На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 сентября 1955 г., № 226 (5378). Воспитание старшин —- в центре внимания командира подводной лодки Старшинам принадлежит серьезная роль в обучении и воспитании матросов. Они — первые помощники офицеров в этом большом и ответственном деле. От уровня подготовки старшин во многом за висит успешное выполнение задач, стоя щих перед экипажем корабля. Вот поче му командир нашей подводной лодки уделяет большое внимание воспитанию старшин, привитию им командирских ка честв, делает все возможное для того, чтобы они были его надежной опорой. На подводной лодкр - выросло немало опытных старшин, мастеров обучения и воспитания подчиненных, замечательных специалистов. Это — старшина 1 статьи Сомонюта, старшины 2 статьи Хитренко, Б и н ьк о е с к и й , Бородинов, Гамузинский и многие другие. Здесь -используются различные формы работы с командирами отделений и стар шинами команд: собрания, методические занятия, индивидуальные беседы и т . д. Например, командир электромеханическо го подразделения лейтенант Мизгер провел недавно совещание, на котором обсуж дались вопросы: «Роль старшин в борь бе за выращивание отличных боевых постов и команд», «Задачи старшин в дальнейшем укреплении воинской дис циплины и организованности на корабле». Офицер на примере передовых командиров рассказал о том, как нужно строить работу по воспитанию подчиненных, как доби ваться роста отличников боевой и поли тической подготовки, укрепления уставно го порядка с* отделениях и командах. Так он повседневно учит старшин методике воспитания, дает советы, поправляет, на ставляет их. Лейтенант постоянно заботится о росте методического мастерства подчиненных ему старшин. В этих целях организует с ними занятия по практике обучения матросов специальности, по осуществле нию дисциплинарной практики. Подсказы вает им, как лучше составить план за нятий, доходчиво изложить учебный ма териал, сочетая рассказ с показом непо средственно на боевом посту. Это позво лило офицеру добиться повышения каче ства обучения матросов. Старшины стали лучше использовать свои дисциплинарные права. Главное внимание офицер уделяет ин дивидуальной работе с каждым старшиной подразделения. Например, старшина 2 статьи Хитренко на этом корабле начал свою службу матросом. Когда он стал старшиной, то. естественно, столкнулся с большими трудностями в работе, не имел еще необходимого опыта. На помощь при шел лейтенант Мизгер. Когда офицер заметил, что Хитренко не пред’являет к подчиненным уставной тре бовательности, он поговорил со старшиной, дал ему ряд практических советов по вос питанию моряков, порекомендовал мо лодому командиру лучше изучать ма тросов, добиваться от них точного соблюдения уставных положений и в то же время заботиться об их нуждах и заи- росах. Офицер подчеркнул, что именно эти качества в сочетании с отличным знанием специальности и постоянным со вершенствованием этих знаний укрепляют авторитет старшины. Беседа помог ла Хитренко понять свои ошибки и от четливее уяснить стоящие перед ним за дачи. В другой раз молодой старшина при подготовке к занятию по специальности упустил в конспекте ряд важных вопросов темы, к тому же не предусмотрел сопро вождение рассказа показом на механизмах. Лейтенант снова поговорил с яим и помог ему лучше подготовиться к занятию. Со временем старшина 2 статьи Хитрен ко приобрел необходимые командирские навыки, стал специалистом первого клас са. Недавно командование назначило его старшиной команды трюмных машипи- НАШИ СВЕРХСРОЧНИКИ стов. Он избран членом бюро комсомоль ской организации корабля. Повседневную помощь офицера Мизгер получают старшина 2 статьи Биньковский и другие. Когда выяснилось, что старши ны подразделения слабо разобрались в электрохимических процессах, происходя щих в аккумуляторах, офицер провел с ними специальное занятие на тему: Тео рия свинцового аккумулятора». Это по могло старшинам хорошо разобраться в данном ©опросе, полнее и доходчивее пе редать свои знания подчиненным. Офицер постоянно совершенствует свои политические знания и этого же требует от подчиненных, проводит с ними беседы на общеполитические темы. Он часто вы ступает с докладами на комсомольских собраниях, участвует в заседаниях бюро, раз'ясняет членам ВЛКСМ и всем матро сам задачи, стоящие перед подводной лодкой, воспитывает в них чувство лич ной ответственности за выполнение воин ского долга. Усилия офицера не пропали даром. Сейчас в его подразделении стало больше отличных боевых постов и команд. На сос тоявшихся недавно состязаниях на луч шее подразделение среди подводников под чиненные офицера Мпзгера завоевали тре тье призовое место. В масштабе корабля со старшинами состоялись беседы: «Готовить отличных специалистов — первейшая обязанность старшины», «Формы и методы воспита тельной работы старшин с матросами» и т. д. Их провели командир подводной лод ки и его заместитель но политической части. Воспитанию старшин командир при дает большее значение, принимает в этом активное участие, умело направляет деятельность офицеров корабля по руко водству командирами отделений. Однако в работе со старшинами на под водной лодке имеются и недостатки. Здесь еще нерегулярно проводятся совещания старшин по обмену положительным опы том обучения и воспитания матросов. Не получила распространения такая форма, как показательные занятия и учения с командирами отделений и старшинами команд. Еще не все офицеры уделяют должное внимание выращиванию опытных стар шин. Поэтому на корабле есть такие командиры, как старшина 2 статьи Гали- ка, который имеет недостаточные навыки воспитательной работы среди личного сос тава, слабо помогает офицеру в решении практических задач. Офицерам подводной лодки еще пред стоит проделать большую и кропотливую работу по воспитанию старшин. Она яв ляется важнейшим условием дальнейшего повышения боевой готовности корабля, выращивания новых отличников и клас сных специалистов. Капитан-лейтенант А. МАЛОВИЧКО. Мичман П. 3 . Кукота. Д В А . Ш Е В Р О Н А Мичман сверхсрочной службы Петр За харович Кукота жизнь свою не представ ляет без моря, без флота, без корабля. За несколько лет до начала Великой Отече ственной войны Петра Кукоту призвали на военную службу. Из шумного Киева лонал он -в далекую военно-морскую базу л а Ти хом океане. Вот так же, как сейчас его подчиненные, был строевым боцманской команды на корабле, носящем гордое имя — «Сталин». В первое же увольнение сфотографировался, постарался, чтобы наз вание корабля, вытисненное на ленточке, хорошо читалось, и отправил карточку ма тери в Киев. Не ведал тогда Петр, какую беду принесет эта открытка с его изобра жением в родной дом. Но случилось все это позднее и разговор об этом будет ниже. Не было на корабле более старательного матроса, чем Петр Кукота. Значительно раньше своих однолеток выучился он на командира отделения, а вскоре стал и старшим боцманом. Началась война, пере вели Кукоту на Северный флот. Много пришлось потрудиться боцману на новом месте. При случае любит он вспомнить о бы лых походах. — Думаете, если вы марсовые или строевые боцманской команды, так вам до других специальностей никакого дела нет? — не раз в беседах с подчиненными говорил мичман Кукота. — Ошибаетесь! На войне случалось, что марсовому прихо дилось рулевого менять, а комендору сиг нальную вахту стоять. Конечно, для это го нужно по-настоящему свой корабль лю бить и специальность товарища изучить не хуже, чем свою собственную. Вот, помню, был со мной в войну такой слу чай. II Петр Захарович рассказывает матро сам боевой эпизод, в котором ему самому довелось участвовать. ...Корабль, на котором служил боцма ном Петр Кукота. выполнял ответствен ное задание. Личному составу пришлось перенести большое напряжение. Из руле вых в строю оставался только один моряк. Ему было не под силу на всем протяжении длительного похода нести бессменную вах ту . И тогда его стал подменять боцман Кукота. — Не зря я в свободные часы изучал рулевое дело. Теперь эти знания мне при годились. — продолжает мичман и с лука вой усмешкой поглядывает на матросов. Так вот заступил Кукота (тогда старши на 1 статьи) на вахту рулевым. Дело бвдо в ноябре. Ночь. Шли, как всегда в воен ные дни, с погашенными огнями. Все на товсь. Места опасные. В любую минуту могут появиться вражеские подводные лодки. Наблюдение велось неусыпное. Каждый сигнальщик в своем секторе смот рел в оба. А в рубке нес вахту старшина 1 статьи Лепилкин. Его уважал весь эки паж за безукоризненную исполнительность и исключительное знание своего дела. И на этот раз Лепилкин не подкачал. Ему удалось обнаружить подводную лодку на предельной дистанции. Командир корабля •принял решение потопить се таранньш ударом. П ошли на сближение с противни ком. Лодка находилась в надводном поло жении. Видимо, на ней наш корабль еще не увидели. — А нам подводная лодка видна, как на ладони, — говорит Кукота. — Мы шли ей в кильватер. По приказанию командира увеличили ход до 24 узлов. При таранном ударе многое зависит от рулевого. Это я хорошо понимал и, конеч но, малость волновался. Даже теперь при воспоминании о том давнем боевом походе на худощавом лице мичмана яркими пятнами выступает румя нец. — В ходовую рубку поступает прика зание: «Лево, на борт!». Как положено, повторяю: «Есть, лево на борт!» и точно выполняю команду. Минут через 10 новое распоряжение: «Право, на порт!». Вижу, только сейчас на лодке заметили о гсюзя- Л ейтенант Ю . Петров — передовой офицер корабля. Он много работает над повышением знаний своих подчиненных, настойчиво требует от них точного выполнения инструкций, безупречного содерж ания боевого оружия. НА СНИМКЕ : лейтенант Ю. Петров наблюдает за приготовлением глубинных бомб перед выходом корабля в море. Фото И. Никишова. Торпеды прошли под целью Утром предстоял выход корабля в морс для выпол нения торпедной стрельбы. Эта ответственная задача была возложена на отлич ный торпедный раечет старшины 2 статьи Его рова. Времени для подго товки механизмов к дей ствию было мало. Торпедисты с энтузиаз мом взялись за дело. Метео рологические условия не благоприятст вовали d аботе. Дул холодный ветер, моро сил назойливый дож-дь. У моряков промокла одежда. Торпедистам то и дело при ходилось браться за влаж ный, холодный металл. Но никто не обращал на это внимания, не лсаловался на трудности. Каждый стремился сделать все так. как требуют инструкции. Воины знают, что малей ший промах может привес ти к нежелательным пос ледствиям. Командир рас чета старшина 2 статьи Егоров все время находился с подчиненными и личным примером увлекал их на безупречное выполнение служебных обязанностей. Все готово. Старшина Егоров еще раз проверил механизмы, их работу, но из’янов не обнаружил и доложил об этом команди ру. Вскоре корабль вышел в море. Сытрана боевая тре вога. Моряки разбегаются по боевым постам. Под чиненные старшины 2 статьи Егорова быстро ру бят леерные стойки в сек торе стрельбы торпедного аппарата. открывают крышки, занимают своя места согласно боевому расписанию. Торпедная атака. Свя зист принимает команды управляющего огнем и чет ко пх дублирует. Поступа ют данные на горизонталь ную наводку. Четко выпол няет свои обязанности старший матрос Матюшея- ко. Он разворачивает аппа рат па заданный угол и по стоянно удерживает иа шкале наводки индекс с электрической стрелкой. Подстать ему работают и другие номера торпедного расчета. — Аппараты товсь! Напрялэсние на боевых постах возрастает. — Залп! — слышится команда, и мгновенно тор педы с шумом вылетают за борт, зарываясь в тол щу воды. Вскоре стало известно, что цель поражена. Но в эту же задачу входила поимка, доставка торпеды к кораолю и поднятие ее на борт. Погода стояла свежая. Корабль переваливается с борта на борт. Шлюпка спущена. Она отходит от борта. Соленые холодные волны часто накрывают моряков. Но это не стра шит их. Они упорно идут к цели. Показалась торпе да. Она то надает в водную пучину, то с силой выры вается на поверхность. Шлюпочная команда чет ко выполнила приказание офицера. Выбрав момент, старшина 2 статьи Егоров набросил оттяжку на всплывшую торпеду. За тем ее отбуксировали. Все торпеды были подняты па борт в максимально корот кое bdc - м я . На разборе учения флаг манский специалист дал высокую оценку действиям расчета торпедного аппара та старшины 2 статьи Его рова. Борясь за новые успе хи в боевой и политиче ской подготовке, подчинен ные старшины 2 статьи Егорова каждый выход в мопс используют для по вышения боевого мастерст ва. чтобы достойно встре тить XX с’езд партии. Старшина 2 статьи В. ХАВКИН. Cmamb отличником помог товарищ Комсомолец Васильев — о т ли чн и к боевой и политической подготовки. Но лич ный успех не удовлетворяет воина. Он стремится помочь другим комсомольцам стать передовиками в учебе и службе. Тов. Васильев проводит большую индивидуаль ную работу с сослуживцами, постоянно интересуется их учебой и оказывает им практическую помощь в овладении боевой техникой. У комсомольца Карасева не ла дилось с политической подготовкой, и это мешало ему выйти в отличники. Василь ев подсказал воину, как нужно работать с литературой, разобрал с ним некото рые вопросы учебной программы. Вскоре оба воина начали вместе повторять прой денный материал. Тов. Карасев стал активно выступать на беседах по теме. Спустя некоторое время он был об’язлен отличником боевой и политической подготовки. Рядовой А. ЛАНТУФЕВ. 'О ' К О Р О Т К О о ХОРОШО изучили боевое ору жие старшие матросы Балбеко и Усов, младший серж ант Артынюк, серж ант Чаукин и другие. На недав них стрельбах из автомата они луч ше других поразили цель. И. Савреев. щей ей опасности. Она выпустила торпе ду. Нам умелым маневром удалось ее избе жать. Должно быть, лодке сыграли сроч ное погружение. Но было уже поздно. Сильный удар. Я едва устоял на ногах, благо крепко держался за штурвал. Позд нее мне рассказывали, что в котельном отделении многие матросы попадали на па лубу от резкого толчка. После таранного удара корабль дал задний ход. На наших глазах подводная лодка, задрав кверху порму, носом погружалась в воду. Ко рабельные орудия открыли по ней огонь, потом, когда лодка скрылась под водой, мы забросали это место серией глубинных бомб. С фашистами было покончено. Кукота умалчивает, что за свои успеш ные действия мпогие члены экипажа удо стоились правительственных наград. Ор ден Красного Знамени получил стапшина 1 статьи Лепилкин. По достоинству коман дование оценило самоотверженность и вы сокое мастерство боцмана, несшего вахту рулевого. Как память о незабываемом по ходе, на парадной тужурке мичмана кра суется орден Красной Звезды. Перед самым окончанием войны предо ставили Кукоте краткосрочный отпуск. После многих лет разлуки приехал северо морец в Киев. Всюду развалины, пепели ща. Больно сжалось сердце боцмана. Не узнал своей улицы, на месте родного дома, где родился и вырос, груда битых кирпи чей. покореженное, скрюченное в отне же лезо. — Где же мать? Знакомые рассказали Петру тяжелую правду о страшной судьбе матери моряка. В черные годы оккупации предатель до нес гестаповцам, что у Полины Алексеев ны Кукоты сын — военный моряк. Еще заранее, опасаясь мести врагов, старая женщина уничтожила все фотографии, только на одну не поднялась у нее рука: ту, где Петр был снят впервые во флот ской форме. Мать спрятала карточку на груди. Полину Алексеевну арестовали. Геста повцы стали избивать ее и тут у нее вы пала фотография. Фашисты схватили кар точку. — Кто? — ткнул рукой в Фото гитле ровец. О НЕУСТАННО совершенствуют свое воинское мастерство стрелки-ра дисты гвардии серж ант Конашков и гвардии матрос Л арионов. Авиаторы добились хороших результатов в вы полнении воздушных стрельб. Гвардии старший серж ант Д . Кокашенский. — Сын !— с гордостью ответила мать- патриотка. В тот же день на базарной площади гитлеровцы повесили Полину Алексеевну Кукоту. К груди ее прикрепили дощечку с надписью: «Большевичка. Мать совет ского моряка». Пришел Петр к тому месту, где казни ли фашисты его мать. Постоял под высо ким каштаном, украшенным яркими, зеле ными листьями. — Мамо! — шептали пересохшие губы. По щеке скатилась скупая, горючая сле за. Стиснул кулаки, так, что побелели в суставах пальцы. Повернулся и медленно побрел по истерзанному врагами городу. В Киеве застало Петра Кукоту радостное известие о победе. Не дождался моряк окончания отпуска. Захотелось в эти ра достные дни быть с теми, с кем прошел сквозь тяжелые испытания. — Поеду до дому! — сказал Кукота киевским знакомым. И тс поняли,^ что до мом для него стали флот, корабль. Они не ошиблись. Петр уже не представлял себе своего существования без моря. Пришел срок уходить в долгосрочный отпуск. Товарищи делились планами: один собирался заканчивать учебу, другой стремился на родной завод, третьего тянуло в колхоз. Кукота молчал. — А ты куда, в Киев? — спрашивали друзья. Боцман не отвечал. Но когда стали нас тойчивей допытываться, строго произнес: — Написал рапорт. Остаюсь на сверх срочную. Потом после короткой паузы добавил: — Приедут молодые. Может быть, им мой опыт пригодится. Никого не удивило такое решение Пет ра Захаровича. Даже не верилось, что вдруг перестанет звучать на верхней па лубе его властный голос во время швар товок, что больше не увидят его легкой, стремительной походки. Боцман остался на оверхерлчную. Его опыт пригодился молодым, да и не только им. II более опытным мпрякам есть чему поучиться у мичмана. Сколько замечатель ных специалистов воспитал он за свою дол голетнюю безупречную службу! ...С берегового подразделения прибыл на По следам одного письма В С Т О Р О Н Е о т я г и т н ц и о н н о - М Я С С О В О Й Р А Б О Т Ы В нашем подразделении в свое время неплохо была поставлена агитационно- массовая работа среди воинов. Часто проводились лекции для личного состава, аги таторы на конкретных фактах и примерах раз’ясняли воинам глубокий смысл реше ний Коммунистической партии, регулярно проводились читательские конференции. Но, как ни странно, в настоящее время политико-массоЕая работа у нас пущена на самотек. Беседы агитаторы не проводят, никто им в подразделении поручений не дает. Боевые листки выпускаются только к выполнению учебно-боевых задач. Пора бы устранить эти серьезные недостатки в воспитании личного состава. Мятппс А. НИСЕЛЕВ. От редакции: Наш корреспондент побы вал на месте. Факты, указанные в пись ме военкора, полностью подтвердились. Плохо обстоит с агитационно-массовой ра ботой не только в подразделении, где слу жит матрос А. Киселев, но и в других под разделениях этой части. На кораблях и в частях широко раз вернулась агитационно-массс'Вая работа по раз’яснению и пропаганде исторических решений июльского Пленума ЦК КПСС. Коммунисты-офицеры систематически вы ступают с содержательными докладами по материалам Пленума, агитаторы беседуют с воинами по этим вопросам. Однако в части, о которой идет речь, многие комму нисты и комсомольцы стоят в стороне от агитационно-массовой работы. Что это дей ствительно так, говорят следующие фак ты. В свое время в подразделении, где слу жит старшин матрос Иванов, деятель ностью агитаторов интересовались полит работники, направляли их раюоту. Но за последнее время этим важным делом никто не занимается. — Нас собирали на инструктаж еще весной, — заявляет тов. Иванов, — а сей час систематической работы с агитатора ми не проводится. В последнее время с нами вообще не работают. В словах старшего матроса Иванова большая доля правды. Личный состав под разделения бывает постоянно занят на ра ботах. И еслп бы агитаторами руководили, нацеливали их на проведение индиви дуальных бесед с воинами, то результаты агитационной работы были бы иные. В свое время агитатор Иванов выступал с беседами о дисциплине, о соблюдении тре бований уставов, а вот за последние меся цы он вовсе не проводит бесед. Не раз’яс- няют воинам материалы июльского Плену ма и мпогие другие агитаторы. Они чис лятся только на бумаге. Следствием слабой раз’яснительной ра боты среди личного состава является тот факт, что отдельные матросы плоха знают решения Пленума. Так, когда спро сили матроса Зепс: «Читали ли вы мате риалы июльского Пленума ПК КПС€?», он ответил: «Я уже много времени не ви дел газет и о решениях Пленума ничего не знаю». Зепс — молодой матрос, и с ним, как и со многими воинами, надо было обстоятельно побеседовать, рассказать о решениях Пленума. Но этого никто не сделал. Не удивительно, что не только матрос Зепс имеет очень слабое представ ление о Пленуме, но и такие товарищи, как Шумейко и другие воины. Не проявляют активности в пропаганде и раз’яснении личному составу решений Пленума и отдельные коммунисты части. Взять, к примеру, коммуниста Румянцева. Агитационной работой он занимается сла бо. В подразделении, где он служит, агита торы работают плохо. Это сказывается и на дисциплине отдельных воинов. Не важно обстоит дело здесь и с наглядной агитацией. Комната политико-просвети тельной работы находится в запущенном состоянии. Слабо раз’ясняют личному составу исто рические документы Пленума коммунисты Кириченко и Стенанян. Недавно политра ботник поручил коммунисту Степаняну выступить перед личным составом техни ческой службы с политической информа цией по материалам Пленума. Проведение этого важного мероприятия тов. Степанян перепоручил коммунисту тов. Рябову. Ко нечно, такое положение дела является не нормальным. В пропаганде и раз’яснении материалов июльского Пленума ЦК КПСС большее место отводится наглядной агитации. В части с этим также обстоит плохо. В ка зарме, где находится несколько подразде лений, есть комната политико-просвети тельной работы, но оформление ее желает много лучшего. Здесь нет ни одного монта жа или стенда но решениям июльского Пленума ЦК КПСС. Отсутствует натлядная агитация и в жилых помещениях, и в библиотеке части. А сделать это возмож но. Здесь есть свой художник — тов. Слепцов.,Нужно только, чтобы этим во просом постоянно занимались. Плохо обстоит в части и со стенной пе чатью. с боевыми листками. В казарме висит номер газеты, выпущенный еще ко Дню Военно-Морского Флота. Во многих подразделениях стенные газеты вовсе не выпускаются, в них не освещается, каки ми конкретными делами воины отвечают на исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС, как готовятся к XX с'езду Коммунистической партии. Боевые листки выпускаются только перед выпол нением учебно-осевых задач. Кстати, в последних двух номерах о решениях Пле нума ничего не говорится. Говоря о недостатках в агитационной работе, следует отметить и такой факт. В подразделении, где служит тов. Анискин, последние две недели политические заня тия с личным составом не проводились. Воины заявляют справедливые претензии, что здесь мало читается лекций и докла дов по вопросам внутренней и згеждуна- родной жизни. Активизировать агитационно-массовую работу в части — долг партийной и ком сомольских организаций. Нужно добиться того, ✓ чтобы пропаганда и раз’яснение воинам решений июльского Пленума ЦК КПСС велась систематически, чтобы аги таторы пламенным словом и личным при мером звали воинов на новые достижения в учебе и службе. Хорошо трудиться надо всем Воины-лесозаготовители в эти дни, готовясь к XX с ’езду партии, стре мятся трудиться еще лучше. Ежедневно на 150 процентов выполняют задания Шанин, Тимофеев, Бушуев и другие. Перед началом работ они старательно подготав ливают инструмент, весь день трудятся напряженно. Но есть у нас и такие товарищи, ко торые не выполняют плана без уважп- кЬрабль старший матрос Путконен. Опре делили его в боцманскую команду марсо вым. — Название марсовый еще со времен парусного флота, видимо, сохранилось. — об'яснял новичку мичман. — Теперь на марсе хозяйство радиометристов. А вам придется действовать пониже, ближе к воде — на палубе. Путконен оказался исключительно ста рательным и понятливым моряком. Правда, не обошлось на первых порах и без мет ких оплошностей, но с кем этого поначалу не случалось. Как-то поручил мичман старшему матросу Путконену заростпть огана на швартовых. Через некоторое вре мя приходит и видит, что у того получает ся совсем не так. как следует. — Вы неправильно продевали пряди, — наметанным глазом определил ошибку моряка старший боцман. — Смотрите, как это надо делать. Кукота наблюдал ва работой Путконена. — Вот теперь верно. В таком духе и продолжайте, — мичман ушел, уверен ный, что старший матрос больше не напу тает. Много времени уделял Кукота обуче нию Путконена малярному делу. На пер вый взгляд может показаться несложным приготовление краски. А вот попробуйте подобрать нужный колер. Не сразу это удается .рерно сделать. Так же случилось и со старшим матросом Путконеном. Ему нужно было подобрать подходящий цвет для покраски жилых помещений. Путко нен подготовил краску, но получился темнозеленый цвет. — Типичное не то, — покачал головой старший боцман, взглянув на подобран ный подчиненным колер. — Посмотрите, в какой цвет выкрашены переборки кубри ка — в светлоэеленый с желтоватым от тенком. А у вас получился какой? Давай те вместе попробуем подобрать колер. Мичман не стал делать работу вместо старшего матроса. Он только подсказывал тому, как следует действовать. — Не сразу смешивайте краски. Сна чала определите необходимую пропорцию. Для этого возьмите небольшую баночку бе.тпл и понемногу добавляйте зелени. — Теперь старшему матросу Путконену.. тельных причин. К числу таких относят ся члены бригады, возглавляемой ефрей тором Зореным. Слабо трудятся в послед ние недели рядовые Тушников и Якимо- впч. Этим товарищам надо понять, что они стоят на неправильном «ути. Хорошо тру диться — обязанность всех. Младший сержант В. ТИХОНОВ. можно поручить любую малярную раооту, и он отлично с ней справляется самостоя тельно, — рассказывает старший боцман. Мичман Кукота— требовательный коман дир. Это качество он воспитывает у под чиненных ему командиров отделений. Старшина 2 статьи Болтиков исполни тельный, знающий моряк. Как-то в одном походе произошел такой случай. Сильно штормило. Волной сорвало большую сход ню, и она «гуляла» по палубе. Это заме тил Болтиков. Обычно, чтобы закрепить сходню в такой обстановке, нужно 3 — 4 человека. Но старшина не стал дожидать ся, пока к нему придут помощники. Время не ждало, и Болтиков самостоятельно за крепил концами сорванную сходню. — Старшина 2 статьи Болтиков — от личный специалист,— говорит мичман. — Только есть у него одна слабина: не всегда может потребовать с подчиненных, ему порой легче самому сделать, чем заста вить матроса точно выполнить свсе при казание. Вот вам один пример. Как-то старшина приказал матросу Шпатокоз- скому проверить крепление рабочего кате ра. Нерадивый матрос Формально отнесся к выполнению приказания. А старшина вместо того, чтобы потребовать с нрго, по шел и сделал все сам. Конечно, я указал Болтпкову на его ошибку. ...Корабль готовится к походу. На баке спокойно распоряжается всемп работами среднего роста, худощавый моряк. Это старший боцман Петр Захарсвпч Кукота. В какой уже раз он готовит свое обшир ное хозяйство к плаванию. Казалось бы, можно не волноваться. Но на сердце мич мана неспокойно, как и в тот далекий первый в жизни поход. Да и как не вол новаться. Ведь плавание для всех — от командира корабля до молодого матроса — суровый экзамен. Как-то его выдержат матросы боцманской команды. Эти и дру гие мысли волновали старшего боцмана. Кукота направляется к шпилю. На рукаве мичманского кителя ярко сияют двя золо тых шеврона, свидетельствующие о том. что, за плечами бывалого моряка более 10 лет безупречной сверхсрочной службы па благо родного флота, во имя могущества любимой Родины. Е. ЛНЕПРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz