На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
I& На с т р а ж е З а п о л я р ь я 14 сентября 1955 г., № 218 (5370 ). БОЕВЫЕ ПОМОЩНИКИ Л Е Т Ч И К О В Содержать авиационную технику в отличном состоянии и постоянной готовности н полету и бою З а м е ч а н и й не имею! «Победа в воздухе куется и на земле. Я, например, половину сбитых мною са молетов отношу за счет своего техника и моториста». (Дважды Герой Советского Союза Б. Ф. САФОНОВ). Раннее утро на аэродроме. Самолет де лает пробег по дорожке и легко отры вается от земли. Небо закрыто облаками. Трудно в таких условиях вести самолет, много случайностей может встретиться ему на пути. Но сложные приборы дейст вуют безотказно, и машина пробивает об лачность. Пилот и штурман уверены, что и в слепом полете они придут точно в за данный район. В такой момент люди как бы сливаются с приборами управления, чувствуют себя, как единое целое, нераз рывно связапное с самолетом. В полете нет времени для размышле ний. Летчик реактивного самолета должен все делать быстро, решительно. Откажи какая-нибудь, пусть даже незначитель ная, деталь, действия его будут замедле ны. а порой самый маленький винтик может привести к серьезным последстви ям. Вот почему так важно тщательно подготовить к полету механизмы и узлы — боевую машину целиком. Многое здесь зависит от технического экипажа самоле та: техника, механика, мотористов. Возвращаясь из полета, я всегда с удов летворением думаю о своих боевых по мощниках гвардии техник-лейтенанте Белозерове, гвардии матросе Золотареве и многих других. Ведь благодаря пх упор ной кропотливой работе, я успешно вы полняю задания командира. Пе раз при ходилось мне летать в сложных усло виях, в плохую погоду, в полярную ночь. И всегда машина работала безукоризнен но. Не было еще случая, чтобы отказал хотя бы один прибор. В длительном высот ном полете это имеет исключительно важ ное значение. Испортился прибор—значит летчик слеп, он пе выполнит точно в срок боевое задание. Белозеров у нас служит недавно. Сна чала он имел очень мало опыта, но стремление к знаниям, любовь к труду помогли ему стать в число передовых технике®. Молодой гвардеец не боится черновой работы. До всего ему есть дело. Офицер всегда во-время подскажет и по может подчиненному. Когда идет подготов ка к полетам, Белозеров внимательно ос матривает весь самолет. Он хорошо за помнил крылатую фразу: «Победа в воз духе куется и на земле». В годы Великой Отечественной войны особенно ярко проя вилась слаженность действий летчиков и их боовых помощни ков — техников и механиков, которые проводили ночи без сна, на морозе, что бы подготовить само лет к очередному вы лету на боевое задание. С каким волнени ем ждали они «своих» летчиков и, когда те возвращались, первым долгом спраши вали: «Как работала материальная часть?». Пилоты благодарно отвечали: — Замечаний нет, механизмы дейст вовали отлично. Сейчас техника стала сложнее. В ре активном самолете много незаметных, не значительных, на первый взгляд, деталей. И проверять их нужно с особенным вни манием и тщательностью. Здесь необходи мы упорство и кропотливость в работе. Механик самолета не должен ничего ни забывать, ни пропускать. Бдительность — важнейшее условие успеха в работе воина, обслуживающего сложную боевую машину. Гвардии матросу Золотареву7 не раз приходилось работать в тяжелых услови ях. Ночью, в мороз и дождь он готовил самолет к вылету. И какие бы трудности ни стояли перед воином, матрос преодоле вает их настойчиво. Одназкды, готовя самолет к полету. Зо лотарев увидел на площадке пятно гид росмеси. Он насторожился, решил еще раз проверить, не протекает ли шланг. При внимательном осмотре выяснилось, что шланг действительно протекает. Впима- тельный механик сразу же доложил об этом технику самолета. Шланг немедленно замелили. Вылет был обеспечен в срок, все приборы в воздухе работали безупреч но. Много труда в (воспитание молодых воинов вложил техник гвардии капитан Головко, прослуживший на флоте более двадцати лет. Самолеты, обслуживаемые его подчиненными, содержатся в образцо вом состоянии и в любую минуту го товы вылететь на выполнение боевого за- дапия. — Боевая машина всегда должна быть в строю, — часто напоминает Головко воинам. Хорошо работает и группа тов. Лады гина. Однажды воинам было поручено произвести смену двигателя на одном из самолетов. Работа очень сложная, тре бующая лемало сил и времени, а выпол нить се требовалось в кратчайший срок. Преодолевая усталость, авиаторы труди лись, не покладая рук. Двигатель был заменен в срок, работа выполнена с от личным качеством. Сейчас уже близка полярная зима. На чались полеты ночью. Темное время наи более характерно для нашего сурового за полярного края. А полеты в осенне-заи- н и х условиях сопряжены с большими трудностями. В ночном полете летчик полагается на приборы, верит им. Поэто му технический состав должен работать особенно внимательно. Лишняя проверка никогда не (повредит, наоборот, она лиш ний раз вызовет уверенность и у летчи ка и у техника в том, что материальная часть подготовлена надежно, не подведет в сложном полете. ...Идут последние приготовления. Прове ряю еще раз арматуру. Фонарь закрыт. Добро на взлет, и мой самолет плавна бежит по взлетной дорожке. Секунда, и он отрывается от земли. Все больше и больше высота. Вот уже не видно земли. Все вокруг, к м в тумане, — это облака. Путь впереди большой, напряженный, но беспокоиться не стоит: приборы, не раз проверенные в полетах, и на этот раз работают безотказно. Возвращаюсь па аэродром. Из кабины через фонарь вижу своего техника и ме ханика. На их лицах вопрос: как работа ла техника, все ли в порядке. К самолету приставляют длинный лег кий трап, спускаюсь по нему п. доволь ный удачным полетом, говорю: — Замечаний по работе материальной части не имею! Лица авиаторов светлеют. Они тоже до вольны — трудились и сегодня, как всегда, с полным напряжением сил и энергии. По команде мы. летчики, уезжаем от дыхать. а наши боевые помощники оста ются на аэродроме — нм предстоит еще провести послополетный осмотр самолетов. Скромен, не заметен на первый взгляд труд технического состава, но этот труд обеспечивает успех наших действий в воздухе. Летчик и техник — одно, нераз рывное целое. Плохая работа механика скажется и па действиях пилота. Хорошо подготовлен самолет, значит, в воздухе он будет послушен воле летчика, не от- калгет в бою. Лучшая награда для техни ческого состава — слова летчика, возвра тившегося из сложного полета: — Замечаний не имею! В этих словах все: и гордость за отече ственную авиационную технику, и благо дарность за отличную подготовку мате риальной части своими боевыми помощ никами— скромными людьми, делающими работу исключительной важности. Гвардии капитан А. САМАРИН, классный летчик. Передовые авиаторы матросы Л. Малинаускас и П. Мель ник за предполетным осмотром самолета. Фото И. Тимченко. С ЧУВСТВОМ ЛИЧНОИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Для выполнения летного задания необходима четкая работа боевой техники в воздухе в любых метеорологиче ских условиях. При подготовке материальной части боль шое внимание нужно уделять всем агрегатам машины, не подразделяя пх на более и менее важные. В авиации лет мелочей: все является важным, нужным; все решает успех полета и боя. В один из дней, когда шла подготовка материальной ча сти к полетам в сложных метеоусловиях, офицер после по строения собрал личный состав звена для того, чтобы от дать последние указания к предстоящим полетам. Он сказал, на что обратить особое внимание, так как некоторым лет чикам предстояло вылетать впервые в сложных условиях. С чувством личной ответственности технический состав, прилагая все усилия, трудился над подготовкой материаль ной части к полетам. Особенно о т ли чи ли с ь авиаспециалисты Леонов, Олейников, Бердников, Протченко и другие. В ре зультате четкой работы умелых специалистов авиаторы ус пешно выполнили задачу. Сержант В. КЛЮЧНИКОВ. г В отличном подразделении После напряженного трудового дня авиаторы отдыхали. В казарму вошел командир и сказал, что требуется вы полнить срочное л ответственное зада ние. — Разрешите мне? — попросил офи цера сержант Солодкий. Командир, не задумываясь, поручил ему выполнить это задание. Он знал, что умелый авиатор справится с зада чей аккуратно и точно в срок. Волн подошел к машине, опробовал работу механизмов. Через пять минут после отдачи приказания автомашина плавно двинулась с места. Работать сержанту Солодкому приш лось всю ночь. Хотелось спать, чувство валась усталость, но воин стойко пере нес все трудности. За умелое выполнение задания коман дир поощрил авиатора. Когда смотришь на отличника боевой и политической подготовки сержанта Солодкого, и в этом умелом специали сте, закаленном в учебных буднях, не узнаешь того робкого любознательного паренька, только что пришедшего слу жить на флот. Часто на пути Солодкого к знаниям встречались трудности, но он преодо левал их упорством. Этому учили вои на старшие товарищи, командир. С каждым днем повышались знания воина по специальности, вместе с этим формировался его характер, приобрета лись такие ценные качества, как испол нительность, организованность, высокая дисциплинированность. Успехи воина в учебе л службе, уме ние передавать свои знания сослужив цам не остались незамеченными. Ему было поручено воспитывать и обучать товарищей. Это нелегкое дело. Но при мерный вони горячо взялся за выполне ние новых, ответственных обязанно стей. Прежде всего он сам стремился ни в чем не отступать от требований устава. Молодой командир не ослаблял требовательности и по отношению к своим подчиненным. Вскоре его подраз деление стало передовым. ...После выполнения задания • сер жант Солодкий разделся и лег отдох нуть. Через короткое время он уже был на аэродроме, там работали подчинен ные. Из кабины с ветошью в руках вы шел шофер и стал стирать пыль. — Что, не сумел во-время почистить машину? — спросил его сосед. — Такой уж Коломиец. Не терпит, когда даже пылинка на машине, — от ветил за шофера другой воин. Матрос Коломиец любит порядок и чи стоту. Технику он всегда тщательно го товит к действию, проверяет, осматри вает. Грамотная эксплуатация техни ки всегда позволяет ему безупречно вы полнять своп обязанности. Но приказанию офицера топливоза правщики раз’езжаюгея по самолетам. Четко работает отличник боевой и по литической подготовки матрос Коломи ец. Вот он под’езжает к самолету, строго по инструкции заправляет са молет п от’езжает к другим. Так в на пряженном труде незаметно проходит ра бочий день. За четкое обеспечение полетов коман дир большой группе шоферов об’явил благодарность. В числе их сержант Со лодкий и матрос Коломиец. Не только в этот день, а -всегда под разделение, где служит сержант Солод кий. качественно и своевременно обес печивает полеты, прочно держит за со бой славу отличного подразделения. Старший сержант А. ЛИХОГУБ. П О М Н И М Г О Д Ы в о й н ы За год до начала Великой Отечествен ной войны я пришел служить на Север ный флот. Перед авиационной частью, куда я был направлен, стояла трудная л ответственная задача — изучить новую для того времени материальную часть са молета «П-16». Потрудиться пришлось немало, но в короткий срок воины ус пешно выполнили приказ. Летчики от лично решали учебные задачи, техники и мотористы уверенно готовили самолеты к полетам. Началась Великая Отечественная война. Теперь уже нам нужно было готовить са молеты не для учебных целей, а для боев с коварным, сильным и хитрым врагом. Десятки летчиков нашей части покрыли себя неувядаемой сларой, многие уже в пер вые месяцы войны получили звания Ге роев Советского Союза, а прославленный североморец Б. Ф. Сафонов был удостоен этого звания дважды. Много приходилось работать в то время нам, техникам и ме ханикам самолетов. Иногда мы не спали по нескольку ночей подряд — самолеты вылетали в воздух непрерывно, нужно было их быстро и тщательно готовить к полетам. Никогда не забуду авоих боевых това рищей: техника самолета лейтенанта Да нилова, механика старшего сержанта Нау- мана. Это были люди с железной волей, руки их привыкли к упорному, кропотли вому труду. Часто после напряженного трудового дня под открытым небом в пур гу они, позабыв с сне, работали всю ночь. Каждый отлично понимал, что вылет самолета зависит от него, от того, на сколько быстро и хорошо будет подготов лена материальная часть. Порой после стремительного боя, одер жав победу над врагом, наши северомор ские соколы возвращались на родной аэродром с сотнями пробоин. Эти самолеты нуж но было ремонтировать, причем ремон- Я О Б С Л У Ж И В А Л С АМ О Л Е Т Г Е РО Я тировать скоро — обстановка требова ла, чтобы наши «ястребки» как можно чаще взлетали в воздух. А это зависело от технического состава. Экипаж Данилова трудился безусталл — ведь и от наше го труда зависела победа. Все знали, что труд авиаторов — частица груда всей Советской страны, всего народа в его тя желой и благородной борьбе за победу. Отлично готовил технику & полетам младший сержант Гордеев — механик по вооружению. Пулеметы, подготовленные им, метко стреляли по фашистским само летам, не один вражеский хищник нашел себе могилу в холодных волнах Баренце ва моря, скошенный пулей, направленной из пулемета, который подготовили забот ливые руки сержанта Гордеева. Авиамеханик Литвин за короткий срок обслужил сто шестнадцать боевых выле тов, а старший сержант Каштарьянц в день готовил по четыре-пять самолетов. Горячев было время! Над аэродромом нередко появлялись вражеские бомбарди ровщики. Но к под огнем врага мы не прекращали работу. Все помыслы тех нического состава были направлены к од ному — быстро и качественно подгото вить боевые машины, чтобы они, взвив шись в воздух, могли уничтожать врага. Я обслуживал самолет Героя Советского Союза Коваленко. Это был отличный лет чик. Он мастерски громил врага, вылетал на самые сложные и ответственные зада ния. Герой всегда высоко ценил нашу работу, повторяя слова Б. Ф. Сафонова о том, что победа в воздухе куется на зем ле. Вообще в нашей части все летчики исключительно хорошо относились к нам. Взять хотя бы Героя Советского Союза Сгибнева. Часто, возвратившись из жар кого боя, он не отходил от самолета, пока его не приготовят к очередному боевому вылету. При этом Сгибнев не был про стым наблюдателем, а сам работал вместе с техниками и механиками. Мы тоже горячо любили своих летчи ков, с нетерпением ждали их возвраще ния, каждый беспокоился: как там в воз духе? Велико было горе, если кто-нибудь не возвращался. Суровыми становились лица, руки еще сильней сжимали инстру мент. Работали еще злее, еще упорнее. Но велика была и радость победы. С каким восторгом мы слушали рассказы летчиков о сбитых самолетах противни ка! Чувствовали, что в боевых делах истребителей есть частица и нашей рабо ты, нашего труда. Награждая геросв-летчиков, правитель ство высоко оценило и труд их помощни ков. Одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза Н. А. Коваленко весь технический экипаж его самолета был награжден орденами Красной Звезды. Теперь требования к нам еще более повысились. За реактивными истребите лями нужен повседневный внимательный уход. А чтобы отлично готовить самоле ты к полетам, надо в совершенстве, до мельчайших подробностей знать материаль ную часть, уметь обслуживать се в любых условиях. Технический состав нашей ча сти твердо запомнил это. Молодые матро сы настойчиво изучают приборы и меха низмы. в этом им помогают более опыт ные специалисты, прошедшие большую школу жизни. У нас есть немало отлични ков боовой и политической подготовки. Среди них гвардии старший сержант Са довский и гвардии матрос Елизаров. Есть целые отличные экипажи. Например, экипаж, в котором служит тов. Саль ников. Это — передовые воины, они всегда безукоризненно готовят самолеты, ночыо п днем, не считаясь с личным временем, обслуживают боевую технику. Мы, ветераны, свято бережем в памяти все, что пришлось увидеть в годы войны. Мы помним о подвигах героев-летчиков, храним воспоминания о том, как труди лись на заснеженных аэродромах наши товарищи по оружию — техники и меха ники самолетов. Эти дни, дни напряжен ной работы, когда приходилось преодоле вать огромные трудности, никогда не из гладятся в памяти. Я часто рассказываю своим младшим товарищам о том, как действовали мы в дни войны. Они, затаив дыхание, слу шают об этом. II по тому, как горят их молодые глаза, как напряжены лх от крытые смелые лица, я вижу, что это — младшие братья героев войны, что, если прикажет Родина, они выполнят любой приказ, будут так же не спать сутками, чтобы самолеты, подготовленные ими, в бою действовали отлично, разили врага без промаха, наверняка. Если агрессоры вздумают напасть па наше- великое Отечество трудящихся, краснозвездные стальные птицы мгновен но вылетят в бой. Стремительная атак г. истребителей будет обеспечена безукор»п- неиной работой техников и механиков. Мы помним годы войны п сейчас ста раемся работать так, как действовали на ши товарищи в суровые военные годы. Гвардии старшина сверхсрочном . службы С. БОРИЧЕВ. . ■ » • . * •‘ , 'Г mm у*' ■ • у А'-:' * ' ?'д- ч. ■% *■ После полета. Авиационные специалисты Ю. Шаболдас и В. Шевченко за осмотром самолета. Машина в полной исправности и готова к новым полетам. Это результат тщательного и любовного ухода воинов з а техникой. Фото И. Тимченко. Машина всегда в боевой готовности Большие л почетные обязанности выполняют авиационные специалисты. Они постоянно содержат технику в боевой готовности. Заслуженным уважением и авторитетом пользуются среди личного состава под разделении техник самолета техник-лейтенант Зюзя и механик сержант Вылегжанин. Их самолет находится всегда в боевой готовности. Не раз командир подразделения ставил этих воинов в пример другим авиаторам за образцовое отношение к служеб ным обязанностям, за отличное содержание авиационной техники. Воодушевленные благородным патриотическим стремлением быть достойными защитниками нашей любимой Родины, комсомольцы-отличники Зюзя и Вылегжанин не жалеют усилий для неустанного совершенствования своих навыков. Много твор ческой инициативы п находчивости проявляют они при подготовке материальной части, при обслуживании полетов. Летчики подразделения говорят о них, что пос ле рапорта техника о готовности самолета к полету можно с уверенностью сказать, что любое задание командования будет выполнено отлично. И это действительно так. При подведении итогов работы за месяц инженер отметил высокую вы учку экипажа. При большом напряжении в работе самолета не было ни одной ми нуты простоя по вине техника Зюзи и механика Вылегжанина. Успехи не пришли сами собой, они завоевывались повседневно и настойчиво, с самого момента полу чения ими боевой машины. На вопрос, как вы добились образцовых результатов в боевой подготовке, техник-лейтенант Зюзя отвечает, что в первую очередь у каждого авиатора должно быть чувство ответственности за порученное дело, ведь всем известно также, что успех в освоении и сбережении современной авиационной техники возможен при соблюдении строгой воинской дисциплины и порядка. И не маловажную роль в практической деятельности авиационного специалиста играет то, что мы порой на зываем мелочью. Самолет имеет одну особенность, отличающую его от наземных, надводных и подводных боовых средств. Здесь все должно быть подготовлено весьма и весьма тщательно. На самолете исправить ошибку технического состава в воздухе почти невозможно. Поэтому технпкп и механики при подготовке самолета должны быть особенно бдительными. В деятелиностн авиационного техника пет мелочей, здесь необходима четкость при осмотре и подготовке самолета к полетам п умение быстро устранять малейшие неисправности. Важное значение имеет поддержание порядка на стоянке, образцо вое содержание инструмента и ведение документации. Нельзя забывать и о теоре тических вопросах. Для повышения теоретических знаний надо использовать все возможности как на стоянке, так и в классе и в свободное от службы время. Комсомольцы-отличники Зюзя и Вылегжанин показывают личный пример уме лой эксплуатации и правильного сбережения дорогостоящей авиационной техники. Старший лейтенант В. ПЫХТИН. Т ё м н о й н о ч ь ю . Сложный полет обеспечен Близптс.я зима. У авиа торов сейчас идет напря женная райота — ночные полеты в зимних условиях гораздо сложнее, чем лет ние. Теперь работать нуж но с еще большим напря жением, еще более внима тельно. Часто приходится нам готовить самолеты ночью. Это очень ответст- венная работа. Позабудет что-нибудь механик, и сор вется выполнение задачи летчиком. Забывчивости, ослабления внимания не должно быть в подготовке машины к вылету. Меха ник должен все знать, все помнить. Его обязанность — подготовить боевую ма шину так, чтобы в воздухе она действовала безотказ но. Каждый полет — вы полнение боевой задачи. Ведь в бою все зависит от того, как подготовлена к стремител ьпым действ иям осевая техника. Поэтому и сейчас, в мирное время, ме ханики нашей части учат ся действовать, как в бою. Они знают, что от их ра боты зависит не только ус пех решения задачи, но и жизнь летчика. Технический экипаж са молета — это люди, обес печивающие выполнение задачи, стоящей перед летчиком, первые его по- мащннки. Болес того, тех ники и механики — это чуткие врачи, всегда заме чающие любой дефект в работе топ или иной дета ли. Поэтому мы всегда в. 1 .»?:, 1 гелшо глчи;;.\. мате риальную часть к полету. Над аэродромом сгусти лись сумерки. Только го рят переносные лампы, да поблескивают в просветах между облаками далекие звезды. Старшин сержант Морозов с карманным фо нарем в руках обходит са молет. Он смотрит, все ли чехлы убраны, проверяет отстой топлива, давление. Все это очень важно, в подготовке самолета к вы лету нет мелочей. Матрос Лысаков прове ряет освещение кабин, строевые огни и особенно тщательно — приборы. Предстоит слепой полет, летчик не сможет ориенти роваться по земле. Единст венный указатель его пу ти — приборы. Чуть не верны их показания, и са молет собьется с курса,за дача не будет выполнена. Приготовления законче ны. Боевая машина выру ливает па старт. Валет. И вот уже самолета не вид но, только где-то высоко мелькают разноцветные ог ни. Мы н е уходим с аэродро ма. Ждем, когда самолет вернется с выполнения з а дания. — Интересные у пас обязанности — ждать и провожать, — шутит кто- то из механиков. В этой шутке много жиз ненной правды. Техниче ский состав несет ответст венность па то, как ведет себя техника в воздухе. И поэтому каждую удачу, каждый лромах пилота мы воспринимаем, как овои собственные. Проходит время. Оно, как всегда в ожидании, тянет ся медленно. Но вот опять приветливо замигали огонь ки на крыльях самолетов. Одна за другой боевые машины идут на посадку. — Техника работала нормально, задание выпол нено, — слышим мы от летчика. В этих словах звучит благодарность за нашу работу. Летчики уезжают на от дых. Мы остаемся для про ведения послеполетного ос мотра. Это тоже очень важ ный этап в нашей работе. Светя фонарями, внима тельно осматриваем каж дый узел и особенно по крышки колес, степень пх нагрева после посадки са молета. Все в сборе, нет только матроса Сифимсва — отличника боевой и по литической подготовки. Он уехал в краткосрочный от пуск, которым поощрил во ина командир за безупреч ную службу. Четко работают Морозов и Лысаков. Они знают: лучше лишний час про быть у самолета, чем допу стить какой-нибудь, хотя бы п незначительный про мах. Близится утро, понемно гу рассеивается тьма. Ус талые, но довольные своим трудом, техники и механи ки уезжают с аэродрома, чтобы, вернувшись сюда, работать еще прилежнее, еще настойчивее. Гвардии техник- лейтенант В. КОНИН. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz