На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
22 октября 1955 г., № 251 (5403). На с т р а ж е З а п о л я р ь я п Л P_J_ Ж_И_3_Н_Ь Больше внимания самостоятельной учебе офицеров Первого октября активисты партийной организации Н-ского авиационного под разделения. как и других парторганиза ций флота, начали учебу в сети партий ного просвещения. К этому важному со бытию велась тщательная подготовка. Со стоялось оаседание партийного бюро. На нем особо подчеркивалось, что руководи тели парторганизации должны больше уде лять внимания идейно-теоретической уче бе офицеров. Затем состоялось совещание •всего офицерского состава. Здесь были об суждены итоги самостоятельной работы офицеров над изучением марксистско- ленинской теории за прошлый учебный год и задачи на нынешний. Доклад :.к отметил таких коммунистов, как тт. Гу- рович, Березнев, Земцов и Донской, ко торые по-настоящему повышают своп политические знания. Однако не (все офи церы з прошлом году проявляли должную заботу о своем росте. Тов. Котов, напри мер. длительное время «раскачивался», редко посещал лекции и теоретические собеседования. Задолго до начала учебного года пар тийная организация на основе индивиду ального подхода начала помогать офице рам в выборе формы учебы. Здесь учиты вался и уровень подготовки, и склонности того или иного товарища, и навыки его работы над книгой, и желание. П некоСЪ- рых товарищей пришлось поправить. В процессе индивидуальной беседы выясни лось. например, что тов. Автономо^ в прошлом году взял на себя непосильную задачу. Он начал изучать политическую экономию, будучи не подготовленным к тому, чтобы глубоко разобраться в ее ма териале. Нынче ему порекомендовали изу чать историю Коммунистической партии Советского Союза. Тов. Автономов т а к и сделал. Значительное число офицеров продол жает изучать политическую экономию и: историю КПСС в об’еме, намеченном ими в прошлом году. До настоящего времени в помощь им (с начала прошлого учебного года) прочитано четырнадцать лекций, проведено десять теоретических собеседова ний и несколько групповых консульта ций. Однако число проведенных мероприя тий не дает еще полной картины о ка честве помощи со стороны бюро. А в этом вопросе имелся серьезный недостаток. В самом начале прошлого учебного года офи церы мало уделяли внимания овладению марксистско-ленинским учением о войне л армии, советской военной наукой и основами воинского воспитания. Впослед ствии этот недостаток в какой-то мере исправили. Для офицеров были прочитаны лекции: «Волросы советского военного строительства в решениях Коммунистиче ской партии Советского Союза», «Меро приятия Коммунистической партии и Со ветского правительства по дальнейшему под’ему военно-экономического могущест ва нашей Родины», «Реакционная сущ ность и агрессивная характеристика сов ременных военных теорий американского империализма». «Требования к офнцеру- вогпитателю». «Роль фактора внезапности в современной воПне», «Задачи развития советской военной науки», «Марксизм- ленинизм о воине и армии», «Готовить войска для победы над сильным, актив ным, технически оснащенным противником — важнейшая задача офицеров». Продол жая эту работу, парторганизация должна нацеливать активистов на то. чтобы они и в самостоятельной работе над гобоП больше внимания обращали изучению во просов марксистско-ленинской теории о войне и армии и т. п. По желанию офицеров в новом учебном году созданы теоретические семинары по политической экономии и истории КПСС. Их руководителями выделены товарищи, имеющие хорошую теоретическую под готовку и опыт пропагандистской ра боты. По яселанию и с учетом за просов офицеров они составили перспек тивный план лекций и семинарских заня тий на год. План был детально обсужден в широком кругу участников и выпол няется. В октябре состоятся теодетические семинары по вопросам: «Заработная плата и рабочий день при капитализме» (по по литэкономии) и «Тактические основы КПСС» (по истории партии). Заблаговре менно намечены были основные вопросы, составлен список рекомендательной лите ратуры, назначены докладчики. Скоро семинары и люди к ним усиленно гото вятся. Активную помощь им оказывают руководители партийной организации и руководители семинаров. Они беседуют с людьми в индивидуальном порядке по теоретическим вопросам, помогают им разобраться в трудных разделах материа ла, проверяют, кто и как работает. Самостоятельная учеба активистов парторганизации, в первую очередь офи церов, в нынешнем году началась органи зованно. Но все же нужно дать бюро не которые советы и пожелания. Очень важно, чтобы все, от кого зави сит руководство идейно-теоретической учебой, ясно представляли себе формы и методы оказания помощи активу в овла дении знаниями и осуществляли конт роль за политическим самообразованием. Повседневное общение политработников, секретарей партийных и комсомольских организаций, руководителей семинаров и консультантов с активом, в частности, с офицерами, беседы j ними о формах и ме тодах учебы и по существу вопросов, ока зание необходимой помощи — все это будет способствовать еще большему по вышению v наших кадров интереса к марксистско-ленинской теории. Большую помощь самостоятельно изу чающим марксистско-ленинскую науку оказывают лекции. Однако в подразделении есть товарищи, которые склонны счи тать, что их посещение необязательно. Или. наоборот, отдельные активисты в своей учебе переоценивают значение лек ции. их они посещают, а над книгой ра ботают мало. И ту и другую крайность надо избегать. Лекции не могут заменить самостоятельную работу над произведе ниями классиков марксизма-ленинизма и постановлениями Коммунистической пар тии Советского Союза. Лекции дают на правление для изучения тон или иной темы. Их назначение заключается в том, чтобы пробудить v слушателей интерес к тому или иному вопросу и, как говорит ся. подвести человека к книге, обеспечить i: облегчить самостоятельное изучение тео ретической литературы. Главное же б уче бе — самостоятельное чтение. И далее. Самостоятельная учеба дает возможность глубоко и последовательно усваивать материал. Но она будет более плодотворной, если офицер и любой дру гой активист внимательно прослушает лек цию. Некоторые товарищи испытывают серь езные затруднения в организации своей самостоятельной учебы. Это препятствие преодолимо. Политработникам, партийным и комсомольским организациям нуя:но шире распространять опыт самостоятель ной работы над книгой, накопленный пе редовыми офицерами. Настойчивая марксистско-ленинская уче ба офицеров и всех активистов парторга низации — важнейшее условие их пло дотворной работы по обучению и воспи танию личного состава, по оказанию по мощи командиру в успешном выполнении задач боевой и политической подготовки. Об этом нужно помнить постоянно. Старший лейтенант И. АРТЮШЕНКО. Отличники — молодЫм воинам Недавно v нас состоялся вечер встречи о т л и ч н и к о в б о е вой и политической подготовки с молодыми воинами. На стенах были вывешены плакаты, транспаранты, призываю щие новичков безупречно служить Родине. С докладом выступил заместитель командира по политча- сти. Затем слово взял отличник боевой и политической подго товки сержант Воробьев. За безупречную службу Родине он имеет немало благодарностей, дважды награжден ценными подарками. Сержант Воробьев поделился с молодыми воина ми опытом изучения военного дела, призвал их служить Родине так. как требуют Присяга и уставы. На трибуне — младший сержант Бойковский. Он гово рит о почетной службе в рядах Вооруженных Сил Союза ССР, о высоком патриотическом долге каждого солдата. В своем выступлении младший сержант подчеркнул, что креп кая воинская дисциплина является залогом успехов «в учебе и службе. От имени молодых воинов слово взял тов. Кульгавый. Он поблагодарил отличников за советы и выразил уверенность в том. что они не пожалеют ни сил. ни времени для глубо кого изучения звериного им оружия, будут неустанно при умножать славные боевые традиции. В заключение выступил командир. Он призвал молодых воинов неустанно изучать военное дело, крепить дпецпплн- ну и организованность в своих рядах. После этого демонстрировались киножурналы. Офицер А. БЕЛЬДЯЕВ. Кок старший матрос В. Бедовый з а служенно пользуется хорошей славой на корабле. В трудных походных условиях пища, приготовленная умелым и с т ар а тельным коком, всегда вкусна, отличает ся разнообразием. Старший матрос Бедо вый является отличником боевой и по литической подготовки. НА СНИМКЕ : кок старший матрос Бедовый за приготовлением пищи. Фото Е. Ушмарова. Комсомолец Солонец зазнался Вскоре после экзаменов на классность за старшим матросом Солонцом стали за мечаться нехорошие поступки. Он, когда сдал экзамен на первый класс, загордился, начал грубить с сослуживцам!!, плохо нес дневальную службу. А однажды не вышел на приборку. Рядовые члены ВЛКСМ старались по править воина, но на их замечания не об ращал внимания. Тогда поговорили с ним члены комсомольского бюро. Он дал слово добросовестно нести службу. После этого некоторое время Солонец не имел замечаний, но потом опять стал пло хо нести дневальную службу, на политза нятиях отвлекался от учебы. II опять комсомольцы стараются попра вить своего сослуживца. Не раз они по- дружески критиковали его на собраниях, в стенной газете. По зазнайство Солонца за шло уже далеко. Недавно он совершил грубый дисциплинарный проступок, за ко торый строго наказан командиром. Комсомольцы и все моряки подразделе ния возмущены поведением члена ВЛКСМ Солонца, позорящего коллектив, не доро жащего званием классного специалиста. Старшина 2 статьи А. ИВАНОВ. Военкоры сообщают Хорошо отдохнули В выходные дни у нас отдых воинов проходит хорошо. На спортивной площад ке, несмотря на холодную погоду, про должаются игры, здесь обычно особенно людно. В кубрике и комнате иолитпросветра- боты есть шашки, шахматы и домино. Гармонист рядовой Михайлов охотно исполняет для своих товарищей любимые ими музыкальные произведения. Воинам в выходные дни показываются художест венные фильмы и интересные журналы кинохроники. Младший сержант В. ТИХОНОВ. Помогает товарищам В нашем подразделении заслуженным авторитетом пользуется матрос Сухот- скин. Примерно выполняя свои служебные обязанности, он, кроме того, является хо рошим киномехаником. Отлично зная киноаппаратуру, матрос обучает своей второй специальности дру гих воинов. Так, с помощью тов. Сухот- ского у нас выучились на киномеханика несколько моряков. Среди них старший матрос Мазуренко, матрос Дожднлев. Тов. Мазуренко уже получил удостове рение киномеханика второй категории. В. Р0ЩЕНК0. Растет число читателей Большой популярностью среди экипажа нашего корабля пользуется библиотека, которой заведует старший матрос Влади миров. М о р я к и ежедневно получают здесь новую художественную литературу. Часто в свободное от вахты время, по вечерам их можно видеть за чтением книг. В биб лиотеку поступают также различные газе ты. Активными читателями у нас являются многие моряки. Так. например, старший матрос Кондраков прочитал уже много книг. Среди них произведения Пушкина, Лермонтова и других классиков русской литературы. Произведениями А. Толстого и Новнкова-Нрнбоя живо интересуется матрос Гладких. Корабельная библиотека постоянно по полняется новыми книгами. Число чита телей с каждым днем на корабле увеличи вается. Эю наглядно подтверждает, как велика у моряков тяга к знаниям. Ю. ЛЕТОВ. Кто же за это отвечает? Своеобразно красив наш Североморск. Холмистые, в туманной дымке горы, бе лые от солнца громады каменпых д о м о й . резкие линии краноа новостроек в небе. Пройдешь по главной улице и увидишь новые вывески: почта, магазин, парик махерская... На глазах растет, хорошеет, становится культурным молодой город на Крайнем Севере нашей необ’ятной Родп- ны. Но пойдем дальше, — заглянем во дво ры, поднимемся вверх по шатким, места ми сломанным трапам. ...Переполненные мусорные ящики, пз которых па землю вываливаются отбросы. Куры, свиньи, коровы копошатся в них. Перед фасадами многих домов по улице Советской, в средней и нижней части го рода долгие годы «красуются» места об щественного пользования. Из-за нерегу лярной дезинфекции и чистки они нахо дятся в антисанитарном состоянии. Проходя по улицам Восточной, Набе режной. Надюрной и другим, можно иног да видеть машину «скорой помощи», раз’- езжающую взад и вперед. Встревоженный врач стучится в двери домов, кого-то ищет и не может отыскать. Оказывается, многие дома в городе не имеют номерных знаков. Это не только создает неудобства, но и причиняет большое зло при оказа нии медицинской помощи больным. Род ные заболевших, вызывая (врачей, обычно долго оо’ясняют адрес. Например: Нижнее Варламсво, прямо — прямо, потом налево — второй дом. Вот врач часами и вы нужден искать такой дом. запутываясь в однофамильцах больного. Неблагополучно в городе и с водоснаб жением, особенно на Маячной сопке. Здесь мало колонок, они располсжены далеко друг от друга. Нехватка воды ведет к грязи, может вызвать распространение бо лезней. Зимой многие колонки замерзают из-за отсутствия утепления, неправильной эксплуатации. Неблагоустрсенность, нетерпимое анти санитарное состояние города отражаются на здоровье населения. Недаром даже зи мой в Североморске бывают иногда слу чаи желудочно-кишечных заболеваний, особенно среди детей. П это распростране но, главным образом, в домах, к которым не подведены канализация и водопровод. «Мы хотим снизить процент заболе ваемости населения, — сказали нам вра чи Североморской санитарно-эпидемиоло гической станции. — И боремся за это, как можем. Вот материалы». Главный врач станции тов. Петрова кла дет на стол толстые папки. Листает их. Мелькают даты обследований санэпид станцией территории Североморска за этот год: 28 апреля. 5 мая, 19 мая, 26 июня п т. д. В актах отмечается антисанитар ное состояние улиц — грязь, беспоряд ки, переполненные мусороприемникп. На злостных нарушителей наложено несколь ко штрафов. Одна папка сменяет другую. Вот пись мо главного государственного санитарного инспектора СССР тов. Болдырева началь нику учреждения, где работает тов. Вла сов. (Май 1052 год). Те же тревожные сигналы. Инспектор предлагает срочно ликвидировать рассад ники заразы — все нетпповые места об щественного пользования и мусоропрпем- ники. заменив их типовыми. В письме под черкивается также необходимость подведе ния канализационной сети ко многим до мам. С тех пор прошло более трех лет, а по ложение только ухудшилось. Новые папки. Вот решения исполни тельного комитета городского Совета. В них из года в год предписывается строго выполнять все необходимые оздоровитель ные мероприятия. Но, как видите, сдви гов нет. Кто я;е виновник этих беспорядков, на рушений требований санитарии? Мы занялись поисками — побывали в милиции, в КЭУ, в Строительном '-правле- нии. беседовали со многими людьми. Оказалось, что очисткой помойных ям ведает КЭЧ г. Североморска. Ког да тов. Николаеву был задан son рос — почему помойные ямы освобождаются несвоевременно, хотя машины и работни ки есть, он развел руками и ответил: бен зина нет. лимит маленький; вот послед ний квартальный месяц и сидпм без де ла. Вопросом ликвидации мест обществен ного пользования, подводом канализацион ной сети к домам ведает также КЭЧ. Эти работы не отличаются сложностью — коллектор проходит рядом, по улице Со ветской. Мешает одно: помещения в до мах, могущие служить туалетами, заняты. Работники КЭЧ ссылаются на то. что комнаты, предназначавшиеся для этой це ли. самовольно заняли строители, и по этому надо... подождать. Многие годы жители мечтают о разре шении наболевшего вопроса, ждать больше невозможно. Это юлжны понять руководители. КЭЧ ведает эксплуатацией водопровод ной сети, однако занимается этим спустя рукава. Следует отметить, что подведомственная КЭЧ ГЖЧ (начальник тов. Копосов) во многом виновна за беспорядки в городе. Не которые домоуправы, подчиняющиеся ГЖЧ, работают из рук вон плохо, не следят за порядком на территории вверенных им домов. Эти работники не призывают к по рядку тех жителей, которые нарушают правила социалистического общежития. Серьезный упрек в ослаблении конт роля за чистотой и порядком в городе можно сделать и в пдрес милиции. То же следует сказать о горкомхозе (за ведующая тов. Павлова). Почему он до сих пор не организовал уличные комите ты среди жителей? Ведь если приложить силы и старание, можно образовать дей ственные авторитетные комитеты, кото рые создадут нетерпимую обстановку для нарушителей общественного порядка, мо билизуют население на работу по благо устройству города. Санэпидстанция должна так полое активно обследовать территорию Севе’ »>- морска. не только констатируя факты антисанитарии, но и добиваясь наказа ния нарушителей порядка. Если бы горкомхоз. КЭЧ. милиция, сан эпидстанция пристально следили за ра ботой домоуправлений, во-время взыскива ли с нарушителей. — порядок можно было бы навести. Исчезли бы мусор и грязь около домов. Беспризорный скот не бродил бы по городу и не уничтожал не однократно производившиеся посадки ie- ревьев. Горкомхоз и ГЖЧ обязаны также сроч но заготовить и повесить номерные зна ки на каждом доме, позаботиться о при ведении в порядок деревянных трапов. Долгие ^оды не может построить и вы вести в залив канализационный коллек тор Строительное управление (ответствен ный за данный участок работы тов. Афа насьев). Правда, работники этой организации жалуются на преектнее учреждение, ко торое после долгих мытарств представило негодный и. в конце концсв. забракован ный проект строительства коллектора. Но сейчас новый проект уже утвержден, от пущены средства, п все-таки строитель ство идет медленно — то не хватает кре пежного леса, то нависает угроза нехват ки труб. Строителям следует помнить, что срочное проведение работ внесет большую лепту в дело охраны здоровья населения и благоустройства развивающегося города. Эта организация должна болея дейст венно форсировать и строительство на сосной станции, водопроводной сети — только тогда жители получат воду в из бытке. Строительное управление обязано так же строго следить за засыпкой канав, ак куратным заравниванием их после оконча ния работ. Если все перечисленные организации, каждый домоуправ, каждый житель горо да с сознанием личной ответственности возьмутся за наведение порядка, будут бороться за скоренщее проведение всех оздоровительных мероприятий. — Севе роморск станет действительно культурным, чистым и красивым городом. Н. САРАФАНОВА. Беседы на научно-естественные темы Возникновение и развитие жизни на Земле Более миллиона видов животных и око ло пятисот тысяч видов растений насе ляют Землю. Чрсло живущих на ней орга низмов не поддается точному подсчету, а их разнообразие — полному описанию. Они обитают на суше, в воде, в воздухе, в почве. Но всегда ли растения и животные, на селяющие теперь Землю, были такими, ка кими мы их видим сейчас? Как они воз никли? Как возникла жизнь на Земле? Эти вопросы издавна занимали людей, волновали умы ученых. Вокруг этих во просов всегда велась острая борьба двух непримиримых мировоззрений — материа лизма и идеализма, борьба науки и рели гии. По мнению идеалистов, жизнь есть про явление какого-то высшего духовного нематериального начала — «души», «ми рового духа», «жизненной силы», «божест венной силы», «божественного разума». Идеалисты отстаивают религиозную точку зрения сотворения мира. Представители самых различных рели гиозных течений и направлений также утверждают, что все существ ующее, в том числе растения и животные, произо шло сверх’естественным путем, что мир был сотворен богом из ничего, путем «чу- . да». Они говорят, что жизнь якобы непо знаваема и остается неизменной со дня со творения. В библии подчеркивается, будто бог всего лишь в шесть дней создал небо и Землю, небесные светила, растения, жи вотных и. наконец, человека, что мир су ществует только семь 1 половиной тысяч лет. Все эти утверждения не только ни чем не доказаны, но и не могут быть до казаны. и рассчитаны всецело на слепую веру людей. Единственно правильное представление о происхождении жизни на Земле дает жарксистско-ленинская наука, диалекти ческий и исторический материализм. Ма териалистическая наука нанесла сокру шительный удар по идеалистическому ми ровоззрению, доказав, что жизнь возникла в процессе исторического развития из не живой, неорганической материи, что все существующее, в том числе и живая при рода, имеет естественное происхождение и находится в постоянном изменении п раз витии. Данные биологии, палеонтологии (нау ки о животных и растениях прошлых гео логических периодов), геологии (науки о строении и развитии Земли) неопровержи мо и убедительно подтверждают правиль ность этих положений. Доказано, что Зем ля существует уже более 5 миллиардов лет. За это время неоднократно менялось ее лицо. Изменялись климат, состав ат мосферы, возникали, разрушались горные хребты, меняли свои очертания моря и океаны. Эти медленные, продолжавшие ся тысячелетиями, изменения влекли за собой изменения в растительном и живот ном мире Земли. Все современное нам богатство науч ных представлений о жизни, о Земле со здано трудами огромной армии ученых — биологов, палеонтологов, физиологов и т. д., среди которых следует назвать Ж. Ламарка и Ч. Дарвина, братьев А. и В. Ковалевских и И. Мечникова, А. Кар пинского и К. Тимирязева. П. Мичурина и И. Павлова и многих других тружени ков науки. Установив последовательность развития Земли и жизни на ней, ученые условно разделили историю Земли на пять эр. Каждая из них характеризуется опреде ленными физико-географическими черта ми. присущими тогда Земле, и организ мами. занимавшими в течение этой эры преобладающее положение. Каждая эра разделяется на несколько периодов, а период, в овою очередь, — на эпохи и века. Сейчас науке удалось установить не только, какие геологические события и процессы развития ж и в о й природы про исходили на протяжении той или иной эры, периода, эпохи, но и сколько време ни онп длились. Нынешняя эра, в которой мы живем,— самая молодая, называется кайнозойской — эрой новой жизни. Она началась около 70 миллионов лет назад. Ей предшество вала мезозойская — эра средней жизни (началась около 180 миллионов лет на зад), следующая по древности — палео зойская или эра дровней жизни (начало ее около 500 миллионов лет назад). Перед ней была протерозойская — эра первой жизни (начало около 1.100 миллионов лет назад), а еще раньше архейская — эра первобытной жизни (начало ее — около 2 миллиардов лет назад). Проследим теперь основные, наиболее интересные этапы в возникновении и развитии жизни. Но мнению ряда ученых. Земля, как и другие планеты нашей солнечной систе мы, выделилась из гигантского облака хо лодной космической пыли и газа, окуты вавших некогда наше Солнце. Прошли миллионы веков, прежде чем в процессе исторического развития Земли возникла жизнь. Раньше чем ответить на вопрос, как выглядели первые организмы и откуда они взялись, надо уяснить себе, что та кое жизнь, какие свойства отличают жи вое от неживого. Ф. Энгельс дал такое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот спо соб существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их хи мических составных частей путем лита ния и выделения». Следовательно, ос новой жизни являются белковые тела, спо собные к обмену веществ. Установлено, что для их образования необходим прежде всего углерод, который в белках и дру гих органических веществах соединен с различными элементами « с водоро д о м , азотом, серой, фосфором и др. Советские ученые во главе с академи ком А. И. Опариным разработали так на зываемую биохимическую теорию проис хождения жизни на Земле. По этой теории колыбелыо жизни была вода — древниП океан. Углеводороды (простейшие органические соединения, состоящие из углерода и водо рода), а также вода и газы (метан и ам миак) имелись в значительном количестве уже на первобытной Земле. Изучение свойств углеводородов показало, что они способны легко вступать в реакцию меж ду собой, с аммиаком и водой, образуя уже более сложные соединения. Ученые-химики открыли, что при взаи модействии соединений углерода, в част ности, углеводородов с аммиаком и водой могут возникать различные аминокисло ты — химические «кирпичи», из которых строятся белковые молекулы. Опытами доказано, что в смеси метана, аммиака, воды и водорода, то есть тех веществ, ко торые в большом количестве находились в поверхностной оболочке древней Земли, под влиянием электрических разрядов воз никают аминокислоты. Следующим шагом было соединение аминокислот и образование белковых мо лекул, которые вступали в различные связи между собой. Так появились более сложные белки. Современные исследования показали, что белки играют главную роль в обмене веществ — этом основном свойстве орга низмов. Возникновение белков явилось ре шающим событием в процессе развития живой материи. В дальнейшем растворенные в водах первичного океана белковоподобные веще ства обособ.тивались и выделялись из раствора в виде мелких капелек-коацерва- тов. Появление этих капелек — новый этап в развитии жизни. Каждая такая кайля существовала уже как самостоятельное образование со своим специфическим строением, отделенное от окружающей среды особой оболочкой. Многие из капелек погибали. Капелькя- коацерваты вступали во взаимодействие с окружающим их раствором, либо увеличи ваясь пои этом в размерах, либо, напро тив, уменьшаясь. Постепенно это стало их свойством. Со временем химическое взаи модействие этих капель с окруя^шщим ра створом превратилось в процессы обмена веществ (при этом усваивались необходи мые для организма вещества и выделялись вредные). Капельки-коацерваты, достигнув опре деленных размеров, распадались на более мелкие, дочерние капельки, снова повто рявшие историю своих материнских пред шественниц. Так возникло деление — про стейший способ размножения, который на блюдается и сейчас у некоторых просто устроенных организмов — бактерий, од ноклеточных. Обмен веществ, рост и размножение — это уже основные свойства живой мате рии. Простейшие организмы — «белковые комочки», наделенные особым качеством живой материи, совершенствовались в те чение многих миллионов лет. С них и началась жизнь на Земле. «Прошли, ве роятно, тысячелетия, — писал Энгельс о первых этапах развития жизни в овоей книге «Диалектика природы». — пока создались условия, при которых стал воз можен следующий шаг вперед и из этого бесформенного белка возникла благодаря образованию ядра и оболочки первая клет ка. Но вместе с этой первой клеткой бы ла дана и основа для формообразования всего органического мира». Вначале питанием для живых существ служили только органические вещест ва, т. е. содержащие углерод. Со временем некоторые организмы выработали в себе способность поглощать энергию света, сол нечных лучей и с их помощью разлагать углекислоту и строить свое тело из ее уг лерода и других элементов. Так возникли простейшие растения — водоросли, остат ки или отпечатки которых ученые находят в древнейших слоях земной коры. Другие организмы сохранили способ питания ор ганическими веществами и дали начало миру животных. В процессе дальнейшего развития, ус ложнения условий жизни и естественного отбора растения и животные становятся все сложнее и многообразнее. В первобытную эру существовали толь ко мелкие, одноклеточные организмы: б ак -; терпи, водоросли и простейшие живот ные — амебы и другие корненожки. Го раздо позже возникли многоклеточные жи вые существа. Это произошло следующим образом. Каждый одноклеточный организм пред ставляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный совершать все жизненные функции — дыхания, пи тания. выделения, движения и размноже ния. Иное дело — многоклеточные орга низмы. В них каждая клетка или группа клеток приспособлена к выполнению ка кой-либо определенной функции. В про стых многоклеточных организмах такого «разделения Функции» между клетками еще не было. Они представляли собой как бы колонии одноклеточных существ. Но *в дальнейшем клетки подобных колоний специализировались. Часть клеток стала выполнять, например, двигательную Функ цию, другие клетки — питательную, тре тьи — функцию размножения и т. д. Так возникли различные органы. Изменение и развитие древних много клеточных организмов происходило п<>- разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие со хранили подвижный образ жизни. Возник ли многочисленные водоросли, губки, чзр- ви, медузы и другие беспозвоночные жи вотные, которые в изобилии обитали в морях и океанах. Около 500 миллионов лет назад Земля вступила в палеозойскую эру — эру древней жизни, которая длилась около 330 миллионов лет. В начале этой эры появились рыбы, ведущие свое происхож дение от червеобразных беспозвоночных животных. Тогда же наземные растения и животные впервые вышли пз воды на сушу. Наземные растения произошли от тех зеленых водорослей, которые росли в прибрежной полосе водоемов и постепен но приспосабливались к жизни на суше. Случалось, что во время мелководья, засух некоторые из таких водных растений не погибали. Это были, главным образом, те, у которых лучше развивались корни. Иро- (Онончание на 4 стп.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz