На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
2 На с т р а ж е З а п о л я р ь я 16 октября 1955 г.. № 246 (5398). Егор Прудников—отличный акустик МУЗЕЕ Северного флота на одном из стендов можно видеть небольшую, скром ную фотографию с корот кой подписью: «Старшин матрос Прудников». Широ кое, доброе лицо молодого человека с не покорным локоном волос над крутым лбом. Кто же такой этот Прудников? Почему он удостоен такого почета? Егор Прудников в детстве и юности не видел моря, и когда ему сказали, что он зачислен на флот, юноша не смог скрыть своей радости. Необ’ятный простор всегда влечет к себе молодые сердца. Наверное, каждый мечтал в детстве о голубых вол нах и борьбе со штормами. Не избежал этого и Егор. Но он не сразу попал на море. Сначала его направили на учебу. Знакомясь со своей будущей специальностью, он еще не знал, что это такое, и не мог решить вначале, радоваться ли такому назначе нию или нет. Началась учеба. Она доста вила ему на первых порах немало огорче ний. Молодой воин никак не мог разоб раться в технике. На помощь пришли товарищи, препода ватели. Старшина 1 статьи Кольцо© как- то сказал ему: — Только не опускайте рук. Сумеете преодолеть первую трудность — будете настоящим моряком. А когда Егор получил по знанию техни ки первую «четверку» (это стоило боль шого труда), Кольцов крепко пожал ему руку и сказал: — Молодец, Прудников! И Егор вдруг представил своего отца. Он всю жизнь трудился и потому оцени вал людей только с точки зрения трудовой деятельности. Егор подумал: «Отец в этом случае тоже не отказался бы от похвалы». По окончании учебы Егор начал соби раться на боевой корабль. Но куда, на ка кой корабль? Его желание служить на Севере, там, где труднее, сбылось. И вот Егор на Севере, на боевом кораб ле. Город разбросан по берегу залива: ко рабли у пирса; вдали без конца тянутся туповершинные сопки; широкий рейд; не бо в ясные дни голубое, а чаще всего пас мурное; воздух сырой. Егор почти не выходит из акустическо го отсека, практически овладевает специ- ОЧЕРК альностью. Ему помогают сослуживцы, особенно старший матрос Недлин. черно волосый. добродушный и веселый человек. С ним Прудников сдружился крепко. Молодой акустик с нетерпением ждал, когда корабль выйдет в плавание. Нако нец, желанная пира настала. Корабль идет в открытое море. Позади залив, впереди необ’ятные просторы. Взмахнув крыльями, словно простившись, повернула назад белая чайка. Егор прово дил ее глазами. Кругом вода, вода; вдали она темносвннцовая, вблизи нежнозеленая, точно трава в родном брянском лесу. Начались учения. Егор вместе с Недли- ным сидел в рубке. Корабль качало. У но вичка побаливала голова, к горлу подсту пал какой-то комок. Лицо побледнело. А Недлин сидел за штурвалом как ни в чем не бывало. Только что корабль вы шел из удачной атаки, и он, помимо все го, улыбался. Егор поймал веселый взгляд больших черных глаз своего товарища и принудил себя улыбнуться. — Крепись, друг, — шепнул Недлин. Когда пришли на якорную стоянку, Егор не ушел из рубки. Он упорно изучал станцию. В висках шумело, но Егор не сдавался. Он уже знал, что не так-то страшно море, как может показаться вна чале. Шло время. Вот в плавании Прудников впервые садится за штурвал и сразу же «теряет» лодку, с которой держал «кон такт» вахтенный. — Эх ... — махнул рукой командир от деления. отстраняя огорченного Пруднико ва от штурвала. — Бывает, не горюй, — спокойно ска зал Недлин. — Я тоже в первый раз «упустил»... Ты слушай, где резче, силь нее звук, там и напрягай слух. Долго после этого Прудников не садил ся за штурвал. Но он ни на кого не оби жался. Он понимал, что акустику надо в совершенстве знать станцию, иметь опыт и уметь слушать. Вскоре Недлин ушел в долгосрочный отпуск. — Я внаю, ты будешь хорошпм акусти ком, — сказал он Егору на прощанье, — тренируйся больше, учись. II Егор учился, тренировался, зака лялся. Корабль в море. Пдет контрольный по иск подводной лодки. Вот она «засечена». Егор сел за штурвал. Он волновался, как каждьш волнуется на экзамене, стремился во что бы то ни стало не «утерять» «пой манного» сослуживцем «противника». Воин прекрасно держал «контакт» с подводным кораблем, и командир, с ува жением пожав ему руку, сказал: — А вы упрямый, товарищ Прудни ков. Хорошо! Дружному коллективу моряков, в кото ром служит Прудников, был вторично вру чен кубок Главнокомандующего Военно- Морским Флотом з а о т л и ч н ы й поиск под водной лодки. За успехи в боевой и политической подготовке Егор Прудников был награж ден ценным подарком. Он заслужил дове рие и уважение товарищей. Его избрали членом бюро комсомольской организации корабля. Избрали и не ошиблись. На ком сомольских собраниях он не боится сказать правду в глаза о тех, кто нерадиво отно сится к службе. Это — еще одна замеча тельная черта его характера. Тов. Прудников — специалист второго класса, он учит молодежь по-настоящему любить свою специальность. По возвраще нии из плавания он и младший акустик Ерофеев никогда не уйдут из отсека, не осмотрев станции, не приведя ее в полный порядок. • — Станция не скажет, что у нее «бо лит». — шутливо говорит Егор. — Вот и приходится оа ней следить, как за ма леньким ребенком. Пначе и нельзя: отка жет в море, — что тогда! Об этом же Прудникову и Ерофееву не раз говорил командир отделения старшина 2 статьи Гризнлов, классный специалист и хороший акустик. Сейчас воины снова усиленно готовятся к контрольному поиску. — Постараемся, — заявляют они, — XX с’езду нашей партии сделать посиль ный подарок— на «отлично» проведем кон трольный поиск. Пусть знают Партия и Народ, что защитники морских рубежей любимой социалистической Отчизны всег да зорко несут боевую вахту. Матрос 3. ДОРОФЕЕВ. Мастерство зенитчиков По сигналу зенитчики бегом устремля ются на огневую позицию. Они быстро расчехляют орудия, занимают места сог ласно боевому расписанию. Цель в воздухе. Четко выполняет свои обязанности оператор старший матрос Ко лесников. Под стать ему работает отлич ник боевой и политической подготовки старший матрос Наливайко. — Есть цель, — докладывает Колес-» ников. Сноровисто обслуживают механизмы зе нитчики. В короткое время все готово. — Огонь! у В тот же миг следуют точные залпы. Успех комендоров не случаен. Много сил потребовалось от каждого воина, чтобы хо рошо изучить свое заведывание. умело и грамотно обслуживать технику. Настой чивость, стремление служить Родине так, как требует Присяга, позволили воинам до биться высоких показателей в боевой и политической подготовке. Особенно хоро шо служат старший сержант Калистов, младший сержант Братухин, старший ма трос Печонкин и другие. Зенитчики не довольствуются достиг нутыми успехами, а с каждым днем по вышают боевое мастерство, стремясь XX с ’езд КПСС ознаменовать новыми показате лями в учебе и службе. Матрос В. ВЯЛОВ. Матрос Г. ТАРАСОВ. Специалист первого класса главный старшина Иван Бледников умело передает своим подчиненным опыт и знания в обслуживании боевой техники. З а успехи в обучении моряков он награжден нагрудным знаком «Отличный артиллерист». НА СНИМКЕ : главный старшина Иван Бледников (справа) руководит приго товлением матчасти к стрельбе по контрольному листу. Он дае т указания замочно му старшему матросу Алексею Яшину. Фото И. Никишова. З а м е т к и о л е к ц и я х ЯРЧЕ И УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ИЗЛАГАТЬ ТЕМУ Достойную встречу XX с’езду КПСС готовят рабочие и служащие предприя тия, на котором работает бригадиром электросварщиков кандидат в члены КПСС Н. Мартынов. Его комсомольско- молодежная бригада уже к 1 сентября выполнила пятилетнее задание и сей час дае т продукцию сверх плана. НА СНИМКЕ : бригадир комсомоль ско-молодежной бригады электросвар щиков Николай Андреевич Мартынов з а работой. Фото И. Никишова. Опытный водитель Опытным водителем зарекомендовал се бя матрос Эвеле. Машину он всегда содер жит исправной и готовой к выходу в рейс. Любовь к технике, стремление честно вы полнить свой воинский долг помогли Эве ле провести машину без капитального ре монта на несколько тысяч километров больше положенного по норме, сэкономить немало бензина. Еще не было нп одного случая, чтобы по вине водителя Звеле вышла из строя какая-либо деталь. Он всегда во-время предупреждает причину неисправности. Эвеле много помогает менее опытным товарищам. Как-то матрос Крючков долго «возился» при запуске двигателя. Эвеле видел, как тот уже несколько раз отсое динял бензопровод и продувал его. — Никак не пойму, что за причина, — обратился он к товарищу. Эвеле осмотрел двигатель и сразу же обнаружил причину. Оказалось, что не правильно отрегулировано зажигание. За свою службу матрос Эвеле имеет ряд благодарностей от командиров. Недавно старший начальник поощ#л передового воина внеочередным кратко срочным отпуском. Матрос Н. ВЕРШИНИН. к Ъ /ж гт Л Ъ О УМЕЛО выполняют свои обя занности воины расчета, которым командует старший матрос Ильин. Благодаря заботе командира отлич ными специалистами стали матросы Косннов и Аверин. Старшина 2 статьи Б. Макеев. О АВТОРИТЕТОМ среди личного состава пользуется матрос Сибату- лнн. Он отлично обслуживает вверен ную боевую технику, поддерживает крепкую воинскую дисциплину. Старший матрос А. Захаров. О ЛЮ БИТ свою специальность старший матрос Смирнов. В любых условиях он тщательно прослушивает эфир, не пропускает ни одного сиг нала. — Хороший радист, — говорят в подразделении о Смирнове. Старший матрос И. Филиппенков. Тема лекции — «Переходный период от капитализма к социализму. Победа со циализма в СССР» уводит слушателей в эпоху громадных революционных пре образований в нашей стране. В сложной обстановке гражданской войны и разру шенного войной народного хозяйства Ком мунистическая партия возглавила борьбу за создание и победу социалистического базиса. Каждое решение партии в этот период встречалось в штыки со стороны явных и скрытых врагов народа и сто ронников реставрации капитализма. Преподаватель Набережный стройно и четко изложил основные положения темы, рассказал о неизбежности революционного преобразования капиталистического об щества в социалистическое, об экономи ческой политике партии в тот период, о необходимости индустриализации страны. Лектор указал, что марксистско-ленинское учение о переходном периоде имеет гро мадное теоретическое и практическое зна чение для рабочего класса и их авангар д а— коммунистических и рабочих партий всех стран. Хорошо была обоснована в лекции исто рическая необходимость политики индуст риализации. Совершенно правильно, на наш взгляд, сделал преподаватель, уделив этому вопросу большое внимание. Но в лекции есть и существенные не достатки. Главным можно, пожалуй, наз вать некоторый ее схематизм. Одно теоре тическое положение следует за другим, тема освещается полно, но живой картины преобразований того времени у слушателей не возникает, ее как бы заслоняет полит- экономнческая схема того времени. Гово рит автор о многоукладности, о государ ственном капитализме, о социалистиче ском укладе, но в каких конкретных формах это происходило, как это в жизни выглядело, — этого в лекции нет. А между тем, если бы лектор полнее пспользсвал резолюции и решения с’ездов и конференций партии, в которых при водятся яркие примеры пз жизни, это по могло бы ему значительно улучшить со держание лекции, облегчить слушателям восприятие сложной темы. Причиной схематизма в данном случае является то, что материал перенасыщен теоретическими положениями. Это можно об’яснить недостатком времени — на важ нейший по своему значению период, длив шийся около 20 лет, отводится в прог рамме всего четыре часа. Это, конечно, ос ложняло задачу лектора. Но еслп бы тов. Набережный не стремился говорить бук вально обо всем, что имеет отношение к этой теме, опустил бы некоторые положе ния, то он вполне смог бы вскрыть основ ные, главные вопросы темы во всей глуби не. тесно связав их с жизнью. При чтении курса политической экономии это тем более возможно, что слушатели имеют учебник, в котором последовательно излагаются ос новные вопросы темы. Например, можно было бы так подробно не останавливаться ка отличии социалистической революции от буржуазной, на разборе содержания диктатуры пролетариата, как Формы го сударства нового типа, и другие. Эти воп росы более подробно освещаются при изу чении истории КПСС и историческо го материализма. Слишком растянут в лекции разбор последнего Е о п р о с а темы о победе социализма в СССР и международ ном значении этого, который по существу является обобщением темы и мог быть изложен более сжато и по существу. Зада ча любой лекции давать не длинный пере чень теоретических положений, а ярко и убедительно, на жизненных примерах по казывать, как Коммунистическая партия претворяла идеи марксизма-ленинизма в жизнь. Это помогло бы слушателям уло вить связь излагаемых теоретических по ложений с жизнью, со своими практиче скими задачами. Вторым недостатком лекции является гладкое бесконфликтное изложение отдель ных вопросов темы. Особенно это относит ся к первой части лекции. А ведь для этого исторического периода особенно характерна ожесточенная борьба партии с различными антипартийными группировками, которые всеми силами ста рались помешать успешному строительст ву социализма в нашей стране. Взять хотя бы проводимую Коммуни стической партией новую экономическую политику, которая допускала некоторое в р а н н о е оживление капитализма при сохранении командных высот в руках пролетариата. Эта политика встретила бешеное сопротивление со стороны вра гов партии н народа. Одни предлагали уни чтожить социалистический сектор, сдать все хозяйство в руки капиталистов, дру гие временное допущение капиталистиче ских элементов расценивали как рестав рацию капитализма вообще. Критика капитулянтской политики вра гов народа, с одной стороны, и показ мел кобуржуазной сущности так называемых «левых», с другой стороны, — все это зна чительно повысило бы осевой, наступа тельный характер и идейный уровень лекции, лишний раз подчеркнуло бы пра вильность мудрой политики Коммуни стической партии. Лектор должен был показать эту борьбу. Но, к сожалению, этого сделано не было. На второй лекции по этой теме тов. На бережный удачно пользовался наглядными пособиями, иллюстрируя ими отдельные теоретические положения. К сожалению, этого не было на первой лекции: нагляд ные пособия были развешаны, но лектор к ним нн разу не обратился. Гозорят, что в любой лекции, даже очень хорошей, можно найти недостатки. Правильно! Можно и нужно найти эти недостатки и в дальнейшей работе испра вить. Ценнейшим качеством советского пропагандиста является постоянное стрем ление к совершенствованию своего мастер ства. М. П. Калинин, обращаясь к препо давателям высшей партийной школы, го ворил: «Рабочие и крестьяне в нашей стране готовы все отдать за Советскую власть. Так давайте же приложим все силы, чтобы еще больше обогатить и еще ярче озарить трудящихся нашей страны идеями марксизма-ленинизма». Т. Х0Л0СТ0ВА. Закрепить приобретенные знания В нашей части прошла итоговая проверка политических занятий. Дея тельно готовились к ней вонпы-гвардей- цы. К итоговой проверке были изготов лены: стенд ио материалам июльского Пленума ЦК КПСС, написаны плакаты. Умело используя наглядные пособия, мно гие слушатели группы показали хорошие знания. К примеру, высокие оценки полу чили гвардии матросы Малпнауекас, Гав- риленко и другие воины. Свои выступ ления слушатели тесно увязывали с за дачами воинов. Отличной оценки добились на провер ке слушатели группы, которой руководит офицер Малеев. Большую помощь руково дителю в подготовке слушателей этой группы к итоговым занятиям оказал его помощник — гвардии .младший сержант Чаусов. I Гвардии матрос А. ДАВЫДОВ. Письма о службе корабельных нарядов 2. На стоянке в За полчаса до развода по корабельной трансляции разнеслись слова команды: — Наряженным в караул, дежурство и на вахту приготовиться к разводу... На верхней палубе выстроились моря ки, назначенные в наряд. Молодой матрос Луканов стоит рядом со своим соседом по кубрику старшим матросом Адамовым. У обоих — на рукавах сине-белые повязки. - На правом фланге — корабельное де журство. В расстоянии шага от них — личный состав корабельной вахты. Выде ляются строевой выправкой командиры вахтенных постов старшины 2 статьи Ка- чанюк и Бажанов. Далеко видны их крас ные нарукавные повязки с белой полосой по середине. ^Старшины возглавляют сво их подчиненных — вахтенных у трапа старших матросов Сидоркина, Шеломанова, матроса Гудзь, вахтенных на полубаке старших матросов Маевского, Гасилина, матроса Лашко. Дальше в порядке боевых частей и служб расположились специаль ные наряды. Цуканов многих из этих мо ряков знает уже по фамилиям. Скосив влево глаза, он в и д и т артиллериста стар шину 2 статьи Прилипко. Говорят, что он подал рапорт с просьбой оставить его на сверхсрочную. Еще в первый день, когда новое пополнение прибыло на корабль, Цуканову и его друзьям ставили в пример безупречную службу старшины Прилипко, котельного машиниста старшего матроса Полынникова. За успехи в боевой и поли тической подготовке машинист награжден Грамотой ЦК ВЛКСМ. Полынников тоже сейчас стоит в строю. Левый фланг замы кает наряд на хозяйственные работы. Матрос Цуканов отмечает, что не толь ко он. но даже такие бывалые моряки, как старшина 2 статьи Прилипко. не мо гут скрыть своего торжественно-приподня того настроения. «Вот так. наверное, бывало на войне, перед боем», — думает матрос, и сердце его наполняется гордостью за оказанное доверие. Размышления Цуканова прервало появ ление дежурного по кораблю. Широкий в плечах, с румянцем на щеках лейте нант Суворов четким- шагом направлялся к строю. Старшина 2 статьи Кореньков скомандовал: — Смирно, равнение налево! Товарищ лейтенант, суточный наряд выстроен к разводу. Дежурный по низам старшина второй статьи Кореньков. Дежурный по кораблю поздоровался с личным составом наряда. Вместе со все ми. отвечая на приветствие офицера. Цу канов еще острей ощутил себя неотдели мой частицей боевого, дружного коллекти ва. С товарищами, ставшими для него са мыми близкими, он готов пойти в огонь и в воду, исполняя свой долг перед Родиной, и скорее умрет, чем изменит благородным законам нерушимой матросской дружбы. А лейтенант Суворов тем временем об ходил строй, придирчиво проверяя форму одежды, обязанности дежурной и вахтен ной службы. У молодого матроса Цукано ва даже дух захватило, когда на нем оста новился внимательный взгляд офицера. Но лейтенант, видимо, остался доволен внеш ним видом моряка. В глазах Суворова блеснули веселые искорки, когда он смот рел на Цуканова. Вопросов дежурный по кораблю ему не задавал. Наверное, помнил, как хорошо отвечал матрос на инструк таже. После проверки лейтенант Суворов об ратился к воинам: — Кто не понял назначения, поднять руку. Строй не шелохнулся. По знаку офицера горнист матрос Юдин сыграл «Марш по местам». Дежурный по кораблю вошел в отве денное для него помещение. Вскоре он уже принимал доклады о заступлении но вого наряда. Суворову не сиделось на месте. Чувство большой ответственности, возложенном на него, заставляло все проверите, преду смотреть. чтобы никакие случайности не нарушили размеренной жизни экипажа, не отразились на боевой готовности кораб ля. Усиливался ветер. Почти перпенди кулярно мачте вытянулись концы вым пела. Лейтенант позвонил дежурному ру левому. базе — Чаще докладывайте о ветре, — приказал офицер. Потом Суворов обошел верхнюю палу бу. На шкафуте он увидел дежурного боц мана старшину 2 статьи Примака. Тот ру ководил погрузкой. Опытный моряк вни мательно следил, чтобы она производилась концами и стропами, отвечающими по своей прочности и назначению весу под нимаемых предметов. — Дежурный рулевой докладывает, что скорость ветра повышается. — обра тился к боцману лейтенант. — Будьте готовы обеспечить работу шпиля, устано вите наблюдение за швартовыми. — Есть. — ответил старшина. После короткой паузы дежурный по кораблю продолжал: — Бельевые леера у вас пе в поряд ке. Они не полностью обтянуты. Прикажи те обтянуть. Офицер ушел, а дежурпый боцман тут же приступил к устранению отмеченных им недостатков. Попутно старшина 2 ста тьп Примак проверил исправность такела жа. Он знал, что лейтенант Суворов, хотя и молод, но службу хорошо разумеет, глаз у него острый, всякий самый малый про мах увидит и слабины не допустит. А лейтенант Суворов уж давал соответ ствующие указания дежурному по элект ромеханическому подразделению старшине 2 статьи Кирилюку на случай экстрен ного ввода машин в действие. Офицер также предупредил вахтенного у трапа о необходимости соблюдать высокую бди тельность. Ни один человек, не имеющий соответствующих документов, не может ступить на палубу родного корабля. А как однажды случилось. На борт взошел незнакомый вахтенному военнослужащий, но документы у него он не собирался про верять. — Почему вы так поступаете? — строго тут же спросил дежурный офицер вахтенного. — Да ведь он в формо советского воен ного моряка, — оправдывается вахтенный, допустивший грубейшее нарушение нн- 1 СТРУКШШ . ствует капиталистическое окружение, им периалисты будут засылать в Советский С-оюз шпионов, вредителей, диверсантов. Не допускать их проникновения к госу дарственным и военным об’ектам, не дать им возможности вести свою подрывную работу — важнейшая обязанность всех воинов и. в первую очередь, тех, кто не сет караульную, вахтенную и дежурную службы. Дежурно-вахтенная служба продолжала неусыпное наблюдение за осуществлением уставного распорядка корабельной жиз ни. В то время, когда весь личный состав готовился к очередному занятию по спе циальности. несколько матросов стояли на полубаке и о чем-то беседовали. IIx уви дел старшина 2 статьи Бажанов. — Почему не занимаетесь? — строго спросил старшина. Матросы молчали. Тогда вахтенный старшина приказал: — Шагом марш в кубрики, за учебу! Моряки незамедлительно исполнили команду. Не обошлось на дежурстве без промахов. Нарушил инструкцию вахтенный стар шина Окатов. По инструкции он должен находиться у трапа. Но старшина 2 ста тьи Окатов без разрешения ушел на полу бак. В это время возле корабля проходил штабной катер, на борту которого нахо дился старший начальник. Как положено, у трапа выстроились для приветствия командир корабля, дежурный, вахтенный на юте, дежурный горнист и другие. — Почему отсутствует вахтенный стар шина? — спросил командир корабля лей тенанта Суворова и, не дожидаясь ответа, добавил: — Служба корабельных нарядов призвана следить за порядком, а вы его сами нарушаете. Замечание командира дежурный по ко раблю воспринял как указание быть бо лее требовательным, строже контролиро вать подчиненных. Как порой бывает. Приказано спустить, скажем, шлюпку с матросами, чтобы заве сти на бочку конец. Но инструкции все выделенные для этого моряки должны быть одеты в спасательные жилеты. Но у отдельных военнослужащих неправильное представление о значении мер безопасно сти. Мол. посчитают матросы трусом, ес ли увидят на мне «панпковку» так пренебрежительно называет спасательные зная, све садятся матро- жнлетов. Все это делается на глазах у службы кора бельных нарядов, но нн вахтенные стар шины, ни дежурный боцман не пресекают грубейшего нарушения инструкции. А подобный либерализм может привести к человеческим жертвам. Наше студеное море шутить не любит. Даже хороший пловец без спасательных средств долго на поверхности воды не продержится. Припомнились офицеру промахи, кото рые встречались во время дежурств и на их корабле. Вахтенный матрос Тере хов однажды очень небрежно, с хо лодком отнесся к своим обязанностям. За нарушение инструкции его пришлось снять с вахты. В другой раз дежурный удалил с поста матроса Богданова за по терю бдительности на вахте. — А как сегодня идут дела у старше го матроса Маевского? — подумал лейте нант Суворов. Дело в том, что в один из последних нарядов старший матрос Маев- ский, будучи вахтенным, самовольно ушел в коридор личного состава. Такое грубей шее нарушение инструкции не осталось, конечно, безнаказанным. О проступке старшего матроса Маевского осталась за пись в журнале дежурного по кораблю. Лейтенант Суворов пришел на полубак. Учтя прежнюю ошибку, Маевскнй нес вахту образцово. Концы были уложены в полном порядке, в любой момент готовые к подаче. Офицер перегнулся через борт. II здесь все находилось в норме. Ни кран цев, ни свободных концов, ни каких-либо других ^предметов, надобности в которых нет, лейтенант не заметил. Но особенно отличился старший матрос Маевский позже. Ночью срочно отходил рядом стоящий корабль. Нужно было без задержки отдать швартовы. Играть аврал, вызывать баковую п ютовую команды, — на это ушло бы слипгком много времени. II дежурный но кораблю принял решение отдать швартовы с помощью тех моряков, которые в_ то время несли вахту на верх ней палубе. Нот здесь-то и показал от личную сноровку старший матрос Маев ский. Он один действовал почти за целую баковую команду. Им руководствовали два чувства. Во-первых, стремление — не затянуть экстренный выход и, в о - в т о р ы х . желание не уронить престиж родного корабля перед соседним экипажем. Пусть, мол, видят, какие умелые и расто ропные моряки у нас вахту правят. Так же хорошо при отдаче швартовов дейст вовали старшины 2 статьи Бажанов и Примак, молодой матрос Зайцев. Утром, начиная новый учебный день, личный состав и не догадывался, как крепко пришлось поработать службе ко рабельных нарядов, пока весь экипаж отдыхал. Но если бы и узнали об этом моряки, восприняли все как должное. А как же иначе может быть. Они заступят в наряд и тоже будут, как эта смена, выполнять свой долг, отдавая все силы и знания поддержанию постоянной боевой готовности родного корабля. Перед под’емом лейтенант Суворов соб рал дежурных по подразделениям и ука зал, кто в каком помещении наблюдает за побудкой. Иод'ем прошел исключитель но организованно. Никто пз моряков не замешкался, никого в этот день не приш лось персонально «приглашать» поки нуть койку. После под’ема Военно-морского флага корабельная жизнь стремительно набира ла темп. Дежурная и вахтенная служба следила, чтобы не проходила впустую нп одна минута учебного времени, чтобы точно соблюдался распорядок дня. чтобы на корабле поддерживалась образцовая чи стота. а оружие и технические средства находились в полной боевой готовности. Быстро освоился с новыми для него обязанностями дневального матрос Цука нов. По началу он робел, когда нужно было сделать замечание кому-либо из старослужащих матросов за несоблюдение формы одежды или пребывание в кубрике в неположенные часы. Но он переборол в себе эту слабость и установил в своем помещении примерный порядок. В лагунах находилась кипяченая вода, столы были аккуратно прибраны. Строго соблюдались правила безопасности. Когда туда пришел дежурный по кораблю, он по заслугам оценил старательность молодого матроса. Вечером, готовясь к сдаче своих обя занностей другому офицеру, лейтенант Суворов записал в журнале дежурного по кораблю: «За образцовое несение службы корабельных нарядов ходатайствую о вынесении поощрения старшине 2 стл- /гьи Бажанову. старшему матросу Маев- скому. матросам Цуканову и Зайцеву». Е . ДНЕПРОВ. Надо всегда помнить, что пока суще- ,*жилеты кое-кто из моряков, не сколько людей спасли они. II вот в жую погоду в шлюпку сы без спасательных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz