На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

I& На с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 сентября 1955 г., № 218 (5370 ). БОЕВЫЕ ПОМОЩНИКИ Л Е Т Ч И К О В Содержать авиационную технику в отличном состоянии и постоянной готовности н полету и бою З а м е ч а н и й не имею! «Победа в воздухе куется и на земле. Я, например, половину сбитых мною са­ молетов отношу за счет своего техника и моториста». (Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. САФОНОВ). Раннее утро на аэродроме. Самолет де­ лает пробег по дорожке и легко отры­ вается от земли. Небо закрыто облаками. Трудно в таких условиях вести самолет, много случайностей может встретиться ему на пути. Но сложные приборы дейст­ вуют безотказно, и машина пробивает об­ лачность. Пилот и штурман уверены, что и в слепом полете они придут точно в за­ данный район. В такой момент люди как бы сливаются с приборами управления, чувствуют себя, как единое целое, нераз­ рывно связапное с самолетом. В полете нет времени для размышле­ ний. Летчик реактивного самолета должен все делать быстро, решительно. Откажи какая-нибудь, пусть даже незначитель­ ная, деталь, действия его будут замедле­ ны. а порой самый маленький винтик может привести к серьезным последстви­ ям. Вот почему так важно тщательно подготовить к полету механизмы и узлы — боевую машину целиком. Многое здесь зависит от технического экипажа самоле­ та: техника, механика, мотористов. Возвращаясь из полета, я всегда с удов­ летворением думаю о своих боевых по­ мощниках гвардии техник-лейтенанте Белозерове, гвардии матросе Золотареве и многих других. Ведь благодаря пх упор­ ной кропотливой работе, я успешно вы­ полняю задания командира. Пе раз при­ ходилось мне летать в сложных усло­ виях, в плохую погоду, в полярную ночь. И всегда машина работала безукоризнен­ но. Не было еще случая, чтобы отказал хотя бы один прибор. В длительном высот­ ном полете это имеет исключительно важ­ ное значение. Испортился прибор—значит летчик слеп, он пе выполнит точно в срок боевое задание. Белозеров у нас служит недавно. Сна­ чала он имел очень мало опыта, но стремление к знаниям, любовь к труду помогли ему стать в число передовых технике®. Молодой гвардеец не боится черновой работы. До всего ему есть дело. Офицер всегда во-время подскажет и по­ может подчиненному. Когда идет подготов­ ка к полетам, Белозеров внимательно ос­ матривает весь самолет. Он хорошо за­ помнил крылатую фразу: «Победа в воз­ духе куется и на земле». В годы Великой Отечественной войны особенно ярко проя­ вилась слаженность действий летчиков и их боовых помощни­ ков — техников и механиков, которые проводили ночи без сна, на морозе, что­ бы подготовить само­ лет к очередному вы­ лету на боевое задание. С каким волнени­ ем ждали они «своих» летчиков и, когда те возвращались, первым долгом спраши­ вали: «Как работала материальная часть?». Пилоты благодарно отвечали: — Замечаний нет, механизмы дейст­ вовали отлично. Сейчас техника стала сложнее. В ре­ активном самолете много незаметных, не­ значительных, на первый взгляд, деталей. И проверять их нужно с особенным вни­ манием и тщательностью. Здесь необходи­ мы упорство и кропотливость в работе. Механик самолета не должен ничего ни забывать, ни пропускать. Бдительность — важнейшее условие успеха в работе воина, обслуживающего сложную боевую машину. Гвардии матросу Золотареву7 не раз приходилось работать в тяжелых услови­ ях. Ночью, в мороз и дождь он готовил самолет к вылету. И какие бы трудности ни стояли перед воином, матрос преодоле­ вает их настойчиво. Одназкды, готовя самолет к полету. Зо­ лотарев увидел на площадке пятно гид­ росмеси. Он насторожился, решил еще раз проверить, не протекает ли шланг. При внимательном осмотре выяснилось, что шланг действительно протекает. Впима- тельный механик сразу же доложил об этом технику самолета. Шланг немедленно замелили. Вылет был обеспечен в срок, все приборы в воздухе работали безупреч­ но. Много труда в (воспитание молодых воинов вложил техник гвардии капитан Головко, прослуживший на флоте более двадцати лет. Самолеты, обслуживаемые его подчиненными, содержатся в образцо­ вом состоянии и в любую минуту го­ товы вылететь на выполнение боевого за- дапия. — Боевая машина всегда должна быть в строю, — часто напоминает Головко воинам. Хорошо работает и группа тов. Лады­ гина. Однажды воинам было поручено произвести смену двигателя на одном из самолетов. Работа очень сложная, тре­ бующая лемало сил и времени, а выпол­ нить се требовалось в кратчайший срок. Преодолевая усталость, авиаторы труди­ лись, не покладая рук. Двигатель был заменен в срок, работа выполнена с от­ личным качеством. Сейчас уже близка полярная зима. На­ чались полеты ночью. Темное время наи­ более характерно для нашего сурового за­ полярного края. А полеты в осенне-заи- н и х условиях сопряжены с большими трудностями. В ночном полете летчик полагается на приборы, верит им. Поэто­ му технический состав должен работать особенно внимательно. Лишняя проверка никогда не (повредит, наоборот, она лиш­ ний раз вызовет уверенность и у летчи­ ка и у техника в том, что материальная часть подготовлена надежно, не подведет в сложном полете. ...Идут последние приготовления. Прове­ ряю еще раз арматуру. Фонарь закрыт. Добро на взлет, и мой самолет плавна бежит по взлетной дорожке. Секунда, и он отрывается от земли. Все больше и больше высота. Вот уже не видно земли. Все вокруг, к м в тумане, — это облака. Путь впереди большой, напряженный, но беспокоиться не стоит: приборы, не раз проверенные в полетах, и на этот раз работают безотказно. Возвращаюсь па аэродром. Из кабины через фонарь вижу своего техника и ме­ ханика. На их лицах вопрос: как работа­ ла техника, все ли в порядке. К самолету приставляют длинный лег­ кий трап, спускаюсь по нему п. доволь­ ный удачным полетом, говорю: — Замечаний по работе материальной части не имею! Лица авиаторов светлеют. Они тоже до­ вольны — трудились и сегодня, как всегда, с полным напряжением сил и энергии. По команде мы. летчики, уезжаем от­ дыхать. а наши боевые помощники оста­ ются на аэродроме — нм предстоит еще провести послополетный осмотр самолетов. Скромен, не заметен на первый взгляд труд технического состава, но этот труд обеспечивает успех наших действий в воздухе. Летчик и техник — одно, нераз­ рывное целое. Плохая работа механика скажется и па действиях пилота. Хорошо подготовлен самолет, значит, в воздухе он будет послушен воле летчика, не от- калгет в бою. Лучшая награда для техни­ ческого состава — слова летчика, возвра­ тившегося из сложного полета: — Замечаний не имею! В этих словах все: и гордость за отече­ ственную авиационную технику, и благо­ дарность за отличную подготовку мате­ риальной части своими боевыми помощ­ никами— скромными людьми, делающими работу исключительной важности. Гвардии капитан А. САМАРИН, классный летчик. Передовые авиаторы матросы Л. Малинаускас и П. Мель­ ник за предполетным осмотром самолета. Фото И. Тимченко. С ЧУВСТВОМ ЛИЧНОИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Для выполнения летного задания необходима четкая работа боевой техники в воздухе в любых метеорологиче­ ских условиях. При подготовке материальной части боль­ шое внимание нужно уделять всем агрегатам машины, не подразделяя пх на более и менее важные. В авиации лет мелочей: все является важным, нужным; все решает успех полета и боя. В один из дней, когда шла подготовка материальной ча­ сти к полетам в сложных метеоусловиях, офицер после по­ строения собрал личный состав звена для того, чтобы от­ дать последние указания к предстоящим полетам. Он сказал, на что обратить особое внимание, так как некоторым лет­ чикам предстояло вылетать впервые в сложных условиях. С чувством личной ответственности технический состав, прилагая все усилия, трудился над подготовкой материаль­ ной части к полетам. Особенно о т ли чи ли с ь авиаспециалисты Леонов, Олейников, Бердников, Протченко и другие. В ре­ зультате четкой работы умелых специалистов авиаторы ус­ пешно выполнили задачу. Сержант В. КЛЮЧНИКОВ. г В отличном подразделении После напряженного трудового дня авиаторы отдыхали. В казарму вошел командир и сказал, что требуется вы­ полнить срочное л ответственное зада­ ние. — Разрешите мне? — попросил офи­ цера сержант Солодкий. Командир, не задумываясь, поручил ему выполнить это задание. Он знал, что умелый авиатор справится с зада­ чей аккуратно и точно в срок. Волн подошел к машине, опробовал работу механизмов. Через пять минут после отдачи приказания автомашина плавно двинулась с места. Работать сержанту Солодкому приш­ лось всю ночь. Хотелось спать, чувство­ валась усталость, но воин стойко пере­ нес все трудности. За умелое выполнение задания коман­ дир поощрил авиатора. Когда смотришь на отличника боевой и политической подготовки сержанта Солодкого, и в этом умелом специали­ сте, закаленном в учебных буднях, не узнаешь того робкого любознательного паренька, только что пришедшего слу­ жить на флот. Часто на пути Солодкого к знаниям встречались трудности, но он преодо­ левал их упорством. Этому учили вои­ на старшие товарищи, командир. С каждым днем повышались знания воина по специальности, вместе с этим формировался его характер, приобрета­ лись такие ценные качества, как испол­ нительность, организованность, высокая дисциплинированность. Успехи воина в учебе л службе, уме­ ние передавать свои знания сослужив­ цам не остались незамеченными. Ему было поручено воспитывать и обучать товарищей. Это нелегкое дело. Но при­ мерный вони горячо взялся за выполне­ ние новых, ответственных обязанно­ стей. Прежде всего он сам стремился ни в чем не отступать от требований устава. Молодой командир не ослаблял требовательности и по отношению к своим подчиненным. Вскоре его подраз­ деление стало передовым. ...После выполнения задания • сер­ жант Солодкий разделся и лег отдох­ нуть. Через короткое время он уже был на аэродроме, там работали подчинен­ ные. Из кабины с ветошью в руках вы­ шел шофер и стал стирать пыль. — Что, не сумел во-время почистить машину? — спросил его сосед. — Такой уж Коломиец. Не терпит, когда даже пылинка на машине, — от­ ветил за шофера другой воин. Матрос Коломиец любит порядок и чи­ стоту. Технику он всегда тщательно го­ товит к действию, проверяет, осматри­ вает. Грамотная эксплуатация техни­ ки всегда позволяет ему безупречно вы­ полнять своп обязанности. Но приказанию офицера топливоза­ правщики раз’езжаюгея по самолетам. Четко работает отличник боевой и по­ литической подготовки матрос Коломи­ ец. Вот он под’езжает к самолету, строго по инструкции заправляет са­ молет п от’езжает к другим. Так в на­ пряженном труде незаметно проходит ра­ бочий день. За четкое обеспечение полетов коман­ дир большой группе шоферов об’явил благодарность. В числе их сержант Со­ лодкий и матрос Коломиец. Не только в этот день, а -всегда под­ разделение, где служит сержант Солод­ кий. качественно и своевременно обес­ печивает полеты, прочно держит за со­ бой славу отличного подразделения. Старший сержант А. ЛИХОГУБ. П О М Н И М Г О Д Ы в о й н ы За год до начала Великой Отечествен­ ной войны я пришел служить на Север­ ный флот. Перед авиационной частью, куда я был направлен, стояла трудная л ответственная задача — изучить новую для того времени материальную часть са­ молета «П-16». Потрудиться пришлось немало, но в короткий срок воины ус­ пешно выполнили приказ. Летчики от­ лично решали учебные задачи, техники и мотористы уверенно готовили самолеты к полетам. Началась Великая Отечественная война. Теперь уже нам нужно было готовить са­ молеты не для учебных целей, а для боев с коварным, сильным и хитрым врагом. Десятки летчиков нашей части покрыли себя неувядаемой сларой, многие уже в пер­ вые месяцы войны получили звания Ге­ роев Советского Союза, а прославленный североморец Б. Ф. Сафонов был удостоен этого звания дважды. Много приходилось работать в то время нам, техникам и ме­ ханикам самолетов. Иногда мы не спали по нескольку ночей подряд — самолеты вылетали в воздух непрерывно, нужно было их быстро и тщательно готовить к полетам. Никогда не забуду авоих боевых това­ рищей: техника самолета лейтенанта Да­ нилова, механика старшего сержанта Нау- мана. Это были люди с железной волей, руки их привыкли к упорному, кропотли­ вому труду. Часто после напряженного трудового дня под открытым небом в пур­ гу они, позабыв с сне, работали всю ночь. Каждый отлично понимал, что вылет самолета зависит от него, от того, на­ сколько быстро и хорошо будет подготов­ лена материальная часть. Порой после стремительного боя, одер­ жав победу над врагом, наши северомор­ ские соколы возвращались на родной аэродром с сотнями пробоин. Эти самолеты нуж но было ремонтировать, причем ремон- Я О Б С Л У Ж И В А Л С АМ О Л Е Т Г Е РО Я тировать скоро — обстановка требова­ ла, чтобы наши «ястребки» как можно чаще взлетали в воздух. А это зависело от технического состава. Экипаж Данилова трудился безусталл — ведь и от наше­ го труда зависела победа. Все знали, что труд авиаторов — частица груда всей Советской страны, всего народа в его тя­ желой и благородной борьбе за победу. Отлично готовил технику & полетам младший сержант Гордеев — механик по вооружению. Пулеметы, подготовленные им, метко стреляли по фашистским само­ летам, не один вражеский хищник нашел себе могилу в холодных волнах Баренце­ ва моря, скошенный пулей, направленной из пулемета, который подготовили забот­ ливые руки сержанта Гордеева. Авиамеханик Литвин за короткий срок обслужил сто шестнадцать боевых выле­ тов, а старший сержант Каштарьянц в день готовил по четыре-пять самолетов. Горячев было время! Над аэродромом нередко появлялись вражеские бомбарди­ ровщики. Но к под огнем врага мы не прекращали работу. Все помыслы тех­ нического состава были направлены к од­ ному — быстро и качественно подгото­ вить боевые машины, чтобы они, взвив­ шись в воздух, могли уничтожать врага. Я обслуживал самолет Героя Советского Союза Коваленко. Это был отличный лет­ чик. Он мастерски громил врага, вылетал на самые сложные и ответственные зада­ ния. Герой всегда высоко ценил нашу работу, повторяя слова Б. Ф. Сафонова о том, что победа в воздухе куется на зем­ ле. Вообще в нашей части все летчики исключительно хорошо относились к нам. Взять хотя бы Героя Советского Союза Сгибнева. Часто, возвратившись из жар­ кого боя, он не отходил от самолета, пока его не приготовят к очередному боевому вылету. При этом Сгибнев не был про­ стым наблюдателем, а сам работал вместе с техниками и механиками. Мы тоже горячо любили своих летчи­ ков, с нетерпением ждали их возвраще­ ния, каждый беспокоился: как там в воз­ духе? Велико было горе, если кто-нибудь не возвращался. Суровыми становились лица, руки еще сильней сжимали инстру­ мент. Работали еще злее, еще упорнее. Но велика была и радость победы. С каким восторгом мы слушали рассказы летчиков о сбитых самолетах противни­ ка! Чувствовали, что в боевых делах истребителей есть частица и нашей рабо­ ты, нашего труда. Награждая геросв-летчиков, правитель­ ство высоко оценило и труд их помощни­ ков. Одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза Н. А. Коваленко весь технический экипаж его самолета был награжден орденами Красной Звезды. Теперь требования к нам еще более повысились. За реактивными истребите­ лями нужен повседневный внимательный уход. А чтобы отлично готовить самоле­ ты к полетам, надо в совершенстве, до мельчайших подробностей знать материаль­ ную часть, уметь обслуживать се в любых условиях. Технический состав нашей ча­ сти твердо запомнил это. Молодые матро­ сы настойчиво изучают приборы и меха­ низмы. в этом им помогают более опыт­ ные специалисты, прошедшие большую школу жизни. У нас есть немало отлични­ ков боовой и политической подготовки. Среди них гвардии старший сержант Са­ довский и гвардии матрос Елизаров. Есть целые отличные экипажи. Например, экипаж, в котором служит тов. Саль­ ников. Это — передовые воины, они всегда безукоризненно готовят самолеты, ночыо п днем, не считаясь с личным временем, обслуживают боевую технику. Мы, ветераны, свято бережем в памяти все, что пришлось увидеть в годы войны. Мы помним о подвигах героев-летчиков, храним воспоминания о том, как труди­ лись на заснеженных аэродромах наши товарищи по оружию — техники и меха­ ники самолетов. Эти дни, дни напряжен­ ной работы, когда приходилось преодоле­ вать огромные трудности, никогда не из­ гладятся в памяти. Я часто рассказываю своим младшим товарищам о том, как действовали мы в дни войны. Они, затаив дыхание, слу­ шают об этом. II по тому, как горят их молодые глаза, как напряжены лх от­ крытые смелые лица, я вижу, что это — младшие братья героев войны, что, если прикажет Родина, они выполнят любой приказ, будут так же не спать сутками, чтобы самолеты, подготовленные ими, в бою действовали отлично, разили врага без промаха, наверняка. Если агрессоры вздумают напасть па наше- великое Отечество трудящихся, краснозвездные стальные птицы мгновен­ но вылетят в бой. Стремительная атак г. истребителей будет обеспечена безукор»п- неиной работой техников и механиков. Мы помним годы войны п сейчас ста­ раемся работать так, как действовали на ши товарищи в суровые военные годы. Гвардии старшина сверхсрочном . службы С. БОРИЧЕВ. . ■ » • . * •‘ , 'Г mm у*' ■ • у А'-:' * ' ?'д- ч. ■% *■ После полета. Авиационные специалисты Ю. Шаболдас и В. Шевченко за осмотром самолета. Машина в полной исправности и готова к новым полетам. Это результат тщательного и любовного ухода воинов з а техникой. Фото И. Тимченко. Машина всегда в боевой готовности Большие л почетные обязанности выполняют авиационные специалисты. Они постоянно содержат технику в боевой готовности. Заслуженным уважением и авторитетом пользуются среди личного состава под­ разделении техник самолета техник-лейтенант Зюзя и механик сержант Вылегжанин. Их самолет находится всегда в боевой готовности. Не раз командир подразделения ставил этих воинов в пример другим авиаторам за образцовое отношение к служеб­ ным обязанностям, за отличное содержание авиационной техники. Воодушевленные благородным патриотическим стремлением быть достойными защитниками нашей любимой Родины, комсомольцы-отличники Зюзя и Вылегжанин не жалеют усилий для неустанного совершенствования своих навыков. Много твор­ ческой инициативы п находчивости проявляют они при подготовке материальной части, при обслуживании полетов. Летчики подразделения говорят о них, что пос­ ле рапорта техника о готовности самолета к полету можно с уверенностью сказать, что любое задание командования будет выполнено отлично. И это действительно так. При подведении итогов работы за месяц инженер отметил высокую вы­ учку экипажа. При большом напряжении в работе самолета не было ни одной ми­ нуты простоя по вине техника Зюзи и механика Вылегжанина. Успехи не пришли сами собой, они завоевывались повседневно и настойчиво, с самого момента полу­ чения ими боевой машины. На вопрос, как вы добились образцовых результатов в боевой подготовке, техник-лейтенант Зюзя отвечает, что в первую очередь у каждого авиатора должно быть чувство ответственности за порученное дело, ведь всем известно также, что успех в освоении и сбережении современной авиационной техники возможен при соблюдении строгой воинской дисциплины и порядка. И не маловажную роль в практической деятельности авиационного специалиста играет то, что мы порой на­ зываем мелочью. Самолет имеет одну особенность, отличающую его от наземных, надводных и подводных боовых средств. Здесь все должно быть подготовлено весьма и весьма тщательно. На самолете исправить ошибку технического состава в воздухе почти невозможно. Поэтому технпкп и механики при подготовке самолета должны быть особенно бдительными. В деятелиностн авиационного техника пет мелочей, здесь необходима четкость при осмотре и подготовке самолета к полетам п умение быстро устранять малейшие неисправности. Важное значение имеет поддержание порядка на стоянке, образцо­ вое содержание инструмента и ведение документации. Нельзя забывать и о теоре­ тических вопросах. Для повышения теоретических знаний надо использовать все возможности как на стоянке, так и в классе и в свободное от службы время. Комсомольцы-отличники Зюзя и Вылегжанин показывают личный пример уме­ лой эксплуатации и правильного сбережения дорогостоящей авиационной техники. Старший лейтенант В. ПЫХТИН. Т ё м н о й н о ч ь ю . Сложный полет обеспечен Близптс.я зима. У авиа­ торов сейчас идет напря­ женная райота — ночные полеты в зимних условиях гораздо сложнее, чем лет­ ние. Теперь работать нуж­ но с еще большим напря­ жением, еще более внима­ тельно. Часто приходится нам готовить самолеты ночью. Это очень ответст- венная работа. Позабудет что-нибудь механик, и сор­ вется выполнение задачи летчиком. Забывчивости, ослабления внимания не должно быть в подготовке машины к вылету. Меха­ ник должен все знать, все помнить. Его обязанность — подготовить боевую ма­ шину так, чтобы в воздухе она действовала безотказ­ но. Каждый полет — вы ­ полнение боевой задачи. Ведь в бою все зависит от того, как подготовлена к стремител ьпым действ иям осевая техника. Поэтому и сейчас, в мирное время, ме­ ханики нашей части учат­ ся действовать, как в бою. Они знают, что от их ра­ боты зависит не только ус­ пех решения задачи, но и жизнь летчика. Технический экипаж са­ молета — это люди, обес­ печивающие выполнение задачи, стоящей перед летчиком, первые его по- мащннки. Болес того, тех­ ники и механики — это чуткие врачи, всегда заме­ чающие любой дефект в работе топ или иной дета­ ли. Поэтому мы всегда в. 1 .»?:, 1 гелшо глчи;;.\. мате­ риальную часть к полету. Над аэродромом сгусти­ лись сумерки. Только го­ рят переносные лампы, да поблескивают в просветах между облаками далекие звезды. Старшин сержант Морозов с карманным фо­ нарем в руках обходит са­ молет. Он смотрит, все ли чехлы убраны, проверяет отстой топлива, давление. Все это очень важно, в подготовке самолета к вы­ лету нет мелочей. Матрос Лысаков прове­ ряет освещение кабин, строевые огни и особенно тщательно — приборы. Предстоит слепой полет, летчик не сможет ориенти­ роваться по земле. Единст­ венный указатель его пу­ ти — приборы. Чуть не­ верны их показания, и са­ молет собьется с курса,за­ дача не будет выполнена. Приготовления законче­ ны. Боевая машина выру­ ливает па старт. Валет. И вот уже самолета не вид­ но, только где-то высоко мелькают разноцветные ог­ ни. Мы н е уходим с аэродро­ ма. Ждем, когда самолет вернется с выполнения з а ­ дания. — Интересные у пас обязанности — ждать и провожать, — шутит кто- то из механиков. В этой шутке много жиз­ ненной правды. Техниче­ ский состав несет ответст­ венность па то, как ведет себя техника в воздухе. И поэтому каждую удачу, каждый лромах пилота мы воспринимаем, как овои собственные. Проходит время. Оно, как всегда в ожидании, тянет­ ся медленно. Но вот опять приветливо замигали огонь­ ки на крыльях самолетов. Одна за другой боевые машины идут на посадку. — Техника работала нормально, задание выпол­ нено, — слышим мы от летчика. В этих словах звучит благодарность за нашу работу. Летчики уезжают на от­ дых. Мы остаемся для про­ ведения послеполетного ос­ мотра. Это тоже очень важ ­ ный этап в нашей работе. Светя фонарями, внима­ тельно осматриваем каж­ дый узел и особенно по­ крышки колес, степень пх нагрева после посадки са­ молета. Все в сборе, нет только матроса Сифимсва — отличника боевой и по­ литической подготовки. Он уехал в краткосрочный от­ пуск, которым поощрил во­ ина командир за безупреч­ ную службу. Четко работают Морозов и Лысаков. Они знают: лучше лишний час про­ быть у самолета, чем допу­ стить какой-нибудь, хотя бы п незначительный про­ мах. Близится утро, понемно­ гу рассеивается тьма. Ус­ талые, но довольные своим трудом, техники и механи­ ки уезжают с аэродрома, чтобы, вернувшись сюда, работать еще прилежнее, еще настойчивее. Гвардии техник- лейтенант В. КОНИН. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz