На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

\ На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 сентября 1955 г., № 223 (5375). Подводная лодка вЫходигп в атаку... С л аж е н н о с т ь э к и п аж а — з а л о г у сп ех а торп ед н ой с тр ел ьбы Недавно наша подводная лодка соверши­ ла длительный и трудный по условиям плавания поход. Торпедные стрельбы — главная задача, которую решали подвод­ ники, — выполнены успешно. Во время подготовки к этому походу внимательно проверялись техника и ору­ жие. В большинстве механизмы действо­ вали безотказно. Но не обошлось и без недостатков. Например, у гидроакустиков было обнаружено, что работа одного бло­ ка не соответствует техническим услови­ ям. П лишь после кропотливой, затянув­ шейся по времени работы старшие ма­ тросы Паршин и Полторацкий устранили неисправность. Звучит сигнал «По местам стоять, со швартовов сниматься!». Впереди плещет беспокойное море. Пер­ вый этап перехода более легок: погода стоит хорошая. Бдительно несут сигналь­ ную вахту сигнальщики старшина 2 ста­ тьи Кузнецов и матрос Лагунов. Вот появ­ ляется прямо по носу чуть заметная точ­ ка. Ее сразу замечает старшина 2 статьи Кузнецов. *— Прямо по носу плавающий пред­ мет! — четко докладывает он вахтенному офицеру. — Срочное погружение! — раздастся команда. Здесь время измеряется секундами. Подводная лодка быстро уходит на глуби­ ну. Слаженно действуют на своих боевых постах трюмные машинисты старший ма­ трос Волженин, старшпна 2 статьи Лыз- лов. От них, в основном, зависит быстрое погружение подводной лодки. Плавание становилось все труднее. Ро­ сла волна, но лодку необходимо было дер­ жать на заданной глубине, обеспечивать нужный ход и курс. От того, насколько точно придет подводный корабль в задан­ ный район, во многом зависел успех реше­ ния задачи. Вот стоят на вахте старшпна 1 статьи Чернявский и старший матрос Непогодьев. Чернявский по приборам за ­ мечает ненормальность работы машин, быстро находит неисправность п устра­ няет ее. Это не отразилось на ход колаб- ля. Классный специалист старшина 1 ста­ тьи Чернявский отлично знает свою спе­ циальность, умело использует время для тренировок. Метеорологические условия ухудшались, но мотористы умелым несением вахты обеспечили подводной лодке заданный ход. При качке трудно нести вахту на го­ ризонтальных рулях. Корабль нужно по­ стоянно держать на требуемой глубине. В решении этой задачи особенно большая ответственность ложится на горизонталь- щиков. Тяжело переносил качку старши­ на 1 статьи Веденин, но большая сила воли, а главное, умение стоять на гори­ зонтальных рулях, обеспечили выполне­ ние приказа командира. Для проверки готовности корабля к бое­ вым действиям командир об’являет ава­ рийную тревогу. Поступает вводная: — «Пожар» во втором отсеке... Быстро и умело ликвидируют «пожар» старшина 2 статьи Губко и матрос Ми­ хайлов. Мгновенно электрик Губко обесто­ чивает механизмы, переводит питание. Воин действует на учении так же, как необходимо действовать в бою. Лодка приближается к позиции. Бди­ тельно несут моряки вахту на акустиче­ ской станции и у перископа. Сейчас это глава и уши корабля, и от того, как будет организовано несение вахты, зависит ус­ пех атаки. Видимость ухудшается, те­ перь все зависит от шдроакустиков. Своевременное на предельной дистанции обнаружение цели дает большой выигрыш времени. Условия поиска усложняются. Но вот гидроакустик старший матрос Пар­ шин докладывает: . , — Шум слева... Это шум винтов корабля. — Боевая тревога, торпедная атака, — раздастся команда. Наступает самая напряженная, самая ответственная фаза похода — торпедная атака. Командир приказывает внимательно сле­ дить за целью. На вахте старшина 2 статьи Кручен­ ной. Умело и четко обслуживает сложную технику специалист высокого класса. Всему экипажу уже известно, что «противник» обнаружен. Моряки с еще большим энтузиазмом обслуживают свои механизмы. — Скорость... — докладывает старший матрос Паршин. Точно ведет по заданному курсу ко­ рабль рулевой старшина 1 статьи Вла­ сов. Решает данные старший помощник. Вот лодка уже на боевом курсе. Залп. Корпус корабля вздрагивает. Акустик докладывает о более мощном шуме винтов — это крупный корабль. Командир принимает решение атаковать его. Он умелыми маневрами занимает вы ­ годную позицию, и вот лодка вновь на боевом курсе. Залп. Снова легкое вздрагивание кор­ пуса, торпеды пошли в цель. Безуко­ ризненно справляются с задачей матрос Назарьев и старшина 1 статьи Ухачев. В этом* сказывается плодотворная работа в« базе по приготовлению материальной ча­ сти к походу. Какой бы сложной ни была зада­ ча, если каждый моряк на своем посту будет точно выполнять обязанно­ сти, слаженно будет действовать весь эки­ паж, она, безусловно, будет выполнена. Исключительную стойкость и выносли­ вость показал на походе матрос Качаев. Начал выходить из режима работы один из насосов. В трудных условиях необходи­ мо было заменить масло. Качаев, несмотря на тяжелые условия, взялся за дело. Ра­ ботая с насосом, оп обеспечивал работу механизма. По возвращении в базу узнали, что стрельбы выполнены успешно. Личный состав справился с задачей, поставленной перед ним. После учения были разобраны действия торпедного расчета п других боевых по­ стов. Личный состав хорошо понял пред’яв- ляемые к нему требования и поэтому смог успешно решить задачу в сложных условиях. Поход еще раз показал, что служба на подводных лодках требует от личного со­ става большого напряжения моральпых и физических сил. Умело действовать во вре­ мя морских походов, четко выполнять свои обязанности в сложных условиях могут только отлично обученные, сильные, вы­ носливые. физически закаленные воины. Старшина 1 статьи А. РИСОНИН. Отличный артиллерист Организованно провести итоговые политические занятия На стенде внимание воинов привлекает портрет старшего матроса Шушкова. Он отличник боевой и политической подготов­ ки. Старательно воин изучает боевое ору­ жие, много тренируется. За успешную стрельбу Шушков награжден нагруд­ ным знаком «Отличный артиллерист». Старший матрос Шушков помогает то­ варищам в овладении боевой техникой. За примерную службу он имеет 31 благодар­ ность от командиров. Передовой воин служит Родине так, как требует Военная присяга. Н. ФЕДОРОВ. Коммунистическая партия Советского Союза всегда придавала и придает пер­ востепенное значение политическому вос­ питанию воинов Армии и Флота. Весь опыт боевой деятельности наших Воору­ женных Сил свидетельствует о том. что важнейшим источником высоких морально­ боевых качеств советских воинов является их высокая сознательность, глубокая убежденность в правильности политики Коммунистической партии. Командиры и полпторганы в текущем учебном году проводили И проводят боль­ шую работу по политическому и воинско­ му воспитанию моряков флота, неустанно повышают идейное содержание и действен­ ность политических занятий. Изучение воинами в системе политзанятий вопро­ сов, освещающих руководящую и направ­ ляющую роль Коммунистической партии, величайших успехов советского народа в строительстве коммунизма, а также тем по воинскому воспитанию способствует расширению политического кругозора со­ ветских моряков, повышает у них чувство ответственности за выполнение своего служебного долга. Это благотворно сказы­ вается на решении задач боевой подготов­ ки, повышении боевой готовности кораб­ лей и частей флота. В октябре текущего года с матросами, старшинами И сержантами предстоит про­ вести итоговые политические занятия, на которые отводится 4— 6 часов. Основной целью итоговых занятий является повто­ рение и закрепление материала, изучав­ шегося в течение учебного года. Команди­ рам п политработникам соединений, частей п кораблей, руководителям групп следует иметь в виду, что, во-нервых, итоговые за­ нятия — это не обычная беседа по теме, а беседа по всему учебному плану, и по­ этому она вызовет определенные трудно­ сти даже у опытных пропагандистов. Одной из особенностей завершения те­ кущего учебного года является то, что оценки за успеваемость в политической подготовке будут выставлены руководите­ лями групп не только за ответы на ито­ говых занятиях, а и за успеваемость и от­ ношение слушателей к учебе <в течение всего периода. Это лишний раз подчеркивает, что ито­ говые занятия ни в коем случае нельзя превращать в экзамен. Они должны про­ ходить в форме живой беседы, при актив­ ном участии всех слушателей. Руководи­ тель группы обязан четко и ясно форму­ лировать вопросы, внимательно слушать ответы, раз'яснять те положения, которые окажутся недостаточно усвоенными. Активность слушателей на занятиях будет во многом зависеть от умения руко­ водителя группы правильно проанализпро. вать ход занятий в течение года, выделить наиболее важные вопросы для беседы, а также от умения определить, какие вопро­ сы учебного плана слабо усвоены, и с уче­ том всего этого глубоко продумать и со­ ставить план беседы. Необходимо, прежле всего, чтобы сам руководитель хорошо ра­ зобрался в содержании выдвинутых на обсуждение вопросов. Без этого нельзя правильно провести занятие, тем более оказать помощь слушателям. Важное значение будет иметь умение правильно методически строить занятия. Нельзя допускать постановки таких во­ просов. которые требуют односложного ответа. На итоговых занятиях необходи­ мо широко использовать наглядные посо­ бия. В проведении политической учебы кое- где продолжают все еще иметь место серь­ езные недостатки, без устранения ко­ торых невозможно хорошо подготовиться и провести итоговые занятия. Так, напри­ мер, несколько дней назад в одной из групп проводилась беседа по теме: «Ком­ мунистическая партия в период Великой Отечественной войны Советского Союза». Руководитель группы тов. Буторин слабо владел методикой ее проведения. После то­ го, как он поставил вопрос, можно было ожидать, что через определеннее время слушатели начнут отвечать. Так оно и произошло бы, но Тов. Буторин сам начал пространно рассказывать, дав. по сути де­ ла, ответы на все поставленные им Же во­ просы. И не удивительно, что слушатели не приняли активного участия в беседе. В течение часа удались выступить .тишь дйум товарищам. Беседа не достигла цели еще и потому, что многие слушатели пришли на заня­ тия неподготовленными. Время для само­ стоятельной работы не было ими в полной мере использовано для изучения материа­ ла. Много недостатков в содержании и ме­ тодике проведения занятий было вскрыто и в других группах данной части. Эти факты обязывают более тщательно про­ думать подготовку руководителей групп и слушателей к итоговым занятиям. На итоговых занятиях Необходимо глу­ боко обсудить важнейшие вопросы учеб­ ных планов, обратить особое внимание на знание матросами, старшинами и сержан­ тами руководящей и организующей роли Коммунистической партии в строительст­ ве коммунизма в нашей стране, на зна­ ние ими источников силы и могущества Советского государства и его Армии и Флота, величайших успехов советского на­ рода в выполнении решений январского и июльского Пленумов НК КПСС, а также задач Вооруженных Сил СССР по охране созидательного труда советских людей. Большое внимание необходимо уделить темам воинского воспитания. Руководите­ лям групп следует выяснить, как глубоко слушатели знают требования Присяги и воинских уставке и какие делают выводы пз них в своей служебной деятельности. На итоговых занятиях должны широко обсуждаться вопросы текущей политики, международного и внутреннего положения СССР. Основное внимание в период итоговых занятий нужно сосредоточить на дальней­ шем повышении политической сознатель­ ности военных моряков, на воспитании их в духе высокой воинской дисциплины, бдительности и боеготовности. Организованность и качество итоговых занятий будет зависеть от подготовки к ним. Это дело должны возглавить коман­ диры, несущие всю полноту ответственно­ сти за обучение, политическое и воин­ ское воспитание личного состава. Долг командиров — глубоко вникнуть в рабо­ ту по подготовке к итоговым занятиям и, опираясь на своих заместителей по по­ литчасти, партийные и комсомольские организации, добиться их проведения ор­ ганизованно и на высоком идейном уров­ не. Во многих частях уже начали актив­ ную подготовку к этому важному делу. В части, где служит тов. Пванов. недавно обсуждался вопрос о подготовке к итого­ вым занятиям на совещании командиров и политработников. В некоторых частях уже проинструктировали руководителей групп о методике проведения занятий и организовали для них чтение лекций по наиболее важным темам учебного плана. Работники политотделов, бывая в подраз­ делениях, оказывают помощь в составле­ нии планов проведения итоговых занятий. Правильно поступают те командиры и политработники, которые уже сейчас, на­ ряду с оказанием помощи руководителям групп, развернули всестороннюю работу по подготовке матросов, старшин и сер­ жантов к итоговым занятиям. Они спла­ нировали и организуют дополнительные занятия, консультации, беседы по вопро­ сам текущих политических событий, ин­ дивидуальные беседы, особенно с теми, кто имел в течение учебного года частые пропуски занятий, или недостаточно успе­ вающими. Большие и ответственные задачи сто­ ят перед помощниками руководителей групп. Онп уже сейчас, не теряя време­ ни, должны начать работу с каждым слушателем, помочь им повторить слабо усвоенные темы, обратить серьезное вни­ мание на знание воинами географической карты. Важную роль в подготовке к итоговым занятиям должны сыграть партийные и комсомольские организации. Их долг — обсудить на своих собраниях или заседа­ ниях бюро вопрос об авангардной роли коммунистов, комсомольцев в политиче­ ской учебе, наметить конкретные меро­ приятия по оказанию помощи командирам п политработникам, руководителям г ни в организованном и высококачественном завершении учебного года. Серьезную помощь руководителям групп, а также матросам, старшинам и сержан­ там в глубоком изучении ими важнейших вопросов учебных планов политических занятий призваны оказать Дома офицеров, клубы и библиотеки. Показ кинофильмов, чтение лекций, докладов и бесед по те­ мам, связанным с политическими заняти­ ями, изготовление наглядных пособий, подготовка справочного материала и спис­ ков рекомендательной литературы, а также обеспечение руководителей групп п слушателей имеющимися пособиями и материалами — вот далеко не полный перечень того, что должны делать куль- турно-щюсветнтельные учреждения. Большая ответственность ложится на политортаны и политработников частей и кораблей. Они обязаны оказать конкрет­ ную деловую помощь руководителям групп в подготовке к итоговым занятиям, лично присутствовать па них, глубоко проана­ лизировать состояние идейно-политическо­ го воспитания воинов в текущем году, обобщить положительный опыт и макси­ мально использовать его в работе по улуч­ шению политических занятий в новом ученом году. Итоги политических занятий целесооб­ разно обсудить на совещании командиров и политработников, на собраниях партий­ ных и комсомольских организаций. Очень важно тщательно подготовиться и подве­ сти итоги политической учебы на сове­ щании руководителей групп, сделать ана­ лиз хода занятий и дать возможность пропагандистам обменяться опытом своей работы. Вся работа по завершению учебного го­ да в системе политзанятий должна еще выше поднять идейный уровень и дей­ ственность политической учебы, мобили­ зовать матросов, старшин и сержантов на дальнейшее совершенствование боевой выучки, освоение новой техники и ору­ жия. укрепление д и с ц и п л и ны , на обеспе­ чение постоянной боевой готовности ко­ раблей и частей флота. Офицер В. МЕЛЬНИКОВ. В о ен к оры сообщ ают Готовимся к зиме Еще совсем недавно помещение нашей столовой было неблагоустроенным. Коман­ дир принял решение: в ближайшее время своими силами отремонтировать столовую, сделать се удобной и красивой. С большой энергией принялись воины за ремонт. Бы­ ли подготовлены все необходимые инстру­ менты. В условиях бездорожья к месту работы доставлены необходимые материа­ лы. В первую очередь была приведена в по­ рядок крыша. Затем заново переложили печи, переоборудовали разделочные цехи, а потом приступили к штукатурке, побелке и окраске стен. Особенно хорошо потру­ дились на ремонте столовой старшие ма­ тросы Масловский и Нревялис, а также матросы Пильдимаа и Земский. В одно из воскресении в подразделе­ нии был проведен воскресник по очистке и уборке территорий, прилегающих к жи­ лым н служебным помещениям. Одна группа воинов собирала металлолом, дру­ гая убирала мусор, третья работала в по­ мещениях. Все трудились дружно и орга­ низовать). В подготовке к зиме есть и серьезные недостатки. Стекол во многих рамах нет. А уже холодно. Неважно выглядит и ка­ раульное помещение, которому тоже необ­ ходим ремонт. Воины надеются, что эти недостатки будут устранены. Старший матрос Ю. АНТОСЕННОВ. , , У к а р т ы Р о д и н ы I I На такую тему недавно У нас в подраз­ делении провел беседу офицер тов. Лукин. В интересной и увлекательной форме он рассказал воинам о том, как Кольский по­ луостров из бывшей отсталой и забитой окраины царской России был превращен за годы Советской власти в один из инду­ стриальных районов страны, как Комму­ нистическая партия неустанно заботится о развитии производительных сил Мурмап- ской области, об улучшении материального и культурного уровня жизни трудящихся Советского Заполярья. Следующая беседа будет посвящена Со­ ветской Белоруссии. Рядовой В. ЖОХОВ. На 45 дней раньшесрока Перед воинами нашего подразделения была поставлена задача — выполнить комплекс трудоемких работ. На общем собрании командир рассказал о задании, о сроках его выполнения. Мно­ гие воины выступили здесь и дали слово потрудиться хорошо. Были организованы бригады. До каждой из них введены задачи и нормы выработ­ ки. Воилы подготовили наглядную агита­ цию, призывающую справиться с зада­ нием раньше срока. В процессе работы приходилось преодо­ левать большие трудности. Дело в том. что об’екты были на значительном расстоянии друг от друга в труднопроходимой местно­ сти. Тут-то и пригодилась физическая^ за­ калка, полученная я дни боевой учебы. Ежедневно вечером подводились итоги работы. Всем было известно, что бригады рядовых Хоменко, Смирнова, Гарбаренко, младшего сержанта Юшко идут впереди. Производительность труда в этих бригадах составляла ежедневно 200 и более процен­ тов. Почти не уступали им землекопы, воз­ главляемые младшим сержантом Псрмино- вым. В этой группе хорошо потрудились Худяков, Попов и другие. Благодаря усилиям всего коллектива работы были закончены на 45 дней рань­ ше срока. Офицеры И. РЫБАЛОВ, Д. ТИМОШЕНКО. ------- О------- _ 1 £ о / Э ( Г т / г Ъ О ДОБРОСОВЕСТНО выполняют воинский долг рядовые Магомедали- ев и Павлович. Труд воинов отмечен командованием . Их имена красуются на Доске отличников боевой и поли­ тической подготовки. Рядовой А. Чуб. О П РИМ ЕРНО служит Родине старший матрос Кудацкнй. Он яв ­ ляется отличником боевой и политиче­ ской подготовки. Комсомолец К улац ­ кий трудолюбив. Он сделал стенды, которые сейчас украш аю т жилое по­ мещение. В. Панасюк. 'с х ю и е с л ь Ш Боевая зрелость Корабль все дальше уходит в море. Очертания береговых склонов, похожих на ломанные линии, становятся расплывчаты­ ми в сизом тумане. Море хмурое и непри­ ветливое. Накрапывает дождь. Холодные капли попадают за ворот бушлата, но старший матрос Василий Чепрасов на это не обращает внимания. Придерживая бе­ рет от порывов ветра, он курит папиросу. На душе неспокойно. Его не покидает мысль о досылателе. Заряжающий так и не понял до сих пор, отчего сегодня ут­ ром на тренировке он ходил туго и даже несколько раз заедало. «Разошелся что ли? — размышляет Чепрасов. — Не может быть! Тогда бы вообще он не двигался с такой быстротой. А что если болт толкача в процессе рабо­ ты отошел? Тогда он преждевременно ухо­ дит на линию досылки и гильза остается. Да, да, так именно и есть...». Почему-то Василию отчетливо вспоминаются слова командира, сказанные им на подведении итогов: — Любить свою технику — не озна­ чает только чистить и смазывать ее. Нужно знать все замысловатые узлы ме­ ханизмов. Где какая деталь, какую она нагрузку несет. Не знаешь — пощупай, разгляди, изучи. Присматривайся к работе отдельных частей. Хороший мастер по од­ ному лишь ритму определяет, чем «болен» механизм. В оружии — сила воина. Ору­ дие должно разить врага, а иначе, что ж это за артиллерист, который в трудную минуту сплошает?..» Подходит матрос Владимир Попов. — Здравия желаю! Как самочувствие? «— А, земляк... «— Куда торопишься?» — Пушечку посмотрю, — говорит Ва­ силий. — Гордая она у меня, хозяина любит. А уж бьет, будь здоров, — без промаха! Попов смеется: — Погоди не хвались! Цыплят по осе­ ни считают, потлядим, как вы сегодня отстреляетесь. — Не беспокойся, только бы вы не под­ вели. — У нас — порядок! — матрос дер­ жит в руках плоскогубцы, изоляционную ленту. — Все с инструментами хожу. Видишь, какая ладонь красная, все ме­ дяшки тер. Еще и осталось работы по горло. — Где трут, там и труд, а где ленца— работе нет конца, — шутливо острит Че­ прасов. Я вот тоже иду в башню, кое-что проверить надо. Чепрасов входит в башню. Пожимая ру­ ки, словно от мороза, он говорит: — Ветер колючий, как шило, того и гляди море разыграется, — и, видя у ме­ ханизма раскрасневшегося старшего матро­ са Ермакова, удивляется: — Ты что здесь? Комендор, не двигаясь, отвечает: — Пятый раз вот осматриваю стопор. Все вроде исправно, а нет, нет да и заест. Что с ним? — Плохо, значит, — глухо говорит Чепрасов, снимая берет. — Что плохо? — переспрашивает Ер­ маков. . : — Заедает...- — Всякое бывает... Вот думаю, какова причина. — А чего зря гадать? Ты проверь, пра­ ви л ьн о ли собрал его после чистки. — У Василия голос спокойный, рассудитель­ ный, и, пожалуй, за это его уважали все сослуживцы. А голос у него громкий, раз­ нотонный. немного басистый. Поэтому, когда его слушаешь впервые, то думается, что комендор сердится. Ермаков с минуту молчит, потом раска­ тисто смеется: — Ты слышь, товарищ варяжагощий, тут, оказывается, сУШая чепуха — пакля попала. Убрал, и работает, что автомат. — Как у тебя согласован прибор? — Отлично! — Не «скиснет»? — Ну что ты! — Ермаков кривит гу­ бы. — У меня все на «товсь». — А воздухопровод проверил? — не от­ стает Василий. — Согласно инструкции. Ермаков отвечает бодро и без запинки, а Чепрасов слушает его и думает: «А все-таки слабо мы боремся за каждую секунду. Резерв времени есть, и надо его использовать до дна. Почему, скажем, на прошлой тренировке мы едва уложились в свои нормативы? В чем тут дело? Быть может, из-за резкой качки задержались? Нет, не только в этом. Тут другое — первый наводчик, получив вводную, дей­ ствовал медленно, без огонька. Отсюда и потеря драгоценных секунд... На подведе­ нии итогов обязательно об этом скажу...». Василий проверяет механизм заряжания. Догадка его подтверждается: болт дей­ ствительно заметно вышел, и досылатель работает с задержкой. Он заменяет его другим, а этот решает хорошо осмотреть после выполнения огневой задачи. Ермаков негромко спрашивает: — По-твоему, какой недостаток в на­ шем расчете? — Слаженность не всегда четкая, — рассудительно замечает Чепрасов. — А это очень важно. И наводчик, и .заряжающий.. и другие воины — все играют важную роль в метком залпе. А что получится, если я дослал снаряд ловко, а наводчики неточно навели орудие? Выстрел вхоло­ стую? — Мыслишь по-моему, — серьезно сог­ лашается Ермаков. — Я тебе скажу прямо, — продолжает Василий, — тут на «ура» не возьмешь. На себе все это испытал... Чепрасов говорит, а Ермаков смотрит на него и слушает внимательно. Вся фи­ гура заряжающего говорит о его реши­ тельности выполнить свой долг. И. глядя на него, воин чувствует себя неловко. Ермакову кажется, что на боевом посту он работает не хуже других, но сейчас в ду­ ше он сознается, что немного отстал от Чепрасова. Ермаков* качает головой. — Трудно быть комендором... Все на секундах рассчитано. — А иначе как же? — сухо прерывает Чепрасов. — Во всяком деле нужны уме­ ние и сноровка. — И выдержка нам нужна. Чепрасов еще и еще раз проверяет технику своего заведывания. Действия его точны и уверенны. Глядишь на них и невольно думаешь: «Такой не подведет и в любом деле толк даст». И это так. Воин любит службу, свое оружие. Он свыкся с морем, как бы прирос к нему. Корабль для него стал родным домом. Здесь комен­ дор закаляется, мужает, учится военному делу. Василий понимает, — главное, на­ до отлично знать свое дело. А уж проя­ вить мужество он всегда сумеет. Был у комендора недавно случай. ...Корабль в море. Боевая тревога... Че­ прасов привычно подхватывает снаряд и ловко Досылает его в RaHepy. Выстрелы следуют один за другим. И вдруг стреля­ ная гильза остается на линии досылки, ее не выбросило воздухом. Мысль лихора­ дочно стучит: «Неизбежен пропуск! Со­ рвется стрельба!..». И, не задумываясь, он смело хватает гильзу. Жжет пальцы, ио комендор бросает со на палубу. И сразу же подхватывает очередной снаряд и до­ сылает его... Орудие продолжает огонь. А позже распухли от ожога пальцы. Но и пусть! В бою будет еще труднее, в этом заряжающий уверен. ' Смелость Чепрасов проявил не случай­ но — он закаляет себя в морских похо­ дах. Комендор Отлично знает свое оружие. Эти знания достались с большим трудом. Придя на корабль строевым, он об артил- лерин имел совсем смутное представ­ ление. Но взялся по-настоящему за учебу. Обязанности заряжающего оказались не такими уж простыми. Скользкий снаряд крутился в руках комендора, и Василий никак не мог приловчиться, чтобы пра­ вильно и быстро подать его на линию заряжания. Пришлось, как говорится, семь потов пролить, чтобы отработать свои действия до автоматизма. Сложнее было овладеть механизмом за ­ ряжания. Учил старшина, помогали опыт­ ные .товарищи, но в основном он учился самостоятельно. Так лучше запоминал тео­ рию, а практически работал под зорким глазом старшины 1 статьи Сидоренко. А уж этот научит! У него опыт, знания. Вот п сегодня старшина еще с утра предупре­ дил о предстоящей стрельбе. Ничего командир не сказал Чепрасову, но заря­ жающий понял — надо подготовиться так, чтобы не случилось задержки пли пропу­ ска... Чепрасов молча готовит заведыванпе к работе, тут же и Ермаков. Василий хочет поговорить о предстоящем комсомольском собрании, на котором он думает высту­ пить с предложением — ознаменовать XX с ’езд партии новыми успехами в боевой и политической подготовки, но тут ;ке вспоминает, что още не все сделал у своего заведывания. Заряжающий убеж­ дается в исправности заслона, пополняет тормоза отката жидкостью до нормально­ го уровня. Ермаков выходит на палубу, а через минуту он возвращается с мокрым от дождя лицом. — Моросит помаленьку. Неудачно...- — Почему? — интересуется Чепрасов. — Стрелять хуже, вот что. — На войне погоды не ждут, — го­ ворит Чепрасов и собирается рассказать о прочитанной кннге «Гангутцы», в кото­ рой убедительно показана сила и стой­ кость советских моряков. В башню вхо­ дит старшина Сидоренко. Он вниматель­ ным взглядом окидывает механизмы, слов­ но на этом боевом посту был давно, и ,, глядя на комендоров. спрашивает: — Какие замечания по матчастп? Ермаков докладывает, что заведыва- ние готово. То же самое делает п Чепрасов. Сидоренко смотрит на заряжающего. — Что у вас с досылателем, испра­ вен? — спрашивает он. Чепрасов сразу смекает: «Значит, ут­ ром заметил... Ну и командир, все ви­ дит». Василий пояспяет: — Немного капризничал. — Вот-вот, я об этом и хотел сказать •— утром промолчал, знал, что сами не ху­ же меня разберетесь... Ну да ладно, про­ верю! сейчас, кто как механизмы приго­ товил... А спустя некоторое время звучит сиг­ нал боевой тревоги. Весь расчет на ме­ стах. По лицам моряков можно понять одно — они горят желанием сдать задачу успешно. , Старший матрос Чепрасов заметно вол­ нуется. И это не потому, что он не уме­ рен в своих знаниях — заряжающий с завязанными глазами мо;кет работать. Он выжидающе посматривает на командира расчета. Корабль набирает ход... — Центральная наводка!.. — громко командует старшина 1 статьи Сидоренко. Наводчики старший матрос Кошапов и матрос Киселев разворачивают стволы орудий в указанном направлении. Коротко гудит ревун. Чепрасов резко выбрасывает руки вперед, берет с качающегося лотка снаряд и стремительно посылает его в орудие. Старшпна внимательно присматривается б действиям комендоров. Они работают сноровисто и безошибочно. Особенно Си­ доренко радует Чепрасов. Снаряд в его руках дсгржится надежно. Гремят выстре­ лы. Василии вмиг потеет, рука сильно утомляется. Но у заряжающего одна мысль — удержать темп, не отстать. Малейшая заминка — и задача сорвана... И только когда утихла стрельба, стано­ вится известно — комендоры огневую за­ дачу сдали отлично. Чепрасов радуется. Он гордится тем, что с честью оправдывает почетное лва- яие защитника своей любимой Родины. Мичман .А. ЗОЛОТОТРУБОВ. j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz