На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
На с т р а ж е З а п о л я р ь я 4 сентября 1955 г., N° 210 (5362). к р е й с е р с т р е л я л о т л и ч н о Из o n b i ma п а р ш и й н о ^ п о л и ш и ч е с к о й р а б о т bi К ак уж е сообщалось в нашей газете, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом поощрил членов экипаж а крейсера Н. за меткую стрельбу. Этой чести удостоены офицеры Соломаха и Леонов, получившие ценные подарки. Весь личный состав отмечен благодарностью . Некоторые моряки артиллерийского подразделения премированы. Много трудностей встретилось экипаж у з а время длительного плавания. Но трудности отступили перед выдержкой, настойчивостью и умением моряков, их стремлением во что бы то ни стало отлично выполнить задачи. Конкретная помощь командиру Успех дела зависел от того, насколько каждый член экипажа усвоит свои обя занности в предстоящем походе, как под готовит себя и материальную часть. По этому командир корабля собрал офицеров и довел до них план учений. Затем- <ш выступил перед личным составом и ука зал. что решение огневой задачи — дело не только артиллеристов, но и всех чле нов экппали, дело каждого матроса, стар шины и офицера. На партийном собрании командир призвал всех коммунистов по казывать пример в работе на боевых по стах, в выполнении приказов, распоряже ний, инструкций и корабельных правил. В активную подготовку к стрельбам включился весь коллектив корабля. Большую роль сыграла партийно-полити- ческая работа, ее целеустремленный и мобилизующий характер. Политработники, партийная и комсомольская организации раз’ясняли личному составу важность по ставленной задачи, призывали моряков отличным выполнением стрельб ознамено вать XX с’езд КПСС. Политработники, партийные и комсо мольские активисты, агитаторы, беседуя с моряками, выпуская стенные и радио газеты, оформляя наглядную агитацию, не ограничивались только перечи слением обязанностей того или иного ма троса, старшины, а добивались, чтобы каждый моряк ясно представил, как по ступать ему в том или ином случае. С этой целью подробно были разобраны при чины всех задержек и неисправностей в работе материальной части и оплошности в действиях личного состава, имевшие место в прошлом. Для примера возьмем артиллерийское подразделение корабля. Перед матросами башен главного калибра выступил их командир — коммунист. Офицер привел факты упущений и ошибок, наблюдав шиеся на прошлых стрельбах, сказал, ка кие из них нужно извлечь уроки... Много раз проверяли работу матери альной части подчиненные старшины 2 статьи Анохина. Но тренировки, осмотр и проворачивание механизмов — это од но. Другое — практическая стрельба. Не исключена, например, возможность неза- мыкания электрической цепи прибойни ка. если, конечно, слабо подготовишь ее к действию, как случилось на одной из стрельб. Моряки не растерялись, когда произо шла задержка. Они быстро перешли на действие" вручную, и орудие сделало все го лишь один пропуск. Но можно было избежать и его, если бы все до мельчай ших деталей подготовить к выполнению огневой задачи. На той же стрельбе произошел и дру гой поучительный случай. Пз погреба в башню поступил поданный элеватором заряд. Его быстро подхватил заряжаю щий. Он ловко развернул заряд и, ста раясь извлечь содержимое из футляра, как всегда, с силой потянул за лямку, прикрепленную к крышке. Неожиданно лямка оборвалась. Не растерявшись, воин моментально отодрал крышку патрона пальцами. Темп стрельбы не был сни жен, пропуска удалось избежать. Но ведь и здесь можно было обойтись без заминки. Все зависело от воинов ар тиллерийского погреба, которые готови ли боезапас к стрельбам. Они не сняли мастику с одного из зарадов. — Нельзя пренебрегать никакими «ме лочами», — продолжал офицер. — У нас отдельные замочные вставляют трубки выпачканными в масле руками. К чему может привести такой, на первый взгляд, незначительный недостаток? К разрыву электроцепи в момент стрельбы, к про пуску. Некоторые наши матросы при осмотре материальной части не обращают внимания на крепление шплинтов и дру гих «мелких» деталей. Это плохо. Немало таких фактов в службе ар тиллеристов. Всех не припомнишь. В данном случае приходят на помощь жур налы, которые ведутся в группах и командах по инициативе некоторых моло дых офицеров. В них учитываются все до одной задержки, встречающиеся на уче ниях. Пз них-то и черпали материал коммунисты. Вот что рассказал один пз активистов в беседах с воинами. Шла стрельба. За мочный матрос Трофименко сильно волно вался. Он неплохо знал свое дело, но у него не хватало выдержки, уверенности. Еще не поступила команда, как он уже поставил сообщитель на «товсь»У В ре зультате замок закрылся неплотно, элек троцепь оказалась разомкнутой. Выстрела не произошло. — Особое внимание надо обращать на четкость команд и докладов, — продол жал активист. — Какие уроки имеются у нас на этот счет? Однажды, выполняя вводную, моряки перевели на ручное действие вместо зарядного элеватора сна рядный. Причина — неразборчивая по дача команды. В другой раз молодой те лефонист матрос Истомин по невнима тельности исказил команду. Благодаря помощи коммунистов и ком сомольцев командир добился того, что каждый моряк в течение всего плавания ясно представлял свои обязанности, зада чи своего отделения, подразделения и экипажа в целом. На корабле была хорошо поставлена информация. Моряки своевременно узна вали, какие задачи решены тем или иным подразделением и с какой оценкой. Однако для того, чтобы образцово ре шить учебно-боевые задачи, недостаточно только знать их, иметь хорошую физиче скую закалку, высокую подготовку по специальности. Необходимы еще сильный моральный дух, неукротимая воля к побе де, решимость во что бы то ни ста ло стойко преодолеть все трудности. Эти ми качествами обладал личный состав крейсера. Воодушевленные историческими решениями июльского Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР, моряки стремились ознаменовать поход новыми достижениями в честь XX с’езда Коммунистической партии. Вот боевой пост старшины 2 статьи Те рентьева. Матросы разобрали и просуши ли стреляющее приспособление, много раз Проверили обтюрацию замка, действие противооткатного приспособления и т. д. Здесь полностью отработали взаимозаме няемость номеров. Мысленно перенесемся на заведывания подчиненных мичмана Агапова. Вместе с командирами отделений тов. Агапов лично проверил на боевых постах все до мело чи, вплоть до каждого контакта, пру жинки и других простейших устройств. Так же старательно готовили технику к плаванию и остальные моряки корабля. На боевых постах Если спросите у старшины 2 статьи Явана Мирошниченко, как работал лич ный состав его боевого поста в походе, он ответит: — Как работали? Поступила команда включить прибор — включили, поступили целеуказания — выработали данные для стрельбы. Когда комендоры начали стре лять, мы продолжали обеспечивать вы полнение задачи. Вот и все. И в самом деле, что еще можно доба вить к сказанному? Задержек в работе материальной части не было. Все номер ные выполняли свои обязанности строго по инструкции, данные вырабатывались точные. — Да, — говорит тов. Мирошниченко, — на первый взгляд все кажется неслож ным. Смотришь на работу матросов со стороны и думаешь: видимо, для них не составляет особой трудности постоянно совмещать стрелки приборов, внимательно слушать ж точно исполнять команды. Как будто они только сейчас встали на вахту, и за плечами у них нет многих часов по хода, частых тревог, корабельных работ. Как же достигнута такая четкость в об служивании техники? «...Успех боя решают люди, — думал коммунист Иван Мирошниченко, когда уз нал о предстоящем плавании. — Тех ника у нас отличная, надежная. А все- таки без умелых человеческих рук, горя чего сердца она мертва... Люди, первоклас сные специалисты — вот главное... Их надо готовить, воспитывать». И перед мысленным взором активиста вставали воины с различными характера ми, знаниями. Вот матрос Сергеи Иванни ков. 0 нем можно с уверенностью ска зать, что он не подведет. Комсомолец Шпини ков полностью подготовлен к заме не своего командира поста старшины 2 статьи МиЕюшниченко. И случись, к пш - меру, что старшина сегодня пойдет не в море, а в запас, матрос примет на ссбя его обязанности и успешно справится с ними. На Сергея Иванникова надеяться можно. Не ошибешься, если поставишь его в пример молодежи. Другим является матрос Олег Майзлик. Хотя он тоже комсомолец, в учебе рвения до этого не проявлял, с ленцой изучал материальную часть, в устранении даже простейших задержек зачастую прибегал к помощи товарищей. Потдебовалось как-то подремонтировать усилители и заменить лампы в приборе. Любознательный моряк за это немудрое дело взялся бы сам, без напоминания, и он постарался бы «доко паться до истины», во что бы то ни стало научиться этому несложному ма стерству. Майзлик же, имевший некоторые знания и навыки, не нашел иного выхода из положения, как попросить сослуживцев произвести регулировку усилителей и за мену ламп. В индивидуальных беседах с матросом Майзликом агитатор Мирошниченко раз’- яснял ему требования устава. Он напом нил сослуживцу, что каждый матрос обя зан глубоко закреплять в памяти в о, чему учат его начальники, настоПчпво изучать военное, дело, быть исполнитель ным. Агитатор также сказал Майзлику, что образцово выполнять воинский долг его обязывает Устав ВЛКСМ, поставил в прпмер таких комсомольцев, как Сергей Иванников, старшина 1 статьи Отроигн- ко, которому была посвящена листовка политотдела, п другие. Еще более «тонкий» п чуткий подход нужен был к старшему матросу Цу канову. Этот воин не первый год слу жит на корабле и сделал немало хорошего. На приборе, который находится в зага дывании моряка, раньше работал другой специалист. Уходя с крейсера, он оставил механизм в плохом состоянии. Старший матрос устранил недостатки своими силами. Теперь прибор действует безуко ризненно. Сейчас Цуканов на вверен ной ему станции может произвести мно гие раооты в полной темноте, наощупь. Специалист хороший, а вот с поведе нием па берегу у Цуканова дела плохи. Од нажды он вьгппл немного, потом еще. За тем пошло и пошло... В результате моряк грубо нарушил общественный порядок, по пал в комендатуру, а затем был лишен звания отличника осевой и политической подготовки и классного специалиста. Цу канова исключили в те дни из комсомола. Тяжелое время переживал Евгении Цу канов. Он многое передумал, многсе «улеглось» в его сердце, но кге-что оста валось неясным. Это неясное будоражило мысли, отвлекало ст основного — от службы. Беседуя с Цукановым, агитатор комму нист Мирошниченко учитывал все это. — Как вы смотрите на решение комсо мольской организации? — спрашивал коммунист, имея в виду исключение вои на из комсомола. — Как тут смотреть? Правильно нака зали, здорово... Наказали. А разве это решение — только наказание? Нет. Главная его цель — воспитательная. Об этом многие гово рили на собраний. Но воин, видимо, вос принял только одну сторону взыскания. Поэтому коммунист раз'яснил ему следую щее. Комсомольцы подразделения, прини мая тяжелое для тов. Цуканова и для себя решение, вовсе не хотели сделать что- либо в отместку воину за тот позор, кото рый он наложил на коллектив. Принимая такую строгую меру, они прежде всего пытались показать, что. по их мнению, таким людям, каким оказался Цука нов. рано быть комсомольцами. А насчет того, что Евгений никогда не будет все цело отвечать требованиям. нред’являе- мым Уставом к члену ВЛКСМ, никто не говорил. Таким образом, за случив шееся основная вина ложится на самого Цуканова, и оэижаться ему ни на кого не следует. Были и некоторые другие «осложне ния» в службе старшего матроса от пе ренесенной им «болезни». И коммунист- агитатор. подобно опытному доктору, по могал моряку излечить их. Старшина-коммунист в ходе подготовки к походу и в течение плавания изучал •воинов но их делам, по их отношению к своим обязанностям в различной обстанов ке. Он находился там, где учатей п зака ляются люди, где они проводят свободна время, вел с ними разговоры по душам. Агитатор беседовал с молодежью не только об уставах. Присяге, обязанностях членов ВЛКСМ. , — В свободную минуту в кубрике или на осевом посту моряки засыпают различ ными вопросами, — говорит тов. Мирош ниченко. — Расскажи mi о районе пла вания, о тактико-технических данных судов и самолетов иностранных вооружен ных сил, о ходе выполнения учебно боевых задач. А больше всего воинов ин тересуют материалы июльского Пленума ЦК КПСС и третьей сессии Верховного Совета СССР, ход выполнения постановле нии. принятых партией и правительством. По каждому из этих вопросов комму нист давал сослуживцам раз’яснения. Работа агитатора помогла воинам еще глубже осознать своп задачи, освободить ся от имевшихся кое у кого отсталых мне ний. Неплохо работали с молодежью на бое вых постах и другие активисты партий ной и комсомольской организаций. Можно отметить, например, старшину 1 статьи Сидоренко, старшину 2 статьи Дзгоева и старшего матроса Попова. Корабельная радиогазета В походе регулярно выпускалась кора бельная радиогазета. Еще в базе, накануне плавания, узнав от командира об основных задачах похода, редколлегия радиогазеты составила план. В нем были намечены основные передачи как на время подготовки к походу, так и на период нахождения крейсера вдали от базы и во вдемя возвращения. После это го был составлен план каждой радиогазе ты в отдельности. Тесная связь членов редколлегии с командиром, его заместителем по полити ческой части и другими офицерами помо гла делать радиопередачи злободневными, отвечающими требованиям того или иного периода учебы. Незадолго до похода репродукторы раз несли по кубрикам и другим помещениям голос диктора: — Внимание, говорит радиоузел кораб ля. Прослушайте очередной номер нашей радиогазеты. Передаем статью секретаря партийного бюро «Тщательно готовить корабль к трудному и длительному плава нию». В своей статье офицер-коммунист рас сказал. как готовят лучшие моряки себя и технику к предстоящим испытаниям, на что они обращают особое внимание. Затем он указал на недостатки, имевшие место в предыдущих походах. Особое вни мание секретарь уделил задачам, которые должны решить партийная и комсомоль ская организации. Статья призывала ком мунистов и комсомольских активистов ко рабля приложить все усилия для успешно го выполнения стоящих перед ними задач, личным примером увлекать за собой остальных воинов. В ней подчеркивалось, что члены и кандидаты партии, комсо мольцы должны направлять патриотиче ский под’ем, вызванный среди экипажа решениями июльского Пленума ЦК КПСС и треты’й сессии Верховного Совета СССР, на борьбу за достойную встречу XX с’езда' партии. Затем перед микрофоном выступил член бюро комсомольской организации одного из подразделений тов. Орлов, матросы — отличники боевой и политической подго товки. После их рассказов о том, чем они думают ответить на заботу Коммунисти ческой партии н Советского правитель ства о расцвете нашей Родины, диктор зачитал выдержки из уставов и инструк ции, в которых указывались обязанности специалистов перед походом и на походе. Крейсер вышел в море. Перед редколлегией радиогазеты стояла задача — обобщать и распространять опыт лучших специалистов, информиро вать моряков о действиях личного соста ва. Конечно, не снимались с нее и такие задачи, как прививать воинам любовь к морю, учить их преодолению трудностей и другие, которые она решает постоянно. Чтобы успешно выполнить свои обязан ности в походе, члены редколлегии стали больше бывать среди личного состава, уп рочили свои связи с военкорами, агитато рами, классными специалистами, отлич никами боевой и политической подготов ки. Именно от них они черпали япкую информацию о ходе учебы моряков, о их стойкости, выносливости, умении. Во время похода радиогазета не только рассказывала экипажу корабля об отли чившихся матросах и старшинах, но и предоставляла слово им самим. Выступая перед микрофоном, передовики давали со служивцам ценные советы, иллюстрируя их свежими фактами из похода. Хктивисты рассказывали радиослуша телям также о событиях, происходящих в стране и за рубежом. Вот, например, какие вопросы освеща лись в одном из номеров радиогазеты, вы пущенном в плавании: 1. Выступление классного специалиста старшины 1 статьи Дронова; 2. Вести с боевых постов; 3. Читка газетных материалов об ус пехах советского народа, посвященных XX с’езду Коммунистической партии. В радиогазетах подробно рассказыва лось о достижениях артиллеристов. В пе риод подготовки к походу отличился матрос Земницкий. Несколько раз специалисты проверяли систему трубок коллектора, но им не удалось обнаружить неисправность. Земницкий, сознавая важность задачи и свою ответственность за подготовитель ные работы, вызвался осмотреть трудно доступные места агрегата. Там он обна ружил и устранил повреждение. За ини циативу и мастерство командир поощрил матроса внеочередным отпуском. Об этом рассказала радиогазета. Поучительным в использовании мест ной радиотрансляции являются выступле ния перед микрофоном старшего помощ ника командира корабля, командиров под разделений. политработников, передовых моряков. Так, например, в походе перед стрельбой у микрофона выступил коман дир артиллерийского подразделения, офи цер-коммунист, который подчеркнул важ ность выполняемой задачи и пригнал личный состав строго соблюдать правила, записанные в боевых инструкциях и на ставлениях, действовать четко и уверен но. В заключение коммунист призвал мо ряков выполнить стрельбу только на «от лично». После отбоя тревоги НА СНИМКЕ : члены редколлегии капитан-лейтенант М. Кузин, курсант И. Моз голик и матрос Б . Галаганов з а выпуском фотогазеты. Фото И. Тимченко. Горнист проиграл отбой тревоги. За кончились тренировки на боевых постах. Свободные от вахт моряки расходятся но кубрикам. Но прежде, чем спуститься туда, они направляются к большой, специально обо рудованной карте. «Где мы идем» — так называется она. Один из моряков по ука занию политработника отмечает на ней путь, пройденный кораблем. «Куда передвинулся красный флажок? Где мы сейчас находимся’ » — эти во просы постоянно волноваля моряков. Они знали, что с перемещением флажка в новую точку агитаторы, радиогазета, политра ботники подробно расскажут личному со ставу об этом районе плавания, его богатствах, дадут историческую справку, ознакомят с событиями, которые происхо дили здесь в период минувших войн за свободу и независимость Родины. Всегда многолюдно было и у фотогазе ты «Они сегодня отличились в походе». Газета выходила регулярно, оперативно информировала личный состав об успеш ных действиях воинов, их находчивости, стойкости, бдительности, рассказывала о районе плавания, о задачах, поставленных командиром на тот пли иной период по хода. Остановимся на том, как во время по хода на корабле оформлялась одна из фо тогазет. С разрешения командира члены редколлегии непосредственно на боевых постах, зачастую у действующих меха низмов, фотографировали наиболее отли чившихся моряков. Пленка быстро обра батывалась. и полученные фотографии помещались на красочную доску. Под каждым снимком давался короткий текст. Вот, например, что было написано под фотокарточкой классного специалиста старшины 2 статьи Пизнцына, запечат ленного в момент работы на боевом по сту: «Подчиненные старшины 2 статьи Пп- внцына старательно выполняют свои обя занности. Слаженными, быстрыми и чет кими действиями воины показывают об разец выполнения воинского долга в по ходе. Старшина и все его подчиненные отлично знают специальность». Под фотографией старшего матроса Ко роткова — слова: «Скромный, отзывчивый товарищ, вы- сокодисциплинированный воин. Являясь маневристом, он строго удерживает задан ный ход кораблю». Под третьим снимком было написано: «Когда на вахте стоит сигнальщик Лы- сухин, командир уведен, что все сигналы и семафоры будут приняты и переданы быстро и четко. Старший матрос Лысу- хин — высококвалифицированный спе- ☆ ☆ Поход крейсера и отличное выполнение огневой задачи наглядно показывают, что политработники, партийная и комсомоль ская организации корабля научились бо лее конкретно и целеустремленно приво дить партийно-политическую работу. По этому выше стало ее мобилизующее зна чение. ощутимее результаты. Нельзя, однако, умолчать о некоторых недостатках. Если в целом личный состав со всей серьезностью и ответственностью отнесся к делу, то отдельные воины ока зались не на высоте. В числе таких ока зался и коммунист Лунев. Комсомольская организация не сумела в полной мере использовать опыт и орга низаторские способности офицеров и стар шин из числа членов ВЛКСМ для раз’яс- нителыюй работы с моряками. К недостаткам следует отнести и неко торую неравномерность в раз’яснительной работе. Если накануне и в течение почти всего похода партийно-политическая ра бота велась интенсивно, то к концу плавания начала стихать. Этого до пускать нельзя. Именно в последний период учебы в моде партийное влияние на моряков должно усиливаться. Ведь к этому моменту личный состав устает. За механизмами же требуется более внима тельный надзор, ибо срок, прошедший после их запуска, к тому времени стал уже значительным. Коммунисты много и подробно р а с с к а зы в а л и своим с о с л уж и вц ам об ОТЛИЧИВ- цналист, отличник боевой и политической подготовки». Фотогазета пользовала •ь большим успе хом на походе. Выходила она ежедневно и вывешивалась в наиболее удобных для обозрения местах. Матросы и старшины, свободные от вахт, рассматривая фотогра фии. читая подписи под ними, оживлен но беседовали о своих сослуживцах, чьи действия ставились в пример остальным. Помимо карты маршрута плавания к Фотогазеты, в походе оформлялись плака ты и призывы, которые также отражали ход учебы и задачи, ставившиеся перед экипажем. Был также оформлен стенд на тему: «Они отличились в походе». Оперативно выпускались боевые лист ки и листовки-молнии. В них отражались успехи передовых воинов в несении хо довых вахт и в выполнении учебно-бое вых задач. Боевые листки обычно выпу скались тематическими, в них подбира лись заметки по одному какому-либо оп ределенному вопросу. Вот призывы, поме щенные над материалами некоторых бое вых листков: «Все силы н.т- успешное завершение плавания!», «Бдительно нести ходовую вахту» и т. д. Один из боевых листков целиком посвящался опыту от личников и классных специалистов, стре мящихся достойно встретить XX с’езд КПСС. Здесь были помещены заметки, рассказывающие, как передовики обеспе чивают безаварийную работу механизмов, изучают свой боевой пост в сложных ус ловиях походной обстановки, помогают сослуживцам. Большое внимание уделялось также ра боте. с листовками, плакатами и лозун гами, выпущенными Политическим уп равлением Флота. Ценные советы, содер жавшиеся в них, пропагандировались как в беседах, радиогазете, так и средст вами наглядной агитации. Это помогало матросам успешно нести вахту, умело предотвращать возможные задержки в работе механизмов. Наглядная агитация явилась важной формой организации и сплочения масс, т. к. коммунисты сумели привлечь к вы пуску боевых листков, листовок-молний, к изготовлению и оформлению витрин, плакатов и т. п. большое число матросов и старшин. Люди сами стремились внести свою лепту в агитационную и пропа гандистскую работу, столь необходимую в трудных условиях плавания. Это же свидетельствовало о новом при ливе политической активности, вызван ном среди личного состава всенародной борьбой за достойную встречу XX с’езда Коммунистической партии Советского Союза. шихся в походе матросах и старшинах. Однако опыт передовиков порой как следует не раскрывался. В беседе или в заметке называлась фамилия отличника или клас сного специалиста, кратко сообщалось о его поступке, а как тот или иной воин добился успеха, благодаря чему вверен ные ему механизмы действовали безотказ но. — об этом моряки зачастую не узна вали. Пропаганда опыта передовиков — дело важное и ответственное. Она принесет наибольшую пользу тогда, когда личный состав наряду с именем отличника узнает пути, которыми он добился умелого вла дения техникой, образцовой исполнитель ности. Поход показал возросшую боевую вы учку и политическую сознательность все го личного состава крейсера. В трудном плавании не было «скисаний» механиз мов. Стоящие перед флотом задачи не дают экипажу права успокаиваться на достиг нутом. Моряки должны бороться за то. чтобы добытые большим трудом успехи были бы закреплены и умножены. Для этого надо совершенствовать фор мы и методг,I партийно-политической ра боты, поднимать ее на уровень возросших требований. Капитан-лейтенант Е. АГРОНОВ. Капитан-лейтенант Е . КОЗЛОВ. Старший лейтенант П. ПРОШНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz