На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.

2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 октября 1955 г.. № 246 (5398). Егор Прудников—отличный акустик МУЗЕЕ Северного флота на одном из стендов можно видеть небольшую, скром­ ную фотографию с корот­ кой подписью: «Старшин матрос Прудников». Широ­ кое, доброе лицо молодого человека с не­ покорным локоном волос над крутым лбом. Кто же такой этот Прудников? Почему он удостоен такого почета? Егор Прудников в детстве и юности не видел моря, и когда ему сказали, что он зачислен на флот, юноша не смог скрыть своей радости. Необ’ятный простор всегда влечет к себе молодые сердца. Наверное, каждый мечтал в детстве о голубых вол­ нах и борьбе со штормами. Не избежал этого и Егор. Но он не сразу попал на море. Сначала его направили на учебу. Знакомясь со своей будущей специальностью, он еще не знал, что это такое, и не мог решить вначале, радоваться ли такому назначе­ нию или нет. Началась учеба. Она доста­ вила ему на первых порах немало огорче­ ний. Молодой воин никак не мог разоб­ раться в технике. На помощь пришли товарищи, препода­ ватели. Старшина 1 статьи Кольцо© как- то сказал ему: — Только не опускайте рук. Сумеете преодолеть первую трудность — будете настоящим моряком. А когда Егор получил по знанию техни­ ки первую «четверку» (это стоило боль­ шого труда), Кольцов крепко пожал ему руку и сказал: — Молодец, Прудников! И Егор вдруг представил своего отца. Он всю жизнь трудился и потому оцени­ вал людей только с точки зрения трудовой деятельности. Егор подумал: «Отец в этом случае тоже не отказался бы от похвалы». По окончании учебы Егор начал соби­ раться на боевой корабль. Но куда, на ка­ кой корабль? Его желание служить на Севере, там, где труднее, сбылось. И вот Егор на Севере, на боевом кораб­ ле. Город разбросан по берегу залива: ко­ рабли у пирса; вдали без конца тянутся туповершинные сопки; широкий рейд; не­ бо в ясные дни голубое, а чаще всего пас­ мурное; воздух сырой. Егор почти не выходит из акустическо­ го отсека, практически овладевает специ- ОЧЕРК альностью. Ему помогают сослуживцы, особенно старший матрос Недлин. черно­ волосый. добродушный и веселый человек. С ним Прудников сдружился крепко. Молодой акустик с нетерпением ждал, когда корабль выйдет в плавание. Нако­ нец, желанная пира настала. Корабль идет в открытое море. Позади залив, впереди необ’ятные просторы. Взмахнув крыльями, словно простившись, повернула назад белая чайка. Егор прово­ дил ее глазами. Кругом вода, вода; вдали она темносвннцовая, вблизи нежнозеленая, точно трава в родном брянском лесу. Начались учения. Егор вместе с Недли- ным сидел в рубке. Корабль качало. У но­ вичка побаливала голова, к горлу подсту­ пал какой-то комок. Лицо побледнело. А Недлин сидел за штурвалом как ни в чем не бывало. Только что корабль вы­ шел из удачной атаки, и он, помимо все­ го, улыбался. Егор поймал веселый взгляд больших черных глаз своего товарища и принудил себя улыбнуться. — Крепись, друг, — шепнул Недлин. Когда пришли на якорную стоянку, Егор не ушел из рубки. Он упорно изучал станцию. В висках шумело, но Егор не сдавался. Он уже знал, что не так-то страшно море, как может показаться вна­ чале. Шло время. Вот в плавании Прудников впервые садится за штурвал и сразу же «теряет» лодку, с которой держал «кон­ такт» вахтенный. — Эх ... — махнул рукой командир от­ деления. отстраняя огорченного Пруднико­ ва от штурвала. — Бывает, не горюй, — спокойно ска­ зал Недлин. — Я тоже в первый раз «упустил»... Ты слушай, где резче, силь­ нее звук, там и напрягай слух. Долго после этого Прудников не садил­ ся за штурвал. Но он ни на кого не оби­ жался. Он понимал, что акустику надо в совершенстве знать станцию, иметь опыт и уметь слушать. Вскоре Недлин ушел в долгосрочный отпуск. — Я внаю, ты будешь хорошпм акусти­ ком, — сказал он Егору на прощанье, — тренируйся больше, учись. II Егор учился, тренировался, зака­ лялся. Корабль в море. Пдет контрольный по­ иск подводной лодки. Вот она «засечена». Егор сел за штурвал. Он волновался, как каждьш волнуется на экзамене, стремился во что бы то ни стало не «утерять» «пой­ манного» сослуживцем «противника». Воин прекрасно держал «контакт» с подводным кораблем, и командир, с ува ­ жением пожав ему руку, сказал: — А вы упрямый, товарищ Прудни­ ков. Хорошо! Дружному коллективу моряков, в кото­ ром служит Прудников, был вторично вру­ чен кубок Главнокомандующего Военно- Морским Флотом з а о т л и ч н ы й поиск под­ водной лодки. За успехи в боевой и политической подготовке Егор Прудников был награж­ ден ценным подарком. Он заслужил дове­ рие и уважение товарищей. Его избрали членом бюро комсомольской организации корабля. Избрали и не ошиблись. На ком­ сомольских собраниях он не боится сказать правду в глаза о тех, кто нерадиво отно­ сится к службе. Это — еще одна замеча­ тельная черта его характера. Тов. Прудников — специалист второго класса, он учит молодежь по-настоящему любить свою специальность. По возвраще­ нии из плавания он и младший акустик Ерофеев никогда не уйдут из отсека, не осмотрев станции, не приведя ее в полный порядок. • — Станция не скажет, что у нее «бо­ лит». — шутливо говорит Егор. — Вот и приходится оа ней следить, как за ма­ леньким ребенком. Пначе и нельзя: отка­ жет в море, — что тогда! Об этом же Прудникову и Ерофееву не раз говорил командир отделения старшина 2 статьи Гризнлов, классный специалист и хороший акустик. Сейчас воины снова усиленно готовятся к контрольному поиску. — Постараемся, — заявляют они, — XX с’езду нашей партии сделать посиль­ ный подарок— на «отлично» проведем кон­ трольный поиск. Пусть знают Партия и Народ, что защитники морских рубежей любимой социалистической Отчизны всег­ да зорко несут боевую вахту. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Мастерство зенитчиков По сигналу зенитчики бегом устремля­ ются на огневую позицию. Они быстро расчехляют орудия, занимают места сог­ ласно боевому расписанию. Цель в воздухе. Четко выполняет свои обязанности оператор старший матрос Ко­ лесников. Под стать ему работает отлич­ ник боевой и политической подготовки старший матрос Наливайко. — Есть цель, — докладывает Колес-» ников. Сноровисто обслуживают механизмы зе­ нитчики. В короткое время все готово. — Огонь! у В тот же миг следуют точные залпы. Успех комендоров не случаен. Много сил потребовалось от каждого воина, чтобы хо­ рошо изучить свое заведывание. умело и грамотно обслуживать технику. Настой­ чивость, стремление служить Родине так, как требует Присяга, позволили воинам до­ биться высоких показателей в боевой и политической подготовке. Особенно хоро­ шо служат старший сержант Калистов, младший сержант Братухин, старший ма­ трос Печонкин и другие. Зенитчики не довольствуются достиг­ нутыми успехами, а с каждым днем по­ вышают боевое мастерство, стремясь XX с ’езд КПСС ознаменовать новыми показате­ лями в учебе и службе. Матрос В. ВЯЛОВ. Матрос Г. ТАРАСОВ. Специалист первого класса главный старшина Иван Бледников умело передает своим подчиненным опыт и знания в обслуживании боевой техники. З а успехи в обучении моряков он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист». НА СНИМКЕ : главный старшина Иван Бледников (справа) руководит приго­ товлением матчасти к стрельбе по контрольному листу. Он дае т указания замочно­ му старшему матросу Алексею Яшину. Фото И. Никишова. З а м е т к и о л е к ц и я х ЯРЧЕ И УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ИЗЛАГАТЬ ТЕМУ Достойную встречу XX с’езду КПСС готовят рабочие и служащие предприя­ тия, на котором работает бригадиром электросварщиков кандидат в члены КПСС Н. Мартынов. Его комсомольско- молодежная бригада уже к 1 сентября выполнила пятилетнее задание и сей­ час дае т продукцию сверх плана. НА СНИМКЕ : бригадир комсомоль­ ско-молодежной бригады электросвар­ щиков Николай Андреевич Мартынов з а работой. Фото И. Никишова. Опытный водитель Опытным водителем зарекомендовал се­ бя матрос Эвеле. Машину он всегда содер­ жит исправной и готовой к выходу в рейс. Любовь к технике, стремление честно вы­ полнить свой воинский долг помогли Эве­ ле провести машину без капитального ре­ монта на несколько тысяч километров больше положенного по норме, сэкономить немало бензина. Еще не было нп одного случая, чтобы по вине водителя Звеле вышла из строя какая-либо деталь. Он всегда во-время предупреждает причину неисправности. Эвеле много помогает менее опытным товарищам. Как-то матрос Крючков долго «возился» при запуске двигателя. Эвеле видел, как тот уже несколько раз отсое­ динял бензопровод и продувал его. — Никак не пойму, что за причина, — обратился он к товарищу. Эвеле осмотрел двигатель и сразу же обнаружил причину. Оказалось, что не­ правильно отрегулировано зажигание. За свою службу матрос Эвеле имеет ряд благодарностей от командиров. Недавно старший начальник поощ#л передового воина внеочередным кратко­ срочным отпуском. Матрос Н. ВЕРШИНИН. к Ъ /ж гт Л Ъ О УМЕЛО выполняют свои обя­ занности воины расчета, которым командует старший матрос Ильин. Благодаря заботе командира отлич­ ными специалистами стали матросы Косннов и Аверин. Старшина 2 статьи Б. Макеев. О АВТОРИТЕТОМ среди личного состава пользуется матрос Сибату- лнн. Он отлично обслуживает вверен­ ную боевую технику, поддерживает крепкую воинскую дисциплину. Старший матрос А. Захаров. О ЛЮ БИТ свою специальность старший матрос Смирнов. В любых условиях он тщательно прослушивает эфир, не пропускает ни одного сиг­ нала. — Хороший радист, — говорят в подразделении о Смирнове. Старший матрос И. Филиппенков. Тема лекции — «Переходный период от капитализма к социализму. Победа со­ циализма в СССР» уводит слушателей в эпоху громадных революционных пре­ образований в нашей стране. В сложной обстановке гражданской войны и разру­ шенного войной народного хозяйства Ком­ мунистическая партия возглавила борьбу за создание и победу социалистического базиса. Каждое решение партии в этот период встречалось в штыки со стороны явных и скрытых врагов народа и сто­ ронников реставрации капитализма. Преподаватель Набережный стройно и четко изложил основные положения темы, рассказал о неизбежности революционного преобразования капиталистического об­ щества в социалистическое, об экономи­ ческой политике партии в тот период, о необходимости индустриализации страны. Лектор указал, что марксистско-ленинское учение о переходном периоде имеет гро­ мадное теоретическое и практическое зна­ чение для рабочего класса и их авангар­ д а— коммунистических и рабочих партий всех стран. Хорошо была обоснована в лекции исто­ рическая необходимость политики индуст­ риализации. Совершенно правильно, на наш взгляд, сделал преподаватель, уделив этому вопросу большое внимание. Но в лекции есть и существенные не­ достатки. Главным можно, пожалуй, наз­ вать некоторый ее схематизм. Одно теоре­ тическое положение следует за другим, тема освещается полно, но живой картины преобразований того времени у слушателей не возникает, ее как бы заслоняет полит- экономнческая схема того времени. Гово­ рит автор о многоукладности, о государ­ ственном капитализме, о социалистиче­ ском укладе, но в каких конкретных формах это происходило, как это в жизни выглядело, — этого в лекции нет. А между тем, если бы лектор полнее пспользсвал резолюции и решения с’ездов и конференций партии, в которых при­ водятся яркие примеры пз жизни, это по­ могло бы ему значительно улучшить со­ держание лекции, облегчить слушателям восприятие сложной темы. Причиной схематизма в данном случае является то, что материал перенасыщен теоретическими положениями. Это можно об’яснить недостатком времени — на важ­ нейший по своему значению период, длив­ шийся около 20 лет, отводится в прог­ рамме всего четыре часа. Это, конечно, ос­ ложняло задачу лектора. Но еслп бы тов. Набережный не стремился говорить бук­ вально обо всем, что имеет отношение к этой теме, опустил бы некоторые положе­ ния, то он вполне смог бы вскрыть основ­ ные, главные вопросы темы во всей глуби­ не. тесно связав их с жизнью. При чтении курса политической экономии это тем более возможно, что слушатели имеют учебник, в котором последовательно излагаются ос­ новные вопросы темы. Например, можно было бы так подробно не останавливаться ка отличии социалистической революции от буржуазной, на разборе содержания диктатуры пролетариата, как Формы го­ сударства нового типа, и другие. Эти воп­ росы более подробно освещаются при изу­ чении истории КПСС и историческо­ го материализма. Слишком растянут в лекции разбор последнего Е о п р о с а темы о победе социализма в СССР и международ­ ном значении этого, который по существу является обобщением темы и мог быть изложен более сжато и по существу. Зада­ ча любой лекции давать не длинный пере­ чень теоретических положений, а ярко и убедительно, на жизненных примерах по­ казывать, как Коммунистическая партия претворяла идеи марксизма-ленинизма в жизнь. Это помогло бы слушателям уло­ вить связь излагаемых теоретических по­ ложений с жизнью, со своими практиче­ скими задачами. Вторым недостатком лекции является гладкое бесконфликтное изложение отдель­ ных вопросов темы. Особенно это относит­ ся к первой части лекции. А ведь для этого исторического периода особенно характерна ожесточенная борьба партии с различными антипартийными группировками, которые всеми силами ста­ рались помешать успешному строительст­ ву социализма в нашей стране. Взять хотя бы проводимую Коммуни­ стической партией новую экономическую политику, которая допускала некоторое в р а н н о е оживление капитализма при сохранении командных высот в руках пролетариата. Эта политика встретила бешеное сопротивление со стороны вра­ гов партии н народа. Одни предлагали уни­ чтожить социалистический сектор, сдать все хозяйство в руки капиталистов, дру­ гие временное допущение капиталистиче­ ских элементов расценивали как рестав­ рацию капитализма вообще. Критика капитулянтской политики вра­ гов народа, с одной стороны, и показ мел­ кобуржуазной сущности так называемых «левых», с другой стороны, — все это зна­ чительно повысило бы осевой, наступа­ тельный характер и идейный уровень лекции, лишний раз подчеркнуло бы пра­ вильность мудрой политики Коммуни­ стической партии. Лектор должен был показать эту борьбу. Но, к сожалению, этого сделано не было. На второй лекции по этой теме тов. На­ бережный удачно пользовался наглядными пособиями, иллюстрируя ими отдельные теоретические положения. К сожалению, этого не было на первой лекции: нагляд­ ные пособия были развешаны, но лектор к ним нн разу не обратился. Гозорят, что в любой лекции, даже очень хорошей, можно найти недостатки. Правильно! Можно и нужно найти эти недостатки и в дальнейшей работе испра­ вить. Ценнейшим качеством советского пропагандиста является постоянное стрем­ ление к совершенствованию своего мастер­ ства. М. П. Калинин, обращаясь к препо­ давателям высшей партийной школы, го­ ворил: «Рабочие и крестьяне в нашей стране готовы все отдать за Советскую власть. Так давайте же приложим все силы, чтобы еще больше обогатить и еще ярче озарить трудящихся нашей страны идеями марксизма-ленинизма». Т. Х0Л0СТ0ВА. Закрепить приобретенные знания В нашей части прошла итоговая проверка политических занятий. Дея­ тельно готовились к ней вонпы-гвардей- цы. К итоговой проверке были изготов­ лены: стенд ио материалам июльского Пленума ЦК КПСС, написаны плакаты. Умело используя наглядные пособия, мно­ гие слушатели группы показали хорошие знания. К примеру, высокие оценки полу­ чили гвардии матросы Малпнауекас, Гав- риленко и другие воины. Свои выступ­ ления слушатели тесно увязывали с за­ дачами воинов. Отличной оценки добились на провер­ ке слушатели группы, которой руководит офицер Малеев. Большую помощь руково­ дителю в подготовке слушателей этой группы к итоговым занятиям оказал его помощник — гвардии .младший сержант Чаусов. I Гвардии матрос А. ДАВЫДОВ. Письма о службе корабельных нарядов 2. На стоянке в За полчаса до развода по корабельной трансляции разнеслись слова команды: — Наряженным в караул, дежурство и на вахту приготовиться к разводу... На верхней палубе выстроились моря­ ки, назначенные в наряд. Молодой матрос Луканов стоит рядом со своим соседом по кубрику старшим матросом Адамовым. У обоих — на рукавах сине-белые повязки. - На правом фланге — корабельное де­ журство. В расстоянии шага от них — личный состав корабельной вахты. Выде­ ляются строевой выправкой командиры вахтенных постов старшины 2 статьи Ка- чанюк и Бажанов. Далеко видны их крас­ ные нарукавные повязки с белой полосой по середине. ^Старшины возглавляют сво­ их подчиненных — вахтенных у трапа старших матросов Сидоркина, Шеломанова, матроса Гудзь, вахтенных на полубаке старших матросов Маевского, Гасилина, матроса Лашко. Дальше в порядке боевых частей и служб расположились специаль­ ные наряды. Цуканов многих из этих мо­ ряков знает уже по фамилиям. Скосив влево глаза, он в и д и т артиллериста стар­ шину 2 статьи Прилипко. Говорят, что он подал рапорт с просьбой оставить его на сверхсрочную. Еще в первый день, когда новое пополнение прибыло на корабль, Цуканову и его друзьям ставили в пример безупречную службу старшины Прилипко, котельного машиниста старшего матроса Полынникова. За успехи в боевой и поли­ тической подготовке машинист награжден Грамотой ЦК ВЛКСМ. Полынников тоже сейчас стоит в строю. Левый фланг замы­ кает наряд на хозяйственные работы. Матрос Цуканов отмечает, что не толь­ ко он. но даже такие бывалые моряки, как старшина 2 статьи Прилипко. не мо­ гут скрыть своего торжественно-приподня­ того настроения. «Вот так. наверное, бывало на войне, перед боем», — думает матрос, и сердце его наполняется гордостью за оказанное доверие. Размышления Цуканова прервало появ­ ление дежурного по кораблю. Широкий в плечах, с румянцем на щеках лейте­ нант Суворов четким- шагом направлялся к строю. Старшина 2 статьи Кореньков скомандовал: — Смирно, равнение налево! Товарищ лейтенант, суточный наряд выстроен к разводу. Дежурный по низам старшина второй статьи Кореньков. Дежурный по кораблю поздоровался с личным составом наряда. Вместе со все­ ми. отвечая на приветствие офицера. Цу­ канов еще острей ощутил себя неотдели­ мой частицей боевого, дружного коллекти­ ва. С товарищами, ставшими для него са­ мыми близкими, он готов пойти в огонь и в воду, исполняя свой долг перед Родиной, и скорее умрет, чем изменит благородным законам нерушимой матросской дружбы. А лейтенант Суворов тем временем об­ ходил строй, придирчиво проверяя форму одежды, обязанности дежурной и вахтен­ ной службы. У молодого матроса Цукано­ ва даже дух захватило, когда на нем оста­ новился внимательный взгляд офицера. Но лейтенант, видимо, остался доволен внеш­ ним видом моряка. В глазах Суворова блеснули веселые искорки, когда он смот­ рел на Цуканова. Вопросов дежурный по кораблю ему не задавал. Наверное, помнил, как хорошо отвечал матрос на инструк­ таже. После проверки лейтенант Суворов об­ ратился к воинам: — Кто не понял назначения, поднять руку. Строй не шелохнулся. По знаку офицера горнист матрос Юдин сыграл «Марш по местам». Дежурный по кораблю вошел в отве­ денное для него помещение. Вскоре он уже принимал доклады о заступлении но­ вого наряда. Суворову не сиделось на месте. Чувство большой ответственности, возложенном на него, заставляло все проверите, преду­ смотреть. чтобы никакие случайности не нарушили размеренной жизни экипажа, не отразились на боевой готовности кораб­ ля. Усиливался ветер. Почти перпенди­ кулярно мачте вытянулись концы вым­ пела. Лейтенант позвонил дежурному ру­ левому. базе — Чаще докладывайте о ветре, — приказал офицер. Потом Суворов обошел верхнюю палу­ бу. На шкафуте он увидел дежурного боц­ мана старшину 2 статьи Примака. Тот ру­ ководил погрузкой. Опытный моряк вни­ мательно следил, чтобы она производилась концами и стропами, отвечающими по своей прочности и назначению весу под­ нимаемых предметов. — Дежурный рулевой докладывает, что скорость ветра повышается. — обра­ тился к боцману лейтенант. — Будьте готовы обеспечить работу шпиля, устано­ вите наблюдение за швартовыми. — Есть. — ответил старшина. После короткой паузы дежурный по кораблю продолжал: — Бельевые леера у вас пе в поряд­ ке. Они не полностью обтянуты. Прикажи­ те обтянуть. Офицер ушел, а дежурпый боцман тут же приступил к устранению отмеченных им недостатков. Попутно старшина 2 ста­ тьп Примак проверил исправность такела­ жа. Он знал, что лейтенант Суворов, хотя и молод, но службу хорошо разумеет, глаз у него острый, всякий самый малый про­ мах увидит и слабины не допустит. А лейтенант Суворов уж давал соответ­ ствующие указания дежурному по элект­ ромеханическому подразделению старшине 2 статьи Кирилюку на случай экстрен­ ного ввода машин в действие. Офицер также предупредил вахтенного у трапа о необходимости соблюдать высокую бди­ тельность. Ни один человек, не имеющий соответствующих документов, не может ступить на палубу родного корабля. А как однажды случилось. На борт взошел незнакомый вахтенному военнослужащий, но документы у него он не собирался про­ верять. — Почему вы так поступаете? — строго тут же спросил дежурный офицер вахтенного. — Да ведь он в формо советского воен­ ного моряка, — оправдывается вахтенный, допустивший грубейшее нарушение нн- 1 СТРУКШШ . ствует капиталистическое окружение, им­ периалисты будут засылать в Советский С-оюз шпионов, вредителей, диверсантов. Не допускать их проникновения к госу­ дарственным и военным об’ектам, не дать им возможности вести свою подрывную работу — важнейшая обязанность всех воинов и. в первую очередь, тех, кто не­ сет караульную, вахтенную и дежурную службы. Дежурно-вахтенная служба продолжала неусыпное наблюдение за осуществлением уставного распорядка корабельной жиз­ ни. В то время, когда весь личный состав готовился к очередному занятию по спе­ циальности. несколько матросов стояли на полубаке и о чем-то беседовали. IIx уви­ дел старшина 2 статьи Бажанов. — Почему не занимаетесь? — строго спросил старшина. Матросы молчали. Тогда вахтенный старшина приказал: — Шагом марш в кубрики, за учебу! Моряки незамедлительно исполнили команду. Не обошлось на дежурстве без промахов. Нарушил инструкцию вахтенный стар­ шина Окатов. По инструкции он должен находиться у трапа. Но старшина 2 ста­ тьи Окатов без разрешения ушел на полу­ бак. В это время возле корабля проходил штабной катер, на борту которого нахо­ дился старший начальник. Как положено, у трапа выстроились для приветствия командир корабля, дежурный, вахтенный на юте, дежурный горнист и другие. — Почему отсутствует вахтенный стар­ шина? — спросил командир корабля лей­ тенанта Суворова и, не дожидаясь ответа, добавил: — Служба корабельных нарядов призвана следить за порядком, а вы его сами нарушаете. Замечание командира дежурный по ко­ раблю воспринял как указание быть бо­ лее требовательным, строже контролиро­ вать подчиненных. Как порой бывает. Приказано спустить, скажем, шлюпку с матросами, чтобы заве­ сти на бочку конец. Но инструкции все выделенные для этого моряки должны быть одеты в спасательные жилеты. Но у отдельных военнослужащих неправильное представление о значении мер безопасно­ сти. Мол. посчитают матросы трусом, ес­ ли увидят на мне «панпковку» так пренебрежительно называет спасательные зная, све­ садятся матро- жнлетов. Все это делается на глазах у службы кора­ бельных нарядов, но нн вахтенные стар­ шины, ни дежурный боцман не пресекают грубейшего нарушения инструкции. А подобный либерализм может привести к человеческим жертвам. Наше студеное море шутить не любит. Даже хороший пловец без спасательных средств долго на поверхности воды не продержится. Припомнились офицеру промахи, кото­ рые встречались во время дежурств и на их корабле. Вахтенный матрос Тере­ хов однажды очень небрежно, с хо­ лодком отнесся к своим обязанностям. За нарушение инструкции его пришлось снять с вахты. В другой раз дежурный удалил с поста матроса Богданова за по­ терю бдительности на вахте. — А как сегодня идут дела у старше­ го матроса Маевского? — подумал лейте­ нант Суворов. Дело в том, что в один из последних нарядов старший матрос Маев- ский, будучи вахтенным, самовольно ушел в коридор личного состава. Такое грубей­ шее нарушение инструкции не осталось, конечно, безнаказанным. О проступке старшего матроса Маевского осталась за­ пись в журнале дежурного по кораблю. Лейтенант Суворов пришел на полубак. Учтя прежнюю ошибку, Маевскнй нес вахту образцово. Концы были уложены в полном порядке, в любой момент готовые к подаче. Офицер перегнулся через борт. II здесь все находилось в норме. Ни кран­ цев, ни свободных концов, ни каких-либо других ^предметов, надобности в которых нет, лейтенант не заметил. Но особенно отличился старший матрос Маевский позже. Ночью срочно отходил рядом стоящий корабль. Нужно было без задержки отдать швартовы. Играть аврал, вызывать баковую п ютовую команды, — на это ушло бы слипгком много времени. II дежурный но кораблю принял решение отдать швартовы с помощью тех моряков, которые в_ то время несли вахту на верх­ ней палубе. Нот здесь-то и показал от­ личную сноровку старший матрос Маев­ ский. Он один действовал почти за целую баковую команду. Им руководствовали два чувства. Во-первых, стремление — не затянуть экстренный выход и, в о - в т о р ы х . желание не уронить престиж родного корабля перед соседним экипажем. Пусть, мол, видят, какие умелые и расто­ ропные моряки у нас вахту правят. Так же хорошо при отдаче швартовов дейст­ вовали старшины 2 статьи Бажанов и Примак, молодой матрос Зайцев. Утром, начиная новый учебный день, личный состав и не догадывался, как крепко пришлось поработать службе ко­ рабельных нарядов, пока весь экипаж отдыхал. Но если бы и узнали об этом моряки, восприняли все как должное. А как же иначе может быть. Они заступят в наряд и тоже будут, как эта смена, выполнять свой долг, отдавая все силы и знания поддержанию постоянной боевой готовности родного корабля. Перед под’емом лейтенант Суворов соб­ рал дежурных по подразделениям и ука­ зал, кто в каком помещении наблюдает за побудкой. Иод'ем прошел исключитель­ но организованно. Никто пз моряков не замешкался, никого в этот день не приш­ лось персонально «приглашать» поки­ нуть койку. После под’ема Военно-морского флага корабельная жизнь стремительно набира­ ла темп. Дежурная и вахтенная служба следила, чтобы не проходила впустую нп одна минута учебного времени, чтобы точно соблюдался распорядок дня. чтобы на корабле поддерживалась образцовая чи­ стота. а оружие и технические средства находились в полной боевой готовности. Быстро освоился с новыми для него обязанностями дневального матрос Цука­ нов. По началу он робел, когда нужно было сделать замечание кому-либо из старослужащих матросов за несоблюдение формы одежды или пребывание в кубрике в неположенные часы. Но он переборол в себе эту слабость и установил в своем помещении примерный порядок. В лагунах находилась кипяченая вода, столы были аккуратно прибраны. Строго соблюдались правила безопасности. Когда туда пришел дежурный по кораблю, он по заслугам оценил старательность молодого матроса. Вечером, готовясь к сдаче своих обя­ занностей другому офицеру, лейтенант Суворов записал в журнале дежурного по кораблю: «За образцовое несение службы корабельных нарядов ходатайствую о вынесении поощрения старшине 2 стл- /гьи Бажанову. старшему матросу Маев- скому. матросам Цуканову и Зайцеву». Е . ДНЕПРОВ. Надо всегда помнить, что пока суще- ,*жилеты кое-кто из моряков, не сколько людей спасли они. II вот в жую погоду в шлюпку сы без спасательных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz