На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

16 октября 1955 г., № 246 (5398). На с т р а ж е З а п о л я р ь Вы полняй П ри ся гу с в я т о ! Д о л г м а тро с а и с о лд а т а Выполнять Присягу свято, Н а земле , на море синем Быть примерным в дисциплине, Самым скромным на народе И выносливым в походе. Выполняй приказы быстро, Б у д ь таким , к а к коммунисты, О т отбоя до отбоя Пост д е рж и готовым к бою. Выполняй Присягу свято — Буде т Родина богата . А. М О Р С К О Й . Вперед смотреть! Штормует море. Крупная волна Идет навстречу пенными валами, И серых туч сплошная пелена За клотики цепляется над нами. Глаза к биноклям будто припаяв И будто шторм совсем не замечая. Сигнальщики, как им велит Устав, Следят за морем. Л волна крутая Врывается, шипя, на полубак И семибальным ветром рвется в клочья! Вперед смотреть! Вперед смотреть, моряк,- И светлым днем и бурной темной ночью! Суров наш труд и беспокоен быт — В борьбе со штормом моряки мужают. Пусть горизонт туманами закрыт — Бесстрашные нигде не отступают. Мы в море для того, чтоб защищать Родные берега и землю нашу. Когда, моряк, с тобой Отчизна- мать, — Ни ураган, ни враг тебе не страшен Н. С Н Е Г И Р Е В . | Р а с с к а з [ J C J P У 2 K K J L JECO JM EUO T^ L уШ неинтересной и д аж е скучноватой, но мне она крепко в душу запала, и поэтому я решил рассказать ее вам. В прошлом году, как проводили мы ста­ рослужащих в долгосрочный отпуск, на з­ начили меня отделением командовать. Что т ам скрывать — страшно мне было за это дело браться. Одно дело специальность свою хорошо знать, а другое — людьми командовать. Скажем, из строя механизм какой вышел. Ты его разберешь, внутрь заглянешь, схему посмотришь, а с чело­ веком к ак быть? Человека не разберешь и на стеллажи в виде отдельных деталей не положишь. Схема на него не составлена. З а е с т что-нибудь — попробуй разберись, к а к а я у него внутри неисправность. Взял ­ ся я за литературу по методике воспита­ ния. Служебный день кончается, ребята кто в «козла» забивают, кто письма домой сочиняет, а я обложусь учебниками и чи­ таю. «Психологию» Ветрова осилил, «Посо­ бие для старшин и сержантов» почти наи­ зусть выучил и все понять не могу — в чем ж е секрет тот зарыт, что к людским сердцам дверь открывает? Брожу, как в тумане. Замполитом у нас был капитан- лейтенант Груздев. Зоркий такой, от его взгляда ничего не укроется. Подходит он однажды ко мне и говорит: В с т р е ч а С п о к о й н а я , у с т а л а я н емно го , О н а р а зн о с и т щи и гу л яш и . Н о отчего в д р у г р а д о с т ь и тр е в о га П р о с н у л и с ь гд е -то в гл убин е душ и !? З н а к о м ы й бас: — П р ош у , з а к а з п р им и те . В м и г п о в е р н у л а с ь : К т о ее п о з в а л ? И видит: Н еобы чны й п о с е ти тел ь , П о л н ею щ и й , вы сокий а д м и р а л . У в и д е л а , но с р а з у не у з н а л а . А он , к а к п р еж д е , з а к а з а л тр е ску , С п р о с и л ее о ж и зн и , к а к бы в ал о . Т а к о й ж е ... Ш р а м б а г р о вы й по виску ... П р и п ом н и л и с ь во енны е п ри ч алы , П о д к о зы р ь к ам и синие огни. Ч а сы , К о г д а п о д во д н и к о в в с т р еч ал и , И к а к о п я ть В п оходы ш ли они . С и д е л и р яд ом . Д о л г о в сп ом и н али О тех , К т о з д е с ь о б е д а л м но го р а з . И д н и войны , К а к б у д то В о с к р е с а л и Т яж е л ы е , Б е з л а к а , Б е з п р и к р а с . П о т о м он в с т ал , У ш ел . Б о л ьш о й , суровы й Е й руку , К а к т о в а р ищ у , п ож а в . И ж е нщ и н а и з м ал ен ь к о й столовой С м о т р е л а всл ед , В к ом о к п л а т о ч е к см я в . Лейтенант И. К О Р О Б О В . — Что это вы, Русаков, подчиненных своих сторонитесь? Вам бы сейчас с ними посидеть, поговорить, слово свое коман­ дирское в разговор вставить, а вы с кни­ гами не расстаетесь. Читать оно, конечно, хорошо, но и о людях забывать нельзя! — Я, товарищ капитан-лейтенант, отто­ го и в книги ударился, чтоб вычитать, как с людьми разговаривать нужно и подходу к ним научиться. Мне ведь не просто с ними разговаривать нужно, а воспитывать. Вот я и хочу научиться, как это делать! Улыбнулся Груздев на мои слова, посмо­ трел на меня так, словно впервые увидел: — В таком случае советую вам, Р у с а ­ ков, «Педагогическую поэму» Макаренко прочитать. Стоящая книга. — А что это за учебник такой? Что-то не попадался он мне. — Это не учебник, а художественная книга и очень интересная! Отмахнулся я рукой от такого предло­ жения. Прошло несколько дней. Прислали ко мне в отделение матроса нового. Посмот­ рел я в его карточку взысканий и поощре­ ний и за голову взялся. Передняя часть карточки почти вся исписана, а оборотная сторона — чистая. И только вверху круп­ ным красивым почерком написано: «По­ ощрений нет». «Вот так фрукт попался. — думаю. — Как ж е я его воспитывать буду?». Фамилия у новенького под стать к а р ­ точке была — Нерасторопный. Решил я с Нерасторопным вначале по душам погово­ рить. Думал, может не такой уж он и плохой, к ак его бумажка показывает. Только не получилось у нас разговора. Завел я речь о том, к ак это почетно мор­ скую службу нести, что все мы должны свой долг перед народом честно выпол­ нять, словом говорю и упор на методику делаю. Только вижу, чем больше я гово­ рю, тем кислее лицо у матроса делается. Потом вовсе скривился он и оборвал ме­ ня: — Товарищ старшина, все это я не хуже вас знаю. Познакомьте лучше меня с за- ведываннем моим. Тут я и не выдержал: — Заведывание тебе показать? — На «ты» шпарю, позабыл даже, что с под­ чиненным на «вы» говорить следует. — Торопишься на штат стать? А может т е ­ бе это заведывание и доверить нельзя? Ты вон взысканий с собой сколько принес, сколько у нас во всем отделении не н а ­ берется, и еще носом крутишь, когда тебе дельные советы дают! Конечно, сейчас мне этот разговор само­ му стыдно вспомнить, но тогда точно т а ­ кой он был. Вспыхнул Нерасторопный, от моих слов покраснел. Откровенно скажу — очень не понравил­ ся мне матрос Нерасторопный. Чувство­ вал, что много с ним повозиться придет­ ся. Так оно и вышло. В то время мы только на ремонт стали. График нужных работ мы со старшиной группы еще раньше состави­ ли, и каждо е утро, во время развода, д а ­ вал я своим подчиненным задание на день. Все матросы, как матросы, об’яс- нншь, что делать нужно, выслушает тебя человек, расспросит, что непонятно, и идет своим делом заниматься. А Нерасторопный нет. Об ’ясняешь ему задание, а у него этакий скучающий видок, а то и зевнет во весь рот. Уходит от меня вразвалку, точно хочет показать, что я для него поч­ ти не существую. После нашего с ним первого разговора я с ним по душам бе­ седовать не пробовал. Все больше офици­ альный тон держал : — Нерасторопный, сделайте то-то... сту­ пайте туда-то. Он ко мне т оже обращаться избегал. Буркнет «есть» или «так точно, никак нет!» и в сторону. Однажды д ал я ему задание: помещение технической кладовой окрасить. В то вре­ мя мы главный двигатель разбирали. Ув­ лекся я работой на главном и только тогда, когда дали дудку—закончить работы, в помещение кладовой заглянул. Нерасто­ ропного там уж е не было. Может это и к лучшему, потому что в ту минуту я за себя ручаться не смог бы. Кладовая была раскрашена так, словно ее не красили, а камуфлировали. «Нет, голубчик, хватит с тобой возиться! Сегодня ж е доложу по команде, что специалиста из тебя не полу­ чится. Пускай убирают из отделения». В то время к нам, в команду мотористов, строевой матрос из боцкоманды Стрель­ ников просился. Уж лучше Стрельников, чем Нерасторопный. У первого хоть душа к машине лежит. А то, что для него незнакомое дело, так ведь все мы не мо­ тористами родились. Иду через машину, а на душе аж кипит все. Слышу в самом углу кто-то возится. Подошел я тихонько, смотрю Нерасторопный мой стоит у глав­ ного двигателя и ветошью масленку про­ тирает. Д а не просто протирает, а у х ажи ­ вает за ней. Вытрет, отойдет в сторонку, присмотрится и опять протирает. И на ли­ це у него такая радость, точно он после долгой разлуки с кем-то из родных встре­ тился. Г 1 е хотелось мне его вспугивать. Ушел я.... В тот день бачковой накрывал на стол. А у меня все из головы Нерасторопный не выходил. Как вспомню, что он из поме­ щения кладовой сделал, так и злость на душу набегает. А потом припомнится, как возле масленки стоял он — и пропадет злость, вроде и не было ее. Разливает бачковой компот. Я взял у него повареж- ку и Нерасторопному в кружку одной жидкости налил, потому что приметил за ним, что не любит он ягод. Жидкость выпьет, а ягоды выбрасывает. Зачем же добро переводить. Он не любит ягод, а другие с удовольствием скушают. Сели мы обедать. Когда справился Нерасторопный со вторым, я подал ему круж ку с компо­ том и говорю: — Пейте из этой. Я вам налил так, как любите, без ягод. Почувствовал я, как дрогнула у него рука, когда он у меня кружку брал. По- у смотрел на меня он так, словно упрекнул я его в чем-нибудь, быстренько выпил компот и ушел. После обеда, к ак известно, отдых поло­ жен. Л еж а т мои матросы на койках и от­ дыхают, а Нерасторопного койка пустует. Удивился я. Д о этого он первый на кой­ ку ложился и последним вставал, а то нет. ныи и кистью орудует, да так ловко, точ­ но всю свою жизнь малярным делом зани ­ мался. — Почему работаете в неположенное время? — я у него спрашиваю. — Не управился в рабочее, а так ос­ тавлять совестно, мне ведь это до обеда сделать нужно было! — он мне отвечает. — Хорошо, продолжайте. Управитесь до под’ема, после обеда на главный работать пойдете. Будете Краснову помогать дви­ гатель разбирать. У него д аж е глаза радостью загорелись. — Спасибо, товарищ старшина. А насчет покраски не сомневайтесь. Я до под’ема обязательно управлюсь! Ушел я от матроса и удивляться не пере­ стаю. Что это с ним случилось? Ведь у т ­ ром еще совсем не такой был... Мы разборку главного на два дня пл а ­ нировали. Вроде все у нас с командиром боевой части учтено было, а вечером под­ ходит ко мне Краснов, вытирает пот со лба и говорит: — Все, товарищ старшина, закончили! — Как же это вы в такой короткий срок уложились? — спрашиваю. — Д а вот уложились. А Нерасторопный этот, до чего ж е к работе горазд! Чуть не умаял меня. И минутки передохнуть не дал. Вы его и за в т р а мне давайте. Мы с ним таких дел наделаем!.. Д а , думаю, за г адал а мне жизнь за гад ­ ку. Только чья заслуга в этом, кто матро ­ са на верный путь наставил? Вечером, по­ читав немного, собрался и пошел к ма тро ­ сам своим. З а х ож у в кубрик, а у них спор какой-то. И больше всех голос Нерастороп­ ного выделяется: — Ты старшину нашего не затрагивай. Он — человек правильный. Если и пору­ гает иной раз, так за дело! Вот до этого мне пришлось... Тут меня заметили и прекратили спор. Поговорил я с матросами о разном, потом отозвал Нерасторопного в сторону. — Ну, товарищ матрос, сегодня вы по- настоящему за службу взялись. Давно бы так надо. Только не сдавайте позиций. Если сдадите — очень мне обидно будет! — Не беспокойтесь, товарищ старшина. Сдержал матрос свое слово. Через месяц приняли мы от него зачеты и поставили на штат. Поздравил я его и говорю: — Теперь в отличники пробиваться нуж ­ но. Д л я этого все данные есть! * — Куда мне в отличники? У меня за кормой взысканий куча, сами знаете! — Будете служить хорошо — взыска­ ния снимут. У нас не принято человека старыми ошибками попрекать, если он сам их понял и не повторяет. — Верю я вам, товарищ старшина. И только об одном жалею, что сразу о вас нехорошо думал. Можно мне с вами на­ чистоту поговорить? — Конечно, можно. — Говорят, кто старое вспомянет, тому глаз вон, но мне его никак забывать нельзя. Плохо я служил. Характер у ме­ ня плохой. Чем больше меня ругают, тем хуж е я становлюсь. Нехорошо это, сам знаю, да ведь сразу не переломишь себя. А на старом месте, когда служил, меня за что наказывали? З а то, что в руках се­ бя д ерж а ть не мог. Сделаю что-нибудь не так, меня старшина и отругает. А я не то, чтобы промолчать д а подумать над услышанным, вскипячусь и выкину какую-нибудь штуку. Меня и накажут. К вам когда перешел, думал по-новому н а ­ чать, а тут у нас с в а ­ ми разговор этот первый такой неудачный вышел. Тогда и запала мне в го­ лову дурная мысль, что неисправимый я человек и толку из меня не бу­ дет. А раз такое уж е в голову придет— ни к к а ­ кому делу руки не при­ лаживаются. Потом, ког­ д а вы мне первый раз круж ку компоту без ягод дали, понял я, :то присматриваетесь вы ко мне, изучаете. Ведь это не так-то просто вкус человека узнать, а вы узнали. И разозлился я на себя. Д а что ж е это такое, думаю, человек ко мне присматривается, т а к неужели ж е я ему с плохой стороны показываться буду? Вот какой у нас с матросом Нерастороп­ ным разговор начистоту вышел. Вот тебе, думаю, и методика. Д а разве в какой книжке вычитаешь, что у человека от кружки компота такой сдвиг в мозгах произойти может? С тех пор со всех сто- Подумай и отгадай Море в русской поэзии Ответьте, пожалуйста, кому принадле­ жат и из каких стихов эти строки: 1. Уже белея Понт перед Петром кипит И влага уступить, шумя, ему спешит. Там вместо чаянных береи флагов шведских Российские в зыбях взвевали Соловецких. 2. Безмолвное море, лазурное море. Стою очарован над бездной твоей. Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью. Тревожною думой наполнено ты. 3. Прощай, свободная стихия! В последний paS передо мной Ты катишь волны голубые II блещешь гордою красой. 4. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно; Ногою твердой стать при море. Сюда по новым нм волнам Все флаги в гости будут к нам II запируем на просторе. 5. Мы, други, летали по бурным морям. От родины милой летали далеко! На суше, на море мы билпсь жестоко II море, и суша покорствуют нам! 6. Я видел море, я измерил Очами жадными его; Я силы духа моего Перед лицом его поверил. 7. Завыла буря, хлябь морская Клокочет и ревет, и черные валы Идут, до неба восставая. Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы. 8. Нелюдимо наше море День и ночь шумит оно; В тюковом его просторе Много бед погребено. 9. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? 10. 0 море, море!.. Как прекрасны В блестящий день и день ненастный Его и рев и тишина!.. 11. Небо да море. Волна за волной Плещет в разгульном стремленьп Звучно и вольно, и чужд им покой. — Вечно немолчно движенье. Кажется, море бездонно глубоко. Взоры над морем уходят далеко. 12. Почуяло солнце, что т а зн ь хороша. Вы. волны, размыкали горе. От грома и плеска проснулась душа Сродни ей шумящее море! 13. Клокочет, бушует, волнуется море Сердито и грозно; седые валы. Как вихри, летают на буйном просторе П силятся сдвинуть крутые скалы. 14. Холодный ветер, рез&нй и упорный, Кидает нас. и тяжело грести; Но не могу я взоров отвести От бурных волн, от их пучины черной. 15. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо ре­ ет Буревестник, черной молнии подобный. Р Е Б У С Составил младший сержант В. УСТЬЯ Н О В можно ли? Можно ли построить дом, чтобы все сто­ роны выходили на юг? Если можно, то где именно? Шарады Прошелся по кораблю, в курилку за г л я -1 рон обойду, сто раз присмотрюсь, прежде нул — нигде матроса не видно. Что такое — не пропал ж е он? II тут словно пот я ­ нул меня кто в машину. Спустился я по трапу, смотрю в помещении кладовой свет горит. Подхожу, открываю дверь и г л а ­ зам своим не верю. Стоит Нерастороп- 1. Мой первый слог среди цветов найдешь. Вторым же слогом ты канаву назовешь. А если гласной эти слоги свяжешь. То сразу адмирала нам укажешь. 2. Справа — я заряд для мины. Слева — меряю глубины. С буквой «ф» — морской хозяин, С «п» — по рекам лес сплавляем. Как поделить бензин? Получил старшина на складе 100 литров бензина. Только собрался отвезти его к себе на базу, как поступает распо­ ряжение: полученный бензин поделить поровну между двумя катерами. Подходя­ щей тары на месте не оказалось. Стали искать и нашли две посудины — одну ем.костью в 30 литров, другую емкостью в 70 литров. Теперь в распоряжении старшины было три посудины разной емкости — одна в 100 литров, другая в 70 литров и третья в 30 литров. Начали думать: как же. пользуясь этой тарой, по­ делить 100 литров бензина на две равные части? Вскоре выход был найден. Не возьметесь ли вы ответить, как уда­ лось старшине поделить бензин на две рав­ ные части. Откуда произошли эти слова? чем разговор с ним начать. И теперь могу твердо сказать: у каждого человека, д аж ’е самого неисправимого на вид, есть за что зацепиться и хорошее из не наружу вытянуть. Старшина 2 статьи В. ЛЫ К О В . Г. РЫ К Л И Н Р а з г о в о р по т е л е фо н у — Алло! Три сорок семь. Это ты. Сережа? Здрав­ ствуй. Сережа! Это говорит Симаков. Узнал? Ну как, жив. крепок? Я? Ничего. Устал. Замотался. Работы у нас теперь по горло. Да, все там же. Что нового? Ново­ стей уйма. Сегодня был на заседании обкома. Приняты очень важные решения. Понимаешь, решения сугубо секретного порядка. Так что, сам понимаешь, не мо­ гу. Кроме того, по телефону — совсем не годится. Понимаешь, есть такие обстоятельства, когда нельзя болтать. Но ты не перебивай. Намеками я тебе про одно дело скажу. Только помни. Сережа, не подавай никому вида, что знаешь. Да перестань, пожалуйста, обижаться. Вот в самом деле, словно красная девица. Я просто считаю нужным предупредить. Ты же дол­ жен меня понять — партийная тайна! Так вот. По­ лучен интересный материал на этого самого... Ну, не хочу фамилию называть. Я тебе скажу намеками. Ну, этот самый, что с черной бородкой и длинными но­ гами. Нет. не Черняков. Какой ты непонятливый. Черняков же работает по линии сельского хозяйства. А этот по народному образованию. Белкин? Да что ты? Я же тебе русским языком говорю — с длинными но­ гами. Один смех. Какой ты чудак! Я тебе толкую о Редькине, а ты суешься с Черняковым и Белкиным. Так вот. оказывается, что этот самый Редькин... Ты его знаешь. Сережа? Алло! Что? Сережа! Сережа! Ал- ло! f „ «Прервали. Проклятая телефонная станция! Никог­ да не дают возможности поговорить. Вот еще один участок, который требует в себе пристального вни­ мания». Станция! Алло! Станция, что вы та*, заснули: Почему вы прервали мой разговор? Дайте три сорок семь. Спасибо. Это Симаков. Так вот насчет Редькн- на. Нас прервали. Я тебе все скажу. Только ты , Се­ режа, ничего не спрашивай и не перебивай. Я тебе намеками, а ты уж сам поймешь. Тут особенно много разговаривать не приходится. Пока все эго не подле­ жит оглашению. Еще не все материалы собраны. Надо еще кое-что проверить и уточнить. Сам Редькин, по­ нимаешь. еще и не подозревает о том, что о нем сто­ и т вопрос. Возможно, что он замешан в одну сквер­ ную историю. С той , не перебивай. Сережа. Я тебе, конечно, не скажу, в какую, сам догадайся. Тем бо­ лее, что товарищ Орлов предупредил нас всех, что пока об этом никто не должен знать. Сам понимаешь, не маленький. Редькина собираются снять с работы. Товарищ Орлов уже наметил кандидатуру на его ме­ сто. Только это иод большим секретом. Но телефону неудобно называть фамилию. Ну, этот лысый, в оч­ ках. Ты не думай, пожалуйста, что это Киселев. Совсем наоборот. Киселев лысый, но без очков. Речь идет о Самусенко. Только об этом пока — молчок. Сам понимаешь, не маленький. Постой, не перебивай, экой ты нетерпеливый! Я тебе, Сережа, еще кое-что расскажу. Заседание было очень интересное. II все вопросы сугубо сек|>етноп> характера. Так что надо крепко держать язык за зубами. Но и тебе так. наме­ ками. Да выслушай до конца, не перебивай. Наш оа- вод получил новое задание. Понимаешь, какое. Спе­ циального назначения. Будем производить запасные части к этим самым... Об этом нельзя по телефону. Сам, конечно, догадаешься. Понимаешь, новый тип мотора. Вот. Сережа, какие новости! Только ты уже не обижайся, но я тебя опять обязан предупредить — полное молчание! Товарищ Орлов специально в конце заседания говорил о болтовне. Так. чтоб, по­ нимаешь. — ни звука. А что v тебя. Сережа, слыш­ но? Как поживает Елена Петровна? Что? Кто это го­ ворит? Сережа, ведь это не твой голос? Кто у теле­ фона? Какого же дьявола вы слушаете, что вам не пола­ гается? Я, может, секретные вещи (рассказываю. Как. вы смеетесь? Это нахальство! Будьте добры назвать свою фамилию? А? Что? Как? Товарищ... товарищ Орлов? Товарищ Орлов! Выслушайте меня, ради все­ го святого! Товарищ Орлов! Товарищ.... «Повесил трубку! И все это Сережа, черт бы его .побрал, такой любопытный! Вот мне теперь за него и отдувайся!». — Станция! Алло! Дайте скорей три сорок семь. Три сорок семь? Сережа? Скажи какую-нибудь Фра­ зу. Ну, например: «Прибежали в избу дети, второпях зовут отца...». Так. так. Теперь знаю, это ты. Пони­ маешь, какая оказия... Пострадал я из-за тебя. Нас раньше раз’единили. А потом меня по ошибке соеди­ нили с Орловым. А я думал, что это ты. Я все рас­ сказывал, а он слушал. Ну, сам понимаешь, что те­ перь будет. Вот проклятая телефонная станция! Как. станция не виновата? А что? Что ты смеешься? Как? Не может быть! Это ты меня разыграл? Вот напугал! Ну и ловко же ты имитацией занимаешься. А я был уверен... Что? Я болтун? Что ты ругаешься? Да я же больше никому, только тебе. Честное слово! Только тсбе... Что? Ну, знаешь, это совсем не по-товарище­ ски!... Что? Бросил трубку... С О Л Д А Т Слово солдат перенесено из древнеклассического ми­ ра. Римские воины Септи- мия Северия (II— III века) назывались «солидариус». отсюда и произошло «сол­ дат». В 1632 году царь Михаил Федорович, от­ правляя на защиту Смо­ ленска воеводу Шейна, в наказе требовал быть в войске «русским пешим солдатом на государево службе». Петр I. создав­ ший в нашей стране по­ стоянную регулярную ар­ мию, говорил: «Солдат есть имя общее знаменитое. Солдатом называется пер­ вейший генерал и послед­ ний рядовой». Слава о стойкости и отваге рус­ ских солдат облетела весь мир. Даже враги — швед­ ский король Карл XII, прусский король Фрид­ рих И, император Напо­ леон — преклонялись пе­ ред непобедимостью рус­ ских солдат. Верность Родине, скром­ ность II готовность к суро­ вым испытаниям военной жизни, смелость и дерзость в бою русских солдат — эти традиции наше поко­ ление полностью воспри­ няло и приумножило. Во­ ины Советской Армии ста­ ли называться солдатами с 1943 года. Советские солдаты в о п ­ л о т и л и в себе храбрость п отвагу, доблесть и героизм, покрыли себя и Отчизну свою неувядаемой славой, заслужили беспримерную любовь народа. П О Г О Н В России погоны были введены впервые в 1801 году. Но слово погон су­ ществовало и раньше. Только имело оно другое значение. Мы часто прибавляем слово «погонный» к оп­ ределению мер (погонная сажень, погонный метр), подчеркивая, что речь идет именно о длине, а не о площади или об’еме. По смыслу слова «погонный» стали называть погоном длинный узкий ремешок вдоль ложа ружья. В ста­ рину в русской армии на плечо солдатского мунди­ ра специально нашивали красный шнурок, при по­ мощи которого придержи­ вался погон ружья. Шну­ рок этот также стали на­ зывать погоном. В одном из воинских ус­ тавов Петра I говорилось «...а как придут на место, спустить мушкет по пого­ ну». Впоследствии наименова­ ние «погон» перешло от шнурка для ружья к прикрепляемому на том же месте наплечному зна­ ку различия. Ответы на головоломки, опубликованные 9 октября К Р О С С В О Р Д По горизонтали: 7. Нестеров. 8 . Комендор. 9. Пойма. 10. Строп. 12. Азов. 15. Перу. 16. Лигроин. 17. Команда. 19. Агроном. 21. Лепсы. 22. «Асахи». 23. Дебет. 26. Аллод. 29. Шелн- хов. 31. Таранто. 32. Интрига. 33. Чека. 35. Стол. 36. «Ермак». 37 Рента. 33. А к а ­ демия. 39. Гарпунер. • По вертикали: I. Некрасов. 2. Седов. 3. Формула. 4. Мортира. 5. Резон. 6 . Ползунов. 9. Поташ. 11. Песок. 13. Углекислота. 14. Локсодро­ мия. 18. «Детство». 20. Гашетка. 24. Шев­ ченко. 25. Литке. 27. Карта. 28. Птоломей. 30. Витамин. 31. Т акелаж . 34. «Артек». 35. Степс. ЭК СК У РСАНТЫ Двух эт ажных домов этажных — 23. В С О В Х О З Е было 12 , а трех- Н А ЗО В И Т Е С Л О В А 1. Грамота — атом — ар (г). 2. Деби т— Тибет. Таганрог. Ш А РА Д А it Ar ft Правильные ответы на ранее опублико­ ванные головоломки прислали следующие товарищи: Н. Литвиненко, А. Гончак. Тка­ ченко и другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz