На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
« 25 сентября 1955 г., № 2 2 8 (5380 ), На с т р а ж с З а п о л я р ь я За дальнейшее ослабление международной напряжённости и развитие международного сотрудничества Выступление В. М. МОЛОТОВА на Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября 1955 года Господин председатель, господа делега ты. как ,это обычно принято. Генеральная Ассамблея начинает свою работу с оцен ки международной обстановки и намечает свои очередные задачи. В связи с этим делегация СССР считает необходимым вы сказать свор , мнение, руководствуясь тем. что главной задачей Организации Об’еди ненных Наций, в соответствпн с ее основ ными принципами и целями, является ук репление мира и международной безопас ности. Не бюжет быть сомнения, что все на роды заинтересованы, прежде всего. в том, чтобы жить в мире и спокойствий, чтобы посвятить свои усилия мирному созида тельному труду и повышению твоего бла госостояния. Именно эти стремления на родов «были положены в основу Организа ции Об’единенных Наций при ее создании десять лет тому назад. Именно они опре деляют и в настоящее 'время наиболее глу бокие течения международной жизни. I . Особенности современного положения События последнего времени показали, что в международной обстановке произош ли такие изменения, которые способству ют уменьшению напряженности в отно шениях между государствами. Эти события подтвердили, что решение вопроса, об обеспечении безопасности тех или иных государств, равно как и меж дународной безопасности в целом, необхо димо искать не на путях образования во енных группировок государств и продол жения «холодной войны», а на путях сов местных усилий всех государств — боль ших и малых, — направленных на укре пление всеобщего мира. Важность усилий такого рода для всех очевидна особенло потому, что в результате второй миро-вон войны и происшедших в срязи с. этим важных социально-политических сдвигов в Европе и в Азии возник целый ряд госу дарств социалистического типа и что во прос о мирном сосуществовании государств с различными социально-экономическими системами приобрел теперь еще более серь езное значение. В этой связи необходимо прежде всего подчеркнуть значение соответствующих усилий со стороны великих держав, рас полагающих наиболее мощными военными и материальными ресурсами и несущих особую ответственность «а судьбы мира. Наиболее важным международным со бытием последнего времени явилось Же невское Совещание Глав правительств СССР, США. Великобритании и Франции, оказавшее значительное влияние на меж дународную обстановку. Главы прави тельств четырех держав впервые с 1945 года установили личный контакт и обме нялись мнениями по ряду наиболее важ ных и неотложных международных про блем. Уже сам этот факт имеет большое значение, учитывая характер сложивших ся отношений между четырьмя державами за последнее десятилетие. Значение Женевского Совещания состо ит в том. что на нем руководящие госу дарственные деятели определенно вырази ли стремление соответствующих прави тельств приложить усилия к тому, чтобы народы были освобождены от страха но вой войны. В связи с этим глава Советского пра вительства Н. А. Булганин подчеркнул •неуклонное стремление Советского Союза к упрочению мира между народами. Он заявил о том. что Советское правительст во стояло и стоит за мирное сосущество вание между государствами, независимо от того, какие внутренние порядки уста новлены в том или ином из них, так как вопрос о социальной и экономической си стеме в любом государстве есть внутрен нее. дело его народа. Президент Соединенных Штатов Амери ки г-н Эйзенхауэр, выступлениям которо го придавалось большое значение, также высказался за необходимость создания ат мосферы взаимного уважения и доверия отношениях между государствами. Каса ясь отношений между СССР и США, он отметил, что исторически народы обеих стран всегда жили в мире, что между аме риканским и советским народами нет тер риториальных споров или торгового со перничества и что американский народ хотел бы быть другом советского народа. Премьер-министр Великобритании г-н Иден, политический опыт которого все мы ценим, от имени правительства Великобри тании выступил за необходимость разви тия сотрудничества между государствами в интересах длительного мира. От имени французского правительства премьер-министр Франции г-н Фор также выступил за необходимость развития мир ного сотрудничества между государствами, за то. чтобы положить конец «холодной войне». Эти заявления свидетельствуют, что со бравшиеся в Женеве руководящие госу дарственные деятели СССР, США, Велико британии и Франции отдавали себе отчет в том, что необходим новый подход к уре гулированию нерешенных международных проблем, в том числе нерешенных проб лем Европы и Азин. Нетрудно заметить разницу между содержанием и общим ду хом Женевского Совещания и теми заяв лениями, которые делались еще не так давно в пользу продолжения «холодной войны». Среди народов мира заявления го сударственных деятелей в пользу мира вы звали новые надежды и ожидания, что они не останутся лишь словами. Женевское Совещание именно поэтому и было с таким воодушевлением встречено народами, что оно знаменовало собой оп ределенный поворот в отношениях между СССР. США. Англией и Францией, сказав шийся на международной обстановке в це лом. Поворот был сделан в сторону поис ков путей к преодолению существующих трудностей и достижению необходимой до говоренности но неурегулированным меж дународным проблемам путем переговоров в духе взаимопонимании и развития со трудничества между государствами. Со вершенно очевидно, что на совещании в известной мере уже сказалось широко распространившееся стремление рассмат ривать назревшие международные пробле мы не под углом зрения усиления тех или иных группировок, а с учетом необходимо, сти укрепления доверия между государст вами и упрочения мира между народами На совещании, как известно, не были да и не могли быть сразу разрешены проблемы, ио которым между главами пра вительств состоялся обмен мнениями. Раз решение этих проблем потребует времени иллюзий на этот счет у участников Же невского Совещания не было. Тем не ме нее, в Женеве в результате усилий, при ложенных всеми участниками совещания, были выработаны согласованные директи вы министрам иностранных дел четырех держав но ряду важных вопросов. Мини стры должны продолжить работу, нача тую главами правительств, положив в ос нову дальнейшей работы ио урегулирова нию нерешенных международных проблем указанные директивы. Женевское Совещание не является слу чайным событием. Оно было подготовлено определенным ходом событий последнего времени. Оно стало возможным, поскольку силы мира и социального прогресса ок репли. Состоявшееся в Женеве совещание от разило глубокие изменения в сознании на родов, проявляющих все большую реши мость отстоять дело мира, пе допустить того, чтобы мир был вновь охвачен по жаром войны со всеми вытекающими от сюда тяжелыми последствиями для мпогнх и многих миллионов людей. Кому ныне не известно, что развернув шееся за последние годы движение паро дов за мир стало мощным Фактором укре пления всеобщего мира. Непреклонная ьоля народов к миру наш ла свое отражение в том, что еще до Же невского Совещания имели место важные события, которые способствовали умень шению международной напряженности и оздоровлению международной обстановки. Уже такие факты, как установление пе ремирия в Корее, а также прекращение войны в Пндо-Китае с признанием нрав его народов на самоопределение, явились достаточно ясным выражением этого про цесса. Хотя это еще не означает, что в нынешних условиях не существует ост рых неурегулированных международных проблем, однако фактическое восстановле ние мира во всем мире — о чем можно сказать после окончания войны в.Пндо- Китае — было благоприятной предпосыл кой для Женовского Совещания Глав пра вительств. Большое значение для улучшения меж дународной обстановки имело разрешение к удовлетворению заинтересованных сторон такого важного вопроса, каким являлся австрийский вопрос. Было найдено такое урегулирование этого вопроса, которое на ходится в соответствии как с националь ными интересами австрийского парода, так и с интересами европейской безопас ности. В результате Австрия получила го сударственную самостоятельность и пеза- писнмость, избежав вовлечения в военные группировки других государств. Она при няла обязательство придерживаться поли тики постоянного нейтралитета и, следо вательно. ее нельзя теперь использовать в качестве орудия других держав. Как из вестно. Советский Союз, Соединенные Шта ты Америки, Великобритания и Франция согласились уважать австрийский нейтра литет. Такое урегулирование австрийского вопроса является серьезным вкладом в де ло мира в Европе. Тот факт, что Австрия решила избрать путь нейтралитета, является для совре менного международного положения зна менательным. Движение за проведение по литики нейтралитета в последнее время вге более усиливается и в ряде других го сударств, народы которых все настойчи вее и решительнее высказываются в поль зу политики неучастия в агрессивных по енных блоках и коалициях. Имея это в виду. Советский Союз уже заявил о своей готовности уважать нейтралитет таких стран. Следует ожидать, что и со стороны других держав будет проявлено такое же понимание указанной политики нейтрали тета, отвечающей целям укрепления ми ра. Важное значение для уменьшения на пряженности имел тот поворот в отноше ниях между СССР и Югославией, который был достигнут в результате поездки в Югославию весной этого года Правитель ственной делегации Советского Союза. Нормализация советско-югославских отно шений, отвечающая интересам и стремле ниям народов СССР и Югославии, а также инте|)ссам укрепления мира в Европе, яв ляется крупным вкладом в дело улучше ния всей обстановки в Европе, в дело ук репления доверия между государствами. Происходящее ныне успешное развитие дружественных отношений между СССР и Югославией отвечает, вместе с тем. инте- ресам укрепления международной безопас ности. Сейчас нет необходимости говорить о других важных международных событиях, способствовавших уменьшению напряжен ности. Положительное значение, kotojm » c имела в развитии этих событий миролюби вая пол.чтика Советского Союза и некото рых других государств, хорошо известно. После второй мировой войны глубокие изменения произошли не только в F jbpoiic , но и в Азии. Немалые сдвиги имеют место и в Африке. Никто не должен недооценивать, преж де всего, такой факт, как образование ве ликой Китайской Народной Республики, созданной в результате победы китайского народа, увенчавшей его вековую борьбу за овою национальную независимость и сво боду. Образование нового, народно-демо кратического Китая, — с законными пра вами и интересами которого, как велико го суверенного государства, все мы дол жны считаться, — является крупнейшим потребует выдержки и терпения. Никаких историческим событием последнего време ни. Появление тт укрепление Китайской Народной Республики, опирающейся на несокрушимую поддержку великого ки тайского народа, является мощным Фак тором мира не только в районе Азии и Дальнего Востока, но и во всем мире. Важную роль в деле поддержания мира •и укрепления безопасности на Дальнем Востоке может и должна сыграть, наряду с другими -странами, также Япония. Не сомненно, что успешное окончание про исходящих сейчас в Лондоне советско- японских переговоров о нормализации от ношений между двумя странами отвечало бы интересам народов Японии и Советско го Союза и способствовало бы улучшению положения на Дальнем Востоке. После второй мировой войны приобрели независимость ряд стран Азии и Африки. К ним относятся такие, как Индия, Индо незия, Бирма. Пакистан. Цейлон, Непал, Филиппины. Ливан, Сирия, Израиль, Иор дания, Ливия и др. Некоторые из этих го сударств уже играют видную роль в борь бе за мир. В этой связи особо необходимо подчеркнуть роль Индии — второго круп нейшего государства Азии. Великий индийский народ показал не только пример мужественной борьбы за свою независимость, но и хороший при мер сотрудничества с другими народами в борьбе за дело мира. Я думаю, что все мы можем лишь по желать народам Азии и Африки, странам Ближнего и Среднего Востока, ставшим на путь независимого развития, последова тельно и мужественно отстаивающим свою национальную независимость, всяческих успехов на этом пути. Долгом Организа ции Объединенных Наций является — оказать необходимую поддержку народам этих стран, оградить их законные права, покончить с попытками втягивания этих государств в военные группировки дер жав, преследующих свои узкие цели, пе допустить вмешательства других госу дарств в их внутренние дела. Что касается Советского Союза, то он был и остается последовательным борцом за дело мира и прогресса. Народы, отста ивающие свою национальную независи мость, свою свободу, интересы мира меж ду народами, всегда найдут у него полпое и активное сочувствие. Известно, что за последние годы значи тельно усилилось стремление к расшире нию торговли и других экономических связей и к устранению имеющейся дис криминации в области торговли между За падом и Востоком. Расширился контакт между политиче скими, научными, деловыми и обществен ными кругами различных стран. Визиты государственных деятелей, обмен парла ментскими делегациями, взаимное ознаком ление с достижениями в области науки, промышленности и сельского хозяйства, развитие международного туризма, взаим ные поездки деятелей искусства, спорта и т. и. — все это является важным выра жением усилии, идущих с разных сторон и направленных на укрепление связей и улучшение взаимопонимания между на родами. Замечательно, что эти делегации при нимаются с большой теплотой и радушием населением Советского Союза, Соединен ных Штатов, Китая, Великобритании, Полыни. Египта, Швеции, Австрии и др. Мы. советские люди, видим в этом выра жение горячего желания народов к уста новлению дружественных отношений меж ду государствами, к упрочению мира. Хотелось бы отметить также ту поло жительную роль, которую сыграла извест ная Декларация Верховного Совета СССР, принятая 9 февраля с. г., в которой со держится призыв к установлению непо средственных связей между парламентами путем обмена парламентскими делегация ми, что отвечает глубокому стремлению народов к мирному сотрудничеству. Мы с удовлетворением констатируем, что призыв Советского парламента нашел широкин от клик, о чем свидетельствует тот факт, что парламентские делегации многих стран по сетили в этим году Советский Союз. По добное общение между членами парламен тов различных стран будет, в свою оче редь, содействовать развитию тех контак тов между Ностоком и Западом, к которым призвало Женевское Совещание. Февральская декларация Верховного Со. вета СССР является обращением Советско го парламента ко всем парламентам мира. Это обращение относится не только к тем странам, с которыми СССР имеет диплома тические отношения, но и к другим го сударствам. В определенных случаях уста новление связей между парламентами мог ло бы содействовать также необходимому урегулированию отношении между госу дарствами. Еще не так давно во многих государст- вах работы, связанные с использованием атомной энергии, были окружены тайной. И в этом нашло свое отражение то недо верие, кото|юе имеется в отношениях меж ду государствами. Следует сказать, что ныне положение существенно изменилось, о чем свидетельствует состоявшаяся в ав густе этого года в Женеве Международная конференция ученых по использованию атомной энергии в мирных целях. Мы с удовлетвореиием отмсчаем инициативу правительства Соединенных Штатов Аме рики в созыве этой конференции. Извест но, что советские ученые приняли в ней весьма активное участие, представив свы ше ста докладов, освещающих опыт ис пользования атомной энергии в Советском Союзе в области техники, биологии, ме дицины, сельского хозяйства. Советские ученые представили также доклад об опыте работы первой в мире атомной электростанции, построенной в СССР. Многие иностранные представители имели возможность на месте ознакомиться с этой электростанцией. Несомненно, что конференция ученых в Женеве внесла крупный вклад в дело меж дународного сотрудничества в области мир ного использования атомной энергии. Со своей стороны. Советский Союз намерен все больше развивать сотрудничество с другими странами в деле более широкого использования атомной энергии в мирных целях. Мы выражаем также пожелание, чтобы начало, положенное упомянутой конференцией, было продолжено путем ре гулярного — по возможности, ежегодного — созыва подооных совещании ученых всех стран не только в области атомной энергии, но и в других областях науки п техники. Таким образом, ряд событий последне го вымени, и особенно Совещание Глав правительств в Женеве отразили собою наличие происходящих серьезных измене ний в обстановке. Это не значит, что трудности остались позади. Пам еще придется преодолевать немало предрассудков и барьеров на пу ти продвижения вперед. Например, все еще говорят о так называемых «сателли тах». но когда хотят это сказать о наро дах Восточной Европы, то просто перено сят свои привычные понятия на такие страны, к которым это совершенно непри менимо. Эти страны па деле доказали, что их отношения с другими государствами могут по-настоящему развиваться только на основе соблюдения принципов нацио нального суверенитета и дружбы между народами. Мы должны не покладая рук бороться за то, чтобы создать условия, при кото рых люди были бы спокойны за свой зав трашний тень. От того, насколько эти возможности будут использованы н на сколько на деле внимание будет направ лено не на создание и укрепление тех или иных военных группировок, а на разре шение имеющихся неурегулированных международных вопросов, будет зависеть успех дальнейших усилий в борьбе за мир. От этого будет зависеть также успех Организации Об’единенных Наций в до стижении ею благородных целей — обес печения подлинной безопасности для на родов мипа. II. Прекращение гонки вооружений — основная задача В нынешних условиях основной задачей следует прианать прекращение гонки во оружений. Известно, что гонка вооружений, осо бенно на протяжении последних лет. до стигла невиданных размеров. Непрерывно увеличивается количество так называе мых обычных вооружений. Увеличивается также количество производимого атомного и водородного оружия, которое к тому же становится все более и более разруши тельным и вес более опасным. Неслыхан но раздулись военные расходы государств, что всей тяжестью надает на плечи тру дового народа, на плечи рабочих, кресть ян, служащих, мелких собственников. Ог ромные материальные средства, а также людские силы отвлекаются на подготовку к войне вместо того, чтобы быть исполь зованными для производительных целей, для иод’сма благосостояния народов, для оказания необходимой помощи экономи- чески слаборазвитым странам и районам. Такое положение не может продолжать ся. Необходимо, чтобы Организация 06’- сдиненных Наций сказала свое веское сло во против гонки вооружений, аа сокраще ние вооружений, за запрещение атомного и водородного оружия, за устранение уг-* розы новой войны. Этим целям отвечает «Предложепие Со ветского правительства по вопросам сок ращения вооружений, запрещения атом ного оружия и устранения угрозы новой войны». Соответствующий проект предло жений был внесен Советским правитель ством 10 мая в Комиссию по разоруже нию. Текст этих предложений Советского Союза сегодня разослан всем участникам Генерал ьной Ассамблеи. Новые советские предложения, внесен ные в Комиссию ио разоружению, содер жат конкретную программу мероприятий, направленных на ослабление напряжен ности. на установление доверия между государствами, на прекращение «холод ной войны». В них говорится о необхо димости прекращения пропаганды войны, как это уже было решено Генеральной Ас самблеей еще несколько лет тому назад. Следует позаботиться о выполнении этого решения. В советских предложениях говорится также о необходимости дости жения соглашения относительно ликвида ции иностранных военных бае на чужих территориях. Без такого соглашения, хотя бы и рассчитанного на постепенное про ведение соответствующих мероприятий, нельзя добиться действительного устра нения недоверия в отношениях между го сударствами. Совершенно естественно, что в этих предложениях говорится, вместе с тем. о необходимости устранения всяко го рода дискриминации, препятствующей развитию международной торговли, а так же расширению контактов в области куль турных связей, обмена делегациями и т. п. Как вы знаете, этим вопросам теперь уже всеми придается весьма важное значение. В упомянутых предложениях СССР вы сказаны и конк!>етныс пожелания, имею- •щне целью содействовать ускорению ре шения германской проблемы и урегулиро ванию нерешенных вопросов на Дальнем Востоке. Главным в советских предложениях яв ляются основные принципы, которые мог ли бы стать базой для заключения меж дународной конвенции о сокращении во оружений и запрещения атомного оружия. Новые советские предложения о сокра щении вооружений и запрещении атомно го и водородного оружия являются круп ным шагом вперед в направлении дальней шего сближения позиций СССР и запад ных держав в вопросе о разоружении. Следует отмстить, что по ряду важных вопросов в советских предложениях учте ны соображения западных держав, ранее внесенные ими в Комиссию по разоруже нию. Советское правительство приняло пред ложение правительств западных стран по такому вопросу, как установление уровня вооруженных сил для пяти держав, а именно — для Советского Союза. Соеди ненных Штатов Америки и Китайской Народной Республики от 1 до 1,5 млн. человек, для Франции и Великобритании — по 650 тыс. человек. Соглашение по этому вопросу сразу дало бы огромное сокращение военных расходов и явилось бы крупнейшим шагом к прекращению гопки вооружений. Тот факт, что Советский Союз согла сился на установление предложенного Англией. Францией и США предельного уровня для вооруженных сил пяти дер жав. лишает всякого основания те возра жения, которые высказывались ранее про тив запрещения атомного оружия под предлогом, что это оружие компенсирует якобы имеющее место «отставание» за падных держав в области обычных во оружении и что атомное оружие будто бы является средством для сохранения «рав новесия» в области вооружения между Западом и Востоком. Предложение СССР об уровне вооруженных сил полностью учитывает позицию западных держав ь указанном вопросе и дает основание рас считывать. что они, со своей стороны, займут такую позицию в вопросе об атомт ном оружии, которая позволила бы до стичь соглашения по этому вопросу. Советский Союз учел также англо французское предложение относительно времени введения в действие полного за прещения применения ядерного оружия и из’ятия его из воорул;енпй государств. В предложении СССР, как и в англо- Французском предложении, предусматри вается. что полное запрещение атомного и водородного оружия вступает в силу после сокращения обычных вооружений и вооруженных сил на 75 процентов об щего размера пх сокращения. А из’ятие этого оружия пз вооружения государств и его уничтожение должно быть осуществле но одновременно с сокращением обычных вооружений на последппе 25 процентов предусмотренного сокращения. Придавал существенное значение орга низации контроля над осуществлением ме роприятий по разоружению. Советский Союз в своих предложениях предусмат ривает предоставление контрольным орга нам широких прав и полномочий. Совет ское предложение об установлении на вза имных началах контрольных постов на территории соответствующих государств в железнодорожных узлах и на автомаги стралях, на аэродромах и в крупных мор ских портах создает необходимые условия для установления эффективного контроля и особенно важно для предупреждения внезапного нападения одного государства на другое. Общеизвестно, что современная война требует сосредоточения и разверты вания крупных сухопутных, военно- воздушных и военно-морских сил. Пред ложение об установлении контрольных постов, подчиненных международному кон трольному органу, предусматривает необ ходимые меры оповещения о таком сосре доточении п создает возможность для пре дупреждения внезапного нападения. Соз дание контрольных постов на железных до рогах. на автомагистралях, на аэродромах и в морских портах для наблюдения за пе^движелием и перегруппировками во оруженных сил оказало бы большое поло жительное влияние на укрепление доверия между государствами и. тем самым, спо собствовало бы уменьшению международ ной напряженности. Предложение СССР от 10 мая откры вает. таким образом, путь для разреше ния весьма сложной проблемы междуна родного контроля над сокращением воору жений и запрещением атомного оружия. Советское правительство, вместе с тем. выразило готовность со всем вниманием изучить и другие предложения по этому важному вопросу. В этой связи необходимо коснуться из вестного предложения президента Эйзен хауэра, сделанного им на Женевском Со вещании. об обмене военной информацией и аэрофотосъемках. Следует признать важ ность внесенных г-ном президентом пред ложении. В них мы видим иск(>еннее же лание содействовать решению важной проблемы международного контроля и ин спекции. Именно с этих позиций мы изу чаем указанное предложение и его от дельные стороны. Нас. естественно, инте ресует вопрос о том. в какой мере это предложение может содействовать сокра щению вооружений и решению вопроса о запрещении атомного оружия, то есть, в какой мере оно содействует выполнению основной задачи — прекращению гонки вооружений и облегчению тяжелого бре мени. ложащегося на плечи населения, в результате раздутых военных бюджетов и всякого рода военных приготовлений. Ведь совершенно ясно, что народы ждут таких результатов обсуждения проблемы разору жения. которые содействовали бы укреп лению мира, устранению угрозы новой войны и облегчению материальных тягот населения, вызываемых гонкой вооруже ний. В связи с этим нельзя пройти мимо вчерашнего выступления главы делегации США. Он заявил, что «ограничение воору жений является фактически недостижи мым». Такое заявление ставит под вопрос работу Комиссии по разоружению, создан ной Генеральной Ассамблеей. На Женевском Совещании премьер-ми нистр Франции г-н Фор внес предложение о сокращении военных бюджетов и созда нии специального фонда для помощи эко номически слаборазвитым странам за счет экономил военных бюджетов. Советское правительство с должным вниманием рас сматривает это предложение. Нам пред ставляется, что средства, которые были бы получены в результате сокращения во енных бюджетов, могли бы быть исполь зованы как для облегчения налогового бремени народов соответствующих госу дарств, так и для оказания помощи эконо мически слаборазвитым странам. Принимая во внимание, что любые шаги государств в направлении прекращения гонки вооружений п сокращения вооруже ний имели бы важное положительное зна чение для дальнейшего ослабления между народной напряженности и укрепления до верия между государствами. Советское правительство приняло решение сократить к 15 декабря 1955 года численность* Со ветских Вооруженных Сил на 640 тыс. человек. Это уже не пожелание и не проект, а практическое начало осущест вления задачи существенного сокращения вооружений и вооруженных сил в том, что касается Советского Союза. Советская делегация выражает надеж ду, что и другие державы, обладающие значительными вооруженными силами, в свою очередь, предпримут в качестве ак тов доброй воли шаги в направлении со кращения своих вооруженных сил, не до жидаясь пока будет достигнуто соглаше ние о заключении соответствующей меж дународной конвенции. Всем известно также, что наличие воен ных бао на чужих территориях является одной из главных причин международной напряженности. Что касается Советского Союза, то он имел до недавнего времени только две во енные базы за пределами своих границ. Одна из этих баз была на Дальнем Восто ке. в Норт-Артуре, и находилась в совме стном управлении Советского Союза и Ки тайской Народной Республики. Но иници ативе Советского Союза в конце прошлого года состоялось соглашение между СССР и КНР о передаче этой совместной советско- китайской военной базы в полное распоря жение Китайской Народной Республики. Это соглашение было выполнено весной 1955 года. Теперь Советский Союз не имеет па Дальнем Востоке ни одной воен ной базы за пределами свсей территории. Другая военная бала у Советского Сою за была на территории Финляндии в райо не Порккала-Удд. Она была создана в со ответствии с Мирным договором, вступив шим в силу в 1947 году, сроком на 50 лет. Согласно только что достигнутому между Советским Союзом и Финляндией Соглашению, принятому также по иници ативе С-ССР. в течение ближайшего вре мени будет ликвидирована и эта совет ская военная база. К 1 января 1956 гола все советские воинские части будут выве дены с территории Порккала-Удд и эта территория полностью перейдет в распо ряжение Финляндии. Таким образом, из тех двух военных баз, которые Советский Союз имел по со ответствующим договорам за пределами своих границ, одна уже ликвидирована несколько месяцев тому ^газад. а вторая и последняя будет ликвидирована в тече ние этого года. СшРне будет иметь ни одной военной базы па территории дру гих государств. Советское правительство пошло на эти меры в целях дальнейшего улучшения международных отношений и укрепления доверия между государства ми. И в данном случае Советское прави тельство перешло от слов к делу. Это позволяет нам обратиться к правительст вам других государств, п. особенно к тем. которые имеют многочисленные в ^нны* базы па чужих территориях, чтобы они также вступили на путь их ликвидации. Не может быть сомнений, что это в наи большей мере отвечало бы целям прекра щения гонки вооружений, целям укретм*- ния доверия между государствами и прек ращения «холодной войны*. III. Создание системы коллективной безопасности з Европе и обеспечение всеобщего мнра Руководствуясь интересами поддержа ния всеобщего мира. Советское прави тельство придавало и придает большое значение обеспечению безопасности з Ев ропе. Исторический опыт показывает, что наиболее опустошительные войны, в том числе первая и вторая мировые войны, начались в Европе. Это-значит, что обес печение мира в Европе имело бы решаю щее значение для поддержания всеобще го мира. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz