На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

о Ь Я З А ' П Л Ь З ’- Ь ' 1 За нашу Советскую Родину! НА СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ № 208 (5360 ). Пятница, 2 сентября 1955 года. Гол издания 19-й. Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Рост числа отличников и классных специалистов, глубокое обобщение и распространение их опыта явля­ ются важным условием дальнейшего повышения боевой выучки личного состава, укрепления дисциплины и устав­ ного порядка на кораблях и в частях флота. Постоянное внимание росту классных специалистов Родина дает советским морякам перво­ классную современную технику. Но какой бы ни была техника, решающая роль в бою принадлежит людям, в совершенстве знающим свое оружие и приемы его бое­ вого использования. С честью выдер­ жать огромное напряжение современного боя сможет только отлично подготовлен­ ный воин, беззаветно преданный своей Ро­ дине, морально стойкий и физически силь­ ный, мужественный и смелый, дисципли­ нированный и бдительный, уверенный в силе своего оружия. Все эти качества не появляются сами собой, они вырабатыва­ ются в процессе боевой и политической учебы. Боевая готовность корабля, как изве­ стно. складывается из постоянной готов­ ности к бою каждого члена экипажа. Если оружие или механизм, обслуживаемые тем или иным матросом, будут действовать четко и безотказно, — значит и корабль в целом успешно решит поставленную пе­ ред ним задачу. Вот почему так важно, чтобы все матросы и старшины были классными специалистами, мастерами военного дела. О том, насколько велико значение по­ стоянного роста рядов мастеров своего оружия, говорит также факт учреждения специального нагрудного знака для клас­ сных специалистов всех родов войск. За­ служить эту награду — почетный долг каждого моряка. Чем больше на корабле классных специалистов, тем выше его боевая готовность. Возьмем к примеру боевой пост, на ко­ тором расписан классный специалист старший матрос Коротков — лучший маневрист машинной группы одного из кораблей. Какими бы ни были условия плавания, в самой трудной обстановке шторма, умелый, хорошо натренированный и закаленный моряк всегда образцово не­ сет ходовую вахту. Он — бдителен и расторопен, аккуратен и исполнителен. В последнем длительном и тяжелом походе старший матрос Коротков успешно нес многочасовую вахту и уверенно справлял­ ся со всеми обязанностями. Вот если бы так же действовали все боевые посты ко­ рабля! Тогда и успехи экипажа в реше­ нии задач боевой подготовки были на много выше. К этому мы и должны по­ стоянно и настойчиво стремиться. Выращивание классных специалистов — первейшая забота командиров боевых частей и кораблей. Не должны стоять в стороне от этого важного дела и флагман­ ские специалисты. Все формы воспита­ ния и обучения необходимо направить на то, чтобы день ото дня на кораблях вы­ растали все новые и новые отличные воины, больше становилось классных специалистов. Так и поступает большин­ ство корабельных офицеров. Но, к сожале­ нию, встречаются до сих пор и факты без­ заботного отношения к росту классных специалистов. Об одном из них пишет в редакцию старший матрос Невенкин. Воин сообщает, что он еще в конце прош­ лого года сдал экзамен на классность, но до сих пор все это не оформлено прика­ зом. Документы где-то ходят по рукам отдельных начальников. Только халатно­ стью и безразличием к такому важному и ответственному делу, как воспитание классных специалистов, можно об’яснить подобные явления. Исключительно важная роль в воспи­ тании специалистов принадлежит старши­ нам. Они обязаны, всемерно повышая уровень занятий и тренировок по специ­ альности, терпеливо помогать матросам в боевой учебе, воспитывать у них высокие морально-ооевые качества, добиваться, чтобы подчиненные стали умелыми, хо­ рошо подготовленными специалистами, безупречными в исполнении всех воин­ ских законов. Настойчиво и плодотворно, например, работает по выращиванию уме­ лых воинов старшина 1 статьи Любимов. Его воспитанниками являются многие классные специалисты. Пример того, как нужно заботиться о выращивании классных специалистов, можно видеть на корабле Н. Здесь прак­ тикуются самые разнообразные формы. Особенно поучительным является распро­ странение опыта передовых воинов. Не­ давно перед личным составом выступали классные специалисты старшины 2 ста­ тьи Морохин и Оганисян. Используется и такая форма, как технические конферен­ ции по отдельным видам оружия. Недав­ но состоялось заседание комсомольского бюро, на которое были приглашены офи­ церы и старшины. Обсуждался вопрос о подготовке классных специалистов. С до­ кладом выступил командир. Партийные и комсомольские организа­ ции, как первейшие помощники команди­ ра во всей его деятельности, обязаны больше внимания уделять росту рядов классных специалистов. Этот вопрос до­ стоин обсуждения на общих собраниях и заседаниях бюро. Но постоянную заботу об увеличении числа отличных специали­ стов надо проявлять каждодневно, на жи­ вой и. конкретной работе. Где. например, так ярко может проявиться авангардная роль коммунистов и комсомольцев, как не в сдаче экзаменов на классность. Здесь есть над чем поработать партийным и комсомольским организациям. Хорошо на­ лаженная и целеустремленная агитацион­ но-пропагандистская работа может во многом помочь в успешном решении задач по воспитанию классных специалистов. Говоря о росте мастеров боевого ору­ жия, надо всегда помнить, что эта работа не кратковременная. На этапе сдачи эк­ заменов воспитание классных специали­ стов не заканчивается. Передовым воинам нужна постоянная забота и внимание, чтобы они. не останавливаясь на достиг­ нутом, продолжали совершенствовать свои знания и навыки, повышали квалифика­ цию. Ведь недаром по существующему положению классные специалисты в оп­ ределенное время подвергаются про^рко для подтверждения своей классности. И тот из воинов, кто не выдержит подобного экзамена, лишается звания классного специалиста. О том, к чему может приве­ сти невнимание к этой стороне дела, го­ ворит случай с матросом Михневпчем, ко­ торый был лишен звания классного спе­ циалиста за нарушение устава, за безза­ ботность в овладении боевой техникой. И нужно сказать, что здесь виноват не только Михнсвич, но и его командиры. Вопросы укрепления воинской дисци­ плины и наведения уставного порядка самым тесным образом переплетаются с задачами выращивания классных специа­ листов. Мастером своего дела может стать только исполнительный, безупречно дис­ циплинированный воин. Таково требова­ ние к сдаче экзаменов на классность. Классных специалистов называют зо­ лотым фондом флота. Непрерывный рост их рядов — вернейший показатель даль­ нейшего повышения боевой готовности экипажей кораблей. Проявлять постоян­ ную заботу об увеличении числа клас­ сных специалистов — первейший долг всех командиров, политработников, пар­ тийных и комсомольских организаций. Президенту и Премьер-Министру Демократической Республики Вьетнам товарищу ХО ШИ МИНУ Министру Иностранных Дел Демократической Республики Вьетнам товарищу ФАМ ВАН ДОНГУ Поздравляем Вас и в Вашем липе вьетнамский народ с 10-й годовщиной провозглашения независимости Вьетнама. Желаем вьетнамскому народу новых успехов в его борьбе за развитие экономики, культуры и повышение материального благосостоя­ ния трудящихся. ____ Выражаем надежду на то. что Правительство Демократиче­ ской Республики Вьетнам и все демократические организации страны будут и впредь настойчиво и последовательно отстаи- Москва. 1 сентября 1955 года. Х А Н О Й . вать политику, направленную на об'единение страны в соот­ ветствии с Женевскими соглашениями, в интересах всего вьетнамского народа. Уверены в том. что дружественные отношения между на­ шими странами будут и впредь крепнуть и развиваться на благо вьетнамского и советского народов. в интересах прочно- ___________________ __ го мира в Азии и во всем мире. П р е д с е д а т е л ь П р е зи д и ум а В ерхо вн о го С о в е т а С С С Р К. В О Р О Ш И Л О В . П р е д с е д а т е л ь С о в е т а М ин и с тро в С С С Р Н . Б У Л Г А Н И Н . М ини стр И н о с тр ан ны х Д е л С С С Р В. М О Л О Т О В . СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ о советско-югославских экономических переговорах В период с 23 августа по 1 сентября сего года в Москве велись переговоры между экономической делегацией Прави­ тельства Федеративной Народной Респуб­ лики Югославии, возглавляемой Замести­ телем Председателя Союзного исполни­ тельного веча Федеративной Народной Республики Югославии Светозаром Вук- мановичем-Темпо, и экономической деле­ гацией Правительства Союза Советских Социалистических Республик, возглавляе­ мой Первым Заместителем Председателя Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик А. И. Микояном. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы товарооборота и экономического сотрудничества, а также перспективы со­ трудничества на длительный период меж­ ду Федеративной Народной Республикой Югославии и Союзом Советских Социали­ стических Республик. Руководимые желанием расширить эко­ номические отношения между обеими странами, для чего существуют обоюдные возможности и взаимный интерес, обе де­ легации согласились о дальнейшем разви­ тии экономического сотрудничества, имея в виду, что это является таклэе вкладом в дело укрепления международного эконо­ мического сотрудничества. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы, связанные с товарооборотом, о заключении долгосрочного соглашения о поставках товаров, имеющих важное зна­ чение для обеих стран, а также финан­ сово-кредитные вопросы. Переговоры велись в духе взаимопони­ мания и стрзмления к тому, чтобы эко­ номическое сотрудничество отвечало вза­ имным экономическим интересам обеих стран. Достигнута договоренность о том, что общий товарооборот в течение ближайших трех лет будет находиться на уровне J 0 млн. долларов в год и что стороны примут меры к увеличению его в последующие годы. Условлено, что в январе 1956 года будет подписан соответствующий протокол о взаимных поставках товаров в рамках структуры действующего торгового согла­ шения, заключенного в Москве 5 января сего года. Достигнуто соглашение о долгосрочных •поставках товаров, в которых заинтересо­ вана Федеративная Народная Республика Югославии (уголь коксующийся, нефть, хлопок и др.), и товаров, в которых заин­ тересован Союз Советских Социалистиче­ ских Республик (бокситы, пенька, сви­ нец. табак и др.). Обе делегации далее договорились под­ писать в кратчайшее время соглашение о техническом сотрудничестве и обмене опы­ том между Федеративной Народной Рес­ публикой Югославии и Союзом Советских Социалистических Республик, которое с (/ьбдюдгнием действующих в обеих стра­ нах законоположений будет регулировать сотрудничество и кооперацию между пред­ приятиями и организациями обеих стран, а также обмен опытом и техническими достижениями в области экономической деятельности, включая вопросы лицензий и технической документации. В целях развития такого сотрудничества будет соз­ дан специальный фонд, в который обе страны будут производить взносы уста­ новленного размера. В отношении долгосрочного сотрудни­ чества обе делегации обменялись мнения­ ми и согласились, что в течение января 1956 года они заключат соглашение о предоставлении Югославии кредита для оплаты сырьевых товаров, поставляемых из СССР, на сумму 54 млн. долларов с использованием этого кредита в течение трех лет; соглашение о предоставлении Югославии кредита в соответствующей сумме для оплаты проектных работ, обо­ рудования и некоторых материалов с целью строительства азотнотукового завода мощностью 220 тыс. тонн в год с тепло­ электростанцией необходимой мощности, суперфосфатного завода мощностью до 250 тыс. тонн в год с производством сер­ ной кислоты и реконструкции трех руд­ ников, а также соглашение о предостав­ лении С-оветским Союзом Югославии зай­ ма в валюте или золоте на сумму в 30 млн. долларов с использованием этой сум­ мы Народным Банком ФНРЮ в течение двух-трех лет. Упомянутые кредитные соглашения будут заключены из 2 проц. годовых со сроком погашения в течение 10 лет. Б ходе переговоров были обсуждены возможности заключения компенсацион­ ных инвестиционных соглашении по другим промышленным предприятиям. Осе делегации также обменялись мне­ ниями о возможности сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях. г. Москва, 1 сентября 1955 года. Колхозы и совхозы Тамбовской области досрочно выполнили план хлебозаготовок Колхозники, работники машинно-трак­ торных станций, совхозов и специалисты сельского хозяйства Тамбовской области, выполняя решения Пленумов ЦК КПСС по увеличению производства зерна и других сельскохозяйственных продуктов, развер­ нув социалистическое соревнование за до­ стойную встречу XX с’езда Коммунисти­ ческой партии Советского Союза, досрочно выполнили государственный план хлебо­ заготовок. Сдача хлеба государству про­ должается. Учитывая свои возможности, колхозы и совхозы области сдадут дополнительно государству не менее 4,5 миллиона пудов хлеба. Колхозы. МТС и совхозы области за­ вершают уборку зерновых культур, при­ ступили к уборке кукурузы и проводят за­ готовку кормов для общественного живот­ новодства. Труженики сельского хозяйства Тамбовской области вырастили в этом го­ ду хороший урожай подсолнечника, са­ харной свеклы и картофеля, что также даст возможность успешно выполнить го­ сударственные планы заготозок и заку­ пок этих культур. Сахарной свеклы будет сдано государству не менее 5.5 миллиона грентнеров, или в два с половиной раза больше прошлого года, подсолнечника— не менее 400 тысяч центнеров, или в полто­ ра раза больше, чем было сдано из уро­ жая 1954 года. Выполняя решения январского Пленума ЦК КПСС, колхозы области повысили про­ дуктивность общественного животноводст­ ва. За 10 месяцев надоено молока на 32.4 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Сдано и продано государ­ ству молока больше, чем в прошлом году, на 8,7 тысячи тонн. Проявляя заботу об урожае будущего года, колхозы и совхозы области заканчи­ вают засыпку семян на весенний сев 1956 года, завершают в ближайшие дни сев озимых культур и ведут под’ем зяби. А т а к у ю т п е х о т и н ц Ы Ночью личный состав подразделения был поднят по боевой тревоге. Без лиш­ ней суеты и шума солдаты оделись, взя­ ли свое оружие, снаряжение и встали в строй. Через некоторое время подразделение заняло исходную позицию. Перед воинами была сильно пересеченная местность: сопки, озера, кустарники. Все это услож­ няло обстановку, создавало дополнитель­ ные трудности при ведении наступатель­ ного боя. После артиллерийской подготов­ ки в небо взвилась ракета: сигнал атаки. Быстро выскочив из своих окопов и ведя огонь на ходу по траншее «против­ ника». солдаты ускоренным шагом про­ двигаются вперед. Бросок гранаты, и сопки потрясло дружное солдатское «утра». На пути наступающих много пре­ пятствий. То внезапно появляется огне­ вая точка, то опорный пункт. Вот уже пройдена траншея «против­ ника», который оказывает свое упорное сопротивление. Впереди — высокая соп­ ка. На ней закрепился «противник». Он обстреливает наступающих сильным ру­ жейно-пулеметным огнем, мешая продви­ жению вперед. Однако командир не спасовал перед этой трудностью. После короткого, но сильного огня подразделение вновь под­ нялось в атаку. На сопку вырвалось несколько солдат. Сопка взята, но на­ ступление далеко не закончено. Впереди еще много различных трудностей, кото­ рые готовит «противник». Их нужно преодолеть... Учение показало каждому солдату, на­ сколько быстро меняется обстановка в со­ временном бою, каким стойким и физиче­ ски выносливым должен быть воин, чтобы победить противника на такой сложной местности. Вместе с тем, учения явились серьезной проверкой боевой выучки сол­ дат, сержантов и офицеров подразделе­ ния. Лейтенант М. ФИЛИППОВ. П Р О М Ы С Л О В Ы Й Ф Л О Т П О П О Л Н Я Е Т С Я НО ВЫ М И СУДАМ И РИГА. 1 сентября. (ТАСС). Круглый год ведут добычу сельди в Северной Ат­ лантике суда Латвийской экспедиции Гос- морлова. Около 30 тысяч тонн рыбы вы ­ ловили в океане латвийские рыбаки в этом году. Флот экспедиции пополнился новыми судами. Вчера в Северную Атлан­ тику отправился еще один недавно пост­ роенный средний тральщик. Рост промыслового флота позволил лат­ вийским рыбакам приступить к освоению новых районов лова. Один из недавно прибывших тральщиков вышел на добычу сельди в Северное море, в котором до сих пор латвийские рыбаки не вели промыс­ ла. Вчера в Лиепаю прибыл еще один тральщик, он также отправится на про­ мысел в Северное море. В Ы С О К И Е У Р О Ж А И К У К У Р У ЗЫ КИЕВ. 1 сентября. (ТАСС). Используя обилие влаги в почве, передовые колхозы Украины продолжают пожнивные посевы кормовых культур, преимущественно ку­ курузы, что обеспечит скот свежим зеле­ ным кормом до наступления заморозков. Многие сельхозартели республики уже убирают кукурузу, посеянную после ско­ шенной на зеленый корм озимой ржи. В колхозах, обслуживаемых Студениковской МТС Киевской области, каждый гектар та ­ ких посевов дает 100— 150 центнеров стеблей и листьев кукурузы. Первый день в школе У ТРО . Солнце в мягкой дымке. Све­ жий ветерок дует с залива. День обещает быть теплым. Перед большим зданием школы № 1 — много народа. Все нарядные и оживлен­ ные. Белые банты в косах девочек, белые передники. Мальчики в форменных ф у р аж ­ ках. Родители, которые волнуются гораз­ до больше своих малышей. В раздевалке, у вешалки, д еж у р я т с т ар ­ шеклассники с красными повязками на ру­ кавах. Маленькая девочка снимает паль­ тишко, протягивает дежурному, говорит раздельно: «Первый «В», — и поднимается по лестнице. Н а втором э т аж е в зале висит огром­ ный портрет Олега Кошевого — смелое. чистое лицо. Стыдно будет проходить ми­ мо портрета, если ты, первоклассник, по­ лучишь двойку, радостно, когда учитель­ ница поставит тебе пять. 8.30. Р а зд а ет ся первый звонок. Реб я т а входят в светлый класс и усаживаются за маленькие блестящие парты. Руководитель 1 класса «В» Вера Георгиевна Бобрыж- ная начинает первый в жизни своих уче­ ников урок. — Сегодня первое сентября, — говорит она и проходит по классу, вглядываясь в лица ребят. — Это праздник для всех на­ ших детей. Особенно для вас. С сегод­ няшнего дня вы не просто мальчики и девочки, а учащиеся. Нужно учиться на «хоэошо» и «отлично», дружно жить. Этим вы порадуете не только папу и маму, но и свою Родину. Учительница ведет урок мягко и строго, чувствуется, что дети попали в теплые, умные руки новой матери. У кого-го ра с ­ стегнулся фартук, и преподавательница застегивает его. Малыши немного устали — в первый р а з все непривычно — и Ве ­ ра Георгиевна сейчас ж е затевает с д е ­ тишками игру. После отдыха дети начинают разучивать стихотворение о первом сентября, а потом читают стихи, которые выучили еще дома. Мальчик — самый непоседливый в классе — захотел прочитать стихи о елке, бойко вышел, повернулся к ребятам и. вдруг смутившись, все позабыл. — Новый год впереди, — утешает его учительница, — еще прочитаешь. Но вот первый урок окончен. На перемене Вера Георгиевна рас ска за ­ ла нам о том, как будут проводиться з а ­ нятия. В программе много предметов, среди них есть и ручной труд. На уроках труда первоклассники начнут лепить из цветного пластелина сначала морковь, по­ том яблоко и д аж е персонажи из сказки о репке. Д е ти научатся мастерить игруш­ ки из бумаги и пришивать пуговицы к одежде. «Прекрасен труд учительницы, — думаешь, покидая класс. — Прекрасна з а ­ бота советской школы о детях». it it И Р АННИМ утром на улицах посел­ ка можно было встретить много детей, юношей и девушек с порт­ фелями, книгами: Одни из них — мест­ ные, другие — с соседних населен­ ных пунктов — все направлялись к красивому двух этажному зданию, что стоит на невысоком холме, — средней школе № 2. У детей возбужденные, р а ­ достные лица. Д л я них этот день — праздник — первый день учебного года. После летнего отдыха они сядут за пар ­ ты, чтобы с новыми силами приступить к занятиям, получить новые знания. В ны­ нешнем учебном году в школе учащихся больше, чем было в прошлом. У здания школы выстроились ученики. _ Директор тов. Кригман, поздравив школь­ ников с началом учебного года, рас ска за ­ ла им о новой учебной программе, кото­ рая введена в этом году в общеобразова­ тельных школах. Новая программа обес­ печивает единство теории и практики обу­ чения. От командования с поздравительным словом выступил офицер Давыдов. Учени­ цы 10 класса Рена Новикова и Галя Б е ­ лякова, выступая, обратились с привет­ ствием к самым маленьким школьникам — ученикам первого класса. Каждому из них десятиклассники вручили подарки — открытки с надписью — пожеланием наи­ лучших успехов в учебе. И вот под звуки духового оркестра д е ­ ти расходятся по классам. В них чисто, уютно. З а лето школа хорошо отремонти­ рована, в ней произведена побелка стен и потолков, покраска панелей, пола, парт, классных досок. Ученицы четвертых, вось­ мых и других классов принесли с собой вазы с цветами, которые установили на окнах. Учительницу Людмилу Федоровну Ста­ рикову тепло встречают ее питомцы — ученики второго класса. В прошлом учеб­ ном году она добилась стопроцентной у с ­ певаемости в классе. К началу учебного года работники шко ­ лы немало сделали для того, чтобы с первого дня организованно проходили з а ­ нятия: подготовили наглядные пособия, получили новые учебники, мебель. И все ж е были и недостатки. Мало сделано для проведения политехнического обучения. Дирекция школы до сих пор не знает, к ак и где будут проходить прак­ тику по электротехнике и машиноведению учащиеся старших классов. А об этом следовало подумать заранее. Ученики огорчены и тем, что для них в школе нет отдельного технического каби ­ нета. Он размещен в одном из классов, где проходят занятия. Это, конечно, ос­ ложняет проведение различных лабора тор ­ ных работ. Все это тормозит приближение школы к производству, мешает организовать з а ­ нятия в соответствии с новой учебной про­ граммой. •it ir ir ЧЕРА был радостный день у совет­ ской детворы и школьников с т ар ­ ших классов. Миллионы девочек и мальчиков после летнего отдыха снова пришли в школы — учебный год в стране начался. К нему готовились дети и учителя, весь советский народ. Коммунистическая пар ­ тия и Советское правительство уделяют большое и постоянное внимание народно­ му образованию в нашей стране. На обучение детей, юношей и девушек государство отпускает ежегодно колос­ сальные средства. Десятки и сотни мил­ лионов рублей расходуются на строитель­ ство новых школ, техникумов, институтов. С ростом и дальнейшим развитием про­ мышленности, механизации сельского хо ­ зяйства стране требуются тысячи и тыся­ чи специалистов, квалифицированных р а ­ бочих, которые могут правильно использо­ вать современную технику. Д л я этого в школах было решено ввести политехниче­ ское обучение, привить школьникам пер­ вые навыки к труду. Но, к сожалению, еще не везде этому важному вопросу уделяется должное вни­ мание. Примером такого положения мо­ жет служить подготовка школ Северомор­ ска. Вчера пионеры и комсомольцы пришли к своим школам задолго до начала ур о ­ ков. Дети, особенно мальчики, горели нетерпением посмотреть те производствен­ ные мастерские, о необходимости созда­ ния которых читали в газетах, слушали по радио. Кому из них ни хочется взять в руки инструмент, мастерить, учиться делать полезные вещи, приобрести навыки физического труда. Но в первый же день учеников Северо­ морской средней школы, а т акже школ Чалм -Пушки , Сафоново и некоторых дру­ гих постигло разочарование — мастерские не оборудованы. Дирекции многих школ и отдел народного образования своевре­ менно не подготовили производственные мастерские, лишили учащихся возможно­ сти с первых же дней учебы ознакомиться с новым для них делом. Не во всех школах отсутствуют мастер­ ские. Например, в школе № 7 города Се­ вероморска и мастерские, и инструмент имеются. Но здесь нет преподавателя, ко ­ торый мог бы обучать детей ремеслу, на­ учил бы правильно владеть инструментом, прививал первые навыки в работе. К ак ни странно, но ни в одной из школ Североморска и некоторых других школах до сих пор не подыскали преподавателей по труду. ГорОНО не обеспечило школы т а кж е и руководителями практикумов по машиноведению и электротехнике для учащихся 8— 10 классов. В подготовке школ к новому учебному году есть и другие серьезные недостатки. Так, преподаватели до сих пор еще не имеют новых учебных программ по гео­ графии, биологии и иностранному языку. З аня тия у детей начались. Поэтому необходимо принять самые неотложные меры к тому, чтобы в ближайшее время ликвидировать недоработки, устранить не­ достатки и создать во всех школах нор­ мальные условия учения. НА СНИМКЕ : первый урок в 1-м классе «В» школы № 1 г. Североморска. Фото И. Тимченко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz