На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
\ о ' ;,\<Г \ - 3 *> Ь * 3 А Г С л Ь Н Ы Р Э К 3 Е V- п «' v. < J g нашу Советскую Родину! Ufl СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза—великая вдохновляющая и руководящая сила советского народа в борьбе за построение коммунизма! ( И з П ри зы во в Ц К КП С С к 38 -й го д о вщ и н е В ели кой О к т яб р ь ск о й со ц и али с ти ч е ск о й р е в о лю ц и и ). За высокую организацию корабельной службы Личный состав кораблей и частей нашего флота решает большие и ответ ственные задачи по охране священных рубежей Советской Родины. Успешно вы полнять свои долг можно только при ус ловии четкой организации всей службы. Залогом высокой боеготовности является твердая воинская дисциплина, точное и неукоснительное соблюдение моряками требований уставов, наставлений и ин струкций. Особое значение приобретает вопрос ор ганизации корабельной службы в совре менном морском бою. Применение новей ших средств вооруженной борьбы, участие в боевом столкновении разнородных сил флота и авиации, сложная совершенная техника треюуют от экипажей кораблей глубоких знаний, исключительной физиче ской выносливости, безукоризненной ис полнительности. В Призывах ЦК КПСС к 38-й годовщи не Великой Октябрьской социалистиче ской революции партия требует от воинов Советской Армии и Флота настойчиво по вышать свои военные и политические знания, совершенствовать свое боевое мас терство, овладевать новейшей боевой техникой и современным вооружением. Можно не сомневаться, что моряки наше го флота, как и все воины Вооруженных Сил СССР, славными делами ответят на призыв родной Коммунистической партии. Важную роль в поддержании образцовой организации имеет служба корабельных нарядов. Одной из главных ее задач яв ляется постоянное соблюдение высокой боеготовности корабля. Экипаж должен быть в любой момент готов к немедлен ным действиям. Учитывая возросшие ско рости самолетов, появление оружия боль шой разрушительной силы, от лиц, засту пивших в наряд, требуется высокая, ни на минуту не ослабевающая бдительность. Но было бы неверно утверждать, что соблюдение высокой боевой готовности ко рабля, четкая организация службы на нем целиком зависят только от моряков, назна ченных в наряд. Корабельный устав обя зывает каждого матроса уметь быстро и правильно готовить к боевому использова нию оружие и технические средства своего заведывания. твердо знать свое место по% всем корабельным расписаниям, доброео-' вестно и умело выполнять обязанности по ним. Это значит, что как только прозву чит сигнал или команда, матрос должен сам. без напоминания дежурных или вах тенных. точно и безукоризненно их испол нить. При этом моряк руководствуется, прежде всего, чувством личной ответствен ности за уровень боевой готовности род ного корабля, за дальнейшее укрепление могущества любимой Родины. Отсюда яс но, что образцовая организация корабель ной службы предполагает высокую созна тельность каждого члена экипажа, при мерную дисциплинированность, исполни тельность, отличную боевую выучку. Согласно приказу Министра Обороны Союза ССР об увольнении из Вооруженных Сил воинов, выслуживших установ ленные сроки службы, и об очередном призыве на действительную военную службу, на корабли пришло новое попол нение. Необходимо помочь молодым матро сам в самое короткое время втянуться в корабельную жизнь, научить их соблю дать строгий распорядок, ценить каждую секунду учебного времени, всегда посту пать так, как велят Присяга и уставы. Многие молодые матросы за сравнитель но короткий срок пребывания на корабле добились неплохих результатов в овладе нии специальностью. Немало новичков уже допущено к несению дежурств, вахт л хорошо справляется со своими обязан ностями. Они на деле являются активны ми поборниками высокой организованно сти и порядка На днях за прилежание ео время дневальства по кубрику удостоился первого поощрения молодой матрос Зайцев. За время летней кампании личный со став кораблей добился известных успехов в боевой и политической подготовке. Од нако приближение суровой полярной зи мы с характерными для нее сильными штормами, '•нежными зарядами, почти кру глосуточной ночью значительно услож нит условия плавания. Это пред’являет повышенные требования и к организации всей службы на корабле. Патриотический долг каждого матроса: назначенного на вахту или дежурство, — проявлять вели чайшую бдительность, памятуя, что он не сет в пределах порученных ему обязанно стей полную ответственность за охрану бе зопасности корабля и за соблюдение уста новленного на нем -распорядка. В Кора бельном уставе прямо сказано, что матрос обязан «при несении службы корабельных ■нарядов... знать твердо свои обязанности, точно и умело их выполнять». На корабле, где служит капитан-лейте нант Канторович, благодаря посто янной и целеустремленной воспи тательной работе с личным соста вом, высокой требовательности офи церов и старшин к подчиненным, почти все назначаемые в наряд во ины образцово выполняют свои обя занности. Поэтому здесь всегда под держивается твердый уставной порядок, высокая боеготовность. Ни одна минута учебного времени не пропадает впустую. Дежурная и вахтенная службы следят за неукоснительным соблюдением всеми воен нослужащими распорядка дня, за чисто той в помещениях и на верхней палубе, за отличным состоянием оружия и техни ческих средств, тем самым обеспечивая внешнюю и внутреннюю безопасность ко рабля. Не случайно экипаж имеет значи тельные успехи в боевой и политической подготовке. Здесь выросли ряды отлични ков и классных специалистов. С высокой оценкой корабль выполнил последнюю со стязательную стрельбу. Из этого примера видно, какое сущест венное влияние оказывает на организа цию корабельной службы, на укрепление дисциплины личного состава, на состояние оружия и технических средств, на боевую готовность экипажа точное выполнение своих обязанностей воинами, заступивши ми на вахту и дежурство. Но совсем по- другому получается, если моряки, назна ченные в наряд, плохо знают свои обязан ности и, следовательно, неверно их выпол няют. Естественно, что они не могут быть зоркими, бдительными стражами уставных положений. К сожалению, бывают случаи, когда отдельные матросы, заступившие в наряд, формально относятся к порученно му им делу. На инструктаже они правильно отвечают на вопросы поверяющих, но, за ступив в наряд, действуют совсем по- другому. Халатное отношение к воинско му долгу приводит к тому, что таких ма тросов приходится снимать с дежурства или вахты. Так получилось с матросом Антоновым, которого за серьезный просту пок дежурный по кораблю отстранил от дневальства. Добиться высокой организации можно лишь тогда, когда все без исключения чле ны экипажа будут точно выполнять тре бования уставов. Однако есть еще отдель ные матросы, которые нарушают устав ные требования. Так. например, матрос Воропай после сигнала побудки остал ся на койке, не явился на физзарядку, нагрубил старшине. Недостойное поведение нерадивого матроса не осталось безнака занным. Каждый моряк должен помнить и никогда не забывать, что малейшее на рушение распорядка наносит ущерб боеспособности и боеготовности корабля. Всегда точно действовать по уставу, никогда не нарушать инструкций и корабельных правил — должно стать естественной, такой же, как дыхание, потребностью для моряка. Добиться этого можно лишь осуществляя неустан ную воспитательную работу с подчинен ными. Ближайшими помощниками коман диров в этом должны быть партийные и комсомольские организации. Прежде всего сами коммунисты и комсомольцы обязаны показывать пример в учебе и дисциплине. Их долг раз’яснять воинам требования уставов, инструкций, наставлений, при вивая морякам любовь к организованности. Современный морской бой пред’являет к воинам повышенные требования. Фактор внезапности приобрел в нынешних усло виях особое значение. Отсюда понятно, как важно постоянно соблюдать высокую бдительность и боеготовность. А такие качества не мыслятся без образцовой ор ганизации корабельной службы. Безукоризненный уставной порядок — основа боеспособности корабля. Интересы безопасности Родины требуют от воинов- североморцев всеми своими действиями способствовать поддержанию образцовой организации корабельной службы. п о с о в е т с к о й ^ £ 1 £A J 1 £ — ■ Беседы, посвящённые 38-й годовщине Великого Октября КИЕВ, 28 октября. (ТАСС). На пред приятиях и в учреждениях столицы Ук раины проводятся беседы, посвященные 38-й годовщине Великой Октябрьской со циалистической революции. Во время обеденного перерыва в крас ном уголке сборочного цеха X : 3 завода станков-автоматов имени Горького собра лись рабочие, мастера, технологи. Агита тор тов. Горшков в беседе сказал: — Весь советский народ встречает праздник Великого Октября новыми тру довыми успехами. На примере своего за вода мы видим, как стремительно разви вается наша промышленность. В нынеш нем году предприятие изготовляет 1.700 станков, а в следующей пятилетке будет ежегодно выпускать около трех тысяч. Сегодня государственная комиссия при няла опытную партию высокопроизводи тельных четырехшпиндельных станков- автоматов 1265-4 . Недавно также было принято несколько новых станков. Выражая мысли всего коллектива, луч ший электромонтажник цеха тов. Переп летчиков говорит: — Родная партия ставит перед нами задачу неустанно повышать производи тельность труда, совершенствовать техно логию производства. Мы не пожалеем сил, чтобы выполнить эту задачу с че стью. Став на предоктябрьскую трудовую вахту, тов. Переплетчиков, слесарь тов. Нерощин, сборщик тов. Макаров и ряд других выполнили вчера производствен ное задание на 350 процентов. Коллектив цеха обязался до конца ме сяца собрать десятки станков-автоматов сверх плана. щ ш ш ш Г:: : 'у-??: ' Ъ КРАНЫ-ГИГАНТЫ КРАМАТОРСК, 27 октября. (ТАСС). На Ново-краматорском машиностроительном заводе имени Сталина закончена сборка нового литейного крана грузопод’емностыо в 350 тонн. Мост крана — сварной кон струкции, без единой заклепки. Длина его двадцать метров, ширина — двенад цать метров. Механизмы крана приводят в движение восемь электродвигателей об щей мощностью в 400 с лишним кило ватт. Кран-гигант может поднять и транс портировать 70-тонный ковш, вмещаю щий 270 тонн жидкого металла. Для до ставки крана заказчику — Ворошилов скому металлургическому заводу — по требуется 20 железнодорожных платформ. На строительстве Горьковской гидро электростанции работает изготовленный в Краматорске козловой кран-гигант грузо- под’емностью в 500 тонн. Для Куйбышев ской гидроэлектростанции изготовлены два монтажных крана. Грузопод’емность каждого из нпх — 450 тонн. Работая спа ренно, эти краны поднимают и устанав ливают на место 800-тонный ротор тур бины. Сейчас новокраматорские машинострои тели трудятся над созданием новых сверх мощных кранов. В шестой пятилетке здесь будут изготовлены мостовые краны грузопод’емностью до девятисот тонн. НОВЫЙ ТУРБОГЕНЕРАТОР НОВОСИБИРСК, 27 октября. (ТАСС). Новосибирский турбогенераторным завод выпустил турбогенератор мощностью в 30 тысяч киловатт. Это вторая машина такой мощности, изготовленная заводом. Благодаря накоп ленному опыту и совершенствованию про изводства она была сделана значительно быстрее первой. Коллектив предприятия в эти дни тру дится над созданием мощного гидрогене ратора для Иркутской ГЭС. Сегодня токарь Батенев на обточке семидесятитонного вала ротона этой машины к обеденному перерыву выполнил сменную норму. Та кими же темпами трудится сменщик Ба- тенева токарь Шишов. Комсомольско-мо- лодежная бригада Фурцева, изготовляю щая ответственные детали иркутского ге нератора. выполняет нормы на 250— 300 процентов. Высокую выработку в предпраздничные дни дают многие турбостроители. О Горький. В новомартеновском цехе завода «Красное Сормово» имени Ж д а нова сооружена новейшая промышлен ная установка д ля непрерывной разлив ки стали. Сормовичи создали ее в содру жестве с Центральным научно-исследова тельским институтом черной ме таллур гии. Установка включает д в е высокопроиз водительные разливочные машины. Ос новная часть оборудования находится под землей. Процесс разливки и за твер дения стали проходит в закрытых из ложницах, вертикально опускающихся вниз. Расплавленный металл, находясь в изложницах — кристаллизаторах, внут ренние стенки которых изготовлены из красной меди, быстро остывает при по мощи мощной системы водяного о х л аж дения. Когда непрерывно движущийся по конвейеру стальной поток получает н уж ную твердость, оператор включает спе циальные газорежущие аппараты, кото рые отрезают слиток необходимого р а з мера. Готовый слиток по наклонному конвейеру поднимается в цех к прокат ному стану. Непрерывная разливка стали дает большой экономический эффект. Завод получит лишь в этом году около 14 мил лионов рублей экономии. НА СНИМКАХ: слева — разлив с т а ли, справа — дежурный оператор В. Ф. Соколов у пульта управления. Фото П. Вознесенского. Фотохроника ТАСС. ТЕЛЕФОНИЗАЦИЯ КОЛХОЗОВ ТАДЖИКИСТАНА Омск. Недавно на окраине города вступила в строй первая очередь нефте перерабатывающего завода. Омский з а вод — первенец нефтеперерабатывающей промышленности в Сибири. НА СНИМКЕ : в одном из цехов Ом ского нефтеперерабатывающего завода. Н а переднем плане (слеза направо) — помощник оператора А. Я. Пушко, н а чальник установки А. Г. Осипов и стар ший оператор Г. М. Торопчин. Фото В. Липовского. Фотохроника ТАСС. СТАЛИНАБАД, 28 октября. (ТАСС). В хлопкосеющем колхозе имени Молотова, Регарского района, вступила в строй но вая телефонная линия. Установлен ком мутатор на тридцать номеров. Такие же коммутаторы на днях установлены в кол хозах «Ленинград», Шахринауского рай она, имени Сталина, Микоянабадского района, и других. К празднику Великого Октября новые телефонные линии будут сданы в эксплуатацию еще в семи кол хозах. Одновременно с внутренней телефони зацией колхозов ведутся работы по уста новлению прямой связи сельхозартелей с районными центрами. Только в нынешнем году прямую связь с районными центра ми получило двенадцать колхозов и до конца года получат еще тридцать колхо зов. ОВОЩЕВОДСТВО ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ АРХАНГЕЛЬСК, 27 октября. (ТАСС). Жители Ненецкого национального округа в настоящее время в большом количест ве получают свежие овощи местного про изводства. За последние четверть веча овощеводство продвинулось на Север бо лее чем на два градуса, то есть более чем на двести километров. Колхозники округа выращивают в от крытом грунте картофель, капусту, свек лу, морковь, лук, редис, салат и другие культуры. В парниках и теплицах с ус пехом выращиваются арбузы, дыни, огур цы, помидоры. Урожай картофеля в передовых хозяй ствах достиг в этом году 200 центнеров с гектара. 40-летие русской арктической экспедиции АРХАНГЕЛЬСК, 28 октября. (ТАСС). Общественность города Архангельска от метила вчера 40-летие русской арктиче ской экспедиции, совершившей за две на вигации плавание вдоль северного побе режья Азии и Европы. Эта экспедиции отправилась в далекое путешествие из Владивостока летом 1914 года и завер шила рейс осенью 1915 года в Архан гельске. Плавание проходило на русских ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Так русские моряки положили начало освоению Северного морского пути. В ознаменование юбилейной даты в Ар хангельске состоялось собрание Северного отделения Географического общества. На собрании отмечалось, что усилиями совет ских людей Северный морской путь прев ращен в нормально действующую водную магистраль. С помощью ледоколов суда проходят этот путь в. оба конца за одну навигацию. КОЛХОЗЫ И СОВХОЗЫ ТУРКМЕНСКОЙ ССР ВЫПОЛНИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ЗАГОТОВОК ХЛЕБА, КАРТОФЕЛЯ. МОЛОКА, ШЕРСТИ И КАРАКУЛЯ Колхозники, работники МТС и совхозов Туркменской ССР, претворяя в жизнь ре шения Пленумов ПК КПСС по крутому под’ему всех отраслей сельского хозяйст ва. развернув социалистическое соревно вание в честь XX с’езда Коммунистической партии Советского Союза, выполнили го сударственные планы заготовок и аакупок хлеба на 102 процента, картофеля — на 106 процентов, молока — на 109 процен тов. шерсти — на 102 процента и кара кульских смушек — на 107 процентов. Колхозы и совхозы республики выпол нили также планы заготовок яиц, вино града фруктов и коконов тутового шелко пряда. Колхозы и совхозы Туркменской ССР, борясь за повышение продуктивности об щественного животноводства, добились в текущем году увеличения валового надоя молока на 60 процентов, что дало возмож ность заготовить и закупить молока на 53 тыс. центнеров больше, чем в прошлом году на эту дату. Заготовлено и закуплено больше прошлого года шерсти на 10,4 тыс. центнеров и каракульских смушек на 93,3 тыс. штук. Сдача и продажа го сударству молока и шерсти продолжается. Принимаются меры к выполнению плана заготовок и закупок мяса и овощей. В настоящее время усилия тружеников сельского хозяйства республики направле ны ва быстрейшее окончание уборки и заготовки хлопка-сырца, на получение высокого урожая хлопка в будущем году и на проведение хорошей зимовки скота. НО ВА Я У Г О Л Ь Н А Я ШАХТА П О Д М О С К О В Ь Я ТУЛА, 27 октября. (ТАСС). На Кире- Новая шахта, рассчитанная на добычу 750 тонн угля в сутки, как и другие евском месторождении угля в Подмосков ном басс°йне вступила в эксплуатацию шахта Л? 6, сооруженная коллективом треста «Тулшахтострой». предприятия бассейна, оснащена совре менным горным оборудованием. Д О Р О Г А В А Н Т А Р К Т И К У Антарктида — великий шестой мате рик, открытый русскими моряками Бел линсгаузеном и Лазаревым в 1820 году. Ее неисследованные берега, намеченные на картах пунктиром, тянутся на десят ки километров. Их омывает Индийский, Тихий и Атлантический океаны, южные заливы которых носят название морей Уэдделла, Беллинсгаузена, Росса, Амунд сена и Дэвиса, глубоко вдающихся в тер риторию Антарктиды. Короткие сплошные линии на карте показывают места, где были люди, которые исследовали эти бере га. Но таких линий мало. А что там, за этими линиями, в глуби не материка? Огромное белое пятно за стывшего з своем оледенении материка! Миллионы квадратных километров неис следованной территории. Антарктида значительно больше, чем Европа. Ее площадь равна около 14 мил лионов квадратных километров. В недрах Антарктики таятся огромные запасы по лиметаллов. каменного угля, нефти, ред ких металлов. До сих пор Антарктика редко посеща лась экспедициями. Но вот в 1954 году ряд стран, в том числе и Советский Союз, договорились о взаимном изучении этого «белого пятна». Разделив Антарктиду на секторы, они распределили их исследова ние. Было решено провести наблюдения в одно время, назвав его международным геофизическим годом. Такой «год» будет проводиться не только в Антарктике, но и по всему земному шару, так как наблю дения, ограниченные Антарктикой, не смо гут дать картины целостности и взаимо связи законов геофизических явлений в природе. Их надо рассматривать в комп лексе всего земного шара. В международном антарктическом годе, который будет проходить с июля 1957 го да по 1958 год включительно, участвует большое количество стран: СССР. США, Англия, Франция, Новая Зеландия, Бель гия, Норвегия, Чили, Австралия и Япония. Осенью этого года они отправят свои Б е с е д а с гл а вны м ш ту рм ан ом п о л я р н о й а в и ац и и В . А к к у р а то вы м экспедиции в Антарктику для организа ции там баз. Как известно, в конце этого года на спе циально оборудованных дизельэлектрохо- дах «Лена» и «Обь», приспособленных для плавания в тяжелых льдах, в Антарктику выходит советская экспедиция. Ее возглав ляет доктор географических наук М. М. Сомов. На бортах дизельэлектроходов на ходится авиационная группа, в распоря жении которой — самолеты и вертолеты различных типов. Возглавляет авиацион ный отряд известный полярный летчик Герой Советского Союза И. И. Черевич- ный. Советская экспедиция устроит свою ос новную научную базу на берегу Нокса между 80°— 105° восточной долготы. Эта база будет исходной точкой для изу чения того сектора Антарктиды, который выделен Международным антарктическим комитетом для нашей экспедиции. Берег Нокса, расположенный на южной границе Индийского океана, находится в 4 .200 километрах от ближайшей точки Австралии — города Фримантл. Это наи менее изученный сектор оледенелого мате рика, карт которого еще не существует. От берега Нокса к Южному полюсу тя нется огромная территория, не только не исследованная в географическом отноше нии, но и не виденная даже глазом чело века. Трудно предполагать, что таят эти заснеженные просторы. Но одно можно сказать, что в основном это горное плато с отдельными хребтами и пиками высоких вершин, вырывающимися на поверхность тяжелого ледяного панцыря. которым по крыта вся Антарктика. Толщина льда здесь до полутора километров и более. В Южном полушарии времена года про тивоположны нашим. У нас 22 декабря является самым коротким зимним днем, в этот месяц полярная ночь окутывает Арк тику. Но этот же день для Антарктики яв ляется самым солнечным летним днем, когда солнце над Южным полюсом дости гает максимальной высоты над горизонтом, то есть 23° 27 '. Вот почему «Обь» и «Лена» выйдут в плавание в конце ноября. До кромки ан тарктических льдов корабли будут плыть не менее 4 0— 45 суток и, таким образом, к границе льдов подойдут в начале января — в самое благоприятное время. Советским морякам предстоит очень тя желая и сложная операция по разгрузке на неисследованный берег несколько ты сяч тонн снаряжения экспедиции, самоле тов, тракторов, вездеходов, разборных до мов и т. д. Для выгрузки используют под’емные механические краны, моторные катера, кунгасы, вездеходы-амфибии и, на конец, вертолеты, которые будут взлетать с ледяных полей и непосредственно с па лубы корабля. Там, где рельеф местности не позволит применить технику, придется воспользоваться собачьими упряжками. Большого труда потребует и строитель ство научной базы. В течение одного-по- лутора месяцев, до осенних и зимних пург с неистовыми ветрами и дикими мо розами, необходимо выстроить жилые до ма, установить электростанцию, радиостан цию, научные обсерватории и лаборатории, складские помещения, стоянки-ангары для самолетов, вертолетов, вездеходов и трак торов. За этот же короткий период предстоит собрать и испытать воздушный и назем ный транспорт, чтобы с наступлением вес ны приступить уже к полетам и походам по изучению своего района, а^ также для организации научных баз в районе Южно го географического полюса и на полпути между бепегом Нокса и полюсом. Советские полярные летчики отлично ос воили полеты в условиях полярной ночи Арктики, но до сегодняшнего дня в Ан тарктике в полярную ночь никто еще не летал. А между тем известно, что климати ческие условия Антарктики значительно суровее арктических. Летчики и штурманы поведут самолеты над территориями, не нанесенными на карты. Следовательно, средствами ориен тировки могут служить только астрономия и радионавигация. Но еще неизвестно, ка ковы условия прохождения в Антарктике радиоволн. Таким образом, самым надеж ным способом будет определение местона хождения самолета по солнцу, а ночью — по звездам и планетам. Но и этот способ здесь имеет свои особенно сти. Вследствие того, что Южное полу шарие является антиподом, астрономиче ские компасы, изготовленные для полетов в Северном полушарии, необходимо пере конструировать. Часовой механизм этих приборов должен работать в обратном на правлении. Необычно будет выглядеть звездное небо Антарктики. На небосводе не будут видны Полярная звезда, Большая Медведица — эти надежные ориентиры. Поэтому придется избирать для ориенти ровки новые звезды, готовить новые рас четные астрономические таблицы. Участники Антарктической экспедиции будут находиться от Родины на расстоянии более 12 тысяч километров, в суровых ус ловиях. Вот почему они сейчас со всей тщательностью готовятся в далекий путь. В состав экспедиции входят крупные уче ные различных специальностей и опытные полярники. В подготовке экспедиции к от плытию, во всестороннем обеспечении ее многообразным снаряжением, питанием участвуют свыше тридцати министерств и ведомств, сотни различных предприятий страны. Коллектив экспедиции полон стремле ния с честью выполнить задачи, _ постав ленные перед ним нашей любимой Совет ской Родиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz