На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

% На с т р а ж е З а п о л я р ь я 22 октября 1955 г., N 2 (w4£3). Передовые старшины делятся опытом Индивидуальный подход — надежный метод обучения В современном бою исключительно большое значение на подводной лодке имеет гидроакустическая вахта. Гидро­ акустик — одна из центральных фигур на корабле. Его задача — быстро и точно определить местонахождение врага, чтобы меткий торпедный залп поразил против­ ника наверняка. Успешно выполнять обязанности гидро­ акустика нелегко. Сделать это может лишь хорошо натренированный, опытный дисциплинированный моряк. Особенно ус­ ложнена гидроакустическая вахта у нас на Севере, когда большая часть плавания проходит зимой, в условиях ночи. Тем не менее гидроакустики, — как этому учит опыт минувшей войны, — в любой обста­ новке должны обеспечить командира не­ обходимыми данными для выполнения торпедных стрельб. Очень важное значение для этого имеет непрерывность и насыщенность трениро­ вок. Боевой подготовке в море должны обязательно предшествовать систематиче­ ские занятия в кабинете. Такое сочетание теории с практикой необходимо для выра­ ботки у моряков твердых навыков в ра­ боте. Если этого не соблюдать, могут допу­ скаться существенные промахи. Вот пример. Во время занятий в кабинете старший матрос Полторацкий неплохо квалифицировал шумы кораблей, а при несении вахты в море терялся и очень волновался, когда нужно было действовать хладнокровно. Мы решили увеличить число трениро­ вок. используя средства визуального наб­ людения для проверки правильности клас­ сификации кораблей по характеру шума. Это помогло. Полторацкий стал действо­ вать лучше. Иногда бывает, что один и тот же ко­ рабль. например, эсминец, при различных условиях внешней среды несколько ме­ няет общий характер шума, присущего данному кораблю. В таких случаях спо­ соб пеленгования должен выбрать сам аку­ стик. Большое значение имеет дальность об- наруясения целя. Если не принимать во внимание условий всей среды, слыши­ мость и т. д., то дальность обнаружений цели зависит во многом от правильного лесення вахты самим гидроакустиком. Например, я в первые дни службы при пеленговании в море нес вахту в состоя­ нии напряжения, думал при этом, что услышу шумы раньше, на предель­ но-возможной дистанции. Однако при про­ должительном несении вахты слух у ме­ ня заметно ослабевал, порой даже начина­ ло казаться, что я не справлюсь с по­ ставленной задачей. Об этом я рассказал флагманскому специалисту, который дал простой и очень полезный совет: нести вахту всегда спокойно, ровно. Указание офицера я выполнил, и дело пошло. Очень важно точно и строго соблюдать инструкции во время несения вахты. Сначала мы стремились пробыть на вах­ те как можно больше времени, но потом убедились, что это лишь вызывает ненуж­ ное переутомление и дело от этого только проигрывает. Если гидроакустик будет всегда точно и безошибочно определять скорость цели, то можно сказать, что он своей специаль­ ностью овладел. Но для этого нужна боль­ шая и кропотливая работа. Из опытных акустиков старший ма­ трос Паршин, например, определял ско­ рость более точно и быстро, чем старший матрос Полторацкий. Для тренировок с проверкой в нашем распоряжении были, конечно, соответствующие условия. При небольшой скорости ошибок почти не на­ блюдалось, но при увеличении скорости они возрастали. Пришлось применять другой способ для подсчета количества оборотов: было увеличено само время под­ счета. Через определенный срок оба аку­ стика стали почти одинаково определять скорость цели. ...Матрос Паршин докладывает: — Шум слева... Вахтенный офицер внимательно смот­ рит в перископ, однако, горизонт чист. — Слушать внимательнее, — прика­ зывает он. Но старший матрос Паршин уверен, что не ошибся. Через некоторое время, дейст­ вительно, ясно слышится характерный шум корабля. — Боевая тревога, торпедная атака! — приказывает командир. Он доволен акус­ тиками. цель обнаружена на предельной дистанции. Теперь я внимательно слежу за целыо. «Противник» может неожиданно повер­ нуть, сбавить скорость и т. д. — Эсминец слева... Вот подводная лодка уже на боевом курсе, до залпа остались считанные мину­ ты. Раздается знакомое: — Аппараты товсь! Все замирает... Поступает последний доклад: — Эсминец слева... Четко работают механизмы. И вот команда: — Пли! Становится как-то торжественно, все смотрят друг на друга. Подводники знают цену этой команде. Легкое вздрагивание корпуса лодки подтверждает: торпеды вышли. Бывает, что приходится очень трудно, ло и сильная качка не притупляет бди­ тельности. Высокая внутренняя дисцип­ лина. большая сила воли старших матро- ссв Паршина и Полторацкого помогают им безупречно нести службу, своевременно докладывать о появлении цели. Вахта гидроакустика очень сложна и ответственна, требует подлинного мастер­ ства. А чтобы моряки в совершенстве ов­ ладели специальностью, нужно работать с каждым воином, учить практически каж­ дого моряка. Это является главным в ра­ боте старшины. В боевой учебе нельзя подходить шаблонно к обучению подчинен­ ных. Необходимо учитывать индивидуаль­ ные качества, способности и недостатки каждого матроса. Это твердо должны знать молодые старшины. Старшина 1 статьи А. РИСОНИН. Важный участок агитационно­ пропагандистской работы Специалист первого класса старший матрос Григорий К р а т предложил и изго­ товил пружину возвратного действия тумбы рулевого управления кораблем. Эта пружина работает около двух лет и находится в хорошем состоянии. Рацио ­ нализаторское предложение старшего матроса К р а т обеспечивает надежную работу механизмов управления кораблем. НА СНИМКЕ : специалист первого класса старший матрос Григорий Крат проверяет действие пружины в тумбе рулевого управления кораблем. Фото И. Ннкишова. Рационализацию и изобретательство— на службу боевой подготовке В Н-скои части ------- Офицер говорит: есть немало изобрета- Н о в а т о ры д е л я т с я опы том р а б о ты — Моряки выска- ... хоро- Встреча молодых воинов о ветеранами флота Недавно в матросском клубе состоялся вечер встречи личного состава с участ­ никами боев за Советское Заполярье в годы Великой Отечественной войны... Вступительное слово взял тов. Пряхин. Он рассказал о героической Советской Армии и доблестном Военно-Морском Флоте, о храбрости и стойкости наших вои­ нов, сражавшихся за освобождение своей Родины. Затем выступили тт. Борисенко, Зайцев, Ярков — участники боев на Севере. Они рассказали о героических подвигах наших воинов в годы Великой Отечест­ венной войны. Молодые воины с огромным вниманием выслушали рассказы о подвигах сер­ жанта Есупова, старшего матроса Пшеничного, матроса Клепач и многих других славных сынов нашей Родины. Затем слово взял матрос Козлов. Он заверил ветеранов флота, что молодые воины будут служить так, как повелевает Военная присяга, отдадут все силы на повышение боевой готовности родного флота, на дальнейшее укрепление дисцип­ лины, организованности и бдительности. Матрос А. ЖУРАВЛЕВ. телеи и рационализа- торов. Но надо ска­ зать, что раньше работа с ними проводи­ лась слабо. После июльского Пленума ЦК КПСС работа с новаторами несколько ожи­ вилась. Стали выявлять пх, проводить с н и м и обмен опытом. Недавно состоялось совещание рациона­ лизаторов и изобретателен. Клуб заполни­ ли матросы, старшины и офицеры. Многие из присутствующих — отличники боевой и политической подготовки, классные спе­ циалисты. Среди них были и изобретатели. Вечер открыл заместитель начальника по­ литотдела. Затем слово было предоставле­ но коммунисту офицеру Любимову. — Успешное развитие промышленности и прежде всего тяжелой индустрии, — го­ ворил он, — неуклонный технический прогресс позволяют советскому народу на­ дежно крепить обороноспособность нашей великой Родины. Могучая промышленность страны обеспечивает Советскую Армию и Военно-Морской Флот современной боевой техникой, оснащает всеми видами воору­ жения. Быстрое развитие военной техни­ ки ставит перед нами, военными моряка­ ми, новые задачи. Наш долг — не отста­ вать от непрерывно развивающегося воен­ но-морского дела, глубоко изучать техни­ ку, неуклонно повышать умение исполь­ зовать ее. Далее офицер говорил о том, что глубо­ кое знание вооружения открывает перед воинами возможность не только улучшать приемы обслуживания техники, но и вно­ сить предложения по существенному улуч­ шению ее эксплуатационных качеств. Лю­ бой матрос, старшина, офицер может вне­ сти предложение по усовершенствованию и л и созданию новых образцов боевой тех­ ники или по ее использованию. Офицер призвал моряков решительнее и смелее выдвигать предложения, направленные на усовершенствование механизмов и боевой техники. Во всех случаях, когда у воина имеется хотя бы малейшее основание предполагать, что его предложение улуч­ шит эксплуатацию механизма, он должен сообщать о нем в ближайший рационализа­ торским орган. В заключение офицер призвал шире раз­ вернуть техническую пропаганду, повсе­ дневно вести работу среди личного соста­ ва, добиваться, чтобы ценные предложения моряков применялись на практике. Ялтем выступил старший лейтенант Лысый. Это — технически грамотный н опытный офицер. Он внес четыре ра­ ционализаторских предложения, направ­ ленные на улучшение обслуживания тех­ ники, повышение качества тренировок. зывают много ших мыслей, предло­ жений. Иногда очень незначительная, ка­ залось бы, мысль дает большой эффект в работе. А поэтому каждое новшество, ко­ торое, на ваш взгляд, может улучшить ра­ боту прибора или механизма, нужно об­ суждать, делать достоянием специалистов. Только в этом случае можно добиться прогресса в совершенствовании сложной боевой техники. Не надо забывать, что мелкие предложения, постепенно накапли­ ваясь, могут привести к ценным усовер­ шенствованиям. Затем офицер сказал, что воин, в со­ вершенстве знающий свою специальность, имеет больше возможностей к усовершен­ ствованию боевой техники своего поста. Это справедливо. Взять хотя бы мото­ риста старшего матроса Виткалова. За высокие показатели в боевой и политиче­ ской подготовке, за образцовое обслужи­ вание техники он имеет немало поощре­ ний. Хорошее знание техники дало воз­ можность ему внести ценное новшество. В частности, тов. Виткалов предложил ори­ гинальный способ блокировки масляной системы двигателя. Это удлиняет срок службы мотора и исключает технические неисправности во время работы, а также помогает избежать многих непредвиденных случаев при подготовке двигателя к дей­ ствию. Или взять изобретение матроса Шенде­ ровича. Надо сказать, что техника, на ко­ торой работает тов. Шендоревич, очень сложная. Несмотря на это, он в совершен­ стве изучил се и еще нашел способы ее усовершенствования. Делать изобретение достоянием всех воинов родственных специальностей — важная задача. Однако некоторые моряки стесняются рассказывать о своих изобре­ тениях, считая, что они не стоят гласно­ сти. Это неправильно. Взять хотя бы та­ кой пример. Матрос Виноградов сделал простое, но ценное приспособление для заготовки строительных материалов. Оно увеличило производительность труда в 7—8 раз, высвободило немало рабочих рук. Однако тов. Виноградов постеснялся оформить свое приспособление, как рацио­ нализаторское предложение, а этим самым он не дал возможности в других подраз­ делениях воспользоваться его новшеством. Внедрять все новое ч передовое в про­ изводство, изыскивать пути наилучшего использования боевой техники — долг каждого военного моряка. Старший лейтенант П. ТУРКИН. НАШИ СВЕРХСРОЧНИКИ Сб ы вша я с я ме ч т а Весной 1945 года солдаты, ушедшие в армию безусыми юнцами, возвращались со всех фронтов радостными, закаленными, возмужалыми. Темными летними вечерами собирались они у сельсовета на широкой скамейке, покуривая толстые самокрутки, вспоминали о трудных походах и жарких боях. Сквозь широкие лапчатые листья кленов пробивался мягкий свет луны. По­ блескивали ордена и медали на гимна­ стерках бывалых воинов. Вокруг демоби­ лизованных фронтовиков всегда собирались ребятишки. Широко открыв глаза, они слушали волнующие рассказы, боясь про­ пустить слово. Чаще других приходил к заветной ска­ мейке Василий Соснин — худощавый, проворный паренек. Двоюродный брат Василия побывал на многих фронтах, он рассказывал подростку о славных подвигах связистов. Особенно ярко врезался в нанять Василия подвиг сержанта Бояринцева. Ночью переправлял­ ся воин со своим расчетом через Дунай. Вода кипела от разрывов снарядов, с обо­ их берегов раздавались непрерывные зал­ пы, темное небо то и дело прорезали раз­ ноцветные ракеты. Многие товарищи Боя­ ринцева были убиты и лишь девяг^ вои­ нам во главе с ним удалось перебраться на противоположный берег. Сержант хорошо запомнил слова коман­ дира: «Есть связь — есть руководство боем. Нет ее — бой принимает стихийный ха­ рактер». Быстро установили аппарат. И вот уже командир докладывает старшему начальни­ ку обстановку. В течение всего боя Боя­ ринцев ни на минуту не покинул свой пост. Его аппарат был единственным нер­ вом, по которому осуществлялось руковод­ ство боем. Трое суток герой-связист не смыкал глаз. Под разрывами снарядов, которые по­ минутно засыпали воина «емлей. он под­ держивал бесперебойную связь. За свой подвпг сержант Бояринцев удостоен выс­ шей награды — ему присвоено звание Героя Советского Союза. О многом рассказывали Василию стар­ шие. И с каждым но-ым повествованием глаза паренька горели все ярче. Так заро­ дилась мечта. Пришло время призыва на военную службу. Василий подал рапорт на имя командира с просьбой направить его учиться на радиста. Желание молодого во­ ина было удовлетворено. И вот^он — ра­ дист одной из зенитных батарей. Нелегкой показалась сначала Соснину служба, неприветливым показался ему и суровый заполярный край. Но шли дни, повышались навыки радиста, постепенно он привыкал к трудной военной жизни, полюбил строгую красоту Севера. Большую помощь новичку оказал его непосредственный начальник сержант сверхсрочной службы Борисов, который за­ ботливо учил молодого воина, помогал ему словом и делом. — Знанием своей специальности, испол­ нением заветной мечты я, в первую оче­ редь, обязан товарищу Борисову, который и сейчас служит на Северном флоте, говорит, вспоминая свои первые шаги по службе, Василий Андреевич Соснин. Постепенно совершенствовалось мастер­ ство радиста. Вот Соснин уже начальник радиостанции, старший сержант сверх­ срочной службы. Заботливо учит он моло­ дых радистов, кропотливо, по крупицам передает им свой богатый опыт. Немало пришлось поработать старшему сержанту со старшим матросом Мельни- цыным, которому трудно давалась переда­ ча на ключе. Радист, стремясь передавать как можно быстрее, торопился, срывал зна­ ки. Так цифра «четыре» по телеграфной азбуке обозначается четырьмя точками и тире, а у Мельницына получалось пять то­ чек. Соснин предупреждал воина: Не торопитесь, быстрота в работе приходит не сразу, главное — точность, четкость передачи. А когда научитесь ра­ ботать четко, придет и быстрота. Освоение специальности радиста — дело не одного дня. Начальник радиостанции усаживал под­ чиненного за ключ, внимательно следил за его работой, поправлял его, показывал, как правильно держать руку при передаче. По­ стоянная помощь старшего товарища по­ могла Мелышцыну. Сейчас он классный специалист. Не так давно служит на радиостанции молодой матрос Безверхий. Он упорно тру­ дился и в короткий срок изучил материаль­ ную часть, стал неплохо работать на клю­ че, но у молодого воина не совсем хорошо обстояло дело с приемом. И здесь сказал­ ся долголетний опыт сверхсрочника. С по­ мощью начальника матрос научился от­ лично принимать радиограммы, в корот­ кий срок он стал специалистом третьего класса и теперь готовится к сдаче экзаме­ нов на второй. Холодное небо сейчас, с приближением полярной ночи, недолго остается светлым. Только завечерело, и уже густая ночная тьма опускается на землю. Грозно взмет­ нув в небо стволы, в двориках стоят зе­ нитные орудия. Приказ командира — и тишину осеннего вечера разорвут громовые залпы. ^На скале, в трещинах которой, упорно в’едаясь в каменистый грунт, растут кар­ ликовые березки, расположен боевой пост, около сложных приборов сидят радисты. Старший сержант Соснин по радио передает указания летчику, самолет которого выле­ тел для обеспечения учебных задач, реша­ емых зенитчиками. На станции — старший матрос Мельни- цын, у телефона — матрос Безверхий. От командира поступило новое указание. Чет­ ко громким голосом Безверхий передает его начальнику радиостанции. Включив микрофон, старший сержант ровным, спо­ койным голосом говорит в эфир: — Направление... курс... высота... — Вас понял, — слышится ответ лет­ чика. От командира непрерывно поступали все новые и новые указания. II каждый раз они передавались пилоту быстро и безошибочно. Задача была выполнена ус­ пешно. В этом немалая заслуга воинов ра­ диостанции. Многие подчиненные Соснина стали уме­ лыми специалистами. Так, старшие матро­ сы Миронов и Ожегов — классные специ­ алисты, сам он специалист высокого клас­ са, награжден знаком «Отличный свя­ зист». Часто Василий Андреевич проводит бе­ седы с подчиненными, рассказывает о том, как служили их старшие товарищи, вете­ раны войны. С интересом слушают сверх­ срочника радисты и на занятиях по специ­ альности. Они знают, что от бывалого воина можно узнать много полезного. Систематически, ежедневно проводит Соснин и тренировки. — Тренироваться надо каждый день, каждую свободную минуту, — говорит он, — иначе навыки притупляются. Иной раз за неделю, проведенную без тренировок, можно потерять столько, что и за месяц не наверстаешь. ...Вечер. Над огромными скалами взошла полная, похожая на серебряный гривенник, луна. В такие лунные вечера Василию Андреевичу особенно ярко припоминаются первые послевоенные годы, широкая ска­ мейка под кленами у здания сельсовета, возмужалые, окрепшие в боях и походах солдаты, впервые так много рассказавшие ему о связи, заронившие в сердце мечту о военной службе. Вспоминается Соснину его первый наставник сержант Борисов и другие боевые друзья. — Многое было, многое сделано, — от­ мечает про себя Соснин. — но еще боль­ ше надо сделать. — Он некоторое время стоит на улице и вновь уходит к себе на радиостанцию проводить занятие, чтобы еще выше поднять боевое мас.тепгтБО рас­ чета. К. ИВАНОВ. Пропаганда успехов советского народа в борьбе за выполнение и перевыполне­ ние плана пятой пятилетки является предметом постоянного внимания и заботы партийной и комсомольской организаций нашего подразделения. Мы стараемся как можно шире п полнее использовать для этой цели политические занятия, полити­ ческие информации, лекции, доклады, .бе­ седы, тематические вечера, радиопереда­ чи и другие формы агитационно-пропа­ гандистской работы. Об огромном интересе воинов к трудо­ вым успехам советского народа свиде­ тельствует высокая творческая активность слушателей, которую они проявили на по­ литических занятиях, посвященных изу­ чению материалов июльского Пленума ЦК КПСС. Показав глубокие и прочные знания изучаемых вопросов, воины в своих выступлениях приводили интересные и поучительные примеры о техническом прогрессе и росте производительности тру­ да на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, где они трудились до призыва на военную службу. Занятия прошли па высоком идейном уровне. Популяризации достижений советского народа у нас также посвящаются полити­ ческие информации, во время которых офи­ церы рассказывают матросам о том, как советский народ претворяет в жизнь ве­ личественную программу коммунистическо­ го строительства, о решениях партии и правительства по дальнейшему под’ему экономики нашей страны. Большую раз’яснптельную работу в этом направлении ведут агитаторы-ком­ мунисты младшие сержанты Гафаров и Громов. Проведенные ими беседы но мате­ риалам июльского Пленума ЦК КПСС бы­ ли подкреплены запоминающимися при­ мерами из жизни трудящихся Советского Заполярья. С интересом прошли беседы агитаторов «Тяжелая индустрия — осно­ ва могущества Советского государства», «Крутой под’ем сельскохозяйственного производства» и на другие темы. Агитаторы, раз’ясняя стоящие перед военными моряками задачи, призывают пх умело использовать боевую технику, от­ лично нести службу. Они часто про­ водят громкие читки статей из газет и журналов, рассказывают об огромном пат­ риотическом под’еме советского народа в связи с подготовкой к XX с’езду КПСС. Так, например, тов. Громов рассказал об ус­ пехах передового траулера «Аксай», ко­ торый выловил 45 .982 центнера рыбы и взял на себя обязательство к 38-й годов­ щине Великого Октября выловить 50 ты ­ сяч центнеров сверх плана, а к концу года добыть сверх этого еще 5 .000 цент­ неров рыбы. С большим вниманием слу­ шали также воины о строительстве Кня- жегубской гидроэлектростанции в Запо­ лярье. Работа агитаторов всегда приносит свои благотворные результаты. Это дости­ гается благодаря тому, что они система­ тически повышают свои военные и поли­ тические знания, регулярно читают га­ зеты и журналы, следят за новинками политической и художественной литера­ туры, показывают личный пример в вы­ полнении своего воинского долга. Повышению идейного содержания и действенности проводимых бесед по про­ паганде трудовых побед советского народа способствует то, что в подразделении командир и политработник уделяют пос­ тоянное внимание воспитанию агитаторов, оказывают им конкретную помощь в под­ боре литературы, в подготовке к той или иной беседе, советуют, какие можно ис­ пользовать наглядные пособия и факты из жизни и боевой учебы личного состава подразделения. Деятельное участие в этой работе при­ нимает и комсомольская организация. Комсомолец Чернышев, например, офор­ мил наглядную агитацию. По инициативе комсомольцев выпущены стенные газеты н боевые листки, призывающие воинов от­ личными показателями ответить на ге­ роический труд советского народа. Воины стремятся еще лучше учиться, мастерски владеть своим оружием и вверенной им боевой техникой. Специальные боевые листки были посвящены отличникам бое­ вой и политической подготовки Сорокину, Пономаренко и другим. Интересно у нас прошли беседы о Все­ союзной сельскохозяйственной выставке. По совету секретаря партийной организа­ ции и заместителя командира по полити­ ческой части агитаторы использовали статьи из центральных газет и журналов, а также рассказы воинов, недавно побы­ вавших на выставке. Это помогло сделать беседы содержательными и увлекательны­ ми. Для пропаганды трудовых успехов со­ ветского народа мы широко используем рассказы отпускников. Недавно возвра­ тился из отпуска комсомолец Голованов. Он поведал сослуживцам о самоотвержен­ ной работе колхозных механизаторов, о том, какой богатый урожай собрали тру­ женики сельского хозяйства Воронежской области. Соревнуясь с хлеборобами Украи­ ны, воронежцы досрочно выполнили го­ сударственный план хлебозаготовок. Они сдали хлеба 30,7 миллиона пудов, или на 9 миллионов больше, чем в прошлом году. Кроме этого воронежцы взяли обя­ зательство сдать сверх плана еще не ме­ нее 14 миллионов пудов хлеба. Далее тов. Голованев поведал о том, как труже­ ники колхозной деревни поднимают живот­ новодство, готовятся к зимовке скота. Выступление воина было выслушано с большим вниманием. Такая Форма пропа­ ганды успехов советского народа действен­ на, конкретна и оставляет глубокое впе­ чатление у слушателей. Видное место в популяризации успе­ хов советского народа занимает матросская переписка. Например, недавно было полу­ чено письмо родителей отличника боевой и политической подготовки сержанта Олейник. Они поблагодарили командование за воспитание сына — верного защитни­ ка любимой социалистической Родины, Партии и Правительства. Это письмо, в котором было много интересных приме­ ров, зачитано личному составу. Оно во­ одушевило не только сержанта Олейник, но и всех его сослуживцев на новые до­ стижения в боевой и политической подго­ товке. За отличные успехи в службе Олейник награжден знаком «Отличник авиации» и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. За последнее время на имя коман­ дования получено много таких писем, в которых родные и знакомые матросов и сержантов рассказывают о самоотвержен­ ном труде рабочих и колхозников, нашей интеллигенции. Патриоты призывают воинов с каждым днем совершенствовать свое боевое мастерство, бдительно охра­ нять мирный труд советских людей. Письма широко используются в беседах агитаторов, в докладах и лекциях про­ пагандистов. Это вызывает стремление наших воинов самоотверженнее выпол­ нять свой долг перед Родиной. Глубокое изучение материалов июльского Плену­ ма ЦК КПСС, активная пропаганда успе­ хов советского народа- оказывает благот­ ворное влияние на повышение качества боевой учебы н службы, на укрепление д и с ц и п л и н ы и организованности. Пропаганда успехов советского народа не только помогает нашим воинам серьез­ но и глубоко изучить и усвоить истори­ ческие документы, но и мобилизует пх на успешное решение задач но дальней­ шему повышению боеготовности подраз­ делений и частей. II поэтому не случайно у нас в подразделении растут ряды от­ личников боевой и политической подго­ товки, которые хорошо понимают, что со­ ветский патриотизм должен проявляться в конкретных делах. Воины своим самоот­ верженным и напряженным трудом, при­ мерной учебой и службой, высокой дис­ циплиной и организованностью крепят могущество социалистической Отчизны. Матросы Есипов, Завьялов, старший сер­ жант Азизов и многие другие показывают достойный пример выполнения своего во­ инского долга. Многие наши воины с гор­ достью носят знак «Отличник авиации». Это их д о с т о й н ы й ответ на трудовые ус­ пехи советских людей, достойный вклад в дело подготовки к XX с’езду КПСС. Лейтенант В. ПАВЛЕНКО. Личный пример агитатора ...Уже много суток корабль находился в море. Нелегко было нести ходовую вахту личному составу штурманской боевой ча­ сти. В походе старшине 2 статьи Демоч- кину приходилось работать за двоих: он обслуживал не только свои приборы, но и заведывание матроса Рычкова, который находился в отпуске. Тем не менее бое­ вая техника, обслуживаемая старшиной, работала образцово и безотказно. Старшина 2 статьи Демочкин — агита­ тор. Поэтому он всегда помнит о своей обязанности показывать морякам личный пример в службе и дисциплине. В свое время матрос Александрович плохо успевал на политических занятиях. Агитатор решил оказать товарищу кон­ кретную помощь. Прошел некоторый пе­ риод времени, и матрос Александрович за­ метно подтянулся. Сейчас он хорошо учится. Высокие политические знания поз­ волили моряку стать классным специали­ стом. Действенную помощь воинам агитатор оказывает не только в политической уче­ бе, но и в укреплении дисциплины. Вме­ сте с агитатором в одной боевой части корабля служит молодой матрос Битаев. Моряк нарушал дисциплину, недобросове­ стно относился к своим обязанностям, пло­ хо знал свою специальность. Такое пове­ дение матроса вызвало законную трево­ гу у личного состава. Много времени от­ давал агитатор индивидуальной работе с Битаевым. В беседах он рассказывал моря­ ку о славных традициях нашего флота, напоминал, что умножать эти традиции отличным знанием своей специальности и примерной службой — первейший долг каждого воина, рассказывал матросу о лучших людях боевой части. Все это сыграло свою положительную роль. В своей работе с личным составом аги­ татор Демочкин большое внимание уделя­ ет раз’яснению матросам и старшинам ис­ торических решений июльского Пленума ЯК КДСС. Моряки любят послушать свое­ го агитатора. Недавно он выступил перед личным составом с интересной беседой на тему: «Тяжелая индустрия — основа экономического и военного могущества нашей Родины». Рассказывая морякам о том большом значении, какое придает Коммунистическая партия развитию тяже­ лой промышленности, агитатор подчерк­ нул: — Советский народ не жалеет сил и труда, чтобы лучше и качественнее осна­ стить нашу Армию и Флот первоклассной боевой техникой. Чтобы эта техника была грозной силой в наших руках, необходи­ мо глубоко изучить ее, умело обслужи­ вать, держать ее в постоянной боевой го­ товности. Многие воины нашего корабля показывают образцы в обслуживании сво­ его заведывания. Возьмите, к примеру, классного специалиста матроса Александ­ ровича. Любовь к технике, высокая поли­ тическая сознательность позволили ему стать мастером своего дела. И вы, товари­ щи Битаев и Рычков, сможете стать хоро­ шими специалистами, — обратился аги­ татор к молодым воинам. — Нужно только постоянно совершенствовать свою выуч­ ку, бдительно нести вахту, брать пример с передовых моряков корабля. Беседа агитатора, построенная на жи­ вых примерах, была с интересом прослу­ шана воинами. Активно участвуя в агитационной рабо­ те, старшина передает свой опыт другим агитаторам. На очередном заседании комсо­ мольского бюро Демочкин поделился опы­ том своей работы, рассказал молодому аги­ татору Жвакину, как нужно организовать агитационную работу в боцманской коман­ де корабля. Личным примером в службе, в учебе, в агитационно-массовой работе агитатор Де­ мочкин оказывает серьезную помощь командиру в воспитании мужественных, умелых, закаленных, знающих боевую технику воинов. Стадшина 1 статьи А. ВОЙТЕНКО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz