На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

« 25 сентября 1955 г., № 2 2 8 (5380 ), На с т р а ж с З а п о л я р ь я За дальнейшее ослабление международной напряжённости и развитие международного сотрудничества Выступление В. М. МОЛОТОВА на Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября 1955 года Господин председатель, господа делега­ ты. как ,это обычно принято. Генеральная Ассамблея начинает свою работу с оцен­ ки международной обстановки и намечает свои очередные задачи. В связи с этим делегация СССР считает необходимым вы ­ сказать свор , мнение, руководствуясь тем. что главной задачей Организации Об’еди­ ненных Наций, в соответствпн с ее основ­ ными принципами и целями, является ук­ репление мира и международной безопас­ ности. Не бюжет быть сомнения, что все на­ роды заинтересованы, прежде всего. в том, чтобы жить в мире и спокойствий, чтобы посвятить свои усилия мирному созида­ тельному труду и повышению твоего бла­ госостояния. Именно эти стремления на­ родов «были положены в основу Организа­ ции Об’единенных Наций при ее создании десять лет тому назад. Именно они опре­ деляют и в настоящее 'время наиболее глу­ бокие течения международной жизни. I . Особенности современного положения События последнего времени показали, что в международной обстановке произош­ ли такие изменения, которые способству­ ют уменьшению напряженности в отно­ шениях между государствами. Эти события подтвердили, что решение вопроса, об обеспечении безопасности тех или иных государств, равно как и меж­ дународной безопасности в целом, необхо­ димо искать не на путях образования во­ енных группировок государств и продол­ жения «холодной войны», а на путях сов­ местных усилий всех государств — боль­ ших и малых, — направленных на укре­ пление всеобщего мира. Важность усилий такого рода для всех очевидна особенло потому, что в результате второй миро-вон войны и происшедших в срязи с. этим важных социально-политических сдвигов в Европе и в Азии возник целый ряд госу­ дарств социалистического типа и что во­ прос о мирном сосуществовании государств с различными социально-экономическими системами приобрел теперь еще более серь­ езное значение. В этой связи необходимо прежде всего подчеркнуть значение соответствующих усилий со стороны великих держав, рас­ полагающих наиболее мощными военными и материальными ресурсами и несущих особую ответственность «а судьбы мира. Наиболее важным международным со­ бытием последнего времени явилось Же­ невское Совещание Глав правительств СССР, США. Великобритании и Франции, оказавшее значительное влияние на меж­ дународную обстановку. Главы прави­ тельств четырех держав впервые с 1945 года установили личный контакт и обме­ нялись мнениями по ряду наиболее важ ­ ных и неотложных международных про­ блем. Уже сам этот факт имеет большое значение, учитывая характер сложивших­ ся отношений между четырьмя державами за последнее десятилетие. Значение Женевского Совещания состо­ ит в том. что на нем руководящие госу­ дарственные деятели определенно вырази­ ли стремление соответствующих прави­ тельств приложить усилия к тому, чтобы народы были освобождены от страха но­ вой войны. В связи с этим глава Советского пра­ вительства Н. А. Булганин подчеркнул •неуклонное стремление Советского Союза к упрочению мира между народами. Он заявил о том. что Советское правительст­ во стояло и стоит за мирное сосущество­ вание между государствами, независимо от того, какие внутренние порядки уста­ новлены в том или ином из них, так как вопрос о социальной и экономической си­ стеме в любом государстве есть внутрен­ нее. дело его народа. Президент Соединенных Штатов Амери­ ки г-н Эйзенхауэр, выступлениям которо­ го придавалось большое значение, также высказался за необходимость создания ат­ мосферы взаимного уважения и доверия отношениях между государствами. Каса­ ясь отношений между СССР и США, он отметил, что исторически народы обеих стран всегда жили в мире, что между аме­ риканским и советским народами нет тер­ риториальных споров или торгового со­ перничества и что американский народ хотел бы быть другом советского народа. Премьер-министр Великобритании г-н Иден, политический опыт которого все мы ценим, от имени правительства Великобри­ тании выступил за необходимость разви­ тия сотрудничества между государствами в интересах длительного мира. От имени французского правительства премьер-министр Франции г-н Фор также выступил за необходимость развития мир­ ного сотрудничества между государствами, за то. чтобы положить конец «холодной войне». Эти заявления свидетельствуют, что со­ бравшиеся в Женеве руководящие госу­ дарственные деятели СССР, США, Велико­ британии и Франции отдавали себе отчет в том, что необходим новый подход к уре­ гулированию нерешенных международных проблем, в том числе нерешенных проб­ лем Европы и Азин. Нетрудно заметить разницу между содержанием и общим ду­ хом Женевского Совещания и теми заяв­ лениями, которые делались еще не так давно в пользу продолжения «холодной войны». Среди народов мира заявления го­ сударственных деятелей в пользу мира вы ­ звали новые надежды и ожидания, что они не останутся лишь словами. Женевское Совещание именно поэтому и было с таким воодушевлением встречено народами, что оно знаменовало собой оп­ ределенный поворот в отношениях между СССР. США. Англией и Францией, сказав­ шийся на международной обстановке в це­ лом. Поворот был сделан в сторону поис­ ков путей к преодолению существующих трудностей и достижению необходимой до­ говоренности но неурегулированным меж­ дународным проблемам путем переговоров в духе взаимопонимании и развития со­ трудничества между государствами. Со­ вершенно очевидно, что на совещании в известной мере уже сказалось широко распространившееся стремление рассмат ривать назревшие международные пробле мы не под углом зрения усиления тех или иных группировок, а с учетом необходимо, сти укрепления доверия между государст вами и упрочения мира между народами На совещании, как известно, не были да и не могли быть сразу разрешены проблемы, ио которым между главами пра­ вительств состоялся обмен мнениями. Раз решение этих проблем потребует времени иллюзий на этот счет у участников Же­ невского Совещания не было. Тем не ме­ нее, в Женеве в результате усилий, при­ ложенных всеми участниками совещания, были выработаны согласованные директи­ вы министрам иностранных дел четырех держав но ряду важных вопросов. Мини­ стры должны продолжить работу, нача­ тую главами правительств, положив в ос­ нову дальнейшей работы ио урегулирова­ нию нерешенных международных проблем указанные директивы. Женевское Совещание не является слу­ чайным событием. Оно было подготовлено определенным ходом событий последнего времени. Оно стало возможным, поскольку силы мира и социального прогресса ок­ репли. Состоявшееся в Женеве совещание от­ разило глубокие изменения в сознании на­ родов, проявляющих все большую реши­ мость отстоять дело мира, пе допустить того, чтобы мир был вновь охвачен по­ жаром войны со всеми вытекающими от­ сюда тяжелыми последствиями для мпогнх и многих миллионов людей. Кому ныне не известно, что развернув­ шееся за последние годы движение паро­ дов за мир стало мощным Фактором укре­ пления всеобщего мира. Непреклонная ьоля народов к миру наш­ ла свое отражение в том, что еще до Же­ невского Совещания имели место важные события, которые способствовали умень­ шению международной напряженности и оздоровлению международной обстановки. Уже такие факты, как установление пе­ ремирия в Корее, а также прекращение войны в Пндо-Китае с признанием нрав его народов на самоопределение, явились достаточно ясным выражением этого про­ цесса. Хотя это еще не означает, что в нынешних условиях не существует ост­ рых неурегулированных международных проблем, однако фактическое восстановле­ ние мира во всем мире — о чем можно сказать после окончания войны в.Пндо- Китае — было благоприятной предпосыл­ кой для Женовского Совещания Глав пра­ вительств. Большое значение для улучшения меж­ дународной обстановки имело разрешение к удовлетворению заинтересованных сторон такого важного вопроса, каким являлся австрийский вопрос. Было найдено такое урегулирование этого вопроса, которое на­ ходится в соответствии как с националь­ ными интересами австрийского парода, так и с интересами европейской безопас­ ности. В результате Австрия получила го­ сударственную самостоятельность и пеза- писнмость, избежав вовлечения в военные группировки других государств. Она при­ няла обязательство придерживаться поли­ тики постоянного нейтралитета и, следо­ вательно. ее нельзя теперь использовать в качестве орудия других держав. Как из­ вестно. Советский Союз, Соединенные Шта­ ты Америки, Великобритания и Франция согласились уважать австрийский нейтра­ литет. Такое урегулирование австрийского вопроса является серьезным вкладом в де­ ло мира в Европе. Тот факт, что Австрия решила избрать путь нейтралитета, является для совре­ менного международного положения зна­ менательным. Движение за проведение по­ литики нейтралитета в последнее время вге более усиливается и в ряде других го­ сударств, народы которых все настойчи­ вее и решительнее высказываются в поль­ зу политики неучастия в агрессивных по­ енных блоках и коалициях. Имея это в виду. Советский Союз уже заявил о своей готовности уважать нейтралитет таких стран. Следует ожидать, что и со стороны других держав будет проявлено такое же понимание указанной политики нейтрали­ тета, отвечающей целям укрепления ми­ ра. Важное значение для уменьшения на­ пряженности имел тот поворот в отноше­ ниях между СССР и Югославией, который был достигнут в результате поездки в Югославию весной этого года Правитель­ ственной делегации Советского Союза. Нормализация советско-югославских отно­ шений, отвечающая интересам и стремле­ ниям народов СССР и Югославии, а также инте|)ссам укрепления мира в Европе, яв­ ляется крупным вкладом в дело улучше­ ния всей обстановки в Европе, в дело ук­ репления доверия между государствами. Происходящее ныне успешное развитие дружественных отношений между СССР и Югославией отвечает, вместе с тем. инте- ресам укрепления международной безопас­ ности. Сейчас нет необходимости говорить о других важных международных событиях, способствовавших уменьшению напряжен­ ности. Положительное значение, kotojm » c имела в развитии этих событий миролюби­ вая пол.чтика Советского Союза и некото­ рых других государств, хорошо известно. После второй мировой войны глубокие изменения произошли не только в F jbpoiic , но и в Азии. Немалые сдвиги имеют место и в Африке. Никто не должен недооценивать, преж­ де всего, такой факт, как образование ве­ ликой Китайской Народной Республики, созданной в результате победы китайского народа, увенчавшей его вековую борьбу за овою национальную независимость и сво­ боду. Образование нового, народно-демо­ кратического Китая, — с законными пра­ вами и интересами которого, как велико­ го суверенного государства, все мы дол­ жны считаться, — является крупнейшим потребует выдержки и терпения. Никаких историческим событием последнего време­ ни. Появление тт укрепление Китайской Народной Республики, опирающейся на несокрушимую поддержку великого ки­ тайского народа, является мощным Фак­ тором мира не только в районе Азии и Дальнего Востока, но и во всем мире. Важную роль в деле поддержания мира •и укрепления безопасности на Дальнем Востоке может и должна сыграть, наряду с другими -странами, также Япония. Не­ сомненно, что успешное окончание про­ исходящих сейчас в Лондоне советско- японских переговоров о нормализации от­ ношений между двумя странами отвечало бы интересам народов Японии и Советско­ го Союза и способствовало бы улучшению положения на Дальнем Востоке. После второй мировой войны приобрели независимость ряд стран Азии и Африки. К ним относятся такие, как Индия, Индо­ незия, Бирма. Пакистан. Цейлон, Непал, Филиппины. Ливан, Сирия, Израиль, Иор­ дания, Ливия и др. Некоторые из этих го­ сударств уже играют видную роль в борь­ бе за мир. В этой связи особо необходимо подчеркнуть роль Индии — второго круп­ нейшего государства Азии. Великий индийский народ показал не только пример мужественной борьбы за свою независимость, но и хороший при­ мер сотрудничества с другими народами в борьбе за дело мира. Я думаю, что все мы можем лишь по­ желать народам Азии и Африки, странам Ближнего и Среднего Востока, ставшим на путь независимого развития, последова­ тельно и мужественно отстаивающим свою национальную независимость, всяческих успехов на этом пути. Долгом Организа­ ции Объединенных Наций является — оказать необходимую поддержку народам этих стран, оградить их законные права, покончить с попытками втягивания этих государств в военные группировки дер­ жав, преследующих свои узкие цели, пе допустить вмешательства других госу­ дарств в их внутренние дела. Что касается Советского Союза, то он был и остается последовательным борцом за дело мира и прогресса. Народы, отста­ ивающие свою национальную независи­ мость, свою свободу, интересы мира меж­ ду народами, всегда найдут у него полпое и активное сочувствие. Известно, что за последние годы значи­ тельно усилилось стремление к расшире­ нию торговли и других экономических связей и к устранению имеющейся дис­ криминации в области торговли между За­ падом и Востоком. Расширился контакт между политиче­ скими, научными, деловыми и обществен­ ными кругами различных стран. Визиты государственных деятелей, обмен парла­ ментскими делегациями, взаимное ознаком­ ление с достижениями в области науки, промышленности и сельского хозяйства, развитие международного туризма, взаим­ ные поездки деятелей искусства, спорта и т. и. — все это является важным выра­ жением усилии, идущих с разных сторон и направленных на укрепление связей и улучшение взаимопонимания между на­ родами. Замечательно, что эти делегации при­ нимаются с большой теплотой и радушием населением Советского Союза, Соединен­ ных Штатов, Китая, Великобритании, Полыни. Египта, Швеции, Австрии и др. Мы. советские люди, видим в этом выра­ жение горячего желания народов к уста­ новлению дружественных отношений меж­ ду государствами, к упрочению мира. Хотелось бы отметить также ту поло­ жительную роль, которую сыграла извест­ ная Декларация Верховного Совета СССР, принятая 9 февраля с. г., в которой со­ держится призыв к установлению непо­ средственных связей между парламентами путем обмена парламентскими делегация­ ми, что отвечает глубокому стремлению народов к мирному сотрудничеству. Мы с удовлетворением констатируем, что призыв Советского парламента нашел широкин от­ клик, о чем свидетельствует тот факт, что парламентские делегации многих стран по­ сетили в этим году Советский Союз. По­ добное общение между членами парламен­ тов различных стран будет, в свою оче­ редь, содействовать развитию тех контак­ тов между Ностоком и Западом, к которым призвало Женевское Совещание. Февральская декларация Верховного Со. вета СССР является обращением Советско­ го парламента ко всем парламентам мира. Это обращение относится не только к тем странам, с которыми СССР имеет диплома­ тические отношения, но и к другим го­ сударствам. В определенных случаях уста­ новление связей между парламентами мог­ ло бы содействовать также необходимому урегулированию отношении между госу­ дарствами. Еще не так давно во многих государст- вах работы, связанные с использованием атомной энергии, были окружены тайной. И в этом нашло свое отражение то недо­ верие, кото|юе имеется в отношениях меж­ ду государствами. Следует сказать, что ныне положение существенно изменилось, о чем свидетельствует состоявшаяся в ав­ густе этого года в Женеве Международная конференция ученых по использованию атомной энергии в мирных целях. Мы с удовлетвореиием отмсчаем инициативу правительства Соединенных Штатов Аме­ рики в созыве этой конференции. Извест­ но, что советские ученые приняли в ней весьма активное участие, представив свы­ ше ста докладов, освещающих опыт ис­ пользования атомной энергии в Советском Союзе в области техники, биологии, ме­ дицины, сельского хозяйства. Советские ученые представили также доклад об опыте работы первой в мире атомной электростанции, построенной в СССР. Многие иностранные представители имели возможность на месте ознакомиться с этой электростанцией. Несомненно, что конференция ученых в Женеве внесла крупный вклад в дело меж­ дународного сотрудничества в области мир­ ного использования атомной энергии. Со своей стороны. Советский Союз намерен все больше развивать сотрудничество с другими странами в деле более широкого использования атомной энергии в мирных целях. Мы выражаем также пожелание, чтобы начало, положенное упомянутой конференцией, было продолжено путем ре­ гулярного — по возможности, ежегодного — созыва подооных совещании ученых всех стран не только в области атомной энергии, но и в других областях науки п техники. Таким образом, ряд событий последне­ го вымени, и особенно Совещание Глав правительств в Женеве отразили собою наличие происходящих серьезных измене­ ний в обстановке. Это не значит, что трудности остались позади. Пам еще придется преодолевать немало предрассудков и барьеров на пу­ ти продвижения вперед. Например, все еще говорят о так называемых «сателли­ тах». но когда хотят это сказать о наро­ дах Восточной Европы, то просто перено­ сят свои привычные понятия на такие страны, к которым это совершенно непри­ менимо. Эти страны па деле доказали, что их отношения с другими государствами могут по-настоящему развиваться только на основе соблюдения принципов нацио­ нального суверенитета и дружбы между народами. Мы должны не покладая рук бороться за то, чтобы создать условия, при кото­ рых люди были бы спокойны за свой зав­ трашний тень. От того, насколько эти возможности будут использованы н на­ сколько на деле внимание будет направ­ лено не на создание и укрепление тех или иных военных группировок, а на разре­ шение имеющихся неурегулированных международных вопросов, будет зависеть успех дальнейших усилий в борьбе за мир. От этого будет зависеть также успех Организации Об’единенных Наций в до­ стижении ею благородных целей — обес­ печения подлинной безопасности для на­ родов мипа. II. Прекращение гонки вооружений — основная задача В нынешних условиях основной задачей следует прианать прекращение гонки во­ оружений. Известно, что гонка вооружений, осо­ бенно на протяжении последних лет. до­ стигла невиданных размеров. Непрерывно увеличивается количество так называе­ мых обычных вооружений. Увеличивается также количество производимого атомного и водородного оружия, которое к тому же становится все более и более разруши­ тельным и вес более опасным. Неслыхан­ но раздулись военные расходы государств, что всей тяжестью надает на плечи тру­ дового народа, на плечи рабочих, кресть­ ян, служащих, мелких собственников. Ог­ ромные материальные средства, а также людские силы отвлекаются на подготовку к войне вместо того, чтобы быть исполь­ зованными для производительных целей, для иод’сма благосостояния народов, для оказания необходимой помощи экономи- чески слаборазвитым странам и районам. Такое положение не может продолжать­ ся. Необходимо, чтобы Организация 06’- сдиненных Наций сказала свое веское сло­ во против гонки вооружений, аа сокраще­ ние вооружений, за запрещение атомного и водородного оружия, за устранение уг-* розы новой войны. Этим целям отвечает «Предложепие Со­ ветского правительства по вопросам сок­ ращения вооружений, запрещения атом­ ного оружия и устранения угрозы новой войны». Соответствующий проект предло­ жений был внесен Советским правитель­ ством 10 мая в Комиссию по разоруже­ нию. Текст этих предложений Советского Союза сегодня разослан всем участникам Генерал ьной Ассамблеи. Новые советские предложения, внесен­ ные в Комиссию ио разоружению, содер­ жат конкретную программу мероприятий, направленных на ослабление напряжен­ ности. на установление доверия между государствами, на прекращение «холод­ ной войны». В них говорится о необхо­ димости прекращения пропаганды войны, как это уже было решено Генеральной Ас­ самблеей еще несколько лет тому назад. Следует позаботиться о выполнении этого решения. В советских предложениях говорится также о необходимости дости­ жения соглашения относительно ликвида­ ции иностранных военных бае на чужих территориях. Без такого соглашения, хотя бы и рассчитанного на постепенное про­ ведение соответствующих мероприятий, нельзя добиться действительного устра­ нения недоверия в отношениях между го­ сударствами. Совершенно естественно, что в этих предложениях говорится, вместе с тем. о необходимости устранения всяко­ го рода дискриминации, препятствующей развитию международной торговли, а так ­ же расширению контактов в области куль­ турных связей, обмена делегациями и т. п. Как вы знаете, этим вопросам теперь уже всеми придается весьма важное значение. В упомянутых предложениях СССР вы ­ сказаны и конк!>етныс пожелания, имею- •щне целью содействовать ускорению ре­ шения германской проблемы и урегулиро­ ванию нерешенных вопросов на Дальнем Востоке. Главным в советских предложениях яв­ ляются основные принципы, которые мог­ ли бы стать базой для заключения меж­ дународной конвенции о сокращении во­ оружений и запрещения атомного оружия. Новые советские предложения о сокра­ щении вооружений и запрещении атомно­ го и водородного оружия являются круп­ ным шагом вперед в направлении дальней­ шего сближения позиций СССР и запад­ ных держав в вопросе о разоружении. Следует отмстить, что по ряду важных вопросов в советских предложениях учте­ ны соображения западных держав, ранее внесенные ими в Комиссию по разоруже­ нию. Советское правительство приняло пред­ ложение правительств западных стран по такому вопросу, как установление уровня вооруженных сил для пяти держав, а именно — для Советского Союза. Соеди­ ненных Штатов Америки и Китайской Народной Республики от 1 до 1,5 млн. человек, для Франции и Великобритании — по 650 тыс. человек. Соглашение по этому вопросу сразу дало бы огромное сокращение военных расходов и явилось бы крупнейшим шагом к прекращению гопки вооружений. Тот факт, что Советский Союз согла­ сился на установление предложенного Англией. Францией и США предельного уровня для вооруженных сил пяти дер­ жав. лишает всякого основания те возра­ жения, которые высказывались ранее про­ тив запрещения атомного оружия под предлогом, что это оружие компенсирует якобы имеющее место «отставание» за­ падных держав в области обычных во­ оружении и что атомное оружие будто бы является средством для сохранения «рав­ новесия» в области вооружения между Западом и Востоком. Предложение СССР об уровне вооруженных сил полностью учитывает позицию западных держав ь указанном вопросе и дает основание рас­ считывать. что они, со своей стороны, займут такую позицию в вопросе об атомт ном оружии, которая позволила бы до­ стичь соглашения по этому вопросу. Советский Союз учел также англо­ французское предложение относительно времени введения в действие полного за­ прещения применения ядерного оружия и из’ятия его из воорул;енпй государств. В предложении СССР, как и в англо- Французском предложении, предусматри­ вается. что полное запрещение атомного и водородного оружия вступает в силу после сокращения обычных вооружений и вооруженных сил на 75 процентов об­ щего размера пх сокращения. А из’ятие этого оружия пз вооружения государств и его уничтожение должно быть осуществле­ но одновременно с сокращением обычных вооружений на последппе 25 процентов предусмотренного сокращения. Придавал существенное значение орга­ низации контроля над осуществлением ме­ роприятий по разоружению. Советский Союз в своих предложениях предусмат­ ривает предоставление контрольным орга­ нам широких прав и полномочий. Совет­ ское предложение об установлении на вза­ имных началах контрольных постов на территории соответствующих государств в железнодорожных узлах и на автомаги­ стралях, на аэродромах и в крупных мор­ ских портах создает необходимые условия для установления эффективного контроля и особенно важно для предупреждения внезапного нападения одного государства на другое. Общеизвестно, что современная война требует сосредоточения и разверты­ вания крупных сухопутных, военно- воздушных и военно-морских сил. Пред­ ложение об установлении контрольных постов, подчиненных международному кон­ трольному органу, предусматривает необ­ ходимые меры оповещения о таком сосре­ доточении п создает возможность для пре­ дупреждения внезапного нападения. Соз­ дание контрольных постов на железных до­ рогах. на автомагистралях, на аэродромах и в морских портах для наблюдения за пе^движелием и перегруппировками во­ оруженных сил оказало бы большое поло­ жительное влияние на укрепление доверия между государствами и. тем самым, спо­ собствовало бы уменьшению международ­ ной напряженности. Предложение СССР от 10 мая откры­ вает. таким образом, путь для разреше­ ния весьма сложной проблемы междуна­ родного контроля над сокращением воору­ жений и запрещением атомного оружия. Советское правительство, вместе с тем. выразило готовность со всем вниманием изучить и другие предложения по этому важному вопросу. В этой связи необходимо коснуться из­ вестного предложения президента Эйзен­ хауэра, сделанного им на Женевском Со­ вещании. об обмене военной информацией и аэрофотосъемках. Следует признать важ­ ность внесенных г-ном президентом пред­ ложении. В них мы видим иск(>еннее же­ лание содействовать решению важной проблемы международного контроля и ин­ спекции. Именно с этих позиций мы изу­ чаем указанное предложение и его от­ дельные стороны. Нас. естественно, инте­ ресует вопрос о том. в какой мере это предложение может содействовать сокра­ щению вооружений и решению вопроса о запрещении атомного оружия, то есть, в какой мере оно содействует выполнению основной задачи — прекращению гонки вооружений и облегчению тяжелого бре­ мени. ложащегося на плечи населения, в результате раздутых военных бюджетов и всякого рода военных приготовлений. Ведь совершенно ясно, что народы ждут таких результатов обсуждения проблемы разору­ жения. которые содействовали бы укреп­ лению мира, устранению угрозы новой войны и облегчению материальных тягот населения, вызываемых гонкой вооруже­ ний. В связи с этим нельзя пройти мимо вчерашнего выступления главы делегации США. Он заявил, что «ограничение воору­ жений является фактически недостижи­ мым». Такое заявление ставит под вопрос работу Комиссии по разоружению, создан­ ной Генеральной Ассамблеей. На Женевском Совещании премьер-ми­ нистр Франции г-н Фор внес предложение о сокращении военных бюджетов и созда­ нии специального фонда для помощи эко­ номически слаборазвитым странам за счет экономил военных бюджетов. Советское правительство с должным вниманием рас­ сматривает это предложение. Нам пред­ ставляется, что средства, которые были бы получены в результате сокращения во­ енных бюджетов, могли бы быть исполь­ зованы как для облегчения налогового бремени народов соответствующих госу­ дарств, так и для оказания помощи эконо­ мически слаборазвитым странам. Принимая во внимание, что любые шаги государств в направлении прекращения гонки вооружений п сокращения вооруже­ ний имели бы важное положительное зна­ чение для дальнейшего ослабления между­ народной напряженности и укрепления до­ верия между государствами. Советское правительство приняло решение сократить к 15 декабря 1955 года численность* Со­ ветских Вооруженных Сил на 640 тыс. человек. Это уже не пожелание и не проект, а практическое начало осущест­ вления задачи существенного сокращения вооружений и вооруженных сил в том, что касается Советского Союза. Советская делегация выражает надеж­ ду, что и другие державы, обладающие значительными вооруженными силами, в свою очередь, предпримут в качестве ак­ тов доброй воли шаги в направлении со­ кращения своих вооруженных сил, не до­ жидаясь пока будет достигнуто соглаше­ ние о заключении соответствующей меж­ дународной конвенции. Всем известно также, что наличие воен­ ных бао на чужих территориях является одной из главных причин международной напряженности. Что касается Советского Союза, то он имел до недавнего времени только две во­ енные базы за пределами своих границ. Одна из этих баз была на Дальнем Восто­ ке. в Норт-Артуре, и находилась в совме­ стном управлении Советского Союза и Ки­ тайской Народной Республики. Но иници­ ативе Советского Союза в конце прошлого года состоялось соглашение между СССР и КНР о передаче этой совместной советско- китайской военной базы в полное распоря­ жение Китайской Народной Республики. Это соглашение было выполнено весной 1955 года. Теперь Советский Союз не имеет па Дальнем Востоке ни одной воен­ ной базы за пределами свсей территории. Другая военная бала у Советского Сою­ за была на территории Финляндии в райо­ не Порккала-Удд. Она была создана в со­ ответствии с Мирным договором, вступив­ шим в силу в 1947 году, сроком на 50 лет. Согласно только что достигнутому между Советским Союзом и Финляндией Соглашению, принятому также по иници­ ативе С-ССР. в течение ближайшего вре­ мени будет ликвидирована и эта совет­ ская военная база. К 1 января 1956 гола все советские воинские части будут выве­ дены с территории Порккала-Удд и эта территория полностью перейдет в распо­ ряжение Финляндии. Таким образом, из тех двух военных баз, которые Советский Союз имел по со­ ответствующим договорам за пределами своих границ, одна уже ликвидирована несколько месяцев тому ^газад. а вторая и последняя будет ликвидирована в тече­ ние этого года. СшРне будет иметь ни одной военной базы па территории дру­ гих государств. Советское правительство пошло на эти меры в целях дальнейшего улучшения международных отношений и укрепления доверия между государства­ ми. И в данном случае Советское прави­ тельство перешло от слов к делу. Это позволяет нам обратиться к правительст­ вам других государств, п. особенно к тем. которые имеют многочисленные в ^нны* базы па чужих территориях, чтобы они также вступили на путь их ликвидации. Не может быть сомнений, что это в наи­ большей мере отвечало бы целям прекра­ щения гонки вооружений, целям укретм*- ния доверия между государствами и прек­ ращения «холодной войны*. III. Создание системы коллективной безопасности з Европе и обеспечение всеобщего мнра Руководствуясь интересами поддержа­ ния всеобщего мира. Советское прави­ тельство придавало и придает большое значение обеспечению безопасности з Ев­ ропе. Исторический опыт показывает, что наиболее опустошительные войны, в том числе первая и вторая мировые войны, начались в Европе. Это-значит, что обес­ печение мира в Европе имело бы решаю­ щее значение для поддержания всеобще­ го мира. (Окончание см. на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz