На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
о Ь Я З А ' П Л Ь З ’- Ь ' 1 За нашу Советскую Родину! НА СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 208 (5360 ). Пятница, 2 сентября 1955 года. Гол издания 19-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Рост числа отличников и классных специалистов, глубокое обобщение и распространение их опыта явля ются важным условием дальнейшего повышения боевой выучки личного состава, укрепления дисциплины и устав ного порядка на кораблях и в частях флота. Постоянное внимание росту классных специалистов Родина дает советским морякам перво классную современную технику. Но какой бы ни была техника, решающая роль в бою принадлежит людям, в совершенстве знающим свое оружие и приемы его бое вого использования. С честью выдер жать огромное напряжение современного боя сможет только отлично подготовлен ный воин, беззаветно преданный своей Ро дине, морально стойкий и физически силь ный, мужественный и смелый, дисципли нированный и бдительный, уверенный в силе своего оружия. Все эти качества не появляются сами собой, они вырабатыва ются в процессе боевой и политической учебы. Боевая готовность корабля, как изве стно. складывается из постоянной готов ности к бою каждого члена экипажа. Если оружие или механизм, обслуживаемые тем или иным матросом, будут действовать четко и безотказно, — значит и корабль в целом успешно решит поставленную пе ред ним задачу. Вот почему так важно, чтобы все матросы и старшины были классными специалистами, мастерами военного дела. О том, насколько велико значение по стоянного роста рядов мастеров своего оружия, говорит также факт учреждения специального нагрудного знака для клас сных специалистов всех родов войск. За служить эту награду — почетный долг каждого моряка. Чем больше на корабле классных специалистов, тем выше его боевая готовность. Возьмем к примеру боевой пост, на ко тором расписан классный специалист старший матрос Коротков — лучший маневрист машинной группы одного из кораблей. Какими бы ни были условия плавания, в самой трудной обстановке шторма, умелый, хорошо натренированный и закаленный моряк всегда образцово не сет ходовую вахту. Он — бдителен и расторопен, аккуратен и исполнителен. В последнем длительном и тяжелом походе старший матрос Коротков успешно нес многочасовую вахту и уверенно справлял ся со всеми обязанностями. Вот если бы так же действовали все боевые посты ко рабля! Тогда и успехи экипажа в реше нии задач боевой подготовки были на много выше. К этому мы и должны по стоянно и настойчиво стремиться. Выращивание классных специалистов — первейшая забота командиров боевых частей и кораблей. Не должны стоять в стороне от этого важного дела и флагман ские специалисты. Все формы воспита ния и обучения необходимо направить на то, чтобы день ото дня на кораблях вы растали все новые и новые отличные воины, больше становилось классных специалистов. Так и поступает большин ство корабельных офицеров. Но, к сожале нию, встречаются до сих пор и факты без заботного отношения к росту классных специалистов. Об одном из них пишет в редакцию старший матрос Невенкин. Воин сообщает, что он еще в конце прош лого года сдал экзамен на классность, но до сих пор все это не оформлено прика зом. Документы где-то ходят по рукам отдельных начальников. Только халатно стью и безразличием к такому важному и ответственному делу, как воспитание классных специалистов, можно об’яснить подобные явления. Исключительно важная роль в воспи тании специалистов принадлежит старши нам. Они обязаны, всемерно повышая уровень занятий и тренировок по специ альности, терпеливо помогать матросам в боевой учебе, воспитывать у них высокие морально-ооевые качества, добиваться, чтобы подчиненные стали умелыми, хо рошо подготовленными специалистами, безупречными в исполнении всех воин ских законов. Настойчиво и плодотворно, например, работает по выращиванию уме лых воинов старшина 1 статьи Любимов. Его воспитанниками являются многие классные специалисты. Пример того, как нужно заботиться о выращивании классных специалистов, можно видеть на корабле Н. Здесь прак тикуются самые разнообразные формы. Особенно поучительным является распро странение опыта передовых воинов. Не давно перед личным составом выступали классные специалисты старшины 2 ста тьи Морохин и Оганисян. Используется и такая форма, как технические конферен ции по отдельным видам оружия. Недав но состоялось заседание комсомольского бюро, на которое были приглашены офи церы и старшины. Обсуждался вопрос о подготовке классных специалистов. С до кладом выступил командир. Партийные и комсомольские организа ции, как первейшие помощники команди ра во всей его деятельности, обязаны больше внимания уделять росту рядов классных специалистов. Этот вопрос до стоин обсуждения на общих собраниях и заседаниях бюро. Но постоянную заботу об увеличении числа отличных специали стов надо проявлять каждодневно, на жи вой и. конкретной работе. Где. например, так ярко может проявиться авангардная роль коммунистов и комсомольцев, как не в сдаче экзаменов на классность. Здесь есть над чем поработать партийным и комсомольским организациям. Хорошо на лаженная и целеустремленная агитацион но-пропагандистская работа может во многом помочь в успешном решении задач по воспитанию классных специалистов. Говоря о росте мастеров боевого ору жия, надо всегда помнить, что эта работа не кратковременная. На этапе сдачи эк заменов воспитание классных специали стов не заканчивается. Передовым воинам нужна постоянная забота и внимание, чтобы они. не останавливаясь на достиг нутом, продолжали совершенствовать свои знания и навыки, повышали квалифика цию. Ведь недаром по существующему положению классные специалисты в оп ределенное время подвергаются про^рко для подтверждения своей классности. И тот из воинов, кто не выдержит подобного экзамена, лишается звания классного специалиста. О том, к чему может приве сти невнимание к этой стороне дела, го ворит случай с матросом Михневпчем, ко торый был лишен звания классного спе циалиста за нарушение устава, за безза ботность в овладении боевой техникой. И нужно сказать, что здесь виноват не только Михнсвич, но и его командиры. Вопросы укрепления воинской дисци плины и наведения уставного порядка самым тесным образом переплетаются с задачами выращивания классных специа листов. Мастером своего дела может стать только исполнительный, безупречно дис циплинированный воин. Таково требова ние к сдаче экзаменов на классность. Классных специалистов называют зо лотым фондом флота. Непрерывный рост их рядов — вернейший показатель даль нейшего повышения боевой готовности экипажей кораблей. Проявлять постоян ную заботу об увеличении числа клас сных специалистов — первейший долг всех командиров, политработников, пар тийных и комсомольских организаций. Президенту и Премьер-Министру Демократической Республики Вьетнам товарищу ХО ШИ МИНУ Министру Иностранных Дел Демократической Республики Вьетнам товарищу ФАМ ВАН ДОНГУ Поздравляем Вас и в Вашем липе вьетнамский народ с 10-й годовщиной провозглашения независимости Вьетнама. Желаем вьетнамскому народу новых успехов в его борьбе за развитие экономики, культуры и повышение материального благосостоя ния трудящихся. ____ Выражаем надежду на то. что Правительство Демократиче ской Республики Вьетнам и все демократические организации страны будут и впредь настойчиво и последовательно отстаи- Москва. 1 сентября 1955 года. Х А Н О Й . вать политику, направленную на об'единение страны в соот ветствии с Женевскими соглашениями, в интересах всего вьетнамского народа. Уверены в том. что дружественные отношения между на шими странами будут и впредь крепнуть и развиваться на благо вьетнамского и советского народов. в интересах прочно- ___________________ __ го мира в Азии и во всем мире. П р е д с е д а т е л ь П р е зи д и ум а В ерхо вн о го С о в е т а С С С Р К. В О Р О Ш И Л О В . П р е д с е д а т е л ь С о в е т а М ин и с тро в С С С Р Н . Б У Л Г А Н И Н . М ини стр И н о с тр ан ны х Д е л С С С Р В. М О Л О Т О В . СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ о советско-югославских экономических переговорах В период с 23 августа по 1 сентября сего года в Москве велись переговоры между экономической делегацией Прави тельства Федеративной Народной Респуб лики Югославии, возглавляемой Замести телем Председателя Союзного исполни тельного веча Федеративной Народной Республики Югославии Светозаром Вук- мановичем-Темпо, и экономической деле гацией Правительства Союза Советских Социалистических Республик, возглавляе мой Первым Заместителем Председателя Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик А. И. Микояном. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы товарооборота и экономического сотрудничества, а также перспективы со трудничества на длительный период меж ду Федеративной Народной Республикой Югославии и Союзом Советских Социали стических Республик. Руководимые желанием расширить эко номические отношения между обеими странами, для чего существуют обоюдные возможности и взаимный интерес, обе де легации согласились о дальнейшем разви тии экономического сотрудничества, имея в виду, что это является таклэе вкладом в дело укрепления международного эконо мического сотрудничества. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, связанные с товарооборотом, о заключении долгосрочного соглашения о поставках товаров, имеющих важное зна чение для обеих стран, а также финан сово-кредитные вопросы. Переговоры велись в духе взаимопони мания и стрзмления к тому, чтобы эко номическое сотрудничество отвечало вза имным экономическим интересам обеих стран. Достигнута договоренность о том, что общий товарооборот в течение ближайших трех лет будет находиться на уровне J 0 млн. долларов в год и что стороны примут меры к увеличению его в последующие годы. Условлено, что в январе 1956 года будет подписан соответствующий протокол о взаимных поставках товаров в рамках структуры действующего торгового согла шения, заключенного в Москве 5 января сего года. Достигнуто соглашение о долгосрочных •поставках товаров, в которых заинтересо вана Федеративная Народная Республика Югославии (уголь коксующийся, нефть, хлопок и др.), и товаров, в которых заин тересован Союз Советских Социалистиче ских Республик (бокситы, пенька, сви нец. табак и др.). Обе делегации далее договорились под писать в кратчайшее время соглашение о техническом сотрудничестве и обмене опы том между Федеративной Народной Рес публикой Югославии и Союзом Советских Социалистических Республик, которое с (/ьбдюдгнием действующих в обеих стра нах законоположений будет регулировать сотрудничество и кооперацию между пред приятиями и организациями обеих стран, а также обмен опытом и техническими достижениями в области экономической деятельности, включая вопросы лицензий и технической документации. В целях развития такого сотрудничества будет соз дан специальный фонд, в который обе страны будут производить взносы уста новленного размера. В отношении долгосрочного сотрудни чества обе делегации обменялись мнения ми и согласились, что в течение января 1956 года они заключат соглашение о предоставлении Югославии кредита для оплаты сырьевых товаров, поставляемых из СССР, на сумму 54 млн. долларов с использованием этого кредита в течение трех лет; соглашение о предоставлении Югославии кредита в соответствующей сумме для оплаты проектных работ, обо рудования и некоторых материалов с целью строительства азотнотукового завода мощностью 220 тыс. тонн в год с тепло электростанцией необходимой мощности, суперфосфатного завода мощностью до 250 тыс. тонн в год с производством сер ной кислоты и реконструкции трех руд ников, а также соглашение о предостав лении С-оветским Союзом Югославии зай ма в валюте или золоте на сумму в 30 млн. долларов с использованием этой сум мы Народным Банком ФНРЮ в течение двух-трех лет. Упомянутые кредитные соглашения будут заключены из 2 проц. годовых со сроком погашения в течение 10 лет. Б ходе переговоров были обсуждены возможности заключения компенсацион ных инвестиционных соглашении по другим промышленным предприятиям. Осе делегации также обменялись мне ниями о возможности сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях. г. Москва, 1 сентября 1955 года. Колхозы и совхозы Тамбовской области досрочно выполнили план хлебозаготовок Колхозники, работники машинно-трак торных станций, совхозов и специалисты сельского хозяйства Тамбовской области, выполняя решения Пленумов ЦК КПСС по увеличению производства зерна и других сельскохозяйственных продуктов, развер нув социалистическое соревнование за до стойную встречу XX с’езда Коммунисти ческой партии Советского Союза, досрочно выполнили государственный план хлебо заготовок. Сдача хлеба государству про должается. Учитывая свои возможности, колхозы и совхозы области сдадут дополнительно государству не менее 4,5 миллиона пудов хлеба. Колхозы. МТС и совхозы области за вершают уборку зерновых культур, при ступили к уборке кукурузы и проводят за готовку кормов для общественного живот новодства. Труженики сельского хозяйства Тамбовской области вырастили в этом го ду хороший урожай подсолнечника, са харной свеклы и картофеля, что также даст возможность успешно выполнить го сударственные планы заготозок и заку пок этих культур. Сахарной свеклы будет сдано государству не менее 5.5 миллиона грентнеров, или в два с половиной раза больше прошлого года, подсолнечника— не менее 400 тысяч центнеров, или в полто ра раза больше, чем было сдано из уро жая 1954 года. Выполняя решения январского Пленума ЦК КПСС, колхозы области повысили про дуктивность общественного животноводст ва. За 10 месяцев надоено молока на 32.4 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Сдано и продано государ ству молока больше, чем в прошлом году, на 8,7 тысячи тонн. Проявляя заботу об урожае будущего года, колхозы и совхозы области заканчи вают засыпку семян на весенний сев 1956 года, завершают в ближайшие дни сев озимых культур и ведут под’ем зяби. А т а к у ю т п е х о т и н ц Ы Ночью личный состав подразделения был поднят по боевой тревоге. Без лиш ней суеты и шума солдаты оделись, взя ли свое оружие, снаряжение и встали в строй. Через некоторое время подразделение заняло исходную позицию. Перед воинами была сильно пересеченная местность: сопки, озера, кустарники. Все это услож няло обстановку, создавало дополнитель ные трудности при ведении наступатель ного боя. После артиллерийской подготов ки в небо взвилась ракета: сигнал атаки. Быстро выскочив из своих окопов и ведя огонь на ходу по траншее «против ника». солдаты ускоренным шагом про двигаются вперед. Бросок гранаты, и сопки потрясло дружное солдатское «утра». На пути наступающих много пре пятствий. То внезапно появляется огне вая точка, то опорный пункт. Вот уже пройдена траншея «против ника», который оказывает свое упорное сопротивление. Впереди — высокая соп ка. На ней закрепился «противник». Он обстреливает наступающих сильным ру жейно-пулеметным огнем, мешая продви жению вперед. Однако командир не спасовал перед этой трудностью. После короткого, но сильного огня подразделение вновь под нялось в атаку. На сопку вырвалось несколько солдат. Сопка взята, но на ступление далеко не закончено. Впереди еще много различных трудностей, кото рые готовит «противник». Их нужно преодолеть... Учение показало каждому солдату, на сколько быстро меняется обстановка в со временном бою, каким стойким и физиче ски выносливым должен быть воин, чтобы победить противника на такой сложной местности. Вместе с тем, учения явились серьезной проверкой боевой выучки сол дат, сержантов и офицеров подразделе ния. Лейтенант М. ФИЛИППОВ. П Р О М Ы С Л О В Ы Й Ф Л О Т П О П О Л Н Я Е Т С Я НО ВЫ М И СУДАМ И РИГА. 1 сентября. (ТАСС). Круглый год ведут добычу сельди в Северной Ат лантике суда Латвийской экспедиции Гос- морлова. Около 30 тысяч тонн рыбы вы ловили в океане латвийские рыбаки в этом году. Флот экспедиции пополнился новыми судами. Вчера в Северную Атлан тику отправился еще один недавно пост роенный средний тральщик. Рост промыслового флота позволил лат вийским рыбакам приступить к освоению новых районов лова. Один из недавно прибывших тральщиков вышел на добычу сельди в Северное море, в котором до сих пор латвийские рыбаки не вели промыс ла. Вчера в Лиепаю прибыл еще один тральщик, он также отправится на про мысел в Северное море. В Ы С О К И Е У Р О Ж А И К У К У Р У ЗЫ КИЕВ. 1 сентября. (ТАСС). Используя обилие влаги в почве, передовые колхозы Украины продолжают пожнивные посевы кормовых культур, преимущественно ку курузы, что обеспечит скот свежим зеле ным кормом до наступления заморозков. Многие сельхозартели республики уже убирают кукурузу, посеянную после ско шенной на зеленый корм озимой ржи. В колхозах, обслуживаемых Студениковской МТС Киевской области, каждый гектар та ких посевов дает 100— 150 центнеров стеблей и листьев кукурузы. Первый день в школе У ТРО . Солнце в мягкой дымке. Све жий ветерок дует с залива. День обещает быть теплым. Перед большим зданием школы № 1 — много народа. Все нарядные и оживлен ные. Белые банты в косах девочек, белые передники. Мальчики в форменных ф у р аж ках. Родители, которые волнуются гораз до больше своих малышей. В раздевалке, у вешалки, д еж у р я т с т ар шеклассники с красными повязками на ру кавах. Маленькая девочка снимает паль тишко, протягивает дежурному, говорит раздельно: «Первый «В», — и поднимается по лестнице. Н а втором э т аж е в зале висит огром ный портрет Олега Кошевого — смелое. чистое лицо. Стыдно будет проходить ми мо портрета, если ты, первоклассник, по лучишь двойку, радостно, когда учитель ница поставит тебе пять. 8.30. Р а зд а ет ся первый звонок. Реб я т а входят в светлый класс и усаживаются за маленькие блестящие парты. Руководитель 1 класса «В» Вера Георгиевна Бобрыж- ная начинает первый в жизни своих уче ников урок. — Сегодня первое сентября, — говорит она и проходит по классу, вглядываясь в лица ребят. — Это праздник для всех на ших детей. Особенно для вас. С сегод няшнего дня вы не просто мальчики и девочки, а учащиеся. Нужно учиться на «хоэошо» и «отлично», дружно жить. Этим вы порадуете не только папу и маму, но и свою Родину. Учительница ведет урок мягко и строго, чувствуется, что дети попали в теплые, умные руки новой матери. У кого-го ра с стегнулся фартук, и преподавательница застегивает его. Малыши немного устали — в первый р а з все непривычно — и Ве ра Георгиевна сейчас ж е затевает с д е тишками игру. После отдыха дети начинают разучивать стихотворение о первом сентября, а потом читают стихи, которые выучили еще дома. Мальчик — самый непоседливый в классе — захотел прочитать стихи о елке, бойко вышел, повернулся к ребятам и. вдруг смутившись, все позабыл. — Новый год впереди, — утешает его учительница, — еще прочитаешь. Но вот первый урок окончен. На перемене Вера Георгиевна рас ска за ла нам о том, как будут проводиться з а нятия. В программе много предметов, среди них есть и ручной труд. На уроках труда первоклассники начнут лепить из цветного пластелина сначала морковь, по том яблоко и д аж е персонажи из сказки о репке. Д е ти научатся мастерить игруш ки из бумаги и пришивать пуговицы к одежде. «Прекрасен труд учительницы, — думаешь, покидая класс. — Прекрасна з а бота советской школы о детях». it it И Р АННИМ утром на улицах посел ка можно было встретить много детей, юношей и девушек с порт фелями, книгами: Одни из них — мест ные, другие — с соседних населен ных пунктов — все направлялись к красивому двух этажному зданию, что стоит на невысоком холме, — средней школе № 2. У детей возбужденные, р а достные лица. Д л я них этот день — праздник — первый день учебного года. После летнего отдыха они сядут за пар ты, чтобы с новыми силами приступить к занятиям, получить новые знания. В ны нешнем учебном году в школе учащихся больше, чем было в прошлом. У здания школы выстроились ученики. _ Директор тов. Кригман, поздравив школь ников с началом учебного года, рас ска за ла им о новой учебной программе, кото рая введена в этом году в общеобразова тельных школах. Новая программа обес печивает единство теории и практики обу чения. От командования с поздравительным словом выступил офицер Давыдов. Учени цы 10 класса Рена Новикова и Галя Б е лякова, выступая, обратились с привет ствием к самым маленьким школьникам — ученикам первого класса. Каждому из них десятиклассники вручили подарки — открытки с надписью — пожеланием наи лучших успехов в учебе. И вот под звуки духового оркестра д е ти расходятся по классам. В них чисто, уютно. З а лето школа хорошо отремонти рована, в ней произведена побелка стен и потолков, покраска панелей, пола, парт, классных досок. Ученицы четвертых, вось мых и других классов принесли с собой вазы с цветами, которые установили на окнах. Учительницу Людмилу Федоровну Ста рикову тепло встречают ее питомцы — ученики второго класса. В прошлом учеб ном году она добилась стопроцентной у с певаемости в классе. К началу учебного года работники шко лы немало сделали для того, чтобы с первого дня организованно проходили з а нятия: подготовили наглядные пособия, получили новые учебники, мебель. И все ж е были и недостатки. Мало сделано для проведения политехнического обучения. Дирекция школы до сих пор не знает, к ак и где будут проходить прак тику по электротехнике и машиноведению учащиеся старших классов. А об этом следовало подумать заранее. Ученики огорчены и тем, что для них в школе нет отдельного технического каби нета. Он размещен в одном из классов, где проходят занятия. Это, конечно, ос ложняет проведение различных лабора тор ных работ. Все это тормозит приближение школы к производству, мешает организовать з а нятия в соответствии с новой учебной про граммой. •it ir ir ЧЕРА был радостный день у совет ской детворы и школьников с т ар ших классов. Миллионы девочек и мальчиков после летнего отдыха снова пришли в школы — учебный год в стране начался. К нему готовились дети и учителя, весь советский народ. Коммунистическая пар тия и Советское правительство уделяют большое и постоянное внимание народно му образованию в нашей стране. На обучение детей, юношей и девушек государство отпускает ежегодно колос сальные средства. Десятки и сотни мил лионов рублей расходуются на строитель ство новых школ, техникумов, институтов. С ростом и дальнейшим развитием про мышленности, механизации сельского хо зяйства стране требуются тысячи и тыся чи специалистов, квалифицированных р а бочих, которые могут правильно использо вать современную технику. Д л я этого в школах было решено ввести политехниче ское обучение, привить школьникам пер вые навыки к труду. Но, к сожалению, еще не везде этому важному вопросу уделяется должное вни мание. Примером такого положения мо жет служить подготовка школ Северомор ска. Вчера пионеры и комсомольцы пришли к своим школам задолго до начала ур о ков. Дети, особенно мальчики, горели нетерпением посмотреть те производствен ные мастерские, о необходимости созда ния которых читали в газетах, слушали по радио. Кому из них ни хочется взять в руки инструмент, мастерить, учиться делать полезные вещи, приобрести навыки физического труда. Но в первый же день учеников Северо морской средней школы, а т акже школ Чалм -Пушки , Сафоново и некоторых дру гих постигло разочарование — мастерские не оборудованы. Дирекции многих школ и отдел народного образования своевре менно не подготовили производственные мастерские, лишили учащихся возможно сти с первых же дней учебы ознакомиться с новым для них делом. Не во всех школах отсутствуют мастер ские. Например, в школе № 7 города Се вероморска и мастерские, и инструмент имеются. Но здесь нет преподавателя, ко торый мог бы обучать детей ремеслу, на учил бы правильно владеть инструментом, прививал первые навыки в работе. К ак ни странно, но ни в одной из школ Североморска и некоторых других школах до сих пор не подыскали преподавателей по труду. ГорОНО не обеспечило школы т а кж е и руководителями практикумов по машиноведению и электротехнике для учащихся 8— 10 классов. В подготовке школ к новому учебному году есть и другие серьезные недостатки. Так, преподаватели до сих пор еще не имеют новых учебных программ по гео графии, биологии и иностранному языку. З аня тия у детей начались. Поэтому необходимо принять самые неотложные меры к тому, чтобы в ближайшее время ликвидировать недоработки, устранить не достатки и создать во всех школах нор мальные условия учения. НА СНИМКЕ : первый урок в 1-м классе «В» школы № 1 г. Североморска. Фото И. Тимченко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz