На страже Заполярья. 1955 год. Сентябрь.
2 Н а с т р а ж е З а п о л я р ь я — — — — — — —— 3 сентября 1955 г., № 209 (5361) БолЬше тренировок в морском походе В кубрике, где собрался личный состав подразделения, многолюдно. Офицер рас сказывает морякам о предстоящем походе, о задачах, которые предстоит решить. Затем все разошлись по боевым по стам. Еще и еще раз необходимо про верить материальную часть: завтра уже будет поздно, все недоделки нужно ликви дировать сегодня, пока есть время. Наступило долгожданное утро. Скры лись в легкой дымке тумана прибрежные скалистые берега, родное море встречает моряков. Корабль быстро идет вперед, оставляя позади седые буруны. Звучат тревожные звонки сигнала. — Боевая тревога! Походный день начался. Машинное отделение наполнено равно мерным гулом работающих механизмов. Вахтенным на один из боевых постов за ступил специалист второго класса матрос Епишев. Он бдительно следит за рабо той механизмов. А надо сказать, что вахта у него очень ответственная, ведь механизмы, которые он обслуживает, состоят из многих заведываний, рассре доточенных в разных местах. Стоять нельзя, вся вахта проходит в движе нии от насоса к насосу. Вот моряк под ходит б одному из механизмов, проверяет его работу. Затем воин докладывает вах тенному старшине. — По работе механизмов зазгечанпй нет! С командного мостика поступает сиг нал: — Полный вперед! Четко действует на маневровых клапа нах матрос Зайчиков. Приоткрывая кла пан, он постепенно развивает нужное чи сло оборотов главных турбин. В этот мо мент старшина 2 статьи Рябов дает вводную Епишеву: — Ввести в действие резервный насос. Спокойно и уверенно действует моряк, без лишних движений, четко работают умелые руки воина, строго по инструкции производит он необходимые приемы. Про слушав работу насоса слухачом и убе дившись, что механизм действует исп равно, Епишев докладывает о выполне нии приказания. Норматив перекрыт на целую минуту! В машинное отделение доносятся глу хие раскаты орудийных залпов — это комендоры выполняют очередную огневую задачу. Вся вахта находится в боевом напря жении. От того, как выдержат задан ный ход машинисты-турбинисты, во мно гом зависит успех стрельбы. Вот Епишев заметил, что стрелка прибора, показываю щая вакуум в главном конденсаторе, медленно стала опускаться вниз. — В чем дело? — думает моряк. В мыслях мелькают многие причины. Бы стро проверив работу агрегата, он делает вывод: чрезмерная нагрузка главного хо лодильника. Насосы не успевают откачи вать конденсат, и он греется. Короткий доклад старшине, он одобряюще кивает головой: правильный вывод. Вахтенный на конденсатных насосах увеличивает отборку конденсата, а Епи шев добавляет число оборотов циркуля ционным насосом, увеличивая подачу ох лаждающей воды па холодильник. Стрел ка быстро возвращается в нужное поло жение. Все это заняло немного времени. Но главное здесь в том, что скорость ко рабля строго поддерживалась на нужном уровне. В этом немалая доля труда и ма троса Епишева. А действовать ему прихо дилось в сложных условиях. Температура в машине была высокой. Часто в Епишеву обращаются моряки, с просьбой раз’яснить непонятные вопро сы, связанные с обслуживанием техники. Моряк охотно передает им свой богатый практический опыт. А поучиться у него есть чему. Упорным и настойчивым трудом Епишев добился того, что ему разрешено нести вахту у всех механиз мов, т. е. он может заменить любого то варища, а это очень важно в современном бою. Добившись успеха, моряк не останав ливается на достигнутом, а упорно про должает учиться. — Остановишься, — говорит он, — значит отстанешь от требований жизни. Скромный и чуткий товарищ, Епишев пользуется в дружной семье моряков большим авторитетом, с него берут при мер воины всего подразделения. Служба моряка не раз отмечалась командованием, а в этом походе командир корабля за бди тельное несение ходовой вахты вынес ему благодарность. Незаметно пролетел день. Над морем опускается ночь. И, как часто у нас -в Заполярье бывает, резко меняется погода. Сильный ветер нагнал откуда-то хмурые тучи, похолодало, и вот уже разоренные волны все сильней и сильней бьются о борт корабля. Начался шторм. Но ни на один час не прекращается практическая учеба на боевых постах. Пдет тренировка трюмных машинистов, которой руководит отличник боевой и политической подго товки старшина 2 статьи Сидоренко. Уме ло воспитывает он своих подчиненных, приучая их действовать в любых усло виях, не допуская условностей, — как в бою. — Пробоина в правом борту, в районе... шпангоута, — дает вводную старшина. Быстро разбегаются моряки. Проходит секунда, и вот уже аварийный материал на месте. Но тут происходит заминка. Выполнению вводной мешают разные пред меты: рундуки, койки. Однако моря ки находят правильный выход. Воору жается -вертикальная подпора, дружные удары кувалд по клиньям укрепляют ее, и сразу же ставится щит, укрепляется деревянный брус. Сложная вводная реше на умело, моряки не растерялись, встре тив трудность. Смекалка и находчивость помогли им правильно выполнить прика зание командира. Старшина отметил от личившихся. Хорошо действовали матросы Полищук и Трищенко. — А сейчас будем тренироваться в условиях темноты. Сидоренко завязывает чистыми поло тенцами глаза матросу Маслюкову и мо лодому матросу Михалеву. С командного пункта поступает вводная: — Лопнул трубопровод пожарной ма гистрали, требуется разобщить повреж денный участок. — Действуйте, — приказывает стар шина. Поврежденный участок находится дале ко от их боевого поста, и от матросов тре буется хорошее знание всех корабельных помещений, клапанов разобщения. Моряки наощупь открывают двери, сзади идет старшина. Первым правильно решает вводную Маслюков. Найдя клапаны, он разобщает их и сразу же докладывает об этом. Михалев немного задержался, спутал клапаны. Старшина развязал ему глаза. — Вы не торопитесь, это вам мешает действовать уверенно. При повторении моряк не допустил ошибок и решил вводную правильно, пе рекрыв норматив. — Так и в бою иной раз бывает, — говорит старшина, — но там теряться нельзя, ибо чуть опоздал, и задача не бу дет выполнена. А несколько секунд, на которые вы выполнили вводную раньше, иной раз играют очень большую роль. Большое внимание уделяет старшина изучению боевого поста, смежных поме щений, настойчиво тренирует личный со став в плавании. Его боевой пост счи тается лучшим в подразделении. Закончился поход. Позади остались не сколько сот миль трудного морского по хода. В этом плавании моряки показали возросшее боевое мастерство, умение дей ствовать в любых условиях. Они днем и ночью бдительно несли вахту, упорно тренировались на боевых постах. Старший матрос А. ПОПОВ. Любовь к флотской службе Срок службы старшины 1 статьи Мироненко подходил в вонцу. Командир ска зал воину: — Такие специалисты, как вы. нам очень нужны... Моряк остался на сверхсрочную службу. Он не мог жить без моря. Даже в от пуске мысли воина неизменно возвращались в кораблю. П все ему казалось, что в машинном отделении что-то не так. Мироненко отгонял от себя эти мысли, но бес покойство не оставляло его. П старшина понял, что нет для него жизни без флот ской семьи, без корабля. Сверхсрочник Мироненко был тем же строгим старшиной, как и прежде. Он де ловито осматривал технику, проводил занятия. Жизнь снова пошла своим чередом — привычная, интересная флотская жизнь. Старшина душевно заботился о людях. Строгим и даже суровым может он по казаться на первый взгляд. Но за этой строгостью скрыта большая забота о чело веке. Иногда встречаются старшины, которые, требуя от подчиненных строгого вы полнения уставных положений, считают возможным допускать некоторые поблажки для самого себя. Мироненко не таков. Он в одинаковой степени требователен и в се бе и к матросам. Старшина знает, как важен личный пример в воспитании ма тросов. Как-то во время осмотра и проворачивания механизмов старшина задержался у заведывания старшего матроса Кузнецова. — Что это тавое? — нахмурившись, спросил он у машиниста-турбиниста. — Разве тав можно ухаживать за техникой? — Мироненко нагнулся и указал на едва заметное пятнышко ржавчины на поверхности механизма. — Тав нельзя относить ся к машине, товарищ Кузнецов, учтите это. Старшина об’яснил, почему машину нужно содержать в образцовом порядке. Но Кузнецов не сразу понял это и решил, что старшина «придирается» к нему. Ми роненко заметил такое настроение матроса и в беседах постарался разубедить его, привить воину любовь в технике. Вскоре после этого Мироненко был невольным свидетелем спора матросов о том, какая машина содержится в лучшем состоянии. Он услышал, вав жарко Кузне цов отстаивал'свое мнение. — Наша машина чище, и порядка в ней больше, — говорил он горячо. Перелом в службе воина обрадовал старшину. Кузнецов полюбил технику и по нял, что служебный долг обязывает его содержать заведывание в образцовом поряд ке. На корабле говорят о коммунисте Мироненко, вав о лучшем (воспитателе. В каж дом его поступке — преданность и любовь в флотской службе. Старшина 2 етатьн А. САПОЖНИКОВ. ^ Специалист первого класса старшина 1 статьи Сергей Шерстнев награжден на грудным знаком «Отличный артилле рист». Он умелый специалист и воспита тель своих подчиненных. Многие его ма тросы стали отличниками, классными специалистами. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старшина 1 статьи С. Шерстнев проверяет работу одного из приборов своего заведывания. Фото И. Ннкишова. ТОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ У нас в подразделении уж так пове лось: если в чем-либо отстает товарищ, ему всегда ^на помощь приходят сослу живцы. Так было и с матросом Петровым. На политических занятиях слушатель Петров встречал много затруднений. Сла бо зная русский язык, воцн с трудом раз бирался в прочитанном, во время бесед на политзанятиях выступал редко. Па помощь ему пришел отличник бгчзвой и политиче ской подготовки матрос Левандовский. Мо ряки начали заниматься вместе. Левандовский рассказывал Петрову, как надо работать над книгой, помогал разбирать непонятные слова, форму лировки. Благодаря настойчивости в уче бе чуваш Петров научился хорошо читать, постепенно стал лучше успевать на поли тических занятиях. Упорная политическая учеба сущест венно помогла и в успешном овла дении военными знаниями. Матрос освоил специальность моториста и уже поставлен на штатную должность. Так с помощью сослуживца Петров добился успехов в боевой и политической подготовке. Старший матрос Ю. ТИМОФЕЕВ. fC o y z tr m f f o о НАСТОЙЧИВО повышают свое боевое мастерство младший сержант Самарин и матрос Генералов. Недав но командир поощрил их за отличную артиллерийскую стрельбу. Младший серж ант С. Ганебный. О С ГЛУБОКИМ ЧУВСТВОМ лич ной ответственности выполняют все поставленные задачи матросы К а зн а чеев и Жемчужннков. Недавно за об разцовое несение суточного наряда им была об’явлена благодарность. Старший матрос Ф. Ольнев. О ОТЛИЧНО знает свою специаль ность матрос Дмитриев. В учебе во ину помогли товарищи младший сер ж ан т Романов и старший матрос Вьюненко. Матрос К. Дудкин. О НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ хо рошо оформлена в комнате полнтпро- светработы нашего подразделения. На видном месте размещены лозунги, плакаты, рассказывающие об успехах советского народа в области промыш ленности и сельского хозяйства. Н а глядная агитация помогает воинам еще глубже изучить исторические ре шения июльского Пленума ЦК КПСС. Матрос М. Самородов. О НА ЗАГОТОВКЕ КАМНЯ для ремонта жилых и служебных помеще ний хорошо поработали матросы Ку- китко, Бондаренко и старший матрос Дыгало. Командир об’явнл им благо дарность. Младший серж ант В. Глыбов. Во е нные моряки в первой русской революции В Ленинграде на Васильевском острове находится одна из самых старых сокро вищниц нашей Родины — Центральный военно-морской музей. Здесь хранятся экспонаты, рассказывающие о многих битвах, прославивших русское морское оружие. Среди волнующих материалов, относящихся к прошлому, особый инте рес вызывают стенды, посвященные со бытиям первой русской революции, отра жающие революционное движение в ар мии и во Флоте. В высоком светлом зале под сенью красных знамен, развевавшихся полвека назад над восставшими кораблями, распо ложены модели, картины, портреты, до кументы. воссоздающие обстановку исто рических дней революции 1905 — 1907 гг. Всегда людно возле большой модели старинного броненосца с золоченой над писью на корме: «Князь Потемкин-Тав- рический». Этот мятежный корабль Вла димир Ильич Ленин назвал непо бежденной территорией революции. Мо дель — под красным флагом. Восстанию на «Потемкине» посвящены многочислен ные материалы. Мы видим портреты ря довых участников восстания — Лычева, Макарова, Алексеева, бюст руководителя матросов Григория Вакуленчука. Среди реликвий — ленточка с бескозырки одно го из потемкинцев. Уезжая после Октяб ря на Родину из Румынии, где находи лась большая часть команды броненосца, матрос подарил ленточку крестьянину-ру- мыну. В 1944 году румын в знак друж бы передал ленточку одному из советских воннов-освободителей. Впервые выгтав..ены закладные доски броненосцев «Потемкин» и присоединив шегося к нему «Георгия Победоносца», ра не»? хранившиеся в Фондах музея. На фотографиях мы видим балтийские и черноморские корабли, на которых в 1902— 1905 гг. были организованы со циал-демократические кружки, здесь же размещены портреты организаторов и членов матросского комитета РСДРП на Черноморском флоте. Фотокопии говорят о р п и , которая отводилась флоту партией. «Матросы должны первыми начать вос стание», — говорится в резолюции одного из митингов в Севастополе в 1905 году. Среди священных реликвий музея — погоны, сорванные с плеч матросов^ при подавлении восстания в ноябре 1905 го да на Черном море. Под стеклом — пись ма и фотографии лейтенанта П. П. Шмид та. вещи, принадлежавшие ему. В Центральном военно-морском, а так же в Артиллерийском историческом му зеях имеются редкие материалы, расска зывающие о восстании матросов и солдат береговой артиллерии в Свеаборге летом 1906 года. Среди них — портреты офи- (По залам ленинградсних музеев) церов — членов РСДРП А. П. Емельяно ва и Е. Л. Кохановского, руководивших восстанием и расстрелянных в Свеаборге по приговору военного суда. Десятки тысяч экскурсантов побывали за короткий срок на выставке, посвя щенной событиям 1905— 1907 гг., кото рая организована музеем революции и размещена в нескольких залах Зимнего дворца. Окна этих залов выходят на площадь, где 9 января 1905 года развер нулись события, послужившие началом первой русской революции. Большое место в экспозиции отведено революционному флоту. И здесь мы ви дим мужественные лица руководителей восстания на «Потемкине», фотографию мятежного судна «Прут». На копии с художественного полотна запечатлен один из самых драматических моментов восста ния, когда «Потемкин» прорезал строй кораблей правительственной эскадры. Снова большое фото. На нем — крей сер «Очаков», на котором в ноя’бре 1905 года произошло восстание. Рядом — порт!юты П. П. Шмидта, С. П. Частника, А. Г. Глазкова, В. И. Карнаухова — ак тивных участников восстания на «Оча кове». Карта, испещренная условными знаками, даст представление о том раз махе, который под руководством партии большевиков приняло революционное дви жение в армии и во флоте в годы первой русской революции. На копии с полотна художника Н. Ва я н и я запечатлен один из моментсв гран диозного митинга кронштадтцев на Якор ной площади 23 октября 1905 года. Пе ред матросамп выступает посланный к ним В. И. Лениным член НК РСДРП И. Ф. Дубровинский. Восставшие моряки- кронштадтцы выдвинули тогда политиче ские требования — провозглашение де мократической республики, всеобщее изби рательное право, свобода слова. Ряд интересных рисунков и фотогра фий показывает нам Кронштадт таким, каким он был в годы первой русской ре волюции. Вот мрачные здания казарм, в которых размещались 4-й и 7-й флот ские экипажи, начавшие восстание в ок тябре 1905 года. Рядом — фотографии развалин. Так выглядели жилища крон штадтцев. разрушенные карателями при подавлении вооруженного восстания. Наше внимание привлекает модель крейсера «Память Азова». Почти такая же, чуть больше по размерам, стоит в другом музее, где все дышит флотом — в Музее истории Кронштадта. Заглянем и в его просторные помещения. Табличка, выставленная возле «Памя ти Азова», напоминает нам, что этот вреисер получил свое имя в честь рус- свого линейного корабля «Азов», просла вившегося в Наваринском бою. «Память Азова»^ носилите же отличия, что и леген дарный линейный корабль: георгиевские флаг и вымпел, а также большой георги евский крест в качестве носового укра шения. В 1906 году крейсер входил в состав кораблей учебно-артиллерийского отряда и стоял на Кронштадтском рейде. В ночь с 19 на 20 июля 1906 года на корабле вспыхнуло восстание, во главе которого находились большевики. Так революцион ные моряки поддерживали выступления пролетариата против самодержавия. Материалы экспозиции рассказывают • ходе восстания, которое было жестоко по давлено царизмом. Но приказу царя крей сер «Память Азова» был переименован в «Двину» и лишен своих отличий. Мате риалы музея говорят о безуспешности царских мер. На фотографии мы видим «Двину» среди группы кораблей, на ко торых несколько лет спустя вновь подго товлялось вооруженное восстание. Большевики вели большую революци онную работу среди матросов и солдат Кронштадта. Военно-морская крепость Кронштадт становится крупным центром революционного движения, что убедитель но иллюстрируется материалами экспози ции. Модель старинного Форта «Константин» напоминает также о восстаниях 1905— 1906 гг. Во время восстания в Крон штадте в ночь с 19 на 20 июля 1906 года революционные моряки внезапным ударом захватили форт в свои руки. Здесь же помещены фотографии участников вос стания 1906 года — кочегара первой статьи А. М. Кузнецова и матроса первой статьи Ф. К. Голованова, казненных цар ским правительством. Однако никакими репрессиями царизм не мог уже погасить волну народного гнева. Движение, начавшееся в годы пер вой русской революции, победоносно про должалось. На стендах Музея истории Кронштадта, которые отражают события, последовавшие в ближайшие после первой русской революции годы, мы видим ма териалы о новых выступлениях моряков. Эти выступления да.ти возможность вели кому Ленину уже в 1912 году с удовле творением констатировать: «А в Балтий ском флоте кипит!». Закаленные в первых революционных боях солдаты и матросы, следовавшие за большевиками, стали верной опорой пар тии в великие дни Октября 1917 года. чЮ . СМИРНОВ. г. Ленинград. Отделение стало отличным Цель, которую поставили перед собой ра дисты, — сделать отделение отличным, ка залось, уже была близка. Но вот однажды к старшине 1 статьи Букину обратился ма трос Пехтерев. — Хочу овладеть специальностью радис та и желал бы служить в вашем отделе нии. Старшина не отказал матросу, хотя яс но отдавал себе отчет, что на продолжи тельное время оттянется срок заветной це ли — вывести отделение в отличные. Когда вместе с Пехтеревым Букин пришел к командиру и попросил направить матроса к себе в отделение, командир спросил: —Может быть, все-таки не к вам? Ваше отделение должно скоро стать отличным. — Зато нам и работать с ним будет лег че, коллектив сильный, — ответил стар шина. — Ну, что ж, — согласился командир, — вы правы. Пехтерев был рад, что будет служить в отделении, которым командует опытный старшина. Букин был доволен тем, что к нему в отделение идут служить с таким лэеланием. Он готов приложить все силы и энергию, лишь бы быстрее на учить матроса специальности, вырастить из него отличника. А работа с матросом пред стояла большая и нелегкая. Первые дни учебы подтвердили это. Предстояло выполнение ответственной задачи. У квалифицированных радистов она считается не особенно сложной, и стар шина решил поручить ее Пехтереву. Ма трос взялся за дело с большим желанием. Ему хотелось доказать, что он уже многому научился. Пехтерев даже не чувствовал особенного волнения, не сомневался в себе. Не раз наблюдая со стороны за подобной работой, он решил, что и ему она позГ силу. Сначала молодой радист разбил кабель на пары, а затем стал подсоединять жилы к выводам. Но когда Пехтерев начал проова- нивать линии, оказалось, что некоторые пары перепутаны. Одинаковые по цвету жилы все-таки обманули неопытный глаз матроса. Воин понял свою оплошность. Ошибка вскоре была найдена. II хотя постепенно у него накапливался опыт, промахи все еще были. Внимательно разобравшись в учебе матроса и побеседовав с ним, старшина ре шил еще больше оказывать помощь моло дому воину в учебе. Старшина подолгу просиживал с матро сом над учебниками. Пехтерев понемногу научился работать самостоятельно. Однаж ды старшина проверил конспект Пехтерева по политзанятиям. На первый взгляд казалось, что конспект ведется гра мотно. но, затем перечитав его, стар шина убедился: матрос многое прос то переписывает в тетрадь из учебника, а своих мыслей в конспекте мало. — Какие художественные произведения вы прочитали за последнее время? — об ратился он к матросу. — Я ничего не читаю... — ответил мат рос. Долго беседовал старшина с матросом, советовал, как лучше использовать свобод ное время. Воин стал читать книги, и вре мени как будто у него прибавилось. Это в свою очередь помогло лучше подготовиться к политическим занятиям. Ответив на очередной беседе на «отлично», Пехтерев не замедлил поделиться своей радостью со старшиной. — Вот и хорошо, — одобрил Букин, — только не успокаивайтесь на первых успе хах. С радостью старшина и его подчиненные встретили сообщение о том, что матрос Пехтерев об’явлен отличником боевой и по литической подготовки. Это означало, что отделение стало передовым. Радисты отделения специалиста первого класса Букина продолжают настойчиво по вышать свои военные и политические зна ния, готовясь встретить XX с'езд КПСС еще более высокими показателями в учебе и службе. Старший матрос Н. ВАСИЛЬЕВ. Уголок корабельного хозяйства 3. Стремление вперёд СОСТЯЗАНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ Недавно в нашем подразделении про шла состязания радиотелеграфистов. На кануне офицер провел беседу. ; а з ’яс- нил личному составу цель и задачи со стязании. а после выступил с разбором их. Офицер отметил отличившихся ра диотелеграфистов Агафонова. Стальнова, Сазоненко и д р у ги х . Высокую натренированность показал комсомолец Агафонов, радиотелеграфист второго класса. Его умелая работа — свидетельство того, что в любых услови ях он может быстро выполнить постав ленную перед ним задачу. Ставший матрос А. ШАПОВАЛОВ. Однажды я снова пришел на корабль, чтобы осмотреть и про верить один из механизмов после переборки. Работа, организованная стар шиной Перуковым, уже близи лась к концу. Вскоре были по лучены результаты, позволив шие сделать необходимые выво ды. Положение складывалось до вольно сложное: с одной сторо ны. машина излишне нагрева лась, и прав был Перу ков; с другой стороны, было невозмож но пока сделать более того, что выполнено. Пришлось искать но вое решение. Однако и на него Перуков согласился очень нео хотно. Этот случай наглядно по казал рост деловых качеств старшины. Вскоре на том же ворабле мне довелось познакомиться с людь ми, имевшими непосредственное отношение к электрическому хо зяйству корабля. Это были ар тиллеристы и торпедисты, выра зившие желание заменить не сколько аккумуляторов, испор ченных из-за небрежного ухода за ними отдельными матросами. 0 действительных причинах порчи аккумуляторов я догады вался, однако не удержался от искушения «прощупать» кое- кого, попытаться научить их чему-нибудь или, по крайней мере, пристыдить. Ничего хоро шего из этого не получилось. Один из артиллеристов с мо лодым задором отверг все мои замечания в его адрес. Но с артиллеристом было все же проще. Выслушав меня о не притязательности. выносливости и прочих высоких качествах щелочных аккумуляторов, о их неоценимой роли в деле развития военной техники вообще и ар тиллерии в частности, молодой офицер осознал неправильность своей позиции и принял некото рые мои рекомендации. Разговор же с командиром од ной из боевых частей не удался совсем. Плохо то, что некоторые наши офицеры— не инженеры, хорошо зная свое оружие: артиллерий ское. торпедное, радиотехниче ское и повседневно контро лируя состояние этого ору жия. не проявляют иногда ин тереса к технике, которая при водит в движение, питает его электроэнергией. Понимая, что эксплуатация техники обязатель но состоит из двух частей: рабо ты техники и ухода за ней, некоторые офицеры совершенно отказывают вспомогательным ме ханизмам в уходе, сводя тем са мым эксплуатацию, по сути дела, к «работе на износ». Ложная гордость не позволяет этим офицерам при недостатке специальных знаний обратиться к инженеру за помощью. Вот и получается, что, лишенный конт роля и совета, личный состав долго не заряжает аккумуляторы и через день «драит» коллек торы электромашин «шкуркой», чтобы блестели наравне с рын дой... Скажут, что строевым офице рам и «своих» забот хватает. Правильно. Но кто же будет за ниматься мотором, вращающим башню, или аккумуляторами, ос вещающими ее? Это тоже их хо зяйство. И ответственны за него они. Вовсе нетрудно прочитать и запомнить инструкцию по ухо ду за электромашиной, научить ся различать щелочь и кислоту. А ведь через это улучшится по ложение с использованием тех ники. Всякий раз, попадая на Н- ский корабль, я глядел на гра фик. вывешенный в каюте меха ника. Затушеванные красным квадраты множатся, сливаются, заполняют расчерченный лист бумаги. Но вот инженер-меха ник, а вслед за ним Перу ков уехали в отпуск. Бразды правления перешли к вновь при бывшему офицеру. старшину Перукова заместил уже знакомый нам Васькин. о котором в кают- компании почему-то придержива лись мнения, что «он — непло хой старшина», видимо, принимая его разговорчивость за деловые признаки. У меня, однако, воз никло опасение, что движение красных квадратиков на графи ке теперь приостановится. С этим опасением я и пришел к Васькину. Стояла хорошая штилевая по года, на юте корабля собралась для перекура в перерыве боль шая группа матросов и старшин. Васькин тоже был здесь. Мы за курили, отошли в сторонку. — Ну, как дела? — начал я обычным в таких случаях во просом. — Что... Хорошо все! — не задумываясь, весело ответил старшина, — работаем, стараем ся! Я ожидал не такого ответа и был несколько озадачен. — Гм... И «слабый ток» свое дело делает... — А как .те? Делаем!.. — Это что же значит: Вась кин отказался от своих преж них заблуждений?.. — Полностью отказался! — старшина хитро прищурил глаза, откровенно заулыбался. — Меж ду прочим, мне все же удалось кое-что получить на складе. Один офицер помог... — Что получил — это непло хо. Плохо будет только, если ва шему соседу совсем ничего не до станется. — сказал я и подумал одновременно: «Нет. не выйдет из тебя, видимо, настоящего хо зяина...». Я не мог тогда знать (а сам Васькин и словом не обмолвил ся), что он незадолго перед тем допустил серьезное нарушение по службе, и ему грозило разжа лование в рядавые. У лееров на соседнем кораб ле остановился старшина 1 ста тьи. показавшийся мне знако мым. Так это же Росляков — старшина электриков!.. Попро щавшись с Васькиным, я напра вился к Рослякову. — Вот хорошо! Вы мне нуж ны. — обрадованно встретил ме ня Росляков, и сразу делови то стал излагать свои заботы. — А ведь вы скоро кон чаете службу. Росляков? — на помнил я. — Да... — он улыбнулся. — Ничего, смена есть хорошая. Вот, приведу все в порядок, передам дела... — и он снова улыбнулся. Да. есть у нас прекрасные люди, замечательные моряки- хозяйственники. требовательные, вникающие во все вопросы флот ской службы. Офицер Л. СТАРЫХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz