На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.

2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я — — — — — — —— 3 сентября 1955 г., № 209 (5361) БолЬше тренировок в морском походе В кубрике, где собрался личный состав подразделения, многолюдно. Офицер рас­ сказывает морякам о предстоящем походе, о задачах, которые предстоит решить. Затем все разошлись по боевым по­ стам. Еще и еще раз необходимо про­ верить материальную часть: завтра уже будет поздно, все недоделки нужно ликви­ дировать сегодня, пока есть время. Наступило долгожданное утро. Скры­ лись в легкой дымке тумана прибрежные скалистые берега, родное море встречает моряков. Корабль быстро идет вперед, оставляя позади седые буруны. Звучат тревожные звонки сигнала. — Боевая тревога! Походный день начался. Машинное отделение наполнено равно­ мерным гулом работающих механизмов. Вахтенным на один из боевых постов за­ ступил специалист второго класса матрос Епишев. Он бдительно следит за рабо­ той механизмов. А надо сказать, что вахта у него очень ответственная, ведь механизмы, которые он обслуживает, состоят из многих заведываний, рассре­ доточенных в разных местах. Стоять нельзя, вся вахта проходит в движе­ нии от насоса к насосу. Вот моряк под­ ходит б одному из механизмов, проверяет его работу. Затем воин докладывает вах­ тенному старшине. — По работе механизмов зазгечанпй нет! С командного мостика поступает сиг­ нал: — Полный вперед! Четко действует на маневровых клапа­ нах матрос Зайчиков. Приоткрывая кла­ пан, он постепенно развивает нужное чи­ сло оборотов главных турбин. В этот мо­ мент старшина 2 статьи Рябов дает вводную Епишеву: — Ввести в действие резервный насос. Спокойно и уверенно действует моряк, без лишних движений, четко работают умелые руки воина, строго по инструкции производит он необходимые приемы. Про­ слушав работу насоса слухачом и убе­ дившись, что механизм действует исп­ равно, Епишев докладывает о выполне­ нии приказания. Норматив перекрыт на целую минуту! В машинное отделение доносятся глу­ хие раскаты орудийных залпов — это комендоры выполняют очередную огневую задачу. Вся вахта находится в боевом напря­ жении. От того, как выдержат задан­ ный ход машинисты-турбинисты, во мно­ гом зависит успех стрельбы. Вот Епишев заметил, что стрелка прибора, показываю­ щая вакуум в главном конденсаторе, медленно стала опускаться вниз. — В чем дело? — думает моряк. В мыслях мелькают многие причины. Бы­ стро проверив работу агрегата, он делает вывод: чрезмерная нагрузка главного хо­ лодильника. Насосы не успевают откачи­ вать конденсат, и он греется. Короткий доклад старшине, он одобряюще кивает головой: правильный вывод. Вахтенный на конденсатных насосах увеличивает отборку конденсата, а Епи­ шев добавляет число оборотов циркуля­ ционным насосом, увеличивая подачу ох­ лаждающей воды па холодильник. Стрел­ ка быстро возвращается в нужное поло­ жение. Все это заняло немного времени. Но главное здесь в том, что скорость ко­ рабля строго поддерживалась на нужном уровне. В этом немалая доля труда и ма­ троса Епишева. А действовать ему прихо­ дилось в сложных условиях. Температура в машине была высокой. Часто в Епишеву обращаются моряки, с просьбой раз’яснить непонятные вопро­ сы, связанные с обслуживанием техники. Моряк охотно передает им свой богатый практический опыт. А поучиться у него есть чему. Упорным и настойчивым трудом Епишев добился того, что ему разрешено нести вахту у всех механиз­ мов, т. е. он может заменить любого то­ варища, а это очень важно в современном бою. Добившись успеха, моряк не останав­ ливается на достигнутом, а упорно про­ должает учиться. — Остановишься, — говорит он, — значит отстанешь от требований жизни. Скромный и чуткий товарищ, Епишев пользуется в дружной семье моряков большим авторитетом, с него берут при­ мер воины всего подразделения. Служба моряка не раз отмечалась командованием, а в этом походе командир корабля за бди­ тельное несение ходовой вахты вынес ему благодарность. Незаметно пролетел день. Над морем опускается ночь. И, как часто у нас -в Заполярье бывает, резко меняется погода. Сильный ветер нагнал откуда-то хмурые тучи, похолодало, и вот уже разоренные волны все сильней и сильней бьются о борт корабля. Начался шторм. Но ни на один час не прекращается практическая учеба на боевых постах. Пдет тренировка трюмных машинистов, которой руководит отличник боевой и политической подго­ товки старшина 2 статьи Сидоренко. Уме­ ло воспитывает он своих подчиненных, приучая их действовать в любых усло­ виях, не допуская условностей, — как в бою. — Пробоина в правом борту, в районе... шпангоута, — дает вводную старшина. Быстро разбегаются моряки. Проходит секунда, и вот уже аварийный материал на месте. Но тут происходит заминка. Выполнению вводной мешают разные пред­ меты: рундуки, койки. Однако моря­ ки находят правильный выход. Воору­ жается -вертикальная подпора, дружные удары кувалд по клиньям укрепляют ее, и сразу же ставится щит, укрепляется деревянный брус. Сложная вводная реше­ на умело, моряки не растерялись, встре­ тив трудность. Смекалка и находчивость помогли им правильно выполнить прика­ зание командира. Старшина отметил от­ личившихся. Хорошо действовали матросы Полищук и Трищенко. — А сейчас будем тренироваться в условиях темноты. Сидоренко завязывает чистыми поло­ тенцами глаза матросу Маслюкову и мо­ лодому матросу Михалеву. С командного пункта поступает вводная: — Лопнул трубопровод пожарной ма­ гистрали, требуется разобщить повреж­ денный участок. — Действуйте, — приказывает стар­ шина. Поврежденный участок находится дале­ ко от их боевого поста, и от матросов тре­ буется хорошее знание всех корабельных помещений, клапанов разобщения. Моряки наощупь открывают двери, сзади идет старшина. Первым правильно решает вводную Маслюков. Найдя клапаны, он разобщает их и сразу же докладывает об этом. Михалев немного задержался, спутал клапаны. Старшина развязал ему глаза. — Вы не торопитесь, это вам мешает действовать уверенно. При повторении моряк не допустил ошибок и решил вводную правильно, пе­ рекрыв норматив. — Так и в бою иной раз бывает, — говорит старшина, — но там теряться нельзя, ибо чуть опоздал, и задача не бу­ дет выполнена. А несколько секунд, на которые вы выполнили вводную раньше, иной раз играют очень большую роль. Большое внимание уделяет старшина изучению боевого поста, смежных поме­ щений, настойчиво тренирует личный со­ став в плавании. Его боевой пост счи­ тается лучшим в подразделении. Закончился поход. Позади остались не­ сколько сот миль трудного морского по­ хода. В этом плавании моряки показали возросшее боевое мастерство, умение дей­ ствовать в любых условиях. Они днем и ночью бдительно несли вахту, упорно тренировались на боевых постах. Старший матрос А. ПОПОВ. Любовь к флотской службе Срок службы старшины 1 статьи Мироненко подходил в вонцу. Командир ска­ зал воину: — Такие специалисты, как вы. нам очень нужны... Моряк остался на сверхсрочную службу. Он не мог жить без моря. Даже в от­ пуске мысли воина неизменно возвращались в кораблю. П все ему казалось, что в машинном отделении что-то не так. Мироненко отгонял от себя эти мысли, но бес­ покойство не оставляло его. П старшина понял, что нет для него жизни без флот­ ской семьи, без корабля. Сверхсрочник Мироненко был тем же строгим старшиной, как и прежде. Он де­ ловито осматривал технику, проводил занятия. Жизнь снова пошла своим чередом — привычная, интересная флотская жизнь. Старшина душевно заботился о людях. Строгим и даже суровым может он по­ казаться на первый взгляд. Но за этой строгостью скрыта большая забота о чело­ веке. Иногда встречаются старшины, которые, требуя от подчиненных строгого вы ­ полнения уставных положений, считают возможным допускать некоторые поблажки для самого себя. Мироненко не таков. Он в одинаковой степени требователен и в се­ бе и к матросам. Старшина знает, как важен личный пример в воспитании ма­ тросов. Как-то во время осмотра и проворачивания механизмов старшина задержался у заведывания старшего матроса Кузнецова. — Что это тавое? — нахмурившись, спросил он у машиниста-турбиниста. — Разве тав можно ухаживать за техникой? — Мироненко нагнулся и указал на едва заметное пятнышко ржавчины на поверхности механизма. — Тав нельзя относить­ ся к машине, товарищ Кузнецов, учтите это. Старшина об’яснил, почему машину нужно содержать в образцовом порядке. Но Кузнецов не сразу понял это и решил, что старшина «придирается» к нему. Ми­ роненко заметил такое настроение матроса и в беседах постарался разубедить его, привить воину любовь в технике. Вскоре после этого Мироненко был невольным свидетелем спора матросов о том, какая машина содержится в лучшем состоянии. Он услышал, вав жарко Кузне­ цов отстаивал'свое мнение. — Наша машина чище, и порядка в ней больше, — говорил он горячо. Перелом в службе воина обрадовал старшину. Кузнецов полюбил технику и по­ нял, что служебный долг обязывает его содержать заведывание в образцовом поряд­ ке. На корабле говорят о коммунисте Мироненко, вав о лучшем (воспитателе. В каж­ дом его поступке — преданность и любовь в флотской службе. Старшина 2 етатьн А. САПОЖНИКОВ. ^ Специалист первого класса старшина 1 статьи Сергей Шерстнев награжден на­ грудным знаком «Отличный артилле­ рист». Он умелый специалист и воспита­ тель своих подчиненных. Многие его ма ­ тросы стали отличниками, классными специалистами. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 1 статьи С. Шерстнев проверяет работу одного из приборов своего заведывания. Фото И. Ннкишова. ТОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ У нас в подразделении уж так пове­ лось: если в чем-либо отстает товарищ, ему всегда ^на помощь приходят сослу­ живцы. Так было и с матросом Петровым. На политических занятиях слушатель Петров встречал много затруднений. Сла­ бо зная русский язык, воцн с трудом раз­ бирался в прочитанном, во время бесед на политзанятиях выступал редко. Па помощь ему пришел отличник бгчзвой и политиче­ ской подготовки матрос Левандовский. Мо­ ряки начали заниматься вместе. Левандовский рассказывал Петрову, как надо работать над книгой, помогал разбирать непонятные слова, форму­ лировки. Благодаря настойчивости в уче­ бе чуваш Петров научился хорошо читать, постепенно стал лучше успевать на поли­ тических занятиях. Упорная политическая учеба сущест­ венно помогла и в успешном овла­ дении военными знаниями. Матрос освоил специальность моториста и уже поставлен на штатную должность. Так с помощью сослуживца Петров добился успехов в боевой и политической подготовке. Старший матрос Ю. ТИМОФЕЕВ. fC o y z tr m f f o о НАСТОЙЧИВО повышают свое боевое мастерство младший сержант Самарин и матрос Генералов. Недав ­ но командир поощрил их за отличную артиллерийскую стрельбу. Младший серж ант С. Ганебный. О С ГЛУБОКИМ ЧУВСТВОМ лич­ ной ответственности выполняют все поставленные задачи матросы К а зн а ­ чеев и Жемчужннков. Недавно за об­ разцовое несение суточного наряда им была об’явлена благодарность. Старший матрос Ф. Ольнев. О ОТЛИЧНО знает свою специаль­ ность матрос Дмитриев. В учебе во­ ину помогли товарищи младший сер­ ж ан т Романов и старший матрос Вьюненко. Матрос К. Дудкин. О НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ хо­ рошо оформлена в комнате полнтпро- светработы нашего подразделения. На видном месте размещены лозунги, плакаты, рассказывающие об успехах советского народа в области промыш­ ленности и сельского хозяйства. Н а ­ глядная агитация помогает воинам еще глубже изучить исторические ре­ шения июльского Пленума ЦК КПСС. Матрос М. Самородов. О НА ЗАГОТОВКЕ КАМНЯ для ремонта жилых и служебных помеще­ ний хорошо поработали матросы Ку- китко, Бондаренко и старший матрос Дыгало. Командир об’явнл им благо­ дарность. Младший серж ант В. Глыбов. Во е нные моряки в первой русской революции В Ленинграде на Васильевском острове находится одна из самых старых сокро­ вищниц нашей Родины — Центральный военно-морской музей. Здесь хранятся экспонаты, рассказывающие о многих битвах, прославивших русское морское оружие. Среди волнующих материалов, относящихся к прошлому, особый инте­ рес вызывают стенды, посвященные со­ бытиям первой русской революции, отра­ жающие революционное движение в ар­ мии и во Флоте. В высоком светлом зале под сенью красных знамен, развевавшихся полвека назад над восставшими кораблями, распо­ ложены модели, картины, портреты, до­ кументы. воссоздающие обстановку исто­ рических дней революции 1905 — 1907 гг. Всегда людно возле большой модели старинного броненосца с золоченой над­ писью на корме: «Князь Потемкин-Тав- рический». Этот мятежный корабль Вла­ димир Ильич Ленин назвал непо­ бежденной территорией революции. Мо­ дель — под красным флагом. Восстанию на «Потемкине» посвящены многочислен­ ные материалы. Мы видим портреты ря­ довых участников восстания — Лычева, Макарова, Алексеева, бюст руководителя матросов Григория Вакуленчука. Среди реликвий — ленточка с бескозырки одно­ го из потемкинцев. Уезжая после Октяб­ ря на Родину из Румынии, где находи­ лась большая часть команды броненосца, матрос подарил ленточку крестьянину-ру- мыну. В 1944 году румын в знак друж­ бы передал ленточку одному из советских воннов-освободителей. Впервые выгтав..ены закладные доски броненосцев «Потемкин» и присоединив­ шегося к нему «Георгия Победоносца», ра­ не»? хранившиеся в Фондах музея. На фотографиях мы видим балтийские и черноморские корабли, на которых в 1902— 1905 гг. были организованы со­ циал-демократические кружки, здесь же размещены портреты организаторов и членов матросского комитета РСДРП на Черноморском флоте. Фотокопии говорят о р п и , которая отводилась флоту партией. «Матросы должны первыми начать вос­ стание», — говорится в резолюции одного из митингов в Севастополе в 1905 году. Среди священных реликвий музея — погоны, сорванные с плеч матросов^ при подавлении восстания в ноябре 1905 го­ да на Черном море. Под стеклом — пись­ ма и фотографии лейтенанта П. П. Шмид­ та. вещи, принадлежавшие ему. В Центральном военно-морском, а так ­ же в Артиллерийском историческом му­ зеях имеются редкие материалы, расска­ зывающие о восстании матросов и солдат береговой артиллерии в Свеаборге летом 1906 года. Среди них — портреты офи- (По залам ленинградсних музеев) церов — членов РСДРП А. П. Емельяно­ ва и Е. Л. Кохановского, руководивших восстанием и расстрелянных в Свеаборге по приговору военного суда. Десятки тысяч экскурсантов побывали за короткий срок на выставке, посвя­ щенной событиям 1905— 1907 гг., кото­ рая организована музеем революции и размещена в нескольких залах Зимнего дворца. Окна этих залов выходят на площадь, где 9 января 1905 года развер­ нулись события, послужившие началом первой русской революции. Большое место в экспозиции отведено революционному флоту. И здесь мы ви­ дим мужественные лица руководителей восстания на «Потемкине», фотографию мятежного судна «Прут». На копии с художественного полотна запечатлен один из самых драматических моментов восста­ ния, когда «Потемкин» прорезал строй кораблей правительственной эскадры. Снова большое фото. На нем — крей­ сер «Очаков», на котором в ноя’бре 1905 года произошло восстание. Рядом — порт!юты П. П. Шмидта, С. П. Частника, А. Г. Глазкова, В. И. Карнаухова — ак­ тивных участников восстания на «Оча­ кове». Карта, испещренная условными знаками, даст представление о том раз­ махе, который под руководством партии большевиков приняло революционное дви­ жение в армии и во флоте в годы первой русской революции. На копии с полотна художника Н. Ва­ я н и я запечатлен один из моментсв гран­ диозного митинга кронштадтцев на Якор­ ной площади 23 октября 1905 года. Пе­ ред матросамп выступает посланный к ним В. И. Лениным член НК РСДРП И. Ф. Дубровинский. Восставшие моряки- кронштадтцы выдвинули тогда политиче­ ские требования — провозглашение де­ мократической республики, всеобщее изби­ рательное право, свобода слова. Ряд интересных рисунков и фотогра­ фий показывает нам Кронштадт таким, каким он был в годы первой русской ре­ волюции. Вот мрачные здания казарм, в которых размещались 4-й и 7-й флот­ ские экипажи, начавшие восстание в ок­ тябре 1905 года. Рядом — фотографии развалин. Так выглядели жилища крон­ штадтцев. разрушенные карателями при подавлении вооруженного восстания. Наше внимание привлекает модель крейсера «Память Азова». Почти такая же, чуть больше по размерам, стоит в другом музее, где все дышит флотом — в Музее истории Кронштадта. Заглянем и в его просторные помещения. Табличка, выставленная возле «Памя­ ти Азова», напоминает нам, что этот вреисер получил свое имя в честь рус- свого линейного корабля «Азов», просла­ вившегося в Наваринском бою. «Память Азова»^ носилите же отличия, что и леген­ дарный линейный корабль: георгиевские флаг и вымпел, а также большой георги­ евский крест в качестве носового укра­ шения. В 1906 году крейсер входил в состав кораблей учебно-артиллерийского отряда и стоял на Кронштадтском рейде. В ночь с 19 на 20 июля 1906 года на корабле вспыхнуло восстание, во главе которого находились большевики. Так революцион­ ные моряки поддерживали выступления пролетариата против самодержавия. Материалы экспозиции рассказывают • ходе восстания, которое было жестоко по­ давлено царизмом. Но приказу царя крей­ сер «Память Азова» был переименован в «Двину» и лишен своих отличий. Мате­ риалы музея говорят о безуспешности царских мер. На фотографии мы видим «Двину» среди группы кораблей, на ко­ торых несколько лет спустя вновь подго­ товлялось вооруженное восстание. Большевики вели большую революци­ онную работу среди матросов и солдат Кронштадта. Военно-морская крепость Кронштадт становится крупным центром революционного движения, что убедитель­ но иллюстрируется материалами экспози­ ции. Модель старинного Форта «Константин» напоминает также о восстаниях 1905— 1906 гг. Во время восстания в Крон­ штадте в ночь с 19 на 20 июля 1906 года революционные моряки внезапным ударом захватили форт в свои руки. Здесь же помещены фотографии участников вос­ стания 1906 года — кочегара первой статьи А. М. Кузнецова и матроса первой статьи Ф. К. Голованова, казненных цар­ ским правительством. Однако никакими репрессиями царизм не мог уже погасить волну народного гнева. Движение, начавшееся в годы пер­ вой русской революции, победоносно про­ должалось. На стендах Музея истории Кронштадта, которые отражают события, последовавшие в ближайшие после первой русской революции годы, мы видим ма­ териалы о новых выступлениях моряков. Эти выступления да.ти возможность вели­ кому Ленину уже в 1912 году с удовле­ творением констатировать: «А в Балтий­ ском флоте кипит!». Закаленные в первых революционных боях солдаты и матросы, следовавшие за большевиками, стали верной опорой пар­ тии в великие дни Октября 1917 года. чЮ . СМИРНОВ. г. Ленинград. Отделение стало отличным Цель, которую поставили перед собой ра­ дисты, — сделать отделение отличным, ка­ залось, уже была близка. Но вот однажды к старшине 1 статьи Букину обратился ма­ трос Пехтерев. — Хочу овладеть специальностью радис­ та и желал бы служить в вашем отделе­ нии. Старшина не отказал матросу, хотя яс­ но отдавал себе отчет, что на продолжи­ тельное время оттянется срок заветной це­ ли — вывести отделение в отличные. Когда вместе с Пехтеревым Букин пришел к командиру и попросил направить матроса к себе в отделение, командир спросил: —Может быть, все-таки не к вам? Ваше отделение должно скоро стать отличным. — Зато нам и работать с ним будет лег­ че, коллектив сильный, — ответил стар­ шина. — Ну, что ж, — согласился командир, — вы правы. Пехтерев был рад, что будет служить в отделении, которым командует опытный старшина. Букин был доволен тем, что к нему в отделение идут служить с таким лэеланием. Он готов приложить все силы и энергию, лишь бы быстрее на­ учить матроса специальности, вырастить из него отличника. А работа с матросом пред­ стояла большая и нелегкая. Первые дни учебы подтвердили это. Предстояло выполнение ответственной задачи. У квалифицированных радистов она считается не особенно сложной, и стар­ шина решил поручить ее Пехтереву. Ма­ трос взялся за дело с большим желанием. Ему хотелось доказать, что он уже многому научился. Пехтерев даже не чувствовал особенного волнения, не сомневался в себе. Не раз наблюдая со стороны за подобной работой, он решил, что и ему она позГ силу. Сначала молодой радист разбил кабель на пары, а затем стал подсоединять жилы к выводам. Но когда Пехтерев начал проова- нивать линии, оказалось, что некоторые пары перепутаны. Одинаковые по цвету жилы все-таки обманули неопытный глаз матроса. Воин понял свою оплошность. Ошибка вскоре была найдена. II хотя постепенно у него накапливался опыт, промахи все еще были. Внимательно разобравшись в учебе матроса и побеседовав с ним, старшина ре­ шил еще больше оказывать помощь моло­ дому воину в учебе. Старшина подолгу просиживал с матро­ сом над учебниками. Пехтерев понемногу научился работать самостоятельно. Однаж­ ды старшина проверил конспект Пехтерева по политзанятиям. На первый взгляд казалось, что конспект ведется гра­ мотно. но, затем перечитав его, стар­ шина убедился: матрос многое прос­ то переписывает в тетрадь из учебника, а своих мыслей в конспекте мало. — Какие художественные произведения вы прочитали за последнее время? — об­ ратился он к матросу. — Я ничего не читаю... — ответил мат­ рос. Долго беседовал старшина с матросом, советовал, как лучше использовать свобод­ ное время. Воин стал читать книги, и вре­ мени как будто у него прибавилось. Это в свою очередь помогло лучше подготовиться к политическим занятиям. Ответив на очередной беседе на «отлично», Пехтерев не замедлил поделиться своей радостью со старшиной. — Вот и хорошо, — одобрил Букин, — только не успокаивайтесь на первых успе­ хах. С радостью старшина и его подчиненные встретили сообщение о том, что матрос Пехтерев об’явлен отличником боевой и по­ литической подготовки. Это означало, что отделение стало передовым. Радисты отделения специалиста первого класса Букина продолжают настойчиво по­ вышать свои военные и политические зна­ ния, готовясь встретить XX с'езд КПСС еще более высокими показателями в учебе и службе. Старший матрос Н. ВАСИЛЬЕВ. Уголок корабельного хозяйства 3. Стремление вперёд СОСТЯЗАНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ Недавно в нашем подразделении про­ шла состязания радиотелеграфистов. На­ кануне офицер провел беседу. ; а з ’яс- нил личному составу цель и задачи со­ стязании. а после выступил с разбором их. Офицер отметил отличившихся ра­ диотелеграфистов Агафонова. Стальнова, Сазоненко и д р у ги х . Высокую натренированность показал комсомолец Агафонов, радиотелеграфист второго класса. Его умелая работа — свидетельство того, что в любых услови­ ях он может быстро выполнить постав­ ленную перед ним задачу. Ставший матрос А. ШАПОВАЛОВ. Однажды я снова пришел на корабль, чтобы осмотреть и про­ верить один из механизмов после переборки. Работа, организованная стар­ шиной Перуковым, уже близи­ лась к концу. Вскоре были по­ лучены результаты, позволив­ шие сделать необходимые выво­ ды. Положение складывалось до­ вольно сложное: с одной сторо­ ны. машина излишне нагрева­ лась, и прав был Перу ков; с другой стороны, было невозмож­ но пока сделать более того, что выполнено. Пришлось искать но­ вое решение. Однако и на него Перуков согласился очень нео­ хотно. Этот случай наглядно по­ казал рост деловых качеств старшины. Вскоре на том же ворабле мне довелось познакомиться с людь­ ми, имевшими непосредственное отношение к электрическому хо­ зяйству корабля. Это были ар­ тиллеристы и торпедисты, выра­ зившие желание заменить не­ сколько аккумуляторов, испор­ ченных из-за небрежного ухода за ними отдельными матросами. 0 действительных причинах порчи аккумуляторов я догады­ вался, однако не удержался от искушения «прощупать» кое- кого, попытаться научить их чему-нибудь или, по крайней мере, пристыдить. Ничего хоро­ шего из этого не получилось. Один из артиллеристов с мо­ лодым задором отверг все мои замечания в его адрес. Но с артиллеристом было все же проще. Выслушав меня о не­ притязательности. выносливости и прочих высоких качествах щелочных аккумуляторов, о их неоценимой роли в деле развития военной техники вообще и ар­ тиллерии в частности, молодой офицер осознал неправильность своей позиции и принял некото­ рые мои рекомендации. Разговор же с командиром од­ ной из боевых частей не удался совсем. Плохо то, что некоторые наши офицеры— не инженеры, хорошо зная свое оружие: артиллерий­ ское. торпедное, радиотехниче­ ское и повседневно контро­ лируя состояние этого ору­ жия. не проявляют иногда ин­ тереса к технике, которая при­ водит в движение, питает его электроэнергией. Понимая, что эксплуатация техники обязатель­ но состоит из двух частей: рабо­ ты техники и ухода за ней, некоторые офицеры совершенно отказывают вспомогательным ме­ ханизмам в уходе, сводя тем са­ мым эксплуатацию, по сути дела, к «работе на износ». Ложная гордость не позволяет этим офицерам при недостатке специальных знаний обратиться к инженеру за помощью. Вот и получается, что, лишенный конт­ роля и совета, личный состав долго не заряжает аккумуляторы и через день «драит» коллек­ торы электромашин «шкуркой», чтобы блестели наравне с рын­ дой... Скажут, что строевым офице­ рам и «своих» забот хватает. Правильно. Но кто же будет за­ ниматься мотором, вращающим башню, или аккумуляторами, ос­ вещающими ее? Это тоже их хо­ зяйство. И ответственны за него они. Вовсе нетрудно прочитать и запомнить инструкцию по ухо­ ду за электромашиной, научить­ ся различать щелочь и кислоту. А ведь через это улучшится по­ ложение с использованием тех­ ники. Всякий раз, попадая на Н- ский корабль, я глядел на гра­ фик. вывешенный в каюте меха­ ника. Затушеванные красным квадраты множатся, сливаются, заполняют расчерченный лист бумаги. Но вот инженер-меха­ ник, а вслед за ним Перу­ ков уехали в отпуск. Бразды правления перешли к вновь при­ бывшему офицеру. старшину Перукова заместил уже знакомый нам Васькин. о котором в кают- компании почему-то придержива­ лись мнения, что «он — непло­ хой старшина», видимо, принимая его разговорчивость за деловые признаки. У меня, однако, воз­ никло опасение, что движение красных квадратиков на графи­ ке теперь приостановится. С этим опасением я и пришел к Васькину. Стояла хорошая штилевая по­ года, на юте корабля собралась для перекура в перерыве боль­ шая группа матросов и старшин. Васькин тоже был здесь. Мы за­ курили, отошли в сторонку. — Ну, как дела? — начал я обычным в таких случаях во­ просом. — Что... Хорошо все! — не задумываясь, весело ответил старшина, — работаем, стараем­ ся! Я ожидал не такого ответа и был несколько озадачен. — Гм... И «слабый ток» свое дело делает... — А как .те? Делаем!.. — Это что же значит: Вась­ кин отказался от своих преж­ них заблуждений?.. — Полностью отказался! — старшина хитро прищурил глаза, откровенно заулыбался. — Меж­ ду прочим, мне все же удалось кое-что получить на складе. Один офицер помог... — Что получил — это непло­ хо. Плохо будет только, если ва­ шему соседу совсем ничего не до­ станется. — сказал я и подумал одновременно: «Нет. не выйдет из тебя, видимо, настоящего хо­ зяина...». Я не мог тогда знать (а сам Васькин и словом не обмолвил­ ся), что он незадолго перед тем допустил серьезное нарушение по службе, и ему грозило разжа­ лование в рядавые. У лееров на соседнем кораб­ ле остановился старшина 1 ста­ тьи. показавшийся мне знако­ мым. Так это же Росляков — старшина электриков!.. Попро­ щавшись с Васькиным, я напра­ вился к Рослякову. — Вот хорошо! Вы мне нуж­ ны. — обрадованно встретил ме­ ня Росляков, и сразу делови­ то стал излагать свои заботы. — А ведь вы скоро кон­ чаете службу. Росляков? — на­ помнил я. — Да... — он улыбнулся. — Ничего, смена есть хорошая. Вот, приведу все в порядок, передам дела... — и он снова улыбнулся. Да. есть у нас прекрасные люди, замечательные моряки- хозяйственники. требовательные, вникающие во все вопросы флот­ ской службы. Офицер Л. СТАРЫХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz