На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

& На с т р а ж е З а п о л я р ь я 23 октября 1955 г., № 252 (5404). С а м о е г л a s мое Когда на отчетно-выборном комсомоль­ ском собрании приступили к выдвиже­ нию кандидатур в новый состав бюро, в числе первых была названа фамилия ма­ троса Ивана Самсонова. Молодой воин, недавно ставший отличником боевой и политической подготовки, был очень взволнован таким высоким доверием. Самсонова попросили рассказать авто­ биографию, и он сообщил: — Учился в семилетней школе, затем работал разнорабочим на дорожном строи­ тельстве, откуда был призван в ряды Во­ оруженных Сил. В комсомоле с 1950 го­ да, взысканий не имею, никуда не изби­ рался. Вот п все. Сказав это. матрос еще больше смутил­ ся п сел на свое место. В результате тайного голосования он был избран в состав бюро. После отбоя, перед тем, как заснуть, матрос мысленно представил всю свою только что начавшуюся жизнь. Школа... товарищи по работе... наказы отца, инва­ лида Отечественной войны, и матери — служить честно... Боевая учеба с первы­ ми трудностями, с беспокойством от мыс­ ли: «А сумею ли изучить реактивную технику?». Впервые увидев схемы, чертежи и плака­ ты, изображающие конструкцию агрега­ тов, которые предстояло изучить и само­ стоятельно эксплуатировать, воин поду­ мал: «Нет, не смогу я все это одолеть. Зря напросился сюда». «Нет, нет!» — тут же запротестовало что-то в сердце. Товарищи по службе с уверенностью брались за учебу. От них Пвану не хоте­ лось отставать, не хотелось быть хуже их. Воину часто вспоминалось, как стоял он перед строем товарищей под овеянным славой Знаменем части с оружием в руках п читал священные слова Прися­ ги. Это была клятва на верность Родине, высшая клятва. Перед тем, как прини­ мать Присягу, Пван слушал выступление командира. Офицер говорил, что каждый из молодых воинов, значит в том числе и Самсонов, будет теперь ответственным за боевую готовность части, за безопасность нашей Родины. Да, высокое чувство ответственности за порученное дело — вот то главное, что заставило молодого авиатора побороть в себе колебания и по-настоящему взяться за учебу. Молодой авиаспециалист всей душой полюбил технику, изучил ее. II вот он за­ канчивает учебу с хорошими оценками, получает назначение в боевую часть для самостоятельного обслуживания реактив­ ных самолетов. Командир назначил молодого специали­ ста в экипаж, возглавляемый сержантом Александром Трухоненко. Экипаж — от­ личный, комсомольский, командир его имеет более тридцати благодарностей и награжден нагрудным знаком «Отличник авиации». Для матроса Самсонова здесь проходят интересные, насыщенные до от­ каза боевой учебой и работой дни. Вна­ чале свои знания матрос не умел исполь­ зовать на практике, порой терялся в дей­ ствиях. Даст ему командир задание произ­ вести ремонт какой-нибудь детали или О Ч Е Р К проверить систему, Самсонов начинает припоминать: «А где находится эта де­ таль?» или: «Как правильно начать про­ верку системы?». Вспомнит, сделает, что положено, но во время не уложится. Командир заботливо растил подчинен­ ного: дополнительно занимался с матро­ сом, об’яснял по схемам и чертежам рас­ положение деталей, систем, приборов, их устройство и назначение. Эти занятия сержант тесно увязывал с практическими тренировками непосредственно на боевом посту. Вскоре Самсонов стал действовать бо­ лее четко и уверенно, у него появилась инициатива. На всю жизнь запомнилось молодому специалисту первое самостоятельное об­ служивание самолета... Утром механик Самсонов, согласно инструкции, подгото­ вил рабочее место, тщательнее, чем обыч­ но, произвел осмотр самолета, проверил заправку, герметичность и исправность систем, оформил документацию. Затем до­ ложил технику о готовности машины к действию в воздухе. Когда самолет вернулся на аэродром, летчик дал хороший отзыв о работе мате^ рпальной части, и матрос был рад за этот первый успех. С каждым днем росло мастерство моло­ дого специалиста. Неослабное внимание сержанта Трухоненко, помощь товарищей, точное знание и выполнение инструкций, наставлений и указаний старших позво­ ляют воину успешно справляться со сво­ ими обязанностями. В его личной карточ­ ке — ряд благодарностей командования за образцовое обеспечение полетов и высо­ кую дисциплину. П получил он их вполне заслуженно. ...Над аэродромом сгустились бледные полярные сумерки. Дует по-осеннему хо­ лодный и порывистый ветер. На старте ки­ пит работа. На сегодня запланированы ночные полеты в сложных метеорологиче­ ских условиях. Ночь. В ровной полосе света прожекто­ ров, направленных на взлетно-посадоч­ ную полосу, как на экране, возникают и постепенно исчезают боевые машины, идущие на посадку. Другие стоят, гото­ вые подняться ввысь. В это время Сам­ сонов слышпт голос: — К запуску! — Есть к запуску! — отвечает он. — Смотреть пламя! — Есть смотреть пламя! — „Убрать колодкп!.. Четко, быстро, уверенно действуют тех­ ник с механиком. Они понимают друг друга с полуслова, а летчика — с полу- жеста. Пми давно отработано до автома­ тизма то, что онп выполняют сейчас. Спокойные и, вместе с тем, быстрые дви­ жения авиаторов при выполнении команд выглядят красиво. Получено «добро» на выруливание. Со старта плавно, выбрасывая из-под себя султаны пыли, выруливает самолет, ведо­ мый опытным первоклассным летчиком. Его провожают двое: техник самолета сер­ жант Трухоненко и механик матрос Сам­ сонов. Все сделано, как надо. Они уверены г, безотказной работе своей машины и в умении летчика управлять ею. Горды со­ знанием, что сила, охраняющая воздуш­ ные рубежи Отчизны в Заполярье, такая крепкая и сокрушительная. Один за другим возвращаются самоле­ ты, выполнившие плановые упражнения. Они заруливают на старт. К одной из них с приспособлениями и инструмента­ ми подбегают Трухоненко и Самсонов. Техник открывает кабину, чтобы помочь летчику, механик производит стартовый осмотр боевой машины. Сквозь шум оста­ навливаемого двигателя Самсонов слышит: «Отлично!». Это летчик ответил в полный голос на вопрос техника: «Как работала матчасть в воздухе?». Несмотря на усталость, вызванную про­ должительностью полетов, Самсонов сча­ стливо и искренне улыбнулся. Произведены осмотр и заправка воздуш­ ного корабля. Другой летчик садится в кабину и выводит машину на взлетно- посадочную площадку. На этот раз офи­ церу предстоит выполнить еще более сложное упражнение. Техник с механи­ ком и теперь уверены, что все будет в порядке. Они много поработали, но не ут­ ратили трудоспособности и готовы, если надо, выдержать любое напряжение. После учений отличному комсомольско­ му экипажу старший начальник об’явил благодарность. Радостные и счастливые, техник и механик пожали друг другу ру­ ки, и старший из них с чувством сказал: — Ну, что ж, будгм считать, что мы встали на вахту в честь XX с'езда пар­ тии. ...Таков комсомолец матрос Пван Самсо­ нов, выдвинутый своими товарищами в состав бюро. Боевой, смелый, дисциплини­ рованный, опытный. А почему же он так сомневался в своих способностях, почему не ожидал, что члены ВЛКСМ отдадут за него голоса? Если бы ему задали этот вопрос, он бы, подумав, ответил: — У меня есть успехи. Но они — ре­ зультат работы других. Трухоненко и другие командиры... Вот кто тут постарал­ ся. А я что... Скромность — хорошая черта Самсоно­ ва. Между прочим, он не только учит­ ся у других, но и сам учит. Делать это он начал после того, как у него появи­ лись прочные успехи в службе. Если пер­ вые недели нахождения в части он был застенчивым, то йотом все чаще и чаще можно было видеть воина выступающим на собраниях с критикой ошибок сослу­ живцев, с ценными предложениями и со­ ветами. С этих пор вопн стал подвижнее в работе и службе. Если где-либо у собе­ седников возникает спорный вопрос, ком­ сомолец Самсонов впнкает в его суть, вы­ сказывает свое мнение. Вопн назначен агитатором. — Товарищ Самсонов оправдает на­ ше доверие, — говорили выступающие на собрании комсомольцы. — Он обладает самым важным, самым главным, необходи­ мым для этого качеством — чувством от­ ветственности за порученное дело. Матрос Н. ФИЛИППОВ. На итоговом политзанятии В этот день в нашем подразделении ца­ рило необычное оживление. Чувствовалось, что у матросов и сержантов приподнятое настроение. Все немного волновались. Ров­ но в назначенное время начались итого­ вые политические занятия в группе, ко­ торой руководит офицер Коршунов. Беседа проходит в непринужденной, де­ ловой обстановке. Слушатели во время рассказа обращаются к наглядным посо­ биям, свои выступления тесно увязывают с учебой и службой. Вот отвечает па во­ прос руководителя старший матрос Крусс. Он рассказывает о войсковой друл;бе и товариществе, о том, как войсковое това­ рищество помогает его сослуживцам до­ биваться новых успехов в боевой и поли­ тической подготовке. Слушатели рассказывают об историче­ ских решениях нашей партии — январ­ ском и июльском Пленумах ЦК КПСС, ко­ торые являются боевой программой дея­ тельности советского народа, о тех зада­ чах, которые вытекают перед ними из этих важнейших документов нашей пар­ тии. Итоговая беседа показала, что многие воины хорошо усвоили пройденный мате­ риал. Отличные оценки получили слуша­ тели Гг.шевский, Крусс, Липотенков и дру­ гие товарищи. Л. ЛИВШИЦ. Корабельный умелец По-северному суровое и жгучее, море беспокойно и на этот раз. Корабль режет форштевнем крутые волны, разбрасывая пучки брызг в стороны. Холодный ветер обжигает лица матросов, затрудняет несе­ ние вахты на боевых постах. Но рулевые точно держат курс, неутомимо и зорко наблюдают за морем воздухом сигналь­ щики. Машинисты, как всегда, обеспечива­ ют нужный ход, комендоры у своих ору­ дий борются за каждую секунду. Не сидят без дела и те, кто не стоит походную вахту... Электромеханическая мастерская кораб­ ль. Уши наполняет шум электромоторов, скрежет металла. У токарного станка, слегка нагнувшись, хлопочет старший ма­ трос Валентин Батенков, рядом его по­ мощник и друг старший матрос Григорий Харечко. Оба молча работают. Но вот Ба­ тенков поворачивается к нему и добродуш­ но говорит: — Одна деталь готова! — Так быстро? — спрашивает Хареч­ к о .,— А я отстал. Валентин качает головой: — Хватит вам притворяться! Небось уже вторую обтачиваете. — Да вы что, поглядите! — возбужден­ но говорит он. — У меня сегодня слабо клеится. Утром с вахты сменился. А тут еще поход. Как-никак, а качка дает о се­ бе знать. — Ерунда! — машет рукой Батенков. — В море — дома, на берегу — в го­ стях... Я так полагаю, — Валентин щурит глаза, словно берет на прицел. — Взялся за дело — твори смело. Не получается — не вешай носа. Упорство проявляй, и по­ рядок. Чем больше мозгами шевелишь, тем меньше физической силы тратишь. У нас дело такое — мозгуй и куй, и толк будет. Вот как!.. — Это-то так, но не всегда складно по­ лучается. Батенков усмехается, хлопает друга по плечу: — У меня сегодня маленький конфуз случился, — говорит он. На лбу машини­ ста сбегаются извилистые морщинки, смуглое лицо принимает выражение доб­ родушия и веселости. — Ну, ну, сказывайте, — насторожил­ ся Григорий. — ...Дали боевую тревогу. Я, значит, на связи стою. Все идет гладко, передаю приказания точно. Потом вдруг слышу — пожар! А что, где пожар, в каком отсеке, — не пойму. Как назло телефон хрипит, что хошь, то и делай. Ну, думаю, каюк тебе — люди-то ждут, кругом «бой». До­ сталось!.. — Что же дальше было? — интересует­ ся Харечко. — Догадался. Раз думаю, пожар, ста­ ло быть вводная — в наш отсек. И точно. Здорово хлопцы поработали, — он снова продолжает работу на станке. Валентин сосредоточен, руки точно и уверенно дер­ жат инструмент. Стоит он на палубе, ши­ роко расставив ноги, точно врос в нее, и никакого внимания не обращает на качку. Григорий глядит на Валентина и не­ вольно думает: «Артист в своем деле. И точит, и пилит, и режет, как по маслу... Мастак, одним словом. Такой никогда не подведет». Лицо у Батенкова худощавое, широкоскулое, глаза веселые и прозорли­ вые, над верхней губой чуть-чуть виден шрам. Напильник в руках Валентина дер­ жится как-то по-особенному и не скрипит, а вроде пищит. Мелкие опилки, падая на палубу, серебрятся под электрическим све­ том, как роса на солнце. — Вы что на меня так смотрите? — спрашивает Валентин, видя, что Харечко наблюдает за его движениями. — Любопытно... — А-а-а. — тянет Батенков и пояс­ няет, — хочу сразу весь процесс обработ­ ки детали свести к одной операции. Так быстрее, и качество работы хорошее. — Далеко смотришь — много хочешь! — говорит Харечко. — Мне за тобой не угнаться. — Чудной вы. Не топчитесь на месте — мозгуйте, ищите новшество. От това­ рища отстать — без товарища стать. Я скажу так — в нашем деле соображать надо. Ум да сметка — верная находка. Понял? — Григорий утвердительно кивает головой, а Валентин продолжает: — Пом­ ните, я обрабатывал клапанные гнезда паровых магистралей? — Ну. — Их раньше зажимали двумя кулач­ ками, на это уходило много времени, а сейчас — считанные минуты. А почему, знаете? — Ускорил темп? — Не то! — Валентин качает головой. — Там всего четыре кулачка, так? Двумя зажимали клапан, а два вхолостую вер­ телись. Тогда я приварил к ним две бол­ ванки, и кулачки эти стали свободно за­ хватывать клапан. Теперь все четыре ра­ ботают. — У вас как-то легко получается, — Харечко чешет пальцами лоб, щуря черные глаза, над которыми сидят такие же чер­ ные, как смола, брови. — А у меня — на месте. Спешу, а толку мало. — Не торопитесь, но и не отставайте, — весело подхватывает Батенков. — Тер­ пение и труд все перетрут. А вы хотите одним махом всего достичь. Э-э, брат, так дело не пойдет! - - Он снимает деталь с патрона и любуется ею. — Ишь какая симпатичная стала, как зеркало, — ни од­ ной заусеницы. Харечко осторожно роняет: — У меня со шпильками на пожарные рожки тупик. Зажму шпильку, отрежу, стану другой конец нарезать — она про­ ворачивается в патроне, а иной раз совсем выскакивает. Пять штук испортил. Как хочешь, так и поступай! Исполнительность— результат повседневной воспитательной работы Командир отделения машинистов-тур- бинистов специалист второго класса стар ­ шина 2 статьи Михаил Соловьев поль­ зуется большим уважением у матросов и старшин. Он умело воспитывает своих подчиненных, настойчиво требует от них неукоснительного выполнения инструкции и наставлений по эксплуатации механиз­ мов. НА СНИМКЕ : комсомолец специалист второго класса старшина 2 статьи Ми­ хаил Соловьев докладывает по телефону о готовности машины к пробным оборо­ там. Фото И. Никишова. Беседы бывалых с молодыми Молодые моряки живо интересуются боевой историей Северного флота, ге­ роическими подвигами североморцев в годы Великой Отечественной войны. Что­ бы удовлетворить запросы молодежи, у нас регулярно проводятся беседы быва­ лых моряков с молодыми матросами. Интересно прошла на днях одна из таких встреч. Перед молодым пополне­ нием с содержательным докладом высту­ пил командир. Он отмстил, какая почет­ ная обязанность каждого гражданина СССР — образцово служить своей Ро­ дине, привел много примеров, как му­ жественно и геройски в годы великих сра;кений отстаивали честь, свободу и независимость Советской Отчизны моря­ ки, рассказал о тех задачах, которые стоят перед личным составом в настоя­ щее время. Затем перед молодежью выступил ве­ теран флота, участник Великой Отечест­ венной воины мичман Букин. Опытный моряк дал много ценных со­ ветов, как правильно приступить к ос­ воению специальности, рассказал об уст­ ройстве корабля, каким образом лучше и скорее можно приобрести необходи­ мые практические навыки, овладеть бое­ вым мастерством. Матрос Д. ЧЕРНЫХ. ------- О------- fC a p o m J rO О НАСТОЙЧИВО повышают воен­ ные и политические знания воины на­ шего подразделения. На проверке по специальности особенно глубоко и со­ держательно отвечали на вопросы тт. Липин, Черноусов и Кузнецов. В. Попов. О БЕСПЕРЕБОЙНУЮ РАБОТУ механизмов обеспечивает отделение старшего матроса Лаицеза. Матери­ альная часть, обслуживаемая воина­ ми, всегда в образцовом порядке. Старшин матрос П. Куц. Постоянная забота о воспитании вои­ нов в духе строгой исполнительности — одна из важнейших задач командиров, по­ литработников, партийных и комсомоль­ ских организаций. Успешному решению этой задачи должен быть подчинен весь процесс обучения и воспитания личного ! состава, все формы политико-массовой ра- I боты с личным составом. Так и поступают на корабле Н. Здесь повседневно раз’ясняют матросам и стар­ шинам, что сознательное выполнение во­ инского долга перед Родиной означает прежде всего активную, неустанную борь­ бу за высокие показатели в боевой и по­ литической подготовке, за образцовую во­ инскую дисциплину. Огромная роль в этом отводится политическим занятиям. Заслуживает внимания, например, опыт работы руководителя группы лейтенанта Бабенко. Добиваясь глубокого понимания каждым воином того, что от его исполни­ тельности, от его успеха в учебе и служ­ бе зависит боевая готовность корабля и что этих успехов можно достичь лишь при строгом соблюдении всех требований Во­ енной присяги и уставов, пропагандист умело использует на политических заня­ тиях примеры и факты из жизни и учебы личного состава. ...Однажды корабль готовился к выпол­ нению артиллерийской задачи. На каждом боевом посту шла напряженная работа: моряки тщательно проверяли механизмы и деятельно готовились к тому, чтобы на полную мощь использовать первоклассное оружие и технику в боевой учебе. Выяс­ нилось, что в башне была неисправна цепь стрельбы. Командир приказал старшине 2 статьи Маркову и старшим матросам Ни­ колаенко и Снежко устранить поврежде­ ние. Вместе со старослужащими, с разре­ шения командира, включился в это дело и молодой матрос Козлов. Моряки сознавали важность поставленного перед ними зада­ ния, понимали, что авторитет командира непререкаем, его слово — закон для них. Всегда исполнительные, дисциплинирован­ ные воины, они и на этот раз действовали строго по уставу, четко и беспрекословно, долго трудились без сна, подчинив свои силы, волю и знания тому, чтобы приказ командира был выполнен точно и в срок. Неисправность была устранена. Артиллеристы успешно выполнили учеб­ ную задачу. На одном политическом занятии руково­ дитель группы обстоятельно раз’яснил слушателям огромное значение отличной военно-морской выучки для обеспечения боевой готовности корабля, для победы в современном бою и наглядно показал, как важно повседневно и упорно учиться, про­ являть трудолюбие и исполнительность в службе, неукоснительно соблюдать требо­ вания уставов, наставлений и инструкций. Повседневная жизнь и учеба моряков корабля изобилует примерами строгой ис­ полнительности — добросовестного изуче­ ния воинами вверенной им техники, высо­ кой личной ответственности за ее уме­ лое обслуживание. Это дает возможность руководителям группы воспитывать слу­ шателей целеустремленно, предметно. Со­ держательные и доходчивые рассказы пропагандистов и самих слушателей о старательной, безупречной службе глав­ ного старшины Блащук, коммуниста стар­ шины 2 статьи Гетманчук, коммуниста старшины 2 статьи Ирилинко и многих других моряков имели огромное воспита­ тельное значение, позволяли пропаганди­ сту благотворно влиять на личный состав, способствовали воспитанию воинов в духе ревностного, усердного служения Советской Родине, строгой исполнительности. Сейчас, когда на корабль пришли моло­ дые матросы, старослужащие моряки ок­ ружают их всеобщим вниманием и забо­ той. Агитаторы-коммунисты и комсомольцы становятся их ближайшими помощни­ ками и советчиками. С первых дней служ­ бы молодым матросам прививается чувство строгой исполнительности, коллективизма, дружбы и товарищества. Так, агитатор комсомолец матрос Бляхер побеседовал с молодыми воинами о требованиях Воен­ ной присяги, уставов, наставлений и ин­ струкций, рассказал им о том, как важна безупречная исполнительность на корабле, где от умелых и быстрых действий каждо­ го моряка зависит слаженность всего эки­ пажа. С интересом новички прослушали беседы агитаторов «Люби свой корабль, дорожи его честью», «О предстоящих ар­ тиллерийских стрельбах». Серьезное воспитательное и мобилизую­ щее влияние на воинов оказывает кора­ бельная стенная газета. Один из ее номе­ ров был целиком посвящен теме: «Испол­ нительность — душа воинской службы». Матросы п старшины рассказывали в сво­ их заметках о том, что безупречная ис­ полнительность — это одно из важнейших требований Военной присяги и уставов, строгое соблюдение которого обеспечивает постоянную боевую готовность корабля, победу в современном бою. В стенной газете, в частности, говори­ лось об умелых слаженных действиях личного состава котельного отделения на одном нз учений. Четко по инструкци­ ям и наставлениям эксплуатировали мате­ риальную часть, образцово несли ходовую вахту старшие матросы Ерохов и Кожев­ ников. Когда в море по сигналу боевой тревоги командир отделения приказал им заделать «пробоину» по правому борту, они выполнили это приказание точно и быстро. Командир, политработники, партийная и комсомольская организации, воспитывая моряков в духе строгой исполнительности, образцового выполнения требований Воен­ ной присяги и уставов, вместе с тем не­ терпимо относятся к малейшим отступле­ ниям от уставных положений, создают во­ круг нерадивых общественное мнение, критикуют их на собраниях, в стенной га­ зете или в беседах. Матрос Добрянский пришел на корабль в числе молодого пополнения одним из первых. Из-за своей невнимательности и лености он сразу стал допускать промахи в учебе и службе. Естественно, комсомоль­ цы не прошли мимо этого и решили предо­ стеречь молодого воина от недостойных поступков. Комсомолец Добрянский был вызван на заседание бюро ВЛКСМ, и това­ рищи указали ему на ошибки. Молодой матрос прислушался к советам сослужив­ цев, обещал исправиться. Сейчас он при­ лежно несет службу. Беззаботно относится к своим обязанно­ стям матрос Мухин. Он отстал ^от своих товарищей в учебе лишь по той причине, что увиливает от тренировок и занятий, уклоняется от трудной работы. Поведение матроса резко осуждено всеми моряками корабля, и товарищи теперь помогают ему исправиться. Коммунисты и комсомольцы корабля должны и впредь помогать воинам глу­ боко усвоить требования Присяги и уста­ вов, прививать любовь к военно-морскому делу, воинскому порядку и организованно­ сти, умение беспрекословно повиноваться командиру, быстро и точно выполнять все его приказания. Работа, проводимая на корабле по вос­ питанию высокодисциплинированных, по­ литически сознательных и исполнительных моряков, дает желаемые^ результаты. За­ дача состоит в том, чтобы на политиче­ ских занятиях и политинформациях, в лек­ циях, докладах и беседах, на занятиях по боевой подготовке, при проведении куль­ турно-массовых мероприятий командир и политработники, коммунисты и комсомоль­ цы корабля еще более настойчиво воспи­ тывали моряков в духе строгой исполни­ тельности. Б. ПРОХОРОВ. — А вы после нарезки другой конец резцом прорежьте, а потом откалибруйте леркой, н порядок, — советует Батенков. — Прок будет ли? — Попробуйте! Совет Валентина оказывается ценным. Харечко быстро обрабатывает все шпильки и больше ни одной не портит. Отличный Батенков специалист! Для него служба — это не механическое выполне­ ние своих обязанностей, это труд — твор­ ческий, неиссякаемый, от которого моряк растет и технически и политически. Часто приходится работать в походе в шторм и качку. Тяжело, душно, так и хочется под­ няться из помещения на верхнюю палубу, подышать свежим воздухом, выкурить па­ пиросу. Но как бы ни было трудно — Ба­ тенков стоит у станка, обрабатывая ту или другую деталь. А потом идет на при­ борку, бачкует или заступает на вахту. И пусть иной раз нестерпимо тяжело, пусть приходится недосыпать, а порой даже не во-время покушать, — зато им доволен старшина. А товарищи говорят: «Моло­ дец, Батенков. Морская у тебя хватка». Не случайно фотокарточка Валентина на Доске отличников! Батенков прекрасно понимает, если он стоит за токарным станком, то машинист — у горящего котла, сигнальщик — на холодном ветру или под дождем... Каж­ дый моряк выполняет свои обязанности, а вместе они делают одно благородное дело — кренят боеспособность своего корабля, флота, мощь любимой Отчизны. В любом деле Валентин проявляет сме­ калку и находчивость. И все это сводит­ ся к экономии государственных средств. Это видно хотя бы нз следующего приме­ ра. В процессе эксплуатации вышел из строя рассольный насос рефрижераторной установки — согнулась ступица у рабоче­ го колеса крылатки. Что делать? И тогда руки приложил Батенков. Он осмотрел на­ сос и приступил к делу. Вся трудность работы сводилась к одному — разогнуть ступпцу. Но без умения тут не обойтись, иначе деталь при разгибе может лопнуть, и насос будет бездействовать. Машинист все обдумал до мелких подробностей. Наконец, он смекнул: вытащил оправку и с помощью донкратиков отрехтовал ступицу. Насос заработал. Корабельному умельцу для этого потребовалось всего лишь два часа. Ог­ ромные средства были сэкономлены. По­ добных примеров у искусного мастера то­ карных дел множество, и все они говорят об отличном знании Батенковым корабель­ ной техники и добросовестного отношения к труду. ...Машинисты говорят о предстоящем походе, о выполнении артиллеристами ог­ невой задачи, затем обедают. А после это­ го Батенков ложится отдохнуть. Вскоре раздастся звонок телефона — командир вызывает Батенкова. Валентин встает, одевается по форме и невольно думает: «С чего это вдруг? Зачем я понадобился? Может быть, неполадки где замечены или что-то стряслось недоброе». А спустя некоторое время, Батенков стоит перед командиром. Офицер говорит: — В башне главного калибра испортил­ ся механизм. Надо срочно отремонтиро­ вать. Сможете? — Сделаю! — не задумываясь, отвечает Батенков. — Работа тонкая и кропотливая. Время тоже в обрез... — Ясно, товарищ командир... И снова токарный станок, шум, скре­ жет металла. На этот раз Валентин рабо­ тает со старшим матросом Пехтеревым. Он осматривает поломанные детали. В двух шестеренках полетело по три-четыре зуба. Валентин их решает реставрировать. Но как это трудно! Здесь требуется не только знание, но и главное — умение и точный расчет. И все это Батенков выполняет безошибочно, мастерски. Зато третья ше­ стерня полностью непригодна. Нужно делать новую. Но где взять высококачест­ венный материал? — Давайте попробуем выточить из мягкой стали, — предлагает старший ма­ трос Пехтерев. Батенков машетрукой: — Что вы! Не выдержит нагрузку, зубья срежутся. Пехтерев, чуть наклонив голову, дви­ гаетшеейи, глядя на машиниста, разоча­ рованно тянет: •— Да-а-а, неважные наши дела. Нет, и баста. А все-таки, на худой конец, мож­ но рискнуть попробовать п мягкую сталь. Что нам терять? Время дорого, да и зря — уверен, что попусту затем. У меняподобная ра­ бота была, и ничего из этого металла не вышло. — Батенков. положив инструмент. достает из кармана платочек, отирает им потное лицо и морщится — это признак его беспокойства. — Глядите, как жарко в мастерской, включите вентилятор. II улыбается: — Тупик, а командир ждет, надеется... Нехорошо, — Валентин говорит, а сам пе­ ребирает в памяти все запасные части, не­ пригодные для эксплоатации детали, нахо- дявиюся в кладовой мастерской, — и все они не пригодны. Есть куски добротной стали, но диаметр их мал для такой ше­ стеренки. Конечно, возвратится корабль из плавания, Валентин сойдет на берег, подыщет что-нибудь подходящее, или, в крайнем случае, получит на складе. Но получить готовую деталь легче пареной репы, а вот сделать ее — зна­ чит проявить свое умение. Валентин всегда утверждал, что корабельные спе­ циалисты в любых случаях должны най­ ти выход и обходиться своими силами и своими ресурсами. Батенков часто, ис­ пользовал части из отслуживших свой срок механизмов. Конечно, не все здесь гладко, но тут-то и нужен зоркий ма­ тросский глаз. Где надо подрезать, подто­ чить, и будет норма... Но как изготовить эту шестеренку? Может быть у электри­ ков есть что-нибудь подходящее? II вдруг в голове Батенкова рождается мысль: — А что если использовать шестерню насоса, она все равно не нужна? — Дельно! — восклицает Пехтерев и приносит ее. Много пришлось вложить труда моря­ кам, пока деталь приняла нужную форму. Но Батенков не ошибся — шестерня вы­ шла отличной. Все хорошо! Пехтерев сно­ ровисто обтачивает на токарном станке редукторные валики, а Валентин после бе­ рет пх п привычно делает шпоночные ка­ навки на фрезерном станке. Все последую­ щие операции делаются умело и оператив­ но. И вот сам командир проверяет выпол­ нение ответственного задания. Скупой на похвалу, он говорит: — Добротно!.. ...Корабль спова в море. На боевых по­ стах идет тренировка. Моряки учатся то­ му, что требует современный бой. Сноро­ висто и точно выполняет у станка зада­ ния н старший матрос Батенков. Он тру­ дится вдохновенно, трудится так, как ве­ лит Военная присяга. Лейтенант А. ЗОЛОТОТРУБОВ. I I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz