На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 29 октября 1955 г., № 257 (54С9). L /k ie ta u ff м а т р с а / -с 8 с т ш > и Защита Отечества —священный долг советского воина Вот и ты, мой молодой товарищ по ору жию, вошел в нашу славную боевую семью. С той самой минуты, когда уста твои в торжественной, праздничной тиши не произнесли клятву на верность своей социалистической Родине, своему народу, Советскому правительству, мы стали счи тать тебя своим побратимом, с которым отныне будем делить нелегкий, но почет ный ратный труд. Эта твоя клятва и на зывается Военной присягой. Каждый человек стремится жить так, чтобы его уважали другие. Слово матрос у нас так же, как слово рабочий или кре стьянин, — почетное, уважаемое. И не только у нас дома, в Советском Союзе, среди своих братьев, друзей, земляков, ч ей ^ р у д мы защищаем. Люди многих, мндгих других государств говорят и ду мают о советском воине с признательно стью и уважением. В Китае, Польше, Венгрии, Албании, Чехословакии, Румы нии, Болгарии, Югославии и в других странах знают его по грозным го дам борьбы с фашизмом. Тогда, пожалуй, впервые человек с ружьем, пришед ший из чужой страны, принес с со бой не страх, а свободу и справедли вость. Он вступил в поверженный Бер лин. И первое, что он сделал, — это раз делил свой походный паек с немецким мальчиком. Нет, он никогда не был же сток, советский гражданин в военной ши нели! Он всегда был и остается другом простых людей, на каком бы языке они ни говорили. Наши воины никогда не под нимали оружие иначе, как в защиту Ро дины, иначе, как за правое дело. И за это им всенародное уважение. Поэтому и считает большой честью каждый совет ский человек службу в Вооруженных Си лах. В основном законе нашего госу дарства — Конституции военная служба названа почетной обязанностью граждан СССР. «Я, гражданин Союза Советских Социа листических Республик...». Окинь мыс ленным взором необ’ятные просторы Оте чества. Нет в мире большей страны, чем наша. Ее площадь свыше 22 миллионов квадратных километров. Это в два с по ловиной раза больше площади Соединен ных Штатов Америки и в девяносто раз больше Англии. Где еще есть земля бо гаче советской?! Она таит в себе полез ные ископаемые, какие только встреча ются на всем земном шаре, 14 морей и два океана омывают берега страны Сове тов, ее населяет около 200 миллиопов человек. Они живут в самом демократиче ском, самом передовом государстве в ми ре. Руководимый великой партией ком мунистов; созданной и воспитанной бессмертным Лениным, наш народ успеш но .строит коммунистическое общество. Сыновней любовью к Отчизне, к ее го родам и селам, ее необ’ятным полям и лугам, мощным полноводным рекам и необозримым морям согреты наши серд ца. Помни, что Военная присяга требует от тебя всегда быть готовым по приказу Советского правительства выступить на защиту своей Родины. Тебе поручили ох рану ее самых северных морских рубе жей. Так будь достоин такой высокой че сти! Никогда не забывай, что эти скали стые сопки, эти морские просторы, это небо, расцвеченное радужными сполохами полярного сияния, с достойным всяческо го подражания мужеством и самоотвер женностью защищали в годы минувшей ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ОФИЦЕР В. ЗАЙЦЕВ войны твои старшие братья. Приумножь их славные дела новыми подвигами! Можно назвать сотни примеров безудер жной отваги героев-североморцев. Но я ограничусь только несколькими. Этого бу дет достаточно, чтобы понять, что значит для советского воина любовь к Родине, священная верность Присяге. Ты, навер ное, уже слышал легендарные имена Ива на Сивко, Бориса Сафонова, Саши Кова лева, Магомеда Гаджиева. Речь моя бу дет не о них. Мне хочется поведать тебе, мой молодой товарищ, о человеке, чье имя не стало достоянием истории, чей под виг был скромней, но отнюдь не менее благороден и прекрасен. Мало кому знакома фамилия рулевого старшины 2 статьи Завьялова. Катер, на котором он служил, вышел на выполне ние боевого задания. Неожиданно налете ли вражеские самолеты. Фашисты сбрасы вали бомбы, били из пушек и пулеметов. Завьялов видел, как длинные очереди ло жились то справа, то слева около бортов катера. И он старался вывести катер из- под удара. Это было нелегко. Волны бро сали катер в разные стороны. И малень кий корабль плохо слушался руля. Завь ялов был ранен. Но он не сказал ннкэ- му об этом. У него была одна мысль: от бить врага, спасти катер. II он вывел его из-под удара. Только в базе старшина 2 статьи Завьялов сошел с мостика и доло жил командиру о ранении. Осколок сна ряда попал в правую лопатку, ^ и рулевой чувствовал, как теплая струйка крови стекает по телу. Как видишь, характерными чертами отважного воина были не только отвага и мужество. Он проявил в борьбе с врагом отличное знание своей воинской специальности, высокую дисциплину и организованность. И должен сказать тебе, что такими качествами обладали в годы войны не только отдельные воины, но целые части и соединения. Принимая торжественную клятву, ты взял на себя обязательство защищать Ро дину с достоинством и честью. Известно ли тебе, в чем состоят достоинство и честь советского воина? Прежде всего в том, чтобы верно и пре данно Отечеству служить, везде и всюду отстаивать его интересы, никогда не до пускать таких поступков, которые могли бы повредить ему, а самого воина опоро чить перед народом. На одном из кораблей служит старшина 1 статьи Федор Хромюк. Вот у кого мо жешь поучиться верности своему воин скому долгу. Умелый моряк, комсомолец, он на деле доказывает, как нужно доро жить достоинством и честыо советского воина. За всю слуяебу он ни разу не на рушал требования уставов и не имеет ни одного взыскания. Зато им получено только внеочередного отпуска 25 суток и много других поощрений. Федор Хро мюк—классный специалист, во время тор педных стрельб умелые действия старши ны и его подчиненных способствовали ус пешному выполнению практической зада чи. Сейчас пришел срок старшине 1 ста тьи Хромюку уходить в запас. Но воин- патриот понял, что его опыт и знания могут пригодиться для воспитания моло дого пополнения, и Федор Хромюк подал рапорт командиру с просьбой оставить его на сверхсрочную службу. Таких воинов, как старшина Хромюк, немало. Не сомневаюсь, что они есть и в том подразделении, на том корабле, где начинаешь свою службу ты. Поверь моему опыту, дорогой товарищ. Знай, что, как бы тебе ни было тяжело в учебных походах, на учениях, в бою бу дет намного тяжелей. Поэтому не теряй зря времени на занятиях и тренировках. Не беда, если от пота намокнет тельняш ка. В жизни ничего легко не дается. Чтобы стать настоящим матросом, от личным специалистом, нужно очень много и упорно потрудиться. Только тогда ты сможешь до конца выполнить священный долг советского воина — надежно защи щать свою Родину от любого врага. Не велик срок твоей службы. Но уже среди сверстников твоих -есть немало та ких, которые успели отличиться. Значит, они верно поняли требования Военной присяги о том, что защищать Отечество с достоинством и честью — значит сво ими действиями умножать боевую славу родного флота, корабля, подразделения и развивать их боевые традиции. - Потому, что в мирное время хранить и умножать боевые традиции — это, прежде всего, настойчиво совершенствовать свои воен ные и политические знания, неустанно повышать боевую готовность корабля, подразделения. Молодой матрос Прокопенко в первых же походах показал, что он является до стойным преемником боевой славы геро- ев-североморцев. В очень трудном плава нии, когда волна перехлестывала через сигнальный мостик, он бдительно нес вах ту, почти ничем не уступал старослужа щим морякам. Возможно, ему еще не хва тало сноровки бывалых воинов. Ничего, это придет со временем. Главное, что мо лодой матрос не спасовал перед трудно стями, отлично исполнил свой долг. Его сноровистые действия командир отметил первым поощрением. Хорошее начало. Не зря народная муд рость гласит: «Береги честь смолоду!». Есть в Военной присяге слова, которые с особым волнением произносим все мы, воины: «клянусь... до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине». И мы учимся пламен ной любви к Отчизне, безграничной пре данности народу у великой партии ком мунистов. Вся деятельность ее исходит из интересов народа. Преданность Родине, народу, правительству придает советским воинам силу и стойкость в борьбе, вдох новляет их на отличное изучение воен ного дела, на преодоление любых трудно стей. В мирных условиях преданность совет ского воина Родине, народу, правительст ву проявляется в добросовестном изучении военного дела, в беспрекословном выполне нии приказов командиров, в соблюдении строгом воинской дисциплины, в высокой бдительности и боевой готовности. Пусть не покажутся тебе будничными и неинте ресными твои сегодняшние заботы в срав нении с ратными делами старших братьев. Поверь, в жизни всегда есть место под вигам. Сейчас герои наших дней — от личники боевой и политической подготов ки, классные специалисты. Им подражай, у них учись верности Присяге. Помни, — защита Отечества — священный долг советского воина. Исполнить его с досто инством и честью тебя обязывает Военная присяга. Ты поклялся Родине. Родина ве рит тебе и на тебя надеется. Совершенствуют воинское мастерство С первых дней службы молодой матрос Засыпкин зарекомендовал себя старатель ным и трудолюбивым воином. Готовясь к заступлению на самостоятельную вахту, он усердно овладевает боевой техникой, при обретает нужные практические навыки. Подстать ему и матрсс Чернышов. Он уже несет самостоятельную вахту, обес печивая командование надежной связью. Большую помощь в учебе молодым вои нам оказывают старослужащие старшина 1 статьи Гонтарь, старшие матросы Фори- нов и Кишкин. Как и весь личный состав, молодые ма тросы стремятся достойно встретить 38-ю годовщину Великого Октября и XX с’езд КПСС. Старшина 2 статьи И. ЗЛОБИН. Отважные и мужественные В старой лоции о нашем суровом мо ре говорится так: «Природа устроила тут как бы огромный паровой котел рядом с огромным конденсатором. II эта паровая машина работает, производя чудовищно неправильные удары — штормы». Да, Баренцово море — море штормов, снежных зарядов и туманов. Берега его, если смотреть с моря, удивительно одно образны: скалы да снег. ... Идут последние приготовления к по ходу. У торпедных аппаратов подводной лодки старшина 1 статьи Головко и моло дой матрос Мороз. Здесь же торпедный электрик старшина 2 статьи Куличков. Моряки внимательно осматривают свои заведываиия — торпеды должны быть всегда на товсь. Подводникам чужды са моуспокоенность и зазнайство. Они не жа леют сил для того, чтобы всегда быть в полной боевой готовности, всегда стоять на высоте современных требований. С гордостью и радостью, с желанием образ цово выполнить свой воинский долг перед Родиной они трудятся на своих боевых постах. Проходит немного времени, и узкий сигарообразный корпус лодки, вздрогнув, отходит от плавбазы. Мотористы, возглав ляемые опытным старшиной, четко выполняют приказания. От них во многом зависит успех решения задачи. Моторист подводной лодки должен быть всегда бдителен. Онохин п его подчинен ные внимательно следят за приборами. Но приказанию командира они умело изме няют ход. Незаметно наступает и проходит ночь. Она также напряженна и полна упорной работы, как и боевой будничный день подводников. Над морем сизый холодный рассвет. — Приготовиться к погружению! — отдает приказание командир. Мгновенно снимается флаг, накрепко задраиваются люки. Вахтенный офицер — в подводной рубке, у командирского пе рископа, командир и штурман в цен тральном посту. Лейтенант ведет проклад ку. От штурмана подводной лодки тре буется особая тщательность в ра боте. Он должен хорошо знать театр, учи тывать и течение, и ветер, чтобы вести корабль точно по курсу, указанному командиром. Штурман это хорошо усвоил. Он всегда точно определяет место корабля в море. Лодка идет все дальше и дальше на Се вер. Снова темнеет. Всплыли. Море разгу лялось не на шутку. Все свежее ветер, все круче волна. Она ударяется о форште вень, потоком бежит по палубе до сиг нального буя и скатывается маленькими ручейками в шпигаты. Лодку ^ с к а ч и вает все сильнее. Ритмично, монотонно. Белая стрелка кренометра бегает по чер ной шкале, показывая 15 градусов то ле вого, то правого борта. Волна попадает да же под козырек рубки и проваливается через люк в сигнальный пост. Вахтенные сигнальщики одели специальные изоли рующие резиновые костюмы. Одежда вах тенного офицера промокла насквозь, но он зорко смотрит вперед, негромким, но влас тным голосом отдает приказания рулево му: — Руль право... — Есть руль право.., — четко произ носит старшина, выполняя команду. Трудно нести вахту в таких усло виях. И хотя ночь на Севере никогда не бывает непроглядной, неопытный глаз не сможет различить далекий, чуть заметный огонь идущего навстречу корабля. Но старший матрос Стюфляев, находясь нл открытом мостике, куда попадают целые каскады водяных брызг, зорко смотрит вперед. Вот на горизонте мелькн^’ла ка кая-то маленькая, словно светлячок, точ ка. Может быть, от напряжения рябит в глазах? Сигнальщик снова всматривается вдаль. Нет, сомнений быть не может: это судно. Через несколько секунд следует четкий доклад: — Судно справа., кабельтовых. Вахтенный офицер принимает меры для предупреждения столкновения. Судно, оказавшееся рыболовным траулером, про ходит справа, большое, все в огнях, похо жее на ночной, освещенный электричест вом город. ...Снова команда к погружению, и вновь лодка уходит на глубину. У элек тромоторов классные специалисты Еро- шин, Гаспарян и Васильев. Они обеспе чивают подводный ход. На горизонталь ных рулях бдительно несет вахту ру левой Пудов. От действий моряка зависит положение лодки на глубине. Вот поступило приказание увеличить ход. Электрики быстро выполняют коман ду. Казалось бы, горизонталыцик здесь не причем, но Пудов знает, что это далеко не так: изменение скорости влияет на поло жение лодки на глубине. Он немного пе рекладывает рули. Учитывает подводник и то, что в свежую погоду вода пытает ся вытолкнуть лодку вверх.' Вахта гори- зонтальщика требует исключительной вни мательности. Он поминутно берется за штурвал, «поправляя» положение корабля под водой. — В носу, в корме, погружаемся на глубину... метров, осмотреться в отсеках, — передают по трансляции приказание командира. Выдался благоприятный момент, и командир, среднего роста, худоща вый. в теплой канадке и шапке, проходит по отсекам. От внимательного взгляда его темных строгих глаз не ускользает ни что. Офицер все видит, все подмечает. Лодка в заданном районе. С минуты на минуту может появиться «противник». Гидроакустик сейчас особенно вниматель но вслушивается в говор моря. — Горизонт чист, — слышатся его постоянные доклады. К зенитному перископу подходит коман дир. Левой рукой берется он за рукоятку, вторая рука ложится сгибом в локте на другую рукоятку. На водной поверхности только однообразно плещущие зеленоватые с белыми гребнями волны. Акустик не ошибся — горизонт чист. Командир дово лен старшиной. Когда моряк стоит на вах те, офицер уверен: «противник» не прой дет незамеченным. Много трудностей пришлось преодолеть в этом походе морякам, несколько суток внимательно следили они за морем. Но подводники знали, что, борясь с суровой стихией, четко действуя на своих постах, они приобретают боевое мастерство, высо кую закалку — все то, что характери зует людей, носящих на бескозырках красные звезды, охраняющих берега Со ветской Родины. Выполнив поставленную командованием аздачу, лодка легла на обратный курс. И вот уже первыми вестниками родной зем ли замигали вдали разноцветные огни маяков. Скоро база. А там опять дальние походы, ночные атаки — благородный и суровый труд отважных и мужественных подводников. Офицер И. КОРОБОВ. В успешном выполнении учебно-бое вых задач в ажн ая роль принадлежит связистам. Молодой матрос Николаи Сергеев с усердием выполняет свои обя занности. Он несет вахту на связи всег да безукоризненно, . четко передает команды, содержит свой боевой пост в отличном состоянии. З а успехи в учебе молодому матросу Сергееву об’явлена первая благодарность. НА СНИМКЕ : матрос Николай Серге ев на боевом посту. Фото И. Никишова. Передовой зенитчик На огневую позицию вышли зенитчи ки. У орудия, немного волнуясь, стоит коренастый воин. Это матрос Анатолий Четин. Скоро начнутся соревнования трубочных. С командного пункта поступило целе указание. С этого момента я началась борьба за первенство. Младший сержант _рмак командует — включить моторы и приводы, зарядить орудия. Энергично ра ботает матрос Четин. Один за другим он кладет снаряды на стеллаж. Несложными Стрельба по воздушной мишени Воздушная стрельба представляет собой сложный вид боевой подготовки и вклю чает в себя ряд последовательных упраж нений, которые построены с постепенным переходом от простого к сложному. При стрельбе по воздушным целям лет чик имеет дело с быстро движущейся це лью и сам находится на самолете, имею щем большую скорость. Вследствие этого условия стрельбы сильно затруднены и вероятность попадания в воздушную цель может быть лишь при точном прицелива нии. Опыт Великой Отечественной войны показал, что поражать воздушные цели лучше всего с малых дистанций. Современные автоматические прицелы позволяют летчику вести огонь более точ но с различных дистанций стрельбы, но не превышающих расчетную дальность прицела. Обучение летчика воздушной стрельбе должно начинаться со средних дистанций открытия огня. Это обеспечи вает безопасность полета в процессе уче бы. Сложность выполнения стрельб по воз душной мишени и безопасность полета требуют соблюдения строгой методической последовательности в обучений молодых авиаторов. Летчик должен четко выпол нять все параметры построения маневра у воздушной мишени. Весь процесс учебы надо организовать так, чтобы постоянно повышалось боевое мастерство. Упрощение полетов неизбеж но приведет к плохому качеству под готовки летчиков. Правильный и творче ский подход командира к процессу обуче ния, методически грамотный послеполет ный разбор допущенных ошибок, доходчи вое раз’яснение их с последующим по казом данных элементов полета — вот путь к высоким показателям в стрельбе. Воздушно-стрелковая подготовка летчи- ка-истребителя доллсна исходить Из стро гой распланировки времени на весь учеб ный год. Каждому летчику перед выпол нением воздушных стрельб должна пред шествовать высококачественная наземная подготовка, включающая в сеоя тщатель ное изучение теоретических вопросов, плодотворно проведенных тренажей на специальной аппаратуре и в кабине само лета. При тренировке на тренажере неплохо иметь изготовленную мишень, выдержан ную в масштабе, чтобы она соответствова ла реальным данным настоящей мишени, видимой из самолета в воздухе во время стрельбы. Тренажер должен устанавли ваться на таком расстоянии, чтобы мо- дель-мишень проектировалась через при цел тренажера в таком размере, в ка ком ее видит летчик в воздухе. Мишень должна перемещаться. На первых заняти ях ее скорость должна быть незначитель ной, в последующих — увеличивать до предела угловой скорости, с которой дви жется настоящая воздушная мишень. Хорошие результаты при наземных тренировках дает визирование из кабины самолета через прицел на нормальные размеры учебной наземной цели, установ ленной на дистанцию действительного от крытия огня. Чем продуктивнее проведена наземная подготовка, тем качественнее выполнение воздушных стрельб. Правиль но организованные воздушно-стрелковые тренировки дают летчику хорошую выуч ку. Надо тщательно готовиться к каждому полету, несмотря даже на повторяемость того или иного упражнения. Только в этом случае авиаторы будут в совершен стве владеть вверенным им оружием. В первых полетах на стрельбу надо закре пить навыки, отработанные на тренаже рах. Летчику надо отработать маневр вы хода в исходное положение для стрельбы по мишени, закрепить навыки техники пилотирования по кривой прицеливания и выхода из атаки. Командир должен показать технику вы полнения маневра у мишени. Для запо минания летчиком дистанции прекраще ния огня и выхода из атаки рекомендует ся также продемонстрировать положенную дистанцию под нужным ваккурсом цели. Для этого нужно подойти сзади на по путных курсах на нужную дистанцию, выдерживая при этом интервал 2 0—50 метров и положенное принижение относи тельно цели. После чего сделать разво рот в нужную сторону и, не теряя из ви да воздушную мишень, начать построе ние самого маневра для атаки цели. Методика обучения стрельбе имеет боль шое значение. Не случайно опытные командиры звеньев в провозной полет вкладывают 'все свое умение. Здесь сле дует конкретно указать летчику, когда запрещается открывать огонь по воздуш ной мишени. Необходимо помнить, что основным средством обучения воздушной стрельбе является фотопулемет. Стрельба боевыми патронами допускается только после пол ного усвоения летчиком всех параметров стрельбы из фотопулемета. Большая зада ча командира при этом — своевремен но обнаруживать ошибки летчика, тща тельно проанализировать причины их и дать исчерпывающие указания по их устранению. Немалая роль в устранении ошибок стреляющего принадлежит также и экипа жу буксировщика, который должен при сутствовать на розыгрыше полетов и всех послеполетных разборах стреляющего зве на. Опытный летчик-буксировщик имеет возможность наблюдать за действиями выполняющего стрельбу и в воздухе мо жет сделать ему дельное замечание. Сам летчик-буксировщик должен строго соблю дать режим полета при буксировании воз душной мишени. Рекомендуется первые полеты на стрельбу^ производить с постоянно уста новленной на прицеле дальностью откры тия огня, и после того, как летчик пока жет хорошие результаты, можно допустить его к выполнению стрельб с изменением дальности. Прицеливание по воздушной мишени при помощи автоматического при цела состоит из слежения за целью и вписывания ее в окружность, образован ную оптическим устройством дальномера. При вписывании цели точка прицелива ния должна удержаться онределенное вре мя на цели, после чего открывать огонь. Для безопасности буксировщика стрельба ведется под определенными раккурсами. Ни в коем случае нельзя стрелять при малых раккурсах. При выполнении стрельбы боевыми патронами планировка летчиков на один под’ем мишени должна быть такова, чтобы не было излишней спешки у буксируемой мишени. Особенно это важно в первых полетах на стрельбу. При этом, прежде чем начать стрельбу, нужно тщательно осмотреться. Стрельбу по мишеням целесообразно производить так, чтобы скорость атакую щего превышала скорость буксировщика на 5 0— 100 километров. Это обеспечит нормальные условия для прицеливания и безопасности полета при выполнении ма невра у цели. После получения разрешения на стрель бу от летчика-буксировщнка необходимо развернуться в безопасную сторону и приготовить оружие, а также проверить прицел и его работу. Для чего, небольши ми разворотами в ту и другую сторону с одновременным созданием рулями уп равления углового вращения самолету, убедиться в исправности прицела. Затем доложить буксировщику и приступить к стрельбе. Исходное положение для стрель бы необходимо занимать так, чтобы хва тило времени для проведения самой ата ки, учитывая слежение за целью. Чтобы получить нужный угол визирования на цель относительно направления своего самолета (при правильном занятии исход ного положения) интервал между мише нью и стреляющим самолетом должен быть примерно в три-четыре раза больше ди станции. А для безопасности самолета- буксировщика должно быть взято преду смотренное принижение. Для облегчения определения расстояния в воздухе у ми шени рекомендуется пользоваться длиной буксируемого фала на глаз. Занимать исходное положение нужно так: на увеличенной дистанции взять нужный интервал, а затем за счет из бытка скорости сократить дистанцию. кажутся на первый взгляд обязанности трубочного. Но надо много тренироваться, чтобы выдержать заданный темп стрель бы. Поверяющий доволен работой матроса Четина. А вскоре командир подразделения об’явнл, что Четин — лучший трубочный подразделения. Таких, как Четин, в подразделении не мало. Безупречной службой они крепят оборону нашей Родины от происков ее врагов. Т. ПАВЛОВ. уменьшая скорость с таким расчетом, что бы к моменту выхода в исходное положе ние скорость была равна положенной для ввода в атаку. При этом можно исполь зовать воздушные тормоза. Каждый летчик должен постоянно себя тренировать в определении раккурса цели на глаз. При стрельбе по воздушной ми шени прицеливание и кривая атаки должны быть построены с таким расче том, чтобы к моменту открытия огня уг ловая скорость движения цели и своего самолета были одинаковы, только после этого нужно открывать огонь. Летчик должен четко представлять, что величи на интервала при занятии исходного поло жения зависит от скорости цели и скоро сти своего самолета. За время ведения огня по мишени ни в коем случае нельзя увлекаться сближе нием с целью, а следует выдерживать дистанцию прекращения огня и вы хода из атаки. После прекращения огня, не теряя из вида цели, приступить к вы полнению маневра для повторной атаки, при этом максимальная осмотрительность должна быть до тех пор, пока не наметит ся расхождение курсов буксировщика и своего самолета. При повторной атаке нужно учитывать все неточности, допу щенные в производстве всего маневра у цели вначале. Летчику необходимо пом нить, что большинство ошибок получается из-за неправильного занятия исходного положения. Сложность выполнения поле тов на отработку элементов воздушной стрельбы требует от каждого летчика-ист- ребителя точного соблюдения всех пара метров построения маневра у воздушной Мишели. Чтобы стать полноценным воздушным бойцом, нужна кропотливая работа над собой, над повышением своих летных ка честв. Молодому летчику нужно больше интересоваться техникой выполнения стрельбы но воздушным мишеням и во время тренажей тренировать себя в оп ределении дальности и раккурса цели. Неплохо сделать себе в рабочем блокноте несколько чертежей воздушной мишени под различными раккурсами, а также за рисовать в уменьшенном масштабе воздуш ную мишень, видим ую в прицеле в мо-. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ О П А С Н Ы Е М А РШ Р У ТЫ Как известно, Североморск расположен на очень неровной местности. В основном культурные и административные учрежде ния. магазины, школа, почта, аптека, клубы сосредоточены в нижней и в верх ней частях города, куда ведут деревянные трапы. Многие улицы в городе: Морская, Корабельная, Восточная, Маячная сопка расположены на возвышенности. Для то го, чтобы попасть в центр, жители этих улиц должны спускаться вниз по горкам. Летом это нетрудно. Но вот весной и осенью, когда начинаются дожди и грязь, жители, идущие в центр, прыгают с кам ня на камень и рискуют получить ушп- бы, в непролазной грязи потерять обувь. Выпал снег. II люди, живущие на Кора бельной улице, поставлены перед серьез ной задачей, как пройти в центр? Горки, присыпанные снегом, становятся скольз кими и опасными для пешеходов. Еже дневно можно наблюдать такую картину: молодые и пожилые люди, спешащие на работу, дети проявляют чудеса акробати ческой ловкости, чтобы спуститься с горы и не упасть, причем это далеко не всегда удается. Неужели до сих пор нельзя соорудить широкий деревянный трап со стороны До ма офицеров, учитывая, что на этой гор ке стоит новый, только что вошедший в эксплуатацию дом. Повидимому, у руково дящих работников «руки не доходят» до этого, благо горсовет находится в верх ней части города. 3. МАЛНИНА. ------- О------- По следам наших выступлений «ЧТО МЕШАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБЕ КОММУНИСТОВ» Под таким заголовком опубликована статья в № 238 нашей газеты. Как сообщил начальник политотдела, статья была обсуждена коммунистами под разделения. Критика признана пра вильной. Партбюро проводит работу по устранению отмеченных недостатков. Про пагандист политотдела ознакомился с со стоянием учебы коммунистов и оказывает им помощь в составлении планов само стоятельной учебы, в подборе литературы. мент открытия огня, и второй рисунок — в момент прекращения. Это развивает зрительную память летчика. Многое в изучении техники стрельбы за висит от самого авиатора. Только внима тельный и дисциплинированный летчпк быстро и глубоко овладевает этим слож ным видом летной подготовки. В подразделении в одном звене есть два летчика — лейтенанты Вермени- чев и Галанов. Они вместе пришли в под разделение из школы, имеют одинаковый уровень летной подготовки. Верменнчев — дисциплинированный и внимательный летчик, занимается на тренажной аппара туре, старается как можно больше узнать о стрельбе у старших товарищей. Верме- ничев за короткий срок добился хороших результатов в стрельбе по воздушной ми шени. Летчик и дальше совершенствует свое боевое мастерство. Этого нельзя сказать о летчике лейте нанте Галанове, который халатно" отно сится к проведению тренажей, плохо ана лизирует свои ошибки, допущенные в по лете. Галанов пользуется старым бага жом, приобретенным в авиашколе. Но он забывает, что летчику нужно постоянно совершенствоваться в летной практике и что летчик из каждого полета должен брать для себя что-то новое. Галанов же слабо выполняет и полеты. На провозном полете, когда в задней ка бине сидит контролирующий командир при стрельбе по воздушной мишени, Галанов попадает по цели, а полетел самостоятель но — попаданий нет: летчпк не выдер живает положенных параметров при стрельбе. Таких ошибок летчику Галано ву допускать больше нельзя. Воздушно-стрелковая подготовка летчи- ка-истребителя является основой воздуш ного боя. Летчик, хорошо овладев стрель бой, всегда выйдет победителем в схват ке с противником. Тщательно готовить себя к выполне нию любой поставленной боевой задачи в любых метеоусловиях дня и ночи — вот о чем должен помнить каждый летчик- североморец. Напитан В. ДОЕОЖИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz