На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 сентября 1955 г., № 226 (5378). Воспитание старшин —- в центре внимания командира подводной лодки Старшинам принадлежит серьезная роль в обучении и воспитании матросов. Они — первые помощники офицеров в этом большом и ответственном деле. От уровня подготовки старшин во многом за­ висит успешное выполнение задач, стоя­ щих перед экипажем корабля. Вот поче­ му командир нашей подводной лодки уделяет большое внимание воспитанию старшин, привитию им командирских ка­ честв, делает все возможное для того, чтобы они были его надежной опорой. На подводной лодкр - выросло немало опытных старшин, мастеров обучения и воспитания подчиненных, замечательных специалистов. Это — старшина 1 статьи Сомонюта, старшины 2 статьи Хитренко, Б и н ьк о е с к и й , Бородинов, Гамузинский и многие другие. Здесь -используются различные формы работы с командирами отделений и стар­ шинами команд: собрания, методические занятия, индивидуальные беседы и т . д. Например, командир электромеханическо­ го подразделения лейтенант Мизгер провел недавно совещание, на котором обсуж­ дались вопросы: «Роль старшин в борь­ бе за выращивание отличных боевых постов и команд», «Задачи старшин в дальнейшем укреплении воинской дис­ циплины и организованности на корабле». Офицер на примере передовых командиров рассказал о том, как нужно строить работу по воспитанию подчиненных, как доби­ ваться роста отличников боевой и поли­ тической подготовки, укрепления уставно­ го порядка с* отделениях и командах. Так он повседневно учит старшин методике воспитания, дает советы, поправляет, на­ ставляет их. Лейтенант постоянно заботится о росте методического мастерства подчиненных ему старшин. В этих целях организует с ними занятия по практике обучения матросов специальности, по осуществле­ нию дисциплинарной практики. Подсказы­ вает им, как лучше составить план за ­ нятий, доходчиво изложить учебный ма­ териал, сочетая рассказ с показом непо­ средственно на боевом посту. Это позво­ лило офицеру добиться повышения каче­ ства обучения матросов. Старшины стали лучше использовать свои дисциплинарные права. Главное внимание офицер уделяет ин­ дивидуальной работе с каждым старшиной подразделения. Например, старшина 2 статьи Хитренко на этом корабле начал свою службу матросом. Когда он стал старшиной, то. естественно, столкнулся с большими трудностями в работе, не имел еще необходимого опыта. На помощь при­ шел лейтенант Мизгер. Когда офицер заметил, что Хитренко не пред’являет к подчиненным уставной тре­ бовательности, он поговорил со старшиной, дал ему ряд практических советов по вос­ питанию моряков, порекомендовал мо­ лодому командиру лучше изучать ма­ тросов, добиваться от них точного соблюдения уставных положений и в то же время заботиться об их нуждах и заи- росах. Офицер подчеркнул, что именно эти качества в сочетании с отличным знанием специальности и постоянным со­ вершенствованием этих знаний укрепляют авторитет старшины. Беседа помог­ ла Хитренко понять свои ошибки и от­ четливее уяснить стоящие перед ним за ­ дачи. В другой раз молодой старшина при подготовке к занятию по специальности упустил в конспекте ряд важных вопросов темы, к тому же не предусмотрел сопро­ вождение рассказа показом на механизмах. Лейтенант снова поговорил с яим и помог ему лучше подготовиться к занятию. Со временем старшина 2 статьи Хитрен­ ко приобрел необходимые командирские навыки, стал специалистом первого клас­ са. Недавно командование назначило его старшиной команды трюмных машипи- НАШИ СВЕРХСРОЧНИКИ стов. Он избран членом бюро комсомоль­ ской организации корабля. Повседневную помощь офицера Мизгер получают старшина 2 статьи Биньковский и другие. Когда выяснилось, что старши­ ны подразделения слабо разобрались в электрохимических процессах, происходя­ щих в аккумуляторах, офицер провел с ними специальное занятие на тему: Тео­ рия свинцового аккумулятора». Это по­ могло старшинам хорошо разобраться в данном ©опросе, полнее и доходчивее пе­ редать свои знания подчиненным. Офицер постоянно совершенствует свои политические знания и этого же требует от подчиненных, проводит с ними беседы на общеполитические темы. Он часто вы­ ступает с докладами на комсомольских собраниях, участвует в заседаниях бюро, раз'ясняет членам ВЛКСМ и всем матро­ сам задачи, стоящие перед подводной лодкой, воспитывает в них чувство лич­ ной ответственности за выполнение воин­ ского долга. Усилия офицера не пропали даром. Сейчас в его подразделении стало больше отличных боевых постов и команд. На сос­ тоявшихся недавно состязаниях на луч­ шее подразделение среди подводников под­ чиненные офицера Мпзгера завоевали тре­ тье призовое место. В масштабе корабля со старшинами состоялись беседы: «Готовить отличных специалистов — первейшая обязанность старшины», «Формы и методы воспита­ тельной работы старшин с матросами» и т. д. Их провели командир подводной лод­ ки и его заместитель но политической части. Воспитанию старшин командир при­ дает большее значение, принимает в этом активное участие, умело направляет деятельность офицеров корабля по руко­ водству командирами отделений. Однако в работе со старшинами на под­ водной лодке имеются и недостатки. Здесь еще нерегулярно проводятся совещания старшин по обмену положительным опы­ том обучения и воспитания матросов. Не получила распространения такая форма, как показательные занятия и учения с командирами отделений и старшинами команд. Еще не все офицеры уделяют должное внимание выращиванию опытных стар­ шин. Поэтому на корабле есть такие командиры, как старшина 2 статьи Гали- ка, который имеет недостаточные навыки воспитательной работы среди личного сос­ тава, слабо помогает офицеру в решении практических задач. Офицерам подводной лодки еще пред­ стоит проделать большую и кропотливую работу по воспитанию старшин. Она яв­ ляется важнейшим условием дальнейшего повышения боевой готовности корабля, выращивания новых отличников и клас­ сных специалистов. Капитан-лейтенант А. МАЛОВИЧКО. Мичман П. 3 . Кукота. Д В А . Ш Е В Р О Н А Мичман сверхсрочной службы Петр За­ харович Кукота жизнь свою не представ­ ляет без моря, без флота, без корабля. За несколько лет до начала Великой Отече­ ственной войны Петра Кукоту призвали на военную службу. Из шумного Киева лонал он -в далекую военно-морскую базу л а Ти­ хом океане. Вот так же, как сейчас его подчиненные, был строевым боцманской команды на корабле, носящем гордое имя — «Сталин». В первое же увольнение сфотографировался, постарался, чтобы наз­ вание корабля, вытисненное на ленточке, хорошо читалось, и отправил карточку ма­ тери в Киев. Не ведал тогда Петр, какую беду принесет эта открытка с его изобра­ жением в родной дом. Но случилось все это позднее и разговор об этом будет ниже. Не было на корабле более старательного матроса, чем Петр Кукота. Значительно раньше своих однолеток выучился он на командира отделения, а вскоре стал и старшим боцманом. Началась война, пере­ вели Кукоту на Северный флот. Много пришлось потрудиться боцману на новом месте. При случае любит он вспомнить о бы­ лых походах. — Думаете, если вы марсовые или строевые боцманской команды, так вам до других специальностей никакого дела нет? — не раз в беседах с подчиненными говорил мичман Кукота. — Ошибаетесь! На войне случалось, что марсовому прихо­ дилось рулевого менять, а комендору сиг­ нальную вахту стоять. Конечно, для это­ го нужно по-настоящему свой корабль лю­ бить и специальность товарища изучить не хуже, чем свою собственную. Вот, помню, был со мной в войну такой слу­ чай. II Петр Захарович рассказывает матро­ сам боевой эпизод, в котором ему самому довелось участвовать. ...Корабль, на котором служил боцма­ ном Петр Кукота. выполнял ответствен­ ное задание. Личному составу пришлось перенести большое напряжение. Из руле­ вых в строю оставался только один моряк. Ему было не под силу на всем протяжении длительного похода нести бессменную вах­ ту . И тогда его стал подменять боцман Кукота. — Не зря я в свободные часы изучал рулевое дело. Теперь эти знания мне при­ годились. — продолжает мичман и с лука­ вой усмешкой поглядывает на матросов. Так вот заступил Кукота (тогда старши­ на 1 статьи) на вахту рулевым. Дело бвдо в ноябре. Ночь. Шли, как всегда в воен­ ные дни, с погашенными огнями. Все на товсь. Места опасные. В любую минуту могут появиться вражеские подводные лодки. Наблюдение велось неусыпное. Каждый сигнальщик в своем секторе смот­ рел в оба. А в рубке нес вахту старшина 1 статьи Лепилкин. Его уважал весь эки­ паж за безукоризненную исполнительность и исключительное знание своего дела. И на этот раз Лепилкин не подкачал. Ему удалось обнаружить подводную лодку на предельной дистанции. Командир корабля •принял решение потопить се таранньш ударом. П ошли на сближение с противни­ ком. Лодка находилась в надводном поло­ жении. Видимо, на ней наш корабль еще не увидели. — А нам подводная лодка видна, как на ладони, — говорит Кукота. — Мы шли ей в кильватер. По приказанию командира увеличили ход до 24 узлов. При таранном ударе многое зависит от рулевого. Это я хорошо понимал и, конеч­ но, малость волновался. Даже теперь при воспоминании о том давнем боевом походе на худощавом лице мичмана яркими пятнами выступает румя­ нец. — В ходовую рубку поступает прика­ зание: «Лево, на борт!». Как положено, повторяю: «Есть, лево на борт!» и точно выполняю команду. Минут через 10 новое распоряжение: «Право, на порт!». Вижу, только сейчас на лодке заметили о гсюзя- Л ейтенант Ю . Петров — передовой офицер корабля. Он много работает над повышением знаний своих подчиненных, настойчиво требует от них точного выполнения инструкций, безупречного содерж ания боевого оружия. НА СНИМКЕ : лейтенант Ю. Петров наблюдает за приготовлением глубинных бомб перед выходом корабля в море. Фото И. Никишова. Торпеды прошли под целью Утром предстоял выход корабля в морс для выпол­ нения торпедной стрельбы. Эта ответственная задача была возложена на отлич­ ный торпедный раечет старшины 2 статьи Его­ рова. Времени для подго­ товки механизмов к дей­ ствию было мало. Торпедисты с энтузиаз­ мом взялись за дело. Метео­ рологические условия не благоприятст вовали d аботе. Дул холодный ветер, моро­ сил назойливый дож-дь. У моряков промокла одежда. Торпедистам то и дело при­ ходилось браться за влаж­ ный, холодный металл. Но никто не обращал на это внимания, не лсаловался на трудности. Каждый стремился сделать все так. как требуют инструкции. Воины знают, что малей­ ший промах может привес­ ти к нежелательным пос­ ледствиям. Командир рас­ чета старшина 2 статьи Егоров все время находился с подчиненными и личным примером увлекал их на безупречное выполнение служебных обязанностей. Все готово. Старшина Егоров еще раз проверил механизмы, их работу, но из’янов не обнаружил и доложил об этом команди­ ру. Вскоре корабль вышел в море. Сытрана боевая тре­ вога. Моряки разбегаются по боевым постам. Под­ чиненные старшины 2 статьи Егорова быстро ру­ бят леерные стойки в сек­ торе стрельбы торпедного аппарата. открывают крышки, занимают своя места согласно боевому расписанию. Торпедная атака. Свя­ зист принимает команды управляющего огнем и чет­ ко пх дублирует. Поступа­ ют данные на горизонталь­ ную наводку. Четко выпол­ няет свои обязанности старший матрос Матюшея- ко. Он разворачивает аппа­ рат па заданный угол и по­ стоянно удерживает иа шкале наводки индекс с электрической стрелкой. Подстать ему работают и другие номера торпедного расчета. — Аппараты товсь! Напрялэсние на боевых постах возрастает. — Залп! — слышится команда, и мгновенно тор­ педы с шумом вылетают за борт, зарываясь в тол­ щу воды. Вскоре стало известно, что цель поражена. Но в эту же задачу входила поимка, доставка торпеды к кораолю и поднятие ее на борт. Погода стояла свежая. Корабль переваливается с борта на борт. Шлюпка спущена. Она отходит от борта. Соленые холодные волны часто накрывают моряков. Но это не стра­ шит их. Они упорно идут к цели. Показалась торпе­ да. Она то надает в водную пучину, то с силой выры­ вается на поверхность. Шлюпочная команда чет­ ко выполнила приказание офицера. Выбрав момент, старшина 2 статьи Егоров набросил оттяжку на всплывшую торпеду. За­ тем ее отбуксировали. Все торпеды были подняты па борт в максимально корот­ кое bdc - м я . На разборе учения флаг­ манский специалист дал высокую оценку действиям расчета торпедного аппара­ та старшины 2 статьи Его­ рова. Борясь за новые успе­ хи в боевой и политиче­ ской подготовке, подчинен­ ные старшины 2 статьи Егорова каждый выход в мопс используют для по­ вышения боевого мастерст­ ва. чтобы достойно встре­ тить XX с’езд партии. Старшина 2 статьи В. ХАВКИН. Cmamb отличником помог товарищ Комсомолец Васильев — о т ли чн и к боевой и политической подготовки. Но лич­ ный успех не удовлетворяет воина. Он стремится помочь другим комсомольцам стать передовиками в учебе и службе. Тов. Васильев проводит большую индивидуаль­ ную работу с сослуживцами, постоянно интересуется их учебой и оказывает им практическую помощь в овладении боевой техникой. У комсомольца Карасева не ла­ дилось с политической подготовкой, и это мешало ему выйти в отличники. Василь­ ев подсказал воину, как нужно работать с литературой, разобрал с ним некото­ рые вопросы учебной программы. Вскоре оба воина начали вместе повторять прой­ денный материал. Тов. Карасев стал активно выступать на беседах по теме. Спустя некоторое время он был об’язлен отличником боевой и политической подготовки. Рядовой А. ЛАНТУФЕВ. 'О ' К О Р О Т К О о ХОРОШО изучили боевое ору­ жие старшие матросы Балбеко и Усов, младший серж ант Артынюк, серж ант Чаукин и другие. На недав­ них стрельбах из автомата они луч ­ ше других поразили цель. И. Савреев. щей ей опасности. Она выпустила торпе­ ду. Нам умелым маневром удалось ее избе­ жать. Должно быть, лодке сыграли сроч­ ное погружение. Но было уже поздно. Сильный удар. Я едва устоял на ногах, благо крепко держался за штурвал. Позд­ нее мне рассказывали, что в котельном отделении многие матросы попадали на па­ лубу от резкого толчка. После таранного удара корабль дал задний ход. На наших глазах подводная лодка, задрав кверху порму, носом погружалась в воду. Ко­ рабельные орудия открыли по ней огонь, потом, когда лодка скрылась под водой, мы забросали это место серией глубинных бомб. С фашистами было покончено. Кукота умалчивает, что за свои успеш­ ные действия мпогие члены экипажа удо­ стоились правительственных наград. Ор­ ден Красного Знамени получил стапшина 1 статьи Лепилкин. По достоинству коман­ дование оценило самоотверженность и вы­ сокое мастерство боцмана, несшего вахту рулевого. Как память о незабываемом по­ ходе, на парадной тужурке мичмана кра­ суется орден Красной Звезды. Перед самым окончанием войны предо­ ставили Кукоте краткосрочный отпуск. После многих лет разлуки приехал северо­ морец в Киев. Всюду развалины, пепели­ ща. Больно сжалось сердце боцмана. Не узнал своей улицы, на месте родного дома, где родился и вырос, груда битых кирпи­ чей. покореженное, скрюченное в отне же­ лезо. — Где же мать? Знакомые рассказали Петру тяжелую правду о страшной судьбе матери моряка. В черные годы оккупации предатель до­ нес гестаповцам, что у Полины Алексеев­ ны Кукоты сын — военный моряк. Еще заранее, опасаясь мести врагов, старая женщина уничтожила все фотографии, только на одну не поднялась у нее рука: ту, где Петр был снят впервые во флот­ ской форме. Мать спрятала карточку на груди. Полину Алексеевну арестовали. Геста­ повцы стали избивать ее и тут у нее вы­ пала фотография. Фашисты схватили кар­ точку. — Кто? — ткнул рукой в Фото гитле­ ровец. О НЕУСТАННО совершенствуют свое воинское мастерство стрелки-ра­ дисты гвардии серж ант Конашков и гвардии матрос Л арионов. Авиаторы добились хороших результатов в вы ­ полнении воздушных стрельб. Гвардии старший серж ант Д . Кокашенский. — Сын !— с гордостью ответила мать- патриотка. В тот же день на базарной площади гитлеровцы повесили Полину Алексеевну Кукоту. К груди ее прикрепили дощечку с надписью: «Большевичка. Мать совет­ ского моряка». Пришел Петр к тому месту, где казни­ ли фашисты его мать. Постоял под высо­ ким каштаном, украшенным яркими, зеле­ ными листьями. — Мамо! — шептали пересохшие губы. По щеке скатилась скупая, горючая сле­ за. Стиснул кулаки, так, что побелели в суставах пальцы. Повернулся и медленно побрел по истерзанному врагами городу. В Киеве застало Петра Кукоту радостное известие о победе. Не дождался моряк окончания отпуска. Захотелось в эти ра­ достные дни быть с теми, с кем прошел сквозь тяжелые испытания. — Поеду до дому! — сказал Кукота киевским знакомым. И тс поняли,^ что до­ мом для него стали флот, корабль. Они не ошиблись. Петр уже не представлял себе своего существования без моря. Пришел срок уходить в долгосрочный отпуск. Товарищи делились планами: один собирался заканчивать учебу, другой стремился на родной завод, третьего тянуло в колхоз. Кукота молчал. — А ты куда, в Киев? — спрашивали друзья. Боцман не отвечал. Но когда стали нас­ тойчивей допытываться, строго произнес: — Написал рапорт. Остаюсь на сверх­ срочную. Потом после короткой паузы добавил: — Приедут молодые. Может быть, им мой опыт пригодится. Никого не удивило такое решение Пет­ ра Захаровича. Даже не верилось, что вдруг перестанет звучать на верхней па­ лубе его властный голос во время швар­ товок, что больше не увидят его легкой, стремительной походки. Боцман остался на оверхерлчную. Его опыт пригодился молодым, да и не только им. II более опытным мпрякам есть чему поучиться у мичмана. Сколько замечатель­ ных специалистов воспитал он за свою дол­ голетнюю безупречную службу! ...С берегового подразделения прибыл на По следам одного письма В С Т О Р О Н Е о т я г и т н ц и о н н о - М Я С С О В О Й Р А Б О Т Ы В нашем подразделении в свое время неплохо была поставлена агитационно- массовая работа среди воинов. Часто проводились лекции для личного состава, аги­ таторы на конкретных фактах и примерах раз’ясняли воинам глубокий смысл реше­ ний Коммунистической партии, регулярно проводились читательские конференции. Но, как ни странно, в настоящее время политико-массоЕая работа у нас пущена на самотек. Беседы агитаторы не проводят, никто им в подразделении поручений не дает. Боевые листки выпускаются только к выполнению учебно-боевых задач. Пора бы устранить эти серьезные недостатки в воспитании личного состава. Мятппс А. НИСЕЛЕВ. От редакции: Наш корреспондент побы­ вал на месте. Факты, указанные в пись­ ме военкора, полностью подтвердились. Плохо обстоит с агитационно-массовой ра­ ботой не только в подразделении, где слу­ жит матрос А. Киселев, но и в других под­ разделениях этой части. На кораблях и в частях широко раз­ вернулась агитационно-массс'Вая работа по раз’яснению и пропаганде исторических решений июльского Пленума ЦК КПСС. Коммунисты-офицеры систематически вы­ ступают с содержательными докладами по материалам Пленума, агитаторы беседуют с воинами по этим вопросам. Однако в части, о которой идет речь, многие комму­ нисты и комсомольцы стоят в стороне от агитационно-массовой работы. Что это дей­ ствительно так, говорят следующие фак­ ты. В свое время в подразделении, где слу­ жит старшин матрос Иванов, деятель­ ностью агитаторов интересовались полит­ работники, направляли их раюоту. Но за последнее время этим важным делом никто не занимается. — Нас собирали на инструктаж еще весной, — заявляет тов. Иванов, — а сей­ час систематической работы с агитатора­ ми не проводится. В последнее время с нами вообще не работают. В словах старшего матроса Иванова большая доля правды. Личный состав под­ разделения бывает постоянно занят на ра­ ботах. И еслп бы агитаторами руководили, нацеливали их на проведение индиви­ дуальных бесед с воинами, то результаты агитационной работы были бы иные. В свое время агитатор Иванов выступал с беседами о дисциплине, о соблюдении тре­ бований уставов, а вот за последние меся­ цы он вовсе не проводит бесед. Не раз’яс- няют воинам материалы июльского Плену­ ма и мпогие другие агитаторы. Они чис­ лятся только на бумаге. Следствием слабой раз’яснительной ра­ боты среди личного состава является тот факт, что отдельные матросы плоха знают решения Пленума. Так, когда спро­ сили матроса Зепс: «Читали ли вы мате­ риалы июльского Пленума ПК КПС€?», он ответил: «Я уже много времени не ви­ дел газет и о решениях Пленума ничего не знаю». Зепс — молодой матрос, и с ним, как и со многими воинами, надо было обстоятельно побеседовать, рассказать о решениях Пленума. Но этого никто не сделал. Не удивительно, что не только матрос Зепс имеет очень слабое представ­ ление о Пленуме, но и такие товарищи, как Шумейко и другие воины. Не проявляют активности в пропаганде и раз’яснении личному составу решений Пленума и отдельные коммунисты части. Взять, к примеру, коммуниста Румянцева. Агитационной работой он занимается сла­ бо. В подразделении, где он служит, агита­ торы работают плохо. Это сказывается и на дисциплине отдельных воинов. Не­ важно обстоит дело здесь и с наглядной агитацией. Комната политико-просвети­ тельной работы находится в запущенном состоянии. Слабо раз’ясняют личному составу исто­ рические документы Пленума коммунисты Кириченко и Стенанян. Недавно политра­ ботник поручил коммунисту Степаняну выступить перед личным составом техни­ ческой службы с политической информа­ цией по материалам Пленума. Проведение этого важного мероприятия тов. Степанян перепоручил коммунисту тов. Рябову. Ко­ нечно, такое положение дела является не­ нормальным. В пропаганде и раз’яснении материалов июльского Пленума ЦК КПСС большее место отводится наглядной агитации. В части с этим также обстоит плохо. В ка­ зарме, где находится несколько подразде­ лений, есть комната политико-просвети­ тельной работы, но оформление ее желает много лучшего. Здесь нет ни одного монта­ жа или стенда но решениям июльского Пленума ЦК КПСС. Отсутствует натлядная агитация и в жилых помещениях, и в библиотеке части. А сделать это возмож­ но. Здесь есть свой художник — тов. Слепцов.,Нужно только, чтобы этим во­ просом постоянно занимались. Плохо обстоит в части и со стенной пе­ чатью. с боевыми листками. В казарме висит номер газеты, выпущенный еще ко Дню Военно-Морского Флота. Во многих подразделениях стенные газеты вовсе не выпускаются, в них не освещается, каки­ ми конкретными делами воины отвечают на исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС, как готовятся к XX с'езду Коммунистической партии. Боевые листки выпускаются только перед выпол­ нением учебно-осевых задач. Кстати, в последних двух номерах о решениях Пле­ нума ничего не говорится. Говоря о недостатках в агитационной работе, следует отметить и такой факт. В подразделении, где служит тов. Анискин, последние две недели политические заня­ тия с личным составом не проводились. Воины заявляют справедливые претензии, что здесь мало читается лекций и докла­ дов по вопросам внутренней и згеждуна- родной жизни. Активизировать агитационно-массовую работу в части — долг партийной и ком­ сомольских организаций. Нужно добиться того, ✓ чтобы пропаганда и раз’яснение воинам решений июльского Пленума ЦК КПСС велась систематически, чтобы аги­ таторы пламенным словом и личным при­ мером звали воинов на новые достижения в учебе и службе. Хорошо трудиться надо всем Воины-лесозаготовители в эти дни, готовясь к XX с ’езду партии, стре­ мятся трудиться еще лучше. Ежедневно на 150 процентов выполняют задания Шанин, Тимофеев, Бушуев и другие. Перед началом работ они старательно подготав­ ливают инструмент, весь день трудятся напряженно. Но есть у нас и такие товарищи, ко­ торые не выполняют плана без уважп- кЬрабль старший матрос Путконен. Опре­ делили его в боцманскую команду марсо­ вым. — Название марсовый еще со времен парусного флота, видимо, сохранилось. — об'яснял новичку мичман. — Теперь на марсе хозяйство радиометристов. А вам придется действовать пониже, ближе к воде — на палубе. Путконен оказался исключительно ста­ рательным и понятливым моряком. Правда, не обошлось на первых порах и без мет­ ких оплошностей, но с кем этого поначалу не случалось. Как-то поручил мичман старшему матросу Путконену заростпть огана на швартовых. Через некоторое вре­ мя приходит и видит, что у того получает­ ся совсем не так. как следует. — Вы неправильно продевали пряди, — наметанным глазом определил ошибку моряка старший боцман. — Смотрите, как это надо делать. Кукота наблюдал ва работой Путконена. — Вот теперь верно. В таком духе и продолжайте, — мичман ушел, уверен­ ный, что старший матрос больше не напу­ тает. Много времени уделял Кукота обуче­ нию Путконена малярному делу. На пер­ вый взгляд может показаться несложным приготовление краски. А вот попробуйте подобрать нужный колер. Не сразу это удается .рерно сделать. Так же случилось и со старшим матросом Путконеном. Ему нужно было подобрать подходящий цвет для покраски жилых помещений. Путко­ нен подготовил краску, но получился темнозеленый цвет. — Типичное не то, — покачал головой старший боцман, взглянув на подобран­ ный подчиненным колер. — Посмотрите, в какой цвет выкрашены переборки кубри­ ка — в светлоэеленый с желтоватым от­ тенком. А у вас получился какой? Давай­ те вместе попробуем подобрать колер. Мичман не стал делать работу вместо старшего матроса. Он только подсказывал тому, как следует действовать. — Не сразу смешивайте краски. Сна­ чала определите необходимую пропорцию. Для этого возьмите небольшую баночку бе.тпл и понемногу добавляйте зелени. — Теперь старшему матросу Путконену.. тельных причин. К числу таких относят­ ся члены бригады, возглавляемой ефрей­ тором Зореным. Слабо трудятся в послед­ ние недели рядовые Тушников и Якимо- впч. Этим товарищам надо понять, что они стоят на неправильном «ути. Хорошо тру­ диться — обязанность всех. Младший сержант В. ТИХОНОВ. можно поручить любую малярную раооту, и он отлично с ней справляется самостоя­ тельно, — рассказывает старший боцман. Мичман Кукота— требовательный коман­ дир. Это качество он воспитывает у под­ чиненных ему командиров отделений. Старшина 2 статьи Болтиков исполни­ тельный, знающий моряк. Как-то в одном походе произошел такой случай. Сильно штормило. Волной сорвало большую сход­ ню, и она «гуляла» по палубе. Это заме­ тил Болтиков. Обычно, чтобы закрепить сходню в такой обстановке, нужно 3 — 4 человека. Но старшина не стал дожидать­ ся, пока к нему придут помощники. Время не ждало, и Болтиков самостоятельно за­ крепил концами сорванную сходню. — Старшина 2 статьи Болтиков — от­ личный специалист,— говорит мичман. — Только есть у него одна слабина: не всегда может потребовать с подчиненных, ему порой легче самому сделать, чем заста­ вить матроса точно выполнить свсе при­ казание. Вот вам один пример. Как-то старшина приказал матросу Шпатокоз- скому проверить крепление рабочего кате­ ра. Нерадивый матрос Формально отнесся к выполнению приказания. А старшина вместо того, чтобы потребовать с нрго, по­ шел и сделал все сам. Конечно, я указал Болтпкову на его ошибку. ...Корабль готовится к походу. На баке спокойно распоряжается всемп работами среднего роста, худощавый моряк. Это старший боцман Петр Захарсвпч Кукота. В какой уже раз он готовит свое обшир­ ное хозяйство к плаванию. Казалось бы, можно не волноваться. Но на сердце мич­ мана неспокойно, как и в тот далекий первый в жизни поход. Да и как не вол­ новаться. Ведь плавание для всех — от командира корабля до молодого матроса — суровый экзамен. Как-то его выдержат матросы боцманской команды. Эти и дру­ гие мысли волновали старшего боцмана. Кукота направляется к шпилю. На рукаве мичманского кителя ярко сияют двя золо­ тых шеврона, свидетельствующие о том. что, за плечами бывалого моряка более 10 лет безупречной сверхсрочной службы па благо родного флота, во имя могущества любимой Родины. Е. ЛНЕПРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz