На страже Заполярья. 1955 год. Октябрь.
W4 aoEH .c ш у За нашу Советскую Родину! иа СТРАЖЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Г а з е т а С е в е р н о г о ф л о т а № 246 (5398). Воскресенье, 1 6 октября 1955 года. Год издания 19-й. » Ц Э А Т Е « И Ы « М З Г М и Л * Воины Советской Армии и Военно-Морского Флота должны быть всегда в состоянии полной боевой готовности, настойчиво овладевать новейшей техникой, неустанно совершенствовать своё военное мастерство и свои военно-политические знания. Это одна из замечательных традиций наших доблестных Вооружённых Сил. Храни и умножай , моряк, славные боевые традиции! Большим праздником не только для лич ного состава Черноморского флота и тру дящихся Севастополя, но и для всех со ветских моряков был день 13 октября 1955 года — день, когда состоялось вру чение городу-герою ордена Красного Зна мени. Высокой правительственной награды Севастополь удостоен в связи со столети ем его героической обороны в 1854— 1855 годах и за большие заслуги перед Советской Родиной. Вручая орден, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. Е. Ворошилов и Первый секретарь Централь ного Комитета КПСС товарищ Н. С. Хрущев призвали черноморцев свято хра нить и приумножать славу боевых тради- дий города-героя и быть достойными тех, кто в прошлом не раз давал должный от пор врагам нашей Родины. Дорожить героическими традициями на шего народа, его славных Вооруженных Сил, приумножать их своими патриотиче скими делами — первейшая обязанность .каждого советского воина. На флот пришло молодое пополнение. Вчерашние труженики фабрик и заводов, колхозных и совхозных полей встали в ряды вооруженных защитников своей ве ликой Отчизны. Вместе с оружием, с по четным воинским званием каждый из них принимает, чтобы нести дальше, как зна мя. и высоко держать честь и боевую сла ву наших Вооруженных Сил, их священ ные традиции, воплотившие в себе яркие, незабываемые страницы героической исто рии Советской Армии и Военно-Морского Флота. Традиции Вооруженных Сил СССР являются выражением революционных традиций Коммунистической партии, рабо чего класса, всего советского народа. В основе наших воинских традиций ле жит прежде всего высокая политическая сознательность личного состава Армии и Флота, глубокое понимание ими своих бла городных задач. Советские воины, указы вал В. И. Ленин, понимают, что они «от стаивают свою. Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то де ло, победа которого им и их детям обеспе чит возможность пользоваться всеми бла гами культуры, всеми созданиями челове ческого труда». Все это воодушевляет на ших воинов на самоотверженное, ревност ное выполнение воинского долга, вызы вает у них благородное стремление честно и добросовестно служить народу. Верность воинскому долгу — одна из важнейших традиций Вооруженных Сил ССОР. Она означает, что советский воин не остановится ни перед какой преградой, не побоится никаких трудностей, чтобы с до стоинством и честью выполнять все. что повелевает ему Присяга. Если для этого потребуется отдать свою жизнь, он не дрогнет, не отступит от клятвы, ибо долг перед Родиной для него превыше всего! Кто не знает о бессмертном подви ге рядового Александра Матросова, ко торый грудью своей закрыл амбразуру вражеского дота, чтобы обеспечить на ступление своей роты. Здесь, на Севере, этот подвиг повторил морской пехотинец Алексей Клепач в октябрьские дни 1944 года. Таких примеров непоколебимой верности воинскому долгу в боевой истории нашей Армии и Флота бесчисленное множество. Они учат всех советских воинов тому, как надо выполнять Присягу, свою почетную обязанность защитника Родины. Не толь ко в боях, но и в мирной учебе, в повсе дневной службе верность воинскому долгу находит такое же яркое выражение в де лах наших воинов. II в мирное время есть место для подвигов! Замечательной традицией Вооруженных Сил СССР является массовый героизм на ших воинов в бою, их беззаветная храб рость, мужество и стойкость. В связи с появлением новых видов ору жия и техники героизм, мужество и от вага приобретают еще большее значение. Этими качествами должен обладать каж дый советский воин, помня, что они. как воздух, нужны для победы над сильным и технически оснащенным противником. А воспитывать такие качества в себе надо теперь, в дни мирной учебы. Любовь к овоему кораблю, части, вер ность его боевому знамени также состав ляет одну из славных традиций наших Вооруженных Сил. Это выражает собой глубоко патриотическое чувство — чувст во постоянной заботы об интересах госу дарства и народа. Вот что говорил по это му поводу выдающийся советский полко водец М. В. Фрунзе: «Задачу воспитания можно будет считать решенной лишь тог да, когда каждый красноармеец пропи тается чувством любви к своей части, а через нее и ко всей Красной Армии, когда он будет гордиться принадлежностью к ней, будет радоваться ее успехам и огор чаться из-за ее неудач». Любить свой корабль, свою часть, быть верным знамени части — значит отдавать все силы, знания и энергию тому, чтобы возвеличивать его боевую славу, ревност но оберегать его честь. Для этого надо в первую очередь самому быть образцом в выполнении воинского долга и помогать в этом своим товарищам по службе. Отсюда непосредственно вытекает еще одна из традиций нашей Армии и Флота — это нерушимая войсковая дружба и това рищество. В бою дружба и товарищество советских воинов проявляются в том. что каждый из них всегда готов, не щадя соб ственной жизни, придти на выручку дру гому. помочь в достижении пебеды над врагом. Сейчас, в мирное время, эти заме чательные качества находят свсе выраже ние во взаимной помощи друг другу в учебе, службе, дисциплине. Наши Армия и Флот оснащены замеча тельной и сложной боевой техникой, пер воклассным оружием. Родина дала все это советским воинам для надежной охраны ее безопасности от империалистических аг рессоров. Глубоко изучить вверенное вои ну оружие, постоянно стремиться к совер шенствованию своих военных и политиче ских знаний — важнейшая его обязан ность. Это также является традицией Со ветских Вооруженных Сил. Молодые моряки флота! Вы начали свою почетную военную службу. Перед вами — большой путь и благородные задачи Выполняя священный долг перед Родиной, во всем следуйте тем правилам и обычаям, которые сложились в Советских Воору женных Силах и составляют их незыбле мые боевые традиции. Непоколебимой вер ностью воинскому долгу, честным и само отверженным выполнением всех возложен ных на вас обязанностей, отличной уче бой. безупречной дисциплиной храните и приумножайте эти славные героические традиции. . э х * ' Его Превосходительству господину К. Е. ВОРОШИЛОВУ Председателю Президиума Верховного Совета СССР МОСКВА Ваше сообщение о ратификации Президиумом Верховного Совета СССР соглаше ний. подписанных в Москве 19 сентября 1955 года, а также сердечные поздравления и пожелания от Президиума Верховного Совета СССР и от Вас, господин Председа тель. лично доставили мне большую радость. Я также глубоко уверен в том, что Протокол о продлении срока действия Дого вора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Финляндией и СССР и Сог лашение о возвращении Финляндии территории Порккала-Удд являются основными вехами на пути мирного и дружественного сосуществования наших народов, служа щего хорошим примером для народов всего мира. Позвольте мне, господин Председатель, поздравить Вас и в Вашем лице Пре зидиум Верховного Совета СССР по поводу ратификации этих важных соглашений и пожелать счастья народам Великого Советского Союза. Ю. К. ПААСИКИВИ Президент Финляндской Республики Его Превосходительству господину Н. А . БУЛГАНИНУ Председателю Совета Министров СССР МОСКВА От имени правительства Финляндии и лично сердечно благодарю Вас, госпо дин Председатель, и в Вашем лице Правительство Советского Союза за Ваши любез ные поздравления и пожелания по случаю ратификации президентом Финляндской .Республики и Президиумом Верховного Совета СССР Протокола о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Финлян дией и СССР, а также Соглашения о возвращении Финляндии территории Порккала- Удд. Правительство Финляндии полностью присоединяется к мнению Советского правительства о большом значении этих соглашений для дальнейшего развития дружественных отношений между нашими странами. Мы твердо уверены в том. что они являются надежным залогом непоколебимой дружбы, глубокого взаимопонимания и искреннего доверия между нашими народами и их правительствами. Прошу Вас, господин Председатель, и в Вашем лице Правительство СССР при нять самые искренние поздравления правительства Финляндии и мои лично, а так же наши лучшие пожелания благополучия и успехов народам Советского Союза. УРХО КЕККОНЕН Премьер -Министр Финляндии : ПРИЕМ Н. С. ХРУЩЕВЫМ ПЬЕТРО НЕННИ ЯЛТА. 15 октября. (ТАСС). Сегодня первый секретарь Центрального Комитета КПСС Н. С. Хрущев принял генерального секретаря Итальянской социалистической партии, депутата парламента Италии, вице-председателя Всемирного Совета Мира Пьетро Ненни и имел с ним продолжительную дружескую беседу по общим пробле мам международного положения и борьбы за мир. Н. С. Хрущев и Пьетро Ненни вместе пообедали и совершили п р о г у л к у по бе регу м о р я . X X съезду КПСС — достойную встречу Передовые артиллеристы крейсера • : v V x - ; - v . v ^ ■ В МОРЕ РАСТЕТ МАСТЕРСТВО Старательной учебой молодой моряк умножает честь и славу передового боевого поста Напряженный день учебы и работы моряков окончился. Личный состав по строен на вечернюю поверку. Раздаются команды: л — Равняйсь! — Смирно! — Матрос Ковальчук, выйти из строя. Чеканя шаг. пз строя вышел матрос и стал лицом к шеренгам моряков. — За отличные успехи в изучении специальности и примерную дисциплину матросу Ковальчуку об’являю благодар ность. — сказал командир. — Служу Советскому Союзу! — слы шится ответ моряка. Это не первое поощрение передового воина. Высокое чк>евое мастерство, мор ская выучка Ковальчука несколько раз от мечались командиром. ...Прибыв на корабль, молодой матрос серьезно взялся за изучение специально сти. Он настойчиво и старательно изучал сложные механизмы и их назначение. Напряженная учеба, усиленные трениров ки каждый день обогащали его знания военно-морского дела. Старослужащие мо ряки. командир отделения охотно переда вали свои знания и опыт молодому матро су. Все. что воин изучал на занятиях по специальности, он закреплял на практи ке в морских походах. Незаметно прошло несколько месяцев флотской службы. Молодой матрос прочно усвоил свои обязанности, научился пра вить вахту. Вскоре командир отделения доложил офицеру, что Ковальчука можно поставить на штат. — Первый этап службы пройден, по впереди еще много трудностей, — напут ствовал Ковальчука его командир. — Не сдавайте темпов в изучении специально сти, постоянно стремитесь к достижению высот боевого мастерства, и вы этого достигнете. Молодой матрос во всем следовал ука заниям командира, советам бывалых мо ряков. Конечно, были v него и трудности, но Ковальчук никогда не отступал перед ними, а смело их преодолевал. Вот случай, который произошел недав но. Раздалась команда: «Корабль к бою и походу изготовить». Ковальчук, как и все матросы, проворно вскочил с койки, бы стро оделся и в числе первых прибыл на свои пост. Линия валов — это обширное и сложное заведывание. Ковальчуку и раньше приходилось готовить этот пост к походу, но тогда он был дублером, за всеми его действиями наблюдал старший згатрос Барабошнн. Теперь же ему при шлось впервые готовить боевой пост самому. Открыв тяжелые крышки люков, кори доров линии валов. Ковальчук специаль ным ключом отжал дейдвуднын сальник. Забортная вода побежала из него беспре рывной струйкой. «Пожалуй многовато», — подумал он. — «Так все время придет ся гонять водоотливные эжекторы». Не большой поворот ключом, и вода начала капать через равные промежутки време ни. Внимательно осмотрев и проверив тормозное устройство, Ковальчук перешел к подшипникам. Один за другим осмат ривал он их, доливал масло до нормаль ного уровня. Осмотрев последний подшип ник. молодой матрос еще раз продумал свои действия. Все правильно. Можно докладывать. — Заведывание к бою и походу изго товлено. Вскоре корабль снялся со швартовых и взял курс в открытое море. Колокола громкого боя известили о на чале тренирозок на боевых постах. По усилившейся вибрации корпуса и быст рому вращению валов Ковальчук понял, что корабль набирает ход. Теперь надо быть особенно внимательным. Температу ра на подшипниках стала повышаться. Нужно открыть охлаждающую воду. Лег ким поворотом маховика Ковальчук от регулировал давление воды на манометре. Температура подшипников стала устойчи вой. Но вот на одном ил подшипников тем пература стала подниматься. — В чем дело? Уровень масла нор мальный, вибрации на подшипнике нет. Почему же он греется? Ковальчук перебрал в памяти возмож ные неисправности. «Может быть малое давление, охлаждающей воды? Нет, давле ние нормальное. Наверное, забился трубо- Высокнми успехами в боевой и поли тической подготовке встречают XX с’езд КПСС моряки крейсера Н. Особенно больших достижений добился личный со став в состязательных артиллерийских стрельбах. НА СНИМКЕ : группа передовых ко мендоров корабля, которая обеспечила успешное выполнение учебно-боевой з а дачи. (Слева направо): старшина 2 ста тьи В. Докшин, старший матрос В. Га силин, лейтенант Ю. Мезин, матрос К. Зяблицев, главный старшина И. Кило- ватый, старшина 2 статьи А. Капранов, капитан-лейтенант Б. Евстропов, стар шина 1 статьи А. Арчаков, лейте нант Ю. Чевокин, матрос В. Лафич, главный старшина М. Иванов, старшина 2 статьи Н. Русаков, главный старшина И. Бледников, матрос Н. Азимов и стар ший матрос В. Александров. Фото И. Никишова. провод охлаждающей воды непосредствен но у подшипника. Такие случаи бывают». Быстро отыскав гаечные ключи, Коваль чук стал отворачивать гайку штуцерного соединения. Пз слегка ослабленного соеди нения струйкой ударила вода, приятно ос вежив разгоряченнсе лицо. «П это не при чина». Чувство досады сжало сердце мо лодого матроса. Первая самостоятельная вахта, и такой неприятный случай! Опершись на подшипник руками, Ко вальчук вдруг почувствовал, что края его заметно горячее, чем середина. Вот оно что! Концевые уплотнения подшипника сильно поджаты. От чрезмерного трения о набивку вал нагревается, тем самым нагревая подшипник. Нужно слегка ос лабить боковые крышки подшипника, и температура спадет. Так он и поступил. После ослабления крышек температура подшипника стала нормальной. Ковальчук облегченно вздох нул. «Впредь нужно быть внимательней, — подумал он. — Как я сразу не дога дался ощупать подшипник со всех сторон. Тогда бы не было этих мучительных по исков разгадки». Кто-то легонько тронул Ковальчука за плечо. Перед ним стоял Барабошпн. — Ну. как дела? Пора сдавать вахту. Ковальчук удивленно глянул на часы. Как быстро промелькнули часы первой самостоятельной вахты. Вскоре молодой специалист рассказал сменщику о слу чившемся. Тот. пряча улыбку, сказал: — Ничего, бывает. Только в море на ходовой вахте можно узнать капризы езо- его заведывания и научиться настоящему боевому мастерству. А вообще вы несли вахту хорошо — не уронили чести наше го боевого поста, который считается пере довым на корабле. Главный старшина Л. ИВАЩЕННО. Отличное звено На подведении итогов выполнения пла на осевой и политической подготовки командир части отметил отличную работу звена старшего лейтенанта Лоскутова. Отлично овладезая авпапионной техни кой. старший лейтенант Лоскутов умело передает опыт другим воинам. В подго товке авиационных специалистов передо вой командир использует главным образом метод индивидуальной работы с каждым подчиненным. Личным примером он вооду шевляет их на новые успехи в боевоП и политической подготовке, прививая чув ство личной ответственности за поручен ное им дело. Повседневную заботу командира о по вышении боевой готовности звена под тверждают многие примеры. Один из лет чиков по болезни значительно от стал в боевой учебе. Предстояло мно го потрудиться над решением теоретиче ских и практических в о п р о с о в , которые позволяют летчику успешно выполнять сложные задачи. Командир звена лично занимался с летчиком. В подразделение прибыл матрос Ще- лочков. Он почти не имел опыта работы с авиационной техникой. Несмотря на это, молодой авиатор с большим желанием взялся за учебу. С любовью и старанием он познавал тонкости сложной техники, а в трудные минуты всегда находил поддержку со стороны командира. На стойчивый труд и повседневная товари щеская помощь позволили Щелочкову глу боко изучить свсе яаведыванпе. Командир доверил ему подготовку самолета к поле там. За глубокое знание специальности и прилежание к службе передовой воин за числен в ряды отличников. Ныне все авиаторы' звена. вместе со своим командиром, образцово выполняют требования уставов, инструкций и настав лений. Напряженная учеба принесла лич ному составу заслуженный успех. Готовясь к XX с’езду КПСС, воины- авиаторы звена заверили командование, что они приложат все усилия для совер шенствования своего летного мастерства, будут неустанно повышать свою боевую готовность. Старший лейтенант В. ПЫХТИН. Ценное усовершенствование Перед нами — стальная за готовка под 27-миллиметро вую гайку. Шесть гранен ее — абсолютно одинаковы, в центре — разметка для свер ловки. Чтобы из такой заго товки сделать гайку, остает ся лишь просверлить отвер стие и нанести резьбу. Эта де таль изготавливается механи ческим способом — посредст вом предложенного новатором Горбенко штампа. На заседании бюро рацио нализации и изобретательства строительной организации первым обсуждалось предло жение Виктора Горбенко, мо лодого слесаря-инструменталь щика. Оно было одобрено. Это техническое усовершен ствование — одно из многих, которые все чаще внедряются в производство на предприя тиях и стройках нашего фло та. Особенно много предложе ний в БРИЗ поступает в по следнее время — после июль ского Пленума ЦК КПСС, при звавшего трудящихся нашей страны усилить борьбу за технический прогресс, повы сить производительность тру да. Р а ц и о н а л и з а т о р ы в б о р ьб е з а повыш ени е п ро и зв о ди т ел ьн о с ти т р у д а Усовершенствование Гор бенко как оаз и является нов шеством. направленным на увеличение производственных возможностей предприятия. В чем же суть его. как влияет оно на ускорение из готовления деталей? На любом, даже небольшом механическом предприятии можно встретить арматурные ножницы, приводимые в дей ствие при помощи электромо тора. Обычно на них режут металлическую арматуру, по лоску. заготовку t под неболь шие детали и т. д. Вот эти-то ножницы, по совету одного из работников предприятия тов. Минеева. и решил использо вать слесарь Горбенко, но уже не для резания металла, а для штамповки гаек. — При изготовлении штам па я терпел неудачи. Дважды пришлось переделывать его конструкцию. — рассказыва ет т. Горбенко. — не один раз изменял направляющую втулку, натяжные винты... Упорство новатора, жела ние помочь предприятию в выполнении производственно го плана взяли верх. Штамп был сделан. Все его части бы ли изготовлены из сортовой стали, которая нашлась в ме ханической мастерской. Первые же испытания нозо- го метода холодной обработки металла дали хорошие резуль таты. Одна за другой заготов ки иод гайки выходили из-под штампа. Проблема с гайками была решена успешно и до вольно эффективно. Ценность усовершенствова ния Горбенко заключается не только в том. что оно намно го ускоряет процесс изготов ления заготовок для гаек пли других небольших деталей, но также и в том. что этот штамп в течение одного часа может быть переоборудован под приводные ножницы и наоборот. Сделать такой штамп под силу любой мастер ской пли nexv. где имеются приводные ножницы. Хороши экономические по казатели штампа. Р ан ьте на предприятии, где работает т. Горбенко, для того, чтобы из готовить о д н у заготовку или поковку под обычную шести гранную гайку кузнечным способом, требовалось до чет верти часа. Применение нов шества резко повышает произ водительность труда: в тече ние одного часа изготовляется 530 заготовок. Применение усовершенство вания слесаря Горбенко дает экономию металла до 20 про центов за счет уменьшения от ходов. Кроме того, материалом для заготовок могут служить такие обрезки стали, которые ранее шли в металлический лом. Своим творческим трудом рационализатор Горбенко де лает вклад в выполнение за дач, поставленных перед на родом июльским Пленумом ЦК КПСС. Высокими производст венными успехами встречает он XX с езд КПСС. Офицер Г. Г0Р0Н. * Готовимся стать классными специалистами Не за горами время сдачи акзаменов на классность. Поэтому у воинов нашего ко рабля идет плодотворная подготовка к ним. Оживление царит в группе комендо ров. где старшиной специалист первого класса старшина 2 статьи Смирнов. На боевом посту личный состзв отрабатывает действия по выполнению нормативов, по замене вышедших из строя товарищей, по устранению повреждений. Большое внимание уделяется и молодым матросам, которые также в скором време ни должны стать классными специалиста ми. самостоятельно выполнять обязанности на боевом посту. Хороших результатов в подготовке к сдаче экзаменов на классность добились старшие матросы Каргин — старшина башни, Плюшкин — старшина подбашен ного отделения, матрос Гладплов — коман дир орудия и другие. Пз молодых моряков выделяются матросы Хома, Кузнецов, Ба лашов. Современный бой язляется суровым испытанием моральных и физпчсскнх сил личного состава. Отлично понимая это. подчиненные старшины 2 статьи Смирно ва серьезно относятся к тренировкам, чет ко выполняют требования своего стар шины. Идет боевая учеба. Слышится коман да: — Заменить стреляющее приспособле ние! Матрос Гладплов. укладываясь в норма тивы. заменяет вышедшее из строя стре ляющее приспособление и ставит новое. Даются вводные и наводчикам. Они также умело их выполняют. Ежедневно тренируясь, с большим упор ством моряки совершенствуют свои бое вые навыки. Тренировки проходят ус пешно как в нормальных условиях, так и в сложных. Моряки корабля хотят сдать экзамены на классность как можно лучше. Это бу дет достойным подарком Родине. Коммуни стической партии ко дню ее XX с’езда. Старший матрос А. КОРОЛЕВ. Старательный воин Большим уважением пользуется среди личного состава электромеханик старшин матрос Речецкий. Воин хорошо изучил вверенную ему боевую технику, грамотно и умело ее эксплуатирует. За все время службы старший матрос Речецкий не имеет ни одного взыскания. Помнится один случай. Шла подготов ка к полетам. В одном из агрегатов сби лось зажигание. Агрегат мог отказать. Старший матрос Речецкий немедля устра нил этот недостаток. II тут как раз пода ли сигнал: — Включить агрегат. Питание сразу же было подано. За держки не произошло. В течение ночных полетов агрегат работа! отлично. Полеты окончены. Руководитель дал высокую оценку подготовке материальной частп. Ставший матрос П. БОЧАРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz