На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

% На с т р а ж е - З а п о л я р ь я 21 Сентября 1955 г., № 224 (5376). КОЛХОЗЫ И СОВХОЗЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ХЛЕБОЗАГОТОВОК ’Колхозники, работники машинно-трак­ торных станций и совхозов Ленинград­ ской области, выполняя решения Пленума ЦК КПСС по увеличению производства сельскохозяйственных продуктов, развер­ нув социалистическое соревнование в честь XX с'езда Коммунистической партии Советского Союза, досрочно выполнили го- судат>ственный план хлебозаготовок. Сдача хлеба государству продолжается. Учитывая, что озимые культуры в ус­ ловиях области дают более высокие и устойчивые урожаи, колхозы и совхозы перевыполнили план сеза озимых куль­ тур, проведя сев в лучшие агротехниче­ ские сроки, засыпают семена зерновых культур в об'еме полной потребности на весенний сев 1956 года. В колхозах и совхозах области построе­ ны хорошие облинованные силосные со­ оружения, завершается силосование куку­ рузы. Силоса пз кукурузы в этом году будет заготовлено значительно больше, чем в прошлом году, и общественное жи­ вотноводство будет лучше обеспечено гру­ быми кормами. Претворяя в жизнь постановление ян­ варского Пленума ЦК КПСС об увеличе­ нии производства продуктов животновод­ ства, колхозы области с 1 октября 1954 года по 1 сентября 1955 года увеличили валовой надой молока на 17 процентов против соответствующего периода 1953 — 1954 гг. На 1 сентября в колхозах полу­ чено в среднем от каждой коровы по 1.580 кг молока, или на 2S4 кг больше, чем на эту же дату в прошлом году. Колхозы и совхозы области взяли на себя обязательство в ближайшие дни вы­ полнить годовой план заготовок и закупок молока. Труженики сельского хозяйства области принимают меры к быстрейшему завершению всех сельскохозяйственных работ текущего года, накоплению кормов, подготовке к зимовке скота и обеспечению выполнения государственных планов зато- товок и закупок мяса, картофеля, овощей, яиц, шерсти и других продуктов сельско­ го хозяйства. КОЛХОЗЫ И СОВХОЗЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО выполнили ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ХЛЕБОЗАГОТОВОК Колхозы и совхозы Брянской области, выполняя исторические постановления Пленумов ЦК КПСС по увеличению произ­ водства зерна и других сельскохозяйст­ венных продуктов, развернув социалисти­ ческое соревнование за досъсйную встречу XX с’езда Коммунистической партии Со­ ветского Союза, досрочно выполнили госу­ дарственный план хлебозаготовок. Сверх плана будет сдано один миллион пятьсот тысяч пудов верна. Сдача хлеба государ­ ству продолжается. Колхозы и совхозы полностью обеспечили себя семенами для озимого сева и проводят засыпку семян яровых культур. Борясь за практическое претворение в жизнь решений январского Пленума ЦК КПСС, колхозы и совхозы добились уве­ личения производства продуктов животно­ водства. За 11 месяцев хозяйственного го­ да в колхозах и совхозах получено моло­ ка на 140 тысяч центнеров больше, чем ва соответствующий период 1953 — 1954 гг. В настоящее время колхозы, МТС и сов­ хозы завершают уборку и обмолот зерно­ вых культур, приступили к массовой уроряе кукурузы, картофеля и ведут заго­ товку кормов для общественного животно- водства. В большинстве колхозов и совхозов вы­ ращен хороший урожаи кукурузы, что позволит в текущем году заложить 800 тысяч тонн силоса и лучше обеспечить общественное животноводство концентри­ рованными кормами за счет засилосован­ ных початков кукурузы молочно-восковой спелости. С помощью промышленных «предприя­ тий и строительных организаций в колхо­ зах и совхозах построено силосных соору­ жений общей емкостью на 865 тысяч тонн, в том числе капитальных — на 325 тысяч тонн. Оказывая помощь сель­ скому хозяйству, промышленные пред­ приятия изготовили для колхозов, сов­ хозов и МТС 500 соломосплосорезок, 250 тракторных культиваторов, 8 .000 конных окучников, 300 деревянных каркаснооб- шивных силосных башен, запасных частей к тракторам и сельскохозяйствен­ ным машинам на 720 тысяч рублей и ведут в колхозах строительство животно­ водческих помещений. Труженики сельского хозяйства Брян­ ской области при активной помощи рабо­ чих и служащих предприятий и учрежде­ ний принимают меры к успешному за­ вершению всех сельскохозяйственных ра- |бот п выполнению государственных планов [заготовок сельскохозяйственных продук­ тов. колхозы том ской ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО выполнили го с уд а рс т в ен ны й план ХЛЕБОЗАГОТОВОК Колхозы Томской области досрочно вы­ полнили государственный план хлебозаго­ товок и, учитывая свои возможности, сда­ дут сверх плана один миллион пудов хле­ ба. Сдача хлеба государству продолжается. Колхозы области своевременно провели- сев озимых, принимают меры к быстрей­ шему завершению уборки всех сельскохо- вяйственных культур, поднимают зябь под яровые культуры, продолжают засы­ пать семена на весенний сев 1956 года. колхозы И СОВХОЗЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОСРОЧНО выполнили ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ХЛЕБОЗАГОТОВОК Выполняя исторические решения Пле­ нумов ЦК КПСС о крутом под’еме сельско­ го хозяйства, колхозники, работники ма­ шинно-тракторных станций н совхозов и специалисты сельского хозяйства Киров­ ской области добились в текущем году значительного увеличения валового сбора зерновых культур и, широко развернув социалистическое соревнование за достой­ ную встречу XX с’езда Коммунистической партии Советского Союза, досрочно вы­ полнили государственный план хлебоза­ готовок. Сверх плана сдано 2 миллиона 600 тысяч пудов хлеба. Труженики сель­ ского хозяйства области, подсчитав свои возможности, берут на себя обязательство сдать государству сверх плана еще 5 мил­ лионов 700 тысяч пудов. Всего к теку­ щем году будет сдано хлеба в два с л иш ­ ним раза больше, чем в 1954 году. Сдача хлеба продолжается. Колхозы области вырастили высокий урожай льна-долгунца, что даст возмож­ ности в этом году в значительных разме­ рах перевыполнить план сдачи государст­ ву волокна и семян льна. В колхозах области повысилась продук­ тивность общественного животноводства. За 11 месяцев хозяйственного года надой молока увеличился на 35 процентов по сравнению с соответствующим периодом 1953 — 1954 гг. Они отличились нс1 у чении — Расчет на станцию! — об ’явил по телефону де­ журный оператор. Подчиненные серж анта Белова прибыли на боевой пост. Хотя командир отде­ ления уверен в воинах, он все же контролирует, как они готовят технику. Сер­ ж ан т хорошо знает, что от этого во многом зависит ус­ пешная работа аппаратуры , выполнение практической задачи. Все готово к поиску це­ ли. Операторы еще р а з ос­ матривают технику. — Включить накал! — поступило приказание. Операторы нажимаю т на кнопки. Последовала новая команда. На экране поя­ вилась развертка. Воины поворачивают ручки, доби­ ваясь четкости отображ е­ ния окруж ающ ей местно­ сти. На экране появилось множество местных предме­ тов. Операторы по конт­ рольным мсстникам прове­ ряют согласозанне антенны с разверткой экрана. Все нормально. Воины докл а­ дывают дежурному офице­ ру о готовности к работе. У одного из сложных при­ боров вахту несет матрос М акаров. Он все время, не ослабляя внимания, смотрит н а экрап. Неожиданно на экране появляется импульс. Через короткое время ма­ трос определяет быстро- движущ ую ся цель. «Само­ лет», — подумал Макаров и расторопно, со знанием дела стал определять ази ­ мут и дальность до цели. Быстро, без лишней суе­ ты оператор матрос Гаври- ленок определяет высоту полета цели. Непрерывно на главный пункт идут данные азимута, дальности и высо­ ты. Операторы сопровожда­ ют самолет. Вдруг старший оператор отличник боевой и полити­ ческой подготовки старший матрос Борисов заметил но­ вую цель. Он доклады вает об этом дежурному офице­ ру и ж дет дальнейших у к а ­ заний. Обстановка складывалась все сложнее. Теперь нужно д ав а т ь данные о движении двух самолетов и осущест­ влять наведение своих ист­ ребителей на воздушные цели «противника». В этих условиях от личного соста­ ва требовалась повышен­ ная внимательность, вы­ д ерж ка, высокая натрени­ рованность, точное опреде­ ление и передача данных. Операторы, глубоко созна­ вая свою ответственность, обеспечивали главный пункт точными данными. Спокойно, по-деловому сидит в кресле матрос Гавриленок. Он беспрерыв­ но, со скрупулезной точ­ ностью совмещает графиче­ ские линии с электрически­ ми. Он знает, что малейшее отклонение линий скаж ется на неточности в определе­ нии высоты цели. Допущ ен­ ная ошибка может приве­ сти к тому, что летчик пройдет выше или ниже цели и зад ач а им не будет выполнена. Понимая все это, матрос Гавриленок давал точные данные. На экране было видно, как сближ алась точ­ ка самолета-перехватчика с «противником». Наконец, две точки слились в одну; по размерам она стала больше. Гавриленок продол­ ж ал сопровождать общую цель, пока не поступило но­ вое приказание. Нелегко матросу Гаври­ ленок далось высокое бое­ вое мастерство. Очень трудной для него была вначале служба. Не хватало практического опыта, зна­ ний. Гавриленок не всегда и сам проявлял должную настойчивость в изучении военного дела. Случалось так, что во время трениро­ вок он с трудом отыскивал цель, терял на поиск мно­ го времени. Надолго ему запомнился один случай. Командир отделения Бе­ лов проводил тренировки. Но матрос Гавриленок вы­ полнял все команды упро­ щенно, не проявлял долж ­ ного внимания. Сержант Белов сделал ему зам е­ чание и потребовал дей­ ствовать, как в бою. М а­ трос долго шарил гл а за ­ ми по индикатору, однако цели не было видно. Цель словно ра с таял а , между ------ О тем, как товарищи своевре­ менно обнаружили и сопро­ вождали ее. Командир отделения пос­ ле занятий побеседовал с матросом Гавриленок. Он рассказал подчиненному, к чему может привести не­ внимательность в боевой об­ становке. Воин старался за ­ помнить показанные ему приемы в работе. Шло время. У матроса Гавриленок стали заметны сдвиги. На практических з а ­ нятиях он тренировался с полным напряжением сил, вникал в «тайны» апп ар а­ туры, четко правил службу при выполнении практиче­ ских задач . З а высокие по­ казатели в учебе и службе воин был об’явлен отлични­ ком боевой и политической подготовки. ...Много пришлось пора­ ботать операторам отделе­ ния серж ан та Белова на учениях. Воины проявляли выдержку, сноровку, хлад ­ нокровие, выносливость. Хо­ рошее знание техники, стро­ гое соблюдение инструкций, умение правильно оценить обстановку позволили им успешно выполнить постав­ ленные задачи. ...Ровными шеренгами по­ строились воины. Звучит команда «смирно». Офицер зачитывает приказ. Из строя выходит сер­ жант Белов. Командир вру­ чает ему наручные часы. На нижней крышке часов выгравировано: «З а отлич­ ную боевую работу серж ан ­ ту Белову А. Е. Командир части». Сослуживцы горячо позд­ равили серж анта с награ­ дой и пож елали ему новых успехов в службе и плодотворной работе с под­ чиненными. Это у Белова 29 поощрение. НА СНИМКЕ : (слева н а ­ право ). Отличники боевой и политической подготовки старший матрос А. Бори­ сов, классный специалист отличник боевой и полити­ ческой подготовки сержант А. Белов, отличник боевой и политической подготовки матрос Е. Гавриленок. Текст А. АВЕРИЧЕВА. Фото И. ТИМЧЕНКО. Цобро пожаловать, шоварии^и!1 С таким патриотическим лозунгом комсомольцы корабля встретили новое по­ полнение. Как только молодые матросы ступили на палубу, их окружили забо­ той старослужащие матросы и старшины.^ С первого дня они начали обучать по­ полнение, рассказывать новичкам о корабельных правилах и организации служ­ бы экипажа. Много работают с молодыми воинами тт. Козлов, Аксенов, Берлин­ ский и другие. Все они — классные специалисты. Новички проявляют любознательность и старание. Можно сказать, непло­ хих результатов в освоении своих будущих заведыванпй добились уже матросы- дублеры Зыков, Шалдыбин, Овчаренко. Это было видно на подведении итогов учебы. Так держать, новая смена! Настойчиво овладевайте военными и политиче­ скими знаниями! Матрос С. ПИЩЕВСКИЙ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ Содержать боевую технику В ОТЛЙЧНОМ СОСТОЯНИИ Каждый моряк знает, что любой меха­ низм на корабле — будь то радиоприем­ ник, торпедный аппарат или турбонасос — предназначен для боя. Это обязывает корабельного специалиста отлично знать свое заведывание, способы боевого исполь­ зования механизмов в точном соответствии с наставлениями и инструкциями. Если, скажем, трюмный машинист ос­ ваивает какую-либо систему корабля, ему следует разобраться, как будет работать эта система в бою, что надо сделать, если она целиком или частично выйдет из строя. Нужно уметь в любой обстановке быстро обнаружить и умело ликвидировать повреждения. В Великую Отечественную войну кора­ бельные специалисты мастерски устраняли повреждения и обеспечивали успех боя. Вот один из примеров. При выполнении боового задания у берегов, занятых про­ тивником, осколком вражеского снаряда на одном из наших кораблей была выве­ дена из строя помпа для охлаждения. В результате перегрелись выхлопные кол­ лекторы и начала обгорать краска. С ми-' нуты на минуту мог возникнуть пожар. Надо было разобрать и отремонтировать помну на ходу. Матросы, в совершен­ стве знающие свою специальность, сумели это сделать. Они устранили поврежшше, и корабль продолжал выполнять богвое задание. Опыт Великой Отечественной войны учит, что чем лучше будешь ухаживать за механизмами, тем надежнее они будут работать в любых условиях. Техника не любит небрежного отношения к себе. Механизмы не только надо хорошо изу­ чать, но и умело обслуживать. Настав­ ления и инструкции существуют для того, чтобы приучить каждого матроса к точ­ ному соблюдению всех правил эксплуата­ ции техники, научить беречь его эту технику от преждевременного изнашива­ ния. обеспечить ей максимальную силу в бою. Точное и неуклонное выполнение ин­ струкций — первейшая обязанность каж­ дого корабельного специалиста. Малейшее отклонение от их требований влечет за собой тяжелые последствия. Образцы обслуживания боевой техники и заботливого к ней отношения показы­ вает трюмный машинист старший матрос Вдовушкин. Еще недавно Вдовушкин был удовлетворен тем, что хорошо изучил свой боевой ноет и научился правильно экс­ плуатировать механизм. Но когда встал вопрос о повышении классности, моряк крепко задумался. Он понял, что полу­ ченных им знаний явно недостаточно, чтобы стать классным специалистом. По­ этому старший матрос решил изучить все об’екты, которые находятся в ведении трюмных машинистов. Каждую свободную минуту оц посвя­ щал углублению и расширению своих знаний по специальности. В результате кропотливой работы Вдовушкин стал все­ сторонне подготовленным специалистом, научился работать на других боевых пос­ тах. Он научился безошибочно определять по шуму механизмов неисправности и быстро устранять их. Однажды срочно требовалось устранить неисправность „механизма. Вдовушкин бы­ стро взялся за дело и спустя некоторое время доложил командиру об успешном выполнении работы. Забота о осевой технике, любовь к своему делу — вот что характеризует примерную службу старшего матроса Вдо- вушкина. Совсем по-иному относится к матери­ альной части матрос Даниленко. В его заведывании находится небольшое хозяй­ ство, но и оно содержится в плохом со­ стоянии. Как-то во время проверки командир об­ наружил на его об’екте посторонние пред­ меты. — Откуда вы принесли сюда эти ве­ щи? — спросил офицер. Даниленко мол­ чал. Командир приказал ему немедленно навести порядок, а затем вызвал к себе командира отделения. — Как вы могли допустить, что ваш подчиненный так плохо содержит свое заведывание? — Я давал матросу Даниленко прика­ зание сделать тщательную приборку на об’екте. Он доложил, что приказание вы­ полнил, — ответил командир отделения. Этот факт говорит о том, что, если командир отделения не осуществляет долж­ ного контроля за работой подчиненных, не проверяет выполнения отдельных рас­ поряжений, то малосознательный матрос может воспользоваться этим и будет с хо­ лодком относиться к своим служебным обязанностям. Все это может привести к тому, что в нужный момент техника от­ кажет в работе и тогда корабль не сможет выполнить поставленную перед ним зада­ чу. Состояние материальной части во мно­ гом зависит от того, насколько умело спе­ циалист обслуживает ее. Почему, напри­ мер, механизмы, вверенные старшему ма­ тросу Вдовушкину, не знают перебоев в работе? "Да потому, что он твердо знает эксплуатационные инструкции и строго выполняет их. На вахте Вдовушкин бдительно ведет наблюдение за работой механизмов, за показаниями контролыю-нзмерптельньгх npuoojwB, своевременно производит не­ обходимые регулировки клапанов. А вот матрос Даниленко допускает отклонения от требований инструкций. На его боевом посту находятся два одинаковых^ агрега­ та. Следя за показаниями приборов на одном апктате. он забывает посмотреть на приборы другого. Такая невнимательность на вахте недопустима. Каждый специалист должен со всей от­ ветственностью относиться к порученно­ му делу. Ведь ему доверена дорогостоящая техника, которую он обязан беречь и уме­ ло эксплуатировать. При внимательном, заботливом уходе материальная часть жи­ вет долго и действует безоткаяю. Устав обязывает матроса уметь пра­ вильно и быстро готовить к боевому ис­ пользованию оружие и технические сред­ ства своего заведьгванпя, а также умело устранять пх неисправности п поврежде­ ния. Выполнять эти требования устава —• служебный долг каждого флотского спе­ циалиста. Сталшина 1 статьи М. НРУГЛ0В. ■О" По следам неопубликованных писем Военнослужащий сообщил в редакцию о плохой работе столовой и просил принять меры по устранению недостатков. На копию этого письма т. Круглов сооб­ щил, что при проверке изложенные в письме факты подтвердились. Приняты меры по наведению порядка. Усилен контроль за работой продпище- блока со стороны врача и интендантских работников, оистематически инструкти­ руется заступающий в столовую наряд, обращено внимание на чистое мытье по-, суды. Воспитывать умелых и мужественных моряков Хорошо организованная, постоянная и целеустремленная агитационно-пропаган­ дистская работа на походах и учениях имеет огромное значение в деле мобилиза­ ции военных моряков на успешное выпол­ нение стоящих перед ними серьезных и ответственных задач. Она должна быть подчинена пропаганде решений партии и правительства, приказов Министра Оборо­ ны, воспитанию морально стойких, силь­ ных духом воинов, способствовать повы­ шению у них чувства ответственности за порученное дело, за самоотверженное вы­ полнение своего долга перед социалистиче­ ской Родиной. Там, где постоянно и широ­ ко используются все формы и средства агитационно-пропагандистской работы, там налицо хорошие результаты в боевой подготовке личного состава. Как показывает опыт, в подготовке личного состава к выполнению учебных задач на походах и учениях большую роль играет лекционная пропаганда. Так, на­ пример, во время одного из последних по­ ходов на ряде кораблей были прочитаны лекции и доклады на темы: «Решения июльского Пленума ЦК КПСС — боевая программа укрепления могущества совет­ ского государства», «Тяжелая индустрия •— основа экономического и военного мо­ гущества нашей страны», «Встретим XX с ’езд КПСС новыми успехами в укрепле­ нии боеготовности флота», «Воспитывать моряков в духе активных наступательных действий». Ряд лекции был посвящен раа’яснению особенностей боевых действий в условиях Севера. В Н-ской части лет­ чики с большим интересом прослушали лекции на темы: «Особенности перехвата и ведения воздушного боя над морем, на больших и малых высотах», «Грамотная эксплуатация авиатехники, высокая ос­ мотрительность при полетах в составе групп в период воздушного боя и атаки— главное условие безопасности полетов» и другие. На некоторых кораблях с успехом про­ ходили тематические вечера различных групп специалистов. Так, например на тематическом вечере гидроакустиков Н-ской части выступил офицер Голенков Агитационно-пропагандистская работа на учениях и походах и рассказал о передовом опыте акустиков, научившихся определять шум не на слух, а на индикаторе. Опыт этот ценен тем, что в нем ярко видно творчество, стрем­ ление найти наиболее рациональные мето­ ды боевого использования нашей техники во время походов. Аналогичная работа в этом подразделении была проведена с тор­ педными расчетами, радистами, радио­ метристами. Как показывает опыт, выращиванию мастеров торпедного удара содействует и военно-научная работа, которая у подвод­ ников получила за последнее время неко­ торое оживление. Росту мастеров торпед­ ного удара способствовала организация встреч подводников с летчиками, с коман­ дирами кораблей противолодочной обороны. В оживлении агитационно-массовой работы на походах и учениях большую роль сыграли агитаторы подразделений. Так, например, на подводных лодках и на катерах перед походами и учениями про­ водились семинары, где агитаторы обме­ нивались опытом, получали указания, как лучше организовать и проводить агита­ ционную работу. Это вооружало агитато­ ров конкретными материалами, помогало им вести агитационно-массовую работу це­ леустремленно. На кораблях, где служат тт. Воробьев, Нечипуренко, Азаров и другие, агитаторы на боевых постах по­ сле смены вахт раз’ясняли матросам и старшинам задачи боевых постов на похо­ де, проводили громкие читки газет, рас­ сказывали о трудовом героизме советского народа в борьбе за выполнение решений июльского Пленума ЦК КПСС, о подвигах североморцев в годы Великой Отечествен­ ной войны, призывали моряков быть до­ стойными наследниками славных боевых традиций. Активная и целеустремленная работа агитаторов во многом способствова­ ла успешному решению поставленных за­ дач, повышению бдительности в несении ходовых вахт всем личным составом. На многих кораблях умело использова­ лось во время походов местное радиове­ щание. Радиогазеты оперативно отклика­ лись на все события, рассказывали о до­ стижениях и опыте передовых матросов и старшип в несении ходовой вахты и обслу­ живании механизмов отдельными матро­ сами. Радиогазеты выпускались на раз­ личные темы. На одном из кораблей очередной номер ее "ыл посвяшеп отваж­ ным действиям старшины 2 статьи Его­ рова по под’ему торпеды. В ней расска­ зывалось о том. как старшина Егоров при большой волне спустился в шлюпку и умелыми действиями обеспечил под’ем торпеды. Ряд радиогазет был посвящен теме: «На учении действуй, как в бою». На многих кораблях широко использо­ вались степные газеты, боевые листки, листки-молнии, сатирические газеты, призывы, памятки отдельным специали­ стам, и т. д. Внимания в этом отношении заслуживает опыт катерников. Здесь было выпущено 16 листовок, посвященных пе­ редовым матросам и старшинам: главному старпгипе Ромашову, старшинам 2 статьи Герасимову, Саливон, старшим матросам Лабзину, Черных, матросам Осипенко, Матчину и другим. В одной из листовок, озаглавленной «Первыми обнаружили след торпеды», описывается бдительное несе­ ние вахты старшими матросами Половин- киным и Ага<1м>новым. В листсвке расска­ зывается, как воины овладевали своей спе­ циальностью, о безупречном выполнении моряками своего воинского долга перед Родиной. На ряде кораблей во время похо­ да были оборудованы специальные стен­ ды, у которых организовывались беседы с личным составом. Практиковался выпуск фотогазет, пропагандирующих умелые действия личного состава на походе, а также стенды, фотовитрины, плакаты, лозунги, призывающие моряков ответить на решения июльского Пленума ЦК КПСС новыми успехами в боевой и политиче­ ской подготовке. Политработники, учитывая большой ин- теоес личного состава к внутренней и международной жизни, с выходом в море через радиогазету оперативно доводили до моряков материал об успехах советского на­ рода в борьбе за выполнение решений июльского Пленума ЦК КПСС. Агитатора­ ми этот фактический материал использо­ вался в беседах и служил действенным средством в деле мобилизации матросов и старшин. На подводных лодках политра­ ботники часто сами принимали и записы­ вали последние известия, а затем вывеши­ вали листовку «Последние новости». Выходы в мире были хорошо использо­ ваны для усиления работы по воспитанию личного состава на боевых традициях Се­ верного флота. С большим интересом на кораблях н в частях прошли встречи лич­ ного состава с участниками Великой Оте­ чественной войны Героями Советского Союза З ю зиным , Л исиным и Грешил овым , дважды Героем Советского Союза Леоно­ вым. На многочисленных и ярких приме­ рах из боевой деятельности в годы вой­ ны они показали молодым морякам, как нужно готовить себя к защите нашей Ро­ дины. Выступления героев прозвучали как призыв множить славные боевые тради­ ции Военно-Морского Флота. В выступлениях командиров перед лич­ ным составом, в беседах агитаторов, участ­ ников Великой Отечественной войны, в радиогазетах и листовках рассказывалось о героических делах воинов-североморцев непосредственно в тех местах, где они умело громили врагов нашей Родины. Вот один из примеров. Когда подводная лодка находилась в районах, где действо­ вали Герои Советского Союза северо­ морцы Лунин, Стариков, Видяев, Фисано- вич, Гаджиев, агитатор старшина 2 ста­ тьи Пинчук взял книгу о героях-подвод- никах л с ней пришел в отсек, где нахо­ дились молодые матросы. — Мы находимся в водах, где действова­ ли и умело громили врага герои-под­ водники ‘Лунин, Стариков, Видяев, Фиса- нович, Гаджиев, — сказал агитатор и за­ тем в непринужденной обстановке стал вслух читать рассказы о действиях от­ важных подводников. С каждой минутой слушателей становилось все больше, чте­ ние увлекло всех свободных от вахты ма­ тросов. Они с большим вниманием про­ слушали многие рассказы, собранные в этой книге. — Вот так и нам надо научиться бить врага, если он осмелится помешать совет­ скому народу строить коммунизм, — ска­ зал в заключение агитатор Пинчук. Пропаганда боевых традиций, тесно связанная с конкретными задачами лич­ ного состава кораблей и частей, поднимала наступательный дух матросов, старшин, офицеров и вызвала у них активное стремление с честью выполнить возложен­ ные на них задачи. В ходе подготовки и проведения уче­ ний и походов заметно возросло участие офицерсв в агитационно-пропагандистской работе с личным составом. Такие передо­ вые офицеры, как Мачинский, Бабий, Дадан, Гончаров, Загородный, Бунин, Ла­ зарев, Хомчик, Горонцов, постоянно вы­ ступали перед личным составом. В док­ ладах на партийных и комсомольских со­ браниях они раз’ясняли задачи личного состава, постоянно общались с матросами, старшинами и офицерами. Много внима­ ния они уделяли молодым офицерам, учи­ ли их грамотно командовать своими за- ведываниями и боевыми постами. Неред­ ко отдельные товарищи выступали по радиотрансляции с информацией о ходе выполнения задач на походе. Этот поло­ жительный опыт работы передовых коман­ диров необходимо обобщить и распростра­ нить. Вместе с тем учения и походы вскрыли серьезные недостатки в агитационно-про- пагандистской работе на некоторых ко­ раблях и в подразделениях. Главным из них является то, что во время походов мало уделялось внимания работе по вос­ питанию личного состава в духе высо­ кой бдительности и боеготовности. Слабым местом в агитационно-массовой работе явилось то, что некоторые товари­ щи упрощенно раз’ясняли возможности противника, не раскрывая его сильные стороны, что, несомненно, порождало бла­ годушие и самоуспокоенность, вело к снижению боевой готовности. В пропаганде передового опыта чаще всего доводились до сведения личного со­ става только результаты, которых доби­ лись отдельные воины, но не раскрыва­ лись методы и приемы их работы, не по­ казывались трудности, с которыми при­ ходилось встречаться воинам в борьбе за повышение боевого мастерства, и .п у тип х преодоления. Очень важно, чтобы в рас­ пространении передового опыта выступа­ ли прежде всего командиры, передовые воины — непосредственные творцы и носители его. На ряде кораблей во время походов и учений офицеры среднего звена еще сла­ бо вовлекаются в агитационно-пропаган­ дистскую работу с личным составом. Не­ которые командиры и их заместители по политчасти не придают этому факту должного значения, не учат молодых офи­ церов практике партийно-политической работы, не требуют от них активного уча­ стия в воспитательной работе с подчинен­ ными. В частях, где служат офицеры Петелин, Кобыльский, во время походов недооцени­ валась роль агитаторов. Работа с ними ограничивалась проведением общих ин­ структажей и неконкретной постановкой задач. А на корабле, где служит офицер Коваль, на походе с агитаторами вообще никакой работы не проводилось. Глав­ ным недостатком в воспитании агита­ торов является отсутствие повседневной кропотливой работы с ними в подготовке и проведении ими бесед с матросами и старшинами. Зачастую отдельные командиры и по­ литработники умелые и грамотные дей­ ствия воинов при выполнении ими задач боевой подготовки в несложных уровн ях расценивали чуть ли не как героические подвили . Это, естественно, приводило к упрощенчеству в воспитании у моряков высоких морально-боевых качеств. В походах и на учениях в некоторых частях и на кораблях не всегда оператив­ но велась информация личного состава о текущих событиях внутренней и между­ народной жизни. Нередко вся работа ог­ раничивалась только выпуском листовок «Последние новости». Полнторганы, партийные и комсомоль­ ские организации должны все сделать для того, чтобы глубоко обобщить все цеп­ ное в проведении агитационно-пропаган­ дистской работы на походах п учениях, смелее вскрывать недостатки в этом важ ­ ном деле с тем, чтобы на основе решений * Коммунистической партии еще выше под­ нять уровень идеологической работы, на­ правив ее на совершенствование боевой готовности флота. Офицеры А. НЛИМ0В, > ф. ВОСТРИКОВ, И. ЧЕРНОВОЛОС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz