На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
& На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 октября 1955 г., № 252 (5404). С а м о е г л a s мое Когда на отчетно-выборном комсомоль ском собрании приступили к выдвиже нию кандидатур в новый состав бюро, в числе первых была названа фамилия ма троса Ивана Самсонова. Молодой воин, недавно ставший отличником боевой и политической подготовки, был очень взволнован таким высоким доверием. Самсонова попросили рассказать авто биографию, и он сообщил: — Учился в семилетней школе, затем работал разнорабочим на дорожном строи тельстве, откуда был призван в ряды Во оруженных Сил. В комсомоле с 1950 го да, взысканий не имею, никуда не изби рался. Вот п все. Сказав это. матрос еще больше смутил ся п сел на свое место. В результате тайного голосования он был избран в состав бюро. После отбоя, перед тем, как заснуть, матрос мысленно представил всю свою только что начавшуюся жизнь. Школа... товарищи по работе... наказы отца, инва лида Отечественной войны, и матери — служить честно... Боевая учеба с первы ми трудностями, с беспокойством от мыс ли: «А сумею ли изучить реактивную технику?». Впервые увидев схемы, чертежи и плака ты, изображающие конструкцию агрега тов, которые предстояло изучить и само стоятельно эксплуатировать, воин поду мал: «Нет, не смогу я все это одолеть. Зря напросился сюда». «Нет, нет!» — тут же запротестовало что-то в сердце. Товарищи по службе с уверенностью брались за учебу. От них Пвану не хоте лось отставать, не хотелось быть хуже их. Воину часто вспоминалось, как стоял он перед строем товарищей под овеянным славой Знаменем части с оружием в руках п читал священные слова Прися ги. Это была клятва на верность Родине, высшая клятва. Перед тем, как прини мать Присягу, Пван слушал выступление командира. Офицер говорил, что каждый из молодых воинов, значит в том числе и Самсонов, будет теперь ответственным за боевую готовность части, за безопасность нашей Родины. Да, высокое чувство ответственности за порученное дело — вот то главное, что заставило молодого авиатора побороть в себе колебания и по-настоящему взяться за учебу. Молодой авиаспециалист всей душой полюбил технику, изучил ее. II вот он за канчивает учебу с хорошими оценками, получает назначение в боевую часть для самостоятельного обслуживания реактив ных самолетов. Командир назначил молодого специали ста в экипаж, возглавляемый сержантом Александром Трухоненко. Экипаж — от личный, комсомольский, командир его имеет более тридцати благодарностей и награжден нагрудным знаком «Отличник авиации». Для матроса Самсонова здесь проходят интересные, насыщенные до от каза боевой учебой и работой дни. Вна чале свои знания матрос не умел исполь зовать на практике, порой терялся в дей ствиях. Даст ему командир задание произ вести ремонт какой-нибудь детали или О Ч Е Р К проверить систему, Самсонов начинает припоминать: «А где находится эта де таль?» или: «Как правильно начать про верку системы?». Вспомнит, сделает, что положено, но во время не уложится. Командир заботливо растил подчинен ного: дополнительно занимался с матро сом, об’яснял по схемам и чертежам рас положение деталей, систем, приборов, их устройство и назначение. Эти занятия сержант тесно увязывал с практическими тренировками непосредственно на боевом посту. Вскоре Самсонов стал действовать бо лее четко и уверенно, у него появилась инициатива. На всю жизнь запомнилось молодому специалисту первое самостоятельное об служивание самолета... Утром механик Самсонов, согласно инструкции, подгото вил рабочее место, тщательнее, чем обыч но, произвел осмотр самолета, проверил заправку, герметичность и исправность систем, оформил документацию. Затем до ложил технику о готовности машины к действию в воздухе. Когда самолет вернулся на аэродром, летчик дал хороший отзыв о работе мате^ рпальной части, и матрос был рад за этот первый успех. С каждым днем росло мастерство моло дого специалиста. Неослабное внимание сержанта Трухоненко, помощь товарищей, точное знание и выполнение инструкций, наставлений и указаний старших позво ляют воину успешно справляться со сво ими обязанностями. В его личной карточ ке — ряд благодарностей командования за образцовое обеспечение полетов и высо кую дисциплину. П получил он их вполне заслуженно. ...Над аэродромом сгустились бледные полярные сумерки. Дует по-осеннему хо лодный и порывистый ветер. На старте ки пит работа. На сегодня запланированы ночные полеты в сложных метеорологиче ских условиях. Ночь. В ровной полосе света прожекто ров, направленных на взлетно-посадоч ную полосу, как на экране, возникают и постепенно исчезают боевые машины, идущие на посадку. Другие стоят, гото вые подняться ввысь. В это время Сам сонов слышпт голос: — К запуску! — Есть к запуску! — отвечает он. — Смотреть пламя! — Есть смотреть пламя! — „Убрать колодкп!.. Четко, быстро, уверенно действуют тех ник с механиком. Они понимают друг друга с полуслова, а летчика — с полу- жеста. Пми давно отработано до автома тизма то, что онп выполняют сейчас. Спокойные и, вместе с тем, быстрые дви жения авиаторов при выполнении команд выглядят красиво. Получено «добро» на выруливание. Со старта плавно, выбрасывая из-под себя султаны пыли, выруливает самолет, ведо мый опытным первоклассным летчиком. Его провожают двое: техник самолета сер жант Трухоненко и механик матрос Сам сонов. Все сделано, как надо. Они уверены г, безотказной работе своей машины и в умении летчика управлять ею. Горды со знанием, что сила, охраняющая воздуш ные рубежи Отчизны в Заполярье, такая крепкая и сокрушительная. Один за другим возвращаются самоле ты, выполнившие плановые упражнения. Они заруливают на старт. К одной из них с приспособлениями и инструмента ми подбегают Трухоненко и Самсонов. Техник открывает кабину, чтобы помочь летчику, механик производит стартовый осмотр боевой машины. Сквозь шум оста навливаемого двигателя Самсонов слышит: «Отлично!». Это летчик ответил в полный голос на вопрос техника: «Как работала матчасть в воздухе?». Несмотря на усталость, вызванную про должительностью полетов, Самсонов сча стливо и искренне улыбнулся. Произведены осмотр и заправка воздуш ного корабля. Другой летчик садится в кабину и выводит машину на взлетно- посадочную площадку. На этот раз офи церу предстоит выполнить еще более сложное упражнение. Техник с механи ком и теперь уверены, что все будет в порядке. Они много поработали, но не ут ратили трудоспособности и готовы, если надо, выдержать любое напряжение. После учений отличному комсомольско му экипажу старший начальник об’явил благодарность. Радостные и счастливые, техник и механик пожали друг другу ру ки, и старший из них с чувством сказал: — Ну, что ж, будгм считать, что мы встали на вахту в честь XX с'езда пар тии. ...Таков комсомолец матрос Пван Самсо нов, выдвинутый своими товарищами в состав бюро. Боевой, смелый, дисциплини рованный, опытный. А почему же он так сомневался в своих способностях, почему не ожидал, что члены ВЛКСМ отдадут за него голоса? Если бы ему задали этот вопрос, он бы, подумав, ответил: — У меня есть успехи. Но они — ре зультат работы других. Трухоненко и другие командиры... Вот кто тут постарал ся. А я что... Скромность — хорошая черта Самсоно ва. Между прочим, он не только учит ся у других, но и сам учит. Делать это он начал после того, как у него появи лись прочные успехи в службе. Если пер вые недели нахождения в части он был застенчивым, то йотом все чаще и чаще можно было видеть воина выступающим на собраниях с критикой ошибок сослу живцев, с ценными предложениями и со ветами. С этих пор вопн стал подвижнее в работе и службе. Если где-либо у собе седников возникает спорный вопрос, ком сомолец Самсонов впнкает в его суть, вы сказывает свое мнение. Вопн назначен агитатором. — Товарищ Самсонов оправдает на ше доверие, — говорили выступающие на собрании комсомольцы. — Он обладает самым важным, самым главным, необходи мым для этого качеством — чувством от ветственности за порученное дело. Матрос Н. ФИЛИППОВ. На итоговом политзанятии В этот день в нашем подразделении ца рило необычное оживление. Чувствовалось, что у матросов и сержантов приподнятое настроение. Все немного волновались. Ров но в назначенное время начались итого вые политические занятия в группе, ко торой руководит офицер Коршунов. Беседа проходит в непринужденной, де ловой обстановке. Слушатели во время рассказа обращаются к наглядным посо биям, свои выступления тесно увязывают с учебой и службой. Вот отвечает па во прос руководителя старший матрос Крусс. Он рассказывает о войсковой друл;бе и товариществе, о том, как войсковое това рищество помогает его сослуживцам до биваться новых успехов в боевой и поли тической подготовке. Слушатели рассказывают об историче ских решениях нашей партии — январ ском и июльском Пленумах ЦК КПСС, ко торые являются боевой программой дея тельности советского народа, о тех зада чах, которые вытекают перед ними из этих важнейших документов нашей пар тии. Итоговая беседа показала, что многие воины хорошо усвоили пройденный мате риал. Отличные оценки получили слуша тели Гг.шевский, Крусс, Липотенков и дру гие товарищи. Л. ЛИВШИЦ. Корабельный умелец По-северному суровое и жгучее, море беспокойно и на этот раз. Корабль режет форштевнем крутые волны, разбрасывая пучки брызг в стороны. Холодный ветер обжигает лица матросов, затрудняет несе ние вахты на боевых постах. Но рулевые точно держат курс, неутомимо и зорко наблюдают за морем воздухом сигналь щики. Машинисты, как всегда, обеспечива ют нужный ход, комендоры у своих ору дий борются за каждую секунду. Не сидят без дела и те, кто не стоит походную вахту... Электромеханическая мастерская кораб ль. Уши наполняет шум электромоторов, скрежет металла. У токарного станка, слегка нагнувшись, хлопочет старший ма трос Валентин Батенков, рядом его по мощник и друг старший матрос Григорий Харечко. Оба молча работают. Но вот Ба тенков поворачивается к нему и добродуш но говорит: — Одна деталь готова! — Так быстро? — спрашивает Хареч к о .,— А я отстал. Валентин качает головой: — Хватит вам притворяться! Небось уже вторую обтачиваете. — Да вы что, поглядите! — возбужден но говорит он. — У меня сегодня слабо клеится. Утром с вахты сменился. А тут еще поход. Как-никак, а качка дает о се бе знать. — Ерунда! — машет рукой Батенков. — В море — дома, на берегу — в го стях... Я так полагаю, — Валентин щурит глаза, словно берет на прицел. — Взялся за дело — твори смело. Не получается — не вешай носа. Упорство проявляй, и по рядок. Чем больше мозгами шевелишь, тем меньше физической силы тратишь. У нас дело такое — мозгуй и куй, и толк будет. Вот как!.. — Это-то так, но не всегда складно по лучается. Батенков усмехается, хлопает друга по плечу: — У меня сегодня маленький конфуз случился, — говорит он. На лбу машини ста сбегаются извилистые морщинки, смуглое лицо принимает выражение доб родушия и веселости. — Ну, ну, сказывайте, — насторожил ся Григорий. — ...Дали боевую тревогу. Я, значит, на связи стою. Все идет гладко, передаю приказания точно. Потом вдруг слышу — пожар! А что, где пожар, в каком отсеке, — не пойму. Как назло телефон хрипит, что хошь, то и делай. Ну, думаю, каюк тебе — люди-то ждут, кругом «бой». До сталось!.. — Что же дальше было? — интересует ся Харечко. — Догадался. Раз думаю, пожар, ста ло быть вводная — в наш отсек. И точно. Здорово хлопцы поработали, — он снова продолжает работу на станке. Валентин сосредоточен, руки точно и уверенно дер жат инструмент. Стоит он на палубе, ши роко расставив ноги, точно врос в нее, и никакого внимания не обращает на качку. Григорий глядит на Валентина и не вольно думает: «Артист в своем деле. И точит, и пилит, и режет, как по маслу... Мастак, одним словом. Такой никогда не подведет». Лицо у Батенкова худощавое, широкоскулое, глаза веселые и прозорли вые, над верхней губой чуть-чуть виден шрам. Напильник в руках Валентина дер жится как-то по-особенному и не скрипит, а вроде пищит. Мелкие опилки, падая на палубу, серебрятся под электрическим све том, как роса на солнце. — Вы что на меня так смотрите? — спрашивает Валентин, видя, что Харечко наблюдает за его движениями. — Любопытно... — А-а-а. — тянет Батенков и пояс няет, — хочу сразу весь процесс обработ ки детали свести к одной операции. Так быстрее, и качество работы хорошее. — Далеко смотришь — много хочешь! — говорит Харечко. — Мне за тобой не угнаться. — Чудной вы. Не топчитесь на месте — мозгуйте, ищите новшество. От това рища отстать — без товарища стать. Я скажу так — в нашем деле соображать надо. Ум да сметка — верная находка. Понял? — Григорий утвердительно кивает головой, а Валентин продолжает: — Пом ните, я обрабатывал клапанные гнезда паровых магистралей? — Ну. — Их раньше зажимали двумя кулач ками, на это уходило много времени, а сейчас — считанные минуты. А почему, знаете? — Ускорил темп? — Не то! — Валентин качает головой. — Там всего четыре кулачка, так? Двумя зажимали клапан, а два вхолостую вер телись. Тогда я приварил к ним две бол ванки, и кулачки эти стали свободно за хватывать клапан. Теперь все четыре ра ботают. — У вас как-то легко получается, — Харечко чешет пальцами лоб, щуря черные глаза, над которыми сидят такие же чер ные, как смола, брови. — А у меня — на месте. Спешу, а толку мало. — Не торопитесь, но и не отставайте, — весело подхватывает Батенков. — Тер пение и труд все перетрут. А вы хотите одним махом всего достичь. Э-э, брат, так дело не пойдет! - - Он снимает деталь с патрона и любуется ею. — Ишь какая симпатичная стала, как зеркало, — ни од ной заусеницы. Харечко осторожно роняет: — У меня со шпильками на пожарные рожки тупик. Зажму шпильку, отрежу, стану другой конец нарезать — она про ворачивается в патроне, а иной раз совсем выскакивает. Пять штук испортил. Как хочешь, так и поступай! Исполнительность— результат повседневной воспитательной работы Командир отделения машинистов-тур- бинистов специалист второго класса стар шина 2 статьи Михаил Соловьев поль зуется большим уважением у матросов и старшин. Он умело воспитывает своих подчиненных, настойчиво требует от них неукоснительного выполнения инструкции и наставлений по эксплуатации механиз мов. НА СНИМКЕ : комсомолец специалист второго класса старшина 2 статьи Ми хаил Соловьев докладывает по телефону о готовности машины к пробным оборо там. Фото И. Никишова. Беседы бывалых с молодыми Молодые моряки живо интересуются боевой историей Северного флота, ге роическими подвигами североморцев в годы Великой Отечественной войны. Что бы удовлетворить запросы молодежи, у нас регулярно проводятся беседы быва лых моряков с молодыми матросами. Интересно прошла на днях одна из таких встреч. Перед молодым пополне нием с содержательным докладом высту пил командир. Он отмстил, какая почет ная обязанность каждого гражданина СССР — образцово служить своей Ро дине, привел много примеров, как му жественно и геройски в годы великих сра;кений отстаивали честь, свободу и независимость Советской Отчизны моря ки, рассказал о тех задачах, которые стоят перед личным составом в настоя щее время. Затем перед молодежью выступил ве теран флота, участник Великой Отечест венной воины мичман Букин. Опытный моряк дал много ценных со ветов, как правильно приступить к ос воению специальности, рассказал об уст ройстве корабля, каким образом лучше и скорее можно приобрести необходи мые практические навыки, овладеть бое вым мастерством. Матрос Д. ЧЕРНЫХ. ------- О------- fC a p o m J rO О НАСТОЙЧИВО повышают воен ные и политические знания воины на шего подразделения. На проверке по специальности особенно глубоко и со держательно отвечали на вопросы тт. Липин, Черноусов и Кузнецов. В. Попов. О БЕСПЕРЕБОЙНУЮ РАБОТУ механизмов обеспечивает отделение старшего матроса Лаицеза. Матери альная часть, обслуживаемая воина ми, всегда в образцовом порядке. Старшин матрос П. Куц. Постоянная забота о воспитании вои нов в духе строгой исполнительности — одна из важнейших задач командиров, по литработников, партийных и комсомоль ских организаций. Успешному решению этой задачи должен быть подчинен весь процесс обучения и воспитания личного ! состава, все формы политико-массовой ра- I боты с личным составом. Так и поступают на корабле Н. Здесь повседневно раз’ясняют матросам и стар шинам, что сознательное выполнение во инского долга перед Родиной означает прежде всего активную, неустанную борь бу за высокие показатели в боевой и по литической подготовке, за образцовую во инскую дисциплину. Огромная роль в этом отводится политическим занятиям. Заслуживает внимания, например, опыт работы руководителя группы лейтенанта Бабенко. Добиваясь глубокого понимания каждым воином того, что от его исполни тельности, от его успеха в учебе и служ бе зависит боевая готовность корабля и что этих успехов можно достичь лишь при строгом соблюдении всех требований Во енной присяги и уставов, пропагандист умело использует на политических заня тиях примеры и факты из жизни и учебы личного состава. ...Однажды корабль готовился к выпол нению артиллерийской задачи. На каждом боевом посту шла напряженная работа: моряки тщательно проверяли механизмы и деятельно готовились к тому, чтобы на полную мощь использовать первоклассное оружие и технику в боевой учебе. Выяс нилось, что в башне была неисправна цепь стрельбы. Командир приказал старшине 2 статьи Маркову и старшим матросам Ни колаенко и Снежко устранить поврежде ние. Вместе со старослужащими, с разре шения командира, включился в это дело и молодой матрос Козлов. Моряки сознавали важность поставленного перед ними зада ния, понимали, что авторитет командира непререкаем, его слово — закон для них. Всегда исполнительные, дисциплинирован ные воины, они и на этот раз действовали строго по уставу, четко и беспрекословно, долго трудились без сна, подчинив свои силы, волю и знания тому, чтобы приказ командира был выполнен точно и в срок. Неисправность была устранена. Артиллеристы успешно выполнили учеб ную задачу. На одном политическом занятии руково дитель группы обстоятельно раз’яснил слушателям огромное значение отличной военно-морской выучки для обеспечения боевой готовности корабля, для победы в современном бою и наглядно показал, как важно повседневно и упорно учиться, про являть трудолюбие и исполнительность в службе, неукоснительно соблюдать требо вания уставов, наставлений и инструкций. Повседневная жизнь и учеба моряков корабля изобилует примерами строгой ис полнительности — добросовестного изуче ния воинами вверенной им техники, высо кой личной ответственности за ее уме лое обслуживание. Это дает возможность руководителям группы воспитывать слу шателей целеустремленно, предметно. Со держательные и доходчивые рассказы пропагандистов и самих слушателей о старательной, безупречной службе глав ного старшины Блащук, коммуниста стар шины 2 статьи Гетманчук, коммуниста старшины 2 статьи Ирилинко и многих других моряков имели огромное воспита тельное значение, позволяли пропаганди сту благотворно влиять на личный состав, способствовали воспитанию воинов в духе ревностного, усердного служения Советской Родине, строгой исполнительности. Сейчас, когда на корабль пришли моло дые матросы, старослужащие моряки ок ружают их всеобщим вниманием и забо той. Агитаторы-коммунисты и комсомольцы становятся их ближайшими помощни ками и советчиками. С первых дней служ бы молодым матросам прививается чувство строгой исполнительности, коллективизма, дружбы и товарищества. Так, агитатор комсомолец матрос Бляхер побеседовал с молодыми воинами о требованиях Воен ной присяги, уставов, наставлений и ин струкций, рассказал им о том, как важна безупречная исполнительность на корабле, где от умелых и быстрых действий каждо го моряка зависит слаженность всего эки пажа. С интересом новички прослушали беседы агитаторов «Люби свой корабль, дорожи его честью», «О предстоящих ар тиллерийских стрельбах». Серьезное воспитательное и мобилизую щее влияние на воинов оказывает кора бельная стенная газета. Один из ее номе ров был целиком посвящен теме: «Испол нительность — душа воинской службы». Матросы п старшины рассказывали в сво их заметках о том, что безупречная ис полнительность — это одно из важнейших требований Военной присяги и уставов, строгое соблюдение которого обеспечивает постоянную боевую готовность корабля, победу в современном бою. В стенной газете, в частности, говори лось об умелых слаженных действиях личного состава котельного отделения на одном нз учений. Четко по инструкци ям и наставлениям эксплуатировали мате риальную часть, образцово несли ходовую вахту старшие матросы Ерохов и Кожев ников. Когда в море по сигналу боевой тревоги командир отделения приказал им заделать «пробоину» по правому борту, они выполнили это приказание точно и быстро. Командир, политработники, партийная и комсомольская организации, воспитывая моряков в духе строгой исполнительности, образцового выполнения требований Воен ной присяги и уставов, вместе с тем не терпимо относятся к малейшим отступле ниям от уставных положений, создают во круг нерадивых общественное мнение, критикуют их на собраниях, в стенной га зете или в беседах. Матрос Добрянский пришел на корабль в числе молодого пополнения одним из первых. Из-за своей невнимательности и лености он сразу стал допускать промахи в учебе и службе. Естественно, комсомоль цы не прошли мимо этого и решили предо стеречь молодого воина от недостойных поступков. Комсомолец Добрянский был вызван на заседание бюро ВЛКСМ, и това рищи указали ему на ошибки. Молодой матрос прислушался к советам сослужив цев, обещал исправиться. Сейчас он при лежно несет службу. Беззаботно относится к своим обязанно стям матрос Мухин. Он отстал ^от своих товарищей в учебе лишь по той причине, что увиливает от тренировок и занятий, уклоняется от трудной работы. Поведение матроса резко осуждено всеми моряками корабля, и товарищи теперь помогают ему исправиться. Коммунисты и комсомольцы корабля должны и впредь помогать воинам глу боко усвоить требования Присяги и уста вов, прививать любовь к военно-морскому делу, воинскому порядку и организованно сти, умение беспрекословно повиноваться командиру, быстро и точно выполнять все его приказания. Работа, проводимая на корабле по вос питанию высокодисциплинированных, по литически сознательных и исполнительных моряков, дает желаемые^ результаты. За дача состоит в том, чтобы на политиче ских занятиях и политинформациях, в лек циях, докладах и беседах, на занятиях по боевой подготовке, при проведении куль турно-массовых мероприятий командир и политработники, коммунисты и комсомоль цы корабля еще более настойчиво воспи тывали моряков в духе строгой исполни тельности. Б. ПРОХОРОВ. — А вы после нарезки другой конец резцом прорежьте, а потом откалибруйте леркой, н порядок, — советует Батенков. — Прок будет ли? — Попробуйте! Совет Валентина оказывается ценным. Харечко быстро обрабатывает все шпильки и больше ни одной не портит. Отличный Батенков специалист! Для него служба — это не механическое выполне ние своих обязанностей, это труд — твор ческий, неиссякаемый, от которого моряк растет и технически и политически. Часто приходится работать в походе в шторм и качку. Тяжело, душно, так и хочется под няться из помещения на верхнюю палубу, подышать свежим воздухом, выкурить па пиросу. Но как бы ни было трудно — Ба тенков стоит у станка, обрабатывая ту или другую деталь. А потом идет на при борку, бачкует или заступает на вахту. И пусть иной раз нестерпимо тяжело, пусть приходится недосыпать, а порой даже не во-время покушать, — зато им доволен старшина. А товарищи говорят: «Моло дец, Батенков. Морская у тебя хватка». Не случайно фотокарточка Валентина на Доске отличников! Батенков прекрасно понимает, если он стоит за токарным станком, то машинист — у горящего котла, сигнальщик — на холодном ветру или под дождем... Каж дый моряк выполняет свои обязанности, а вместе они делают одно благородное дело — кренят боеспособность своего корабля, флота, мощь любимой Отчизны. В любом деле Валентин проявляет сме калку и находчивость. И все это сводит ся к экономии государственных средств. Это видно хотя бы нз следующего приме ра. В процессе эксплуатации вышел из строя рассольный насос рефрижераторной установки — согнулась ступица у рабоче го колеса крылатки. Что делать? И тогда руки приложил Батенков. Он осмотрел на сос и приступил к делу. Вся трудность работы сводилась к одному — разогнуть ступпцу. Но без умения тут не обойтись, иначе деталь при разгибе может лопнуть, и насос будет бездействовать. Машинист все обдумал до мелких подробностей. Наконец, он смекнул: вытащил оправку и с помощью донкратиков отрехтовал ступицу. Насос заработал. Корабельному умельцу для этого потребовалось всего лишь два часа. Ог ромные средства были сэкономлены. По добных примеров у искусного мастера то карных дел множество, и все они говорят об отличном знании Батенковым корабель ной техники и добросовестного отношения к труду. ...Машинисты говорят о предстоящем походе, о выполнении артиллеристами ог невой задачи, затем обедают. А после это го Батенков ложится отдохнуть. Вскоре раздастся звонок телефона — командир вызывает Батенкова. Валентин встает, одевается по форме и невольно думает: «С чего это вдруг? Зачем я понадобился? Может быть, неполадки где замечены или что-то стряслось недоброе». А спустя некоторое время, Батенков стоит перед командиром. Офицер говорит: — В башне главного калибра испортил ся механизм. Надо срочно отремонтиро вать. Сможете? — Сделаю! — не задумываясь, отвечает Батенков. — Работа тонкая и кропотливая. Время тоже в обрез... — Ясно, товарищ командир... И снова токарный станок, шум, скре жет металла. На этот раз Валентин рабо тает со старшим матросом Пехтеревым. Он осматривает поломанные детали. В двух шестеренках полетело по три-четыре зуба. Валентин их решает реставрировать. Но как это трудно! Здесь требуется не только знание, но и главное — умение и точный расчет. И все это Батенков выполняет безошибочно, мастерски. Зато третья ше стерня полностью непригодна. Нужно делать новую. Но где взять высококачест венный материал? — Давайте попробуем выточить из мягкой стали, — предлагает старший ма трос Пехтерев. Батенков машетрукой: — Что вы! Не выдержит нагрузку, зубья срежутся. Пехтерев, чуть наклонив голову, дви гаетшеейи, глядя на машиниста, разоча рованно тянет: •— Да-а-а, неважные наши дела. Нет, и баста. А все-таки, на худой конец, мож но рискнуть попробовать п мягкую сталь. Что нам терять? Время дорого, да и зря — уверен, что попусту затем. У меняподобная ра бота была, и ничего из этого металла не вышло. — Батенков. положив инструмент. достает из кармана платочек, отирает им потное лицо и морщится — это признак его беспокойства. — Глядите, как жарко в мастерской, включите вентилятор. II улыбается: — Тупик, а командир ждет, надеется... Нехорошо, — Валентин говорит, а сам пе ребирает в памяти все запасные части, не пригодные для эксплоатации детали, нахо- дявиюся в кладовой мастерской, — и все они не пригодны. Есть куски добротной стали, но диаметр их мал для такой ше стеренки. Конечно, возвратится корабль из плавания, Валентин сойдет на берег, подыщет что-нибудь подходящее, или, в крайнем случае, получит на складе. Но получить готовую деталь легче пареной репы, а вот сделать ее — зна чит проявить свое умение. Валентин всегда утверждал, что корабельные спе циалисты в любых случаях должны най ти выход и обходиться своими силами и своими ресурсами. Батенков часто, ис пользовал части из отслуживших свой срок механизмов. Конечно, не все здесь гладко, но тут-то и нужен зоркий ма тросский глаз. Где надо подрезать, подто чить, и будет норма... Но как изготовить эту шестеренку? Может быть у электри ков есть что-нибудь подходящее? II вдруг в голове Батенкова рождается мысль: — А что если использовать шестерню насоса, она все равно не нужна? — Дельно! — восклицает Пехтерев и приносит ее. Много пришлось вложить труда моря кам, пока деталь приняла нужную форму. Но Батенков не ошибся — шестерня вы шла отличной. Все хорошо! Пехтерев сно ровисто обтачивает на токарном станке редукторные валики, а Валентин после бе рет пх п привычно делает шпоночные ка навки на фрезерном станке. Все последую щие операции делаются умело и оператив но. И вот сам командир проверяет выпол нение ответственного задания. Скупой на похвалу, он говорит: — Добротно!.. ...Корабль спова в море. На боевых по стах идет тренировка. Моряки учатся то му, что требует современный бой. Сноро висто и точно выполняет у станка зада ния н старший матрос Батенков. Он тру дится вдохновенно, трудится так, как ве лит Военная присяга. Лейтенант А. ЗОЛОТОТРУБОВ. I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz