит Павловского проводить за- И он начал вяло читать то, что матро- него осталось... сорок минут. При настоя- сам давно известно по существующим до­ кументам. Онп ожидали, что старшина расскажет им, как предупреждать подоб­ ные неполадки практически. Но этого не произошло. Старшина Мавко в том же духе вычитал из конспекта сведения о других возможных неисправностях в рабо­ те материальной части. П только, когда матросы сами стали обсуждать, отчего они происходят, руководитель отложил свои записи в сторону. — Почему не открывается замок? — не то спросил, не то сказал старшина. — Если это произойдет, надо обратить вни­ мание на инерционный предохранитель, утопить его рукой и открыть замок. Та­ кой случай у нас был, но мы успешно выполнили стрельбу... щей подготовке к занятию ничего подоо- ного не могло произойти. Это было яв­ ным нарушением методики, но старшина не придал этому никакого значения, так как с подобными фактами здесь давно примирились. У комендоров, естественно, появилось много вопросов. Руководитель отвечал на нятпя по специальности, тренировки на боевом посту. Одновременно Павловский приобретает практические навыки в руко­ водстве подчиненными, отрабатывает командный язык — качества, необходи­ мые командиру отделения. Старшина 2 статьи Талюпа учит молодого команди­ ра методически грамотно составлять пла­ ны занятий, одиночных учений, готовить ©водные задачи, планировать и вести учет них односложно, не раскрывая существа дела. Например, один из матросов спро-1 боевой подготовки, сил, почему на определенном угле возвы- Подобных примеров много. Главный пгения орудия на установленном приборе старшина Абакумов, например, готовит не загорается лампочка. Старшина ничего вместо себя главного старшину Бледникова не мог на э т о о тЕ е тп ть , так как о таком — специалиста первого класса, диецп- случае ничего не сказано в наставлении. | плинированного, пользующегося автори- А практический опыт подчиненных при подготовке к занятию по специально­ сти он не учитывал. Правда, впослед- Тут бы и учесть руководителю занятия ствпи руководитель пытался исправить своп упущения в изложении . материала. Но он попрежнему скороговоркой начал рассказывать о необходимости тщательной проверки трубок и стреляющих приспо­ соблений. Ни одного примера не привел старшина в подтверждение своих слов. Может быть, ему нечего было сказать пли незачем останавливаться на этом подроб­ но? Нет, практика показывает, что за­ бывать о таких деталях нельзя ни в коем случае. Почему, например, старшина не рассказал об известном ему поучи- неблагоприятное впечатление, вызванное его недомолвками. Но это ему так и не удалось: слишком его пояснения бы­ ли общи, неконкретны, без ссылки на при­ меры из жизни корабельных артиллери­ стов. тетом у командования и у товарищей. Старшина 2 статьи Мельниченко готовит на свое место командира отделения стар­ шину 2 статьи Хамзина. Нет сомнения, что Бледников, Хамзин, Павловский и другие будут достойной сменой морякам, уходящим в долгосроч­ ный отпуск. Действенными формами подготовки старшин и матросов на замещение долж- Вопросы быстро иссякли. До окончания ностей командира отделения пли старшины занятия оставалось двадцать минут, и матросы занялись своими делами. Все с нетерпением ждали перерыва. Наконец, Бойко не выдержал и позвонил в рубку дежурного офицера, спрашивая, скоро ли команды специалистов являются: инст­ руктивно-методические занятия, которые должны проводиться опытными офицерами по темам организации и методики прове­ дения занятий, тренировки и учения. Хо- пающие в наряд, покинули занятие и уш- | тельные занятия и тренировки, проводи­ ли на инструктаж. МЫ€ подготовленными старшинами. Для Так неорганизованно п р о ш л о занятие Iбудущих командиров необходимо про- тельном опыте, накопленном на другом буД€т сигнал. В это время моряки, засту- рошие результаты дают также показа- корабле? Там стреляющие приспособления ' ' * ’ ' ‘ ~ проверяют прострелом трубок даже тогда, когда зазоры и выходы бойков, а также изоляция установлены в пределах нормы. Мог старшина Мавко рассказать и о том, как следует калибровать трубки, что де­ лать с темп из них, которые по той или иной причине оказались неподходящими. Также мимоходом руководитель занятия перечислил и другие возможные неисправ­ ности в работе материальной части. Его упущения попытался восполнить специа­ лист второго класса старшина 2 статьи Бойко. Он. не спрашивая на то разреше­ ния. начал пояснять, почему происходят те или иные неполадки. Но о том, как их избежать в процессе стрельбы, не ска­ зал ничего. А рассказать было о чем. Однажды при выполнении учебной за­ дачи с первого взгляда показалось, что подача боеприпасов самопроизвольно вы­ ключалась. Но когда стали разбираться, почему это произошло, то установили, что экстрактпрованная трубка попала в ро­ лики подачи. В результате произошел пе-1 и предметность рекос и боеприпасы перестали поступать по назначению. Почему трубка попала куда не следует, как избежать подобного в будущем? — на все эти вопросы молодые артиллеристы не получили ответа. Пли взять турникет. Это очень тонкий, но надежный механизм. Но, тем не менее, про ло комендоров по специальности на одном из кораблей. И в этом в первую очередь повинен руководитель занятия старшина 2 статьи Мавко. Он пренебрег методическими ука­ заниями, которые требуют всегда четко определять цель занятия, а время рас­ пределять с наибольшей пользой для по­ вышения знаний матросов. Не в первый раз проводя занятия с подчиненными, старшина все это. конечно, знал, однако пренебрег этим требованием. Все эти недостатки, разумеется, видел лейтенант Сухоручкин. Но ему в то время было некогда, и он от них просто отмах­ нулся. А ведь учить старшин правильной методике обучения и воспитания своих подчиненных — его прямая обязанность. Методически правильное проведение за­ нятий по специальности, их наглядность повышают знания моря­ ков, обеспечивают им условия правильной эксплуатации оружия и технических средств. Всемерно добиваться этого дол­ жен каждый старшина и офицер. Все это будет способствовать дальнейшему повы­ шению боеНой готовности кораблей. П. АФАНАСЬЕВ. честь цикл лекции и оесед по вопросам воинского воспитания. Надо помочь им в самостоятельном изучении основных руко­ водящих документов по боевой подготовке. Старшины, готовящие себе замену, должны основной упор брать на передачу практических знаний но эксплуатации и использованию в современном бою ору­ жия и технических средств, обратить внимание на вопросы возможных неис­ правностей и задержек во время эксплуа­ тации техники и оружия, научить, как нужно практически выполнять все поло­ женные действия по устранению неис­ правностей. Старшины и матросы, готовящиеся стать командирами отделений и старши­ нами команд, должны проявлять максимум активности, любознательности и труда в освоении всего того ценного, что смогут дать опытные старшины, уходящие в дол­ госрочный отпуск. Капитан-лейтенант Ю. СЕЛИВЕРСТОВ. РЕМОНТНИКИ ЗА РАБОТОЙ В механической мастерской кипит ра­ бота. Над одним из станков, одетый в ра­ бочую форму, склонился матрос Кипа- ренко. Разлетаются бронзовые стружки. Матрос вытачивает новый клапан для пи­ тательного насоса. Проходит немного вре­ мени. и деталь готова. Проверенный в ра­ боте, клапан не отказал. Мастерство пришло к Кипаренко не сразу. Было время, когда он «запаривал» детали. На помощь ему пришли старшие товарищи, в частности, мичман Тесленко. Сейчас токарь Кипаренко работает бы­ стро и без брака. На боевом посту он также действует хорошо. В группе много моряков — отличников боевой и политической подготовки. Возь­ мем, » примеру, матроса Первунинского. На первый взгляд, он ничем не отличает­ ся от других. А посмотреть на него за ра­ ботой! Он сразу меняется, куда девается его медлительность, появляется сосредото­ ченность. Вот он склонился над пожарной магистралью. Глаза его защищают очки, в руках горелка. Он сваривает образовав­ шуюся щель. Не считаясь с временем, днем и ночью, он всегда готов выполнить любую работу. Вызвали его как-то ночью в машинное отделение. Необходимо было отремонтировать магистраль в трудно доступном месте. Несмотря на неудобства, передовой воин Первунинский сделал все необходимое. Старший матвос В. ХАРЕЧКИН. О 26 ПООЩ РЕНИЙ за безупреч­ ную службу об’явлено отличнику уче­ бы старшему матросу Лукьянову. Он сфотографирован при развернутом Знамени части, является специалистом второго класса. Старшина 2 статьи А. Венгер. О ДОБРОСОВЕСТНО выполняет свои обязанности шофер рядовой Сто- ноженко. Р або тая на перевозке строи­ тельных материалов, он ежедневно выполняет задания на 130 и более процентов. Рядовой А. Музыкант. О ХОРОШО потрудился на пере­ возке дров водитель рядовой Лесник. В одни из дней он сделал восемь рей­ сов. Вверенная ему машина всегда находится в исправности. Рядовой П. Васильев. Отличное знание боевой техники и ору­ жия является важнейшем обязанностью всех советских воинов. Для того, чтобы умело использовать вверенное воинам ору­ жие и технику, нужно любить их, уха­ живать за ними с усердием, с душой. Это хорошо понимают члены агиткол­ лектива на корабле Н. Здесь систематичес­ ки проводятся инструктажи корабельных агитаторов, на которых даются указания, как лучше строить работу с личным сос­ тавом. Вся деятельность агитаторов про- водится в соответствии с задачами боевой подготовки и поэтому носит целеустрем­ ленный, злободневный характер. Один из семинаров был специально пос­ вящен воспитанию у личного состава любви к оружию и боевой технике. Про­ водил его заместитель командира корабля по йотити чес кой части, участник Великой Отечественной войны. Он напомнил, что для советского воина отличное знание бое­ вой техники, умелое 'использование и тща­ тельное сбережение ее — священный долг и дело чести, что оружие и механизмы соз­ даются кропотливым трудом всего совет­ ского народа и являются социалистической собственностью, которую нужно беречь, как зеницу ока. Затем были даны конкретные указания и советы но методике агитационной рабо­ ты. рекомендованы ее формы. Правильное руководство и постоянная помощь со стороны заместителя команди­ ра корабля по политической части, а так ­ же партийной и комсомольской организа­ ций позволили агитаторам достичь значи­ тельных успехов в проведении бесед. Возь­ мем. к примеру, одного из лучших кора­ бельных агитаторов — старшину 2 ста­ тьи Довженко. Он систематически раз’яс- няет сослуживцам, что Присяга, уставы и наставления обязывают каждого военно­ служащего с любовью относиться к сохра­ нению боевой техники. Выполняя это требование, наши воины укрепляют бое­ способность корабля, подразделения. Дов- генко постоянно на-поминает сослужив­ цам. что в изготовлении оружия и осевой техники вложен большой самоотвержен­ ный труд советских людей. В создании боевого оружия принимают участие уче­ ные, инженеры, конструкторы, рабочие. — Насколько кропотливый и сложный труд затрачивается на изготовление ору­ жия и техники. — говорил в одной из бесед агитатор. — видно из такого приме­ ра: для выпуска одного обыкновенного зенитного пулемета необходимо произве­ сти более тысячи различных операций. Довгенко, как и другие агитаторы, осо­ бое внимание в свопх беседах уделяет опыту Великой Отечественной войны. Он рассказывает. кяк советские вонны самоотверженно, нередко с риском для жизни, ухаживали за своим оружием, боевой техникой, как они ее сберегали, благодаря чему успешно громили врага в боях. Агитатор Довгенко не ограничивается только беседами. Недавно он принял уча­ стие в подготовке технической конфе­ ренции радиометристов. Она принесла большую пользу морякам. Старшина 2 ста­ тьи Дерюшев. старшие матросы Лукашик и Первухин сделали интересные доклады, которые показали, насколько серьезно эти воины относятся к изучению своего заведывання. Ценность конференции со­ стояла также и в том. что она способст­ вовала расширению общего теоретическо­ го кругозора ее участников. Довгенко принимает активное участие в выпуске стенной газеты, а также ратио- газеты. используя их в своей агитацион­ ной работе. Все это положительно сказы­ вается на деле. Техника, которую обслу­ живают радиометристы, работает безот­ казно. а если и случаются изредка тех­ нические неисправности, то они быстро устраняются олаголаря твердому знанию личным составом своих заведрлванин. Однажды во время шторма была пов­ реждена антенна. Ремонт ее требовал по­ мощи береговых мастерских, а, следова­ тельно. большой затраты времена и с|)сдств. Старшина 2 статьи Дерюшев и матрос Денисов решили сами исправить антенну и с успехом сделали это. Во всем этом им помогла знание техники, любовь к ней. Командир корабля поощрил умелых и хорошо знающих свое дело моряков. ИРОЯВ 1 ГВШИХ разумную инициативу и на­ ходчивость. Являясь агитатором, старшина 2 ста­ тьи Дерюшев пользуется заслуженным уважением среди моряков. Раз’ясняя ре­ шения июльского Пленума ЦК КПСС, он напоминает матросам, какие ответствен­ ные и серьезные задачи стоят перед ни­ ми и что надо иоикретно каждому де­ лать, чтобы успешно их решить. Агита­ тор в своих беседах всегда подчеркивает мысль о необходимости отлично изучать боевую технику, содержать ее в полной исправности и немедленной боевой готов­ ности. постоянно воспитывать в себе высокие морально-боевые качества, необ­ ходимые советскому воину. Активно и целеустремленно работают агитаторы специалист первого класса старшина 1 статьи Григорьев и специа­ лист второго класса старший матрос Данынин. Заведывание у подчиненных ему матросов находится всегда в безуп­ речном состоянии. Агитаторы Григорьев и Данынин прививают воинам-любовь к технике и оружию не только словом, но и личным примером. Агитатор старший матрос Данынин недавно выступил в клубе перед большой группой моряков и рассказал, каким пу­ тем он добился успехов в учебе и службе, как стал отличником боевой и политической подготовки и как теперь помогает сослуживцам. Даньшин привел много интерес иых и поучительных, за­ поминающихся примеров. Недавно за от­ личные действия ио обслуживанию бое­ вых механизмов н а походе Даньпшну бы­ ла об’явлена благодарность. В практической работе агитаторов ши­ роко используется опыт Великой Отечест­ венной воины. Нередко перед моряками корабля выступают ветераны. За послед­ нее время несколько раз. например, вы­ ступал мичман Макейкин — участник многих боевых операций в годы Великой Отечественной войны. С большим вниманием была прослушана моряками нашего корабля беседа коммуни­ ста Бусько. Раз’пс.няя вопрос о значении тяжелой промышленности в народном хо­ зяйстве нашей страны, коммунист призвал матросов тщательно изучать технику и любовно за ней ухаживать, привел при­ меры о том. какую огромную пользу при­ носит техника, когда она находится в умелых руках. Надо отметить, что в агитационной ра­ боте у нас 1 гмеются и недостатки. Неко­ торые товарищи подчас живую, полезную работу подменяют простой читкой газет, брошюр. Мало популяризируется опыт лучших агитаторов. Для этой цели не всегда используются стенная и радиогазе­ та. собрания. Справедливости ради надо сказать, что у нас был один семинар, на котором старшина 2 статьи Довгенко де­ лился опытом своей работы. Это меро­ приятие принесло известную пользу. В деятельности агитаторов почувствовалось оживление. Но в дальнейшем ничего по­ добного не проводилось. А жаль. Партий­ ная организация дотжна помочь органи­ зовать обмен опытом работы агитаторов. А опыт у нас есть поучительный и ин­ тересный. Старший матрос К. ГЛИЩИНСКИЙ. Старший матрос Л. БАЛАГУЛА. i На опыте минувшей войны Деятельными и активными помощ ника­ ми командиров и политраПотников в вос­ питании у наших воинов любви к ору­ жию и боевой технике являются агитато­ ры. Они повседневно общаются с матро­ сами. влияют на них личным примером и доходчивым товарищеским словом. По­ этому jb нашем подразделении командир, партийная и комсомольская организации нацеливают внимание агитаторов на раз'- яснение воинам их обязанностей по овла­ дению оружием, по сбережению его, на популяризацию опыта отличников учебы. Заслуженным уважением среди воннтв пользуется агитатор сержант Таран. Сам он награжден нагрудным знаком «Отлич­ ный артиллерист». Воин хорошо знает и по-настоящему любит свое оружие, всег­ да содержит его в образцовом состоянии. Поэтому и слово такого агитатора всегда авторитетно для матросов. Только за пос­ леднее время Таран провел несколько бе­ сед. В одной из бесед агитатор привел много интересных и поучительных примеров любовного отношения воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота к ору­ жию и боевой технике. Агитатор призвал своих сослуживцев и в мирные дни учебы настойчиво изучать, заботливо сберегать технику и оружие так, как это делают матросы Кулясов, Зайцев и другие. Они проявляют большее усердие в освоении военного дела. Эти воины стали отличниками боевой и по­ литической подготовки. Апгтатор Таран постоянно помогает ма­ тросам о часы самостоятельной подготов­ ки лучше освоить свою специальность. Конечно, не все матросы с одинаковым успехом овладевают озоим оружием, не все сразу проникаются сознанием необходи­ мости любовно изучать и беречь его. В этом очень важном и ответственном деле на помощь воинам приходят агитаторы. Например, некоторое время матрос Ващен­ ко отставал в изучении техники, нередко допускал ошибки в обращении с ней. На помощь воину пришел агитатор Резунов. В часы самостоятельной подготовки и в свободное время агитатор терпеливо раз’- яснял матросу требования Присяги и уставов, обязывающие добросовестно изу­ чать военное дело, беречь технику и ору­ жие, держать их всегда готовыми к немед­ ленному действию. На многочисленных ярких и убедительных примерах доказы­ вал товарищу, что матрос, отлично вла­ деющий техникой и обладающий высоки­ ми морально-боевыми качествами, непобе­ дим в бою. Резунов в беседах умело ис­ пользовал опыт отличников. Сам он — также один из передовых воинов, и к не­ му прислушиваются сослуживцы. Рассказывая об успехах передовых ма­ тросов, агитатор старался вызвать у Ва­ щенко стремление подражать им, доби­ ваться таких же высоких показателей в учебе, службе и дисциплине. Следуя при­ меру агитатора, на Ващенко стали больше обращать внимания и другие пе­ редовые сослуживцы, стараясь всеми си­ лами помочь матросу в овладении техни­ кой. Большое содействие в этом оказал ему, например, отличник боевой и поли­ тической подготовки Ртищев. Труды агитатора не пропали даром. Матрос Ващенко хорошо усвоил свои обя­ занности. полюбил технику и оружие, стал значительно лучше нести службу. Пзучая решения июльского Пленума ЦК КПСС, матрос Ващенко, как и все дру­ гие воины нашего подразделения, проник­ ся чувстзом еще большей ответственности за порученное дело, за защиту государ­ ственных интересов своей социалистиче­ ской Отчизны. Офицер А. ИСУПОВ. Когда взвод шёл в атаку... Э то случилось ранней весной. На одном пз занятий (взвод шел в атаку. Вдруг путь преградила река. Лед на ней был хрупким. Что же делать? Медлить нельзя ни минуты, ни секунды. Ведь в бою каж­ дая секунда дорога. Это понимали все. Матрос Мирзоян первым бросился вперед. Лед под ним проломился. Но это не оста­ новило смелого воина. Он решительно и смело пошел вперед. Примеру Мирзояна последовали его то­ варищи. Взвод быстро переправился на противоположный берег и атаковал не ус­ певшего закрепиться «противника». За­ дача была успешно выполнена. Несколькими днями позже, беседуя с матросом Кафаровым, агитатор Решетив- ский вспомнил об этом случае. Н вспомнил не случайно. Наблюдая за действиями ма­ троса на занятиях, он заметил, что тот иногда проявляет нерешительность, и вот теперь, разговаривая с ним по душам, агитатор рассказал о том. какие высокие морально-боевые качества нужны воину в современном бою. Агитатор подчеркнул, что их нужно вырабатывать теперь, в мирное время. — Не надо забывать, товарищ Кафа- ров. — говорил Решетпвскнй, — что. как ни тяжело на учении, в бою будет гораз­ до тяж елей / Рассказывая о мужественном поступке Мирзояна, он раз'яснил Кафарову. как много работал матрос над собой, чтобы выработать в себе все необходимые боевые качества для преодоления любых трудно­ стей и препятствий на пути к достижс- нию цели. Агитатор подчеркнул мысль о том, что на занятиях матрос действовал всегда без упрощенчества и послаблений. Только поэтому он не побоялся смело броситься в холодную воду. Агитатор не ограничился только од­ ной беседой. Решив помочь Кафарову стать смелым, закаленным вопном. он не жалел для этого ни времени, ни тру­ да. На всех занятиях старался держать­ ся как можно ближе к Кафарову. увле­ кал его личным примером. Все это дало свои положительные плоды. Воин начал действовать гораздо решительнее, сме­ лее, старался проявлять инициативу. Много полезного приносили Кафарову и индивидуальные беседы, которые Ре- шетивскнн проводил с ним по вечерам. Агитатор с увлечением рассказывал матросу о героях-фронтовиках. приводил яркие и убедительные примеры мужества, высокого наступательного порыва совет­ ских воинов. При этом он никогда не забывал отмечать и лучших матросов своего подразделения, которые проявляют на занятиях смелость, умение и сметку, упорство и настойчивость. Часто расска­ зывал он Кафарову о матросе Лапшине, приводил примеры его мужества, сноров­ ки. выносливости. — II я так могу! — не раз говорил Кафаров. когда речь заходила о смелых, мужественных действиях матросов на за­ нятиях. И Кафаров действительно доби­ вался того, чтобы выработать в себе спо­ собность преодолевать любые трудности. Постоянно тренируясь, работая с полным напряжением сил. матрос со временем приобрел все необходимые для воина ка­ чества. Сейчас он передовой матрос. Командир уверен, что любое задание он выполнит с честью. И в этом немалая за­ слуга агитатора Решетивского. Показательна работа агитатора с матро­ сом Мумучадзе. Узнав от командира о том, что Мумучадзе не совсем понимает зна­ чение инженерного оборудования местно­ сти. он побеседовал с воином, раз’яснил ему важность и необходимость этого дела. — Зачем копать зря? Смелым быть хо­ чу. Трус пусть копает, — ответил матрос на замечание Решетивского. — Смелым быть, конечно, необходи­ мо. но без умения нет и смелости. — ска­ зал агитатор. — А тот, кто окапываться. не научился, не сможет действовать в бою. На следующем занятии Решетпвскпй, по совету командира, показал Мумучадзе, как надо совершать перебежки. Прошло время. Мумучадзе стал неузна­ ваем. Недавно за отличное действие на •занятиях он заслужил благодарность от командира. Много пришлось поработать Решетпв- скому с матросами Нулатовым. Сороки­ ным, Думаевым. Сапроновым и другими. Не ограничиваясь индивидуальной рабо­ той с ними, агитатор часто выступал с беседами о мужестве, решительности, сме­ лости. Готовил он пх тщательно, внима­ тельно подбирая интересные и запомина­ ющиеся примеры. Только за последнее время Решетивский провел беседы: «Вы­ рабатывать в себе высокие морально-бое­ вые качества», «Быть смелым и реши­ тельным», «Учиться побеждать сильного, технически оснащенного противника» и другие. Все эти беседы воины слушали с большим интересом. И это, конечно, не случайно. Решетивский не только сло­ вом, но и делом и личным примером, идя впереди, увлекает свопх сослуживцев на безупречную службу. Сам отличник бое­ вой и политической подготовки, клас­ сный специалист, он все делает, чтобы помочь командиру воспитывать умелых, дисциплинированных, мужественных вои­ нов, в совершенстве владеющих своим оружием. Недавно Решетивский выступил на ве­ чере отличников боевой и политической подготовки. Он рассказал об опыте своей учебы и службы, о том, как матросы на­ шего подразделения, глубоко изучая ис­ торическис решения июльского Пленума ЦК КИС€. с каждым днем добиваются но­ вых более высоких результатов в боевой и политической подготовке, воспитывая в себе высокие моралг^-б^евы^ качества. Матоос С. ШЕВЧУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz