На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
20 октября 1955 г., Ns 249 (5401). На с т р а ж е З а п о л я р ь я К И Н О JJ Разведка за рекой Недавно Шанхайская киностудия выпу стила новый художественный фильм «Раз ведка за рекой», рассказывающий о немер кнущих подвигах разведчиков Народно-ос вободительной армии Китая в период на ционально-освободительной воины против гоминдановцев. Когда смотришь кинокартину, невольно вспоминаются первые небольшие отряды, созданные 28 лет назад, из которых за тем выросла могучая народная армия, ее славный, полный великой борьбы против иностранных империалистов и внутренней реакции путь к победе революции. Новая кинокартина повествует о заклю чительном этапе этого пути. Весной 1949 года, после Хуайхайского сражения, закончившегося полным разгро мом гоминдановских войск в районе горо да Сюйчжоу, Народно-освободительная ар мия Китая начала активно готовиться к форсированию реки Янцзы, чтобы прине сти освобождение Южному Китаю. Чанкайшнстские войска, окопавшиеся на южном берегу реки, создали глубокоэшело- нированную оборону, оборудованную долго временными фортификационными сооруже ниями, опутанную паутиной проволочных заграждении. Гоминдановцы считали этот рубеж неприступным для Народно-освобо дительной армии, тем более, что у послед ней отсутствовали авиация и десантные средства. Гоминдановский генерал даже за явил: «Здесь был разбит великий полково дец Дао, та же участь ждет и коммуни стов». II вот разведывательная группа во гла ве с командиром роты Ли получила зада ние переправиться на южный берег реки Янцзы, связаться с действующими там партизанами, разведать расположение, чис ленность войск, а также огневых точек противника и сообщить об этом по рации штабу командования Народно-освободи- тсльной армии. От успеха этой разведки во многом зависел благоприятный исход всей операции по форсированию реки. Глубокая ночь. Иод парусом и на весель ных лодках группа разведчиков переплы вает реку, поднимается на обрывистый бе рег, минует полосу проволочных загражде ний и, умело уклонившись от встреч с патрулями, укрывается у местных жите лей. Крестьяне видят в бойцах армии своих родных братьев, которые отплатят врагу за все мучения и насилия. Жители помогают разведывательной группе установить связь с местными партизанами. Командует пар тизанским отрядом девушка, которая во семь лет назад в этих же местах спасла жизнь юному Ли, раненному японскими захватчиками. Партизаны всеми силами помогают от ряду: вместе с разведчиками они переоде ваются в Форму вражеских солдат, обма нывают чанкайшистский пост и проника ют в глубь обороны противника, проявляя высокую дисциплину, смелость и находчи вость. Разведчики берут «языка», раздо бывают у вражеского офицера карту с рас положением войск и огневых точек, хит ростью захватывают грузовик врага и пробираются на нем в район артиллерий ских позиций. Псе необходимые сведения собраны. Командир разведывательной группы Ли, связавшись по радио со своим штабом, начинает передавать данные разведки. В это время гоминдановские отряды, напав на след разведчиков, внезапно окружают их со всех сторон. Тогда Ли приказывает раз ведчикам У Лао-гуй и Сяо Ма доставить карту и сведения о противнике в штаб армии, переплыв реку Янцзы. Но дороге к реке бойцы сталкиваются с гоминдановцами. У Лао-гуй, прикрывая от ход, погибает, а Сяо Ма добирается до Ян цзы. Бурная и широкая река не останав ливает молодого китайского патриота. Це ной огромных усилий, с безграничной во лей к победе он переплывает ее. Важные и ценные данные, собранные разведкой, во-время поступают в штаб ар мии и во многом способствуют успешному форсированию реки Янцзы, разгрому чап- кайшнстской армии. Отряд разведчиков командира Ли, с бо ем прорвавшись нз окружения, встречает ся у реки с наступающими частями рево люционной армии. Ли прощается со своей подругой-партизанкой, оба обещают ждать ДРУГ друга. Никаким предсказаниям гоминдановских генералов не суждено было свершиться: на рыбацких лодках бойцы Народно-осво бодительной армии, охваченные великой и благородной идеей освобождения своей Ро дины, переправляются на южный берег реки Янцзы. В фильме с большой художественной си лой показаны героизм, преданность бойцов Народно-освободительной армии делу ре волюции. Автору сценария кинокартины «Разведка за рекой» Шэнь Мо-цзюию, лично участ вовавшему в форсировании реки Янцзы, режиссеру Тан Сло-даню и всему коллек тиву удалось создать правдивое и волную щее произведение. Новый Фильм является безусловным ус пехом молодого китайского киноискусства и смотрится флотскими зрителями с инте ресом. Инженер-капитан И. СВИРСНИЙ. Агитатор, прочти матросам Гидроэлектростанции 1955 года - .." « • .• A - V V - ^ v . -О - Собрание автомобилистов Па днях состоялось собрание автомоби листов. Просторный зал заполнили передо вые шоферы и автослесари, имеющие бо гатый опыт эксплуатации машин. ПришлЯ сюда и молодые водители. Среди присутствующих — отличник боевой и политической подготовки комму нист Риежниек. Его машина находится в исправном состоянии, всегда готова к рей су. Недавно за быстрое выполнение зада ния и отличное содержание автомобиля тов. Риежниек об’явлена благодарность. Прибыли на собрание и водители комсо мольцы тт. Кочмар, Савенков и многие другие. Старший матрос Савенков обслу живает машину более двух лет. За это время у него не было ни одной поломки или аварии, ни одного срыва рейса, хотя на трассе ему приходится бывать и днем и ночыо. Особенно горячая пора для тов. Савенкова наступила сейчас — на своей машине он перевозит со станции карто фель и другие овощи, обеспечивает кораб ли и части продовольствием. Па собрании с докладом «Осенне-зим- няя эксплуатация автотранспортного пар ка» выступил офицер. — Условия круглосуточной работы, — сказал он,—требуют от военных шоферов умения водить машины в любых условиях, содержать технику в исправности и посто янной готовности. У нас немало шоферов, которые правильно понимают эту задачу и безупречно выполняют свои обязанности. К ним можно отнести тт. Стрюкова, Луки ча, Решетова и многих других. Большое место в докладе было уделено особенностям эксплуатации машин в зим них условиях. Тов. Федорепко рассказал, что еще не все гаражи подготовлены к зи ме, некоторые из них не отеплены, не оборудованы приспособлениями для про грева и запуска моторов зимой, не нала жены ремонт старых капотов, заготовка цепей, лопат и т. д. — Решения июльского Пленума ЦК КПСС, — сказал коммунист, — обязыва ют нас, водителей, несмотря на осеннюю распутицу, наступающую полярную ночь, снежные бураны и заносы, улучшить свою работу, добиться бесперебойного снабжения флотских строек необходимыми материа лами. Однако некоторые шоферы забывают об этом и безответственно относятся к своим обязанностям, не берегут технику, допу скают серьезные поломки. Нарушил пра вила движения водитель Пильщиков, в результате чего на длительный период вывел из строя машину. На собрании выступил тов. Александров. Он рассказал о том, к чему приводят на рушения правил эксплуатации машин, лихачество и пьянство. В частности, он сказал, что много поломок совершается на почве пьянства и лихачества. Так, шофер Болтурин в пьяном состоянии раз бил кабину. Пьяным совершил поломку машины и водитель Алимов. С большим вниманием слушали собрав шиеся выступление шофера Семенова. За двадцать два года работы он приобрел бо гатый опыт вождения машин в любых условиях, научился беречь замечательную технику. Ему было о чем рассказать моло дежи. Ценную мысль в своем выступлении высказал водитель самосвала тов. Стадни- ченко. Он призвал шоферов больше помо гать друг другу в дороге, выручать това рищей из беды. II он прав. У нас еще не редки случаи, когда водителю, чья маши на в’ехала в кювет, поломалась, или но каким-либо другим причинам не может тронуться с места, проезжающие мимо шо феры не всегда оказывают помощь. На собрании выступили и другие това рищи. Все они говорили об особенностях эксплуатации автомашин зимой, заверяли командование, что с честью выполнят воз ложенные на них задачи, достойно встре тят XX с’езд КПСС. Старший лейтенант А. КРЫСОЗ. После Великой Октябрьской социалисти ческой революции «в нашей стране было положено широкое начало использованию гидроэнергоресурсов, по богатству кото рых СССР стоит на первом месте т мире. Уже в первый период Советской власти в 1918 году по предложению В. II. Ленина Совнарком утвердил проект и начало стро ительства Волховской ГЭС. Несколько позднее началось сооружение Земо-Авчаль- ской станции и ряда других. В 1932 году дала т<*:к Днепровская ГЭС имени В. П. Ленина. Общая мощность вступивших в строй до 1933 года гидроэлектростанций превысила 770 тысяч киловатт. Период интенсивного роста гидроэнерго- строительства в нашей стране начался в третьей пятилетке. За три предвоенные пятилетки были построены 24 гидроэлек тростанции с общей установленной мощ ностью около 1,35 миллиона киловатт. К 1911 году на гидроэлектростанциях вы рабатывалось почти пять миллиардов ки ловатт-часов электроэнергии, что состав ляло 10,5 процента к общему энергетиче скому балансу страны. Еще в ходе Отечественной воины нача лось восстановление разрушенных и стро ительство новых крупных гидроэлектро станции. В 1953 году в Советском Союзе уже действовали 75 средних и крупных гидроэлектростанции. Грандиозная программа дальнейшего гидроэнсргостроительства намечена XIX с’ездом партии. С’езд поставил задачу — увеличить мощность гидроэлектростанции в пятой пятилетке в три раза. Эта программа ус пешно претворяется <в жизнь. Сейчас в системе Министерства электростанций эксплуатируется около 100 ГЭС средней и большой мощности. Сооружение гидроэлектростанций ведет ся «в невиданных масштабах. Новые ГЭС возводятся не только в центральной ча сти. но и на востоке страны. В процессе строительства в настоящее время находит ся несколько десятков гидроэлек тростанций, в том числе такие крупные, как Куйбышевская, Ста- ■ линградская, Каховская. Горьков ская, Бухтармннская, Иркутская, Новосибирская, Боткинская и дру гие, общая мощность которых почти в три раза превышает мощность всех ГЭС, действовавших на 1 ян варя 1954 года. Быстрое развитие советской нау ки и техники, а также накоплен ный ранее опыт проектирования и строительства позволили решит», сложнейшие задачи сооружения гидроэлектростанций с напором до 700 метров, с пропуском через гид роузлы расходов воды в десятки тысяч кубических метров в секун- Б е с е д а с з ам е с ти т е л ем м ини стр а с тр о и т ел ь с т в а э л ек т р о с т ан ц и й И . И . Д м и т р и е вы м ду при мощности станции свыше трех миллионов киловатт. Советским уче ным и инженерам принадлежит прио ритет в возведении мощных и сверх мощных гидроузлов на мягких грун тах (Нижне-Свирская. Куйбышевская, Сталинградская, Каховская. Горьковская и др.). Большой научный и технический интерес представляет строительство бетон ных и земляных плотин «высотою в 100 метров, зданий гидростанций, совмещен ных с водосбросами, плотин, совмещенных с водоприемниками, новых типов отстой ников. гасителей энергии воды, тоннелей длиной до 13 километров и диаметром в 12 метров, мощных гидроагрегатов с вы сокими коэффициентами полезного дейст вия и многое другое. Знаменательным для советских гидро строителей является 1955 год. В нынеш нем году (вступают в строй действующих девять новых гидроэлектростанции. Не давно дал ток народному хозяйству Эстон ской ССР и Ленинградской области первый гидроагрегат Нарвской ГЭС. Здесь же в октябре вступит в строй 2-й. а вслед за ним — 3-й агрегаты. Сдается в эксплуатацию первая очередь Княжегубской ГЭС, воздвигнутой на реке Ковде неподалеку от Белого моря. Благо даря применению скоростных методов строительства на этой станции в текущем году будет пущен один агрегат сверх плана. Сооружение станции проходило в сложных условиях Заполярья. Строители и монтажники Камской ГЭС, поставив под нагрузку уже девять агре гатов, все усилия прилагают к тому, что бы до конца года сдать в эксплуатацию еще восемь агрегатов. В октябре состоится пуск двух турбин Горьковской гидроэлектростанции, а п но- Н А С Н И М К А Х : 1. Молотовская область. На строительстве второй очереди К ам ской гидроэлектростанции закончено затопление котлована. Вскрыты низовая и верховая перемычки. Воды Камского моря подошли к гидроагрегатам второй очереди ГЭС. НА СНИМКЕ : вид на плотину с затопленного котлована нижнего бьефа. 2. Казахская ССР. Строители Бухтарминскон гидроэлектростанции, соревнуясь в честь XX с’езда КПСС, борются за досрочное выполнение годового плана. На стройке продолжается очистка и углубление котлована под водосливную часть плотины. НА СНИМКЕ : один из участков работ в котловане. 3. Новосибирск. На многие километры раскинулись строительные площадки Но восибирской ГЭС. Это — одна из крупнейших новостроек пятой пятилетки на во стоке страны. На всех участках стройки развернулось социалистическое соревнование за до срочное выполнение годового плана. НА СНИМКЕ : общий вид работ в котловане под здание Новосибирской ГЭС. Фото Б. Визуля, Г. Емельянова и В. Лещннского. (Фотохроника ТАСС). ябре и декабре — пуск еще трех ее агре гатов. 18 октября дала электроэнергию первая турбина Каховской ГЭС. Ее мощность — 52 тысячи киловатт. Днепростроевцы про делали особенно большую работу. Они воздвигли станцию на год раньше срока, выполнили свое, обязательство, принятое в честь XX с’езда КПСС. Завершаются работы по строительству и вводу в эксплуатацию на полную мощ ность Теребля-Рикской ГЭГ, построенной на двух горных реках Закарпатья. Строи тели со значительным опережением графи ка закончили крепление скалистых скло нов водоприемника, соединение левого края плотины этой станции со скалой и на днях произвели закрытие в плотине двух донных отверстий. Наконец, в нынешнем году вступает в строй порвая очередь крупнейшей в стра не Куйбышевской ГЭС. Здесь закончена сборка рабочего колеса первой турбины и ведется сборка такого же жолеса второго агрегата. Успеху работ способствует узло вой метод сборки, ускоряющий сроки мон тажа. Чтобы представить (размах проделанных гнлростроителямп работ, достаточно приве сти несколько цифр. В общей сложности на пусковых ГЭС должно быть уложено в 1955 году пять миллионов кубометров бетона и перемещено 90 миллионов кубо метров грунта. На одной только Куйбы шевской ГЭС в течение года намечено уложить бетона больше, чем за все годы на строительстве Волго-Дона. Успеиглому осуществлеяию строитель- ных работ содействуют первоклассная техника, самоотверженный труд строите лен, внедрение новшеств, передовых мето дов труда, широко развернувшееся социа листическое соревнование. Сейчас на пусковых стройках наступи ла самая напряженная пора работ: мон тируется оборудование, опробуются агре гаты. механизмы, приборы, комплектуют ся кадры эксплуатационников. Гидроэлектростанции располага ют новейшими автоматическими приборами управления, позволяю щими свести до минимума обслужи вающий персонал. Введенная в 1955 году мощность новых ГЭС составит 25 процентов всех имевшихся, гидроэнергетиче ских мощностей страны к началу нынешнего года. Такой размах стро ительства гидроэлектростанций яв ляется результатом политики Ком мунистической партии и Советского правительства по осуществлению ленинской программы индустриали зации и электрификации нашей ве ликой Родины. (ТАСС). Подготовка к обмену комсомольских билетов Собрание, на котором обсуждались за дачи по подготовке к обмену комсомоль ских документов, прошло оживленно. Пре ния были прекращены, когда выступило более десяти товарищей. Комсомольцы Музыкант, Трунов, Хо хол ьков и другие указали на недостатки в работе своей организации, сурово кри тиковали членсв ВЛКСМ тт. Муха, Шир шова, Руть. Последние выступали с са мокритикой и признали ошибки. В своем выступлении тов. Нехаев отме тил, что эбмен комсомольских документов и подготовка к этому важному мероприятию обязывают всех членов ВЛКСМ активизи ровать деятельность организаций, вести борьбу за примерность членов ВЛКСМ в учеое и дисциплине, шире пропаганди ровать героическую историю Ленинского Союза Молодежи. На собрании было принято развернутое решение, направленное на выполнение постановления IV Пленума ЦК ВЛКСМ. В том, что на собрании по-деловому был обсужден этот вопрос, большая заслуга активистов. Они накануне провели засе дание бюро. Тт. Чесноков, Хохольков про вели содержательные беседы о подготовке к обмену комсомольских документов. Это обеспечило активность членов ВЛКСМ на собрании и помогло им конкретно высту пить но обсуждаемому вопросу. Рядовой Г. МИРЗАЗЯНОВ. Н н я ж е г у б с н а я Г Э С в с т у п а е т в с т р о й ХОРОШИЙ , КУЛЬТУРНЫЙ ОТДЫХ . На днях в нашу часть приехал драма тический театр Северного флота. Весь личный состав встретил артистов, как же ланных и дорогих гостей. Театр показал воинам спектакль «Не называя Фамилий». Зал был переполнен зрителями. Всем очень понравилась по становка. После спектакля матросы бесе довали с артистами, задавали им вопросы, фотографировались с ними. Придя в куб рик, вонпы продолжали горячо обсуждать спектакль. Моряки нашей части благодарят весь коллектив театра за хороший отдых, же лают ему больших успехов в работе. Будем ждать дорогих гостей в наш гарнизон с новой постановкой. С. КОРОЛЕВ. Одна из крупнейших на Кольском по луострове — Княжегубская гидроэлектро станция накануне пуска. По стальным проводам на многокилометровое расстояние пойдет мощная сила — электрический ток. Сейчас завершается труднейший этан стройки — подготовка к пуску пер вого гидроагрегата. Строительная площадка станции нахо дится недалеко от Княжсй Губы Канда лакшского залива. Электростанция возво дится на реке Ковда, профиль которой яр ко выраженный, ступенчатый, с террасо вым -расположением озер, что даст бога тейшие возможности энергетического ис пользования реки. Энергия Ковды издавна привлекала к себе инженерную мысль. Еще в 1917 го ду начались первые изыскания путей ис пользования ее. А в следующем году были уже разработаны схемы будущей пиро электростанции. При последующих изы сканиях они пересматривались и коррек тировались, пока не была разработана от личная от всех предыдущих схема дери вационной водосливной станции. В 1952 году на берегах реки Ко*вды начались земляные работы. На железнодо рожную станцию Княжая прибывали эше лоны с техникой, с деталями для сборки домов. В сжатые сроки у места строитель ства станции вырос многоуличный посе лок. возведены подсобно-вспомогательные предприятия. Параллельно велось строи тельство линии электропередачи, под’езд- ного лгелезнодорожного пути и автотрассы. Сейчас поселка Зеленый Бор не узнать. Это красивый населенный пункт, в кото ром свыше четырехсот жилых домов, ши рокая сеть культуоно-бытовых и торго вых учреждений. На реке 1Говда стоит почти готовая к пуску гидроэлектростанция. Она возведе на в короткие сроки — за три года. По- нстпне титаническим был труд строите лен. На помощь человеку пришла мощная техника: экскаваторы, в том числе ша гающие, перфораторный парк, пневматиче ское хозяйство... Ею умело управляли лю ди. прибывшие сюда специалистами, а также выросшие здесь. Среди них маши нисты-экскаваторщики Александр Ахмад- зьянов и Михаил Лойтнн, работавшие сна чала на шагающем 14-кубовом экскавато ре, а затем — на 3-кубовом. Они вы полняли по полтора-два сменных задания. Отрадные результаты в труде при вы соком качестве работ показывали бетон щики, руководимые тт. Оннико л Бойко, арматурщики тт. Шайденкова и Лпннико- «а, бурильщики тт. Муравьева и Кузне цова, плотники тов. Давыдова, монтажни ки тт. Кчалинкина, Кожемякина, шоферы Бобров. Филиппов и другие. На строительстве ГЭС работали руково дящие кадры, имеющие опыт по возведе нию станций. В их числе — начальник участка тов. Шарнпов. производитель ра бот тов. Булин. Хорошо потрудились здесь и молодые инженеры тт. Яковлев. К а т ков и другие. Большие работы выполнили княжегуб- екпе труженики. За время строительства только одного грунта вынуто около трех миллионов кубометров, а всего земельно скальных работ сделано больше шести миллионов кубометров. В основные соору жения вложено свыше 100 тысяч кубо метров бетона и железобетона, смонтиро вано металлоконструкций более одной ты сячи тонн. Княжегубская ГЭС состоит нз гидроуз лов, раскинувшихся па расстоянии более 30 километров. Длина подводящего канала равняется 1.670 метрам, отводящего — 1.100. Каналы шириною по верху в неко торых местах до 150— 200 метров проби ты в скале и морене. * Похвально то, что строители Кия,.ee ry бской ГЭС. учтя o h i . it возведения nejie- довькх гидросооружений в нашей стране и за рубежом, пошли по пути сниж< иия сто имости работ. Например, если на Свирской ГЭС было израсходовано но 4 кубометра бетона на каждый киловатт установлен ной мощности станции, то на Княжегуб ской ГЭС бетона ушло в четыре раза меньше. В связи с тем. что здесь скали стый грунт, сооружения возводились «на сухо» — без перемычек, *то также уде шевило работы. В процессе строительства люди внесли некоторые изменения в первонач. льный проект. Этим усилена надежность и дол говечность гидростанции. Построено загра дительное сооружение в голове подводяще го канала, в районе Лягкомино создан «во досброс. На случай особо сильных павод ков вода сможет пойти но закрытому ны не старом; -руслу реки. * Строительство Княжегубской ГЭС закан чивается. На днях была опробована пер вая турбина станции. Строители проявили большой интерес к этому. Ведь они'вло жили в сооружение громадные силы, жи ли стройкой. Естественно, каждого из них волновали результаты затраченного труда. Испытания первой турбины показали, что труженики стройки поработали отлично. Скоро 500-тонный гигант примет нагруз ку и даст в сеть тысячи киловатт элект роэнергии. Одновременно с опробованием первой турбины и монтажом ьторой продолжают ся работы на всех об’ектах гидроэлектро станции. на высоковольтной линии, от крытой подстанции, отделывается здание ГЭС и т. д. Княжегубская гидроэлектростанция пол ностью автоматизирована. Обслужговать ее будет небольшая группа эксплуатационни ков. Строители новой ГЭС в ознаменование XX с’езда Коммунистической партии взя ли на себя обязательство пустить я дей ствие все турбины станции ко дню от крытия с’ез.м. Советскому человеку под силу любое дело. Благодаря ему водная энепгия реки Ковды внесет свой вклад в развитие про изводительных сил Кольского полуострова. На строительстве Камской ГЭС Строители и монтажники Камского гид роузла соревнуются в честь XX с’езда КПСС. Поставив под нагрузку уже девять агрегатов ГЭС, они все усилия прилага ют к тому, чтобы до конца года сдать в эксплуатацию еще восемь агрегатов вме сто семи, как намечалось прежде. В четвертой секции плотины монтажни ки успешно ведут параллельную сборку очередных гидроагрегатов. Бригада Миха ила Сынкова и такелажники звена Нико лая Дмитриева уже установили в кратер агрегата Л! 23 укрупненный блок турби ны. На агрегате Л» 22 завершена уста новка последнего из укрупненных узлов — ротора генератора. В монтажной ма стерской собираются узлы и блоки уже одиннадцатого в нынешнем году агрегата. Оживленно в эти дни на строительстве второй секции плотины, где намечено в текущем году поставить под нагрузку шесть агрегатов. В ногу со строителями и монтажника ми идут гидромеханизаторы. Земснаряд «Гидротехник», где начальником тов. Та расенко, в прошлом месяце подал в рус ловую плотину более 150 тысяч кубо метров грунта, намного перевыполнив за дание. Решено к 7 ноября досрочно дове сти намыв русловой плотины до проект ной отметки. * ☆ * Закопчено строительство энергомагист- рали Камская ГЭС — Свердловск напря жением в 220 киловатт. Ее длина — 36S километров. Сооружая новую линию электропереда чи, строителям пришлось вырубить две тысячи гектаров леса, переработать сто тысяч кубометров грунта, установить бо лее 900 стальных опор и подвесить свы ше двух тыейч тонн провода. Выполнить в короткий срок такой об’ем работ помогли техника и передовая тех нология. Для установки и сборки фунда ментов и опор был создан специальный тракторный агрегат. На строительстве впервые в широких масштабах применя лись сборные железобетонные фунда менты иод опоры. Это позволило ликви дировать сезонность в работе и сэконо мить около трех миллионов рублей. Энергомагистраль поставлена nos напряжение. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz