На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
\ На с т р а ж е З а п о л я р ь я 20 сентября 1955 г., № 223 (5375). Подводная лодка вЫходигп в атаку... С л аж е н н о с т ь э к и п аж а — з а л о г у сп ех а торп ед н ой с тр ел ьбы Недавно наша подводная лодка соверши ла длительный и трудный по условиям плавания поход. Торпедные стрельбы — главная задача, которую решали подвод ники, — выполнены успешно. Во время подготовки к этому походу внимательно проверялись техника и ору жие. В большинстве механизмы действо вали безотказно. Но не обошлось и без недостатков. Например, у гидроакустиков было обнаружено, что работа одного бло ка не соответствует техническим услови ям. П лишь после кропотливой, затянув шейся по времени работы старшие ма тросы Паршин и Полторацкий устранили неисправность. Звучит сигнал «По местам стоять, со швартовов сниматься!». Впереди плещет беспокойное море. Пер вый этап перехода более легок: погода стоит хорошая. Бдительно несут сигналь ную вахту сигнальщики старшина 2 ста тьи Кузнецов и матрос Лагунов. Вот появ ляется прямо по носу чуть заметная точ ка. Ее сразу замечает старшина 2 статьи Кузнецов. *— Прямо по носу плавающий пред мет! — четко докладывает он вахтенному офицеру. — Срочное погружение! — раздастся команда. Здесь время измеряется секундами. Подводная лодка быстро уходит на глуби ну. Слаженно действуют на своих боевых постах трюмные машинисты старший ма трос Волженин, старшпна 2 статьи Лыз- лов. От них, в основном, зависит быстрое погружение подводной лодки. Плавание становилось все труднее. Ро сла волна, но лодку необходимо было дер жать на заданной глубине, обеспечивать нужный ход и курс. От того, насколько точно придет подводный корабль в задан ный район, во многом зависел успех реше ния задачи. Вот стоят на вахте старшпна 1 статьи Чернявский и старший матрос Непогодьев. Чернявский по приборам за мечает ненормальность работы машин, быстро находит неисправность п устра няет ее. Это не отразилось на ход колаб- ля. Классный специалист старшина 1 ста тьи Чернявский отлично знает свою спе циальность, умело использует время для тренировок. Метеорологические условия ухудшались, но мотористы умелым несением вахты обеспечили подводной лодке заданный ход. При качке трудно нести вахту на го ризонтальных рулях. Корабль нужно по стоянно держать на требуемой глубине. В решении этой задачи особенно большая ответственность ложится на горизонталь- щиков. Тяжело переносил качку старши на 1 статьи Веденин, но большая сила воли, а главное, умение стоять на гори зонтальных рулях, обеспечили выполне ние приказа командира. Для проверки готовности корабля к бое вым действиям командир об’являет ава рийную тревогу. Поступает вводная: — «Пожар» во втором отсеке... Быстро и умело ликвидируют «пожар» старшина 2 статьи Губко и матрос Ми хайлов. Мгновенно электрик Губко обесто чивает механизмы, переводит питание. Воин действует на учении так же, как необходимо действовать в бою. Лодка приближается к позиции. Бди тельно несут моряки вахту на акустиче ской станции и у перископа. Сейчас это глава и уши корабля, и от того, как будет организовано несение вахты, зависит ус пех атаки. Видимость ухудшается, те перь все зависит от шдроакустиков. Своевременное на предельной дистанции обнаружение цели дает большой выигрыш времени. Условия поиска усложняются. Но вот гидроакустик старший матрос Пар шин докладывает: . , — Шум слева... Это шум винтов корабля. — Боевая тревога, торпедная атака, — раздастся команда. Наступает самая напряженная, самая ответственная фаза похода — торпедная атака. Командир приказывает внимательно сле дить за целью. На вахте старшина 2 статьи Кручен ной. Умело и четко обслуживает сложную технику специалист высокого класса. Всему экипажу уже известно, что «противник» обнаружен. Моряки с еще большим энтузиазмом обслуживают свои механизмы. — Скорость... — докладывает старший матрос Паршин. Точно ведет по заданному курсу ко рабль рулевой старшина 1 статьи Вла сов. Решает данные старший помощник. Вот лодка уже на боевом курсе. Залп. Корпус корабля вздрагивает. Акустик докладывает о более мощном шуме винтов — это крупный корабль. Командир принимает решение атаковать его. Он умелыми маневрами занимает вы годную позицию, и вот лодка вновь на боевом курсе. Залп. Снова легкое вздрагивание кор пуса, торпеды пошли в цель. Безуко ризненно справляются с задачей матрос Назарьев и старшина 1 статьи Ухачев. В этом* сказывается плодотворная работа в« базе по приготовлению материальной ча сти к походу. Какой бы сложной ни была зада ча, если каждый моряк на своем посту будет точно выполнять обязанно сти, слаженно будет действовать весь эки паж, она, безусловно, будет выполнена. Исключительную стойкость и выносли вость показал на походе матрос Качаев. Начал выходить из режима работы один из насосов. В трудных условиях необходи мо было заменить масло. Качаев, несмотря на тяжелые условия, взялся за дело. Ра ботая с насосом, оп обеспечивал работу механизма. По возвращении в базу узнали, что стрельбы выполнены успешно. Личный состав справился с задачей, поставленной перед ним. После учения были разобраны действия торпедного расчета п других боевых по стов. Личный состав хорошо понял пред’яв- ляемые к нему требования и поэтому смог успешно решить задачу в сложных условиях. Поход еще раз показал, что служба на подводных лодках требует от личного со става большого напряжения моральпых и физических сил. Умело действовать во вре мя морских походов, четко выполнять свои обязанности в сложных условиях могут только отлично обученные, сильные, вы носливые. физически закаленные воины. Старшина 1 статьи А. РИСОНИН. Отличный артиллерист Организованно провести итоговые политические занятия На стенде внимание воинов привлекает портрет старшего матроса Шушкова. Он отличник боевой и политической подготов ки. Старательно воин изучает боевое ору жие, много тренируется. За успешную стрельбу Шушков награжден нагруд ным знаком «Отличный артиллерист». Старший матрос Шушков помогает то варищам в овладении боевой техникой. За примерную службу он имеет 31 благодар ность от командиров. Передовой воин служит Родине так, как требует Военная присяга. Н. ФЕДОРОВ. Коммунистическая партия Советского Союза всегда придавала и придает пер востепенное значение политическому вос питанию воинов Армии и Флота. Весь опыт боевой деятельности наших Воору женных Сил свидетельствует о том. что важнейшим источником высоких морально боевых качеств советских воинов является их высокая сознательность, глубокая убежденность в правильности политики Коммунистической партии. Командиры и полпторганы в текущем учебном году проводили И проводят боль шую работу по политическому и воинско му воспитанию моряков флота, неустанно повышают идейное содержание и действен ность политических занятий. Изучение воинами в системе политзанятий вопро сов, освещающих руководящую и направ ляющую роль Коммунистической партии, величайших успехов советского народа в строительстве коммунизма, а также тем по воинскому воспитанию способствует расширению политического кругозора со ветских моряков, повышает у них чувство ответственности за выполнение своего служебного долга. Это благотворно сказы вается на решении задач боевой подготов ки, повышении боевой готовности кораб лей и частей флота. В октябре текущего года с матросами, старшинами И сержантами предстоит про вести итоговые политические занятия, на которые отводится 4— 6 часов. Основной целью итоговых занятий является повто рение и закрепление материала, изучав шегося в течение учебного года. Команди рам п политработникам соединений, частей п кораблей, руководителям групп следует иметь в виду, что, во-нервых, итоговые за нятия — это не обычная беседа по теме, а беседа по всему учебному плану, и по этому она вызовет определенные трудно сти даже у опытных пропагандистов. Одной из особенностей завершения те кущего учебного года является то, что оценки за успеваемость в политической подготовке будут выставлены руководите лями групп не только за ответы на ито говых занятиях, а и за успеваемость и от ношение слушателей к учебе <в течение всего периода. Это лишний раз подчеркивает, что ито говые занятия ни в коем случае нельзя превращать в экзамен. Они должны про ходить в форме живой беседы, при актив ном участии всех слушателей. Руководи тель группы обязан четко и ясно форму лировать вопросы, внимательно слушать ответы, раз'яснять те положения, которые окажутся недостаточно усвоенными. Активность слушателей на занятиях будет во многом зависеть от умения руко водителя группы правильно проанализпро. вать ход занятий в течение года, выделить наиболее важные вопросы для беседы, а также от умения определить, какие вопро сы учебного плана слабо усвоены, и с уче том всего этого глубоко продумать и со ставить план беседы. Необходимо, прежле всего, чтобы сам руководитель хорошо ра зобрался в содержании выдвинутых на обсуждение вопросов. Без этого нельзя правильно провести занятие, тем более оказать помощь слушателям. Важное значение будет иметь умение правильно методически строить занятия. Нельзя допускать постановки таких во просов. которые требуют односложного ответа. На итоговых занятиях необходи мо широко использовать наглядные посо бия. В проведении политической учебы кое- где продолжают все еще иметь место серь езные недостатки, без устранения ко торых невозможно хорошо подготовиться и провести итоговые занятия. Так, напри мер, несколько дней назад в одной из групп проводилась беседа по теме: «Ком мунистическая партия в период Великой Отечественной войны Советского Союза». Руководитель группы тов. Буторин слабо владел методикой ее проведения. После то го, как он поставил вопрос, можно было ожидать, что через определеннее время слушатели начнут отвечать. Так оно и произошло бы, но Тов. Буторин сам начал пространно рассказывать, дав. по сути де ла, ответы на все поставленные им Же во просы. И не удивительно, что слушатели не приняли активного участия в беседе. В течение часа удались выступить .тишь дйум товарищам. Беседа не достигла цели еще и потому, что многие слушатели пришли на заня тия неподготовленными. Время для само стоятельной работы не было ими в полной мере использовано для изучения материа ла. Много недостатков в содержании и ме тодике проведения занятий было вскрыто и в других группах данной части. Эти факты обязывают более тщательно про думать подготовку руководителей групп и слушателей к итоговым занятиям. На итоговых занятиях Необходимо глу боко обсудить важнейшие вопросы учеб ных планов, обратить особое внимание на знание матросами, старшинами и сержан тами руководящей и организующей роли Коммунистической партии в строительст ве коммунизма в нашей стране, на зна ние ими источников силы и могущества Советского государства и его Армии и Флота, величайших успехов советского на рода в выполнении решений январского и июльского Пленумов НК КПСС, а также задач Вооруженных Сил СССР по охране созидательного труда советских людей. Большое внимание необходимо уделить темам воинского воспитания. Руководите лям групп следует выяснить, как глубоко слушатели знают требования Присяги и воинских уставке и какие делают выводы пз них в своей служебной деятельности. На итоговых занятиях должны широко обсуждаться вопросы текущей политики, международного и внутреннего положения СССР. Основное внимание в период итоговых занятий нужно сосредоточить на дальней шем повышении политической сознатель ности военных моряков, на воспитании их в духе высокой воинской дисциплины, бдительности и боеготовности. Организованность и качество итоговых занятий будет зависеть от подготовки к ним. Это дело должны возглавить коман диры, несущие всю полноту ответственно сти за обучение, политическое и воин ское воспитание личного состава. Долг командиров — глубоко вникнуть в рабо ту по подготовке к итоговым занятиям и, опираясь на своих заместителей по по литчасти, партийные и комсомольские организации, добиться их проведения ор ганизованно и на высоком идейном уров не. Во многих частях уже начали актив ную подготовку к этому важному делу. В части, где служит тов. Пванов. недавно обсуждался вопрос о подготовке к итого вым занятиям на совещании командиров и политработников. В некоторых частях уже проинструктировали руководителей групп о методике проведения занятий и организовали для них чтение лекций по наиболее важным темам учебного плана. Работники политотделов, бывая в подраз делениях, оказывают помощь в составле нии планов проведения итоговых занятий. Правильно поступают те командиры и политработники, которые уже сейчас, на ряду с оказанием помощи руководителям групп, развернули всестороннюю работу по подготовке матросов, старшин и сер жантов к итоговым занятиям. Они спла нировали и организуют дополнительные занятия, консультации, беседы по вопро сам текущих политических событий, ин дивидуальные беседы, особенно с теми, кто имел в течение учебного года частые пропуски занятий, или недостаточно успе вающими. Большие и ответственные задачи сто ят перед помощниками руководителей групп. Онп уже сейчас, не теряя време ни, должны начать работу с каждым слушателем, помочь им повторить слабо усвоенные темы, обратить серьезное вни мание на знание воинами географической карты. Важную роль в подготовке к итоговым занятиям должны сыграть партийные и комсомольские организации. Их долг — обсудить на своих собраниях или заседа ниях бюро вопрос об авангардной роли коммунистов, комсомольцев в политиче ской учебе, наметить конкретные меро приятия по оказанию помощи командирам п политработникам, руководителям г ни в организованном и высококачественном завершении учебного года. Серьезную помощь руководителям групп, а также матросам, старшинам и сержан там в глубоком изучении ими важнейших вопросов учебных планов политических занятий призваны оказать Дома офицеров, клубы и библиотеки. Показ кинофильмов, чтение лекций, докладов и бесед по те мам, связанным с политическими заняти ями, изготовление наглядных пособий, подготовка справочного материала и спис ков рекомендательной литературы, а также обеспечение руководителей групп п слушателей имеющимися пособиями и материалами — вот далеко не полный перечень того, что должны делать куль- турно-щюсветнтельные учреждения. Большая ответственность ложится на политортаны и политработников частей и кораблей. Они обязаны оказать конкрет ную деловую помощь руководителям групп в подготовке к итоговым занятиям, лично присутствовать па них, глубоко проана лизировать состояние идейно-политическо го воспитания воинов в текущем году, обобщить положительный опыт и макси мально использовать его в работе по улуч шению политических занятий в новом ученом году. Итоги политических занятий целесооб разно обсудить на совещании командиров и политработников, на собраниях партий ных и комсомольских организаций. Очень важно тщательно подготовиться и подве сти итоги политической учебы на сове щании руководителей групп, сделать ана лиз хода занятий и дать возможность пропагандистам обменяться опытом своей работы. Вся работа по завершению учебного го да в системе политзанятий должна еще выше поднять идейный уровень и дей ственность политической учебы, мобили зовать матросов, старшин и сержантов на дальнейшее совершенствование боевой выучки, освоение новой техники и ору жия. укрепление д и с ц и п л и ны , на обеспе чение постоянной боевой готовности ко раблей и частей флота. Офицер В. МЕЛЬНИКОВ. В о ен к оры сообщ ают Готовимся к зиме Еще совсем недавно помещение нашей столовой было неблагоустроенным. Коман дир принял решение: в ближайшее время своими силами отремонтировать столовую, сделать се удобной и красивой. С большой энергией принялись воины за ремонт. Бы ли подготовлены все необходимые инстру менты. В условиях бездорожья к месту работы доставлены необходимые материа лы. В первую очередь была приведена в по рядок крыша. Затем заново переложили печи, переоборудовали разделочные цехи, а потом приступили к штукатурке, побелке и окраске стен. Особенно хорошо потру дились на ремонте столовой старшие ма тросы Масловский и Нревялис, а также матросы Пильдимаа и Земский. В одно из воскресении в подразделе нии был проведен воскресник по очистке и уборке территорий, прилегающих к жи лым н служебным помещениям. Одна группа воинов собирала металлолом, дру гая убирала мусор, третья работала в по мещениях. Все трудились дружно и орга низовать). В подготовке к зиме есть и серьезные недостатки. Стекол во многих рамах нет. А уже холодно. Неважно выглядит и ка раульное помещение, которому тоже необ ходим ремонт. Воины надеются, что эти недостатки будут устранены. Старший матрос Ю. АНТОСЕННОВ. , , У к а р т ы Р о д и н ы I I На такую тему недавно У нас в подраз делении провел беседу офицер тов. Лукин. В интересной и увлекательной форме он рассказал воинам о том, как Кольский по луостров из бывшей отсталой и забитой окраины царской России был превращен за годы Советской власти в один из инду стриальных районов страны, как Комму нистическая партия неустанно заботится о развитии производительных сил Мурмап- ской области, об улучшении материального и культурного уровня жизни трудящихся Советского Заполярья. Следующая беседа будет посвящена Со ветской Белоруссии. Рядовой В. ЖОХОВ. На 45 дней раньшесрока Перед воинами нашего подразделения была поставлена задача — выполнить комплекс трудоемких работ. На общем собрании командир рассказал о задании, о сроках его выполнения. Мно гие воины выступили здесь и дали слово потрудиться хорошо. Были организованы бригады. До каждой из них введены задачи и нормы выработ ки. Воилы подготовили наглядную агита цию, призывающую справиться с зада нием раньше срока. В процессе работы приходилось преодо левать большие трудности. Дело в том. что об’екты были на значительном расстоянии друг от друга в труднопроходимой местно сти. Тут-то и пригодилась физическая^ за калка, полученная я дни боевой учебы. Ежедневно вечером подводились итоги работы. Всем было известно, что бригады рядовых Хоменко, Смирнова, Гарбаренко, младшего сержанта Юшко идут впереди. Производительность труда в этих бригадах составляла ежедневно 200 и более процен тов. Почти не уступали им землекопы, воз главляемые младшим сержантом Псрмино- вым. В этой группе хорошо потрудились Худяков, Попов и другие. Благодаря усилиям всего коллектива работы были закончены на 45 дней рань ше срока. Офицеры И. РЫБАЛОВ, Д. ТИМОШЕНКО. ------- О------- _ 1 £ о / Э ( Г т / г Ъ О ДОБРОСОВЕСТНО выполняют воинский долг рядовые Магомедали- ев и Павлович. Труд воинов отмечен командованием . Их имена красуются на Доске отличников боевой и поли тической подготовки. Рядовой А. Чуб. О П РИМ ЕРНО служит Родине старший матрос Кудацкнй. Он яв ляется отличником боевой и политиче ской подготовки. Комсомолец К улац кий трудолюбив. Он сделал стенды, которые сейчас украш аю т жилое по мещение. В. Панасюк. 'с х ю и е с л ь Ш Боевая зрелость Корабль все дальше уходит в море. Очертания береговых склонов, похожих на ломанные линии, становятся расплывчаты ми в сизом тумане. Море хмурое и непри ветливое. Накрапывает дождь. Холодные капли попадают за ворот бушлата, но старший матрос Василий Чепрасов на это не обращает внимания. Придерживая бе рет от порывов ветра, он курит папиросу. На душе неспокойно. Его не покидает мысль о досылателе. Заряжающий так и не понял до сих пор, отчего сегодня ут ром на тренировке он ходил туго и даже несколько раз заедало. «Разошелся что ли? — размышляет Чепрасов. — Не может быть! Тогда бы вообще он не двигался с такой быстротой. А что если болт толкача в процессе рабо ты отошел? Тогда он преждевременно ухо дит на линию досылки и гильза остается. Да, да, так именно и есть...». Почему-то Василию отчетливо вспоминаются слова командира, сказанные им на подведении итогов: — Любить свою технику — не озна чает только чистить и смазывать ее. Нужно знать все замысловатые узлы ме ханизмов. Где какая деталь, какую она нагрузку несет. Не знаешь — пощупай, разгляди, изучи. Присматривайся к работе отдельных частей. Хороший мастер по од ному лишь ритму определяет, чем «болен» механизм. В оружии — сила воина. Ору дие должно разить врага, а иначе, что ж это за артиллерист, который в трудную минуту сплошает?..» Подходит матрос Владимир Попов. — Здравия желаю! Как самочувствие? «— А, земляк... «— Куда торопишься?» — Пушечку посмотрю, — говорит Ва силий. — Гордая она у меня, хозяина любит. А уж бьет, будь здоров, — без промаха! Попов смеется: — Погоди не хвались! Цыплят по осе ни считают, потлядим, как вы сегодня отстреляетесь. — Не беспокойся, только бы вы не под вели. — У нас — порядок! — матрос дер жит в руках плоскогубцы, изоляционную ленту. — Все с инструментами хожу. Видишь, какая ладонь красная, все ме дяшки тер. Еще и осталось работы по горло. — Где трут, там и труд, а где ленца— работе нет конца, — шутливо острит Че прасов. Я вот тоже иду в башню, кое-что проверить надо. Чепрасов входит в башню. Пожимая ру ки, словно от мороза, он говорит: — Ветер колючий, как шило, того и гляди море разыграется, — и, видя у ме ханизма раскрасневшегося старшего матро са Ермакова, удивляется: — Ты что здесь? Комендор, не двигаясь, отвечает: — Пятый раз вот осматриваю стопор. Все вроде исправно, а нет, нет да и заест. Что с ним? — Плохо, значит, — глухо говорит Чепрасов, снимая берет. — Что плохо? — переспрашивает Ер маков. . : — Заедает...- — Всякое бывает... Вот думаю, какова причина. — А чего зря гадать? Ты проверь, пра ви л ьн о ли собрал его после чистки. — У Василия голос спокойный, рассудитель ный, и, пожалуй, за это его уважали все сослуживцы. А голос у него громкий, раз нотонный. немного басистый. Поэтому, когда его слушаешь впервые, то думается, что комендор сердится. Ермаков с минуту молчит, потом раска тисто смеется: — Ты слышь, товарищ варяжагощий, тут, оказывается, сУШая чепуха — пакля попала. Убрал, и работает, что автомат. — Как у тебя согласован прибор? — Отлично! — Не «скиснет»? — Ну что ты! — Ермаков кривит гу бы. — У меня все на «товсь». — А воздухопровод проверил? — не от стает Василий. — Согласно инструкции. Ермаков отвечает бодро и без запинки, а Чепрасов слушает его и думает: «А все-таки слабо мы боремся за каждую секунду. Резерв времени есть, и надо его использовать до дна. Почему, скажем, на прошлой тренировке мы едва уложились в свои нормативы? В чем тут дело? Быть может, из-за резкой качки задержались? Нет, не только в этом. Тут другое — первый наводчик, получив вводную, дей ствовал медленно, без огонька. Отсюда и потеря драгоценных секунд... На подведе нии итогов обязательно об этом скажу...». Василий проверяет механизм заряжания. Догадка его подтверждается: болт дей ствительно заметно вышел, и досылатель работает с задержкой. Он заменяет его другим, а этот решает хорошо осмотреть после выполнения огневой задачи. Ермаков негромко спрашивает: — По-твоему, какой недостаток в на шем расчете? — Слаженность не всегда четкая, — рассудительно замечает Чепрасов. — А это очень важно. И наводчик, и .заряжающий.. и другие воины — все играют важную роль в метком залпе. А что получится, если я дослал снаряд ловко, а наводчики неточно навели орудие? Выстрел вхоло стую? — Мыслишь по-моему, — серьезно сог лашается Ермаков. — Я тебе скажу прямо, — продолжает Василий, — тут на «ура» не возьмешь. На себе все это испытал... Чепрасов говорит, а Ермаков смотрит на него и слушает внимательно. Вся фи гура заряжающего говорит о его реши тельности выполнить свой долг. И. глядя на него, воин чувствует себя неловко. Ермакову кажется, что на боевом посту он работает не хуже других, но сейчас в ду ше он сознается, что немного отстал от Чепрасова. Ермаков* качает головой. — Трудно быть комендором... Все на секундах рассчитано. — А иначе как же? — сухо прерывает Чепрасов. — Во всяком деле нужны уме ние и сноровка. — И выдержка нам нужна. Чепрасов еще и еще раз проверяет технику своего заведывания. Действия его точны и уверенны. Глядишь на них и невольно думаешь: «Такой не подведет и в любом деле толк даст». И это так. Воин любит службу, свое оружие. Он свыкся с морем, как бы прирос к нему. Корабль для него стал родным домом. Здесь комен дор закаляется, мужает, учится военному делу. Василий понимает, — главное, на до отлично знать свое дело. А уж проя вить мужество он всегда сумеет. Был у комендора недавно случай. ...Корабль в море. Боевая тревога... Че прасов привычно подхватывает снаряд и ловко Досылает его в RaHepy. Выстрелы следуют один за другим. И вдруг стреля ная гильза остается на линии досылки, ее не выбросило воздухом. Мысль лихора дочно стучит: «Неизбежен пропуск! Со рвется стрельба!..». И, не задумываясь, он смело хватает гильзу. Жжет пальцы, ио комендор бросает со на палубу. И сразу же подхватывает очередной снаряд и до сылает его... Орудие продолжает огонь. А позже распухли от ожога пальцы. Но и пусть! В бою будет еще труднее, в этом заряжающий уверен. ' Смелость Чепрасов проявил не случай но — он закаляет себя в морских похо дах. Комендор Отлично знает свое оружие. Эти знания достались с большим трудом. Придя на корабль строевым, он об артил- лерин имел совсем смутное представ ление. Но взялся по-настоящему за учебу. Обязанности заряжающего оказались не такими уж простыми. Скользкий снаряд крутился в руках комендора, и Василий никак не мог приловчиться, чтобы пра вильно и быстро подать его на линию заряжания. Пришлось, как говорится, семь потов пролить, чтобы отработать свои действия до автоматизма. Сложнее было овладеть механизмом за ряжания. Учил старшина, помогали опыт ные .товарищи, но в основном он учился самостоятельно. Так лучше запоминал тео рию, а практически работал под зорким глазом старшины 1 статьи Сидоренко. А уж этот научит! У него опыт, знания. Вот п сегодня старшина еще с утра предупре дил о предстоящей стрельбе. Ничего командир не сказал Чепрасову, но заря жающий понял — надо подготовиться так, чтобы не случилось задержки пли пропу ска... Чепрасов молча готовит заведыванпе к работе, тут же и Ермаков. Василий хочет поговорить о предстоящем комсомольском собрании, на котором он думает высту пить с предложением — ознаменовать XX с ’езд партии новыми успехами в боевой и политической подготовки, но тут ;ке вспоминает, что още не все сделал у своего заведывания. Заряжающий убеж дается в исправности заслона, пополняет тормоза отката жидкостью до нормально го уровня. Ермаков выходит на палубу, а через минуту он возвращается с мокрым от дождя лицом. — Моросит помаленьку. Неудачно...- — Почему? — интересуется Чепрасов. — Стрелять хуже, вот что. — На войне погоды не ждут, — го ворит Чепрасов и собирается рассказать о прочитанной кннге «Гангутцы», в кото рой убедительно показана сила и стой кость советских моряков. В башню вхо дит старшина Сидоренко. Он вниматель ным взглядом окидывает механизмы, слов но на этом боевом посту был давно, и ,, глядя на комендоров. спрашивает: — Какие замечания по матчастп? Ермаков докладывает, что заведыва- ние готово. То же самое делает п Чепрасов. Сидоренко смотрит на заряжающего. — Что у вас с досылателем, испра вен? — спрашивает он. Чепрасов сразу смекает: «Значит, ут ром заметил... Ну и командир, все ви дит». Василий пояспяет: — Немного капризничал. — Вот-вот, я об этом и хотел сказать •— утром промолчал, знал, что сами не ху же меня разберетесь... Ну да ладно, про верю! сейчас, кто как механизмы приго товил... А спустя некоторое время звучит сиг нал боевой тревоги. Весь расчет на ме стах. По лицам моряков можно понять одно — они горят желанием сдать задачу успешно. , Старший матрос Чепрасов заметно вол нуется. И это не потому, что он не уме рен в своих знаниях — заряжающий с завязанными глазами мо;кет работать. Он выжидающе посматривает на командира расчета. Корабль набирает ход... — Центральная наводка!.. — громко командует старшина 1 статьи Сидоренко. Наводчики старший матрос Кошапов и матрос Киселев разворачивают стволы орудий в указанном направлении. Коротко гудит ревун. Чепрасов резко выбрасывает руки вперед, берет с качающегося лотка снаряд и стремительно посылает его в орудие. Старшпна внимательно присматривается б действиям комендоров. Они работают сноровисто и безошибочно. Особенно Си доренко радует Чепрасов. Снаряд в его руках дсгржится надежно. Гремят выстре лы. Василии вмиг потеет, рука сильно утомляется. Но у заряжающего одна мысль — удержать темп, не отстать. Малейшая заминка — и задача сорвана... И только когда утихла стрельба, стано вится известно — комендоры огневую за дачу сдали отлично. Чепрасов радуется. Он гордится тем, что с честью оправдывает почетное лва- яие защитника своей любимой Родины. Мичман .А. ЗОЛОТОТРУБОВ. j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz