На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь е 22 сентября 1955 г., N° 225 (5377). МИЛЯ ПОХОДА Ш А Г К МАСТЕРСТВУ Учиться действовать в море тан, нан этого требует современный бой На боевом тралении Умело несут вахту в машинном отделении корабля старшие м атро ­ сы Н. Миненко и X. Туктаров. За усердие в службе и отличное со­ держ ание боевой техники им об’яв- лен ряд благодарностей. НА СНИМКЕ : старшие матросы специалист второго класса манев- ровщик Н. Д1икенко и старшина вахты X. Туктаров на вахте. Фото И. Никишова. Бдительнонестиходовуювахту Д авно на флоте бытует ста­ р а я матросская поговорка: «Вышел в море — гляди в оба». Ее породили суровая морская служ ба и заб о та вои­ нов о добросовестном выпол­ нении своего воинского долга перед Родиной. Море требует от воинов постоянной бдитель­ ности, образцового выполнения своих обязанностей на ходовой вахте. Д ан сигнал: «Корабль к бою В походу изготовить!». Нужно сделать все возможное, чтобы подготовиться к отличному не­ сению ходовой вахты , прове­ рить свое заведыванпе, при­ пасти необходимый инстру­ мент, запасные части. Именно т а к и поступает от­ личник боевой и политической подготовки старший матрос Л а га е в . Перед походом он самым тщательным образом готовит свое заведывание, осматривает машину, про­ веряет работу приборов. Так было и на этот раз. Все про­ верено, все на месте. Звякнул машинный телеграф , вспыхну­ л а синяя лампочка. Л а га е в быстро выполняет команду. З а кормой корабля заш ум ела во­ д а . Н ачалась ходовая вахта. Отличник Л а га е в и его со­ служивец матрос Дуравский , как рачительные хозяева, то и дело осматривают механизмы , вслушиваются в шум работаю ­ щей техники, проверяют тем­ пературу подшипников, пока­ зани я приборов. Стрелка машинного телегра­ ф а перескочила на деление «Полный вперед». Теперь ма­ шинисту надо быть особенно внимательным. Малейший про­ мах может сказаться на вы­ полнении задания. Но не впер­ вые Л а га еву и Дуравскому нести ходовую вахту. Неруши­ мым правилом у них стало: «Заступил на пост — смотри в оба». Л а га е в и его товари­ щи то и дело вслушиваются в работу машины, прозеряют смазку трущихся частей. Про­ ходит час, другой. Механизмы работаю т отлично. Матросы знаю т, что бдительность в мо­ ре необходима прежде всего. Вот почему они еще и еще р а з осматривают свое за ­ ведывание. И не напрасно. Д у ­ равский обнаружил ненормаль­ ную подачу смазки на кор­ мовой подшипник турбины . Он быстро доклады вает старшине и принимает меры, чтобы своевременно устранить непо­ ладки. Вместе с Лагаевым воин быстро находит причину неисправности и т а к ж е быстро ее устраняет. Корабль возвратился в базу. З ад ани е успешно выполнено, в этом немалая заслу га матроса Д уравского и старшего матро­ са Л а га ев а. Подводя итоги похода, командир отметил умелые действия всего экипаж а, наи­ более отличившимся об’явил благодарность. Среди них — Л а г а е в и Дуравский. — Несите вахту т ак ж е бди­ тельно, как эти товарищи, — сказал морякам командир. Старшина 2 статьи С. МЕДВЕДЕВ. КОНКРЕТНАЯ ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ И з о пы т а п а р ти й н о й р а б о ты н а походе Секретарям партийных организаций доверено большое дело: используя многообразные формы работы, они призва­ ны помогать командирам в обучении и воспитании воинов, способствовать успешному выполнению задач боевой и поли­ тической подготовки, укреплению воинской дисциплины. Партийная работа — важный участок идейного воспитания моряков, повышения у них чувства ответственности за за­ щиту своей Родины. Деятельность секретаря не терпит канцелярщины, бюрократизма, излишней регламентации. Активисту приходится заниматься многими вопросами. Но какое бы дело ни решал партийный руководитель, он дол­ жен подходить к нему как организатор п воспитатель вои­ нов, как надежный помощник командира в решении учебно­ боевых задач. Именно так понимает свои обязанности секретарь пар­ тийной организации тов. Соловьев. Получив сообщение о предстоящем выходе в море, он сразу же начал подготови­ тельную работу. Офицер побеседовал с коммунистами, коман­ дирами подразделении, выслушал нх советы и предложения по развертыванию партийной работы на походе. Затем се­ кретарь составил обстоятельный план, согласно которому было подготовлено и проведено партийное собрание. С до­ кладом выступил командир корабля. Он ознакомил коммуни­ стов с целью выхода в море, поставил перед партийной организацией задачи по обеспечению четкой и слаженной работы всего экипажа. В выступлениях коммунистов были вскрыты недостатки в деятельности партийной организации на прошлых походах и тренировках, указано на слабую индивидуальную работу активистов с матросами и старшинами. В частности, ком­ мунист тов. Жучков рассказал, что во время плавания до­ пускаются случаи формализма в проведеппи тренировок на боевых постах, не создаются условия, приближенные к боевой обстановке. Коммунисты внесли ряд практических предложений по улучшению работы на предстоящем походе, приняли конкретное решение, дополнявшее план партийной организации. После собрания секретарь еще раз обошел все подраз­ деления, дал каждому коммунисту определенное задание: одному провести беседу, другому организовать помощь отстающим матросам в изучении техники, третьему по­ мочь агитаторам, редакторам боевых листков и т. д. На­ пример, коммунисты Жучков и Токарев получили задание поделиться с молодыми офицерами своим опытом воспита­ тельной работы с личным составом на походе. Сам секретарь проверил работу коммунистов и комсомольцев интендант­ ской службы корабля, позаботился о закупке необходимых товаров для корабельного ларька, помог киномеханику по­ лучить новый художественный кинофильм и т. д. Не забыл он оказать помощь и молодому секретарю комсомольской организации старшине 1 статьи Мацкевичу. Офицер принял участие в подготовке и проведении совещания ком­ сомольского актива, на котором были обсуждены практиче- КОРАБЛЬ ВЫХОДИТ В МОРЕ Оживленно и деловито хлопочут ма­ тросы и старшины у своих заведываний. Настроение у всех приподнятое. Тральщик готовится к выходу в море. Кипит работа на боевых постах. Не сразу пришло к морякам умение. На занятиях и тренировках, непосредственно на боевых постах личный соста-в совер­ шенствовал свое боевое мастерство, гото­ вился к использованию оружия п тех­ нических средств в любых условиях. Молодые матросы, только что пришедшие на корабль, стремились как можно быст­ рее овладеть специальностью. Комсомолец Пастухов отлично знает свою специаль­ ность и, не считаясь с личным временем, помогает комсомольцам Камышеву и Боча- лу стать мастерами своего дела. Командир отделения рулевых подолгу и терпеливо об’ясняет молодому ма/гросу Романчснко, как устроен тот или иной прибор, какие команды подаются на руль и правила нх выполненпя. Много пришлось поработать матросу Романченко, пока он приобрел те качества, которые можно охарактеризо­ вать одним словом — мастерство. Все это приходит на память, когда смотришь на слаженную работу экипажа. Легко, быстро и красиво работают моря­ ки! «По местам стоять, со игоартовев сни­ маться», — раздается сигнал. Вот уже убрана сходня, отданы концы, палуба вздрогнула — заработали машины. Все шире полоса воды между бортом корабля и стенкой. — ...градусов на румб, — командует вахтенный офицер. Тральщик развернулся н выходит из гавани. «Счастливого плавания». — поднят сигнал на оставшихся в базе кораблях. «Счастливого плавания», — семафорят по­ сты, и, кажется, будто сама Родина-мать провожает в далекий поход своих сыно­ вей и благославляет на отлично? выполне­ ние ответственного задания. ТРАЛ ПОСТАВЛЕН Мерно вздымаются и катятся волны. Много миль осталось за кормой, и вот ко­ рабль подходит к заданному району тра­ ления. Ни на час не прекращается боевая учеба. Команда минеров готовит трал к постановке. Старшина 2 статьи Водягин выстраивает л и ч н ы й состав и еще раз убеждается в том, что весь его расчет твердо знает свои обязанности. В трениро­ вочных походах экипаж добился слажен­ ности в работе, давно уже перекрыты нормативные показатели. Но командир группы после каждой постановки трала разбирает действия каждого подчиненного и указывает на недостатки. Матрос Мн- хальченко иедавио служит на корабле, но олагодаря помощи товарищей и усердию в службе быстро изучил и освоил своп обя­ занности. Поступило приказание командира. II сразу же заработали механизмы. На мос­ тик поступают четкие доклады. Прошло немного времени, и на фалах поднят сиг­ нал, извещающий об окончании постаноз- кп трала. Но это только начало работы. Бдитель­ но несет вахту у трала старший матрос Алексеев. Точно по курсу ведет корабль рулевой матрос Галпев. ТРУДОВЫЕ БУДНИ Экипажи тральщиков по праву назы­ вают тружениками моря. В любых усло­ виях: в ясный день или туманное утро, в полный штиль или в ненастье непрерывно проходит траление заданного района. Нуж­ ны высокое мастерство н большая выдер­ жка, чтобы нести вахту в таких условиях. К этому готовили себя моряки заранее, тренируясь в трудных и сложных усло­ виях. И выучка дата положительные ре­ зультаты. Район изобиловал плавающими предме­ тами. «Топляк прямо по курсу, дистан­ ция... кабельтовых», — докладывает впередсмотрящий матрос Тюленсв. Выпол­ няя команду вахтенного офицера, корабль делает отворот. Бдительность впередсмот­ рящего сыграла свою роль. Нелегко нести вахту мотористам. Тре­ буется точно держать заданное количество оборотов и неослабно наблюдать за меха­ низмами. Было время, когда некоторые воины укачивались в ненастную погоду. Несмотря на это они не ослабляли счоей бдительности. Классные специалисты старшина 2 статьи Жильцов и матрос Ла­ зарев, проводя однажды, согласно инструк­ ции, осмотр механизмов, заметили, что одна из деталей распшлинтовалась. При даль­ нейшей работе это могло привести к серьезной неисправности. Доложив па мостик о случившемся и получив разреше­ ние, моряки быстро устранили дефект, обеспечивая одновременно заданный xoi кораблю. Изучая опыт передовых кораб­ лей, ранее участвующих в тралении, командир боевой части нередко рассказы­ вает морякам о том, как в ходе боя ини­ циатива и находчивость личного состава спасали корабли от серьезных аварий. Однажды при несении вахты старшим матросом Маршал киным и матросами Звездиным и Клочковым выявился серьез­ ный недостаток, но комсомольцы не расте­ рялись. Доложив о случившемся, опи уме­ ло ликвидировали его. Корабль продолжал успешно решать задачу. Выполняя боевую задачу, экипаж про­ должал напряженно учиться, совершенст­ вовать свои знания, повышать боеготов­ ность корабля. Матросы Клочков и Гуса­ ков на походе овладели специальностью моториста и успешно несли ходовую вах­ ту. В кубриках после очередного прослу­ шивания последних известий из Москвы горячо обсуждались решения июльского Пленума ЦК КПСС, агитаторы раз’ясняли матросам отдельные положения.^ призыва­ ли воинов еще выше поднимать боевую го­ товность родного корабля. На комсомольском собрании, посвящен­ ном решениям Пленума, выступавшие взволнованно говорили с тех грандиозных задачах, которые решает сейчас совет­ ский народ, и о том, как комсомольцы должны ответить на исторические реше­ ния июльского Пленума ПК. В ipe-дкис часы стоянок на якоре моря­ ки не забывали и о спорте. Любители ходили на шлюпке, играли в настольный теннис, в домино. Так незаметно бежало время траления. Однажды утром приняли сигнал, извещающий об окончании трале­ ния. Старший начальник поздравил л и ч ­ н ы й состав с успешным выполнением за ­ дания. МУЖЕСТВО МОРЯКОВ Погода ухудшилась. А нужно было сни­ мать оборудование и личный состав с бе­ рега. Ветер не утихал, водяные валы с шумом катились к побережью. Шлюпку старшего лейтенанта Шепелева отчаянно бросало, но матросы уверенно выполняли команды и благополучно достигли берега... Все готово было к отправке, вдруг шлюп­ ка, только что отошедшая от берега, пере­ вернулась. Не медля ни минуты, старший матрос Алексеев, матрос Гусаков п другие бросились в воду и помогли товарищам выбраться самим и спасти оборудование. Полчаса на холодном ветру, по грудь в воде работали матросы и старшины, и все оборудование было доставлено на корабль. ВОЗВРАЩЕНИЕ В БАЗУ Закончена работа. Экппаж корабля го­ товится к возвращению в базу. II вот снова родные берега. Хорошо вернуться в базу после плодотворной ра­ боты, получить письмо от близких. На лицах оживление, радость. Вот они наши обрывистые и по-своему красивые берега. И, может быть, глядя на эту ве­ личественную картину, старшпна 2 ста­ тьи Водягин именно сейчас окончательно решил надолго связать свою судьбу с мо­ рем, с родным кораблем. Отслужив свой срок службы, он подал рапорт с просьбой оставить его на сверхсрочную. Звучат трубы оркестра. Стоящие в базе корабли приветствуют вернувшихся. Рас­ катисто гремит протяжное «ура». Старший лейтенант Г. КАДОМЦЕВ. ш Моряки отделения старшего матроса И . Елисеева настойчиво тренируются на боевом посту. Они старательно готовятся к сдаче экзаменов на классность. НА СНИМКЕ : (слева направо) специалист второго класса матрос Н. Мякишев, специалист первого класса ст ар ­ ший матрос М. Половинкин и специалист второго класса старший матрос И. Елисеев на тренировке. Фото И. Тимченко. ские мероприятия по работе каждого секретаря и члена бю­ ро на походе. Большое внимание в период подготовки к выходу в мо­ ре секретарь партийной организации уделил пропаганде ре­ шений июльского Пленума ЦК КПСС. По его заданию ак­ тивисты рассказывали матросам о техническом прогрессе в промышленности, на конкретных примерах показывали ее успехи, призывали моряков тщательно готовить свои заве- дывання к действию в море, беречь сложные приборы и механизмы. Во время похода, на тренировках и учениях секретарь, как правило, находился на боевых постах, от работы кото­ рых наиболее зависело выполнение задачи. Его часто мож­ но было видеть беседующим с матросами и старшинами ко­ тельной и машинной групп, с заступающими на вахту, сре­ ди артиллеристов при подготовке к стрельбе. У радпетов, электриков и связистов. Простым словом, товарищеским со­ ветом, шуткой он вселял в матросов уверенность в свои си­ лы, в успешное выполнение учебной задачи. Нередкий гость секретарь партийной организации в кубриках во время пе­ рерыва и отдыха личного состава. Здесь он проводил бесе­ ды, рассказывал о событиях в стране, о самоотверженном труде советских людей, о лучших воинах корабля, отличив­ шихся на походе, узнавал нужды, запросы моряков и в со­ ответствии с этим давал новые задания агитаторам, членам комсомольского бюро, коммунистам. Тесная связь с личным составом, с партийло-комсо- мольскнм активом позволяют ему быстро замечать слабые места в работе партийной организации, своевременно устра­ нять недостатки, о т зы в а т ь командиру конкретную помощь в решении поставленной задачи. Так, в начале похода не­ которые матросы опаздывали по сигналу боевой тревоги на свои посты, допускали нечеткость при выполнении обязан­ ностей. Секретарь сообщал о проступках отдельных воинов всему экипажу, создавал вокруг них общественное мнение. С отдельными нарушителями партийный руководитель бесе­ довал. Был также оперативно выпущен сатирический ли­ сток, который привлек большое внимание всего экипажа корабля. Серьезное внимание в своей 1>аботе на походе секретарь уделял радиогазете, которая выпускалась почти каждый день. Радиогазета была самым оперативным органом. Она держала старшин и матросов в курсе всех событий кора­ бельной жизни, рассказывала об отли чи вш их ся на походе, пропагандировала опыт службы и учебы таких специали­ стов, как старшина 2 статьи Колос, старшин матрос Крас­ нов, матрос Витрук и других. Но совету и при участии секретаря партийной организации редколлегия радиогазеты организовала выступление перед микрофоном отличников и классных специалистов тт. Сорокина, Гнатюка, Стадникова и других, рассказавших о своей работе и учебе во время похода. Радиогазета также вскрывала недостатки, резко крити­ ковала ошибки в действиях воинов, выступала против упро­ щенчества в боевой учебе. Хорошо работали на походе агитаторы. И в этом нема­ лая заслуга секретаря. Он регулярно инструктировал их, обеспечивал необходимой литературой и материалом для бе­ сед, оказывал им помощь. Агитаторы были всегда в курсе событий, происходящих на корабле. Тесное общение секретаря с личным составом, живая связь с партийным и комсомольским активом позволяли ему своевременно информировать командира корабля о дей­ ствиях моряков, об ошибках и упущениях в обслуживании техники. Благодаря такси информации командир корабля мог быстро устранить недостатки, своевременно поддержать хороший почин и поощрить отличившихся. После длительного пребывания в море корабль возвра­ щается в базу. Матросы и старшины, свободные от вахт, собираются группами на верхней палубе, в кубри­ ках. Они оживленно обсуждают прошедший поход, делятся впечатлениями. II вновь среди моряков можно видеть се­ кретаря партийной организации. Он рассказывает им т отличном выполнении задачи, о том, что командир доволен действиями личного состава. В достижении этого успеха немалая заслуга принадлежит1и самому секретарю — на­ дежному помощнику командира в обучении и воспитании моряков. Офицер П. СТЕПАНОВ. Лейтенант А. Ш парага проводит с подчиненными з а ­ нятие по специальности. Фото И. Тимченко. В трудном плавании На подводнон лодке шли последние приготовления к вы­ ходу в море. Моряки работали дружно. Они тщательно ос­ матривали и проверяли в действии механизмы и приборы. Особенно напряженная подготовка к походу была у мо­ тористов. Здесь наиболее сложная материальная часть. Группа мотористов об’явлена приказом командира соединения отличной.^ Этой чести воины удостоились за неутомимую 'Р а б о т у , образцовое содержание заведываний. Руководит группой авторитетный на подводной лодке специалист первого класса старшина 1 статьи Олейник. Наконец, все осмотрено и проверено. Неисправности устранены. Поступают доклады. — Первая машина к походу готова, — докладывает старшина 2 статьи Ианов. — Левая машина к походу готова, — докладывает стар­ шина 2 статьи Шестаков. — Запасные части просмотрены, находятся в исправ­ ном состоянии, — докладывает старший матрос Серенко. Старшина Олейник спокойно, с полным сознанием дела доложил командиру боевой части о готовности группы к походу. Поступили такие сообщения и от старшин других групп. Воем знакомая команда «По местам стоять, со шварто­ вов сниматься» с помощью переговорных труб моментально разнеслась ио отсекам. Матросы и старшины заняли свои места. Слышны распоряжения старшего помощника. Обязательное повторение команд, быстрое их исполнение и доклады с мест говорят о высоком уровне обученности и хорошо отработанной организации службы. — Правый >:отор малый назад, — слышен на мостпке спокойный голос командира. Умело действует старшина 1 статьи Снснн, стоящий у щита управления. Мичман Унтеров переложил руль, лодка отделилась от соседнего ко­ рабля и плавно начала описывать кормой кривую. Развер­ нувшись и разрезая гладкую, как стекло, поверхность бух­ ты, корабль вышел в открытое море. В дизельном отсеке стоят старшина группы Олейник, командиры отделений Ианов и Шестаков, готовые в любой момент выполнить команду с мостика. Вдруг раздалось дре­ безжание звонка, загорелась лампочка. Старшина 1 статьи Олейник, метнув в сторону сигнала глаза, отдал приказание и отрепетовал по телеграфу полученную команду. Старшпна 2 статьи Шестаков, сделав необходимые приготовления, до­ ложил о готовности левого дизеля к пуску. Команда «Воз­ дух», и дизель взревел. Отсек наполнился шумом. Старшина 2 статьи Шестаков сосредоточил свое внимание на доске показателей работы дизеля. Старшина группы посмотрел в ту же сторону п, удовлетворенный плавной работой мотора, стал что-то говорить Панову. В этот момент сноза вспыхну­ ла лампочка (сигнала уже не слышно), телеграф требовал дать малый ход. Лодка вышла из залива и, сделав поворот, взяла курс в открытое море. Условия быстро менялись: мертвая зыбь покрывала море на всю видимость валами. Нос подводной лодки то врезался в волны, то всплывал и поднимался над ними. К вечеру погода посвежела. Килевая качка сменилась бортовой. Подчиненные старшины 1 статьи Олейника сделали все, чтобы дизели работали в походе безотказно. II вот теперь в море ясно ощущаются результаты нх труда. Работают ди­ зели попеременно: через определенное количество часов пу­ скается второй мотор и останавливается первый. Так эконо­ мичнее: лучше сохраняются главные двигатели, меньше расходуется горючее. В эти часы работает правый дизель. Па вахте старшина 2 статьи Панов. От работы машины в отсеке стоит такой шум. что два матроса, стоящие рядом, не слышат друг дру­ га. Панов сосредоточен. Он поглощен работой дизеля и в любой момент готов принять нужные меры. Ка­ кие это меры, он знает твердо. Вот взгляд старшины задер­ жался на одном из приборов. Что это, стрелка пошла впра­ во и показывает повышение температуры масла. Ианов дает больше охлаждения. Через несколько минут стрелка при­ бора двинулась влево. Приходит смена. Панов сдает вахту без единой претензии. Уже несколько дней подводная лодка находилась в море, выполняя порученное задание. Ио правому борту в одном из отсеков есть выгородка. На ее двери надпись: радиорубка. В этом помещении, за­ ставленном приемником, передатчиком и другими приборами, работает старшина радистов Галицкий со своими подчинен­ ными. Отсюда через эфир несутся доклады адресату, сюда поступают распоряжения командования. Старшина 1 статьи Галицкий любит специальность радиста. Немало он провел времени на подводной лодке у радиоаппаратуры, участвовал на многих учениях, по за всю службу не пропустил ни одной депепш. посланной в его адрес. Лодка возвратилась в базу, успешно выполнив задачу. Матросы и старшины показали в этом походе отличное зна­ ние специальности и умелое обслуживание боевой техники. За этот длительный поход они приобрели немалый опыт. Офицер В. ТРУНЕВ. Умело обслуживают технику Хорошо служ а т воины от­ деления старшины 2 статьи Быкова. Каждый выход в мо­ ре, к аж д а я тренировка на боевом посту зак ал яю т моря­ ков, приучают их умело дейст­ вовать в сложной обстановке. На боевом посту, которым командует Быков, з а исклю­ чением недавно прибывших на корабль, все воины — отлич­ ники боевой и политической подготовки, многие из них классные специалисты, наг­ ражденные нагрудными зн ак а ­ ми. Добился таких результатов старшина только благодаря повседневной умелой воспита­ тельной работе. Твердо овла­ дев командными навыками, являясь требовательным и за ­ ботливым командиром, он умело учит подчиненных высо­ кому боевому мастерству, р а з­ вивает у матросов см екалку ] н инициативу. Подстать своему’ командиру и старший матрос Бандуров- скнй. Он хорошо работает у материальной части, учит мо­ лодых матросов образцово вы­ полнять обязанности. Недавно ему вместе с группой матро­ сов было поручено согласовать ряд приборов. Старший ма­ трос Бандуровский личным примером увлек моряков на отличное выполнение задания. Несмотря на то, что работать пришлось в течение всей ночи, никто не сетовал на уста­ лость. Приказание было вы­ полнено точно и в срок. С тар­ шина 2 статьи Быкоз и ст ар ­ ший матрос Бандурозский яв­ ляю тся хорошими помощника­ ми офицера. Они иозеедневно воспитывают моряков в духе беззаветной верности своему воинскому долгу. Старшина I статьи В. ДМИТРЕНКО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz