На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

22 октября 1955 г., № 251 (5403). На с т р а ж е З а п о л я р ь я п Л P_J_ Ж_И_3_Н_Ь Больше внимания самостоятельной учебе офицеров Первого октября активисты партийной организации Н-ского авиационного под­ разделения. как и других парторганиза­ ций флота, начали учебу в сети партий­ ного просвещения. К этому важному со­ бытию велась тщательная подготовка. Со­ стоялось оаседание партийного бюро. На нем особо подчеркивалось, что руководи­ тели парторганизации должны больше уде­ лять внимания идейно-теоретической уче­ бе офицеров. Затем состоялось совещание •всего офицерского состава. Здесь были об­ суждены итоги самостоятельной работы офицеров над изучением марксистско- ленинской теории за прошлый учебный год и задачи на нынешний. Доклад :.к отметил таких коммунистов, как тт. Гу- рович, Березнев, Земцов и Донской, ко­ торые по-настоящему повышают своп политические знания. Однако не (все офи­ церы з прошлом году проявляли должную заботу о своем росте. Тов. Котов, напри­ мер. длительное время «раскачивался», редко посещал лекции и теоретические собеседования. Задолго до начала учебного года пар­ тийная организация на основе индивиду­ ального подхода начала помогать офице­ рам в выборе формы учебы. Здесь учиты­ вался и уровень подготовки, и склонности того или иного товарища, и навыки его работы над книгой, и желание. П некоСЪ- рых товарищей пришлось поправить. В процессе индивидуальной беседы выясни­ лось. например, что тов. Автономо^ в прошлом году взял на себя непосильную задачу. Он начал изучать политическую экономию, будучи не подготовленным к тому, чтобы глубоко разобраться в ее ма­ териале. Нынче ему порекомендовали изу­ чать историю Коммунистической партии Советского Союза. Тов. Автономов т а к и сделал. Значительное число офицеров продол­ жает изучать политическую экономию и: историю КПСС в об’еме, намеченном ими в прошлом году. До настоящего времени в помощь им (с начала прошлого учебного года) прочитано четырнадцать лекций, проведено десять теоретических собеседова­ ний и несколько групповых консульта­ ций. Однако число проведенных мероприя­ тий не дает еще полной картины о ка­ честве помощи со стороны бюро. А в этом вопросе имелся серьезный недостаток. В самом начале прошлого учебного года офи­ церы мало уделяли внимания овладению марксистско-ленинским учением о войне л армии, советской военной наукой и основами воинского воспитания. Впослед­ ствии этот недостаток в какой-то мере исправили. Для офицеров были прочитаны лекции: «Волросы советского военного строительства в решениях Коммунистиче­ ской партии Советского Союза», «Меро­ приятия Коммунистической партии и Со­ ветского правительства по дальнейшему под’ему военно-экономического могущест­ ва нашей Родины», «Реакционная сущ­ ность и агрессивная характеристика сов­ ременных военных теорий американского империализма». «Требования к офнцеру- вогпитателю». «Роль фактора внезапности в современной воПне», «Задачи развития советской военной науки», «Марксизм- ленинизм о воине и армии», «Готовить войска для победы над сильным, актив­ ным, технически оснащенным противником — важнейшая задача офицеров». Продол­ жая эту работу, парторганизация должна нацеливать активистов на то. чтобы они и в самостоятельной работе над гобоП больше внимания обращали изучению во­ просов марксистско-ленинской теории о войне и армии и т. п. По желанию офицеров в новом учебном году созданы теоретические семинары по политической экономии и истории КПСС. Их руководителями выделены товарищи, имеющие хорошую теоретическую под­ готовку и опыт пропагандистской ра­ боты. По яселанию и с учетом за­ просов офицеров они составили перспек­ тивный план лекций и семинарских заня­ тий на год. План был детально обсужден в широком кругу участников и выпол­ няется. В октябре состоятся теодетические семинары по вопросам: «Заработная плата и рабочий день при капитализме» (по по­ литэкономии) и «Тактические основы КПСС» (по истории партии). Заблаговре­ менно намечены были основные вопросы, составлен список рекомендательной лите­ ратуры, назначены докладчики. Скоро семинары и люди к ним усиленно гото­ вятся. Активную помощь им оказывают руководители партийной организации и руководители семинаров. Они беседуют с людьми в индивидуальном порядке по теоретическим вопросам, помогают им разобраться в трудных разделах материа­ ла, проверяют, кто и как работает. Самостоятельная учеба активистов парторганизации, в первую очередь офи­ церов, в нынешнем году началась органи­ зованно. Но все же нужно дать бюро не­ которые советы и пожелания. Очень важно, чтобы все, от кого зави­ сит руководство идейно-теоретической учебой, ясно представляли себе формы и методы оказания помощи активу в овла­ дении знаниями и осуществляли конт­ роль за политическим самообразованием. Повседневное общение политработников, секретарей партийных и комсомольских организаций, руководителей семинаров и консультантов с активом, в частности, с офицерами, беседы j ними о формах и ме­ тодах учебы и по существу вопросов, ока­ зание необходимой помощи — все это будет способствовать еще большему по­ вышению v наших кадров интереса к марксистско-ленинской теории. Большую помощь самостоятельно изу­ чающим марксистско-ленинскую науку оказывают лекции. Однако в подразделении есть товарищи, которые склонны счи­ тать, что их посещение необязательно. Или. наоборот, отдельные активисты в своей учебе переоценивают значение лек­ ции. их они посещают, а над книгой ра­ ботают мало. И ту и другую крайность надо избегать. Лекции не могут заменить самостоятельную работу над произведе­ ниями классиков марксизма-ленинизма и постановлениями Коммунистической пар­ тии Советского Союза. Лекции дают на­ правление для изучения тон или иной темы. Их назначение заключается в том, чтобы пробудить v слушателей интерес к тому или иному вопросу и, как говорит­ ся. подвести человека к книге, обеспечить i: облегчить самостоятельное изучение тео­ ретической литературы. Главное же б уче­ бе — самостоятельное чтение. И далее. Самостоятельная учеба дает возможность глубоко и последовательно усваивать материал. Но она будет более плодотворной, если офицер и любой дру­ гой активист внимательно прослушает лек­ цию. Некоторые товарищи испытывают серь­ езные затруднения в организации своей самостоятельной учебы. Это препятствие преодолимо. Политработникам, партийным и комсомольским организациям нуя:но шире распространять опыт самостоятель­ ной работы над книгой, накопленный пе­ редовыми офицерами. Настойчивая марксистско-ленинская уче­ ба офицеров и всех активистов парторга­ низации — важнейшее условие их пло­ дотворной работы по обучению и воспи­ танию личного состава, по оказанию по­ мощи командиру в успешном выполнении задач боевой и политической подготовки. Об этом нужно помнить постоянно. Старший лейтенант И. АРТЮШЕНКО. Отличники — молодЫм воинам Недавно v нас состоялся вечер встречи о т л и ч н и к о в б о е ­ вой и политической подготовки с молодыми воинами. На стенах были вывешены плакаты, транспаранты, призываю­ щие новичков безупречно служить Родине. С докладом выступил заместитель командира по политча- сти. Затем слово взял отличник боевой и политической подго­ товки сержант Воробьев. За безупречную службу Родине он имеет немало благодарностей, дважды награжден ценными подарками. Сержант Воробьев поделился с молодыми воина­ ми опытом изучения военного дела, призвал их служить Родине так. как требуют Присяга и уставы. На трибуне — младший сержант Бойковский. Он гово­ рит о почетной службе в рядах Вооруженных Сил Союза ССР, о высоком патриотическом долге каждого солдата. В своем выступлении младший сержант подчеркнул, что креп­ кая воинская дисциплина является залогом успехов «в учебе и службе. От имени молодых воинов слово взял тов. Кульгавый. Он поблагодарил отличников за советы и выразил уверенность в том. что они не пожалеют ни сил. ни времени для глубо­ кого изучения звериного им оружия, будут неустанно при­ умножать славные боевые традиции. В заключение выступил командир. Он призвал молодых воинов неустанно изучать военное дело, крепить дпецпплн- ну и организованность в своих рядах. После этого демонстрировались киножурналы. Офицер А. БЕЛЬДЯЕВ. Кок старший матрос В. Бедовый з а ­ служенно пользуется хорошей славой на корабле. В трудных походных условиях пища, приготовленная умелым и с т ар а ­ тельным коком, всегда вкусна, отличает­ ся разнообразием. Старший матрос Бедо ­ вый является отличником боевой и по­ литической подготовки. НА СНИМКЕ : кок старший матрос Бедовый за приготовлением пищи. Фото Е. Ушмарова. Комсомолец Солонец зазнался Вскоре после экзаменов на классность за старшим матросом Солонцом стали за­ мечаться нехорошие поступки. Он, когда сдал экзамен на первый класс, загордился, начал грубить с сослуживцам!!, плохо нес дневальную службу. А однажды не вышел на приборку. Рядовые члены ВЛКСМ старались по­ править воина, но на их замечания не об­ ращал внимания. Тогда поговорили с ним члены комсомольского бюро. Он дал слово добросовестно нести службу. После этого некоторое время Солонец не имел замечаний, но потом опять стал пло­ хо нести дневальную службу, на политза­ нятиях отвлекался от учебы. II опять комсомольцы стараются попра­ вить своего сослуживца. Не раз они по- дружески критиковали его на собраниях, в стенной газете. По зазнайство Солонца за­ шло уже далеко. Недавно он совершил грубый дисциплинарный проступок, за ко­ торый строго наказан командиром. Комсомольцы и все моряки подразделе­ ния возмущены поведением члена ВЛКСМ Солонца, позорящего коллектив, не доро­ жащего званием классного специалиста. Старшина 2 статьи А. ИВАНОВ. Военкоры сообщают Хорошо отдохнули В выходные дни у нас отдых воинов проходит хорошо. На спортивной площад­ ке, несмотря на холодную погоду, про­ должаются игры, здесь обычно особенно людно. В кубрике и комнате иолитпросветра- боты есть шашки, шахматы и домино. Гармонист рядовой Михайлов охотно исполняет для своих товарищей любимые ими музыкальные произведения. Воинам в выходные дни показываются художест­ венные фильмы и интересные журналы кинохроники. Младший сержант В. ТИХОНОВ. Помогает товарищам В нашем подразделении заслуженным авторитетом пользуется матрос Сухот- скин. Примерно выполняя свои служебные обязанности, он, кроме того, является хо­ рошим киномехаником. Отлично зная киноаппаратуру, матрос обучает своей второй специальности дру­ гих воинов. Так, с помощью тов. Сухот- ского у нас выучились на киномеханика несколько моряков. Среди них старший матрос Мазуренко, матрос Дожднлев. Тов. Мазуренко уже получил удостове­ рение киномеханика второй категории. В. Р0ЩЕНК0. Растет число читателей Большой популярностью среди экипажа нашего корабля пользуется библиотека, которой заведует старший матрос Влади­ миров. М о р я к и ежедневно получают здесь новую художественную литературу. Часто в свободное от вахты время, по вечерам их можно видеть за чтением книг. В биб­ лиотеку поступают также различные газе­ ты. Активными читателями у нас являются многие моряки. Так. например, старший матрос Кондраков прочитал уже много книг. Среди них произведения Пушкина, Лермонтова и других классиков русской литературы. Произведениями А. Толстого и Новнкова-Нрнбоя живо интересуется матрос Гладких. Корабельная библиотека постоянно по­ полняется новыми книгами. Число чита­ телей с каждым днем на корабле увеличи­ вается. Эю наглядно подтверждает, как велика у моряков тяга к знаниям. Ю. ЛЕТОВ. Кто же за это отвечает? Своеобразно красив наш Североморск. Холмистые, в туманной дымке горы, бе­ лые от солнца громады каменпых д о м о й . резкие линии краноа новостроек в небе. Пройдешь по главной улице и увидишь новые вывески: почта, магазин, парик­ махерская... На глазах растет, хорошеет, становится культурным молодой город на Крайнем Севере нашей необ’ятной Родп- ны. Но пойдем дальше, — заглянем во дво­ ры, поднимемся вверх по шатким, места­ ми сломанным трапам. ...Переполненные мусорные ящики, пз которых па землю вываливаются отбросы. Куры, свиньи, коровы копошатся в них. Перед фасадами многих домов по улице Советской, в средней и нижней части го­ рода долгие годы «красуются» места об­ щественного пользования. Из-за нерегу­ лярной дезинфекции и чистки они нахо­ дятся в антисанитарном состоянии. Проходя по улицам Восточной, Набе­ режной. Надюрной и другим, можно иног­ да видеть машину «скорой помощи», раз’- езжающую взад и вперед. Встревоженный врач стучится в двери домов, кого-то ищет и не может отыскать. Оказывается, многие дома в городе не имеют номерных знаков. Это не только создает неудобства, но и причиняет большое зло при оказа­ нии медицинской помощи больным. Род­ ные заболевших, вызывая (врачей, обычно долго оо’ясняют адрес. Например: Нижнее Варламсво, прямо — прямо, потом налево — второй дом. Вот врач часами и вы­ нужден искать такой дом. запутываясь в однофамильцах больного. Неблагополучно в городе и с водоснаб­ жением, особенно на Маячной сопке. Здесь мало колонок, они располсжены далеко друг от друга. Нехватка воды ведет к грязи, может вызвать распространение бо­ лезней. Зимой многие колонки замерзают из-за отсутствия утепления, неправильной эксплуатации. Неблагоустрсенность, нетерпимое анти­ санитарное состояние города отражаются на здоровье населения. Недаром даже зи­ мой в Североморске бывают иногда слу­ чаи желудочно-кишечных заболеваний, особенно среди детей. П это распростране­ но, главным образом, в домах, к которым не подведены канализация и водопровод. «Мы хотим снизить процент заболе­ ваемости населения, — сказали нам вра­ чи Североморской санитарно-эпидемиоло­ гической станции. — И боремся за это, как можем. Вот материалы». Главный врач станции тов. Петрова кла­ дет на стол толстые папки. Листает их. Мелькают даты обследований санэпид­ станцией территории Североморска за этот год: 28 апреля. 5 мая, 19 мая, 26 июня п т. д. В актах отмечается антисанитар­ ное состояние улиц — грязь, беспоряд­ ки, переполненные мусороприемникп. На злостных нарушителей наложено несколь­ ко штрафов. Одна папка сменяет другую. Вот пись­ мо главного государственного санитарного инспектора СССР тов. Болдырева началь­ нику учреждения, где работает тов. Вла­ сов. (Май 1052 год). Те же тревожные сигналы. Инспектор предлагает срочно ликвидировать рассад­ ники заразы — все нетпповые места об­ щественного пользования и мусоропрпем- ники. заменив их типовыми. В письме под­ черкивается также необходимость подведе­ ния канализационной сети ко многим до­ мам. С тех пор прошло более трех лет, а по­ ложение только ухудшилось. Новые папки. Вот решения исполни­ тельного комитета городского Совета. В них из года в год предписывается строго выполнять все необходимые оздоровитель­ ные мероприятия. Но, как видите, сдви­ гов нет. Кто я;е виновник этих беспорядков, на­ рушений требований санитарии? Мы занялись поисками — побывали в милиции, в КЭУ, в Строительном '-правле- нии. беседовали со многими людьми. Оказалось, что очисткой помойных ям ведает КЭЧ г. Североморска. Ког­ да тов. Николаеву был задан son рос — почему помойные ямы освобождаются несвоевременно, хотя машины и работни­ ки есть, он развел руками и ответил: бен­ зина нет. лимит маленький; вот послед­ ний квартальный месяц и сидпм без де­ ла. Вопросом ликвидации мест обществен­ ного пользования, подводом канализацион­ ной сети к домам ведает также КЭЧ. Эти работы не отличаются сложностью — коллектор проходит рядом, по улице Со­ ветской. Мешает одно: помещения в до­ мах, могущие служить туалетами, заняты. Работники КЭЧ ссылаются на то. что комнаты, предназначавшиеся для этой це­ ли. самовольно заняли строители, и по­ этому надо... подождать. Многие годы жители мечтают о разре­ шении наболевшего вопроса, ждать больше невозможно. Это юлжны понять руководители. КЭЧ ведает эксплуатацией водопровод­ ной сети, однако занимается этим спустя рукава. Следует отметить, что подведомственная КЭЧ ГЖЧ (начальник тов. Копосов) во многом виновна за беспорядки в городе. Не­ которые домоуправы, подчиняющиеся ГЖЧ, работают из рук вон плохо, не следят за порядком на территории вверенных им домов. Эти работники не призывают к по­ рядку тех жителей, которые нарушают правила социалистического общежития. Серьезный упрек в ослаблении конт­ роля за чистотой и порядком в городе можно сделать и в пдрес милиции. То же следует сказать о горкомхозе (за­ ведующая тов. Павлова). Почему он до сих пор не организовал уличные комите­ ты среди жителей? Ведь если приложить силы и старание, можно образовать дей­ ственные авторитетные комитеты, кото­ рые создадут нетерпимую обстановку для нарушителей общественного порядка, мо­ билизуют население на работу по благо­ устройству города. Санэпидстанция должна так полое активно обследовать территорию Севе’ »>- морска. не только констатируя факты антисанитарии, но и добиваясь наказа­ ния нарушителей порядка. Если бы горкомхоз. КЭЧ. милиция, сан­ эпидстанция пристально следили за ра­ ботой домоуправлений, во-время взыскива­ ли с нарушителей. — порядок можно было бы навести. Исчезли бы мусор и грязь около домов. Беспризорный скот не бродил бы по городу и не уничтожал не­ однократно производившиеся посадки ie- ревьев. Горкомхоз и ГЖЧ обязаны также сроч­ но заготовить и повесить номерные зна­ ки на каждом доме, позаботиться о при­ ведении в порядок деревянных трапов. Долгие ^оды не может построить и вы­ вести в залив канализационный коллек­ тор Строительное управление (ответствен­ ный за данный участок работы тов. Афа­ насьев). Правда, работники этой организации жалуются на преектнее учреждение, ко­ торое после долгих мытарств представило негодный и. в конце концсв. забракован­ ный проект строительства коллектора. Но сейчас новый проект уже утвержден, от­ пущены средства, п все-таки строитель­ ство идет медленно — то не хватает кре­ пежного леса, то нависает угроза нехват­ ки труб. Строителям следует помнить, что срочное проведение работ внесет большую лепту в дело охраны здоровья населения и благоустройства развивающегося города. Эта организация должна болея дейст­ венно форсировать и строительство на­ сосной станции, водопроводной сети — только тогда жители получат воду в из­ бытке. Строительное управление обязано так­ же строго следить за засыпкой канав, ак­ куратным заравниванием их после оконча­ ния работ. Если все перечисленные организации, каждый домоуправ, каждый житель горо­ да с сознанием личной ответственности возьмутся за наведение порядка, будут бороться за скоренщее проведение всех оздоровительных мероприятий. — Севе­ роморск станет действительно культурным, чистым и красивым городом. Н. САРАФАНОВА. Беседы на научно-естественные темы Возникновение и развитие жизни на Земле Более миллиона видов животных и око­ ло пятисот тысяч видов растений насе­ ляют Землю. Чрсло живущих на ней орга­ низмов не поддается точному подсчету, а их разнообразие — полному описанию. Они обитают на суше, в воде, в воздухе, в почве. Но всегда ли растения и животные, на­ селяющие теперь Землю, были такими, ка­ кими мы их видим сейчас? Как они воз­ никли? Как возникла жизнь на Земле? Эти вопросы издавна занимали людей, волновали умы ученых. Вокруг этих во­ просов всегда велась острая борьба двух непримиримых мировоззрений — материа­ лизма и идеализма, борьба науки и рели­ гии. По мнению идеалистов, жизнь есть про­ явление какого-то высшего духовного нематериального начала — «души», «ми­ рового духа», «жизненной силы», «божест­ венной силы», «божественного разума». Идеалисты отстаивают религиозную точку зрения сотворения мира. Представители самых различных рели­ гиозных течений и направлений также утверждают, что все существ ующее, в том числе растения и животные, произо­ шло сверх’естественным путем, что мир был сотворен богом из ничего, путем «чу- . да». Они говорят, что жизнь якобы непо­ знаваема и остается неизменной со дня со­ творения. В библии подчеркивается, будто бог всего лишь в шесть дней создал небо и Землю, небесные светила, растения, жи­ вотных и. наконец, человека, что мир су­ ществует только семь 1 половиной тысяч лет. Все эти утверждения не только ни­ чем не доказаны, но и не могут быть до­ казаны. и рассчитаны всецело на слепую веру людей. Единственно правильное представление о происхождении жизни на Земле дает жарксистско-ленинская наука, диалекти­ ческий и исторический материализм. Ма­ териалистическая наука нанесла сокру­ шительный удар по идеалистическому ми­ ровоззрению, доказав, что жизнь возникла в процессе исторического развития из не­ живой, неорганической материи, что все существующее, в том числе и живая при­ рода, имеет естественное происхождение и находится в постоянном изменении п раз­ витии. Данные биологии, палеонтологии (нау­ ки о животных и растениях прошлых гео­ логических периодов), геологии (науки о строении и развитии Земли) неопровержи­ мо и убедительно подтверждают правиль­ ность этих положений. Доказано, что Зем­ ля существует уже более 5 миллиардов лет. За это время неоднократно менялось ее лицо. Изменялись климат, состав ат­ мосферы, возникали, разрушались горные хребты, меняли свои очертания моря и океаны. Эти медленные, продолжавшие­ ся тысячелетиями, изменения влекли за собой изменения в растительном и живот­ ном мире Земли. Все современное нам богатство науч­ ных представлений о жизни, о Земле со­ здано трудами огромной армии ученых — биологов, палеонтологов, физиологов и т. д., среди которых следует назвать Ж. Ламарка и Ч. Дарвина, братьев А. и В. Ковалевских и И. Мечникова, А. Кар­ пинского и К. Тимирязева. П. Мичурина и И. Павлова и многих других тружени­ ков науки. Установив последовательность развития Земли и жизни на ней, ученые условно разделили историю Земли на пять эр. Каждая из них характеризуется опреде­ ленными физико-географическими черта­ ми. присущими тогда Земле, и организ­ мами. занимавшими в течение этой эры преобладающее положение. Каждая эра разделяется на несколько периодов, а период, в овою очередь, — на эпохи и века. Сейчас науке удалось установить не только, какие геологические события и процессы развития ж и в о й природы про­ исходили на протяжении той или иной эры, периода, эпохи, но и сколько време­ ни онп длились. Нынешняя эра, в которой мы живем,— самая молодая, называется кайнозойской — эрой новой жизни. Она началась около 70 миллионов лет назад. Ей предшество­ вала мезозойская — эра средней жизни (началась около 180 миллионов лет на­ зад), следующая по древности — палео­ зойская или эра дровней жизни (начало ее около 500 миллионов лет назад). Перед ней была протерозойская — эра первой жизни (начало около 1.100 миллионов лет назад), а еще раньше архейская — эра первобытной жизни (начало ее — около 2 миллиардов лет назад). Проследим теперь основные, наиболее интересные этапы в возникновении и развитии жизни. Но мнению ряда ученых. Земля, как и другие планеты нашей солнечной систе­ мы, выделилась из гигантского облака хо­ лодной космической пыли и газа, окуты­ вавших некогда наше Солнце. Прошли миллионы веков, прежде чем в процессе исторического развития Земли возникла жизнь. Раньше чем ответить на вопрос, как выглядели первые организмы и откуда они взялись, надо уяснить себе, что та ­ кое жизнь, какие свойства отличают жи­ вое от неживого. Ф. Энгельс дал такое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот спо­ соб существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их хи­ мических составных частей путем лита­ ния и выделения». Следовательно, ос­ новой жизни являются белковые тела, спо­ собные к обмену веществ. Установлено, что для их образования необходим прежде всего углерод, который в белках и дру­ гих органических веществах соединен с различными элементами « с водоро ­ д о м , азотом, серой, фосфором и др. Советские ученые во главе с академи­ ком А. И. Опариным разработали так на­ зываемую биохимическую теорию проис­ хождения жизни на Земле. По этой теории колыбелыо жизни была вода — древниП океан. Углеводороды (простейшие органические соединения, состоящие из углерода и водо­ рода), а также вода и газы (метан и ам­ миак) имелись в значительном количестве уже на первобытной Земле. Изучение свойств углеводородов показало, что они способны легко вступать в реакцию меж­ ду собой, с аммиаком и водой, образуя уже более сложные соединения. Ученые-химики открыли, что при взаи­ модействии соединений углерода, в част­ ности, углеводородов с аммиаком и водой могут возникать различные аминокисло­ ты — химические «кирпичи», из которых строятся белковые молекулы. Опытами доказано, что в смеси метана, аммиака, воды и водорода, то есть тех веществ, ко­ торые в большом количестве находились в поверхностной оболочке древней Земли, под влиянием электрических разрядов воз­ никают аминокислоты. Следующим шагом было соединение аминокислот и образование белковых мо­ лекул, которые вступали в различные связи между собой. Так появились более сложные белки. Современные исследования показали, что белки играют главную роль в обмене веществ — этом основном свойстве орга­ низмов. Возникновение белков явилось ре­ шающим событием в процессе развития живой материи. В дальнейшем растворенные в водах первичного океана белковоподобные веще­ ства обособ.тивались и выделялись из раствора в виде мелких капелек-коацерва- тов. Появление этих капелек — новый этап в развитии жизни. Каждая такая кайля существовала уже как самостоятельное образование со своим специфическим строением, отделенное от окружающей среды особой оболочкой. Многие из капелек погибали. Капелькя- коацерваты вступали во взаимодействие с окружающим их раствором, либо увеличи­ ваясь пои этом в размерах, либо, напро­ тив, уменьшаясь. Постепенно это стало их свойством. Со временем химическое взаи­ модействие этих капель с окруя^шщим ра­ створом превратилось в процессы обмена веществ (при этом усваивались необходи­ мые для организма вещества и выделялись вредные). Капельки-коацерваты, достигнув опре­ деленных размеров, распадались на более мелкие, дочерние капельки, снова повто­ рявшие историю своих материнских пред­ шественниц. Так возникло деление — про­ стейший способ размножения, который на­ блюдается и сейчас у некоторых просто устроенных организмов — бактерий, од­ ноклеточных. Обмен веществ, рост и размножение — это уже основные свойства живой мате­ рии. Простейшие организмы — «белковые комочки», наделенные особым качеством живой материи, совершенствовались в те­ чение многих миллионов лет. С них и началась жизнь на Земле. «Прошли, ве­ роятно, тысячелетия, — писал Энгельс о первых этапах развития жизни в овоей книге «Диалектика природы». — пока создались условия, при которых стал воз­ можен следующий шаг вперед и из этого бесформенного белка возникла благодаря образованию ядра и оболочки первая клет­ ка. Но вместе с этой первой клеткой бы­ ла дана и основа для формообразования всего органического мира». Вначале питанием для живых существ служили только органические вещест­ ва, т. е. содержащие углерод. Со временем некоторые организмы выработали в себе способность поглощать энергию света, сол­ нечных лучей и с их помощью разлагать углекислоту и строить свое тело из ее уг­ лерода и других элементов. Так возникли простейшие растения — водоросли, остат­ ки или отпечатки которых ученые находят в древнейших слоях земной коры. Другие организмы сохранили способ питания ор­ ганическими веществами и дали начало миру животных. В процессе дальнейшего развития, ус­ ложнения условий жизни и естественного отбора растения и животные становятся все сложнее и многообразнее. В первобытную эру существовали толь­ ко мелкие, одноклеточные организмы: б ак -; терпи, водоросли и простейшие живот­ ные — амебы и другие корненожки. Го­ раздо позже возникли многоклеточные жи­ вые существа. Это произошло следующим образом. Каждый одноклеточный организм пред­ ставляет собой маленький, но необычайно сложный аппарат, способный совершать все жизненные функции — дыхания, пи­ тания. выделения, движения и размноже­ ния. Иное дело — многоклеточные орга­ низмы. В них каждая клетка или группа клеток приспособлена к выполнению ка­ кой-либо определенной функции. В про­ стых многоклеточных организмах такого «разделения Функции» между клетками еще не было. Они представляли собой как бы колонии одноклеточных существ. Но *в дальнейшем клетки подобных колоний специализировались. Часть клеток стала выполнять, например, двигательную Функ­ цию, другие клетки — питательную, тре­ тьи — функцию размножения и т. д. Так возникли различные органы. Изменение и развитие древних много­ клеточных организмов происходило п<>- разному в разных условиях среды. Одни из них стали малоподвижными, осели на дно и прикрепились к нему, другие со­ хранили подвижный образ жизни. Возник­ ли многочисленные водоросли, губки, чзр- ви, медузы и другие беспозвоночные жи­ вотные, которые в изобилии обитали в морях и океанах. Около 500 миллионов лет назад Земля вступила в палеозойскую эру — эру древней жизни, которая длилась около 330 миллионов лет. В начале этой эры появились рыбы, ведущие свое происхож­ дение от червеобразных беспозвоночных животных. Тогда же наземные растения и животные впервые вышли пз воды на сушу. Наземные растения произошли от тех зеленых водорослей, которые росли в прибрежной полосе водоемов и постепен­ но приспосабливались к жизни на суше. Случалось, что во время мелководья, засух некоторые из таких водных растений не погибали. Это были, главным образом, те, у которых лучше развивались корни. Иро- (Онончание на 4 стп.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz